Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Баранов, Алексей Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 246
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Баранов, Алексей Геннадьевич
Введение.
Глава I. Мессы Гайдна в историческом контексте.
§ 1. Основные стилевые тенденции жанра мессы в XVIII веке.
§ 2. Хронологический обзор месс Й. Гайдна.
§ 3. Мессы Гайдна в концертной и литургической практике последующих столетий.
§ 4. Missa brevis и Missa solemnis: типологические признаки.
Глава II. Особенности структуры и музыкального языка месс
Й. Гайдна.
§ 1. Части Kyrie в мессах Й. Гайдна.
§ 2. Части Gloria в мессах Й. Гайдна.
§ 3. Части Credo в мессах Й. Гайдна.
§ 4. Части Sanctus и Benedictas в мессах Й. Гайдна.
§ 5. Части Agnus Dei в мессах Й. Гайдна.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовные сочинения М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной традиции XVIII века2012 год, кандидат наук Коваленко, Татьяна Сергеевна
Структурно-смысловая организация инструментальных концертов Йозефа Гайдна в историческом контексте2022 год, кандидат наук Акшенцева Вероника Михайловна
Взаимодействие светского и церковного в музыке В.А. Моцарта2011 год, кандидат искусствоведения Зыбина, Карина Игоревна
Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна2003 год, кандидат искусствоведения Янкус, Алла Ирменовна
Музыкальная культура Мангейма 1760-1770-х годов: поэтика жанров2018 год, кандидат наук Дворницкая, Александра Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века»
Интерес к отечественной и зарубежной духовной музыке является характерной тенденцией музыкальной науки последних десятилетий. Разумеется, и ранее культовые жанры становились объектом пристального внимания, однако чаще всего изучение того или иного духовного сочинения было сосредоточено на стиле композитора и изолировалось от историко-эстетического, религиозно-этического и социального контекста. Это во многом коснулось мессы - важнейшего жанра в западноевропейской духовной музыке, начиная с XIV века. Наиболее пристальному вниманию отечественных музыковедов подвергалась месса эпохи Возрождения, а сочинения, созданные в последующие эпохи, рассматривались как составная часть композиторского наследия. Так оказался почти неизученным период развития мессы, связанный с эпохой венского классицизма. Акцентируя внимание лишь на отдельных сочинениях композиторов того времени («Коронационная месса» и месса с-то11 В. А. Моцарта, «Торжественная месса» 0-с1иг Л. Бетховена), исследователи долгое время избегали рассматривать эти мессы в контексте литургических традиций, влияние которых зачастую оказывалось решающим для понимания жанра.
На русском языке нет никаких трудов, посвященных исключительно мессам Гайдна. Между тем последние мессы Гайдна в зарубежных и некоторых отечественных исследованиях признаны подлинными шедеврами. По художественному значению и уровню композиторской техники их ставят в один ряд с его Лондонскими симфониями. В Европе и Америке мессы Гайдна исполняются на концертных сценах и в храмах, в рамках международных фестивалей и конкурсов. В нашей стране еще предстоит освоение этого богатейшего наследия, ведь пока отечественные музыковеды, музыканты и слушатели могут изучать шедевры австрийского композитора главным образом по зарубежным монографиям и аудиозаписям. На Западе, напротив, духовная музыка Гайдна исполняется и изучается с нарастающей интенсивностью, что подтверждается хотя бы недавней публикацией двух книг, посвященных непосредственно мессам композитора1. Все это убедительно свидетельствует об актуальности нашего исследования.
Научная новизна работы проявляется в том, что помимо анализа структуры всех гайдновских месс и некоторых особенностей музыкального языка, осуществляется попытка исследовать эти сочинения в контексте литургической музыки XVIII века, богатство и разнообразие которой составили мессы Й. Фукса, А. Кальдары, А. Лотти, А. Хассе, В. Моцарта, М. Гайдна, К. Диттерсдорфа, И. Альбрехтсбергера, И. Хольцбауэра, А. Сальери и др. Новым для отечественного музыковедения является исторический компонент исследования, который касается: аспектов социального функционирования мессы в эпоху венского классицизма, датировки и хронологии месс Гайдна, истории их создания, исполнения, посвящения, мнения музыкальных критиков. Впервые в отечественном музыковедении представлена аргументированная характеристика типологических особенностей «ЛУПББа Ьгеу!з» И «Г^ББа БоЬтШБ», причем не только на основе произведений Гайдна, но и с привлечением месс многих композиторов XVIII века.
