Лексико-семантическое поле "тревога" в лирике А.А. Блока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Маркелова, Виктория Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Маркелова, Виктория Михайловна
Введение.
Глава I. Теоретические основы исследования.
1. Концептуальная картина мира - языковая картина мира (вопрос о их 15 соотношении).
2. Концепт как единица концептуальной картины мира, структура, 27 типология и репрезентация концептов.
3. Семантическое поле как фрагмент языковой картины мира.
4. Понятие лексико-семантического поля.
5. Выводы.
Глава II. Особенности языковой картины мира А.А. Блока.
1. Биографические и мировоззренческие основы идиолекта А.А. Блока 64 и выражения состояния тревоги.
2. Контрастность как основная черта идиолекта А.А. Блока и её 73 языковые реализации в лексико-семантическом поле «тревога».
3. Общий взгляд на концептуальную картину мира А.А. Блока и 98 концепт «тревога».
4. Выводы.
Глава III. Лексико-семантическое поле «тревога» в идиолекте 115 А.А. Блока.
1. Структура лексико-семантического поля «тревога». Ядерный 115 элемент поля, его парадигматические и синтагматические отношения.
2. Словообразовательное гнездо с вершиной тревога как центр поля. 124 Парадигматические и синтагматические отношения членов словообразовательного гнезда.
3. Ассоциативная зона как периферия лексико-семантического поля 134 «тревога». Парадигматические и синтагматические отношения в ней
3.1. Слова-ассоциаты во главе с колоративом черный.
3.2. Слова-ассоциаты во главе с колоративом красный.
3.3. Слова-ассоциаты во главе с колоративом белый.
3.4. Слова-ассоциаты лексико-тематической группы «названия птиц 168 и животных».
3.5. Индивидуальные слова-ассоциаты с семантикой тревоги.
4. Свободный ассоциативный эксперимент как метод выявления 178 содержания концепта «тревога».
5. Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Ключевые концепты лирики А. С. Пушкина: Лингвостилистический анализ2002 год, кандидат филологических наук Медведева, Татьяна Владимировна
Ключевые концепты поэзии И. Анненского2007 год, кандидат филологических наук Бабарыкова, Эльвира Валерьевна
Концепты тоска и радость в художественной картине мира: на материале лирики И.А. Бунина, Ф. Сологуба, И.Ф. Анненского2011 год, кандидат филологических наук Шмугурова, Ксения Васильевна
Язык цвета в идиостиле А. Блока2009 год, кандидат филологических наук Спивакова, Елена Михайловна
Особенности оппозиции добро - зло в языке лирики А.А. Ахматовой2011 год, кандидат филологических наук Кириллина, Надежда Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лексико-семантическое поле "тревога" в лирике А.А. Блока»
Диссертационная работа посвящена исследованию лексико-семантического поля «тревога» в лирике Александра Александровича Блока. Выбор проблемы продиктован, во-первых, тем, что семантическое поле эмоций и чувств занимает существенное место в лексической системе любого языка: «В языковой картине мира отражен эмоциональный мир человека, что проявляется в обилии и многообразии арсенала языковых средств, призванных обозначать и выражать эмоции. <.> Основная роль здесь принадлежит, безусловно, I лексике» [Бабенко 1989, 3].
А.А. Блок в 1908 году писал: «Отчего нас посещает все чаще два чувства: самозабвение восторга и самозабвение тоски, отчаянья, безразличия? Скоро иным чувствам не будет места. Не оттого ли, что вокруг уже господствует тьма? Каждый в этой тьме уже не чувствует другого, чувствует только себя одного. Можно уже представить себе, как бывает в страшных снах и кошмарах, что тьма происходит оттого, что над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта» [Блок 1960, V, 328].
Во-вторых, одним из перспективных направлений современной I лингвистики, интерес к которому усилился в последние десятилетия XX века, является системное изучение языка и речи, в том числе языка и стиля художника слова, его внутреннего мира (эмоционально-чувственной сферы). В.В.Виноградов отмечал: «Одна из существенных задач исследования индивидуального словесно-художественного стиля состоит в определении некоторой общей, внутренне связанной системы форм выражения и изображения, типичной для этого стиля в его развитии. <.> Творчество каждого писателя так или иначе включается в контекст развития литературы своего времени» [Виноградов 1963, 137]. Творческий почерк А.А. Блока, содержание его произведений и формы выражения авторской позиции, отношение к происходящим в мире событиям с течением времени менялись. Видение мира поэтом претерпело изменение от романтического и символистского к социальному, исторически оправданному, реалистическому: «С эволюцией художественного сознания Блока поэтическое «умозрение» постепенно материализуется, персонифицируется, а потом меняет очертание, трансформируется» [Титкова 2007, 224].
Среди объективных приемов изучения лексико-семантической системы, находящей выражение в языке художественного произведения, выделяется полевая методика. Она призвана изучить изменения в значении слова и определить семасиологические закономерности. [См.: Кезина 2004, 79].
Анализ конкретного поэтического текста, его содержательных и формальных параметров с помощью полевой модели языка является неизбежным условием, предшествующим определению творческого почерка поэта. [См.: Некрасова, Бакина 1982, 3].
Как творец А.А. Блок сложился в период революции 1905 года и определил свой путь как «путь среди революций, верный путь» [Блок 1960, VII, 355], поэтому в его творчестве звучат трагические и тревожные мотивы.
Он создал в своём творчестве и выявил в облике своей личности особый тип мироощущения - мироощущение человека кризисной эпохи, осознавшего всю значительность времени, в которое он живёт, пытающегося соединить линии, идущие из прошлого в будущее. На этом соединении он видел настоящее. [См.: Долгополов 1978, 9]. Поэт поставил в центр своего творчества человека, который оказывался «под гнётом» противоречий, часто не имеющих выхода.
Личное для Блока всегда было проявлением общего, поэтому «не только «общее» в его прямых касаниях, но и личная жизнь в широком смысле слова, со всеми её волнениями, бурями, тревогами, страстями, восторгами была для него объектом пристального внимания и наблюдения, который давал ему возможность улавливать дух и атмосферу своего времени.» [Максимов 1981, 21]. А сам поэт утверждал: «Все, все они - живые и убитые дети моего века -сидят во мне. Сколько, сколько их!» [Блок 1965, 342].
Роль и назначение поэта для Блока были неразрывно связаны с тем широким историческим фоном, на котором формировалась его личность, складывалась его судьба. Уже после революции Блок писал: «.в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он «своё» и «не своё»; поэтому в эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой» [Блок 1960, 6, 83]. Это важнейшее признание Блока проливает свет на характер его творчества и помогает понять содержание его произведений.
