Место православия в формировании политической культуры российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Рымкевич, Яна Александровна
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат политических наук Рымкевич, Яна Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
§1.1. религиозный компонент в зарубежных исследованиях политической культуры.
§ 1.2 Религиозный компонент в отечественных исследованиях политической культуры.
§ 1.3 Механизмы формирования политической культуры.
ГЛАВА П. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В МЕХАНИЗМАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
§2.1 Политическое и религиозное сознание как объект социализации.
§2.2 Русская Православная Церковь как агент социализации.
§ 2.3. Взаимодействие Русской Православной Церкви со средствами массовой информации и образовательными учреждениями в процессе социализации.
ГЛАВА Ш. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
§3.1 Правовое регулирование государственно-церковных отношений.
§3.2 Религизация политики.
§3.3 политизация религии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Русская православная церковь и государственные институты РФ: механизмы политического взаимодействия2007 год, кандидат политических наук Донцев, Сергей Павлович
Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе2006 год, кандидат политических наук Гостюхин, Андрей Викторович
Русская Православная Церковь в современном политическом процессе2003 год, кандидат политических наук Заярный, Владислав Владимирович
Политическая культура православного духовенства России в 1917-1930-е гг.: центр и провинция2010 год, кандидат исторических наук Пономарев, Максим Владимирович
Государственно-правовое регулирование церковных отношений в советской и современной России: Историко-правовой аспект2004 год, кандидат юридических наук Соколова, Нина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Место православия в формировании политической культуры российского общества»
Одним из направлений исследований в политической науке является изучение политической культуры российского общества.
Под политической культурой понимается исторически сложившиеся ценности, нормы политического поведения, передаваемые из поколения в поколение. Политическая культура является одной из важнейших сторон гуманитарного измерения политики. Понятие политической культуры активно используется и в тех случаях, когда нужно объяснить особенности работы одних и тех же политических институтов в разных странах или вероятность принятия политических новаций и заимствований из других государств.
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, к политическим институтам, к элитам, к лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых поведенческих, политических ценностей и идеалов.
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты в обществе. Политическая культура поддерживает архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы в стране. Наиболее ярко это свойство проявляется в эпоху реформ, когда после революционных преобразований происходит либо возврат к прежним порядкам, означающим невозможность для населения адаптировать новые цели и ценности, либо новая власть вынуждена использовать террористические акты (например, репрессии Сталина), способствующие принуждению людей к принятию новой системы. Кроме того, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. Это может быть опыт проведения политических кампаний, экономических реформ, а также изменения, происходящие в административной структуре государства. Наконец, . политическая культура способствует комбинированию элементов прежнего и перспективного политического устройства.
Среди исследователей распространено мнение, что политическая культура в России находится на низком уровне, что наглядно подтверждается провалами избирательных кампаний (на Дальнем Востоке, к примеру). Для современного российского общества характерны низкая избирательная активность, даже на президентских выборах, и протестное поведение граждан (популярность графы «Против всех»).
Причины низкой политической культуры в России, как нам кажется, заключаются не только в том, что такой вывод не вполне корректно делается при сравнении политической культуры российского переходного общества со стабильными западными демократическими обществами, накопившими богатый опыт политического волеизъявления. Исторически, в России опыт демократических выборов был пресечен Иваном Грозным при объединении земель (присоединение Новгородской республики к Московскому царству) и централизации власти и практически уничтожен многовековой традицией авторитарного правления.
В целом, формирование политической культуры происходит через социализацию и адаптацию людей к изменяющейся внешней среде. В этом процессе участвуют многочисленные социальные институты, но наиболее значимые - государство, семья, средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, армия, партии и церковь.
Каждый из этих социальных институтов привносит свой, значимый элемент в общий процесс формирования политической культуры всей нации, небольших социальных групп и отдельного человека. Государство, создавая законы, влияет на формирование политической культуры, поддерживающей режим, существующий в стране. Семья как социальный институт способствует передаче ценностей младшему поколению в процессе воспитания. СМИ передают необходимую информацию о политических ценностях и политических ситуациях всему населению. Образовательные учреждения адаптировано к возрасту осуществляют знакомство с основными политическими понятиями, такими как общество, власть, избирательная система и т.д., а также дают общее представление о мировых политических системах и месте России в мире. Армия занимается не только военной подготовкой защитников отечества, но и ведет идеологическую пропаганду, в том числе и через прививание чувства гражданского долга. Партия придерживается собственных интересов и ценностей и, в зависимости от своей ориентации, активно распространяет их среди населения.
Церковь является неким морально-этическим центром и основным источником общечеловеческих ценностей. Православие - это одно из трех основных направлений христианства, которое исторически сложилось и сформировалось как его восточная ветвь. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей во II веке. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. Оттуда православная вера попала в 988 году в Киевскую Русь.
В энциклопедическом словаре определение «православие» обычно дается в двух аспектах: как догматическое учение и как деноминация христианской церкви.
В современном религиоведении различается религиозная и нерелигиозная деятельность. Компонентом государственно-церковных отношений является нерелигиозная деятельность институциональных религиозных субъектов - политических, экономических, научных и т.п.
Социальный институт в рамках социальной системы в целом представляет собой относительно автономное образование, имеющее внутреннюю специфику и тенденции развития. Социальный институт выступает как такое образование, в рамках которого складывается определенная совокупность правил, норм, стереотипов поведения на основе конкретного рода деятельности. По мнению Д.Е. Мануйлова1, церковь как социальный институт дает верующим определенные стандарты и стереотипы мышления и поведения, определяет их отношение ко всему остальному миру. Так, в целом, Русская Православная Церковь (далее РПЦ) воздействует на процесс формирования политической культуры и повышения ее уровня в России. Более того, мы считаем, что РПЦ это делает эффективнее, чем другие социальные институты, участвующие в этом процессе.
Проблемы взаимоотношения православия и политики тесно связаны с любыми трансформациями, которые происходят в настоящее время в современном российском обществе. После распада СССР начался переходный период, который был связан со сменой политического режима. С этого момента в стране начались демократические преобразования: появляются новые законодательные документы, в том числе отражающие религиозную политику государства. Они начинают регулировать различные аспекты жизни российского общества. Происходящие поли
1 Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1978. С.115 тические изменения повлияли на взаимоотношения между религией и государством.
Торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси привлекло внимание общественности, увеличилась численность верующих. С этого момента доверие к Русской Православной Церкви постоянно растет среди населения, идет восстановление старых богослужебных зданий и строительство новых церквей. К православию начинают проявлять интерес различные политические институты (партии, общественные организации и другие).
Актуальность темы с теоретической точки зрения, заключается в том, что вопрос воздействия религиозного компонента на политическую культуру мало изучен. Практическая актуальность диссертационного исследования заключается в перспективе изучения воздействия РПЦ на политическую культуру и политику в целом.
