Духовные сочинения М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной традиции XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Коваленко, Татьяна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 223
Оглавление диссертации кандидат наук Коваленко, Татьяна Сергеевна
Содержание
Введение
Глава I. Австрийская духовно-музыкальная традиция XVIII века
1. Политика «йозефинизма» и её влияние на церковную музыку 15 второй половины XVIII века
2. Вена и Зальцбург
3. Михаэль Гайдн - церковный композитор
4. Михаэль Гайдн и семейство Моцартов 32 Глава II. Месса в творчестве Михаэля и Йозефа Гайднов
1. Жанр и его разновидности
2. Ранние мессы Йозефа и Михаэля Гайднов
3. Залъцбургские мессы: «йозефинистские» реформы в действии
4. Жанр missa solemnis Глава III. Мотеты М. Гайдна: на пересечении традиций
1. «Малые» литургические формы в исторической перспективе
2. Офферторий в творчестве залъцбургских композиторов
3. Граду алы Гайдна и Эберлина
4. Антифоны братьев Гайднов и Моцарта Глава IV. Реквием: диалоги и параллели
1. Австрийская традиция жанра
2. Requiem in СуИ.Э. Эберлина и М. Гайдна
3. Гайдн и Моцарт: источники вдохновения гения Глава V. Церковная музыка М. Гайдна: между учёным и галантным стилем
1. «Стиль» в теории XVIII в
2. Церковный стиль в сочинениях М. Гайдна
3. Театральный стиль в церковных сочинениях М. Гайдна Заключение Приложение I Приложение II Приложение III
37
69
88
101
118 120
164 180 190 206 214
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Взаимодействие светского и церковного в музыке В.А. Моцарта2011 год, кандидат искусствоведения Зыбина, Карина Игоревна
Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества2013 год, кандидат искусствоведения Монахова, Марина Владимировна
Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века2011 год, кандидат искусствоведения Баранов, Алексей Геннадьевич
Музыкальная культура Мангейма 1760-1770-х годов: поэтика жанров2018 год, кандидат наук Дворницкая, Александра Владимировна
Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Йозефа Гайдна2006 год, кандидат искусствоведения Аристархова, Лада Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные сочинения М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной традиции XVIII века»
Введение
Творчество Иоганна Михаэля Гайдна (1737-1806) - видного австрийского композитора и исполнителя - сегодня известно весьма узкому кругу специалистов и любителей музыки. Оно оказывается в тени свершений Франца Йозефа (1732-1809), брата композитора, и Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) - «сослуживца» по Зальцбургской капелле. Между тем достижения М. Гайдна были по достоинству оценены его современниками, да и сам композитор пользовался известностью, всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом. В числе поклонников его творчества были и царственные особы, и богатые аристократы, и музыканты-профессионалы.
В воспоминаниях Йозефа Гайдна, к примеру, есть рассказ о том, что
музыкальное дарование Михаэля проявилось очень рано:
«На празднествах Св. Леопольда, проводившихся ежегодно в монастыре Нойбург, обычно присутствовала императрица Мария Терезия. Однажды она соизволила в шутку заметить капельмейстеру Ройтеру, что Йозеф Гайдн разучился петь - он стал каркать, как ворона. Ройтеру пришлось заменить Йозефа другим сопранистом. Выбор пал на его брата Михаэля. Мальчик пел так прекрасно, что императрица велела призвать его к себе и наградила двадцатью четырьмя дукатами»1.
О широкой известности Михаэля Гайдна в зрелые годы пишет Вериганд Ретенштайнер, его друг и ученик: «Солидные люди, в тишине прогуливавшиеся по улице, увидев идущего мимо Гайдна, громко восклицали, обращаясь к своим спутникам и знакомым: "Смотрите! Это
Гайдн из Зальцбурга!"» .
Но, пожалуй, наиболее значима оценка творчества М. Гайдна коллегами-музыкантами. Первая из приведённых ниже фраз принадлежит Э.Т. Гофману. Он отмечал, что М. Гайдн «как церковный композитор принадлежит к первым художникам в этой области, любого времени и любой
1 История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Кристофом Дисом. М., 2007. С. 25.
2 Цит. по Croll G. Vössing К. Johann Michael Haydn: seine Leben - sein Schaffen - seine Zeit. Wien, [1987]. S. 8. Далее - Croll G. Vössing K.
страны»3. Другая - Леопольду Моцарту: «Господин Гайдн - человек, заслуги которого в музыке ты не станешь отрицать», - писал он сыну 24 сентября 1778 года4.
Жанровая палитра творчества Михаэля Гайдна весьма разнообразна. Ему принадлежит большое число церковных произведений, симфоний, серенад и дивертисментов, клавирных и органных опусов, театральных интрад, пантомим, сакральных драм. Центральное место в наследии Гайдна занимает духовная музыка. Такое ее положение обусловлено не только количеством написанных композитором церковных произведений, но и уровнем композиционного мастерства. Эту область творчества своего коллеги очень высоко ценил и прекрасно знал В.А. Моцарт, о чем красноречиво свидетельствуют его письма. Он неоднократно просил отца прислать из Зальцбурга в Вену произведения Гайдна для исполнения на воскресных музыкальных собраниях в доме барона ван Свитена.
Гайдном написано по меньшей мере 32 полных цикла латинских месс5, несколько десятков циклов антифонов, градуалов и офферториев -изменяемых песнопений католической литургии. На примере месс и мотетов, т.е. тех жанров, в которых Гайдн работал в течение всего своего творческого пути, можно проследить эволюцию его стиля, а также обозначить некоторые изменения в сфере духовной музыки Зальцбурга и Австрии в целом. Церковные сочинения Михаэля Гайдна - характерное и при этом очень яркое явление своей эпохи и, следовательно, их изучение может приблизить нас к пониманию основных тенденций в развитии церковных жанров эпохи венской классики. Все это и определило актуальность темы.
Актуальность также обусловлена сложившейся проблемной ситуацией в изучении австрийской музыки второй половины XVIII века.
3 Hoffmann Е.Т.А. Requiem von Michael Haydn. Partitur // Allgemeine Musikalische Zeitung, №12, 1812.S. 192
4 Mozart W.A. Briefe und Aufzeichnungen / Hrsg. von der Int. Stiftung Mozarteum, Salzburg. Ed. von W.A. Bauer und O.E. Deutsch, komment. von J.H. Eibl. Bde 1-7. Kassel, 2005Bd. II, S. 6.
