Менталитет российской армии: Классическая парадигма и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат философских наук Романченко, Сергей Николаевич

  • Романченко, Сергей Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 154
Романченко, Сергей Николаевич. Менталитет российской армии: Классическая парадигма и современность: дис. кандидат философских наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Краснодар. 2000. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Романченко, Сергей Николаевич

Введение

Раздел 1. Менталитет как философско-культурологическая категория.

Раздел 2. Классическая парадигма менталитета российской армии: к истории вопроса.

Раздел 3. Современные тенденции формирования менталитета российской армии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Менталитет российской армии: Классическая парадигма и современность»

Актуальность исследования.

Современное российское общество характеризуется необратимыми демократическими преобразованиями: меняется его модель, важными признаками социокультурного развития стали элементы антропоцентризма, возрождения и освоения истинных ценностей и традиций, исторического наследия поколений, а также становление духовных идеалов, связанных с формированием менталитета личности, социальных групп, народа. Все эти процессы пока не получили достаточного отражения в философско-культурологических исследованиях.

Актуальность исследования избранной проблемы определяется недостаточным уровнем её изученности широким кругом специалистов: философов, историков, культурологов, педагогов, психологов, а также военных специалистов.

Сложность избранного предмета исследования актуализирует выбор теоретической и практической базы и инструментария диссертации. Это помогло конкретизировать структуру диссертации, определить конструкцию и механизмы функционирования классической парадигмы менталитета российской армии.

Разнообразие подходов в изучении сущности менталитета помогло выбрать методологию его исследования применительно к конкретной социальной группе - российским воинам. В ходе исследования проблемы было выявлено множество определений менталитета, что повысило практическое значение проведенной работы. Это, несомненно, актуализирует проблему трансляции из поколения в поколение наиболее значимых качеств российского менталитета, что позволит правильно организовать процесс обучения и воспитания в армии.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью теоретического обоснования политических и идеологических концепций военно-патриотического воспитания россиян, реформирования системы морально-психологического и идеологического обеспечения процесса обучения и подготовки личного состава армии и флота,

Степень изученности проблемы и источники исследования.

Анализ научного и фактологического материала показал, что на протяжении длительного времени изучение проблемы менталитета российской армии и формирования его классической парадигмы было эпизодическим, урывчатым, а результаты - фрагментарными и часто поверхностными. Кроме того, исследуемая проблема не выделялась отдельно, а изучалась в контексте ряда наук, в частности философии, психологии, педагогики, социологии, истории, аксеологии и других. В рамках исторической культурологии тема рассматривается впервые.

Многие ученые, освещая глубинные источники духовного, пытались объяснить содержание исследуемого феномена. И сегодня ещё идут споры о том, что следует понимать под менталитетом. Ж.Дюби трактует менталитет как систему образов и представлений; Ж.Ле Гофф - как общий тип поведения, свойственный индивиду и представителям определенной социальной группы, в котором выражено их понимание мира в целом и их собственного места в нем; Г.-В.Гетц - как эмоциональную и диологическую предрасположенность, бессознательные и неотрефлектированные способы поведения и реакций; В.С.Барулин - как основу образа жизни; А.Я.Гуревич - как уровень индивидуального и общественного сознания; И.К.Пантин - как память народов; Г.Д.Гачев - как национальный образ мира; А.В.Петровский - как совокупность взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения; В.А.Шкуратов - как человеческую активность, воплощенную в памятниках культуры; В.В.Колесов - как национальный способ видения мира и так далее.

Важную роль при исследовании диссертационной проблематики сыграли работы философов: И.В.Агафоновой, В.Ф.Асмуса, А.Х.Горфункеля, Ю.В. Кушакова, Т.И.Ойзермана, В.С.Пазенка, В.О.Шевчука и других . В них представлены общие вопросы менталитета на различных исторических этапах.

При исследовании содержания и специфики классической парадигмы менталитета российской армии диссертант использовал труды: Т.Адорно, Ф.Броделя, М.Бубера, М.Бунге, М.Вебера, Г.-Г.Гадамера, Е.Гуссерля, А.Камю, Ж.-Ф.Лиотара, К.Лоренца, К.Поппера, А.Тойнби, Э.Фромма, М.Хайдеггера, Ф.Хайлера, Й.Хейзинга, Дж.Холтона, В.Шубарта, К.Ясперса и других. В их сочинениях выявлены и проанализированы общие особенности менталитета, которые присущи человеку и цивилизации в целом.

1 См.: Споры о главном. Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993.

2 Агафонова И.В. Идея православного государства в европейском политическом менталитете: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1994. - 155 е.; Асмус В Ф Античная философия. - 3-изд. - М., 1999. - 400 е.; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. - М., 1977. - 359 е.; Кушаков Ю.В. Историко-философская концепция JI. Фейербаха: Теория, методология, конкретные результаты. -Киев, 1981. - 166 е.; Феноменология искусства / [Т. И. Ойзерман, К. М. Долгов, Н. А. Кормин и др.]; РАН, Ин-т философии. - М., 1996. - 262 с.

3 Бродель Ф. Что такое Франция?.[Кн. 2] : Люди и вещи : [Численность народонаселения и ее колебания на протяжении веков]. -М., 1995. - 244 е.; Бунге М. Интуиция и наука. - М., 1967. - 187 е.; Бубер М. Два образа веры. - М., 1999. - 592 е.; Бубер М. Я и Ты. -М., 1993.

- 173 е.; Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994. - 702 е.; Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философ, герменевтики. - М., 1988. - 699 е.; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994. - 354 е.; Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. - М., 1990. - 414 е.; Лоренц К.З. Агрессия: (Так называемое "зло").

