Методика преподавания русской литературы в 5-11 классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства - музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шишкина, Надежда Михайловна

  • Шишкина, Надежда Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 242
Шишкина, Надежда Михайловна. Методика преподавания русской литературы в 5-11 классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства - музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2005. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шишкина, Надежда Михайловна

Введение

Глава 1 .Научно-теоретические основы методики преподавания русской литературы в 5-11-х классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства -музыки

1.1.Проблемы взаимодействия литературы и музыки на уроках 16 словесности

1.2.Психолого-педагогические условия изучения литературы с 34 использованием смежного вида искусства - музыки в школах Удмуртской Республики

1.3.Роль искусства в воспитании учащихся удмуртской школы 46 1 АМетодические проблемы преподавания русской литературы в 5-11 62 классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства-музыки

Глава 2. Методы изучения русской литературы с использованием музыки в 5-11 классах школ Удмуртской Республики 2.1.Содержание гуманитарного образования: традиции и перспективы 87 2.2.0рганизация и основные этапы опытно-экспериментальной работы 101 по изучению русской литературы в удмуртской школе с использованием смежного вида искусства-музыки Of 2.3. Содержание опытно-экспериментальной работы

2.4.Результаты опытно-экспериментальной работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика преподавания русской литературы в 5-11 классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства - музыки»

Актуальность исследования

Обновление школьного курса литературы в наши дни связано с процессами гуманизации образования, вариативностью уровней учебного материала и профильной его дифференциацией. В связи с утверждением проекта нового стандарта литературного образования (2004 г.) перед учителями- словесниками и методистами поставлены сложные задачи: повышение эффективности уроков литературы, активизация творческих, интеллектуальных способностей учащихся, повышение их культуры, расширение и обогащение знаний, формирование эстетических чувств, нравственных ориентиров.

Возросшие требования к гуманитарному образованию в современных социокультурных условиях выявили необходимость модернизации содержания предмета литература, а также обусловили поиск новых педагогических технологий преподавания этой дисциплины.

Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин, а в национальной школе и с литературами народов России и других стран. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой. . На сегодняшний момент межпредметные связи школьных дисциплин и литературные взаимосвязи становятся основными условиями осуществления комплексного подхода в обучении. Установление органических взаимосвязей литературы и музыки не только обогащает и углубляет знания по обоим предметам, но и расширяет общеэстетический кругозор школьников, повышает интерес к изучаемым предметам.

Анализ состояния преподавания литературы в общеобразовательной школе позволяет актуализировать важную проблему взаимосвязанного изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла (литературы и музыки). Данная проблема видится нам наиболее сложной и недостаточно изученной. Необходимость ее решения побуждает к поиску путей формирования утонченно-грамотных читателей, способных к глубокому, осознанному и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.

В свете современной культурной ситуации мы наблюдаем среди молодежи явно одностороннее увлечение эстрадной музыкой и в силу того-отрицание классического наследия, являемся свидетелями организации неформальных групп и объединений. Общество волнует тревожные проблемы современной жизни: алкоголизм, потребительские настроения, наркомания, суицид, терроризм.

Современный школьник оказывается в сложном положении, не только из-за объема обрушившейся на него информации. Сегодня совершенно очевидно несовпадение нравственных уроков отечественной классики и сформировавшихся исподволь искаженных представлений о духовности, патриотизме, этике.

Сохраняется опасность «замены гуманитарного образования технократическим», когда «во главу угла ставится не воспитание личности, а изготовление винтика для государственной машины» (266.-С.25-27). Скорее всего «критическая ситуация в школьном изучении литературы сложилась не потому, что слаба методическая наука и дурны учебники, а потому, что законы, открытые методической наукой, не используются» (160.-С.21-24). Полная смена социальных и нравственных ориентиров в обществе сломала точки опоры в сознании подрастающего поколения. Отброшенная идеология страны социализма незамедлительно образовала вакуумы, которые потворствуют разрушению личности, и их, эти пробелы, пытаются заполнить либо религиозной проповедью, либо националистической пропагандой. Первая не имеет пока особого успеха. Вторая же довольно активно реализует агрессию, всегда появляющуюся при отсутствии высоких целей жизни.

Другая причина кризиса - уход от гуманистической культуры, вытеснение художественной культуры из школы. В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Однако век телевидения и других СМИ существенно изменили ситуацию.

Вместе с тем жизнь не отменяет нравственных требований к школе. XXI век открылся прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Терроризм не внешняя, а внутренняя опасность цивилизованных стран. Мы постоянно сталкиваемся с актами вандализма, немотивированных убийств, жестоких пыток, перед которыми бледнеют изобретения инквизиции. События, развернувшиеся 1 сентября 2004 г. в Северной Осетии, потрясли весь мир. Жертвами терракта оказались ни в чем неповинные дети.

Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании духовно-интеллектуального уровня развития людей в современном обществе, в сугубо внутреннем, а не только информационном приобщении каждого человека к основам мировой культуры. Между тем, проблема состоит в том, что дистанция между самим феноменом культуры и современным человеком продолжает увеличиваться. Поэтому гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который культура бросает в водоворот современных конфликтов, раздирающих общество.

Оно помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации, найти противоядие хаосу в гармонии, избавиться от агрессии в любви. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы стройные программы, ориентированные на возраст ученика, развивающие его творческую активность; учебники, способные увлечь школьника; и учителя, дающие не только поток информации, но и помогающие ученикам личностно освоить ее.

Оттого сегодня как никогда возросла роль изучения курса литературы в школе. Этот предмет призван помочь в формировании ценностных ориентаций ученика, его личностного отношения к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, себе самому. Несомненно, с приоритетным изучением курса словесности в учебной сфере ярко проступает вектор гуманитарных ориентиров в образовании в целом. И в этой связи сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в музыке может стать важным направлением школьной работы по литературе. Именно взаимосвязанное изучение литературы и музыки вносит между субъектами образования (учитель, ученик, содержание учебных дисциплин) диалогичный характер. Диалогичность - методологическая основа всего современного гуманитарного знания.

Уроки словесности, проводимые с использованием смежных видов искусства (литературы и музыки), направлены на преодоление «безликого удушающего однообразия» (Илина Р.У.) в преподавании и обладают огромными потенциальными возможностями для реализации идей педагогики сотрудничества, демократизации педагогического процесса, создания благоприятных условий для общения. Приобщая учащихся с помощью музыки к прекрасному, мы формируем нравственно-эстетический гуманистический идеал всесторонне развитой личности, учим видеть, чувствовать, понимать, творить красоту, развиваем художественный вкус, образное мышление.

