Методика создания альтернативных программ по предмету "музыка" с учетом национально-региональных особенностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бакшаева, Елена Владимировна

  • Бакшаева, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 286
Бакшаева, Елена Владимировна. Методика создания альтернативных программ по предмету "музыка" с учетом национально-региональных особенностей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 286 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бакшаева, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы решения проблем общего музыкального воспитания и образования.

1.1. Вклад выдающихся представителей музыкальной педагогики конца XIX - XX века в создание системы общего музыкального образования России.

1.2. Личность В.Н.Шацкой, ее вклад в разработку основных систем общего музыкального воспитания и образования.

1.3. Исторический обзор программ по музыке с 1918 года по настоящее время.

Выводы по I главе.

ГЛАВА II. Педагогическая организация современного урока музыки.

2.1. Психологические основы и дидактические принципы построения программ по музыке.

2.2. Народная песня в современном уроке музыки и работа над вокально-хоровыми навыками.

Выводы по II главе.

ГЛАВА III. Использование национально-регионального компонента в содержании современного урока музыки.

3.1. Обобщение опыта учителей Чувашии по созданию альтернативных программ по предмету "Музыка". 118 3.2. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы с учащимися 1 -3 классов по программе

Музыкальное путешествие по родному краю".

Выводы по III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика создания альтернативных программ по предмету "музыка" с учетом национально-региональных особенностей»

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в д период социальной перестройки во всех сферах жизни нашего общества, ставят перед педагогикой искусства задачи, обусловленные противоречивыми процессами переоценки системы идеологических, религиозных, нравственных, эстетических ценностей.

В настоящее время в художественном и, в частности, музыкальном образовании школьников ясно обозначилась "проблемная ситуация": с одной стороны, очевидна острая необходимость нравственного и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений; с другой - явно недостает специальных курсов и программ, в которых знания о культурных ценностях даются с учетом национально-региональных особенностей.

Подчеркнем, что человек, не познавший культуру своего народа, вряд ли будет способен и к полноценному постижению мировой культуры. Осознание значимости национальной культуры, ее художественного компонента, должно стать фундаментальной частью программы эстетического воспитания на всех этапах становления личности. Основой основ любой национальной культуры является, как известно, народное творчество.

Следует констатировать, что в настоящее время совершился полный разрыв между певческими, народными традициями и современной поп-музыкой, оказывающей тлетворное и развращающее влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Истинным бедствием следует считать бесконечный поток рок-музыки, тотально f заполонивший ТВ, радио и другие СМИ, несущий в себе огромную силу разрушения веками устоявшихся человеческих ценностей, связанных с идеями добра и зла. Подобное отчуждение от подлинной духовной культуры и национальных корней привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной атмосфере, сложившейся в современном обществе. Особенно сложная ситуация ф возникла в детской и подростковой среде.

Поэтому, очевидно, назрела необходимость строить массовое музыкальное воспитание, в гораздо большей степени опираясь на традиции национальной культуры. Одной из них является формирование личности ребенка через среду, создающую условия для восприятия искусства. В связи с этим, начальное обучение музыке следует вести в контексте национальных традиций (поскольку хорошо постигается уже частично известное, но не совершенно новое), постепенно расширяя проблематику и тематику учебного процесса. Приобщение к национальному музыкальному наследию помогает сформировать в детях чувство национального самосознания, причастности к своему народу. ^ Подчеркнем, что фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в доступной форме передавались от поколения к поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия об окружающем мире. Участие детей в календарных праздниках было для них своего рода освоением жизненного опта, школой восприятия традиций. Знакомство с народной песней расширяет представления ребенка о народном музыкально-певческом языке, его образно-смысловом строе, а упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком воспроизведении народных поэтических текстов повышает речевую культуру детей.

Отметим, что народное песнетворчество включает целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления личности и ее * нравственного развития моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; определение норм общения как в процессе совместной деятельности, так и в обычной повседневной жизни; обучение детей гибкости и ответственности сосуществования, при сохранении личного достоинства, интеллигентности и доброжелательности.

Красота и гармония народной музыки и народной культуры в целом, их нравственно-воспитывающее значение - безусловны. Огромный нравственный и воспитательный потенциал несет в себе фольклор. Одной из важнейших задач воспитания является пробуждение внимания ребенка к духовной жизни. Роль народного искусства в решении этой задачи может быть неоценима, так как оно помогает научить ребенка любить красоту, в том числе - красоту нравственных поступков.

Широкое использование фольклора в процессе обучения музыке способствует развитию эмоциональной отзывчивости, так как элементы игры, танца, драматизации, присущие народной песне, в значительной мере помогают этому.