5 Гайдну приписывают авторство ещё не менее 60 месс, столько же исследователи атрибутируют как принадлежащие кому-то из братьев Гайднов, Йозефу или Михаэлю. См. Об этом Blazin Dt. Haydn, (Johann) Michael // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001
Представления о ней традиционно связываются с достижениями венской классической школы, при этом искусство венских классиков в первую очередь понимается как искусство светское. Роль же духовной музыки -несмотря на появление ряда исследований - до сих пор не оценена в должной мере, что входит в противоречие с тем значением, которое придавали церковным жанрам и сами композиторы, и их современники. Именно канонические, сакральные жанры открывали все каталоги и списки произведений, возглавляли «табель о рангах» музыкальных жанров в трактатах, написание крупных хоровых циклических произведений - месс, ораторий - определяло степень музыкально-композиционного
профессионализма.
Кроме того, не менее традиционное осмысление австрийской музыки XVIII в. как .музыки венской классической школы ведет к другому противоречию. В современном исполнительском и слушательском обиходе, а зачастую и в музыковедческой практике находят свое воплощение лишь произведения композиторов первого ряда, трех гениев эпохи - Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена. Однако австрийская культура этого времени представлена более широким кругом авторов, чье творчество пока исключено из широкой концертной практики, но безусловно, составило бы достойное её пополнение. Таким образом, основная проблема диссертации связана с необходимостью устранить диспропорцию между тем, что мы знаем о церковной музыке Михаэля Гайдна и тем, какую роль, судя по дошедшим до нас оценкам современников, она играла в свое время.
Цель работы - исследовать церковные сочинения М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной традиции. Она связана с рассмотрением и решением более частных задач:
• осветить культурно-историческую, сложившуюся в Австрии во второй половине XVIII века, и ее влияние на развитие церковной музыки;
• соотнести венскую и зальцбургскую духовно-музыкальную традиции;
• выявить типическое и индивидуальное в трактовке церковных жанров М. Гайдном на основе сравнения с творчеством австрийских композиторов - его современников;
• определить, обладают ли единством стиля и общностью принципов композиции сочинения Гайдна, принадлежащие различным жанрам церковной музыки;
• сопоставить стилевые особенности церковной музыки Гайдна с представлениями о стиле, сложившимися в теории XVIII века.
Объект исследования - церковные произведения М. Гайдна. Предмет исследования - их композиция и стилистика.
Материалом диссертации являются церковные произведения разных жанров (мессы, мотеты, реквиемы) М. Гайдна и его современников, прежде всего, В.А. Моцарта, Й. Гайдна, И.Э. Эберлина, А.К. Адльгассера и А. Сальери - наиболее крупных композиторов, работавших в Вене и Зальцбурге во второй половине XVIII в.
Из обширного наследия М. Гайдна издано не многое. Большинство партитур его месс, мотетов, симфоний, дивертисментов в виде рукописей или раритетных прижизненных изданий хранятся в архиве композитора в Johann-Michael-Haydn-Gesellschaft (Общество Иоганна Михаэля Гайдна, Зальцбург), в аббатстве Св. Петра в Зальцбурге, в Staatsbibliotek (Государственная Библиотека) в Мюнхене. Часть гайдновских автографов и копий разошлась по частным коллекциям. Так в Пражском музыкальной коллекции Страхова и Лоретто собрано значительное количество авторизованных копий партитур месс и мотетов6. Некоторые произведения Гайдна были опубликованы в рамках серийных изданий в Австрии - Denkmäler der Tonkunst in Österreich, Denkmäler liturgischer Tonkunst -в 1910-20-е гг. В 1980-90 гг. в издательстве
6 См. об этом Jonasova M. Michael Haydns Kompositionen in der Prager Musiksammlungen von Strahov und Loretto// Johann Michael Haydn. Werk und Wirkung. München, 2010.
К. Н. Шерманна вышли в свет его мессы S Michaelis и SS Crucis, 5 симфоний и некоторые другие сочинения. Кроме того, в 1993 г. в Нью-Йорке опубликован каталог произведений Гайдна7. Значительная часть не только рукописных источников, но и современных изданий сочинений Гайдна в России почти недоступна, что не позволяло до сегодняшнего дня составить адекватное представление о его творчестве.
В работе мы опирались на подходы и методы, сформированные в отечественном и зарубежном музыковедении, посвященном исследованию музыки XVIII века. В частности, мы стремились рассматривать духовную музыку Михаэля Гайдна в контексте исторических и теоретических представлений его времени (историко-стилевой подход). Среди работ особенно значимых для нас в этом плане выделим исследования Л. Гервер, Л. Кириллиной, П. Луцкера, Л. Ратнера, И. Сусидко. В аналитической части важное значение имеет также компаративный метод, позволяющий глубже осмыслить сочинения Гайдна сквозь призму сравнения произведений разных жанров в творческом наследии самого композитора и его современников. В работе применяются и основные принципы структурно-функционального анализа (Б. Асафьев, Л. Мазель, В. Протопопов).
На защиту выносятся следующие положения:
- культурно-историческая и политическая ситуация в Австрии XVIII века определила специфику развития церковных жанров, образуя при этом самобытную национальную традицию;
- в рамках общей австрийской традиции выделяются локальные (региональные) «школы»: венская и зальцбургская. Каждая из них обладает своими характерными особенностями, но граница между ними всё же условна и проницаема;
- церковным произведениям М. Гайдна, равно как и его современников, свойственна стилистическая двойственность. В сакральных
7 Chronological Thematic Catalogue of Johann Michael Haydns Works, Stuyvesant, NY, 1993.
жанрах композитор сохранял некоторые принципы барочного искусства, включая при этом элементы нового классического стиля;
- между церковными сочинениями М. Гайдна разных жанров больше сходств, чем различий, основным объединяющим качеством в них является стилистическая двойственность; в «малых литургических формах» (мотеты, антифоны, оффертории) нередко вырабатывались композиционные решения, которые затем использовались в более масштабных жанрах - мессе и реквиеме;
- творчество Гайдна, являющееся неотъемлемой частью австрийской музыкальной традиции, обладает самобытными чертами, которые выразились в изобретательности по отношению к композиционным решениям и особо ярком и рельефном сопоставлении элементов «церковного» и «театрального» стилей.
