Личность и общество в контексте идеи самоопределения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Сайфуллин, Азамат Саитович

  • Сайфуллин, Азамат Саитович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Сайфуллин, Азамат Саитович. Личность и общество в контексте идеи самоопределения: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2010. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сайфуллин, Азамат Саитович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Идея личности и проблема общественной свободы.

1.2. Идея духовной субстанции самосознания и горизонты самоопределения личности и общества.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ САМОСОЗНАНИЯ

2.1. Телесное, душевное и духовное измерения личности и общества.

2.2. Идея самосознания как предпосылка формирования духовности общественных отношений.:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность и общество в контексте идеи самоопределения»

Актуальность темы диссертации обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в современной социальной философии идея самоопределения личности становится всё более творчески продуктивной. Это связано, прежде всего, с переосмыслением самого статуса социального субъекта и переоценкой его значения и смысла в социокультурных процессах. В данном отношении процесс самоопределения личности отличен от её самоорганизации. Если самоопределение направлено на жизнь духа, «самости», то самоорганизация — в основном на воспроизводство внешней, эмпирической жизни.

Во-вторых, самоопределение как способ сохранения традиционной культуры во многом не востребовано современным человеком, который продолжает руководствоваться прагматическими мотивами в своей жизнедеятельности. Но в эпоху поисков российским обществом духовной идентичности особую значимость приобретает анализ оснований для восстановления подлинности исторического и нравственного компонентов деятельности. К числу данных оснований относится идея самоопределения, I которая как бы «смотрится» в реальность как в некое «зеркало» и направлена на формирование свободы. Самоопределение личности есть её сознательное отделение от чуждого и приобщение к родному, так что общество в результате всего этого приобретает потенцию к зрелой саморефлексии, т.е. общество испытывает потребность в осознании своей идентичности и самоидентичности.

I | !

В-третьих, системообразующим элементом процесса самоопределения выступает сам человек, общество и особенно человечество, любовь к которому даёт «жизнь» идее самоопределения человека. Самоопределяющийся субъект, сочетая в себе временное и вечное; конституирует, а не просто конструирует своё отношение к природному и социокультурному миру.

Наконец, в-четвёртых, процесс самоопределения находит своё адекватное самовыражение в таких моментах развития- социальной системы, когда происходит разрушение ценностно-смыслового единства, так что возникает потребность не просто в новых теоретико-мировоззренческих установках, а в мировоззренческом синтезе современности, где философия и наука, литература и музыка, мифология и религия способствуют процессу воспроизводства исторической, нравственной и социальной памяти. При этом сама по себе идея самоопределения становится организующим началом сознательной жизни человека и общества, начиная с того момента, когда субъект осознаёт себя полноценным социальным субъектом, т.е. субъектом, не отчуждённым от своих сущностных сил, а тем самым оказывается способным вполне самостоятельно задавать масштабы своего исторического, культурного, духовного бытия.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования идеи самоопределения личности ещё не стала предметом отдельного рассмотрения, несмотря на то, что теме личности посвящено огромное I количество работ. К анализу темы личности обращались Аристотель, Августин, И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах. Так, Аристотель говорил о неэллинах, как о «варварах по природе», неспособных к культуре и свободному творчеству, а также к самоопределению. Августин исходил из идеи происхождения всех людей от одного «праотца», а также их I равенства перед Богом.

II

Можно, конечно, как это делает П.П. Гайденко, сравнить позднего Фихте I с неоплатоником Проклом1, который в сочинении «Первоосновы теологии» пишет о том, что Единое, или Божественное бытие, не допускающее причастности себе, предшествует допускающему её, т.е. можно сказать, что .1 .

Единое, как .подлинное Божество, не только полностью не охватывается сферой понятия, сферой логической мысли, но и предшествует ей. Однако Фихте вовсе I

1 См.: Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М.: Мысль. 1979. - С. 190-193. не покидает позиций трансцендентальной философии, т.е. требования исходить только из того, что непосредственно дано сознанию. Он подробным; образом разрабатывает ту мысль, что абсолютное может иметь лишь одно проявление по отношению к существующему многообразию и данное проявление есть «абсолютное знание»1. Это последнее есть «Бог вне Бога», а поскольку вне Бога нет ничего, кроме его образа, то это знание и определяется как образ Божий. При этом «абсолютное знание» - не истечения из Бога, но продукт действия Бога, который, оставаясь всегда равным самому себе, составляет условие возможности своего проявления.

Если соотношение абсолюта и абсолютного знания рассмотреть в том

• I плане, что второе проистекает из первого, то мы придём к неоплатоновскому понятию эманации и будем вынуждены вести речь о двух разных уровнях, так сказать, объективного бытия. I

Но проблема состоит в том, что в абсолюте следует отличать основу его 1 существования от полного действительного существования, т.е. природу в Боге от законченного Бога. Поздний Шеллинг, как известно, именовал эту основу в Боге как первооснову, безосновность («игщгипс!») или бездну («Abgrind»). Эта I бездна есть простое бытие, неразумное существование, некий первоначальный

I :■ случай.

