Духовное измерение реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Пилипенко, Лидия Ивановна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 117
Оглавление диссертации кандидат философских наук Пилипенко, Лидия Ивановна
Введение
Глава 1. Становление человеческого бытия
1.1. Антропологические параметры существования. Жизнь души.
1.2. Конституирование социального бытия
1.3. Ценностное определение деятельности
Глава 2. Духовность - атрибут личного бытия
2.1. Установка открытой души
2.2. Принцип личности. Экзистенциально-онтологический аспект индивидуального развития
2.3. Самосознание в образовании 91 Заключение 104 Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Природа духовности человека: Гносеологический аспект2005 год, доктор философских наук Катунина, Надежда Сергеевна
Феномен духовности, бытие и ценность2002 год, доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Победа и поражение: Экзистенциально-онтологический анализ2003 год, доктор философских наук Липовая, Людмила Петровна
Духовность, ее подобия и антиподы в культуре2009 год, доктор философских наук Хомутцов, Сергей Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовное измерение реальности»
Актуальность исследуемой проблемы. Каждая историческая эпоха неизбежно возвращается к рассмотрению так называемых «вечных» тем, вопросов или проблем. Актуальность их анализа поддерживается тем, что эти «старые» проблемы остаются вечно «злободневными», до конца не разрешенными, они таят в себе новое и неповторимое содержание, рожденное из «самых сложных, самых радужных, многоцветных, из последовательных пластов жизни»1.
С каждым исторически конкретным обществом связан и конкретный человек, его взгляды и мироощущение, дела и поступки.
Проблема человека в условиях радикальных социальных преобразований является проблемой его личностного самоопределения, самосознания и духовного обновления. А это уже вопросы мировоззрения, идеологии, ценностных ориентаций, выработки адекватных концепций ведения жизни, создания целостной системы воспитания и образования, которая отвечала бы современному этапу общественного развития.
Проблема духовности, имеющая не только огромное теоретическое, но и практическое значение, на протяжении всей истории философии была в центре внимания различных философских направлений, исследовательских программ, теоретических систем.
В XXI век человечество вступило с трагическими пороками, чередой катастроф, в атмосфере «.глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности»2.
Сегодня системным кризисом охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Одной из его фундаментальных причин является
1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 179.
2 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 17. вступление человеческого сообщества на опасный путь игнорирования духовной сущности культуры.
Любые реформы могут быть успешными, если в центре их стоит человек как мера всех вещей, когда учитывается проблема его личного самоопределения и самоутверждения, где он реализует свои сущностные силы, ориентируется на общественное признание своей деятельности.
Объяснение причин кризиса духовности, как и ясного видения путей его преодоления, требует осмысления различных проявлений духа и духовной сущности человека. Гуманистическая мысль XX столетия, кроме общих заключений о кризисе цивилизации, закате Европы, заявила проблему декреативности деятельности человека, наличия в нем особенной способности разрушать (Э.Фромм). Фромм, много размышлявший о причинах появления такого типа личности, связывал падение духовности с преобладанием в активности человека новейшей цивилизации принципа обладания. В эпоху технико-информационного могущества человечества есть все основания говорить об ощущении бессилия у отдельного человека, его внутренней пустоте.
Метафизика духовности имеет длительную и глубокую историю, она объемлет различного рода реальности: от интуиции прадуховности до высот личного духа, от надежды и радости духовного бытия до трагизма существования человека, утрачивающего духовную силу.
Цель исследования состоит в том, чтобы попытаться понять «существо бытия» (М.Хайдеггер) современного человека в духовном срезе, а также выявить границы индивидуального сознания в становлении личности в процессе освоения и развития нравственной культуры.
Вопрос о качестве человеческого существования вошел в число практических, но не разрешим без осмысления ценностного содержания индивидуальной и коллективной деятельности. Очевидно, способ управления социальными процессами сказался на снижении нравственного содержания результатов деятельности и, главным образом, на строе самой личности, облике современного деятеля. Именно поэтому выбор проблемы исследования связан с задачами объяснения перспектив осуществления принципа личности.