Изучением политической культуры занимались такие зарубежные учёные, как Г. Алмонд, С. Верба, JI. Пай, У. Розенбаум, С. Ханстингтон, Н. Петро и другие. Работы этих исследователей посвящены политической культуры вообще, а также указали на существование религиозного компонента в политической культуре, чем сформировали основу для дальнейших исследований данного феномена,
Российские исследователи, такие как A.A. Федосеев, И.Б. Гардинар, А.И. Дже-нусов, Б.С. Орлов, И.Н. Гомеров, В.Ю. Сморгунова, Г.П.Артемов, Ю.С. Пивоваров, Ф.М. Бурлацкий, Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал, Э. Баталов, исследовали российскую политическую культуру: ее структуру, эволюцию, где отводилось не маловажное значение православию.
Одним из важных элементов политической культуры является сознание. Проблемами сознания занимались многие общественные науки. Каждый из исследователей подходил к изучению общественного сознания с различных позиций, например, М.Я Ковальзон и Н.И Макешин рассматривают гносеологический и социологический аспекты общественного сознания. А.И. Бурдина рассматривает общественное сознание как некоторую совокупность присущих обществу духовных образований в их эмпирической данности. Таким образом, она рассматривала взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия. С 60-х гг. прошлого столетия появляются исследования, посвященные массовому сознанию. Данный феномен изучали такие ученые, как Б.А. Грушин, Г.Г. Дилигенский и другие. Обыденное политическое сознание изучалось в историческом аспекте А.Я. Гуревичем, Е.В. Гутновым. Сравнительный анализ политического сознания в капиталистических странах и развивающихся странах проводился Г.Г. Дилигенским, Н.М. Сапожниковым, Б.Е. Ерасовой и другими. Также политическое сознание исследовали в рамках политической психологии А.К. Уледов, Р.Г. Яновский, О.И. Гордеева.
Религиозное сознание изучалось в рамках исследования истории религии и атеизма такими советскими учеными как Н.П. Андрианов, Д.М. Угринович, К.К. Платонов, Б.А. Лобовик, Н.П. Кириллов, М.Г. Писманик.
Вопрос взаимодействия религиозного и политического сознания рассматривали в рамках изучения форм общественного сознания и в рамках политической мифологии, но при этом не указывалось на взаимосвязь религиозного и политического сознания в условиях переходного общества. К исследователям мифологического компонента политического сознания и религиозного сознания можно отнести Л.И. Лазебного, А.Н. Кольева, И.В. Вольфсона, Э. Кассиера, М.Н. Ересько, В. Полосина.
Исследованию политической социализации посветили свои работы такие исследователи как П.Бергер, Н.Лукман, В.А.Ядов, З.И.Синкевич, Н.А.Головин.
Несколько работ посвящены проблеме взаимодействия религии и политической культуры: работа «Политическая культура: теория и национальные модели», вышедшая под редакцией К.С. Гаджиева2, в которой рассматривается религиозный фактор в формировании политической культуры; диссертационное исследование И.Т. Рябовой3 «Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества»; диссертационное исследование В.В. Заярного4 «Русская Православная Церковь и политический процесс в России в условиях демократических реформ» и исследование Николая Петро5 «Перерождение демократии в России: интерпретация политической культуры».
Проанализировав вышеуказанные работы, можно сделать следующие обобщения: все авторы рассматривают воздействие религии на политическую культуру через призму развития государственно-церковных отношений. Кроме этого, И.Т. Рябова указала на доминирующие воздействие русской религиозной философии на сознание граждан России, хотя нам кажется, что идеи русских философов, на которые ссылается автор, не имели сильного воздействия на формирование политической культуры всего российского общества, потому что большинство приверженцев православной религии знакомы с трудами этих мыслителей в рамках школьной программы или в пересказе священнослужителей. В.В. Заярный, в свою очередь, рассматривал деятельность политических партий религиозной направленности на современном этапе развития российского общества, но не указывал, как они влияют на политическую культуру.
Таким образом, можно сказать, что церковь рассматривается в рамках политического процесса в целом, и практически полностью отсутствуют исследования, посвященные месту РПЦ в процессе формирования политической культуры.
2 Политическая культура: теория и национальные модели / [ B.C. Ажаева, Е.В. Ананьева, К.С. Гаджиев] / Отв. ред. Гаджиев К.С. - М.: Интерпракс, 1994.
3 Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах православия в России): Автореф. диссер. канд. филос. наук. 03.00.06 / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. - М., 1996.
4 Заярный В.В. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе: Автореф. диссер. . канд. полит, наук. 23.00.02 / Северо — Кавказская академия государственной службы. Ростов- на Дону, 2003.
5 Petro Nicolai N. The rebirth of Russian democracy: an interpretation of political culture / Nicolai N. Petro. - London, Harvard University Press, 1995.
Объектом диссертационного исследования является процесс формирования политической культуры российского общества.
Предметом диссертационного исследования является воздействие РПЦ как социального института на формирование политической культуры российского общества.
Выбор предмета обусловлен тем, что, во-первых, РПЦ на сегодняшний день является наиболее массовой и влиятельной в России. Так она насчитывает: 128 епархий (для сравнения - в 1989 году было всего 67), более 19000 приходов (в 1988 году - 6893), около 480 монастырей (в 1980 - 18). Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов. В 2000 году число православных в России насчитывало около 60 млн. человек. Во-вторых, с исторической точки зрения, РПЦ имеет многовековой опыт взаимодействия с государственной властью (государственно-церковные отношения). И, в-третьих, в последнее время РПЦ начинает принимать активное участие в общественной и политической деятельности, поэтому необходимо проследить, как вместе с эволюцией политической культуры России будет изменяться место православия в обществе.
Цель диссертационного исследования: определить место православия в формировании политической культуры российского общества. Место религии в обществе, по мнению Яблокова И.Н.,6 определяется через изучение религиозной идеологии в системе общественного сознания и религиозной деятельности в системе социальной действительности.
Методы диссертационного исследования:
• Историко-кулыурологический подход;
• Структурно-функциональный подход.
Задачи диссертационного исследования:
6 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. С. 115
- Выявить роль религиозного компонента в исследованиях феномена политической культуры в зарубежной и отечественной литературе;
- Установить, каковы взаимосвязи и взаимодействие политического и религиозного сознания как объекта социализации в условиях переходного общества;
- Определить каналы воздействия православия на формирование политической культуры российского общества;
- Выявить характер взаимодействия РПЦ и агентов социализации в процессе формирования политической культуры;
- Выявить изменения в социально-политической позиции РПЦ в условиях переходного общества;
- Определить роль политических партий религиозной направленности в процессе социализации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют социологические и политико-психологические исследования различных аспектов современного состояния сознания российского общества и его политической культуры, проводимые исследовательским центром «Религия в современном обществе» под руководством М.П. Мчедлова, С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана, Э.Г. Филимонова и другими исследователями, а также материалы христианских демократических партий.
