Автобиографизм как художественная проблема в творчестве М.Ю. Лермонтова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Денисова Екатерина Андреевна

  • Денисова Екатерина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 279
Денисова Екатерина Андреевна. Автобиографизм как художественная проблема в творчестве М.Ю. Лермонтова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2021. 279 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Денисова Екатерина Андреевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. АВТОБИОГРАФИЗМ КАК СТИЛЕВОЙ ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. История изучения и интерпретации феномена автобиографизма в литературоведении

1.2. Специфика лермонтовского автобиографизма: проблемы изучения

Глава 2. АВТОБИОГРАФИЗМ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА (1828-1832): ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ МОДУС

2.1. Лирика 1828-1832 гг

2.1.1. Сушковский цикл

2.1.2. Ивановский цикл

2.1.3. Стихотворения, обращенные к В.А. Лопухиной

2.2. Поэмы 1828-1832 гг

2.3. Драматургия 1830-1831 гг

2.3.1. «Menschen und Leidenschaften» (1830)

2.3.2. «Странный человек» (1831)

2.4. Роман «Вадим» (1832-1834)

Глава 3. АВТОБИОГРАФИЗМ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА (1833-1836): ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОДУС

3.1. Лирика конца 1832 - середины 1837 гг

3.2. Поэмы 1833-1837 гг

3.3. Драматургия 1835-1836 гг

3.3.1. «Маскарад» (1835)

3.3.2. «Два брата» (1836)

3.4. Роман «Княгиня Лиговская» (1836-1838)

3.4.1. «Сушковский» контекст как основа одной из сюжетных линий романа

3.4.2. Варвара Лопухина и Вера Лиговская: кульминация проблематики «поражения любви»

Глава 4. АВТОБИОГРАФИЗМ ЗРЕЛОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА (1837-1841): ФИЛОСОФСКИЙ МОДУС

4.1. Проза 1837-1841 гг

4.1.1. «Ашик-Кериб» (1837)

4.1.2. «Герой нашего времени» (1837-1840)

4.1.3. «Штосс» (1841)

4.1.4. Очерк «Кавказец» (1841)

4.2. Поэмы 1837-1840 гг

4.2.1. «Мцыри» (1839)

4.2.2. «Демон» (1829-1839)

4.3. Лирика 1837-1841 гг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автобиографизм как художественная проблема в творчестве М.Ю. Лермонтова»

ВВЕДЕНИЕ

В творческом наследии М.Ю. Лермонтова феномен автобиографизма как способа художественного освоения биографического материала имеет концептуальное значение для понимания своеобразия стилевой манеры автора. Особое соотношение биографического и творческого в данном случае определяется характерным для Лермонтова стремлением к художественному разрешению любой жизненной, биографической проблемы или ситуации, что обусловливает необходимость рассматривать вопрос об автобиографизме в творчестве Лермонтова как актуальную проблему теоретического и историко-литературного характера.

В литературоведении автобиографизм понимается как особый художественный феномен, основанный на преломлении биографической ситуации в литературном произведении. Помимо непосредственного отражения в тексте событий биографии, к сфере определения автобиографического дискурса относится также саморефлексия автора, отражение в произведении эмоций, вызванных конкретной биографической ситуацией. Понятие автобиографического начала в целом и автобиографизма в частности широко употребляется при анализе литературного текста; тем не менее проблема теоретического осмысления автобиографизма и изучения особенностей его проявления в творчестве конкретных авторов требует дальнейшей разработки в современном литературоведении.

Степень изученности темы. Традиция определения автобиографизма как характерной черты творчества Лермонтова берет начало от первых исследователей его литературного наследия; в связи с этим следует отметить также проблему недостаточной изученности на тот момент биографии Лермонтова. В ранних исследовательских работах преобладала мысль о возможности восполнения недостающих биографических фактов содержанием лермонтовских произведений; при этом в достаточной мере не различались факты художественной и внехудожественной реальности. С середины 19 века начало изучению лермонтовской биографии было

4

положено В.Х. Хохряковым, С.С. Дудышкиным; в работах П.А. Висковатого1, О.П. Герасимова2, Н.А. Котляревского3 основной стратегией было установление связи между биографией, духовным обликом поэта и художественным миром его произведений. В 20 веке изучение лермонтовской биографии продолжилось в работах Б.М. Эйхенбаума4, Н.Л. Бродского5, В.А. Мануйлова6, Э.Г. Герштейн7, И.Л. Андроникова8 и др. На данный момент наиболее полные сведения о биографии поэта предоставляют «Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова» В.А. Мануйлова и ее расширенная версия, подготовленная В.А. Захаровым9, а также выпущенная в 1981 г. «Лермонтовская энциклопедия»10 (гл. ред. В.А. Мануйлов) и вышедшая в 2014 г. книга «М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь»11 (гл. ред. и сост. И.А. Киселева). Однако даже на современном этапе изученности лермонтовской биографии зачастую невозможно в полной мере проследить связь жизненных событий с историей написания конкретного текста.

При изучении биографии Лермонтова в исследовательских работах традиционно отмечается связь тех или иных жизненных событий и их отражения в художественных текстах. Так, замечания об автобиографизме ранних драм, «исповедальности» как специфической черты ранней лирики

1 ВисковатовП.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987.

2 Герасимов О.П. Очерк внутренней жизни Лермонтова по его произведениям (психологический этюд) // Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова: в 6 т. Т.3. Стихи, поэмы. 1838-1841 / Редакция и предисловие В. В. Каллаша. М.: Печатник, 1914. С. 3-32.

3 Котляревский Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: личность поэта и его произведения: Опыт ист.-лит. оценки Н. Котляревского. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1891.

4 Эйхенбаум Б.М. 1) Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. Л.: Гос. Изд-во, 1924. 2) Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961.

5 Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Биография. Т.1. М., 1945.

6 Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); отв. ред. Б.П. Городецкий. М.; Л.: Наука, 1964.

7 Герштейн Э.Г. 1) Лермонтов и кружок шестнадцати // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М., 1941. С. 77-124. 2) Судьба Лермонтова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Худож. лит., 1986.

8 Андроников И.Л. М.Ю. Лермонтов. Исследования и находки. М.: Худож. лит., 1977.

9 Захаров В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М.: Русская панорама, 2003.

10 Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И.Л., Базанов В.Г., Бушмин А.С., Вацуро В.Э., Жданов В.В., Храпченко М.Б. М.: Сов. Энцикл., 1981.

11 М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь / Гл. ред. и сост. И.А. Киселева. М.: Индрик, 2014.

можно найти у С.Н. Дурылина12, Б.М. Эйхенбаума13, А.И. Журавлевой14; исследованию биографического подтекста, лежащего в основе конкретных произведений, посвящены работы И.Л. Андроникова15, Э.Г. Герштейн16, А. Глассе17; и др. Обусловленность возникновения замысла произведения жизненными событиями и влияние автобиографического контекста на поэтику отмечали В.Л. Комарович18, Д.Е. Максимов19, Б.Т. Удодов20, В.Э. Вацуро21 и др. Замечания о специфике лермонтовского автобиографизма обнаруживаются также в работах В.А. Мануйлова, О.В. Миллер22, В.А. Захарова23. Связь проблемы автобиографизма с присущей творчеству Лермонтова спецификой параллелизма авторской судьбы и судьбы героя исследовали Ю.В. Манн24, В.М. Маркович25. Исследование магистральной в творчестве Лермонтова темы любви, имеющей наибольшее автобиографическое значение, проводится в работах Г.В. Москвина26. Тем не менее проблема автобиографизма как особой художественной манеры в творчестве Лермонтова требует системного подхода к изучению на современном этапе лермонтоведения.

