Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Куценко, Надежда Юрьевна

  • Куценко, Надежда Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Куценко, Надежда Юрьевна. Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Иркутск. 2009. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Куценко, Надежда Юрьевна

Введение.

Глава 1. Гуманитарная культура современного общества.

1.1. Историко-теоретический анализ концепта «культура».

1.2. Сущность, структура и функции гуманитарной культуры.

1.3. Природа гуманитарного знания и его роль в современном обществе

Глава 2. Формирование гуманитарной культуры и ее место в процессе социализации личности.

2.1. Социализация личности как процесс.

2.2. Формирование гуманитарной культуры в процессе освоения духовных ценностей общества.

2.3. Гуманизация и гуманитаризация образования как основные способы формирования гуманитарной культуры личности.

2.4. Роль чтения классической художественной литературы в формировании гуманитарной культуры личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности»

Актуальность темы исследования. В современном мире, на фоне интенсивной глобализации и информатизации, происходит резкое усиление негативных социальных явлений. Такая ситуация выводит на первый план необходимость формирования личности, способной не только усваивать накопленные веками традиции, но и вырабатывать собственные ценностные ориентации.

В нашей стране, к сожалению, все чаще проявляются такие явления глобализации, как: потеря российской самобытности, обострение социальных и экономических проблем. В результате негативных социальных процессов и активной пропаганды ценностей «общества потребления» в среде молодежи резко упал престиж производительного творческого труда, процветает криминальная и асоциальная деятельность.

Учитывая данные обстоятельства, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью поиска ответов на вопрос: как в условиях резкого снижения культуры общества сформировать гуманитарно развитую личность, стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию?

Формирование гуманитарной культуры современного человека возможно, по мнению диссертанта, на приобщении к активной творческой деятельности, основанной на выработанных обществом законах, ценностях и нормах поведения.

Гуманитарная культура занимает центральное место в процессе социализации личности, так как становление духовно развитого индивида начинается с осознания необходимости непрерывного «самотворения». Современная цивилизационная ситуация требует переориентации общественного сознания с материальных ценностей на духовные, гуманистические. Необходимо новое мировоззрение, основанное на «человекоориентированной» составляющей культуры, на высоком уровне развития духовных потребностей индивида и интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.

Поскольку развитие гуманитарной культуры основано на овладении системой духовных ценностей общества и опытом ценностного отношения к миру, смена качества жизнедеятельности современного человека возможна, в первую очередь, в результате преодоления технократического мышления. Альтернативой в данном случае может служить разработка и активная реализация программы гуманизации и гуманитаризации образования, а также формирование социальных отношений, способствующих осознанию человеком необходимости непрерывного саморазвития и самосовершенствования.

Из вышесказанного следует, что проблема гуманитарной культуры и ее места в процессе социализации личности является актуальной и требует рассмотрения не только с культурологической, педагогической, социологической, но и с философской точки зрения.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время понятие «культура» рассматривается представителями различных дисциплин. В рамках заявленной темы интерес представляют и работы в области культурологии, которые по своему характеру близки философским поискам, так как в основе методологии исследований - деятельностный подход. Именно деятельность является определяющим моментом в дальнейшем рассмотрении сущности гуманитарной культуры.

Свои оригинальные подходы к культуре выразили следующие исследователи: А. И. Арнольдов, С. А. Арутюнов, В. С. Библер, Б. С. Ерасов, Н. С. Злобин, Э. В. Ильенков, Д. С. Лихачев, Л. Н. Коган, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, П. А. Сорокин, В. С. Федчин, П. А. Флоренский, Н. 3. Чавчавадзе и другие. В работах данных исследователей изложены основные принципы существующих подходов к анализу культуры, даны характеристики ее сущности и определены функции, выявлены сущность и содержимое культуротворческих процессов, показана деятельностная природа человека, а также раскрыты механизмы развития личности в контексте творческого освоения потенциала культуры.

Проблема научно-технической и гуманитарной культур, поставленная еще в 60-е годы минувшего столетия, очень близка известным идеям Ч. Сноу о двух культурах. Сноу обсуждал эту проблему как социокультурную. Он был обеспокоен разрывом этих культур и хотел способствовать их сближению, взаимопониманию, развитию диалога между их представителями. В отечественной науке понятие «гуманитарная культура» появилось сравнительно недавно. Тем не менее, анализ литературы позволил сделать вывод о достаточно глубокой изученности этого явления. Рассмотрению сущности гуманитарной культуры посвятили свои труды Д. С. Лихачев, М. С. Каган, В. Ж. Келле. В системе философии образования гуманитарная культура была рассмотрена И. А. Колесниковой, В. А. Запесоцким, В. Л. Кургузовым, В. А. Решетниковым, В. Е. Осиповым, В. А. Сластениным, Е. Н. Шияновым и другими учеными. Педагогический подход отражен в трудах М. А. Абрамовой, Е. Б. Горловой, Н. Н. Савельевой, Н. Г. Сикорской.