Актуальность исследования определяется вниманием современной лингвистики к проблемам внутреннего мира человека, концептуальной картины мира (ККМ), концепта, языковой картины мира (ЯКМ), языковой картины мира личности, идиолекта, семантического (СЦ) и лексико-семантического (ЛСП) полей как феноменов лингвистики, не имеющим однозначного толкования среди исследователей, а также необходимостью поиска методологии их описания, в том числе в художественной речи, особенно мастеров слова, каким, безусловно, является А.А. Блок.
Выявление констант, ключевых слов, ключевых понятий, концептов в языковой картине мира личности (в нашем случае, поэта) является актуальным направлением исследований в современной науке. Оно «может стать одним из перспективных путей антропного изучения человека и его мира» [Язикова 1996, 10] с помощью вербализации в лексико-семантических полях.
Исследованию лексико-семантических полей уделяется в последнее время всё большее внимание как у состоявшихся ученых (Ю.Д. Апресян, Ю.Н. Караулов, Е.В. Падучева, Д.Н. Шмелев, Г.С. Щур, Ю.С. Язикова; др.), так и у начинающих исследователей. [См.: Клепикова 1999; Федотова 1999; Еремина 2003; Глушкова 2005; Плахина 2005; Мун Чун Ок 2005; Кочнова 2005; Забродкина 2008; и др.].
Актуальность диссертационной работы определяется также тем, что «языковое выражение эмоций исследовано недостаточно» [Караулов 1987, 211].
Каждую национальную культуру отличают специфические языковые образы, символы, составляющие особый код культуры, с его помощью носитель языка описывает окружающий мир, использует его в интерпретации своего внутреннего мира, а значит, описывает и ментальность своего народа. [См.: Пименова 2007, 15].
Новизна осуществленного исследования состоит в том, что поле «тревога», I как и другие лексико-семантические поля в творчестве А.Блока, еще не были объектами комплексного изучения.
Объектом нашего исследования является лирика А.А.Блока. При всём многообразии её проблематики и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений поэта от последующих она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути.
Предметом анализа и описания стало лексико-семантическое поле «тревога» как один из языковых феноменов в поэтической системе Блока. I
Языковой материал извлекался методом сплошной выборки из лирических текстов Блока 1898-1916 гг. К его анализу привлекались суждения из критических статей, дневников и писем поэта, а также данные энциклопедических, толковых и аспектных словарей современного русского языка - энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы», «Лингвистического энциклопедического словаря», «Словаря русского языка» в 4-х томах (MAC), «Словаря современного русского литературного языка» в 17-ти томах (БАС), «Словаря лингвистических терминов» О.С. Ахмановой,
Словообразовательного словаря русского языка» в 2-х томах А.Н. Тихонова,
Словаря синонимов русского языка» З.Е. Александровой.
Анализировались лирические произведения, помещенные в первые три тома «Собрания сочинений» А.А.Блока в восьми томах [Блок 1960]. Первую книгу составили произведения 1898-1904 г.г. (циклы «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья», «Отроческие стихи», «За гранью прошлых дней», «Разные стихотворения»), вторую — стихотворения 1904-1908 г.г. (циклы
Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска»), третья книга - стихотворения 1907-1916 г.г. (циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Кармен», «Родина»).
Материал, подвергаемый анализу, составил 130 лексических единиц и более 600 их употреблений.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: лексико-семантическое поле «тревога» в лирике А.А. Блока является своеобразным по своей структурно-семантической организации, передавая состояние тревоги как неотъемлемую составляющую его духовного мира.
Сформулированная гипотеза обусловила цель настоящего диссертационного исследования - описать лексико-семантическое поле «тревога» в лирике А.А.Блока, в том числе как средство вербализации одноименного концепта.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих основных задач:
1) осуществить историко-лингвистичёский анализ литературы по проблемам концептуальной картины мира, языковой картины мира (в том числе концептуальной и языковой картин мира писателя), концепта и г семантического (уже — лексико-семантического) поля как их частей;
2) соотнести содержание терминов «семантическое поле» и «лексико-семантического поле», а также связанных с ними лингвистических понятий;
3) рассмотреть особенности идиолекта А.А. Блока, определив место лексико-семантического поля «тревога» в нём;
4) определить количественный состав ДСП «тревога» и проанализировать его семантическую структуру;
5) исследовать когнитивную и лингвокультурологическую специфику ДСП «тревога» как фрагмента языковой картины мира А.А. Блока и средства вербализации одноименного концепта.
Для решения поставленных задач были использованы общие и частные методы и приёмы исследования. Изучение языка характеризуется активным использованием системных методов, одним из которых является метод семантического поля. Он позволяет проанализировать единицы языка, хранящие информацию о мире, передать своеобразие семантического облика модели мира и представить реальную классификацию человеческого опыта, «субъективную реальность» народа. [См.: Вендина 1998].
В последнее время все больше исследователей обращаются к изучению лексико-семантической системы языка с помощью полевой методики. Полевый подход применяется к анализу языка художника слова [Гутина 1997, Курбатова 2000, Пархоменко 2002, Гендлер 2002, Кочнова 2005, Ппахина 2005 и др.]. Такой подход позволяет «эксплицировать авторское мировоззрение, выявить специфику ценностной ориентации и языковых приоритетов личности, особенностей индивидуально-авторского словоупотребления и т.д., то есть дает наиболее полное и объективное представление о языковой картине мира писателя» [Кочнова 2005, 17].
Полевая модель системы языка, в нашем случае поэтического языка, помогает раскрыть связи между «языковыми явлениями и внеязыковой действительностью, механизм этой связи и его закономерности», выявить особенности языкового сознания и раскрыть его национальную специфику. [См.: Полевые структуры в системе языка 1989, 7]. «Всякое «языковое поле» представляет собой «кусочек миропонимания языка», некую априорную систему понятий, идей» [Ермолаева 1960, 56].
Исследование лексико-семантического поля в художественном тексте предполагает, прежде всего, анализ семантики входящих в него слов. Данный анализ «достигается путем синтетического использования (так называемый общефилологический анализ) методов лингвистического и литературоведческого исследования» [Плахина 2005, 53].
В ходе анализа метод семантического поля (в нашем случае — лексико-семантического поля) уточняется и дополняется комплексом общенаучных и собственно лингвистических методов и методик, в частности, научно-исследовательским методом лингвистического наблюдения (правила и техника выделения из текста того или иного языкового факта и включение его в изучаемую систему), интерпретации и комментирования материала (раскрытие смысла полученных результатов), его систематизации и обобщения. [См.: Кодухов 1974, 204].