12 Дурылин С. Н. Лермонтов и романтический театр // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. М.; Л.: Изд. ВТО, 1941. С. 15-42.

13 Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. С. 125-359.

14 Журавлева А.И. Путь к герою времени: лирика, драма, роман // Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 181-197.

15 Андроников И.Л. Лермонтов и Н.Ф.И. // Андроников И.Л. М.Ю. Лермонтов. Исследования и находки... С.124-152.

16 Герштейн Э.Г. За страницами «Большого света» // Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. С. 78-106.

17 Глассе А. Лермонтов и Е. А. Сушкова // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. С. 80-121.

18 Комарович В. Л. Автобиографическая основа «Маскарада» // Литературное наследство. Т. 43. М., 1941. С. 629-672.

19 Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. 2-е издание. М., Л.: Наука, 1964.

20 Удодов Б. Т. М.Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 1973.

21 Вацуро В. Э. Последняя повесть Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. С. 223-252.

22 Миллер О.В. К вопросу об автобиографизме творчества М. Ю. Лермонтова // Творческий процесс и эстетические принципы писателя: Сб. научн. тр. Иркутск, 1980. С. 11-31.

23 Захаров В.А. От автора // Захаров В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. С. 5-7.

24 Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 431-480.

25 Маркович В.М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака («Герой нашего времени» - «Доктор Живаго») // Автор и текст: Сборник статей. СПб.: Изд-во СПГУ, 1996. Вып. 2. С. 150-178.

26 Москвин Г. В. 1) Запрос любви (источник и энергия прозы М.Ю. Лермонтова) // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2011. № 2. С. 57-69. 2) Эволюция прозы Лермонтова (от Веры Лиговской к княжне Мери) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 4. С. 124-134.

Актуальность диссертационного исследования связана с необходимостью системного подхода к феномену автобиографизма в творчестве Лермонтова и дальнейшей разработки методологической основы соотнесения биографического материала и его художественного воплощения, а также с потребностью формирования концептуального представления об эволюции автобиографического дискурса.

Научная новизна диссертации состоит в выявлении эволюции автобиографического дискурса в творчестве Лермонтова, выявлении автобиографической обусловленности периодизации его творчества и специфики проявления автобиографического на каждом творческом этапе с целью определения его идейно-смыслового потенциала в конкретных произведениях, а также в представлении комплексного анализа работ, рассматривающих проблему автобиографизма как объект научного изучения.

Предмет исследования - проблема автобиографизма в творчестве Лермонтова, преломление биографического материала в художественных произведениях.

Объектом исследования являются тексты Лермонтова и проявление в них автобиографического контекста, обусловленного сопутствовавшей их написанию биографической ситуацией.

Цель исследования - установить влияние автобиографического контекста на поэтику через системное изучение процесса трансформации биографического факта в художественное обобщение и выявление специфики данного феномена на разных этапах творчества Лермонтова.

Задачи исследования:

1. Определить содержание понятия «автобиографизм» в теоретическом и историко-литературном аспектах;

2. Произвести системный анализ работ, рассматривающих проблему автобиографизма как объект научного изучения в творчестве Лермонтова;

3. Исследовать идейно-стилевые функции автобиографизма на разных этапах творчества Лермонтова с учетом его жанрово-родовой эволюции;

4. Проанализировать специфику соотношения творческого и биографического в произведениях Лермонтова;

5. Аргументировать понимание художественной роли автобиографизма как условия смысловой целостности творчества Лермонтова.

Методологическую основу диссертации составляют исследования, посвященные проблемам изучения творчества Лермонтова в соотнесении с биографией писателя (С.Н. Дурылин, Б.М. Эйхенбаум, И.Л. Андроников, Э.Г. Герштейн, Б.Т. Удодов, Г.В. Москвин и др.). В работе используется метод системного анализа, а также биографический, психологический, историко-литературный, описательный и сопоставительный методы, в совокупности позволяющие составить целостное представление об автобиографизме в творчестве Лермонтова.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке методики исследования автобиографического дискурса в произведениях Лермонтова на каждом этапе творчества автора.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования при разработке учебно-методической литературы, а также при составлении специальных курсов по изучению творчества Лермонтова и истории русской литературы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Автобиографизм как принципиальный и стратегический способ

художественного освоения действительности обнаруживается во всем

пространстве творчества Лермонтова. Специфика лермонтовского

автобиографизма обусловлена характерным для автора стремлением к

художественному разрешению любой жизненной проблемы или ситуации.

Эволюция автобиографического дискурса связана с изменением степени и

8

характера его присутствия на разных этапах и в конкретных произведениях: исповедальный, лично-бытовой модус (ранняя лирика, поэмы, драмы и роман «Вадим»); проблемно-драматический модус (драмы «Маскарад», «Два брата», поэмы 1833-1836 гг. и роман «Княгиня Лиговская); философский модус (поэмы, проза и лирика 1837-1841 гг.).

2. Наибольшая степень автобиографизма обнаруживается при обращении к центральным в творчестве Лермонтова темам отношения к Богу, постижения любви, осмысления феномена человека как субъекта бытия. Потребность художественного освоения названных тем обусловливает личное присутствие автора в субьектосфере каждого произведения и является основным импульсом к формированию его идейно-образной структуры.

3. Исповедальный, лично-бытовой характер автобиографизма раннего периода (1828-1832) основан на непосредственной взаимосвязи реального чувства или жизненного события и процесса создания произведения. Специфика автобиографизма в раннем творчестве Лермонтова связана с обращением к жанрово-родовым формам последовательно возрастающего сюжетного потенциала (лирика, поэмы, драмы, роман).

4. Преобладание проблемно-драматической составляющей в автобиографизме петербургского периода (1833-1836) обусловлено событиями биографии автора и его внутренним состоянием. Острота драматического конфликта в поэмах, драмах и романе связана с проблемой авторского отношения к центральной теме любви и стремлением к преодолению измены как источника несчастья. Неразрешимость этой проблемы обусловливает феномен лирического молчания автора в данный период.

5. Автобиографизм зрелого периода творчества Лермонтова (18371841) обнаруживается на новых художественных основаниях. Исчезает драматический контекст; таким образом, ослабевает зависимость

произведений периода от непосредственных жизненных событий. Исчезает

9

личный подтекст в изображении любовного конфликта, однако инерция автобиографизма второго этапа творчества сохраняется в женских образах повести «Княжна Мери», имеющих иную идейно-художественную структуру. Начиная с 1837 года, события биографии и творческий процесс существуют в известном отвлечении друг от друга; автобиографизм как стилевой прием выступает в качестве способа осмысления философской проблематики. Через художественное освоение личного биографического опыта формируется представление жизни человека в экзистенциальной рефлексии, осмысление феномена человека как субъекта бытия.

Достоверность полученных результатов обеспечивается большим объемом исследуемого материала, широкой теоретической базой и последовательной аргументацией, а также апробацией в публикациях и выступлениях на конференциях.

