Личностная модель межрелигиозного диалога: на примере православия и хасидизма Хабад тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Мельник, Сергей Владиславович

  • Мельник, Сергей Владиславович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 214
Мельник, Сергей Владиславович. Личностная модель межрелигиозного диалога: на примере православия и хасидизма Хабад: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2013. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мельник, Сергей Владиславович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ

СТРАТЕГИЙ

§1. Межрелигиозный диалог: проблема семантики

§2. Задачи межрелигиозного диалога: критический анализ основных

стратегий

§3. Личностная модель межрелигиозного диалога

ГЛАВА II. ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

§1. Православие как духовная традиция

§2. Духовная практика православия

ГЛАВА III. ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ И ПРАКТИКА ХАСИДИЗМА

ХАБАД

§1. Хасидизм как духовная традиция

§2. Духовная практика хасидизма Хабад

ГЛАВА IV. ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРАВОСЛАВИЯ И ХАСИДИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОЙ МОДЕЛИ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО

ДИАЛОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личностная модель межрелигиозного диалога: на примере православия и хасидизма Хабад»

Введение

Актуальность темы исследования

Выдвигаемый многими мыслителями XIX-XX веков (О. Конт, К. Маркс, Ф. Ницше, 3. Фрейд и другие) тезис о секуляризации, согласно которому предполагалось, что религия будет вырождаться в условиях возрастающей модернизации обществ, оказался несостоятельным. По известному выражению американского социолога религии Питера Бергера, мир остается «таким же яростно религиозным, как был всегда»1. В условиях современной глобальной цивилизации с такими ее характеристиками, как интенсификация миграционных потоков, единое информационное пространство, создаваемое масс-медиа и Интернет, высокая степень взаимозависимости и взаимосвязи, построение конструктивных отношений между последователями различных религий оказывается особенно важной и злободневной задачей.

В современной России верующие составляют значительную часть населения, поэтому состояние межконфессиональных и межнациональных отношений оказывает существенное влияние на психологический климат в обществе и общественно-политическую ситуацию в стране в целом, становясь, тем самым, важнейшим фактором стабильного социально-экономического развития. Вместе с тем, приходится констатировать тот факт, что вследствие господства атеистической идеологии в СССР, вопросам диалога религий в нашей стране почти не уделялось внимания, поэтому современное российское поликультурное общество оказалось совсем не готово к тем вызовам, которые способен нести за собой религиозный ренессанс.

На Западе тематика межрелигиозного диалога активно изучалась более столетия, породив один из трендов развития гуманитарной мысли и отдельную сферу жизни мирового сообщества. Однако, вследствие религиозно-культурной специфики, разработанные на Западе подходы не могут быть механически

1 Berger P.L. Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. - Washington, 1999 - P. 2.

перенесены на российскую почву, хотя анализ и рецепция этого опыта, безусловно, могут быть полезны.

Таким образом, сегодня можно говорить о насущной потребности в разработке эффективных концептуальных моделей позитивного межрелигиозного взаимодействия адекватных вызовам современной цивилизации, учитывающих российскую этноконфессиональную и социокультурную специфику.

Цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка личностной модели межрелигиозного диалога как способа формирования толерантного межрелигиозного взаимовосприятия на примере православия и хасидизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

- выявить значения понятия межрелигиозного диалога, изучить основные способы его организации и произвести критический анализ их эффективности.

- Описать личностную модель межрелигиозного диалога, в том числе изложить парадигму духовной практики, являющуюся ключевой для ее формирования, показать место и преимущества личностной модели среди других стратегий межрелигиозного диалога.

- основываясь на трудах православных и хасидских авторов, изложить духовные практики указанных религиозных традиций;

- Сравнить духовные практики православия и хасидизма Хабад в контексте личностной модели межрелигиозного диалога.

Объектом исследования выступает феномен межрелигиозной коммуникации.

Предметом исследования являются духовные практики православия и хасидизма Хабад, рассматриваемые в контексте личностной модели межрелигиозного диалога.

Степень научной разработанности проблемы

Литературу, относящуюся к теме диссертации, можно тематически разделить на три группы: первая включает исследования, разрабатывающие проблематику межрелигиозного диалога, вторая и третья - работы, посвященные, соответственно, православию и хасидизму Хабад.

Осмысление идеи диалога нашло выражение уже в классических трудах российских философов М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, Ю.М. Лотмана, В.В. Бибихина, B.C. Библера. В поле зрения отечественных исследователей, писавших по тематике межрелигиозного диалога, попадали, в основном, исторические (Л.Н. Гумилев, А.И. Жильский, А.Б. Зубов, Г.А. Никитина, М.Ю. Решетова), конфессионально-теологические (С.Н. Булгаков, A.B. Кураев, А. Сурожский, Ф.М. Мухаметшин, А. Барац), политические (С.И. Иваненко, A.A. Красиков, Н.М. Мамедова), юридические (М.О. Шахов, И.Я. Кантеров, Е.Ю. Кривошеина) аспекты межконфессиональных отношений.

Среди отечественных исследователей, писавших по тематике межрелигиозного диалога, можно выделить работы С.С. Хоружего", В.К.

3 4 5

Шохина, A.A. Нуруллаева , A.B. Журавского, Е.А. Степановой , М.П. Мчедлова. Подавляющее большинство отечественных диссертаций по

'j

" Хоружий С.С. Диалог религии: исторический опыт и принципиальные основания. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocsWdocs/index-168201.htmlXo/?yj/cí/?7 С.С. Христианство в современном мире: в поисках новых перспектив диалога религий // Христианство и ислам в контексте современной культуры: новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе. - СПб, 2011. - С. 18-27.

3 Шохин В.К. Диалог религий: идеология и практика // Альфа и Омега. - М., 1997. - №1(12). -С. 281-295. Шохин В. К. «Диалог религий»: виртуальное понятие и реальное значение. Доклад, прочитанный 27.01.2000 на VIII Рождественских образовательных чтениях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vv\v\v.netda.ru/belka/nauka/+fílosof.htm.

4 Нуруллаев А. А. Общественное мнение об этноконфессиональных отношениях // Национальное и религиозное / РНИСиНП. - М., 1996. - С. 32-48. Нуруллаев А. А. Прозелитизм и свобода религиозной пропаганды // Свобода совести в духовном возрождении отечества: Сб. ст. - М.,1994. - С. 45-62.

5 Степанова Е.А. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях: курс лекций: в 2 т. - Екатеринбург, 2008.

проблематике, связанной с межрелигиозными отношениями, посвящено различным аспектам государственно-конфессиональной политики, межконфессиональных отношений внутри христианства или проблеме экуменизма. Тогда как вопросы философско-религиозного осмысления межрелигиозного диалога почти не затрагиваются, что позволяет сделать вывод о недостаточной разработке этой тематики.

На Западе проблематика межрелигиозного диалога была развита гораздо глубже. Философским осмыслением проблемы диалога занимались М. Бубер, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, Е. Левинас. Среди специалистов в области диалога религий особенно следует отметить работы католического богослова, «апостола межрелигиозного диалога» Р. Панникара6, австралийского исследователя Э.Дж.