Цель работы - исследовать все мессы Гайдна в контексте развития литургической музыки Австрии XVIII века. В связи с этим перед нами встают следующие задачи:
- изучить специфику функционирования жанра мессы в XVIII веке, в особенности в рамках музыкальной культуры Австрии;
- рассмотреть историю создания и представить хронологический список всех месс И. Гайдна с указанием места и времени исполнения, исполнительского состава, имени заказчика, обстоятельств посвящения;
1 Moses, Don V., Demaree R. W. The Masses of Joseph Haydn. Rochester Hills, Mich.:
Classical Heritage. 2008. - 853 p. Ickstadt, P. Die Messen Joseph Haydns, Studien zu Form und
Verhältnis von Text und Musik. Hildesheim; Zürich; New York: Olms, 2009. -614 s. 4
- осветить исполнительскую «судьбу» месс Гайдна в храмах и концертных залах на протяжении последующих столетий;
- охарактеризовать типологические признаки «М^Ба Ьгеу!з» и «М1зБа Б^етгиБ» на материале месс Гайдна и его современников;
- проследить эволюцию композиторских принципов Гайдна в жанре мессы и сравнить эти сочинения с общими тенденциями развития мессы в Австрии;
- выявить характерные композиционные особенности гайдновских месс, откристаллизовавшиеся на основе музыкально-текстовых форм.
Объектом исследования являются мессы Гайдна и других композиторов XVIII века, обращавшихся к этому жанру. Соответственно, предметом исследования являются их структурные и некоторые стилевые особенности, определяющие общее и индивидуальное в трактовке Гайдном канонического текста.
Материал исследования составляют партитуры и аудиозаписи всех гайдновских месс, а также месс его современников (Й. Фукса, А. Кальдары, А. Лотти, А. Хассе, В. Моцарта, М. Гайдна, К. Диттерсдорфа, И. Альбрехтсбергера, И. Хольцбауэра, А. Сальери, Л. Бетховена, Л. Керубини).
Методологической основой диссертации является принцип историко-контекстной интерпретации музыкальных произведений. В качестве основы для аналитических изысканий, относящихся к структурным особенностям произведений, были выбраны базовые исследования отечественных авторов Б. Асафьева, Л. Мазеля, В. Цуккермана, Ю. Холопова, В. Холоповой, Т. Дубравской, Т. Кюрегян, Л. Кириллиной, Ю. Бочарова. Кроме того, обращение в диссертации к культовому жанру мессы потребовало изучения работ, исследующих или затрагивающих его специфику, среди которых труды В. Апеля, М. Друскина, М. Харлапа, Дж. Маккинона, Ю. Холопова, Ю. Евдокимовой, Н. Симаковой, В. Карцовника, М. Сапонова,
Р. Поспеловой, С. Лебедева, А. Тихоновой, Ю. Москвы. 5
На защиту выносятся следующие положения:
1. В Австрии XVIII века месса занимает не периферийное, а очень важное место, став для большинства населения, в отличие от симфонии, одним из немногих профессиональных видов музыки с неограниченной аудиторией. Мессы Гайдна, как и большинства его современников, нельзя свести к категоричной и чересчур обобщенной классификации Г. Аберта, декларирующей господство лишь двух стилевых направлений в жанре мессы XVIII века - «неаполитанского оперного стиля» и stile antico (строгой полифонии). Мы видим преобладание «смешанного стиля», проявляющегося в трех основных компонентах композиции: гомофонных хорах, полифонических хорах и сольных разделах.