Апробация работы. Материалы исследования прошли апробацию на 6 международных и всероссийских научных конференциях 2019-2020 гг.:

1) XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019). Доклад: «Чувство или игра: история отношений М.Ю. Лермонтова и Е.А. Сушковой в литературном осмыслении (автобиографизм романа "Княгиня Лиговская")».

2) XI Московские Лермонтовские чтения (Москва, Библиотека №76 имени М.Ю. Лермонтова, 2019). Доклад: «Образ "мечтаемой" девушки. Биографическое и художественное (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Княгиня Лиговская")».

3) IV Международный методологический семинар «М.Ю. Лермонтов: проблемы творчества и эстетической жизни наследия» (Москва, МГОУ, 2019). Доклад: «Художественные особенности автобиографизма в творчестве М.Ю. Лермонтова».

4) XXVII Международная научная конференция студентов,

аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2020» (Москва, МГУ им. М.В.

10

Ломоносова). Доклад: «Драма М.Ю. Лермонтова "Два брата": биографический и творческий аспект».

5) XXVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2021» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова). Доклад: «Незавершенный роман М.Ю. Лермонтова "Вадим": творческая история и биографический аспект».

6) VI Международный научный методологический семинар «М.Ю. Лермонтов: проблемы творчества и эстетической жизни наследия» (Москва, МГОУ, 2021). Доклад: «Автобиографический дискурс в ранних поэмах М.Ю. Лермонтова».

Результаты исследования отражены в ряде статей, опубликованных в рецензируемых научных изданиях из списка, рекомендованного ВАК РФ и диссертационным советом МГУ им М.В. Ломоносова:

1) Денисова Е.А. Биографическое и художественное в романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» и драме «Два брата» // Litera. 2020. №11. С. 27-35. (ИФ РИНЦ 0, 181);

2) Денисова Е.А. О смысле любовной интриги как литературной категории в повести «Княжна Мери» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 1. С. 21-25. (ИФ РИНЦ 0, 208);

3) Денисова Е.А. Автобиографические источники романа М.Ю. Лермонтова «Вадим» // Литература в школе. 2021. №2. С. 23-31. (ИФ РИНЦ 0, 041);

4) Денисова Е.А. К вопросу об автобиографизме ранней драматургии М. Ю. Лермонтова (драмы «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек») // Litera. 2021. № 10. С. 21-30. (ИФ РИНЦ 0, 181).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии из 263 позиций на русском и английском языках. Общий объем работы составляет 279 стр.

Глава 1.

АВТОБИОГРАФИЗМ КАК СТИЛЕВОЙ ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Автобиографизм понимается в современном литературоведении как особый художественный феномен, в основе которого лежит преломление биографической ситуации в художественном произведении. Соотножшение биографического и художественного определяется в данном случае спецификой творческой манеры автора. При этом под биографическим понимается жизненный событийно-эмоциональный фон, побуждающий автора к творчеству; под художественным - не только процесс творческого освоения события, но и другая сфера действительности, альтернативная эмпирической художественная реальность, созданная автором.

Для понимания феномена автобиографизма ключевыми оказываются вопросы, связанные с жизнью эмпирического автора, а также вопрос об авторском повествовании и авторском присутствии в тексте. Таким образом, актуализируются две грани понимания автора - как создателя художественного произведения, со своей биографией, и как субъекта художественной деятельности, который оценивает и преподносит реальность под определенным углом зрения и в этом смысле присутствует в созданном им тексте, организуя его с точки зрения художественной целостности. Автор, присутствующий в художественном произведении, не тождественен облику автора реального, биографического, однако они безусловно связаны единой духовной основой личности27.

Авторская субъективность выражается, прежде всего, в идейно -смысловом аспекте произведения; автор выступает в данном случае как носитель некого представления о действительности. Воспоминание, осмысленное и воспроизведенное в тексте, представляет собой субъективную

27 Хализев В.Е. Автор и его присутствие в произведении // Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр. М. Высшая школа, 1999. С. 66.

реальность автора; полученный в результате художественный текст отражает биографическое событие, пропущенное через призму авторского личного восприятия и художественного видения. Два последних аспекта формируют идею произведения, понимаемую как «выраженный в произведении комплекс мыслей и чувств, принадлежащих его создателю»28. Идейно-смысловой аспект, таким образом, представляет собой проекцию личной философско-мировоззренческой системы и авторского взгляда на мир, а также оценку автором тех или иных жизненных явлений.

Помимо сознательно-оценочного компонента авторской субъективности, в тексте выражается также бессознательное начало, которое включает в себя и так называемый «мировоззренческий фон»29, и глубинные, зачастую не осознаваемые рефлексы психологии автора. Здесь также присутствует аспект автобиографизма, так как художественный текст в данном случае является отражением личности автора и его психологии.

Еще одна грань выражения авторской субъективности - «переживание автором собственной творческой энергии»30, или вдохновения. В данном случае мы обращаемся к процессу создания художественного произведения, во время которого сознательные усилия автора направлены на решение творческих задач, связанных, с одной стороны, с воображением, а с другой -с композиционно-стилистическими аспектами будущего произведения. Художественный текст может носить на себе отпечаток приложенных к нему творческих усилий; осмысление и оценка автором собственного творческого процесса также может иметь выражение либо непосредственно в тексте, либо в предисловии к нему, личной переписке и т.д. Относительно последнего, однако, М.М. Бахтин замечает следующее: «художнику нечего сказать о процессе своего творчества - он весь в созданном продукте, и ему остается только указать нам на свое произведение; <...> когда же художник начинает говорить о своем творчестве помимо созданного произведения и в

28Хализев В.Е. Автор и его присутствие в произведении // Теория литературы.С. 66.

29 ЛихачевД.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. М., 1989. С. 130-131.

30Хализев В.Е. Автор и его присутствие в произведении // Теория литературы.С. 66.

дополнение к нему, он обычно подменяет свое действительное творческое отношение, которое не переживалось им в душе, а осуществлялось в произведении, <...> своим новым и более рецептивным отношением к уже

31

созданному произведению»31.

Художественное творчество в целом и литература в частности неразрывно связаны со сферой авторской психологии. В контексте изучения автобиографизма особое значение приобретает вопрос об автобиографической памяти и субъективности воспоминаний; данная тема активно изучается в психологии, в частности, в такой отрасли науки, как психология художественного творчества32. Таким образом, вопрос о соотношении биографического и творческого, лежащий в основе определения сущности автобиографизма, может рассматриваться в широком научном контексте, не ограничиваясь только филологическими изысканиями. Однако особое значение данная проблема приобретает в литературоведении, так как изучение специфики соотношения биографического и художественного, или, иначе, автобиографизма в творчестве конкретного писателя чрезвычайно важно при анализе созданного им литературного текста.

Автобиографизм как литературный феномен может быть интерпретирован в двух разных аспектах; прежде всего, это специфический способ соотношения художественного текста и реальной действительности, или, иначе, художественной и внехудожественной реальности. В основе автобиографизма лежит процесс трансформации, преломления жизненного материала через призму свойственной автору идейно-философской рефлексии. При этом факт личной биографии в творчестве писателя

31 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 34-35.

32 1) Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.

2) Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти. М, 2000.

3) Нуркова В.В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2011. №1. С. 79-89.