Основу гуманитарной культуры личности составляют духовные ценности. Такой подход реализован, прежде всего, в трудах Д. С. Лихачева, А. С. Запесоцкого, В. Ж. Келле, В. Н. Поруса, В. Е. Осипова, Б. С. Ерасова.

Широкое обращение к категориям ценностного отношения в различных сферах человеческой деятельности активно осмысляется современными теоретиками: А. В. Мироновым, Н. С. Розовым, В. Н. Сагатовским, Л. Н. Столовичем и другими.

Помимо духовных ценностей, основу гуманитарной культуры составляет знание. История понятия «знание», его эволюция и сущность отражены в работах В. Ж. Келле, Ю. С. Степанова и других исследователей. Гуманитарное знание и его взаимосвязь с естественно-научным рассматриваются Д. С. Лихачевым, М. М. Бахтиным, М. С. Каганом, Г. В. Гачевым и другими.

Большое внимание исследованию комплекса проблем гуманитарного знания уделяет в своих работах В. Г. Кузнецов. Автор рассматривает гуманитарные и технические науки с позиции единства их методов исследования. Подобная точка зрения отражена в работах В. А. Лекторского.

Многие современные ученые роль гуманитарного знания представляют как основу духовной деятельности человека. Такой подход отмечен у А. В. Миронова, В. Т. Пуляева, В. Н. Сагатовского и других.

Решение проблемы социализации в философском и социологическом аспектах имеет достаточно большую историю. В работах зарубежных и отечественных ученых (Э. Дюркгейм, М. Мид, Т. Парсонс, В. С. Библер, Л. А. Зеленов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик и др.) нашли отражение как теоретические, так и практические вопросы социализации. Само же понятие определяется по-разному в научных школах и направлениях. Эти несовпадения, доходящие порой до прямой противоположности, во многом обусловлены разными подходами к пониманию сущности человека, сущности личности и условий ее формирования.

Большую роль чтения классической художественной литературы в жизни человека подчеркивают практически все писатели, философы, культурологи, историки. Значительное внимание вопросам чтения и языка уделяют в своих работах Д. С. Лихачев, И. А. Ильин, В. Г. Распутин и другие деятели культуры. Применительно к современным условиям роль классической художественной литературы рассмотрел В. А. Левидов в книге «Художественная классика как средство духовного возрождения».

В соприкосновении с процессом социализации чтение проанализировано П. С. Гуревичем, Е. И. Коган, А. В. Костиной, В. А. Сластененко, Н. Сметанниковой.

Перечисленные подходы и концепции разносторонне освещают все грани гуманитарной культуры, ее сущность и взаимодействие с духовной жизнью человека, однако не в полной мере рассматривают процесс становления гуманитарной культуры как системы, как взаимодействие внутренних и внешних противоречий в процессе ее развития. Кроме того, дея-тельностная сторона вопроса не выделена как самостоятельная проблема; место гуманитарной культуры в процессе социализации, ее способность развивать у человека активную творческую деятельность и стремление к непрерывному образованию - изучены недостаточно.

Объект исследования: гуманитарная культура в содержании социальной реальности.

Предмет исследования: место гуманитарной культуры в процессе социализации личности.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является раскрытие сущности гуманитарной культуры и определение ее места в процессе социализации личности.

Осуществление цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- уточнить необходимые для определения сущности гуманитарной культуры понятия и категории;

- проанализировать особенности современной социализации личности;

- определить роль гуманитарной культуры в процессе социализации личности;

- выявить основные направления, позволяющие в современных условиях формировать гуманитарную культуру общества.

Гипотеза исследования. Гуманитарная культура — основной элемент приобщения человека к условиям и нормам существования в обществе в качестве полноправной, способной к созидательной деятельности личности. Следовательно, это основной элемент социализации. Проблемы формирования гуманитарной культуры в процессе социализации определяются необходимостью непрерывного образования и самообразования личности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили: труды отечественных философов, социологов, культурологов (прежде всего работы Д. С. Лихачева, В. Ж. Келле, М. С. Кагана и других), в которых сформулированы положения, отражающие закономерности генезиса и функционирования такого явления, как гуманитарная культура; работы зарубежных исследователей проблемы социализации (Э Дюркгейм, М. Мид, Т. Парсонс и другие), в которых нашли отражение основные теоретические вопросы обозначенного понятия.

Определение места гуманитарной культуры в процессе социализации исследовано с позиций структурно-функционального подхода, проблема формирования гуманитарной культуры личности - с позиций аксиологического и деятельностного подходов.

Поскольку исследуемая проблема находится в области пересечения общефилософского и социально-философского знания - методологический аппарат работы включает общие и частные методы философского познания. Анализ сущности гуманитарной культуры проведен с помощью диалектического метода, в частности, принципа диалектического единства общенаучного и философского знаний.