7 8

Шарпа и одного из крупнейших религиоведов, протестанта Дж. Хика .

Философско-теологические основания и возможности межрелигиозного диалога разрабатывали протестантские мыслители П. Тиллих, Э. Бруннер, Ю. Мольтман, Д. Зелле, В. Панненберг, X. Кокс.

Создателями современной католической теологии взаимоотношений религий считаются Жан Даниэлу, А. де Любак, К. Ранер. Богословско-антропологические основания межрелигиозного диалога разрабатывались К. Ранером, Г. Вальденфельсом, И. Санной. Учение католической церкви об отношении к другим религиям систематически излагается в Документе Международной Богословской Комиссии (Ватикан) «Христианство и религии» (1996)9.

6 Pannikar R. The Trinity and the Religious Experience of Man. -N.Y., 1973. Pannikar R. The Unknown Christ of Hinduism. -N.Y., 1981. Pannikar R. The intcrreligious dialogue. -N.Y., 1999.

7 Sharpe E.J. The Goals of Inter-Religious Dialogue // Truth and Dialogue. The Relationship

between World Religions - L., 1977. - P. 77-95.

8 » •

Hick J. The Outcome: Truth and dialogue // Truth and dialogue. The Relationship between world

religions - L., 1975.

9 El cristianismo y las religiones (1996), - Comisión teológica internacional, Documentos 19691996. Veintecinco años de servicio a la teología de la Iglesia / ed. Cándido Pozo S.J., Mons. Ricardo Blásquez - Madrid, 1998. - P. 557-604. Имеется перевод на русский язык, выполненный Л.Р. Соколовски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ortho-hetero.ru/index.php/doc-ecum/1069.

Значительное внимание в последние десятилетия уделяется диалогу с

традиционными религиями Азии, особенно с буддизмом10.

Среди современных направлений исследования диалога религий надо

выделить концепцию «глобального этоса» Г. Кюнга11, суперэкуменизм или

религиозный плюрализм (Дж. Хик, Ж. Миле, JI. Ричард (Lucien Richard),

П. Ниттер, Г. Каурд), а также относительно молодой проект «компаративной

теологии (Ф. Клуни, Д. Фредерике, У. Винклер).

Личностная модель межрелигиозного диалога применительно к

конкретным духовным традициям полагает в центре внимания изложение

опыта духовных (мистико-аскетических) практик, причем для анализа

целесообразно опираться на воззрения авторитетных представителей и

выразителей духовной традиции. В соответствии с этой установкой для

исследования православия и хасидизма Хабад были выбраны репрезентативные

тексты этих духовных традиций. Для православия таким источником стало

1 ^

произведение Феофана Затворника «Путь ко спасению» являющееся третьей

1 Ч

частью труда «Начертание христианского нравоучения» . Дополнительными источниками стали другие работы святителя Феофана, в том числе письма-наставления своим духовным детям, произведения авторитетных отцов Церкви, труды философов и богословов русской диаспоры в середине минувшего столетия (В.А. Кривошеин, В.Н. Лосский, Иоанн Мейендорф).

За основу изложения духовной практики любавического хасидизма было взято произведение рабби Шнеура Залмана «Ликутей Амарим» более известное как «Тания»14, которое считается «Писаным Законом» (Тора шеби-хтав)

10 См. напр. Buddhist-Christian Dialogue: Mutual Renewal and Transformation / Ed. by P. 0. Ingram and F. M. Streng. - Honolulu, 1986. Tripathi KD. Interfaith dialogue: the hindu view // Dialogue a. universalism. - Warsaw, 2001. - Vol. 11, N 4. - P. 75-83. King S.B. Toward a Buddhist model of interreligious dialogue // Buddhist-Christian studies. - Honolulu, 1990. - Vol. 10. - P. 121-126. Sugunasiri S.H.J. Spiritual interaction, not interfaith dialogue: a buddhistic contribution // Buddhist-Christian studies. - Honolulu, 1996.-Vol. 16.-P. 143-165.

11 Kung H. Christianity and the World Religions. -N.Y., L., 1986.

12 Феофан Затворник. Путь ко спасению. — M. 2000.

13 Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. - М. 2008.

14 Шнеур-Зачман. Ликутей Амарим (Тания). - М., 2005.

Хабада. Можно сказать, что по отношению к книге «Тания» вся остальная литература любавичевского хасидизма представляет собой, в той или иной степени, лишь ее комментарий. Для анализа духовной практики хасидизма Хабад также были привлечены комментарии к «Тании»15, другие основные сочинения Шнеура Залмана («Тора Ор» и «Ликутей Тора»16), работы руководителей движения - Любавических Ребе, особенно последнего -Менахема Мендла Шнеерсона, а также группа литературы, представляющая академическую традицию - Г. Шолем, М. Бубер, М. Идель, в том числе исследователей, занимающихся преимущественно школой Хабад - Н. Миндель17, К ЕПог18, N. Ьое\уепЙш119 и др.

Следует отметить, что немногочисленные работы, представляющие

сравнительный анализ православия и хасидизма, посвящены, как правило,

рассмотрению феноменов старчества и цаддикизма, а также общему

20 п

сопоставлению этих традиции как типов религиозности . При этом ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует работ, предоставляющих подробный и систематический компаративный анализ духовных (мистико-аскетических) практик православия и хасидизма Хабад.

Таким образом, недостаток работ, осмысливающих как теологические и психологические аспекты диалога религий в контексте российской религиозной специфики в целом, так и отношения православия и хасидизма Хабад в

15 Тания для всех. Сост.: Сегаль Д. - М., 2008. Ховкин Э. Ворота в Таншо. — Иерусалим, 2003.

16Shneur Zalmctn mi-Lyady. Liqutey torah. - Brooklyn, N.Y., 1984. Шиеур Залман из Ляд. Тора op («Тора - свет»), - М., 2013.

1 7

Миндель II. Философия Хабада: Рабби Шнеур-Залман из Ляды - Вильнюс, 1990.

1 у

Elior R. Torat ha-elohut ba-dor ha-sheni shel hasidut Habad. - Jerusalem, 1982. Elior R. The paradoxical ascent to God: the kabbalistic theosophy of Habad Hasidism. - New York, 1993. Elior R. Ilabad: The Contemplative Ascent to God//Jewish Spirituality from the Sixteenth Century Revival to the Present. -N.Y., 1987. - P. 157-205.

19 Loewenthal N. Self-Sacrifice of the Zaddik in the Teachings of R. Dov Ber // Jewish History Essays in Honor of

Chimen Abramsky. - London, 1988. - P. 457-494. Loewenthal N. Communicating the Infinite: The Emergence of the Habad School. - Chicago, 1990. Loewenthal N. Habad Approaches to Contemplative Prayer, 1790-1920 // Hassidism reappraised. - London, Portland, Oregon, 1997. -

P. 288-301.

20

См. напр.: Туров И. Ранний хасидизм: История. Вероучение. Контакты со славянским окружением. - Киев, 2003.

частности, позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей разработки этой тематики.

