"Лермонтовский человек" как философский и социокультурный феномен в русской литературе первой половины 1830-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Милованова, Татьяна Сергеевна

  • Милованова, Татьяна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 315
Милованова, Татьяна Сергеевна. "Лермонтовский человек" как философский и социокультурный феномен в русской литературе первой половины 1830-х годов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2012. 315 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Милованова, Татьяна Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава I. Лермонтовское время: постановка проблемы личности

1. Личность Лермонтова в осознании современников

2. Представления о человеке в 1830-е гг. «Лермонтовский человек» в жизни и в литературе

2.1. Философские представления о человеке

2.2. Философичность литературы

2.3. Типология «лермонтовского человека» в журнальной и альманашной литературе конца 20-х — начала 30-х гг

Глава II. Личность Лермонтова: проблемы духовно-нравственного становления

1. 1828 год — первые поэтические опыты

2. 1829 год — острое ощущение своего одиночества: «мир во зле лежит»

3. 1830-1831 гг. — поиск собственного «я» и новых творческих форм

3.1. Самоанализ: «Я молод; но кипят на сердце звуки...»

3.2. Поиск гармонии. Стихотворение «Ангел»

3.3. Гении и злодеи в творчестве Лермонтова 1830-1831 гг

3.4. Исповеди «лермонтовского человека» в поэмах

3.5. Славянский характер в творчестве Лермонтова

3.6. Первые драматические опыты: «люди и страсти»

3.7. Стихотворение «1831-го июня 11 дня» — своеобразный итог всех размышлений и переживаний Лермонтова в 1830-1831 гг

4. 1832 год — развитие концепции человека

5. 1833-1834 годы — переоценка героя. Решение этических вопросов

Глава III. «Лермонтовский человек» и «байронический герой»: переосмысление на русской почве

1. Лермонтов и Байрон: история изучения проблемы

2. Личность Байрона: черты сходства и различия с личностью Лермонтова

3. Поэтика Байрона и Лермонтова: интертекстуальные связи

Заключение

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Лермонтовский человек" как философский и социокультурный феномен в русской литературе первой половины 1830-х годов»

Введение

В истории изучения творчества Лермонтова важное место занимает вопрос о соотношении автора, его героя и времени. Для начала нужно определить, что понимается под временем Лермонтова. Это не только те годы, когда поэт получил известность и публиковался в журналах, т. е. нельзя назвать лермонтовским временем лишь конец 1830-х - начало 1840-х гг. Формирование творческой личности Лермонтова началось гораздо раньше, а его влияние на русскую литературу не закончилось после его смерти в 1841 г., так что вполне справедливо назвать лермонтовским временем не несколько лет (например, с 1837 по 1841 годы), а весь период 1830 - начала 1840 гг. Надо отметить, что 1830-е годы — «золотой век» русской литературы, время Пушкина, Жуковского, Баратынского, время расцвета русского романтизма и активного развития реализма.

Насколько близок Лермонтову его герой и насколько этот герой отражает свое время — вот проблема, которая была поднята еще в XIX веке. Зачастую Лермонтова чуть ли не прямо отождествляли с его героем — Печориным. Показательна в этом отношении статья С.А. Бурачека о романе «Герой нашего времени» — «Разговор в гостиной» (1841). Ее автор, хоть и не пишет прямо, что Лермонтов изобразил себя в Печорине, однако постоянно замечает вскользь, как бы между прочим, что автор и герой — одно лицо: «Всего этого слишком достаточно, чтобы угодить вкусу "героев нашего времени", но в то же время для человека здравомыслящего, т. е. для профана в современном героизме, слишком неотрадно: от души жалеешь, зачем Печорин, настоящий автор книги (курсив мой — Т.М.), так во зло употребил прекрасные свои дарования, единственно из-за грошовой подачки — похвалы людей, зевающих от пустоты головной, душевной и сердечной»1. Или: «Штабс-капитан, говорит автор, т. е. сам же

1 Бурачек С.А. Герой нашего времени. М. Лермантов. Две части. (Разговор в гостиной). // Маяк современного просвещения и образованности. Труды ученых и литераторов русских и иностранных. Редакторы П. Корсаков и С. Бурачек. — СПб.: В типографии Императорской Академии Наук, 1840. — Часть IV. — С.

герой Печорин, (курсив мой — Т.М.) не понял этих тонкостей...»2. С.А. Бурачек идет и дальше, утверждая, что все героя романа, кроме Максима Максимыча, являются alter ego самого Лермонтова: «При оптическом разнообразии, все отлиты в одну форму, — самого автора Печорина, генерал-героя, и замаскированы кто в мундир, кто в юбку, в шинель, а присмотритесь: все на одно лице и все — казарменные прапорщики, не перебесившиеся. Добрый пучок розог — и все рукой бы сняло!»3

По мнению С.А. Бурачека, такие герои не могут служить отражением мыслей и чувств своей эпохи, поскольку они для русской действительности являются чужими, неестественными, их страдания надуманны: «Это все вымышленное самим Печориным для "вящего эффекта": в натуре этакие бесчувственные, бессовестные люди невозможны»4, «решительно все несносны, потому что поддельны, утрированы»5. Лермонтов, с точки зрения С.А. Бурачека, заимствовал героев и ситуации не из реальной жизни, а из литературы, причем не самой лучшей: «Все это практически почерпнуто в современных образцах легкого чтения»6.

Нечего и говорить, что такая оценка Лермонтова была несправедлива. Почти сразу же Ф.В. Булгарин напечатал свою статью, где опровергал утверждения С.А. Бурачека и говорил о полезности, нужности такого романа, разоблачающего (а вовсе не возвеличивающего, как утверждалось в «Разговоре в гостиной») пороки «героев времени».

Однако при всей несправедливости утверждений С.А. Бурачека, в них есть и рациональное зерно7. Герои Лермонтова действительно близки ему самому, и он передавал им волновавшие его мысли и чувства, а порой наделял

210-219, — С. 211.

2 Бурачек С.А. Цит. соч. С. 212.

3 Там же. С. 217.

4 Там же.

5 Там же. С. 216.

6 Там же. С. 217.

7 Подробнее о месте журнала «Маяк» в литературной жизни 1840-х гг. см.: Мехтиев Б.Г. Журнал «Маяк»: духовная оппозиция эстетическим идеям журналистики 1840-х гг. и романтизму М. Ю. Лермонтова. — Хабаровск: Изд-во Хабаровск, гос. пед. ун-та, 2004.

их и чертами своего характера (или же теми чертами, которыми сам не обладал, но которые ему интересно было бы видеть в людях). Словом, герои Лермонтова — это отражение его представлений о человеке, и если бы Лермонтов по своему умственному и нравственному развитию был не выше «казарменного прапорщика, не перебесившегося», то и его герои не представляли бы из себя ничего хорошего. Но Лермонтов — вопреки мнению С.А. Бурачека — был глубоким и оригинальным поэтом, мыслящим и чувствующим.

Его литературные вкусы формировались не только (и не столько!) под влиянием литературы для «легкого чтения». Уже тот факт, что Лермонтов печатался в «Отечественных записках», где сотрудничали лучшие авторы того времени, где публиковались статьи по наиболее актуальным философским вопросам, свидетельствует, что поэт не был в стороне от культурных событий, разделял идеалы, сомнения, чаяния современников, жил духовной жизнью своего времени — и дал собственный, оригинальный ответ на его требования.

Именно эту особенность подметил в творчестве Лермонтова В.Г. Белинский, когда написал о его знаменитом романе: «"Герой нашего времени" — это грустная дума о нашем времени, как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт свое поэтическое поприще»8 (имеется в виду стихотворение «Дума»), Творчество Лермонтова здесь напрямую связывается с тридцать! м и-сороковы м и годами XIX века («грустная дума о нашем времени»). Но в этом отрывке содержится и другая важная для изучения творчества Лермонтова мысль — утверждение единства его прозы и лирической поэзии, сходства героев эпических и лирических произведений. И в «Думе», и в романе «Герой нашего времени» выражены одни и те же мысли, волновавшие поэта.

Рассматривая творчество Лермонтова, критик видит в нем «могущество вдохновения, глубину и силу чувства, роскошь фантазии, полноту жизни и

8 Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840. Две части. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. - М.: «Худож. лит.», 1978. - С. 78-150. - С. 147.