2. В творчестве Гайдна месса, подобно симфонии и квартету, является сквозным жанром: 14 месс Гайдна охватывают период с 1749 по 1802 годы. Все сочинения этого жанра предназначались для исполнения в церкви и написаны на заказ, что непосредственно отразилось на их исполнительском составе, типе композиции («краткая» или «торжественная») и даже заглавии.
3. Мессы Гайдна, несмотря на критику их «светскости», сохраняли свою популярность до середины XIX века. Во второй половине столетия цецилианское движение ревнителей «подлинной духовной музыки», ратующих за возрождение грегорианского хорала и стиля Палестрины, предало забвению мессы Гайдна, Моцарта и мн. др. композиторов XVIII века. Лишь в XX веке эти сочинения «вернулись» к слушателям.
4. Изучение месс Гайдна и его современников позволяет выявить подробные типологические характеристики кратких и торжественных месс, отсутствующие до сих пор в отечественных музыкально-исторических источниках. Критериями определения типа месс являются: 1) повод, по которому написано произведение: для обычной церковной службы или для праздничной, 2) исполнительский состав (наличие солистов, состав хора и оркестра), 3) особенности музыкально-текстового членения (в «кратких» мессах части ординария не делятся на номера, ,а в «торжественных» - делятся на самостоятельные и развернутые разделы).
5. Воздействие инструментальных-форм (в особенности симфонии) на композицию мессы является не прямым и повсеместным, как утверждает ряд зарубежных исследователей, а весьма немногочисленным и опосредованным. Текстовые и собственно музыкальные принципы в структуре разных частей месс Гайдна имеют различное соотношение. Так в многотекстовых частях Gloria и Credo, а также в краткой Sanctus строение текста оказывает весьма сильное влияние на композицию разделов и части в целом. Остальные, малотекстовые части - Kyrie, Benedictus, Agnus Dei - несут отпечаток инструментальных форм, имеющих свой прообраз не только в классической, но и в барочной музыкальной традиции.
Использованные в диссертации источники позволяют охарактеризовать степень изученности темы как в русскоязычной, так и в иностранной литературе.
Отметим, что изучение месс композиторов XVIII века представляется для отечественного исследователя делом весьма сложным и трудоемким, поскольку на русском языке очень мало сведений о развитии и функционировании жанра в эту эпоху. Единственными доступными источниками до сих пор были только переводные монографии Г. Аберта и А. Эйнштейна, посвященные жизни и творчеству В.А. Моцарта [Аберт; Эйнштейн] . У Аберта мы можем почерпнуть общие сведения об основных стилевых тенденциях, определившихся в церковной музыке того времени. Труды Аберта и Эйнштейна в некоторой степени помогают прояснить ситуацию с типологическими признаками двух основных разновидностей «концертных» месс XVIII века - missa brevis и missa solemnis.
Не так давно было издано масштабное исследование JI. Кириллиной
1996-2007) о классическом стиле, во втором томе которого отдельный
параграф посвящен церковной музыке второй половины XVIII века
Кириллина, 2007а]. Автор затрагивает важнейшие вопросы, связанные с 7 литургической музыкой венских классиков. Среди них систематизация жанров церковной и духовной музыки; характер ее социального функционирования в периоды правления Марии Терезии и Иосифа II, процесс секуляризации мессы в XVIII столетии. Здесь в общих чертах представлен стилевой облик церковных жанров и внесены любопытные штрихи к творческим портретам М. Гайдна, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта как создателей литургических произведений.
На русском языке до сих пор нет ни одного труда, целиком посвященного мессам Гайдна. В. Протопопов в «Истории полифонии» [Протопопов] рассматривает эти сочинения в контексте развития полифонического искусства. В очерке Ю. Кремлева, так же как и в переводной популярной монографии Н. Баттерворта, представлена лишь частичная «справочная» информация о мессах композитора [Кремлев; Баттерворт]. Известная книга Л. Новака «Гайдн: Жизнь, творчество, историческое значение» [Новак] содержит более обстоятельный материал, однако сегодня очень многие сведения (особенно хронология и датировка месс), упомянутые в ней, требуют уточнения и корректирования. Наиболее ценным для нас разделом этого труда является небольшой исторический обзор, посвященный австрийской церковной музыке первой половины XVIII века, где представлены интереснейшие сведения о придворных церковных празднествах, о стилевых направлениях в церковных жанрах, о самых известных композиторах Австрии, прославившихся в этой области.