Из самой ситуации возникает необходимость совершенствования методики проведения нестандартных форм уроков (в частности на основе синтеза литературы и музыки). Особенно важно это в удмуртской школе, чтобы повысить интерес учащихся к предметам эстетического цикла, помочь им расширить и углубить знания по литературе и музыке, сформировать интеллект выпускников сельских школ, чтобы воспитать в учащихся готовность к волевой, целеустремленной и продуктивной жизни. Все это определяет актуальность избранной темы исследования.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется двумя фактами: во-первых, теоретико-практической значимостью поиска межпредметных связей в педагогике и методике; во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы интегрированного изучения литературы с использованием музыки в удмуртской школе. Возникает необходимость поиска подходов, форм и приемов решения проблемы, теоретико-практического обоснования модели изучения литературы с использованием смежных видов искусства. Проблема привлечения на урок литературы музыки видится в достаточной степени актуальной и важной еще и в силу того, что она связана с дополнительными усилиями в приобщении ученика к культурологическому содержанию произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы научного исследования «Методика преподавания русской литературы в 5-11-х классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства - музыки». Степень разработанности проблемы.

Проблеме изучения содержания гуманитарных дисциплин, в том числе литературы, уделялось большое внимание как в общей педагогике (Ю.К. Бабанский, М.Н. Кузьмин, И.Я. Лернер), так и в методике преподавания русской литературы (Л.С. Айзерман, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, В.А. Никольский, М.А. Рыбникова). К проблеме изучения русской литературы как средству познания культуры народа обращались в методике преподавания русской литературы в школе с русским (неродным) языком обучения Н.Н.Вербовая, С.К.Бирюкова, В.А.Лимерова, И.Х. Майорова, Н.А.Мальцева, К.М. Нартов, Н.С.Русина, Р.З. Хайруллин, М.В. Черкезова и др.

Опора на принципы общности и национального своеобразия русской и удмуртской литератур, русской культуры и национальной этнокультуры (С.Т.Арекеева, З.А.Богомолова, Ф.К.Ермаков, А.Н.Уваров и др.) позволяет обогатить учебный процесс выявлением не только сходства или национального своеобразия изучаемых литератур, но и наполнить его более широким этнокультурным содержанием. Проблеме межпредметных связей гуманитарного цикла в школе посвящены работы дидактов и методистов Т.Г. Браже, Г.И. Беленького, А .Я. Данилюк, Н.В.Лекомцевой, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, Н.С. Русиной и др., в которых осуществляется не только пересмотр содержания уроков литературы, но и поиски активного включения учащихся в совместное творчество.

Однако остается очевидным тот факт, что вопросы использования на уроках смежных видов искусства (литературы и музыки) в современной школе являются ещё недостаточно разработанными и ждут своего исследования. В ряде работ (Ю.Г. Ельцов, Н.М. Машенко, И.Г. Ревес, Н.М. Свирина, Ю.В.Серебрякова, Е.А. Тюрина, И.И. Чернова, И.Л. Шолпо и др.) представлен опыт использования литературных параллелей в общеобразовательном процессе. Но указанные источники не решают проблему межпредметных связей в её целостности и системности.

В педагогических условиях Удмуртии эта задача осложняется рядом объективных причин и наталкивается на следующие трудности:

- неразработанность содержания и структуры национально-регионального (этнокультурного) компонента в школьном курсе русской литературы;

- отсутствие детально разработанной методики изучения русской литературы с учетом принципа этнокультурной направленности и использования смежных видов искусства (литературы и музыки) в поликультурном регионе Удмуртии;

- слабая оснащенность школьных библиотек необходимой методической литературой;

- отсутствие фонотек и современных ТСО в сельских школах. Возникают противоречия:

- между возможностью использования уникального этнокультурного потенциала удмуртского народа для литературного образования и развития личности и отсутствием разработанных моделей его применения при изучении русской литературы в 5-11 классах;

- между традиционными подходами к преподаванию литературы и необходимостью создания новой системы, которая обеспечивала бы возможность эмоционально-образного постижения литературных произведений;

- между существующими авторитарными формами педагогических взаимоотношений преподавателя и учащегося и необходимостью создания подлинно демократических отношений в практике школьного образования с помощью использования смежных видов искусства (литературы и музыки).

Указанные трудности и противоречия привели к необходимости коррекции содержания предмета «Русская литература», потребовали выявления новых методических подходов к изучению литературы в удмуртской школе, суть которых состоит в использовании межпредметных связей.

Цель исследования: разработка методической системы изучения русской литературы в школах с русским (неродным) языком обучения с использованием смежного вида искусства - музыки, способствующей формированию гуманистических идеалов, становлению личности гражданина и обеспечивающей качественное образование.

Объект исследования: процесс изучения русской литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в удмуртской школе.

Предмет исследования: методика изучения русской литературы с использованием смежного вида искусства - музыки.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой обучение и литературное развитие школьников (восприятие, понимание, интерпретация) в процессе изучения литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в общеобразовательной удмуртской школе будет осуществляться эффективнее, если преподавателем:

- в качестве одного из важнейших средств воспитания и образования наряду с литературой будет применяться другой вид смежного искусства - музыка;

- учитываться психолого-педагогические и методические принципы использования межпредметных связей литературы и музыки;

- регулярно использоваться сравнительно-сопоставительные подходы в анализе художественного текста и осуществляться принцип этнокультурной направленности литературного образования.

Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:

- установить степень разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической, литературоведческой, искусствоведческой, и методической литературе и раскрыть на этой основе сущность, принципы межпредметных связей литературы и музыки в педагогической практике;

- выявить наиболее приемлемые в учебном процессе виды связи литературы и музыки;

- скорректировать программу по русской литературе для учащихся 5-11 классов школ Удмуртской Республики с целью реализации возможностей проведения уроков литературы с использованием смежного вида искусства - музыки, способствующей эстетическому развитию школьников;

- сформировать дополнительные знания в области музыки, литературоведческой терминологии и умения, способствующие восприятию, пониманию и интерпретации литературного и музыкального произведений;

- выявить художественные произведения в курсе русской литературы, при изучении которых актуализация вопросов межкультурных связей наиболее продуктивна;

- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой системы использования в учебном процессе межпредметных связей литературы и музыки в общеобразовательной удмуртской школе.

Методологической основой диссертационного исследования являются психолого-педагогические (И.Э. Бекешкина, А.В. Бодаков, J1.C. Выготский, А.В. Захарова, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, Б.М. Теплов), искусствоведческие (Б.В. Асафьев, В.А. Васина-Гроссман, Д.Б. Кабалевский, Б.А. Кац, Е.А. Ручьевская) и методические (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Е.Н. Колокольцев, Т.Ф.Курдюмова, Н.М.Свирина) идеи, отражающие процесс взаимосвязанного изучения литературы и музыки. Мы также опираемся на сформулированные учеными (В.М. Ванюшева, М.Н.Кузьмина, С.К. Семениной, М.В. Черкезовой) принципы диалога культур.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ трудов по философии, педагогике, психологии, культурологии, литературоведению, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогике, по методике преподавания литературы в аспекте исследуемой проблемы; существующих программ, учебников и методических пособий по литературе и музыке; нормативных документов);

- эмпирические (изучение и обобщение собственного педагогического опыта и методических подходов других учителей-словесников к исследуемой проблеме; наблюдение за учащимися в процессе опытно-экспериментальной работы; беседы с учителями и учащимися, анкетирование; анализ календарно-тематических планов, устных и письменных ответов учащихся; сопоставление сведений, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов). Экспериментальной базой исследования явились Старокаксинская, Большесибинская и Александровская средние общеобразовательные школы Можгинского района Удмуртской Республики. Экспериментом были охвачены учащиеся 5-11 классов, всего 265 человек. Организация и этапы исследования Исследование проводилось с 1994 по 2004 гг. в четыре этапа.

