Духовные предпосылки самоопределения экологической культуры человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Валиахметова, Альфира Халитовна

  • Валиахметова, Альфира Халитовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Валиахметова, Альфира Халитовна. Духовные предпосылки самоопределения экологической культуры человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2008. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Валиахметова, Альфира Халитовна

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ И

ДУХОВНОЕ ЯВЛЕНИЕ 12

§ 1. Экологическая культура: предпосылки формирования и проблема духовного самоопределения 12

§ 2. Контуры экологической культуры: социальные и духовные » аспекты её идентификации 45

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЕЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ .71

§ 1. Самоопределение как одна из основных тенденций становления экологической культуры 71

§ 2. Культура мышления как основа формирования экологической культуры человека и общества.114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные предпосылки самоопределения экологической культуры человека»

Актуальность диссертационного исследования обусловлена потребностью обращения к анализу социальных и духовных предпосылок самоорганизации (самоопределения) экологического сознания и самосознания. Одним из глобальных противоречий современного развития человечества выступает противоречие между техносферой и биосферой. В результате всего этого нарушается естественное равновесие между обществом и природой, что приводит к деструкции биологических возможностей существования человечества и, что самое главное, к нарушению гармонии человека и крайних границ природы (сознания и подземного мира).

Опасные изменения в системе «человек-общество-природа» вызваны неразумным отношением не только к природе, но и к самому человеку, в системе жизнедеятельности которого космические потенции бытия и небытия достигают состояния крайней экспирации. Человечество, с одной стороны, заинтересовано в удовлетворении растущих материальных потребностей; оно одержимо идеей покорения природы, которая сформировалась на исходе эпохи Ренессанса, а с другой - глубина естественнонаучных и духовных исканий оборачивается заблуждениями относительно возможностей развития сущностных сил человека, требующих к себе осторожного обращения.

Причиной законосообразного порядка в человечестве выступает антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление, которое угрожает распадом. Побуждаемый корыстолюбием или властолюбием человек создает себе определенное положение среди своих близких, которых он, хотя и не может терпеть, но без которых он, тем не менее, не может обойтись. Здесь начинаются самые первые шаги от варварского отношения к природе, к культурному или духовному. Учтем и тот момент, что человек жаждет согласия, однако природа лучше знает, что хорошо для его рода, и что ведет его по пути раздора.

В целом неразумность отношений человека и общества к природе выразилась в бесконтрольном использовании природных ресурсов, служением технократическому духу ради получения от природы всякого рода материальных благ, а также в непрекращающемся вмешательстве в сам ход естественных процессов без учета возможных отрицательных последствий, т.е. в практическом игнорировании нормативной составляющей социального прогнозирования.

Всеобщий образ духа, культуры, философии и нравственности, затронув основы существования человечества, становится главной предпосылкой, определяющей дальнейшую эволюцию экологической системы. Перед обществом стоит цель формирования нового характера взаимоотношений с природой, и соответственно с культурой, что может быть реализовано лишь посредством значительных изменений в сознании человека. Формирование экологического сознания, всей системы экологической культуры, исходящей из единосущности человека и природы - сложная и комплексная проблема, поскольку сознанию изначально присуща высокая степень инертности, а культура нуждается в длительном осмыслении своих предельных оснований, требует духовной направленности сознания, роста духовной, нравственной обеспокоенности людей. Но в то же время необходимо отметить, что в этом мире царит слепая случайность, так что «человек всегда будет бессильной былинкой, которую легко погубить, всегда жизнь его будет кратким отрывком, в который не вместить осмысляющей жизнь духовной полноты, и всегда слепая страсть, глупость и зло будут царить на земле».1

Проблема создания действенных социальных и духовных механизмов формирования подлинной экологической культуры — одна из актуальных проблем; ведь от ее решения зависит во многом вся дальнейшая судьба Земли в планетарном, космическом масштабе. Поэтому процесс становления экологической культуры наиболее эффективно исследовать, используя синергетический и трансцендентальный подходы, так как трансцендентализм обращается к идее самоопределения духовной субстанции самосознания.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблему системности общественной жизни исследовали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Отношения человека к природе, обществу и человечества к природному космосу - часть общественной жизни. Ведь отношения — это определенная связь, зависимость между объектами, составляющими общество. Отношения — именно тот устойчивый элемент, который сплачивает людей в социальную систему.

В немецкой классической философии проблема «очищения» сознания от различных наносных пластов субъективности приобрела особую остроту. Как и И. Кант, И. Г. Фихте полагал, что человеческое тело, а также окружающая его природа подчинены суровой необходимости. Однако человек не довольствуется констатацией необходимости, а принимает деятельное участие в культурном процессе. Но и И. Г. Фихте все же романтизирует деятельность человека. «Человек, - пишет он, - будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него самое тление будет строить, и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни»2.