У классиков философии абсолютного понятие Абсолюта есть идея, «нагруженная» метафизическим, чисто спекулятивным, содержанием. Если идея перевешивает своё содержание, оказывается больше его, то мы попадаем в западню чистой теории; напротив, если содержание перевешивает идею, то ^мы впадаем в крайности абстрактного эмпиризма. Эмпирики не в состоянии, как I правило, преодолеть силу фактов; теоретики, наоборот, «задыхаются» в 1 абстракциях. Далеко не случайно поэтому большинство классических

1 См.: J.G. Fichtes Leben und Literarischen Briefwechsel. Bd. 1-2, hrsg.von I.H. Fichte. - Bd. 2. -S. 367. сочинений- находится между абстрактным эмпиризмом и теорией, устремлённой к последним основаниям сущего.

В этом плане необходимо отметить, что шеллингово «предвечное бытие» есть также мысль, но мысль, поставленная, быть может, на самое «острие» природы («сознание - это самая крайняя граница природы»1,). При этомг мысль здесь как бы действительно «перевешивает» своё содержание, но данный «перевес» выводит нас, тем не менее, к той плодотворной мысли, что даже самые крайние части мира (в том числе и нижние части материального мира -«царство мёртвых») не остались бы без одушевления. Поэтому о западне I большой теории», о которой иногда предупреждают современные западные теоретики (например, Р. Милле), говорить всё же трудно. Эта западня, на наш

1 • I взгляд, возникает лишь в тот момент, когда разрушается экологическое «ядро» теории.

Поэтому далеко не случайно шеллинговский абсолют напоминает ту «чистую душу» Фихте, о которой Баггезен писал в своём письме к Рейнгольду, I как об абсолютном «Я», берущем своё начало с абсолютной пустоты, как прообраза целостности мира (ведь данная целостность оказалась бы нарушенной, не будь той нравственной - экологической в своей основе -культуры).

И. Кант развил деятельностный подход к проблеме личности, к её

I , . трансцендентальной природе, которая проявляется в нравственной и общественной активности субъекта. И.Г. Фихте самым детальным образом исследовал в своих «наукоучениях» процесс «самоопределения Я». |

Г.В.Ф. Гегель говорит о свободе личности, которая состоит в идее полагания 1

Я». Сколько бы люди ни рассуждали о своём времени,, они полностью находятся в нём. Это - их почва, и если устранить её, то они окажутся в

1 См.: Шеллинг Ф.В.Й. Историко-критическое введение в философию мифологии. Книга первая // Он же. Сочинения в 2 т.: X 2. — М.: Мысль, 1989. - С. 335. пустоте. Тем самым они по существу испытывают «большее доверие, чем полагают сами или полагают другие»1. Личность начинается с самосознания, но с самосознания о себе как о «совершенно абстрактном Я»2.

В личности есть знание себя как предмета и поэтому пребывающего «в чистом тождестве с собою». В этом плане лицо отлично от субъекта, так как последний — «лишь возможность личности»; ведь каждое живое существо есть субъект. Следовательно, только «лицо», которое в содержательном плане больше, чем субъект, есть «всецело для себя»3. Именно «лицо», таким образом, достигает потенции самоопределения.

По мнению К. Маркса, величайшее богатство есть собственно человеческое, а не вещное богатство. «Богатый человек, — пишет он, - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как I внутренняя необходимость, нужда». Человек должен «ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек»4. Именно данная потребность и формирует потенцию самоопределения, которая раскрывается в единстве сущностных сил личности.

Заметим, что потенция «самоопределения» исследовалась в философии Г. Риккерта. Над жизнью, по словам Риккерта, невозможно «господствовать путём понятия»5. Логика «огрубляет» жизнь, а тем самым ослабляет силу самоопределения.

В работе «Новая модель вселенной» П.Д. Успенский, характеризуя мир I неведомого, отмечает, что он непостижим и содержит в себе причины мира видимого. В.А. Андрусенко определяет духовность как «взаимопроникновение (синтез) внутреннего душевного бытия человека и творческой целеполагающей

1 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. - М.: Мысль, 1990. - С. 463.

2 См.: Там же. - С. 97.

3 См.: Там же.

4 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-5 изд. - Т. 25. Ч. 1. - С. 479-480.

5 См.: Риккерт Г. Философия жизни. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - С. 78. и смыслообразующей силы мира - Духа»1. С.Б. Крымский пишет, что духовность — это «способность переводить универсум внешнего бытия, во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свобода от жёсткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счёте, приводит к своего рода смысловой космогонии, соединению образа мира с нравственным законом личности.

Т.В. Холостова определяет духовность как рост человека в каждом из людей. Духовное «Я» направляет человека к его возвышению и просветлению. По мнению JI.H. Когана, духовное — проявление качества личности. А «духовность — это атрибут человека как субъекта»; бездуховность же — признак утраты личностью её субъективных качеств и её «вырождения» в простой объект, в подобие животного или механизма»2.

Проблема самоопределения личности разрабатывается и в современной западной философии. Так, К. Ясперс отстаивает тезис о «свободе выбора» и «свободе решений». Но решение основано на незнании, которое и выступает в I качестве предпосылки «самополагания»3. I

Ж.-П. Сартр исходит из «абсолютной свободы», которую рассматривает как свободу выбора. Без свободы, связанной с процессом самоопределения, I личность не существует4. ч

Согласно Э. Левинасу, факт обладания смыслом есть самопроявление, самоопределение свободы. При этом Левинас отталкивается от теории Э. Гуссерля, которая предвосхищает время в проявлении свободы5.