Речь может идти о двух главных направлениях осуществления этого принципа. Во-первых, о метаморфозе социального бытия, влияющей на индивидуальные деятельностные установки. Во-вторых, о перспективах самодеятельности, самообразования, имеющих целью самодостаточную человеческую единичность.
Для выявления оснований конституирования целостной духовной сферы феномены духовности и жизни народа, душевной зрелости индивида рассматриваются не только по критериям моральности, но в более обширном экзистенциально-онтологическом контексте. Размышления о личной духовности связаны с истолкованием социальной реальности в контексте духовного плана бытия, фундаментального принципа человечности человека.
Философские истоки проблемы и степень ее разработанности.
Выбор авторитетов в истории мировой философской мысли предопределен их трактовкой проблем человека, личности, природы души, сущности духа в связи с категорией бытия. Именно поэтому значим Платон, толковавший природу души, направление ее развития в связи с установкой человека на созерцание истинного бытия, мира идей. У Платона зримы истоки современной идеи (М. Хайдеггер) о конфликте реальности и бытия, сказавшегося на снижении уровня духовности человеческой активности. Обращение к миру идей Платона имеет важное методологическое и социокультурное значение для исследования отрицательных последствий деидеологизации, нарастания безыдейности.
Метафизическое осмысление особенностей современной цивилизации по сути является реакцией отдельных выдающихся мыслителей XX века на кризис в индивидуальном существовании. Об этом свидетельствуют идеи О. Шпенглера, М.Хайдеггера, Н.А.Бердяева, Э.Фромма, К.Г.Юнга, С.Л.Франка, А.Швейцера, Г.Марселя, А.Камю, Ж.-П.Сартра и других мыслителей. Новизна философской мысли начала XX века оформлялась в ситуации кризиса западно-европейских ценностей и проявлялась в личных переживаниях о том, что дух рассыпался. Именно о кризисе духовной активности, побуждающей творить и формировать культурное пространство собственного существования, свидетельствуют события в социально-политической сфере и явления в искусстве XX века. Призывы к возвращению в стихию жизни и даже обоготворение ее стали вызовом духу и приобрели в философии XX века наименование антиметафизического бунта.
Смысложизненные поиски и деятельностные установки определялись попытками обнаружить изначальные истоки духовной активности. Об этом пишут А.Бергсон, Н.А.Бердяев, К.Г.Юнг, В.Франкл, Т. де Шарден, А.Ф.Лосев и другие мыслители, исследовавшие проблему двойственности личности, её душевно-духовного состава.
Отечественная философия последних десятилетий продолжает разрабатывать вопросы, связанные с проблематикой духовности. Феномены сознания и самосознания как элементы духовного мира рассмотрены в работах В.П. Зинченко, Л.Н. Когана, А.Н. Леонтьева, Т.П.Матяш, Л.П. Липовой, А.Г. Спиркина. В ряде работ духовность связывается не только с деятельностью сознания, но и прежде всего, с его ценностным срезом (Л.П. Буева, М.С. Каган, В.М. Слободчикова). Появились работы по-новому осмысливающие бытийные основы мироздания, и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании (JI.H. Смирнова, З.В. Фомина)
Самоактулизации и самотворчеству как проявлению сущности феномена духовности посвящены исследования М.М. Бахтина.
Отдельные аспекты феномена духовности рассматриваются в работах Т.И. Адуло, Р.Г. Апресян, В.У. Бабушкина, И.В. Ватина, В.Е.Давидовича, С.Б. Крымского, Т.П.Матяш, Н.А.Некрасовой, К.С.Пигрова, В.П.Симонова, П.МЕршова, Р.П. Вяземского, Т.В. Холостовой, М.С. Уварова, В.Г. Федотовой.