1 См.: Франк С. Л. Смысл жизни. Духовные основы общества. - М., 1992. - С. 161 - 162. Фихте И. Г. Избранные сочинения. Т. 1.-М., 1916.-С. 402.

По мнению автора, необходимо выделять такие элементы всякой человеческой культурной деятельности, как люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоуровневой экологической системе, в которой можно выделить материальную, духовную, регулятивную и социальную области. Эти сферы уже достаточно исследованы в трудах П.В. Алексеева, C.B. Анисимова, B.C. Барулина, Ю. Бохеньского, В.А. Кутырева, В.Е. Кемерова, В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, Ю.А. Урманцева.

Проблема самоорганизации экологической системы рассматривается в трудах Ю. Хабермаса и В. Хесле, а также в работах В. Аршинова, А.Б. Венгерова, Е.А. Горячкина, С.С. Шевелева, А.Д. Урсул, H.H. Моисеева.

У истоков синергетической парадигмы, открывшей новую стадию развития науки, стояли Г. Хакен, И. Пригожин, А. Самарский. Значительный вклад в разработку синергетической теории внесли И. Стенгерс, Г. Николе, Н. Винер. Особое место в развитии синергетической методологии занимают труды Б.С. Галимова, К.Х. Делокарова, С.П. Курдюмова, E.H. Князевой, Г.И. Рузавина.

Разработкой проблем связи экологии и духовного становления личности занимаются Б.С. Акчурин, A.A. Вальков, Е.В. Карев, А.Ф. Кудряшев, JI.H. Коган, М.С. Кунафин, А.Б. Курлов, Д.А. Нуриев, С.М. Поздяева, Ф.С. Файзуллин, В.Г. Федотова, В.С Хазиев, А.К. Уледов; значительный вклад в постановку и исследование экологических проблем внесли Б.М. Миркин, Р. М. Хазиахметов, Г. Г. Кузяхметов, Н. А. Киреева.

Однако экологическая культура связана, прежде всего, с улучшением, облагораживанием телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно выделяется культура тела, культура души и духовная культура. Последняя нуждается не только в защите, но и в постоянном воспроизводстве. В самом широком смысле понятие « культура» - это совокупность множественных проявлений жизнедеятельности в материальной и духовной областях.

Экологическая культура связана главным образом с формированием социальных предпосылок, обеспечивающих полноценную жизнь человека в социуме. Выявление данных предпосылок способствует построению природоохранных прогнозов, а выявление механизмов (или путей) самоорганизации экологических систем направлено, в конечном счете, на воплощение того своеобразного, нового процесса на земле, отдельные продукты которого выступают только человеческими творениями и непосредственно не порождены природой.

Однако при всей значительной общей разработанности содержания экологической культуры до сих пор отсутствует интегративное, целостное осмысление социальных и духовных предпосылок самоорганизации (самоопределения) экологической культуры, а в конечном счете, локализации нравственной воли как фактора самоформирования экологического сознания личности.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает экологическая культура как социальное явление.

Предмет исследования - духовные предпосылки самоопределения экологической культуры.

Целью диссертации является выявление предпосылок самоорганизации (самоопределения) экологической культуры человека и общества, обусловленной необходимостью трансформации общественного и природного «тела» в состояние устойчивого развития и самоопределения.

Для реализации цели потребовалось решение следующих задач: Провести на базе реконструкции «наукоучений» И. Г. Фихте анализ экологической культуры как социального и духовного явления, что предполагает исследование ее основных модусов, а также предпосылок становления и характера самоорганизации (самоопределения); исследовать контуры экологической культуры в контексте социальных и духовных аспектов ее самоопределения; выявить соотношение между самоорганизацией и устойчивостью как основными тенденциями развития экологической культуры в. сознании субъекта; изучить структуру культуры мышления как фундаментальной предпосылки экологической культуры; исследовать возможности экологизации чувственной, мыслительной и практической деятельности современного человека.

В качестве методологической основы исследования использован синергетический подход, согласно которому природный и социальный мир предстают как самоопределяющиеся системы. Диссертант исходит из того теоретического положения, что в настоящее время предстоит огромная интеллектуальная и культурная работа по «очищению» мыслительной и практической деятельности людей от тех наносных пластов, которые образуются в ходе неосознанных отождествлений образов, схем с логикой самих природных процессов.

Человечество исследуется в тесном контексте действия общих синергетических закономерностей. Автор не игнорирует и традиционные подходы к исследованию связи природы и человека, и философию марксизма, особенно те её разделы, которые связаны с разработкой категорий духовного производства, потребления и распределения ценностей.

В диссертации использован социокультурный подход, принципы историзма и системности, методы анализа и синтеза, сравнения, аналогии, экстраполяции.

