Проблемы интеграции хасидов ХАБАДа Москвы в современный российский социум тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Аркин, Никита Олегович
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 121
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Аркин, Никита Олегович
Введение.
Источники, использованные при написании работы.
Историография по/теме диссертации.
Глава 1. История ХАБАДа в России до 30-х гг. XX века.
Глава 2. Московский ХАБАД в период с 30-х по конец 80-х
Глава 3. Возрояадение религиозной хасидской жизни в Москве с конца 80-х до конца 2000-х. гг.
Глава 4. Устная фольклорная,традиция как важная часть хасидского самосознания.51"
Глава 5. Причины прихода к ХАБАДу. ХАБАД и другие конгрегации.
Глава 6. Семья и среда.
Глава 7. Возраст, образование, профессия.
Глава 8. Брак и дети.
Глава 9: Контакты с нееврейским и нехабадским социумом.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Хасидизм: социально-исторический и религиозно-философский аспекты2006 год, кандидат философских наук Захарьяев, Герман Рашбилович
Нигун как явление традиционной еврейской музыкальной культуры: на материале общины "ХаБаД Любавич"2008 год, кандидат искусствоведения Хаздан, Евгения Владимировна
Государственная политика в отношении еврейских религиозных общин в период "оттепели": 1953-19642008 год, кандидат исторических наук Чарный, Семен Александрович
Евреи в Томской губернии во второй половине XIX-начале XX вв.: 1860-1917 гг.2004 год, кандидат исторических наук Галашова, Наталья Борисовна
Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России2005 год, доктор исторических наук Носенко-Штейн, Елена Эдуардовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы интеграции хасидов ХАБАДа Москвы в современный российский социум»
Наша работа посвящена проблемам интеграции хасидов ХАБАДА в российский социум. Нам важно определить существует ли реальная интеграция хасидов, характер и уровень культурной, социальной и/или этнической интеграции в случае ее присутствия.Сначала определим, что же такое этническая интеграция. Наиболее близко, с нашей точки зрения, следующее определение: «Этнические процессы, приводящие к изменению этнических общностей. Различаются процессы этноэволюционные, которые обусловлены социальноэкономическим развитием этнических общностей и контактами их с другими народами и приводят главным образом к изменению элементов культуры* и быта, и этнотрансформационные, обусловленные взаимодействием этнических общностей или отдельных их частей и приводящие к изменению этнического самосознания, включению групп людей в другие этнические общности, а нередко — к прекращению существования одних и появлению других этнических общностей. К ним относятся процессы консолидации (слияние отдельных народов или их частей в более крупные этнические общности, например племён в народности) и межэтнические интеграции»1.В чем актуальность проблем интеграции хасидов ХАБАДа в российский социум? Еврейская диаспора в России уже около двухсот лет (а на самом деле больше) является важной составляющей портрета российского социума.Различные социальные и классовые слои еврейского народа всегда стремились играть активную роль в жизни окружающего мира, даже в тех случаях, когда сама по себе внутриобщинная жизнь была достаточно замкнутой>2 Есть разные факторы, отделяющие одну этническую- или национальную группу от другой. Одним из важнейших является самосознание народа или нации, как отдельного организма, и, как следствие этого, духовная культура.В дальнейшем мы не будем говорить «духовная культура», просто под культурой, как под термином, мы в данном случае подразумеваем духовный аспект жизни сообщества.Наиболее чёткое выражение культура сообщества находит в религиозных верованиях или религиях. Идеология часто формирует традиции в одежде, в быту, в социальной жизни. Религия не всегда совпадает с национальным самосознанием, иногда одно превалирует над другим. Но есть этносы, у которых эти факторы максимально приближенны один к другому. Иод эту категорию попадает и еврейский народ, так как долгое время именно религия, иудаизм, поддерживала связь между разными частями диаспоры, разделенными расстояниями и государственными границами.Полный текст Третьего издания «Большой советской энциклопедии», выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969 — 1978 годах в 30 томах. http:/ybse.sci-lib.com/article 127346.html 2 М. Дубнов «Всемирная история еврейского народа». Берлин. 1924-25 гг. и др. лит-ра. ч Разумеется, то, что мы утверждаем в отношении примата культуры, не имеет ничего общего с идеалистическим представлением о примате сознания. Просто формируясь под влиянием различных социальных факторов, идеология уже сама по себе, становится фактором, влияющим на жизнь общества, на его идентификацию и отличие от других национальных и/или религиозных групп. В том числе это происходит и с религиозной идеологией, как формой отражения представлени человека о его общении с Абсолютом, С точки зрения большинства евреев, ортодоксальный иудаизм представляет собой единое целое. Различные направления имеют характер не конфессий, а толков, направлений, подходов к общим и не обсуждаемым догмам. Таким образом, в четко очерченных Галахой рамках, людям дается относительная свобода выбора между разными взглядами на единое учение. (Строго говоря, так называемый,, неортодоксальный иудаизм тоже не выдвигает никаких самостоятельных догматов. Скорее соотношение между «ортодоксальным» и «прогрессивным» иудаизмом напоминает не соотношение православия и католицизма/протестантизма, а соотношение православной (или католической) ортодоксии и экуменических направлений.Впрочем, о неортодоксальном иудаизме и отношении" к нему у массы, ортодоксов на примере московских общин, будет сказано в соответствующей главе).Тем не менее, несмотря- на общее единство в. рамках иудейской ортодоксии, новые течения по мере возникновения- сталкивались, как и в любом другом религиозном сообществе, с неприятием со стороны сторонников, тех взглядов, которые до этого момента господствовали в* религии. Иногда же происходили странные метаморфозы, когда движение, воспринимаемое многими в момент зарождения; как революционное или еретическое (насколько это слово применимо к иудаизму) по своей сути, было через какое-то время вполне лояльно принято.С нашей точки зрения, наиболее характерным примером этого является хасидское движение. Появившись неожиданно, воспринимаемое ортодоксами как ересь или секта, оно сделалось, через некоторое время, одним из столпов ортодоксального иудаизма.Хасидизм - религиозно-мистическое течение в рамках иудейского вероисповедания. Часто его относят к ультра-ортодоксальному иудаизму, что формально можно признать верным, но на наш взгляд такое отождествление является некоторым упрощением, так как, сосредотачиваясь на устрожениях, принятых в хасидизме, исследователи меньше уделяют внимания, собственно мистической и социальной составляющим. Они же, на наш взгляд, носят самостоятельный характер и ценны сами по себе для самосознания сообщества.Хасидизм разбит на большое количество «дворов». Двор - это группа приверженцев определенного цадика. По данным профессора М. А. Членова на 2000 г. (учитывая динамику хасидского движения, сейчас ситуация может быть иной) хасидских дворов и сейчас насчитывается не менее 70. Нам X кажется уместным перечислить эти дворы: ХАБАД, александровский, амшиновский, багушский, бобовский, бостонский, боянский, браславский, бэлзский, бяльский, вижницкий, ворковский, вослайский, гурский, зевильский, зучкинкий, калибский, капиштанецкий, карлин-столинский, клей-бандский, коцкий, кречневский, кудиновский, кузницкий, лелувский, ликве-вельбружский, матерсдорфский, махновский, моджицкий, монастыричский, надворенский, озеровский, перемышленский, песчаненский, пинско-карлинский, питсбургский, радземильский, радзинский, рахмистривсий, ружинский, садигорский, сасовский, сатмарский, серт-вижницкий, скарновицкий, сколинский, слонимский, солимский, спинковский, стретинский, стриковский, сухачевский, толдойсарн («потомство Аароново»), толенский, трисковский, цанзклойзенбургский, шоймрей-эмуним («хранители веры»). Все основные дворы выделились в результате появления новых цадиков.1 Цадик — в переводе с иврита означает «праведный». Этот термин впервые появляется в каббале. У Ицхака Лурии,.мистика-каббалиста, он превращается в центральную фигуру, а позже берется на вооружение родоначальниками хасидизма.. Считается, что цадик - это т.н. щинор» (ивр: канал)- между Всевышним и общиной. Он выполняет сразу две функции.С одной стороны, он аккумулирует всю энергию веры и-молитвы членовобщины и направляет их к Господу. Таким образом, он «предстоит» за" общину перед Ним. Любое действие цадика связано с жизнью общины. G другой стороны, по этому каналу вниз спускается" Шехина - божественная. энергия- Бога, которая наполняет собой- весь мир. Еще ее называют Божественным присутствием. Эту энергию цадик распространяет внутри* общины2.