Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Широкая, Эллина Александровна

  • Широкая, Эллина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 183
Широкая, Эллина Александровна. Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Краснодар. 2005. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Широкая, Эллина Александровна

Введение.

Глава I. Научно-педагогические основы использования хореографического искусства как средства развития личности.

1.1 Историко-педагогический анализ использования хореографии в образовании.

1.2 Хореография как фактор развития личности.

Глава II. Практические основы личностного развития учащихся средствами хореографического искусства.

2.1 Программное обеспечение личностного развития учащихся на занятиях хореографией.

2.2 Результаты экспериментальной работы по личностному развитию учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства»

Актуальность исследования. Современная эпоха характеризуется процессом становления и развития новой гуманистической парадигмы в философии и теории образования. Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманистического образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которым в центр научной картины мира выдвигается человек. Гуманистическая парадигма образования, сменившая традиционную парадигму, выводит на первое место личность и ее развитие, в том числе в начальном профессиональном образовании. Основные положения гуманистического образования базируются на создании условий для развития личности, ее свободной реализации в творческом процессе.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (объединение, сокращение неравенств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось». Ценностное многообразие привело к конфликту ценностей, и, как следствие, эти процессы глубоко раскололи личность. Глубинное основание кризиса системы образования составляет тотальное отчуждение личности ребенка от результатов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивида и форм осуществления учебной деятельности; неразрешенность проблем самопознания, самоопределения личности.

Фокус проблем сегодняшнего образовательного учреждения находится не в области таких, казалось бы, первичных факторов, как качество и количество (стандарты) знаний, а в способности образовательного учреждения научить учащегося воспринимать окружающий мир во всей его сложности и сформировать такие жизненно важные установки в структуре личности, обладатель которых сможет быть успешным в социальной реальности.

В законе Российской Федерации «Об образовании» цели образования точно не сформулированы, выделенные ценностные ориентиры содержания образования, определяющие его личностную, общественную и государственную направленность, по нашему мнению, направлены на становление и развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства, но задача самоопределения и самореализации личности не поставлена.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в докладе Государственного Совета Российской Федерации «Образовательная политика России на современном этапе» вопрос о развитии «самости», самопознании, выявлении индивидуальных способностей, склонностей, путей самореализации в жизни не ставится.

Недостаточная инструментальность, противоречивость поставленных целей явно прослеживается в ходе анализа Государственных стандартов образования, где цели школы формируются более конкретно, с учетом условий организации учебного процесса. Вместе с тем они отталкиваются от целей, сформулированных в концептуальных и нормативных документах. Необходимо отметить, что существует противоречие между поставленными в тексте стандартов целями общего образования, задачами каждого учебного предмета, с одной стороны, и отобранным содержанием образования, с другой. В целях изучения отдельных учебных предметов на первом плане стоит воспитание и развитие личности, а обязательный минимум содержания образовательных программ представляет совокупность научных знаний и умений, соответствующих учебному предмету конкретной научной области.

В исследованиях Е.В. Бондаревской в рамках культурологической концепции личность человека и его развитие рассматриваются через призму понятия культуры. Развитие личности составляет содержание культуры. В.В. Сериков в концепции личностно ориентированного образования утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развитая личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами» (178, С. 47-48). С.В. Кульневич рассматривает развитие личности в теории педагогической синергетики. В исследованиях ученых-педагогов доказано, что личностное развитие предстает как развитие целостной личности.

Решение проблемы личностного развития можно искать на основе культурологического подхода, используя все уже известные в педагогике интегративные показатели, одновременно разрабатывая новые интеграции разных показателей, оценивающих личностное развитие. Современные потребности общества, личности, отдельных социальных групп в образовании требуют дополнить культурологический подход личностного развития компетентностным и личностно ориентированным подходами. Анализ указанных подходов, соотнесение их друг с другом показали, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. Ведущей идеей нашего исследования является идея личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографии, так как хореография является одним из действенных средств, позволяющих индивидууму развить качество творческой, способной к культурному саморазвитию и самоопределению личности, а на этапе начального профессионального образования закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

Анализ практики использования средств хореографического искусства в вопросах развития личности в начальном профессиональном образовании свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографического искусства в личностном развитии учащихся и недостаточно эффективным практическим его использованием.

Частично это объясняется тем, что возможности хореографического искусства в содержании образования используются не в полной мере, так как коренной переработки содержания учебных предметов не происходит: в них по-прежнему излагаются основы наук, а формирование общекультурных, социально-трудовых, коммуникативных навыков, опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, смысловых установок для своих действий считаются второстепенным либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложен определенный набор предпочитаемых ценностей, при этом иерархия ценностей у каждой личности формируется своя. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.

Недостаточность исследования в педагогической науке использования средств хореографического искусства в личностном развитии учащихся начального профессионального образования не позволяет рассматривать хореографическое искусство как особое пространство для личностного развития учащихся. Типичным пробелом в педагогической практике начального профессионального образования является невостребованность хореографического искусства как динамического процесса духовного, физического и личностного развития учащихся. Отсутствует общепринятое объяснение социальных целей личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства.

Как следствие этого, личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства остро нуждается в теоретическом обосновании. Недостаточная научная и методическая разработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость в начальном профессиональном образовании, подчеркивают актуальность рассмотрения личностного развития учащихся средствами хореографического искусства в современном образовательном процессе.

Степень научной разработанности проблемы. С теоретической точки зрения проблема использования хореографического искусства как средства развития личности учащихся требует анализа философской, социокультурной, психолого-педагогической и специальной литературы.

В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли большой вклад АЛ. Ершова, И.Ф. Гончаров, Е.А. Захарова, Д.Б. Кабалевский, Е.И. Максимов, С.Т. Шацкий и др.

Аспекты хореографической деятельности рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической подготовки. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. В.В.Геращенко исследовал педагогические вопросы совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д. Ивлева анализировала проблемы руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. З.А. Гуцу определяла интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков. В.М. Годовский выявил взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.

Вопросы использования танца в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности достаточно подробно рассматривали в своих работах В.Н. Нилов, А.С. Фомин, Е.Н. Фокина, М.Н. Юрьева и др.

Проблемы воспитания младших школьников средствами ритмики и танца затрагиваются в работах Т.К. Барышниковой, М.С. Боголюбской, JIJH. Богатковой, Е.В. Коноровой, В.В. Константиновского, И.В. Рогозина, В.Н. Светинской, А.Ф. Ткаченко, РЛ. Череховской.

Большой вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства (классический танец, народно-сценический, бальный танец) внесли АЛ. Ваганова, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.А. Борзов, Р.В. Захаров, А.А. Климов, B.C. Костровицкая, МЛ. Мурашко, Г.А. Наспоков, И.В. Смирнов, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, Н.И. Школьников и др.

Однако использование теоретико-методологического арсенала современной педагогики применительно к изучению личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства пока недостаточно. Существует проблема педагогической интерпретации такого емкого понятия, как «культура». Категория «культура» не рассматривается в соотношении с каждым участником образовательной деятельности.

Личностное развитие учащихся находится на периферии педагогической науки в силу того, что в текстах Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственных стандартах образования заявлен приоритет социальных ценностей, а не ценность личности, ее индивидуальность и уникальность. Недостаточная инструментальность, противоречивость поставленных целей воспитания и развития личности и целей содержания образования в законодательных документах об образовании не позволяют достичь становления индивидуальности как условия развития задатков учащегося. Педагогических исследований личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства на сегодняшний день нет.