Степень разработанности проблемы церковной музыки Австрии в целом и М. Гайдна в частности неравноценна. Современная исследовательская литература о М. Гайдне весьма скромна. И если в зарубежном музыковедении (преимущественно немецком) фигура этого композитора попадает в поле зрения ученых, то для отечественной музыкальной науки его творчество своего рода terra incognita. Монографические исследования о М. Гайдне на русском языке отсутствуют. Некоторое представление о творчестве композитора можно составить лишь на основе косвенных свидетельств и упоминаний имени и сочинений этого композитора в монографиях о Гайдне (Ю. Кремлёв и JI. Новак) и В.А. Моцарте (Г. Аберт, А. Эйнштейн, П. Луцкер и И. Сусидко).
Из зарубежных работ необходимо отметить монографии О. Шмида и В. Нойвирта8 - обе они по времени своего создания относятся к концу XIX -началу XX столетия, в следствие чего нуждаются в значительной корректировке сведений. Одной из важнейших для нас работ является
8 Schmid О. Johann Michael Haydn (1737-1806): seine Leben und Wirken., Langensalza, 1906; Neuwirth W. Johann Michael Haydn (1737-1806): Verzeichnis der im Druck erschienenen Werke. Salzburg, 1981.
монография, написанная в соавторстве Г. Кроллем и К. Фёссингом9. В ней освещена фактологическая сторона жизни и творчества М. Гайдна, содержится богатый иллюстративный материал, однако отсутствует анализ произведений композитора. Значительным представляется и выход в свет в 2010 г. сборника статей «Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung»10, составленного по материалам докладов Международного конгресса в Зальцбурге. В сборнике затрагиваются вопросы, касающиеся практически всех жанров творческого наследия М. Гайдна: оперы11, серенады, дивертисменты12 и, безусловно, церковная музыка13. Ряд статей посвящен изучению архивных материалов и собраниям автографов композитора14. Однако, как и любой сборник, он не дает целостного представления о личности композитора и его творчестве, а лишь рассматривает отдельные аспекты.
Литература, связанная с церковной музыкой эпохи венской классики, также вызывает ряд вопросов. В отечественном музыкознании отсутствие монографических исследований, посвященных церковным жанрам, объясняется вполне объективными причинами. Лишь в последние десятилетия духовная музыка попала в сферу интересов отечественных исследователей. Был написан ряд диссертаций, посвященных проблемам
9 Croll G„ VössingK., Johann Michael Haydn, seine Leben, sein Schaffen, seine Zeit. Wien, 1987.
10 Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. Referate des Michael-Haydn-Konfresses in Salzburg vom 20 bis 22 Oktober 2006. München, 2010.
11 Perl B. Michael Haydns deutsche Opern - eine musikalische Charakteristik II Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 125-135; Reiner W. Michael Haydn auf den Salzburger Bühnen II Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 136-159.
12 Birsak K. Besondere Musikinstrumente in Michael Haydns Märschen und Tanzmenuetten // Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 176-192; Nishikawa H. Die Bassbesetzung in den Serenaden, Divertimenti und Notturni von Michael Haydn II Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 193-206.
13 Aringer K. "... meisterlich durchgearbeitet" - Fuge und Kontrapunkt in Johann Michael Haydns Missa Sancti Hieronymi II Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 218-229; Murschinski J. Von der "meisterhaften Fug im Kyrie" - Das Kyrie im nachgelassenen Requiem in B-dur von Michael Haydn // Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 230-255.
14 Freemanovä M. Works by Johann Michael Haydn in Bohemian collection II Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 86-92; Jonäsovä M. Michael Haydns Kompositionen in der Prager Musiksammlungen von Strahov und Loretto II Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010. S. 93-124.
церковной музыки венских классиков15. Диссертации 1980-х годов (B.JI. Маковкиной, В.П. Кадочникова) отличает до некоторой степени предвзятое отношение к церковной и - шире - духовной музыке, которое формировалось официальной идеологией государства, учебных программ, отсутствием возможности работы с западными источниками. Но значение этих исследований состоит прежде всего в постановке проблемы и первоначальной попытке её осмысления. В диссертациях же Л.Ю. Аристарховой, К.И. Зыбиной А.Н Баранова учитываются новейшие достижения отечественного и западного музыкознания.
В западной научной литературе сфера духовной музыки XVIII века представлена шире и глубже, однако и здесь библиография, касающаяся церковных жанров, в количественном отношении в десятки раз уступает библиографии по симфониям или операм этой же эпохи. Среди работ последнего времени отметим, вышедший в 2006 г. Mozart-Handbuch, четвёртый том которого посвящён церковной музыке как самого Моцарта так и его окружения16. Проблемы австрийской церковной музыки XVIII столетия обсуждаются также на страницах Mozart-Jahrbuch17. В целом же современное
моцартоведение дает богатое представление об исследуемой нами эпохе.
18
В фундаментальных монографиях о Моцарте Г.Аберта и А. Эйнштейна19 не только содержится богатый аналитический материал,
15 Маковкина B.JI. Взаимодействие жанров светской и духовной музыки в творчестве В.А. Моцарта. Дисс. ... канд. иск. JL, 1986; Кадочников В,П. Черты симфонизма в поздних вокально-инструментальных сочинениях Й. Гайдна. Дисс. ... канд. иск. JL, 1989; Аристархова Л.Ю. Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Й. Гайдна. Дисс. ... канд. иск. М., 2006. Зыбгта К.И. Взаимодействие светского и церковного в музыке В.А, Моцарта: Дисс... канд. иск. М„ 2011.
16 Das Mozart-Handbuch, Bd. 4. Mozarts Kirchenmusik, Lieder und Chormusik. Wien, 2006.
17 Eibl J.H. Kirchenmusik in den Mozartschen Familienbriefen II Mozart-Jahrbuch, 1978-1979. S. 18-21; Feilerer K.G. Mozarts Officiumkompositionen II Mozart-Jahrbuch, 1954. Salzburg, 1955. S. 135-142; Feilerer K.G. Mozarts Kirchenmusik und ihre liturgischen Voraussetzungen II Mozart-Jahrbuch, 1978/79. S. 22-26; Pfannhauser K. Zu Mozarts Kirchenwerken von 1768 II Mozart-Jahrbuch, 1954. Salzburg, 1955. S. 150-169; Rosenthal CA. Der Einfluss der Salzburger Kirchenmusik auf Mozarts Kirchenmusikalsche Kompositionen// Mozart-Jahrbuch, 1971/72. Salzburg, 1973. S. 173-182; Schrnid M.H. Mozart und die Salzburger Kirchenmusik II Mozart-Jahrbuch, 1978-79. Kassel-Basel-ToursLondon, 1979. S. 26-29; Wagner H. Das Josephinische Wien und Mozart II Mozart-Jahrbuch 1978/79. Kassel-Basel-Tours-London, 1979. S. 1-13; Wörner K.H. Über einige Fugenthemen Mozarts II MozartJahrbuch, 1954. Salzburg, 1955. S. 33-53.
