Личность как категория социальной онтологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Цапко, Людмила Ивановна

  • Цапко, Людмила Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Цапко, Людмила Ивановна. Личность как категория социальной онтологии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2000. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Цапко, Людмила Ивановна

ВВЕДЕНИЕ. 1

ГЛАВА 1. Философско-исторический и семантический контекст понятия "личность".10

1.1. Генезис и эволюция понятия личности.10

1.2. Семантический анализ понятия личности.31

ГЛАВА 2. Бытийные основания личности.55

2.1. Социальная природа личности: деятельностная парадигма 55

2.2. Свобода как личностное измерение бытия. 76

2.3. Духовное начало личностной экзистенции.96

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность как категория социальной онтологии»

Актуальность темы исследования. Личность как философская проблема всегда находилась в зоне повышенного внимания не только со стороны философов, но и со стороны филологов, психологов, социологов.

Многогранность и многоаспектность данной проблемы породили обширную литературу. Выдвижение того или иного аспекта на первый план всегда связано с радикальными изменениями в жизни человека и общества.

Сложная ситуация современного российского социума, изменения в материальной и духовной жизни человека требует переосмысления многих философских категорий и переоценки системы ценностей. Нынешний человек оказался лишенным как установок официальной идеологии, так и нормативно-ценностного контекста. Образовавшийся "вакуум" в духовном развитии общества постепенно заполняется, но не столько новыми идеологическими схемами, сколько ценностями и приоритетами, выработанными мировой и отечественной философской мыслью.

Проблема личности остается неизменно актуальной и приобретает новые познавательные горизонты. Сегодня, когда само существование человечества стало проблематичным, его перспективы зависят от изменения форм бытия не только стран и народов, но и каждого человека.

Проблема бытия личности важна сегодня потому что, люди не просто существуют в мире, но способны глобально влиять на мир и на самих себя, способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за «судьбу бытия».

Актуальность темы исследования предполагает обращение к человеку, личности как особому способу бытия в мире, как загадке бытия. Для сегодняшней науки человек не является загадкой ни в качестве организма, ни в качестве социального существа. Человек, его индивидуальность, личность - объекты исследования всех гуманитарных наук. В результате этого изучения уже сложился взгляд на личность как на сложную целостную систему, определяемую взаимодействием общечеловеческих, социально-специфических и индивидуально-неповторимых факторов. Но возможно ли исследовать индивидуально-неповторимое методами рационализированной науки? Как проникнуть в субъективный мир, душевное состояние личности?

Современная философия, рассматривая личность как феномен, говорит о структуре, свойствах и социальных типах личности. Однако уникальность личностного существования и сознания останется не только персональной судьбой каждого, но и единственной реальностью освоенного этим сознанием мира. Поэтому важно познание смысла бытия через мир человеческой субъективности - личностную экзистенцию.

Степень разработанности темы исследования. Фундаментальным основанием для данного исследования являются труды классиков философской мысли, начиная с глубокой древности. В качестве историко-философской традиции исследования феномена личности были взяты основные положения Сократа, Платона, Августина, Кузанского, Пико делла Мирандола, М.Монтеня, Р.Декарта.

Родоначальник немецкой классической философии создатель философской антропологии И.Кант особое внимание уделял онтологическому и аксиологическому статусу человека. Проблема свободы огромное место занимала в трудах И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля.

В отечественной философской мысли проблема личности всегда занимала одно из ведущих мест, особенно в русской религиозной философии - С.А.Франк, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, которые определили личность как центральный онтологический элемент мира, способный творить и вносить в мир содержания бытия. Персоналистиче-ски ориентированная русская философия, осмысливая предназначение личности, выдвигала перед ней определенные нравственные императивы, соизмеряла ее поступки с общечеловеческими целями.

Онтологические подходы к проблеме личности содержатся в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса, М.Шелера. Хайдегер и Ясперс видели в техническом освоении мира и массовом характере существования разрушение бытия, а возвращение к бытию означало для них обращение к дому, семье заботе о жизни и смерти. Однако Хайдеггер в своей философии вообще избегал понятий «человек», «экзистенция».

Значительный вклад в историю размышлений о человеке находим в работах Э.Кассирера, В.Дильтея, М.Бубера. Они пытались воссоздать своеобразный силуэт философско - антропологической мысли, как она складывалась на протяжении веков. По мнению Дильтея, проблема человека раскрывается не путем размышлений над данным феноменом, а только через историю, которую он сам и представляет. Французский философ Ж.П.Сарт противопоставлял реальность человеческого сознания всему остальному бытию, а экзистенция, по его мнению, есть такой способ бытия, в котором человек выходит за свои пределы, подвергаясь отрицанию.