Проблема исследования. На основе проведенного теоретического и практического анализа современного состояния личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства, научной разработанности проблематики выявлены противоречия между:

- социальным заказом общества на активную, духовную, творческую личность, способную к созидательному жизнетворчеству, и отсутствием разработанной целенаправленной и планомерной системы образовательно-воспитательной деятельности образовательного учреждения по личностному развитию учащихся;

- объективно необходимым увеличением доли творческой образовательной деятельности учащихся и активно развивающейся тенденцией к ее стандартизации;

- потенциальной возможностью хореографического искусства в личностном развитии учащихся и недостаточно эффективным практическим его исследованием.

Исходя из выявленных противоречий, мы определили проблему исследования: выяснить, при каких педагогических условиях возможно наиболее результативное личностное развитие учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании.

Объектом исследования является начальное профессиональное хореографическое образование.

Предметом исследования выступают педагогические условия личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании.

Цель диссертационного исследования состоит в определении, обосновании и экспериментальной проверке возможностей хореографии как средства личностного развития учащихся в процессе начального профессионального хореографического образования.

Задачи исследования: 1) Раскрыть теоретические научно-педагогические предпосылки использования хореографического искусства в учебно-образовательном процессе.

2) Выявить основные факторы, условия и средства, влияющие на личностное развитие в процессе хореографической подготовки.

3) Определить сущность и основные направления обучения в процессе начальной хореографической подготовки: оптимальный и минимальный объем движений классического, народного, бального танцев, элементов современной хореографии и т.д., порядок их изучения на разных уровнях освоения, выявить их развивающий потенциал.

4) Разработать содержание курса обучения хореографии, обеспечивающего личностный рост и развитие учащихся.

5) В ходе опытно-экспериментального исследования определить степень влияния хореографической подготовки на уровень личностного развития и здоровья учащихся.

Гипотеза исследования строится на предположении, что личностное развитие учащихся в процессе начального профессионального образования средствами хореографического искусства будет возможно и эффективно если:

1) реализуются педагогические условия целенаправленного выявления потенциальных возможностей каждого системообразующего элемента хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании;

2) разработана методология личностного развития средствами хореографического искусства, основанная на личностно ориентированных педагогических принципах;

3) содержание и методы начальной хореографической подготовки направлены на развитие личностной сферы учащихся;

4) определены целевые установки педагогического воздействия на процесс личностного развития учащихся средствами хореографического искусства;

5) обеспечена возможность применения инновационных методик, направленных на личностное развитие учащихся в начальном профессиональном образовании.

Методологическую основу исследования составили теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); концепции личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская и др.), теоретические положения о сущности и структуре креативности и творческого процесса (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, А.М. Матюшкин), психологические аспекты творчества и условия возникновения творческой активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, К.Р. Роджерс, А. Маслоу, ЕЛ. Солдатова), идеи выдающихся представителей педагогической мысли о сущности всестороннего гармонического развития личности, о духовно-творческом развитии личности на основе синтеза искусства, науки, культуры, положения педагогики о самодеятельности индивида как единственной необходимости социальной деятельности человека (В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Ю.П. Азаров, В.И. Журавлев), методики и технологии обучения и воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, Р.В. Захаров и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды философско-эстетической и художественно-психологической направленности о роли искусства, хореографии как синтетического вида искусства в развитии личности, ее творческого потенциала, представленные в работах И.А. Герасимовой, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.М. Годовского, С.С. Гольдетнтрихт, И.О. Дубник. В диссертации особое значение обретают педагогические идеи и положения о роли хореографического искусства, танца как педагогического средства личностного развития в начальном профессиональном образовании, отраженные в работах Н.П. Базаровой, В.П. Мей, Г.В. Бурцевой, АЛ. Вагановой, Е. Васильевой, А.С. Фомина.

Базой исследования выступили образцовая студия эстрадного танца Константиновского педагогического колледжа, хореографическое отделение школы искусств г. Константиновска Ростовской области, студия эстрадного танца МОУ СОШ «Финист» г. Ростова-на-Дону. В эксперименте на каждом этапе исследования участвовало 85 учащихся в возрасте от 5 до 14 лет.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1998 по 2005 г.г.

Первый этап (1998-2000 г.г.) - изучение и анализ отечественной, зарубежной философской, психолого-педагогической, культурологической, хореографической, искусствоведческой, физиологической, программно-методической литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; выявление современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике, что позволило сформулировать основные положения, цели и задачи, гипотезу исследования.

Второй этап (2000-2003 г.г.) - проведение опытно-экспериментальной работы; создание экспериментальной и контрольной групп учащихся в образцовой студии эстрадного танца в школе искусств МОУ СОШ «Финист»; выявление педагогических условий личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании; поиск критериев — показателей оценки личностного развития учащихся средствами хореографии; подбор методик констатирующего и разработка содержания формирующего эксперимента; получение экспертных оценок констатирующего эксперимента по контрольным и экспериментальным группам; диагностика психологических и физиологических параметров организма учащихся.

Третий этап (2003-2005 г.г.) - получение экспертных оценок формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах; обработка, систематизация, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы; формирование выводов, внедрение методических рекомендаций в практику образовательного процесса хореографической студии; оформление результатов исследования в виде диссертации.

В работе применялись следующие методы исследования:

- обзорный анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- сравнительный анализ различных аспектов учебной и профессиональной хореографической деятельности;

- изучение опыта работы хореографических студий г. Росгова-на-Дону;

- диагностические методы. Оценка параметров креативности проводилась по тесту Е. Торренса, интервьюирование самооценки потребности в двигательной активности - по методике В.И. Киселева и В.П. Куликова, оценка заболеваемости учащихся — по основным нозологическим единицам на основании данных анализа их медицинских карт, изучение типов межличностных отношений исследовали по методике Лири. Динамическая психограмма самооценки занятий учеником и его оценка деятельности составлена с использованием авторского проекта А.С. Фомина. В основу диагностики и прогнозирования психофизиологического состояния человека был положен модификационный тест М. Лютера. Оценка состояния соматических систем организма определялась по следующим направлениям: исследование гармоничности физического развития детей осуществлялось по дентальным графикам, определение типа осанки проводилось по методу З.П. Ковальковой, исследование стопы - с использованием метода плантографии. Исследование скорости и темпа моторной памяти проводилось по адаптированной методике АР. Лурии;

- педагогическое наблюдение, тестирование, самооценка, экспертные оценки;

- статистический анализ полученных результатов проводился с использованием Т-критерия Стьюдента и непараметрического критерия Уилконсона, метода В.А. Штритера и И.М. Чижина.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены и научно обоснованы следующие возможности хореографии в личностном развитии учащихся в образовательном пространстве начального профессионального образования: переориентация сознания в процессе хореографической деятельности на уровень «производство смыслов»; развитие интеллекта за счет активизации психомоторной деятельности, формирование адекватных эстетических представлений через красоту движений тела, грацию, через родство внутреннего мира человека и танцевальных форм; формирование потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни.

2. Разработана сущность личностного развития учащихся средствами хореографического искусства в процессе начального профессионального образования, которая понимается нами как интегральная характеристика личности, предполагающая целостное развитие, а не развитие отдельных компонентов.

3. Разработаны педагогические условия, необходимые для личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании: создание оптимальных условий возможно для наиболее полной самореализации личности, ее способностей и возможностей, самовыражения и самораскрытия; обеспечение на каждом возрастном этапе наиболее полного освоения ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психо-физиологические особенности учащихся; создание на каждом возрастном этапе позитивной ситуации развития, при которой обеспечены все фазы становления личности: адаптации, индивидуализации, интеграции; обеспечение преемственности возрастных периодов развития учащихся при соблюдении принципа максимального использования своеобразия каждого отдельного периода и перехода от одной ступени развития к другой, выраженного в видимом изменении социальной позиции. 4. Раскрыты целевые установки в преподавании хореографии и пути активизации роли танца в системе личностного развития учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографии. Хореографическое искусство исследовано как динамический процесс духовного и телесного личностного развития учащихся. Дано теоретическое обоснование педагогических условий личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании. Хореографическое искусство рассматривается как важнейший компонент содержания начального профессионального образования учащихся.

