Методическая система изучения алтайской прозы 70 - 90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Чандыева, Екатерина Дмитриевна

  • Чандыева, Екатерина Дмитриевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 214
Чандыева, Екатерина Дмитриевна. Методическая система изучения алтайской прозы 70 - 90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чандыева, Екатерина Дмитриевна

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к изучению алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных школ Республики Алтай

1.1. История развития алтайской прозы и своеобразие произведений 70-90 годов XX века

1.2. Психолого-педагогические и методические подходы к изучению алтайской прозы в 11 классе 39 1.4. Современные концепции изучения литературы в школе

Глава 2. Методика изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе

2.1. Анализ действующих программ, учебных и методических пособий

2.2. Состояние преподавания алтайской прозы и уровень знаний учащихся старших классов школ Республики Алтай

2.3. Система изучения прозы алтайских писателей с учетом этнокультурного потенциала и взаимосвязи с русской литературой последних лет

Глава 3. Опытно-экспериметальное обоснование методической системы изучения алтайской прозы в 11 классе общеобразовательных учреяедений Республики Алтай

3.1. Проблемное изучение алтайской прозы 70-90-х годов XX века

3.2.Сравнительно-сопоставительный анализ современной алтайской и русской прозы

3.3.Использование этнокультурного комментария на уроках алтайской литературы

3.4. Обобщение результатов эксперимента 174 Заключение 185 Список литературы 188 Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методическая система изучения алтайской прозы 70 - 90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай»

Актуальность исследования. В современном обществе на рубеже веков, когда рушатся традиционные и духовные ценности, снижается культурный уровень населения, происходит мировоззренческая дезориентация людей, особую остроту приобрела проблема сохранения «культурной памяти», воспитания духовно богатой личности.

В начале XXI века появилось поколение, не интересующееся родным языком и литературой, обычаями, историей и культурой народа, не осознающее свою национальную принадлежность, что в свою очередь привело к упадку духовности общества, к нивелировке нравственных человеческих качеств.

Тревога за будущее человечества, нации и народов заставила общество искать и создавать оптимальные условия для решения этой проблемы. В связи с этим последнее десятилетие ознаменовано всеобщим интересом к возрождению национального самосознания, сохранению культурного духовного наследия народа. Во многих республиках Российской Федерации разрабатываются концепции развития национальных школ, в которых ставится задача воспитания школьника как носителя и продолжателя культурно-духовных ценностей народа, формирования у подрастающего поколения гуманистических ценностных ориентации.

В проекте «Стандарта среднего (полного) общего образования по литературе» (март 2004) также четко прослеживается тенденция к изучению литературы как части культуры и «формирования гуманистического сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры».

В алтайской прозе 70-90 годов XX века (И.В.Шодоев, Л.В.Кокышев, А.О.Адаров, Э.М^Палкин, К.Ч.Толосов, Д.Б.Каинчин, Б.У.Укачин, А.Я.Ередеев, Д.Я.Маскина) ярко выражена направленность на решение нравственных, глобальных общечеловеческих проблем. Философская глубина, актуальность проблематики, усложненность художественных образов, вбирающих в себя фольклорно-мифологическую символику, -характерная черта прозы данного периода, которая в полной мере дает возможность реализации вышеуказанных целей стандарта основного общего образования по литературному образованию. Актуальность исследования обусловлена также и сложившейся ситуацией в общеобразовательных школах Республики Алтай при изучении родной литературы. Постижение произведений алтайской прозы 70-90 годов XX века осложняется рядом объективных обстоятельств: недостаточный интерес старшеклассников к чтению современных художественных произведений, в частности алтайской прозы; отсутствие у учащихся необходимых теоретических литературных знаний, слабое владение учащимися умениями и навыками анализировать художественный текст; отсутствие необходимых педагогических условий в общеобразовательных школах Республики Алтай (слабая оснащенность библиотек необходимой литературой; недостаточная литературоведческая и методическая осведомленность учителей-словесников; отсутствие методических разработок по современной литературе).

В поисках путей выхода из сложившейся ситуации возникла необходимость создания методической системы, целью которой является достижение наибольшей эффективности и реальной результативности процесса обучения алтайской литературе.

Степень разработанности проблемы. В алтайском литературоведении, в трудах литературоведов З.С.Казагачевой, С.С.Каташа, Н.М.Киндиковой, Г.В.Кондакова, С.С.Суразакова, Т.С.Тюхтенева, Р.А.Палкиной, Э.П.Чининой, Л.Я.Якимовой в различных аспектах исследованы вопросы развития и своеобразия алтайской прозы. Становление современной алтайской прозы, специфика изображения народного характера исследуются в работах Р.А.Палкиной; к проблеме изучения литературы народов России как основы познания культуры многонационального государства обращались С.К.Бирюкова, Р.З.Хайруллин; вопросы диалога культур в процессе анализа художественного текста раскрыты в трудах

М.В.Черкезовой; этнокультурная направленность литературного образования освещена в исследованиях В.В.Гогоберизде, И.Х. Майоровой, К.М.Нартова; роль теоретико-литературных знаний в процессе изучения художественной прозы в условиях национальных школ отражена в работах Н.Н.Вербовой и А.М.Каторовой; проблема типологии анализа художественного текста разработана Т.Г.Браже, И.А.Подругиной, М.П.Жигаловой. Большой вклад в методику изучения современной прозы внесли методисты русской школы. Так, проблеме первоначального восприятия художественной прозы и путей ее изучения посвящены труды О.Ю.Богдановой, Н.Г.Демидовой, С.А. Леонова; использование принципа общности и национального своеобразия русской и родной литератур, приемы сравнительно-сопоставительного изучения отражены в работах: М.А.Ахметзянова, С.К.Бирюковой, Д.А.Клумбите, И.Х.Майоровой, Р.З.Хайруллина, М.В.Черкезовой. К проблеме изучения алтайской литературы в аспекте средства познания культуры алтайского и других народов обращены диссертационные исследования Т.В.Метреевой, В.М.Сортыяковой, выполненные в ФНГУ «Институт национальных проблем образования».

