Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Башкатова, Анастасия Геннадьевна

  • Башкатова, Анастасия Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 300
Башкатова, Анастасия Геннадьевна. Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2013. 300 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Башкатова, Анастасия Геннадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Социокультурный контекст. Роль СМИ в поиске ценностных

констант

§1. Российская культура в условиях глобализации и трансформации

§2. Постмодернизм и креативность в культуре. Литература как полигон

культурных трансформаций

§3. Культурно-просветительская миссия журналистики

Выводы по I главе

Глава II. Литературная рецензия в современной российской прессе

§1. Литературная рецензия как жанр современной журналистики

§2. Литературная рецензия как журналистский текст

§3. Парадигмы литературного рецензирования

§4. Редакционная политика изданий и формат литературной рецензии

§5. Рецензия на одну и ту же книгу в разных типах и форматах изданий

Выводы по II главе

Глава III. Литературная рецензия в зеркале контент-анализа

§1. Программа контент-анализа: выборка, цели, задачи, содержание

§2. Рецензия и рецензент

§3. Объект рецензии

§4. Оценки рецензента. Субстанциональная креативность

и постмодернизм

§5. Основные форматы литературной рецензии в современной прессе

Выводы по III главе

Заключение

Приложение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры»

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России начался процесс трансформации, смены доминирующей в культуре картины мира и ценностных установок. Социологи выявляют дезориентированность российского общества. В условиях глобализации актуализируется вопрос о самобытности отечественной культуры. СМИ перенимают западные информационно-аналитические стандарты и переосмысливают традиции отечественной журналистики. Одним из полигонов ценностной переориентации общества и источником новых смыслов является литература. Доступ к новым произведениям и заложенному в них смыслу обеспечивают литературная «инфраструктура», посредник между творцом и аудиторией. Литературная рецензия имеет дело со вторичной - художественной - реальностью, при этом она оказывает двойное влияние: и на читателя, и на писателя. Рецензия, для которой культуроформирующая и культурно-просветительская функции конститутивны, обладает потенциалом по преодолению культурного кризиса. Между тем она и сама подвержена видоизменению в условиях культурных парадигмальных сдвигов.

Актуальность исследования. Выявленные социологами аномия, хаотизация, мультиморальность, дезориентированность современного российского общества, оказавшегося на пороге глобализации со всеми ее противоречиями, плюсами и минусами; проникновение в культуру, искусство, литературу рыночных принципов, размывающих устоявшиеся эстетически-этические критерии оценки (литературное качество, созидательная ценность) в угоду коммерческой окупаемости; модный постмодернистский отказ от ценностных императивов и канонов, подмена сущностных смыслов симулякрами; уже привычная утрата авторства, когда книга становится коммерческим проектом, стандартизированным, «конвейерным» литературным продуктом, - все

это и многое другое делает актуальным исследование современной литературной рецензии в условиях происходящих культурных трансформаций.

В исследовании поднимается такая проблема литературного рецензирования, как неадекватность структурно-содержательных и функциональных характеристик современной литературной рецензии информационным, познавательным, эстетическим, этическим, аксиологическим и иным потребностям и запросам аудитории в условиях ценностной переориентации и дезориентации. Нужно углубленное изучение тех вызовов, с которыми сталкиваются сегодня культура, литература и «работающая» на них литературная «инфраструктура», включающая в себя в том числе литературные рецензии. Должны быть осмыслены разные точки зрения на происходящие парадигмальные сдвиги и выработана позитивная модель преодоления культурного кризиса.

Объектом исследования является современное литературное рецензирование в контексте культурной трансформации на страницах ежедневных и еженедельных газет и тонких журналов широкого тематического охвата.

Предмет исследования - структурные, содержательные и функциональные характеристики жанра литературной рецензии, которые проявляются в зависимости от разных типов периодических изданий, а также от избранных изданиями форматов1.

Цель исследования - рассмотреть структурно-содержательные особенности современной литературной рецензии в прессе и определить

1 Под форматом СМИ мы понимаем свод требований к способу организации контента, который описывает концепцию СМИ, его функционально-содержательные, жанрово-стилистические, языковые, дизайнерские, пространственно-временные особенности, призванные наладить оптимальную коммуникацию с аудиторией в рамках успешного медиабизнеса.

направления формирования у аудитории картины мира в зависимости от типа и формата издания с учетом социокультурного контекста.

Это осуществляется путем решения следующих задач:

1) охарактеризовать современное состояние российской культуры, определить пути преодоления культурного кризиса с помощью литературы и журналистики;

2) выявить место литературной рецензии в современных СМИ и в системе жанров журналистики; вычленить основные жанровые требования и характеристики рецензии;

3) проанализировать, как корректируются содержательные, структурные, функциональные и иные особенности современной литературной рецензии в зависимости от типа, а также формата издания;

4) выяснить, выполняет ли современная литературная рецензия культуроформирующую и культурно-просветительскую функцию, обладает ли она креативным, созидательным, сущностным потенциалом по преодолению кризисных тенденций в культуре и литературе;

5) построить классификацию форматов литературной рецензии в зависимости от типа, а также формата СМИ;

6) изучить методом контент-анализа содержательно-смысловые и форматно-стилевые характеристики рецензии в печатных изданиях.

Научная новизна исследования. Научную новизну представляют результаты проведенного контент-анализа литературных рецензий из печатных изданий. В исследовании вводится классификация форматов литературной рецензии, выявляется существование как минимум четырех форматов жанра: рецензии-навигатора, рецензии-фильтра, рецензии-сигнала, рецензии-стимула, с помощью которых культурно-просветительская миссия СМИ реализуется не одинаково. Показано, что в каждом отдельном издании рецензии транслируют картину мира этого конкретного СМИ, которая может быть искажена или упрощена.

Доказывается смысловая и ценностная недостаточность современной литературной рецензии: для более глубокого понимания прорецензированного произведения и современного литературного процесса, читатель вынужден самостоятельно собирать «пазл» из рецензий разного формата, публикуемых в разных изданиях. При помощи социологического метода контент-анализа впервые изучаются функциональные, структурные, содержательно-смысловые, ценностные, форматные и стилевые характеристики жанра литературной рецензии в современной прессе. Показывается взаимосвязь жанровой проблематики с более широким, социокультурным контекстом.

Степень научной разработки темы. Литературная рецензия как жанр литературной критики изучается в работах Т. С. Алексеевой, А. Г. Бочарова, Б. Ф. Егорова, Г. В. Зыковой, Е. А. Корнилова, В. И. Кулешова М. А. Лифшица, В. А. Недзвецкого, В. И. Новикова, Л. В. Овчинниковой, Н. И. Якушина и др. Также история отечественной литературной критики и журналистики описана в исследованиях Ю. А. Говорухиной, М. М. Голубкова, Б. И. Есина, Г. В. Жиркова, А. В. Западова, И. В. Кузнецова, С. Я. Махониной, Р. П. Овсепяна, Л. Е. Татариновой и др. Добавим, что В. И. Баранов, А. Г. Бочаров, Ю. И. Суровцев связали развитие литературной критики с историей журналистики, с генезисом отечественной прессы, рассчитанной на широкую аудиторию (Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика. - М.: Высш. шк., 1982). О том, как литературный процесс увязывается с развитием журналистики можно составить представление, в частности, по двухтомнику: Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века (1890 - 1904). - Т. 1. - Социал-демократические и общедемократические издания. - Т. 2. - Буржуазно-либеральные и модернистские издания. -М.: Наука, 1981; 1982.