резко-ощутительное присутствие мысли в художественной форме»9. В.Г. Белинский, незнакомый с драматургией Лермонтова (из всех своих драматических произведений поэт хотел представить на суд публики только драму «Маскарад», но и она увидела свет лишь после его смерти, в 1842 г.), верно угадал, что разносторонность творческого дарования непременно заставит поэта выступить не только в качестве прозаика, но и в качестве драматурга: «Лермонтов и в прозе является равным себе, как и в стихах, и мы уверены, что, с большим развитием его художнической деятельности, он непременно дойдет до драмы»10. Критик ошибся только в одном: драматургия на момент написания романа «Герой нашего времени» была для Лермонтова уже пройденным этапом.

Особенно важны соображения, высказанные В.Г. Белинским по поводу взаимосвязи поэта с его временем. С одной стороны, нельзя отрицать влияния конкретных исторических обстоятельств на гениального творца. «У искусства всякого народа есть свое историческое развитие, вследствие которого определяется характер и род деятельности поэта»11, — говорится в статье о романе «Герой нашего времени». В статье «Стихотворения М. Лермонтова» об этом сказано даже более подробно, поясняется, какие именно характерные черты творчества Лермонтова обусловлены его временем: «...они [лирические произведения Лермонтова] поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи, и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества»12.

9 Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. С. 82.

10 Там же. С. 83.

11 Там же.

12 Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840. Две части. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. - М.: «Худож. лит.», 1978. - С. 216-277. - С. 237-238.

Но, с другой стороны, гениальный поэт не может быть просто отражением своего времени, он шире и глубже. Поэт в чем-то и поднимается над временем, опережает его. То, что в поэте определяется не внешними, а внутренними причинами, и составляет его оригинальность, самобытность. Оригинальность Лермонтова, отсутствие в нем всякой подражательности Белинский неоднократно подчеркивает в статье о романе «Герой нашего времени». Повесть «Бэла», пишет критик, «вышла не из желания заинтересовать публику исключительно-любимым ею родом литературы, не из слепого подражания делать то, что все делают, но из того же источника, из которого вышли и его стихотворения, — из глубокой творческой натуры, чуждой всяких побуждений, кроме вдохновения»13. В другом месте В.Г. Белинский замечает, что сюжет «Бэлы» может показаться не слишком оригинальным, однако то же можно сказать и о сюжетах большинства великих произведений. Поэтому главное для подлинного писателя — это оригинальность творческой концепции и свежесть, яркость, непосредственность ее художественного воплощения: «...содержание не во внешней форме, не в сцеплении случайностей, а в замысле художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красот, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом — в творческой концепции»14. Именно этой оригинальностью, позволившей ему создать подлинно великие произведения, Лермонтов обладал в полной мере.

Размышляет В.Г. Белинский и над тем, является ли герой Лермонтова его alter ego, и приходит к выводу, что взаимоотношения между автором и созданным им образом человека гораздо сложнее: «Изображаемый им характер, как мы уже слегка и намекнули, так близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объектировать его. Мы убеждены, что никто не может видеть в словах наших желание выставить роман г. Лермонтова

13 Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. С. 82.

14 Там же. С. 102.

автобиографиею. Субъективное изображение лица не есть автобиография: Шиллер не был разбойником, хотя в Карле Мооре и выразил свой идеал человека. Прекрасно выразился Фарнгаген, сказав, что на Онегина и Ленского можно бы смотреть, как на братьев Вульта и Вальта у Жан-Поля Рихтера, то есть как на разложение самой природы поэта, и что он, может быть, воплотил двойство своего внутреннего существа в этих двух живых созданиях. Мысль верная, а между тем было бы очень нелепо искать сходных черт в жизни этих лиц с жизнию самого поэта»15.

Своеобразную оценку личности Лермонтова, каждый со своих философских позиций, дали русские мыслители рубежа XIX-XX веков — B.C. Соловьев, Д.С. Мережковский, а также (этот факт мало известен) Н.Ф. Федоров. Всех их занимали проблемы сверхчеловека, богоборчества и богосыновства. Но для B.C. Соловьева Лермонтов — «прямой родоначальник того духовного настроения и того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий, которые для краткости можно назвать "ницшеанством"»16, его «сверхчеловечество» — проявление гордыни, путь к богоотступничеству. Признавая его гениальность Лермонтова, философ считал, что поэт не исполнил своего предназначения: «С ранних лет ощутив в себе силу гения, Лермонтов принял ее только как право, а не как обязанность, как привилегию, а не как службу. Он думал, что его гениальность уполномочила его требовать от людей и от Бога всего, что ему хочется, не обязывая его относительно их ни к чему»17. Д.С. Мережковский, во многом полемизируя с B.C. Соловьевым, в статье «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» утверждал, что «сверхчеловеческая» природа Лермонтова вовсе не привела к развитию в нем сатанинской гордыни. Лермонтов — «сверхчеловек», «не совсем человек»18 в

15 Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. С. 147.

16 Соловьев B.C. Лермонтов. // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика / Вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. — М.: Искусство, 1991. — С. 379-398. — С. 379.

17 Там же. С. 390.

18 Мережковский Д.С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д. С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. — Гоголь. Творчество, жгонь и религия. — СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911. — С. 3-58. — С. 31.

том смысле, что он наделен какой-то особой памятью о том, что было до его рождения, он уже с юных лет размышляет о вечности. Его бунт порожден страстной жаждой добра, стремлением к идеалу, поэтому Лермонтов движется не к демоническому богоотступничеству, а к богосыновству. Для Н.Ф. Федорова же «сверхчеловек» — это тот, кто хочет бессмертия только для себя; «сверхчеловечество есть отрицание отечества и братства»19, и в этом смысле Лермонтов, конечно же, «сверхчеловеком» не был. Все эти умозаключения кажутся слишком отвлеченными. Однако русские мыслители со своей, философской точки зрения решали те же вопросы, что и литературоведы. Они давали оценку личности Лермонтова и его героев (Н.Ф. Федоров, в частности, утверждает, что поэт уподоблялся Печорину, хотя и оправдывает этот недостаток тем, что Лермонтову не был известен «долг воскрешения»20). Также они включали Лермонтова в общекультурный контекст (путем сближения его с различными философскими учениями или сопоставления его с другими корифеями русской литературы).

В 1914 г. вышла книга Д.Н. Освянико-Куликовского «М.Ю. Лермонтов. К столетию со дня рождения великого поэта». Анализируя психологию Лермонтова и его героев, ученый приходит к выводу: «Лермонтов, по основному укладу психики, принадлежал к числу так называемых эгоцентрических натур»21. При этом эгоцентризм отнюдь не означает эгоизм; эгоцентричный человек — тот, кто «слишком часто и слишком явственно

м it 99

ощущает свое я , причем нередко испытывает и всю тяготу этого ощущения» . Выход из этого тягостного состояния Лермонтов искал в поэтическом творчестве. Его герои — это отражение его личности: «Важнейшие образы, им созданные, от демона до Печорина, оказываются субъективными: в них

19 Федоров Н.Ф. Бессмертие, как привилегия сверхчеловеков (По поводу статьи B.C. Соловьева о Лермонтове) // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — Т. II, с. 136-140, —С. 136.

20 Имеется в виду воскрешение отцов — ключевой элемент философии Н.Ф. Федорова.

21 Овсянико-Куликовский Д.Н. MJO. Лермонтов. К столетию со дня рождения великого поэта. — СПб.: Прометей, 1914. —С. 5.

22 Там же. С. 7.

Лермонтов воспроизвел себя самого или некоторые — существенные — стороны своей натуры, равно как и свои — личные — психологические отношения к обществу, к людям, к миру»23, В более раннем своем исследовании «История русской интеллигенции» Д.Н. Овсянико-Куликовский прямо отождествляет Лермонтова с его героем, называя поэта «самым интересным из тогдашних Печориных»24 и даже выделяя особый психологический тип «Печорина-Лермонтова»25.