Концепция становления личности, основанная на философии экзистенциализма, нашли свое отражение в работах представителей гуманистической персонологии А.Маслоу, В.Франкла, которые рассматривают человека как активного творца собственной жизни, обладающего свободой выбирать и развивать свой стиль жизни. Антиномии рационального понимания свободы воли человека рассматривались в работах Э.Фромма.

В философской литературе имеются различные подходы к изучению личности, известны следующие методологические направления по указанной теме: социо-биологическое (В.Ф.Сержантов, А.Т.Москаленко, Гелен, Ландман), деятельностное (А.Г.Спиркин, Л.С.Выготский, С.А.Рубинштейн), культурно-историческое (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.К.Петров, М.Бюллер, В.Барбу), системное (Б.Г.Ананьев,

Л.Г.Станкевич, Л.П.Буева).

Перечисленный список далеко не полон, но уже по нему можно судить о методологическом разнообразии проблемы личности, однако бытийные основания личности остаются неизменно актуальными.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют традиционный логико-философский анализ и общенаучные методы исследования. Специфика диссертационного исследования обусловила применение сравнительного анализа и логических принципов выявления сущности понятий. Методологическая основа диссертации существенным образом опирается на разработки в области философских направлений изучения теории личности, принадлежащее Е.К.Быстрицкому, М.М.Бахтину, М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищеву, Г.Л.Тульчинскому.

Цель и задачи исследования. Анализ традиционного комплекса идей, лежащих в основании проблемы личности с позиций сегодняшнего дня, рассмотрение онтологических оснований личностного бытия современного человека. Задачи:

- выявить фундаментальные идеи, лежащие в основе рождения и эволюции понятия личности в истории европейской философии; -подвергнуть семантическому анализу понятие личности;

-уточнить бытийные основания личности в современную эпоху; -рассмотреть социальную природу личности в деятельностной парадигме; -эксплицировать духовное начало личностной экзистенции;

Научная новизна исследования может быть сформулирована следующим образом:

- на основе философско-исторического и семантического анализа выявлены особенности понятия личности;

-прослежена эволюция смысла, вкладываемого в понятие «личность» различными эпохами и отраслями научного знания;

- уточнена связь между свободой и личностью;

-выявлен и описан личностный способ бытия, возникающий в момент ответственного поступка;

-эксплицировано духовное начало личностной экзистенции;

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1.Генезис философско-исторической мысли по проблеме личности эксплицирует динамику разлития представлений о личности, человеческой природе и месте человека во Вселенной. Главными характерными чертами понимания личности в различные эпохи выступают понятия судьбы, свободы, выбора и экзистенции. В науке - напротив, личность рассматривается как феномен. Здесь можно говорить о структуре и свойствах, но нельзя о природе, назначении и смысле.

2.Семантический анализ понятия личности позволяет выявить неразрывную связь понятия «личность» и понятия «свобода». Рассуждения о личности ничего не стоят, если при этом не затрагивается свобода.

Свобода в метафизическом смысле - есть оборотная сторона ответственности личности. Сознание человека вторично по отношению к изначальной свободе, оно дано как инструмент познания меры, глубины и содержания этой ответственности.

3.Личность есть бытие не внутри индивида, а вне его. Личность созидается на границе «внутреннего» и «внешнего» человека, «Я» и «Другого». «Я» и «Другие» - вот два полюса, между которыми формируется и проявляется личность. Но «Я» и «Другие» не есть некие феноменальные данности, а предстают как экзистенциалы (бытийные модусы).

4. Именно деятельность является действительным основанием становления человека как личности. В любом роде бытия, кроме человека, сущность тождественна существованию или едина с ним. Только для личностного способа бытия изначальна их не тождественность. Благодаря тому, что человеку его сущность не дарована природой изначально, он обладает свободой, восполнить свою сущностную неполноту через культурное становление. Именно в воле проявляется - насколько субъект определенной деятельности овладел своей человеческой сущностью.

5. Взаимоотношения личности с «Другим» образуют личностное пространство. Личностное пространство возникает в момент ответственного деятельностного акта-поступка, совершающегося личностью в диалоге, с целью актуализации своего внутреннего мира для «Другого».