Научная новизна работы состоит в выявлении сущности гуманитарной культуры и ее места в процессе социализации личности.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

- определены направления, позволяющие в современных условиях всеобщего культурного кризиса формировать гуманитарно развитую личность;

- выявлены основные функции гуманитарной культуры, которые она выполняет в процессе социализации;

- исследованы процессы гуманизации и гуманитаризации образования в единстве с идеями и принципами гуманизма;

- обозначена роль чтения классической художественной литературы в процессе осознания человеком необходимости непрерывного самотворения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Определяющим звеном в осуществлении функций гуманитарной культуры являются духовные ценности и гуманитарное знание, представляющее собой совокупность выводов, полученных в ходе применения гуманитарного способа познания в любой сфере. Гуманитарная культура понимается как способ мышления, направленный на развитие человеческой духовности.

2. Роль гуманитарной культуры в процессе социализации представляется в раскрытии и совершенствовании духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию путем активной творческой деятельности. Поскольку гуманитарная культура - ядро общей культуры общества, формирование созидательной личности возможно в процессе деятельности, направленной на усвоение и совершенствование системы современных ценностей.

3. Проблемы формирования гуманитарной культуры обусловлены закономерностями развития современного общества и выражают собой необходимость совершенствования программ гуманизации и гуманитаризации образования, сущность которых состоит в преодолении негативных социальных последствий, порождаемых технократизмом.

4. Одним из основных факторов воздействия гуманитарной культуры на личность является приобщение к духовным ценностям общества, в том числе к искусству. Поэтому чтение, как элемент формирования духовности в пространстве современного человека, выходит на одно из первых мест в процессе социализации. В частности, чтение классической художественной литературы является необходимым условием для реализации потребности индивида в непрерывном самосовершенствовании и самотворении.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Развиваемые в диссертации представления о сущности гуманитарной культуры, ее месте в процессе социализации позволяют переосмыслить тенденции и перспективы развития современной личности гуманитарными и техническими науками.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе при разработке программ лекционных курсов и семинарских занятий по философии, культурологии, а также при разработке спецкурсов по социальной философии. Результаты и выводы исследования также могут быть использованы в качестве методологических рекомендаций органам управления образования для проектирования программ развития образования.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС). Результаты исследования получили апробацию на научно-практическом семинаре «День науки» (Иркутск, февраль 2007г., ИрГУПС), Зональной научно-практической конференции «Библиотеки вузов Восточной Сибири в мире новых технологий» (Иркутск, октябрь 2007г., Иркутский государственный университет), международной молодежной научной конференции «XV Туполевские чтения» (Казань, ноябрь 2007г., Казанский государственный технический университет), научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования образовательного пространства в условиях становления информационного общества» (Иркутск, май 2008г., ИрГУПС).

По теме исследования опубликовано 10 научных статей, докладов и тезисов, в том числе 2 работы в журналах, включенных Высшей аттестационной комиссией в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

Структура диссертации. Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (первая глава включает в себя три параграфа, вторая - четыре параграфа), заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Куценко, Надежда Юрьевна

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования, отметим, что поставленная нами цель заключалась в определении сущности гуманитарной культуры и ее места в процессе социализации личности.

Анализ семантических соотношений между словами «гуманизм», «гуманитарный» и «гуманный» позволил сделать следующие выводы; понятие «гуманитарная культура» во множестве современных контекстов требует понимания идей гуманизма; истолкование положений гуманизма, гуманизации и гуманитаризации, несмотря на множественность их интерпретаций, необходимо анализировать в целостности.

Большинство исследователей рассматривают гуманитарную культуру как элемент общей культуры личности. Здесь необходимо отметить труды Д. С. Лихачева, М. С. Кагана, В. Ж. Келле. В системе философии образования гуманитарная культура была проанализирована И. А. Колесниковой, В. А. Запесоцким, В. Л. Кургузовым, В. А. Решетниковым, В. Е. Осиповым, Н. Г. Сикорской и другими учеными. Следует сказать, что при определении самого понятия большинство авторов руководствуются гносеологическим, деятельностным и аксиологическим подходами. Гуманитарная культура рассматривается как продукт гуманистически ориентированной деятельности людей; система позитивных культурных смыслов; целенаправленная творческая деятельность; совокупность общечеловеческих идей и ценностных ориентаций и т.д. Исходя из рассмотренных дефиниций, гуманитарную культуру в самом общем виде можно представить как культуру, имеющую отношение к внутреннему богатству личности и созидательной творческой деятельности.

В рамках настоящего диссертационного исследования продуктивным оказалось определение В. Е. Осипова, в котором говорится о том, что гуманитарная культура - это совокупность духовных ценностей, знаний и норм поведения, выработанных личностью или исторически определенным сообществом на основе познания социальных процессов, выступающих в виде регулятивных форм жизнедеятельности человека. Такая трактовка является наиболее лаконичной и отражающей основные представления рассмотренных авторов относительно поставленной проблемы. Исходя из этого определения, мы выделяем духовные ценности и гуманитарное знание как основу для формирования гуманитарной культуры личности. При этом гуманитарное знание представляем как совокупность выводов, полученных в ходе применения гуманитарного способа познания в любой сфере деятельности.