Практическая значимость исследования: совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в практику начального профессионального образования учащихся основы методики преподавания хореографии, направленной на личностное развитие учащихся; определить содержание личностного развития средствами хореографического искусства в процессе начального профессионального образования. Разработанные критерии, показатели и оценки уровня личностного развития учащихся средствами хореографического искусства внедрены в учебный процесс образцовой студии эстрадного танца, школы искусств, общеобразовательных школ г.Ростова-на-Дону, г.Константиновска. Практические выводы диссертационного исследования рекомендованы для использования в работе школ и студий г.Росгова-на-Дону и Ростовской области, в Ростовском училище культуры на отделении «Организация детской работы». Результаты данного исследования использовались также при проведении творческих семинаров для преподавателей дополнительного образования и руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области. Основное содержание диссертации изложено в научных статьях, цикле докладов на научно-практических конференциях и в публикациях научно-методического характера.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, организацией опытно-экспериментального исследования, соответствующей его целям и задачам. Надежность результатов обеспечивалась глубоким анализом полученных результатов, независимой экспертизой.

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства возможно на основе со-творения, создания, шпегративного знания о своей уникальной индивидуальности; развития способности к жизненному самоопределению.

2. Критериями личностного развитая учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства являются следующие новообразования: переход к новому уровню мышления, новым способам деятельности и формам поведения; рост уровня активности, самостоятельности, самоорганизации, самореализации, развитие физического потенциала, физиологических функций организма; приобретение личного опыта; развитие уверенности в себе; предотвращение различных психологических комплексов, мышечных зажимов. Показателями личностного развития являются проявления субъективности: становление внутреннего мира и внутренних механизмов саморегуляции личности, ее деятельности и поведения.

3. Педагогическая технология обучения хореографии учащихся начального профессионального образования включает, с одной стороны, диагностическое изучение способностей учащихся, с другой - совокупность дидактических

16 методов: самостоятельный поиск, художественное исполнительство целенаправленное усвоение неорганизованной информации, взаимообучение, учебная дискуссия, игровая ситуация, коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, уважение, взаимоуважение, самоанализ, самопознание, нравственное самоочищение, самонаблюдение.

4. Авторское программно-методическое обеспечение занятий в образцовой студии эстрадного танца начального профессионального образования средствами хореографического искусства имеет свои специфические особенности: алгоритм обучения хореографической деятельности взаимообусловленность хореографических и педагогических начал в едином целенаправленном образовательном процессе.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования в практику осуществлялись по ряду направлений, включающих:

- научно-методические публикации по теме исследования;

- консультирование преподавателей дополнительного образования;

- проведение творческих семинаров для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области;

- использование материалов проведенного исследования на отделении «Организация детской работы» Ростовского училища культуры, в хореографических студиях школ г.Ростова-на-Дону и Ростовской области;

- выступления образцовой студии эстрадного танца на сценических площадках Ростовской области и России.

Структура диссертации определена логикой исследования. Она состоит из двух глав (каждая из которых состоит из двух параграфов); заключения, списка используемой литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Широкая, Эллина Александровна

Результаты исследования отображены в Таблице 4 и Рисунке 2(С.121).

Наиболее интересные, на наш взгляд, работы представлены в Приложении 5. Для анализа результатов исследования нами использовался модифицированный цветовой тест М. Люшера, под редакцией О.Н. Московченко (159, С. 172). Материалы исследований показали, что абсолютно все участвовавшие в эксперименте учащиеся при выполнении поставленной задачи предпочтение отдали красному, желтому, зеленому, синему цветам. Однократно использовались фиолетовый и коричневый цвета. Не использовались серый и черный цвета. Причем можно констатировать, что при изображении танцевальных занятий учащиеся чаще всего использовали сочетание красного и желтого цветов (74%). Такой выбор цветов означает: инициативность, общительность, социальную адаптированность, добросердечность, хороший контакт с людьми, легкое вживание в различные социальные роли. По шкалам Кеттела, субъекты, выбравшие на первую позицию красный и желтый цвета, отличаются жизнерадостностью, богатством эмоциональных проявлений. Они обладают волевыми качествами и умением мобилизовать себя в экстремальной ситуации. Это энергичные и работоспособные люди, способные быстро концентрировать свое внимание на субъекте или объекте и анализировать ситуацию.

Выбор зеленого цвета (11,1%) символизирует упорство, настойчивость, способность к самореализации, самоуверенность, умения мыслить логически, синего (7,4%) представляет такие качества, как гармоничность и спокойствие.

Фиолетовый цвет (7,4%) характеризует новаторство, оригинальность, экстравагантность.

Однако такой же процентный показатель (7,4%) был отмечен в выборе коричневого цвета, который означает инстинктивные переживания. Причем в коричневых тонах были изображены станки и входная дверь. По нашему мнению, в данном случае могла произойти либо попытка реалистично отразить указанные предметы, либо страх перед новым видом деятельности, который ребенок мог испытать при виде непривычной обстановки балетного класса.

В целом у учащихся наблюдается положительный выбор цвета (96,3%), что отражает позитивный настрой учащихся на занятия в хореографической студии. Это подтверждается и высказываниями учащихся: «С нетерпением жду, когда будет следующее занятие», «На занятиях очень радостно и интересно», «Когда идешь на «танцы» хочется улыбаться», «На уроках танца отдыхаешь от школы».

Выбор цвета учащимися хореографической студии

Заключение

Необходимость гуманизации общественной жизни в современной России обусловила проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил. Потребность в личностном развитии является внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для личностного развития учащихся - основная задача современного образования, в том числе начального профессионального. В процессе развития человека структура его личности претерпевает различные изменения, фиксирующие его качественно новое состояние.

Решение задачи личностного развития учащихся невозможно без отношения к ученику как равноправному субъекту образовательного процесса, создания благоприятных условий дня наиболее полной реализации возможностей каждого обучаемого в соответствии с его способностями и психофизиологическими особенностями, его собственными желаниями и желаниями его семьи; раскрытия интеллектуального потенциала личности.

Логика исследования обусловила необходимость философского, социокультурного и педагогического анализа сущности личностного развития. В представленной работе за основу были взяты природосообразный, культуросообразный, деятельностный, компетент-ностный, индивидуально-творческий подходы как наиболее адекватные целям данного исследования. Проведенный теоретический анализ философской, специальной педагогической литературы позволяет рассматривать личностное развитие учащихся как интегральную характеристику личности, целостное развитие, а не развитие отдельных компонентов. На основе проведенного анализа подходов в педагогической и специальной литературе к сущности личностного развития нами логически обоснована сущность личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства как новообразования, возникающего в сознании ребенка и свидетельствующего о его переходе к новому уровню мышления, новым способам деятельности и формам поведения, новому уровню активности и самостоятельности. Сделанный вывод имеет методологическое значение для понимания содержания образования в тандеме «культура-образование-социальный заказ-педагогическое моделирование».

Усвоение культуры - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все закономерности коммуникативной деятельности. Принцип диалогичности образования предполагает обмен духовно-нравственными, ценностями между взрослыми и школьниками. Такое взаимодействие носит не только (и даже не столько) экстенсивный характер, но и способствует продуктивной деятельности, направленной на создание новых, иногда даже уникальных интеллектуальных, социальных, моральных, эмоциональных продуктов. Чтобы выявить основные факторы, условия и средства, влияющие на личностное развитие в процессе хореографической подготовки, были выделены три вида обмена в образовательной практике:

1) обмен ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества;

2) обмен ценностями, свойственными субъектам образования как представителям разных поколений и субкультур;

3) обмен индивидуальными ценностями конкретных участников образовательного процесса. Продуцируемый социальный опыт рассматривается результат образования личностного развития учащихся.