Признается, что об изначально человеческом свидетельствует стихия эмоциональной жизни человека, питающаяся ее содержанием индивидуальная душа. Для углубления понимания этих идей в исследовании уделено значительное место специфике душевной жизни, раскрывается смысл основополагающей душевной установки -открытость миру, другим людям, целостности собственной личности. Осмысление составляющих индивидуальной души конкретизировано выявлением ее творческого потенциала в русском народном творчестве. Этот аспект исследования определяет истоки и основы конституирования духовности как самобытия личности. Духовное бытие определяется в исследовании в контексте классической трактовки онтологических оснований сущего, общественной жизни, ее иерархии. Поэтому возможно определение духовности в качестве безусловного начала смысловой сферы человеческого бытия.
Цель и задачи исследования. Главная цель исследования состоит в выявлении сущностных параметров человеческого существования в духовном измерении. Достижение этой цели осуществляется в осмыслении ряда концептуальных позиций:
- истоки ценностно ориентированной активности человека выявляются в связи с осмыслением жизни индивидуальной души, ее природы, спонтанного стремления индивида к метафизическим сущностям;
- рассматривается содержание социального пространства как поля и итога конституирующей деятельности коллективного духа, смыслотворящей активности коллективного субъекта;
- прослеживаются метаморфозы индивидуальной духовной активности: от инстинктивного стремления духа к ценностям до сознательного их творчества в форме сущностно ориентированной заботы о человеческом бытии;
- исследуется содержание установки открытой души как существенной предпосылки завершенности личностной формы, ее соответствия идее блага и целостности бытия;
- перспектива духовного бытия коллективного и индивидуального субъектов, их сопричастности со - бытию осмысливаются в связи с возможностью осуществления духовности в главной сфере культуры - образовании.
Методологические основы исследования. Рассмотрение действительности и развертывание в ней предмета (духовной активности индивида) осуществляется на основе следующих принципов: единства материального и идеального, бытия и становления, личности и общества, исторического и личного времени, спонтанной активности и целесообразной деятельности. Конкретизация этих принципов осуществляется в толковании человеческой единичности как фокуса энергий структурирующейся социо-природной целостности. Соответственно принцип личности, как сущностная мера становления духовности человека, имеет истоки в содержании доминант индивидуальной души и характере ее активности. Принцип объективности (бытия и познания) важен для исследования критериального значения ценностей, целей и идеалов, безусловного значения добра и нравственного поведения отдельного человека.
Научная новизна основных выводов исследования состоит в следующих положениях:
1. Становление духовной сферы жизненного мира человека обосновано как процесс трансформации духовной реальности: от стихийного стремления жизненной материи к форме до сознательной ценностно ориентированной деятельности самосознающего субъекта. Духовная сфера осмыслена в качестве реально существующей направленности активности человека к идеальному миру. План духовной реальности реконструирован на основании исследования текстов русского эпоса и фольклора, в которых выявлены истоки национального достоинства и жизненной духовной силы индивида.
2. Личность как субъект духовной активности объясняется в качестве центра и смысла конституирования социального бытия как духовной сферы. Истоки сознательной духовной деятельности раскрыты на анализе спонтанной активности души. Открытость объясняется как существенное измерение индивидуального развития, проявления высшей меры человечности социума - принципа личности.
3. Достигнуто понимание системы образования и личной образованности в экзистенциально-онтологическом плане как стремления индивида к безусловным ценностям, восполняющим утрату идеалов в кризисные эпохи, а также как реальная возможность руководствоваться в своих поступках идеей блага (установка на добро). Духовная ценность национального типа деятеля выявлена на основании философской интерпретации образов былинных богатырей и фольклорных героев.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовная реальность является объективным процессом конституирования социального и личного планов бытия в единстве принципа личности и ценностно ориентированной деятельности социума. Принцип личности является решающим методологическим критерием для оценки развития общества и индивида, меры социальной и личной свободы.
2. Духовность как атрибут личного бытия образуется в процессе напряженной жизни индивидуальной души. Высшим итогом индивидуальной духовной деятельности является способность к открытости (миролюбие, гармония, согласие), именуемая в исследовании установкой открытой души. Эта установка является понятием адекватно объясняющим целостность внутреннего мира индивида как единство рационального и иррационального аспектов активности.