О состоянии современной литературной критики, литературного процесса, книгоиздательского бизнеса говорится в публикациях Н. Б. Ивановой, 3. Лёффлер, Б. Менцель В. И. Новикова, В. Е. Пустовой, С. И. Чупринина, А. Шиффрина и др. В последние годы стали публиковаться исследования, посвященные новому взгляду на развитие литературной критики в советскую и постсоветскую эпохи. Эти публикации вызывают горячие споры, однако тоже достойны внимания. Среди них: Корниенко Н. В. «Нэповская оттепель»: Становление института советской литературной критики. - М.: ИМЛИ РАН, 2010; История русской литературной критики: Советская и постсоветская эпохи/ Под ред. Е. Добренко, Г. Тиханова. - М.: НЛО, 2011.

Истории отечественной критики и журналистики посвящено множество исследований. В большинстве из них основное внимание уделяется зарождению, становлению и столкновению идей, эстетических, этических, социально-политических взглядов, литературных, идеологических и иных направлений, а также формированию методов критической и журналистской деятельности. В таких исследованиях можно найти упоминания о жанровых признаках рецензии, но они разрозненны, не систематизированы.

Также существуют работы, которые посвящены не столько идеям, сколько жанрам и поэтике русской литературной критики. Ключевым в этом смысле считаем исследование Б. Ф. Егорова «О мастерстве литературной критики». Егоров отталкивался от теории форм литературной критики Л. П. Гроссмана, жанровых классификаций М. Я. Полякова и И. В. Попова, от проведенных А. Г. Цейтлиным исследований жанровых предпочтений В. Г. Белинского. И на основе этого Егоров совершил, как утверждается в исследовании, «первую попытку рассмотреть в целом разнообразие и динамику форм в русской

литературной критике XIX века в тесной связи с разнообразием методов и идей»1.

Продолжают эту линию исследователи, которые изучали жанры конкретных исторических типов и эстетических видов русской литературной критики. Сошлемся, в частности, на труды Н. А. Богомолова, В. В. Перхина, В. Н. Крылова, посвященные жанрам отечественной символистской критики, критики Серебряного века; на работы В. П. Муромского - о жанрах советской критики, и т.д. В подобных исследованиях жанр литературной рецензии рассматривается более подробно, однако он не является основным предметом исследования.

В ряде исследований литературная рецензия изучается не сама по себе, а как жанр, предпочитаемый тем или иным критиком; как жанр, на структурно-содержательных и функциональных характеристиках которого сказываются установки и предпочтения этого критика. Назовем, в частности, сборник: Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика/ Под ред. В. В. Перхина. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. Периодически появляются и другие исследования подобного рода. Сошлемся, например, на работы А. В. Ярковой (Громовой) о литературно-критических жанрах в творчестве Б. К. Зайцева. В работах Ярковой (Громовой) важное место занимает разговор в том числе о жанре рецензии у Зайцева. Такой подход к изучению жанров литературной критики не нов. Тут можно сослаться на ставшую уже хрестоматийной книгу С. И. Чупринина «Критика - это критики. Проблемы и портреты». - М.: Советский писатель, 1988.

Важными для нашего исследования стали рассуждения самих литературных критиков и участников литературного процесса об

1 Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. - JL: Советский писатель, 1980. - С. 20.

общественной и культурной роли современной литературной критики, литературной журналистики и литературной рецензии. Сошлемся на публикации и выступления В. И. Новикова, Н. Б. Ивановой, С. И. Чупринина, В. Е. Пустовой и др. Сведения о состоянии литературного процесса и критики содержатся в специализированных энциклопедиях С. И. Чупринина.

О дискуссиях, которые разворачиваются вокруг предназначения, форм и рецепции литературной критики, можно было составить представление на таких мероприятиях, как: публичные лекции «Ответственность и ответность литературной критики»1 (Высшая школа экономики, 07.05.2004); литературный дискуссионный вечер проекта «Речевые ландшафты» - «Текст. Критерии оценки» (клуб «Билингва», 25.10.2006); круглый стол «Литературная критика в России и Германии после 1989 года: новые правила полемики»3 (РГГУ, 30.03.2009); круглый стол «Рецепция современной прозы: критика и литература»4 (РГГУ, 21.05.2009); круглый стол «Виссарион Белинский. 200 лет спустя»5 (24-ая Московская международная книжная выставка-ярмарка, ВВЦ,

1 Среди участников: социолог Борис Дубин; критик, редактор «Нового мира» Андрей Василевский; критик, заместитель главного редактора журнала «Знамя» Наталья Иванова; главный редактор журнала «Критическая масса» Глеб Морев; социолог Абрам Рейтблат; обозреватель Михаил Эделыптейн и др.

2 Участники: филолог Наталья Азарова; социолог культуры Александр Долгин; композитор и философ Владимир Мартынов; поэт Кирилл Ковальджи; культуролог Елена Петровская и др.

3 Участники: критик, телеведущий, писатель Александр Архангельский; критик, филолог Дмитрий Бак; обозреватель Лиза Биргер; критик и заместитель редактора журнала «Знамя» Наталья Иванова; немецкий критик Урсула Мерц; обозреватель Константин Мильчин; критик Валерия Пустовая; критик и редактор журнала «Вопросы литературы» Игорь Шайтанов и др.

4 Участники: критик и писатель Александр Архангельский; критик Евгения Вежлян; рецензент Лев Данилкин; критик и писатель Майя Кучерская; критик Валерия Пустовая и др.

5 Участники: молодые критики и рецензенты Алена Бондарева, Елена Горшкова, Валерия Пустовая и др.

07.09.2011); круглый стол «Художник, критик, ученый: опыт небытия»1 (IV Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте», 16.12.2012), и т.д. Стенограммы большинства круглых столов и журналистские материалы о них размещены в Интернете и печатных СМИ.

Кроме того, некоторые издания инициировали так называемые «заочные круглые столы» и опросы, когда редакция рассылала участникам литературного процесса анкеты с вопросами о проблемах современной литературной критики и публиковала потом подборку мнений. Примеры - опрос «Они о нас. Российские издатели о роли книжной рецензии в уходящем году» (2000), проведенный редакцией издания «НГ-Ех1ЛЬпз»; заочный круглый стол «Продуктовый набор или осколок вытесняемой культуры? Толстые литературные журналы в современной России» (2005), организованный редакцией журнала «Дружба народов»; опрос «Критика: эмоции, смысл, будущее» (2011), организованный редакцией портала OpenSpace.ru; подборка мнений «Критика критики», собранная редакцией журнала «Знамя» (2012).

В нашем исследовании литературная рецензия рассматривается прежде всего как жанр журналистики. В основе этого подхода работы Г. В. Лазутиной, Л. Е. Кройчика, С. С. Распоповой, О. А. Сальниковой, А. А. Тертычного. Как целостный журналистский текст с особой семантикой, синтактикой и прагматикой литературную рецензию можно описать по работам Е. П. Прохорова, как рекламный текст - по исследованиям Н. В. Вакуровой. Различным аспектам рецензирования в современной отечественной прессе - аксиологическим, тематическим,

1 Участники: редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова; филолог, критик, прозаик Владимир Новиков; писатель и публицист Сергей Шаргунов; писатель Дмитрий Данилов; писатель Валерий Попов; критик и писатель Алиса Ганиева; критик Валерия Пустовая и др.