4) Корытова А.И., Корытова Г.С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX - первая половина XX вв.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. №11. С. 162-169.

перерастает в факт художественный, в некое художественное обобщение. В более широком понимании автобиографизм произведения - это отражение в тексте личности автора и биографии, поданной под его собственным углом зрения.

Творчество писателя во многом «стимулируется и направляется биографическим опытом и жизненным поведением»33. В связи с этим, по замечанию В.В. Виноградова, «в художественном произведении могут и даже должны отражаться следы исторического своеобразия жизни автора, своеобразия его биографии, стиль его поведения, его миропонимание»34. Художественное освоение жизненных ситуаций и впечатлений и дальнейшее перенесение их на литературный материал в различной степени характерно для каждого писателя, являясь спецификой художественного творчества в целом. В ряде исследовательских работ можно встретить мнение о том, что «автобиографизм можно рассматривать как постоянное свойство литературы, т.к. в своем творчестве каждый писатель опирается на личный опыт»35. Сам порыв к творчеству, или, иначе, творческий импульс, обусловлен в большинстве случаев биографическими событиями. При этом обращение автора к творчеству, стремление осмыслить некое важное для себя событие является фактом биографии автора; продукт творческого осмысления становится фактом художественной реальности. Процесс трансформации жизненного факта в художественное произведение может быть представлен в виде нескольких взаимосвязанных этапов:

1) Биографическое событие, а также впечатление, которое оно производит на творческого человека;

2) Интерпретация автором произошедшего, выражаемая в набросках, дневниках, переписке и других текстах, имеющих статус неоконченности и индивидуальной значимости;

33Хализев В.Е. Автор и его присутствие в произведении // Теория литературы. С. 66.

34 ВиноградовВ.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961. С. 35.

35 Горбунова А.Н. Автобиографизм и автобиографические жанры в творчестве А.И. Герцена 1840-1850-х годов // Движение времени и законы жанра. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция словесников. Уральский государственный педагогический университет. 2014. С. 15-21.

3) Создание художественного произведения, т.е. создание нового сюжета, достоверного по психологической мотивировке, но не имевшего места в действительности. Художественно освоенный факт биографии приобретает на данном этапе статус общезначимости.

Для литературоведческого анализа, как думается, наиболее интересен последний этап; в данном случае факт личной биографии автора утрачивает статус единичности и выходит на уровень художественного обобщения. Конкретная ситуация, произошедшая в реальности, переосмысляется, или, вернее, преломляется через призму мышления писателя, способного увидеть в единичном факте обобщающий, онтологический смысл - иными словами, возвести в высокую степень художественной объективации; именно способность к такого рода обобщению рассматривается в философии, психологии и теории литературы как определяющая черта художественного мышления, гениальности автора. В рамках художественного произведения такая трансформация распространяется на все ситуации, в особенности же характерна для любовного конфликта, лежащего в основе подавляющего количества впечатлений и произведений. Наиболее интересно в данном случае понять, как жизненный факт становится мотивом, сюжетом, который развивается зачастую на протяжении всего творчества; в этом случае мы и можем говорить об автобиографизме как о специфической художественной манере автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Денисова Екатерина Андреевна, 2021 год

Источники

1. Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Поэма / Перевод В. Левика // Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.: Правда, 1981. С. 133-289.

2. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Т. 2. «Фауст». Трагедия. / Пер. с нем. Б. Пастернака; под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. Коммент. А. Аникста. М., «Худож. лит.», 1976. 510 с.

3. Лермонтов М.Ю. Сочинения М.Ю. Лермонтова: 1-е полн. изд. В.Ф. Рихтера под ред. П.А. Висковатова. Т. 1-6. М.: В.Ф. Рихтер. 1889-1891.

4. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинении" М.Ю. Лермонтова: в 5 т. Под ред. и с примеч. Д.И. Абрамовича. СПб.: Разряд изящнои словесности Имп. Акад. наук, 1910-1913.

5. Лермонтов М.Ю. Иллюстрированное полное собрание. Под ред. В.В. Каллаша. Т. 1-6. М.: Печатник, 1914-1915.

6. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинении. В 5 т. Под. ред. ЭихенбаумаБ.М. М.; Л.: «Academia». 1935-1937.

7. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. Н. Ф. Бельчиков, Б. П. Городецкий, Б. В. Томашевский. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954-1957.

8. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. коллегия: В. А. Мануйлов (отв. ред.), В. Э. Вацуро, Т. П. Голованова, Л. Н. Назарова, И. С. Чистова. Изд. 2-е, испр. и доп. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979-1981.

Справочная литература

9. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В.

Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. М.: Советская Энциклопедия, 1981. 746 с.: ил.

10. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

11.Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук. Институт научн. информации по общественным наукам; Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2011.

12. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., Советская энциклопедия, 1987.

13.М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь / Гл. ред. и сост. И.А. Киселева. М.: «Индрик», 2014.

Исследования

14.Алпатова Т.А. Автобиографические Заметки // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 23-24.

15.Алпатова Т.А. Юнкерские поэмы // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 526-527.

16. Андреев-Кривич С.А. Тарханская пора. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1981.

17. Андроников И.Л. Жизнь Лермонтова. М., Л.: Детгиз, 1939.

18. Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. М.: «Худож. лит.», 1977. 650 с.

19.Андроников И.Л. Исторические источники «Вадима». // Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. М.: «Худож. лит.», 1977. С. 100-123.

20.Андроников И.Л. Лермонтов в Грузии // Андроников И.Л. М.Ю. Лермонтов. Исследования и находки. М.: «Худож. лит.», 1977. С.264-360.

21.Андроников И.Л. Лермонтов и Н.Ф.И. // Андроников И.Л. М.Ю. Лермонтов. Исследования и находки. М.: «Худож. лит.», 1977. С.124-152.

22.Аношкина-Касаткина В.Н. «Демон» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 114-118.

23.Аношкина-Касаткина В.Н. Романтический психологизм М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 1. С. 24-30.

24. Аношкина-Касаткина В.Н. Сиротский мотив в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" (об итогах творчества поэта) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2011. № 3. С. 101-109.

25.Аринштейн М.Л., Щемелева М.Л. Ивановский цикл // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 181-182.

26.Аринштейн Л.М. «Заблуждение купидона» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 172.

27.Аринштейн Л.М., Кряжимская И.А. «Княгиня Лиговская» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 224-226.

28.Аринштейн М.Л. Сушковский цикл // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 556-557.

29. Аристотель. Риторика. (Пер. с древнегреч. и примеч. О.П. Цыбенко под ред. О.А. Сычева и И.В. Пешкова). Поэтика. (Пер. В.Г. Апельрота под ред. Ф.А. Петровского). / Сопровождающая статья В.Н. Марова. М., Лабиринт, 2000. 224 с.

30.Арстанова В.А. Мотив близкородственной любви в раннем творчестве М. Ю. Лермонтова // Litera. 2019. № 1. С. 176-184.

31.Артамошкина Л.Е. Автобиографизм как явление стиля в культуре модерна // Studia Culturae. 2010. № 10. С. 106-114.

32. Ахмадова Т.Х. Специфика автобиографизма в драме М.Ю. Лермонтова «Странный человек» // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5 (72). С. 431-432.

33.Баранов В.В. Об истинном адресате стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» // Ученые записки Калужского пед. Института. 1957. Вып. 4. С. 182-192.

34. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 34-35.

35.Белкина М. А. «Светская повесть» 30-х годов и «Княгиня Лиговская» Лермонтова // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. С. 516-551.

36.Блок А.А. Педант о поэте // Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. Т.7. Проза (1903-1907) / Российская акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Ин-т русской лит. (Пушкинский дом). М.: Наука, 2003. С. 18-20.

37.Боденштедт Фр. Из послесловия к переводу стихотворений Лермонтова // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989. С. 365-371.

38.Боико С.А. «Два брата». Последняя драма Лермонтова. // Лермонтовские чтения-2011: сб. статей. СПб.: Лики России, 2012. С. 47-54.

39.Бойко С.А. Сердце осталось покорно рассудку // Российская газета. 1999. 3 сент. С.27.

40.Бойко С.А. «...Тобою полны счастья звуки...»: еще раз о Лермонтове и Вареньке Лопухиной // Под Лермонтовской звездой. Сура. 2017. № 2 (138). С.129-145.

41.Болдырева Е.М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта. // Ярославский педагогический вестник. 2017. №4. С. 242-251.

42. Болдырева Е.М. Автобиографический метатекст И.А. Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма: автореф. дисс. ... докт. филологических наук: 10.01.01. Ярославль, 2007. 46 с.

43.Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Биография. Т.1. М., 1945. 348 с.

44.Бугорская В.В. К вопросу о центральном конфликте в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» // Litera. 2020. № 8. С. 1-8.

45.Бугорская В.В. Образы ангелов в творчестве М.Ю. Лермонтова // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2020. Т.30. Вып.2. С. 296-302.

46.Бухштаб Б.Я. От редактора // Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. С.3-6.

47.Буянова Г. Б., Киселева И. А., Москвин Г. В. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 527-530.

48.Быховец Е.Г. Из письма // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 446-448.

49.Васильева И.Э. Проза Лермонтова: эволюция повествовательной конструкции. // Мир Лермонтова: Коллективная монография / Под ред. М.Н. Виролайен и А.А. Карпова. СПб.: Скрипториум, 2015. С. 467-485.

50.Вацуро В.Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. 1964. №3. С.46-56.

51.Вацуро В.Э. Лермонтов М.Ю. // Русские писатели. XIX век: Библиогр. словарь: В 2ч. Ч.1. / Под ред. П.А. Николаева. 2-е изд., доработ. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. С.425-433.

52.Вацуро В.Э. О Лермонтове: Работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008. 716 с.

53.Вацуро В. Э. Последняя повесть Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. С. 223252.

54.Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961. 613 с.

55.Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова. // Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. С. 182-270.

56.Виноградов Г. Произведения Лермонтова в народно-поэтическом обиходе // Литературное наследство. Т. 43/44: М. Ю. Лермонтов. Кн.1 / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 353-388.

57.Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. М.: «Современник», 1987. 494 с.

58.Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Неизданное юношеское его стихотворение «Исповедь» 1829-1830 гг. // «Русская старина». 1887. № 10. С. 107-126.

59. Владимирская Н.М. «Два брата» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 127-128.

60.Власова В.А. Автобиографический характер в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Инновационное развитие. 2018. № 6 (23). С. 65-67.

61.Воронина И.П. Проблема «точного» поэтического перевода Г. Гейне в лирике М.Ю. Лермонтова // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4 (3). С. 711-717.

62.Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 480 с.

63.Герасимов О.П. Очерк внутренней жизни Лермонтова по его произведениям: (Психологич. этюд) // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 3. С. 1-44.

64.Герштейн Э.Г. Лермонтов и кружок шестнадцати // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М., 1941. С. 77-124.

65.Герштейн Э.Г. «Не смейся над моей пророческой тоскою» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 337.

66.Герштейн Э. Г. Об одном лирическом цикле Лермонтова // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 131-151.

67.Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Худож. лит., 1986. 361 с.

68.Герштейн Э.Г. «Тамбовская казначейша» // Литературное наследство. Т. 58. М., 1952. С. 401-405.

69.Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. 407 с.

70.Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. О литературном герое. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

71.Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л.: Худож. лит., 1940. 223 с.

72.Глассе А. Лермонтов и Е. А. Сушкова // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. С. 80121.

73.Голованова Т.П. Сказка для детей // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 506-507.

74.Головенкина Е.В. Иронические поэмы в эволюции лермонтовского «странного человека» // «Культура - это любовь к миру»: Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. В.А. Зверева, Е.Е. Тихомировой. 2017. Издательство: Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск). С. 42-48.

75. Горбунова А.Н. Автобиографизм и автобиографические жанры в

творчестве А.И. Герцена 1840-1850-х годов // Движение времени и

законы жанра. ХУШ Всероссийская научно-практическая конференция

262

словесников. Уральский государственный педагогический университет. 2014. С. 15-21.

76.Горшкова Е.С. Автобиографизм повести А.Я. Панаевой «Семейство Тальниковых» и Л.Н. Толстого «Детство» // Человек в информационном пространстве. Сборник научных статей XVI Всероссийской с международным участием междисциплинарной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.П. Курановой. 2019. С. 36-40.

77.Гребнева М.П., Николаева О.Е. Динамика образа главного героя в редакциях (первой, третьей, шестой) поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. №4(35). 2019. С. 56-60.

78.Грехнев В.А. О психологических принципах «Княгини Лиговской» М.Ю. Лермонтова // Русская литература. 1975. №1. С. 36-46.

79.Денисова Е. А. Автобиографические источники романа М.Ю. Лермонтова «Вадим» // Литература в школе. 2021. №2. С. 23-31.

80.Денисова Е. А. Биографическое и художественное в романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» и драме «Два брата» // Litera. 2020. №11. С. 27-35.

81. Денисова Е.А. К вопросу об автобиографизме ранней драматургии М. Ю. Лермонтова (драмы «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек») // Litera. 2021. № 10. С. 21-30.

82.Денисова Е. А. О смысле любовной интриги как литературной категории в повести «Княжна Мери» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 1. С. 21-25.

83. Денисова Е.А. К вопросу об автобиографизме ранней драматургии М. Ю. Лермонтова (драмы «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек») // Litera. 2021. № 10. С. 21-30.

84.Дорожкина М.А. «Боярин Орша» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 58-59.

85.Дорожкина М.А. Два брата // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 111-112.

86.Дорожкина М.А. «Маскарад» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. Электронная версия. URL: http://lermontov-slovar.ru/drama/MASKARAD.html (дата обращения 21.05.2021).

87.Дорожкина М.А. Романтическая драма М.Ю. Лермонтова «Два брата» как автобиографическая пьеса. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: русская филология / 2014, № 4. С. 19-22.

88.Дорожкина М.А. «Сон» («В полдневный жанр в долине Дагестана»)// М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 461-462.

89.Дубровская С.А. «Маскарад» и «Тамбовская казначейша»: к комической трансформации сюжета // М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, творчество. Омск: изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2015. С. 79-88.

90.Дурылин С. Н. Как работал Лермонтов. М.: Мир, 1934. 128 с.

91.Дурылин С. Н. Лермонтов и романтический театр // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. М.; Л.: Изд. ВТО, 1941. С. 15-42.

92.Дурылин С.Н. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Комментарии. М.: Мультиратура, 2006. 296 с.