Таким образом, на общину нисходит Божья^ Благодать.. Отсюда исходит второе качество цадика. Во время общения с Богом, он представляет собой сосуд, в котором содержится божественная энергия. Цадик — это посредник и связующее звено между Богом и людьми. Изначально считалось, чтоцадиком может стать любой человек. Путь к этому - духовное самосовершенствование. В теории сейчас это не очень изменилось. Но на практике почти сразу после смерти основателя стали образовываться целые династии цадиков. Вокруг них появлялся круг учеников, которые и создали ядра впоследствии появившихся дворов. Некоторые из них- отличаются только почитанием другого цадика, у других есть серьезные идеологические расхождения, как в философии, так и в политике3.В нашей стране фактически существует только одно течение хасидизма ХАБАД-Любавич (ивр. от «хохма, бина, даат» — мудрость, разум, знание — названия трёх верхних сфирот4 в Каббале) или любавичский хасидизм. 1 М. А. Членов «Хасндизм»./«Народы и религии мира». М. Большая российская энциклопедия. 2000. с. 850 2 Moshe Idel «HASIDISM. Between Ecstasy and Magic». «State University of New York Press».1995. c. 152-156 3 M. А. Членов «Хасидизм»./«Народы и религии мира». 4 «Сфирот (niTSD, ед. число луэо — сфира), одно из фундаментальных понятий Каббалы, созданное автором «Сефер-иецира». Он так назвал десять первичных или идеальных «чисел» (от ивритского корня сафор — <<перечислять»).(...) Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие Иногда можно встретить и людей относящих себя к другим направлениям, но это уникальные случаи, а не обыденная практика.ХАБАД существенно выделяется среди других хасидских дворов рядом характерных особенностей. К началу XXI века по приблизительным подсчетам насчитывалось около 200 000 его приверженцев. Более подробные сведения об истории зарождения движения будут даны в историческом разделе диссертации.Разумеется, современного российского исследователя ХАБАДа, интересует положение на всей территории, по крайней мере, европейской части РФ. Но мы сознательно сузили регион до Москвы, чтобы более тщательно проработать детали.Москва — это один из основных центров современной еврейской жизни не только в Восточной Европе, но и вообще в мире. И в особенности, это можно сказать о ХАБАДе, который является самым крупным в РФ течением, по причине разных факторов, которые мы постараемся рассмотреть в соответствующих разделах нашей работы.При этом надо учитывать, что само количество религиозных евреев в РФ не очень велико. Из примерно 80 тыс. московских евреев1, только 5 % относятся обычно* ^религиозным людям2. Это данные на конец 90-х годов, но скорее всего ситуация не изменилась, по- словам многих раввинов, после ажиотажа 90-х, интерес к религиозной проблематике у широких масс еврейского населения стал спадать.Данная работа имеет некоторый тендерный уклон. Поскольку роль женщины и мужчины в ортодоксальном иудаизме принципиально разная, и ХАБАД одно из самых ярких тому подтверждений, то и к анализу быта и интеграции хабадниц в российский социум надо подходить принципиально по-другому, чем к аналогичным явлениям у мужчин-хабадников. Тем более что для этого необходим еще более глубокий и долговременный контакт слюдьми, потому что по правилам, женщина не может общаться с чужим мужчиной не в присутствии мужа, что может исказить картину исследования.Поэтому в данной работе мы приняли решение ограничиться анализом мужской части хабадского социума.СФИРОТ стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от Эйн-соф (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все СФИРОТ, взятые вместе, образуют «древо СФИРОТ», рассматриваемое как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога.Ритм раскрытия СФИРОТ определяет ритм всего творения, и различим на каждом из его уровней».Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13985&query=%Dl%D4%C8%D0%CE%D2 1 Результаты Всероссийской переписи 2002 года. Т. 4. «Национальный состав и владение языками, гражданство"». / 3. «Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации», http://www.perepis2002.ru/index.html7io> 17 Я. Козлов «Евреи Москвы в 90-е годы ХХ-го века: действительно ли происходит религиозный ренессанс». Серия "Исследования по прикладной и неотложной этнологии" Института этнологии и антропологии РАН. Документ N 125. 1999. http://www.iea.ras.ru/Iib/neotl/07112002063523.htm б Данное исследование будет разделено на несколько тематических разделов.В первой главе будут описаны источники, которые были использованы, преимущественно там будет описана форма нашего общения с респондентами, так как основным источником для диссертации были данные, полученные от представителей хабадского движения.Во второй главе мы обратимся к тем научным работам, которые были написаны по этой теме или по смежным с ней проблемам до нас, чем мыпользовались, когда составляли свое представление о движении ХАБАД. Надо сказать, что собственно по нашей теме еще никто прицельно' не работал, преимущественно работы носят апологетический- характер, к тому же они касаются в основном описания становления общин в Москве, но редко пытаются хоть в какой-то степени анализировать самосознание хабадников и их взаимодействие с остальным обществом. Это- абсолютно естественно, так как сама; группа, также- как и отдельный человек, редко может отстраниться и объективно отразить свое сознание и дать картину своей жизни, для него- она слишком естественна. Но' мы. старались использовать как. хасидские, так и не хасидские попытки анализа' или обобщения истории или идеологии-хасидизма: Главы с четвертой по шестую'дают представление об истории зарождения ХАБАДа, его упадка в период с конца. 20-х годов, и нового* возрождения в. конце 80-х-нач. 90-х. Мы постарались сделать очерки максимально-краткими, так как наша диссертация носит не исторический, а этнологический характер.Тем не менее, мы были обязаны дать необходимую информацию; учитывая; что читатель необязательно знаком с генезисом хасидских течений, чтобы потом ему, возможно, было бы легче делать какие-то выводы* при чтении, собственно этно-социального анализа.Далее мы даем обзор хабадской периодики, которая1 на данный- момент выпускается на территории РФ: Это важный аспект, так как очевидно, что при современном уровне полиграфии и компьютерной техники каждое движение обычно старается.создать себе в качестве рупора печатное издание, а иногда и не одно: брошюры, листовки, другие типы печатной продукции, с помощью которых оно пытается донести свои религиозные и иные взгляды до читателей.В Москве существует несколько центров хабадского образа.жизни — это и синагоги, и общественный центр, и иешива (религиозная школа), разумеется, говоря- о взаимодействии хабадников с окружающим миром, нельзя не сказать об основных культурных и религиозных центрах, которые сплачивают вокруг себя представителей ХАБАДа. Мьь постараемся проанализировать основные направления-деятельности этих организаций, их финансирование, примерное количество людей, которых они могут охватить своей деятельностью.В, основной части диссертации мы будем разбирать пути самоидентификации и интеграции внутри хабадского социума и через диалог хабадников с окружающим их миром в том случае, если этот диалог активно присутствует. В этом аспекте нас в первую очередь интересует среда, которая формировала человека, путь, каким он пришел к ХАБАДу, особенно в тех, как мы предполагаем, нередких случаях, когда на какой-то период традиция соблюдения еврейского закона в семье была прервана. Не в меньшей степени нас интересует, как хабадники собираются продолжать свою традицию. Насколько четко дети воспитываются в ортодоксальной хабадской среде, как часто происходят контакты с людьми, относящимися к другим группам, как внутри иудаизма, так и в остальном мире, является ли данный социум закрытым, и если нет, то каким путем противостоит ассимиляции? Мы считаем свою тему особенно актуальной, в силу происходящих во всем мире интеграционных процессов. Сочетание центробежных и центростремительных сил внутри этносов и между этносами всегда было важным фактором анализа нашего общества, но сейчас оно не только не потеряло свою актуальность, но даже еще усилилось, в виду углубления, с одной стороны, процессов глобализации, а с другой, подъема религиозных и национальных движений. Тем более, что хасидизм в свое время стремилсяиграть важную социальную роль, а при последнем Любавичском Ребе его. влияние на еврейский социум, а через это и на общество в целом, еще больше* усилилось. Потому что, как шутят сами представители движения, «практически в каждом городе мира совершенно точно есть две вещи,- Coca Cola и хабадники».