Анализ теоретического материала по данной проблеме позволяет говорить о том, что гуманитарная культура - основной элемент приобщения человека к условиям и нормам существования в обществе в качестве полноправной, способной к созидательной деятельности личности. Следовательно, это основной элемент социализации.

Социализация - это формирование личности путем активной творческой деятельности на основе выработанных обществом законов, ценностей и норм поведения. Роль гуманитарной культуры в данном случае представляется нам в раскрытии и совершенствовании духовно развитого индивида. Это проявляется в реализации гуманитарной культурой следующих функций: познавательной, регулятивной и созидательной.

Мы утверждаем, что процесс социализации бесконечен и начинается с рождения человека. В плане же духовного и нравственного развития личности в данном случае приоритет принадлежит семье. Именно семья рассматривается нами как «институт», который дает человеку опыт социального взаимодействия, а также основной массив духовных ценностей и норм поведения.

Проблемы формирования гуманитарной культуры в процессе социализации личности определяются необходимостью непрерывного образования и самообразования личности.

Именно в образовании закладывается гуманитарная культура. В связи с этим современная образовательная система требует интенсивной реализации намеченных процессов гуманизации и гуманитаризации. Гуманизацию образования мы рассматриваем как необходимый социально-педагогический процесс, несущий общественные тенденции в реализации той системы образования и воспитания, которая отвечает, в первую очередь, гуманистическим ценностям. По характеру она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения. Кроме этого, гуманизация составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников; по сути - это ключевой элемент нового мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности. Гуманитаризация - это процесс расширения возможностей для разностороннего развития личности, ее самосознания и самореализации. Сущностный смысл гуманитаризации заключается в изучении не только человека, но и всего того, что с необходимостью включено в его практический и духовный опыт, - от политики и права до языка, искусства, быта в целостности. Таким образом, мы рассматриваем гуманитаризацию как один из основных этапов более масштабного явления — гуманизации.

Самообразование - следующий этап в формировании гуманитарной культуры. Чтение классической художественной литературы, в данном случае, - необходимое условие для реализации потребности индивида в непрерывном совершенствовании, а, следовательно, в осознании необходимости самообразования и самовоспитания.

Проблема заключается в том, что качество процесса чтения и содержание художественной литературы постепенно падают. Результатом этому служит духовное «обнищание» общества, отказ от ценностных приоритетов. В связи с этим появляются различные программы поддержки чтения, сохранения языка и т.д., которые находят свое отражение в том числе и в осуществлении процессов гуманизации и гуманитаризации. При этом чтение классической литературы выполняет следующие функции, направленные на непосредственное формирование личности: познавательная, воспитательная, коммуникативная, эстетическая, созидательная.

Итак, гуманитарная культура личности основана на гуманитарном знании, реализует себя в формировании духовных ценностей и осознании человеком необходимости непрерывного «самотворения». Основой обозначенных процессов является активная творческая деятельность, на основании которой личность вступает в общественные отношения и реализует себя в факте социализации с гуманистических позиций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куценко, Надежда Юрьевна, 2009 год

1. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые Текст. / С.Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1970. 183с.

2. Арнольдов, А.И. Человек в мире культуры Текст. / А.И. Арнольдов. — М.: Изд-во МГИК, 1992. 237с.

3. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие Текст. / С.А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 247с.

4. Астафьев, А.К. Экологизация социального интеллекта и развитие новых технологий Текст. / А.К. Астафьев // Ученые записки института управления и экономики. 2005. - № 2. - С. 211-219.

5. Ахиезер, A.C. Гуманизм как элемент культуры Текст. / A.C. Ахиезер, Матвеева С. Я. // Общественные науки. 1990. - № 2. — С. 18-31.

6. Бахтин, М.М. К философии поступка Текст. / М.М. Бахтин // Вестник МГУ, Сер. 7. Философия. 1991.-№ 1.-С. 63.

7. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М.М. Бахтин. -М.: Художественная культура, 1979. -412с.

8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. 446с.

9. Бердяев, Н. А. О назначении человека Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1993.-383с.

10. Библер, B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в 21 век Текст. / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1991. -412с.

11. Большой Российский энциклопедический словарь Текст. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 410.

12. Большой толковый словарь русского языка Текст. / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2003. - С. 235.

13. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. -Ростов-на-Дону, 1999.-560с.

14. Борзенков, В.Г. Человек как объект комплексного, междисциплинарного исследования: методологические аспекты Текст. / В.Г. Борзенков, Б.Г. Юдин // Личность. Культура. Общество. 2002. - Том IV. Вып. 3— 4.-С. 10-37.