Говоря о гармоничном развитии личности, Л.С.Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание на основе фольклора -уникальное средство формирования данного единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие детей. Это связано с тем, что наряду с эмоциями народная музыка заключает в себе целый огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыкальное воспитание в контексте национальных традиций делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля); развитие эмоционально-чувственной сферы психики (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях) и, что особенно важно, -постоянную и необходимую возможность самореализации, создания духовных ценностей, пусть еще на детском уровне. Это уже полноценное творчество, которое ведет к развитию самосознания, чувства собственного достоинства, ощущения собственной значимости и, одновременно, взаимопонимания с другими людьми. Без этих качеств нельзя себе представить полноценную личность.

Воспитание человека, мыслящего творчески и самостоятельно, сложная и очень актуальная сегодня проблема. В современных условиях на начальной стадии обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы. Неограниченные возможности для этого содержит в себе фольклор.

Эффективным средством обучения и воспитания является опора на межпредметные связи в сфере национальной культуры (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устный и музыкальный фольклор), побуждающая учащихся к целостному познанию различных художественных явлений и стимулирующая их творческую активность. При обучении с помощью такого комплексного подхода ребенок получает возможность воспринимать окружающий мир в качестве поля деятельности для творчества, где обучение музыке рассматривается как средство реализации его способностей, самостоятельности и самоутверждения. Педагог же в процессе обучения может использовать появившуюся у ребенка потребность в творчестве в качестве стимула для приобретения новых знаний, умений, навыков.

Исходя из вышеизложенного, ЦЕЛЬ исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования у детей младшего школьного возраста комплекса знаний в области национальной культуры и раскрытия творческих потенций каждого учащегося в процессе музыкально-творческой деятельности на уроках "Музыки" по разработанной нами программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

ОБЪЕКТ исследования: комплексная музыкально-творческая деятельность детей младшего школьного возраста на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

ПРЕДМЕТ исследования: процесс формирования знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами комплексной деятельности.

ГИПОТЕЗА исследования: успешное формирование знаний в области национальной музыкальной и художественной культуры, активизация интереса к искусству Чувашии и всестороннее раскрытие творческих способностей каждого учащегося могут быть осуществлены при условии использования разработанной нами системы методических средств и приемов, включающей:

- специально организованное комплексное обучение детей на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю" с целью накопления и углубления у них знаний в области национальной культуры (музыкальный и литературный фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), а также приобретения музыкально-творческого опыта при овладении исполнительскими навыками;

- эффективные методы, в том числе - развивающего обучения и игровые, стимулирующие формирование музыкальноОтворческих способностей;

- активные формы обучения (импровизация, урок-концерт, инсценировка), направленные на создание оптимальных педагогических условий, способствующих формированию знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей у младших школьников в процессе комплексной музыкальной деятельности. ^ ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ и ГИПОТЕЗА определили ЗАДАЧИ исследования:

1) Проанализировать программы по музыке и обобщить опыт выдающихся представителей музыкальной педагогики с 1918 года по настоящее время, уделив особое внимание деятельности В.Н.Шацкой - одной из основоположников системы эстетического воспитания в нашей стране.

2) Выявить психологические основы и дидактические принципы построения программы по музыке для начальной школы.

3) Рассмотреть роль народной песни в современном уроке музыки и особенности работы над вокально-хоровыми навыками.

4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию знаний в области национальной музыкально-художественной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой диссертации. Изучались труды в области философских и искусстоведческих знаний (М.С.Каган, Н.И.Киященко, Д.С.Лихачев, Э.И.Моносзон и др.); психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей, оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, А.Л.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев и др.); по музыкознанию * (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др.); по методике и методологии образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.). Частная методология исследования сложилась в опоре на научные труды и практические методические разработки В.В.Алеева, Ю.Б.Алиева, В.Л.Галкиной, Р.В.Глякина, О.А.Головащенко, Л.В.Кузнецовой, Л.Л.Куприяновой, Н.С.Сергеева, Н.В.Терентьевой, В.Н.Шацкой, Н.С.Ширяевой и др.

При решении поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

- теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);

- обобщение собственного педагогического опыта;

- опытно-экспериментальная работа с учащимися, включающая констатирующий и обучающий этапы, срезы, обследования;

- анализ опытно-экспериментальных данных.

ЭТАПЫ исследования:

Первый этап (1997-1998 г.г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента по выявлению у детей наличия знаний в области национальной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей с помощью специально разработанных заданий.