93.Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова. // С. Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. 2. М., 2010. 512 с.

94.Жужгина-Аллахвердян Т. Н. Своеобразие автобиографизма в романах А. де Виньи 1830-х гг. // От барокко до постмодернизма. -Днепропетровск: ДГУ, 1997. С. 80-84.

95.Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 285 с.

96.Журавлева А.И. Кое-что из былого и дум: О русской литературе XIX века. М.: Издательство Московского университета. 2013. 273 с.

97.Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988. 198 с.

98.Захаров В.А. Две поездки М.Ю. Лермонтова на Кубань // Русская

литература. 1983. №4. С. 139-151. 99.Захаров В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М.: Русская панорама, 2003 г. 704 с.

100. Зотов С. Н., Ефимов А. А. Игровое начало и особенности самоопределения героя в повести М. Ю. Лермонтова «Штосс» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов-на-Дону: ООО «Диапазон», 2008. С. 15-30.

101. Зотов С.Н. Художественное пространство - мир Лермонтова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. 321 с.

102. Имаева Г.З. Автобиографическое начало в прозе Н.М. Карамзина // Научные междисциплинарные исследования. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Емельянова. 2020. С. 6-11.

103. Исупова С.М. Загадка «лопухинского цикла» М.Ю. Лермонтова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. №1 (31): в 2-х ч. Ч. II. С. 86-89.

104. Карабанова Н.В. Проекция авторского сознания как основная черта автобиографизма романа И.С. Шмелева «Лето Господне» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-2 (60). С. 16-18.

105. Карпов И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов): монография. 3-е изд., стер. М.: Флинта, 2017. 465 с.

106. Киселева И.А. «Бородино» // М.Ю. Лермонтова. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 56-58.

107. Киселева И.А. «Сашка» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 430-431.

108. Киселева И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: монография. М.: МГОУ, 2011. 314 с.

109. Киселева И.А. Этика М.Ю. Лермонтова и ее религиозные основания // Вестник Поморского университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. №3. 2010. С. 66-72.

110. Князев А.Н. Лермонтов в музыке XXI века. Возвращение к автору // Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте современной культуры: Сб. статей к 200-летию со дня рождения / Под ред. Л.В. Богатыревои, К.Г. Исупова. СПб.: РХГА. 2014. C. 302.

111. Ковалев Г.Ф. Автобиографизм ономастики И.С. Тургенева // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Международный сборник научных трудов. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра славянской филологии. Воронеж, 2018. С. 91-97.

112. Ковалева Е.К. Особенности автобиографизма в «Mon portrait» Ж.-Ж. Руссо // Науковий вюник Нащонального ушверситету бюресуршв i природокористування Украши. Серiя: Фшолопчш науки. 2017. № 272. С. 16.

113. Ковалева Е.К. Термин автобиографизм в современном литературоведении // Вопросы русской литературы. 2013. № 26 (83). С. 224-231.

114. Комарович В. Л. Автобиографическая основа «Маскарада» // Литературное наследство. Т. 43. М., 1941. С. 629-672.

115. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. М.: Изд-во Московского университета, 1998. 128 с.

116. Коровин В.И., Миллер О.В. Автобиографизм // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 23-24.

117. Коровин В.Л. О библейских мотивах в лермонтовском «Демоне» в связи с его творческой историей: от Байрона - к Мильтону. // Литературоведческий журнал. № 35. М.: изд-во ИНИОН РАН, 2014. С.18-33.

118. Корытова А.И., Корытова Г.С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX - первая половина XX вв.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. №11. С. 162169.

119. Котляревский Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: личность поэта и его произведения: Опыт ист.-лит. оценки Н. Котляревского. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1891.

120. Ладыженская Е.А. Замечания на «Воспоминания» Е.А. Хвостовой. // Сушкова Е.А. Записки. М.: «Захаров», 2004. С. 222-250.

121. Лермонтов в музыке: Справочник / Сост. Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд. М.: Сов. композитор, 1983. 176 с.

122. Лермонтов в русской критике. Сб. статей / Вступ. статья и примеч. Д. Зонова. М.: Гослитиздат, 1951. 295 с.

123. Лермонтов М.Ю. Pro et contra. Т. 1. / Отв. ред. тома Д. К. Бурлака; составители: В. М. Маркович, Г. Е. Потапова. СПб.: РХГА, 2002. 1075 с.

124. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. М., 1989. 605 с.

125. Личманова Т.О. Феномен «нового автобиографизма» в прозе А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6-1. С. 259-262.

126. Ломидзе Г., Мегрелишвили Т., Модебадзе И. Судьбоносные биографии XIX века. Тбилиси, 2011. 236 с.

127. Лукина А.Р. «Мое грядущее в тумане» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 309-310.

128. Лукьяненко И.Н. Синтаксические средства выражения концептуального смысла ст. М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» // Вестник Рос. гос. Ун-та им И.Канта. 2010. Вып. 8. С. 65-70.

129. Лунин Э. Автобиография // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. Т.1. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. С. 10-13.

130. Лопухина М.А. Письма к баронессе А. М. Хюгель / Публ. С. А. Бойко; Пер. Е. Л. Яценко; [Вступ. ст. и примеч.] С. А. Бойко, Е. Л. Яценко // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах ХУШ-ХХ вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. Т. XI. С. 198-311.

131. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / Сост., подгот. текста и коммент. М.И. Гиллельсона и О.Миллер; Вступ. стат. М.И. Гиллельсона. М., «Худож. лит.», 1989. 672 с.

132. Майский Ф.Ф. Юность Лермонтова. Новые материалы о пребывания Лермонтова в Благородном пансионе // Труды Воронеж. Ун-та, 1947. Т.14. Вып. 2. С. 185-259.

133. Максимов Д.Е. Завещание // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 173.

134. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. 2-е издание. М., Л.: Наука, 1964. 266 с.

135. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 431-480.

136. Манн Ю.В. Завершение романтическом традиции (поэмы «Мцыри» и «Демон») // Лермонтов и литература народов Советского Союза. Ереван: Ереванским ун-т, 1974. С. 32-62.

137. Манн Ю.В. «Мцыри» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 325-326.

138. Мануйлов В.А. «Ашик-Кериб» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 42.

139. Мануйлов В.А. Иванова Н.Ф. // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 180-181.

140. Мануйлов В.А. Лермонтов. Жизнь и творчество. Л.: Учпедгиз, 1939. 112 с.

141. Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); отв. ред. Б.П. Городецкий. М.; Л.: Наука, 1964. 198 с.

142. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарии [под ред. и с доп. О.В. Миллер] // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. СПб.: Академический проект, 1996. С. 253-254.

143. Мануйлов В.А. «Тамбовская казначейша» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 561-562.

144. Мануйлов В. А., Вацуро В. Э. Драматургия Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). Изд. 2-е, испр. и доп. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979-1981. Т. 3. Драмы.

145. Маркович В.М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака («Герой нашего времени» - «Доктор Живаго») // Автор и текст: Сборник статей. СПб.: Изд-во СПГУ, 1996. Вып. 2. С. 150-178.

146. Маркович В. М. Русская литература Золотого века: Лекции / Под ред. Е. Н. Григорьевой. СПб.: Росток, 2019. 752 с.

147. Медарич М. Автобиография/автобиографизм // Автоинтерпретация: Сборник статей. Под ред. А.Б. Муратова и Л.А. Иезуитовой. СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1998. С. 532.

