Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Рындина, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рындина, Ольга Александровна
ВВЕДЕНИЕ.—---------------------------------------------------------------2
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Философские и психолого- педагогические основы эстетического воспитания детей 9-12 лет в системе дополнительного образования на занятиях хореографией-------------------------------------------------------------17
1.2. Возможности искусства хореографии в формировании личности ребенка--------------------------------------------------------------------------------32
1.3. Педагогические условия эффективности осуществления занятий хореографией в системе дополнительного образования-----------------—43
1.4. Критерии оценки эффективности эстетического воспитания средствами хореографии .—------------------------------------------------------------------52
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ.
2.1. Задачи и содержание занятий хореографией по комплексной программе-----------------------------------------------------------------------------64
2.2. Формы и методы эстетического воспитания детей в процессе занятий хореографией-------------------------------------------------------------------------86
2.3. Эстетическое развитие детей в процессе занятий хореографией в системе дополнительного образования--------------------------------------------------100
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии2013 год, кандидат педагогических наук Чурашов, Андрей Геннадьевич
Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности2002 год, кандидат педагогических наук Фокина, Елена Николаевна
Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии2003 год, кандидат педагогических наук Майстрова, Людмила Федоровна
Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста2001 год, кандидат педагогических наук Ушакова, Юнона Васильевна
Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии2009 год, кандидат педагогических наук Щугарева, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет»
Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно творческую деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования.
Эстетическое воспитание принадлежит к числу непреходящих проблем. Оно осуществляется на протяжении всей жизни человека, независимо от возраста, трансформируется на жизненном пути, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку новые требования или модифицирует прежние.
Основам эстетического воспитания детей посвящены исследования философов и искусствоведов (Ю.Б. Борева, А.Ф. Еремеева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, И.Я. Ливяша, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Лосева и др.); педагогов и психологов ( Л.Г. Арчажниковой, А.В. Антоновой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, О.П. Радыновой, В.А. Разумного, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой и др.).
Основам комплексного подхода к эстетическому воспитанию детей посвящены исследования А.В. Антоновой, Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко, М.Б.Зацепиной, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Т.С. Комаровой, Л.В.Тодорова и др.
Несомненен тот факт, что эстетическое воспитание средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка.
О влиянии искусства, как фактора формирования и развития личности ребенка, писали многие ученые (О.А. Апраксина, А.В. Луначарский, Л.А.Рапацкая, В.Н. Скатерщиков, Н.М. Сокольникова, Л.В. Тодоров, Е.А.Флерина, Т.Я. Шпикалова и др.).
Очевидна творческая, художественная и познавательная ценность данных исследований, так как благодаря им, ученые находят наиболее совершенные и доступные пути (разрабатывают образовательные программы, вводят специальные и интегрированные курсы обучения), помогающие детям ориентироваться в мире искусства, знакомиться с художественной культурой, набираться жизненного опыта, реализовывать свои творческие возможности.
Вместе с тем, изучение накопленного педагогического опыта позволяет нам отметить недостаточное внимание со стороны ученых по отношению к занятиям хореографией как средству эстетического воспитания детей, а также недостаточное количество кружков и студий, где руководство осуществляют квалифицированные хореографы, имеющие не только специальное (хореографическое), но педагогическое образование.
Однако в теории и практике изучения хореографического искусства, с позиции эстетического воспитания, как комплексного вида деятельности, включающего движения под музыку в соответствии с ритмом, темпом, характером музыки, как средства эстетического развития личности, мы видим большой интерес в исследованиях Э. Далькроза, Н.Г. Александровой, В.А. Гринера, М.А. Румера, Е.В. Коноваловой, С.М. Волконского и др.
Огромный положительный опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь занятий хореографией с эстетическим воспитанием накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств: Л.Н. Богатковой, С.И. Букатиной, А .Я. Вагановой, Е.Д. Васильевой, Ю.Н. Григоровича, И.А. Моисеева, Ю.И. Плахта, Т.В. Пуртовой, М.М. Фокина, Б.В. Шаврова и др.
Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников.
Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.
По данным медицинских исследований ( JI.B. Баль, С.В. Баркановой, И.В. Звездипой, А.Г. Ильина и многих др. ) за последнее десятилетие произошел заметный рост частоты нарушений соматического здоровья среди детей, вступающих в подростковый период и подростков старшего возраста. Ученые утверждают, что ухудшение здоровья детей является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Соответственно, наряду с решением образовательных, воспитательных и развивающих задач, стоящих в процессе эстетического воспитания и обучения детей, мы считаем необходимым, приобщая детей к прекрасному, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения, на что непосредственно направлены и занятия хореографией.
В этой связи особую актуальность приобретает научное обоснование и опытно- экспериментальная апробация разработанной нами системы занятий хореографией по программе «Жемчужина» для детей 9-12 лет в учреждении дополнительного образования.
Важным теоретическим источником определения места дополнительного образования в воспитании и развитии ребенка являются исследования Щ.А. Амонашвили, J1.A. Венгера, А.К. Бруднова, М.Б. Зацепиной, В. А. Караковского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского и др.
Анализ накопленного педагогического опыта позволяет нам заключить, что в настоящее время ведущими в дополнительном образовании становятся культурологическая и дето центристская парадигмы.
Культурологическая парадигма" ориентирует не только на получение знаний, но и на практическое освоение элементов культуры, поведения, общения, согласно требованиям сегодняшнего дня.