Второй этап (1998 - 2001 г.г.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной нами системы методов, направленной на формирование у младших школьников комплекса знаний в области музыкально-художественной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей в процессе специальных занятий на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

На третьем этапе (2001 - 2002 г.г.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что:

- разработан авторский вариант программы по музыке для начальных классов русскоязычных школ с использованием национального чувашского творчества;

- определено значение комплексной музыкально-художественной творческой деятельности для формирования знаний в области национальной культуры Чувашии и музыкально-творческих способностей у младших школьников;

- разработана и научно обоснована методическая система формирования знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей у младших школьников средствами взаимосвязанности содержания, форм и методов работы в процессе освоения предмета "Музыка" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю".

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:

- определена сущность чувашского народного творчества, как компонента содержания музыкального образования;

- выявлены содержательные ориентиры программы по музыке для начальной школы, включен национальный компонент, способствующий усвоению младшими школьниками чувашской народной музыки;

- выявлены и экспериментально проверены наиболее эффективные методы (развивающего обучения, игровые и др.) и формы работы (импровизация, урок-концерт, инсценировки народных песен, сказок и календарных праздников), обеспечивающие успешное формирование у учащихся знаний в области музыкальной и художественной культуры Чувашии и развитие музыкально-творческих способностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что разработанная методическая система формирования и развития у детей младшего школьного возраста знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей в процессе комплексного освоения в рамках предмета "Музыка" различных граней искусства Чувашии и овладения музыкально-творческой деятельностью, дает возможность педагогам значительно повысить интерес учащихся к родной культуре и уровень их музыкально-творческого и личностного развития. Такой комплексный подход позволяет дополнить содержание курсов методики музыкального воспитания в различных образовательных системах республики (ДМШ, ДШИ, музыкально-педагогические колледжи, факультеты начальных классов педагогических ВУЗов и др.). Разработанная методика может быть использована в курсах специализации учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах.

ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБЪЕКТИВНОСТЬ результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на разнообразии методов исследования и большом фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом полученных данных.

АПРОБАЦИЯ и ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе №2 г.Чебоксары. Результаты исследования докладывались в выступлениях на заседаниях кафедры хорового дирижирования ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, кафедры методики и теории музыки МГОПУ им. М.А.Шолохова, на научно-практических конференциях, а также нашли отражение в ряде публикаций.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Формирование знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективно протекает в условиях музыкально-художественной деятельности, объединяющей в единый комплекс содержание занятий по музыке, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, фольклору. Преимущество комплексной деятельности состоит в том, что она опирается не только на обычные формы и методы работы, но и на игру, в процессе которой особенно ярко развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление детей, активизируются их различные творческие проявления и интерес к искусству своего народа.

2. В процессе музыкально-художественной деятельности, предусматривающей импровизацию мелодий на фольклорные тексты, исполнение и инсценировки детьми народных песен, сказок, календарных праздников, (а также - выполнение рисунков к ним, изготовление национальных костюмов совместно с педагогом и др.) происходит активное формирование знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей (таких как - эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива и др.).

3. Активизации процесса формирования знаний в области национальной культуры и музыкально-творческих способностей средствами комплексной деятельности на уроках "Музыки" по программе "Музыкальное путешествие по родному краю" способствуют: а) система методов, включающая метод развивающего обучения, игровые методы и др.; б) интенсивное использование форм, обуславливающих успешное формирование знаний и музыкально-творческих способностей (импровизация, инсценировка, урок-концерт); в) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество педагога с ними.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бакшаева, Елена Владимировна

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся достигло высокого уровня сформированности знаний в сфере национальной музыкальной и художественной культуры, а также - развития творческого потенциала. Низкий уровень не отмечен ни у одного из детей, основной состав распределился между средним и высоким уровнями.

Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также ряд новых возникших проблем и задач, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывает перспективы для дальнейших исследований. Главной целью предстоящей исследовательской деятельности, на наш взгляд, должна стать разработка экспериментальной программы по "Музыке" для учащихся средних классов общеобразовательных школ Чувашии, как составной части музыкального воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях этого региона (ДМШ, ДТТТИ и ДР-)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проявившаяся в последние годы тенденция гуманизации образования не могла не затронуть и образование музыкальное. Ориентация на максимальное раскрытие духовного и творческого потенциала личности обусловила необходимость создания альтернативных программ, поиска новых форм и методов обучения в сфере музыкальной педагогики. Очевидно, что сложившаяся за последнее десятилетие общественная ситуация требует выработки педагогической стратегии, способствующей воспитанию подрастающего поколения, готового принять эстафету отечественных традиций, хранить и приумножать то великое духовно-нравственное наследие, которое "таит в себе драгоценная ноша национальной культуры" (А.Блок). В связи с вышесказанным, особенно важное значение приобретает, в частности, использование национально-регионального компонента в содержании современного урока музыки.