В ходе анализа различных подходов к личностному развитию была выявлена степень сложности процесса и многообразие аспектов его осмысления. Каждый из подходов (природосообразный, культуросообразный, деятельностный, компетентностный и т.д.) решает определенный круг задач личностного развития, но современная методология и педагогика не имеет однозначных основоположений, трактующих эффективность личностного развития. Систематизация новых, но достаточно разрозненных идей педагогики в плане развития потенциала личностного развития побудила нас к созданию модели процесса развития потенциала личности средствами хореографии.

Моделирование позволило целостно изучить процесс развития потенциала личности до момента его осуществления, так как нами были определены не только элементы данного процесса, но и связи между ними, что позволило рассмотреть проблему с разных сторон.

Одной из задач представленного исследования является разработка содержания курса обучения хореографии, обеспечивающего личностный рост и развитие учащихся. В соответствии с поставленной задачей, была разработана целостная технология процесса развития потенциала личности средствами хореографического искусства, основанная на отношении к каждому ребенку как носителю духовного начала, свободному в своих выборах познания и деятельности, творца и созидателя. Важное место в программе занимает воспитание средствами хореографического искусства базовой культуры учащихся начального профессионального образования, позволяющей ребенку развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

Автор в своем исследовании рассматривает хореографию как особое пространство для развития человека культуры, подчеркивая при этом важность культуры как среды и источника потенциала личностного роста.

В работе исследованы аспекты развития учащихся средствами хореографического искусства, раскрыты целевые установки в преподавании хореографии, выявлены пути активизации роли танца в системе целостного развития личности.

Изучены заложенные в природе танца социально-культурные компоненты, которые позволили констатировать, что именно они позволяют решать такие значимые проблемы в развитии личности ребенка, как стимулирование развития интеллекта, творческого потенциала, формирование позиций эстетического порядка, общей культуры субъективного опыта личности, положительного образа «Я», социализации и гармонизации личности.

Анализ экспериментальных данных показал их эффективность в процессе формирования у учащихся навыков сопоставления своих результатов с результатами действия других, подтвердилось положительное влияние хореографии на психо-эмоциональную сферу личности, уровень здоровья, развитие моторной и других видов памяти, творческого развития и т.д.

Логически выстроенный алгоритм хореографических действий, составляющий методологическую основу формирования танцевальных умений и навыков, разработанная и апробирования программа личностного развития учащихся средствами хореографического искусства являются личным вкладом автора в практику педагогической деятельности дополнительного образования учащихся.

Вместе с тем автор считает, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы, но является первой попыткой теоретически осмыслить и практически подтвердить влияние хореографии на личностное развитие учащихся.

Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза исследования подтверждается: личностное развитие учащихся в процессе начального профессионального образования средствами хореографического искусства возможно, хореография выступает инструментарием педагогической науки и искусства, путем создания и реализацией смысловой связки «культура - образование - социальный заказ - педагогическое моделирование» в содержании личностного развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Широкая, Эллина Александровна, 2005 год

1. Абдиров, Ч. А. Здоровье населения и приоритетные проблемы медико-экологических исследований в условиях Южного Приаралья Текст. / Ч. А. Абдиров // Медико-экологические проблемы Приаралья и здоровье населения: Материалы конф. Нукус, 1991. - С. 12-20.

2. Абдульманова, Л.В. Педагогические основы развития самостоятельной двигательной активности детей старшего возраста Текст.: дисс. канд. пед. наук. / Л.В. Абдульманова. Ростов-на-Дону, 1996. - 160с.

3. Абрамова, З.А. Древнейшие формы изобразительного творчества Текст. / ЗА. Абрамова // Ранние формы искусства. М., 1972. - С. 9-29.

4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская . М., 1991.

5. Агаджанян, Н. А. Экология человека и интегративная антропология Текст. / Н.А. Агаджанян, Б.А. Никитюк, И. Н. Полунин. М., Астрахань, 1996. - 33 с.

6. Азаров, Ю.П. 100 тайн детского развития Текст. / Ю.П. Азаров. М.: ИВА, 1996.-480с.

7. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать Текст. / Ю.П. Азаров М.: Педагогика, 1985. - 448 с.

8. Алексеева, В. Эстетическое и художественное воспитание Текст. / В. Алексеева // Художеств, воспитание подрастающ. поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989. - С.9-10.

9. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш.А. Амонашвили М., 1995. - 496 с.

10. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье Текст. / Н.М. Амосов. - М., "ФиС", 1987.

11. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце Текст. / Н.М Амосов, Я.А. Бендет. Киев: Здоровье, 1984.- 232 с.

12. Антонов, В.В. Духовные практики Текст. / В.В. Антонов: учебное пособие. - СПб, «Полюс», 1998.

13. Антропова, М.В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся Текст. / М.В. Антропова, Г.Г. Манке Г.В. Бородкина // Здравоохранение Российской Федерации. 1997, № 3.- С.29-33.

14. Анфимова, J1.A. Сущность личностного развития Текст. / JI.A. Анфимова // Наука и образование. 2002. №4. С. 55-57.

15. Анцыферова, Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе Текст. / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - 365 с.

16. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития Текст. / И.А. Аршавский. М.: Наука, 1982. - 270 с.

17. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В. Асафьев, -М., 1947.-24с.

18. Бабанский, Ю.К. Избранные труды Текст. / М.Ю. Бабанский АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

19. Базарова, Н.П. Азбука классического танца Текст. / Н.П. Базарова, В.П. Мей, Л.: Искусство, 1983. - 207с.

20. Балашова, В.Ф. Специфика физического воспитания в инновационной образовательной форме «Лицей искусств» (хореографический профиль). Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / В.Ф. Балашова М., 1999. - 22с.

21. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека Текст. / В.К. Бальсевич // ТиПФК. -1990. -№ 1-С.7-9.

22. Барабаш, В.Г. Имитационно игровые упражнения как средство развития двигательной активности дошкольников Текст.: авторефератдис.канд. пед. наук / В.Г. Барабаш.- Екатеринбург, 1999. 22 с.

23. Баскаков, В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: общение и сравнительный анализ существующих подходов Текст. / В.Ю. Баскаков // Ломоносов, 2000. С. 1-4.

24. Белых, А.И. О творческом мышлении первоклассников Текст. /

25. A.И. Белых, Н.В. Прилучная // Физиология развития человека: материалы международ, конференции. М., 2000. - С.97-98.

26. Бехтерев, В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии Текст. /1. B. М. Бехтерев. Л., 1926.

27. Билич, Г.Л. Основы валеологии Текст. / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. -СПб.: «Водолей», 1998. 560 с.

28. Билич, Г.Л. Основы валеологии. Текст. / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова, -СПб.: «Водолей», 1998. 560 с.

29. Бирюкова, И. Танец путь познания и творческого самовыражения Текст. / И. Бирюкова. - М., 2000.- С.3-5.

30. Блонский, П.П. Память и мышление Текст. / П.П. Блонский. М.- Л.: -1935.

31. Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах пособие Текст. / М.С. Боголюбская: учебно-методическое. М., 1983. -102 с.

32. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитание. Текст. / М.С. Боголюбская. -М., 1986.-93 с.

33. Богомолова, Л. Основы танцевальной культуры. Учебная программа. Текст. / Л. Богомолова. М., 2002. - 14 с.

34. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д.Б. Богоявленская Ростов-Дону: Изд-во РГУ, 1983.- 173 с.

35. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика, 1997. №4,- С. 11-17.

36. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: Опыт разработки парадигмы Текст. / Е.В. Бондаревская Ростов/Дону, 1997. -131с.

37. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа Текст. / Е.В. Бондаревская // Образование в поисках человеч. смысла. Ростов-на-Дону, 1995.- С.11-26.

38. Борев, Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю.Б. Борев. М.: Политиздат, 1988.

39. Бубер, М. Я и ты Текст. / М. Бубер. М., 1993. - 47 с.

40. Бугрименко, Г.Г. Обучение языку танца школьников с ЗПР Текст. / Г.Г. Бугрименко. М., 71 с.

41. Бурцева, Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки Текст.: дис.канд. пед. наук / Г.В. Бурцева. Барнаул, 2000. - 165с.

42. Бюхер, К. Работа и ритм. Возвращенная молодость это не сказка. Интервью с профессором, доктором медицинских наук Беляевым В. С. Текст. / К. Бюхер // Труд. - 1995. - № 5.

43. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. Учебное пособие текст. / А.Я. Ваганова. Л.-М.: Искусство, 1980. - 556с.

44. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов Текст. / Я.С. Вайнбаум. М: Просвещение, 1986 . - 176 с.

45. Васильева, Е. Танец / учебное пособие для танцевальных вузов Текст. / Е. Васильева. М: Искусство, 1988. - 118 с.

46. Вересов, Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи Текст. / Н.Н. Вересов//Вопросы психологии. 1992. - № 12. - С. 124-128.

47. Владимирский, Б.М. Математические методы в биологии Текст. / Б.М. Владимирский.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. 304 с.

48. Войнов В.Б. Адаптационные процессы и здоровье ребенка Текст. / В.Б. Войнов // Актуальные проблемы валеологии, воспитания учащихся в условиях новой концепции физкультурного образования. Нальчик: Каб.-Балк. университет, 2002.- С.86-88.

49. Волошин, М. Культура танца Текст. / М. Волошин. М., 2000. - С. 2-4.

50. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Текст. /-Л.С. Выготский. М., 1991. - С. 5-17.

51. Выготский, JI.C. Психология искусства Текст. / J1.C. Выготский. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 480 с.

52. Высотская, Н.Е. Психофизиологические особенности учащихся хореографического училища Текст. / Н.Е. Высотская, A.M. Сухарева // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л.: 1974.-С. 143-159.

53. Гаркави, Л.Х. Адаптационные реакции и резистентности организма Текст. / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. М., 1990. - 223 с.

54. Гельниц, Г. Ритмико-музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку Текст. / Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф // Психология и гигиена детей. М.: Медицина, 1985.1. С. 186-208.

55. Герасимова, И.А. Философское понимание танца Текст. / И.А. Герасимова//Вопросы философии, 1998, № 5. С. 50-63.

56. Гиршон, А. Кинесфера : пространство движения Текст. /А. Гиршон.-М., 2000. С. 3-7.

57. Гиршон, А. Контактная импровизация Текст. / А. Гиршон. М., 2001. -С. 2-5.

58. Гиршон, А. Танец как метафора и не только Текст. / А. Гиршон. М., 2000. - С. 1-10.

59. Гиршон, А. Танцевальная импровизация: за пределами терапии? Текст. / А. Гиршон.- М., 2001.- С.2-4.

60. Гладышев, Г.М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога Текст. дисс.пед. наук / Г. М. Гладышев. Оренбург, 2000.- С. 23-25.

61. Глуцкая, М.Н. Хореографическая самодеятельность в условиях сельской местности: пособие по пропаганде передового опыта Текст. / М.Н. Глуцкая, А.В Глуцкий. М., 1986. - 32с.

62. Годовский, В.М. Взаимосвязь художественного и педагогического взаимодействия в детском хореографическом коллективе Текст. автореферат дис.канд. пед. наук / В.М. Годовский М., 1990. - 24 с.

63. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии Текст. / К. Голейзовский. М.: «Искусство», 1964. - 378 с.

64. Голицина, А. Индийский танцы лечат от гипертонии и сахарного диабете Текст. / А. Голицина. Ежедневная газета «all rights reserved», 2004.

65. Гольдентрихт, С.С. О природе эстетического творчества Текст. / С. С. Гольдентрихт- М., 1966.

66. Гончаров, В.И. Исследование двигательной памяти Текст. / В.И. Гончаров // Теория и практика физической культуры № 2. -1990.1. С.2-6.

67. Гориневский, В.В. Избранные произведения Текст. / В.В. Гориневский. -М.: «ФиС», 1951.

68. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1996 году. М.: МЗ РФ, РАМН, 1997. - 204 с.

69. Гринева, И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга Текст. дис. канд. мед. наук / И.М. Гринева. Л., 1981.

70. Гриневич, Н.Г. Развитие пространственно-пластического мышления как интегральный фактор духовного формирования студентов ХГФ Текст. / Н.Г. Гриневич. М., 2002.- С. 17-19.

71. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В.В. Давыдов. -М., 1996,- С. 383-384.

72. Данилова, А.А. Совершенствование нравственного воспитания . старшекласников средствами народного искусства Текст.:дис.канд. пед. наук / А.А. Данилова. М., 1986.

73. Дахин, А.Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре Текст. / А.Н. Дахин // Школьные технологии, № 3, 2004. - С.- 47- 48.

74. Динейка, К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка Текст. / К.В. Динейка. М., "ФиС", 1986.- С. 12-14.

75. Догель, И. М. Влияние музыки на человека и животных Текст. / И.М. Догель. Казань, 1888.- С. 11-15.т,

76. Дубник, И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве Текст.: дис.канд. философ, наук: / И.О. Дубник. М., 1984. - 165с.

77. Егорова, JI.B. Воспитывает танец Текст. / JI.B. Егорова // Советская педагогика, 1990 №2. С. 47-49.

78. Ельникова, Е.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией Текст.: автореф дис . канд. пед. наук / Е.А. Ельникова. -М., 2000. 19с.

79. Ершова, О.В. Теоретические и методологические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально культурной направленности в ВУЗах культуры и искусств Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Ершова. - М., 2001. - 24 с.

80. Жаров, Л.В. О специфике телесной культуры человека Текст. / Л.В. Жаров // Вопросы философии, 1987.- №6. С. 145-148.

81. Желателев, Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Д.В.

82. Желателев.- С-Пб., 1999. 16с.

83. Жукенова, С.Б. Социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографического искусства в Казахстане Текст. / С.Б. Жукенова. -М., 1991.- 47с.

84. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В.И. Журавлев.- М.: Педагогика, 1990. 164 с.

85. Занятия по танцу со школьниками: Опыт работы руководителей детскиххореографических кружков и кружков бального танца Текст. / Е.В. Короновой.- М., 1959. вып.2. 72 с.

86. Захарова, Н.Н. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки Текст. / Н.Н. Захарова, В.М. Авдеев // Высшая нервная деятельность. 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 315-329.

87. Зимкин, Н.В. О некоторых физиологических механизмах двигательных навыков в спорте Текст. / Н.В. Зимкин // Сенсорика и двигательный навык в спорте. JL, 1973.- С. 5-26.

88. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Метод формокоррекционной ритмопластики Текст. / Т. Зинкевич-Евстегнеева // Школьный психолог. М.: Изд-во «Первое сентября». 2002. - С. 2-18.

89. Ивлева, Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе Текст.: автореф. дис.кан. пед наук / Л.Д. Ивлева. Л., 1985. - 16с.