В советском лермонтоведении для обозначения такого лермонтовского героя, близкого своему создателю и все же не являющегося его точной копией, героя, в котором объединились черты как лирического «я» поэта, так и действующих лиц его эпических и драматических произведений, был введен термин «лермонтовский человек». Он вошел в научный обиход после выхода в свет исследования Д.Е. Максимова «Поэзия Лермонтова» (1959), однако употреблялся и раньше. Например, Е.И. Михайлова в работе «Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения» (1941) пишет: «Прометеевское восстание против сущего осложняется в лермонтовском человеке борьбой противоборствующих сил в нем самом. Лермонтовский человек отличается от обычных персонажей литературы 30-х годов и этой своей противоречивой внутренней сложностью, и интенсивностью своих страстей, и напряженно-волевым характером, действенностью своих стремлений»26.

Наиболее полно образ «лермонтовского человека» был проанализирован в работе Д.Е. Максимова «Поэзия Лермонтова». В числе «общих идей, лежащих в основе поэзии Лермонтова» исследователь называет «идеи личности и свободы, которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии»27. Интерес к

23 Овсянико-Куликовский Д.Н. М.Ю. Лермонтов. К столетию со дня рождения великого поэта. С. 10.

24 Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции // Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Том VII. — СПб.: изд-ва «Общественная польза» и книгоизд. «Прометей», 1910. — С. 98.

25 Там же. С. 107.

26 Михайлова E.H. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. Лит., 19 41. — С. 125-162. — С. 140.

27 Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — М., Л.: Наука, 1964. С. 5.

этим идеям объясняется субъективностью лермонтовского взгляда на мир: «Развитию идеи личности у Лермонтова соответствует повышенная субъективность его отношения к действительности. <..,> Речь идет не о субъективной прихотливости и капризной изменчивости вкусов и мнений, а о страстном, заинтересованном, принципиально-оценочном подходе ко всему окружающему. <...> Субъективность эта превращалась в особый лермонтовский лиризм, окрашивала все произведения поэта, его характеристики, пейзажи, эпитеты. Она пронизывала его лирические монологи и объективные образы атмосферой горячего, напряженного личного чувства, "музыкой души"»28. Если идея личности так важна для поэта, значит, для наиболее полного понимания его творчества необходимо в первую очередь рассмотреть, как именно предстает у него человеческая личность. Именно этому и посвящена монография Д.Е. Максимова.

Особый тип «лермонтовского человека» начинает появляться уже в раннем творчестве поэта. «Этот образ — сложный и напряженный. В полном объеме он раскрывается всем содержанием, сюжетной логикой и лирической тональностью лермонтовских произведений. Наиболее конкретно и полно он воплощен в лирике Лермонтова. Отдельные стороны и аспекты сознания лермонтовского человека представлены ведущими романтическими героями поэта»29. Лермонтовские герои выступают в первую очередь как средство самовыражения автора: «Эти герои и служат у Лермонтова — и прежде всего на ранних этапах его эволюции — выражением его творческой личности, рупорами его духа»30. Д.Е. Максимов перечисляет наиболее важных для поэта героев: «Три центральных героя трех юношеских драм Лермонтова, Вадим Новгородский — из поэмы «Последний сын вольности», Вадим — герой

28 Максимов Д.Е. Цит. соч. С. 15.

29 Там же. С. 30.

30 Там же.

прозаического романа, Демон, Измаил-Бей, а для зрелого Лермонтова — Арбенин, Печорин, Мцыри и другие персонажи»31.

В зависимости от рода литературы «лермонтовские люди» изображены по-разному, демонстрируют разные грани своей личности: «Черты этих героев определяются внутренним содержанием их образов, но зависят также от того ракурса, в котором они изображены. Каждому поэтическому роду или жанру у Лермонтова, как и у других авторов, соответствует специфическая жанровая призма или, иначе говоря, определенный подход к героям. В каждом жанре Лермонтов как бы погружает своих персонажей в особую сферу поэтической действительности и тем самым выявляет в них особые качества, особые возможности и связи. Основные образы поэта, выражающие духовный облик "лермонтовского человека", оказываются раскрытыми и упорядоченными системой жанров Лермонтова. "Лермонтовский человек" в этой системе как бы передвигается из одной плоскости в другую, повертывается различными гранями своего внутреннего содержания и таким путем реализует себя с возможной для романтического метода полнотой»32.

Наиболее полно «лермонтовский человек» воплощен в лирике, и именно в этом роде литературы он наиболее близок к своему автору, выражает его собственные мысли и чувства. «Образ лирического героя имеет у Лермонтова большее значение, отличается большей цельностью и постоянством и сильнее индивидуализирован, чем у других русских лириков, предшествовавших Лермонтову. <...> Герой его лирики представляет собой глубокое и наиболее непосредственное выражение "лермонтовского человека", т. е. самого Лермонтова и людей, близких ему по своему духовному складу»33.

Основные черты этого лирического героя (здесь бы даже больше подошел термин «лирическое "я"», однако Д.Е. Максимов его не употребляет) таковы: «Лирический герой Лермонтова — положительный герой, передовой человек

31 Максимов Д.Е. Цит. соч. С. 30.

32 Там же.

33 Там же. С. 31.

своего времени, беспокойный и мятежный романтик. Это человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, но вместе с тем полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, хотя и неведомым для него подвигам. Это человек глубоко интеллектуальный, способный к философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием»34. Об отделенности героя от враждебной окружающей среды будет сказано и еще раз, поскольку это важная для исследования характеристика: «Лирический герой Лермонтова всем своим содержанием и обликом романтически выделен из среды, противопоставлен ей и приобретает характерные черты именно в этой своей противопоставленности»35. Впрочем, следует отметить, что злоба, мятежность «лермонтовского человека», его тяга к разрушению в исследовании Д.Е. Максимова несколько преувеличены.

В поэмах образ «лермонтовского человека» сложнее, он более отделен от автора, и здесь Д.Е. Максимов находит несколько типов героя. «Герои поэм молодого Лермонтова — это стихийные бунтари, мстители-отщепенцы, абреки в прямом и переносном смысле слова или отверженцы и скитальцы, которые сюжетно еще не успели стать мстителями, но по своему складу готовы в них превратиться. Образы потенциальных мстителей мы находим в поэмах "Джюлио" (1830), "Азраил" (1831), "Моряк" (1832). Во всех остальных поэмах молодого Лермонтова — если не принимать во внимание такие ученические упражнения его, как "Черкесы" (1828) и "Кавказский пленник" (1828), — в большей или меньшей степени присутствует тема мщения. Можно сказать, что он всесторонне исследует различные проявления мести и классифицирует их»36.

34 Максимов Д.Е. Цит. соч. С. 33.

35 Там же. С. 35.

36 Там же. С. 48-49.

Д.Е. Максимов выделяет несколько вариантов героев-мстителей в творчестве Лермонтова. Один из них — это герои, «мстящие за свое личное ущемление, из ревности или по обычаю кровной мести»37. Их поэт осуждает, показывая не только их вольнолюбие, но и зверство. «Месть персонажей этих поэм оторвана от общих интересов, эгоистически замкнута, античеловечна и не просветлена надеждой на добро, к которому "зло" может приводить. <...> Поэтический ореол, который окружает у Лермонтова этих мстителей, отнюдь не свидетельствует о том, что поэт относится к ним сочувственно» .

Другой герой-мститель — «падший ангел», демоническая личность, обиженная на все мироздание в целом и мстящая не отдельным частным лицам, а Богу и миру. Демонических героев Д.Е. Максимов в соответствии с требованиями своего времени несколько идеализирует, утверждая, что «зло рождается в их душах из добра: они — высокие герои»39, что «они способны к любви и отдаются ей со страстной надеждой найти в любовном союзе утраченную гармонию и связь с жизнью»40. Кроме того, исследователь излишне сближает их с Лермонтовым, утверждая, что это «наиболее центральные» его герои, усвоившие «душевную логику» лермонтовского лирического «я» и близкие, таким образом, к самому поэту, выражавшему себя в лирике: «Все главные черты "падшего ангела" — его мощь, страдание, бесприютность, смятенность, неукротимая страстность, злобный вызов и погоня за ускользающим призраком любви — полностью предсказаны в лирике Лермонтова»41.

Д.Е. Максимов выделяет еще один вариант темы мстителя — положительный герой, мстящий поработителям своей родины. «Герои этих поэм фактически противопоставлены мстителям-эгоистам, которых изображал Лермонтов в "Каллы" и "Хаджи Абреке". Воля к мести, выношенная в душе

37 Максимов Д.Е. Циг. соч. С. 49.