В данной работе мы ставили перед собой несколько основных задач. Вопервых, для нас очень, важно выяснить, как и когда в Москве стала1 восстанавливаться прерванная, традиция соблюдения^ еврейских обычаев- и, обрядов: Во-вторых, мы. хотим понять, насколько хасидское движение популярно в < среде религиозных евреев, какие социальные слои, люди какого возраста и образования приобщаются к ХАБАДу. В-третьих, почему евреев влечет именно ХАБАД, что их заставляет выбирать его, а не другиерелигиозные течения. В-четвертых, как часто люди из числа хабадников контактируют с другими еврейскими деноминациями, насколько принципиально для них именно то течение, которому принадлежат они сами: И, наконец, в-пятых, и, может быть, это основная задача (или как минимум равная, наряду с пониманием причин влечения соблюдающих евреев именно к ХАБАДу), проанализировать контакт между хабадниками и не евреями, сочетание еврейства и светской жизни. Пожалуй, главный вопрос стоит так: что представляет собой современный ХАБАД? Что может ждать его в будущем? Замкнутость или ассимиляция? Это те задачи, которые мы ставим перед собой в начале своего исследования.Источники, использованные при написании работы Основным источником для анализа поставленных задач для нас послужили опросы в московских синагогах. Нами использовались, так называемые, мягкие способы исследования. То есть респондентам предлагались вопросы исследования, без фиксированных вариантов ответов.Для этого у нас были следующие основания.Такой способ важен, когда нужно постараться передать все многообразие представлений респондентов. Многие ответы, возникающие в процессе разговора, позже иногда превращались в пункты или подпункты анкеты.Если говорить о приходе человека к ХАБАДу, причинах этого шага, восприятии им как своей идентичности, так и контактов с внешним, как еврейским, так и нееврейским окружением; то в ряде случаев мы видим индивидуальные истории, которые нельзя подогнать к стандартному набору ответов.Кроме того, у такого опроса есть плюсы, связанные с эмоциональной компонентой в ответах респондентов: Их используют, когда самостоятельным объектом исследования^ являются реакции респондентов в их неповторимой вербализации и эмоциональных нюансах.Выявление и систематическое- описание может использоваться в зависимости от поставленной цели. В данном случае - это определение уровня интеграции хасидов ХАБАДа Москвы в российский социум.Мягкие методы обладают и рядом технологических достоинств. Это простота получения данных, возможность, одновременной дифференциации по разным основаниям и получения информации разной степени обобщения (обобщенных показателей, более сложных классификаций и индивидуальных факторов, показывающих тенденции в реакциях респондентов)* Достоверность данных, полученных мягкими методами, повышается за счет того, что при их использовании полностью исключено навязывание варианта ответа со стороны интервьюера и нет опасности, что какая-то значимая альтернатива будет опущена при составлении набора возможных вариантов ответа.Основными темами, затрагиваемыми в беседе, со всеми респондентами, были следующие: 1)когда и где родился 2)где жил в детстве 3)религиозность семьи 4)насколько считает себя религиозным 5)с кем идентифицирует себя (прежде всего с евреями или хасидами) 6)отношение к бракам с неевреями 7)отношение к бракам с нехасидами 8)отличия хасидов-и ортодоксальных евреев 9)отличается.ли жизнь в быту 10)как достает кошерные продукты 11)будет ли есть в нееврейском доме или доме не соблюдающих евреев 12)насколько строго соблюдает ШАББАТ 13)интересуется ли фольклорной традицией 14)носит ли традиционную одежду 15)семейное положение 16)если замужем или женат: еврей ли супруг (а).17) если да, насколько религиозен и к какому направлению себя относит.18)есть ли дети, сколько.19)если на предыдущий вопрос ответ да, то в какой традиции растут дети.Если детей нет, в какой традиции, с его точки зрения надо воспитывать детей в случае смешанного брака (между евреями разных направлений).20)насколько считает важным течение, которому принадлежит конкретный еврей 21)образование респондента 22)кем работает 23)не появляется ли трудностей с работой из-за необходимости строгого соблюдения закона 24)сталкивается ли респондент с негативным отношением по национальному признаку или внешнему виду.Все интервью проходили в виде свободной беседы, в ходе которой вопросник респондентам не показывался. Собеседник сам выбирал направление разговора в границах указанной темы. Каждое интервью записывалось в тетрадку. Продолжительность беседы варьировалась от 20 минут до двух-трех часов.Большая часть респондентов была этническими евреями и евреями по.Галахе1, то есть по матери. Но нам также встречались> люди, которые, не будучи этническими или, во всяком случае, галахическими, принимали гиюр, то есть становились евреями по Закону. Разговор с этими людьми был наиболее интересен, особенно учитывая представление, распространенное в обществе, что иудаизм это чисто национальная религия. Очень интересны причины, побуждающие человека, не принадлежащего к еврейскому народу по своему происхождению, стать его частью с помощью религии.С рядом интервьюеров было проведено больше одной встречи.В качестве ключевых информаторов в отношении самого состояния в общине, а также экспертов по вопросам ее развития, мы рассматривали раввинов опрашиваемых синагог, главного редактора журнала «Ле-Хаим» Боруха Горина, преподавателей Международного Института 21 века.Интервью проводились непосредственно в самой синагоге, или рядом с ней, или в одном из московских еврейских центров или организаций. То есть в пространстве самих респондентов, где интервьюер1 являлся гостем.Появлялась возможность наблюдать условия жизни московских хасидов, их повседневную жизнь, организацию их личного пространства. 1 «Галаха (лэ'эд, халаха; мн. число ГЮ^Ц, халахот), нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев». Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il/?mode=article&id= 11019&query=%C3%C0%CB%C0%D5%C0 Важно было проследить, насколько отличаются варианты ответов, в зависимости от конкретной синагоги и общины.Кроме запланированных встреч с респондентами, для целей исследования со знакомыми хасидами проводились незапланированные разговоры, которые использовались как вспомогательный источник для формирования представления об интеграции хасидов ХАБАДа Москвы.Особая проблема при обработке данных, полученных качественными методами, — что принять за единицу анализа. Наш опыт показывает, что наиболее продуктивным является выделение в этом качестве суждения, а не высказывания. Эти суждения должны попасть в разные категории. Ясно, чточисло суждений будет больше числа респондентов, ответивших на вопрос.Такая работа необходима при ориентации на количественную обработку данных, полученных мягкими методами. При ориентации только на качественный анализ необходимо делать акцент на более тщательное отслеживание изменения эмоционально-оценочного и культурного контекста высказываний.Мы решили разделить основное содержание нашей кандидатской диссертации на части, связанные с отдельными пунктами анкет. В ряде случаев в главы, объединяются группы пунктов, связанных по смысловому признаку.У наших опросов было несколько целей.Во-первых, мы определяли какие социальные и возрастные группы на данный момент приходят к ХАБАДу, а также какой- уровень образования преобладают среди московских хабадников. Во-вторых," какие причины побуждают людей обращаться к еврейской- традиции, причем именно к. рассматриваемому течению. В-третьих, важно было, проанализировать насколько конкретное течение важно для интервьюера, к кому он себя относит в первую очередь, к евреям вообще или именно к хабадником. Вчетвертых, мы узнавали, как респонденты^ оценивают свой уровень соблюдения еврейских религиозных законов, что для- них является правильным соблюдением. Наконец, в-пятых, мы выясняли уровень взаимоотношений внутри еврейского социума между хабадниками и нехабадниками и с нееврейским социумом. С помощью анализа ответов на вопросы, мы определяли уровень интеграции респондентов в российское общество.Помимо основного источника — результатов опросов, нами были задействованы и вспомогательные (письменные) источники. Их можно условно разделить на несколько частей: 1) Источники внутрихасидские, имеющие отношения к зарождению и дальнейшему существованию хасидского движения. Большую часть этого типа источников составляют поучения цадиков, рассказы о них, а также описание хасидских дворов в нееврейских источниках.Основным источником по биографии непосредственно Баал Шем Това на данный момент является апологетическое произведение «Шивхей-га-Бешт» («Восхваление Бешта»).Кроме этого различные истории, связанные с ним или позднейшими хасидскими цадиками много дают для понимания отношения простого народа к своим духовным руководителям.Разумеется, этот вид источников носит апологетический характер, поэтому его нельзя полностью использовать как исторический. Тем не менее, из этих источников можно почерпнуть некоторые сведения об историческом развитии хасидов в Российской Империи и о формировании их сознания.Безусловно, это важно с точки зрения их интеграции в российское общество.Помимо этого; нами косвенно использовались те источники, к которым обращались еврейские историки, народники Ш. М. Дубнов и А. Ан-ский .Первый в большей степени основывался на сохранившихся в его время письменных источниках, как собственно еврейского характера, так и на источниках нееврейских, с той или иной позиции описывавших общину.С. А. Ан-ский (Раппопорт) больше пользовался»фольклорными источниками, рассказами, майсами , народными песнями. Проработанные (2.