Несмотря на значимость и широту проведенных исследований, в них не затронуты проблемы преподавания алтайской прозы 70-90 годов XX века в старших классах.

В связи с вышесказанным, можно отметить ряд противоречий:

- между необходимостью серьезного осмысления произведений алтайских писателей (70-90 годы XX века), характеризующихся актуальностью нравственной проблематики, сложностью художественной системы, и слабостью аналитических умений старшеклассников;

- между необходимостью реализации богатого этнокультурного потенциала алтайской прозы 70-90 годов XX века в школе и отсутствием современных методических моделей, пригодных для использования в учебно-воспитательном процессе;

- между необходимостью формирования этнического и общероссийского сознания через постижение родной литературы и отсутствием у школьников мотивации к чтению и осмыслению прозаических произведений 70-90 годов XX века;

Объектом исследования является процесс изучения современной алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе в общеобразовательной алтайской школе.

Предметом исследования является методика изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века с учетом ее этнокультурного потенциала в 11 классе.

Цель исследования - научное обоснование и разработка методики изучения алтайской прозы 70-90 годов XX в. в 11 классе Республики Алтай.

Гипотеза исследования: изучение современной алтайской прозы в 11 классе будет эффективным, если:

- преподавание будет осуществляться на основе культурологического подхода, который обеспечит необходимые условия для усвоения нравственной, общечеловеческой проблематики и раскрытия этнокультурного потенциала произведений алтайской прозы 70-90 годов XX века;

- в рамках культурологического подхода в систему изучения произведений алтайской прозы 70-90 годов XX века вводится проблемное обучение с опорой на этнокультурное комментирование и сопоставительный анализ алтайской и русской современной прозы;

- при изучении художественного своеобразия произведений учитываются особенности национальной ментальности и этно-эстетические, культурные традиции алтайцев;

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить состояние изучения современной алтайской прозы в школе 70-90 годов XX века, глубину использования этнокультурного потенциала в процессе преподавания алтайской литературы в 11 классе и уровень взаимосвязанного изучения с русской литературой;

- разработать систему изучения современной алтайской литературы в старших классах с учетом этнокультурного и воспитательного потенциала произведений и дать ей научно-методическое обоснование;

- определить основные методы и приемы работы, которые обеспечат в процессе изучения современной алтайской литературы наиболее оптимальные способы усвоения художественного произведения старшеклассниками;

- научно обосновать и проверить эффективность предложенной методики.

Методологической основой исследования являются работы о У развитии и становлении алтайской прозы (С.С.Суразаков, З.С.Казагачева, С.С.Каташ, Р.А.Палкина, Н.М.Киндикова); труды по культурологии и литературоведению (М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, В.С.Библер, М.Бубер, С.С.Аверинцев); труды и положения о воспитательном воздействии литературы (В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, А.П.Острогорский, Ц.Л. Балталон, М.А. Рыбникова и В.В.Голубков); современные концепции культурологической направленности изучения литературы в школе (С.К.Бирюкова, О.Ю.Богданова, Н.Н.Вербовая, С.А.Леонов, К.М.Нартов, М.В.Черкезова).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы * использовались следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ литературоведческой, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы, анализ действующих программ и учебно-методических пособий);

- эмпирические (метод педагогического наблюдения, изучение и общение педагогического опыта, организация, проведение и обработка данных педагогического эксперимента, полученных на разных его этапах, в ходе опросов, бесед, анкетирования, при проведении итоговых работ в рамках исследования; обобщение результатов эксперимента).

Экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы Республики Алтай (школа № 7 г. Горно-Алтайска, Ябоганская средняя школа, Козульская средняя школа Усть-Канского района). В опытно-экспериментальной работе приняло участие 253 учащихся, более 50 учителей алтайского языка и литературы.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2002-2003 гг.) - изучение литературы по теме исследования; были определены предмет, объект, цель и задачи исследования, изучалась литература по проблеме, разрабатывалась концепция исследования, проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (2003-2004гг.) - разработка основных положений исследования и методики изучения современной алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе в культурологическом аспекте; подготовка материалов для опытно-экспериментальной проверки и проведение эксперимента в 11 классах общеобразовательных школ Республики Алтай.

Третий этап (2004 - 2005 гг.) - анализ и обобщение полученных в ходе экспериментальной работы данных, подведение итогов и уточнение выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

- научно обоснована методическая система изучения современной алтайской прозы в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай;

- определены основные пути, методы, приемы и формы работы, обеспечивающие развитие умений учащихся анализировать текст и закрепление литературных знаний;

- реализован культурологический подход при проблемном изучении и сравнительно-сопоставительном анализе родной и русской литератур;

- определено содержание этнокультурных комментариев к произведениям алтайских писателей 70-90 годов XX века.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что:

- выявлен этнокультурный и воспитательный потенциал современной алтайской прозы; разработаны методические пути его использования при обучении и воспитании старшеклассников;

- определены принципы изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе;

- уточнены образовательные и воспитательные цели этнокультурного комментирования при изучении современной алтайской прозы;

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработана методическая система изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века на основе культурологического подхода;

- даны разработки уроков по проблемному изучению прозаических произведений Д.Б.Каинчина и Б.У.Укачина и по сравнительно-сопоставительному анализу повести «Дорога отцов» Д.Б.Каинчина и «Живи и помни» В.Г.Распутина;

- подготовлен этнокультурный комментарий к произведениям алтайской современной прозы;

- разработаны методические рекомендации и программа факультатива по изучению творчества Д.Б.Каинчина для учителей общеобразовательных школ Республики Алтай. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания алтайской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания алтайской литературы в вузах и на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных проблеме, цели, объекту, предмету и задачам исследования; результатами эксперимента, свидетельствующими об эффективности предлагаемой методики изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века, длительностью педагогического эксперимента, корректностью обработки его результатов

Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе опытного и экспериментального обучения в общеобразовательных школах Республики Алтай (школа № 7 г. Горно-Алтайска, Ябоганская средняя школа, Козульская средняя школа), в выступлениях с докладами на ежегодных внутривузовских научно-практических конференциях (Горно-Алтайск, 2002-2005 гг.), на республиканской научно-практической конференции «Гуманизация образования в Республике Алтай: направления, опыт, перспективы (Горно-Алтайск, 2004)», на международной научной конференции «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России» (Новосибирск, 18-17 марта, 2004 г.), на научном региональном семинаре «Тюркоязычные литературы Сибири: проблемы художественного перевода» (Горно-Алтайск, 2004). Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры алтайского языка и литературы Горно-Алтайского государственного университета, а также отражены в 5 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

- важным условием повышения эффективности изучения алтайской прозы в 11 классе является культурологический подход к организации обучения, в рамках которого осуществляется проблемное изучение литературного материала с привлечением этнокультурного комментирования и сравнительно-сопоставительного анализа произведений алтайской и русской литератур;

- проблемное изучение на уроках алтайской литературы позволяет выявить нравственно-этическую основу, концептуальный уровень произведения, а также развить важнейшие аналитические умения старшеклассников; использование в процессе обучения этнокультурного комментирования способствует раскрытию философского пласта произведений, художественной символики, повышает уровень усвоения литературного материала, способствует закреплению знаний о традициях и культуре алтайцев, стимулирует интерес к чтению. V

- сравнительно-сопоставительное изучение современной алтайской и русской прозы способствует выявлению общенациональных, общечеловеческих основ разных литератур, воспитанию духовно богатой личности.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (210 наименований, 24 цитируемой художественной литературы), двух приложений. Общий объем текста 214 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Чандыева, Екатерина Дмитриевна

Выводы по третьей главе:

1. Опытно-экспериментальное изучение алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе показало, что наиболее эффективными являются: проблемный анализ с использованием этнокультурного комментирования, сравнительно-сопоставительный анализ с опорой на взаимосвязи родной и русской литератур;

2. Ведущим в системе обучения старшеклассников является проблемно-поисковый метод, который на уроке теснейшим образом связывается с репродуктивным и эвристическим методами. В ходе проблемно-поискового анализа удается охарактеризовать композицию, образную систему рассказа, выявить нравственную проблематику, основной конфликт и авторскую позицию. Посредством постановки учителем проблемных вопросов, опоры на теоретико-литературные понятия, самостоятельного поиска учащиеся приходят к интерпретации смысла рассказа. Попутно совершенствуются речевые навыки и увеличивается их лексический запас;

3. Использование этнокультурного комментария помогло ученикам проникнуть в символический пласт произведения, выявить использованную автором аналогию и глубже понять философский смысл произведения.

Информация о носителях диалекта туба-кижи расширила их знания о родной земле, приблизила к ним художественный мир произведения, актуализировала его проблематику.

4. Сравнительно-сопоставительная работа позволяет глубже раскрыть образы персонажей повестей Д.Б.Каинчина и В.Г. Распутина. Сопоставление произведений двух разных литератур, выявление их обшей проблематики позволяет учащимся сделать выводы об общности основных тенденций тем и проблем в литературном процессе страны.

5. Данные опытно-экспериментального обучения показали, что разработанная нами гипотеза прошла экспериментальную проверку. На конкретном материале раскрыла чрезвычайную важность систематической и целенаправленной работы при изучении алтайской прозы 70-90 годов XX века, конечной целью которой является создание многогранного и целостного представления об алтайской литературе и формирование духовной богатой личности, способной ориентироваться в поликультурном пространстве, осваивать национальные, европейские и мировые культурные ценности.

Заключение

Исследование проблемы изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе в общеобразовательных школах Республики Алтай приводит к следующему заключению:

Развитие алтайской прозы началось с конца 19 века. У истоков становления алтайской литературы лежат два существенных фактора - устное народное творчество народа (миф, эпос, сказка, пословицы и поговорки, песня) и русская литература.

Гуманистическая направленность, высвечивание общечеловеческих «вечных» проблем, философская глубина, сложность проблематики и усложненность системы художественных образов, вбирающей в себя мифо-поэтическую, фольклорную символику - составляет своеобразие алтайской прозы 70-90 годов XX века.

Алтайская проза 70-90 годов обладает богатым этнокультурным и воспитательным потенциалом, так как вобрала в себя факты родной и отечественной материальной и духовной культуры, культурные реалии современности и прошлого, специфические национальные обряды и обычаи, религиозные представления народа.

При изучении прозаических произведений алтайской литературы 70-90 годов XX века наиболее эффективен культурологический подход. Разработка концепций, реализующих культурологический подход к изучению литературы в школе на основе диалога культур, в настоящее время - один из самых продуктивных путей, позволяющих сформировать у подрастающего поколения гуманистические, ценностные ориентации и воспитать духовно богатую личность.

Анализ программ, учебных и методических пособий по алтайской литературе и констатирующий эксперимент, проведенный с целью выявления состояния преподавания алтайской прозы в 11 классе, позволяет сделать вывод, что в настоящее время культурологический подход при изучении родной литературы в общеобразовательных школах Республики

Алтай недостаточно реализован. В преподавании алтайской литературы превалирует традиционный анализ, ориентированный, прежде всего, на усвоение непосредственного содержания произведения. Учителя-практики не всегда придерживаются принципа преемственности и системности в литературоведческом образовании школьников, в развитии их читательских умений, что создает сложности при чтении и изучении алтайской прозы 7090 годов XX века.

Констатирующий эксперимент показал, что у учащихся отсутствует интерес к прочтению прозаических произведений 70-90 годов XX века. Школьники не владеют умением самостоятельно анализировать текст, выделять образы-символы в художественном тексте, не обладают знаниями о взаимосвязях литературы и фольклора, литературы и культуры. Обращение к нравственно-эстетическому содержанию произведения носит упрощенный характер и основывается на уяснении сюжетно-событийной основы. Богатый этнокультурный потенциал произведений зачастую остается не раскрытым, обращение к культурному наследию народа на уроках алтайской прозы не связывается с анализом произведения.

Выбор культурологического подхода как основного направления при изучении алтайской прозы 70-90 годов XX века объясняется особенностями художественной природы этих произведений, идейно-эстетическими принципами, положенными в основу создания прозаических произведений алтайских писателей, а также обусловлено возрастными, индивидуальными особенностями и уровнем знаний старшеклассников.