38 Там же. С. 49.

39 Там же. С. 50.

40 Там же.

41 Там же.

прекрасной литвинки — гордой и лицемерной Клары, последнего сына новгородской вольности Вадима и пасмурного вольнолюбца Измаила-Бея, порождена не только "малой" обидой, нанесенной им лично, но и большой обидой, от которой страдает их родина. Поэтому их месть возвышенна и благородна, а поведение их служит образцом гражданской доблести»42.

Итак, исследование Д.Е. Максимова о «лермонтовском человеке» особенно ценно для лермонтоведения, поскольку оно не только дает удачный термин, которым можно обозначать лермонтовского персонажа, но и выявляет основные черты этого человека, а также дает классификацию излюбленных лермонтовских образов.

Термин «лермонтовский человек» будет использоваться и в данной работе, однако он требует некоторых пояснений и уточнений. Необходимо понимать разницу между Лермонтовым и «лермонтовским человеком». «Лермонтовский человек» — это не сам Лермонтов, однако он и не чужд ему. Здесь можно применить термин, использованный Н.В. Касаткиным и В.Н. Касаткиной (правда, по отношению к Ф.М. Достоевскому и его героям), — «эстетическая симпатия». «Достоевского и его героев связывает особая близость, которую можно назвать эстетической симпатией. Романист испытывал ее к своим героям, даже к таким, как Ставрогин и Петр Верховенский. Не этическая, а именно эстетическая симпатия лежит в основе писательской деятельности Достоевского. <...> Они [персонажи] — не он сам, они и не подобны ему, но они и не чужды ему. Автор и персонажи его произведений носят в себе родственные элементы. Их объединяют "родственные" связи. Они разъединены друг с другом и в этом смысле отчуждены, и тем не менее — взаимно близки»43. Исследователи делают важное наблюдение о взаимодействии автора, героя и времени: «Достоевского интересовал не вообще человек XIX века в его общих схематических чертах, а

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Милованова, Татьяна Сергеевна, 2012 год

Библиография

М.: Л.

М.:

1. Произведения Лермонтова

а) собрания сочинений:

1. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — Academia, 1935—1937.

2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 10 т. Воскресенье, 1999-2002.

3. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. Н.Ф. Бельчиков, Б.П. Городецкий, Б .В. Томашевский. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954-1957.

4. Сочинения М.Ю.Лермонтова: В 6 т. / Первое полное издание В.Ф. Рихтера. Под редакциею Пав. Ал. Висковатова. — М.: Типо-литогр. В.Ф. Рихтер, 1889-1891.

5. Юношеские драмы М.Ю.Лермонтова. Изданы под редакцией П.А. Ефремова. —- СПб.: Изд. книжн. магазина «Нового времени», 1880, —322 с.

б) прижизненные издания произведений Лермонтова:

6. Бородино. [Подпись:] М. Лермантов. — Современник, литературный журнал A.C. Пушкина. — 1837, т. VI, № 2. — С. 207-211.

7. Бэла. Из записок офицера о Кавказе [Подпись:] М. Лермонтов. — Отечественные записки. — 1839, т. II, № 3, Отд. III. — С. 167-212.

8. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: В 2 ч. — СПб.: В типографии Ильи Глазунова и К°, 1840.

9. Дума. [Подпись:] М. Лермонтов. — Отечественные записки. — 1839, т. I, № 1, Отд. III. — С. 148-149.

10. Молитва («В минуту жизни трудную...») [Подпись:] М. Лермонтов. — Отечественные записки. — 1839, т. VI, № 11, Отд. III. — С. 272.

11. Парус. [Подпись:] М. Лермонтов. — Отечественные записки. — 1841, т. XVIII, № 10, отд. III. — С.161.

12. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал...») [Подпись:] М. Лермонтов. — Отечественные записки. — 1839, т. II, № 2, Отд. III. — С. 163-164.

13. Стихотворения М.Лермонтова. — СПб.: В типографии Ильи Глазунова и К°, 1840. — 168 с.

14. Тамань. [Подпись:] М. Лермонтов. — Отечественные записки. — 1840, т. VIII, № 2, отд. 1П. — С. 144-154.

15. Фаталист. [Подпись:] М.Лермонтов. — Отечественные записки. — 1839, т. VI, № И, Отд. III. — С. 146-158.

16. Хаджи-Абрек. [Подпись:] Лермантов. — Библиотека для чтения, Журнал Словесности, Наук, Художеств, Промышленности, Новостей

и Мод. — 1835, т. XI, август, отд. I. — С. 81-94.

2. Эпоха Лермонтова

а) мемуары, дневники и письма:

17. Аксаков И.С. Письма к родным. 1844-1849. // Сост. Т.Ф. Пирожкова.

— М„ Наука, 1988.

18. Арсеньев И А. Слово живое о неживых. // Исторический вестник. — 1887. — Т. 27. — №2. — С. 343-363.

19. Байрон Дж. Г. Дневники. Письма. — М.: Издательство АН СССР, 1963, —440 с.

20. Белинский В.Г. Письмо В.П. Боткину. 16-21 апреля 1840. Петербург. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. — М.: «Худож. лит.», 1982. — С. 357-371

21. Боборыкин В.В. Три встречи с Лермонтовым // Русский библиофил.

— №6. — 1915 — С. 70-82.

22. Вистенгоф П.Ф. Из моих воспоминаний. // Исторический вестник. — 1884. — №5. — С. 329-353.

23. Гагарин И.С. Дневник 1834-1842 гг. // Гагарин Иван. Дневник. Записки о моей жизни. Переписка. — М.: «Языки русской культуры», 1996, — С. 49-248.

24. Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 8. Былое и думы. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 520 с.

25. Корсаков А.Н. Заметки о Белинском, Лермонтове, Полежаеве и графе Потемкине. // Русский архив. — 1881. — 6. — С. 456-459.

26. Костенецкий Я.И. Воспоминания из моей студенческой жизни. — Русский архив. — 1887. — 1. — С. 99-117.

27. Лонгинов М. Н. Заметки о Лермонтове и некоторых его современниках. // Русская старина. — 1873. — 3. — С. 380-392.

28. Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами. — Киев: тип. И. и А. Давиденко (арен. С. Кульженко и В. Давиденко), 1871. — 35 с.

29. Муравьев А.Н. Мои воспоминания. — М.: Синод. Тип., 1913. — 98 с.

30. Панаев И.И. Литературные воспоминания. — М.: Правда, 1988. — 448 с.

31. Самарин Ю.Ф. Сочинения Юрия Федоровича Самарина. Том XII. Письма. 1840-1853. — М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1911. — 479 с.

32. Самарин Ю. Ф. Из писем к И. С. Гагарину // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. —М.: Худож. лит., 1989. — С . 383— 385.

33. Сатин Н.М. Из воспоминаний. // Почин. Сборник общества любителей российской словесности на 1895 год. — М.: Типолитография высочайше утвержденного «Русского товарищества

печатного и издательского дела», 1895. — С. 232-250.

34. Сушкова Е.А. (Е.А. Хвостова) Записки. 1812-1841 гг. Первое полное издание. Редакция, введение и примечания Ю.Г. Оксмана. — Л.: «Academia», 1928. — 448 с.

35. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. / Редакция, комментарии и статья А. Островского. — Л., 1934. — 348 с.

36. Тучкова-Огарева H.A. Воспоминания. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — 384 с.

37. Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов. Рассказ. // Русское обозрение. Литературно-политический и научный журнал. — Том четвертый. — 1890, —8, —С. 724-754.

б) книги и журнальные публикации конца 1820-х — начала 1840-х гг.

38. Б-в А. Прокаженный. Дума. // Телескоп. — 1831. — Ч. 2, №№5-8. — С.233-235.

39. Бакунин М.А. О философии. // «Отечественные записки». — 4. — 1840. — Отдел II. — С. 55-78.

40. Бальзак О. де. Страсть художника, или Человек не человек. // Телескоп. — 1831. —4.6, №№21-24. — С. 482-518.

41. Белинский В .Г. Мендель, критик Гете. // «Отечественные записки». — 1. — 1840. — Отдел II. — С. 25-64.