Научная новизна диссертации состоит в том, что изучение процесса формирования политической культуры российского общества на примере православия позволило выявить:
- Роль мифологических компонентов во взаимодействии религиозного и политического сознания в переходном обществе;
- Возрастающие значение демонстративного общения высших церковных иерархов с представителями власти для процесса социализации;
- Роль партий с религиозной ориентацией на процесс политической социализации в период до и после принятия закона о политических партиях в 2001 года;
- Эволюцию социально-политических позиций Русской Православной Церкви в условиях переходного общества;
- Возрастание опосредованного воздействия церкви в процессе политической социализации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выявлении методов политической социализации в процессе формирования политической культуры такими агентами как РПЦ, партии и государство. Диссертационное исследование может быть использована для чтения курсов и спецкурсов по религиоведению, политологии, социологии религии, современной истории России.
Диссертационное исследование состоит из трех глав.
Первая глава называется «Религиозный компонент в исследованиях политической культуры». В первом параграфе рассматривается религиозный компонент в исследованиях зарубежных авторов, где отмечается опосредованное изучение воздействия религии на политическую культуру. Второй параграф посвящен исследованиям российских авторов, где религиозному, а именно православному, компоненту уделялось значительное внимание при исследованиях эволюции российской политической культуры. Третий параграф посвящен описанию основных механизмов формирования политической культуры, в котором ведущую роль занимает социализация.
Вторая глава называется «Русская Православная Церковь в механизмах социализации». В первом параграфе второй главы автор диссертации описывает исследования отечественных авторов, которые рассматривали сознание в рамках общественных наук. Второй и третий параграф посвящены вопросу участия церкви в процессе социализации.
В третьей главе «Русская православная церковь и политика в переходном российском обществе» основное внимание уделено поведенческому аспекту. В первом параграфе рассматривается правовой аспект государственно-церковных отношений, которые регулируются как светским, так и церковным законодательством. Во втором параграфе рассматривается религизация политики, которая проявляется в отношениях между священнослужителями и политическими лидерами государства и партиями. В третьем параграфе изучается политизация религии, которая нашла свое отражение в политической деятельности РПЦ и в отношении церковных иерархов к конфликтам, происходящим в обществе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Государственно-церковные отношения в СССР и России: Проблемы религиозной безопасности, 60-90-е гг.1997 год, кандидат исторических наук Ливцов, Виктор Анатольевич
Русская Православная церковь в истории Северной Осетии: XX - нач. XXI в.2005 год, кандидат исторических наук Гиоева, Ирина Алихановна
Русская Православная Церковь в условиях советского общественно-политического строя 1940-х - 1980-х гг.: на материале Красноярской епархии2010 год, кандидат исторических наук Редько, Мария Викторовна
История православной культуры Киргизии: середина ХIХ века - 1917 год2011 год, доктор исторических наук Озмитель, Екатерина Евгеньевна
Религиозный фактор в мировой политике: На примере православия2005 год, доктор политических наук Митрофанова, Анастасия Владимировна
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Рымкевич, Яна Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воздействие религиозного компонента на процесс формирования политической культуры российского общества, безусловно, существует. В результате проведенного исследования можно подвести следующие итоги.
1. Изучив религиозный компонент в политической культуре, можно сказать, что исследователи политической культуры не акцентируют свое внимание на роли религии в процессе формирования политической культуры. В частности Г. Ал-монд и С. Верба рассматривали религиозный фактор опосредованно. Значение религиозному компоненту придается в работе С. Хантингтона, где религия выступает как основной элемент, конструирующий тип цивилизации.
К религиозным компонентам политической культуры России можно отнести мифологические концепции: «Москва - Третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», причем все эти концепции продолжают действовать в сознании россиян до настоящего времени.
Мифы передаются массам посредством языка. Особенность религиозного текста (его произвольная пунктуация) позволяет властным структурам использовать религиозный язык в своих интересах. К тому же, язык сам по себе имеет двойственный характер. Его двойственность проявляется в следующем: с одной стороны, это средство коммуникации, а, с другой - это средство для управления человеческим поведением.
Религиозный и политический язык тесно переплетаются на уровне агитации, которая довольно часто представлена в виде символов.
В переходный период общества политические символы начинают выполнять особую функцию эмоционального воздействия на человека, который при этом воспринимает не только «значение» символа, но и понимает этот символ как своего рода «указание» к определенным действиям. Следовательно, усиливается воздействие мифологического компонента сознания, как политического, так и религиозного, что приводит к сближению данные формы сознания.
2. Основным способом формирования политической культуры выступает процесс социализации. В данной работе были рассмотрены следующие агенты данного процесса: РПЦ, СМИ и образование.
РПЦ как агент социализации декларирует следующие политические ценности: христианский патриотизм, покорность, повиновение в принятие государственной власти, законопослушание, свобода, самоотвержение единство справедливости и милосердия.
На процесс социализации наиболее сильное воздействие оказывают средства массовой информации и образование.
Православные СМИ оказывают воздействие на формирование политической культуры посредством программирования через планомерное воздействие однотипной информации, исключение составляют околоцерковные СМИ или светские СМИ, интересующиеся религиозной тематикой.
Фактически существующие религиозного образование церковь стремится юридически оформить. Мировоззренческая составляющая религиозного образования должна содействовать формированию политической культуры и укреплению тех ее элементов, которые складываются в последнее время. Говорить о каком-либо серьезном воздействии на политическую культуру пока рано, потому что не выросло то поколение, которое получает религиозное образование.
Однако подобное использование церковью других агентов социализации указывает на возрастание её роли в политической социализации современной России.
3. Рассмотрев взаимоотношения религии и политики на примере православия, можно выделить основные тенденции.
Тенденции со стороны государства:
У использовать «православную религиозность» как элемент собственного имиджа; использовать православные мировоззренческие ценности для создания инте-гративной и конструктивной идеологии; воспользоваться кредитом доверия к Церкви для усиления легитимности власти; использовать церковь в ходе предвыборных кампаний с применением следующих средств: использование образа храма и (или священника) в предвыборных роликах; получение благословения на свое участие в выборах от священника, а потом в своих предвыборных речах ссылаться на это благословение; оперирование церковной символикой и фразеологией; внушение избирателю представления о враждебности кандидата к религии большинства и т.д.
Тенденции со стороны Русской Православной Церкви: введение православного образования в школах и получения права вещания в центральных средствах массовой информации для усиления опосредованной политической социализации; восстановление и создание новых храмовых сооружений для посредственного воздействия церкви на политическую социализацию.