18 Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч. 1, кн. 1. М., 1989. Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч. 1, кн. 2. М„ 1988.
касающийся церковных сочинений зальцбургского гения, но и дан достаточно широкий обзор явлений и тенденций в музыкально-литургической практике Австрии того времени. В книге Г. Аберта, вышедшей в свет ещё 1919-1921 гг., проводятся интересные параллели между сочинениями Моцарта и его современников. Но в своем подходе и оценках церковной музыки автор зачастую излишне субъективен и критичен. «Конечно, церковный характер присущ им [церковным сонатам] столь же мало, как и их предшественницам...»20, «... выражение радости часто переходит границы церковно допустимого»21 - подобные формулировки не редкость в исследовании Г. Аберта. В монографии А. Эйнштейна, первое издание которой относится к 1945 г., обращает на себя внимание иной подход. Исследователь утверждает новый подход, призывает читателей и слушателей оценивать музыку, сообразуясь с понятиями и критериями эпохи классицизма: «Нельзя упрекать Моцарта в том, что свои мессы, вечерни, обедни, оффертории, мотеты, литании, гимны он сочинял в духе своей эпохи, также как нельзя упрекать Джамбаттиста Тьеполо в том, что при создании
религиозных картин он исходил из тех же художественных предпосылок, что
22
и при создании исторических и мифологических»
В монографии П. Луцкера и И. Сусидко23 (новейшей на сегодняшний день в отечественном музыкознании монографии о Моцарте) эйнштейновская идея рассмотрения произведения в «системе координат» времени его создания находит свое наиболее логичное выражение. В литургических сочинениях Моцарта авторами выявляются элементы "stile osservato" - «строгого стиля палестриновского толка»24 и виртуозного стиля. Особое внимание исследователи уделяют неотъемлемому атрибуту церковной музыки -контрапунктическому письму. Характерно, что в монографии отсутствует
19 Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 2007.
20Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч. 1, кн. 2. М., 1988, С. 24.
21 Там же.
22 Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 2007. С 305-306.
23 Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008.
24 Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008. С. 162.
подробный, развернутый анализ «хрестоматийных» сочинений Моцарта, например, «Коронационной мессы» или мессы c-moll. Напротив, о произведениях, чаще остававшихся на периферии музыковедческих опусов и по сути считавшихся как бы «второсортными», из монографии П. Луцкера и И. Сусидко можно почерпнуть целый ряд интереснейших сведений. Речь идет прежде всего о ряде зальцбургских месс, сольных мотетах и пр.
Из общих работ посвященных классическому стилю необходимо выделить три: «Классический стиль: Гайдн. Моцарт, Бетховен» Ч. Розена, «Классическая музыка: выражение, форма и стиль» Л. Ратнера и
25
«Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков» Л. Кириллиной . В каждом из названных трудов есть глава, посвященная церковной музыке и церковному стилю, однако авторы выбирают различные аспекты рассмотрения этих понятий. Несмотря на сходные названия структура указанных работ, акценты, расставленные исследователями глубоко различны. Ч. Розен в главе о церковной музыке дает характеристику наиболее значимым произведениям указанного жанра композиторов венской классической школы. Характерно, что, вводя термин «симфонический стиль» (symphonic style)26, автор избегает понятия «церковный стиль». По времени создания исследование Ч. Розена наиболее раннее27, и, вероятно, в следствие этого глава оказывается кратким обзором весьма ограниченного круга явлений.
Исследование Л. Ратнера сосредоточено в области музыкального языка композиторов эпохи венской классики. Особенности мелодии, гармонии, ритма и формы американский ученый рассматривает на основе богатого музыкального материала. Внимание автора к теоретической мысли того
25 Rosen С. The classical style: Haydn, Mozart, Beethoven. New York, London, 1998; Ratner L.G. Classic music. Expression, form, and style. London, 1980. Кириллина Л. Классический стиль в музыке
XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М., 2007. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала
XIX веков Ч. 3: Поэтика и стилистика. М., 2007.
26 Rosen С. The classical style: Haydn, Mozart, Beethoven. New York, London, 1998. S. 369.
27 Первое издание книги относится к 1971 г.
времени, включение значительных фрагментов текста музыкальных трактатов XVIII - начала XIX в., осмысление произведений в системе художественных воззрений той эпохи придаёт работе Л. Ратнера особую ценность.
В работе Л. Кириллиной проблема церковного стиля и церковной музыки так или иначе затрагивается в двух главах. В главе «Контрапункт» автор не только рассматривает техническую и технологическую составляющую композиторского мастерства, но и даёт более или менее полную панораму тенденций в развитии церковных и духовных жанров в XVIII - начала XIX столетия. Этот своеобразный исторический экскурс выделен в самостоятельный параграф - «Церковная музыка классической эпохи»28. Глава «Топика и стилистика» и её параграф «Церковный, театральный и камерный стиль» продолжает и дополняет аналогичный раздел
29
в работе Л.Ратнера .
Весь этот массив исследований позволяет рассмотреть церковную музыку М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной культуры второй половины XVIII века.
Цели и задачи диссертации обуславливают её структуру.
Во Введении обоснована актуальность исследования, сформулированы основные задачи, методы и дан проблемный обзор музыкальной отечественной и зарубежной литературы по избранному вопросу.
Первая глава является своего рода историческим очерком. Здесь рассматриваются некоторые особенности культурной ситуации в Австрии, влияние на неё прагматической политики «йозефинизма». Также определяется специфические и сходные черты в локальных церковно-музыкальных традициях Вены и Зальцбурга и общими штрихами даны биографические сведения о М. Гайдне.
28 Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М., 2007. С. 208-223.
29 См. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков Ч. 3: Поэтика и стилистика. М., 2007. С. 7-11; Ratner L.G. Classic music. Expression, form, and style. London, 1980. P. 22-24.
Три последующие главы посвящены ведущим церковным жанрам: мессе, мотету и реквиему. В каждой из них уделено внимание сходным вопросам: происхождение жанров (кратка историческая справка), его место в богослужебном круге католической церкви (время и традиции исполнения), специфика преломления жанров в творчестве М. Гайдна и его окружения. Уделяется внимание и проблеме эволюции основных церковных жанров у М. Гайдна, типичных и индивидуальных черт в их трактовке композиторами венской классической школы, неоднородности, богатству стилистической палитры.