Первый этап (1994 - 1997 гг.) - обзор и изучение психолого-педагогических, литературоведческих, искусствоведческих, методических трудов по исследуемой проблеме; выработка цели, задач и гипотезы исследования; определение методов и приемов экспериментального обучения; разработка диагностических заданий, подбор дидактического материала.

Второй этап (1998 - 1999 гг.) - анализ действующих программ и учебников; проведение констатирующего эксперимента в опорных школах; корректировка программы сопряженного изучения литературы и музыки а также с привлечением произведений удмуртских авторов; подготовка материала для опытного обучения (система заданий, конспекты уроков, подбор музыкальных фрагментов).

Третий этап (2000 - 2003 гг.) - проведение уроков русской литературы с использованием музыки по откорректированной программе в опорных удмуртских школах; обработка диагностических данных по итогам экспериментального обучения.

Четвертый этап (2004 г.) - теоретическое осмысление полученных результатов; оформление текста диссертации; выступления на конференциях; публикация методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Научная новизна исследования состоит в том, что: осуществлен отбор художественных произведений для курса русской литературы, при изучении которых наиболее продуктивна актуализация межпредметных связей словесного искусства с музыкой; научно обоснован и реализован на практике механизм использования музыки в процессе преподавания русской литературы с целью создания объединяющей учащихся эмоционально-образной атмосферы на уроке; определены научно-методические принципы корректировки содержания действующей программы по русской литературе в 5 - 11 классах школ Удмуртской Республики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: дан анализ научных исследований по психологии, педагогике и методике обучения русской литературе с опорой на музыкальные произведения; обоснованы теоретические подходы к проблеме обучения русской литературе учащихся - удмуртов с привлечением музыки; разработана методика использования межпредметных связей на уроках литературы в школах с русским (неродным) языком обучения. Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана методическая модель изучения русской литературы в удмуртских общеобразовательных учреждениях с использованием межпредметных связей (литература и музыка); экспериментально опробована система уроков на основе взаимодействия русской, удмуртской, мировой литературы и музыкальных произведений русских, удмуртских и зарубежных композиторов; даны методические рекомендации для учителей по использованию литературно-музыкальных параллелей на уроках русской литературы по 5 темам (с 5-7), по 2 темам (с 8-9) и по 9 темам (с 10-11 классы);

- на основе действующей программы по русской литературе (автор Т.Ф. Курдюмова) разработан новый вариант программы для учащихся удмуртов 5-11 классов с использованием музыкальных сочинений; Результаты исследования могут быть использованы учителями школ, лицеев, гимназий при подготовке к урокам литературы и во внеурочной работе; педагогами училищ, техникумов, вузов; методистами при разработке учебно-методических пособий и программ; применены в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; целенаправленным использованием литературоведческих, искусствоведческих, педагогических и методических данных; позитивными результатами проведенного эксперимента; опорой на собственную практику работы, а также на педагогический опыт учителей-словесников средних общеобразовательных школ Можгинского района Удмуртской Республики.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «VII Короленковские чтения», посвященной 125-летию пребывания писателя в г. Глазове (г.Глазов, 2004), на республиканской научно-практической конференции словесников-русистов «Проблемы филологического образования в национальной школе» (г.Ижевск, 2004), на заседаниях кафедр филологии, методики преподавания удмуртского языка и литературы ИПКиПРО УР, кафедры удмуртской литературы и литературы народов России УдГУ (г.Ижевск), на научно-практической конференции Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» («Пути реализации концепции развития национального образования» (г.Можга, 2001), на региональной педагогической конференции «Язык и общество» (ИПКиПРО УР, 2004), на семинарах словесников общеобразовательных удмуртских школ Можгинского района УР (1999-2003) на семинарских занятиях студентов филиала ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Можга. По теме диссертации опубликовано 3 статьи.

На защиту выносятся следующие положения:

-1. Методика обучения русской литературе с использованием смежных видов искусства в удмуртской школе предполагает опору на три вида связи литературы и музыки, а именно: «музыкальные» страницы литературных произведений, литературное произведение в музыкальной интерпретации, связь литературного и музыкального произведений на образно-ассоциативном уровне.

2. В ходе изучения художественных литературных произведений с использованием смежного вида искусства - музыки - образовательный процесс должен быть расширен за счет введения культурологических сведений, что способствует углубленному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения в целом.

3. Использование на уроках словесности различных интерпретаций литературных и музыкальных произведений и образов способствует лучшему пониманию художественных и музыкальных сочинений, выявлению их нравственно-этических основ.

4. Изучение литературы с использованием музыки активизирует творческую деятельность учащихся, помогает совершенствовать им устную и письменную речь.

Структура и объем диссертации. Диссертация (199 с.) включает в себя введение (13 е.), две главы (71 е., 88 е.), заключение (4 е.), библиографический список использованной литературы (285 наименований), 5 приложений (44 е.). Текст диссертации содержит 15 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шишкина, Надежда Михайловна

Заключение.

Рассмотренная проблема изучения литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в школах Удмуртской Республики позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Настоящее исследование связано с решением одной из серьезных проблем на современном этапе образования — важностью взаимосвязанного изучения предметов гуманитарногэстетического цикла (литературы и музыки). Её реализация позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более привлекательным для учащихся, форсировать определенные задачи обучения, воспитания и развития.

Роль искусства в приобщении к эстетическим ценностям поистине огромна и незаменима. Смежные с художественной литературой виды искусства являются частью духовной жизни человека. Мы воспитываем современных людей, развитых интеллектуально и духовно, способных творить на благо общества. Искусство помогает успешно ответить на вопросы, связанные с духовным общением и формированием потребностей детей.

Настоящее исследование явилось попыткой осветить проблему сближения предметов гуманитарно-эстетического цикла и предпринять ее экспериментальное решение. Анализ психолого-педагогической, методической, литературоведческой и искусствоведческой литературы, обращение, к истории исследования проблемы позволили определить содержание, пути и приемы установления литературно-музыкальных параллелей.

Выявлен и апробирован один из путей межпредметного обучения (литературы и музыки), основанный на скорректированной программе по литературе (автор Т.Ф.Курдюмова), которая учитывает взаимодействие и взаимопроникновение двух видов искусства, определяет пути формирования читательских умений учащихся-удмуртов.

В основе межпредметного обучения лежит система педагогических принципов и методических приемов, разработанных с учетом возрастных характеристик учащихся, которая нацелена на увеличение объема знаний, на повышение качества их усвоения, на овладение дополнительными умениями, что способствует углубленному пониманию, восприятию и интерпретации литературного текста.