Роль партий с религиозной направленностью до принятия Федерального закона о политических партиях 2001 года, судя по успехам на выборах, была не значительной в процессе социализации, но лидеры этих партий всегда по падали в Государственную Думу и занимались религиозными вопросами. После принятия Федерального закона о политических партиях 2001 года, политические партии религиозной направленности были запрещены, однако они продолжают существовать либо на нелегальном положении, либо, пройдя перерегистрацию под другими названиями, сфера деятельности лидеров в органах представительной власти не поменялась.
Так же необходимо указать на эволюцию социально-политической позиции церкви, которая получила свое выражение: во-первых, в появлении «Основ социальной концепции РПЦ», как юридического документа, основным содержанием которого является попытка определения отношения РПЦ к социально-политическим вопросам. Во-вторых, внутри церкви существуют различные группы по-разному представляющие себе роль и место РПЦ в политической жизни российского общества. Противоборство этих групп наиболее ярко прослеживались во время болезни Патриарха Алексия П. В-третьих, для увеличения своей паствы священнослужители используют СМИ, что в условиях информационного общества, так же вынуждают церковных иерархов не обходить стороной злободневные вопросы интересоваться политической жизнью и по-своему интерпретировать политические события.
Конечно, еще рано говорить о том способствует ли церковь укреплению демократии или наоборот способствует сохранению авторитарной традиции, потому что процесс переосмысления ортодоксальных позиций только начался.
Православие может создать равновесие между двумя противоречащими тенденциями российской политической культуры — стремлением к западной модели демократии и сохранением авторитарной власти.
Можно предположить, что место православия в формировании политической культуры российского общества является чем-то вроде связующего вещества между другими социальными институтами, воздействующими на политическую культуру. С одной стороны, религия не может являться строительным материалом, с другой - без ее существования всё созданное в результате исторического развития российского общества может рухнуть. Для Русской Православной Церкви не принципиально, какой тип политической культуры - патриархальный, активистский или приходской, - поддерживать. Таким образом, РПЦ способствует стабилизации политической культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Рымкевич, Яна Александровна, 2005 год
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 1999. 48с.
2. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви Москва 13-16 августа 2000г. Нижний Новгород: б. и., 2001. - 288с.
3. Федеральный закон «О политических партиях» Российской Федерации: Принят Государственной Думой 21 июня 2001, одобрен Советом Федерации 29 июня 2001. М., Тип. «Новости», 2001. 47 1.с.
4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединения» Российской Федерации: Принят Государственной Думой 09 сентября 1997. М., Ось 89, 1998. - 16с.1. Список литературы:
5. Амплеева A.A. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России: аналитический обзор / A.A. Амплеева. М.: РАН ИННОН, 2002 -92с.
6. Андрианов Н.П. Современное религиозное сознание (структура, динамика изменения, проблемы преодоления): Автореф. диссер. . докт. филос. наук: 09.00.06 / Ленинградский Государственный Университет им. A.A. Жданова Л., 1975. - 30с.
7. Барт Р. Мифология / Р. Барт М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312с.
8. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. / Э.Я. Баталов М.: Наука, 1990. -256с.
9. Бердников И.С. Церковное право. (Лекции) / И. С. Бердников. — Казань: лит. Петрова, 1886. -443с.
10. Бессмертный А. Филатов С. Парадоксы советского благочестия / А. Бессмертный, С. Филатов // Сб. ст. Религия и демократия: на пути к свободе совести вып П /под ред. Филатова С.Б., Фурмана Д. Е. М.: издательская группа Прогресс «Культура», 1993 — С. 83-99.
11. Блохина H.A. Обыденное политическое сознание и политическая культура: Автореф. диссер. . канд. филос. наук. 09.00.01 / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова М., 1989. — 22с.
12. Ю.Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Автореф. диссер. . канд. филос. наук. 09.00.11 / Воронежский Государственный Университет. Воронеж. 1998 — 16с.
13. Бурлацкий Ф.М., Галкин A.A. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма./ Ф. М. Бурлацкий, A.A. Галкин М.: Мысль, 1985. - 384 с.
14. Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма: Монография / А.И. Бурдина. М.: Высшая школа, 1979. - 175с.
15. Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль церкви. / А. Верховский, Е. Михаловская, В. Прибыловский. М.: ООО «Панорама», 1991. — 191с.
16. М.Верховскнй А. М., Михайловская Е.В., Прибыловский В.В. Россия Путина. Пристальный взгляд. / A.M. Верховский, Е.В. Михаловская, В.В. Прибыловский. М.: РОО «Центр», «Панорама», 2003. - 212с.
17. Вольфсон И.В. Язык политики. Политика языка. / Под ред. С.И.Барзилова / И.В. Вольфсон. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003. — 128с.
18. Вунд В. Миф и религия. / В. Вунд. СПб.: Изд-во Брокгауз - Эфрона, 1913. -416с. 8 илл.
19. Вятр Е. Социально политические отношения. / Е. Вятр. - М.: Прогресс, 1979- 463с.
20. Гавров С.Н. Социокултурная традиция и модернизация российского общества: Монография./ С.Н. Гавров. М.: МГУКИ, 2002. - 146с.
21. Гмур Б. Роль политических символики как атрибута власти: Автореф. дис-сер. . канд. филос. наук. 09.00.02 / Академия общественных наук КПСС М., 1991.- 18с.
22. Гоблик В.В. Особенности формирования политического сознания личности в условиях многоканального телевизионного вещания (на примере закарпатской области): Автореф. диссер. . канд. филос. наук. 09.00.02 / АН СССР Институт социологии М., 1989. — 17с.
23. Голубева М.В. Религиозное мировоззрение и духовная жизнь современного общества / М.В. Голубева // Сознание и теория мировоззрения: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1992. -С. 48-57
24. Гомеров И.Н. Политическая культура. Учебное пособие. / И.Н. Гомеров. — Новосибирск : изд-во СибУПК, 2001. 35 с.
25. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е гг. XX столетия)./ Н.С. Гордиенко. М., Знание, 1984. - 64с.
26. Градинар И.Б. Политическая культура; мировоззренческое измерение: В 2 частях / И.Б. Градинар. СПб., 1996. - 2 часть - 183с.
27. Грацианова Т.Л. Политизация массового сознания как фактор социальной напряженности: Автореф. диссер. . канд. филос. наук. 23.00.03 / Российская академия управления. М., 1992. — 19с.
28. Групшн Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. / Б.А. Грушин. М.:Политиздат,1987. - 368с.
29. Грушин Б.А. мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения / Б.А. Грушин. М.: Политиздат, 1967. - 400с.
30. Гуляев Л.Н. Политическая культура российского общества: Теоретико-методологический аспект. / Л.Н. Гуляев — Киров: Издательство Вятского ГПУ, 1999.-96с.
31. Демидов А.И. Политическая деятельность. Философский анализ факторов детерминации / А.И. Демидов. Саратов: изд-во Саратовского Государственного Университета, 1987. - 129с.