Данная диссертационная работа является одним из исследований, где сделана попытка внести коррективы в построение методики формирования у младших школьников на уроках "Музыки" комплекса знаний в области национальной культуры (на примере республики Чувашия), и развития художественно-творческих способностей в процессе обучения по разработанной нами программе.

В диссертации вскрывается сущностная характеристика работы учителя с учащимися младших классов по данной программе, обосновывается преимущество комплексного использования на уроке, помимо обычных, специальных форм и методов, опирающихся на игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление детей и активизируются различные творческие проявления.

Изучение научной литературы по исследуемой проблеме на методологическом, теоретическом, методическом уровнях исследования дало автору основания охарактеризовать преподавание "Музыки", базирующееся на национальном музыкально-художественном материале, как систему, способствующую формированию у учащихся любви к родной культуре, а также - свободному развитию творческой личности каждого ребенка.

Предложенная система включает следующие методы работы, тесно связанные между собой: развивающего обучения, игру, а также специальные приемы, стимулирующие активизацию у детей интереса к национальному искусству Чувашии и творческих способностей.

В исследовании апробированы активные формы обучения и художественно-творческой деятельности учащихся (импровизация, урок-концерт, инсценировка и др.), направленные на создание оптимальных условий, содействующих решению поставленных задач в процессе обучения.

Приведенные выше формы и методы работы легли в основу разработки содержания процесса обучения на основе национального музыкально-художественного материала. •

Сформулированная в исследовании гипотеза об эффективном формировании знаний в области национальной художественной культуры, активизации интереса к искусству Чувашии и всестороннем раскрытии творческих способностей каждого ребенка при условии применения разработанной автором системы методических средств и приемов подтвердилась.

Установлено, что предложенная автором методика приобщения детей к искусству своего народа является одной из наиболее эффективных для формирования духовно-нравственного потенциала личности и развития музыкально-творческих способностей у младших школьников.

Данные, полученные в результате констатирующей диагностики и динамики продвижения, демонстрируют существенные сдвиги у детей экспериментальных классов на каждом этапе их развития и свидетельствуют об оптимальном построении процесса обучения, обеспечивающего формирование у учащихся определенного комплекса знаний о родной культуре и развитие у них на этой основе эстетического сознания, вкусов, потребностей и интереса к музыкально-художественному творчеству.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бакшаева, Елена Владимировна, 2003 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.,Просвещение,1983г. - 188с.

2. Абелян Л.М. Как организовать детский хор. М.,Музыка,1973г. -32с.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.,Просвещение, 1978г. -123с.

4. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 -М.,Просвещение,1975г. с. 15-3 2.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., Просвещение, 1983г. - 283с.

6. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности.// О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977г.- с. 177-201.

7. Ананьев.Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей/ Под ред. В.Н.Мясищева. М.,ЛГУ,1968г. с. 15-32.

8. Апраксина О.А. В.Н.Шацкая. Очерк жизни и творчества (к 90-летию со дня рождения // Сборник статей, сост. О.А.Апраксина. -М.,Просвещение, 1972г. 303с.

9. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. М., Просвещение, 1990г. - 214с.

10. Ю.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М.,Просвещение,1983г. 236с.11 .Апраксина О.А. Музыка и воспитание творческой личности.// Музыкальное воспитание в школе. Вып.З. - М., Музыка,1964г. -с.З - 29.

11. Апраксина О.А. Современный ребенок и музыка.// Музыкальное воспитание в школе. -Вып. 10. М.,Просвещение, 1975г. - с.33 - 45.

12. Арчажникова Л.Г. На новом рубеже. // Музыка в школе. -М., 1983г.,№4, с. 22-30.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. - М.,Просвещение, 1984г. - 110с.

14. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе.// Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., Музыка,1973г. - 150с.

15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.// Избранные произведения. М.,Музгиз, 1957г. - т.5,кн.2, с. 163-276.

16. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., Современник, 1983г. - 297с.

17. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.,Современник, 1989г. 213с.

18. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в общеобразовательной школе. М., Наука, 1983г. - 128с.

19. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. М., Педагогика, 1980г. - с.80.

20. Бабанский Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., Просвещение, 1982г. 189с.

21. Багадуров В.А., Беркман Т.Л., Дышлевская В.А. и др. Воспитание восприятия музыки. В кн.: Музыкальное воспитание и обучение в школе. М., Музгиз, 1955г. - 154с.

22. Белобородова В.К. Воспитание нравственно-эстетических эмоций младших школьников в процессе восприятия ими музыки. -М.,Педагогика, 1989г. 93с.

23. Библер B.C. Мышление как творчество. М., Политиздат, 1975г. -399с.

24. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т. М.,Педагогика, 1979г. - т.2, 265с.

25. Богоявленская Б. Д. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.,Наука, 1975г. -с. 18-27.

26. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979г. - 96с.

27. Быренкова Л.Л. Сказка про колобка. Чебоксары, 1992г. - с. 1-45

28. Быренкова Л.Л. Сказочное утро. Чебоксары, 2001г. - 16с.

29. Быренкова Л.Л. Сюита на стихи К.Иванова. Чебоксары, 1990г. -с.1-6

30. Варламова Л.В. Формирование музыкальных понятий у младших школьников на начальных этапах хоровой деятельности.//Дисс. канд. пед. наук. М., 1993г. -191с.

31. Венгер Л.А. Психология способностей. М., Наука, 1973г. - 204с.

32. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.,Просвещение, 1968г. 173с.

33. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. -М.,Просвещение, 1972г. 146с.

34. Вишнякова Н.Ф. Музыкальная импровизация. Минск, 1992г. -155с.

35. Вишнякова Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества: пособие для учителя. Минск, 1992г. - 114с.

36. Волков В.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1965г. - 60с.

37. Волков В.Н. Очерки по педагогике. Чебоксары, 1989г. - 333с.

38. Воронов З.И., Трофимов А. А. Изобразительное искусство советской Чувашии. М., Искусство, 1980г. - 134с.

39. Воротникова Г.К. Некоторые особенности освоения национальной музыки в чувашской школе. Чебоксары, 1990г. -с.10-13.

40. Воротникова Г.К. Чувашская музыка. Хрестоматия для 1-4 кл., -Чебоксары, 1989г. с.3-9.

41. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., Просвещение, 1967г. 315с.

42. Выготский JI.C. Психология искусства. М., Искусство, 1968г. -576с.

43. Галкин A.JL Как пукане друга нашла. Чебоксары, 2001г. - с. 1-20.

44. Галкин A.JL Пюрнеске. Чебоксары, 1993г. - с.1-15.

45. Галкин А.Л. Сказка про серенького козлика. Чебоксары, 1999г. -с.1-22.

46. Галкина B.JI. Роль музыкального фольклора в формировании нравственных ценностей школьников // Вестник Чувашского ГПУ им. И.Я.Яковлева. Чебоксары, 1999г. - с.86-89.

47. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.2. М., Педагогика, 1982г. - 456с.

48. Гальперин П.Я. Актуальные вопросы возрастной психологии. -М.,МГУ, 1978г.-89с.

49. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.,МГУ, 1985г.-76с.

50. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.// Исследование мышления в советской психологии. М., Наука, 1966г. - с.237-277.

51. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия.// Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.,МГУ, 1975г. - с.28 -39.

52. Глебов И.JT. О музыкально-творческих навыках у детей . В кн.: Вопросы музыки в школе./Под ред. Глебова И.Л. (Асафьева Б.В.) -М., Учпедгиз, 1926г. с. 57 - 79.

53. Головина М.П. Поток жизни, поток музыки. /Искусство в школе. -М., 1995г.,№4. с.8-17.

54. Гончаров И.Ф. Воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., Педагогика, 1986г. - 231с.

55. Готсдинер А. Л. Формирование музыкально-слуховых представлений.//Методы активизации эстетического воспитания в школе. Л., Наука, 1968г. - с. 13-24.

56. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986г. - 239с.

57. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История культуры Чувашской республики с древних времен до начала 20 века. Учебное пособие, ч. 1. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1996г. - 203с.

58. Данилова И.В. Люблю уроки музыки./Чавашен, №6. Чебоксары, 1997г.-С.7-15.

59. Данилова И.В. Новая галерея./Лик Чувашии, №2. Чебоксары, 1997г. с.88-97.

60. Дедушкин Н.С. Из сокровищниц чувашского фольклора. Чувашское устное народное творчество в 6 т. Чебоксары, 1988г.

61. Денисова Н.П. Летне-осенние праздники и обряды чувашей (19 -нач. 20 в.в.)//Чувашское народное творчество/Труды ЧНИИ. -Чебоксары, 1985г. с.67-85.

62. Детский голос. Экспериментальные исследования./Под ред. В.Н.Шацкой. М., Педагогика, 1970г. - 267с.

63. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. М., Просвещение, 1982г. - 318с.

64. Дмитриева JI.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки. //Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. М., Педагогика, 1982г. - с.4 - 11.

65. Дранков В.Л. Природа художественного творчества: Учебное пособие. -Л.,ЛГУ, 1991г. 170с.

66. Ефимов А.И. Программа "Музыка"(4 -7 классы), для чувашской восьмилетней школы. Чебоксары, 1976г. - с.3-15.

67. Жигалова С.И. Пряник, прялка и птица Сирин. М., Просвещение, 1975г.-97с.

68. Иванов-Ихвет А.И. Музы ищут приют: к истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей /Музыка.Театр, Чебоксары, 1987г. - 45с.