Детоцентристская парадигма" ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей с учетом индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
Изучение накопленного теоретического и практического педагогического опыта в области эстетического воспитания средствами искусства, а также изучение возможностей хореографического искусства в формировании и развитии личности ребенка позволило нам выделить особую актуальность изучаемого вопроса, а так же обнаружить недостаток исследований в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаток научного и методического современного оснащения изучаемого нами вопроса. В связи с чем, мы видим необходимость в осмыслении процесса эстетического воспитания детей средствами хореографии с учетом требований современного общества.
В этой связи мы считаем особо актуальным выбор и проведение научно-экспериментального исследования по теме: "Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет".
Эстетическое воспитание- понятие широкое, включающее комплекс задач (развитие эстетического восприятие, представления; развитие эстетического суждения; формирование эстетической оценки, эстетического отношения; формирование понятий (" красивое", "прекрасное" и т. п.) и отношений к ним и т. д. ), формирование художественно-эстетического вкуса.
Под эстетическим воспитанием, в процессе занятий хореографией, мы будим понимать наиболее специфическое для хореографической деятельности, а именно: развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений, умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять хореографические комбинации; умение импровизировать на знакомую или вновь слышанную музыку, желание сочинять танцевальные композиции и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эффекты и т. д.), этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.
Цель научного исследования - разработать и научно обосновать комплексную программу и основанную на ней систему занятий по хореографии, направленную на эстетическое воспитание детей 9-12 лет в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - эстетическое развитие детей 9-12 лет в процессе занятий хореографией.
Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания детей 9-12 лет па занятиях хореографией в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования- эффективность эстетического воспитания детей 9-12 лет в процессе занятий хореографией может быть существенно повышена, если будет использована разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая:
- специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии (классической, народной, современной) и сопутствующих предметов (этики и эстетики, физиологии и гигиены, косметологии), основанных на традиционно сложившихся формах и методах обучения и воспитания (занятие, беседа, практические упражнения, творческие задания и т. д.) и инновационных (участие в шоу-программах, импровизация на музыку с учетом световых спецэффектов и т. д.), которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения; специально организованный учебно-воспитательный процесс, опирающийся на возрастные и психофизиологические возможности детей 912 лет и базирующийся на постепенном расширении и существенном углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у детей, путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному (разучивание отдельных элементов русского танца, затем разучивание комбинаций русского танца, затем разучивание полного сюжетного русского танца с передачей заданного художественного образа);
- специально созданные педагогические условия (совместная деятельность педагогов-специалистов и хореографов; занятия в специально оборудованных стендами, наглядными пособиями, дидактическим материалом учебных кабинетах, мастерских; залах и сценах, оснащенных станками, зеркалами, свето и звукотехникой), способствующих развитию эстетического восприятия, представления; формированию эстетической оценки; а также специально подобранные активные формы обучения на основе интеграции разнообразных форм деятельности (создание эскиза костюма, грима, прически к танцу; сочинение ролевого сюжета танца и т. д.), ведущих к развитию неординарного мышления, творческой активности, способствующих повышению самооценки ребенка, придавать уверенность в собственные силы и возможности.
Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Определить теоретические предпосылки эстетического воспитания детей в условиях учреждений дополнительного образования средствами хореографии.
2. Охарактеризовать особенности и значение комплексной программы эстетического воспитания детей в условиях учреждений дополнительного образования.
3. Разработать и экспериментально проверить комплексную программу: содержание, формы и методы эстетического воспитания в процессе занятий хореографией по программе эстетического воспитания "Жемчужина" в системе дополнительного образования.
4. Определить и экспериментально проверить педагогические условия осуществления занятий хореографией по программе эстетического воспитания «Жемчужина» для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования.
5. Разработать критерии оценки эффективности осуществления эстетического воспитания в процессе занятий хореографией.
Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, культурологические положения, связанные с темой диссертации:
- в области философских и искусствоведческих знаний, определяющие роль искусства, в том числе и хореографического: В.Ф. Асмуса, Ю.Б. Борева, Г.Ф. Гегеля, К.Э. Гилберт, А.Ю. Гончарук, А.Ф. Еремеева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, И.Я. Левяша, А.Ф. Лосева, Б.Т. Лихачева, В.Ф. Мартынова, В.А. Разумного и др.;
- психолого-педагогические исследования о значении обучения, его содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических возможностей детей: Ю.К. Бабанского, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, И .Я. Лернера, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова и др.;
- по методике эстетического воспитания, направленного на обучение детей разнообразным видам художественно- творческой деятельности: А.В. Антоновой, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной, В.В. Краевского, Т.С.Комаровой, B.C. Леднева, Л.А. Рапацкой, Н.М. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.;
- по вопросам обучения детей хореографии, содержании и значении физического воспитания в формировании личности ребенка: И.А. Бадина, Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, П.Ф. Лесгафта, Г.А. Ильиной, B.C. Костровицкой, М. В. Левина, В.П. Мейя, И.А. Моисеева, З.С. Мироновой, Е.Г. Поповой, Т. А. Устиновой и др.
В соответствии с целью и задачами, в ходе работы над диссертацией, были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолго-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- изучение, анализ и обобщение теории и практики эстетического воспитания в общей педагогике и в учреждениях дополнительного образования;
- наблюдение за деятельностью детей и педагогов, диагностика и коррекция;
- изучение результатов творческой деятельности детей в области хореографии, этики, эстетики;
- моделирование новых форм и методов работы;
- анкетирование, беседы с детьми, педагогами, родителями; проведение педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ его результатов, методы статистической обработки данных.
Ведущим методом исследования явилась опытно-экспериментальная работа с детьми 9-12 лет, включающая разработку содержания и системы занятий по хореографии, направленных на эстетическое воспитание детей по комплексной программе " Жемчужина" в системе дополнительного образования.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился Центр Детского Творчества " Южнопортовый" Юго-Восточного Окружного Управления образования г. Москвы.