15. Бородавкин, C.B. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме Текст. / C.B. Бородавкин // Вопросы философии. 2004. - № 5. - С. 163-177.

16. Братченко, Л.С. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) Текст. / Л.С. Братченко. М.: Смысл, 1999. - 137с.

17. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь. Современная версия Текст. / Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 319.

18. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности Текст. / Л.П. Буева. -М.: МГУ, 1968.-С. 33.

19. Бычков, В.В. XX век: предельные метаморфозы культуры Текст. / В.В. Бычков, Л.С. Бычкова // Полигпозис. 2000. - № 2. - С. 63-76.

20. Вебер, М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер / Пер. с нем. — М.: «Прогресс», 1990. 808с.

21. Виндельбанд, В. О свободе воле Текст. / В. Виндельбанд / Избранное. Дух и история. М.: Юристь, 1995. - С. 508-656.

22. Волков, Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь Текст. / Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов. -М.: Гардарики, 2000. С. 229-312.

23. Всемирная энциклопедия: Философия XX век Текст. / Главн. науч. ред и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.-С. 394-396.

24. Гачев, Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке Текст. / Г.Д. Гачев. М.: Логос, 2003.-512с.

25. Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации Текст. / Е.Ю. Гениева. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. 208с.

26. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б.С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608с.

27. Гладкий, Ю.Н. Глобалистика: трудный путь становления Текст. / Ю.Н. Гладкий // Мировая экономика и международные отношения. — М., 1994.-№ Ю. -236с.

28. Глобалистика: Энциклопедия Текст. / гл. ред. И.И. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 494.

29. Гнатик, E.H. Роль ценностного подхода в антропогенетике и генетической инженерии Текст. / E.H. Гнатик // Вопросы философии. 2007. — №8.-С. 70-79.

30. Гольбах, П.А. Система природы Текст. / П.А. Гольбах // Избр. произв. в 2 т. -М., 1940.-Т. 1.-С. 52.

31. Гонеева, В.В. Патриотизм и нравственность Текст. / В.В. Гонеева // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 3. - С. 178-188.

32. Гуревич, П.С. Культура как объект социально-философского анализа Текст. / П.С. Гуревич // Вопросы философии. 1984. - № 5. - С. 48-63.

33. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры Текст. / П.С. Гуревич. -М., 1981.-С. 13.

34. Гусейнов, A.A. Этика: учеб. Текст. / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. -М.: Гардарики, 1998. 326с.

35. Давидович, В.Е. В зеркале философии Текст. / В.Е. Давидович. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1997. -448с.

36. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание Текст. : В 4 т. / В.И. Даль. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

37. Дильтей, В. Категория жизни Текст. / В. Дильтей // Вопросы философии.-1995.-№ 10.-С. 137.

38. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк Текст. / О.Г. Дробницкий. М., 1974.

39. Дубицкий, В. Преподавателю нужно быть социологом? Текст. / В. Ду-бицкий // Высшее образование в России. 2002. - № 6. - С. 134-137.

40. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда Текст. / Э. Дюрк-гейм. М.: Канон, 1996. - 432с.

41. Ерасов, Б.С. Социальная культурология Текст. : Пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Ерасов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Аспект пресс, 1997. - 591с.

42. Запесоцкий, A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование Текст. / A.C. Запесоцкий. СПб.: СПб. Гуманитарный ун-т профсоюзов, 1996.-322с.

43. Запесоцкий, A.C. Дмитрий Лихачев и современная теория культуры Текст. / A.C. Запесоцкий, Е.А. Кайсаров, Ю.М. Шор // Социально-гуманитарные знания. 2007. - № 1. - С. 290-307.

44. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221с.

45. Зеленов, Л.А. Культура личность - деятельность Текст. / Л.А. Зеленое // Общественный прогресс и культура : Межвуз. сб. — Горький: изд-во ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1983. - С. 17, 21.

46. Зинченко, В.П. Деятельность. Знание. Духовность Текст. / В.П. Зин-ченко // Высшее образование в России. 2003. - № 5. - С. 81-92.

47. Зинченко, В.П. Образование. Мышление. Культура Текст. / В.П. Зинченко // Новое педагогическое мышление. М., 1998. - С. 90.

48. Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Текст. / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. -304с.

49. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н.С. Злобин. -М.: Наука, 1980.-303с.

50. Иванова, С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания Текст. / С.В. Иванова // Вопросы философии. 2007. - № 10. -С. 19-29.

51. Ильенков, Э.В. Гуманизм и наука Текст. / Э.В. Ильенков // Наука и нравственность. М., 1971.

52. Ильин, И.А. О грядущей России: Избр. статьи Текст. / И.А. Ильин. -М., 1993.-С. 78.

53. Ильин, И.А. Путь к очевидности Текст. / И.А. Ильин. М.: Республика, 1993.-431с.

54. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие Текст. / Л.Г. Ионин. М.: Логос, 2000. - 280с.