69. Иванов К.В. Нарспи. Чебоксары, 1948г. - с. 1-35.

70. Из истории музыкального воспитания /Сост. Апраксина О.А. Хрестоматия. М., 1990г. - 237с.

71. Ильин B.C. Проблема формирования мотивации учения как внутреннего стимула познавательной активностишкольников.//Формирование познавательной активности школьников. Ростов на Дону, 1971г. - с.84-91.

72. Илюхин Ю.А. Музыкальная культура Чувашии. Чебоксары, 1961г.-с.65-68.

73. История русской музыки. Вып l./Под ред. Келдыша Ю.В., Левашовой О.Е. М., Музыка, 1990г. - 486с.

74. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Музыка, 1985г. -156с.

75. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., Музыка, 1983г.- 148с.

76. Кабалевский Д.Б. Музыка в начальных классах. М., Музыка, 1985г. - 163с.

77. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.,ЛГУ, 1991г. - 383с.

78. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М., Педагогика, 1955г.

79. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, Чеч.-Инг. издат., 1976г. - 285с.

80. Каргапольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М., Педагогика, 1994г. - 189с.

81. Каховский В.И., Захаров Т.В. Рассказы по истории Чувашии. -Чебоксары, 1981г. 176с.

82. Кирнос Д. Индивидуальность и творческое мышление. М., Наука, 1992г. - 245с.

83. Кондратьев М.Г. О чувашской музыкальной фольклористике.//Актуальные вопросы истории и теории чувашского искусства./Труды ЧНИИ., вып.90. Чебоксары, 1979г. - с.30-35.

84. Кондратьев М.Г. Песни средненизовых чувашей. Чебоксары, 1993г.-78с.

85. Кондратьев М.Г. Чувашская музыкальная литература. Тема 1: чувашская народная музыка. Чебоксары, 1982г. - 21с.

86. Кондратьев М.Г. Чувашская песня сегодня.//Музыка России, вып.5. М., Советский композитор, 1984г. - с.155-181.

87. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1994г. - 173с.

88. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996г. -218с.

89. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях./Сов. педагогика, 1970г., №9. -с.103-113.

90. Кузнецова JI.B. Национально-региональный компонент. //Проблемы музыкально-педагогического образования. Чебоксары, 1996г. с. 41-45.

91. Кузнецова JT.B. Программа "Музыка" для 1-3 классов школ Чувашии. Чебоксары, 1989г. - с.21-25.

92. Кузнецова JT.B. Сказка и народные музыкально-певческие традиции.//Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, ЧТУ, 1991г. - с. 14-21.

93. Кузнецова JI.B. Формирование музыкальной культуры школьников во внеклассной музыкальной деятельности// Сборник научных трудов студентов и аспирантов ЧГПИ. Чебоксары, 1996г.-с.78-85.

94. Кузнецова JI.B. Художественная культура родного края (программа для 1-3 классов). Чебоксары, 1996г. - с.3-10.

95. Кузнецова Л.В., Никифорова Г.Н., Ильина И.И., Кудаков Ю.Д. Чаваш музыки 1-4 меш классиче. - Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 2001г. - с.58-78.

96. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., Просвещение, 1981г. - 95с.

97. Культура чувашского края /в 2 частях// Под ред. Данилова В.Д. -Чебоксары, 1995 г.

98. Лазарева Т.В. "Красота спасет мир"/Программа. Музыка и пение. 1-8 кл. М., Просвещение, 1998г. - 80с.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975г. -304с.

100. Юб.Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981г. - 186с.

101. Лисков Г.Г. Методические указания об уроках пения в 1-2 классах чувашской начальной школы. Чебоксары, 1962г. - с.9-12.

102. Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. Л., Художественная литература, 1987г. - 397с.

103. Локшин Д.Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957г. - 72с.

104. Ю.Максимов С.М. Чувашская народная песня //Чувашские народные песни/Под ред. Беляева В.Н. М., Музыка, 1964г. - с.9-82.

105. Ш.Маслов А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная нановейших данных экспериментальной педагогики. М.,1913г. -147с.

106. Медушевский В.В. О закономерностях и свойствах художественного воздействия музыки. М., Музыка, 1976г. - 90с.

107. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., Знание, 1981г. - 220с.

108. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса.//Под ред. Ю.К.Бабанского. -М., АПН СССР, 1984г. -77с.

109. Моделирование педагогических ситуаций. // Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М., Педагогика, 1981г. - 114с.

110. Нб.Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников./Сов. педагогика, 1977г., №4.-с.20-28.

111. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1/Младенчество. Детство. М., Художественная литература, 1991г.-303с.

112. Музыкальное искусство и педагогика. История и современность.- М., Музыка, 1991г. 378с.