Научная новизна диссертации состоит в исследовании экологической культуры в контексте проблемы духовного самоопределения. Впервые исследуется понятие экологической культуры сквозь призму идеи (Фихте) самоопределения духовной субстанции самосознания. Эта новизна может быть конкретизирована автором в виде следующих положений, выносимых на защиту: обосновано, что анализ фихтевских «наукоучений» приводит к тому основоположению, что экологическая культура связана с «самостью» человека, с его искусством быть самим собой, с развитием универсального (трансцендентального) характера его деятельности, ориентированной на продуктивное творчество, а следовательно, на выход за пределы эмпирического рассудка; обнаружено, что в настоящее время природное «острие» оказалось направленным прямо на человека. Поэтому методология поведения социального субъекта должна выстраиваться не по линии «потенция - действие», а по линии «действительность - возможность»; в данном отношении обосновано, что человек может делать далеко не все, что может. Лишь те продукты деятельности являются наиболее оригинальными и нравственно красивыми, чья действительность как бы «опережает» всякую творческую возможность. Этот тезис можно истолковать в том плане, что человеку необходимо вдохновение, которое самоопределяет сам путь стремления к истине, добру и красоте. В этом состоит суть экологизации деятельности социального субъекта; выявлено, что самоопределение, как одна из основных тенденций становления экологической культуры, связана с защитой людей от естественных опасностей, а также с гармонией внутри общества, достигаемой через стремление к социальной справедливости, и с защитой экзистенции, т.е. духовной самоценности человека; обосновано, что процесс самоорганизации экологической культуры, ее духовного самоопределения оказывается наиболее действенным, если государство и власть оказываются ориентированными на диалоговый мыслительно-позиционный тип коммуникации.

Теоретическое и практическое значение полученных результатов состоит в более глубоком осознании культуры как предпосылки становления ноосферного процесса, в раскрытии комплексного значения самоопределяющегося образования.

В диссертации рассматривается фундаментальная проблема создания механизмов самоопределения, от правильного теоретического осмысления которой зависит формирование стратегии экологической активности общества, его экологической и духовной культуры, эффективный переход общества в состояние устойчивого и нравственно-культурного, духовного развития.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов философии, культурологи и социологии в вузах, средних специальных учебных заведениях, в работе экологических семинаров.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования докладывались автором на Республиканской научной конференции «Философия как методология науки» (Уфа, апрель, 2003 г.), на Республиканских, городских научно-практических конференциях учащихся и преподавателей (Уфа, 1998-2004 годы), на научно-практических конференциях Малой Академии наук (Уфа, 2003-2004 г.г.), на XI Всероссийском конгрессе «Экология и здоровье человека» (Самара, декабрь 2006 г.), на республиканской конференции «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность». (Уфа, 2006 г.), на международной конференции «Философская мысль и общество» (Уфа, 2008 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 274 наименований, списка литературы на иностранных языках в количестве 7 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Валиахметова, Альфира Халитовна

В заключение диссертации сформулируем следующие выводы: См.: Гегель Г. В. Философия религии. В 2-х т.: т. 2. - М.: Мысль, 1977. - С. 196. формирование экологической культуры соотносится с формами материального и духовного производства и производных от них систем ценностей, механизма их разумного потребления и воспроизводства; исследование контуров, «очертаний» экологической культуры, как рядоположенных универсалиям свободы, нравственности, духовной жизни, показывает, что вхождение в ноосферу сопряжено с гармонизацией социальных институтов с самими законами природы; процесс самоопределения системы экологической культуры и безопасности лишь в том случае не противоречит её устойчивому развитию, если оказывается ориентированной на принцип «духовной жизни», которая обладает потенцией самоопределения и не «растворяется» ни в одном из своих модусов; культура мышления, выступая в качестве компонента ноосферного процесса, имеет в качестве предпосылки соответствующим образом ориентированное образование; при этом главным субъектом образовательного процесса выступают органы власти, которые формируют условия для возникновения духовных предпосылок самоопределения экологической культуры, как в сознании массового человека, так и в сознании конкретного лица.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Валиахметова, Альфира Халитовна, 2008 год

1. Абдуллин Р.З. Основной закон человечества. Новая утопия. Уфа, 2006. — 316 с.

2. Абдуллина JI. С. Социальная экология этноса как фактор его возрождения. — Авт т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2001. - 18 с.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985 — 215 с.

4. Агафонова Н.В. Прогресс и традиции в науке. М., 1999 - 305 с.

5. Азаматов Д.М. Здоровье как социально-философская проблема. Уфа, РИО БашГУ, 2003. 127с.

6. Акчурин Б. Г., Лукьянов А. В. Духовно исторические и социо -культурные основания человеческого здоровья. - Уфа: Гилем, 2006. - 228 с.

7. Акчурин Б. Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность и социальные аспекты ее идентификации. — Уфа: Гилем, 2005. — 255 с.

8. Алексеев И.С. Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ. М.: Наука, 1978. -367с.

9. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: ТЕИС, 1996. - 407с.

10. Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума. Авт. — т дисс. доктора филос. наук. Нижний Новгород, 1997. - 36 с.

11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

12. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.: т. 4. М.: Мысль, 1984. - 830 с.

13. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.- 198с.

14. Баранов B.C., Баранова Е.В., Иващенко Т.Э., Асеев М.В. Геном человека и гены «предрасположенности». СПб.: «Интермедика», 2000. - 271 с.

15. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. — 383 с.

16. Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1990. - С. 182 - 185.

17. Бехман Г. Современное общество как общество риска. //Вопросы философии. Российская академия наук, 2007. № 1.

18. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. — Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 1997.-400 с.

19. Бытие: Коллективная монография / отв. Ред. А. Ф. Кудряшев. — УЮИ МВД РФ, Уфа, 2001. 266 с.

20. Бруно Джордано. О героическом энтузиазме. Киев, 1996. - 118 с

21. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. - 412 с.

22. Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1977. - 198 с.

23. Вавилов Н.И. Жизнь коротка, надо спешить. М., 1990. — 127 с.

24. Вайнер Э. Валеологическое образование // Высшее образование в России.- 1999., № 4. с. 70.

25. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 165 с.

26. Валеева 3. Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк): Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 112 с.

27. Чуйкин C.B., Мирсаева Ф.З., Валиахметова А.Х., Хафизов A.A. Влияние бензола и его гомологов на зубочелюстную систему работников УЗСС. // Деп. во ВНИИМИМЗ СССР, №Д 1992, 1991. -32 с.

28. Валиахметова А.Х. Научное прогнозирование и модели в решении экологического кризиса. // Материалы республиканской научно-практической конференции «Экологическое образование и воспитание в Республике Башкортостан». — Уфа, 2001. с. 30-33.

29. Валиахметова А.Х., Валиахметова Д.Х. Введение в философию экологии. Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 39 с.

30. Валиахметова А.Х. Человек в пространстве традиционного праздника. // Социологическая наука и социологическое образование в республике Башкортостан. Материалы конференции. Уфа, 2007. - С. 57 - 59.

31. Валиахметова А.Х., Лукьянов A.B. Культура мышления как важнейшийкомпонент ноосферного процесса. // «Социально гуманитарные знания» -М., - 2007. - №12. - С. 26 - 33.

32. Валиахметова А.Х. Старение как многофакторный процесс. // Философия как методология науки. Материалы конференции. Уфа, 2003. - С. 29 - 31.

33. Валиахметова А.Х. «Лесопарк «Лесоводов Башкирии», как объект экологического воспитания. Материалы научно-практической конференции.Уфа, 2001.-С. 25-26.

34. Валиахметова А.Х. Аллелопатия растений и их роль. Материалы республиканской научно-практической конференции. Уфа, 2000. - С. 14 — 15.

35. Валиахметова А.Х. Здоровье и питание. Материалы научно-практической конференции Малой академии наук. Уфа, 2003. - С. 16-17.

36. Валиахметова А. X. Национальное измерение понятия «Достойная жизнь». // Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении. Материалы Международной научно практической конференции, посвященной 60 - летию ЮНЕСКО. - Уфа: БашГУ, 2007. - С. 29 - 31.

37. Валиахметова А.Х. Экологическое образование и воспитание в свете практики мониторинга благоустройства территории школы. Школьники — участники ноосферного процесса. Вестник БГПУ им. Акмуллы. Уфа - 2008.- №1 (16).-С. 126-130.

38. Васильев М.В. Материя. М., 1977. - 407с.

39. Веденеев А. П. Определение токсичности почв. // Современные методы исследования почв. Тез. Всесоюз. конф. — М.: 1983. — 120 с.

40. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. -М.: Айрис-Пресс, 2003. — 576 с.

41. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. - 688 с.

42. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: 1991 —270с.

43. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. — 702 с.

44. Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. — М.: На -ука.- 1976.-350 с.

45. Видинеев Р. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.- 286 с.

46. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1908. - 358 с.

47. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. М.: «Наука», 1988. - 139 с.

48. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. М., 1989. -159 с.

49. Войткевич Г.В. Геологическая хронология Земли. М., 1984. - 129 с. •

50. Войшвилло Е.К., Купцов В.И. К вопросу о преемственной связи теорий. // Принцип соответствия: историко-методологический анализ. М., 1979.

51. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. -288 с.

52. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495 с.

53. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов, 1981.-246 с.

54. Галимов Б. С. Проблемы мозаичной философии. Уфа, 2006. 22 с.

55. Галимов Б.С. Философский анализ возникновения нового. // Материалынаучной конференции, посвященной 40-летию Башкирского Государственного Университета. Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1997. - с. 4 -14.

56. Галимов Б.С., Мусин Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 2000. - 284 с.

57. Ганиев Р. М. Архитектоника философского мировоззрения: теоретико-множественное представление. Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 214 с.

58. Гегель Г. В. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. Пер. с нем. Г. Шпета. Санкт - Петербург: «Наука», 1992. — 443 с.

59. Гегель Г. В. Философия религии. В 2-х т.: т. 2. М.: «Мысль» , 1977. -573 с.

60. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: «Наука», 1987. -180 с.

61. Гирусов Э. В., Ширкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989. С. 6-7.

62. Гончарук Е.И., Сидоренко Г.И. Гигиеническое нормирование химических веществ в почвах. М., 1986. - 320 с.

63. Горбунова В.Н. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб, 1997. — 267 с.

64. Горохов П.А. Философия Иоганна Вольфганга Гете: Монография. — Оренбург. ИПК ГОУ ОГУ, 2002. - 293 с.

65. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». М.: Пушкинский институт, 2001. - 544 с.

66. Гулыга А. В. Кант. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 2005. -280 с.

67. Давлетшина Д. Г. Социальная память как основа нравственности человека. — Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006. - 18 с.

68. Данило Ж. Маркович. Социальная экология. М., 1991. - 172 с.

69. Дарвинизм: история и современность. Л., 1988. - 268 с.

70. Добронравова И.С. Синергетика: становление не линейного. Киев, 1990.

71. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 т. Л.: «Наука», 1989. - т. 4. - с.474.

72. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: «Высшая школа», 1980.-286 с.

73. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. — М: -Издательство «РЭЙ», 1994.- 119 с.

74. Заманов М. Биологическое развитие современного человека. Уфа, 2000. -47 с.

75. Из рукописи К. Маркса «Критика политической экономии». // Вопросы философии. 1967. - № 7. - 57 с.

76. Ильичева И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -208 с.

77. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. -Новосибирск, 1989. 245 с.

78. Калгинский Э.Н. Эволюция биосферы: историко-критические очерки исследования в СССР. Л., 1989.

79. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.: «Наука», 1979. - 256 с.

80. Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 172 с.

81. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. М.: Логос, 2002. - 368 с.

82. Кант И. Критика способности суждения. Пер. с нем. — М.: Искусство, 1994.-367 с.

83. Кант И. Соч. в 6 т. Часть 1. М.: Мысль, 1965. - 544 с.

84. Коган Л.Н. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека. -Екатеринбург, 1994. 208 с.

85. Категории «закон» и «хаос». Киев, 1987. - 292 с.

86. Кашин В.В. Вероятностный стиль научного мышления и мировоззрениеН. Винера. Авт. - т дисс. канд. филос. наук. - Алма-Ата, 1975. — 21 с.

87. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: «Наука», 1967.-436 с.

88. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: «Аспект Пресс», 1996.-215 с.

89. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. / Перевод с англ. Л.И. Александрова и др.; Под ред. Ю.И. Полянского М.: «Мир» - 1988. - 671 с.

90. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. Киев, 1991. - 190 с.

91. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта. Пер. с нем. / Общ. ред. Б.М. Величковского. М.: «Прогресс», 1983.-302 с.

92. Клименко A.B. Основы естественного интеллекта. Рекуррентная теория самоорганизации. Ростов-на-Дону, 1994. 304 с.

93. Ковда В.А. // Биогеохимия почвенного покрова. М.: Наука, 1985, 263 стр.

94. Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности. // Философские науки. 1976. - № 1.

95. Костандов З.А. Сознательное и бессознательное в свете современных исследований мозга человека. // Мозг и сознание. М., 1990.

96. Котенко В. П. История и философия классической науки. М.: Академический Проект, 2005. — 480 с.

97. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М, 1991. -226 с.

98. Кравец A.C. Природа вероятности. М.: «Мысль», 1976. - 173 с.

99. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., 1992.

100. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. — Свердловск: изд-во УРГУ, 1988. 183 с.

101. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

102. Кузнецов Г.А. Экология и будущее. Анализ философских основанийглобальных прогнозов. М., 1988.

103. Кузнецова Н.И. Наука в её истории. М, 1982.

104. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. -М., 1990.- 112 с.

105. Кузяхметов Г.Г. Водоросли зональных почв степи и лесостепи. Уфа, РИО БашГУ, 2006. - 284 с.

106. Кунафин М.С. Концепция современного естествознания. Программа курса для студентов гуманитарных факультетов дневного и вечернего отделений. Уфа, 1996.

107. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа, 1998.

108. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: «Нижний Новгород», 1994. - 199 с.

109. Лалаянц Н.Э. Шестой день творения. М., 1989.

110. Ландина Н.М. Физические свойства и биологическая активность почв. Новосибирск, 1986. 142 с.

111. Ласло Э. Новое понимание эволюции. //Один мир для всех. Контуры глобального сознания. М., 1990.

112. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода./Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 752 с.

113. Лекторский В.А., Швырёв B.C. Актуальные философско-методологические проблемы системного подхода. // Вопросы философии. — 1971 № 1.

114. Леме Ж. Основы биогеографии. М., 1976.

115. Лосский Н.О. История русской философии. / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. — 306 с.

116. Лукьянов А.Т. От натурфилософии к сознательно-диалектическому естествознанию. — Киев: Вища школа, 1981.- 191 с.