- М., 1994. - 269 е.; Лоренц К.З. Врожденный запрет братоубийства // Диалоги продолжаются. - М., 1989; Поппер. К. Квантовая теория и раскол в физике: Из "Постскриптума" к "Логике науч. открытия". - М., 1998. - 189 е.; Соловьева ГГ. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т.В. Адорно). - Алма-Ата, 1990. - 190 е.; Тойнби А. Икеда Дайсаку. Диалог Тойнби - Икеда: Человек должен выбрать сам. - М., 1998. - 445 е.; Тойнби А. Постижение истории. - М., 1996. - 606 е.; Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М.-СПб., 1996. - 477 е.; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998. - 670 е.; Фромм Э. Душа человека. - М., 1998. - 662 е.; Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998. - 383 е.; Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.

- 451 е.; Шубарт В. Европа и душа Востока. - М., 1997. - 446 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1991.

Почетное место в исследовании принадлежит разработкам отечественных и зарубежных авторов по социальной философии: В.П.Алтухова, К.С.Гаджиева, А.Я.Гуревича, Ю.Н.Давыдова, В.Г.Кременя, М.О.Лосского, Вл.Соловьева, С.Л.Франка, М.МЧешкова, Ю.Г.Шрейдера4 Чрезвычайно плодотворным оказалось обращение к историко-теоретическим трудам Н.А.Бердяева, Н.М.Карамзина, П.Н.Милюкова, В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, С.М.Соловьева, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского и других.

Особый смысл в выявлении особенностей классической парадигмы менталитета современной российской армии приобретают труды

A.И.Арнольдова, А.А.Аронова, П.С.Гуревича, Д.С.Лихачева, М.С.Когана,

B.А.Разумного и других.5

Особое место в исследовании заняли работы известных российских педагогов, в том числе и военных: А.В.Барабанщикова, В.И.Вдовюка, П.Н.Городова, А.И.Каменева, И.А.Липского, М.Воробьева, В.П.Давыдова и

4 Алтухов B.JI. О перестройке мышления: (Диалог с читателями). - М., 1988; ГаджиевК.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М., 1990. - 239 е.; Гаджи-ев К.С. Политическая философия. - М., 1999. - 606 е.; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984; Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Аналов". - М, 1993, Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен: к характеристике эстети-ко-полит. взглядов Платона и Аристотеля. - М., 1968. - 285 е.; Давыдов Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контр культуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. - М., 1980. - 264 е.; Кремень В.Г. Индивидуальное и коллективное: антиподы или стороны одной медали? - М., 1990. - 61 е.; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994. -431 е.; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991. - 367 е.; Соловьев B.C. О народности и народных делах У/ Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. - М., 1989. -Т. 1. - С. 279292; Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Там же. -Т. 2.-С. 260-638; Чешков М. А. Глобальный контекст постсоветской России = The global context of postsoviet Russia: Очерки теории и методологии мироцелостности. - М., 1999. - 297 е.; Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: Новые конфигурации мирового пространства: В поисках глобал. и теорет. синтеза. - М., 1994, - 171 е.; Шрейдер Ю.А. Ценности которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценностного выбора. - М., 1999. - 206 с. " Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993. - 349 е.; Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М., 1992. - 273 е.; Аронов A.A. Воспитывать патриотов. - М., 1989. - 172 е.; Аронов A.A. Растить патриотов: (Военно-патриотическое воспитание учащихся). - М., 1988. - 101 е.; Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. - 1990. -№ 4.-С. 3-6; Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. -М., 1985. других.6

В изучении современных тенденций, происходящих в формировании менталитета российской армии, содействовали документы, извлеченные из текущих архивов Министерства Обороны РФ, а также приказы, инструкции, другие источники, материалы периодической печати.

Таким образом, на основе анализа вышеизложенного, можно заключить, что рассмотренные источники и литература создали фундамент настоящего исследования и дали возможность подтвердить, уточнить и обосновать особенности менталитета российской армии, его классическую парадигму с точки зрения философского и культурологического знания.

Объект исследования - менталитет российской армии, его сущность и содержание.

Предмет исследования - менталитет как философско-культурологическая категория, его классическая парадигма в историческом аспекте и современные тенденции формирования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования - философско-культурологический анализ формирования классической парадигмы менталитета российской армии и выработка её концепции в контексте современности.

В процессе исследования сформулированы следующие задачи: определить основные черты менталитета как философско-культурологической категории;

- обобщить некоторые результаты исследования феномена «менталитет» в отечественной и зарубежной научной мысли;

6 Барабанщиков A.B., Безуглов И.Г. Актуальные вопросы обучения и воспитания пограничников. - М., 1990. - 255 е.; Барабанщиков A.B. и др. Проблема психологии воинского коллектива. - М., 1973. - 302 е.; Вдовюк В.И., Герасимов В.Н. Педагогические' аспекты перевоспитания военнослужащих срочной службы. - М., 1991. - 64 е.; Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров России. - М., 1990. - 184 е.; Липский И.А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. - М., 1991. - 190 е.; Давыдов В.П., Морозов И.И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. - М., 1983.

- осмыслить классическую парадигму менталитета российских вооруженных сил в контексте изучаемой проблемы и выявить её сущность;

- изучить основные черты менталитета российской армии на современном этапе развития общества.

Методологической основой диссертации стали принципы диалектического мышления, а также философские, исторические, социологические, культурологические положения, связанные с формированием российского менталитета и менталитета отечественной армии в рамках классической парадигмы этого понятия и его особенностями в современных условиях.