42. Бестужев-Марлинский A.A. Отрывок из романа «Вадимов» // «Отечественные записки». — 1. — 1839. — Отдел III. — С. 74-84.

43. Бурачек С.А. Герой нашего времени. М. Лермантов. Две части. (Разговор в гостиной). // Маяк современного просвещения и образованности. Труды ученых и литераторов русских и иностранных. Редакторы П. Корсаков и С. Бурачек. — СПб.: В типографии Императорской Академии Наук, 1840. — Часть IV. — С. 210-219.

44. Галич А. Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А. Галичем. — СПб.: в типографии Императорской Академии Наук, 1834. — 677 с.

45. Глебов А. Городское кладбище. // Северная Минерва. — 1832. — Ч. 1, №2, —С. 119-137.

46. Горкуша В. К старику. // Северная Минерва. — 1832. — 4.1, №1. — С. 50-52.

47. Давыдов Н. К морю // Северная Минерва. — 1831. — 4.1, №5. — С. 352.

48. Жанен Жюль. Мертвый осел и обезшавленная женщина. — М.: В Университетской типогр., 1831. — Ч. 1. — 186 с.

49. К. «Я был любим...» // Северная Минерва. — 1832. — 4.2, №9. — С.

183-185.

50. К. Романс. // Северная Минерва. — 1832. — 4.2, №9. — С. 185-186.

51. Каменский Я.П. Иаков Моле. // Сто русских литераторов. Издание книготорговца А. Смирдина. Том второй. — СПб.: в типографии Бородина и Ко, 1841. — С. 559-627.

52. Клюшников И.П. Меланхолия. // «Отечественные записки». — 9-10.

— 1840. — Отдел III. — С. 258.

53. Клюшников И.П. Собирателям моих элегий. // «Отечественные записки». — 2. — 1840. — Отдел III. — С. 141.

54. Красов В. Элегия. // «Отечественные записки». — 9-10. — 1840. — Отдел III. —С. 230.

55. Кудряшев П.М. Искак, Татарская повесть. // Отечественные записки.

— 1830. — 4.43, №124. — С. 161-193.

56. Машков П. Романс. // Северная Минерва. —- 1832. — 4.2, №8. — С. 97.

57. Мельгунов H.A. Кто же он? // Телескоп. — 1831. — Ч. 3, №№9-12. — С. 164-187, 303-326,446-462.

58. Мертвый осел и обезглавленная женщина. 2 части. Перевод с французского. (Рецензия) // Телескоп. — 1831. — 4.4, №№13-16. — С. 101-104.

59. Молчанов Н. Финляндия. // Северная Минерва. — 1831. — 4.1, №5.

— С. 355-356.

60. Мщение. // Телескоп. — 1831. — Ч. 2, №№5-8. — С. 75-86, 163-233, 313-351,474-510.

61. Надеждин Н.И. Необходимость, значение и сила эстетического образования // Телескоп. — 1831. — Ч. 3. №№9-12. — С. 131-154.

62. Надеждин Н.И. Современное направление просвещения. // Телескоп.

— 1831, —Ч. 1,№№1-4. — С. 1-46.

63. О нынешних писателях. // Северная Минерва. — 1832. — Ч.З, №14.

— С. 126-131.

64. О прекрасном. // Северная Минерва. — 1832. — 9. — С. 135-144.

65. Одоевский В.Ф. Характер. // Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером. Ч. 1П. — М.: тип. Имп. Моск. Театра, 1824. — С. 75-83.

66. Отрывок из романа Евгения Сю "Plik et Plok". // Северная Минерва.

— 1831. — Ч. 1, №4. — С. 263-275.

67. Павлов Н. К N.N. // Телескоп. — 1831. — Ч.З, №№9-12. — С. 327329.

68. Павлов Н.Ф. В альбом ...ой. // Телескоп. — 1831. — Ч. 1, №№1-4. — С.544-545.

69. Павлов Н.Ф. К N.N. // Телескоп. — 1831. — 4.6, №21-24. — С. 90.

70. Погодин М.П. Сцена из трагедии «Марфа, посадница

Новгородская» // Телескоп. — 1831. — 4.1, №№1-4. — С.77-83.

71. Погодин М.П. Черная немочь. // Московский вестник. — Ч. II. — М., в университетской типографии, 1829. — С. 1-71.

72. Полевой H.A. Блаженство безумия. // Московский телеграф. — 1833. — Ч. 49, №№1-2. — С. 52-96,228-272.

73. Полежаев А.И. Провидение. // Телескоп. — 1831. — Ч.З, №№9-12. — С. 463^65.

74. Раич С.Е. Весна. // Северная лира на 1827 год. Посвящается любительницам и любителям Отечественной словесности Раичем и Ознобишиным. — М.: в типографии С.Селивановского, 1827. — С. 436-440.

75. Раич С.Е. Жалобы Сальватора Розы. // Телескоп. — 1831. — Ч. 4, № №13-16. —С. 51-53.

76. Рафаэль. Перев. с французского А. Степанов // Северная Минерва. — 1831, —Ч. 1,№6. — С. 398-414.

77. Реестр русским книгам, продающимся в книжном магазине коммиссионера Императорской Российской Академии, Вольного Экономического общества, Департамента Народного Просвещения и Хозяйственного Департаменрта Министерства Внутренних Дел Александра Смирдина, на Невском проспекте, в доме Петропавловской Лютеранской церкви. — Спб., в типографии Александра Смирдина, 1832. — 288 с.

78. Свиньин П.П. Торжество воспитания, или Исправленный муж. // Отечественные записки. — 1829. — Ч. 37. — С. 83-118, 274-291, 442-472.

79. Сон // Северная Минерва. — 1831. — Ч. 2, №№11-12. — С. 315-320.

80. Страсть художника, или Человек не человек. Повесть Бальзака. Примечание издателя. // Телескоп. — 1831. — 4.6, №№21-24. — С. 482-483.

81. Хомяков A.C. Вадим. Отрывок из неоконченной поэмы. // Московский вестник. — Ч. I. — М., в университетской типографии, 1829. — С. 147-148.

82. Э...гер Л. Письмо одной девицы к своей подруге, намеревавшейся посвятить себя монастырской жизни (Отрывок из романа) // Северная Минерва. — 1832. — Ч. 1, №5. — С. 347-351.

3) художественные, научные и публицистические произведения, изданные в XX-XXI веках:

83. Аксаков К.С. О некоторых современных собственно литературных вопросах. // Эстетика и литературная критика. / Сост., вступ. ст., коммент. КошелеваВ.А. —М.: Искусство, 1995. — С. 43-74.

84. Аксаков К.С. Орел и поэт. // Поэты кружка Н.В. Станкевича /

Вступительная статья, подготовка текста и примечания С.И. Машинского. —M.-JL: Советский писатель, 1964. — С. 296-297.

85. Байрон Дж. Г. Абидосская невеста. / Пер. И.И. Козлова. // Байрон Дж. Г. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. — М.: Издательство «Правда», 1991. — С. 46-84.

86. Батюшков К.Н. Нечто о Поэте и Поэзии // Батюшков К.Н. Сочинения.

— М.; Л.: Academia, 1934. — С. 340- 348.

87. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. — М.: «Худож. лит.», 1978.

88. Бестужев-Марлинский A.A. «Клятва при гробе Господнем. Русская быль XV века». Сочинения Н. Полевого. М., 1832. // Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения. В 2-х т. — М.: Худож. лит., 1981. — Т. 2. С. 412-464.

89. Бестужев-Марлинский A.A. Фрегат «Надежда». // Сочинения. В 2-х т.

— М.: Худож. Лит., 1981. — Т. 2., с. 177-284.

90. Гербарт И.Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. — 228 с.

91. Гер дер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977.— 704 с.

92. Дюма А. Наполеон. Жизнеописание. — М.: Захаров, 2005. — 240 с. ¡

93. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — М.: Яз. рус. Культуры, 1999.

94. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12-ти томах. Т. I.

— М.: Наука, 1989. — Глава III. О физическом и нравственном характере славян древних. — С. 61-92.

95. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. // Киреевский И.В. Критика и эстетика. / Сост., вступ. статья и примеч. Ю.В.Манна; Редколл.: М.Ф. Овсяников (пред.) и др. — М.: Искусство, 1979. — С. 248-293.