Для выявления и описания структуры ЛСП использовались частные методы оппозитивного, компонентного, контекстологического, семантического и концептуального анализа языковых единиц, а также статистический метод.
Оппозитивный анализ (метод оппозиций) является наиболее разработанным методом, проверенным на большом фактическом материале разных уровней языка и хорошо себя зарекомендовавшим. Главное достоинство этого метода в том, что он имеет дело с синонимическими, антонимическими и другими связями языковых фактов.
Компонентный анализ является, по существу, составной частью оппозитивного анализа, так как сравнивать единицы языка можно только по тем или иным их структурным компонентам, в частности, по их семантическим признакам (семам). Структурирование же значений (их внутреннее расчленение и упорядочение) как раз и является содержанием этого метода. На основе метода компонентного анализа определяется ряд парадигматически связанных слов или их отдельных значений, имеющих в своём составе общий (интегральный) семантический признак и различающихся, по крайней мере, по одному дифференциальному признаку. Один и тот же семантический признак в разных семантических полях может иметь разный иерархический статус (от компонента дифференциального признака до категориального, существенного для всей системы языка в целом). [См.: ЛЭС 1990, 234].
Контекстологический анализ можно рассматривать как дополнение и к методу семантического поля (все семантические поля имеют не только парадигматическую ориентацию, они структурируются и на базе семантических валентностей единиц языка), и к оппозитивному анализу. [См.: Васильев, 1990: 20]. Контекст является ключом к прочтению смысла слова. [См. работы: Г.В. Колшанского, А.А. Леонтьева, А.В. Кузнецовой и др.].
В нашем исследовании мы также использовали метод свободного ассоциативного эксперимента в соединении с сопоставительным методом, позволяющий определить ассоциативное поле слова-стимула тревога в языковом сознании молодежи конца XX - начала XXI веков и соотнести его с языковым сознанием А.А. Блока (конец XIX - начало XX веков), выявив общее и различное в них.
Методологической базой исследования стали работы по лингвокультурологии и когнитивной лингвистике (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Е.М. Верещагин, Е.|С. Кубрякова, В.Г. Костомаров, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, А.Д. Шмелев и др.), теории концепта и поля в лингвистике (Н.Ф. Алефиренко, Н.С. Болотнова, Л.М. Васильев, С.Г. Воркачев, Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик, Л.А. Новиков, З.Д. Попова, И.А. Стернин, И.А. Тарасова, Г.С. Щур и др.), ассоциативному эксперименту (Е.И. Горошко, И.М. Кобозева, Ю.А. Левицкий, А.А. Потебня и ДР-)
Литературные воззрения Александра Александровича Блока изучены весьма основательно [см. работы А. Горелова, П.П. Громова, Г.И. Дербенева, Л.Г. Долгополова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, Д.Е. Максимова, З.Г. Минц, В.А. Орлова, И.С. Приходько и др.], «однако некоторые краеугольные вопросы творческого сознания поэта являются столь глубокими, что необходимость их всестороннего освещения приводит к широте исторического и культурного охвата рубежа веков» [Бекметов 2007], а также затрагивает языковую сторону вопроса.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа лирики А.А. Блока предпринимается попытка истолковать лингвистический аспект лексико-семантического поля «тревога» с опорой на литературные воззрения поэта.
Практическая значимость работы состоит в том, что основные ее выводы могут быть использованы преподавателем вуза, учителем-словесником и студентом-филологом для изучения языка художественного произведения на примере творчества Александра Александровича Блока, являющегося поэтом I рубежа веков (XIX и XX), поэтом-символистом. Она определяется возможностью использования в практике составления учебных пособий по лингвистике и литературоведению, при чтении лекционных курсов по лексикологии современного русского языка, по стилистике и филологическому анализу текста, при разработке и проведении спецкурсов и спецсеминаров по культурологии и лингвокультурологии.
Практический аспект нашего исследования состоит и в том, что преподавателю при изучении тем «Серебряный век русской культуры», «Проблемы модернизма в литературе», «Символизм в русской литературе» (в I курсе «Русская литература. XX век») необходима опора на изобразительно-языковую систему яркого и своеобразного поэта начала XX века, каким, несомненно, является Александр Александрович Блок.
Анализ лексико-семантического поля «тревога» и других характерных для этого поэта особенностей поэтического языка помогает понять и его оригинальность, и включённость в эпоху, и значение для современности.
Отметим особое значение работы над поэтическим словом при изучении лирики, где за видимыми образами не всегда можно рассмотреть философскую компоненту как отдельного произведения, так и всего творчества писателя, I поэта, если не найти материальную опору — слово — и не рассмотреть его в конкретном, индивидуальном употреблении. Не секрет, что лирика, являясь самым сложным родом художественной литературы, плохо усваивается теми учащимися, языковая (и общекультурная) подготовка которых недостаточна.
На защиту выносятся следующие положения: \. Лирика А.А. Блока организуется вокруг чувства тревоги, которое является неотъемлемой составляющей языкового сознания народа в целом и поэта как выразителя его настроений. Оно носит концептуальный характер, формирует единое семантическое пространство художественных текстов и вербализует индивидуально-авторский, значимостный концепт «тревога».
2. Словесные образы-символы с семантикой тревоги как элементы поэтических текстов представляют определенную систему (лексико-семантическое поле) и являются доминантной чертой идиолекта А. Блока, обладая рядом индивидуальных особенностей и отражая специфику мировидения и мировосприятия поэта.
3. ЛСП «тревога» предстает как целостное системное образование, имеющее круговое расположение лексем от ядра к периферии, которые связаны не только парадигматическими и синтагматическими, но и ассоциативными отношениями.
4. Лексико-семантическое наполнение поля «тревога» включает слова не только с узуальными значениями, но и с семантическими наращениями и ассоциативными значениями. Слова-ассоциаты занимают в его языковой картине мира значительное место, что подтверждается в том числе их преимуществом в количественном отношении. (Приложения 1 и 2).
5. Семантический уровень ЛСП «тревога» отличает нагнетание сем, своеобразное «видоизменение», развитие значений составляющих его лексем от конкретных к абстрактным, что связано со сменой отношения поэта к окружающему миру: от конкретного к отвлеченному.