Теоретическая разработка вопроса о путях взаимодействия литературы и музыки дала возможность выявить наиболее приемлемые в учебном процессе, разные по своему характеру, принципам и содержанию виды связи литературы и музыки: «музыкальные» страницы литературных произведений, литературное произведение в музыкальной интерпретации, связь литературного и музыкального произведений на ассоциативном уровне. При этом мы осознаем, что круг подобных связей может быть расширен и адаптирован к конкретным аудиториям, в соответствии с целями и задачами учебного процесса.

Опытно-экспериментальная работа показала, что системный подход обеспечил эмоционально-положительную направленность на самостоятельную и творческую деятельность, благотворно повлиял на развитие интереса к литературным и музыкальным произведениям, на формирование эстетического вкуса детей-удмуртов.

Было установлено, что большинство старшеклассников стали испытывать потребность общения с искусством и выражать через это свое состояние, различать подлинное искусство от эрзаца на уровне эмоциональных суждений, оценки, чувств, проявлять избирательность впечатлений, а не всеядность, овладели умением переключать восприятие при общении с различными видами искусства.

Опытное обучение, которое строилось на основе литературных произведений разных жанров, показало степень усвоения литературного материала. Использование музыки как одного из средств обучения во многом способствовало совершенствованию устной и письменной речи детей-удмуртов.

Мы убедились, что эффективность уроков, где осуществляется взаимодействие литературы и музыки, зависит во многом от самого учителя, от уровня его дополнительной музыкальной подготовки. Музыкальность выступила в качестве подсистемы личности учителя и ученика как субъектов образовательного процесса.

Специфика межпредметного обучения создала благоприятные условия для проявления учительского творчества. Она обеспечила определенную свободу выбора тем, содержания, форм и методов обучения. Это еще раз доказывает, что синтез искусств в настоящее время является одной из ведущих технологий обновления методики обучения.

Обращение к национально-региональному компоненту позволило приблизить учащихся к богатейшей культуре удмуртского народа, которая является неотъемлемой частью духовной жизни человека. Удмуртская литература и удмуртская музыка явились важным звеном в воспитании всесторонне развитой личности.

В ходе опытного обучения мы столкнулись со следующими трудностями: сложность восприятия и понимания музыки в силу возрастных характеристик, отсутствия слушательского опыта, недостаточный первоначальный уровень культурологических знаний, а также низкий уровень сформированности отдельных умений.

Использование музыки на уроках изучения истории литературы осталось за рамками нашего исследования.

Мы опирались в своей работе на специфику только двух видов искусства — литературы и музыки. Разработанная нами и апробированная экспериментальным путем система уроков русской литературы с использованием музыки не является единственно возможной. Материалы исследования могут служить основой для дальнейшего совершенствования процесса обучения литературе в общеобразовательной школе. Творчески работающий, ищущий учитель найдет и другие способы привлечения на урок литературы различных видов искусства. Наше исследование позволяет еще раз утвердиться в верности тезиса: одна из актуальных задач современной школы — воспитание всесторонне развитой личности, способной понимать и ценить искусство. Положительные результаты исследования позволяют говорить о перспективе дальнейшей работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шишкина, Надежда Михайловна, 2005 год

1. ЬАбдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М., 1982.- С.49.

2. Азначеева . Е.Н. К вопросу о музыкальности прозаических литературных текстов. Методология, теория, гуманитарное образование: Материалы междунар. Науч.-практич. конф. -Астрахань. 1997.- С.80-85.

3. Айзерман J1.C. «Беспокойный и тоскующий Базаров». // Литература в школе 2002.-№ 2.- С.30-34.

4. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. М., 1974.- С. 15.

5. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. -М., 1990.1. С.76.

6. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н.Островского «Гроза» //Литература в школе -1998.-№ 3.- С.4-11.

7. Анненский И.Ф. Первые шаги в изучении словесности.-СПб.1888.1. С.4-5.

8. Антокольский П. Мастерство перевода. -М., 1964.-445 с.

9. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIY- XVII в.в. -М., 1985.-196 с.

10. Арекеева С.Т. Поэтика портрета в удмуртской прозе 20-30-х годов // Пермистика-9: Межвуз. сб. науч. трудов Ижевск: Удмуртия, 2002.-С.113-125.

11. З.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. -Л., 1973.- С.90.

12. М.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-М.-Л.: Музыка, 1965.-С.24.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.-Л.: Музыка, 1971. -С.300, 354, 376.1 б.Асафьев Б.В. Избранные труды. -М., 1955.-Т.4.- С. 157.

14. Ауэр А.П., Борисов Ю-.Н. Поэтика символистических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. -Саратов: Саратовский университет. 1989.-С. 112.

15. Базисный учебный план. Приказ МО РФ от 06.03.2001. № 834.

16. Баранников А.В. Использование театроведческого материала при изучении пьесы М.Горького «На дне» //Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе.-М., 1987.- С.86-95.

17. Барулина Л.В. Урок-композиция «Зимняя сказка» 5 кл. // Литература в школе 2004.-№ 2.-С.44.

18. Бачинская Н.М., Попова. Т.В, Русское народное музыкальное творчество. -М., 1974.-145 с.

19. Беленький Г.И. Совершенствование преподавания литературы в школе. -М.: Просвещение, 1986.-190 с.

20. Беленький Г.И. Интеграция? //Литература в школе -1998.-№ 8.- С.88.

21. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.УПМ. 1955. С.45.

22. Беленьковская Т.Е. «Русский язык и литература в школе межпредметные связи или интеграция?» // Русская словесность. М.: Изд-во Школа-Пресс, 2002. - С.75.

23. Бирюкова С.К. Специфика, словарно-фразеологической работы на уроках литературы в 4-7 кл. национальной школы. Владикавказ, 1990.-48 с.

24. Богданов Н.Н. «Пятое измерение» // Литература в школе 2004.-№ 8.- С.13-16.

25. Богданова О.Ю. Интерпретация текста романа «Белая гвардия» //

26. Литература в школе 1998.- № 2.- С. 125-134.

27. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. -М., 1989. С.42.

28. Бодрик Е.А. «Вечность за кремовыми шторами.»: «Белая гвардия» М.А.Булгакова: К содержанию через чувственный мир героев. // Русский язык и литература в школе в суз Украины.-1991.-№ П.- С.29-48.

29. Большакова С.А. «Зимнее утро» А.С.Пушкина. 6 кл. // Литература в школе 2004.- № 4.- С.40.

30. Бондаренко М. А душу можно ль рассказать. Поэзия С.Есенина в школе. 11 кл. // Литература в школе -2003.- № 10.- С.24-26; 2004.-№2.-С.26-30; 2004.-№6.-С.35-37; 2004.-№9.- С.25-31.

31. Бочкова Е.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Семинарское занятие //Литература в школе 1999.- № 8.- С.45-47.

32. Браже Т.Г. Знаменитый спектакль о Пушкине по пьесе А.Глобы // Литература в школе 1999.- № 6.- С.31-39.

33. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе 1996.- № 5.- С. 151-155.

34. Брандесов Р.Ф. Музыкальная иллюстрация урока литературы. //Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск. 1981. С.52-66.

35. Брандесов Р.Ф. О творческом характере урока литературы // Литература в школе -1976.- № 6.- С.31-34.