А. Ан-ским источники использовались нами для' более детального рассмотрения собственно народной части хасидской культуры, связанной с фольклором. 1 «Дубнов Семен Маркович (Шим'он Мейерович; I860, Мстиславль, Могилевская губерния, - 1941, Рига), еврейский историк, публицист и общественный деятель. Получил традиционное еврейское образование, но рано отошел от ортодоксальной религиозности. Общее образование приобрел самостоятельно. В молодости испытал сильное влияние позитивистской философии, а также идей Э. Ренана и И. Тэна. В 1880-1906 гг. жил в Петербурге, Одессе, где сблизился с Ахад-ха-'Амом, и в Вильне. В 1906 г. поселился в Петербурге, где начал преподавать еврейскую историю: с 1908 г. — на Курсах востоковедения, основанных бароном Д. Гинцбургом, ас 1919 г. — в Еврейском народном университете. Дубнов был одним из основателей и руководителей Еврейского историко-этнографического общества, а в 1909-18 гг. — редактором издаваемого обществом журнала «Еврейская старина». Основал также исторический журнал на иврите «Хе-'Авар» (1-2 тт., П., 1918), в котором вел отдел «хасидиана»». Электронная Еврейская Энциклопедия. http://www.eleven.co.il 2 «Ан-ский (псевдоним; настоящее имя Шломо (Семен Акимович) Раппопорт; 1863, Чашники, Витебская губерния, - 1920, Варшава), писатель, фольклорист и общественный деятель. В 16 лет Ан-ский научился русской грамоте и присоединился к движению Хаскала. Увлекшись народничеством, Ан-ский занялся переплетным и кузнечным ремеслом, работал в угольных и соляных шахтах, жил среди русских крестьян и обучал крестьянских детей. По совету Г. Успенского переехал с юга России в Петербург, где стал сотрудничать в народнических журналах. Вынужденный в 1892 г. покинуть Россию, Ан-ский пробыл некоторое время в Германии и Швейцарии, а с 1894 г. поселился в Париже, где работал секретарем П. Лаврова. (...)По возвращении в Россию (1905) принял активное участие в работе Еврейского историкоэтнографического общества, был соучредителем Еврейского литературного общества в Петербурге (1908), сотрудничал в журналах «Еврейский мир», «Еврейская старина», сборнике «Пережитое». В произведениях 1903-1908 гг. вернулся к еврейским образам и проблематике. Ан-ский плодотворно занимался этнографией (см. Этнология) восточноевропейских евреев. Научным подвигом Ан-ского была организованная им этнографическая экспедиция по местечкам Подолии и Волыни (на средства барона В. Гинцбурга, см.Гинцбург, семья), в ходе которой небольшими силами были проведены обширные полевые исследования. (...Записанные им народные легенды, хасидские предания и пр., а также его рассказы из жизни еврейской бедноты, внесли в литературу на идиш живую фольклорную струю, обнаружив глубокое понимание духовных ценностей простого народа»». (Там же). 3 Происхождение термина майсы и сам тип этого фольклорного произведения будет рассмотрен в четвертой главе «Устная фольклорная традиция, как важная часть хасидского самосознания».Также мы можем сказать, что большое значение в отношении другой составляющей хасидского фольклора, а именно песен в стиле нигуним, для нас имели работы М. Я. Береговского1, который посвятил целый том своего труда о еврейской музыке именно проблеме нигуним.Об этих авторах будет более подробно сказано в части нашей работы, посвященной научной литературе.2) Ко вторым источникам можно отнести также внутрихасидские источники, gcJ касающиеся конкретно идеологии ХАБАД. Прежде всего, надо сказать, что поучения цадиков и хасидские майсы играют в этом случае куда большую роль, чем в случае получения исторических сведений.Но все-таки основными источниками по идеологии ХАБАДа и хасидизма в целом были, конечно, сакральные книги.Прежде всего, это была Тания, книга, написанная основателем ХАБАДа, Шнеур Залманом из Ляд. Идеологическим манифестом движения является книга Шнеура Залмана «Ликкутей амарим» («Собрание изречений», или «Тания» — «Учение»), Книга в своем окончательном виде состоит из пяти частей: «Сефер шел бейноним» («Книга среднего человека»; «Ша'ар ха-ихуд ве-ха-эмуна» («Врата единства и веры»), в первом издании называлась также «Хинух катан» («Воспитание юноши»); Первые две части были опубликованы в 1797 году.Далее последовали еще три раздела: «Иггерет тшува» («Послание ораскаянии»), первый краткий вариант этойчасти вышел в Жолкве в 1799 г., второй, более пространный — в Шклове^в* 1806 г.; эта часть называется также «Тания катан» («Краткое учение»); «Иггерет ха-кодеш» («Святое послание», Шклов, 1814; вышла после смерти Шнеура Залмана); «Кунтрес ахарон» («Последний трактат», Шклов, 1814).Полное издание «Тании» включает все пять частей, и в такой форме это сочинение многократно переиздавалось. Хасидами ХАБАДА были написаны подробные комментарии к книге «Тания», которую они почитают, как свою письменную «Тору», рекомендуя верующим изучать этот источник ежедневно.Еще более важным для нас являются философские работы последнего цадика из династии Шнеерсонов, Седьмого Любавичского Ребе Менахем Береговский Моисей (Моше Ахарон) Яковлевич (1892, село Термаковка, Киевская губерния, - 1961, Киев), музыковед, фольклорист. Сын меламеда. Береговский учился в Киевской (1915-20) и Петроградской (192224) консерваториях. В 1928-36 гг. —заведующий кабинетом музыкальной фольклористики Института еврейской пролетарской культуры АН УССР. В последующие годы (1936-49) работал научным сотрудником Института языка и литературы, заведующим фольклорным отделом кабинета еврейской культуры АН УССР, заведующим кабинетом музыкальной этнографии, с 1947 г. был преподавателем Киевской консерватории. С 1950-х гг. Береговский был лишен возможности заниматься вопросами еврейского музыкального фольклора.Мендла. Будучи написаны в 20 веке, они больше влияют на современный ХАБАД. Очевидно, что понимание интеграции хабадников в нееврейское общество невозможно без понимания современной модификации их взглядов. Существуют толкования Менахем Мендла на Тору и вопросы Каббалы. Кроме того, за вторую половину 20 века автором были высказаны суждения почти по любому вопросу еврейской жизни и не только ее.Естественно, что, учитывая отношения хасидов к понятию цадика вообще, а тем более ХАБАДа к данной личности, это формировало и продолжает формировать отношение представителей ХАБАДа к окружающим их явлениям. Большая часть «поучений» Ребе переведена на русский язык. В работе были использованы следующие апологетические источники написанные Ребе или записанные его учениками: «365 размышлений Ребе», «К жизни полной смысла», «Ор Тмимим (Кфар Хабад)», «Творящее слово», «Философия ХАБАДа», «Десять ступеней».3) Нехасидские источники, рассказывающие о хасидах. В том числе и критикующие их в форме поучений или рассказов. В большинстве своем такие источники исходят из двух направлений, либо это поучения ортодоксальных иудеев, либо рассуждения о роли хасидов со стороны сторонников Гаскалы (еврейского Просвещения). Как было сказано выше, значительная часть нееврейских источников проанализирована в работах Ш:" М. Дубнова.4) Современные публицистические издания московских хабаднию^ сыграли важную роль в нашем исследовании.Важным источником при написании работы стало издание «Федерации Еврейских Общин России» журнал «Ле-Хаим» главный редактором — Борух Горин. Также мы использовали журнал «Алеф», издающийся международной еврейской организацией «Хама». Редактором последнего является раввин синагоги в Отрадном, р. Довид Карпов.Кроме того, мы использовали брошюры основных московских общин, чтобы проанализировать основные тенденции и направления их работы.Несмотря на тенденциозность апологетических источников, высокая ценность их для понимания связи между субконфессиональной группой и окружающим социумом очевидна. Часто в журналах, издаваемых ХАБАДом, непосредственно поднимается вопрос интеграции. Интересно проследить линию, которой придерживается то или иное издание или отдельные его комментаторы в данном вопросе.Более глубокий анализ печатных органов московского ХАБАДа, будет осуществлен в отдельной главе.Активно использовались в работе различные интернет-сайты хасидов ХАБАДа, прежде всего официальные интернет-сайты*хасидских организаций в России.Историография по теме диссертации Собственно по теме нашей работы научных исследований на данный момент нет. Поэтому преимущественно мы основывались не на материалах предшествующих исследований, а на описанных в предыдущей главе источниках. А основным нашим источником были результаты опросов респондентов.Тем не менее, необходимо охарактеризовать тот теоретический материал, который проанализирован перед написанием исследования.В нашей работе использовались две основные группы историографических материалов: монографии и статьи ученых1, занимавшихся вопросами иудаики, а также статьи авторов, связанных с ХАБАДом, опубликованные в современной хасидской печати.