Опытно-экспериментальная работа велась автором диссертации в течение 1997-2004 года.
Всего экспериментом было охвачено 268 детей 9-12 лет, проживающих в городе Москве. На формирующем этапе- 45 детей, на контрольном 89 детей.
Этапы исследования: Первый этап (1997-2000 г.г.)- поисково-теоретический (констатирующий): изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы; определение и формулировка цели, объекта, предмета, общей гипотезы и задач исследования; анализ и обобщение теории и практики эстетического воспитания в общей педагогики и в учреждениях дополнительного образования; проведение констатирующего эксперимента с помощью специально разработанных заданий.
Второй этап (2000-2003 г.г.)- опытно-экспериментальный (формирующий): составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента. Основной целью исследования на данном этапе явилась разработка содержания занятий по комплексной программе эстетического воспитания "Жемчужина" для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования, которая способствовала созданию наиболее полной системы эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования, на основе интеграции хореографии с другими видами художественно-эстетической деятельности ребенка. А также разработку системы занятий к ней, выбор форм и методов работы и их апробацию.
Третий этап (2003-2004 г.г.)- заключительно-обобщающий (контрольный): обобщение и анализ итогово-экспериментальной работы, уточнение основных видов и методических рекомендаций диссертации, систематизация и оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования.
- Обосновано значение хореографического искусства в эстетическом воспитании детей 9-12 лет в условиях дополнительного образования, которое включает: развитие эстетического восприятия и представления, формирование эстетической оценки и навыков исполнения хореографических движений, творческое развитие ребенка;
- Определен комплекс учебных дисциплин при занятии хореографией (хореография классическая, народная, современная, этика и эстетика, физиология и гигиена, косметология), оказывающий наибольшее влияние на эстетическое развитие ребенка в возрасте 9-12 лет;
- Проанализированы педагогические и психологические основы взаимосвязи хореографии с другими видами художественно-эстетической деятельности, способствующими многогранному развитию ребенка (эстетики, этики, физиологии, гигиены, косметологии и т. д.) в условиях дополнительного образования;
- Установлено, что эстетическое воспитание в процессе занятияй хореографией наиболее эффективно может осуществляться в учреждениях дополнительного образования, так как учреждения данного типа располагают специальными условиями и возможностями (наличие педагогов-специалистов: хореографов, постановщиков, режиссеров, художников, мастеров по пошиву театрально-сценических костюмов, гримеров и т. п.; наличие оборудованных (станками, зеркалами, специальными напольными покрытиями) классов, залов, сцен (для занятий и выступлений), а также светового и музыкального оформления;
- Разработаны критерии оценки эффективности эстетического воспитания в процессе занятий хореографией, которые включают: формирование эстетической оценки (способность анализировать эстетические объекты -хореографические движения, художественные образы в музыке, умение сопоставлять характер музыки и движений, способность обосновывать свой выбор и др.); технику и грамотность исполнения танцевальных движений и комбинаций; творчество в исполнительском мастерстве (умение находить нужную мимику, взгляд), сочинять хореографические комбинации.
Теоретическая значимость исследования.
- Внесен вклад в обоснование значения занятий хореографией как средства эстетического развития и воспитания детей.
- Дополнены представления о возможностях хореографического искусства в эстетическом воспитании детей 9-12 лет.
Практическая значимость исследования заключалась в том, что разработанная и опытно-экспериментальным путем проверенная система занятий по хореографии позволяет повысить эффективность эстетического развития детей 9-12 лет в условиях дополнительного образования, что в свою очередь способствует наилучшему результату в эстетическом воспитании ребенка.
Материалы исследования могут быть использованы педагогическими коллективами при организации художественно- эстетической деятельности детей в учреждениях дополнительного образования, а также в работе хореографических студий, кружков, творческих коллективов.
Наши исследования могут быть использованы в специальных курсах по теории и методике эстетического воспитания детей при подготовке педагогов образовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Занятия хореографией являются эффективным средством эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования (знакомят детей с образцами художественной культуры, способствуют развитию эстетического вкуса, творческого мышления, прививают любовь к музыке и движениям, способствуют укреплению здоровья и развитию навыков ритмических движений, вырабатывают пластику и физически тренируют тело, что влияет на формирование красивых линий человеческой фигуры).
2. Специально организованное обучение и воспитание, основанное на изучении в комплексе хореографии (классической, народной, современной) и сопутствующих предметов (этики и эстетики, физиологии и гигиены) является эффективным средством эстетического воспитания детей 9-12 лет в системе дополнительного образования. Преимущество комплексной деятельности в эстетическом воспитании детей средствами хореографии обусловлено единством умственного, нравственного, трудового и физического воспитания.
3. Процесс эстетического воспитания детей при занятиях хореографией по комплексной программе "Жемчужина" для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования наиболее эффективно осуществляется при использовании: а) разработанного содержания обучения, основанного на взаимосвязи хореографии с другими видами художественно-эстетической деятельности ребенка (этики, эстетики, физиологии, гигиены, косметологии); б) системы специально подобранных средств, форм и методов обучения и воспитания, основанных на традиционно сложившихся (занятие, беседа, практические упражнения, творческие задания и т. д.) и инновационных (участие в шоу-программах, импровизация на музыку с учетом световых спецэффектов, создание костюма к танцу с использованием современных технических средств и т. д.) формах и методах обучения и воспитания, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения и воспитания; в) целенаправленного педагогического руководства, стимулирующего творческие проявления детей, повышающего уровень самооценки ребенка и предполагающего сотворчество педагога, детей и родителей. 4. Критериями оценки эффективности эстетического воспитания являются:
Формирование эстетической оценки (способность анализировать эстетические объекты - хореографические движения, художественные образы в музыке, умение сопоставлять характер музыки и движений, способность обосновывать свой выбор, уметь находить нужный сценический грим к танцу, выбирать костюм для исполнения хореографического номера).