I ,

1 См.: Андрусенко В.А. Формирование духовности. - Оренбург, 1997. - С. 7.

2 Каган М.С. О духовном: (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. — 1985. -№9.-С. 102. .

3 См.: Jaspers К. Schelling F.W.J. Größe und Verhängnis. - München, 1955.

4 См.: Sartre J.-P. L'être et le néany. - Paris, 1948. - P. 515-516.

5 См.: Левинас Э. Избранное: Трудная свобода / Пер.с франц. — М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 197.

Проблема самоопределения- значима и для М. Мерло-Понти, утверждающего, что человеческое тело должно обладать самосознанием, а «видение художника — это своего рода непрерывное рождение», что «действительно существуют вдохи и выдохи бытия»1. В.В. Шуклин трактует духовность как проявление самосознания, самопереживания, самоощущения человека. Он пишет: «Духовность — это процесс поиска всеобщего и индивидуального всего существующего и переживание его как некоего духовного основания бытия в целом и в жизни отдельного человека в частности»2. I

Ф.М. Достоевский полагает, что люди, понимая свободу как приумножение и удовлетворение потребностей, искажают свою природу, поскольку зарождают в себе целое множество бессмысленных желаний; они 1 живут лишь для зависти друг к другу. В связи с этим Л.Н. Коган замечает, что в произведениях Достоевского раскрывается в своей сущности идеология I

Дьявола. «Люди, - пишет он, — хотят материальных благ, и они пойдут за тем, кто даёт их. Люди не хотят свободы, которую несёт им Христос, ибо она требует от них свободного выбора и самостоятельного решения»3. X. Ортега-и-Гассет также критиковал «человека массы», «самодовольного человека» за его I ограниченность, порождённую ложным ощущением лёгкой жизни. Но идея самоопределения имеет в своей основе как раз свободу. Наша рабочая гипотеза состоит в том, чтобы обосновать ту мысль, что в I основе идеи «самоопределения» личности и общества лежат историческое и

1 ч 1 > духовное начала, без которых она не имеет творчески-конструктивной силы. Историческое познание позволяет гармонизировать личный и общественный интерес, объединить существующие системы свободы в некое мозаичное целое.

1 См.: Мерло-Понти М. Око и дух. - М., 1992. - С. 16,22.

2 См.: Шуклин В.В. Ценность духовности, её типы и искусство // Осмысление духовной целостности. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 3. - С. 8.

3 См.: Коган Л.Н. О четвёртом измерении: Философские идеи русской литературы. -Нижневартовск, 1994. - С. 46. ;

В данном отношении для нас имели огромное значение труды П.В. Алексеева, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, Э.В'. Ильенкова, А.Ф. Кудряшева, В.И. Копалова, В.А. Лекторского, A.B. Лукьянова, К.Н. Любутина, Л.А. Микешиной, В.И. Метлова, Д.А. Нуриева, Н.П. Французовой, В.Н. Ярской (Смирновой).

На трансцендентальную природу «самоопределения» личности обращают внимание У.С. Вильданов, H.A. Шергенг (Суркова), В.Г.Томилов. Ещё раньше данный подход заявил о себе в трудах Б.П. Вышеславцева, Г. Ланца, Б.В. Яковенко1.

Диссертант обращает внимание также на тот момент, что в настоящее время существуют достаточно оригинальные концепции свободы и самоопределения» личности. Это — труды С.А. Левицкого, A.M. Максимова, I

Д.В. Пивоварова2.

Однако, несмотря на всё идейное богатство и многообразие существующих подходов к исследованию социальной и духовной природы I самоопределения личности, её функционального поля, в настоящее время ещё нет интегративного подхода к проблеме анализа самой идеи самоопределения «Я», взятой в её общественном, социокультурном контексте. I

В качестве объекта диссертационного исследования выступает идея взаимоотношения личности и общества, которая проявляется во всей совокупности человеческих качеств и взаимодействия социальных субъектов.

Предмет исследования — личность и общество в контексте идеи самоопределения.

1 См.: Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости). - Уфа, 2004. - 424 е.; Шергенг H.A. (Суркова) «Трансцендентальный субъект» и проблема его филосфоской концептуализации: Монография / Изд-е Башкирского государственного университета. — Уфа, 2003. - 232 е.; Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. - М., 1914. - 412 е.; Ланц Г. Фихте // Вопросы философии и психологии. - 1914. Кн. 122(2).

См.: Левицкий С.А. Трагедия свободы. - М., 1995. - 350 е.; Максимов А.М. Свобода как противоречие самобытия и инобытия. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1998. — 200 е.; Пивоваров Д.В. Душа и вера. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2003. - 223 с.

Цель диссертации заключается в раскрытии эвристического потенциала идеи самоопределения личности и общества, который обнаруживается наиболее полным образом, когда эта идея переносится в плоскость её социокультурного рассмотрения. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

• отталкиваясь от анализа сущности свободы человека, согласовать идею личности с идеями развития общества и всего человеческого рода в целом;

• учитывая то, что самоопределение личности связано с процессом формирования самосознания, исследовать связь этого процесса с идеей самодостаточности общественных систем; I

• на основе анализа телесного, душевного и духовного измерений личности и общества исследовать современные общественные процессы;

• исследуя социокультурный контекст идеи самосознания, выявить её эвристический потенциал в становлении духовности общественных отношений.

Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве данной основы выступает социокультурный подход, который позволяет

I • ■ гармонизировать личностный и общественный интерес.

Диссертант исходит из той мысли, что процесс самоопределения самосознания отличен от самоорганизации общественного субъекта. Если самоопределение связано с творческим «прорывом» в неведомое, то 1 самоорганизация - в основном с инстинктом самосохранения, с желанием достижения нормы, с культом усреднённости и общественной стабильности.

В диссертации реализован принцип историзма, развита та мысль, что I самоопределение выступает как движущая сила социального и культурного движения.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании 1 самоопределения как способности социального субъекта не только постоянно полагать, определять, но и ограничивать свою деятельность, что, безусловно, становится фактором социального, культурного и духовного развития. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений:

• обосновано, что идея самоопределения связана с общественной нравственностью, а в конечном счёте с формированием чувства нравственного долга, «втягивающего» в свою сферу и духовные интересы человека, которые как раз и самоопределяют его индивидуальную и общественную жизнь;

• выявлено, что самоопределение личности предполагает рациональное её исследование. Однако в настоящее время превалирует иное понимание I личности, в которой главное внимание должно быть обращено на под- и надсознательные, иррациональные и внерациональные основания I личности;

• обнаружено, что, хотя личность человека самоутверждается и самоопределяется через свободу, то это только половина диалектической антиномии: личность обосновывает себя и через несвободу, посредством вхождения в социокультурную традицию, так что через данную несвободу она становится свободной;

• выявлено, что процесс самоопределения личности кристаллизует красоту I и гармоничность человека с миром и самим собой. Общество также не может существовать без того, чтобы оно «охватывало» собой всю социокультурную реальность, а тем самым заполняло собой и мир нравственных отношений;

• обнаружено, что телесно-душевно-духовная организация человека и

1 I общества составляет предпосылку свободы, которая реализуется в первую очередь посредством внутренней, духовной самодостаточности человека, а последняя есть важнейшее условие самоопределения духовного мира личности;

• на основе исследования специфики процесса самоопределения-выявлено, что формирование духовности общественных отношений сопряжено с живой человеческой личностью. При этом сама личность призвана действовать на уровне высокой идейности и осознанно быть I направленной на культурную, духовную интеграцию народов и этносов. Теоретическое и практическое значение диссертации. Положения и выводы диссертации направлены на осмысление эвристических, творческих потенций идеи самоопределения личности и общества. Последняя выступает способом существования человека и общества в культуре, помогает выявить модусы нравственного и исторического становления духовного «Я» человека.

Практическое значение работы состоит в том, что основные выводы исследования найдут своё применение в процессе разработки вузовских курсов по социальной философии, культурологии, этике, а также при подготовке семинаров и спецкурсов по социальной философии и философии права. Они направлены на продолжение классических философских традиций (включая сюда и деятельность Уфимского «Общества им. И.Г. Фихте», активным членом I которого в настоящее время является диссертант).

Апробация диссертации. Основные положения получили реализацию в докладах на региональной научно-теоретической конференции «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан» (декабрь 2006 I года).

1 ■ • >

Основные идеи диссертации её концептуальный замысел изложены автором в монографии, в целом ряде материалов, опубликованных в философских сборниках научных трудов. I

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего в себя 194 наименования. Общий объём диссертации составляет 142 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сайфуллин, Азамат Саитович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоопределение личности происходит как познавание ею своего «что», существенных своих качеств, запросов, возможностей и ограничений, задач, своей схожести и отличия от других людей и от мира в целом. Личность самоопределяется через своё творчество и отношение к социальным явлениям, идеям, формам культурной деятельности, к своим и чужим правам и обязанностям.

Личность упорядочивает внутренний хаос, создаёт систему идей и ценностей, формирует свой оптимизм или пессимизм по отношению к социокультурной реальности. Вся деятельность личности есть её I самоопределение; она смотрится в реальность как в зеркало, сознаёт свою идеальную свободу и мастерство исполнения целого ряда своих функций, хотя обычно недооценивает себя. Самоопределение личности есть её сознательное

I -I [ ! отделение от чуждого и приобщение к родному и зрелая саморефлексия. На основе образа «человека вообще», на основе коммуникации с родственниками и знакомыми личность формирует и «Я-образ». Она сознаёт свои пределы. Сама себя подчас ограничивает, создаёт личные императивы-запреты или использует

I ! нормы общежития, социума. Как идеальность, творческий и моральный дух, личность сознаёт себя как субъективность, а субъективность как высшую, самоценную реальность, как центр и смысл мира. Бог или Абсолют при этом могут оставаться для личности высшими авторитетами, но личность ощущает I себя родственной частью целого, преодолевает отношения «раб-господин», • I ощущает себя представителем родового сознания, который призван более созидать на основе «духовной любви», чем разрушать. Понимая свою ценность, личность остаётся скромной, так как её «эго», «Я» одухотворено. Она лишь представитель особого рода деятельности, без которой уже перестаёт л . ! чувствовать себя личностью. Личность самоопределяется через рефлексию