Существует два аспекта понимания места личности в бытии, один имеет естественно-физические рамки осмысления, другой - метафизические. Во втором случае, выбор личности обусловлен мировоззренческой позицией личности. Личность, реализуя свои убеждения в реальном поведении, поступках, и занимая свое особое место в бытии, воплощает свою интеллигибельную суть в жизненной позиции.

Практическая значимость исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования имеют практическое применение для решения проблемы гуманитарного знания, методологии и философии науки. Представляется целесообразным использование основных материалов и выводов диссертационного исследования в процессе научно -исследовательской и преподавательской деятельности, (определенные аспекты личностного бытия могут найти отражение в учебных программах по социальной философии и культурологии, стать базой для разработки факультативных курсов).

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде межвузовских и внутривузовских научных конференция СтГСХА, на методологических семинарах кафедры философии Сев-КавГТУ. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Сев-КавГТУ. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в 3 публикациях, общим объемом 1,2 п.л.

Объем и структура. Диссертационное исследование изложено на 139 машинописных страницах, включает введение, две главы, пять параграфов, заключение, приложение и литературу, содержащую 143 источника на русском и английском языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Цапко, Людмила Ивановна

ЗАКЛЮЧ ЕНИЕ

Личность привлекала пристальное внимание философов и социологов во все времена. В обширной литературе по проблеме личности в значительной степени разработаны и развиты темы, поднимаемые в предлагаемой работе, однако в ходе диссертационного исследования требовался новый подход, обусловленный теми изменениями, которые произошли в философии в последние десятилетия.

Анализ фундаментальных идей, лежащих в основе рождения и эволюции понятия личности в истории философии позволил нам выявить, что понятие самоценной личности было постепенно выработано из антично-христианской традиции. Только после Канта особость и суверенность, утверждаемые через свободу, предстают в качестве личности. Благодаря свободе личность способна сохранить свою неповторимость, оставаться собой даже в современную эпоху экологического, социального и духов-но-нравственного кризиса.

Самая уникальная единичность как элемент общества возможна только при условии наличия отличившихся от него «Других» единично-стей, поскольку личность как уникальная единичность сама для себя оформляется или образуется как целое на границах с другими личностями. По нашему мнению, «Я» и «Другие» не есть некие феноменальные данности, они предстают как экзистенциалы (бытийные модусы). Взаимодействие личности с «Другим» образует личностное пространство. Личность, реализуя свои убеждения в реальном поведении, поступках, и занимая свое особое место в бытии, воплощает свое интеллигибельную суть в жизненной позиции.

Таким образом, деятельность является способом существования общественной жизни, который выделяет ее во внешнем мире и служит основанием ее внутренней системной целостности. Каждый акт деятельности должен осуществляться в определенном пространстве, где бы человек несущий в мир свое, уникальное "Я" мог освоить и индивидуально воспринять существующий мир культуры для того, чтобы в этой культуре себя реализовать. Внутренний мир личности способен трансформироваться во внешнее бытие личности, посредством поступка. Личность несет ответственность за каждое свое осмысленное действие и в этом случае она свободна изъявить свою волю и выбор в отношении к внешнему объекту, сообразуя свою ответственность с личными убеждениями. На основе свободы воли личность и утверждает себя в мире, занимает свое собственное место в бытии.

Осмысление нами этико-антропологической проблематики И.Канта, позволяет сделать определенные выводы, касающиеся реализации духовно-нравственных потенций человека, экзистенциального выбора человеком самого себя, своих интимно-личностных ценностных ориентаций, общечеловеческих идеалов и нравственных устремлений. Моральное измерение личности основывается на существовании практической свободы, причем отличительной особенностью нравственной личности является ее независимость от чувственно-природной сферы и способность выбора морально доброго. Нравственной личностью в кантовской философии полагается та личность, которая не нарушает прав других людей, и способствует сотворению общечеловечески морально доброго.

Исследуя духовное начало личностной экзистенции, мы пришли к следующему выводу, что понятие духовности с трудом поддается логико-дискурсивному анализу, но и на интуитивном уровне смысл понимается не одинокого. В своей работе мы исходили из понимания духовности как связующем факторе целостности субъективного бытия и сущностной основе творческого процесса. Превращение индивида в личность при всей социальной обусловленности этого и социальной потребности в нем есть фундаментальное требование, стоящее перед субъективным бытием. Оно может быть выполнено в полной мере лишь тогда, когда человек целостно осуществится, а это не может произойти без процесса духовного совершенствования и творчества.