- Техника и грамотность исполнения танцевальных движений и комбинаций, умение ориентироваться в пространстве.
- Творческие проявления (умение импровизировать на знакомую и вновь услышанную музыку, сочинять танцевальные композиции, находить неординарные решения при создании сценического костюма, желание импровизировать в световом оформлении концертных программ и выступлений и т. д.).
Достоверность результатовисследования обеспечивается методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, соответствие их поставленным задачам, подтверждается математической обработкой, сочетанием качественного и количественного анализа материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе опытной работы с детьми 9-12 лет. Ход и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры эстетического воспитания МГОПУ им.
М.А. Шолохова, докладывались на научно-практических конференциях г. Москвы.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Развитие творческого потенциала будущих учителей музыки на занятиях по хореографии2010 год, кандидат педагогических наук Ярцева, Надежда Васильевна
Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества2001 год, кандидат педагогических наук Мануйлов, Борис Борисович
Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографического творчества в учреждениях дополнительного образования2013 год, кандидат педагогических наук Фетисова, Наталия Евгеньевна
Эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции2009 год, кандидат педагогических наук Хайкара, Наталья Александровна
Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива2010 год, кандидат педагогических наук Марченко, Сергей Евгеньевич
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Рындина, Ольга Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ философской, культуроведческой и психолого-педагогической литературы показал, что эстетическое воспитание средствами искусства было актуально во все времена существования человеческого общества. В настоящее время одной из основных тенденций эстетического воспитания детей является интеграция различных видов искусств и художественно-эстетической деятельности людей, которая помогает ребенку осваивать мир духовных ценностей, формирует гуманное эстетическое отношение к действительности, обеспечивает формирование эстетической культуры личности и способствует творческому самоопределению и самореализации во всех сферах жизнедеятельности.
Изучение накопленного теоретического и практического опыта позволило нам выделить особую актуальность изучаемого вопроса, а также обнаружить недостаточный интерес специалистов в области эстетического воспитания средствами хореографии.
Данная диссертационная работа является одним из исследований, где, основываясь на работах известных ученых в области философии, эстетики, этики, психологии, педагогики, культурологии, хореографии, сделана попытка внести дополнение в процесс эстетического воспитания детей, путем создания системы занятий по хореографии для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования. На основании чего мы можем сделать следующие выводы:
1. Проведенное исследование позволило решить все поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.
2. В исследовании теоретически обосновано понимание сущности эстетического воспитания детей при занятиях хореографией в системе дополнительного образования, а именно, эстетическое воспитание при занятии хореографией направлено на развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений, умении оценить музыкальный материал
Ill и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; умении точно и аккуратно исполнять хореографические движения и комбинации; направлено на формирование эстетического вкуса через ознакомление детей с образцами мировой художественной культуры, а также на раскрытие творческого потенциала ребенка.
3. Использование комплексной деятельности в процессе воспитания и обучения детей при занятии хореографией, основанное на изучении классического, народного, современного танца, а также сопутствующих ей предметов: этики, эстетики, физиологии, гигиены, косметологии дает преимущества (по сравнению с изучением предмета хореографии обособленно), так как опирается не только на традиционные формы и методы работы, но и на творческую деятельность, что является фундаментом для развития воображения, мышления, самоанализа, а как следствие, повышение самооценки ребенка, приданию уверенности в себе.
Выбор комплексного подхода при создании системы занятий по хореографии в программе " Жемчужина" обусловлен следующим: во-первых - личность как закономерный результат воспитания представляет собой целостное образование, следовательно, многообразные качества личности не изолированы друг от друга, а тесно связанны между собой, всегда выступают как проявление ее сущности, ее различных сторон. В процессе воспитаиия и обучения личность формируется не по частям, а в целом, в комплексе; во-вторых - идея комплексного подхода является отражением системного анализа. С его позиции воспитание и обучение можно представить как систему, которая состоит из определенного комплекса соотнесенных и взаимосвязанных компонентов. Связи между этими компонентами настолько тесны, существенны, что изменение одного из них обычно вызывает изменение и других, нередко и системы в целом, следовательно, все они должны быть взаимосвязаны, и скреплены общностью цели, задач, содержания; в-третьих, комплексный подход объективно требует построения и функционирования такого педагогического подхода, который бы обеспечивал тесное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, сознания, поведения и деятельности детей.
4. Исследование подтвердило, что разработанное нами содержание занятий по хореографии для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования, включающее изучение классической, народной, современной хореографии и сопутствующих ей предметов (эстетику, этику, физиологию, гигиену, косметологию и т. п.), обладают большими педагогическими возможностями, способствуют активизации процесса эстетического воспитания на занятиях хореографией, при целенаправленном педагогическом руководстве и предполагают сотворчество педагога, детей и родителей.