стилистическим - уделяют внимание Н. С. Гаранина, Л. А. Земцова, И. В. Ерофеева, О. В. Кобзеева, Т. Е. Нерсесова.

В существующих на сегодняшний момент разработках понятия «формат», сделанных Н. В. Вакуровой, В. С. Виноградским, В. Л. Иваницким, Г. В. Лазутиной, И. П. Магаем, С. С. Распоповой, А. А. Тертычным1, теория форматов жанра рецензии не прописана, можно найти лишь ее зачатки в жанровых классификациях. Например, А. А. Тертычный выделяет гранд-рецензии и мини-рецензии, монорецензии и полирецензии; Г. В. Лазутина и С. С. Распопова говорят о собственно рецензии и отклике.

Кроме того, зачатки теории форматов жанра рецензии можно найти в работах Л. А. Земцовой. Исследовательница выделяет «по слиянию с другими жанрами» искусствоведческую рецензию-статью, рецензию-очерк, рецензию-интервью, рецензию-репортаж. В свою очередь, Т. И. Синдеева исследовала специфику газетной рецензии как оценочно-критического жанра, существующего в трех разновидностях, отличающихся друг от друга целевыми установками: рецензия-аннотация, рецензия-рассуждение, рецензия-полемика. Считаем, что в этих классификациях не учитывается такой важный аспект, как соотношение коммуникативных установок конкретной рецензии, обладающей определенной структурой, с коммуникативными и иными установками того издания, в котором публикуется рецензия и которое вписано в современный социокультурный контекст.

Более близка подходам, продемонстрированным в нашем диссертационном исследовании, позиция Е. А. Зиновой, которая указывает, что рецензия зависит от типа издания. Между тем, Зинова не

1 Важной вехой для осмысления понятия «формат» стал проведенный 11 ноября 2009 года на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов» - «Формат и тип СМИ: системные характеристики».

учитывает, что издания даже одного типа могут значительно отличаться друг от друга с точки зрения формата.

Теоретическая база. Для разработки заявленной темы диссертационного исследования необходимо обратиться к источникам из смежных областей, прежде всего - культурологии. В основу исследования легли работы, раскрывающие семиотический и аксиологический аспекты культуры и литературы, Г. П. Выжлецова, П. С. Гуревича, И. И. Докучаева, А. А. Ивина, В. В. Ильина, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Л. А. Микешиной, П. Сорокина, Б. А. Успенского. Проблемы эстетики и литературного творчества обсуждаются в работах М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, В. В. Бычкова, Л. С. Выготского, А. В. Гулыги, В. С. Жидкова, Д. С. Лихачева, Е. В. Поповой, Г. Н. Поспелова, К. Б. Соколова, Л. Н. Столовича, В. Е. Хализева. Социологический подход к изучению культуры, литературы, литературного процесса и СМИ разрабатывается Б. В. Дубиным, Н. А. Зоркой, А. И. Рейтблатом, И. Д. Фомичевой. О парадигмальных культурных сдвигах говорится в работах Н. Я. Данилевского, И. М. Клямкина, М. Л. Князевой, М. А. Лифшица, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, X. Ортега-и-Гассета, И. Пригожина, И. П. Смирнова, П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, Ф. Фукуямы, Н. А. Хренова К. Ясперса и др. Ценностные доминанты русской культуры, отличающейся от западной, выстраиваются по работам ученых Института этнологии и антропологии РАН, а также по исследованиям Л. Г. Свитич. В основе рассуждений о постмодернизме и постпостмодернизме лежат труды Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, М. Фуко, а также А. А. Грицанова, И. П. Ильина, Н. Б. Маньковской, М. Липовецкого, М. Эпштейна. О разных аспектах важного для нашего исследования понятия креативности говорится в работах А. Маслоу, Л. Г. Свитич. Описание изменений системы российских СМИ есть в исследованиях Е. Л. Вартановой, Г. С. Вычуба,

С. М. Гуревича, И. М. Дзялошинского, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского, С. Г. Кара-Мурзы, Г. Г. Почепцова, Е. П. Прохорова, JL JL Реснянской, JI. Г. Свитич, М. В. Шкондина, И. Д. Фомичевой, Т. И. Фроловой и др. Для понимая сути современной массовой коммуникации берутся труды JI. М. Земляновой, Н. Лумана, Г. М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера. Аксиологии журналистики посвящены исследования В. А. Сидорова, С. С. Ильченко, К. Р. Нигматуллиной, Л. Г. Свитич. Об актуализации культуроформирующих и культурно-просветительских функций СМИ пишут Г. Ф. Дедкова, Г. В. Лазутина, Е. П. Прохоров и др.

Эмпирическая база - рецензии на книги (произведения художественной литературы) из газет и тонких журналов разного типа, отобранные в ходе стратифицированной выборки и проанализированные социологическим качественно-количественным методом контент-анализа. В ходе контент-анализа было исследовано 600 рецензий за 2007, 2010 и 2011 годы из «Коммерсанта» (включая пятничное приложение «Коммерсантъ-Weekend»), «Литературной газеты», «Комсомольской правды», приложения к «Независимой газете» - «НГ-ExLibris». Также для сравнительного текстуального анализа брались литературные рецензии из «Российской газеты», «Новой газеты», «Известий», «Ведомостей», журнала «Огонек», журнала «Итоги», некоторых немецких газет (Tagesspiegel, Sueddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Die Zeit). В основу контент-анализа легли семиотический (знаковый, структурный) и аксиологический (ценностно-смысловой) подходы. Задачей анализа стало выявление основных структурно-содержательных, ценностно-смысловых, форматных характеристик литературной рецензии в прессе, включая критерии отбора и оценки объекта рецензирования.

Гипотезы исследования. Структурно-содержательные, ценностно-смысловые, функциональные особенности жанра литературной рецензии подвержены корректировке с учетом типа и формата издания, в котором рецензия публикуется. Культурно-просветительская миссия реализуется разными рецензиями неодинаково. В зависимости от формата и стратегии издания литературная рецензия подвержена влиянию двух парадигм, ориентированных либо на западные стандарты информационно-аналитической деятельности, либо на традиции отечественных журнализма и публицистики. Столкновение этих парадигм происходит на всех уровнях культуры, литературы, литературной журналистики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования обусловлена дальнейшей разработкой литературной рецензии как жанра журналистики с учетом формирующейся, «молодой» теории форматов СМИ и социокультурного контекста современности. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы как в учебных курсах по теории жанров журналистики, культурной проблематике периодической печати, так и в практической деятельности журналистов, рецензентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях ценностной дезориентации и переориентации общества, массовизации и коммерциализации культуры, распространения постмодернистских подходов, размывания эстетически-этических критериев оценки возрастает роль сущностного, ценностно-заряженного, способствующего распространению в обществе созидательных импульсов, креативного (в платоновском понимании

слова) анализа литературных произведений; актуализируются культуроформирующие, культурно-просветительские функции СМИ.