3. Самосознание является истоком и высшим итогом духовной активности, проявляющейся в способности самопонимания, обеспечивающего ценностную ориентацию человека в социуме и единство всех уровней индивида и планов его существования.
Научно - практическая значимость результатов исследования. Обосновано концептуальное значение принципов бытия и личности в качестве сущностных опор конституирования духовной сферы жизни. Выявлен смысл установки открытой души как антропологического принципа личности.
Результаты исследования могут быть использованы учеными и преподавателями в теоретико-методологических и практическо-методических изысканиях. Отдельные разделы работы возможно применять при разработке спецкурсов по философии, социологии, педагогике и теории социальной работы, в организации учебно-воспитательной деятельности в ВУЗе.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин и социальной работы Новошахтинского филиала Ростовского государственного университета.
Основные идеи исследования доведены и сообщены на: региональной межвузовской конференции «Русская цивилизация между Востоком и Западом». (Москва, 2000); четвертой международной конференции «Циклы» (Ставрополь, 2001.); третей международной конференции «Системы управления качеством высшего образования» (Воронеж, 2003); межвузовской научно-практической конференции «Трансформация социальных процессов: глобализация и образование» (Новочеркасск, 2003); межвузовской научно-практической конференции «Воспитательная работа в Вузах: традиции и современность» (Новочеркасск, 2003).
Отдельные положения работы отражены в научных работах: «Самосознание в образовании»; «Принцип личности».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая по три параграфа), заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Витальная вера в структуре человеческой природы и её генезис2005 год, кандидат философских наук Костикова, Ксения Викторовна
Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников1999 год, доктор педагогических наук Власова, Татьяна Ивановна
Феномен духовности: Социал.- филос. аспект анализа1997 год, кандидат философских наук Смирнова, Лариса Николаевна
Творчество как атрибут человеческого бытия2012 год, доктор философских наук Кузнецова, Майя Анатольевна
Философский анализ истинности человеческой духовности: онтологический аспект2009 год, кандидат философских наук Канапацкий, Никита Александрович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пилипенко, Лидия Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании реализована цель: обоснование сущности духовной действительности. Таковыми формами действительности являются социальное бытие и личное существование человека. Параметры духовного измерения социальной и личностной реальности определены как поиски идеального мира и формирования образа хорошего человека.
Девальвация либеральных ценностей, как и ценностей эпохи модерна, потребовала выявления онтологического статуса того, что ценно само по себе, безотносительно к социокультурному контексту. Поэтому в исследовании рассматривался принцип объективности высшей совершенной и конечной цели в качестве основания конституирования духовной сферы: человеческого бытия и иерархизации ценностей.
Причиной снижения авторитета нравственных ценностей являются чрезмерная социализация индивидуальной деятельности и психологизация жизни индивида. Оценка этих тенденций дана при осмыслении истоков индивидуальной духовной активности. Для этого актуализировано понятие разумной души, как хранительницы форм бытия. Это понятие имеет истоки в учениях Платона и Аристотеля о человеке и природе его души. Ценностно ориентированное поведение имеет истоки в устремлении души к добру, хотя завершенную форму, как творчество культурных форм, оно приобретает в личности. Разумная душа является важнейшим антропологическим признаком личности, позволяющим объяснить смыкание целерациональной активности с нравственной деятельностью.
Духовное измерение личного существования в категории становления осуществляется в исследовании трансформаций жизни души, устремленной к идеалу. Таким образом было достигнуто понимание взаимосвязи душевной активности индивида и сознательной формотворящей деятельности личности. Личная духовность выражается в способности индивида преобразовывать инстинктивную духовность в зрелые формы личного духа - истину, справедливость, ответственность, свободу. Единство душевного и духовного начал в природе человека является фундаментальным основанием конституирования человеческого мира как духовной (личностной) сферы. Это единство является базой формирования особенного национального характера, исторического космоса и личного мира человека. На примере фольклорных текстов русского народа выявлено духовное значение ряда архетипов: самости, земле, отца (заступника), а также их ценность в качестве источников духовной силы индивида. Механизмом и смыслом развития духовной сферы является личность, то есть индивид, нравственная активность которого состоит в стремлении к добру. Это стремление получает развитие в навыках различения сущностей духовного порядка; высших целей и ценностей, частных целей и идеалов личности.