В ходе проведения опытно- экспериментальной работы было доказано и подтверждено, что предложенная методика занятий, включающая комплекс специальных разработанных методов и приемов работы с детьми в области эстетического воспитания по программе "Жемчужина" (просмотр специально подобранной литературы и иллюстраций, фотографий; показ, объяснение и анализ; демонстрация приемов выполнения определенных действий (наложение макияжа, выполнение прически и т. д.); просмотр видеоматериалов, присмотр спектаклей, балетов с дальнейшим обсуждением увиденного; применение дидактических игр и упражнений; создание проблемных ситуаций, создание костюмов для выступлений совместно с родителями и т. д.) соответствует современным требованиям в вопросах эстетического воспитания и включает три взаимосвязанных этапа: а) развитие эстетического восприятия; б) развитие эстетической оценки и, как следствие, формирование выразительного исполнения танцевальных движений с учетом заданного художественного образа; в) развитие творческой активности детей, основанной на взаимосвязи различных видов художественно-эстетической деятельности и, как следствие, повышение уровня эстетического развития ребенка, его внутренней самооценки, большей уверенности в своих силах.
5. В опытно- экспериментальной работе подтвердилась целесообразность выбора критериев оценки, позволяющих определить уровень эстетического развития детей 9-12 лет, а как следствие, эффективность примененных методов и выбранных форм педагогической деятельности.
Таким образом мы можем заключить, что занятия хореографией в системе дополнительного образования являются эффективным средством эстетического воспитания детей 9-12 лет, следовательно, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель, решены поставленные задачи.
Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспсриментальной работы, а так же ряд новых возникших проблем и задач, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших исследований. В частности, нам видится актуальным изучение психолого-педагогической системы развития творческих способностей детей, занимающихся хореографией по созданной нами программе эстетического воспитания " Жемчужина" для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рындина, Ольга Александровна, 2004 год
1. Альберт Г.Г. Ленинградская школа мужского классического танца Автореф. дис. канд. искусствоведения.- Л., 1985.- 24 с.
2. Актуальные проблемы современного детства.: Сб. науч. тр., НИИ детства РДФ; Под общ. ред. Е.М.Рыбинского. М., 1992,- Вып. 1. - 70 с.
3. Актуальные вопросы эстетического развития и воспитания детей.: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2-х частях; Под общ. ред. Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной.- М.: Альфа, 2002-172 с.
4. Александрова З.А., Арламова Е.В., Бабинцев С.М. Хрестоматия по истории философии: От Нестора до Лосева. М.: Владос, 2001.-448 с.
5. Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании.- М.: Муз. отд. НКП, 1920. 7 с.
6. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М.: 1965.-24 с.
7. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л. : Наука, 1983. - 245 с.
8. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. М., 1945. - 160 с.
9. Андерсон Б. Определение драгоценных камней.- М.: Мир, 1983.- 398 с.
10. Артепалихина Л.А. Методика обучения танцевальным упражнениям.-Киров: 1998.-265 с.
11. Арчажникова С. Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6-8 лет) на основе взаимосвязи преподавания "сольфеджио" и "фортепиано": Автореф. дис. канд. пед. наук., М., 2000.- 24 с.
12. Асафьев Б.В. О музыкально- творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: 1975. - С. 5-12.
13. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982. 190 с.
14. Баднин И.А. Отбор детей в хореогафическог училище. Охрана труда и здоровье артистов балета.- М.- 1987.-256 с.
15. Бакушинский В.А. Художественное творчество и воспитание,- М.: Новая школа, 1925.- 283 с.
16. Балет. Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981.- 564 с.
17. Балет. Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1973.- 621 с.
18. Баранов С.П., Болотина Л. Р., Сластенин В.А. Педагогика.-М.: Просвещение, -1987.- 277 с.
19. Барышникова Т. Азбука хореографии. -М.: Айрис-Пресс., 2001.- 272 с.
20. Бахрах И.И., Дорохов И.Н. Физическое развитие школьников 8-17 лет всязи с индивидуальными темпами роста и формирования оргапизма.-Смоленск: Медицина, 1975. 152 с.
21. Бахрушин Ю. А. История русского балета.- М.: Сов. Россия, 1965. -248 с.
22. Бекина. С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984.-288 с.
23. Беляев В. И. С.Т. Шацкий: эволюция представлений о целях воспитания.- М.: Педагогика, -1995.- 4.-79 с.
24. Березина В.А. Дополнительное образование детей, как средство их творческого развития: Исследования центра проблем качества подготовки специалистов.-М.: 1991.- 122 с.
25. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Мос-Пресс,-1993.-326 с.
26. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, - 1994. Т. 1.-212 с.
27. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910.-41 с.
28. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. - 13 с.
29. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Речь, произнесенная 4-го сентября 1905 г. на втором съезде отечественных психиаторов в г. Киеве. Спб., 1905.-43 с.
30. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности,- Л.: Музыка, 1974.-76 с.
31. Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание. Психология и дети.-1917,- 1.-С. 4-15.
32. Богуславский М. В., Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы. История и современность. Магистр., -1992, №9.- С. 13-20.
33. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М.: 1972.-464с.
34. Борев Ю.Б. Эстетика.-М.: Издательство политической литературы, 1981.-485с.
35. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.-496с.
36. Борзов А.А. Танцы народов СССР. М.:- 1983.-267с.
37. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации: поиск, опыт, находки. Принципы обновления программного обеспечения в учреждения дополнительного образования. Тезисы конференции.- Спб., 1995, С. 4-11.
38. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание пятое.- Ленинград.: Искусство, 1980.-192 с.
39. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. - 120 с.
40. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке. М.: Музгиз, 1953.- 235 с.
41. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 328 с.
42. Васильев В. Здоровье и стресс. М.: 1992.-45с.
43. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Серия " Психология развития". М.: 2000.-89с.
44. Вепрева О.А. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5-7 лет. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, М.- 2001. - 146с.
45. Выготский JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 96с.
46. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Просвещение, 1968.-317 с.
47. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное., М.: 1982.-186с.
48. Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982. -64.
49. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. Спб.: Ред. журнала " Знание". -1875.- 313 с.
50. Гегель Г. В. Сочинения. М.: 1938. Т. 12. - 345с.
51. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии.- М.: 1964.-270с.
52. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Центр " Школьная книга". -2001.- 224 с.
53. Гольденрихт Т.С. О природе эстетического творчества. Издание 2-е. -М.: 1977.-156с.
54. Горшкова Е.В. Учимся танцевать . Путь к творчеству. -М.: 1993.- 204 с.
55. Гривикас В. Н. Искусство танца.- Авт. дис. канд. искусствоведения,- М.: 1967.- 24 с.
56. Губанов Н.И. Чувственное отражение: анализ проблемы в свете современной науки./ Статьи. М.: 1986.- С. 45-49.
57. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии ума и характера. Автобиография. -М.: 1957,- 148 с.
58. Днепров Э.Д. Методологические приемы истории педагогики,- М.: Советская педагогика.- 1986.-№ 8.- С.95-102.
59. Добровольская Г.Н. Танец, пантомима, балет.- Ленинград, 1975.-265с.
60. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.-124с.
61. Дополнительное образование детей: Сборник нормативных документов (1991- 1993). Часть 1. Мин. обр. РФ РИПКРО. Составители: Бруднов А.К., Березина В.А., Похомова Е.М. М.: 1995.-289с.
62. Дополнительное образование детей: Сборник нормативных документов (1994-1995). Часть 2. Мин. обр. РФ РИПКРО. Составители: Бруднов А.К., Березина В.А., Похомова Е.М.-М.: 1995.-312с.
63. Достоевский Ф.М. О русской литературе.- М.: 1987.- 80 с.
64. Егорова Э.Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия. /Авт.дис. канд. искусств.: М., 1996.-24с.
65. Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве. Авт. канд. дис. искусствовед.-М.: 1984.
66. Еремеев А.Ф. Границы искусства.- М.: Искусство, 1987.-319 с.
67. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко.- М.: 1963.- 296 с.
68. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. Т. 1.- М.: Педагогика, 1986.-316с.
69. Захаров Р.В. Сочинение танца.- М.: 1983.-408с.
70. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии,- М.: 1966.-163с.
71. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: 1996.-238с.
72. Зеньковский В.В. История философии. В 2-х т. М.: 1991.-Т.2., С. 3654.
73. Зись А.Я. Виды искусства.- М.: Знание, 1970,- 128 с.
74. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. Взаимодействие и синтез искусств.- JL: Наука, 1978. С. 5-20.
75. Ильченко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы,- М.: Аркти, 2000.-44с.
76. Интегрированный курс эстетического развития студентов. Программы.-Под ред. Е.А. Дубровской.- М.: МГПУ.- 2000.-38 с.
77. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. JL: ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1989. -С. 3-12.
78. Каган М.С. Лекции по эстетике.- Л., ЛГПИ ИМ. А.И.Герцена, 1989.-460 с.
79. Каган М.С. Морфология искусства.- Л., 1972.- 440 с.
80. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- Под ред. Арсеньева A.M. М.: 1982,- С. 695- 704.
81. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании.- Избр. пед. соч. М., 1982.-С. 225-235.
82. Коджасперова Г.М. Педагогика.- М.: Владос,-2003,- 352 с.
83. Ковалев А.Г. Психология личности.- М.: 1958.-391с.
84. Козлов И.Ф. Единство и воспитания и жизни детей.- М.: 1964.-32с.
85. Коловарский П.Б. Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии.- М.: Просвещение, 1974.-214с.
86. Колтановский А.П. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий,- М.: Изд. ВЦСПС, 1984,-186с.
87. Колтановский А.П. Общеразвивающие и специальные упражнения.- М.: Изд. Динамо, 1984.-224с.
88. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.- М.: Мнемозина, 1995.- 160 с.
89. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.-М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1996.-178 с.
90. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- 106 с.
91. Комарова Т. С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество.- Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 128 с.
92. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1980.- 192 с.
93. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.-128с.
94. Королева Э.А. История русского балета.- Л.: 1978.-265с.
95. Костравицкая B.C. Сто уроков классического танца.- Л.: 1981.- 285 с.
96. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания.- М.: 1983.-183 с.
97. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр.-М.: Артист. Режиссер. Театр.-1996.-432 с.
98. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике.- М.: Просвещение, 1979.-153с.
99. Крупская Н.К. Главполитпросвет и искусство.- Пед. соч. Т.7. -286 с.
100. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Терра-Спорт, 2001.-64с.
101. Кун Г., Гилберт К.Э. История эстетики.- Спб.: Алатейя, 2000.-653 с.
102. Лабунская Г.Ф. Художественное воспитание детей в семье.- М.: Педагогика, 1970.-47 с.
103. Лазурский А.Ф. О развитии воли и характера у детей. Энциклопедия семейного воспитания и обучения./ Вып. 5. -Спб.: 1906. 62 с.
104. Лазурский А.Ф. Классификация личностей.- Спб.: Гос. изд., 1922.- С. 25-26.
105. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе.- М.: Терра-спорт, 2001,- 96 с.
106. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций.- М.: 1999.- 211 с.
107. Ленин В.И 11 съезд РКП(б). Полн. собр. соч.- Т.45.- 125 с.
108. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186с.
109. Леонардо да Винчи. Избранное.-М.: 1952,- 39 с.
110. Лифиц И.В. Ритмика.- М.: Академия, 1999.-224 с.
111. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1985.- 175 с.
112. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972,-186с.
113. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: 1965.-284с.
114. Луначарский А.В. О народном образовании.- М.: 1958.-26с.
115. Луначарский А.В. Речь на 1 Всероссийском Съезде по просвещению. О воспитании и образовании. М.: 1976.- 31 с.
116. Макаренко А.С. Цель воспитания. Сочинения в 7 томах. Т. 5. М.: Просвещение, I960.- С. 354-356.
117. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- Т. 36. С. 61-67.
118. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -Т.46.- Ч. 1.С. 25-38.
119. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.- М.: 1974.-178с.
120. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск: ТетраСистемс, 1999.-336с.
121. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: 2002.-231с.
122. Медынский Е.Н. Внешкольное образование. Его значение, организация и техника. -М.: Наука, 1918,- С. 3-5.
123. Мелик- Пашаев А.А.Педагогика искусства и творческие способности.-М.: 1981.-95 с.
124. Мелик Пашаев А.А., Новлянска З.Н. Ступеньки к творчеству.-Худ.развитие реебенка в семье.- М.: Ред. Журнала «Искусство в школе», 1995.-144 с.
125. Миронова З.С., Баднин И.А. Медицинские и социально-психологические аспекты отбора детей в хореографическое училище. Повреждение и заболевания опорно- двигательного аппарата у артистов балета.- М.: 1976,- 124 с.
126. Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств.- Киев: Наукова думка,-1984,- 99 с.
127. Моисеев И. А. Танцы народов мира.-М.: Культура, 1975.- 234 с.
128. Московская С. Педагогика будущего- синтез искусств.- Спб., 1995.- 80 с.
129. Научно- педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Практико-ориентированная монография.- Московский комитет образования. ( Северо-Всточный округ), 1996.- 175с.
130. Нечаев А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей.- 5-е изд. -Пг.: 1915.- 348с.
131. Нечаев А.П. Психология технического изобретательства.- М.: Гос.изд.,1929- 88 с.
132. Никитин Ю.В. Модерн- джаз танец в системе хореографического воспитания детей.- М.: 1996.- 386с.
133. Нилов В.И. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников.- Теория и практика.- М.: Московский Государственный Университет Культуры, 1998.- 121с.
134. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников,- М.: Арктика,-2000.- 203 с.
135. Основы эстетического воспитания.- Под ред. Н.А.Кушаева.- М.: Просвещение, 1986.- 240 с.
136. Ожегов С.И. Словарь русского языка.:Москва.-1986.- 797с.
137. Павлов И.П. Полн. собр. соч.: В 6-ти Т. 2 изд. -М.: АН СССР, 1951-1952.-Т.З.-Ки. 2. - 438 с.
138. Пархоменко И.Т. Культурология: вопрос и ответ.- Практическое пособие.-Воронеж: ТЦ Учитель, 2001.-224с.
139. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии.- Под ред. С.А. Смирнова.-М.: Академия, 1999.-544с.
140. Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста.- Под ред. JI.H. Павловой,- М.: 1994.- 24 с.
141. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия.-М.: Советская энциклопедия, 1987.-672 с.
142. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос.-2000.-576с.
143. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.- 303 с.
144. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса.- Исследования проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.- С. 3-26.
145. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике.-М.: Терра-Спорт, 2000.-72с.
146. Похмелкина Г.Ф., Семенов И. Н. Разработка практической программы " Дворец творчества детей и юношества как рефлексивно- творческая Среда". Инновационная деятельность в образовании, 1995, № 4.-С. 5-7.
147. Проблемы педагогического образования.-Сборник научн. статей., Вып. 12./ Под ред. В.А. Сластенина: М., Литера, 2003.- 167с.
148. Прутченко А.С. Школа жизни.- М.: Новая цивилизация, 2000.-192с.
149. Психология одаренности детей и подростков.-Под ред. Н.С. Лейтиса, -М: Академия, 1996.-416с.
150. Пичуричкин С.Н. Имидж танцевального коллектива.- М.: Маренго, 2001.- 16с.
151. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать.-М.: Владос, 2003.-256 с.
152. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, Формы. Методы.-М.: Мысль, 1969.- 190 с.
153. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4.- Спб.: 1997,- 723 с.
154. Рубинштейн М.М. Социализм и индивидуализм.- М.: 1909.-124 с.
155. Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей.- Второе изд. испр. и доп.- М.: Практические знания, 1917. -155 с.
156. Рубинштейн Н. Психология танца.- М.: " Маренго", 2002.-230с.
157. Рубинштейн С.Л.Осповы общей психологии: В 2-х томах. Т.1.-М.: Педагогика,- 1985.-485 с.
158. Руднева С. , Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: Просвещение, 1972.-334 с.
159. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепке в детском саду. Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольника ( методы художественного воспитания).- Отв. ред.
160. Н.П.Сакулина.- Известия АПН РСФСР М.: Изд-во АПН, 1955,- Вып. 69.-С.3-85.
161. Секреты красоты. Цвет и ты.- Перевод Е.Карповой.- М.: Внешсигма, 2000.-356с.
162. Система детского музыкального воспитания К.Орфа.- Под ред. JI. Бареньойма.- JI.: Музыка, 1970.-126с.
163. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1984,- 96с.
164. Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.- 224с.
165. Слонимский Ю.И. В честь танца. М.: Искусство, 1968.-86с.
166. Смирнов С. Б. Искусство балетмейстера.- М.: Искусство, 1986.-195с.
167. Собинов Б.М., Суворов Н.А. Эстрадно-спортивные танцы.- М.: Искусство, 1964.-165с.