Методы исследования проблемы определены научными методиками, выработанными гуманитарными науками, которые дали возможность выйти на глубину типологической детерминации целостности этой философско-культурологической категории. Их использование в контексте социально-экономической, политической и других видов социальной деятельности позволило представить менталитет российской армии как интегративно-содержательный срез общественного сознания, как форму межличностного общения индивида с окружающей средой. В диссертации нашли применение принципы системного и компаративного анализа, научного обобщения, а также историко-философский метод, реконструирующий различные представления о категории "менталитет".

Основные научные результаты и теоретическая новизна диссертации заключаются в следующем:

- сформулированы основные черты менталитета как философско-культурологической категории;

- выделены особенности классической парадигмы менталитета российской армии и выявлены условия, способствующие их формированию;

- осмыслены пути развития менталитета российской армии на разных этапах её истории;

- проанализированы тенденции формирования менталитета современных Вооруженных Сил России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Менталитет - философско-культурологическая категория, формирующаяся на основе конкретного жизненного опыта, благодаря социальному и духовному многообразию человеческой деятельности. Она находится у истоков эмпирического знания, оставаясь, с одной стороны, нейтральной к каждой отрасли знания, а с другой, общей им всем. Это дает право утверждать, что менталитет - общечеловеческая ценность, соединение общепринятых идеалов, взглядов, теорий, влияющих на становление и развитие самосознания личности, познание ею окружающего мира и обретение жизненного опыта. Он постоянно обогащается в феноменологическом смысле слова.

2. Концептуализация менталитета российской армии — это не просто научная процедура систематизации разрозненных исторических и других представлений, а мировоззренческая форма соединения в единое целое самых разнообразных знаний об этом феномене, которые тесно переплетаются между собой, отражают духовную направленность становления личности российского воина, а в совокупности с преданностью Родине, самоотверженностью, целеустремленностью, уверенностью в своих идеалах и другими качествами, помогают формировать его менталитет, способствуют накоплению знаний, умений, активизируют военно-патриотическое воспитание.

3. Философско-культурологическое содержание менталитета российской армии раскрывается через социокультурные преобразования, происходящие в обществе, в том числе изменения образа жизни, рост самосознания людей, стремление их отразить свою причастность к историческим событиям и свое отношение к ним.

4. Выбранные подходы к исследованию проблемы позволили выделить и систематизировать особенности формирования менталитета российского воина в процессе его профессиональной подготовки, освоения исторического опыта прошлых поколений, культурного наследия народа.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования позволяют расширить представления о направлениях формировании менталитета российских воинов в исторической парадигме. Они могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки данной проблемы. Материалы исследования внедрены и использованы в учебных программах и системе воспитательной работы Краснодарского военного института.

Апробация результатов исследования. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях, а также в научных публикациях общим объемом более 1,5 печатных листов.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств и рекомендована к защите.

Структура и объем исследования определены его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Романченко, Сергей Николаевич

Заключение

Подводя итоги формирования менталитета российской армии в рамках данного исследования, соискатель пришел к выводу, что существует ещё множество проблем, мешающих этому процессу. Так, по данным социологических исследований, военнослужащие не удовлетворены не только своим материальным положением, но и отношениями, сложившимися внутри армии. В ходе исследования "Будущее Российской армии глазами молодежи", проведенного в 1997 г., выяснилось, что молодые военнослужащие различных категорий среди важнейших характеристик, которыми должна обладать армия будущего, выделили уважительное отношение к личности, действенную заботу о военнослужащих, внимание к их нуждам и запросам.

Данная задача чрезвычайно сложна, и решать ее должны профессионалы. Значение таких специалистов для армии трудно переоценить. А между тем создалась парадоксальная ситуация: если для звена полк и выше подготовка специалистов по социально-психологическим специальностям организована на достаточно высоком уровне (на базе Военного университета), то звено взвод-рота-батальон остается неохваченным. А ведь именно здесь должна быть сосредоточена основная работа по воспитанию военнослужащих Российской армии.

Другой причиной, требующей внимания в контексте формирования менталитета российской армии — нарастание явлений социальной патологии, как в обществе, так и в армии. Причем, ее масштабы приобретают опасный размах. Так, судимость военнослужащих армии и флота в 1996 г. возросла на 11,1 процента. По-прежнему преобладают опасные в условиях армии воинские преступления: уклонение от военной службы и нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.1

Количество преступлений и происшествий, совершаемых военнослужащими в состоянии алкогольного опьянения, ежегодно растет и составляет в среднем 7—10 процентов от их общего числа в Вооруженных Силах. В 1997 г. материальный ущерб государству от действий, связанных с употреблением спиртных напитков военнослужащими, составил около семи миллиардов рублей.

По данным социологов Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, в 1995 г. число наркоманов по сравнению с предыдущим призывом возросло вдвое. В целом до восьми процентов военнослужащих по призыву употребляют наркотики. В 1996 г. более 35 из каждых ста тысяч военнослужащих лечились от наркомании.

По сравнению с советским периодом количество самоубийств в Вооруженных Силах в 1996 г. возросло более чем в два раза и составило 36 человек на сто тысяч, в то время как в 1991 г. соответствующий показатель был пятнадцать человек. Выросло количество суицидальных происшествий в ходе несения караульной службы, и каждом третьем из них использовалось огнестрельное оружие. В 1996 г. свыше ста офицеров свели счеты с жизнью, при этом большинство из них — молодежь.

В 1997 г. произошло десять трагических инцидентов, когда военнослужащие расстреливали своих сослуживцев. За 1997 г. своими сослуживцами были убиты около пятидесяти военнослужащих по призыву и по контракту (целая рота!), что почти в шесть раз больше, чем в 1996 г. Состоянию духа россиян присуща нестабильность. Это не в последнюю очередь вызвано углубляющимся их разделением на бедных и богатых.