Методология исследования

При изучении феномена межрелигиозного диалога и его стратегий применялись принципы историзма, объективности, системности и междисциплинарный подход.

Личностная модель межрелигиозного диалога предполагает феноменологический и компаративный анализ, сопоставление религиозного опыта, структурно и процессуально реализующегося в духовных практиках. При этом использовался известный в феноменологии религии метод эмпатии, симпатического понимания, стремления эксплицировать внутреннюю методологию и герменевтику, присущую самим духовным традициям, а не пытаться интерпретировать и объяснять явление в контексте той или иной исследовательской парадигмы 21. В рамках применяющегося в диссертации понимания диалогизма этот подход обозначается как установка «участности» (термин М.М. Бахтина). Исходя из этого, при описании духовных практик православия и хасидизма диссертант широко использует текстологический метод, стараясь максимально использовать собственную речь традиций и подкреплять каждое значимое утверждение непосредственной цитатой. Сопоставление духовных практик в личностной модели межрелигиозного диалога представляет собой, таким образом, ответ, отклик, реплику участно-исследующего мышления на те или иные этапы, установки и техники в описании духовного процесса.

21 Allen D. Phenomenology of religion // The Routledge Companion to the Study of Religion / Edited by John R. Hinnells. - New York, 2005. - P. 182-207.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «межрелигиозный диалог» может употребляться в различных смыслах и контекстах. В литературе, посвященной межрелигиозным отношениям, а особенно в отечественной, этому факту не уделяется должного внимания, что может приводить к некоторой путанице и мешать конструктивной дискуссии. Проясняя понятие межрелигиозного диалога, можно выделить следующие основные его значения:

- «межрелигиозная коммуникация» (любая форма встречи и переговоров между представителями религий, направленная на поддержание и развитие позитивных взаимоотношений);

- «диалог-сотрудничество» (сотрудничество духовных лидеров и рядовых верующих для достижения всеобщего блага - решения экологических проблем, утверждения социальной справедливости, моральных ценностей, мира и т.д.);

- «поиск истины» (полемика в целях выяснения истинности религиозных мировоззрений; в данном виде диалога существенное значение имеет интенция прозелитизма);

- «взаимное познание» (реализация стремления участников диалога узнать друг друга, «взаимообогатиться» в его процессе; в рамках такой коммуникации вырабатывается специфическая «культура диалога», включающая такие установки, как признание ценности духовных основ собеседника, готовность к принятию критики, отказ от направленности на прозелитизм);

- «суперэкуменический диалог» (диалог, исходящий из позиции плюрализма, то есть представления, что различные религиозные учения, при разнообразии внешних форм, несут в себе одну и ту же духовную суть; следование позиции плюрализма на практике выражается в склонности к совместному проведению религиозных обрядов, молитв, богослужений и т.д.).

2. На современном этапе межрелигиозный диалог (если не говорить о периферийной модели «поиска истины») представляет собой, в первую

очередь, вид межрелигиозной коммуникации, направленный на обретение взаимопонимания и гармонизацию отношений между последователями различный религий. Можно выделить следующие основные стратегии межрелигиозного диалога:

(1) стремящиеся не затрагивать богословскую проблематику:

- «секулярный диалог» (или «диалог-сотрудничество», основанный на формулировании общих позиций по социальным проблемам и совместном участии в их решении; данный тип диалога является преобладающим в современной России);

- «человеческий диалог» (стремящийся рассматривать представителя другой религии не как носителя «верований» и «концепций», но просто человека как он есть, вне его конфессиональной принадлежности).

(2) анализирующие вероучительное содержание религий:

- «дискурсивный диалог» (выявление догматических и этических сходств религиозных мировоззрений);

- «внутренний диалог» (основывается на осмыслении мистического опыта каждой духовной традиции);

- «суперэкуменический диалог» (направлен на создание универсальной религии; включает в себя теоретическое обоснование позиции плюрализма и соответствующую практическую организацию межрелигиозных встреч);

- «взаимное познание» (стремление узнать собеседника, войти в его положение и, вследствие этого, изменить свое отношение к Другому).

3. Анализ критической аргументации специалистов относительно каждой из обозначенных моделей диалога позволяет сделать вывод о том, что хотя рассмотренные стратегии способны несколько нивелировать заряд партикуляризма и идеологических разногласий между духовными традициями, показаться убедительными для определенных типов религиозного сознания и, таким образом, быть полезными, однако, гарантировать межрелигиозного согласия они не могут. Это обуславливает потребность в разработке и

применении других эффективных стратегий гармонизации межрелигиозных отношений.

4. Личностная модель межрелигиозного диалога может использоваться для гармонизации отношений между последователями различных религий. Личностная модель представляет собой способ обретения позитивного межрелигиозного взаимовосприятия, основанный на рассмотрении религии в аспекте духовной практики. Личностная модель находится в русле стратегии «взаимного познания», вместе с тем, концептуальная проработанность применяющейся в ее рамках парадигмы духовной практики (обеспечивающей «общий язык» диалога, то есть ту среду, в которой может происходить процесс взаимного договаривания собеседников и обретаться взаимопонимание) и установки «участности» (термин М.М. Бахтина), позволяет охарактеризовать ее как оригинальную и научно корректную модель.

Использующейся в личностной модели акцент на рассмотрении духовной практики, описывающей опыт, установки, техники, этапы духовного процесса преобразования адептом самого себя, позволяет представить Другого как неповторимого субъекта, собеседника, личность. Основной задачей в личностной модели выступает не поиск сходных вероучительных положений или социальных позиций, а попытка узнать, понять Другого как личность, которая выражает свою религиозною идентичность в духовной практике. В измерении личного общения гармонизация отношений не связана напрямую с похожестью и сходствами, поскольку идентичность личности определяется именно ее отличием от других. Таким образом, личностная модель, не требующая какого-либо «сближения позиций», позволяет участникам не только сполна выразить свою религиозную идентичность, но и сочетаться с эксклюзивной установкой, с «ревностью о вере», что весьма актуально для достижения межконфессионального согласия в России.

5. Проведенный в контексте личностной модели межрелигиозного диалога сравнительный анализ духовных практик православия и хасидизма

Хабад, выявивший их основные сходства и различия, способствует развитию толерантного взаимовосприятия и обретению взаимопонимания между последователями рассматриваемых традиций. Среди главных результатов компаративного анализа можно выделить следующие:

- продемонстрирована типологическая близость в формах проявления духа (греч. «пневма» в отличие от души «псюхе») и божественной души (нефеш ха-элокит) в духовных практиках православия и хасидизма Хабад, что позволяет убедительно показать несостоятельность ригористических партикуляристских высказываний об онтологической неполноценности представителей другой религии и способствует преодолению взаимного отчуждения;

- выявлено сходство основных предикатов конечной цели (телос) духовных практик, характеризующихся такими понятиями, как «богопреданность», «любовь», «Божественный свет» в православии и «бшпул» («устранение» себя), «ахават раба» («великая любовь»), ор Эйн Соф («Бесконечный свет») в хасидизме Хабад. Схожесть этих ключевых характеристик состояния телоса, во многом определяющего динамику и процессуальность духовных практик, способствует развитию взаимопонимания и позволяет относиться к Другому с уважением;