В открытости личность раскрывается в качестве духовного центра социального бытия, обретающего в ней свою высшую форму. Открытость - свойство человека, как субъекта нравственных актов, реализующих инстинктивную потребность человека к общению и действию в пользу другого. Открытость проявляется как в реальных жизненных ситуациях, так и во внутреннем поиске высших ценностей, как тяга к трансцендентному началу мира. В открытости достигается преодоление раздвоенности человека: рационального и иррационального, духовного и телесного, социального и личного начал. Важнейшей духовной устремленностью человека является действие в пользу добра, что требует способности различать нравственные и функциональные аспекты в целеполагающей деятельности.
Духовность как атрибут личного бытия является смыслом гуманистически ориентированного образования. В образовании, важнейшем институте духовной сферы, формируется самосознание как условие и смысловая мера человека, его нравственной силы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пилипенко, Лидия Ивановна, 2003 год
1. Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философского исследования). - Томск, 1991.-206с.
2. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 322с.
3. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986. - 210с.
4. Адуло Т.И. Формирование духовного мира человека. Горький, 1989.- 107с.
5. Апресян Р.Г. Социальная активность личности: нравственные измерения. // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1988.- С. 130-145.
6. Аристотель. Никомахова этика. // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983.-Т.4.- 830с.
7. Бабушкин В.У. Философия духа: (опыт интенционального анализа). М.: изд-во МГУ, 1995. - 103с.
8. Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник М., 1986. С.80 - 160.
9. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии.-1990.- № 1.- С.167.
10. Бердяев Н.А. О духовной буржуазности. // Философские науки -1991.-№5.-С. 111.
11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 382с.
12. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991.- 445с.
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607с.
14. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 399с.
15. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотермизм, политэкономия. / Глав.научн.ред. и сост. С.Ю.Солодников. Минск: МФУП, 2002. - 1008с.
16. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 284с.
17. Буева Л.Б. Духовность и проблемы нравственной культуры.
18. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы круглого стола). // Вопросы философии. 1996.- № 2.- С.4 - 9.
19. Буева Л.Б. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216 с.
20. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл.
21. Социологические исследования. 1996. - № 5. - С.92 - 102.
22. Былины. М.: Сов.Россиия, 1988. - 120с.
23. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1984.- 197с.
24. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1996.- 808с.
25. Власова В.М. Рациональный смысл «Троицы». // Второй Российский философский конгресс: XXI век: Будущее России в философском измерении. Екатеринбург, 1999. - Т.4. Философия духовности, образования, религии. С.217- 219.
26. Власова В.М. Сущностный интервал человека в бесконечности бытия. // Первый Российский философский конгресс: Человек. Философия. Гуманизм. СПб, 1997.- Т.1. Философия в духовной жизни общества. С. 161-165.
27. Власова В.М. Сущность и судьба человека в истории общества. -М.: Смоленск, 1999. 191с.
28. Воспитательная работа в ВУЗАХ: традиции и современность: Материалы межвузовской научно-практической конференции. // Под ред. О.Ф. Ковалева. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. - 276с.
29. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С.65.
30. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. // Вопросы философии. 1995. -№ 6. -С.113 -116.
31. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании. Вестник МГУ. Серия 12. 1993.- № 4. - С.47-52.
32. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 207с.
33. Гудзенко А.И. Русский менталитет. М.: ПАИМС, 2001.- 240с.
34. Гуревич А.Я. Проблемы ментальностей в современной историографии. // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М.: Наука, 1989. - С.75 - 85.
35. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука. // Вопросы философии. 1990.- № 4,- С. 23-35.
36. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. // Вопросы философии. 1986. - № 3. - С. 101 - 116.
37. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 736с.
38. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы круглого стола). // Вопросы философии. 1996. - №2. - С.3-40.
39. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. - 352с.
40. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991.-№ 2.- С.15-36.