Специальные научные исследования на русском языке, в рамках которых затрагиваются мессы Гайдна, также весьма немногочисленны.
Исследование В. П. Кадочникова «Черты симфонизма в поздних вокальноинструментальных сочинениях Гайдна» [Кадочников, 1989] принадлежит к жанру диссертации, многие положения которой не утратили своей актуальности, но до сих пор не опубликованы в виде монографии.
Выделяются содержательные статьи В. Кадочникова «На пути от симфоний к ораториям (Нельсон-месса Иозефа Гайдна)» и А. Тихоновой «Прочтение 8 j текста в музыке католической мессы: от грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту» [Кадочников, 1980; Тихонова]. Однако, рассеянные по различным научным сборникам, они не могут создать общую картину развития литургической музыки Гайдна и его современников.
Зарубежное музыковедение предоставляет более богатый материл, как по мессам Гайдна, так и по церковной музыке XVIII века в целом. Незаменимыми источниками фактологической информации для нас стали статьи британской музыкальной энциклопедии Гроува (NGD). Статья «Месса», а также другие статьи, близкие ей по тематике, помогли составить целостное представление об эволюционных процессах в жанре мессы XVII—XVIII веков [McKinnon, 2001; Gollner; Arnold; Dyer, 2001b; Lockwood]. Эта картина была бы не полной без привлечения сведений о церковных композиторах того времени - И.И. Фукса, А. Кальдары, А. Лотти, Г. Рёйттера-младшего, А. Сальери, И. Альбрехтсбергера, М. Гайдна и др. Разумеется, и статья о Иозефе Гайдне не была оставлена без внимания, ведь в ней помимо краткой характеристики его духовных произведений приведен их полный список с самыми современными сведениями относительно датировки [Webster].
Что же касается проблем и вопросов, связанных непосредственно с жанром мессы в творчестве Гайдна, то доступные нам работы изданы в последние три десятилетия и представляют современный взгляд на эту тему. Прежде всего, выделяются монографии Г. Ч. Р. Лендона и Л. Финшера.
Монументальный пятитомный труд Роббинса Лендона «Гайдн:
Хроника и Сочинения» на сегодняшний день является крупнейшей документированной монографией о композиторе [Landon, 1977-1980].
Привлечение большого количества документов, связанных с хронологией, датировкой и историей создания сочинений - одно из несомненных достоинств этого исследования. Большой интерес представляет подробный разбор всех месс Гайдна, особенно - последних шести. Основная идея
Лендона сводится к заявлению о серьезном влиянии жанра симфонии на 9 последние мессы Гайдна, причем не только с точки зрения оркестрового письма, но и в отношении структурных особенностей.
Монография Людвига Финшера «Гайдн и его время» - один из последних обобщающих трудов о жизни и творчестве композитора [Finscher]. В главе, посвященной последним шести мессам, автор не останавливается подробно на каждой из них, но делает много существенных обобщений по данному «циклу». Продолжая развивать основную идею Лендона, Финшер указывает на стилевые особенности месс, обусловленные воздействием жанра симфонии. К ним он относит обращение с вокальными голосами как с инструментами оркестра, использование мотивных разработок, тематических реприз, динамичность интонационного процесса.
Значительный интерес представляют собой статьи зарубежных исследователей (В. Пасса, Б. Макинтайера, Е. Папаниколао), которые посвящены духовным сочинениям Й. Гайдна. Среди авторов хотелось бы выделить Б. Макинтайера, который в своей статье «Эволюция концертных месс Й. Гайдна и его венских современников» впервые заявил о значении ранних месс композитора и о проблеме претворения в них традиций венской духовной музыки [Maclntyre, 1988].