96. Надеждин Н.И. О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической. // Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. —М.: «Художественная литература», 1972. — С. 124-253.

97. Одоевский В.Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Русские ночи; Статьи. / Вступит. Статья, сост. и коммент. В.И. Сахарова. — М.: Худож.лит., 1981, —С. 29-246.

98. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1977-1979.

99. Ростопчина Е.П. Отринутому поэту. // Ростопчина Е.И. Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания. / Сост. В. Афанасьев. — М.: Моск. Рабочий, 1987. — С. 27-29.

100. Станкевич Н.В. Отшельник. // Поэты кружка Н.В. Станкевича / Вступительная статья, подготовка текста и примечания

С.И. Машинского. —M.-JI.: Советский писатель, 1964. — С. 113-114.

101. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.: Издат. центр «Классика», 2002—...

102. Lord Byron. The Major Works. Edited with an Introduction and Notes by Jerome J. McGann. — New York: Oxford University Press, 2000.

103. Herzen A. Russian Literature: Michael Lermontoff. // The National Review. — 1860. — Vol. XI. — Pp. 330-347.

3. Исследования

а) работы no философии и истории философии, исторические исследования

104. Бердяев H.A. Смысл творчества. / Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. — М.: ACT: АСТ-Москва: Хранитель, 2007, — С. 16—336.

105. Гершензон М.О. От редактора-составители // Гершензон М.О. Николай I и его эпоха. — М.: Захаров, 2001. — С. 5-8.

106. Гулыга A.B. Гегель. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Соратник, 1994. — 256 с.

107. Гулыга A.B. Гердер. — 2-е изд., дораб. —М.: Мысль, 1975. — 181 с.

108. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

109. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. —М.: Наука, 1980. — 326 с

110. Каменский З.А. Н.И. Надеждин: Очерк философских и эстетических взглядов (1828-1836). — М.: Искусство, 1994.

111. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Академический Проект; Трикста, 2011. — 551 с.

112. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. / Лосский Н.О. Бог и мировое зло. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1990. — С. 249—314.

113. Мережковский Д.С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. — Гоголь. Творчество, жизнь и религия. — СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911. — С. 3-58.

114. Осли Э. Покорение Кавказа: Геополитическая эпопея и войны за влияние / Эрик Осли [пер. с фр. Е.Д. Богатыренко]. — М.: Плюс-Минус, 2008. — 624 с.

115. Соловьев B.C. Лермонтов. // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика / Вступ. статья Р.Гальцевой и И.Роднянской. — М.: Искусство, 1991. — С. 379-398.

116. Тарасов Б.Н. Рыцарь самодержавия. Черты правления Николая I // Николай Первый и его время: Том 1 / Сост., вступит, ст. и коммент.

Б. Тарасова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — С. 3-56.

117. Федоров Н.Ф. Бессмертие, как привилегия сверхчеловеков (По поводу статьи В. С. Соловьева о Лермонтове) // // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — Т. II, с. 136-140.

118. Федоров Н.Ф. Сверхчеловечество, как порок и как добродетель. // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — Т. II, с. 135-136.

119. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или Всеобщий синтез (т.е. Всеобщее объединение) // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — Т. I, с. 388-441.

б) литературоведческие работы

120. Анненкова Е.И. Аксаковы. (Серия «Предания русского семейства»), — Спб.: Наука, 1998. — 366 с.

121. Аношкина В.Н. «Демон» — поэма М.Ю.Лермонтова. // Христианские истоки русской литературы: Сборник научных статей. / Отв. ред. В.Н. Аношкина. —М.: МПУ, 2001. — С. 88-98.

122. Аношкина В.Н. Звездный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. — «Мой гений веки пролетит...». К 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова // Воспоминания, критика, суждения. // Составление, примечания и редакция И. П. Щеблыкина. — Пенза, 2004. — С. 133— 136.

123. Аношкина В.Н. Итальянский мотив в поэзии К.Н. Батюшкова. // Мир романтизма: сб. науч. тр.: к 50-летию научно-педагогической деятельности профессора И.В. Карташовой. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. — Т. 16 (40). — С. 34-47.

124. Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. — М.: Пашков дом, 2011. — 384 с.

125. Арзамасцев В.П. «Звук высоких ощущений...» (Новое о М.Ю. Лермонтове). — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пенз. Отд-е), 1984. — 168 с.

126. Аринштейн Л.М. Неизвестная статья А. И. Герцена и М. Мейзенбуг о Лермонтове // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — С. 283—308.

127. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. — М.: Московский рабочий, 1965. — 472 с.

128. Афанасьев В.В. Лермонтов. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 560 с.

129. Белова Н.М. Байронический герой и Печорин. / Н.М. Белова; отв. ред. Л.Г. Горбунова. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 96 с.

130. Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной

преемственности) // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 356—421.

131. Бойко М.Н. Авторские миры в русской культуре первой половины XIX века. — Спб.: Дмитрий Буланин, 2005. — 376 с.

132. Бродский Н.Л. Лермонтов-студент и его товарищи // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 40—76.

133. Бродский Н.Л. Московский Университетский Благородный пансион эпохи Лермонтова: (Из неизданных воспоминаний графа ДА. Милютина) // М.Ю. Лермонтов: Статьи и материалы. — М.: Гос. соц.-эконом. изд-во «Соцэкгиз», 1939. — С. 3—15.

134. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 640 с.

135. ВацуроВ.Э. Лермонтов и Марлинский // Творчество М.Ю.Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — М.: Наука, 1964. — С. 341—363.

136. Вацуро В.Э. Литературная школа Лермонтова // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 49—90.

137. Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. — 2-е изд., без перемен. — СПб.: Типография т-ва «Общественная польза», 1907. — 492 с.

138. Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Биография. — М.: Захаров, 2004. — 416 с.

139. Володарская Л. Лермонтов — переводчик. // Михаил Лермонтов. На севере диком стоит одиноко... Переводы. — М.: Аграф, 2011. — С. 2438.

140. Володарская Л. Три вехи в истории русского поэтического перевода. // Михаил Лермонтов. На севере диком стоит одиноко... Переводы. — М.: Аграф, 2011. — С. 5-24.

141. Воробьев В.П. Лермонтов и Байрон: монография. — Смоленск: Маджента, 2009. — 160 с.

142. Гинзбург Л. Я. О лирике. — М.: Интрада, 1997. — 416 с.

143. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. — Л.: Худож. Лит., 1940. — 223 с.

144. Глухов А.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Ч. 1 / Изд-е Башкир, ун-та. — Уфа, 2000. — 132 с.

145. Глухов А.И. Юношеские поэмы М.Ю.Лермонтова: Проблематика. Поэтика. Жанр. 1 Изд-е Башкирского ун-та. — Уфа, 2001. — 192 с.

146. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. — Моск. Гос. Обл. Ун-т. — М., 2009. — 376 с.

147. Грехнев В.А. Русский «гамлетизм» и философия действия в «Герое нашего времени» Лермонтова. — Лермонтовский выпуск №7: Материалы Международной научной конференции «Изучение творчества М. Ю. Лермонтова на современном этапе». — Пенза, 2004.

— С. 132—134.

148. Гуревич A.M. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964.

— М.: Наука, 1964. — С. 149-171.

149. Дурылин С. Н. На путях к реализму // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. Лит., 1941. — С. 163-250.

150. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. — 2-е изд. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 189 с.

151. Дьяконова Н.Я. Байрон: опыт психологического портрета. // Великий романтик. Байрон и мировая литература. — М.: Наука, 1991. — С. 1022.

152. Евчук О.П. Религиозно-философские парадигмы поэзии М.Ю.Лермонтова. — Лермонтовский выпуск №7: Материалы Международной научной конференции «Изучение творчества М. Ю. Лермонтова на современном этапе». — Пенза, 2004. — С. 13—25.

153. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 288 с.

154. Журавлева А.И., Турбин В.Н. Творчество М.Ю. Лермонтова: Семинарий для студентов-заочников филол. фак. гос. ун-тов. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1967. — 44 с.

155. Зверев A.M. Байрон в поэтическом сознании Лермонтова. // Великий романтик Байрон и мировая литература. — М.: Наука, 1991. — С. 152-159.