41. Каган М.С. О духовном. // Вопросы философии. 1995.- № 9. - С.91 - 102.
42. Кант И. Критика чистого разума. // Соч.: В 6 т. М.: Прогресс,1996,- Т.З.- С.328-377.
43. Кант И. О педагогике. // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. -С. 445 - 504.
44. Камю А. Бунтующий человек. М.: Республика, 1992. - 414с.
45. Карсавин Л.П. О личности. // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сомнения. Т.1. М.: Ренессанс, 1992. - С.З - 232.
46. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России. // Вопросы философии. 2000.-№6. -С. 87-91.
47. Ковалев Н.А. Духовность профессионального становления специалиста: Автореферат диссертации доктора психол. наук.- М.,1997. 46с.
48. Коган Л.Н., Сесюнина И.Б. Духовное производство: методологические и социологические проблемы. Томск: изд-во Томского университета, 1986. - 165с.
49. Крымский С.Б. Контуры духовности. Новые контексты идентификации. // Вопросы философии. 1992.- № 12. - С.21-28.
50. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной. // Вопросы философии. 1998. - №8. - С.167 - 170.
51. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.
52. Липовая Л.П. Открытие личности в философствовании. // Мир мечты, надежды и действия. Новочеркасск: Набла, 2000. - С.8-12.
53. Липовая Л.П. Перемена образа. // Новый человек: воспитание и образование. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 2003. - С.67 - 79.
54. Липовая Л.П. Победить или не быть: опыт экзистенциально-онтологического анализа победы и поражения. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - 256 с.
55. Липовая Л.П., Щербакова Л.И. Свобода мысли и мир проблем.
56. Новый человек: воспитание и образование. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 2003. - С. 133 - 140.
57. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. // Избранные работы: В 3 т. Л.: Худож.лит., 1987. Т. 3. - С.3-164.
58. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. -Л.: Худож.лит., 1985. 350с.
59. Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 7-13.
60. Лихачев Д.С. Своеобразие древнерусской литературы. // Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. -Л.: Худож.лит., 1971. 360с.
61. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366с.
62. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 655с.
63. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1994,- 525с.
64. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. - 368с.
65. Мальчевский И.П. Метафизика Богопознания и самопознания. // Введение в русскую философию. М., 1995.
66. Мамардашвили М.К. Проблемы человека в философии. // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.8-22.
67. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии. 1990. - №10. - С.3-18.
68. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994.- 160с.
69. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. // Избранные работы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. - 215с.
70. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1988. - 180с.
71. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. редактор С.А. Токарев. М.: Сов.энциклопедия, 1991. - Т.1. - 671с.
72. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. редактор С.А. Токарев. М.: Сов.энциклопедия, 1992. - Т.2. - 719с.
73. Народная проза. М.: Сов.Россия, 1992. - 606с.
74. Некрасова Н.А. Лики духовности. Владимир: Издательский дом «Круг», 2001. - 336с.
75. Ницше Ф. Веселая наука. // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1996. - Т. 1. - 831с.
76. Ницше Ф. Злая мудрость. // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1996. - Т. 1. - 831с.
77. Ницше Ф. Набеги несвоевременного. // Соч.: В 2 Т. М.: Мысль, 1990.-Т.2.-710с.
78. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1996.-Т. 1.-831с.
79. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1996. - Т.2. - 829с.
80. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. // Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, 1996. Т. 1. - 831 с.
81. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм. // Соч.: В 2.Т. М.: Мысль, 1996. - Т. 1. - 831с.
82. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: «Пресса», 1991- 640с.
83. Огурцов А.П. Трудности анализа ментальное™. // Вопросы философии. М., 1994. - №1. - С.50-53.
84. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.- 588с.
85. Очерки социальной философии. / Под ред. К.С. Пигрова. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - 125с.
86. Пигров К.С. Забота о своей духовности (технология вербализации жизни). // Новый человек: воспитание и образование. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. - С.8-31.
87. Платон. Государство. // Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1972. - Т.З. ч.2. - 530с.
88. Платон. Менон. // Собр. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 860с.