В 2008-2009 годах зарубежное музыковедение обогатилось совместным исследованием Р. Демаре и Д. Мозеса и монументальной монографией П. Икштадта, посвященным исключительно мессам
Гайдна. С сожалением приходится констатировать, что в российских библиотеках эти книги пока отсутствуют.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории исполнительского искусства Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова и рекомендована к защите. Основные положения работы отражены в публикациях автора, список которых прилагается к автореферату (общий объем 1,5 п.л.) и изложены на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы музыкальноисполнительского искусства: История и современность» (Казанская государственная консерватория, 2 апреля 2008 года и 8 апреля 2009 года).
Практическая значимость. Данная диссертация представляет интерес, прежде всего, для специалистов, изучающих духовную музыку и искусство XVIII века. Кроме того, она может быть использована в процессе обучения студентов средне-специальных и высших музыкальных учебных заведений. Основные предметы, на которых может быть актуальным данный материал: «история музыки», «анализ музыкальных произведений», а также специальные дисциплины, связанные с хоровой музыкальной литературой и историей хоровой музыки.
Структура диссертации выстроена таким образом, чтобы с одной стороны рассмотреть мессы Гайдна в историко-культурном контексте жанра, а с другой - выявить характерные особенности их композиции. В связи с этим работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и нотных приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Оркестровое письмо раннего Гайдна: на материале симфоний 1757 - 1774 годов2014 год, кандидат наук Демидова, Анна Константиновна
Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Йозефа Гайдна2006 год, кандидат искусствоведения Аристархова, Лада Юрьевна
Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики "Бури и натиска"2010 год, кандидат искусствоведения Гумерова, Ольга Анатольевна
Клавирные сонаты Гайдна: К проблеме формирования жанра и эволюции стиля2001 год, кандидат искусствоведения Тропп, Владимир Владимирович
Камерно-вокальная музыка венских классиков. К проблеме генезиса и эволюции жанра2010 год, кандидат искусствоведения Тарасов, Сергей Васильевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Баранов, Алексей Геннадьевич, 2011 год