- наиболее существенные различия в духовных практиках связаны с первостепенной ролью фигуры Иисуса Христа в православии («опыт христоцентрического Богообщения») и требованием исполнения заповедей в хасидизме Хабад («принцип примата действия»). Наряду с достижением позитивного отношения к Другому, основанному на обозначенных сходствах, осознание выявленных принципиальных отличий позволяет не деформировать религиозную идентичность диалогических партнеров и сохранить верность своей духовной традиции.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и научная новизна работы:

- разработана оригинальная личностная модель межрелигиозного диалога и представлена возможность ее применения как способа формирования позитивного взаимовосприятия на примере православия и хасидизма Хабад. В связи с этим в научный религиоведческий оборот предлагается ввести новый термин - «личностная модель» межрелигиозного диалога;

- проведен подробный сравнительный анализ духовных практик православия и хасидизма Хабад по объему и широте затрагиваемых тем, не имеющий аналогов в исследовательской литературе;

- в рамках компаративного анализа системно и структурно описываются различные аспекты антропологии, этики, гносеологии, сотериологии, хамартологии рассматриваемых традиций, а также выявляются принципы, способные послужить основой гармонизации отношений между последователями православия и хасидизма Хабад;

- представлен комплексный анализ основных моделей межрелигиозного диалога, выявлены их недостатки и предложены пути их преодоления в контексте российской религиозно-культурной традиции.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования обуславливается возможностью применения личностной модели межрелигиозного диалога в качестве методологической основы отдельного исследовательского направления в рамках сравнительного религиоведения.

Значение полученных результатов исследования для практики заключается в том, что они могут быть использованы для гармонизации межрелигиозных отношений конфессиональными и общественными организациями, учитываться в деятельности органов государственного

управления и СМИ, применяться в широком спектре образовательных программ по воспитанию толерантности. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть также использованы в учебном процессе при чтении курсов философии, культурологии, истории религий и религиоведения.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в восьми научных публикациях общим объемом 7,5 п.л., освещались в сообщениях на 7 научных конференциях: научный семинар Института синергийной антропологии (ИФ РАН, февраль 2010), XI Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения» (ИНИОН РАН, декабрь 2010), XII Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения» (ИНИОН РАН, декабрь

2011), XIX Международная научная конференция по иудаике (Москва, январь

2012), научный семинар Института синергийной антропологии (ИФ РАН, ноябрь 2012), Международная научная конференция «Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции» (Институт славяноведения РАН, декабрь 2012), 10-ая конференция по межрелигиозному диалогу в Дохе «Лучшие практики в межрелигиозном диалога» (Доха, апрель 2013).

Диссертация обсуждена на заседании Отдела философии Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам РАН и рекомендована к защите.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Мелышк C.B. Межрелигиозный диалог: проблемы семантики и критика основных стратегий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2012. - № 2. -С. 129-134. (0,7 а.л.)

2. Мелышк C.B. Межконфессиональное согласие в современной России: концептуальные основания и практическая реализация // Россия и современный мир. -М., 2012. - №2 (75) - С. 162-173. (0,7 а.л.)

3. Мельник C.B. Личностная модель межрелигиозного диалога: основные принципы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2012. - № 12. Ч.З. - С. 124-128. (0,5 а.л.)

В других научных изданиях:

1. Мельник C.B. Компаративный анализ духовных практик как основа межрелигиозного диалога // Научные труды по иудаике. Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике - М., 2012. -Т. 2.-С. 171-188. (0,8 а.л.)

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мельник, Сергей Владиславович, 2013 год

Список используемой литературы

1. Абраамян Г. А. Противостояние Запад-Восток как главная цивилизационная ось современности ' (Методологически-мировоззренческий аспект) //Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре / Материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. - СПб., 2005. - С. 7-12.

2. Аркин Н.О.: Проблемы интеграции хасидов ХАБАДа Москвы в современный российский социум. Дис. ... канд. ист. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2009. - 121 с.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. -М., 1993.

4. Бадаев С. Межрелигиозный диалог и современность // Теократия -М, 2005. -№ 1 (7).-С. 16-25.

5. Балагушнн Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. - М., 1996. -№5.-С. 90-95.

6. БарацА. Лики Торы. - М., 1995.

7. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984-1985. -М., 1986.-С. 80-161.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.

9. Баширов J1.A. Ислам и межнациональные отношения. - М., 1990.

10. Бестужев-JTada И.В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии - М., 2002. - №4. - С. 60-66.

11. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. - М., 1993. - № 1. - С. 83-93.

12. Бубер М. Два образа веры. - М., 1995.

13. Бубер М. Путь человека по хасидскому учению / Пер. с нем. Н.О. Гучинская. - СПб., 1995.

14. Бубер М. Хасидские истории. Первые учителя. - М., 2006.

15. Булгаков С. Н. Христианский социализм / Сост., вступит, ст., подготовка текста В. Н. Акулина - Новосибирск, 1991.

16. Василий Великий. О душе / Пер. А. Зуевский- М., 2004.

17. Вебер М. Избр. произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. М. Давыдова. -М., 1990.

18. Владыченко Л.Д. «Реальность» межрелигиозного диалога // Наука и религия: перспективы диалога в современном мир. - Волгоград, 2008. - С. 13-18.

19. Ворота в Танию: Выпуск второй / Пер. и сост. Э. Ховкин. -Иерусалим, 2004.

20. Ворота в Танию: Выпуск первый / Пер. и сост. Э. Ховкин. -Иерусалим, 2003.

21. Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Религиозный ренессанс в России: Динамика и качественные характеристики // Россия и современный мир. - М., 2012.-№1 (74).-С. 65-78.

22. Гараджа В. И. Религиоведение. Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений и преп. средней школы. 2-е изд., доп. - М., 1994.

23. Гараджа В. И. Религия в современном мире // Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995 - С. 284-306.

24. Генон Р. Кризис современного мира. - М., 1991.

25. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. - М., 2003.

26. Грин А. «Это слова...». Словарь еврейской мистики и духовной жизни. -М., 2006.

27. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. - М.,

1992.

28. Гурари Н. \ Философско-этическое учение хасидизма ("Революция и откровение"). Дис. ... канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1996. - 182 с.

29. Давыденко О., свящ. Догматическое богословие. - М., 2006.

30. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Сост., предисл. и коммент. С. А. Вайгачева. - М., 1991.

31. Декларация об отношении церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» // Документы II Ватиканского собора. - М., 1998.

32. Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования. Сб. научно-аналитических обзоров / Отв. ред. Безменова Н. А. / ИНИОН. - М., 1991.

33. Добротолюбие для мирян. / Сост.: Ювеналий, архимандрит. - М.,

2001.

34. Дорофей Газский. Душеполезные поучения и послания. - Тула,

1991.

35. Достопямятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. -М., 1846.

36. Дубнов Ш. Возникновение хасидизма: Жизнь и деятельность Израиля Бешта // Евреи в Российской империи XVIII-XIX веков. - М.; Иерусалим, 1995. - С. 79-160.