6. Семантические компоненты лексико-семантического поля «тревога» (и одноименного концепта) в языковом сознании современной молодежи (рубеж XX-XXI вв.) выявляет метод свободного ассоциативного эксперимента. Соотнесение его результатов с данными, полученными в ходе полевого анализа лексем в творчестве А.Блока (конец Х1Х-н£чало XX вв.), позволяет определить тревогу как доминантное состояние, свойственное русскому человеку на рубеже веков.
Апробация работы. По теме исследования были сделаны доклады и сообщения на международных, всероссийских и региональных научных конференциях в г. Арзамасе: «Арзамасские филологические чтения-2006» (АГПИ, 2007), «Роль губернских ученых архивных комиссий в развитии региональной фольклористики», приуроченной к 150-летию со дня рождения А.В. Карпова и 120-летию Нижегородской губернской ученой архивной комиссии» (АГПИ, 2007); в г. Нижнем Новгороде: «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (НГПУ, 2005, 2006, 2007, 2008), «XI Нижегородская сессия молодых ученых» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007); в г. Кирове: «Актуальные проблемы современной филологии. К юбилею Александра Грина. Языкознание» (ВятГГУ, 2005 год); в г. Ярославле: «Русское слово: литературный язык и народные говоры» (ЯГПУ, 2007); в г. Петропавловске-Камчатском: «Смысловое пространство текста. Вып. VII. Лингвистические исследования» (КамГУ им. В. Беринга, 2007). Кроме того, материалы исследования обсуждались на кафедре теории и истории русского языка АГПИ. По теме работы опубликовано 12 статей общим объемом 4,5 п.л., в том числе три статьи в изданиях списка ВАК: в г.г. Москве (2008), Кирове (2008), Костроме (2009).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (одной теоретической и двух исследовательских), заключения, библиографии и четырех приложений, в качестве которых .оформлены: 1. Структура лексико-семантического поля «тревога» в лирике А.А. Блока (1898-1916 гг.); 2. Список единиц - членов лексико-семантического поля «тревога» в лирике А.А. Блока;
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте: На материале творчества Н. С. Гумилева2000 год, кандидат филологических наук Карпенко, Светлана Михайловна
Концепт "любовь" и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой2000 год, кандидат филологических наук Данькова, Татьяна Николаевна
Концептосфера поэзии Н. С. Гумилева в ее лексическом представлении2002 год, кандидат филологических наук Беспалова, Ольга Евгеньевна
Концепт бытие в русском языке2009 год, доктор филологических наук Шаталова, Ольга Викторовна
Лексико-семантическая экспликация концепта ДОМ в русской фразеологии и художественных текстах2007 год, кандидат филологических наук Тимощенко, Светлана Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Маркелова, Виктория Михайловна
5. ВЫВОДЫ
В лексико-семантическом поле «тревога» в лирике Александра Александровича Блока прослеживается ряд закономерностей:
1. Оно имеет круговую организацию лексем, что указывает на непосредственную связь ядра и центра, а также опосредованную, выраженную на ассоциативном уровне, связь ядра и центра с периферией.
2. Ядро рассматриваемого лексико-семантического поля выражено в творчестве А. Блока не только лексемой тревога, но и лексемами жизнь, буря жизни, битва жизни. Последние выступают как контекстуальные синонимы лексемы тревога.
3. Центр поля составляют члены речевого словообразовательного гнезда: тревога — тревоэ/сный (-ая; -ые) — тревоэ/сно — тревожить (тревожа) — тревожиться - встревожить — встревоженный — потревожить. Все они реализуют узуальные значения в художественных текстах. В речи А. Блога есть и семантические приращения:
- у слова потревожить — «прийти, свершиться, осуществиться»;
- у слова встревожить — «воскресить, возобновить»;
- у слова тревожа — «плыть, рассекая волны».
4. Периферия поля - ассоциативное пространство с семантикой тревоги — включает пять групп лексем, объединенных по общему признаку: первые три -по признаку цвета, четвертая — по тематике, пятая — по признаку индивидуальной ассоциативной семантики в творчестве А.А. Блока.
5. Семантика тревоги, выраженная с помощью парадигматических, синтагматических и ассоциативных отношений единиц в контекстах А.А. Блока, имеет различное обоснование. Так, в раннем творчестве (1898-1904 гг.) чувство тревоги связано с фанатичной любовью, с ожиданием взаимности от героини, с пониманием того, что достичь ее невозможно. В середине творческого пути (1904-1908 гг.) поэт начинает разочаровываться в безответной любви и в своем идеале, больше внимания обращает на социальные катаклизмы, находящие реализацию пока не в космическом масштабе, а в более узком пространстве - в городе. Наконец, в зрелом периоде (1908-1916 гг.) Блок перестает разделять любовь на две составляющие: любовь к реальной девушке и любовь к родине сливаются (синтез личного и общего). Символист подмечает все важное в общественной жизни, а затем преломляет в своем сознании. Эти особенности мировоззрения поэта отражены в лирических произведениях.
Лирика Блока-символиста (и ярко выраженное в ней чувство тревоги) является отражением внутреннего мира героя-поэта, его «Я». Поэзия из субъективной постепенно переходит в объективную: герой раннего периода творчества по природе своей романтик, а в зрелом периоде становится реалистом.
Мир, окружающий героя-поэта, и его восприятие от конкретного и чувственного (первый этап творчества) видоизменяется до глобального и разумного (середина второго и третий, зрелый периоды творчества). В воображении художника действительность словно расширяется, в результате чего видоизменяется сама система символов. От прямого разговора о тревоге, ее присутствия (чаще всего в душе лирического героя), реализованного в ЛСП на уровне ядра и центра, а значит, и от непосредственного словесного ее выражения, поэт переходит к косвенной передаче, то есть к образу и к описанию чувства тревоги, его воплощения. Последнее реализовано на периферии поля.
6. Лексико-семантическое поле «тревога» вербализует одноименный концепт как характерную особенность русского национального характера. Специфика концепта «тревога» и его место в языковом сознании русского человека, живущего на рубеже веков, в частности XIX-XX и XX-XXI вв., подтверждается применением метода свободного ассоциативного эксперимента и сопоставления лексиконов современной молодежи 17-21 годов и А.А. Блока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание лирики А.А. Блока многопредметно и глубоко и организуется вокруг чувства тревоги, являющегося неотъемлемой составляющей духовного мира (языкового сознания) народа в переломные эпохи. Состояние тревоги носит концептуальный характер, формируя единое семантическое пространство текстов произведений, объединенных поэтом в трилогию вочеловечивания. Его лирика, разделённая на три книги, представляет собой целостное художественное произведение, так как отражает пройденный им путь: «.Таков мой путь <.> теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес - к «отчаянию, проклятиям», «возмездию» и. - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру.» [Блок 1960, 1, 344].