90. Ивонина, В.А. Физическая культура для всех. Текст. /В.А. Ивонина. -М.: «ФиС», 1992 96с.

91. Исенко, И.П. Костюм народов мира Текст. / И.П. Исенко. М., 1998. -88 с.

92. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом Текст. / М., 1996.-С. 129-136.

93. Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца Текст. / Д. Кабалевский. -М.: "Просвещение", 1984.

94. Кавалерова, В.А. Спорт как одно из средств формирования гармонически развитой личности Текст.: дис.канд. философ, наук / В.А. Кавалерова. М., 1988. М., - 167с.

95. Каган, М.С. Лекции по эстетике Текст. / М.С. Каган. Л., 1971.

96. Каган, М.С. Морфология искусства Текст. / М.С. Каган. Л.: Искусство, 1972.

97. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве Текст. / В.В. Кандидский. -М., 1992.- С. 23-25.

98. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество Текст. / В.А Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

99. Кирой, В.Н. Физиологические методы в психологии Текст. / В. Н. Кирой: уч. пособие Ростов-на-Дону, 2003. - 222 с.

100. Киященко, Н.И. Эстетический вкус. Эстетическое сознание и процесс его формирования Текст. / Н.И. Киященко, H.JI. Лайзеров. М., 1981. -С.34-39.

101. ЮЗ.Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании Текст. / М.В. Кларин // Педагогика. 1996. № 2. С. 14-21.

102. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций ребенка Текст. / М.М. Кольцова. М.: Педагогика, 1973. - 144 с.

103. Колякина, Э.А. Двигательная активность и кислородные режимы организма школьника Текст. / Э.А. Колякина. Ростов-на-Дону, Изд-во: РГУ, 1983.- 101с.

104. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие Текст. / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1987.- 412 с.

105. Комков, А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников Текст. / А.Г. Комков. С.- Пб. Изд-во: ИФК, 2003. - С. 9-1

106. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее саморазвитие Текст. / И. С. Кон. М., 1984.

107. Копытин, А.И. Теория и практика арт терапии Текст. / А.И. Копытин. - СПб, изд-во «Питер», 2002. - 366 с.

108. Королева, Э. А. Ранние формы танца Текст. / Э.А. Королева. Кишинев, 1977.

109. Королева, Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) Текст. / Э.А. Королева //

110. Советская этнография. 1975. - №5. - С. 147-155.

111. Коротков, И.М. Подвижные игры во дворе Текст. / И.М. Коротков // "OhC"-N5, 1987.

112. Ко-Ынжу, Понамарчук, В.А. Влияние танцевальной деятельности на школьников Текст. / Ко- Ынжу, В.А. Понамарчук // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 2000. - С. 102-106.1 М.Круглова

113. Круткин, B.JI. Антология человеческой телесности Текст. / В Л. Круткин.-Ижевск, 1993. -С.21-27.

114. Кудряшов, Н. Славянские оздоровительные практики Текст. / Н. Кудряшов. -М., 1999. 134с.

115. Кузнецов, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника Текст. / Л.В. Кузнецов.- М.: "Просвещение", 1988. С. 33-37.

116. Куликов, В.П. Потребность в двигательной активности Текст. / В.П. Куликов, В.И. Киселев. -Новосибирск: «Наука» Сибирское предприятие РАН, 1998.- 145с.

117. Куликовская, И.Э. Игровое пространство формирования основ философского мировидения дошкольников / Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности Текст. / И.Э. Куликовская. Ростов-на-Дону, - 2000.- С. 158 - 164.

118. Кульба, С.Н. Физическое развитие оценка состояния соматических систем организма человека в онтогенезе Текст. / С.Н. Кульба, Л.А. Бугаев, И.С. Хусаинова / Серия учебной литературы по валеологиипод ред. Профессора Г.А. Кураева.- Ростов/Дону, 1999. 71 с.

119. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия Текст. / К. Купер. М.: «ФиС», 1987.- 178 с.

120. Кураев, Г.А. Практикум по валеологии Текст. / Г. А. Кураев. Ростов-на-Дону, 1999. - 194с.

121. Кураев, Г.А. Антропометрия в валеологии. Методическая разработка для студентов дневного, вечернего, заочного обучения, слушателей курсов подготовки валеологов Текст. / Г.А. Кураев, В. Б. Войнов,

122. A.M. Трофимчук. Ростов/Дону, 1997. - 43с.

123. Кураев, Г.А. Диагностика психофизиологических показателей индивида Текст. / Г.А. Кураев, Н. Н. Пожарская. / Ростов-на-Дону, 2000. -30с.

124. Кураев, Г.А., Методы оценки психомоторики и сенсорной организации индивида. Методические указания для студентов биолого-почвенного факультета Текст. / Г.А. Кураев, Н. Н. Пожарская. Ростов/Дону, 1999. -35с.

125. Кураев, Г.А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России Текст. / Г.А. Кураев, С.К. Сергеев, Ю.В. Шленов // Валеология. 1996. № 1.-С. 12-15.

126. Куракина, С.Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ) Текст.: автореф.канд. философ, наук [текст] / С. Н. Куракина. Ростов-на-Дону, 1994. - 22 с.

127. Кущ. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании Текст. / В. Кущ,

128. B. Фролкин // Художественное развитие подрастающего поколения:проблемы и перспективы. Новосибирск, - 1989. - 200 с.

129. Лабунская, В. А Невербальное поведение Текст. / В.А. Лабунская. -Ростов-на-Дону, 1996.-С. 17-19.

130. Лабунская, В.А. Введение в психологию невербального поведения Текст. / В.А. Лабунская. Ростов-на-Дону, 1994. - 134 с.

131. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание Текст. / В.А. Лабунская. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.- 608с.

132. Лабунская, В.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга Текст. / В.А. Лабунская, Т.А. Шкурко // Психологический журнал. 1999. N 1. С. 31-38.

133. Лахути, Г.Г. Искусство Айседоры Дункан Текст. / М., 2002.- С. 2-10.

134. Леви, В.И. Разговор в письмах Текст. / В.И. Леви. М.: "Сов. Россия", 1983.

135. Леонтьев, А.Н. Философия психологии Текст. /А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: изд-во МГУ, 1994. - 228с.

136. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений Текст. / П.Ф. Лесгафт. -М., «ФиС». Т. 1., 1951. -295 с.

137. Ливанов, М.Н. Об участии тормозных процессов и физиологических механизмах сенсорной депривации / Сенсорный дефицит и работоспособность организма Текст. / М.Н. Ливанов, Г.И. Шульгина.- Иркутск. -1986. 147 с.

138. Лидере, М.А. Контактная импровизация танец или мировоззрение? (тренинг умения быть в контакте с другим, сохраняя свое Я) Текст. / М.А. Лидере.- М., 2000. - С. 2-5.

139. Лобаковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание, текст. / Г. С. Лобаковская. М.: Просвещение, 1983.- 304 с.

140. Локк, Д. Педагогические сочинения в 3 т. Текст. /Д. Локк. М., 1985. Т.3.-291 с.

141. Лукиан, Собрание сочинений в 2.т. Текст. / Лукиан. М.-Л.; 1935, т.2.-С.52-53.

142. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2ч. Текст. / Я.Р. Лурия.-М., 1963; 1970

143. Макаренко А.С. Некоторые вопросы из педагогического опыта Текст. / А.С. Макаренко // Собрание сочинений в 7 т.- М.: 1958. Т.5.

144. Макарова, В. психология памяти Текст. / В. Макарова. -2000/ http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/psimem2.htm

145. Мак-нили, Д. Прикосновение. Глубинная психология и телесная терапия. Текст. / Д. Мак-нили.- М., 1999.- С.50-55.