Проблемный анализ алтайской прозы, дополненный этнокультурным комментированием и приемами сравнительно-сопоставительного изучения алтайской и русской литератур, позволяет в рамках культурологического подхода развитьумения старшеклассникованализировать художественный текст, привить интерес к чтению, самостоятельному поиску, к творчеству.

Ведущим в системе обучения старшеклассников является проблемный анализ, который способствует актуализации нравственно-этической проблематики произведения, а также позволяет выявить авторскую позицию и вывести к интерпретации текста, которая дает возможность личностное понимание соотнести с авторским миропониманием.

Использование этнокультурного комментирования на разных этапах проблемного анализа способствует созданию «базового фонда», необходимого для полноценного анализа и осмысления художественного мира произведения, а также позволяет приобщиться учащимся к родной культуре. В ходе комментирования внимание учащихся направляется не только на архаический пласт повествования, но также на отдельные современные социокультурные реалии.

Сравнительно-сопоставительный анализ, в основе которого лежит взаимосвязанное изучение родной и русской литературы, способствует выявлению общенациональных, общечеловеческих основ разных литератур, формированию интереса не только к алтайской, но и ко всей отечественной литературе, а также расширению представлений старшеклассников об общности основных тенденций, тем и проблем в литературном процессе страны.

Предложенная нами методическая система изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века совершенствует аналитические умения учащихся, приобщает к культурным ценностям своего и других народов, способствует формированию национального и общероссийского сознания учащихся, расширяет духовный, нравственный и эстетический опыт старшеклассников, учит самостоятельному поиску культурных связей, совершенствует речевые навыки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чандыева, Екатерина Дмитриевна, 2006 год

1. Актуальные проблемы современной алтайской литературы. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 1995 - 194с.

2. Алтайские писатели: Юбилейные материалы и автобиографии. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», ГАГУ, 2001. - 213с.

3. Алтай литература. 8 класс (авт. Н.М.Киндикова) Горно-Алтайск, 2005 -160 с.

4. Алтай литература 11 класс. Учебник-хрестоматия (авт. Н.М.Киндикова) -Горно-Алтайск, 2000.- 214с.

5. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций. Дис.канд. пед. наук. Улан-Удэ:. 1995. - 147с.

6. Анализ художественного произведения: художественное произведение в контексте творчества писателя /под ред. М.Л.Семановой/ М.,1987

7. Андреева И.В. «Надо стать сильной. Сильнее себя!». Повесть В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» X-XI классы //Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». № 9. - 2004. - С. 11-12

8. Андрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор Л., 1974

9. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск.: 1979. - 184с.

10. Ю.Ахметзянов М.Д. Изучение литературных взаимосвязей в татарской школе Казань, 1979

11. П.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1985

12. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура-М., 1996

13. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге Л.,1983

14. Баскаков Н.Б. Алтайский фольклор и литература. Барнаул.: Алтайгиз, 1948-23с.

15. Баскаков H.A. Введение в изучение тюркских языков М.:Высшая школа, 1969.- 405 с.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1986.-445с.

18. Библер B.C. Диалог Сознание. Культура: (Идея культуры в работах М. М. Бахтина) //Одиссей. М.:1989. - С.21-59.

19. Библер B.C. Культура Диалог культур (Опыт определения) //Вопросы философии. 1998.-№6.

20. Бирюкова С.К. Национально-региональный компонент в учебниках по родной литературе. //Содержание образования в полиэтнической России в современных условиях. М.: 2003.

21. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классической литературы. СПб.:Просвещение, 2003. - 351 с.

22. Бирюкова С.К. Специфика словарно-фразеологической работы на уроках литературы в классах национальной школы. Владикавказ.: 1990. - 47с.

23. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. М., 1976.

24. Беленький Г.И., Снежевская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. М., 1983

25. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М: Советский писатель, 1968

26. Богданова О.Ю. Особенности первоначального восприятия художественных произведений учащимися 8-10 классов и углубление его в процессе анализа // Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе М., 1984

27. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие по спецкурсу М.,1979

28. Борович М.Г. Системно-культурологическая основа изучения гуманитарных предметов в школе / на материале литературы/: Автореф., СПб, 1997

29. Бугаев Н.И. Национальная школа: изучение культуры или культурологическая направленность системы образования./Национальнаяшкола: концепция и технология развития. М.: Просвещение, 1993. -С.196-198.

30. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Учпедгиз, 1964.-304 с.

31. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Дис.канд.пед.наук. -М.: 1996. -164с.

32. Ванюшев В.М. Расцвет и сближение. О типологии соотношения национального и интернационального в удмуртской и других младописьменных литературах. Ижевск.: Удмуртия, 1980. - 252с.

33. Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческой в якутской литературе Якутск.: 1995.-181с.

34. Вербовая H.H. Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах национальной школы. Пособие для учителя. М.: ИНПО, 1995.-143с.

35. Вербовая H.H. Уроки внеклассного чтения и его подготовка в среднем звене в национальной школе. //Особенности изучения русской литературы в национальной школе / Межвузовский сборник статей /. М.: 1990, - 44-57с.

36. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Педагогика, 1976

37. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе/ Под ред. Богдановой. М.: МПГУ, 1984

38. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.-С.476

39. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования, вып.1-3.-М.:ИНПО, 1992.

40. Выготский JI.C. Психология искусства М.: Наука, 1987

41. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Наука, 1992

42. Вольфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.-77с.

43. Газалиева М.Ш. Взаимосвязанное изучение русской и дагестанской литературы в условиях многонациоанльной школы Дагестана (культурологический аспект). Автореф. Дис. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1991

44. Гачев Г.Д. О национальных картинах мира //Народы Азии и Африки, -1967. -№1.-77-92с.

45. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо Психо - Логос - М.,1995

46. Голикова Т.А. Выявление культурологических доминант студентов-филолгов и их роль в обучении русскому языку // Наука, культура, образование.- № 8/9, 2001. С. 168-179

47. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1962.-495с.

48. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе. Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1996

49. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе Л.: Просвещение, 1966.- 266 с.

50. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. - С.504

51. Далгат У.Б. Литература и фольклор М.: Художественная литература, 1981

52. Далгат У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20-90 г.г. XX века (Экскурсы). -М. :ИМЛИ РАН, 2004. 212 с.

53. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. № 8, 1961.- С. 36-54

54. Дановский A.B. Системно- функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. Учебное пособие. — М.:

55. Дегтярева Н.П. Национально-психологическая характеристика особенностей проявления организованности у студентов // Наука, культура, образование. № 15/16, 2004. - С. 108-109

56. Дзапарова З.Г. Нравственное воспитание учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы. Автореф. на соискание канд. пед. Наук М.ИНПО, 1998,- 23с.

57. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М.: Советский писатель, 1979

58. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.-368 с.

59. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев в природе и человеке //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.- Л.: 1976. С.330

60. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

61. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение Л., 1986

62. Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990, № 4

63. Изучение фольклора, обычаев и традиций алтайского народа в школе.-Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2001. -175 с.

64. История алтайской литературы. Том 1.- Горно-Алтайск: ГУП «ГорноАлтайская республиканская типография», 2004. 549 с.

65. История алтайской литературы: Литературные портреты. Том 2.- Горно-Алтайск: ГУП «Горно-Алтайская республиканская типография», 2004. -363 с.

66. История и современность: статьи об алтайской литературе. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 1990. - 201 с.

67. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя.- М.: Наследие, 1996. Вып.2 - С.228

68. Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы — Горно- Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1972 — 149 с.

69. Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын» Аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск: ГУП «Горно-Алтаская республиканская типография», 2002. - 348с.

70. Кандаракова Е.П. Соенов В.И. Материальная культура алтайцев. Горно-Алтайск, 1994.-32с.

71. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учебн. пособие для студентов пединститутов. -М.: Просвещение С.214-217

72. Каташ С.С. Литературные портреты Горно-Алтайск, 1971

73. Каташ С.С. Мудрость всегда современна. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1984 - 124с.

74. Качала Я. Язык. Культура. Этнос. М.: 1994.

75. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1988

76. Киндикова Н.М. Алтай литературанып методиказы. Учебное пособие по методике преподавания алтайской литературы для студентов филологического факультета алтаского отделения. Горно-Алтайск.: РИО ГАГУ, 2004. - 162 с.

77. Киндикова Н.М. Алтайская литература. Горно-Алтайск: ГорноАлтайская республиканская типография, 1998. - 195 с.

78. Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике — Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1989 — 144 с.

79. Киндикова Н. М. Изучение алтайской литературы в старших классах. -Горно-Алтайск.: Уч-Сумер, 1994. 113 с.

80. Киндикова Н.М. Алтайская литература в контексте тюркоязычных литератур Сибири — Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2001

81. Киселев А.К. Сопоставление как прием активизации эмоционального восприятия и интеллектуальной деятеьности старшеклассников в литературном образовании. М.: АКД, 1998

82. Колокольцев E.H. Исскуство на уроках литературы. Киев: Ряданьская школа, 1991

83. Кон И.С. Психология ранней юности М.: Просвещение, 1980

84. Концепция национальных школ Республики Алтай Горно-Алтайск, 1992

85. Концепция для национальных школ Республики Алтай. Горно-Алтайск.: 1993.-80с.

86. Концепция национальных школ: цели и приоритеты содержания образования. Проект. М.:ИНПО, 1994

87. Концепция образования по русской литературе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в 12-летней школе (под рук. М.В.Черкезовой и О.В.Загоровской) //Литература в школе. №3. -2000.—С.64.

88. Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественного произведения -М.,1983

89. Критарова Ж.Н. Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной школе — Автореф., М.,1998

90. Крылова JI.A. Культорологический аспект преподавания литературы в школе Дис. д.п.н.- М.,2001

91. Крутецкий В.А. Психология М. 1986

92. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы М.,1974

93. Краткий культурологический словарь /Авторы-сост. М.Б. Ладыгин, О.М, Ладыгина.-М., 2001.-С.94

94. Кузьмин М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации //Труды ИНПО, вып.1. ИНПО, 1993.

95. Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России. М., 1998. - С.7.

96. Кулагина И.Ю, Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. -М.: 1991.-57.

97. Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи. Ростов-на-Дону.: 1972.

98. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы: О формировании исторческого подхода к художественной литературе. М.: Просвещение, 1974

99. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 1999.- 169с.

100. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука 1999. - 224с.

101. Леонов С.А. Интерпретационная деятельность на школьных занятиях по литературе// Изучение и преподавание литературы в школе и ВУЗе: сб. статей. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.- С. 64-70

102. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981

103. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990 годы: Учебное пособие для судентов. высш. учеб. заведений: в 2т. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 688с.

104. Лотман Ю.М.Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: «Академический проект», 2002. - 544 с.

105. Литературный энциклопедический словарь М., 1987

106. Литературная энциклопедия терминов и понятий.- М.: НПК «Интелвак», 2001.- 1596с.

107. Литературы народов России: XX в.: словарь / Институт мировой литературы им. А.М.Горького. М.: Наука, 2005. - 365 с.