В настоящее время почти 30 процентов населения нашей страны (более 40 миллионов человек) оказались за чертой бедности. Более 80 процентов

1 Чугунов В.М. Сознание военной безопасности и механизм его формирования в ВС РФ // Военная мысль. - 2000 - № 2 - С. 55-60. россиян в результате экономических реформ стали жить значительно хуже, чем прежде. Неудивительно, что основная масса граждан не уверена в завтрашнем дне, а перспективы духовного и материального развития для них остаются неясными, Социальная пассивность и духовная нейтральность многих граждан России приводит к тому, что они отдают предпочтение не общенациональным, государственным, а личным, семейным или узкокорпоративным ценностям и ориентирам. Такая направленность духовного совершенствования, с одной стороны, способствует развитию самосознания личности, с другой — разрушает духовное единство общества. Подобное состояние духа общества не прибавляет оптимизма тем, кто стоит под ружьем и негативно влияет на их сознание.

Кроме того, духовной жизни россиян, воинов армии и флота свойственна раздвоенность. Одни - ориентируется на ценности советского и более отдаленного прошлого нашей страны, другие — на новые идеалы, связанные с коммерциализацией общественной жизни и ориентацией на западные стандарты.

Ныне наблюдается спад в развитии духовной культуры общества. Отказ от всеобщего среднего образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании», привел к существенному снижению культурного уровня молодежи. Этому же способствуют: массированная пропаганда насилия, распространение порнографии и низкопробной, бульварной литературы, навязывание западного образа жизни.

Во все времена ценилось в русском народе бескорыстное.воинское служение Родине. В недавнем прошлом мужчина, не служивший в армии, окружающими воспринимался настороженно. Сейчас, в условиях острого дефицита призывных ресурсов в нашей стране законодательно предусмотрена отсрочка. В Российской Федерации сейчас призывается не более 16 процентов из тех, кому положено по возрасту. В Москве же из 100 парней, подлежащих призыву в армию, по данным С.Шахрая («Красная звезда», 15 апреля 1995 г.), направляется в войска лишь 8. В других странах этот показатель составляет, как правило, 60—80 процентов. Нравственная болезнь общества подтверждается и тем, что в нашей стране «процветает» преступность. Если в 1990 году в России действовали 785 организованных преступных группировок, то в 1994 году — уже 5654. Ими совершено каждое четвертое преступление. По оперативным данным, общая сумма незаконно нажитых <миром» организованной преступности денег только в 1994 году составила около 1,4 триллиона рублей. За последние три года сотрудники столичного Регионального управления по борьбе с организованной преступностью обезвредили 1687 бандитских группировок, члены которых изобличены в совершении 2227 преступлений.

Но и правоохранительные органы зачастую бессильны перед преступниками. Сейчас только московскому РУОПу противостоят 34 организованные преступные группировки, занимающиеся разбоями, грабежами, вымогательствами, незаконным оборотом наркотиков, оружия, автомобилей и т.д. В 1995 году лишь в Москве произошло 92675 преступлений, что на 6,6 процента превышает показатели 1994 года. Нормальные, обычные люди ощущают свою беззащитность, страх за себя и своих близких.

Патриотизм - духовно-нравственный стержень национальной идеологии. Выдвигаемые государственными органами лозунги часто оказываются в центре внимания жизни и деятельности классов, социальных групп и даже целых народов. Патриотизм — одно из самых естественных чувств, определяющих жизнь и поступки людей. Он проявляется в причастности каждого гражданина к государственным делам,: в принадлежности к единому национально-духовному укладу, основанному на традициях и вере предков.

Многие россияне в условиях отсутствия в настоящее время общепринятой патриотической идеи испытывают моральный и психологический дискомфорт. Это характерно и для военнослужащих.

Изложенные особенности формирования менталитета российских воинов связаны с необходимостью возрождения исконно российских ценностей, таких, как любовь к Родине, к армии, взаимное уважение, почтение к традициям воинской доблести и славы россиян, гражданственности. Но, несмотря на эти и другие недостатки, авторитет военной службы среди молодежи довольно высок. В ходе исследований, проведенных в стенах Краснодарского военного института, 80 процентов студентов определили военную службу как особый вид профессиональной деятельности, которая должна быть окружена почетом и признанием со стороны государства и общества. Половина всех опрошенных считают, что офицер должен являть собой образец культуры и воспитания. Несмотря на то, что сегодня только 3,5 процента молодых ребят безоговорочно гордятся своей Родиной и не собираются от нее отказываться. Шестьдесят процентов (!) готовы (с теми или иными оговорками) ее покинуть. Это — нравственные параметры, но есть и другие. К примеру, у полутора процентов призывников уровень образования не соответствует минимальным требованиям, необходимым для освоения воинской специальности. А с учетом более нем миллионной армии беспризорников, полумиллиона так называемых социальных сирот— потенциал роста у этой категории весьма значителен.

Сложная обстановка в стране, в российской армии существенно снижает эффективность воспитательной работы. В таких условиях активное воздействие на сознание и внутренний мир воинов во многом может снизить или нейтрализовать влияние негативных факторов.

Один из наиболее актуальных вопросов — формирование у российских воинов гражданственности, осознании каждым из них своих прав и обязанностей по отношению к государству, а через него — к народу, обществу. Эти права и обязанности, а также свободы и ответственность военнослужащих изложены в Конституции РФ, Гражданском кодексе, в

Законах РФ «О статусе военнослужащего», «О воинской обязанности и военной службе», в других законах и уставах. Многие из прав и обязанностей военнослужащих, как общегражданских, так и военно-профессиональных, выражают их связи с государством и обществом. А особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Духовность любого человека невозможна без нравственных идеалов. В современной ситуации состояние нравственности в нашем обществе, а значит, и в армии далеко не благополучное. Оно видно во всем. Но особую тревогу вызывает отношение государства к подрастающему поколению. Беспризорность, как известно, была ликвидирована в нашей стране уже в 30-х годах. И неожиданно возродилась в наше время. Не случайно на долю несовершеннолетних приходится практически каждое восьмое правонарушение.