2. Поскольку одним из полигонов культурных, ценностных, парадигмальных сдвигов, источником новых смыслов, способом формирования моделей культуры является литература, возрастает сегодня и роль наблюдателя литературного процесса, посредника (литературного критика, журналиста, рецензента), который обеспечивает потенциальному читателю доступ к произведениям и заложенным в них смыслам. Занимаясь эстетическим, этическим и иным анализом произведения, рецензент преподносит читателю картину мира писателя и одновременно транслирует картину мира свою и/или издания.

3. Попадая на страницы ежедневных газет, еженедельников и тонких журналов широкого тематического охвата литературная рецензия начинает функционировать, прежде всего, как жанр журналистики. На ней отражается специфика, тип и формат издания. Даже принадлежащие к одному и тому же типу издания могут демонстрировать внутри одной типологической группы разные информационно-аналитические стандарты, разные форматы, которые влияют и на жанр. Формат дает о себе знать на парадигмально-мировоззренческом уровне рецензирования, связанном с ориентацией либо на западную, либо на традиционно-русскую модели культуры, литературы, журналистики. Тем самым формат сказывается на уровне выбора книг и тем для анализа, критериев оценки, оснований для интерпретации, на способах реализации замысла рецензента, языковых и выразительных средствах, структуре рецензии.

4. Проведенный контент-анализ выявил, что в печатных изданиях широкой тематики литературная рецензия существует как минимум в четырех форматах: рецензия-навигатор и рецензия-стимул (эти два формата, согласно исследованию, продолжают традиции отечественной журналистики и литературной критики); рецензия-фильтр и рецензия-

сигнал (эти два формата, согласно исследованию, отчетливо проявляют в себе черты западных стандартов и подходов). Культурно-просветительская миссия реализуется форматами неодинаково.

5. Несмотря на то, что количество площадок для литературно-критического высказывания существенно возросло, о достаточной развитости литературной «инфраструктуры» и об адекватности современной литературной рецензии эстетическим, этическим, аксиологическим и иным запросам аудитории говорить не приходится. Рецензии зависимы от редакционной политики изданий, которые, в свою очередь, ограничены жесткими законами рынка, предпочтениями рекламодателя, политической ориентацией владельца или спонсора. Далеко не каждая литературная рецензия способствует созидательному развитию культуры, литературы и общества. Как показывает анализ, иногда рецензии искажают не только литературную повестку дня в целом, но и содержание конкретного произведения. Аудитория СМИ, как правило, фрагментирована. Отдельные виды аудиторий получают доступ не к обобщенной информационной повестке дня, а к той, которую выстраивает конкретное СМИ, возможно, ее искажая или упрощая. Можно говорить о предметной, смысловой, ценностной неполноте и недостаточной адекватности современной литературной рецензии потребностям читательского сообщества, о том, что литературный процесс не отражается целостно и широко.

Апробация работы. Содержание диссертационного исследования обсуждалось в рамках научно-практических конференций МГУ им. М. В. Ломоносова (2008-2012); круглого стола «Виссарион Белинский. 200 лет спустя» (07.10.11, Роспечать совместно с журналом «Октябрь»); IV Международного симпозиума «Русская словесность в мировом культурном контексте» (14-18.12.12, «Фонд Достоевского»); круглого

стола «Поэтическая критика: расцвет или умирание?» (27.03.13, Литературный институт им. А. М. Горького).

По теме диссертационного исследования опубликовано работ общим объемом 4,1 п.л., в том числе в изданиях, аттестованных ВАК, 2,2 п.л.:

1) Два типа взаимодействия литературного рецензента с текстом// Вестник МГУ. - Серия 10, Журналистика. - №1 (янв. -февр.). - 2012 (0,7 пл.). Издание ВАК.

2) Редакционная политика изданий как основной фактор оценки и интерпретации художественного произведения в литературной рецензии// Меди@скоп. - Выпуск №2. - 2012 (0,9 п.л.). Издание ВАК.

3) Креативность литературной рецензии в эпоху постмодерна// Меди@льманах. - № 5 (28). - 2008 (0,6 п.л.). С 2012 года издание ВАК.

В других изданиях:

1) В плену антиномий// Октябрь. - №5. - 2013 (0,42 п.л.).

2) Два типа рецензентов - внутри и вне литературного процесса// Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Фак-т журн-ки МГУ, 2011 (0 7 п.л.).

3) Информационный повод в литературной рецензии// Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2012». [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2012 (0,15 п. л.)

4) Инь и ян - два лика одной корпорации// Октябрь. - №6. - 2011 (0,42 п.л.).

5) Объект рецензирования в разных типах прессы// Материалы докладов XVI Международной конференции «Ломоносов». [Электронный ресурс] - М.: Изд-во МГУ, 2009 (0,2 п. л.).

6) Особенности литературной рецензии в газетах разного типа// Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Фак-т журн-ки МГУ; Медиамир, 2009 (0 7 п.л).

7) Различия объекта литературного рецензирования в современной прессе// Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011». [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2011 (0,15 п. л.)

8) Различные форматы жанра литературной рецензии (на примере изданий «НГ-ExLibris» и «Коммерсантъ-Weekend»)// Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010». [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2010 (0,15 п. л.).

9) Ценностный аспект литературной рецензии в современной прессе// Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Фак-т журн-ки МГУ, 2010 (0 7 п.л.).

10) Черты постмодернизма и креативность литературной рецензии в прессе (опыт контент-анализа)// Материалы докладов XV Международной конференции «Ломоносов». [Электронный ресурс] - М.: Изд-во МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008 (0,2 п.л.).

Также к апробации можно отнести литературно-критические публикации в журналах «Октябрь» и «Вопросы литературы». В 2011 году публикации диссертанта были положительно оценены экспертным сообществом (премия журнала «Октябрь» в номинация «Дебют. Литературная критика»).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, две из которых теоретические, третья - эмпирическая, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Башкатова, Анастасия Геннадьевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии

1. Андерсон П. Истоки постмодерна. - М.: Территория будущего, 2011.

2. Арсланов В. Г. Постмодернизм и русский «третий путь»: tertium datur российской культуры XX века. - М.: Культурная революция, 2007.

3. Арутюнова Н.Д Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988.

4. Аузан А. А. Национальные ценности и модернизация. - М.: ОГИ; Полит.ру,

2010.

5. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Худож. лит., 1975.

6. Бахтин M. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.

7. Богуславская В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. - 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2011.

8. Борев Ю. Б. Эстетика. - М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005.

9. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Изд-во «Искусство», 1968.

10. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского уни-та, 1996.

11. Говорухина Ю. А. Метакритический дискурс русской критики: от познания к пониманию. - Томск: ИД СК-С, 2009.

12. Громыко М.М. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник, 2007.

13. Гудков Л. Д. Абортивная модернизация. - М.: РОССПЭН, 2011.

14. Гуревич П. С. Философия культуры. - M.: Nota bene, 2000.

15. Данилевский H. Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации, Благословения, 2011.

16. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. - СПб.: Наука, 2009.

17. Дубин Б. В. Россия нулевых: политическая культура - историческая память -повседневная жизнь. - М.: РОССПЭН, 2011.

18. Егоров Б. Ф. Избранное. Эстетические идеи в России XIX века. - М.: Летний сад, 2009.

19. Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. - Л.: Советский писатель, 1980.

20. Егоров Б. Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2007.

21. Елинер И. Г. Мультимедийная культура и современное общество. - СПб.: НП «Родные просторы», 2008.

22. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века). - Чита: Забайкал. гос. гум. пед. ун-т., 2009.

23. Иванов Д. В. Виртуализация общества. - СПб.: Изд-во «Петербургское Востоковедение», 2000.

24. Ивин А. А. Аксиология. - М.: Высш. шк., 2006.

25. Ильин В. В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

26. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996.

27. Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-ые годы. - М.: Изд-во МГУ, 2001.

28. Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. - М.: Флинта: Наука, 2008.

29. Каган М. С. Философская теория ценности// Избранные труды в 7 тт. - Т. II. - СПБ.: ИД «Петрополис», 2006.

30. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2009.

31. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. - М.: МедиаМир,

2008.

32. Князева М. Л. Кризис. Черная культура. Светлый человек. - М.: Изд-во Академии наук и Искусства XXI века «Норма», 1999.

33. Корниенко Н. В. «Нэповская оттепель»: Становление института советской литературной критики. - М.: ИМЛИ РАН, 2010

34. Кохтев Н. Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

35. Красильникова Л. В. Жанр научной рецензии: семантика и прагматика. - М.: Диалог-МГУ, 1999.

36. Кун Т. Логика и методология науки. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977.

37. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. - М.: РОССПЭН, 2007.

38. Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (постмодернистского дискурса в русской культуре 1920 - 2000-х годов. - М.: НЛО, 2008.

39. Лифшиц М. А. Искусство и современный мир. - М.: Изобразительное искусство, 1978.

40. Лифшиц М. А. Русская классическая критика// Собр. соч.: в 3 т. - Т. 3. - М.: Изобразительное искусство, 1988.

41. Лихачев Д. С. Литература - Реальность - Литература // Избранные работы. -В 3 тт. - Т. 3. - Л.: Худож. лит., 1987.

42. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство - СПб, 2010.

43. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005.

44. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007.

45. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Изд-во «Алетейя»,

2000.

46. Менцель Б. Гражданская война слов. Российская литературная критика периода перестройки. - СПб.: Академический проект, 2006.

47. Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

48. Музыкант В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. -М.: Право и Закон, 1996.

49. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Просвещение, 1972.

50. Почепцов Г. Г. Информационные войны. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»,

51. Прохоров Е. П. Журналист и массовое сознание. - М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2007.

52. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. - М.: Флинта: Наука, 2003.

53. Свитич JI. Г. Феномен журнализма/ Под ред. Проф. Я. Н. Засурского. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

54. Смирнов И. П. Кризис современности. - М.: НЛО, 2010.

55. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

56. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. - М.: Республика, 1994.

57. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России/ Отв. ред. Е Л. Вартанова. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

58. Тойнби А. Постижение истории. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

59. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: Изд-во ACT, 2004.

60. Уэбстер Ф. Теории информационного общества/ Под ре. Е. Л. Вартановой. -М.: Аспект Пресс, 2004.

61. Успенский Б. А. Избранные труды. - В 3 тт. - Т. 1. - Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.: Гнозис, 1994.

62. Фишер М. Капиталистический реализм. Альтернативы нет? - М.: Ультракультура, 2010.

63. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

64. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Изд-во «Весь Мир»,

2003.

65. Харт К. Постмодернизм. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

66. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914 - 1991). -М.: Изд-во Независимая газета, 2004.

67. Хренов Н. А. Воля к сакральному. - СПб.: Алетейя, 2006.

68. Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса. - М.: Едиториал УРСС,

69. Шиффрин А. Легло ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать/ Пер. с англ. С. Силаковой. - М.: НЛО, 2011.

70. Шиффрин А. Слова и деньги/ Пер. с англ. М. Леонович, Е. Быкова, В. Еремеева. - М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2012.

71. Шпенглер О. Закат Западного мира (Закат Европы). - В 2 тт. - М.: Академический Проект, 2009.

72. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. - М.: НЛО, 2004.

73. Яркова А. В. Жанровое своеобразие творчества Б. К. Зайцева 1922 - 1972 годов. Литературно-критические и художественно-документальные жанры. - СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2002.

Сборники, коллективные монографии, статьи в сборниках

74. Архангельский А. Н. Важнее, чем политика. - М.: ACT: Астрель, 2011.

75. Аксиология журналистики. Опыт становления новой дисциплины/ Под общ. ред. В. А. Сидорова. - СПб., 2009.

76. Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика. -М.: Высш. шк., 1982.

77. Белобородов Д. Литературная критика как прикладная культурология // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции (16 января 2001 года, Санкт-Петербург). - Выпуск 11. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. Серия «Symposium», 2001.

78. Богомолов Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы. - М.: НЛО, 2010.

79. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. - М.: НЛО, 2011.

80. Бочаров А. Г. Вопросы литературы и искусства в газете. Лекция. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

81. Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики. Лекции. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

82. Вызов Л. Г. Социокультурная трансформация российского общества и перспективы формирования неоконсервативной субъектности // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.

83. Вакурова Н. В. Жанр рецензии как форма Р11: к постановке проблемы // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; МедиаМир, 2009.

84. Вакурова Н. В. Форматы современных СМИ: к постановке проблемы // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.

85. Виноградский В. С. Современной теме - современный формат // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.

86. Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. - М.: РИА Новости, 1993.

87. Вычуб Г. С. Отражение проблем глобализации в российской печати// Проблематика периодической печати: Учеб. пособие/ Под ред. Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. - М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2008.

88. Гаранина Н. С. «Мнимое опережение» - стилевой прием художественной критики// Поэтика публицистики/ Под ред. Г. Я. Солганика. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

89. Гаранина Н. С. Некоторые стилевые средства современной театральной критики// Современная советская журналистика. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

90. Гаранина Н. С. Способы выражения оценки в современной художественной критике// Публицистика и информация в современном обществе/ Под ред. Г. Я. Солганика. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

91. Гаранина Н.С. О стиле литературно-художественной критики // Стилистика газетных жанров/ Под ред. Д. Э. Розенталя. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

92. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. - М.: РГГУ, 1998.

93. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке/ Отв. ред.-сост. И. С. Андреева. - СПб.: Алетейя, 2000.

94. Дедкова Т. Ф. Культурологические журналы// Типология периодической печати: Учеб. пособие/ Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007.

95. Дедкова Т. Ф. Культурологическая проблематика // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. - Учеб. пособие/ Под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. - М.: Аспект Пресс, 2008.

96. Дубин Б. В. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре. - Сб. статей. - М.: НЛО, 2010.

97. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение и общество в России 2000-х годов // Культура России. 2000-е годы / Отв. ред. Е. П. Костина. - СПб.: Алетейя, 2012.

98. Дускаева Л. Р. Принципы типологии газетных речевых жанров// Публицистика и информация в современном обществе/ Под ред. Г. Я. Солганика. -М.: Изд-во МГУ, 2000.

99. Ерошкина Е., Ефремов А., Климина И., Фрейдлин С. Сегментирование рынка российской прессы: концептуальный подход. - М.: ООО «НИПКЦ Восход - А», 2011.

100. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и общество. - СПб.: Алетейя, 2005.