156. История русской журналистики XVIII-XIX веков. / Под ред. проф.

A.B. Западова. — М.: Высшая школа, 1963. — 516 с.

157. Касаткин Н.В., Касаткина В.Н. Тайна человека. Своеобразие реализма Ф.М. Достоевского. — М.: МПУ, 1994. — 171 с.

158. Касаткина (Аношкина) В.Н. «Здесь сердцу будет приятно...»: Поэзия

B.А. Жуковского. —М.: «Община», 1995. — 184 с.

159. Касаткина (Аношкина) В.Н. Романтическая муза Пушкина. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 128 с.

160. Кашин Н. Рец. на кн. С. Москаленко-Судиенко «Новое о "Демоне" и "Боярине Орше". С приложением: 1) поэмы Лермонтова "Демон" в очищенном от поддельных стихов и других недостатков виде. 2) поэмы "Боярин Орша" и 3) этюда "Татьяна Пушкина". К-во "Современные проблемы". М. 1914». // Русский библиофил, основанный Н.В. Соловьевым. — Октябрь (№6). — 1915. — Пг.:

Сириус, 1915. —С. 95-98.

161. Келли JI. Лермонтов: трагедия на Кавказе / Перевод с английского И.А.Гориславского, под ред. И.А.Настенко; предисловие и добавления В.А.Захарова. —M.: SPSL—Русская панорама, 2006. — 318 с.

162. Киселева И.А. Онтология стихии в художественном мире М.Ю. Лермонтова. // Вестник МГОУ Серия «Философские науки». — 2011. —4, —С. 74-78.

163. Киселева И А. Творчество М.Ю.Лермонтова как религиозно-философская система: Монография. — М.: Московский государственный областной университет, 2011.— 314 с.

164. Корман Б.О. Лирика и реализм. — Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1986. — 96 с.

165. Коровин В.И. Лермонтов и русская лирика его времени. // Творчество Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. —М.: Наука, 1964. — С. 311-340.

166. Кривошапова С.А. Концепция демократического героя в творчестве Лермонтова. — Киев: Наукова думка, 1987. — 96 с.

167. Лаврецкий А. Эстетика Белинского. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — 372 с.

168. Лашкевич A.B. Байрон и байронизм в литературном сознании России первой половины XIX в. // Великий романтик Байрон и мировая литература. — М.: Наука, 1991. — С. 160-176.

169. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2008. — 413 с.

170. Лотман Ю.М. Поэтическая декларация Лермонтова. // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллин, 1993. — Т. 3. С. 24 — 34.

171. Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова. // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллин, 1993, —Т. 3. С. 9 —23.

172. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — М., Л.: Наука, 1964. — 266 с.

173. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. — М.: Наука, 1976. — 376 с.

174. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). — М.: Наука, 1969.

175. Мехтиев Б.Г. Журнал «Маяк»: духовная оппозиция эстетическим идеям журналистики 1840-х гг. и романтизму М. Ю. Лермонтова. — Хабаровск: Изд-во Хабаровск, гос. пед. Ун-та, 2004. — 206 с.

176. Миллер Ц.Г. Москва и Лермонтов / Моск.гор.об-ние архивов. — М.: Мосгорархив, 1999. — 302 с.

177. Михайлов A.B. «Герой нашего времени» и историческое мышление формы. // Михайлов A.B. Обратный перевод. — М.; Яз. рус. культуры,

2000. —С. 291—310.

178. Михайлов В.Ф. Михаил Лермонтов: роковое предчувствие. — М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. — 464 с.

179. Михайлова E.H. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. Лит., 1941. — С. 125-162.

180. Моруа А. Дон Жуан, или Жизнь Байрона: биографический роман / Пер. с фр. М. Богословской. — М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010, —478 с.

181. Найдич Э.Э. «Всегда кипит и зреет что-нибудь в моем уме...» // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. Лит., 1994. — С. 1034.

182. Найдич Э.Э. Дар бесценный // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. лит., 1994. — С. 133—140.

183. Недосекина Т.А. Автор в поэме М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша». — Лермонтов и его художественный мир: Сборник научных статей // Под ред. В.Я. Голуб, Т.А. Недосекиной. — Борисоглебск, 2004. — С. 4 —18.

184. Нейман Б. В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 422—465.

185. Нечаева B.C. В.Г.Белинский. Начало жизненного пути и литературной деятельности. 1811-1830. — М.: Изд-во АН СССР, 1949. _448 с.

186. Нестор (Кумыш), игумен. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» в контексте христианского миропонимания. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2007, — 176 с.

187. Нестор (Кумыш), игумен. Тайна Лермонтова. — Спб.: Филологический факультет СПбГУ, Нестор-История, 2011. — 340 с.

188. Никольский С.А., Филимонов В.П. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII — середины XIX столетия. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 416 с.

189. Николюкин А.Н. К типологии романтической повести // К истории русского романтизма / Под ред. Ю.В. Манна. — М.: Наука, 1973. — С. 259-282.

190. Нольман М.Л. Лермонтов и Байрон // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. Лит., 1941. — С. 466-515.

191. Нольман М.Л. От «Демона» Пушкина к «Демону» Некрасова // К

истории русского романтизма / Под ред. Ю.В. Манна. — М.: Наука, 1973 —С. 386-418

192. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции // Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Том VII. — СПб.: изд-ва «Общественная польза» и книгоизд. «Прометей», 1910. — 324 с.

193. Овсянико-Куликовский Д.Н. М.Ю. Лермонтов. К столетию со дня рождения великого поэта. — СПб.: Прометей, 1914. — 141 с.

194. Полукарова Л. В. Образ человека и формы выражения авторского сознания в лирике Лермонтова (К типологии художественных структур) — Концепции человека в русской литературе. — Воронеж, 1982, —С. 31—37.

195. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Исторические очерки. — Изд. 3-е, доп. — СПб., Книгоиздательство «Колос», 1906. — 575 с.

196. Радомская Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. — М.: Совпадение, 2006. — 240 с.

197. Резник H.A. М.Ю. Лермонтов и его спутники: жизненные и творческие связи. — Ханты-Мансийск, Информационно-издательский центр, 2004. — 443 с.

198. Розанов М.Н. Байронические мотивы в творчестве Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 343-384.

199. Розанов М.Н. Очерк истории английской литературы XIX века. Часть первая. Эпоха Байрона. —М.: Государственное издательство, 1922. — 248 с.

200. Россия и Славянский мир в творческом наследии Ф.И. Тютчева. / Под ред. В. Н. Аношкиной. — М.: Пашков дом, 2011. — 591 с.

201. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель. Том первый. Часть первая. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1913. — 616 с.

202. Сахаров В.И. Байрон и русские романтики. // Великий романтик. Байрон и мировая литература. —М.: Наука, 1991. — С. 143-151.

203. Семченко А.Д., Фролов П.А. Мгновения и вечность: к истокам творчества М.Ю. Лермонтова. — Саратов: Приволж. кн. изд-во (Пензен. Отделение), 1982. — 184 с.

204. Серман И.З. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. — 2-е изд. — М.: РГГУ, 2008. — 278 с.

205. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской литературе. — М.: Наука, 1975. — 368 с.

206. Спасович В.Д. Байронизм у Пушкина и Лермонтова // С приложением

краткой биографии лорда Байрона, составленной Богданом Степанцем. — Вильна, Издание Северо-западного Книгоиздательства, 1911, —90 с.

207. Страхова Е. «Творческий плагиат» Лермонтова в поэме «Демон». — М.: типография Вильде, 1909. — 12 с.

208. Темпест Р. Между Рейном и Сеной: молодые годы Ивана Гагарина. // Гагарин Иван. Дневник. Записки о моей жизни. Переписка. — М.: «Языки славянской кулыуры», 1996. — С. 12-48.

209. Тимакова A.A. Народная среда в прозе М.Ю. Лермонтова («Вадим») и Д. В. Григоровича. — Лермонтовский выпуск №7: Материалы Международной научной конференции «Изучение творчества М.Ю. Лермонтова на современном этапе». — Пенза, 2004. — С. 168

— 172.

210. Тураев С.В. Байрон в движении времени. // Великий романтик. Байрон и мировая литература. — М.: Наука, 1991. — С. 3-9.