148. Меринский А.М. Воспоминание о Лермонтове // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., «Худож. лит.», 1989. С.138.

149. Миллер О. В. К вопросу об автобиографизме творчества М. Ю. Лермонтова // Творческий процесс и эстетические принципы писателя: Сб. научн. тр. Иркутск: ИГУ, 1980. С. 11-31.

150. Миллер О.В. Нищий // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 343.

151. Милованова Т.С. «Юнкерская молитва» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 525-526.

152. Мильдон В. Лермонтов и Киркегор: феномен Печорина. Об одной русско-датской параллели // Октябрь. 2002. № 4. С. 177-186.

153. Мир Лермонтова: Коллективная монография / Под ред. М. Н. Виролайнен и А.А. Карпова. СПб.: Скрипториум, 2015. 976 с.

154. Михайлова А.Н. Лермонтов и его родня по документам архива А. И. Философова // Литературное наследство. Т. 45-46: М.Ю. Лермонтов. II. М: АН СССР, 1948. С. 661-690.

155. Михаилова А.Н. Последняя редакция «Демона» // Литературное наследство. Т. 46-46: М.Ю. Лермонтов. II. М: АН СССР, 1948. С. 11-22.

156. Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова / Отв. ред. С. А. Андреев-Кривич. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957. 383 с.

157. Москвин Г.В. «Ашик-Кериб» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 41-42.

158. Москвин Г. В. «Вадим» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 62-64.

159. Москвин Г. В. «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 75-78.

160. Москвин Г.В. Герой прозы Лермонтова (Григорий Александрович Печорин) // М.Ю. Лермонтов: Pro et Contra. Личность и идейно-художественное наследие М.Ю. Лермонтова в оценках

270

отечественных и зарубежных исследователей и мыслителей. Т. 2. Издательство христианской гуманитарной академии Санкт-Петербург, 2014. С. 367-384.

161. Москвин Г.В. Запрос любви (источник и энергия прозы М.Ю. Лермонтова) // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2011. № 2. С. 57-69.

162. Москвин Г.В. «Зачем я так упорно добиваюсь любви?..» (Суть любовной интриги Печорина в повести «Княжна Мери». К вопросу о духовном основании повести) // Stefanos. 2015. № 5. С. 64.

163. Москвин Г.В. Измена // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 179-180.

164. Москвин Г.В. К вопросу духовности творчества М.Ю. Лермонтова: обзор критики 1840-1914 гг. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2016. № 2. С. 78-88.

165. Москвин Г.В. «Княгиня Лиговская» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 225-227.

166. Москвин Г. В. Концепты «Смерть», «Сон», «Любовь» в лирике М.Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения 2009. СПб: «Лики России», 2010. С. 90-98.

167. Москвин Г. В. Любовь // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 298-300.

168. Москвин Г. В. Начало прозы Лермонтова (К вопросу о датировке «Вадима») // Тарханский вестник. Т.17. Пенза: ИПК Пензенская правда, 2004. С. 82-92.

169. Москвин Г. В. Ненависть, презрение, любовь // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 333-335.

170. Москвин Г.В. Очерк «Кавказец» как феномен экзистенциальнои парадигмы в прозе М.Ю. Лермонтова // Litera. 2021. № 3. С.19-28.

171. Москвин Г. В. Первый период творчества М.Ю. Лермонтова (ранняя лирика) // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2014. № 3. С. 107-116.

172. Москвин Г.В. Периодизация творчества Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 366-367.

173. Москвин Г. В. Песня Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова: откровение и таинство // Лермонтовские чтения 2013. СПб: «Лики России», 2014. С. 56-65.

174. Москвин Г. В. Повествовательные жанры (роман, повесть, очерк) // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 380-382.

175. Москвин Г. В. Почему и зачем Печорин похитил Бэлу? // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания -Воронеж: Воронежский государственный университет. 2015. Т. 32. С. 43-55.

176. Москвин Г. В. Ранние драмы М.Ю.Лермонтова и юношеский роман «Вадим» // Лермонтовские чтения 2011. СПб.: «Лики России» Санкт-Петербург, 2012. С. 147-160.

177. Москвин Г. В. Сказка «Ашик-Кериб» и ее роль в любовном конфликте романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов: русская и национальные литературы. Ереванский гуманитарный институт Ереван, 2011. С. 152-167.

178. Москвин Г.В. «Смешно и досадно» (Повествовательная интермедия в повести «Княжна Мери» - ночь перед поединком) // Филология: научные исследования. 2020. №9. С. 1-10.

179. Москвин Г.В. Смысл романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М.: МАКС Пресс, 2007. 204 стр.

180. Мотовилов Н.Н «Умирающий гладиатор» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 337.

181. Моторин А.В. «Мцыри» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 323-327.

182. Мочерна В. Маргшальнии автобiографiзм у чеськш лггератург Богумiл Грабал та Иозеф Шкворецькии // Проблеми слов'янознавства. 2005. Вип. 55. С.246-253.

183. Назарова Л.Н. «В рядах стояли безмолвной толпой» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 75-76.

184. Назарова Л.Н. М.А. Щербатова и стихотворения Лермонтова, ей посвященные // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 278-284.

185. Назарова Л.Н. «Мцыри» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 324-325.

186. Найдич Э.Э. «Боярин Орша» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 68-69.

187. Найдич Э.Э. «Демон» // Лермонтовская энциклопедия — М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 130-137.

188. Найдич Э. Э. Еще раз о «Штоссе» // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 194-212.

189. Найдич Э.Э. Московский соловей // Огонек, 1964. № 35. С. 16-17.

190. Найдич Э.Э. «Сашка» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 498-499.

191. Найдич Э.Э. Стихотворение «М.А. Щербатовои» // Лермонтов, 1979. С. 403-408.

192. Найдич Э. Штосс // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. СПб.: Худож. лит., 1994. С. 208-228.

193. Немзер А.С., Щемелева Л.М. Ирония // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 199-200.

194. Нестор (Кумыш), игумен. Тайна Лермонтова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, Нестор-История, 2011. С.152-160.

195. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти. М., 2000. 320 с.

196. Нуркова В.В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2011. №1. С. 79-89.

197. Окишева К.А., Потанина А.В. Автобиографизм в художественной системе Ф.М. Достоевского // Актуальные проблемы филологии XXI века. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 114-117.

198. Панаев И.И. Из «Литературных воспоминаний» // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 307-308.

199. Пахомов Н.П. Лопухина В.А. // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 265-266.

200. Пахомов Н.П. Подруга юных дней: Варенька Лопухина. М.: Советская Россия, 1975. 26 с.

201. Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. Учебное пособие. М.: Высшая школа; Академия, 1999. С.11-12.

202. Прокопенко Л. Встреча Лермонтова с Денисом Давыдовым // Подъем. Воронеж, 1964. №5. С. 166-167.

203. Пульхритудова Е.М. «Валерик» М.Ю. Лермонтова и становление психологического реализма в русской литературе 30-х годов XIX века // М.Ю. Лермонтов: Сборник статей и материалов. Ставрополь, 1960. С. 66-67.

204. Пульхритудова Е.М. «Демон» как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. М.: Наука, 1964. 510 с.