Тревога сопровождала поэта на протяжении всей жизни, а ее обоснование менялось на протяжении творческого пути. Философ Сёрен Кьеркегор в книге «Понятие тревоги» писал: «Я бы сказал, что познание тревоги - это приключение, которое должен испытать всякий человек, чтобы не погибнуть - либо от того, что он не знает тревоги, либо от того, что тревога его поглотит. Поэтому тот, кто научился тревожиться надлежащим образом, научился самому главному». [Цит. по: Мэй/Zhttp://psylib.org.ua/ books/meyro02/index.htm].
Александр Александрович Блок входил в поэзию со своим особым, ярко выраженным лирическим «Я», которое вскоре приобрело черты лирического героя. И лирическое «Я», и лирический герой выражали лирическую тему Блока - его отношение к окружающему миру, восприятие этого мира. Блоковские чувства и переживания всегда находились в соотношении со временем, которое поэт напряжённо и мучительно стремился понять. Понять же для него значило выработать свою особую точку зрения на происходящее. Здесь проявилось то главное, что составило сущность блоковского мировоззрения, то есть отношение его и к истории, и к современности. [См.: Долгополов 1978, 171]. А.А. Ахматова отмечала: «Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти XX века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени» [Цит. по: Жирмунский 1969, 243].
События, происходившие и в личной жизни, и в стране начала XX века, соотнесены у А.Блока с одним чувством - чувством тревоги. В речи «О назначении поэта», прочитанной за полгода до смерти, он говорил: «Порядок мира тревожен, он родное дитя беспорядка.Мы знаем одно: что порода, идущая на смену другой, нова; та, которую она сменяет, стара; мы наблюдаем в мире вечные перемены; мы сами принимаем участие в сменах пород . и сами способствуем образованию новых пород» [Блок 1960, VI, 161-162].
Реконструкция языковой картины мира художника слова возможна с помощью выявления, структурирования и анализа лексико-семантических полей. А. Блок при использовании слова-символа тревога базируется на общеязыковых, узуальных значениях, которые реализуются в словах, придавая им в контексте обобщенный смысл. Он отказывается от использования .конкретных значений в силу их меньшей значимости для него как поэта и общества в целом.
Ядерная лексема тревога встречается в лирике поэта 1898-1916 гг. 55 раз, употребляется как многозначное слово в речи поэта и характеризует его душевный и духовный мир, неудовлетворённость современной действительностью, поиск спокойствия, идеала, гармонии, тишины. А. Блок, создавая собственную картину мира, переосмысляет и дополняет общеязыковые значения и отношения слов ассоциативными. Лексемы тревога и э/сизнь употреблены как синонимы, равнозаменяя друг друга и выражая беспокойство за жизнь человечества, за его прошлое, настоящее и будущее.
Изучение словарного феномена «тревога» объясняет особенности личности Блока как поэта-символиста, проявляясь в его исключительной отзывчивости на внешние и внутренние толчки и тревоги жизни, в постоянной готовности к ним, в приятии мира вечно изменяющегося, подвижного и живого.
Центр ЛСП «тревога» составляет словообразовательное гнезд.-, с доминантой: тревога — тревоэ/сный (-ая, -ые) — тревожно — тревожить — тревоэюа — тревожиться — встревоэюитъ — встревоженный — потревоэюитъ, которое в языке имеет больший объём. Каждое из этих слов также является многозначным и может создавать свои значения в контексте. Периферию ЛСП образуют 5 групп лексем. Первые три объединены, прежде всего, колоративами чёрный, красный и белый, с которыми ассоциативно связаны распространяющие их лексемы. В поэзии А.Блока много слов, окрашенных в определённый цвет, которые не столько передают «красочность» предмета или явления, сколько несут в себе дополнительный содержательный смысл (в нашем случае, раскрывают семантику тревоги). В стихотворениях 1898-1904 гг., составивших первую книгу собрания сочинений поэта, преобладают белый (символ героини), красный и голубой цвета. В произведениях 1904-1908 гг. доминантными оказываются синий (как антитеза белого в ранних стихотворениях), сиреневый (знак тревоги), белый (уже не примета героини, а цвет перемен) и чёрный цвета, отражающие смену видения мира поэтом.
В стихотворениях 1907-1916 гг., вошедших в третью книгу, в центре оказываются чёрный, белый и красный цвета, которые проходят через всё творчество Блока.
В ассоциативное поле входят слова-символы птица, коршун, лебедь, журавль, гуси, орел, сокол, ворон, змея и производные от них, воспринимаемые в народной и поэтической традиции как знаки беды, смерти, чего-то страшного и ужасного, а в творчестве Блока - неизменные приметы окружающего его мира, делающие чувство тревоги более зримым, ощутимым.
В художественной системе А.А.Блока возникает, влияя на читателя и на формирование личности самого поэта, по мнению JI.K. Долгополова, мощный пласт скрытый семантики [семантики тревоги - В.М.], придающий особую значительность тому, что воспринимается непосредственно, что видно явно. [См.: Долгополов 1978, 6]. Огромное значение приобретают парадигматические, синтагматические и ассоциативные отношения в контекстах, указывающие на эту неявную семантику.
Концепт «тревога» в концептуальной картине мира русского человека конца XIX — начала XX веков, а значит, и в концептуальной картине мира Александра Александровича Блока занимает особое место. Это подтверждается многими исследователями, нашим материалом, данными смежных с лингвистикой наук (в частности, психологии, философии, литературоведения и биологии), помогая вскрыть механизм формирования чувства тревоги в душе человека, а также ее выражение на вербальном, языковом, когнитивном, концептуальном уровнях.
Обращение к носителям языка, верификация, как практический прием, осуществленный с помощью метода свободного ассоциативного эксперимента, выявил основные семантические компоненты концепта «тревога» (и лексико-семантического поля «тревога» как средства его вербализации) в сознании современной молодежи. Данный метод определил в качестве основной личностную доминанту обыденного сознания студентов и старшеклассников 17-22 лет в соотношении с общественной доминантой художественного сознания А.А. Блока.
Перспектива работы видится в расширении объекта исследования за счет драм, поэм, переводов А.А. Блока. Она состоит и в возможности анализа других лексико-семантических полей в творчестве поэта, находящихся во взаимодействии с ЛСП «тревога», например: «Родина», «любовь», «цвет», «музыка» и другие; а также сопоставления языковой картины мира
А.А. Блока и другого поэта (например, С.А. Есенина) или поэтов (скажем, Серебряного века в целом).