108. Липаев A.A. Изучение теории русской литературы в старших классах национальной школы М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962

109. Ломидзе Г.И. Проблемы творческого взаимодействия литератур народов СССР. М.: 1960. - С.30

110. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество. — Новосибирск.: Наука, 1989. С.243

111. Маймин.Е.А., Слинина Е.В. Теория и практика литературного анализа -М., 1986

112. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л: Просвещение, 1974

113. Майзина А.Н. Семантика слова ак 'белый' в алтайском языке // Языки и литературы народов Горного Алтая. Международный ежегодник 2002. -Горно-Алтайск. С. 42-43

114. Майорова A.B. Изучение литературы во взаимодействии с изобразительным искусством //Русск. яз. в нац.шк., 1986, - №8. - С.29-33

115. Майорова И. X. Пути и задачи изучения литературных взаимосвязей в национальной школе //Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе / Под ред. А.А.Волкова, И.Х.Майоровой. -М.: Педагогика, 1976. С.5-17

116. Мальцева H.A. Изучение коми- пермяцкого фольклора в русской школе в диалоге национальных культур Автореф., М.,2000

117. Малов Е.С. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.; Л.: Изд-во Ан СССР, 1951. - С.451

118. Маранцман В.Г. Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. — С.206

119. Марквард К.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного изучения /Сост. А.М.Матюшкин, А.Г.Петросян. М.: Знание, 1981.-С.83

120. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция Саратов, 1988

121. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Под редакцией E.H. Колокольцева. М.: 1990

122. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема //Художественное восприятие /Под. ред. Б.С. Мейлаха. Сб.1. Л.: Наука, 1971,-С.10-29

123. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М., 1995

124. Мелик-Пашаев А.А.Гуманизация образования: проблемы и возможности //Вопросы психологии, 1989, - №5 - С.118

125. Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. М., 1986

126. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой/ М.: Логос, 1999

127. Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах: Пособие для учителя / С.К.Бирюкова, Д.Л.Брудный, Н.Н.Вербовая и др. Л.: Просвещение. Ленинградское отд-ние, 1989. - 383 с.

128. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы. Пособие для учителей национальных школ союзных республик. Л.: Просвещение, 1979

129. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. -Л.: Просвещение, 1983 232 с.

130. Метреева Т.В. Изучение алтайского героического эпоса на уроках родной литературы в 5-9 классах школ Республики Алтай. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ФГНУ ИНПО, 2005. 23с.

131. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980, в 2-х т.

132. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения М.: Просвещение, 1976

133. МырееваА.Н. Многонациональный роман 1960-1980 годов: Типологические аспекты. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997.- 159с.

134. Национальное наследие и современность: сборник статей по алтайскому фольклору и литературе. Горно-Алтайск, 1984.- 172 с.

135. Национальное образование и единство Российского образовательного пространства М.: 1999.-С.51.

136. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 2002. - 144 с.

137. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. -М.: Художественная литература, 1981- 227с.

138. Нечипоренко О.В. Народы Сибири на современном этапе: национальные и региональные особенности развития. Новосибирск: Наука, 1989.-С. 190

139. Никифорова O.E. Психология восприятия художественной литературы -М.: Учпедгиз, 1972

140. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Принципы построения курса литературы как предмета эстетического цикла // Вопросы психологии. 1987. № 6

141. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе: межвузовский сборник научных трудов. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1988-140с.

142. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «А ТЕМП», 2004. - 944с.

143. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь.: Звезда, 1999.- С.405

144. Оконов Б.Б. Фольклор в общей системе литературного образования калмыцкой национальной школе Элиста, 2001

145. О путях совершенствования обучения в национальной школе России: Сб. статей аспирантов / Отв. Ред. Н.В.Дурова, М.В.Дьячков. М.: ИНПО, 1996.- 186 с.

146. Орлова А.П. Национальная школа — опыт народной педагогики //Советская педагогика, 1991, №7.

147. Очерки по истории алтайской литературы. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1969. - 184 с.

148. Палкина P.A. Роман в литературах народов Южной Сибири. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства,1979.- 152 с.

149. Палкина P.A. Алтайская проза последних лет (1972-1981гг.) // Национальное наследие и современность: сборник статей по алтайскому фольклору и литературе. Горно-Алтайск, 1984.- С. 50-69

150. Педагогика. Учеб. пособие /В.И.Журавлев, П.И.Пидкасистый, М.П. Портнов и др. Под ред. П.И.Пидкасистого; Рос.пед.агенство. — М.:Просвещение, 1991.-С.223

151. Петровская Л.Н. Изучение фольклора как источника художественной литературы // Русский язык и литература вып. 18 - М., 1997

152. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика,1980.-240 с.

153. Писатели Горного Алтая: Библиографический справочник. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1988.-264 с.

154. Подругина И.А. Типология анализа эпического произвеения на уроке литературы. М.: Латмэс, 2000 - 157 с.

155. Потапов Л.П. Возрожденный народ. Краткие очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1942.

156. Проблемы анализа художественного произведения в школе М., МПГУ, 1996

157. Проблемы преподавания русской литературы /М.В.Черкезова, Л.А.Шейман, И.В.Андреева и др./- Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1989.- 208 с.

158. Программа по алтайской литературе (5-11кл.)- Горно-Алтайск: ГУ «Уч-Сумер», 1995.-48 с.

159. Русская литература: Программы для национальных общеобразовательных учреждений. 5-11 (12) кл./ Под ред. профессора М.В.Черкезовой. М.: Дрофа, 2002. — 192с.

160. Пропп В.Я. Фольклор и действительность М., 1976

161. Преподавание фольклора в средней школе Спб., 2001

162. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования. М.:2001. - С.247

163. Русско-национальные связи в преподавании русской литературы в национальной школе: Сб. научн. трудов. М.: НИИ, 1982. - 160 с.

164. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. В 2-х томах М.: Наука, 1989

165. Русская и родная литература в национальной школе: Сб науч. Трудов / Под ред Н.М.Шанского. М., 1981.

166. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985 - 314 с.

167. Рыжеволова А.В.Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с родной литературой. Пособие для учителей. М.:Учпедгиз, 1963. - С.203

168. Садалова Т.М. Понятие о трех мирах в алтайском фольклоре. //Кан-Алтай. (Фонд им. С.С Суразакова). Горно-Алтайск.: 1995. №18. - С.11-12

169. Самойлова Е.А. Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа Автореф., М., 1996

170. Савинов Д.Г. Некоторые древние элементы в материальной культуре теленгитов // Археология и этнография Южной Сибири. Барнаул.: 1984.

171. Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вечный мир. Отв. ред. И. Н. Гемуев. -Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ие, 1988. 224 с.

172. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск.: Наука, 1990. - 209 с.

173. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII серед. XIX в. : проблемы политической истории и присоединения к России. - Горно-Алтайск.: -С.256.