32. Дженусов А.И. Политическая культура России (концептуальный аспект исследования) / А.И. Дженусов СПб., изд-во СПбГИТМО, 1995.- 124с.
33. Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? / Андрей Кураев, диакон. -М., Клин: изд-во Братство Святителя Тихона, 1994. — 176с.
34. Диакон А. Кураев. Православие и право. Церковь в светском государстве. / А. Кураев, диакон. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. - 67с.
35. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994. -240с.
36. Ересько М.Н. Символ в религиозном сознании (опыт философско-социологического анализа): Автореф. диссер. . канд. филос. наук. 09.00.06 / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. М., 1983.-18с.
37. Игнатьев Г.К. Идеал: нравственный и религиозный. / Г.К. Игнатьев // Религиозная культура и образование: Диалог учёных: теология, философия, история, социология: по результатам научной конференции и семинаров. -Курган, КГУ1996. С. 34-37
38. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: Исследование: Т.1. / И.А. Ильин -М.: ТОО «Рарогь», 1993. 448с.
39. Каменец A.B. Политическая культура России. Учебное пособие. / A.B. Каменец М., Брандес,1997. - 141с.
40. Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура, генезис, сущностные характеристики (вопросы теории и методологии): В 2 книгах / Н.П. Кирилов. -Томск, 1995. Книга 2 - 124с.
41. Клинецкая Н.В. Образ будущего религии в сознании российской молодежи / Н.В. Клинецкая // Сб. ст. Будущие России в молодежном сознании: опыт со-циолого-философского анализа. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. - С.73-82
42. Кобылянский Е.Э. Формирование политической культуры советского общества: историография проблемы: Автореф. диссер. . канд. истор. наук. 07.00.01 / Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова. -М., 1992.-20с.
43. Ковальзон М.Я., Макешин Н.И. Общественное сознание и общественные науки. / М.Я. Ковальзон, Н.И. Макешин. М.: изд-во «Знание», 1973. — 64с.
44. Кольев А.Н. Политическая мифология: реализация социального опыта. / А.Н. Кольев М.: Логос, 2003.- 384с.
45. Конституция общенародного государства. М. Политиздат, 1978. - 247с.
46. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. / Ю.Г.Коргунюк, С.Е.Заславский. М.: Фонд ИНДЕМ, 1996
47. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. / В.Ф. Костюке-вич. Мурманск, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования. НИЦ «Пазори», 1998. - 186с.
48. Красножен М. Церковное право: краткий курс. / М. Красножен. Юрьев: б.и., 1913.-160 с.
49. Кулакова Т.А. Противоречия массового политического сознания населения современной России: Автореф. диссер. . канд. соц. наук. 23.00.02 / Санкт-петербургский Государственный Университет. СПб., 1995. — 16с.
50. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. / Дж. Кэмпбелл К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. - 256с.
51. Лазебный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. / Л.И. Лазебный М.: изд-во «Знак», 1997. - 248с.
52. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Н.И. Лапин, Л.А. Беляева, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравомыслов М.: «Эдитороап УРСС», 1996. - 224с.
53. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности: Монография. / Б.А. Лобовик. Киев: Наукова думка, 1986. - 248с.
54. Локосов В.В., Яковлев СЛ. Поможет ли религия России / В.В. Локосов, С.Я. Яковлев // Религия и политика в современной России / Под ред. H.A. Трофимчука, С.Д. Яковлева. М.: изд-во РАГСД997. - С. 21- 32
55. Малышев А. Ю. Становление гражданского общества и многопартийность в России. / А. Ю. Малышев. Новосибирск: СибАГС, 2001. - 260с.
56. Мандрыгин Л.В. Внутренний мир верующего и причины религиозности. / Л.В. Мандрыгин. М.: Общество «Знание», 1965. - 32с.
57. Мансуров Н.С., Будов А.И. Общественная психология о причинах религиозности. / Н.С. Мансуров, А.И. Будов. М.: Общество «Знание», 1969. — 39с.
58. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. / Д.Е. Мануйлова. М.: «Наука», 1978 - 230с.
59. Межрелигиозная терпимость. М.: Издательство ЛДПР, 2002. -48с.
60. Мезенцев С. Идеология христианско-демократического движения. / С. Мезенцев. М.: Благовестник, 2001. - 256с.
61. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе./ И.В. Метлик. М. Планета -2000, ППЦ «Пересвет», 2004. - 384с.
62. Мечковская Н.Б. Язык и религия. / Н.Б. Мечковская. М.: Агентство «ФА-ИР», 1998.-352с.
63. Митрополит Иоанн (Сычев). Пути русского возрождения (национально-православный взгляд). / Иоанн (Сычев), митрополит. М., Русский вестник, 1993.-14с.
64. Митрополит Иоанн (Сычев). Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. / Иоанн (Сычев), митрополит. СПб.: Царское дело, 1995. - 349с.
65. Митрополит Кирилл. Православие в новых условиях. / Кирилл, митрополит // Сб. ст. Свобода совести в духовном возрождении отечества / Под ред. М.П. Мчедлов, Е.С. Элбакян М.: РНИС и НП, 1994 - С. 22-39.
66. Можаровский В.В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики. / В.В. Можаровский — СПб.: ОВИЗО, 2002.-272с.
67. Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». / A.B. Мудрик М.: Знание, 1991.-80с.
68. Мчедлов М.П. Политика и религия. / М.П. Мчедлов М.: Советская Россия, 1987.-251 2. с.
69. Насонова Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. / Л.И. Насонова. М.: изд-во «Знак», 1997. - 312с.
70. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа. / С.Ю. Неклюдов // Миф и мифология в современной России: Сб. ст. / Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомс-дорфа, Г. Бордюгова М.: АНРО - XX, 2000. - С. 17-38.
71. Некрасова А.Н. Политическая культура и политическая модернизация российского общества. Учебное пособие / А.Н. Некрасова. М.: МИИТ, 2003.-48с.
72. Никольский Н.М. История русской церкви. / Н.М. Никольский 3-е изд. исп. и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с. 2 л. ил.
73. Носков A.B. Политико-культурная эволюция российского общества. / A.B. Носков. Белгород: «Кооперативное образование», 2001. - 469с.
74. Носков А.П., Яновский Р.Г. Два уровня сознания и политические убеждения. / А.П. Носков, Р.Г. Яновский. — Новосибирск: Издательство «Наука», 1974.-94с.
75. Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность государства. / Ю.Г. Носков. М.: изд-во МГУ, 2000. - 256с.
76. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. / Д.В. Ольшанский. -М.: изд-во «Прин-Ди», 1995. 240с.
77. Парфенов А.И. Миф в структуре политического сознания современного общества: Автореф. диссер. . канд. филос. наук. 09.00.10 / Саратовский государственный университет им. А.Г. Чернышевского. Саратов, 1997. — 16с.