37. Евреи в современном мире. История евреев в новое и новейшее время. Антология документов / Составители П. Мендес-Флор, Й. Рейнхарц. - М., 2006.

38. Журавский А. В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. -М., 1990.

39. Заверишнский Г., свящ. Богословие диалога: встреча религий // Церковь и время. - М., 2005 - № 3. - С. 125-142.

40. Занемонец А. Хасидский двор и православный монастырь в Восточной Европе XVIII-XIX вв.: было ли взаимовлияние? // Тирош: Труды по иудаике. - М., 2007. - Вып. 8. - С. 167-175.

41. Записки H.A. Мотовилова / Под ред. Астафьева Г.П. - М., 2005.

42. Идель М. Каббала: Новые перспективы / Пер. с англ., ивр. Бурмистров К., Левин Е., Александров К. -М., 2010.

43. Иехуда Галеви. Кузари - Иерусалим, 1980.

44. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.,

2000.

45. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. - М., 2001.

46. Иозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер. Вера — Истина - Толерантность. Христианство и мировые религии. - М., 2007.

47. Йозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер. Многообразие религий и единый завет - М. 2007.

48. Ириней Лионский. Творения. - М., 1996.

49. Исихазм: Аннот. библиография / Лаб. синерг. антропологии ин-та человека РАН; Под общ. и науч. ред. Хоружего С.С. - М., 2004.

50. Итоговый документ межконфессиональной конференции «Призваны к одной надежде в союзе мира» (Минск, 1-3 октября 1996 г.) // Адвентистский вестник. - М., 1996. - № 4. - С. 43-45.

51. Иудейско-христианский диалог. Словарь-справочник / Под ред. Л. Кленицки и Д. Уайгодера. - М. 2004.

52. Камильери Д. А. Глобализация незащищенности и диалог цивилизаций // Вестник Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций» - М, 2006. - №1. - С. 33-55.

53. Католическая энциклопедия. - Т.1. - М.: Издательство Францисканцев, 2002.

54. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. -Киев, 2005.

55. Козлов С.Я. Евреи Москвы: религиозная жизнь в 90-е гг. XX в. // Московский регион: этноконфессиональная ситуация. - М., 2000. - С. 177-203.

56. Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. -М., 1994.

57. Кривошеее A.B. Долженствование как установка участного сознания М.М. Бахтина: феноменологическая аналитика // Вестник Томского госудраственного университета. - Томск, 2009. - №324. - С. 75-80.

58. Кривошеее A.B. Феноменологическая аналитика участного сознания М.М. Бахтина: «не-алиби в бытии» и «диалог» // Вестник Томского госудраственного университета. - Томск, 2010. - №339. - С. 36-42.

59. Кривошеий В. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum - Praha, 1936 - VIII. - С. 99-154.

60. Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России // Культура и религия: линии сопряжения - М., 1994.-С. 99-107.

61. Курачев Д.Г.: Межконфессиональные отношения как формы социокультурного взаимовосприятия : Социально-философский анализ. Автореферат дис. ... доктора философских наук / Башкир, гос. ун-т. - Уфа, 2005. -42 с.

62. Лавский В.В. Хасидская мудрость. - М., 1999.

63. Лоргус А., свящ. Душа и дух: природа и бытие // Православное учение о человеке. - Москва-Клин, 2004. - С. 168-187.

64. Лосский В.Н. Боговидение. - М., 1995.

65. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. -М., 1991.

66. Лосский В.Н. По образу и подобию / Перевод с франц. В.А.Рещиковой. - М., 1995.

67. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992.

68. Лурье И. Пастырь и паства: отношения между хасидским двором и общинами хасидов в XIX столетии // Вестн. Евр. ун-та. - М.; Иерусалим, 2004. -№9.-С. 51-68.

69. Макарий Египетский. Духовные беседы. - М., 2009.

70. Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника. - Книга 1: Богословские и аскетические трактаты. - М., 1993.

71. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Беневич Г.И. и др. - СПб., 2007.

72. Марек П. С. Кризис еврейского самоуправления и хасидизм // Евреи в Российской империи XVIII-XIX вв.: Сборник трудов еврейских историков. -М.-Иерусалим, 1995.

73. Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. - СПб, 1997.

74. Мельник C.B. Межконфессиональное согласие в современной России: концептуальные основания и практическая реализация // Россия и современный мир. - М., 2012 - №2 (75) - С. 162-173.

75. Мельник C.B. Межрелигиозный диалог: проблема семантики и критика основных стратегий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2012. -№ 2. - С. 129-134.

76. Мельник C.B. Старцы и цадики: соотношение устного и книжного наставления // Устное и книжное в славянской и еврейской духовной традиции. — М., 2013.-С. 15-25.

77. Миндель Н. Философия Хабада: Рабби Шнеур-Залман из Ляды / Пер. Е. Ривелиса. - Вильнюс, 1990.

78. Митрохин Л. Н. Философия религии. - M., 1993.

79. Мчедлов М. П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное - М., 1996. - С. 4-22.

80. Мчедлов М. П. О состоянии религиозности в современной России // Национальное и религиозное / РНИСиНП. - М., 1996. - С. 22-32.

81. Мчедлов М. 77. Основа гражданского согласия // Свобода совести в духовном возрождении отечества: Сб. ст. -М., 1994. - С. 4-21.

82. Невярович В. Терапия души. - М., 2000.

83. Нектарий (Мулациотис), архимандрит. Иисус как Любовь и Возлюбленный. -М., 2011.

84. Николай Кузанский. О мире веры. - М., 2007.

85. Никонов К.И. Современная теология религий: антропологические аспекты межрелигиозного диалога // Религиоведение. - М., 2011. - №3. - С. 7583.

86. Нурулаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. - М., 2001. - №3. - С. 2835.

87. Осипова И.И. Хасиды: «Спасая народ свой...»: История хасидского подполья в годы большевистского террора -М., 2002.

88. Позов А. Основы древне-церковной антропологии: Т. 1. Сын Человеческий. - Мадрид, 1965.

89. Помазанский М, прот. Догматическое богословие. - Клин, 2001.

90. Проблемы религии и атеизма за рубежом. Религия в современном мире-М., 1974.-Вып. 1.

91. Полшранц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. - М.-СПб.,

2012.

92. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие -М., 2006.

93. Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Сост. и общая редакция А.А.Красикова и Е.С.Токаревой. - М., 2006.

94. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы: Материалы всемирной конф., Москва, 10-14 мая 1982 г. -М., 1983.

95. Религиозный диалог. Лицом к лицу (Материалы конференции) / Под ред. Р. Файнберга. - М., 1995.

96. Религия в истории и культуре / Писманик М. Г., Нечаев М. Г., Жохов А. В., Чупин В. Д. - Пермь, 1995.

97. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. - М., 1992.

98. Савва (Остапенко), схиигумен. О главных христианских добродетелях и гордости. - СПб., 2001.

99. Самыгин С. И. Религиоведение: социология и психология религии. -Ростов-на-Дону, 1996.

100. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы // Страницы. - М. 2000. - №5. Вып. 3 - С. 452-461.

101. Серафим Вырицкий, иеросх. От меня это было. - Минск, 2008.

102. Сиверцев М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. - М. 2002. - №5. _ с. 76-87.

103. Симеон Новый Богослов. Слова. — Т. 2. - М., 1892.

104. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. - М., 2001. - №7. - С. 89-96.

105. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. - М.,

2000.

106. Софроний (Сахаров), архимандрит. Духовные беседы. / Под ред. М. Мейлаха. - СПб., 1997.

107. Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. - СПб., 2003.

108. Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан. - Париж, 1952.

109. Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. Науч. редакция и сост. М. П. Тапочки и Ю. А. Кимелева / ИНИОН РАН. - М., 1994.

110. Степанова Е.А. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях: курс лекций: в 2 т. : Т. 1. История идеи толерантности. -Екатеринбург, 2008.

111. Степанова Е.А. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях: курс лекций: в 2 т. : Т. 2. Межрелигиозный диалог в современном мире - Екатеринбург, 2008.

112. Тания для всех: Тайны еврейского учения. Часть 1. Главы 1-5 / Сост. Д. Сегаль. - М., 2008.

113. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Тиллих П. Избранное. Теология Культуры. - М., 1995. - С. 396-441.

114. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. - СПб., 2007.

115. Туров И. Евреи и Христиане в Восточной Речи Посполитой: проблема контактов в контексте истории становления учения хасидов // Judaica Rossica. - М., 2002. - Вып. 2. - С. 81-99.

116. Туров И. Ранний хасидизм: История. Вероучение. Контакты со славянским окружением. - Киев, 2003.

117. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. 2-е изд., доп. - М.,

1985.

118. Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений св. отцов и опытных её делателей / Сост. игумен Харитон. - М., 1992.

119. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. - М.

2008.

120. Феофан Затворник. О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника. / Сост. игумен Феофан (Крюков). - М., 2001.

121. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. - М., 2007.

122. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. - М., 1996.

123. Феофан Затворник. Путь ко спасению. - М., 2000.

124. Феофан Затворник. Собрание писем. - Свято-Введенский Печерский монастырь, 1994. - Выпуск I.

125. Феофан Затворник. Собрание писем. - Свято-Введенский Печерский монастырь, 1994. - Выпуск II.

126. Феофан Затворник. Собрание писем. - Свято-Введенский Печерский монастырь, 1994. - Выпуск IV.

127. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -М., 1991.

128. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. Аверинцев С., Араб-Оглы Э. А., и др. 2-е изд. - М., 1989.

129. Хабермас Ю. Постсекулярное общество - что это? // Российская философская газета. -М., 2008. -№ 4 (18). - С. 1-2.

130. Хаунтепен А. Бог: Открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. - М., 2008.

131. Хачатурян В. Евразия: между Западом и Востоком // Евразия: народы, культуры, религии. -М., 1993. - №2. - С. 10-13.

132. Хоружий С. С. Исихазм в Византии и России: Исторические связи и антропологические проблемы // Страницы = Pages. -М., 1997. -№ 1. - С. 48-61.

133. Хоружий С. С. Феномен русского старчества в его духовных и антропологических основаниях // Церковь и время - М., 2002. - № 4 (21). - С. 208-226.

134. Хоружий С.С. Глобальная динамика Универсума и духовная практика человека // Связь времен: Наука - Традиция культуры - Новое видение мира. -М., 2001.-Вып. 1.-С. 41-58.

135. Хоружий С.С. Аналитический Словарь Исихастской Антропологии // Синергия: Пробл. аскетики и мистики православия. - М., 1995. - С. 42-150.

136. Хоружий С.С. Аскетика православия и идея синергии // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. - М., 1996. - № 1. - С. 130-136.

137. Хоружий С.С. Диалог религий: исторический опыт и принципиальные основания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-168201 .html

138. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. - М., 1999. - № 3. - С. 55-84.

139. Хоружий С.С. Исихазм и история // Цивилизации. - М., 1993. -Вып. 2.-С. 172-196.

140. Хоружий С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия // Философия науки. - М., 2002. - Вып. 8. - С. 108-137.

141. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. -М., 1998.

142. Хоружий С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя // Вопр. философии. -М., 2007. - № 1,-С. 75-85.

143. Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб., 2000.

144. Хоружий С.С. Об «умных чувствах» в православной духовности // Библия в культуре и искусстве. - М., 1996. - С. 38-45.

145. Хоружий С.С. Опыт преображения у преподобного Силуана Афонского // Церковь и время. - М., 2008. - № 4. - С. 157-184.

146. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии / Ин-т синергийной антропологии. -М., 2005.

147. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопросы философии. - М., 1998. - № 3. - С. 35118.

148. Хоружий С.С. Практики себя и духовные практики: две парадигмы неклассической антропологии // Фонарь Диогена: Проект синергийной антропологии в совр. гуманит. контексте. - М., 2010. - С. 74-239.

149. Хоружий С.С. Синергийная антропология. Томские лекции. Лекция 2. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - Томск, 2009. - №2(6) - С. 97-132.

150. Хоружий С.С. Христианство в современном мире: в поисках новых перспектив диалога религий // Христианство и ислам в контексте современной культуры: новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе. - СПб, 2011. -С. 18-27.

151. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. - М., 2003. - № 1. -С. 38-62.

152. Хоружий С.С. Этика исихазма в двух исторических формациях // Вестник Русской христианской гуманитарной академии - СПб, 2011. - Том 12. Вып. 4. - С. 8-29.

153. Христианско-иудейский диалог / Сост. X. Фрай. - М. 2002.

154. Христианство, иудаизм и ислам: Верность и открытость / Под ред. Ж. Доре. - М., 2004.

155. Чаплин В., прот. Православие и этические вопросы на повестке дня Всемирного совета церквей // Церковь и время. - М. 2005. - № 3. - С. 71-75.

156. Человек и век: Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. - М., 2004.

157. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации - М., 2011.

158. Шивхей Бешт [Хвалы Исраэлю Бааль-шем-Тову] / Пер. с иврита М. Кравцова. - М., 2010.

159. Шнеерсон М.-М. За буквой Закона / Сост. Я. Таубер - М., 2005.

160. Шнеерсон М.-М. К жизни, полной смысла: Учение ребе Менахема-Мендла Шнеерсона / Сост. С. Якобсон. - М., 1999.

161. Шнеерсон М.-М. Обретение Неба на Земле. 365 размышлений. / Пер.с англ. А Фридман - М., 2005.

162. Шнеерсон М.-М. Уроки Торы / Пер. с англ., идиш, ивр. под ред. Б. Горина-М., 2001.

163. Шнеерсон М.-М. Уроки Торы / Пер. с англ., идиш, ивр. под ред. Б. Горина: Т.2. -М.,2003.

164. Шнеерсон М.-М. Уроки Торы / Пер. с англ., идиш, ивр. под ред. Б. Горина: Т.З.-М., 2004.

165. Шнеур-Залман. Ликутей Амарим (Тания). - М., 2005.