174. Сортыякова В.М. Культуроведческий аспект сопоставительного изучения русских и алтайских народных сказок в 5 классе алтайской школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.:ФНГУ ИНПО, 2005

175. Султанов К.К. Национальное самосознание и литература // Способность к диалогу. М.: Наука, 1993

176. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985 - 255с.

177. Суразаков Алтай литература. Горно-Алтайск: «Чаптыган», 1995. -192с.

178. Сусоколов A.A. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России.-М.: 1994.-С. 106

179. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: 1976.-С.216

180. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.: 1992. - С.47

181. Тарасова Е.В. Диалог национальных культур на уроках литературы при изучении фольклора в 5-7 классах (на примере Забайкалья): Дис.канд.пед. наук. Чита, 1999. - 22с.

182. Тарбанакова С.Н. Пути развития театров Южной Сибири Горно-Алтайск: Горно-Алтаский научно-исследовательский институт истории языка и литературы, 1994. - 180 с.

183. Тепуков H.B. Алтай тил ле алтай литературанын уредучилерине керекту пособие. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 1994. -63с.

184. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев / XIX- нач. XX в. / Новосибирск.: Наука, 1978. - С. 160

185. Трыкова О.Ю. Отечественная проза последней трети XX века: жанровое взаимодействие с фольклором Автореф., М., 1999

186. Тыбыкова А.Т. Происхождение алтайской письменности и современный этнокультурный процесс //Язык и культура алтайцев /сб. статей/. Горно-Алтайск.: 1993.

187. Тюхтенева С.П. О символике цвета в культуре алтайцев //Материалы по истории и культуре Республики Алтай. Горно-Алтайск.: 1994. -С.60-6

188. Ыжикова Е.А. Лекции по этнобиологии алтайцев: методическое пособие. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2001.- 20 с.

189. Фольклор и литература /сост. Коровина В.Я./ М.,1996

190. Хайруллин Р.З. Научно-методические основы взаимосвязанного изучения родной и руской литератур. М.: ИНПО, 1995. -234с.

191. Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России -СПб., 1999

192. Хайруллин Р.З. Теория и методика изучения литературы народов России в школе. М., 1999

193. Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России. Учебник-хрестоматия для учащихся 5-6 классов национальных школ. В двух частях. Часть I. С-Пб., 2000

194. Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России. Учебник-хрестоматия для учащихся 7-8 классов национальных школ. В двух частях. Часть I. С-Пб., 2000

195. Хализев В.Е.Теория литературы: Учебник. М.: Высшая школа, 2002. -437с.

196. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной школе// Литература в школе. № 5. - 1993. - С.36-41

197. Черкезова М.В. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Л.: Просвещение, 1984

198. Черкезова М.В. Научная концепция преподавания русской литературы в национальной школе. М.: Просвещение, 1982

199. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и национального своеобразия литературы народов СССР в процессе преподавания русской литературы. М., 1981

200. Черкезова М.В. Литература и культура. Пособие для учителя национальной школы. М.: Институт национальных проблем образования, 1999.- 128с.

201. Чинина Э.П. Становление молодой алтайской литературы и русская литература XIX века Горно-Алтайск, 1998

202. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Русс. яз. и лит. в нац. шк.». Л.: Просвещение, 1990. - 415 с.

203. Шастина Т.П. Поэтика авторского перевода расск5аза Дибаша Каинчина «Изгородь» // Перевод тюрских литератур Сибири (теория и практика). Горно-Алтайск: ГУП «Горно-Алтайская типография», 2005. -С. 121-131

204. Шастина Т.П. Виктор Астафьев Дибаш Каинчин: Интертекстуальные связи в контексте сибирского мировидения // ж. Городская школа (бюллетень У О г. Горно-Алтайска). - Горно-Алтайск. - № 1. - март, 2005. -С. 55-57

205. Шейман Л.А. Искусство сопряжения художественных культур: Русская литература в киргизкой школе // Литература в школе. 1972, № 6.- С.

206. Шейман Л.А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизкой школе. Фрунзе: Киргизкое кн. изд-во, 1981.4.1.

207. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Учпедгиз,1964

208. Ямаева. А.Н. Алтайская духовная культура. Миф. Эпос. Ритуал.

209. ГАИТИ Горно-Алтайск, 1998. - С. 168

210. Список цитируемой литературы

211. Адаров А.О. Улетевшие журавли: Повести и рассказы (на алт яз.) -Горно-Алтайск, 1981.- 144с.

212. Адаров А.О.Дорога в большой мир: Повесть.- Горно-Алтайск, 1979.-270с.

213. Адаров А.О. Олумнин чанкыр кужы. Горно-Алтайск, 1993

214. Бельчекова Н.Б. О чем шумит кедр: Рассказы (на алт. яз.). Горно-Алтайск, 2005.- 120с.

215. Ередеев А.Я. Перекресток судьбы Горно-Алтайск, 1989

216. Каинчин Д.Б. У одной коновязи: Повести и рассказы. Горно-Алтайск, 1976.-164с.

217. Каинчин Д.Б. С того берега: Повесть и рассказы, (на алт. яз.)- Горно-Алтайск, 1980.-224с.

218. Каинчин Д.Б., К.Ч.Телесов Современные алтайские повести (на алт. яз.). Горно-Алтайск, 1989,- 583с.

219. Каинчин Д.Б. Старая лиственница (на алт. яз). Рассказы Горно-Алтайск, 1994.-392с.

220. Ю.Каинчин Д.Б. Рассказы «Изгородь», «На перевале» (на рус. яз.) // Алтай Телекей — Мир Алтая: лит.-худож. Ежеквартальный журнал. № 1-2, 2002.- С. 173-197

221. Кокышев Л.В. Сто писем.- Горно-Алтайск, 1990. 208с.

222. Маскина Д.Я. Племя беркута: Повесть, рассказы (на алт. яз.). Горно-Алтайск, 1986,- 152с.

223. Маскина Д.Я. Картины жизни: Повести и рассказы (на алт. яз.). -Горно-Алтайск, 2003.- 186с.

224. М.Распутин В.Г. Живи и помни: Повести. М., 1888. - 560с.