211. Удодов Б.Т. Глава одиннадцатая. Михаил Юрьевич Лермонтов. // История русской литературы XIX века. 1800—1830-е годы: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — 2-е изд., доп.

— М.: Издательство Оникс, 2008. — С. 460-518.

212. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1973. — 704 с.

213. Удодов Б.Т. Феномен Печорина: «временное» и «вечное» (К лермонтовской концепции личности). — Концепции человека в русской литературе. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982.

— С. 13—30.

214. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический институт имени К.Д.Ушинского, 1971. —304 с.

215. Усок И.Е. Герой лирики Лермонтова (1836—1841 гг.) // Творчество М.Ю.Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — М.: Наука, 1964. — С. 202—235.

216. Усок Е.И. К спорам о художественном методе Лермонтова // К истории русского романтизма / Под ред. Ю.В. Манна. — М.: Наука, 1973, —С. 283-302.

217. Усок И.Е. Философская поэзия любомудров // К истории русского романтизма / Под ред. Ю.В. Манна — М.: Наука, 1973. — С. 107-128.

218. Федоров A.B. Лермонтов и литература его времени. — Л., Худож. Лит., 1967,—364 с.

219. Фриче В. Байрон // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Т. 1. Стб. 298-305.

220. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества / АН СССР. Ин-т мировой

лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1975. — 189 с.

221. Фризман Л.Г. Эволюция русской романтической элегии (Жуковский, Батюшков, Баратынский) // К истории русского романтизма / Под ред. Ю.В. Манна. — М.: Наука, 1973. — С. 73-106.

222. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 259 с.

223. Шувалов С.В. Религия Лермонтова II Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 135-164.

224. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований: новые подходы в изучении литературы. Учебно-методические и литературные очерки. — Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. — 256 с.

225. Щеблыкин И.П. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. — М.: Русское слово, 2000. — 224 с.

226. Щеблыкин И.П. Страницы лермонтоведения: интерпретации, анализы, полемика. Научно-методологические статьи. — Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2003. — 139 с.

227. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. — Л.: Гос. Изд-во, 1924. — 61 с.

228. Gilroy, Marie. The ironic vision in Lermontov's A Hero of our time (Birmingham Slavonic Monographs No 19) / Marie Gilroy. — Birmingham: Dep. of Russ. lang. a. lit. Univ. of Birmingham, 1989. — Pp. 75-82.

229. Golstein Vladimir. Lermontov's narratives of heroism. — Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1998. — 244 p.

230. Kelly Laurence. Lermontov: Tragedy in Caucasus. — London: Constable, 1977, —260 p.

231. McGann Jerom J. Notes. II Lord Byron. The Major Works. Edited with an Introduction and Notes by Jerome J. McGann. — New York: Oxford University Press, 2000. — P. 1021-1076.

232. McGann, Jerome J. Byron and Romanticism. — Cambridge, 2002. — 316

P-

в) справочные издания, энциклопедии

233. Библиография текстов Лермонтова: Публикации, отдельные издания и собрания сочинений / Сост. К.Д. Александров, Н.А. Кузьмина; Отв. ред. Б.М. Эйхенбаум; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — 479 с.

234. Геннади Г.Н. Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков. Дополнение к каталогам русских книг Сопикова, Шторха, Плавильщикова, Смирдина, Ольхина, Глазунова и Базунова. — СПб., 1874, —47 с.

235. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» — М.: Сов. Энцикл., 1981.

236. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. — М.: Изд-во всесоюзной книжной палаты, i960. —В 4-х гг.

237. Русские анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати (1801-1926 гг.). Библиографический указатель. Вып. 1-3. — Л.: Гос. публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 19771979.

238. Русский биографический словарь: В 20 т. — M.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999.

239. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. — 8-е изд., дораб. и доп. —М.: Республика; Современник, 2009. — 845 с.

г) авторефераты диссертаций

240. Белоусова Е.О. Религиозно-нравственный смысл романтической лирики М.Ю.Лермонтова и А.И.Одоевского: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. —М.: Изд-во МГОУ, 2008. — 30 с.

241. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю.Лермонтова в контексте русского духовного самосознания: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01. —М.: Изд-во МГОУ, 2010. — 43 с.

242. Демиденко ЕЛ. Мировоззренчески значимые образно-мотивные ряды в лирике М.Ю. Лермонтова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01. —М.: Изд-во МПГУ, 2005. — 19 с.

243. Дубнова Н.В. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте евразийского диалога культур: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02. —Махачкала: Дагестан, гос. пед. Ун-т, 2007. — 17 с.

244. Киселева И.А. Поэзия М.Ю. Лермонтова. Своеобразие религиозно-эстетического мировидения: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01. — М.: Изд-во МПУ, 2001. — 20 с.

245. Кузнецова A.B. Лирический универсум М.Ю. Лермонтова: семантика и поэтика: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.02.01, 10.01.01. — Ростов-на-Дону: Рост. гос. пед. Ун-т, 2003 — 50 с.

246. Липич В.В. Пушкинская и лермонтовская разновидности русского романтизма в их художественно-эстетическом своеобразии: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01. — Москва: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. — 38 с.

247. Мамонова О.В. Семантика сюжетных мотивов дома и бездомья в русской романтической поэзии. В.А. Жуковский. М.Ю. Лермонтов:

тореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. — М.: Мое. обл. ун-т, 2004. — 21 с.

248. Резник H.A. М.Ю. Лермонтов и его спутники: жизненные и творческие связи: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01. — М.: Изд-во МГОУ, 2004. — 34 с.

249. Толстогузова Е.В. Байроническая модификация элегии в русской поэзии первой половины XIX века: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. — Владивосток: Изд-во ФГБОУ «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», 2011. — 22 с.

250. Усок И.Е. Проблема личности в лирике Лермонтова 1836—1841 гг.: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. — М.: АН СССР, Ин-т мировой лит., 1964. — 19 с.

251. Черная Т.К. Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе первой половины XIX века: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.01. — Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2005. — 52 с.

4. Интернет-ресурсы

252. Викитека — подборка факсимиле журнала «Отечественные записки»

253. Онлайн библиотека Царское село

254. Русский филологический портал

255. Русская виртуальная библиотека

256. Фундаментальная электронная библиотека

257. Электронная библиотека Im Werden

258. Google поиск книг

259. Hathi Trust Digital Library

260. ReadPrint

261. Questia

Приложение 1 Стихотворение неизвестного автора на смерть Лермонтова

РГАЛИ, фонд 276, опись №1, ед. хр. 144

i V

I" f:

* i

«Л

• -

л <**-, (

^ . xJ\

«к.»*. 4

•y

• i

• <*

* -

f í

мь. J».-m*

' !

« t r

ï-i

# -w y^fjf-^'

^¿ZJi---A-.-**

/VI —•

Г5

V

1

т ü

i rl

if

! U

#

À

- - ^^Jf

i : * • • .1

if

4 'Vï;-' !>:

I

** é&ilglbS ^Ц^" / ..^Äifes**!

I-

i í

v\

- *

¡ s

-.i ¡

1 Свершилось! Рок неумолимый Нам грянул новою бедой!.. Полночной музы жрец любимый Сражен безжалостной рукой. 5 В разгаре светлых вдохновений Исполнен творчества и сил На ранний гроб наш милый гений Чело цветущее сложил.

Давно ль звездою лучезарной 10 На праздной славы небосклон Явился он, пришлец избранный Высокой доле обречен? Давно ль на лире сладкогласной, Как ропот вольныя струи, 15 Он пел раскатно и прекрасно Нам песни дивные свои, И каждый день с зарею новый, Свидетель грез его мечты Хранил его венок лавровый 20 Восторга новые цветы?

И нет певца! - в пыли могилы Цевница сирая молчит. С ее струны звук сердцу милый К нам больше в грудь не застучит. 25 За честь какой-то пошлой Мери Под тяжким знаменьем креста Пред ним открылись гроба двери И смолкли вещие уста. Когда весь мир жилищ узорных, 30 Гуляний, зрелищ и балов

Со всей росой от слез притворных Не слышит звука вещих слов. Один погиб. - Мечты святые Нам чуждый перст от нас отнял, Но этот пасынок России На брата руку подымал.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.