36. Булгаков М.А. «Белая гвардия»: Роман. Булгаков М.А. // Собрание соч.: В 5 Т.-М., 1992.- Т. 1 .-428 с.

37. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся. -Л.: Музыка, 1977. 216 с.

38. Бэлза И. Партитура Михаила Булгакова. // Вопросы литературы,-1991. -№ 5.- С.55-60.

39. Валагина А. И.С.Тургенев «Записки охотника» //Литература в школе- 1992.-№3.-С.36.

40. Васина-Гроссман В.А. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке. // Поэзия и музыка: Сб.ст. и исслед. М., 1973,- С.97-136.

41. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы. -М.: Музгиз, 1963. С.36.

42. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. -М.: Музыка, 1972.-С. 150.

43. Васина-Гроссман В.А. Книга для любителей музыки. -М., 1962.1. С.14.

44. Васина-Гроссман В.А. Пушкин и русская музыка. -М., 1969.- С.9.47.«Вай кырзалом, эшъёсы». Кырзанъёс («Споемте, друзья»: Сборник песен.) -Ижевск: Удмуртия, 1993.- 276 с.

45. Взаимосвязь искусств на уроках литературы: 4-10 кл. Пособие для учителя. Сост. Альбеткова Р.И. -М., 1987. 192 с.

46. Владыкина А.В. «Удмурт но зуч литературая урокъёсты куспазы герзан» («Установление связи между русской и удмуртской литературой») // Уроки по удмуртскому языку и литературе и внеклассная работа. — Ижевск: Удмуртия, 1988. С.75-80.

47. Власенков А.И. Русская словесность: Пособие для учителя 5-8 кл.; 9-11 кл. -М., 1998.-203 с.

48. Влащенко В.И. «Гроза» Островского в 10 кл. //Литература в шкОле -1995.- № 3.- С.45-46.52.«Виль синь» («Новый взгляд»): Газета, 1918. 20 июля.

49. Винничук Л.Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.- М., 1988.- 162 с.

50. Витрук Н.В. В.Г.Короленко-писатель и правозащитник. Ижевск: Удмуртия, 2003. - 72 с.

51. Воронкова С. Пейзаж (времена года) в литературе, музыке, живописи: Интегрированный урок в 5 кл. //Литература. Прил. к газ. «Первое сентября». 1997.-№44.

52. Воспитание в процессе обучения на уроках русского языка и литературы в национальной школе. -Л., 1985. С.66.

53. Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. -М., 1956.- С.302-303.

54. Гапоненко П.А. Бездна поэзии . Произведения русских писателей о родной природе в 5 кл. //Литература в школе 1996. - № 3. - С. 111-114.

55. Гапоненко П.А. Природа. стройной верна простоте: Межпредметные связи при изучении лирики И.С.Тургенева в 5 кл. // Литература в школе -1997. № 3.- С. 124-127.

56. Гаричева Е.А. Обломов и Ольга. 10 кл. //Литература в школе 2003.-№ 5. - С.23-25.

57. Гаршин В.М. Сказка о жабе и розе.-Л.: Худ. лит., 1978.-С.203-210.62.«Герд» («Узел»). -Ижевск. 2003. -№ 2 (№47).- С.З.63.«Герд» («Узел»). -Ижевск. 2001. № 9 (№ 29).- С.5.

58. Глебов Н. Асафьев Б.В. Русская поэзия в русской музыке.-М., 2-ое издание. 1992.-С.3-4.

59. Глемба В.В. Уроки по лирике А.С.Пушкина «Подруга дней моих суровых» в 5 кл. «Пушкин и Кавказ» в 8 кл. // Литература в школе 1999. - № 6.-С.76-81.

60. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыка. -М., 1971.- 175с.

61. Голубков В.В. Наглядность в преподавании литературы в средней школе. -М., 1961. С.460.

62. Голубков В.В. Активизация преподавания литературы в средней школе. -М., 1961.- С.3-4.

63. Голубкова А.Н., Поздеев П.К.Сокровище народное. Ижевск: Удмуртия, 1987.-109 с.

64. Гончаров А.И. Обломов: Роман. Гончаров А.И. Соч.: В 8 Т. М., 1979. -Т.4.- С.182-183, 199-200.

65. Гончаров И.Ф., Гончарова Т.И. Когда учитель властитель дум.-М.:1. Просвещение, 1991.-161 с.

66. Горький М. Фома Гордеев: Роман. Горький М. // Собр.соч.: В 25 Т. -М., 1969.-Т.4.-С.ЗЗЗ, 458.

67. Горький М. На дне: Пьеса. -М.: Дет. лит., 1981.-63 с.

68. Грачев И.В. Художественная деталь в пьесе А.Н. Островского «Гроза» // Литература в школе 2003. - № 8. - С. 17-21.

69. Грубер Р.Г. Гендель Ф.-Л., 1936.-С.31.

70. Гулин А.В. «В сердце светит Русь.»: Духовный путь С.Есенина // Литература в школе 2001. - № 6. - С. 16-20; 2001.-№4.-С.7-13; 2001.-№5.-С.8-12.

71. Дроздова М.Ф. Музыка при изучении лирики Лермонтова: Уроки в 5-8 кл. // Литература в школе 1986.- № 1.- С.32-35.

72. Дроздова М.Ф. Пушкин в музыке русских композиторов: Учеб. пособ. к спецкурсу.-Челябинск:Челяб.ГПИ, 1980. 62 с. .

73. Другова Н.А. Автор и его герой. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 9 кл. // Литература в школе 2001. -№ 2.- С.29-30.

74. Дубнова С. Уроки литературы и театр: (Из опыта 456-й средней школы Москвы) //Искусство в школе. 1991.- №3. - С.35-41.

75. Ельцов Ю.Г. Музыка в изучении творчества Л.Толстого в старшем классе // Литература в школе 1989. - № 6.- С.98-101.

76. Ермаков Д. «Нигилизм Евгения Базарова и . всемирное потепление» // Литература в школе 2003. - № 6. - С.45-46.

77. Ермаков Ф.К. Межпредметные связи русской и удмуртской литератур. -Ижевск. 1992. С.2-3.

78. Есенин С.А.: Стихи. М.: Худ. лит., 1982.-460 с.

79. Желанский А. Сказки Пушкина в народном стиле. -М., 1936. С.84.

80. Журавлева А.И. Поздний Островский в свете социокультурных проблем эпохи // Литература в школе 2003. -№ 8. - С.11-16.

81. Иванов Г.И. Маяковский в музыке. М.: Сов.композитор, 1978.1. С.13.

82. Иванов Г.К. Островский в музыке. М.: Сов.композитор, 1976.125с.

83. ЮО.Иванов Н.Н. «Человек все может. л ишь бы захотел» //Литература в школе- 2003.-№7.- С.5-10.

84. Игнатьева Р.А. «Зимнее-утро» А.С.Пушкина: Лингвистический анализ. 6 кл.//Литература в школе 2004. - № 4.- С.38-39.

85. Идеи эстетического воспитания.-М., 1973.-Т.1.- С. 159.