78. Пивоваров Ю.С. Политическая культура Методологический очерк. / Ю.С. Пивоваров. М.: ИНИОН, 1996. - 89с.
79. Погребняк Н. Миссия церкви в освещение СМИ и работа со СМИ как вид миссии церкви из опыта работы со СМИ в Московской патриархии./ Н. По-гребня // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии т. 1, Белгород, 1999. С.220-222
80. Политическая культура: теория и национальные модели / B.C. Ажаева, Е.В. Ананьева, К.С. Гаджиев. / Отв. ред. Гаджиев К.С. М.: Интерпракс, 1994. -3521.с.
81. Политическая культура личности: проблемы формирования / В.А. Щегор-цов, В.П. Васильев, В.А. Ознобкин, JI.H. Жилина. М.: Знание, 1982. - 63с.
82. Полосин В. Миф. Религия. Государство. / В. Полосин. М.: Ладомир, 1999.-440с.
83. Попов В.А. Символы власти и власть символов. / В.А. Попов // Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции: Сб. ст. / Под ред В.А. Попов СПб.: МАЭ РАН, 1996. - С.9-14.
84. Православие (Как начало просветительно-бытовое, личное и общественное) Д.Х. (Хомяков) М.: печатня А.И. Снегиревой, 1907. - 102с.
85. Православная психология и проблемы современного человека / Под ред. Е.А. Ходыревой Ульяновск: УлТУ, 2001. - 210с.
86. Проблемы индивидуального и коллективного разума / Под ред. В.Н. Келасьева- СПб.: изд-во СпбГУ, 1998. 176с.
87. Рашковский Е.Б. На оси времен. Очерки по философии истории. / Е.Б. Рашковский. М.: Прогресс-Традиция, 1999.-208с.
88. Религия и демократия: На пути к свободе и совести. Вып 2 / Сост. А.Р. Бессмертный, С.Б. Филатов / Под общ. Ред. С.Б. Филатов и Д.Е. Фурмана -М.: издательская группа «Прогресс Культура», 1993. - 592с.
89. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. / Отв. ред. и сост. Филатов С.Б. М., СПб.: Летний сад, 2002. - 488с.
90. Религия. Национальное согласие и возрождение России: Материалы конференции. М.: «Луч», 1993. - 162с.
91. Решетников В.А. Духовные основы современной политической культуры. / В.А. Решетников. — Иркутск: изд-во Иркутского Университета, 1991. -232с.
92. Романов O.A. Социализация личности в условиях общественной трансформации: Автореф. диссер. . канд. фил ос. наук. 09.00.11/ Национальная академия наук Беларуси институт философии. Минск, 2001. - С. 19.
93. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. / В.О. Руковишников, Л. Халман, П. Эстер. М. Совпадение, 1998. - 366, 1.с.:ил.
94. Русская православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичева. — М.: Издательство БЕК, 1999. 464с.
95. Салмин А. М. Современная демократия: очерки становления. Издание 2-е исп. и доп. / А.М. Салмин М.: ad Marginem, 1997. - 447с.
96. Смелзер Н. Социология. / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994. - 668с.
97. Смирнов М.Ф. Мифология и религия в российском сознании: методологические вопросы исследования. / М.Ф. Смирнов. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2000. — 130с.
98. Снигирев Э.А. Влияние религиозной обрядности на психологию личности. / Э.А. Снигирев. Л.: «Знание», 1981. - 16с.
99. Современная российская политика. Под ред В. Никонова. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003. - 223с.
100. Соловьев А.И. Политическое сознание и политическая культура. А.И. Соловьев. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. - 63с.
101. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб.; М.: Летний сад, 2000. - 248с.
102. Страченков Г.И. Христианство и церковь глазами ученого-атеиста. / Г.И. Страченков. М.: БФРГТЗ «Слово», 2002. - 140с.
103. Сулакшин С. Политический центризм как общественная идеология / С. Сулакшин. М.: Фонд развития политического центризма, 1999. - 60с.
104. Суллаева H.A. Политическая культура и язык: социально-философские проблемы: Автореф. диссер. . канд. филос. наук. 09.00.11 / Ставропольский Государственный Технический Университет. Ставрополь, 1997. — 24с.
105. Тареев М. Истина и символ в области духа. / М. Тареев. Свято-Троицкая Сергеевская Лавра, 1905. - 204с.
106. Тихонова В.А. Политическая культура российского общества: социально-философский аспект. Монография. / В.А. Тихонова. М.: МГУКИ, 2001.-186с.
107. Ткачёв С.И., Ткачёва H.A. Нравственная и политическая культура как ценности воспитания. / С.И., Ткачёв, H.A. Ткачёва. Харьков: изд-во ХГИ «НАУ», 1999.-81с.
108. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. / Ж.Т. Тощенко. М.: Гардарика, 2001. - 398с.
109. Тульпе И.А. Метафизика православия в его иконе / И.А. Тульпе // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. статей. / Под ред. Е.А. Торчи-новой СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003 - С.7-35
110. Уледов А.К. Структура общественного сознания (теоретико-социологические исследования). / А.К. Уледов. М.: изд-во «Мысль», 1968. -324с.
111. Улыбина Е.В. Обыденное сознание структура и функции. / Е.В. Улы-бина. Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. — 209с.
112. Угринович Д.М. О специфике религии и ее месте в общественном сознании: Автореф. диссер. . докт. филос. наук. Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. М., 1964. 35с.
113. Угринович Д.М. Психология религии. / Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1986.-350 2.с.
114. Уотс А. Миф и ритуал в христианстве. / А. Уотс. К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. - 240с.
115. Филимонов Э.Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих. / Э.Г. Филимонов // Сб. ст. Национальное и религиозное. М.: РНИС и НП и др., 1996. - С. 48-67.
116. Хайрулина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. / Ю.Р. Хайрулина Казань: Казанский госу-дартвенный энергитический университет, 2003. - 355с.
117. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон М.ЮОО «Издательство ACT», 2003. - 603, 5.с.
118. Чаморро С.М. Общее и особенное в развитии политической и правовой культуры обществ: Запада, Востока и России. / С.М. Чаморро. М.: Диалог- МГУ, 1998. - 36с.
119. Шестов Н.И. Мифологический фактор российского политического процесса / Под ред. проф. А.И. Демидова Саратов: изд-во Саратовского университета, 1999. - 148с.
120. Шестопал Е.Б. Личность и политика: критический очерк современных западных концепций политической социализации. / Е.Б. Шестопал. М.: изд-во « Мысль», 1988. - 203с.
121. Штракс М.Г. Эмоции и воля в структуре убеждений и личности. / М.Г. Штракс. М.: издательство МАДИ, 1992. -24с.
122. Щипков А. Во что верит человек. / А. Щипков. СПб.: изд-во СПбГУ, 1998.-256с.