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Маркелова, Виктория Михайловна, 2009 год
1. Адмони, В.Г. Основы теории грамматики Текст. / В.Г. Адмони. М.-Л. : Наука, 1964.- 105 с.
2. Аникина, А.Б. Образное слово в художественном и публицистическом произведении. Вопросы стилистики текста : учеб. пособие по спецкурсу для студентов факультетов и отделений журналистики Текст. / А.Б. Аникина. >Д. : Издательство ВК, 2005. - 212 с.
3. Анисимова, Р.В. Отражение категории времени как один из элементов картины мира Текст. / Р.В. Анисимова // Текст как отображение картины мира. — М. : Московский государственный институт иностранных языков, 1989. — С. 6671.
4. Антология концептов Текст. / Под ред. В.И. Карасика и И.А. Стернина. — М. : Гнозис, 2007.-512 с.
5. Апресян, Ю.Д. Дистрибутивный анализ значений и структурные семантические поля Текст. / Ю.Д. Апресян // Лексикографический сборник. Еып. 5. М. : Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1962. -213 с.
6. Апресян, Ю.Д. Интегральное описание языка и толковый словарь Текст. / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1986. - № 3. - С. 57-70.
7. Апресян, Ю.Д. Избранные труды Текст. : в 2-х т. Ю.Д. Апресян. М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. - Т. I. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - 472 с.
8. Арнольд, И.В. Лексико-семантическое поле в языке и тематическая сетка текста Текст. / И.В. Арнольд // Текст как объект комплексного анализа в ВУЗе. -Л. : ЛГПИ, 1984.-С. 3-11.
9. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н.Д. Арутюнова. — 2-е изд., испр. — М. : Языки русской культуры, 1999. 896 с.
10. Аскольдов, С.Н. Концепт и слово Текст. / С.А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. В.П. Нерознака. М. : Academia, 1997. - 320 с.
11. Бабенко, Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке Текст. / Л.Г. Бабенко. Свердловск : Издательство Уральского университета, 1989.-182 с.
12. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка Текст. / А.П. Бабушкин. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1996. -104 с.
13. Бакина, М.А., Некрасова, Е.А. Эволюция поэтической речи XIX-XX вв. Текст. / М.А. Бакина, Е.А. Некрасова. М. : Наука, 1986. - 191 с.
14. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста Текст. / А.Г. Баранов / отв. ред. Т.Г. Хазагеров. Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского университета, 1993.- 180 с.
15. Баранов, А.Н., Добровольский, Д.О. Постулаты когнитивной семантики Текст. / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский // Известия АН СССР; Серия литературы и языка, 1997. Т.56 (1). С. 11-21.
16. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. — М. : Искусство, 1986. 444 с.
17. Бекметов, Р.Ф. Категория пути в художественном сознании А.А. Блока и проблема восточной литературной традиции Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Р.Ф. Бекметов. Казань, 2007. - 26 с.
18. Бенвенист, Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист / под ред. Ю.С. Степанова. М. : Прогресс, 1974. - 447 с.
19. Береснева, Н.И., Дубовская, JI.A., Овчинникова, И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе) / Н.И. Береснева, JI.A. Дубровская и др. Пермь : Издательство Пермского ун-та, 1995. -254 с.
20. Беспалова, О.Е. Концептосфера поэзии Н.С.Гумилева в ее лексическом представлении Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01 / О.Е. Беспалова. СПб., 2002. - 24 с.
21. Блок, А.А. Собрание сочинений: в 8 томах Текст. / А.А. Блок / под ред. В.Н. Орлова и др. -M.-JI. : Художественная литература, 1960-1962.
22. Александр Блок и Андрей Белый. Переписка Текст. М. : Издательство Государственного литературного музея, 1940. - С. 35.
23. Блок, А.А. Записные книжки Текст. / А.А. Блок. М. : Издательство «Художественная литература», 1965. - 663 с.
24. Болдырев, Н.Н. Концепт и значение слова Текст. / Н.Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / под ред. И.А. Стернина. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2001. - С. 25-35. [Болдырев 2001а]
25. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии Текст. / Н.Н. Болдырев. Тамбов : Изд-во Тамбовского университета, 2001. - 123 с. [Болдырев 20016]
26. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня Текст. / Н.С. Болотнова / под ред. С.В. Сыпченко. Томск : Изд-во Томского университета, 1992. - 309 с.
27. Бондарко, А.В. Проблемы функциональной грамматики: полевые структуры Текст. / А.В. Бондарко. СПб. : Наука, 2005.- 477 с.
28. Бородина, М.А., Гак, В.Г. К типологии и методике историко-семантических исследований Текст. / М.А. Бородина, В.Г. Гак. JI. : Наука, 1979. - 232 с.
29. Борухов, Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры Текст. / Б.Л. Борухов // Логический анализ языка: культурные концепты: сборник статей / АН СССР, Ин-т языкознания РАН. М. : Наука, 1991. - С. 109-116.
30. Брутян, Г.А. Теория познания общей семантики Текст. / Г.А. Брутян. -Ереван : Издательство АН Армянского ССР, 1959. 319 с.
31. Брутян, Г.А. Язык и картина мира Текст. / Г.А. Брутян // Философотсие науки. 1973. -№ 1.-С. 108-111.
32. Брутян, Г.А. Языковая картина мира и ее роль в познании Текст. / Г.А. Брутян // Методологические проблемы анализа языка. Ереван : Издательство Ереванского ун-та, 1976. - С. 225-234.
33. Брюсов, В.Я. Далекие и близкие: статьи и заметки о русских поэтах от' Тютчева до наших дней Текст. / В.Я. Брюсов. М. : «Скорпион», 1912. - С. 160161.
34. Будагов, Р.А. Человек и его язык Текст. / Р.А. Будагов. 2-е изд. - М. : Издательство МГУ, 1976. - 429 с.
35. Будагов, Р.А. Писатели о языке и язык писателей Текст. / Р.А. Будагов. -М. : Издательство МГУ, 1984. 280 с.
36. Васильев, Л.М. Теория семантических полей Текст. / Л.М. Васильев // Вопросы языкознания. 1971. - № 5. - С. 105-113.
37. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика Текст. / Л.М. Васильев. М. : Высшая школа, 1990. - 175 с.
38. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание Текст. / А. Вежбицкая. М. : Русские словари, 1997.- 411 с.
39. Вендина, Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) Текст. / Т.И. Вендина. М. : Издательство «Индрик», 1998.-240 с.
40. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: учебное пособие для педагогических вузов Текст. / Т.И. Вендина. М. : Высшая школа, 2002. - 288 с.
41. Вендина, Т.И. Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры Текст. / Т.И. Вендина. М. : Институт славяноведения РАН, 2007. -336 с.
42. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. /
43. B.В. Виноградов. -М. : Издательство Академии наук СССР, 1963. 255 с.
44. Винокур, Г. О. О задачах истории языка Текст. / Г.О. Винокур // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку-. М. Госучпедгиз, 1959.1. C. 207-226.
45. Вишницкая, Ю.В. Мифологемы Александра Блока в русском этнокультурном пространстве Текст. : дисс. . канд. филол. наук: 10.02.01 / Ю.В. Вишницкая. Киев, 2003. - 185 с.
46. Воркачев, С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» Текст. / С.Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М., 2003. - С. 5-12.
47. Ворожбитова, А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учебное пособие Текст. / А.А. Ворожбитова. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 367 с.
48. Выродова, А.С. Колоратив золотой как идиостилистическая доминанта поэтических произведений С. Есенина Текст. / А.С. Выродова // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. Киров : Издательство ВятГГУ, 2006. - С. 228-232.
49. Гак, В.Г. Языковые преобразования Текст. / В.Г. Гак. М. : Школа «Языки русской культуры», 1998. - 763 с.
50. Гасанова, М.А. Автор и герой в поэзии B.C. Высоцкого Текст. : автореф. дисс. . канд. филол.-наук / М.А. Гасанова. Махачкала, 2005. - 23 с.
51. Гаспарян, С.К., Князян, А.Т. К вопросу об изучении индивидуального стиля автора Текст. / С.К. Гаспарян, А.Т. Князян // Филологические науки. 2004. -№4. -С. 50-57.
52. Гиндин, С. И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой организации Текст. / С.И. Гиндин // Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 14. М. : Труды МГПИИЯ им. М.Тореза, 1971. - С. 114-135.
53. Горелов, А.Е. Гроза над соловьиным садом Текст. / А.Е. Горелов. — JI. : «Советский писатель», 1973. 260 с.
54. Городецкий, Б.Ю. К проблеме семантической типологии Текст. / Б.Ю. Городецкий. М. : Издательство Московского университета, 1969. - 564 с.
55. Горошко, Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента Текст. / Е.И. Горошко. Москва-Харьков : Издательская группа «Ра-Каравелла», 2001. - 320 с.
56. Горошко, Е.И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента (методологические аспекты) Электронный ресурс. / Е.И. Горошко. Режим доступа: http: // www.textology.ru
57. Гофман, В. Язык русских символистов Текст. / В. Гофман // Литературное наследство. Вып. 27-28. -М., 1937. 693 с.
58. Гречко, В.А. Теория языкознания: учебное пособие Текст. / В.А. Гречко : в 2-х ч. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1998. -Ч. II. - 307 с.
59. Григорьев, В.П. Грамматика идиостиля. В. Хлебников Текст. / В.П. Григорьев. М. : Наука, 1983. - 224 с.
60. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст. : пер. с нем. / В. фон. Гумбольдт / под ред. Г.В. Рамишвили. М. : Прогресс, 1984. - 398 с.
61. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры Текст. : пер. с нем. / В. фон. Гумбольдт; сост., общ. ред. и вступ. ст. докторов филос. наук профессоров А.В. Гулыги и Г.В. Рамишвили. М. : Прогресс, 1985. - 449 с.
62. Димитрова, Е.В. Тоска Текст. / Е.В. Димитрова // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика и И.А. Стернина. М. : Гнозис, 2007. - С. 197-201.
63. Долгополов, JI.K. Александр Блок. Личность и творчество Текст. / Л.К. Долгополов. Л. : Наука, 1978. — 225 с.
64. Долинский, М.З. Искусство и Александр Блок Текст. / М.З. Долинский. -М. : Просвещение, 1985. 335 с.
65. Донскова, И.И. Проблемы системного сопоставления разноязычной лексики (на примере английской и русской лексики семантического поля «жилые здания и помещения») Текст. : дис. . канд. филол. наук: 10.02.20 / И.И. Донскова. М., 2002.-230 с.
66. Ермолаева, Л.С. Неогумбольдтианское направление в современном буржуазном языкознании Текст. / Л.С. Ермолаева // Проблемы общего и частного языкознания / под ред. В.Г. Костомарова. М., 1960. - С. 47-85.
67. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. / В.М. Жирмунский. Л. : Наука, 1977. - 407 с.
68. Жирмунский, В.М. О творчестве Анны Ахматовой Текст. / В.М. Жирмунский // Новый мир. 1969. - № 6. - С. 243
69. Зайкина, С.В. Страх Текст. / С.В. Зайкина // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика и И.А. Стернина. М. : Гнозис, 2007. - С. 182-197.
70. Залевская, А.А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике Текст. / А.А. Залевская. Калинин : Издательство Калининского государственного университета, 1979. - 83 с.
71. Зубкова, Л.Г. Антропологический подход к языку: истоки, принципы, эволюция Текст. / Л.Г. Зубкова // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. М.; Барнаул, 2003. — С. 87-94.
72. Иванова, И.С. Миг и вечность в поэзии Серебряного века Текст. / И.С. Иванова // Русская речь. 2007. - № 3. - С.15-18.
73. Изард, К. Теория дифференциальных эмоций Текст. / К.Изард // Эмоции человека. М. : Издательство Московского университета, 1980. — С. 52-71.
74. Карасик, В.И. Языковой круг: Личность. Концепты. Дискурс Текст. / В.И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
75. Карасик, В.И., -Слышкин, Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов Текст. / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика и И.А. Стернина. М. : Гнозис, 2007. - С. 12-13.
76. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография Текст. / Ю.Н. Караулов; АН СССР. Отд-ние лит. и яз.; Ин-т языкознания. М. : Наука, 1976. - 355 с.
77. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю.Н. Караулов / отв. ред. Д.Н. Шмелев. М. : Наука, 1987. - 263 с.
78. Караулов, Ю.Н. Структура лексико-семантического поля Текст. / Ю.Н. Караулов // Филологические науки. 1972. - № 1. - С. 57-68.
79. Касьянова, К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова. -М. : Институт национальной модели экономики, 1994 267с.
80. Кезина, С.В. Семантическое поле как система Текст. / С.В. Кезина // Филологические науки. 2004. - № 4. - С. 79-86.