86. Идеи эстетического воспитания.-М., 1973.-Т.1.- С.233-302. Ю4.Ильченко О.С. Певцы родной природы. 7 кл. // Литература в школе- 2003. № 4.- С.34-36.

87. Интеграция разных видов искусств в преподавании литературы / Сост. Еналеева Д.А. -Саранск. 1998. 61 с.

88. История искусства Удмуртии: Справочник. -Устинов: Удмуртия,1986.-142с.

89. Ю7.История удмуртской советской литературы. -Устинов: Удмуртия,1987. -в 2 Т., Т. 1. 241с.

90. Ю8.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984. - С.37. 109.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1982.- С.З.

91. Ю.Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-192 с.111 .Калганова Т.А. Изучение поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» в контексте культуры. 10 кл.//Литература в школе 2004. - № 11.-С.35-37;2003.-№ Ю.-С.23, 30-35.

92. Камахина Т.В. Эксперимент профессора Преображенского. «Собачье сердце» М.А.Булгакова. 11 кл. // Литература в школе 2002. - № 7.1. С.32-34.

93. Картавцева М.И. Уроки МХК.Ю кл. Практ. пособ.- Воронеж: ТЦ Учитель, 2003.- С.148-156.

94. Карташова И.А. Поэзия прекрасная страна. 5 кл. //Литература в школе-2001.-№ 1.-С.2-6.

95. Карсалова Е.В. Русский Дом: Жизнь и судьба-сквозь годы испытаний. (И.С.Шмелев «Лето Господне», М.Булгаков «Белая гвардия», Ф.А.Абрамов «Дом», В.Г.Распутин «Изба»). 11 кл. // Литература в школе2004.- № 9.- С.32-39.

96. Касаткина В.Н. Романтическая муза Пушкина.- М.: Изд-во МГУ, 2001.-201 с.

97. Кац Б. Стань музыкою, слово! -JL: Сов.композитор, 1983. — С. 1213.

98. Кертес М. Романсы на уроках литературы //Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»). 1997.-№40.

99. Команова Т.А. Содержание гуманитарного образования. Решение и проблемы нашего времени. // Литература в школе 2003. -№ 10.С.21-24.

100. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. -М.: Просвещение, 1990. С.221-222.

101. Кононова А.А. «Здравый смысл старого лада»: Урок-исследование по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 9 кл. // Литература в школе -1999. № 6.-С.67-75.

102. Концепция «Литературное образование в национальной школе». // Литература в школе 2000.- № 4.- С.63-66.

103. Коровин В.Н. Искусство и мы.- М., 1977.- С.38.

104. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Вопросы, задания по литературе. 7 кл. М., 1996. 59 с.

105. Коровина Р.Н., Паршева Г.Е. Русские народные песни в сказке А.Н.Островского «Снегурочка» и одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова: Урок внеклассного чтения в 8 кл. //Литература в школе 2003. -№ 8.- С.47-48.

106. Коровина Р.Н. «Образ няни в творчестве А.С.Пушкина». 5 кл. //Литература в школе -1999.-№ 6.- С.87-89.

107. Короленко В.Г. Соб.соч.: В 5 Т. Т.5. М., 1954. - С.253-279. . '

108. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада» //Литература в школе 1999.-№3.-С.16-31; 1999.-№8.-С. 17-27; 2000.-№ 3.- С.13-25; 2002.-№8.-С.10-15; 2003.-№4.-С.7-12.

109. Краткий словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители

110. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М., 1978. 126 с.

111. ПО.Кремлев К. Клад Дебюсси. М.: Музгиз, 1965. - С.175.

112. Кузьмин М.Н. До образования ли маргиналам //Учительская газета. 1993 .-№ 37.

113. Куприн А.И. Собр.соч.: В 6 Т.-Т.1 «Олеся»: Повесть. -М., 1991-С.367-368, 396-397,406,416.

114. Кремлев К. Клад Дебюсси'.- М., 1965.- С. 175.

115. Крупская Н.К. Педагогические сочинения.-М., 1959.-T.3.-C.317.

116. Лекомцева Н.В. Палитра и слово.-Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР.2004.-С.66-67.

117. Лекомцева Н.В. Мефистофель как «олицетворение ненависти к свету и жизни»: Способы аналитического истолкования художественного образа в школе // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 1993.- № 4.-СЛ 15-119.

118. Ленская Е.А. //Вестник образования.-М. 1984.-С.86.

119. Леонов С.А. Интегрированные уроки. 8-9 кл. -М. 2003.-169с.

120. Лин Р.И. В.Ф.Саводник и его книга «Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева» // Литература в школе,- 2001.- №1.-C.l 114.

121. Липаева Т.А. Музыка на уроках литературы //Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. -М.Д987.-С.69-80.

122. МЗ.Липаева Т.А. Привлечение музыки на занятиях по литературе как один из приемов усиления идейно-нравственного воспитания учащихся // Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. -М., 1988.- С.53-62.

123. Лобкарева А.В. «Благословенный уголок земли»: О музее И.А.Гончарова в Ульяновске //Литература в школе 1997.-№ 3.- С. 150-158.

124. Лобова В.И. «Это была самая светлая жизнь.»: По роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова //Литература в школе 2002.- № 7.-С.28-31.

125. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. -Л., 1972.-С.79.

126. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».-Л., 1980.-С.221-224.

127. Луначарский А.В. В мире музыки.-М.: Сов.композитор, 1971. 102с.

128. Лысина Н.И. К проблеме комплексного воздействия музыки и литературы //Советская педагогика.-1981.-№8.-С.56-60.

129. Майорова А.В. Литература и музыка: Учеб. пособие для студентов-филологов. -Рига: Изд-во Латвийского ун-та, 1981. 103с.

130. Макарова Б.А. Стихи, ставшие песней: Урок внеклассного чтения. Лирика военных лет //Литература в школе 2003.- №3.- С.36-38.

131. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.2000.1. С.19.

132. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема //Советская педагогика. 1981. -№8.- С.78-84.

133. Малофеева Г.А. «Тема дома в лирике С.Есенина». 11 кл. //Литература в школе 2004.- № 2.- С.31-32.

134. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.-Л.,1974.-С.42-43.

135. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и развития читателя-школьника //Литература в школе -1980.-№1.-С.25-35.

136. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством //Литература в школе -1998. -№8.- С.91-98.

137. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе. //Литература в школе -2003.-№4.-С.21-24.161 .Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 кл.: Методическое пособие для учителя. М., 1994. 167 с.

138. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 3 Т.-М., T.3.-C.37, С.151.

139. Маршак С.Я. Воспитание словом.-М., 1964.-С.320.

140. Машенко Н.М. Музыка и живопись в творчестве писателей.-Киев, 1985.- 179 с.

141. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы.-М.: Просвещение, 1978.-78с.

142. Машенко Н.М. Музыка и живопись в творчестве писателей.-2-е изд.,допол. и перераб.-Киев: Вища шк., 1985.-144с.

143. Машенко Н.М. Слово, музыка, образ.-Киев: Рад.шк., 1982.-96с.