166. Шнеур-Залман. Руководство по благословениям / Пер. и коммент. С. Капер.-М., 2009.

167. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике / Под общей редакцией М. Яглома. - М., 2004.

168. Шохин B.K. Ганс Кюнг и предлагаемый им проект глобального этоса // Вопросы философии. - М., 2004. - № 10. - С. 65-73.

169. Шохин В. К. «Диалог религий»: виртуальное понятие и реальное значение. Доклад, прочитанный 27.01.2000 на VIII Рождественских образовательных чтениях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Shoch_DialRelig.php

170. Шохин В.К. Диалог религий: идеология и практика // Альфа и Омега. - М., 1997. -№1(12). - С. 281-295.

171. Шохин В.К. Диалог религий: идеология и практика // Альфа и Омега. - М., 1997. - №2(13). - С. 223-240.

172. Шохин В.К, Балагушкин, Е.Г. Межрелигиозный диалог и межрелигиозные отношения в российском социокультурном пространстве // Россия в диалоге культур. - М., 2010. - С. 405-431.

173. Штейнзстъц А. Разговор о каббале. - Иерусалим; М., 2003.

174. Штейнзалы/ А. Роза о тринадцати лепестках. - М., 1995.

175. Штейнзалы} А. Творящее слово: О «Тании (Собрании бесед)» раби Шнеура Залмана из Ляд - М., 1996.

176. Шутова О. С.: Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями. Дис. ... канд. филос. наук. / РАГС-М, 2004.-244 с.

177. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации / Пер. с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, H.H. Кулаковой, A.A. Старостиной. - М., 2008.

178. Это - Хабад: Информация. Зарисовки. Истории. Словарь / Авт.-сост. Д. Ленау, М. Ленау. - Хайфа, Бруклин, 2007.

179. Юнг К. Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. — М., 1991.

180. Яблоков И. Н. Религия в системе культурного универсума // Наука, религия, гуманизм. - М., 1996. - С. 89-99.

181. Яблоков И. Н. Философия религии в системе знаний // Вестн. Рос. филос. о-ва. - М.,1999. - № 1. - С. 56-59.

182. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. - М., 2004.

183. Яусс X. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. - М., 1994. - №12. - С. 97-107.

184. Aldridge A. Religion in the Contemporary World. A sociological Introduction. - Cambridge, 2000.

185. Altshuler M. Messianic strains in rabbi Israel Ba'al Shem Tov's Holy Epistele//Jewish Studies Quarterly. - L., 1999. -№1. - P. 55-70.

186. Asceticism /Ed. by V. L. Wimbush, R. Valantasis, with the assistance of G. L. Byron, W. S. Love. - Oxford University Press, 1995.

187. Azam I. Islam, interfaith interaction and a peaceful future. - Islamabad,

2005.

188. Baillie D. God was in Christ. -N.Y., 1948.

189. Barbosa da Silva A. Is there a new imbalance in Jewish-Christian relations? - Uppsala: Uppsala univ., 1992.

190. Berger P.L. Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. - Washington, 1999 - P. 1-18.

191. Constantelos D.J. Religio-philosophical issues and interreligious dialogues in Eastern Orthodox Christianity since World War II // Religious issues and interreligious dialogues: An analysis a. sourcebook of developments since 1945. -N.Y., 1989.-P. 369-411.

192. CowardH. Pluralism: Challenge to World Religions. - Delhi, 1996.

193. Dov Ber mi-Lubavitsh (the Mitteler Rebbe). Tract on Ecstasy / trans. L. Jacobs. - London, 1963.

194. Dresner S. The Zaddik. - New York, 1960.

195. Eliaach J. Jewish Hasidim, Russian Sectarians Non-Conformists in the Ukraine, 1700-1760. - Doctoral dissertation. City University of New York, 1973.

196. Eliaach J. The Russian Dissenting Sects and their influence on Israel Baal Shem Tov, founder of Hassidism / PAAJR. - Providence, 1968. - № 36. - P. 5783.

197. Elior R. Habad: The Contemplative Ascent to God // Jewish Spirituality from the Sixteenth Century Revival to the Present. - New York, 1987. - P. 157-205.

198. Elior R. Ha-mahaloket al moreshet Habad // Tarbits. - Jerusalem, 1980. -№49. -P. 166-186.

199. Elior R. Kuntres ha-hitpaalut le R. Dov Ber Shneerson // Kiryat sefer. -Jerusalem, 1979. - № 54. - P. 384-391.

200. Elior R. The paradoxical ascent to God: the kabbalistic theosophy of Habad.-New York, 1993.

201. Elior R. Torat ha-elohut ba-dor ha-sheni shel hasidut Habad. -Jerusalem, 1982.

202. Eikes /. Aliyato shel Shneur Zalman mi-Liadi le-emdat manhigut// Tarbits. - Jerusalem, 1985. - №54 - P. 439-459.

203. Eikes I. Baal Shem. Ha-Besht-Magiya, Mistika, Hanhaga. - Jerusalem,

2001.

204. Etkes I. Darko shel R. Shneur Zalman mi-Liadi ke-manhig shel hasidim//Tsion. - Jerusalem, 1986. -№ 50. - P. 321-354.

205. Etkes I Hasidut bereshita. - Tel-Aviv, 1991.

206. Etkes I. Ha-Zadik: zikat gomlin beyn dfus hevrati le-mishna reayonit // Be-Maagaley Hasidim. - Jerusalem, 2000. P. 283-297.

207. Etkes I. Magiya u-Baaley Shem be-sifrut Haskala // Mehkarey Hasidut. -Jerusalem, 1999.-P. 39-57.

208. Green A. The Zaddiq as Axis Mundi in Later Judaism // Jewish Spirituality.-New York, 1987.-P. 127-157.

209. Hallamish M. Mishnato ha-iunit shel Rabbi Shneur Zalman mi-Liady: Meqorotav ba-qabbala ve-yahaso le-reshit ha-hasidut - Doctoral dissertation. Hebrew University of Jerusalem, 1976.

210. Hammer B.J. Resolving the Buber-Scholem controversy in Hasidism // J. of Jew. studies. - Oxford, 1996. - Vol. 47, № 1. - P. 102-127.

211. Harpham G. G. The Ascetic Imperative in Culture and Criticism. -Chicago University Press., 1987.

212. Hick J. An interpretation of Religion. - L., 1989.

213. Hick J. The Outcome: Truth and dialogue // Truth and dialogue. The Relationship between world religions / Ed. by J. Hick. - L., 1975.

214. Hick J. Trinity and Incarnation in the Light of Religious Pluralism // Three Faiths - One God. A Jewish, Christian, Muslim Encounter / Ed. by J. Hick and E. S. Meltzer. - Houndmills etc., 1989.