101. Иванова Н. Б. Невеста Букера: Критический уровень 2003/2004. - М.: Время, 2005.

102. Иванова Н. Б. Русский крест: Литература и читатель в начале нового века. -М.: Время, 2011.

103. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое изд-во, 2011.

104. История русских медиа 1989 - 2011. Версия «Афиши». - М.: Компания Афиша, 2011.

105. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / Под ред. Е. Добренко, Г. Тиханова. - М.: НЛО, 2011.

106. Клушина Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ// Публицистика и информация в современном обществе/ Под ред. Г. Я. Солганика. -М.: Изд-во МГУ, 2000.

107. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации. - М.: Наука, 1994.

108. Кокшенева К. А. Русская критика. - М.: ИД «ПоРог», 2007.

109. Коланькова О. В., Ленский Б. В. Рекламные изданияII Антонова С. Г. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник. - М.: МГУП, 2002.

110. Кондаков В. И. Ю. М. Лотман как культуролог (в эпицентре «большой структуры») // Юрий Михайлович Лотман / Под. ред. Кантора В. К. - М.: РОССПЭН, 2009.

111. Кравченко Ю. Д. Жанр рецензии и его современная трансформация // Русский язык: исторические судьбы и современность. Сборник тезисов международного конгресса. - М.: МГУ, 2001.

112. Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинарных диалогов/ Под общ. ред. И. М. Клямкина. - М.: Новое изд-во, 2011.

113. Культура на рубеже XX - XXI веков: глобализационные процессы / Отв. ред. Н. А. Хренов. - СПб.: Нестор-История, 2009.

114. Кучерская М. А. Наплевать на дьявола: пощечина общественному вкусу. -М.: ACT: Астрель, 2009.

115. Лем С. Библиотека XXI века: Сб. / Пер. с пол. - М.: ООО «Изд-во ACT»,

116. Либерализм: взгляд из литературы/ Под общ. Ред. Н. Б. Ивановой. - М.: Новое изд-во, 2005.

117. Липская В. М. Художественная критика и «проявленный жест бытия» // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 26 - 27 мая 1997 г.) - СПб.: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997.

118. Липская В. М. «Этическое в эстетическом»: необходимость и возможность // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

119. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века: 1890-1904. Социально-демократические и общедемократические издания./ Под ред. Б. А. Бялика, В. А. Келдыша, В. Р. Щербиной. -М.: Наука, 1981.

120. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века: 1890-1904. Буржуазно-либеральные и модернистские издания./ Под ред. Б. А. Бялика, В. А. Келдыша, В. Р. Щербиной. - М.: Наука, 1982.

121. Лифшиц М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт. - М.: "Искусство", 1968.

122. Магай И. П. Прокрустово ложе формата // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.

123. Мамардашвили М. К. Литературная критика как акт чтения // Как я понимаю философию: Доклады, статьи, философские заметки. - М.: Прогресс, 1992.

124. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. - СПб.: Азбука, 2011.

125. Миф и художественное сознание XX века/ Отв. ред. Н. А. Хренов, Гос. ин-т искусствозн. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2011.

126. Новикова О., Новиков В., Новикова Л. Семейный дневник. - М.: Зебра Е: ACT, 2009.

127. От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже тысячелетия/ Отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

128. Павлов Ю. М. Критика XX - XXI веков: литературные портреты, статьи, рецензии. - М.: Литературная Россия, 2010.

129. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

130. Пустовал В. Толстая критика: российская проза в актуальных обобщениях. -М.-.РГГУ, 2012.

131. Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. - М.: НЛО, 2009.

132. Русская литература на рубеже XX - XXI веков/ Сост. Е. Погорелая, И. Шайтанов. - М.: Журнал «Вопросы литературы», 2011.

133. Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика/ Ред.-сост. В. В. Перхин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

134. Савчук С. О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты // Русский язык: исторические судьбы и современность. Сборник тезисов международного конгресса. - М.: МГУ, 2001.

135. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования)/ Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Изд-во «ВК», 2006.

136. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография/ Под ред. Проф. Е. Л. Вартановой; науч. ред. И. Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2010.

137. Тертычный А. А. Формат и жанровая стратегия СМИ // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.

138. Тынянов Ю. Н. Журнал, критик, читатель и писатель (комментарии М. О. Чудаковой) // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.

139. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана. -СПб.: Издательство «Лань», 1998.

140. Художественная критика и общественное мнение. - М.: Рос. ин-т искусствознания министерства культуры РФ, 1992.

141. Чаадаев П.Я. Философические письма // Полн. собр. соч. и изб. письма. - Т. 1. - М.: Изд-во «Наука», 1991.

142. Чупринин С. И. Критика - это критики. Проблемы и портреты. - М.: Советский писатель, 1988.

143. Эко У. О прессе // Пять эссе на темы этики/ Пер. с итал. Е. Костюкович. -СПб.: Симпозиум, 2007.

144. Эко У. Постмодернизм, ирония, занимательность// Заметки на полях «Имени розы»/ Пер. с итал. Е. Костюкович. - М.: Астрель: Corpus, 2012.

145. Эстетика на переломе культурных традиций/ Отв. ред. Н. Б. Маньковская. -М.: ИФРАН, 2002.

Диссертации и авторефераты

146. Земцова Л. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса: Дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19 / Волгоград, гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2006.

147. Зинова Е. А. Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ МПГУ. -М., 2012.

148. Ерофеева И. В. Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности: Дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Забайкал. гос. пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Чита, 2003.

149. Кобзеева О. В. Стилежанрообразующая роль аксиологических значений и средств их выражения во вторичных жанрах современной русской речи: научной

рецензии, театральной рецензии, отзыве: Дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01 / Омский гос. ун-т им. В. M Достоевского. - Омск, 2006.

150. Крылов В. Н. Русская символистская критика (1890 - 1910-ые гг.): генезис, типология, жанровая поэтика: Дис. ... докт. фил. наук: 10.01.01 / Казанский гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. - Казань, 2007.

151. Нерсесова Т. Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ: Автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 / МГУ. - М., 2012.

152. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: Дис.... док. фил. наук: 10.01.08 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М, 2004.

153. Синдеева Т.И. Речевой жанр «газетная рецензия» и его лингво-текстовые характеристики (на материале английского языка): Дис. ... канд. фил. наук: 10.02.04/ Моск. гос. дружбы народов пед. инст-т ин. яз. им. Мориса Терезы. - Москва, 1984.

Статьи научных, литературных и общественно-политических изданий

154. Агеев А. Кое-что о рецензии // Новое литературное обозрение. - 2000. -

№44.

155. Башкатова А. Два типа взаимодействия литературного рецензента с текстом// Вестник МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 2011. - №1. - янв.-февр.

156. Башкатова А. Инь и ян - два лика одной корпорации (Григорий Дашевский и Анна Наринская)// Октябрь. - 2011. - №6.

157. Башкатова А. Креативность литературной рецензии в эпоху постмодерна// Медиальманах. - 2008. - №5.

158. Беляков С. Новые Белинские и Гоголи на час // Вопросы литературы. -2007.-№4.

159. Бойко М. Критика спасет мир. Беседа с Валерией Пустовой // НГ-ExLibris. - 2007. - 23 авг.

160. Гаранина Н. С. «Легкое дыхание» современной художественной критики// Вестн. МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 2003. - №6.