123. Щипков А. Соборный двор: публицистические статьи 1991-2001. / А. Щипков М.: изд-во МЕДИАСОЮЗ. 2003. - 316с.
124. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. — М.: Академический проект, 2000. 222с.
125. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. - 304с.
126. Яблоков И.Н. Социология религии / И.Н. Яблоков. М., Наука, 1979. — 276с.
127. Almond G. A., Verba S. The civil culture. Political attitudes and democracy in five nations. / G.A. Almond, S.Verba. Princeron, 1963. - 356 p.
128. Kavanagh D. Political culture. / D. Kavanagh. London, the Macmillan press LTD, 1972. - 80 p.
129. Petro Nicolai N. The rebirth of Russian democracy: an interpretation of political culture / Nicolai N. Petro. London, Harvard University Press, 1995. — 2171. P1. Периодические издания:
130. Абдулагатов 3. Российские православные и мусульмане: общие проблемы -разные взгляды / 3. Абдулагатов // Общественные науки и современность. — 2004.-№2.-С. 143-154.
131. Авцинова Г.И. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политический процесс / Г.И. Авцинова // Социально-политический журнал. 1996. - №4. - С. 222-235.
132. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть / А.Б. Агапов // Государство и право 1998. - №4. - С. 19- 26.
133. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. В России создается концепция отношений государства с религиозными объединениями. / С.А. Бурьянов, С.А. Мозговой // Право и политика. 2002. - №8 (32). - С. 88-96.
134. Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture / Э. Баталов //Pro et Contra Лето 2002 - Том 7 - № 3 - С.7-22
135. Варава В. Духовное самоопределение русской интеллигенции. / В. Варава // Москва. 2000. - №10. - С. 85-99.
136. Васильева И.П. Российские христианские демократы: политические взгляды и идеалы. / И.П. Васильева И.П. // Социально-политические науки. — 1991. -№7.-С. 108-121.
137. Вассоевич A.JI. Церковное красноречие и стилистика сталинских выступлений / А. Л. Вассоевич // Вестник политической психологии. 2003. - №2(5). -С. 27-30.
138. Вержбалович М. Психологические основания веры / М. Вержбалович // Вера и разум. 1898. - № 18. - С. 199-220.
139. Ю.Воронцов JI.M., Филатов С.Б., Фурман Ф. Е. Религия в современном массовом сознании / JI.M. Воронцов, С.Б. Филатов, Ф.Е. Фурман // СОЦИС. -1995. №11. - С.81-91.
140. Н.Воронцов JI.M., Филатов С.Б. Религиозность — демократичность — авторитарность / JI.M. Воронцов, С.Б. Филатов // ПОЛИС. 1993. - №3. - С. 141149.
141. Гаджиев К. Размышления о политической культуре современной России / К. Гаджиев // МЭ и МО 1996. - №2. - С. 26- 40.
142. Грунт З.А., Кертман Г. Л., Павлова Т.В. и др. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления / З.А.Грунт, Г.Л. Кертман, Т.В. Павлова и др. // Полис. 1996. - №4. - С.56-72.
143. И.Дубинин Б. Религия, церковь, общественное мнение / Б. Дубинин //Свободная мысль. 1997. - №11. - С. 94- 104.
144. Дубов И.Г., Затылкина Т.Б. Социально психологический аспект общенациональной идеи в России. / И.Г. Дубов, Т.Б. Затылкина. // Психологический журнал - 1999. - №5. - Том 20. - С.51-62.
145. Елизарова О. Образы государства и нации в политической культуре современной России/ О. Елизарова // Pro et contra. том7. - Лето 2002 - №3. - С.92-110
146. Игнатов И. Богословские аргументы в политической борьбе. / И. Игнатов //Вопросы философии. 1997. - №5 - С. 15 - 31.
147. Игнатьев A.A. Ценности науки и традиционного общества (Социокультурные предпосылки радикального политического дискурса) / A.A. Игнатьев // Вопросы философии 1991. - №4 - С.З - 31
148. Игумен Вениамин (Новик) Актуальные проблемы российского, православного, церковного сознания / Вениамин (Новик), игумен //Вопросы философии. 1999. - №2. - С.128-141.
149. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен. О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии. / М.В. Ильин //Полис. 1993. - №2. -С.57-6823.Известия. 14.09.2003.
150. Камышев Д. Божественная комиссия /Д. Камышев // Комерсантъ. Власть. -2002. №5. - С. 35- 37.
151. Кара-Мурза A.A. Панарин A.C. Пантин И.К. Духовно идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития / A.A. Кара — Мурза, A.C. Панарин, И.К. Пантин //ПОЛИС - 1995. - №4. - С. 6- 18.
152. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация / И.Г. Каргина // СОЦИС 2004. - №1. - С. 45-54.
153. Кассирер Э. Техника современных политических мифов / Э. Кассирер. // Вестник Московского Университета, сер.7 Философия 1990 - №2 - С.54-70.
154. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян. / Б.Г. Капустин, И.М. ЬСлямкин // Полис 1994 - № 1. - С. 68-92.
155. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян. / Б.Г. Капустин, И.М. Клямкин // Полис. 1994 - № 2, 1994. - С.39-75.
156. Клямкин И.М., Лапкин В.В., Пантин В.И. Между авторитаризмом и демократией. / И.М. Клямкин, В.В. Лапкин, В.И. Пантин // Полис. 1995 - № 2. - С.57-87.
157. Корнейко Т.Г. Основные подходы к изучению политического языка в современных политико лингвистических исследованиях / Т.Г. Корнейко // Вестник Московского Университета сер. 12, Политическая наука. - 2003. -№5. - С. 74-86.
158. Костикова М.Н. К вопросу о новейшей истории профессионального религиозного образования / М.Н. Костикова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ-аналит. бюл. 1999. № 3. С.120-130
159. Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт. / К.Н. Костюк // Полис. 2002. -№1.-С.105-117
160. Леонтьев Д.А. Ценности как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. - №4, С. 15-26.
161. Независимая Газета. 17.12.2003.
162. Лебедева Т.П. Религиозное измерение политической традиции: Запад и Россия / Т.П. Лебедева // Вестник Московского Университета сер. 12, Политическая наука. 2002. - №1. - С.67-80.
163. Литвинович М.А. Политические стереотипы в сознании россиян / М.А. Лит-винович // Вестник Московского Университета сер. 12, Политическая наука. -2002.-№2.-С. 88-101.
164. Митрополит Кирилл. Государство и церковь: возрождение партнерства. / Кирилл, митрополит // Государственная служба. 2002. - №4 (18) - С. 15-19.
165. Митрохин Л.М. Религиозная ситуация в современной России. / Л.М. Митрохин //СОЦИС 1995. - №11. - С. 79-81.
166. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи. / М.П. Мчедлов // СОЦИС. 1998. - №6 - С. 107-111.
167. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Кофанова E.H., Шевчеко А.Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о её социальных функциях / М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов, E.H. Кофанова, А.Г. Шевчеко // СОЦИС. 2005. - №6. - С.46-56
168. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России. / М.П. Мчедлов, Э.Г. Филимонов // СОЦИС. 1999. - № 3. -С.103-107.
169. Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово- коммуникативном процессе. / Т.В. Науменко // Вестник Московского Университета сер. 18, Социология и политология. 2003. - №1. — С. 147-158.
170. Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово- коммуникативном процессе. / Т.В. Науменко // Вестник Московского Университета сер. 18 Социология и политология. 2003. - №2. - С. 140-151.
171. Новик В. Демократия как проблема меры. / В. Новик //Вопросы философии. 1996.-№7.-С. 83- 92.5 6. Пивоваров Ю. Русская политическая культура и political culture (общество,власть, Ленин)/ Ю.Пивоваров // Pro et contra. том7. - Лето 2002. - №3 -С.23-50.
172. Пивоваров Ю.С. "Вехи" как зеркало русской революции. / Ю.С. Пивоваров //Литературное обозрение. 1990. - №10. - С 97-102.
173. Попов A.B., Зуева Л.А. Ценности в политике / A.B. Попов, Л.А. Зуева // Вестник Московского Университета сер. 12, Политические науки. — 2000. -№1. С.3-12.
174. Разворотнева C.B. Язык и власть, власть языка. / C.B. Разворотнева // США: экономика, политика, идеология. — 1993. №3 (279). - С. 23-33.
175. Сафуанов Ф. Именем народа или Мифы идеологии и структуры политического сознания. / Ф. Сафуанов // Диалог. 1994. - №2. - С.30-36.
176. Свистунов М.Н. Русская Православная Церковь о духовных основах современной цивилизации. / М.Н. Свистунов // Социально-гуманитарные знания. — 2003. №6. - С.161-171
177. Синенлина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения/ Ю.Ю. Синенлина// СОЦИС 2001 №7 С. 89-96.
178. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России от Ленина до Горбачева. / Р. Такер // США: экономика, политика, идеология. 1990. -№1. - С. 76- 86.
179. Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ. / С.Б. Филатов //ПОЛИС. 1999. - №3. - С. 138 - 150.
180. Филатов С.Б., Фурман Д.В. Религия и политика в массовом сознании / С.Б. Филатов, Д.В. Фурман // СОЦИС. 1992. - №7. - С. 3-12.
181. Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции / Э.Г. Филимонов, Е.С. Элбакян // Кентавр: историко-политический журнал. 1993. - №5. - С. 59-69.
182. Шатилов А. Постсоветские подходы к изучению политической культуры / А. Шатилов // Pro et contra. том7. - Лето 2002. - №3 - С. 183-194
183. Шилов В.Н. Политические ценности: специфика и ценности / В.Н. Шилов // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №6. - С. 116-125
184. Юлдашев Л.Г. Теории ценностей в социологии: вчера и сегодня / Л.Г. Юл-дашев // Социологические исследования 2001. - №8. - С.146-151.1. Интернет ресурсы:
185. Верховский А. Религиозный фактор в парламентских выборах 1999.//www.panorama.ru/work/part/bp/7rus.html, 10.06.2004.
186. Гельман В.Я. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение. Россия в сравнительной перспективе //www.sonoteka.spb.ru/cgi-bin/mysq/searcharc.pl7find ioo=l, 06.09.2005.
187. Геннадий Зюганов: Одолеть смуту можно только вместе// http://warrax.croco.net/Satan/mm/zyuganov.htm , 18.08.2004
188. Дмитриев Ю. К вопросу о проблеме государственно-церковных отношений на современном этапе развития Российской Федера-ции/Avww.religare.ru /print5218.htm, 10.06.2004.
189. Добру скин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви) // html: //www. Socis.isras.ru/ SocIsArti-cles/2002 4/Dobruskin.doc. 19.04.2005
190. Екадумова И.И. Политическая социализация личности как категория политической науки // html://polit.mezhdunarodnik.ru/art.php3?rub=390&id=15692 03.09.2005
191. Зборовский Г.Е. и Коснина Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образований в современных условиях// //www. Socis.isras.ru/ SocIsArticles/2002 12/Zborovski Kostina.doc, 19.04.2005
192. Ильичев Г. Еще три крупные партии провели предвыборные съезды // www.izvestia.ru/politic/38452 print ,10.06.2004
193. Квирквелия О. Политические партии борются за религиозный электорат // http://religion.ng.rU/printed/politic/2003-07-02/l party.html. 10.06.2004
194. KpacmcoB А. Религия и церковь в новом государстве. // www, russian-ortodox-church.org.ru ,10.06.2004
195. Кульжанова Г. Язык политики как социолингвистический феномен. // www.kisi.kz/PartsflntPol/04-26-02Kulianova.html, 10.06.2004.
196. Малкина Т. Титульная церковь РФ. Российская власть в поисках утраченного // www. strana-oz.ru/?numid-1 &article=91, 10.06.2004.
197. М.Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Призрак Апокалипсиса //www.zaistinu.ru/skrest/antiglobalism/glaza/tenpc.shtml?print ,10.06.2004.
198. Пахомов H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем// www.aprol-pro.narod.ru/student/pedagogika/ 06.09.05
199. Пухов А. В думе появилось религиозное лобби // html://lirt.ng.ru/printed/politics/2003-06-09/2 religion.html ,10.06.2004
200. Рагузин В.Н. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное // www.uic.bashedu.ru/evrazia/r s/R Raguzin.rtf, 10.06.2004.
201. Себенцев А. Закон хороший, а линия какая? // www.strana-oz.ru/?numid= 1 &article=91 . 19.02.2004.
202. Смиров М. Русское православие в поисках единства // http://religion.ng.ni/people/2002-06-05/l loking.html .10.06.2004
203. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М.Крозье) // html://www.philosophv.ru /iphras/ librarv/spirid.html, 18.04.2005
204. Тульский М. Русская Православная Церковь навстречу выборам-2003. // www.portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=79 .10.06.2004
205. Тяхта А. Политическое позиционирование Церкви при Путине //www.strana-oz.ru/?numid=l&article=105. 19.02.2004.1. ПРИМЕЧАНИЕ1. Схема 1
206. Структура Христианской Демократической партии Санкг - Петербурга.1. Конференция1. Не реже одного раза в год
207. Председатель политсовета и политсовет ХДП1. Избирается на один год
208. Координатор, политсовет Первичная организация от 10 человек1. Координатор
209. Молодежная организация в разработке.1. Схема 2
210. Генезис христианско -демократических движений00 1Л1. Схема 3
211. Организационная структура Русской Православной Церкви
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.