Проблема типологии музыкально-языковых средств, их применения в том или ином жанре получили непосредственное осмысление в музыкальной теории XVIII века. Обобщение категории стиля в традициях гайдновского времени составляет основное содержание завершающей пятой главы. Второй аспект раскрытый в данной главе - соотношение церковного и театрального стилей в духовной музыке М. Гайдна.
В Заключении подведены итоги исследования, сделана попытка определить место М. Гайдна в истории церковной жизни XVIII века.
Глава I. Австрийская духовно-музыкальная традиция XVIII века 1. Политика «йозефинизма» и её влияние на церковную музыку второй половины XVIII века. 1760-90-е годы - время необычайно обширных изменений в жизни Австрийской империи, начиная с устройства армии и заканчивая предписаниями, касающимися использования колокольного звона в праздничных богослужениях. За десять лет своего правления (1780-1790) Иосиф II30 (1741-1790) издал более 6000 декретов и 11000 тысяч законов.
По отношению к внутренней политике Австрии последней трети
XVIII века нередко применяется термин «йозефинизм», однако он требует ряда оговорок. Понятия «йозефинизм» и «йозефинистские реформы» традиционно употребляется по отношению к внутренней политике не только самого Иосифа II, но и его материи - Марии Терезии (1717-1780) -фактической правительницы Священной Римской империи (1740-1765), а затем соправительницы Иосифа II (1765-1780). История XVIII века в Австрии - это череда почти беспрерывных, разорительных и далеко не всегда удачных войн: война за Испанское наследство - 1701-1714; война с Турцией - 1737-1739; война за Австрийское наследство - 1741-1748; Семилетняя война - 1756-1763 и, наконец, - война за Баварское наследство - 1777-1779. Таким образом, в 1740 году Мария Терезия своей главной задачей видела усиление военной и экономической мощи государства. Для достижения этой цели и были начаты реформы. Императрица ввела политику меркантилизма -систему экономических взглядов, возникшую в XV-XVII века. Основной ее постулат - активное вмешательство власти в хозяйственную деятельность всех и вся. Внедрение политики меркантилизма требовало изменений едва ли не во всех областях жизни империи. Реформы Марии Терезии и Иосифа II коснулись экономики и религии, армии и государственного аппарата, системы налогообложения и образования31.
Политика императорского дома Габсбургов по отношению к церкви логично вписывается в контекст эпохи Просвещения. Как и в любом
30 Принятое в России написание имени австрийского императора Йозефа II.
31 См. об этом: Полтавский М.А. История Австрии. 4.1. М., 1992; Пристер Е. Краткая история Австрии. М., 1952.
европейском государстве, в век просвещённого абсолютизма происходило не только отчуждение собственно церковных земель, но и активная секуляризация жизни общества в целом. На примере Австрии это выразилось в следующем: закрылся ряд монастырей, были изъяты церковные владения, государство регламентировало богослужение. За время правления Марии Терезии и Иосифа II были упразднены до 700-800 монастырей, число монашествующих сокращено с 65000 до 27000, в 1773 году запрещена деятельность иезуитского ордена, количество церковных праздников уменьшено по крайней мере на треть, даже колокольный звон подвергся своеобразной «секуляризации» - случаи его использования были строго определены. Так, к примеру, был запрещен колокольный звон в субботнем
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации2010 год, кандидат искусствоведения Подколзина, Ольга Васильевна
Церковная музыка Антона Брукнера: к проблеме исторических связей2018 год, кандидат наук Локотьянова, Диана Евгеньевна
Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма: Историко-источниковедческий анализ2005 год, кандидат искусствоведения Фоменко, Елена Станиславовна
Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века2013 год, кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна
Музыкальный театр Йозефа Гайдна2000 год, кандидат искусствоведения Матвеева, Елена Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коваленко, Татьяна Сергеевна, 2012 год
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Христианство в XX веке. Послесловие к изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. Под ред. С. Аверинцева. Т. 3. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.
2. Анализ вокальных произведений. Отв. Ред. О. Коловский. М: Музыка, 1988.
3. Аберт Г. В .А. Моцарт. Ч. I, II. М.: Музыка, 1978-1985.
4. Аристархова Л.Ю. Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Й. Гайдна. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2006.
5. Аристархова Л.Ю. Австрийская оратория второй половины XVIII в. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006.
6. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. М.: Классика-ХХ1, 2005.
7. Арнонкур Н. Фрагменты книги «Музыкальный диалог» // Сов. музыка. 1991, №12.
8. Бальтазар Г. У. фон Раскрытие музыкальной идеи. Опыт синтеза музыки // Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2006
9. Баранов А.Г. Месса XVIII в. и мессы Гайдна в трудах зарубежных музыковедов // Музыковедение. 2000, №4.
10. Баранов А.Г. Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века. Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. Казань, 2011.
11. Баранова Т.Б. Из истории органной мессы // Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки. Сб. трудов ГМПИГ, Вып. 40. М., 1978.
12. Барт К. Вольфганг Амадей Моцарт // Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2006.
13. Бартосик Г. Богородица в богослужении Востока и Запада. М.: Издательство Францисканцев, 2003.
14. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: Моск. гос. консерватория. 2000.
15. Березин В.В. Духовые инструменты в раннеклассическом оркестре // Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства. Научн. тр. Моск. консерватории. Сб. 22. М., 1998.
16. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествий 1772 года. M.,JI.: Музыка, 1967.
17. Блинова С.В. Венская симфоническая школа XVIII века («малые мастера»). Вологда: Русь, 2003.
18. Блинова С. Композиторы «второго ряда» в эпоху венского классицизма // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сб. статей. М.: Композитор, 2010.
19. Бобрик О. Бассетгорн в произведениях Моцарта (некоторые особенности инструментовки) // Оркестр. Инструменты. Партитура. Науч. труды МГК. Ван. 44). М., 2003.
20. Брянцева В. От рококо к венской классике // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М.: ГИИ, 1996.
21. Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. М.: Музгиз, 1934.
22. Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М.:
Молодая гвардия, 2009
23. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы. М.: Музгиз, 1963.
24. Вольфганг Амадей Моцарт. Письма. М.: Аграф, 2000.
25. Вольфганг Амадей Моцарт: Полное собрание писем. М.: Международный
отношения, 2006.
26. Гервер Л.Л. Ars combinatoria в музыке Моцарта // Моцарт. Проблемы стиля: Сб. трудов. Вып. 135. М., 1996.
27. Гервер Л.Л. Легко ли анализировать Моцарта? // Сов. музыка. 1991. №12.