1 | собственных: качеств: и отношений, вот почему таю важно выявить, все её сущностные черты, её «что». О самоопределении же только и можно*сказать, что это зрелая рефлексия реальности и своего «Я», нахождение своей ниши в мире и коренных духовных ¡интересов — остальное лишь развитие данного положения;

Основная ценность личности — свобода, но не сама по себе, а в сочетании с духом нравственности и творческой активности. Личность есть «дух», но не холодный и деспотический, а разумный и моральный; человек не является его рабом, одержимым, но сами его сознание, ум, чувство духовны. Личность познаёт себя позитивно (через качества, деятельность и её результаты) и негативно через познание не-личности, чуждого. I

В принципе, каждый человек в тех или иных ситуаиях может проявить себя как личность, даже не сознавая этого (например, в моральном или творческом акте). Но зачастую речь идёт о неполноценной личности или даже

I . кажимости личности. Формальной схожести (внешне моральная деятельность вполне может иметь и корыстные мотивы, а творчество — превращаться в пустое графоманство).

Итак, личность является экзистенцией, побуждающей процесс своего самоопределения. Все люди двуедины, но всё же далеко не у всех есть гармония этих сторон реальности (творческое единство, синтез конечного и бесконечного, временного и вечного, сознание подлинности своего существования, с которого и начинается процесс самоопределения).

I I

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: I

1) идея самоопределения личности основывается на возможности рационального освоения социокультурного бытия. При этом моральная5 свобода есть, мера освоения и отчуждения духовного мира. Однако моральные границы, свободы и, соответственно, самоопределения личности весьма подвижны, так- что к« ним неприложима марка абсолютного и застывшего культурного бытия; идея «самоопределения» личности отталкивается от мысли об абсолютном «Я», как духовной субстанции самосознания, которая «безусловно» тождественна самой себе. Отсюда, можно заключить, что «Я» не терпит множественности. Общество не нуждается в «веере» социальных проектов своего улучшения. Главное - это обеспечение интересов развития отдельной человеческой личности; невозможно рассматривать духовную свободу личности вне государства, социальных идеалов, культуры. Процесс

I < самоопределения» идёт тем успешнее, чем в самом государстве укрепляется вера в творческую силу стремления к духовному, нравственному единству всего человеческого рода; процесс самоопределения личности и общества сталкивается в

- . I настоящее время с трудностями. Люди обеспокоены страхом за будущее, которое во все времена составляло потенцию более справедливого образа общественной жизни. В данном отношении в диссертации развита та мысль, что идеал, как цель, с необходимостью должен отличаться от идеала, как средства достижения лучшего будущего. Идеал-средство есть «оковы» для личности, а тем самым такой идеал препятствует процессу самоопределения «Я». Однако личность дорожит своим идеалом, своим стремлением к лучшему будущему. Именно это и

• 1 ( предопределяет процесс её самоопределения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сайфуллин, Азамат Саитович, 2010 год

1. Абдурахманов Д.М. Проблемы влияния глобализации на свободу личности. Авт-т дисс. канд.филос.наук. — Уфа, 2006. — 16 с.

2. Августин. Против академиков // Мир философии. — М., 1991. 312 с.

3. Азаматов Д М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии. — Пермь, 1976. — 968 с.

4. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. — М., 1991. — 312 с.

5. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. — Алма-Ата, 1970. 374 с.

6. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. - 246 с.

7. Ангаров М. Дорога через хаос. М., 1983.

8. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). —1.,

9. Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 1995. 172 с.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с. '1.. г i :

11. Антология мировой философии. В 4 т.: Т. 1. М., 1969-1972.

12. П.Аристотель // Соч. В 4 т.: Т. 1, 3. -М.: Мысль, 1976-1984. 550 е.; 316 с.

13. Ахан Бекешан. Взаимоотношения личности, общества и природы в социально-философских взглядах биев. Авт-т дисс.доктора филос. наук. - Уфа, 2004. - 49 с.

14. Ахутин A.B. София и чёрт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии. 1990. - № 1. - С. 51-69.I

15. Бабушкин В .У. О природе философского знания. М., 1978. - 208 с.

16. Бенин В.Л., Хазиев B.C. Истина и культура философского мышления. -Уфа, 1992.-140 с.

17. Бёрдяев Н. Русская идея*//Вопросы философии. 1990. -№1-2.

18. Бердяев Н. Судьба России. М., 1997.

19. Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - 383 с.

20. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. — Париж, 1952:

21. Беркли Дж. Соч. М., 1978. - 556 с.

22. Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 35-44.

23. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. - 399 с.

24. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997. — 400 с.

25. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии. 1995. -№ 7. - С. 79-97.

26. Боэций. Утешение философией. — М., 1990. 416 с.

27. Бубер М. Два образа веры. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-592 с.

28. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозаключения. М.: Республика, 1994.-415 с.

29. Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т. -М.: Наука, 1993.-Т. 1.-603 е.; Т. 2.-751 с.

30. Булыгин A.B. К истокам идеального. JI., 1988. - 178 с.

31. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. М., 1978. - 399 с.