Учитывая, что, как мы уже говорили, непосредственно по теме диссертации нет фундаментальных исследований, использованная- в написании работы гебраистская литература условно делится на две основные и одну «смешанную» подгруппы.1) К первому типу относятся исследования генезиса, и развития хасидизма до настоящего времени. То есть та литература, на основе которой были написаны первые три главы данной кандидатской диссертации.2) Второй тип охватывает литературу связанную как вообще с методологией исследования интеграции, так и с интеграцией евреев (нехасидов) в нееврейский социум.3) Некоторые исследования объединяют в себе обе задачи.К ним относится, например, монография украинского автора- Игоря' Викторовича Турова «Ранний хасидизм: история, вероучение. Контакты со славянским окружением», о которой-мы скажем ниже.Одним из первых исследователей, который, с научной точки зрения, стал анализировать генезис и развитие хасидского движения, был уже еврейский историк и просветитель Семен (Шимон) Маркович Дубнов. При освещении исторических событий М. Дубнов придерживался светских, рационалистических позиций. Знаменитый историк не являлся поклонником идей сионизма, стоя на позиции автономизма (поддерживал идею национально-культурной автономии). М. Дубнов считал еврейскую культуру на языках идиш и иврит, а также и на русском, равноценной.Безусловно, еврейский историк России конца XIX - начала XX века не мог не быть и политическим деятелем. Во время революции 1905-07 годов Семён Маркович Дубнов стал основателем Еврейской народной партии.Основные темы исследований М. Дубнова: хасидизм (в молодости он сам был сторонником этого течения); общественно-политическое положение на Украине в середине XVII столетия; институты еврейского самоуправления; Ряд необходимых биографических данных, посвященных описываемым исследователям, дан нами в предыдущей главе, после первого упоминания соответствующих персоналий. общественно-правовое положение евреев в конце столетия и многие другие проблемы еврейской жизни.Нами использовались работы по истории еврейского народа и следующие статьи по истории и идеологии хасидизма: «Вмешательство русского правительства в антихасидскую борьбу», «Возникновение хасидизма» (публиковавшееся в нескольких номерах еврейского журнала «Восход»), «Возникновение хасидизма. Жизнь и деятельность Израиля Бешта».Именно М. Дубнов был одним из основных апологетов идеи о народном и демократическом социальном характере хасидизма.Большую помощь в работе нам оказали и труды другого исследователя»— Петра Семеновича Марека, который также много писал как о внутренних процессах еврейской диаспоры, так и о ее взаимодействии с нееврейскими соседями.Позиция П. Марека в характеристике хасидского движения, близка позиции к взглядам М. Дубнова. В своей статье «Кризис еврейского самоуправления и хасидизм»», напечатанной в- сборнике «Евреи в Российской империи XVIII-XIX вв.» он анализирует ситуацию в еврейской диаспоре в период зарождения хасидизма и солидаризуется с G. М. Дубновым. Он обосновывает конкретными данными, что простые евреи стали попадать в кагал и в ваад (еврейские органы самоуправления) только с того момента как хасидизм приобретает серьезное влияние в общинах.Альтернативную точку зрения представляет книга Игоря Турова «Ранний хасидизм: История. Вероучение. Контакты со славянским населением» (Кроме того, И.В. Туров является автором пятнадцати публикаций по раввинистической литературе и хасидизму). В книге пять глав. В< первой дается исследование раннего хасидизма. Вторая глава описывает религиозные устои движения. Отношение хасидов и неевреев рассматривается в третьей главе, в ней говорится о том, какие хасиды, проповедовали возможности контакта с ними. Четвертая глава сравнивает хасидов и русские мистические секты. И, наконец, последняя глава посвящена влиянию на хасидизм христианских конфессий, существовавших на востоке Речи Посполитой.На. данный момент, она является единственной на русском языке попыткой обобщить сведения по истории и этнологии хасидизма.В нашей работе использовались преимущественно первая, третья и в
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Еврейские общины на территории Енисейской губернии: XIX - начало 30-х гг. XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Орехова, Наталья Алексеевна
Этнокультурная адаптация евреев ЕАО к общественным трансформациям конца XX - начала XXI вв.2006 год, кандидат исторических наук Примак, Петр Викторович
Еврейские депутации в Российской империи. 1773-1825 гг. Генезис, структура, формы обращений к власти2008 год, кандидат исторических наук Минкина, Ольга Юрьевна
Еврейское население в экономической, социокультурной и общественно-политической жизни города Томска: вторая половина XIX - 20-е гг. XX столетия2009 год, кандидат исторических наук Ульянова, Оксана Сергеевна
Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв.: по материалам Европейского Севера2009 год, кандидат исторических наук Комолятова, Анастасия Николаевна
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Аркин, Никита Олегович
Заключение
В данной работе был проведен анализ уровня интеграции представителей хасидского движения ХАБАД в российское общество. Фактически, наше исследование - первая работа на эту тему. Поэтому, на наш взгляд, выводы к которым мы пришли в результате изучения проблематики вопроса, крайне важны для науки и общества.
Важная роль состоит, прежде всего, в том, что российское общество представляет собой конгломерат различных национальных и религиозных сообществ, которые с разной степенью интенсивности находят в состоянии взаимодействия.
Еврейская диаспора является частью российского общества с момента оккупации в восемнадцатом веке Российской Империей части территории Польши, а в ее составе будущих государств Украины и Беларуси. На территории Польши находилась основная в Восточной Европе область еврейского проживания. С этого момента, несмотря на неполноправность еврейского населения в Империи, диаспора стала существенным фактором российской политики, общественной и национальной жизни. С момента крушения Российской Империи и снятии ряда ограничений эта ее роль еще более усилилась в разных областях жизни российского, «советского», а затем снова российского общества.
Одним из самых влиятельных движений в иудаизме был и остается любавичский хасидизм или ХАБАД.
Само хасидское движение появилось так же во второй половине восемнадцатого века, отражая потребность еврейского общества в изменении подхода к мировоззренческим и социальным проблемам. Эти проблемы возникли в еврейском обществе под воздействием как внутренних, так и внешних причин. К внешним причинам мы можем отнести прошедшую не задолго до условного временного начала процесса генезиса хасидизма по еврейским местечкам волну гайдамацких погромов, проблему антисемитизма, существовавшую как на государственном уровне в Российской Империи (тогда еще в зачаточном состоянии), так и на низовом уровне в польском и украинском обществе. Последнее было связано с рядом социальных факторов, создававших конфронтацию между украинским и еврейским населением. Анализ этих причин не входит в задачи данного исследования. К внутренним причинам мы можем отнести кризис местного самоуправления и проблему превращения прослойки раввинов и меламедов (еврейских учителей божественного закона) из представителей общины, исполнявших определенную религиозную функцию в просвещенную элиту, оторванную от массы. Наиболее важная с точки зрения еврейского мировоззрения опасность имела двойственный, внутренний и внешний, характер, это была угроза ассимиляции.
В это время появляются две попытки ответить на эту угрозу. Это любо мессианские течения, такие как франкисты и саббатианцы, либо попытка реформировать иудаизм, либерализоватье его, приблизить к изменившимся общественным представлениям.
Противоположный ответ на вызовы времени был дан молодым хасидским учением, основанным по версии самих хасидов Баал Шем Товом (Бештом), еврейским мистиком, испытавшим на себе большое влияние традиции лурианской каббалы.
Хасиды меняют угол восприятия божественного, делая больший упор на эмоциональном и чувственном восприятии религиозной практики. При этом они не отказываются от интеллектуального знания, но несколько варьируют восприятие. При этом они не только не пытаются реформировать иудаизм, они стоят на четко-ортодоксальной позиции. В ряде вопросов более строгой, чем позиция официального тогда ортодоксального иудаизма. Одной из основных черт хасидизма является центральная роль фигуры годика — праведника, который наиболее тесно общается с божественным и распространяет его на всю общину. Изначально фигура цадика была более демократичной, так как цадиком мог стать любой человек, даже не очень образованный, достигший высокого духовного уровня. На уровне идеологии это противопоставлялось элитарной раввинистической системе.
Тем не менее, через некоторое время хасидизм формирует свою собственную элиту, которой становятся- цадики. Поскольку цадик или ребе посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку, чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». Место цадика или ребе передавалось по наследству по мужской линии, хотя на практике наследовали титул племянники, зятья, а то и верные ученики. Такая практика приводила к частым расколам на отдельные дворы.