113. Мясищев В.Н., Готсдинер A.J1. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение.//Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., Музыка, 1981г.- с.81-93.

114. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972г. - 383с.

115. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., Искусство, 1984г. - 348с.

116. Неменский Б.Н. Мудрость красоты. М., Просвещение, 1981г. -190с.

117. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. М., Педагогика, 1994г. - 148с.

118. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические рекомендации к занятиям первого года обученияпо программе факультатива "Введение в народоведение". М., Просвещение, 1994г. - 97с.

119. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.//Под ред. В.Н. Шацкой. М., АПН РСФСР, 1955г. - 314с.

120. Орлова Н.Д. О певческом рабочем диапазоне школьников.//Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. -М.,1975г. 7-11.

121. Педагогика. Учебное пособие для педагогических институтов под ред. Бабанского Ю.К. М., Просвещение, 1983г. - 374с.

122. Педагогика. Учебное пособие под ред. Пидкасистого П.И -М.,Просвещение, 1996г. 462с.

123. Петракова Т.Н. Духовные основы нравственного воспитания. М., Просвещение, 1997г. - 213с.

124. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., Владос, 1997г. -437с.

125. Петрушин В.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках музыки. М., Музыка, 1989г. - 156с.

126. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М., Просвещение, 1999г.-468с.

127. Пожидаев Г.М. Путешествие в страну симфонию. /Искусство в школе. М., 1995г., №1. - с. 13-19.

128. Пономарев А.С. Жизнь детского хора. //Воспитание музыкой, вып. 13.-М.,1991г.-с.17-23.

129. Пономарев А.Я. Психология творчества. М., Просвещение, 1976г.-270с.

130. Пономаренков Н.Я. Занятия с детьми, не имеющими достаточного музыкального слуха.//Методика музыкального воспитания в начальной школе. М., Музыка, 1954г. - с. 18-27.

131. Попов B.C. О развитии певческого голоса младших школьников.//Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. М., Просвещение, 1985г. - с. 30-38.

132. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. JL, Наука, 1976г. -384с.

133. Работа с детским хором. // Под ред. В.С.Соколова. М., Музыка, 1981г.- 173с.

134. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.//Тезисы VI научной конференции. М., 1982г.

135. Рапацкая J1.A. Четвертая мудрость. О музыке в культуре Древней Руси. М., Музыка, 1997г. - 171с.

136. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Л.,Музыка, 1972г. - 168с.

137. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. С.-П., Музыка, 1997г. -89с.

138. Ригина Г.С. Вокальная импровизация в 1 классе.//Музыкальное воспитание в школе, вып. 13, М., 1978г. - с.23-30.

139. Ригина Г.С. Творческая деятельность младших школьников. М., Просвещение, 1992г. - 147с.

140. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946г.-704с.

141. Рубин штейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии. М., 1960г., №3. - с.27-36.

142. Рубцов Ф.А. Избранные статьи по музыкальному фольклору. JL-М., Музыка, 1972г. - 214с.

143. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988г. - 569с.

144. Садоян Н.А. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией младших школьников.//Музыкальное воспитание в школе, вып.11. М., Просвещение, 1976г. - с.5-11.

145. Салихова В.П., Сарби Р.Ф. Бабушкина сказка. Чебоксары, 1991г. - с.1-15.

146. Сарби Р.Ф. Выходи на улицу. М., Детская литература, 1989г. -с. 19-24

147. Сарби Р.Ф. Небесные кони. Чебоксары, 1981г. - 19с.9

148. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. М.,АПН РСФСР, 1950г.-72с.

149. Сергеев Т.С., Зайцев Я.Н. История и культура Чувашии. -Чебоксары, 1995г. 472с.

150. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1965г. - 132с.

151. Скаткин М.Н. В.Н.Шацкая педагог и заведующая школой-колонией.//В.Н.Шацкая. Очерк жизни и творчества. - М., Просвещение, 1972г. - с.54-73.

152. Стасов В.В. Статьи о музыке, вып.4. М., Музыка, 1978г. - с.26-27.

153. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., Просвещение, 1980г. - 143с.

154. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. М., Музыка, 1994г. - 63с.

155. Стулова Г.П. Хоровой класс. М., Просвещение, 1988г. - 112с.

156. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. -М., Педагогика, 1979г.

157. Талызина Н.Ф. Вопросы развивающего обучения. Хрестоматия по возрастной психологии. М., Просвещение, 1996г. - 258с.

158. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. М., Просвещение, 1982г. - с.13-18.

159. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания./Известия АПН РСФСР. М., 1947г., №11.

160. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.//Избранные труды. М., Педагогика, 1985г. - 413с.