28. Гервер Л.Л. Переделки темы по ходу пьесы у Гайдна: выбор между квадратным и неквадратным // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. по материалам конф. 30 окт.- 1 ноября 2007/ РАМ им. Гнесиных. М., 2007.
29. Гофман Э. Т. А. Старинная и новая церковная музыка // Музыкальная эстетика Германии, XIX в., 2 т. М.: Музыка, 1983. С. 8-32.
30. Дис А. История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Дисом / Пер. с нем. С.В. Грохотова. М.: Классика-ХХ1, 2007.
31. Дубравская Т. Звуковые образы ренессансной мессы // Музыкальная культура христианского мира. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2001.
32. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-ХХ1, 2003.
33. Епишин А. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. Спб.: Композитор, 2006.
34. Жабинский К. Заупокойные мессы Михаэля Гайдна в контексте эволюции жанра // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сб. статей. М.: Композитор, 2010.
35. Захарова О.И. Музыкальная риторика XVII - первой половины XVIII в. // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М.: Советский композитор, 1975.
36. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII в. М.: Музыка, 1983.
37. Зейфас Н. Традиции барокко в музыке Моцарта // Музыкальная академия,
1992, №2.
38.3ыбина К.И. Взаимодействие светского и церковного в музыке В.А, Моцарта: Дисс... канд. искусствоведения. М., 2011.
39. Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы. М.: Изд-во Моск. симф. капеллы, 1910.
40. Каре А. История оркестровки. 2-е изд. М.: Музыка, 1989.
41. Кальман Л. Минорная сфера в инструментальной музыке Моцарта // Музыка барокко и классицизма. Сб. статей / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 84. М., 1986
42. Кириллина Л.В. Загадки «Торжественной мессы» // Муз. академия. 2000. №1.
43. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. 4.1: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Моск. гос. консерватория, 1996.
44. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007.
45. Кириллина JI. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков Ч. 3: Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007.
46. Коваленко Т.С. Духовные сочинения Михаэля Гайдна и церковная музыка Зальцбурга его времени // Вестник ПСТГУ. V: Музыкальное искусство христианского мира. 1(3), 2008.
47. Коваленко Т.С. Духовные сочинения Михаэля Гайдна и церковная музыка Зальцбурга его времени // Музыка и время. №6, 2009.
48. Коваленко Т.С. Жанр мессы в творчестве Йозефа и Михаэля Гайднов // Вестник ПСТГУ. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2(5), 2009.
49. Коваленко Т.С. Михаэль Гайдн как церковный композитор // Старинная музыка. №№1-2, 2011.
50. Кремлёв Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1972.
51. Кюнг Г. Вольфганг Амадей Моцарт // Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2006
52. Лаврентьева И. Некоторые особенности форм вокально-хоровой музыки XVIII в. // Из истории форм и жанров вокальной музыки (сб. научных трудов). М.: Моск. гос. консерватория, 1982.
53. Лаврентьева И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке // Вопросы музыкальной формы, вып. 3 (сб. статей). М., 1977.
54. Лебедев С., Поспелова Р. Música Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. - СПб.: Композитор, 2000.
55.Лебедева А. Ars combinatoria и музыкальная практика XVIII века. Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2002.
56.Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVHI веков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977.
57. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1982.
58. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994.
59. Лосева О. От церковной музыки - к музыке духовной: Эскиз новой истории реквиема // Зарубежное искусство. XX век: Проблема развития западного искусство XX века. М., 2001.
60.Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч 2.; Эпоха Метастазио. М.: Классика-ХХ1, 2004.
61.Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-ХХ1, 2008.
62.Луцкер П.В. Ценил ли Моцарт свои церковные сочинения? // Музыковедение к началу века: Прошлое и настоящее. Сб. ст. по материалам Всероссийской научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 156-168.
63. Маковкина В. Взаимодействие жанров светской и духовной музыки в творчестве В. А. Моцарта (месса, опера, симфония). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1986.
64. Митрофанов П.П. История Австрии с древнейших времён до 1792 года. М.: Едиториал УРСС, 2003.
65. Михайлов А. Поэтика барокко. Завершение исторической эпохи.// Михайлов А. Языки культуры. М., 1997.
66. Насонова М. Антифон // Католическая энциклопедия. Т.1. М.: Издательство Францисканцев, 2002.
67. Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение. М.:
Музыка, 1973.
68. Панфилова В.В. Духовная музыка Дж.Б. Перголези и неаполитанская традиция. Автореф. дисс... канд. искусствоведения. М, 2010.
69. Полтавский М.А. История Австрии. 4.1. М., 1992.
70. Пристер Е. Краткая история Австрии. М.: Изд-во иностр. литературы, 1952.
71. Протопопов В.В. История полифонии. Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII - 1-й четверти XIX. М.: Музыка, 1965.
72. Протопопов В.В. Очерки инструментальных форм XVI - начала XIX века. М.: Музыка, 1979.
73. Робине-Лэндон Х.К. Новое о Реквиеме // Сов. музыка. 1991. №12.
74. Саква К. Предисловие /7 В.А. Моцарт. Реквием. Партитура. М., 1962.
75. Скабалланович М. Толковый типикон. М: Издание Сретенского монастыря, 2004.
76. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Моск. гос. консерватория, 2002.
77. Симакова Н. Музыка и слово // Методы изучения старинной музыки. Сб. науч. трудов. М.: Моск. гос. консерватория, 1992.
78. Сусидко И.П. Моцарт в диалоге с Гайдном // Музыковедение к началу века: Прошлое и настоящее. Сб. ст. по материалам Всероссийской научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.
79. Сусидко И.П. «Плагиаты» Моцарта // Процессы музыкального творчества. Сб. трудов Вып. 10. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
80. Сусидко И.П. «...Сочинил я уже все, но еще не записал». О творческом процессе у Моцарта // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. по материалам конф. 30 окт.- 1 ноября 2007. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007.
81. Тараева Г. Религиозная эмблематика музыкального языка западноевропейской и русской традиции ХУП-ХХ вв. // Отечественная культура XX в. и духовная музыка. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990.
82.Тихонова А.И. Прочтение текста в музыке католической мессы: От грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту // Вестник ПСТГУ. Серия V: Музыкальное искусство христианского мира. 2007. №1 (1).
83. Ушакова Н.В. О жанровой специфике Марианских антифонов // Проблемы музыкальной науки. №1, 2011. С. 79-82.