Одним из дворов становится ХАБАД - движение, основанное Шнеур Залманом из Ляд, основателем Любавичской династии Шнеерсонов. ХАБАД отличается от других дворов не только фигурой г{адика, хотя большая часть представителей династии Шнеерсонов были людьми выдающимися: В отличие от большинства других дворов, ХАБАД старается совместить эмоциональное и рациональное восприятие мира и Бога в своей концепции. Эта концепция изложена в книге Шнеур Залмана «Тания».
Хабадское движение существует более двухсот лет, на разных этапах своего развития и развития российского общества они вступали в отношения разного уровня. Меняется отношение к хабадникам. Кто-то воспринимает их как силу негативную, мешающую ассимиляции евреев в российском социуме, кто наоборот считает их более позитивной силой, сопротивляющейся процессам радикализации и «полевения» еврейской массы. Но хабадникам удается сохранять свои традиции и успешно противостоять ассимиляции, вплоть до периода победы сталинистской линии в государственной политике.
В период с конца 20-х годов хабадская община фактически была разгромлена. Шестой Любавичский Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, попадает в тюрьму, но под нажимом мировой общественности его отпускают и он эмигрирует, вместе со своей семьей сначала в Европу, потом в США. С этого момента начинается период существования последователей ХАБАД в СССР. В сталинский период было расстреляно много раввинов,, меламедов, других людей, которые занимались продолжением традиции. Многие-из них сидели в лагерях,.и там находились люди, которые соблюдали обычаи предков. А.на. свободе создавались подпольные синагоги, учили Тору на квартирах.
Со второй половины 50-х годов ситуация: изменилась.; Но соблюдать религиозные; правила все равно было трудно. Многие уцелевшие синагоги были перепрофилированы.
Возрождение религиозной традиции начинается с конца 80-х годов, создаются общественные . организации иудейского толка, формируются общины. Большую роль в возрождении традиций иудаизма играет ХАБАД. Еще в «советское» время, ХАБАД наиболее активно старается сохранять религиозную традицию. Тем; более что Седьмой? Любавичский. Ребе,. пришедший на смену Йосефу Ицхаку Менахем Мендл Шнеерсон берет курс на восстановление традиции; у «советских» евреев; Через; хабадские каналы доставляют кошерную пищу, ритуальные принадлежности. Одной из основных установок ХАБАД при Седьмом Любавичском Ребе стало возращение; ассимилированных евреев в лоно иудаизма; Среди ортодоксальных течений ХАБАД в настоящее время ведет в этом отношении наибольшую работу, это признают даже: люди, относящиеся; к: движению1 отрицательно. •
Сейчас в Москве функционируют три: синагоги, вокруг которых концентрируются: хабадники: Наиболее крупная, из них - это синагога в Марьиной роще, относящаяся фактически к Московскому Еврейскому Общинному Центру. Вокруг этой синагоги идет наиболее активная общественная жизнь. Основным раввином считается р. Берл Лазар, один, из трех посланников (шалиахов)Любавичского Ребе в РФ
Помимо нее, существуют еще две действующие хабадские синагоги: синагога на Большой Бронной, в которой находится община «Агудас Хасидей ХАБАД» и синагога в Отрадном, в которой находится община «Даркей Шалом».
Агудас; Хасидей ХАБАД» является автономной общиной. Ее раввин Ицхак Коган тоже гаалиах Ребе. «Даркей Шалом» также был автономной общиной,, но в период противоречий между- двумя основными ортодоксальными еврейскими организациями КЕРООР и ФЕОР в итоге вошел в состав ФЕОР.
ФЕОР - ведущая; ортодоксально-иудейская организация России. Наиболее сильные позиции в ней имеют представители движения ХАБАД. Окончательно позиции ХАБАД и ФЕОР укрепились с момента выбора (хотя многие в еврейской среде считают это назначением) Берл Лазара, ставшего главным Раввином России. Отметим что р. А. Шаевич и многие его сторонники, так и не признали легитимность избрания р. Берл Лазара на пост Главного Раввина России, мотивируя это отсутствием в момент избрания большого количества представителей Раввината.
Конфликты внутри среды российского иудаизма в 90-е годы происходили достаточно часто. Надо отметить, что преимущественно это были не конфликты между отдельными течениями, а конкуренция между организациями, которые, состоят из представителей разных конгрегаций. Самая жесткая конкуренция была между КЕРООР; опирающаяся на РЕК, и ФЕОР;. которую обе организации финансируются группами еврейской буржуазии. Следствием этих конфликтов были присоединение к ФЕОР/ автономной общины «Даркей Шалом» и приватизация РЕК синагоги на Поклонной горе. Последний конфликт продолжается и в настоящий момент, основным оппонентом РЕК в этой ситуации выступает Московская Еврейская Община «Фили» и ее раввин р. Танхум.
Кроме перечисленных организаций, в Москве находится большое количество окружных хабадских общин,, входящих в те или иные более крупные организации. Основными: из них являются: Бейт-Давид, "Чёркизово-Богородское-Сокольники",. Община "Северо-Запад", Община "Сокол-Аэропорт", Община "Шамир", Община "Шомер Исраэль", Община "Юго-Восток". Общее количество религиозных евреев в Москве по данным на 90-е годы около 5,6 %. То есть и тогда это была ничтожная цифра от всего еврейского населения. Москвы (к 2002 г. по переписи - около 80 тысяч). По словам большинства.раввинов, с которыми мы разговаривали, оно увеличивалось в, течение 90-х годов, потом дошло до определенного предела,, когда произошло пресыщение общества религией. Теперь в общину приходит значительно меньше людей, но сейчас это чаще бывают люди, серьезно заинтересованные в следовании, религиозному образу жизни. В; самой иудейской общине Москвы сейчас меньше случайных людей, чем это было ранее.
Большинство ортодоксальных евреев в Москве на настоящий момент - это хасиды ХАБАДа (отметим, что других хасидов на. территории РФ фактические не существует). Точный процент сейчас назвать трудно, но то, что это так, сейчас признается практически всеми.
Сами хабадники и представители других ортодоксальных, течений, ориентирующиеся на ФЕОР, связывают это с тем, что ХАБАД ведет наиболее активную прозелитскую работу в среде ассимилированного еврейства. В; значительной степени так оно и есть. Повторимся, что из ортодоксальных течений деятельность ХАБАДа, по возвращению светских евреев в русло традиций иудаизма наиболее заметна. Эта установка была взята, на вооружение последним^ Любавичским Ребе - работа со* всеми евреями в мире, не дожидаясь пока они сами придут к иудаизму. Некоторые раввиньг работают на: местах, находят галахических. евреев, устанавливают с ними контакт. Так, например; делает р. Танхум. Но помимо непосредственно каждодневной прозелитской деятельности, важным фактором влияния
ХАБАДа является и его большая сила, как финансовая, так и организационная. Мы в очередной раз вернемся к этому, когда будем подводить итоги анализа социального среза хабадской общины.
Одним из вопросов, которые появились у нас во время написания работы, не входя в изначально поставленные в главе «Введение» задачи, это проблема интереса к национальному фольклору, который обычно связывался с хасидским движением, а именно нигуним и майсы. Мы стали исследовать этот аспект жизни сообщества потому, что самосознание народа наиболее ярко выражено в его творчестве. Творчество передают сознание народа и его мировоззренческие установки через язык эмоций и образов. Интерес к майсам как к жанру оказался больше чем к нигуним, это объясняется тем что интерес к нигуним требует самостоятельного погружения в эту сферу. Майсы же окружают прихожан по всюду, основным способом пропаганды идей ХАБАДа выступают майсы.
Тем не менее, само по себе пение религиозных гимнов, псалмов, просто песен на подходящую к празднику тему мы встречали достаточно часто во время присутствия на праздниках и шабатах. В' общем смысле, такие песни иногда тоже в литературе называют нигуним, но это неграмотно, так как изначально нигуним - это именно песни без слов, как и было сказано в соответствующей главе нашего исследования.
Важным- фактором, влияющим на диалог с российским социумом, является характер отношений с собственным. Одним из наиважнейших аспектов этих взаимоотношений нам представляется процесс реинтеграции хабадников в еврейскую среду. Хабадники выходят обычно из светских семей. При этом свою собственную семью они строят по галахическим правилам, продолжая прерванную традицию. Своих детей они стремятся воспитать в хабадском духе и этому помогают существующие многочисленные образовательные и воспитательные структуры. Это помогает продолжать традицию через новые поколения, людей, родившихся уже в хабадских семьях.