205. Рогова К.А. Стихотворение Лермонтова «Валерик»: опыт рассмотрения речевой организации текста // Мир Лермонтова: Коллективная монография. Под ред. М.Н. Виролайен и А.А. Карпова. СПб.: Скрипториум, 2015. С.234-242.

206. Роднянская И.Б. Герой лирики Лермонтова // Роднянская И.Б. Движение литературы. Т.1. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 4262.

207. Роднянская И.Б. Демон ускользающий. // Роднянская И.Б. Движение литературы. Т.1. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 6389.

208. Роднянская И.Б. Из-под таинственной холодной полумаски // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 189.

209. Роднянская И.Б. Лирический герой // Лермонтовская энциклопедия. М., 1989. С. 32.

210. Романова Г.И. Автобиография // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2011. С. 15-17.

211. Ростопчина Е.П. Записка о Лермонтове. // Сушкова Е.А. Записки. М.: «Захаров», 2004. С. 250-257.

212. Ростопчина Е.П. Из письма к Александру Дюма // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С.358-364.

213. Савинков С.В. Отец и сын в мире Лермонтова: логика противостояния // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2014. №3. С. 116-126.

214. Савинков С.В. Творческая логика Лермонтова. Воронеж, 2004. 285 с.

215. Самарин Ю.Ф. Из дневника // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: «Худ. лит», 1989. С. 381-383.

216. Сатин Н.М. Отрывки из воспоминаний // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 249-253.

217. Сквозников В.Д. Метод // Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., Советская энциклопедия, 1987. С. 218-219.

218. Скрябина Т.Л. «Узник» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 492.

219. Смаль В. Н. Автобиографический модус в художественном пространстве литературного произведения // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Изд-во Брянского Государственного университета. 2019. С. 24-30.

220. Смирнова-Россет А.О. Автобиография (Неизданные материалы) / Подгот. к печ. Л. В. Крестова; с предисл. Д. Д. Благого. М.: Мир, 1931. 364 с.

221. Смирнова О.Н. О стихотворении «А.О. Смирновой» // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 294-295.

222. Сушкова Е.А. (Хвостова). Записки. 1812-1841. Первое полное издание / ред., введение и примечания Ю.Г. Оксмана. Л.: Academia, 1928. 446 с.

223. Сушкова Е.А. Из «Записок» // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 86-130.

224. Сушкова Е.А. Записки. М.: «Захаров», 2004. 300 с.

225. Сытина Ю.Н. Мистическое осмысление любви и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова // Образование в XXI веке: традиции и новации. Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: изд-во МГОУ, 2018. С. 338-341.

226. Тебешевська-Качак Т. Автобiографiзм як принцип нарацп та характеротворення у прозi Оксани Забужко // Слово i час. 2004. No2. С. 39-47.

227. Тургенев И.С. Из «Литературных и житейских воспоминаний» // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 297.

228. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 1973. 702 с.

229. Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 192 с.

230. Уртминцева М.Г. Автобиографическое начало в художественной структуре произведений М. Горького 1890-х - 1900-х годов // Acta Eruditorum. 2018. № 27. С. 90-95.

231. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Издательство МГУ, 1986. 260 с.

232. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр. М.: Высшая школа, 1999. 400 с.

233. Хмелевская Е.М. Лопухина М.А. // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 266.

234. Хмелевская Е.М. Лопухины // Лермонтовская энциклопедия — М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 266-267

235. Цейдлер М.И. На Кавказе в тридцатых годах. // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 255-258.

236. Цирулев А.Ф. О «концептуальном» автобиографизме М.Ю. Лермонтова // Перспективы развития науки и образования. 2015. С. 146-147.

237. Цирулев А.Ф. О принципах автобиографизма в «Былом и думах» А.И. Герцена // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9-2 (27). С. 208-210.

238. Цирулев А.Ф. Проблема автобиографизма в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2-1. С. 269-273.

239. Чавчанидзе Д. Л. Автобиографизм поздних немецких романтиков // От барокко до постмодернизма. Днепропетровск: ДГУ, 1997. С. 5967.

240. Черниговский Д.Н. Из истории пушкиноведения: о полемике по

поводу автобиографичности пушкинского творчества в русском

277

зарубежье // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2020. № 3 (18). С. 483-492.

241. Черно А.И. Сушкова Е.А. // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 555-556.

242. Шадури В.С. «Слышу ли голос твой.» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 510-511.

243. Шалацкая Т.П. Автобиографизм прозы И.А. Куприна // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 2 (19). С. 92-94.

244. Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 33-55.

245. Шреидер Н. С. Специфика автобиографизма в романе Бенжамена Констана «Адольф» // Проблемы взаимодействия прозаических жанров. Днепропетровск: ДГУ, 1971. С. 7-25.

246. Щеголев П.Е. Книга о Лермонтове: в 2 кн. Л.: Прибой, 1929. 328 с.

247. Щемелева Л.М. Утес // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1981. С. 591-592.

248. Эйхенбаум Б.М. Комментарий. // М.Ю. Лермонтов. Т.1. Стихотворения. Библиотека поэта, большая серия. Л.: «Советский писатель», 1940. С. 277-335.

249. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. Гос. Изд. Ленинград 1924. 168 с.

250. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. 374 с.

251. Юхнова И.С. Автобиографическое в структуре лермонтовского образа (на примере образа семьи) // Художественный образ в творчестве М.Ю. Лермонтова, его осмысление и развитие. Пятигорский государственный университет (Пятигорск). 2019. С. 245249.

252. Юхнова И.С. Очерк «Кавказец» в контексте творчества М.Ю Лермонтова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С. 11-27.

253. Юхнова И.С. «Кавказец» // М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь. М.: Индрик, 2014. С. 215.

254. Янковская Л.С. Автобиографизм или автопсихологизм? К вопросу авторского присутствия в художественном повествовании. // Изв. Сарат. Ун-та. Нов. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 88-89.

255. Allen E. Unmasking Lermontov's Masquerade: romanticism as ideology? // The Slavic and East European journal. Vol.46. №.1. 2002. P. 75-97.

256. Bagby L. Narrative double-voicing in Lermontov's A Hero of our time // The Slavic and East European journal. Vol.22. №.3. (Autumn, 1978). P. 265-286.

257. Entwistle W.J. The Byronism in Lermontov's a Hero of our time // Comparative Literature. Vol.1. №.2 (Spring 1949). P.140-146.

258. Heier E. Lavater's System of Physiognomy as a Mode of Characterization in Lermontov's Prose // Arcadia. 1971. Bd. 6. H. 3. S. 282.

259. Manning C.A. The Two Brothers of Lermontov and Pechorin // Modern Language Notes, Baltimore, 1948. Vol. 63. №.3. P.149-153.

260. Mersereau J. Lermontov's «Shtoss»: Hoax or a Literary Credo? // Slavic Review. 1962. Vol. 21. №2. June. P. 280-295.

261. Miller Ts. Lermontov reads Eugene Onegin // Russian Review. Vol.53. №.2 (January 1994). P. 59-66.

262. Nabokov V. The Lermorntov mirage // Russian review. Vol. 1. №.1 (November 1941). P. 31-39.

263. Ripp V. A Hero of our time and the Historicism of the 1830's: The problem of the whole and the parts // MLN. Vol.92. №.5. Comparative Literature (Dec. 1977). P. 969-986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.