161. Говорухина Ю. Власть, запреты, нарушения без наказания в современной литературной критике// НЛО. -2013.-№119.

162. Дубин Б. Литературные ориентиры современных журнальных рецензентов// Новое литературное обозрение. - 2003. - №59.

163. Иваницкий В. Формат как инструмент цензуры. Теперь ее осуществляют владельцы СМИ// Журналистика и медиарынок. - 2006. - №2 - 3.

164. Иванов Н. Кому она нужна, эта критика // Знамя - 2005. - №6.

165. Корнилов Е. А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии// Филологические этюды. Серия «Журналистика». -Вып. 1. - Ростов-на-Дону, 1971.

166. Критика критики. Конференц-зал. Дискуссия вокруг книги: История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи/ Под ред. Е. Добренко, Г. Тихановой. - М.: НЛО, 2011. Участники дискуссии: Н. Богомолов, А. Турков, М. Абашева, М. Черняк, Е. Ермолин, И. Булкина, В. Пустовая, О. Коростелев //Знамя.-2012.-№4.

167. Лёффлер 3. Кто решит, что нам читать? Мир книг, критика и литературный канон (пер. с нем.) // Знамя. - 2003. - №11.

168. Лотман Ю. Современность между Востоком и Западом // Знамя. - 1997-

№9.

169. Мартынов А. Пиар Серебряного века (рецензия на: Крылов В. Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005)// НГ-ЕхПЬпб. - 2006. - 30 март.

170. Менцель Б. Перемены в русской литературной критике. Взгляд через немецкий телескоп / Пер. с нем. С. Шамхаловой // Неприкосновенный запас. - 2003. -№4.

171. Они о нас. Российские издатели о роли книжной рецензии в уходящем году// НГ-ЕхЫЬпз. - 2000. - 28 дек.

172. Пригожин И. Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям // Наука и жизнь. - 2002. -№11.

173. Продуктовый набор или осколок вытесняемой культуры? Толстые литературные журналы в современной России. Стенограмма круглого стола // Дружба народов. - 2005. - №1.

174. Пустовал В. Быстрее, короче, легче // Октябрь. - 2005. - №2.

175. Рецепция современной литературы. Дискуссии // Книжное обозрение. -2009.-№36-37.

176. Рудалев А. В ожидании критики // Вопросы литературы. - 2007. - №4.

177. Свитич JL Г. Ценностная доминанта русских пословиц// Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и СМИ. Сборник материалов Международной науч.-практ. конф. - М.: Фак-т журн-ки МГУ; МедиаМир, 2012. -С.316-317.

178. Царева Н. Русский символизм и европейский постмодернизм о кризисе культуры// Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №1.

179. Чайковская И. О «толстых» журналах и «больших» книгах. Беседа с Анной Кузнецовой и Валерией Пустовой // Чайка. -2010.-1 нояб.

180. Шайтанов И. Профессия - критик // Вопросы литературы. - 2007. - №4.

Справочники, энциклопедии, словари

181. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: Русский язык,

1975.

182. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

183. Большой словарь иностранных слов. - Издательство «ИДДК», 2007.

184. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. - М.: Наука,

1999.

185. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2011.

186. Землянова JI. М. Коммуникативистика и средства информации: Англорусский толковый словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

187. История Философии. Энциклопедия/ Под ред. А. А. Грицанова. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.

188. Краткий психологический словарь/ Под ред. Л.А.Карпенко, A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

189. Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. - М: Русский язык,

1998.

190. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е издание. -СПб.: Норинт, 1998.

191. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века/ Под ред. В.В.Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2003.

192. Литературная энциклопедия: В 11 т. - Т. 9 / Под ред. А. В. Луначарского. -М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл.», 1935.

193. Новейший философский словарь. Постмодернизм/ Глав. науч. ред.и и сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Современный литератор, 2007.

194. Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1907.

195. Популярная психологическая энциклопедия/ Под ред. С.С. Степанова. -М.: Эксмо, 2005.

196. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997.

197. Словарь практического психолога/ Под ред. С. Ю. Головина. - М.: ACT, Харвест, 1998.

198. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений/ Под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

199. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. -М.: Гардарики, 2004.

200. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

201. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910.

202. Чупринин С. И. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. - М.: Время, 2007.

203. Чупринин С. И. Русская литература сегодня: Новый путеводитель. - М.: Время, 2009.

204. Чупринин С. И. Русская литература сегодня: Малая литературная энциклопедия. - М.: Время, 2012.

205. Эстетика. Словарь/ Под общ. ред. А. А. Беляева. - М.: Политиздат, 1989.

Учебные пособия

206. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. - М.: Изд-во МГУ,

2003.

207. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий. - М.: МГУП, 2002.

208. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. -М.: Аспект Пресс, 2010.

209. Бычков В. В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2005.

210. Бычков В. В. Эстетика. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2011.

211. Введение в литературоведение. Теория литературы/ Сост. П. А. Николаев, Е. Г. Руднев, В. Е. Хализев. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

212. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистики: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

213. Вырковский А. В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее/ Отв. ред. Е. Л. Вартанова. - М.: МедиаМир, 2009.

214. Голубков М. М. История русской литературной критики XX века (1920 -1990-ы годы). - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

215. Гуревич П. С. Культурология. - М.: Проект, 2003.

216. Гуревич П. С. Психология рекламы. - М.: Юнити-Дана, 2005.

217. Гуревич С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект Пресс, 2004.

218. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность.-СПб.: Петрополис, 1999.

219. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 - 1917). - М.: Флинта: Наука, 2006.

220. Жанры советский газеты/ Под ред. Г. Ф. Малышевой. - М.: Высш. шк.,

1972.

221. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX - XX вв. - М.: Аспект Пресс,

2001.

222. Жирков Г. В. Между двух войн: журналистика русской зарубежья (1920 -1940 годы). - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гуманитар, ун-та профсоюзов, 1998.

223. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. - М.: РИП-холдинг, 2004.

224. История русской журналистики XVIII - XIX веков/ Под ред. А. В. Западова. - М.: Высшая школа, 1973.

225. Кайда Л. Г. Композиционная поэтика публицистики. - М.: Флинта: Наука,

2006.

226. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

227. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. - М.: Академический проект; Культура, 2008.

228. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917 - 2000). - М.: Флинта: Наука, 2006.

229. Кулешов В. И. История русской критики XVIII - начала XX веков. - М.: Просвещение, 1984.

230. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

231. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011.

232. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. - М.: Флинта: Наука, 2004.

233. Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. - СПб.: Питер,

234. Недзвецкий В. А., Зыкова Г. В. Русская литературная критика ХУШ-ХГХ веков: Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 2008.

235. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 - начало XXI века. - М.: Изд-во МГУ: Наука, 2005.

236. Основы творческой деятельности журналиста/ Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

237. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

238. Перхин В. В. «Открывать красоты и недостатки...» Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век. - СПб.: Лицей, 2001.

239. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. - М.: Изд-во МГУ,

1980.

240. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. - М.: Изд-во МГУ,

2003.

241. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс,

2005.

242. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: Учеб. пособие. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009.

243. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2003.

244. Свитич Л. Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований). - М.: ВК, 2010.