55. Каган, М.С. О понятии «гуманитарной культуры» и роли гуманитарно-сти на современном этапе истории человечества Текст. / М.С. Каган // День науки в Санкт-петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб., 1996. - С. 98-101.

56. Каган, М.С. Перспективы развития гуманитарного знания в XI веке Текст. / М.С. Каган // Личность. Культура. Общество. Т. VII. - вып. 4. - С. 60-64.

57. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание Текст. / М.С. Каган. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. - 351с.

58. Каган, М.С. Философия культуры Текст. / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-С. 416.

59. Как создаются читающие нации Текст. : сб. материалов / ред.-сост. В.Д. Стельмах, Джон Я. Коул. М.: НФ «Пушкинская библиотека» : Белый город. - 2006. - 357с.

60. Кармин, A.C. Специфика социального познания (в сравнении с естественнонаучным) Текст. / A.C. Кармин // Естественнонаучное и социо-гуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвузовский сборник. Л., 1990. - С. 48-65.

61. Келле, В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры Текст. / В.Ж. Келле // Вопросы философии. 2005. - № 10. - С. 38-55.

62. Кислов, Б.А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии (Вопросы теории и методологии) Текст. / Б.А. Кислов. — Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 1985. — 181с.

63. Коган, Е.И. Чтение нуждается в защите Текст. / Е.И. Коган // Библиотека в эпоху перемен (философско-культурологические и информационные аспекты) : Информ. сб. (Дайджест) / РГБ. НИЦ Информкультура. -М.: РГБ, 2006. Вып. 1 (29). - С. 80-84.

64. Коган Л.Н. Теория культуры Текст. / Л.Н. Коган. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993.-С. 14.

65. Колесникова, И.А. Гуманитаризация непрерывного образования — одно из направлений модернизации российского общества Текст. / И.А. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 1. - С. 86108.

66. Колесникова, И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе Текст. / И.А. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 3. - С. 33-46.

67. Кон, И.С. НТР и проблемы социализации молодежи Текст. / И.С. Кон. -М., 1988.-С. 63.

68. Котова, И.Б. Социализация и воспитание Текст. / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. — Ростов-на-Дону, 1997. С. 144.

69. Коханович, Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе Текст. / Л.И. Коханович и др. М., 1994. — 84с.

70. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст. : метод, пособие / Н.Б. Крылова. -М.: Высш. шк., 1990. 142с.

71. Кувакин, В.А. Современный гуманизм Текст. / В.А. Кувакин // Высшее образование в России. 2002. - № 4. - С. 39-51.

72. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание Текст. / В.Г. Кузнецов. -М.: МГУ, 1991. 192с.

73. Культурология. XX век. Энциклопедия Текст.: в 2 т. СПб.: Университетская, 1998. - Т. 1. - С. 336-339.

74. Кулюткин, Ю.Н. Технократия и гуманизм Текст. / Ю.Н. Кулюткин // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. 1995. -№4.-С. 28-41.

75. Куракина, Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи Текст. / Л.М. Куракина // Социально-гуманитарные знания. 2007. - № З.-С. 229-242.

76. Кургузов, B.JI. Гуманитарная культура в системе высшего технического образования: Дис. д-ра культурологических наук. М, 1999 - 405с.

77. Кутырев, В.А. Крик о небытии Текст. / В.А. Кутырев // Вопросы философии. 2007. - № 2. - С. 66-79.

78. Кутырев, В.А. Субъекты образованности: интеллигент интеллектуал - интеллагент Текст. / В.А. Кутырев // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2007. - № 10. - С. 23-31.

79. Левидов, В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения Текст. / В.А. Левидов. СПб.: Петрополис, 1996. - 184с.

80. Лекторский, В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? Текст. / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2004. - № З.-С. 44-50.

81. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 352с.

82. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 16-28.

83. Леусенко, Д.А. Гуманитарная составляющая единого образовательного пространства корпоративного университета Текст. / Д.А. Леусенко и др. // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 4. - С. 242-259.

84. Лихачев, Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре Текст. / Д.С. Лихачев. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. - 2006. - 448с.

85. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда Текст. / Д.С. Лихачев // Новый мир. 1994. - № 8. - С. 37-47.

86. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских Текст. / Д.С. Лихачев //Вопросы философии, 1990. -№ 4. С. 3-6.

87. Лопатин, В.В. Русский толковый словарь Текст. / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. 8-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 2002. - С. 120.

88. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А.Ф. Лосев. — М.: Республика, 1991. 525с.

89. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики Текст. / Н.О. Лосский // Ценность и бытие. Харьков: «Фолио», М.: «АСТ», 2000.-С. 464, 466.

90. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) Текст. / Ю.М. Лотман. - СПБ.: Искусство, 1994. - 399с.

91. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию Текст. / М.К. Ма-мардашвили. -М.: Прогресс, 1990. 189с.