146. Маслоу, А. Мотивация и личность. В кн.: теории личности в Западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности: Текст. / А. Маслоу. Самара: изд. дом «БАХРАХ», 1996.- С.• 422-449.

147. Медушевский, В.В. Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы Текст. / В.В. Медушевский // Всесоюзн. акустическая конф. 6-я: Тез. докл. М., 1968. - Разд. К-1-8.

148. Меерсон, Ф.З. Физиология адаптивных процессов текст. / Ф. 3 Меерсон // АН СССР. М., Наука. 1986. - 639 с.

149. Менегетти, А. Музыка души. Введение в музыкотерапию Текст. / А.

150. Мегетги. СПб, 1992. - С.11-12.

151. Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца, текст. / Р.С. Блок. М., 1980. - 40с.

152. Могендович, М.Р. К проблеме физиологии музыки. (Акустико-моторные и моторновисцеральные рефлексы) Текст. / М.Р. Могендович // Межкурорт, научн.-практ. конф. по лечебной физкультуре и климатолечению, 3-я: Тез докл. Ставрополь. 1966. - С. 108-111.

153. Могендович, М.Р. К физиологическому анализу влияния музыки на человека Текст. / М.Р. Могендович, В.Б. Полякова // Совещание по проблемам высш. нервн. деятельности. 21-е: Тез. докл. М., 1966. - С. 204-205.

154. Молчанова, Н.М. Влияние уроков с двигательной активностью на работоспособность школьников Текст. / Н.М.Молчанова // Психофизиология спортивн. и трудов, способностей человека.- JL: 1974.-С. 183-187.

155. Монтессори, М. Методика научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка Текст. / М. Монтессори. М., 1920.

156. Московченко, О.Н. Диагностика и прогнозирование психофизического состояния человека (цветовой модифицированный тест М. Люшера) Текст. / О.Н. Московченко. Красноярск, 1995. - 172 с.

157. Настюков, Г. Народный танец на самодеятельной сцене Текст. / Г. Настюков. М.: 1976. - 63с.

158. Неменский, Б. Мудрость красоты Текст. / Б. Неменский, - М.: "Просвещение", 1987.

159. Нийпак, В. Архитекторы гимнастических соборов Текст. / В. Нийпак // Балет. 1994. № 2 - 3. - С.59-62.

160. Николаева, Л.Ф., Аронов, Д.М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца Текст. / Л.Ф. Николаева, Д.М. Аронов.- М.: Медицина, 1988. 288 с.

161. Нилов, В.Н. Опыт работы музыкально-хореографических классов по художественно-эстетическому воспитанию учащихся на базе 42-ой общеобразовательной СШ. Текст. / В.Н. Нилов. Рига, 1994.- 9с.

162. Нилов, В.Н. Ритмика. Программа для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ Текст. / В.Н. Нилов. Рига, 1996.- 21 с.

163. Нилов, В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика Текст. / В.Н. Нилов. М.: 1998.- 186 с.

164. Нилов, В.Н. Хореография как средство самореализации младших школьников Текст. / В.Н. Нилов // Духовная культура накануне нового столетия: Тезисы научно-практической конференции 25-26 февраля 1998 г., 4.2. М.: Изд-во МГУК, 1998. - С. 133-135.

165. Овсянников, М.Ф. Информационный бюллетень Текст. / М.Ф. Овсянников, 1972, № 1. С. 8-9.

166. Память и научение. http//doklad.ru/monika/doklad/view/zip-3807-l.htm

167. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности Текст. / Н.Б. Пасынкова // Псих., журнал. 1993. - №4. -С. 142-146.

168. Педагогические идеи Роберта Оуэна.- М., 1940. С. 174-176.

169. Перунов, Ю. Формирование межличностных отношений у подростков, занимающихся спортивными бальными танцами Текст. / Ю. Перунов, // «Детский альманах», Екатеринбург. 2002.- С. 11-14.

170. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения Тест. / И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика. - 1981. - 334 с.

171. Платон. Собрание сочинений в 3 т. текст. / Платон. М., 1971. Т.З. -ч.1.

172. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения Текст. / Г.В. Плеханов. М., Т. 5., 1958.

173. Полякова, В.Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека текст. / В.Б. Полякова // Эксперимент, исследования по физиологии, биофизике и фармакологии [Текст] /Пермь. 1967. Вып. 7. - С. 111-114.

174. Полякова, В.Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности Текст. / В.Б. Полякова // Физиологич. характеристики умствен, и творч. труда. М., 1969. - С. 103-104.

175. Разумов, А.Н. Здоровье здорового человека Текст. / А.Н. Разумов,

176. B.А. Пономаренко, В.А. Пискунов. М., 1996.

177. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология Текст. / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. СПб., 1999.

178. Роджерс, Н. Путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств, текст. / Н. Роджерс// Вопросы психологии. 1995. - № 1. - С. 132-139.

179. Роджерс, К. Творчество как усиление себя Текст. / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. - №1. - С. 164-168.

180. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Текст. /

181. C.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. Т.1. - 488 е., 1991. Т.2. - 615 с.

182. Рудестам, К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. М. : Прогресс, 1990. - 245 с.

183. Руднева, С. Ритмика и музыкальное движение Текст. / С. Руднева, Э. Фиш, М.: Просвещение, 1972. - 331с.

184. Руднева, С.Д. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения Текст. / С.Д. Руднева, Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. 1982. - № 3. - С. 84-92.

185. Рукас, Т.Н. Нормативно-методическое сопровождение деятельности дошкольной валеологической службы Текст. / Т.И. Рукас, Г.П. Ведяева, О.А. Добрынина и др. Новокузнецк, 1999.- 38с.

186. Сенько, О.В. Искусство как средство личностного развития одаренных детей Текст. / О.В. Сенько. - Ростов-на-Дону, Изд-во: РГПУ, 2000.-С.11-12.

187. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. / В.В.Сериков. М.: ИК «Логос», 1999. - С.42-63.

188. Сидорова, О. Терапия творчеством: новые возможности для здравоохранения Текст. / О. Сидорова // Медицина Санкт-Петербурга.- Спб. 2002. С. 2-4.

189. Сироткина, И.Е. От реакции к живому движению: Н.А. Бернштейн в психологическом институте двадцатых годов Текст. / И.Е. Сироткина // Вопросы психологии. 1994. - № 4.- С. 16-27.

190. Смирнов, И.В. Работа балетмейстера Текст. / И.В. Смирнов. М.: Просвещение, 1986. -190с.

191. Спиркин, А.С. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения Текст.: дис. в виде научного доклада.кан. пед. наук / А.С Спиркин. Саратов. - 1997.- 23с.

192. Сухомлинский, В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. «Учительская газета», 27 сентября 1988.

193. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека Текст. / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. - 286 с.

194. Сухомлинский, В.А. Я сердце отдаю детям Текст. / В.А.

195. Сухомлинский. Киев, 1981. -710 с.

196. Татищев, В.Н. Разговор о пользе училищ Текст. / В.Н. Татищев. М., 1987.-82 с.

197. Тейдер, В. К вопросу взаимосвязи музыки и танца Текст. / В. Тейдер // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе: М.: Изд-во «ГИТИС», 1990. - С.40-53.

198. Тель JI.3. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоравливании. В Зт. Т.2. текст. / JI.3. Тель. М.: ООО «Издательство ACT», «Астель», 2001.- 480 с.

199. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т. Текст. / Б.М. Теплов. М., 1995. Т.1.-329 е., Т.2.-359 с.

200. Толстой, JI.H. Собрание сочинений, текст. / JI.H. Толстой. - М., "Правда", Т. 9.- 1987.

201. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В.П. Тугаринов. Л.: Изд-во: Ленинградского университета, 1976. -144 с.