Для того чтобы проследить интеграцию хабадников в российский социум, необходимо понять, почему они выбрали для себя именно этот путь в иудаизме. Тем более что очень часто люди были изначально интегрированы и ассимилированы, а потом приходили к ХАБАДу. Поэтому причины выбора именно этого направления, принципиально важны для понимания взаимодействия с окружающим людей обществом. Еще раз перечислим факторы, которые приводят разных людей в движение:
1) Историческая преемственность. Встречается, как было сказано выше, наиболее редко.
2) Когда родители начинают интересоваться- своими корнями, они отдают ребенка в еврейскую школу. Чаще всего это происходит с теми хабадниками, которые связаны с МЕОЦ, в большинстве случаев ходят в иешиву. Не всегда ребенка отдают именно в иешиву. Во многих случаях, сначала его отдают просто в еврейскую не религиозную школу. Потом постепенно человек увлекается традицией, просит отдать его в иешиву. Иногда родители сами отдают ребенка туда. Ситуации, когда возвращение в традицию начинается с родственников, происходят очень часто.З)
3) часто детей отдают в еврейские школы не из-за интереса к иудаизму, а из-за общеобразовательных предметов. Частным случаем этой тенденции представляет отправление детей в еврейские лагеря, которые в РФ хабадские. В обоих случаях помимо общего нееврейского развития и образования, люди постепенно вникают в традицию. В хабадских лагерях это гораздо сильнее, там идет постоянное продвижение иудаизма.~
4) Часть людей рассказывает, что они приходили в ХАБАД через какие-то странные события в своей жизни. Несколько раз люди попадали в ситуации, угрожающие их жизни.
5) Большой процент людей приходит к ХАБАДу и- к иудаизму в принципе через интерес к национальным корням и культуре.
6) ХАБАД ставит себе основной задачей возвращение евреев в русло традиции.
7) Некоторое количество людей приходит к ХАБАДу, потому что он им ближе идеологически. Часть приходит, потому что их привлекает каббалистическая тенденция, проявленная в ХАБАДе больше чем в других течениях. ХАБАД, привлекает многих людей синтезом эмоционального; хасидского начала и более спокойного, рационалистичного, раввинистического.
8) ■ Если человек начинает работать в общине, от него требуется та< или иная степень включенности в эту деятельность. Основные общины в той или иной степени являются хабадскими. Поэтому человек выполняет обряды, присутствует на молитве, потому что- он в этом месте работает и взаимодействует именно с данной общиной.
9) Как одна из. причин прихода к ХАБАДу важен также фактор случайности.
10) Последнюю из приведенных нами причин мы неоднократно слышали от нескольких человек, правда, эти люди были, как правило, не из МЕОЦ, но, поскольку это не единичный случай, мы не можем не привести эту версию появления людей в синагоге и, следовательно, в системе ХАБАД. Многим людям, которые входят в общин, платят определенную стипендию или пособие фактически просто за то что они там присутствуют. Мы не можем стопроцентно утверждать, что так происходит во всех общинах, но среди тех людей, которые нам рассказали об этой ситуации, были и раввины,-причем не конкурирующие с ФЕОР. Причем подобный способ привлечения людей наименее надежный, потому что те люди, которые приходят из-за пособия (обычно это люди пожилого возраста) не глубоко воспринимают не только ХАБАД, но и вообще иудаизм. Для тех, кто хочет возрождения религиозной жизни еврейского населения это представляет собой большую проблему.
11) Разумеется, большинство людей, пришедших к ХАБАДу из светской среды, влекла туда личность Любавичского Ребе. Причем как отношению к
Менахем Мендлу Шнеерсону в хабадской общине, так и сам этот человек. Неоднократно люди, с которыми мы разговаривали, рассказывали, что пришли именно потому, что увидели его по телевизору, прочитали его толкования или услышали о нем из чужих уст. Некоторые из тех наших респондентов, кто был в США, даже общались с ним и видели его, правда, таких меньшинство. Естественно, к ним относятся те раввины, которые изначально приехали в РФ как посланники Ребе. Большое количество людей, не являющихся хабадниками, отдают должное этому человеку, они считают, что для возрождения еврейства он сделал очень много. Повторимся, что никто из наших собеседников открыто, не говорил, что Ребе — Мошиах, но в ряде случаев это проскальзывало между строк, в другие его воспринимали как человека, который непосредственно предшествует и готовит путь Мошиаху. Многие считают, что сам приход, должен быть в ближайшее время.
Отношение к другим конгрегациям, можно условно разделить на две части. Отношение к представителям неортодоксального иудаизма носит четко негативный характер. Многие хабадники вообще не воспринимают их как евреев. Другие считают, что реформистское и близкие к нему течения делятся на недобросовестных людей, которые преследуют свои корыстные интересы и заблуждающихся, с которыми надо работать. Контактов между прихожанами хабадских и неортодоксальных общин практически не1 существует. Только в тех случаях, когда пересекаются или сталкиваются их материальные интересы.
В свою очередь контакты между членами различных ортодоксальных номинаций происходят очень часто. У молодых людей уровень их несколько ниже, по причине того, что многие учатся в преимущественно * хабадских иешивах. Но, тем не менее, разрыва не существует и не может быть по причине низкой численности ортодоксальных иудеев (около 5 % от численности московских евреев). В' одни и те- же синагоги ходят представители разных конгрегаций и, хотя существуют особые отделы для ряда течений, но люди все равно общаются между собой. Кроме того, в рамках ортодоксального иудаизма очень сильно движение к единству.
Мы проанализировали, какие категории населения чаще всего приходят в ХАБАД и что является основным ядром общины. В основном хабадники — это люди среднего возраста, от 30 до 50 лет. Их образ жизни обычно четко определен, они представляют собой основу общины. Раввины и учителя в основном принадлежат к этой возрастной категории.
Надо сказать, что уже около десяти лет в ХАБАД идет большое количество молодежи. Мы поделили молодежь, идущую в ХАБАД, на две группы: ту, которая родилась и получила первичное воспитание в «советское» время, и родившихся и воспитанных в перестроечный или постперестроечный период.
Представители первой категории, также как и люди, более зрелого возраста, приходили в ХАБАД, в большинстве случаев, как бы с «чистого листа», из светских семей. Во многом на волне общего интереса к религии или интереса к своим корням.
О второй категории молодых людей было сказано выше.
Как правило, хабадники имеют религиозное, высшее или средне-специальное образование.
• По социальной принадлежности большинство хабадников делится на две категории: люди религиозных специальностей и представители средних слоев. Обе диктуются в значительной степени необходимостью соблюдать религиозные заповеди. В первом случае это обеспечивается работой в общине, во втором, возможностью работать на договорной основе.
Верна и обратная зависимость: в своем большинстве люди принадлежащие к пролетариату, во всяком случае, к промышленному пролетариату, даже в случае своей религиозности, имеют более материалистичный склад ума и чаще контактируют по необходимости с представителями других культур. Кроме, безусловно, тех, кто изначально устраивается работать на профилированные предприятия. Часть из последних может примыкать к людям религиозных специальностей, к их низшему звену.
Большинство хабадников относится к среднему классу, который в свою очередь делится на две группы. Относительно меньшую верхушку, которую формируют мелкие и средние бизнесмены и менеджеры среднего1 звена и основную часть прихожан, которые принадлежат либо к людям свободных специальностей, либо к творческому и интеллектуальному пролетариату.
Хабадники сводят контакты с окружающим обществом к необходимому минимуму. Это обеспечивает за счет большого количества профильных структур, обеспечивающих относительную автаркию общины. Но существовать совсем без связи, разумеется, невозможно. Происходят контакты в быту и на работе, для глобальных контактов общины с окружающим обществом выделяются функционеры, которыми часто становятся раввины общин.
Обратной стороной неудачной интеграции обычно является повышение конфликтности с большинством населения. К нашему удивлению, несмотря на широко известные данные о высоком уровне ксенофобии, большинство наших респондентов, либо вовсе не сталкивалось в последние годы с проявлениями антисемитизма, либо сталкивалось в небольшой степени. Несмотря на происходящие в обществе шовинистические процессы, известную историю с нападением Александра Копцева на общину «Агудас Хасидей ХАБАД» на Б. Бронной и другие явления того же порядка, часто более трагичные, среди наших респондентов массового столкновения с ксенофобией было незаметно. Возможно, это происходит из-за концентрации шовинистических настроений на жителях кавказских и средне-азиатских республик. По данным ВЦИОМ на первом месте по негативному отношению находятся представители кавказских республик. Теоретически, эту тенденцию можно объяснить большей численностью представителей кавказских народов. Но это объясняло бы разный процент, но не объясняет, почему из московского ХАБАДа мало кто вообще вспоминает о конфликтных ситуациях связанных с национальной или религиозной принадлежностью. Учитывая, что по внешнему виду опознать хабадника очень просто, около половины опрошенных нами носит полный хабадский костюм, а остальные носят, по крайней мере, какую-то часть атрибутов в большинстве случаев. На настоящий момент ответить на вопрос о причинах этой загадки не представляется возможным без отдельного исследования.