215. Hocking W. Re-Thinking Missions: A Laymen's Inquiry After One Hundred Years - N.Y.; L., 1932.

216. Hummel R. Dialog im Geist eines interreligiosen Realismus // Identitat und Dialog. - Hamburg, 1995.-P. 106-123.

217. Idel M. Hasidism: Between Ecstasy and Magic. - New York, 1995.

218. Interreligious dialogue: Voices from a new frontier / Ed. by Bryant M.D., Flinn F. - N.Y., 1989.

219. Interreligious dialogue: Voices from a new frontier / Ed. by Bryant M.D., Flinn F.-N.Y., 1989.

220. Jacobs L. Hasidic prayer // Essential papers on Hasidism. - N.Y.,L., 1991.-P. 330-362.

221. Jacobs L. Hasidic Prayer. - London, 1993

222. Jacobs L. The concept of Hasid in Biblical and Rabbinic Literature // The Journal o. Jewish Studies. - Oxford, 1957. - №8 - P. 143-154.

223. King S.B. Toward a Buddhist model of interreligious dialogue // Buddhist-Christian studies. - Honolulu, 1990.-Vol. 10.-P. 121-126.

224. Knight Ch. Psychology, revelation and interfaith dialogue // Amer. Catholic philos. quart. - Wash., 1996. - Vol. 40, № 3. - P. 147-157.

225. Knitter P. No Other Name? A Critical Survey of Christian Attitudes toward the World Religions. - N.Y., 1985.

226. Kung H. Christianity and the World Religions. - N.Y.; L., 1986.

227. Lampe G. God as Spirit. - Oxford, 1977.

228. Loewenthal N. Communicating the Infinite: The Emergence of the Habad School. - Chicago, 1990.

229. Loewenthal N. Habad Approaches to Contemplative Prayer, 1790-1920 // Hassidism reappraised. - London; Portland; Oregon, 1997. - P. 288-301.

230. Loewenthal N. Self-Sacrifice of the Zaddik in the Teachings of R. Dov Ber // Jewish History Essays in Honor of Chimen Abramsky. - London, 1988. - P. 457-494.

231. Loewenthal N. The Concept of «Msirat Nefesh» in the Teachings of R. Dov Ber of Lubavitch. -Doctoral dissertation. University of London, 1981.

232. Margalit A. The Ring: On Religious Pluralism // Toleration: An Elusive Virtue / Ed. by D. Heyd. - Princeton, 1996.

233. Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems. - London. 1974.

234. Michel Th. Creating a culture of dialogue: Methodology of interreligious dialogue // The priority of interreligious dialogue. - Rome, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://groups.creighton.edu/sjdialogue/documents/articles/michel_creating_culture.htm

235. Mojzes P. Types of encounter between religions // Attitudes of religions and ideologies toward the outsider / Eds. L. Swidler, P. Mojzes. - Lewiston, 1990. - P. 1-24.

236. Musser D., Sunderland D. War or Words: Interreligious Dialogue as an Instrument of Peace // Ethical Issues in the War on Terrorism - Cleveland: The Pilgrim Press, 2005-P. 22-35.

237. Newman J. Foundations of Religious Tolerance. - Toronto, 1982.

238. Nikiforova B. The problem of righteousness and sinfulness dialectics of Hasidism // Tomizmas ir filosofijos ateitis. - Vilnius, 2002. - P. 89-96.

239. Pannikar R. The interreligious dialogue. -N.Y., 1999.

240. Pannikar R. The Trinity and the Religious Experience of Man. - N.Y.,

1973.

241. Pannikar R. The Unknown Christ of Hinduism. - N.Y., 1981.

242. Patai R. Jewish Dionysians: The Hasidim // Patai R. The Jewish Mind. -New York, 1977-P. 180-221.

243. Radhakrishnan S. East and West in religion. - L., 1933.

244. Rapoport-Albert A. God and the Zaddik as the Two Focal Points of Hasidic Worship // Essential Papers on Hasidism. - New York, 1991. - P. 296-325.

245. Rapoport-Albert A. Hasidism after 1772: Structural Continuity and Change // Hassidism reappraised. - London; Portland; Oregon, 1997. - P. 76-141.

246. Rappoport-Albert A. God and the Zaddik as the two focal points of Hasidic worship // Essential papers on Hasidism. - N.Y.; L., 1991. - P. 299-329.

247. Richard L. What Are They Saying about Christ and World Religions? -N.Y., 1981.

248. Rosman M.J. Miedzyboz and Rabbi Israel Baal Shem Tov // Essential papers on Hasidism. - N.Y.; L., 1991. - P. 209-225.

249. Scholem G. «Devekut», or communion with God // Essential papers on Hasidism. -N.Y.,L., 1991. - P. 275-298.

250. Scholem G. Dmuto ha-historit shel r. Israel Baal Shem Tov // Tsadik ve-eda. - Jerusalem, 2001. -P. 66-93.

251. Shalom Dober mi-Lubavitsh. Quntres ha-avoda. - Brooklyn, NY, 1946.

252. Sharpe E.J. The Goals of Inter-Religious Dialogue // Truth and Dialogue. The Relationship between World Religions / Ed. By J. Hick. - L., 1977 - P. 77-95.

253. Shneur Zalman mi-Lyady. Liqutey torah. - Brooklyn, NY, 1984.

254. Shneur Zalman mi-Lyady. Maamrey Admor ha Zaqen: Inyanim. -Brooklyn, NY, 1983.

255. Shneur Zalman mi-Lyady. Torah or. - Brooklyn, NY, 1984.

256. Shohet A. A1 Simha be-Hasidut // Tsion. - Jerusalem, 1951. - № 16 - P.

36-43.

257. Shohet A. Ha-zadik be-torat ha-hasidut // Sefer Yaakov Gil. - Jerusalem, 1979.-P. 299-306.

258. Stendahl K. Notes for Three Bible Studies // Christ's Lordship and Religious Pluralism / Ed. by G. H. Anderson and T. F. Stransky. -N.Y., 1981.

259. Sugunasiri S.H.J. Spiritual interaction, not interfaith dialogue: a buddhistic contribution // Buddhist-Christian studies. - Honolulu, 1996. - Vol. 16. - P.

260. Swazo N.K. Waiting for God: A Hasidic view // Comparative civilizations rev. - Carlisle (PA), 1998. - № 38. - P. 12-37.

261. Teitelbaum M. Ha-Rav mi-Liadi u-mifleget Habad. - Jerusalem, 1970.

262. The Desecularization of the World / Ed.by P. Berger. - Washington,

263. Tripathi K.D. Interfaith dialogue: the hindu view // Dialogue and universalism. - Warsaw, 2001. -Vol. 11,№4.-P. 75-83.

264. Weiss J. The Kavvanot of Prayer in Early Hasidism // Studies in Eastern European Jewish Mysticism. - Oxford, 1985. - P. 95-125.

265. Wertheim A. Traditions and customs in Hasidism // Essential papers on Hasidism. - N.Y.; L., 1991. - P. 363-398.

266. Wilensky M.L. Hasidic-Mitnaggedic polemics in the Jewish communities of Eastern Europe: the Hostile phase // Essential papers on Hasidism. - N.Y.; L., 1991. -P. 244-271

267. Yong H. Religious pluralism and interfaith dialogue: Beyond universalism and particularism // Intern, j. for philosophy of religion. - The Hague etc., 1995. - Vol. 37, № 3. - P. 127-144.

143-165.

1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.