202. Уральская, В.И. Природа танца Текст. / В.И. Уральская. М.: «Сов. Россия», 1981. - 109 с.

203. Устав учебных заведений подведомых университетам / Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2 изд. СПб., 1875. Т.1. С.9-10.

204. Устинова, Т.А. Балетмейстер и коллектив Текст. / Т.А. Устинова. М., 1963.-79с.

205. Устинова, Т.А. Русский народный танец Текст. / Т.А. Устинова. М.: Искусство, 1976. - 152 с.

206. Учебно-воспитательная и творческая работа в самодеятельном хореографическом коллективе: методические рекомендации. Минск, 1993.-34с.

207. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения Текст. / К.Д.

208. Ушинский. -М.: Изд-во «Просвещение», 1968. 557с.

209. Федякин, А.А. Устройство для укрепления мышц свода стопы Текст. / А.А. Федякин, А.В. Добежин // Актуальн. проблемы валеологии, воспитания учащихся в условиях нов. концепции физкульт. образования.- Нальчик: Каб.-Балк. университет, 2002. С. 127-128.

210. Фейдимен, Д. Вильгельм, Райх и психология тела Текст. / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер // Личность и личностный рост. Выпуск 2. М., 1992. - С.96-98.

211. Фельденкрайз, М. Осознание через движение: 12 практических уроков Текст. / М. Фельденкрайз . М.- СПб, 2000. - 160с.

212. Физиологические основы здоровья человека Текст. / Б.И. Ткаченко.- С-Пб-Архангельск. Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. 728 с.

213. Физиология человека: (Курс лекций) Текст. / Н.А Агаджанян, Л.З. Тель и др. Алма-Ата, 1992. - 167с.

214. Фомин, А.С. Детский танец в системе воспитания и образования Текст. / А.С. Фомин: Методич. рекомендации для студентов ФДВ и ФНК. -Новосибирск: Изд-во НГПИ,1989.- 56с.

215. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы самодеятельных хореографических коллективов / ВНМЦ народн. образования и культ.-просвет. работы. М., 1982. - 13 с.

216. Фромм, Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии) Текст. / Э. Фромм. М., 1993.

217. Фудин, Н.А. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом Текст. / Н.А. Фудин, О.П. Тараканов, С.Я. Классик // Физиология человека. М., 1996. - Т. 22, №2.-С. 1-9.

218. Халабузарь, П.В. Эстетическое воспитание в школах искусств Текст. / П.В. Халабузарь. М.: «Просвещение», 1988. - 152 с.169

219. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Тория личности Текст. / Л, Хьелл, Д. Зиглер. -СПб., 1997.

220. Черкасов, В. Прежде, чем мучить врачей Текст. / В. Черкасов, «Дон», N 8, 1984.

221. Шацкий, С.Т. Из доклада «Искусство как элемент детской жизни» Текст. / С.Т. Шацкий // Революция театр - дети. -М., 1987.

222. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2. т./ составит. Скаткин, Л.И. и др.- М.: Педагогика, 1980. Т.1. - 304 с. - Т.2. - 414 с.

223. Шкурко, Т.А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье Текст. / Т.А. Шкурко // Современ. семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994. - С. 67-68.

224. Шкурко, Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе текст. / Т.А. Шкурко // Психологический вестник. Выпуск №1, часть 1., Ростов-на-Дону., 1996. - С. 327-348.

225. Шкурко, Т.А. Танец как форма экспрессивного поведения личности Текст. Т.А. Шкурко // Психологический вестник. Ростов-на-Дону, 1997. - С. 101-111.

226. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма Текст. / С.В. Шушарджан. М., 1998.

227. Шушарджан, С.В. Комплексное применение рефлексо- и музыкотерапии Текст. / С.В. Шушарджан, JI.M. Сенченко // Поволжская учредительная и 1-я Научно-практич. конф. по традиционной медицине: Тезисы, докладов. Казань. 1993. - 103 с.

228. Щетинин, М.П. Объять необъятное: Записки педагога, текст. / М.П. Щетинин. М, 1986. -171с.

229. Юрьева, М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в Вузе Текст.: автореф. дисс. кан. пед. наук / М.Н. Юрьева. Липецк, 2001.-22с.

230. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.

231. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития Текст. / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. - №4. -С. 20-27.

232. Яковлева, М.Г. Педагогические условия повышения умственной работоспособности детей 4-5 лет Текст.: автореф. дисс. канд. пед наук / М.Г. Яковлева. М., 1986. - 23 с.

233. Яценко, Н.П. Основные направления совершенствования деятельности учреждения культуры в развитии самодеятельного хореографического творчества Текст.: дисс. .канд. пед. наук / Н.П. Яценко. М., 1996. - 176с.

234. Alvin J. Some aspects of music therapy in the social integration of the handicapped child // Excerpt. Med. Sect. Rehab. 1976. - Vol. 19. N 1. - P. 7.

235. Armeniox Lesli Flint. Creative arts in the clinical supervision of dance/ movement therapists. Chicago. 1999. - P. 3-4.

236. Internal family system therapy and the wisdom of the body. Chicago. 1999.1. P. 3-4.

237. Berger Maria. Psychologie Untersuchungen zur Humanstrukturellen Tanztherapie //Dynamic Psychologie. 1988. - № 108/109. - P. 128-157.

238. Serlin Ilene. Art medicine in a complementary medicine setting using dance/movement therapy with women with breast cancer. Chicago. 1999. -P.3.

239. Lester N.B., Onore C.S. Learning change: One school district meets language across the curriculum. Portsmouth, NH: Boynton/Cook. // Школьные технологии, 2004.- №3. С. 56-57.

240. Licul F. Music Therapy // Lijesen. Vjesn. 1974. - Vol. 96. N 10-11. - P. 675-684.

241. Libowitz Gayle. Individual Dance Movement Therapy in an Inpatient Psychiatric Setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. -London. 1992.-P- 122.

242. MacDonald J. Dance? Of course I can! Dance Movement Therapy for People with Learning Difficulties //Op. cit. P. 202-217.

243. Meekums B. The Love Bugs: Dance Movement Therapy in a Family Service Unit. //Op. cit. P. 18-38.

244. Noak A. On a Jungian approach to Dance Movement Therapy //Op. cit. P. 182-201. Nordoff P., Robbins C. Music Therapy in Special Educations-MacDonald fir Evans LTD. - London. 1975.

245. Nordoff P., Robbins C. Musik als Therapie fur behindene Kindder. Kiett-Cotta, 1983.

246. Payne H. Shut in, shut out: Dance Movement Therapy with Children and Adolescents // Op. cit. P. 39-80. Sachs C. World History of the Dance. N.Y., 1937.

247. Priestly M. Music Therapy in Action. London. 1975.

248. Schanilcova J. Experience of musictherapy application in regime treatment //

249. Cick. Psychiat. 1977. - Vol. 73. N 2. - P. 100-103.

250. Shadmehr and Holcomb. Neural Correlates of Motor Memory Consolidation / Science 1997 277 P. 821-825

251. Schwabe C. Music therapy therapeutic music pedacogy- teaching of music. An attempt of difination // Psychiat. Neurol, med. Psvchol. - 1974. - Bd 26. N 12.-S. 705-713.

252. Haschec H. Music and medicine // Wien. med. Waschr. 1978. - Bd 128. N 1. -S. 1-9.

253. Huppmenn G. Pocibilities of music therapy in internal medicine // Med. Klin. 1977. - Bd 72. N 51-52. - S. 2186-2199.

254. Jores A. Practische Psychosomatik. Bern. 1981.

255. Характеристика физического развития детей по центильнымоценкам длины и массы тела.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.