32. Бэкон Ф. Новый органон //Соч. в 2-х т.: Т. 1. -М., 1978. 567 с.i

33. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. — Уфа, 1995.-224 с.

34. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. — 805 с.

35. Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой иотдельными науками. — Т. П. СПб., 1905.i

36. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости). — Уфа, 2004.i i i-424 с.

37. Вильданов У.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа: Изд-е БашГУ, 2002. - 178 с.

38. Виндельбанд В. Философия культуры. М.: ИНИОН РАН, 1994. - 350 с.

39. Витгенштейн JL Логико-философский трактат. — М., 1958. — 230 с.

40. Витгенштейн JT. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. М. 1985. - С. 88-89.

41. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. — М.: Республика, 1994. — 368 с.

42. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988. — 700 с.I

43. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.-367 с.

44. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. - № 7. - С. 114-140.

45. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1978. -288 с.

46. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981.-234 с.

47. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т. 3. - М., 1972.

48. Гегель Г.в.Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. - М., 1972. - 668 с.

49. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. - M.-JL: Госиздат, 1929. - 368 с.

50. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. - М., 1934.

51. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов иI

52. B.C. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

53. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. - М., 1972.

54. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.: Т. 3. Философия1.\духа М.: Мысль, 1977. - 4714 с.1.»

55. Гильдебранд Д. фон. Метафизика коммуникации. СПб.: Алетейя, 2000. -373 с./131

56. Давлетгареева Р.Г. Роль механизмов самоорганизации в формировании экологического.сознания. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2000. — 23 с.

57. Давлетшина Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2006. 18 с.

58. Ибервег-Гейнце. История новой философии в сжатом очерке. — СПб., 1899.

59. Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего // Вопросы философии и психологии. М., 1918 — Кн. 112.Ильин И.А.I

60. Философия Фихте, как религия совести // Вопросы философии и психологии.-М., 1914.-Кн. 122(2).

61. История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978.

62. Кант И. Соч. в 6-ти т.: Т. 4. Часть 1. М.: Мысль, 1965. - 544 с.I

63. Карев П.В. Социокультурная преемственность и горизонты развития1.и iличности. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2002. - 18 с.

64. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX века. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 360 с.

65. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск:1.I

66. Издательство Уральского университета, 1988. — 184 с. 63 .Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.

67. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991.I

68. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. -М.: Наука, 1987.

69. Лукьянов A.B. Декарт и Фихте: проблема существования // Декарт вIканун XXI столетия. М., 1998.

70. Лукьянов A.B. И.Г. Фихте как историк общественной мысли» // Общественная мысль: исследованиями публикации. Вып. 4. — М.: Наука, 1993.

71. Лукьянов A.B. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки: 2002. - № 6. - С. 81-89.

72. Лукьянов A.B. Идея духовного в философии И.Г. Фихте. Авт-т дисс. докт. филос. наук. — Уфа, 1994.

73. Лукьянов A.B. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: РИО БашГУ, 2001. - 226 с.

74. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). -Оренбург: Издательский Центр ОГАУ, 1997. 252 с.1 I

75. Лукьянов A.B. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа, 1993.I

76. Лукьянов A.B. Фихте о критериях духовного // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Альманах. Екатеринбург, 1999.I

77. Лукьянов A.B., Пушкарёва М.А., Суркова H.A. Смысл метафизики //I

78. Философия Ричарда Рорти и постмодернизм конца XX века. Материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 г. -СПб., 1997.

79. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты / Пер. с англ.i <1. М.: Республика 1992.

80. Любутин К.Н. Гуманистическая проблематика в немецкой классической философии // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектив. -М., 1997.

81. Любутин К.Н. Диалектика субъекта и объекта (В соавт. с Д.В. Пивоваровым). — Екатеринбург, 1993*.

82. Любутин К.Н: От рассудка к разуму: Кант, Гегель, Фейербах. (В соавт.). -Екатеринбург, 1991.79:Любутин5 К.Н. Проблема- субъекта и объекта в немецкой классической* имарксистско-ленинской философии. — Свердловск, 1973.

83. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 416 с.

84. Максимов А.М:, Свобода как противоречие самобытия' и инобытия. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. — 200 с.

85. Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов (В соавт.). — М., 1996.

86. Малинин В.А. Владимир Сергеевич Соловьёв. Мыслитель. Гуманист.1. Правдоискатель. М., 1988.1.• •

87. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983. -289 с.

88. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. — М., 1968. — 191 с.

89. Мамардашвили М.К., Соловьёв Э.Ю., Швырёв В.С. Классика иIсовременность: две эпохи в развитии буржуазной философии //1.>

90. Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972. - С. 2894.I

91. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. - № 5.-С. 106-117.I

92. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.3.-629 с.I

93. Маслов В.М. Индивидуальное и социальное измерение единства свобод. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 1999. — 24 с.1.■

94. Моджина Н.В. Право как ценность и его роль в воспитании личности. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2006. — 20 с.

95. Мунье Э. Что такое персонализм? / Пер. с франц., примеч. И.С. Вдовиной. -М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1994. 128 с.92.0решников И.М.' Что такое гуманитарная культура? — Издательство' .1 ■ 5! I1. !

96. Мордовского университета, 1992. — 148 с.

97. Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм'Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. Приложения. — С. 594-597.

98. Петрарка Ф. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. — М., 1984.

99. Петров Ю.А. Гносеологические аргументы в решении метатеоретических задач // Вестник МГУ. Серия Философия. 1997. - № 6.

100. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека. Философия религии. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1993.

101. Пивоваров Д.В. Метод альтернатив в современной «философии науки» иIего границы // Философские науки. — 1979. — № 6. — С. 111-112.

102. Пивоваров Д.В. Религия как социальная связь: сакрализация основания культуры. — Екатеринбург, 1994.I

103. Платон. Пир // Платон. Собрание сочинений в 4-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1993. '

104. Платон. Собрание сочинений в 4-х т.: Т. 1. — М.: Мысль, 1990; т. 3. — М.: Мысль, 1994. '

105. Плотников A.M. Генезис основных логических форм. JL, 1967.

106. Подкорытов Г.А. Историзм как метод научного познания. JL, 1967.-281 с.

107. Позднева С.П. Розанов и Фрейд: метафизика пола // Россия и Запад: взаимовлияние идей и судеб. Саратов, 1997.

108. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994.

109. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны / Пер.с древнегреч. Сост.

110. A.A. Тахо-Годи. — М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1993.

111. Пурынычева Г.М. Духовность, как социокультурный феномен // Общество и история. Сб. статей. — Йошкар-Ола, 1998.1 v 135

112. Пушкарёва М.А. Идея свободы в её трансцендентально-системном1представлении. Авт-т дисс. доктора филос. наук. — Уфа, 2005. — 44 с.

113. Пушкарёва М.А. Философский анализ понятия неявной деятельности. Авт-т дисс. канд.филос.наук. Уфа, 1999.

114. Разин А.В, От моральных абсолютов к конкретной действительности. — М., 1996.

115. Разин A.B. Моральные абсолюты в историческом мышлении // Вестник МГУ, Серия Философия. 1997. - № 2.

116. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философскийанализ). Уфа: Издание Башкирского университета, 2000.i

117. Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Человеческий мир: этическое измерение: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2009. - 156 с.

118. Рачков В.П. Диалектика свободы или искушение насилием // Путь к безопасности. 1992. - № 2.

119. Реймерс H.A. Всемогущий Эрос. Париж, 1937.

120. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М.: ТЕРРА, 1991.

121. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий.

122. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997. - 532 с.i

123. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995.-463 с.

124. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. — М.:I1. Дружба народов, 1990.

125. Розов Н.С. Ценность в проблемном мире. — Новосибирск, 1998. — 292 с.

126. Рубенис А. Сущность любви тема философского размышления //1 i Философия любви. Ч. 1. — М.: Политиздат, 1990.i1211, Русский Эрос, или Философия; любви в России; — М.: Прогресс; 1991.

127. Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994. - 323 с.

128. Рюриков Ю.Б. Детство человеческой шобви // Философия любви. Ч. 1. М.: Политиздат, 1990. - С. 11-35.

129. Сабиров В.Ш. Откровение сердца («Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского в традиции русского философствования) // Бежин луг. 1995. — № 2.

130. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. — Уфа: Гилем, 1998.-298 с.

131. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1990. '

132. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические исследования. — Уфа: Гилем, 2004. 258 с.I

133. Сверлов П.Я. Мнимое несогласие веры в чудо с наукою. — Пг., 1915.i

134. Свидерский В.И. О философском осмыслении современности // Философские науки. — 1990. — № 5.I

135. Селиванов А.И. Концепция множественности развивающихсямиров (онтологический и логико-гносеологический аспекты). Авт-тtдисс. докт. филос. наук. Уфа, 1999.

136. Селиванов Ф.А. Диалектика и её альтернативы. Тюмень, 1991.

137. Семаева И.И. Любовь в гносеологических концепциях русских религиозных философов // Апология русской философии. — Екатеринбург, 1997.

138. Семёнова С.Г. «Любовь — это стремление к бессмертию.» //. • ' I •• Л!' •

139. Философия любви. Т. 1.-м., 1990. С. 162-204.

140. Семёнова.C.F. О бессмертил //Опыты. Литературно-философский ежегодник.-М., 1990:

141. Семёнова С.Г. Оправдание России (Эскиз национальной метафизики) // Вопросы философии. — 1989. — № 11.

142. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL, 1990.

143. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — Л.: ЛГУ, 1990.-359 с.

144. Смысл жизни в русской философии: конец XIX — начало XX века / Отв. ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1995. - 382 с.

145. Смысл жизни: Антология. — М.: Прогресс-Культура, 1994. — 591 с.

146. Солонинко Р.В. Коммуникативная деятельность личности: социально-философский анализ. АВт-т дисс. канд.филос.наук. Уфа, 2002.-18 с.

147. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. 543 с.I

148. Султангареева P.A. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. — 243 с.1.I

149. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. — Санкт-Петербург: «Владимир Даль», 2002 452 с.

150. Трёльч Э. Историзм и его проблемы / Пер.с нем. М.: Юрист, 1994. -719 с. '

151. Федотова В.Г. Духовное и душевное // Человек и духовность / Отв.ред. В.Г. Федотова. Рига, 1990. - С. 8-10.t

152. Философия и современность: мысли, понятия, идеи. — Уфа: Изд-е Башкирского университета, 1999.t

153. Философия любви. Ч. 2. Антология любви. М.: Политиздат, 1990. - 605 с.