117. Лукьянов A.B. Философия. Предвидение, Духовность. Уфа, 1993. -108 с.

118. Лукьянов А. В. И. Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я». // Философские науки. 2002, № 6.

119. Лукьянов A.B., Пушкарёва М.А., Шергенг Н. А. Введение в историю и философию науки. Уфа РИО БашГУ, 2006. 294 с.

120. Лукьянов A.B., Валиахметова А.Х. Экологическая культура как духовное явление. М., УГАТУ, 2008. - С. 33-39

121. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М., 1988 -264 с.

122. Мажитова А. Р. Человеческое измерение глобализации. Авт-т. дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006 - 18 с.

123. Майстренко В.Н., Хамитов Р.З., Будников Г.К. Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов. М.: Химия, 1996. 319 с.

124. Малевич Е.Ф. Круговорот и необратимость в мировом движении. -Саратов, 1976.

125. Маликова Э.М. Экологическое законодательство Республики Башкортостан. Учебное пособие. Уфа, 1995.

126. Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигегельанство. — М.: Мысль, 1983.- 100 с.

127. Марков М.А. О природе материи. М., 1976.

128. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 23.

129. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 42. - 174 с.

130. Материалистическая диалектика в 5 т.: Диалектика общественного развития. т.4. - М.: Мысль, 1984. - с. 269-277.

131. Мах Э. Этюды по естествознанию. М, 1901.

132. Мелюхин СТ. Методологические проблемы единства научного знания // Философские науки. 1967. - № 5.

133. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе; Пер. с англ. A.A. Юдина. М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331 с.

134. Метлицкий JT.B., Озерецковская O.JI. Как растения защищаются от болезней. М.: Наука, 1985. - 188 с.

135. Микешина JT.A. Детерминация естественно научного познания. -JI.¡Издательство ЛГУ, 1977. - 104 с.

136. Микешина П.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М., 1997.

137. Миланова Е.В., Рябчиков A.M. Географические аспекты охраны природы. М., 1979.

138. Миркин Б.М. О некоторых тенденциях развития современных биологических классификации. // Теория развития и естествознание. М., 1989.-С. 159-167.

139. Миркин Б.М., Хазиахметов P.M. Вторая волна утопизма. // «Экономика и управление». БАГСУ, №1, 2007.

140. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. // Философские науки. -1991.-№6.

141. Михеев A.B., Галушин В.М. Охрана природы. М., 1987.

142. Михеева А. Р. Некоторые особенности современного процесса формирования семьи. // ЭКО. 1999, № 9 - с. 130.

143. Михеева А. Р. От сожительства к семье (взгляд на трансформацию)

144. Мозг и сознание (философские и теоретические аспекты проблемы). -М., 1990.

145. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм. // Вопросы философии,-1991. -№3.

146. Монахов H.A. Плоды подсознания. Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. М., 1995.

147. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. (Из истории философии XVII-XVIII веков). М., 1969.

148. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. - 476 с.

149. Назаров В. Н. Природа морального предвосхищения // Вопросы философии. — 1983.- с. 50-57.

150. Наука и её место в культуре. Новосибирск, 1990.

151. Никитина А. Г. Предвидение как человеческая способность. М.: Мысль, 1975. - 151с.

152. Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск, 1991. - с. 14-18.

153. Никитин Е.П. О природе обоснования. // Вопросы философии. 1979. -№10.

154. Никитин Е. П. Объяснение функция науки, - М.: Наука, 1970. - 280 с.

155. Новикова Л.И. Духовное производство: источники, функции, механизмы. // Общественные науки. 1981. - № 5.

156. Нуриев Д. А. Гносеологическое и методологическое основания категории «материя». Уфа, 1995. - 192 с.

157. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (системный анализ). Уфа, 1995.- 189 с.

158. Овсянников М. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1971.- 223 с.

159. Опарин А.И. Жизнь, её природа, происхождение и развитие. М., 1960.

160. Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? Изд-во Мордовского университета, 1992. 148 с.

161. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982.-277 с.

162. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие. / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М.: «Языки русской культуры», 1977. - 496 с.

163. Пашковский М.Б. Макроэволюция живого вещества: проблема объективности // «Вестник МГУ». Серия «Философия». № 6. -1991.

164. Петров В. В. Концептуальное предвидение и его генезис. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Казань, 1968. - 19 с.

165. Платон. Тимей. // Платон. Соч. в 4-х т.: т. 3. М.: Мысль, 1994. -с. 421500.

166. Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 210 с.

167. Платон. Собр. соч. в 4-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1993. - 528 с.

168. Поздяева С. М. Социальная антропология. Уфа, РИО БГУ 2004 - с. 71.

169. Познание в социальном контексте. М., 1994.

170. Познер А.Р. О логическом аспекте идеи «дополнительности». // Вопросы философии. 1966. - № 2.

171. Поликаров B.C. Наука и мистицизм XX в. М., 1990.