Вооруженные Силы не столь глубоко подвержены «ржавчине» безнравственности. Но армия — часть общества и здесь имеют место серьезные правонарушения.

Выход необходимо искать в российской общенациональной менталитете, который во все времена был доктриной общенационального согласия, системой взглядов на развитие патриотизма, духовности общества и человека, гражданского мира и согласия, суверенитета и независимости государства.

Спасительный, консолидирующий потенциал российского менталитета в наши дни следует активнее пополнять. И в этом центральное место занимает проблема сохранения социального, экономического, межнационального, культурного и территориального единства нашего Отечества. Без консолидации общества России не выйти из экономического

134 кризиса, не преодолеть обеднения народа, не добиться успехов в социальноэкономических реформах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Романченко, Сергей Николаевич, 2000 год

1. Приказ МО РФ № 235 от 3 июля 1995 г. О Совершенствовании системы воспитательной работы в вооруженных силах Российской федерации.

2. Приказ МО РФ № 226 от 6 июля 1995 г. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Приказ МО РФ № 440 от 25 сентября 1998 г. О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Приказ МО РФ № 333 от 29 мая 1999 г. О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации.

5. Директива МО РФ № Д-18 от 31 июля 1996г. О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации.

6. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1999.

7. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. -М., 1979.

8. Аграйл М. Психология счастья. М., 1990.

9. Адо П. Плотин, или простота взгляда. — М., 1990.

10. Алексан дрен ков Э.Г. Диффузионизм в зарубежной западной этнографии // Концепции зарубежной этнологии: Критические этюды. М., 1976.

11. П.Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

12. Алтухов В.Л. О перестройке мышления: (Диалог с читателями). М., 1988.

13. В.Андреев Д.Л. Роза Мира. — М., 1991.

14. Андреев Д.Л. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1954. - 471 с.

15. И.Андреева Г.М. Современная социальная психология. М., 1999. - 376 с.

16. Андреева Г.М. Современная социальная психология на Западе. (Теорет. направления). М., 1978. - 270 с.

17. П.Анисимов В.В. Проблемы совершенствования системы воспроизводства офицерского корпуса как социально-профессиональной группы: дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. Уфа 1998. -160 с.

18. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. -М., 1993. 349 с.

19. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М., 1992. -273 с.

20. Аронов A.A. Воспитывать патриота. М., 1989. - 172 с.

21. Аронов A.A. Растить патриотов: (Военно-патриотическое воспитание учащихся). М., 1988. - 101 с.

22. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.

23. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.П. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. - Вып. 2. - С. 36-42.

24. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук. М.,1969.

25. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 104 с,

26. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984. - 318 с.

27. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2-х т. Т.1 М., 1969.

28. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-изд. М., 1999. - 400 с.

29. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994. - 204. с.

30. ЗО.Баграмян И.Х. Так начиналась война. Киев, 1975. 31 Баграмян И.Х. Так шли мы к победе. - М., 1977. - 608 с.

31. Барабанщиков A.B., Безуглов И.Г. Актуальные вопросы обучения и воспитания пограничников. М., 1990. - 255 с.

32. Барабанщиков A.B. и др. Проблема психологии воинского коллектива.1. М„ 1973.-302 с.

33. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе: (Методол. аспекты проблемы). -М., 1977. 143 с.

34. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.

35. Белик А.П. Социальная форма движения. М., 1982.

36. Белик A.A. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? М., 1990.

37. Белик A.A. Психологическое направление в этнологии США. От исследований "Культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989.

38. Белик А. Концепция А. Маслоу — шаг на пути к созданию синтетической теории человека // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1991.

39. Белик А. По ту сторону фрейдовского психоанализа: в поисках смысла жизни//Твое здоровье. 1996.

40. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. - 222 с.

41. Бердяев H.A. Смысл творчества И H.A. Бердяев Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

42. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого,-Париж., 1952. 215 с.

43. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958.

44. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России. М., 1973.

45. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. М., 1986.

46. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в обществе. СПб., 1908.

47. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

48. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

49. Бородой Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. М., 1996.

50. Богораз В.Г. Восемь племен. Магадан, 1979. -270 с.

51. Брод ель Ф. Что такое Франция?. Кн. 2. : Люди и вещи : [Численность народонаселения и ее колебания на протяжении веков]. М., 1995. - 244 с.

52. Бродский К.Е. Эпистемический выбор и социальная структура // Общественные науки и современность. 1997 - № 6, С. 97-99.

53. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 412 с.

54. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории). М., 1981. - 390 с.

55. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М., 1990. -391 с.

56. Бромлей Ю.В. Этносоцильные процессы: теория, история, современность.-М„ 1987.-333 с.

57. Брюно П. Психоанализ и антропология // Марксистская критика психоанализа. М., 1976.

58. Бызова В.М. Психология этических различий: (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. -СПб., 1998-332 с.

59. Быков А.К. Воспитательная работа в вооруженных силах ФРГ, М.; 1995.

60. Бубер M. Два образа веры. M., 1999. - 592 с.

61. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. - 173 с.

62. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992. - 525 с.

63. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. М., 1999 Т. 2: Статьи и работы разных лет 1902-1042. - 1999. - 826 с.

64. Булгаков С.Н. О народности и народных делах // С.Н. "Булгаков Сочинения: В 2 т. M., 1993.-Т. 1.-С. 279-292.

65. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967. - 187 с.

66. Валынкин П.В. Этническая идентичность, этноаффилиации и этнические стереотипы русских — коренных жителей Саратовской области // Этническая психология и общество. М., 1997. - С. 145-155.

67. Вдовюк В.И., Герасимов В.Н. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной службы. М., 1991. - 64 с.

68. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. - 702 с.

69. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

70. Велик A.A. Расизм или гуманизм? // Расы и народы: Ежегодник. М., 1989.

71. Велик A.A. Психология религии Э. Фромма и А. Маслоу // Религии мира. -М. 1989.

72. Велик A.A. Психологическая антропология. М., 1993.

73. Военная педагогика / под общей ред. В.Н. Герасимова. М., 1999.

74. Волошин М. Россия распятая//Юность. 1990. -№10.-С. 24-31.

75. Воробьев В.М., Чичерев В.А. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. М., 1988.

76. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Под ред. И.А. Липского. М., 1995.

77. ВундтВ. Проблема психологии народов. -М., 1912.

78. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.80,Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982.81 .Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философии герменевтики. М.,1988.-699 с.

79. Гаджиев КС. Американская нация: национальное самосознание и культура / Отв. Ред. Г.Г. Диличенский. М., 1990. - 239 с.

80. Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. - 606 с.

81. Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук М., 1994.

82. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

83. Гачев Г.Д. Национальный космо психо - логос // Вопросы философии. -1994 -№12 -С. 59-78.

84. Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.). М., 1975. 511 с.

85. Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М„ 1983.90Торфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. - 359 с.

86. Гофман А.Б. Элитизм и расизм // Расы и народы: Ежегодник. М., 1977.

87. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 1994.

88. Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. М., 1997. - 211 с.

89. Гриценко В.В. Русские среди русских: Проблемы адаптации вынужденных мигрантов из стран Средней Азии и Казахстана в России // Этническая психология и общество. М., 1977. - С. 306-315.

90. Гумилев JT.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. - 526 с.

91. Гумилев Л.Н. Историко-философские труды князя Н.С. Трубецкого. М.,1995. С. 31-54.

92. Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М., 2000. - 336 с.

93. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

94. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Аналов». М., 1993.

95. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

96. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.

97. Гуревич П.С. Расы и народы: Ежегодник. М., 1993.

98. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. - 354 с.

99. Давыдов В.П., Морозов И.И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. М., 1983.

100. Давыдов Ю.М. Искусство и элита. М., 1966. - 344 с.

101. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен: К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. -М„ 1968.-285 с.

102. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. (Критический Анализ). М., 1980. - 264 с.

103. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

104. Деркач A.A., Селезнева Е.В. Идеологическое воздействие: Социально-психологические и педагогические аспекты. М., 1985. - 310 с.

105. Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. »1. Л., 1980.

106. Дрейлинг Р. Военная психология как наука // Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. М., 1997. - С. 156-166.

107. Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. М., 1997. - 615 с.

108. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. - 318 с.

109. Дюби Ж. Тысячный год от рождества христова. М., 1997. - 236 с.

110. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

111. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. М., 1986.

112. Закиров А. Психологический анализ обыденного сознания в этнопсихологическом аспекте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1994.

113. Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург-Бишкек, 1997.-654. с.

114. Зеленков М.Ю. Морально-психологический фактор и обороноспособность страны. // Военная мысль. 2000. - № 2 - С. 61-64

115. Зуйков B.C. Формирование культурно мифических архетипов русского национального самосознания (методологические аспекты): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -М., 1995

116. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993. - С. 134-289.

117. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

118. История буржуазной социологии XIX — начала XX в. М., 1979.

119. История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. - 254 с.

120. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997

121. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров России. М.,1990. 184 с.

122. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М.,1990.-414 с.

123. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтарь. Минск, 1998. - 554 с.

124. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Ю.Ф. и др." Русский ассоциативный словарь. М., 1994-1996. -Т. 1. - 1994. - 223 е.; Т. 2. - 1994. - 356 е.; Т. 3. -1996. -231 е.; Т. 4,- 1996. - 323 с.

125. Карпов H.H. Предупреждение правонарушений в Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. - № 2 - С. 65-68

126. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. -М., 1991.

127. Карсавин Л. О личности // Философско-религиозные сочинения: В 2 т. -М., 1992. Т. 1.

128. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.Д992.-Т.1

129. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

130. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. - 265 с.

131. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996 - №2.

132. Коваленко Т.А. Менталитет русского дворяняства в контексте культуры середины XVIII // Автореф. на соиск. учен. степ. канд. культурологических наук. -М. 1999.

133. Козлов С.Я. Западная этнология и Африка // Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

134. Коммонер Б. Технология прибыли. М., 1976.

135. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М., 1971.-С. 17-28.

136. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

137. Колесов В.В. Язык города. М., 1991. - 190 с.

138. Колесов В.В. Культура речи культура поведения. - Л., 1988. - 271 с.

139. Костомаров H.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. - 301 с.

140. Костомаров Н.И. Раскол: исторические монографии и исследования. -М.- Смоленск, 1994. 608 с.

141. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990.

142. Котэ М. Некоторые особенности американского и русского менталитетов // Журнал практического психолога. 1998. - № 77 - С. 104118

143. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

144. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

145. Кремень В.Г. Индивидуальное и коллективное: антиподы или стороны одной медали? М., 1990. - 61 с.

146. Кузнец A.A. О социальном психоанализе // Вопросы философии. -1998. -№3. С. 164-167.

147. Культурология / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 1995. - 575 с.

148. Культурология. XX век: Антология. М., 1995. - 703 с.

149. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

150. Кучуков М.М. Национальное самосознание. Ростов-на-Дону, 1993.

151. Кушаков Ю.В. Историко-философская концепция Л. Фейербаха: Теория, методология, конкретные результаты. Киев, 1981. - 166 с.

152. Кьеркегор С Страх и трепет. — М., 1993.

153. Лебедева М.Н. Этническая и кросс-культурная?.: К вопросу о методологии отечественной психологии // Этническая психология и общество. — М., 1997. — С. 26-29.

154. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.-237 с.

155. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 1896.

156. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994,

157. Леви-Стросс К. Работы Марселя Мосса // Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

158. Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX в. » М., 1986.

159. Липский И.А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. -М., 1991.- 190 с.

160. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990, -№ 4.-С. 3-6.

161. Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.

162. Лобач А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1992.

163. Лоренц К.З. Агрессия: (Так называемое «зло»), М., 1994. - 269 с.

164. Лоренц К.З. Врожденный запрет братоубийства // Диалоги продолжаются. -М., 1989.

165. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. - 431 с.

166. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 480 с.

167. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - 367 с.

168. Лурье C.B. Российская империя как этнокультурный феномен // Общественные науки и современность. 1994 - №1 - С. 56-64.

169. Лурье C.B. Теоретические основания этнопсихологических исследований истории культуры Дис. на соиск. учен. степ, доктора культурологических наук. -М., 1998.

170. ЛутовиновВ.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 1999 - № 4-С. 62-70.

171. Малькова B.K. Этнические авто- и гетеростереотипы в представлении современных московских подростков // Этническая психология и общество. — М., 1997.- С. 215-230.

172. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом: Беседа с А. Эпельбуэн ¡1 Вопросы философии. 1992. - № 5.- С. 101.

173. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994. - 155 с.

174. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

175. Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

176. Махлаев A.B. К вопросу об изучении национального характера // Социально-политический журнал. 1995. - №1. - С. 207-210.

177. Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы между нар. конф., Москва, 14-15 июня 1994 г. М., 1996. - 439. с.

178. Менталитет и политическое развитие России: Тез. докл. науч. конф., Москва, 29-31 окт. 1996 г. М., 1996. - 149. с.

179. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр. / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека, Каф. философии; Редкол.: А. А. Разин (отв. ред.) и др.. Ижевск, 1994. - 125. с.

180. Ментальность россиян. / Под ред. И.Г. Дубова М., 1997. - 476 с.

181. M и д М. Культура и мир детства. М., 1988.

182. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2 : Вера. Творчество. Образование. Церковь. Религия. Литература. М., 1994. - 415 с.

183. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.): Сб. ст. / Рос. АН, Ин-т рос. истории; Редкол.: Л. Н. Пушкарев (отв. ред.) и др.. -М., 1994.-206 с.

184. Мыльников A.C. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм? // Гуманитарий: Ежегодник. СПб., 1996, - №1.

185. Мяло К.Г. О русском идеале // Евразия. М., 1996, - № 1/4. - С. 77-85.

186. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000. - 344 с.

187. Никитин А. Первый Рюрик—миф или реальность.— Наука и религия.1991,-№4.

188. Ницше Ф. Человеческие, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990.— Т. 1.

189. О долге и чести воинской в российской армии. М., 1990.

190. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.,1978.

191. Орлов Б.С. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа: Науч.-аналит. обзор. М., 1995. - 79. с.

192. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

193. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994.

194. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. -М„ 1998.- 525 с.

195. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

196. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

197. Пищик В.И. Транслирование менталитета в процессе общения воспитателя и ребенка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

198. Подолян-Лаврентьев А. Под покровительством Ильи Муромца // Пограничник. 1999. - № 7. - С. 40.

199. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос в современной России // Вопросы философии. 1995. - № 6.-С. 65-74.

200. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. - 421 с.

201. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.

202. Поппер. К. Квантовая теория и раскол в физике: Из "Постскриптума" к "Логике научного открытия". М., 1998. - 189 с.

203. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

204. Почебут Л.Г. Психология и ценностные ориентации русского народа // Этническая психология и общество. — М., 1997. С. 115-119.

205. Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Тез.' докл. I Конф. по ист, психологии рос. сознания (4-7 июля 1994 г., Самара) / Редкол.: В. А. Шкуратов (отв. ред.) и др.. Самара, 1994. - 198. с.

206. Работы Л. А. Уайта по культурологии. М., 1996 „

207. Разговор с психологом о двух культурах (интервью с Б.С. Братусем) // Журнал практического психолога. 1998. -№ 1. - С. 3-18.

208. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

209. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону,1996.

210. Рерих Н.К. Человек и природа. М., 1994

211. Рерих Н.К. Россия. М., 1994.

212. Розанов В.В. Черты характера Древней Руси // Религия и культура. -М., 1990.-T. 1.-С. 17-326.

213. Романов В.А. Армия в социальной структуре современного российского общества. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социологич. наук. Пермь, 1999.

214. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.

215. Руткевич A.M. Жизнь и воззрения К. Юнга // Архетип и символ. М., 1991.

216. Рыбаков Б.А. Календарь древних славян. // Средние века. М., 1986.

217. Рыжова C.B. Психологическая составляющая этнонационализма (Опыт эмпирического исследования) // Этническая психология и общество. М.,1997,-С. 173-181.

218. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. -М., 1999.-383 с.

219. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993.

220. Серых В.Д. Воинские ритуалы. М., 1986. - 255 с.

221. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996. - 204 с.

222. Соколов Э.В. Культурология. Теория культур. М., 1994.

223. Соловьев B.C. О народности и народных делах // B.C. Соловьев Сочинения. В 2 т. М., 1989. -Т.1. - С. 279-292.

224. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // B.C. Соловьев Сочинения. В 2 т. М„ 1989. - Т. 2.-С. 260-638.

225. Соловьев B.C. Общий смысл искусства. // — // B.C. Соловьев Сочинения. В 2 т. М., 1989. Соч.: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 395.

226. Соловьева Г.Г. Негативная диалектика: (Два образа критической теории Т.В. Адорно). Алма-Ата. 1990. - 190 С.

227. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М., 1992.

228. Сорокин П.А Социологические теории современности. М., 1992.

229. Социальная психология. М., 1975.

230. Споры о главном. Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

231. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. - С. 97104.

232. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997. - 824с.

233. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Вехи: Из глубины. М., 1991.

234. Г.Т. Тавадов. Этнология: Словарь справочник. - М., 1998. - 688 с.

235. Тард Г. Социальная логика. М., 1996.

236. Тихомиров В. Уральский прорыв // Ориентир. 2000. - № 2. - С.- 30.

237. Тойнби А. Икеда Дайсаку. Диалог Тойнби Икеда: Человек должен выбрать сам. - М., 1998. - 445 с.

238. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. - 606. с.

239. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1996. - 477. с.

240. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980.

241. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

242. Тресков Ю.А. Российский национальный менталитет как политический фактор социальной динамики: Дисс. канд. социол. наук. М., 1998. -125 с.

243. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - 798 с.

244. У орд Л. Психические факторы цивилизации. М., 1897.

245. Уфимцева Н.В. Русские: Опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. - С. 144-162.

246. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Ч. 1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. 2-е изд. -Новосибирск, 1996. - 833 с.

247. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

248. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1-2. СПб., 1992.

249. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. П. М.', 19561

250. Философский энциклопедический словарь. М., 1999. - 576 с.

251. Флиер А.Я. Этнические функции культуры // Культурология: Научно-образовательный вестник. 1996. - № 5.

252. Флоренский П. Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977. -Т.17. - С. 5-38.

253. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

254. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

255. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

256. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998. - 67Ö с.

257. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

258. Фромм, Э. Догмат о Христе. М., 1998. - 414 с.

259. Фромм, Э. Душа человека. М., 1998. - 662 с.

260. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

261. Фромм. Э. Революция надежды. СПб., 1999. - 243. с.

262. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернациональное поведение. Л., 1989.

263. Хайбукаева Л.Г. Предприимчивость в ментальности российского крестьянства : Дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. Саратов, 1998,- 134 с.

264. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998. - 383 с.

265. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. - 451 с. .

266. Хантингтон Э. Столкновение цивилизаций. М., 1994.

267. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

268. Хейзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня. М., 1992.

269. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

270. Чернова О.В. Психологические аспекты роста национального самосознания русских // Этническая психология и общество. М., 1997. -С. 127-131.

271. Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: Новые конфигурации мирового пространства: В поисках глобального^ и теоретического синтеза. М., 1994. - 171. с.

272. Чешков М. А. Глобальный контекст постсоветской России = The global context of postsoviet Russia: Очерки теории и методологии мироцелостности. М., 1999. - 297 с.

273. Чубуков А.Ф. Ценностные ориентации курсантов военного училища в современных условиях: Дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. -Саратов, 1998.

274. Чугунов В.М. Сознание военной безопасности и механизм его формирования в ВС РФ // Военная мысль. 2000 - № 2 - С. 55-60.

275. Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М., 1985. - 704 с. л

276. Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег на перегонки со смертью. М., 2000. -400 с.

277. Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии // Этническая психология и общество. М., 1997. - С11-17.

278. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. -М., 1989. 602 с.

279. Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1994.

280. Штейнталь X. Грамматика, логика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. М., 1960.

281. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

282. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997. - 505 с.

283. Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -М., 1993.

284. Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценностного выбора. М., 1999. - 206 с.

285. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М., 1985.

286. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. - 446 с.

287. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

288. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.

289. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

290. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. - 113 с.

291. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

292. Поплавська Т.М. Генезю менталггету особенноси в нацюнальнш культург Автореф. на соиск. учен степ. канд. филос. наук. Одесса. 1996

293. Старовойт И.С. Западноевропейская та украинска ментальностк зб!г i своерщност! / Автореф дис на соиск. учен, степ док. филос. наук. Клев1997

294. Freska Е., Kulcsar Z. Social Bonding in the Modulation of the Physiology of

295. Ritual Trance // Ethos. 1989.

296. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y., 1954.

297. Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955.

298. Human Ethology. Cambridge, 1979.

299. KroeberA.L. Concluding Review // An appraisal of Anthropology Today. Chicago, 1953. P. 373.

300. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1987.

301. Maslow Ä.I. Religions, Values and Peak-Experience. Harmondsworth, 1982.

302. Maslow Ä.L The Farther Reaches of Human Nature. N. Y., 1971.

303. Munroe R.H., MunroeR.L.,ShiminH.S. Children's Work in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology. 1984.

304. Ohne Geld, ohne Moral. Die russichen Streitkräfte sind nicht mehr kampffähig // Der Spiegel. 1996. - № 26.

305. Stephan W.O., Abalkina-Paap M. Russia and West: Intercult. relations // Handbook of intercultural training. Thousan Oaks (Cal.) etc., 1996. - P. 366382.

306. Prince R. Shamans and Endorphins: Hypothesis for A Synthesis // Ethos. 1982.

307. The Revolution of Culture: the Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y., 1959.

308. White L.A. Nations as Sociocultural Systems // Ingenor. 1968.

309. Waffe des Kreuzes. Der Politkommissar ging, der Feldprediger kommt. Die orthodoxe Kirche füllt das geistige Vakuum nach dem Ende des

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.