Если подводить окончательный итог, то следует обрисовать общий портрет московского ХАБАДа. ХАБАД и те, кто себя к нему относят, представляют собой большинство ортодоксальных иудеев в Москве. В большинстве своем хабадники люди среднего возраста от 30' до 50 лет. Имеют религиозное, высшее или среднее специальное образование. По социальному происхождению относятся в большинстве случаев к так называемому среднему классу, хотя бывают исключения, как в ту, так и в другую сторону. Процент молодежи в движении увеличивается. Большая часть хабадников сводит контакты с нееврейским социумом или ассимилированным еврейством к необходимому минимуму. Это очень сильно упрощает большое количество структур, которые обеспечивают функционирование общины. Основным лейтмотивом развития хабадского движения является не интеграция в российский социум, а реинтеграция из светской среды в еврейский социум. Таким образом, община .является^ относительно автономной и закрытой, а большая часть связей с внешним миром осуществляется на данный момент через функционеров общественных организаций или раввинов общин. Нельзя сказать,, что сам вывод был неожиданным, но в начале исследования мы считали возможным опровергнуть тезис о- закрытости движения, или проверить его степень. Степень замкнутости оказалось очень высокой. Тем не менее, закрытость носит в ряде аспектов условный характер, так как многие хабадники работают на светских работах. Кроме того, большинство прихожан синагог в Марьиной Роще и многие в синагоге в Отрадном легко идут на контакт. Иными словами, образуется формально самодостаточная система специально не отгораживающаяся от общества, но при функционировании ряда дополнительных подсистем не нуждающаяся в активном взаимодействии. Кроме того, надо отметить активную позицию большинства раввинов как в деле продвижения идеологии ХАБАД, так и в работе по привлечению ассимилированных евреев к общинной жизни. ^
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Аркин, Никита Олегович, 2009 год
1. Полевые материалы автора. Ответы респондентов на вопросы анкеты.
2. Полевые материалы автора. Свободное общение со знакомыми хасидами и раввинами вне анкетирования.1. Письменные источники:
3. Тора. Пятикнижие и Гавтарот. М.: Мосты культуры, Гешарим, 2005.4. ^ Р. Шнеур Залман из Ляд. Тания. М.: Шамир, ФЕОР, 2005.
4. Йосеф Каро. Шулхан Арух. М.: Шамир, 1996.
5. Хасидские притчи / Составитель Мартин Бубер. М., Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 1998.
6. Рабби И.И. Шнеерсон. Записки об аресте. — Jrienas of Refugees of Eastern Europe Brooklyn NY, 1980.
7. Воспоминания рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона. — http://www.chassidus.ru/library/zichronot/zichronot.htm
8. Глава поколения. — М.: Лехаим, 1997.
9. Эзра Ховкин. Ребе. -М.: Лехаим, 1998.
10. Эзра Ховкин. Ребе. Израиль: Молодежная организация хасидов ХАБАД, 1996.
11. К жизни, полной смысла. Учение Ребе Менахема Мендла Шнеерсона / Составитель Симон Якобсон. М.: Лехаим, 1999.
12. Р. Менахем Мендл Шнеерсон. Обретение неба на земле. 365 размышлений Ребе. М.: Лехаим, 2000.
13. Уроки Торы. М.: Лехаим, 2000.
14. Человек и век: Сборник статей. М.: Лехаим, 2004.
15. Р. Менахем Мендл Шнеерсон. За буквой Закона: Учение Ребе Менахем Мендла Шнеерсона. — М.: Лехаим, 2005.
16. Р. Менахем Мендл Шнеерсон. Учение об учении. М.: Лехаим, 2006.
17. Ежемесячный литературно-публицистический журнал «Лехаим». Гл. редактор Борух Горин. М.: Лехаим.
18. Ежемесячный литературно-публицистический журнал «Алеф». Гл. редактор р. Довид Карпов. — М.: Хама.1. Интернет-источники
19. Сайт Rabbi.ru http://www. rabbi.ru
20. Московский еврейский общинный центр. http://www.mjcc.ru
21. Синагога на Большой Бронной. Агудас Хасидей ХАБАД. -http ://www.bronnay a.ru
22. Московская еврейская религиозная община в Отрадном. Даркей Шалом. http://www.shalom.org.ru
23. Федерация еврейских общин России. http://www.feor.ru
24. Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений. — http://www.keroor.ru
25. Официальный сайт Главного Раввината России. — http://ravvinat.ru
26. Hasidism.info. http://www.pinenet.com/rooster/hasidl .html
27. Chabad.org. -http://www.chabad.org
28. Хасидские нигуним. http://www.nigun.ru
29. Движение прогрессивного иудаизма в России. — http://www.reform.org.ru
30. Сайт Всероссийского центра общественного мнения. http://wciom.ru/
31. Украинский Гилель. http://hillel.com.ua
32. Список литературы, цитируемой в работе:
33. Ан-ский С.А. Еврейское народное творчество // Пережитое. Альманах. Вып. 1.-СП6., 1910.
34. Береговский М.Я. Еврейская народная музыка. Т. 4. Еврейские народные напевы без слов. -М.: Композитор, 1998.
35. Береговский М.Я. Еврейская народная инструментальная музыка. Т. 3. -М.: Советский композитор, 1987.
36. Визель Э. Рассыпанные искры. М.: Мосты культуры, 2000.
37. Дубнов С.М. Возникновение хасидизма. Жизнь и деятельность Израиля Бешта / Евреи в Российской империи XVIII-XIX вв. М.: Еврейский университет, 1995.
38. Дубнов С.М. Всемирная история еврейского народа. Берлин, 1924-25 гг.
39. Дубнов С.М. Краткая история евреев. СПб.: Общественная польза, 1912.
40. Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа. В 3 тт. Берлин: Грани, 1923.
41. Евреи в Российской Империи XVIII-XIX вв. М.: Еврейский университет, 1995.
42. Еврейская диаспора в России (по материалам Всероссийской переписи населения 2002 г.) // Социс. 2007. №5.
43. Кандель Ф. Книга времен и событий. — М.: Мосты культуры, 2002.
44. Козлов С. Я. Евреи Москвы в 90-е годы ХХ-го века: действительно ли происходит религиозный ренессанс // Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института этнологии и антропологии РАН. Документ №125. -1999.
45. Краткая еврейская ' энциклопедия. — Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1999.
46. Марек П. Кризис еврейского самоуправления и хасидизм // Евреи в
47. Российской империи XVIII-XIX вв.
48. Носенко Е.Э. Быть или чувствовать. М.: ИВ РАН, Крафт, 2004.
49. Осипова И.И. Хасиды: Спасая народ свой. М.: Формика-С, 2002.
50. Пилкингтон С.М. Иудаизм. — М.: Гранд-Фаир, 2002.
51. Российская еврейская энциклопедия. М., 2001.
52. Русская Википедия. http://ru.wikipedia.org
53. Свеча на снегу. — Израиль, 1998.
54. Соколова А. Пространство еврейского местечка. — http://judaica.spb.ru
55. Телушкин Р.Й. Еврейский мир. М.: Мосты культуры, 2002. •
56. Туров И. Ранний хасидизм: история, вероучение. Контакты со славянским окружением. Киев: Дух и литера, 2003.
57. Членов М.А. Евреи // Народы и религии мира. М.:- Большая российская энциклопедия, 2000.
58. Членов М.А. Иудаизм // Народы и религии мира. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
59. Членов М.А. Хасидизм // Народы и религии мира. Ml: Большая российская энциклопедия, 2000.
60. Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры, 2004.
61. Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il
62. Энциклопедия мистических терминов. М.: Локид-миф, 1998.
63. Chabad-Lubavitch. The Lamplighters. New York: Merkos L'lnyonei Chinuch, 1988.
64. Moshe Idel. HASIDISM. Between Ecstasy and Magic. State University of New York Press, 1995.
65. Список основных публикаций автора:
66. Хасидская одежда: самобытность через традиционность. Вестник МГУ. История. 2009. №5.
67. Хасидский фольклор как часть еврейской и общеевропейской культуры. Этно-Журнал. http://www.ethnonet.ru/ru/pub/arkin.html
68. Генезис и становление хасидского движения. — Преподавание истории в школе. 2009. №6
69. Тезисы к Тринадцатой международной конференции по иудайке: «Характерные черты быта хасидов (хасиды как этническая общность)».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.