245. Свитич Л. Г. Журналистика в контексте современных научных парадигм. -М.: Фак-т журн-ки, 2012.

246. Сидорина Т. Ю. Философия кризиса. - М.: Флинта: Наука, 2003.

247. Система средства массовой информации России/ Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.

248. Смелкова 3. С., Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М.: Флинта: Наука, 2009.

249. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография/ Под ред. Проф. Е. JI. Вартановой; науч. ред. И. Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2010.

250. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2002.

251. Татаринова JI. Е. Русская литература и журналистика XVIII века. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001.

252. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2010.

253. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2002.

254. Тертычный А. А. Логическая культура журналиста. - М.: ВК, 2006.

255. Типология периодической печати / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007.

256. Фесенко Э. Я. Теория литературы. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.

257. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. - М.: Питер, 2000.

258. Фомичева И. Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2007.

259. Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1999.

260. Цвик В. Л. Реклама как вид журналистики. - М.: Институт современного искусства, 2001.

261. Якушин Н. И., Овчинникова Л. В. Русская литературная критика XVIII -начала XX века. - М.: ИД «Камерон», 2005.

Интернет-источники и электронные ресурсы

262. Александров Н. О смерти критика // OpenSpace.ru. - 2008. - 17 апр. -Режим доступа: http://os.colta.ru/literature/projects/73/details/636/

263. Башкатова А. Г. Редакционная политика изданий как основной фактор оценки и интерпретации художественного произведения в литературной рецензии // Медиаскоп [электронное издание]. - Выпуск №2. - 2012.

264. Безносюк Е. В., Князева М. JI. Психопатология современной культуры. -Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/psihology/patopsyhologia/psypatsk.htm

265. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Режим доступа: http:// sbiblio.com/biblio/archive/bahtin_estetika/06. aspx

266. Большой Энциклопедический словарь, 2000. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/171278

267. Вежлян Евгения. Серые атакуют, или рассуждение о состоянии литературной печати // Русский журнал. - 01.03.13. - Режим доступа: http://www.mss.nj/Mirovaya-povestka/Serye-atakuyut-ili-Rassuzhdenie-o-sostoyanii-literaturnoj -pechati

268. Голубкова Анна. Литературные охотнорядцы // Colta.ru. - 26.03.13. -Режим доступа: http://www.colta.ru/docs/17612

269. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). Аналитический доклад Института социологии Российской академии наук (подготовлен в сотрудничестве с представительством Фонда им. Фридриха Эберта в РФ). [Электронный ресурс]. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

270. Дзялошинский И. М. Журналистский текст как структурная целостность. -Режим доступа: http://www.dzyalosh.ru/03-toler/books/siroti/4_dziylochinskii.html

271. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. - Режим доступа: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/russ-jornal/p-bib-russ-jorn.html

272. Дружба как корпорация. Расследование // OpenSpace.ru. - 2008. - 11 июл. -Режим доступа: http://os.colta.ru/society/russia/details/2129/pagel/

273. Елинер И. Г. Феномен мультимедийной культуры. - Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/32 l/image/321 -075 .pdf

274. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания/ Под науч. Ред. А. А. Стриженко. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/76.htm

275. Иванова Н. Корпорация, дистанция, коррупция // OpenSpace.ru. - 2011. - 28 февр. - Режим доступа: http://os.colta.ru/literature/projects/107/details/20768/

276. Иванова Н. Назову себя критиком // OpenSpace.ru. - 2011. - 7 апр. - Режим доступа: http://os.colta.rU/literature/projects/l ОИйоХохЫИ 1666/?ехраМ=уез#ехра^

277. Кормилов С. И. Литературная критика XX века (после 1917 года). - Режим доступа: http://kritika.nm.ru/kurs/metodicka.html

278. Критика: эмоции, смысл, будущее. Первая, вторая, третья серии. Опрос // OpenSpase.ru. - 2011. - 26 май, 2 июн., 8 июн. - Режим доступа: http://os.colta.ru/literature/events/details/22635/ http://os.colta.ru/literature/events/details/22822/ http://os.colta.ru/literature/events/details/22982/

279. Крылов В. Н. В. Г. Белинский в восприятии символистской и религиозно-философской критики Серебряного века// Медиаскоп [электронное издание]. -Выпуск №4. -2011.

280. Кукулин И. Конспект о критиках // OpenSpace.ru. - 2011. - 9 март. - Режим доступа: http://os.colta.ru/literature/events/details/20971/?expand=yes#expand

281. Культурология. XX век. Энциклопедия, 1998. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf7enc_culture/639/%D0%A1%D0%95%D0%9C%D0%98%D0 %9Е%00%А2%00%98%00%9А%00%90

282. Липовецкий М. Что такое постмодернизм? // Openspace.ru. - 05.05.2012. -Режим доступа: http://www.openspace.ru/literature/events/details/36830/

283. Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. - Т. 1. - Статьи по семиотике и топологии культуры. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/index.php

284. Маслоу А. Мотивация и личность. - К.: Р8УЫВ, 2004. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/masla01/

285. Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов»// Медиаскоп [электронное издание]. - февр. - 2010.

286. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006. - Режим доступа: Ьйр://з1оуаг1.уапёех.ги/~книги/Издательский%20словарь/Издательская%20рецензия/

287. Мутовкин Л. А. Аналитические и художественно-публицистические жанры [электронный ресурс] - Режим доступа: www.promgups.com/blog/wp-соШга1/ир1оаЛ8/2007/02/1_4.р<!£

288. Нерсесова Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки// Медиаскоп [электронное издание]. - Выпуск №2,2011.

289. Нерсесова Т. Е. Сервисное рецензирование как особая предметная область оценочной деятельности журналиста// Медиаскоп [электронное издание]. - Выпуск №2,2011.

290. Новейший философский словарь, 2009. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsШic_new_philosophy/55/0/oD00/o900/oD00/o9A0/oD00/oAl0/oDO% 98%В0%9Е%О0%9В%В0%9Е%Б0%93%В0%98%В0%АР

291. Новиков В. И. Жанр литературной рецензии в современной отечественной прессе// Медиаскоп [электронное издание]. - Выпуск №2. - 2012.

292. Новиков В. И. Статус литературного критика в современных отечественных СМИ// Медиаскоп [электронное издание]. - Выпуск №2. - 2012.

293. Новиков В. И. Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики// Медиаскоп [электронное издание]. - Выпуск №2. - 2012.

294. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - Режим доступа: ЬЦр://5Ь1ЬПохот^1ЬНо/агсЫуе/Ьозе^еор1е_Ы§Ь11п§/?5еагсЬ=%се%Ю%£2%е5%еЗ%е0% 7с%сЗ%еО%П %П %е5 %ПЫ

295. Ответственность и ответность литературной критики. Стенограмма круглого стола. - Режим доступа: http://lecture.imhonet.ru/element/1005065/

296. Словарь культуры XX века/ Под ред. Руднева В. П. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/906/%D0%A2%D0%95%D0%9A%D0%Al%D0 %А2

297. Социологический словарь. - Режим доступа: http ://sbiblio. com/biblio/content. aspx?dictid=7&letterid=63

298. Фомичева И. Д. Российский коммуникативный кризис// Медиаскоп [электронное издание]. - Выпуск №3. - 2009.

299. Ясперс К. Духовная ситуация времени. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/yaspers_duh/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.