84. Федосова Э.П. Классицизм (к содержанию понятия) // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. по материалам конф. 30 окт,- 1 ноября 2007/ РАМ им. Гнесиных. М., 2007.
85. Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. М.: Композитор, 2004.
86. Чернова Т.Ю. Ария как символ музыки Нового времени // Методы изучения старинной музыки. Сб. науч. трудов. М.: Моск. гос. консерватория, 1992.
87. Чёрная М.Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки В.А. Моцарта и традиции XVIII века. Вопросы теории и исполнительства: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. М.,1994.
88. Чигарева Е. Моцарт и масонство // Музыкальная жизнь, 1991, №23-24.
89. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М.: Книжный дом Либроком, 2009.
90. Чигарева Е. Проблема интерпретации «риторического слова» в музыке Моцарта (на' материале книги Г. Борна «Музыкальный язык Моцарта. Ключ к жизни и творчеству») // Музыкальное искусство барокко. Стили, жанры, традиции исполнения (сб. статей). М.: Моск. гос. консерватория, 2003. С. 194-220.
91. Ширинян Р. Оратория и кантата. М., 1960.
92. Янкус А.И. Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна. Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. СПб, 2004.
93.Эйнштейн. А. Моцарт. Личность. Творчество. М.: Классика-ХХ1, 2007.
94. Arnold D., Harper J. Mass: 1600-2000 // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001
95. Aringer K. "... meisterlich durchgearbeitet" - Fuge und Kontrapunkt in Johann Michael Haydns Missa Sancti Hieronymi // Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010.
96.Aringer A. Zur Auffuhrungspraxis in der Kirchenmusik der Mozart-Zeit // Das Mozart-Handbuch, Bd. 4. Mozarts Kirchenmusik, Lieder und Chormusik. Wien, 2006. S. 41-56.
97. Aringer-Grau U. Marianische Antiphonen von Wolfgang Amadeus Mozart, Johann Michael Haydn und ihren salzburger Zeitgenossen. Tutzing, 2002.
98. Beales D. Enlightenment and Reform in Eighteenth-century Europe. London, 2005.
99.Beales D. Joseph II, Joseph(in)ism // The Cambridge Mozart Encyclopedia (ed.by C. Eisen and S.P. Keefe). Cambridge, 2007.
100. Beales D. Joseph II. In the Shadow of Maria Theresa., 1741-1780. Cambridge, 1987.
101. Becker-Glauch I. Joseph Haydn's Ave Regina in A // Studies in eighteenth-century music: a tribute to Karl Geiringer on his seventieth birthday. Oxford, 1970.
102. Bey H. Kirchenmusik als Spielfeld der Musiktheorie // Das MozartHandbuch, Bd. 4. Mozarts Kirchenmusik, Lieder und Chormusik. Wien, 2006.
103. Biba O. Die kirshemusikalische Werke Haydns // Joseph Haydn und seine Zeit. Eisenstadt, 1982.
104. Black D. Pasterwitz and Michael Haydn // Early Music. 2008, Vol. 36 (1).
105. Blazin Dt. Haydn, (Johann) Michael // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
106. BoydM., Johnstone H.D. Haydn (Franz) Joseph.// The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
107. Branscombe P. Emanuel Bach and Michael Haydn // Early Music. 2007, Vol. 35 (1).
108. Branscombe P. Haydn's Masses en masse // Early Music. 2007, Vol. 35 (4).
109. Catanzaro C.D. Adlgasser, Anton Cajetan // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
110. Chase R. Dies Irae: a guide to requiem music. Oxford, 2003.
111. Chronological Thematic Catalogue of Johann Michael Haydns Works, Stuyvesant, NY, 1993
112. Chusid M. Some observations on liturgy, text and structure in Haydn's late masses // Studies in eighteenth-century music: a tribute to Karl Geiringer on his seventieth birthday. Oxford, 1970.
113. Clark C. Haydn's Conversion Masses // Journal of Musicological Reseach, 2009, №28.
114. Choa Sh. Stile antico // The Cambridge Mozart Encyclopedia (ed.by C. Eisen and S.P: Keefe). Cambridge, 2007.
115. Corneilson P. Mozart as vocal composer // The Cambridge Companoion to Mozart. Cambridge, 2003.
116. Croll G., Vössing K., Johann Michael Haydn, sein Leben, sein Schaffen, seine Zeit. Wien, 1987.
117. Csaky M. Mozart und Wien zur Zeit Joseph II // Internationaler Musikwissenschaftlicher Kongress zum Mozart Jahr 1991. Bd. 1. Baden-Wien, 1993.
118. Das ist Österreich. Geschichte, Musik, Diechtkunst. [Salzburg], 1947.
119. Eibl J.H. Kirchenmusik in den Mozartschen Familienbriefen // MozartJahrbuch, 1978-1979. Kassel, 1979.
120. Eisen C. Haydn, Michael // The Cambridge Mozart Encyclopedia (ed.by C. Eisen and S.P. Keefe). Cambridge, 2007.
121. Eisen C. Mozart and Salzburg // The Cambridge Companion to Mozart. Cambridge, 2003.
122. Eisen C. Salzburg // The Cambridge Mozart Encyclopedia (ed.by C. Eisen and S.P. Keefe). Cambridge, 2007.
123. Eckhardt M.P. Vorwort // Michael Haydn. Lauda Sion. Budapest, 1978.
124. Feller K.G. Die Kirchenmusik W.A. Mozart. Laaber-Verlag, 1985.
125. Finscher L. Joseph Haydn und seine Zeit. Laaber-Verlag, 2000.
126. Flotzinger R. Geschichte der Musik in Österreich. Graz, 1988.
127. Gyenge E. J. Foreword 11 Michael Haydn in Grosswardein: church music. Budapest, 2001.
128. Heartz D. Mozart and Habsburgs: Maria Theresa and Her Sons Joseph, Leopold and Ferdinand // Mozart Society of America Newsletter, Vol.VIII, Number 2, 2004.
129. Hartz D. Haydn, Mozart an the Viennese School, 1740-1780. London, 1995.
130. Hochradner T. Kleinere kirchenmusikalische Vokalwerke // Das MozartHandbuch, Bd. 4. Wien, 2006.
131. Hoffman H. Treue Diener ihrere Herren - Joseph und Michael Haydn. Wien, 2001.
132. Huglo M., Haimo J. Antiphon // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
133. Irmen H.- J. Joseph Haydn: Leben und Werk. Köln-Weimar-Wien, 2007.
134. Jonäsovä M.. Michael Haydns Kompositionen in der Prager Musiksammlungen von Strahov und Loretto// Johann Michael Haydn. Werk und Wirkung. München, 2010. S. 93-124.