154. Философия любви. Часть 1 / Под общ.ред. Д.П. Горского; Сост.

155. A.A. Ивин. — М.: Политиздат, 1990. — 510 с.

156. Философия Фихте в России. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1996. 192 с.

157. Финогентов В.Н. «.И ропщет мыслящий тростник» (Оtбессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). — Уфа: УТИС, 2000. — 248 с.

158. Финогентов В.Н. Время. Бытие. Человек. — Уфа, 1992. — 298 с.

159. Фихте и конец XX века: «Я» и «Не-Я». Уфа, 1992. - 200 с.

160. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. — М.: Канон+, 1997.I

161. Фихте И.Г. О понятии наукоучения // Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т.: Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. - С. 15-64.

162. Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т.: Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. - 687 с.1.I

163. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. — М.: НаучноIиздательский центр «Ладомир», 1995. — 655 с.

164. Фишер К. История новой философии. T. I-VIII. СПб., 1901-1909.

165. Флоренский П.А. Столп и Утверждение истины. — М., 1914.I

166. Флоровский Г.в. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. — 1990. № 10.

167. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

168. Франк С.Л. Религия любви // Франк С.Л. С нами Бог. ТриVразмышления. — Париж: «Ymca-Press», 1964.

169. Французова Н.П. Декабристы и проблемы исторического сознания // Движение декабристов в историческом самосознании. — Уфа, 1998. — С. 4-15.

170. Французова Н.П. Детское философствование и его роль в развитии■ I iкультуры // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.,1993.164: Французова Н.П. Историческое сознание и его структура //• I л' ,

171. Историзм итворчество.Ч! 1. -М;, 1990. 165. Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально — философскойреконструкции: Монография. — Уфа: РИО БашГУ, 2004. — 268 с. 166; Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

172. Хабибуллина 3;Н. Мировоззренческая природа человека, (социально-философский анализ).Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2000.-20 с.

173. Хайруллин А.Г. Парадигмы философского мышления и проблемаiбытия личности. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1999 169; Хайруллин А.Г. Социально-философский анализ генезиса личностиIи её свободы. Авт-т дисс. докт. филос. наук. — Уфа, 2000.

174. Ханова Р.В. Социально-философский анализ идеи бессмертия. Авт-т дисс. канд.филос.наук. — Уфа, 2000.1. I ■,

175. Хоружий С.С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Здесь и теперь. Вып. 1. М., 1992.

176. Чаадаев А.Я. Философические письма (1829-1836) // Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. - Т. 1.1.. ; .

177. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековойIфилософии: Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1991. 553 с.1..

178. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его-жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991. -462 с.

179. Чернышев Б.С. Бенедетто Кроне и диалектика // Вопросы философии. 1958. - № 8.

180. Черткова E.JI. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. — 1993. — № 3.

181. Чубайс И.Б. Любовь как социокультурный феномен // Философские проблемы культуры и искусства. — М., 1986.

182. Шарипова Э.А. Менталитет личности: философско-этический анализ. Авт-т дисс. канд.филос.наук. Уфа, 1999. - 20 с.

183. Шергенг (Суркова) H.A. «Трансцендентальный субъект» иiпроблема его философской концептуализации: Монография / Изд-е Башкирского государственного университета. — Уфа, 2003. — 232 с.

184. Шестов Л. Сочинения в 2 т. : Т. 1. М. : Наука, 1993. - 667 с.

185. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.' * i

186. Гештальт и действительность. — М., 1993.

187. Янгузин А.Р. Духовный мир суфиев / А.Р. Янгузин. Уфа: Гилем, 2007.-240 с.

188. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение / Пер.с нем.i i i К.В. Лощевского. Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 272 с.i

189. Dreyer H. Der Begriff Geist in der deutschen^Philosophie von Kant bis Hegel. (Kantstudien Ergänzungschefte № 7). Berlin, 1908.

190. Fichte J.G. Sämmtliche Werke. Hrsg. von. J.G. Fichte. Berlin, o.J. (1845-1846). Bd. VIL

191. Fichte J.G. Werke. Auswahl in sechs Bänden, hrsg. von F. Medicus. -Leipzig, 1908-1911.-Bd. 5. '

192. Girndt H. Das «Ich» des ersten Grundsatzes der GWL in der Sicht der Wissenschaftslehre von 1804 // Fichte-Studien. Beiträge zur Geshcichte und Systematik der Transzendentalphilosophie. Bd. 10. — Amsterdam — Atlanta, GA 1997.

193. Leyenberger G. Métaphores de la presence. II. La philosophie de Hölderlin. Editions Osiris, 1994.

194. Lukjanow A. Der Sinn der transzendentalen Naturlehre Fichtes // FichteStudien. Beiträge zur Geshcichte und Systematik der Transzendentalphilosophie. Bd. 11. — Amsterdam Atlanta, GA 1997.

195. Schelling F.WJ. Philosophie der Offenbarung. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993.

196. Wagner F. Der Gedanke der Persönlichkeit Gottes bei Fichte und Hegel. -Gütersloh, 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.