172. Пригожин И., Стенгерс А. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Ком Книга, 2005. — 296 с.

173. Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. М., 1972.

174. Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967.

175. Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении. // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО. Уфа, 2007. - 209 с.

176. Пуанкаре А. О науке. М.; 1983.

177. Пузанов И.Н. Жан Батист Ламарк. М., 1959.

178. Пушкарёва М. А. Философский анализ понятия неявной деятельности Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1999.

179. Равич И.В. Щербо, Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.-446 с.

180. Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М., 1975.

181. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. М.,1989.

182. Рамазанова Ф.Ф. История природопользования и формирования экологического сознания в республике Башкортостан. (50 -е нач. 90-х г.г.). Уфа, 1995. - 89 с.

183. Риклефс Р. Основы общей экологии. М., 1979.

184. Рябов В. Ф. Наш духовный мир. Д., 1987. - с. 18-28.

185. Родионов В.М., Черепнев А.И. Естествознание и техника. М., 1974.

186. Роль научной картины мира в фундаментализации образования. / Отв. ред. Б.С. Галимов. Уфа, 1988.

187. Романова Э.П., Курякова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М., 1993.

188. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007. - 287 с.

189. Садр ад-Дин аш-Ширази. Престольная мудрость. / Пер. с араб. Янис Эшотс; Ин-т философии. М.: Восточная литература, 2004. - 150с.

190. Садыков Ф.Б. Критерии разумных потребностей. // Вопросы философии. 1985. - № 1.

191. Садыков Ф.Б. Место экологического подхода в системе критериев разумных потребностей человека. // Ежегодник Философского общества СССР. М., 1986.

192. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

193. Сан Лайт. Вирусы сознания. СПб, 2003. 175 с.

194. Сан Лайт. Формулы денег. СПб, 2004. 125 с.

195. Социологическая наука и социологическое образование в Республике Башкортостан: Сборник материалов конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. -277 с.

196. Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. — М.: Республика, 1994.-495 с.

197. Сачков Ю.В. Введение в вероятностный мир. М., 1971.

198. Сачков Ю.В. Естествознание в системе культуры. // Философия, естествознание, социальное развитие. М., 1989.

199. Соколов В. В. Введение в классическую философию. М.: изд-во Моск. ун-та, 1999. - 352 с.

200. Сергеев Б. Тайны памяти. М., 1995.

201. Столетов А.Г. Леонардо да Винчи как естествоиспытатель // Избранные сочинения. М. - Л.; 1950. - С. 611-640.

202. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М, 1982.

203. Смирнов И.Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс. -М., 1975.

204. Соловьёв B.C. Идея сверхчеловека. // Сочинения в 2-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1988.-634 с.

205. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 8-ми т. б/г Т. 8. С. 102.

206. Солопов Е.Ф. Движение и развитие. Л., 1974.

207. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб: пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. - 232 с.

208. Сорокин (Соркин) Э.И. Цивилизация вместо климата? М.: Знание, 1993.-96 с.

209. Сорокин П.А. Родовая структура социокультурных явлений. // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

210. Социологическая наука и социологическое образование в республике Башкортостан. Сб. статей материалов конференции. Уфа, РИО БГУ, 2007.

211. Соскин В. А. Философские концепции отнесенности человека к Абсолюту: методологический анализ. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2000. - 24 с.

212. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

213. Стёпин В.С: Философская антропология и философия науки. М., 1992.

214. Стёпин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуретехногенной цивилизации. М, 1994.

215. Стёпин B.C. О прогностической природе философского знания (философия и наука). // Вопросы философии. 1986. - № 4.

216. Структура и развитие науки. М, 1978.

217. Тараканов М. П. Современная организация: философия консолидации и управления. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2000г. - 20 с.

218. Тавризян Т.М. Техника, культура, человек. М., 1986.

219. Тельгарова Р. А. Музыка и культура: (личностный подход) М., 1988. -с. 8-11.

220. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование — новый взгляд, Уфа,1998. 238 с.

221. Терегулов Ф.Ш. Материя и её сознание. М., 2002. 296 с.

222. Толстых В. И. Духовное производство как проблема исторического материализма. // Вопросы философии. 1978. - № 2.

223. Торосян А.Ц. Основная функция живого и её эволюция. М., 1994.

224. Тосаека Д. Теория науки. М., 1983.

225. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

226. Трофименко А.П. Вселенная: творение или развитие? Минск, 1987.

227. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995.

228. Тугаринов В.П. Философия сознания. М, 1971.

229. Урманцев М.Н. Самоорганизация и свобода: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005,- 196с.

230. Урсул А. Д. Глобализация через устойчивое развитие // Безопасность Евразии, 2004, №1-с. 159.

231. Фаттахова Ф.З., Файзуллина (Валиахметова) А.Х., Юмагузина Х.А. Физиологические функции хлореллы наиболее чувствительные к действию ПАВ. В межвузовском скрининге. Новосибирск, 1981. С. 15-16.

232. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности.-M., 1992.- 132 c.

233. Фарман И. П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999.- 244 с.

234. Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

235. Философия и методология науки. / Под ред. В. И. Купцова. М., 1997.

236. Философия как методология науки. / Под ред. Б. С. Галимова, А. Ф. Кудряшова, В. Ф. Коврова, Ф. С. Галимбекова. Уфа, 2004. - 99 с.

237. Философские проблемы естествознания. / Под ред. С. Т. Мелюхина. -М., 1985.

238. Финогентов В. Н. Время. Бытие. Человек. Уфа, 1992. - 246 с.

239. Финогентов В. Н. Лекции по философии науки. Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2006. — 246 с.

240. Фихте И.Г. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.

241. Фихте И.Г. Факты сознания. // Сочинения в 2-х т.: Т 2. СПб.: Мифрил, 1993.-С. 621-769.

242. Фихте И. Г. Наукоучение 1801-го года. Пер. с нем. Б. В. Яковенко, под ред. Е. Н. Трубецкого. - М.: Издательство «Логос», издательская группа «Прогресс», 2000. - 192с.

243. Фихте И. Г. Наставление к блаженной жизни. / Пер. с нем., послесловие и примеч. А. К. Судакова. М.: Канон+, 1997. - 400 с.

244. Фоули Р. Ещё один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.

245. Франк С. Л. Реальность и человек. СПб., 1997. - С. 229 -231.

246. Франк С. Л. Смысл жизни // Он же. Духовные основы общества. — М., 1992.-с. 161-162.

247. Фролов И.Т. Природа современного биологического познания // Вопросы философии. 1972. - № 11.

248. Фукарек Ф., Мюллер Г., Шустер Р. Растительный мир Земли. Т. 1,2.М, 1982.

249. Хазиев З.А. Многообразие бесконечности универсума (философский анализ). Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1999.

250. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., 1991.

251. Хёсле В. Философия и экология. / Пер. с нем. А. К. Судакова. М., 1994.- 126 с.

252. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. — 464 с.

253. Холтон Д. Эйнштейновский сборник 1969-1970. М., 1970.

254. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: «Высш. шк.», 1991. - 512 с.

255. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: «Высш. шк.», 1981.-289 с.

256. Чижевский A.JI. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. -М., 1993.-507 с.

257. Чичерин Б. История политических учений. Часть IV. М., 1877. - С. 186.

258. Чудинов Э.М. Нить Ариадны: Философские ориентиры науки. М., 1979.- 126 с.

259. Чжуан-Узы: Даосские каноны. — М.: ООО «Издательство Астрель» -2002.-432 с.

260. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. 2-е изд., перераб. - JI., 1985.- 165 с.

261. Шиняева О. В. Социальные проблемы здоровья школьников в трансформирующемся обществе. Авт-т дисс. доктора социол. наук. — Уфа, 2002.-40 с.

262. Эйген М., Винклер В. Игра жизни. М, 1979.

263. Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. В 4-х т.: Т.4. М.: «Мысль», 1967. -599 с.

264. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М, 1984. - 286 с.

265. Энгельс Ф. Естествознание в мире духов. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т. 20.

266. Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии. т. 1. Часть 1.- с. 357-359.

267. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. -М., 1962.

268. Югай Г.А. Общая теория жизни. М., 1985.

269. Юм Д. Трактат о человеческой природе. // Юм Д. Сочинения в 2-х т.: Т. 1.-М., 1965.

270. Юнг К.Г., Фуко М. Матрица безумия. М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. -384 с.

271. Ярошенко М.Ф. Адаптация направляющий фактор эволюции. Кишинев, 1985.- 183 с.ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

272. Brundtland G. H. Opening address to the Seventh meeting of the world commition on environment and development // world commition on environment and development. Highlights from the Public hearing. M., 1986 P. 25.

273. Fichte J. G. Die späten wissenschaftlichen Vorlesungen / J. G. Fichte. Hrsg. von Hans Georg von Manz. Stuttgartt - Bad Cannstatt, 2000. -418 s.

274. Leyenberger G. Metaphores de la presence. 11. la philosophie de Hölderlin. -Editions Osiris, 1994. - p. 5-10.

275. Luhmann N. Die Wirtschaft der Gesezschaft. Frankfurtia. / M., 1988 S. 269

276. Lukjanow Arkadij; V. Der Sinn der transzendentalen Naturlehre Fichtes // Fichte Studien. Bd.l 1. - Amsterdam - Atlanta, GA, 1997. - S. 13-22.

277. Lukjanow Arkadij; V. Die Beziehung zwischen Geist und Sustem bei Fichte und Reinhold // Fichte Studien. Bd. 21. - Amsterdam - New York, 1, 2003. - S. 111-116.

278. Seel M. Ethisch astherische Studien. - Frankfurt am Main, 1996. - S. 215F.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.