161. Теплов Б.М. Способности и одаренность.//Проблемы индивидуальных различий. М., Педагогика, 1961г. - 342с.

162. Терентьева Н.А. Программа по музыке для общеобразовательной школы "Музыкально-эстетическое воспитание"(1-4 классы). М., просвещение, 1994г. - 78с.

163. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроке музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М., Просвещение, 1990г. - 142с.

164. Топольникова Т.Д. Нравственное воспитание на уроках музыки. -Куйбышев, 1990. 151с.

165. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М., Педагогика, 1974г.

166. Фрадкин Ф.А. Воспитание интереса к учению в школах, руководимых С.Т.Шацким. Владимир, 1970г. - 86с.

167. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская Н.Н. Методика музыкального воспитания. М., Музыка, 1990г. - 213с.

168. Хрестоматия. Чаваш музыки ача саденче. /Сост. Захаров JT.JT., Захарова Г.П. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1995г. - 42с.

169. Художественное воспитание советского школьника.//Под ред. Шацкой В.Н. М., Педагогика, 1947г. - 279с.

170. Художественное творчество и ребенок.//Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., Педагогика, 1972г. - 287с.

171. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. М., Интерпранс, 1994г. -374с.

172. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности.//Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М., Просвещение, 1979г. - с. 13-20.

173. Чувашские народные песни для детей./Сост. Р.И.Ильгачева. -Чебоксары, 1983 г. 64с.

174. Чувашские народные песни./ 620 песен и мелодий, записанных от Гавриила Федорова/Сост. Ю.А.Илюхин. Чебоксары, 1969г. -351с.

175. Чувашские народные сказки. Чебоксары, 1993г. - с. 10-45.

176. Чувашские праздники и обряды. Чебоксары, 1991г. - с.3-20.

177. Шадриков В.Д. Способности человека. Москва-Воронеж, 1997г. - 273с.

178. Шамаева С.Е. Развитие творчества и активности детей во внеклассной работе. Педагогическое наследие С.Т.Шацкого./Сов. педагогика, М., 1966г.,№5. - с.47-59.

179. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М., АПН РСФСР, 1980г.

180. Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. "Бодрая жизнь". Из опыта детской трудовой колонии. М., Госиздат, 1924г. - 93с.

181. Шацкая В.Н. День в колонии./Свободное воспитание. М.,1915г., №7. - с.43-48.

182. Шацкая В.Н. Детские спектакли и инсценировки.//Школьные спектакли и инсценировки/Под ред. Н.Н.Иорданского. M.-JL, 1926г. -с.61-70.

183. Шацкая В.Н. Идея всестороннего развития в педагогическом наследии С.Т.Шацкого./Сов. педагогика. М., 1968г., №8. - с. 122131.

184. Шацкая В.Н. Методика художественного воспитания в школе./Учебно-педагогическая литература. М., 1934г., №8. - с.1-5.

185. Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. М.,Госиздат, 1923г. - 93с.

186. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., АПН РСФСР, 1950г. - 214с.

187. Шацкая В.Н. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. Музыка в школе, кн.2. М., АПН РСФСР, 1963г.-279с.

188. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., Педагогика, 1975г. - 253с.

189. Шацкая В.Н. Художественное воспитание в детских учреждениях, руководимых С.Т.Шацким. М., АПН РСФСР, 1961г. - 173с.

190. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание средствами искусства.//Эстетика и человек. М., 1967г. - с. 45-50.

191. Школяр JI.B. Музыка и духовный мир школьника. М., Просвещение, 1990г. - 149с.

192. Школяр J1.B. Обновление содержания музыкального образования./Искусство в школе. М., 1995г., №2. - с.8 -12.

193. Элле К.Я. Акатуй. Историко-этнографические очерки. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1975г. 44с.

194. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978г. - 193с.

195. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.//Хрестоматия по возрастной психологии. М., Педагогика, 1996г. - 46-63с.

196. Эрре Э.Г. Чувашская опера. Чебоксары, 1978г. - 83с.

197. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству ./Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., Аквариум, 1997г. -272с.

198. Юдина Е.И. Обновление гуманитарного образования в России. -М., Педагогика, 1994г. с. 1-27.

199. Юхма М.Н. Удивительные приключения Пюрнеске и его друзей. -М., Детская литература, 1979г. 125с.

200. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма. В 2 томах. М., Музыка, 1972 г.

201. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство, 1964г. - 84с.

202. Education chang. The reality and the promise. New York, Citation press, 1968, p. 286.

203. Gogswell, John F. Humanistic approaches to the disigh of schools. -In: Issues in American education. Oxford University Press, 1970, p. 98-117.

204. The Future of Teacher Education. Ed. By L. W. Tibbie: London, 1971, p. 389.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.