135. Jones D.W. Haydn, Franz Joseph // The Cambridge Mozart Encyclopedia (ed.by C. Eisen and S.P. Keefe). Cambridge, 2007.
136. Jones D.W. Haydn's Missa sunt bona mixta malis and the a cappella tradition // Musik in Eighteenth-century Austria. Cambridge, 1996.
137. Karp T., Fitch F. Requim Mass// The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
138. Kircher A. Vorwort // Johann Michael Haydn. Weihnachts-Responsorien. Stuttgart, 2005.
139. Küster K. Wolfrang Amadeus Mozart und seine Zeit. Laaber: Laaber-Verlag, 2002.
140. Lee H.I. Haydn and the Politics of the Picturesque // Studies in Eighteenth Century Culture. Vol. 36, 2007.
141. Leeson D. N. Opus ultimum: the storiy of Mozart Requiem. New York, 2004.
142. Link D. Mozart in Vienna The Cambridge Companoion to Mozart. Cambridge, 2003.
143. Maloy R. Inside the Offertory: aspect of chronology and transmission. New York, 2010.
144. Macintyre B.C. Johann Baptist Vanhal and the pastoral mass tradition // Musik in Eighteenth-century Austria. Cambridge, 1996.
145. Macintyre B.C. Mass // The Cambridge Mozart Encyclopedia (ed.by C. Eisen and S.P. Keefe). Cambridge, 2007.
146. Mann A. Haydn as student and critic of Fux // Studies in eighteenth-century music: a tribute to Karl Geiringer on his seventieth birthday. Oxford, 1970.
147. Miller R.D. The Graduals of Johann Michael Haydn: performance, edition and studies of selectad works. A Tesis... for Degree Doctor of Philosophy. Texas Tech University, 1998.
148. Mirka D. Metre, phrase structure and manipulations of musical beginnings // Communication in Eighteenth-century Music. Cambridge, 2008.
149. Morrow M.S. Concert Life in Haydn's Vienna: Aspects of a Developing Musical and Social Institution. New York, 1989.
150. Mozart W.A. Brife und Aufzeichnungen Bd. 2. Kassel, 2005.
151. Murschinski J. Von der "meisterhaften Fug im Kyrie" - Das Kyrie im nachgelassenen Requiem in B-dur von Michael Haydn. // Johann Michael Haydn: Werk und Wirkung. München, 2010.
152. Pass W. Josephinism un the Josephinian Reforms Concerning Haydn.// Haydn-Studies. Proceeding of internationak Haydn Conference. Washington, 1975.
153. Pauly R., Hintermaier E. Eberlin, Johann Ernst // Tne New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
154. Pumberger T. C. Vorwort // Michael Haydn. Salve Regina in A. Stuttgart, 1994.
155. Ratner L.G. Ars Combinatoria: Choice and Chance in 18th-Century Music. In: Studies in 18th-Century Music: A Tribute to Karl Geiringer on His 70th Birthday. Oxford, N.Y., 1970.
156. Ratner L.G. Classic music. Expression, form, and style. London, 1980.
157. Rettenmaier J. Vorwort // Salzburger Kirchenmusik: Johann Ernst Eberlin, Stuttgart, 2003
158. Rice J.A. Empress Marie Therese and Music at the Viennese Court, 17921807. Cambrige, 2003
159. Riedel F. W. Liturgie und Kirchenmusik // Joseph Haydn in seiner Zeit. Eisenstadt, 1982.
160. Robbins Landon H. C. Haydn: chronicle and works. London, 1983.
161. Robbins Landon H.S. Mozart's 1791 - last year. London, 1988.
162. Röhrig F. Das religiöse Leben Wiens zwischen Barock und Aufklärung // Joseph Haydn und seine Zeit. Eisenstadt, 1982.
163. Rosa L.M. The influence of Josephenism upon the Ommision of Text in Schubert's Massa in G: A Tesis... for Degree Master of Arts. San Jose State Universiry, 1990.
164. Rosen Ch. The Classical Style, Haydn, Mozart, Beethoven. London, 1971.
165. Rosewall M. Directory of Choral-Orcechtral Music. New York, 2007.
166. Senn W. Zum Vorliegenden Band// Neue Mozart-Ausgabe, I/l/Abt. 1/1: Messen • Band 1 Kassel-Basel-Paris-London-New York, 1968.
167. Schmid M.H. Mozart und die Salzburger Kirchenmusik // Mozart-Jahrbuch, 1978-79. Kassel-Basel-Tours-London, 1979.
168. Schroeder D. Mozart and late eighteenth-century aesthetics The Cambridge Companoionto Mozart. Cambridge, 2003.
169. Schuller G. Motete // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
170. Sherman C.H. Missa sab titulo Sanctae Theresiae: Foreword. Colambia, 1994.
171. Southorn E.B. Mozart's Missa brevis in D major, K. 194: meaning Revealed through Historical, Biographical and Analitic Perspectives. A Tesis... for Degree Master of Arts. San Jose State Universiry, 1994.
172. Spitzer M. Haydn's Creation as late style: Parataxis, Pastoral, and the Retreat from Humanism // Journal of Musicological Reseach, 2009, №28.
173. Steinberg M. Choral Masterworks: a Listener's Guide. Oxford, 2005.
174. Swain J.P. Historical Dictionary of Sacred Music. Toronto-Oxford, 2006.
175. Walter K. Die Salzburger Domkapelle im 17. Jahrhundert // Müsik in Österreich. Wien, 1989.
176. Weber W. Canonicity and Collegiality: "Other" Composers, 1790-1850 // Common Knowledge. Vol. 14, Num. 1, 2008. Pp. 105-123.
177. Webster J. Haydn's Sacred Vocal Music and the Aesthetics of Salvation.// Haydn Stadies. Cambrige, 1998.
178. Will R. The Characteristic Symphony in the Age of Haydn and Beethoven. Cambridge, 2004.
179. Winter E. Der Josefmismus. Die Geschichte des österreichisches Reformkatholozismus 1740-1848. Berlin, 1962.
180. Wolff Ch. Mozarts Requiem. Geschichte-Musik-Dokumente. 5. Aufl. Bärenreiter, 2006.
181. Würtz R., Wolf E.K. Mannheim // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2001.
182. Zbikowski L.M. Dance topoi, sonic analogues and musical grammar: communicating with music in eighteenth century // Communication in Eighteenth-century Music. Cambridge, 2008.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.