225. Телесов К.Ч. На перепутье дорог: Повести и рассказы (на алт. яз.). -Горно-Алтайск, 1975.- 112с.

226. Телесов К.Ч. Песня моя журавлиная: Повести и рассказы (на алт. яз.). — Горно-Алтайск, 1981.- 192с.

227. Телесов К.Ч. Катунь весною: роман (на алт яз.).- Горно-Алтайск, 1987.-320с.

228. Телесов К.Ч. Избранные Горно-Алтайск, 2004.- 316с.

229. Укачин Б.У. Горнве духи: Повести и рассказы (на алт яз.).- Горно-Алтайск, 1971,-226с.

230. Укачин Б.У. До смерти еще далеко: Повести, рассказы, статьи (на алт. яз.). Горно-Алтайск, 1978,- 303с.

231. Укачин Б.У. Любовь и вражда: Повести, статьи (на алт яз.).- Горно-Алтайск, 1981.-374с.

232. Укачин Б.У. Схожие характеры: Рассказы (на рус.яз.).- Горно-Алтайск, 2001.- 79с.

233. Шодоев И.В.На рассвете: Роман (на алт яз.).- Горно-Алтайск, 1972.175с.

234. Шодоев И.В. Побеждая смерть: Повесть (на алт яз.).- Горно-Алтайск, 1981.- 128 с.

235. Тест (по изученным произведениям)

236. Б/ Эмил Эдискинович; В/ Кыдыр;

237. К какому произведению приведен эпиграф? «Мал болзо одорлу,

238. Кижи болзо .онду.» А/ «Единственный сын»; Б/ «Дочь черневой тайги»; В/ «Дорога огтцов»;

239. Чей монолог приведен ниже? Назовите персонажа?

240. Назовите полные имена героев. А/ Кыдыр;1. Б/ Эмил; В/ Бабыш;

241. К какому фольклорно-мифологическому образу восходит описание образа кедра в рассказе «Дочь черневой тайги» Д.Б.Каинчина?

242. А/ мировое дерево; Б/ конровязь; В/ гора;

243. Главная причина дезертирства Кыдыра из повести «Дорога отцов»? А/тоска по родине;

244. Б/ тяготы военной жизни; В/страх;

245. С каким типом автора мы встречаемся в рассказе «Единственный сын» Б.У.Укачина?

246. А/ личностный повествователь; Б/ образ автора;

247. В/ внеличностный повествователь;

248. Вернулся ли из фронта герой из повести «Дорога отцов» Садак? А/ вернулся;1. Б/ не вернулся;

249. В/ вернулся с тяжелым ранением;9 «Ты мои молодые ростки» - обращается к внуку героиня одного из произведений алтайских писателей. Назовите имя персонажа?

250. А/ Эртечи; Б/ Моронот; В/ Манырчы;

251. К какому понятию дано следующее определение? Назовите термин? «короткий текст, помещаемый перед произведением; выражает основную идею, настроение и коллизию всего сочинения»а/ цитата; б/ эпиграф; в/ эпилог;

252. Кто ухаживал за больной матерью Эмиля Эдискиновича в рассказе «Единственный сын» Б.У.Укачина?

253. А/ жена Инга; Б/ медсестра; В/ студентка Тамара;

254. Кто из героев увидел «Хозяина Алтая»? Какое символическое значение имеет использование данного образа в повести?

255. А/ получение благословения; Б/ отрыв от человеческого общества; В/ .нравственное падение.

256. Основное содержание уроков по текстуально изучаемым произведениям:

257. Повесть «Дорога отцов» 5 уроков.1 урок «Тематика и проблематика повести «Дорога отцов Д.Б.Каинчина».

258. Цели урока: охарактеризовать образную систему повести, провести сравнение образов двух главных героев; закрепить представление о контрасте как принципе построения системы образов в повести «Дорога отцов»;

259. Содержание урока: опрос по содержанию художественного произведения; обсуждение построения системы персонажей; анализ системы персонажей.3 урок «Садак и Кыдыр кто они?»

260. Теоретико-литературные понятия: тема, идея произведения, эпиграф, контраст, психологизм, внутренний монолог, художественная деталь, авторская позиция, образ, миф, эпос.

261. Фольклорно-мифологические образы, нугодающиеся в комментировании: коновязь, мировое дерево, Хозяин Алтая, гора Чаптыган

262. Образ крылатого скакуна Аргымака в фольклоре алтайцев. Образ Андрея Гуськова в современном литературоведении. Фольклор в произведениях алтайских писателей.

263. Взаимосвязь фольклора и литературы. Образ кедра в произведениях Д.Б.Каинчина. Мировое дерево его осмысление в фольклоре и литературе. Диалекты алтайского языка и его носители.

264. Опорный словарь этнокультурной лексики:

265. По повести «Дорога отцов».

266. Аргьшак по словарю «верховая лошадь». В представлениях алтайцев неудержимый крылатый скакун, который помог возвратиться из плена на родину алтайскому мальчику.

267. Алтай-Канай Алтай -Кудай - Бог Алтай, тождественно понятию Алтайдын ээзи.

268. Байана в миропонимании алтайского народа хранительница, оберегающая человека от бед.

269. Бук (черт) в мировоззрении алтайцев - черт, который остается на земле, так как его не приняли на том свете.

270. Ол jep потусторонний мир, связанный в мировоззрении алтайцев с божеством Эрликом.

271. Алтайдын ээзи (Хозяин Алтая)- дух Алтая, почитаемый алтайским народом. По представлениям алтайцев, Хозяин Алтая это дедушка в белой одежде и на белом коне.

272. Мош (кедр) священное дерево алтайцев

273. По рассказу «Дочь черневой тайги».1. Ашпа акыр - подожди;

274. Канай баразын? Канайып турун - Что ты делаешь?;1. Сее сеге - тебе;

275. Кижилер улустар - люди; кижи - человек;калыгы ушун кабыжып ¡ат калыгы учун туржып .ат - за свой народ беспокоятся они;урук мош - кедр;кабаазы тобогозы - шишка кедра;акырнактан акыр - подожди;кузен одно из племенных объединений у туба-кижи.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.