Однако рамки данной работы не позволил достаточно основательно рассмотреть некоторые аспекты проблемы. Так представляется недостаточным анализ понятия личности только в связи с понятием свободы, необходим более глубокий семантический анализ данного понятия. Важным является и осмысление проблемы духовных начал личностной экзистенции, исходя из самобытности русской духовности. Все это вопросы последующих исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Цапко, Людмила Ивановна, 2000 год

1.Августин Аврелий. Исповедь. - М.,1992.-335с.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. -1988.-№7.- С. 210-220.

3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как он есть. Эссекс. -1985 - 142с.

4. Адуло Т. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.

5. Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека: Дисс. канд. фил. наук. М., 1996.

6. Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969-1972.

7. Арлычев А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости.// Вопросы философии. №6. - С,133-143.

8. Арсеньев A.C. Мышление психолога и проблемы личности // Культура. Традиции. Образование. Ежегодник НИИ культуры №1. 1990.- С. 193-219.

9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989. -272с.

10. Ю.Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения. // Вопросы философии. -1995. №3.

11. П.Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира / Отв. ред. А.И.Арнольдов, В.А.Кругликов. -М., 1987. -С.90-135.

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975.

13. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. -384с.

14. Бахтин М.М. Работы 1940- нач. 1960-х годов. Собр. Соч. в 9 т. Т.5. -М.: Русские словари, 1996.-732с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Сб . изб. тр. М.: Искусство, 1979. -423с.1 б.Бердяев H.A. Pro et contra. Кн.1. СПб.: РХГИ, Русский путь, 1994, -573с.

16. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480с.

17. Бердяев H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:ЗАО «Сварог и К», 1997. - 416с.

18. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989.-608с.

19. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.-383с.

20. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность / Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1980. - 64с.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философского введения в двадцать первый век. - М., 1990. -413с.23 .Библия. Книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета. -JL: «АККА», 1990.

22. Бытие человека в культуре (Опыт онтологического подхода). // Быст-рицкий Е.К. и др. Киев: Наукова Думка, 1991. -176с.

23. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464с.

24. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.-317с.

25. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - 246с.

26. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986. -64с.

27. Вебер М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994.-704с.

28. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987. -211с.

29. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М., 1988.-237с.

30. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.-224с.

31. Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 208с.

32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926.

33. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология 20 века. -М.: «Республика», 1997, -495с.

34. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. -687с.

35. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. -М.: Прогресс, 1986. 400с.

36. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М.: Мысль, 1973. - Т.2.

37. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч. Т.4. М.: Соцэкгиз, 1959. -440с.

38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М.: Мысль, 1974.-452с.41 .Гегель Г.В.Ф. Эстетика. -Т. 1. М.: Искусство, 1968.-312с.

39. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.,1995.43 .Деятельность: теории, методология, проблемы. / Сост. И.Г. Касавин. -М.: Политиздат, 1990. 365с.

40. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев: Наукова Думка, 1977.-243с.

41. Каган М.С. К построение философской теории личности // Философские науки. -1976. №6. -С. 16-23.

42. Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. - С.208-239.

43. Каган М.С. Философия культуры. С.П., «Петропольс», 1996.-46с.

44. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328с.

45. КантИ. Соч.: В 6т. -М.: Мысль, 1963.

46. Кант И. Основы метафизики нравственности; Метафизика нравов. -СПб.: Наука, 1995.-528с.51 .Кант и кантианцы: Критический очерк одной философской традиции. -М., Наука, 1978. -368с.

47. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. - 536с.

48. Карсавин Л.П. О личности. Религиозно-философские сочинения. Т.1. -М.: Ренессанс, 1992. 345с.

49. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

50. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977.-160с.

51. Кон И.С. В поисках себя. М.,1984.-335с.

52. Кон И.С. Открытие «Я». -М.,1978.-248с.

53. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления личности. -М.: Высшая школа, 1981.-211 с.

54. Краткая философская энциклопедия / Редкол.: Е.Ф.Губский, Г.В. Ко-раблева, В.А. Лутченко. М., 1994. - 576с.

55. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.-496с.

56. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем / Под ред. В.П. Иванова, В. П. Козловского, Е. К. Быстрицкого. -Киев, 1989.-320с.

57. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-304с.

58. Лобковиц Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998. № 2. С.54-6

59. Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т.З. М., 1986. - 688с.

60. Лосев А.Ф Очерки античного символизма. М.: Мысль, 1993.-958с.

61. Лосев А.Ф. Дерзание духа. 12 тезисов об античной культуре. М.: Политиздат, 1988.-366с.

62. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Мысль, 1984.

63. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма. М.: Мысль, 1993.-959с.

64. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.-432с.

65. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. ¡Политиздат, 1991.-368с.

66. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении; Интитуитивизм. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. -208с.

67. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.-412с.

68. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994.-134с

69. Макиавелли М. Избранные сочинения. М.,1982.-375с.

70. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.-320с.

71. Мамардашвили М. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. / Под ред. Ю.П. Сенокозова. М.: Лабиринт, 1996.-432с.

72. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. -320с.

73. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994.-Зб8с.

74. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.42.

75. Махлин В.Л. Михаил Бахтин: философия поступка. М.: Знание, 1990. -64с.

76. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996.-128с.

77. Мировоззренческая культура личности: (Философские проблемы формирования) Отв. ред. В.П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1986,-296с.83 .Михайлов И.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990,-222с.

78. Момджян И.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 1997. - 448с.

79. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М. 1979-1980. Т.1.

80. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987. -112с.

81. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. Очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

82. Николов JI. Структура человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984.

83. Ноговицын О.М. Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Лен. унив., 1990. -197с.

84. Опыты: Литературно-философский ежегодник. М.: Советский писатель, 1990, - 480с.

85. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.-420с.

86. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов -на -Дону, 1993 228с.

87. Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы межд. конференции. СПб, 28-29 окт.1997 г. -СП, 1997. 199с.

88. Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М.: Лабиринт, 1996. - 176с.

89. Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. - 552с.

90. Пржиленский В.И. онтологические предпосылки познания социальной реальности. Ставрополь, 1998.-200с.

91. ЮО.Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М., 1984.

92. Поль Рикер. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М.,1995.-416с.

93. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.,1998.-413с.103 .Роттердамский Э. Похвала глупости. // Библиотека Всемирной литературы. Т.ЗЗ. М., 1971.- 564с.

94. Рубинштейн С.А. Человек и мир. М., Наука, 1973.-385с.

95. Русские философы (к 19- сер.20в.): Антология. Вып. 1. М., Книжная палата, 1993. - 368с.

96. Юб.Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.-216с.

97. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.-351.

98. Соболев A.B. О персоналистической гносеологии.// Вопросы философии. №4.- С.121-138

99. Соколов Э.В. Духовная культура и ее судьбы в современном мире // Духовное становление человека.- Л., 1972. С.3-18.

100. Ю.Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. -М.,1987.-139с. Ш.Степин B.C. Философская антропология и философия науки. -М.,1992.-191с.

101. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.-286с.

102. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 в. М., 1996.

103. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.: Мысль1990.

104. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «Бах-рах», 1996. - 480с.

105. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. М., 1990. -216с.

106. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986. -176с.

107. Феномен человека: Антология человека. Сост. П.С. Гуревич. М.: Высш. школа, 19993. - 349с.

108. Фихте И.Г. Избранные сочинения. TI. М.: Мысль, 1962.

109. Франк С.А. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511с.

110. Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. -М., 1995. -413с.

111. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-368с.

112. Фромм Э. Иметь или быть?- М.: Прогресс, 1990. 336с.

113. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. Сборник. -М.: Высшая школа, 1991.-192с.

114. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: «Academia», 1992.

115. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции. / / Вопросы философии. 1998. - №3. С.35 -119 127.Человек в зеркале наук: Труды методологического семинара «Человек». Межвуз. сборник. - Л.: ЛГУ, 1991.

116. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. Сб. статей. М., 1990. -324с.

117. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир. М.: Полит, литература. 1991.-456с. 130. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век. - М.: Республика, 1995. - 528с.

118. Человек и духовность: Сборник статей. Рига, 1990. -150с.

119. Шарден Т. Феномен человека. М., 1968.-560с.

120. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.-512с.

121. Шевченко А.К. Культура. История. Личность. Введение в философию поступка. Киев: Наукова думка, 1991. - 187с.

122. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. М.-Л, 1936.

123. Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544с.

124. Этика Канта и современность. Рига: Авота,1989. - 228с.

125. Юнг К. Сознание и бессознательное: Сборник. СПб.: Университетская книга, 1997.-544с.

126. Юнг К. Конфликты детжой души. М., 1995.

127. Ясперс К. Смысл и назначение. М.: Республика, 1994.-524с.

128. Barby Z. Problems of Historical Psihology. N. Y, 1960. -320p.

129. Everyday Cognition. Its development in Sosial Context. Harvard University in Sosial press, 1984. -420p.

130. Guilford J.P. Creativity: Dispositions and Processes //Creativity research. Internaional Perspective. New-Delhi, 1980.-227p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.