168. Создание танцев на основе игровых песен.- Куйбышев: 1983.-207с.
169. Соловьев B.C. Воспоминания современников. -М.: Искусство, -1990.- 75 с.
170. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания.- Автореф. дис. док. пед. наук,- М,- 1997.-43с.
171. Специфика комплексных тренировок. Высшая физическая форма.-ПереводВ. Ореховой.-М.: Терра, 1997.-239с.
172. Станиславский К.С. Работа актера над собой.-М.: Искусство, 1958-658 с.
173. Степанов Г.П. Синтез искусств,- Л.: Знание, 1976.- 32с.
174. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек,- М.: Политиздат.- 1985.-115с.
175. Суперсила. Интенсивные тренировки.- Перевод И. Маргулиса.- М.: Терра, 1997.-456с.
176. Сухарев В.А. Психология интеллекта,- Донецк, Сталкер.- 1997.-389с.
177. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т.- Т. 1.-М.: 1979.-467с.
178. Танец и ритмика в начальной школе: Метод, пособие.- Под ред. Е.В. Коноровой.- М.: Музгиз, 1960.-176с.
179. Танцевальная музыка.- Музыкальная энциклопедия.-М.: Сов. энциклопедия. Т. 5. - С. 429-435.
180. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная терминированность биологии человека,-М.: 1979.-158с.
181. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.-М.: 1988.-176с.
182. Теплов Б.М. Способности и одаренность.- Избр. труды: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.-Т.1.-С.3-24.
183. Ткачев С.С. О художественно-эстетическом развитии дошкольников.// Дошкольное воспитание.- №3, 1997, -С.80-83.
184. Уроки этикета. Под ред. С.А. Насонкиной.- Спб.: Акцидент, 1997.-28с.
185. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.- Человек как предмет воспитания.- М.: 1968.-558с.
186. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр. соч. в 2 т., Т. 1. - М.: 1952. С. 32- 50.
187. Учителю об экологии детства.- Под ред. В.И. Панова, В.П. Лебедевой.-Черноголовка: Издательский отдел ЦКФЛ РАО, 1995.-86с.
188. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная пед. академия,-1994.-208с.
189. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия,-1995.-223с.
190. Философия для детей. М.: 1996.-487с.
191. Философия образования для 21 века. Сборник статей.- М.: 1992.-534с.
192. Флоренский П. Логос против хаоса.- М.: 1989.-75с.
193. Формирование здорового образа жизни российских подростков.- Под ред. Л.В. Баль, С. В. Барканова,- М.: Владос, 2002.-192с.
194. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: 1991,-382 с.
195. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: 1993.-156с.
196. Харитонов В.В. Взаимосвязь искусств.-Екатеринбург: 1992.- 147 с.
197. Харитонов И.Ф. Педагогика. Изд. 3-е. М.: Юрист, 1997.-541 с.
198. Хореографическое образование. Научно- методический вестник. - М.: МГУКиИ, 2002, № 1.-С.5-11.
199. Хрестоматия по истории философии от Лао Цзы до Фейербаха. -Составители: В.А. Башкалова, В.Е. Гарпушкин, З.Р.Гафулова.- М.: Владос, 1998.-354 с.
200. Художественное творчество в детском саду.// Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей.// Под ред. Н.А. Ветлугиной,-М.: Просвещение,-1974.- 87с.
201. Художественное творчество и ребенок.- Под ред. Н.А.Ветлугиной,- М.: 1972.-287с.
202. Чумичева P.M. Взаимосвязь искусств в развитии личности старших дошкольников.- Автореф. дис. докт. пед. наук.- Ростов- на- Дону, 1995. -47 с.
203. Шашенков В. Этикет как важная часть общечеловеческой культуры: Учебно- методическое пособие.- М.: 1996.-38с.
204. Шацкий С.Т. Педагогические срчинения.- М.: Просвещение, 1965.- Т.1.-С.2-8.
205. Швейцер В. Культура и этика.- М.: 1993.-180с.
206. Шевченко Г.П. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного взаимодействия искусств.-Автореф. дис. канд. пед. наук.- Киев: 1974. -25 с.
207. Шердаков В. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности.- Вопр. филос. -1996.- №2.- С. 2731.
208. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя.- М.: Владос, 1999.-112с.
209. Шемшурина А.И. Этическая грамматика: Пособие для учителей, воспитателей и классных руководителей 5 классов.- Кондапога, -1992.-11 Ос.
210. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов. В 2-х кн. -М.: 1998.-224с.
211. Ширяев А.В. Основы характерного танца.- М.: 1939. 331 с.
212. Шрейдер Р. Лекции по этике. М.: 1994.-401с.
213. Шишова О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования ( на материале школы искусств). Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: 2000.-24с.
214. Эвештейн З.М. Популярная диетология.- М.: Экономика, 1990.-192с.
215. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: 1989.-125с.
216. Энциклопедия здоровья. Секреты вашей молодости.- Перевод Т. Вербер.-М.: 1996.-298с.
217. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Сост. Г.С. Лабковская.- М.: Просвещение, 1983.-317с.
218. Эстетика. Научн. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 1998.-240 с.
219. Якобсон Т.М. Изучение возрастных различий в сфере нравственных чувств.- М.: Сов. пед., 1960.-69с.
220. Якобсон Т.М. Психолгия художественного творчества.- М.: Знание, 1971.- 47 с.
221. Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии.- М.: 1974.-224с.
222. Juva Vladimir. Die astetische Erzeihung der Jungend. Berlin, 1965.-186c.
223. Cross Training. Fitness, Health, Nutrition. -Time-Life Books, Amsterdam, 1988.-228c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.