144. Мильштейн Я., Лист Ф. T.l.-M., 1956.-С.227.

145. Миниралова И.Г. Пейзаж в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литература в школе -2002.-№7.-С.17-19.

146. Мирецкая В.Г. Проблемы межпредметных связей музыки и литературы в формировании у подростков представлений о художественном образе. -Ташкент, 1980.-С.101-107.

147. Михалков С.В. «Главное свойство искусства» //Литература в школе -1983.-№2.С.59-60.

148. Михеева J1.B., Розова Т.Г. В мире оперы.-Л.: Сов.композитор, 1989.

149. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах.- М.: Сов.композитор, 1988.- 176 с.

150. Моночиненкова Л.Ф, Музыка на уроках, посвященных изучению биографии писателя //Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. -М., 1987.-С.80-86.

151. Музыкальное творчество в общеобразовательной школе.-Запорожье, 1987.-С.10.

152. Мусотов В. Поэтический мир С.Есенина //Литература в школе -1995.-№6.-С. 17-24.

153. Назарова Л.В. Роль учителя-филолога в формировании представлений школьников о внутренних связях литературы и музыки //Литература в школе -2003.-№2.-С.22-26.

154. Нартов К.М., Лекомцева Н.В. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литературы в школьном курсе. Изд-е 2-е. М., 2003. 178 с.

155. Национально-региональный компонент Госстандарта образования. -М., 2000.

156. Небольсин С. Всемирное и русское в Пушкине //Литература в школе 2002.-№9.-С.2-6.

157. Недзвецкий В.А. Татьяна Ларина и «таинственный Сбогар» //Литература в школе 2003.-№ 1.-С. 12-16.

158. Недзвецкий В.А. Пушкин как всемирный гений //Литература в школе 2004.-№ 10.- С.8-12.

159. Недзвецкий В.А. Искушённая гармония: Опыт творческого портрета И.С.Тургенева //Литература в школе-2002.-№2.-С. 12-17.

160. Недзвецкий В.А. Капитальнейшая вещь роман А.И.Гончарова «Обломов» //Литература в школе -1997.-№7.-С.44-61.

161. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. Кн. для учителя.-М., 1981. -206 с.

162. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М., 1988.- 846 с.

163. Павлов И.П. Избранные произведения.-М., 1951.- С.509.

164. Палиевский П.В. М.А.Булгаков смотрит в будущее //Литература в школе -2002.-№7.-С. 1-14.

165. Панаева А.Я. Воспоминанйя.-М., 1986.-С.207-208.

166. Переведенцев В. Газета//Советская культура. 1977.-1 марта.

167. Песни и хоры композиторов Удмуртии для детей / Сост. Ю.Л.Толкач. Муз.ред.А.Корепанов. Ижевск: Удмуртия, 1992.- С.50-59.

168. Петров В.Б. М.Булгаков смотрит в будущее //Литература в школе -2002.-№7.-С. 15-16.

169. Петров В.Б. Нравственные ценности в горниле русской усобицы: По страницам «Белой гвардии» М.Булгакова //Литература в школе -2003.-№3.-С.36-38.

170. Петрушанская Р.И. Музыка и поэзия. -М.: Знание, 1984.-С.10-11,14.

171. Пичугина Г.П. И.С.Тургенев и Ю.П.Вревская //Литература в школе 1997.-№3.-С.32-36.

172. Подхватилина Г.А. Мотив дома в «Белой гвардии» М.А.Булгакова. 11 кл. //Литература в школе 2002.-№7.-С.35-36.

173. Полтавец Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман: Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» //Литература в школе -1999.-№6.-С.27-39.

174. Порфирьева А.Л. Блок и Вагнер. Россия и Европа: Контакты музыкальных культур.-СПб., 1994.-С. 186-220.

175. Поскрёбышев О. «Страда» Ижевск: Удмуртия, 1973,-С.80.

176. Потапова Т.В. Мудрость" избяных заповедей «Ключи Марии» С.А.Есенина. 9 кл. //Литература в школе 2001.-№5.-С.26-27.

177. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Мировая художественная культура. 10 кл. -М., 2001.- 397 с.

178. Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе.-М., 1976.-С.69.

179. Программа «Музыка».5-8 кл. / Под ред. Д.Б.Кабалевского.-М.,1994.-С.93-223.

180. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. -М., 2002.-С.45-132.

181. Программа по литературе. 5-11 кл. Для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля / Под ред. М.Б.Ладыгина. М., 2002. - С.206-295.

182. Программа по музыке для общеобразовательных школ УР. 1-4 кл. / Сост. М.И.Тукмачёва. Глазов: Изд-во Глазов Гос.пед.ин-та. 1999. - 46 с.

183. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. / Сост. В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак 2-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа, 2004. -96 с.2Н.Протопопов В., Туманина Н. Оперное творчество Чайковского.-М., АН СССР.1957.

184. Пушкин А.С. Соч.: В 3 Т.-Т.З. «Евгений Онегин»- М.: Худ.лит.,1978.

185. Пушкин А.С. Полное собр.соч.В 10 Т.-Т.10. -М.: Изд-во АН СССР, 1958.-С.324.

186. Революция-искусство-дети: Материалы и документы.-М.,1987.-4.1.1. С.78.

187. Рез.З.Я. Формирование понятия «эстетический идеал» при изучении классицизма и романтизма. JI., 1962. - 72 с.

188. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни.-СПб.,1909.-С.318.

189. Розенфельд Б.Есенин и музыка.-М.: Сов.композитор, 1988.- 88 с.

190. Русина Н.С. Совершенствование преподавания русской литературы в национальной школе путем привлечения различных видов искусства.-М.: Изд-во НИИ нац.шк. MHO РСФСР, 1988.-51 с.

191. Русская литература. 10 кл. Учебник-хрестоматия для национальных общеобразовательных учреждений / Под ред.М.В.Черкезовой.-М.: Дрофа, 2001.-464 с.

192. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Просвещение, 1985.-288 с.

193. Саларева Г.А. «Медный всадник» А.С.Пушкина. 9 кл. // Литература в школе 1999.-№8.-С.70-73.

194. Сафонов А. Сочинения о природе //Литература в школе 1975.-ЖЗ.-С.42-46.

195. Свирина Н.М. Литературное образование как способ вхождения школьников в художественную культуру: Дис. д. пед. н.-СПб., 1999.-С.42, 92, 490-491.

196. Свирина Н.М. Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 кл. Дис. к. пед. н.-СПб., 1993.-265 с.

197. Свирина Н.М. Взаимодействие музыки и литературы //Литература в школе 1997.-№6.-С. 108-112.

198. Свирина Н.М. Музыка на уроках литературы в 5 кл. // Изучение литературы в 5 кл.: Методические рекомендации.-СПб.:Спец.лит.,1997.-С.226-235.

199. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.-М.-Л., 1947.-С.441 -442.

200. Сизова Т.В. Романтическая лирика А.С.Пушкина. 9 кл. //Литература в школе 1999.-№8.-С.62-64.