92. Маркарян, Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук Текст. / Э.С. Маркарян. М.: Наука, 1972. - 30с.

93. Межуев, В.М. Культура и история (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма) Текст. / В.М. Межуев. — М.: Политиздат, 1977.

94. Межуев, В.М. Культура как деятельность Текст. / В.М. Межуев // Личность. Культура. Общество. Вып. 1 (29). - Москва, 2006. - С. 3760.

95. Межуев, В.М. Проблемы философии культуры Текст. / В.М. Межуев. М.: Мысль, 1984. - 325с.

96. Мертон, Р. Социальная структура и аномия Текст. / Р. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М.: «Прогресс», 1966. С. 299-313.

97. Мид, М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 429с.

98. Микешина, Л.А. Трансцендентальные измерения гуманитарного знания Текст. / Л.А. Микешина // Вопросы философии. 2006. - № 1. -С. 49-67.

99. Мировая художественная культура: Словарь-справочник Текст. — Смоленск: Русич, 2002. С. 269.

100. Миронов, A.B. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей Текст. / A.B. Миронов // Вопросы философии. 2007. - № 1. - С. 92-106.

101. Миронов, A.B. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы Текст. / A.B. Миронов // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 3. — С. 13—33.

102. Михайлов, А. Гуманитарное знание в меняющемся мире Текст. / А. Михайлов // Alma-mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 2. — С. 34-36.

103. Моль, А. Социодипамика культур Текст. / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-405с.

104. Мудрик, A.B. Социализация и воспитание Текст. / A.B. Мудрик. -М.: «Сентябрь», 1997. -96с.

105. Новая философская энциклопедия Текст.: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, зам. преде. A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. -М.: Мысль, 2001. Т.2. - С.341-347.

106. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия Текст.: в 9 т. / Пер. с англ. — М.: Издательский Дом «ИНФРА М», Издательство «Весь мир», 2000. - Т.7. Народы и культуры. - С. 139.

107. Орлов, В.Н. Гуманитарные основы культуры Текст. / В.Н. Орлов, П.А. Сапронов // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб, 1991.-С. 29.

108. Осипов, В.Е. Понятие гуманитарной культуры и проблемы ее формирования в техническом вузе Текст. / В.Е. Осипов // Современный гуманизм: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.А. Решетникова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2004. - С. 362-378.

109. Осипов, В.Е. Смысл жизни, ее предназначение и цель. Философские очерки Текст. : учеб. пособие / В. Е. Осипов. Иркутск: ИрИИТ, 2000. -66с.

110. Петросян, М.И. Гуманизм. Опыт философско-этического и социального исследования проблемы Текст. / М.И. Петросян. М., 1964.

111. Петрученко, О. Латинско-русский словарь Текст. / О. Петрученко. — М.: Греко-латинский кабинет Шичалина, 1994. С. 288.

112. Порус, В.Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России Текст. / В.Н. Порус // Вопросы философии. 2005. -№ 11.-С. 24-36.

113. Пуляев, В.Т. Поиск и утверждение новой парадигмы социально-гуманитарного знания и образования Текст. / В.Т. Пуляев //Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 3. — С. 5-13.

114. V Съезд Российского книжного союза. Национальная программа развития чтения Российской Федерации Текст. // Библиотековедение. — 2006. -№ 6. -С. 8-18.

115. Распутин, В.Г. Роль литературы в образовании и православном воспитании Текст. / В.Г. Распутин // Alma Mater: Вестник высшей школы. -2006. -№ 3. С. 34-39.

116. Ревякина, Н.В. Античные источники итальянской гуманистической педагогики XV в. Текст. / Н.В. Ревякина // Античное наследие в культуре возрождения. М.: Наука, 1984. - С. 66-79.

117. Решетников, В.А. Специфика современного гуманизма как культура Текст. / В.А. Решетников // Современный гуманизм: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.А. Решетникова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2004. - С. 227-246.

118. Риккерт, Г. Философия жизни Текст. / Г. Риккерт. — Киев: Ника-Центр, 1998.-С. 269-447.

119. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии Текст. : монография / Н.С. Розов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. -292с.

120. Романов, К. Заметки о культурно-антропологическом подходе в философии образования Текст. / К. Романов // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2006. - № 2. - С. 12-19.

121. Российский гуманитарный энциклопедический словарь Текст. : в 3 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол фак. С. - Петерб. гос. унта, 2002. - Т.З. - С. 306-307.

122. Савельева, H.H. Развитие гуманитарной культуры студентов университета Электронный ресурс. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Савельева Нэлли Николаевна. Омск, 2005. - 177с. РГБ ОД, 61:0513/1373. - Режим доступа к дис.: http://diss.rsl.ru

123. Сагатовский, В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества? Текст. / В.Н. Сагатовский // Социально-гуманитарные знания. 2002. -З.-С. 65-83.

124. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире Текст. / В.А. Садовничий // Вопросы философии. —2006. — № 2. С. 3— 16.

125. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр1. Тошнота. М., 1994.

126. Сикорская, Н.Г. Развитие гуманитарной культуры учителя как становление его профессионализма. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.-172с.

127. Сластенин, В.А. Гуманитарная культура специалиста Текст. / В.А. Сластенин // Магистр №1. 1991. - С. 16-25.

128. Словарь русского языка Текст. : в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд, стер. - М. : Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. - С. 357.

129. Сметанникова, Н. Участь чтения Текст. / Н. Сметанникова // Октябрь. 2005.-№ 3. - С. 140-141.

130. Сноу, Ч. Две культуры Текст. / Ч. Сноу. М.: Прогресс, 1973. -142с.

131. Сорокин, ПА. Социокультурная динамика и эволюционизм Текст. / П.А. Сорокин // Американская социологическая мысль. — М., 1996. С. 372-392.

132. Социальная философия: Словарь Текст. / Сост. и ред. В.Е. Кемеров. -М.: Академический проект, 2003. С. 216.

133. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры Текст. / Ю.С. Степанов: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001.-С. 12-43.

134. Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях Текст. / Л.Н. Сто-лович // Вопросы философии. 2004. - № 7. - С. 86-98.

135. Столович, Л.Н. «Системный плюрализм» в эстетической аксиологии. О методологии социокультурной концепции эстетической ценности Текст. / Л.Н. Столович // Теоремы культуры. «Академические тетради». М., 2003. - С. 239-262.

136. Столович, Л.Н. Эстетическая аксиология в русской философской мысли Текст. / Л.Н. Столович // Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. — С. 375-456.

137. Столович, Л.Н. Эстетическая ценность в аксиологии и эстетике XX века. Западная Европа и Америка Текст. / Л.Н. Столович // Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.-С. 178-264.

138. Строев, Е.С. Проблемы российского самосознания Текст. / Е.С. Строев // Вопросы философии. 2007. - № 4. - С. 3-9.

139. Сухомлинский, В.А. Письма к сыну Текст. / В. А. Сухомлинский. -М., 1979.-С. 36.

140. Тойнби, А.Дж. Диалог Тойнби-Икеда: Человек должен выбрать сам Текст. / А.Дж. Тойнби, Д. Икеда. М.: JIEAH, 1998. - 415с.

141. Толковый словарь русского языка Текст. : в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935 1940.

142. Толстой, JI.H. Путь жизни Текст. / JI.H. Толстой. М., 1993. - 431с.

143. Толстой, JI.H. Собрание сочинений Текст. / JI.H. Толстой. М., 1965.-Т. 20.-С. 117.

144. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1960. - 254с.

145. Федчин, B.C. Антропологический подход в социально-философской традиции России Текст. : дис. . док. философ, наук : 09.00.11 / Федчин Владимир Сергеевич. Иркутск, 1999. - 315с.

146. Философия культуры. Становление и развитие Текст. / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского. СПб.: Лань, 1998. -434с.

147. Флоренский, П.А. Из неоконченного труда. У водоразделов мысли Текст. / П.А. Флоренский // Эстетические ценности в системе культуры.-М., 1986.

148. Франкл, В.Э. Человек в поисках смысла Текст. / В.Э Франкл. М.: Прогресс, 1990.-367с.

149. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фромм. М.: ACT, 2004. - 640с.

150. Фромм, Э., Хирау, Р. Предисловие к антологии "Природа человека" Текст. / Э. Фромм, Р. Хирау // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаевой. М.: Прогресс, 1990. - С. 146-169.

151. Хайдеггер, M. Письмо о гуманизме Текст. / М. Хайдеггер // Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - С. 192-221.

152. Чавчавадзе, Н.З. Культура и ценности Текст. / Н.З. Чавчавадзе. -Тбилиси, 1988.-212с.

153. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка Текст. : В 2 т. / П.Я. Черных. 6-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2004.

154. Чурбанов, В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе Текст. / В.Б. Чурбанов. М.: Педагогика, 1981. - С. 31.

155. Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры: Избранное / А. Швейцер. -М.: Прометей, 1993. С. 249.

156. Шердаков, В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительнсти Текст. / В.Н. Шердаков // Вопросы философии. 1996. -№ 2. - С. 27-31.

157. Шохин, В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты Текст. / В.К. Шохин. «Альфа и омега», 1988 - № 3(17).-С. 295-315.

158. Эко, У. От Интернета к Гуттенбергу Текст. / У. Эко // Общество и книга: От Гуттенберга до Интернета. М., 2000. — С. 279.

159. Юм, Д. Сочинения Текст. : в 2т. / Д. Юм. -М., 1965.-Т. 1. С. 617.

160. Fukuyama, F. Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution Farrar, Straus and Giroux. N.Y., 2002.

161. Parsons, T. Social Systems and the Evolution of Action Theory. -N.Y., 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.