89. Платон. Тимей. // Собр. Соч.: В 4 т.- М.: Мысль, 1994. Т.З. - 654с.
90. Рёдель A.M. Духовность основа российского менталитета. - М.: РИЦИСПИРАН, 2000. - 171с.
91. Российская ментальность: материалы «круглого стола». // Вопросы философии. 1994. - № 1.- С. 25-53.
92. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.-624с.
93. Сартр Ж.-П. Стена: Избр. произв. -М.: Политиздат, 1992.-480с.
94. Сарт Ж.-П. Слова. // Сартр Ж.-П. Темнота: Избр.произв. М.: Политиздат, 1994. - 494с.
95. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. - С.319 - 344.
96. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки. 1990. - № 12. - С.100-104.
97. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352с.
98. Сказки. Легенды. Предания. М.: СКС, OLMA-PRESS, 1991. -416с.
99. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. // Человек.- 1994. №5. - С.5.
100. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности). // Вопросы философии. 2001. - №3. - С.48-57.
101. Соловьев B.C. Краткая повесть об Антихристе. // Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. - 491с.
102. Соловьев B.C. Оправдание добра. // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988.- Т.1. 892с.
103. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание, М.: Высшая школа, 1972.- 201с.
104. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. - 192с.
105. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Наука, 1989. - 252с.
106. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240с.
107. Трухян А.В. Общественный идеал в структуре идеалистического сознания: реконструкция и интерпретация. // Автореферат диссертации канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003.-24с.
108. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978. - 128с.
109. Федотов Т.П. Социальный вопрос и свобода. // Федотов Т.П. Судьба и грехи России. // Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т.- СПб., 1991.- Т.1.- С.286-301.
110. Федотова В.Г. Духовность как фактор социализации личности.- Воронеж: изд-во ВГУ, 1993. 147с.
111. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991. - 121с.
112. Федотова В.Г. Человек в своей стране: проект Российской модернизации. // Новый человек: воспитание и образование.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. С. 116 - 133.
113. Философская энциклопедия: В 4т. / Гл.ред. Ф.В. Константинов.- М.: Сов.энциклопедия, 1967. Т.4. - 592с.
114. Философский словарь. / Под ред. Н.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. - 590с.
115. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М, 2002. - 576с.
116. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. -Саратов, 1997. 292с.
117. Франк C.J1. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510с.
118. Франк C.JI. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. М.: Республика, 1997. - 471с.
119. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. - 448с.
120. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429с.
121. Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом. // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.- 429с.
122. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. - 272с.
123. Фромм Э. Психоанализ и религия. // Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. - 330с.
124. Фромм Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1990. -157с.
125. Хайдеггер М. Бытие и время. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. - 464с.
126. Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. - 464с.
127. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие: статьи и выступления. М: Республика, 1993.- С.447.
128. Холостова Т.В. Проблемы духовности. // Методологические проблемы изучения человека в марксисткой философии. Л.: изд-во РГУ, 1979.-87с.
129. Хомяков А.С. О старом и новом. // Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1994. Т.1. -590с.
130. Цанер P.M. О подходе к философской антропологии. // Это человек: Антология. -М.: Высшая школа, 1995. С. 159-165.
131. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. -М.: Наука, 1990.-240с.
132. Черстертон Г.К. Вечный Человек. М.: Политиздат, 1991. - 544с.
133. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Перевод с немецкого.сост. и поел. А.А. Гусейнова, М.Г. Селунева. М.: Прогресс, 1992.- 576с.
134. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1992. -414с.
135. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. М.: Прогресс, 1993. -498с.
136. Эрн В.Ф. Борьба за логос. // Соч.: М.: Правда, 1991.- 576с.
137. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. -304с.
138. Юнг К.Г. Психология архетипа младенца. // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: Совершенство, 1997. - С.86-120.
139. Юнг К.Г. Один современный миф о вещах, наблюдениях в небе. -М.: Наука, 1993. 192с.
140. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. //Вопросы философии. 1988. - №1. -С.133-152.
141. Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика. // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 102-110.
142. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991,- 527с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.