1. Kyrie Adagio ( 1 2 bars) 3/4 В flat—> VAllegro moderato ( 146bars) 3/4 В flat
2. Gloria Vivace (66 bars) 4/4 В flat
3. I Gratias AUegretto-piu allegro (152 3/4 G minorbars)
4. Quoniam Vivace (82 bars) 4/4 В flatVocal symphony No. 2 MVT Text Tempo and no. of bars Metre Key
5. Credo Allegro (59 bars) Ф В flat
6. Et incarnatus est Adagio (60 bars) 3/4 E flat
7. I Et resurrexit Allegro (102 bars) 3/4 С minor—>V of G minor
8. Et vitam venturi Vivace (111 bars) 3/4 В flatVocal symphony No. 3 MVT Text Tempo and no. of bars Metre Key
9. Sanctus Adagio{ 10 bars) В flat—» VPleni Allegro (3 5 bars) Ф С minor—>B flat
10. Benedictus Moderato (116 bars) 2/4 E flat
11. I Agnus Dei Adagio (46 bars) 3/4 В flat minor—»V
12. Gloria in excelsis Deo, 1. Слава в вышних Богу,
13. Et in terra pax hominibus bonae 2. И на земле мир людям добройvoluntatis. воли.
14. Laudamus te, 3. Хвалим Тебя,
15. Benedicimus te, 4. Благословляем Тебя,
16. Adoramus te, 5. Почитаем Тебя,
17. Glorificamus te. 6. Славим Тебя.
18. Gratias agimus tibi propter 7. Благодарствуем Тебе радиmagnam gloriam tuam. великой славы твоей.
19. Domine Deus, Rex coelestis, 8. Господи Боже, царю небесный,
20. Все переводы канонического латинского текста мессы приведены по книге С. Н. Лебедева и Р. Л. Поспеловой "Música Latina: Хрестоматия. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке» См.: Лебедев.104Deus Pater omnipotens, Боже Отче всемогущий,
21. Domine Fili unigenite Jesu 9. Господи единородный Сыне,Christe, Иисусе Христе,
22. Domine Deus, Agnus Dei, 10.Господи Боже, Агнец Божий,Filius Patris. Сын Бога Отца.
23. Qui tollis peccata mundi, 11.Берущий на себя грехи мира,miserere nobis. помилуй нас.
24. Qui tollis peccata mundi, 12.Берущий на себя грехи мира,suscipe deprecationem прими моление наше.nostram. 13. Сидящий одесную Отца,
25. Qui sedes ad dexteram Patris, помилуй нас.miserere nobis.
26. Quoniam tu solus Sanctus, 14.Ибо Ты один свят,
27. Tu solus Dominus, 15.Ты един Владыко;
28. Tu solus altissimus, Jesu 16.Ты един всевышний, ИисусеChriste, Христе,
29. Credo in unum Deum, 1. Верую в единого Бога,
30. Patrem omnipotentem, factorem 2. Всемогущего Отца, творца небаcoeli et terrae, visibilium и земли, всего видимого, иomnium, et invisibilium. невидимого.
31. Et in unum Dominum Jesum 3. И во единого Господа ИисусаChristum, Filium Dei Христа, Сына Божияunigenitum. единородного
32. Et ex Patre natum ante omnia 4. И от Отца рожденного преждеsaecula. всех веков.
33. Deum de Deo, lumen de lumine, 5. Бога от Бога, Света от Света,Deum verum De Deo vero. Бога истинного от Богаистинного.
34. Genitum, non factum, con 6. Рожденного, несотворенного,substanti alem Patri: per quem единосущного Отцу: чрезomnia facta sunt. которого всё создано.
35. Qui propter nos homines, et 7. Который для нас, людей, иpropter nostram salutem спасенья нашего ради сошёл сdescendit de coelis. неба.
36. Et incarnatus est de Spiritu 8. И воплотился чрез ДухаSancto ex Maria Virgine: et Святого от Марии Девы иhomo factus est. вочеловечился.
37. Crucifixus etiam pro nobis: sub 9. Распят также за нас на крестеPontio Pilato passus, et sepultus при Понтии Пилате, пострадал иest. погребен.
38. Et resurrexit tertia die 10. И воскрес в третий день,secundum Scripturas. согласно с Писанием.
39. Et ascendit in coelum: sedet ad 11. И вознесся на небеса: сидитdexteram Patris. одесную Отца.
40. Et iterum venturus est cum 12. И вновь придёт со славою,gloria, judicare vivos et судить живых и мертвых: иmortuos: cujus regni non erit Царствию его не будет конца.finis.
41. Et in Spiritum Sanctum 13. И в Духа Святого Господа, иDominum, et vivificantem: qui животворящего: который отex Patre Filioque procedit. Отца и Сына исходит.
42. Qui cum Patre et Filio simul 14. Который с Отцом и Сыномadoratur, et con glorificatur: qui вместе поклоняем и славим:locutus est per Prophetas. который говорил через пророков.
43. Et unam Sanctam catholicam et 15. И во единую святуюapostolicam Ecclesiam. католическую и апостольскуюЦерковь.
44. Confíteor unum Baptisma in 16. Исповедаю едино крещение вremissionem peccatorum. отпущение грехов.
45. Et expecto resurrectionem 17. И ожидаю воскресенияmortuorum. мертвых.
46. Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus Deus Sabaoth. 2. Pleni sunt coeli et terra gloria tua. 3. Osanna in excelsis. 1. Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. 2. Полны суть небо и земля славы Его. 3. Осанна в вышних.Benedictus из двух: Benedictus
47. Sanctus Adadio (13 тактов) 4/4 C-dur (D) Pleni Allegro (25 тактов) 4/4 c-moll—► C-dur1.. Benedictus Andante (111 тактов) 6/8 c-moll—* C-dur
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.