201. Симоненко Л. Искусство на уроках русской литературы в 4-8 кл. -Киев. 1974.- С.27-75.

202. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.-Л., 1970. -146 с.

203. Ситник А.П. Основы эстетики и искусствознания в сельской школе.-М.: Просвещение, 1982.-44 с.

204. Соболева Н.А. Об изучении литературы в старших классах //Литература в школе 1997.-№4-С.158-160.

205. Сопко С.П. «.Союз волшебных звуков, чувств и дум.» (А.П.Чехов, И.И.Левитан, П.И.Чайковский). 8 кл. //Уроки литературы (Прил.к журналу //Литература в школе -.-2000.-№1.-С.13-15.

206. Старкова З.С. Литература и живопись.-М., 1985.-С.З.

207. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы.-М., 1988.-191 с.

208. Сухомлинский В.А. Избранные педагогии, соч.: В 3 Т. Т. 1. -М., 1979. -С.449, 512.

209. Тарутина Н.Н. «Всё от тебя, учитель мой.» //Литература в школе2004.-№4.-С.44.

210. Толстой J1.H. Полное собр.соч.: В Т.-М., 1935.-Т.54.-С.29.

211. Толстой J1.H. Об искусстве и литературе.-М., 1958.-С.112.

212. Труфанова Е.В. Созвучие муз //Литература в школе 1998.-№7.-С.157-160.

213. Тулаева Е.Б. Славна богатырями земля русская: Сценарий литературного состязания по былинам //Литература в школе 1997.- №3.-С.145-149.

214. Тургенев И.С. Поли, собр.соч.: В 12 Т.-Т.7,- «Отцы и дети»: Роман. -М., 1981.-С.67,82, 179.

215. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.-С.317.

216. Уайльд О. Собр.соч.: В 3 Т.-Т.1.- «Соловей и Роза»: Сказка / Пер. М.Благовещенской.-М.: Терра, 2000. С.368-374.

217. Удмурт кыллы но литературы дышетон программа.5-11 кл. (Программа по удмуртскому язы'ку и литературе. 5-11 кл.). -Ижевск: Удмуртия, 2004.-78 с.

218. Ульчугачёва Н.Н. Урок-путешествие по роману «Евгений Онегин» //Литература в школе 2000.-№6.-С.92-95.

219. Федорова Л.П. «Развити'е методики преподавания удмуртской литературы в школе (1941-2000 гг.)» // Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы науч.-практич. конф. 26-28 октября 2000 г. -Ижевск: Удмуртия, 2003 г.-С. 169-178.

220. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметамихудожественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе. Владимир: Изд-во ГПИ им.П.И.Лебедева-Полянского, 1990.-С.З, 7, 12, 41, 85.

221. Финченко Г.А. Музыка на уроках литературы: К вопросу об эстетическом воспитании //Вопросы эстетического воспитания на уроках литературы. Сб.статей-Владимир, 1993.-С.156-183.

222. Хапрова Т.А. Музыка в жизни и творчестве А.Блока.-Л.; Музыка, 1974.-152 с.

223. Хайруллин Р.З. «Диалог культур в национальной школе» // Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы науч.-практич. конф. 26-28 октября 2000 г. Ижевск: Удмуртия, 2003 Г.-С.147-158.

224. Хайруллин Р.З. «Формирование культуры мира у учащихся национальных школ»// Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы науч.-практич. конф. 26-28 октября 2000 г. Ижевск: Удмуртия, 2003 г.-С. 196-206.

225. Хромова Ю.С. А.Н.Островский в Щелыкове: Урок-путешествие в 10 кл. //Литература в школе 2003.-№8.-С.39-40.

226. Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. T.l. -М., -С.26.

227. Чайковский П.И. Удмуртия. К родословной: Сб. документов-Ижевск: Удмуртия, 2001.- 148 с.

228. Чайников П. Яратон (Любовь).-Ижевск: Удмуртия, 1936.-С.78.

229. Час вдохновения: Творческие работы по зарубежной литературе учащихся Гуманитарного лицея г.Ижевск / Предисл., сост. И ред. Н.В.Лекомцевой. Ижевск, 1994. 75 с.

230. Черкезова М.В. Литературное образование в национальной школе: традиции и реальность //Литература в школе 2004.-№ 2.-С.23-25.

231. Чернова И.И. Музыка на уроке литературы //Литература в школе -1997.-№2.-С. 109-112; 1997.-№3.-С. 109-113.

232. Чернова Л. «Солдатъёс ке кошко»: Н.С.Байтеряковлэн поэмаезъяинсценировка (Инсценировка по поэме Н.С.Байтерякова «Когда уходят солдаты».) // Кенеш (Собрание): Худож.-публиц. журнал. -Ижевск, 2004.-№5-6.-С.37-42.

233. Чертов В.Ф. От «литературы вопросов» к «литературе ответов» //Литература в школе 2004.-№4.- С.25-27.

234. Шамрей Л. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной литературы. -Н.Новгород. 1993.- С.60.

235. Шарова А.Д. Поэма «Цыганы» А.С.Пушкина: Урок-исследование. 9 кл. //Литература в школе 1999.-№8.-С.65-69.

236. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы //Литература в школе 1996.-№5.-С.154-155.

237. Шолпо И.П. Урок литературы урок искусства: Интепретация художественного текста и содружество искусств на уроках литературы: Метод.рекомендации для учителей / Под ред.В.Г.Маранцмана. -М., 1995.

238. Шубникова-Гусева Н.И. • Творчество С.А.Есенина в школе //Литература в школе 2004.-№2.-С. 12-17.

239. Шуман Р. Избранные статьи. М., 1956. С.273.

240. Шутова Н.А. Интегрированное обучение в средней школе. -Ижевск. 1998.-С.16.

241. Шурыгина З.В. Философская лирика А.С.Пушкина. 9 кл. //Литература в школе 1999.-№3.-С.90-94.

242. Щеблыкин И. Книга о народе //Литература в школе 1992.-№3.1. С.25.

243. Эйхенбаум Б.М. О поэзии.-М., 1969.-С.67, 510.

244. Энциклопедический музыкальный словарь / Сост.Барановская. Под общ.ред. К.А.Жабинского.-Ростов н/Дону: Феникс, 1998.-С.89, 123-124.

245. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков. М., 1989. - 131 с.

246. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.-М., 1983. 198 с.

247. Эткинд Е. Разговор о стихах.-М., Детская литература, 1970.-С.120.

248. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1.-М.: Сов.композитор, 1972. 206 с.

249. Ягунова Н.П. «Все у меня одинаковые в поле брани убиенные»: Изучение романа М.А.Булгакова «Белая гвардия». 11 кл. //Литература в школе - 1998.-№ 1 .-С. 144-149.

250. Янушевский В.Н. Музыка в тексте: К изучению романа И.А.Гончарова «Обломов» на уроках литературы //Русская словесность, 1997.-№4.-С.56-59.

251. Яроцкий А. Какой должна быть русская школа // Русская школа, 1913.-№1.- С.5-11.

252. Ярустовский Б. Оперная драматургия Чайковского.-М.: Музгиз, 1947.-149 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.