81. Кибрик, А.Е. Константы и переменные языка Текст. / А.Е. Кибрик. СПб. : Алетейя, 2003.-719 с.
82. Клименко, Л.П. Лексико-семантическое поле «Спаситель» в языковой системе Псалтири Электронный ресурс. / Л.П. Клименко. Режим доступа : www.kcn.ru
83. Климкова, Л.А. Ассоциативное значение в художественном тексте Текст. / Л.А. Климкова // Филологические науки. 1991. - № 1. — С. 45-54.
84. Климкова, Л.А. Восприятие и оценка слова в говоре Текст. / Л.А. Климкова // Проблемы теории и методики преподавания лингвистических дисциплин: сборник научных и методических статей / отв. ред. В.В. Востоков. — Арзамас : АГПИ, 2000. С. 39-46.
85. Климкова, Л.А. Нижегородская микротопонимия в языковой картине мира: монография Текст. : монография / Л.А. Климкова / Mill У; науч. ред. И.А. Ширшов. Арзамас : АГПИ, 2007. - 394 с.
86. Кодухов, В.И. Общее языкознание: учебник для студентов филологических специальностей университетов и педагогических институтов Текст. / В.И. Кодухов. — М. : Высшая школа, 1974. 303 с.
87. Колесов, В.В. Жизнь происходит от слова. Текст. / В.В. Колесов. СПб. : «Златоуст», 1999. - 320 с.
88. Колесов, В.В. Философия русского слова Текст. /В.В. Колесов. СПб. : ЮНА, 2002. - 447 с.
89. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г.В. Колшанский. М. : Наука, 1990. - 105 с.
90. Конецкая, В.П. О системности лексики Текст. / В.П. Конецкая // Вопросы языкознания. 1984. - № 1. - С. 26-35.
91. Косериу, Э. Синхрония, диахрония и история: Проблемы языкового изменения Текст. / Э. Косериу. М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 204 с.
92. Кочнова, К.А. Лексико-семантическое поле «Природное время» в языковой картине мира А.П. Чехова Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 / К.А. Кочнова. — Нижний Новгород, 2005. 178 с.
93. Краснова, Л.В. Символика черного и белого цветов в поэтике Александра Блока Текст. / Л.В. Краснова // Филологические науки. 1976. - № 4. - С. 3-13.
94. Крючкова, Н.В. Лингвокультурное варьирование концептов Текст. / Н.В. Крючкова / под ред. В.Е. Гольдина В. Е. Саратов : Научая книга, 2005. - 164 с.
95. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка Текст. / Э.В. Кузнецова. — М.: Высшая школа, 1989. 216 с.
96. Кузнецов, Ю.А. Лексико-семантическое поле смеха как фрагмент русской языковой картины мира Текст.: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01 / Ю.А. Кузнецов. -М., 2005.-215 с.
97. Кутузов, А.Б. Лексико-семантические поля в компьютерном сленге (на примере сленговых глаголов английского языка) Электронный ресурс. / А.Б. Кутузов. — Режим доступа : http: // catb.org / esr / jargon/
98. Кухина, Н. У истоков жизни Электронный ресурс. / Н. Кухина. Режим доступа : www.firsthealthgallery.com / illnessCatalog / Index.php?ArtID
99. Левицкий, В.В. Экспериментальные методы в семасиологии Текст. / Б.В. Левицкий, И.А. Стернин. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1989. - 193 с.
100. Леденева, В.В. Идиостиль (к уточнению понятия) Текст. / В.В. Леденева // Филологические науки. 2001. - № 5. - С. 36-41.
101. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка Текст. / Д.С. Лихачев // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М. : Academia, 1997 - С. 280-287.
102. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа Текст. / А.Ф. Лосев. М. : «Правда», 1990. —647 с.
103. Лосев, А.Ф. Философия имени Текст. / А.Ф. Лосев. — М. : Изд-во Московского ун-та, 1990. — 269 с.
104. Лосев, А.Ф. Бытие. Имя. Космос Текст. / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1993.960 с.
105. Лотман, Ю.М., Успенский, Б.У. О семиотическом механизме культуры Текст. / Ю.М. Лотман, Б.У. Успенский // Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Т. V. Вып. 284. Тарту, 1971.
106. Ляпин, С. X. Концептология: к становлению подхода Текст. / С.Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск : Издательство Поморского госуниверситета, 1997.— Вып. 1.-С. 11-35.
107. Макаров, М.Г. Категория «цель» в марксистской философии Текст. /М.Г. Макаров. Л. : Наука, 1977. - 86 с.
108. Маковский, М.М. Картина мира и миры образов (Лингвистические этюды) Текст. / М.М. Маковский // Вопросы языкознания. 1992. - № 6. - С. 36-54.
109. Максимов, Д.Е. О спиралеобразных формах развития литературы (к вопросу об эволюции А.Блока) Текст. / Д.Е. Максимов //Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. -М., 1976. С. 326-334.
110. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза А. Блока Текст. / Д.Е. Максимов. Л. : Советский писатель, 1981. - 552 с.
111. Мамонова, Ю.А. Имя время и имя cas в аспекте теории концепта (на материале русского и чешского языков) Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.19 / Ю.А. Мамонова ; Пермский государственный университет. -Пермь, 2006. 19 с.
112. Маслова, В.А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой: учебное пособие Текст. / В.А. Маслова.- М. : Издательство «Флинта», 2004. -255 с.
113. Мечковская, Н.Б. Язык и общество Текст. / Н.Б. Мечковская // Общее языкознание / под ред. А.Е. Супруна. Минск : Высшая школа, 1983. - 456 с.
114. Миллер, Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория Текст. / Л.В. Миллер // Мир русского слова. 2000. - № 4. - С. 39-45.
115. Миллер-Будницкая, Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А. Блока Текст. / Р.З. Миллер-Будницкая // Известия Крымского педагогического института. Т. III. — Симферополь, 1930. — С. 78-144.
116. Минина, Н.М. Пособие по лексике немецкого языка. Семантические поля в практике языка: учебное пособие для старших курсов институтов и факультетов иностранных языков Текст. / Н.М. Минина. М. : Высшая школа, 1973. - 142 с.
117. Минц, З.Г. Блок и русский символизм Текст. / З.Г. Минц // Избранные труды: в 3-х кн. Кн. 1. - СПб. : Искусство, 1999. - 727 с.
118. Михайлова, И.Б. Чувственное отражение в современном сознании Текст. / И.Б. Михайлова. М. : Мысль, 1972. - 279 с.
119. Мун Чун Ок. Лексико-семантическое поле «страх» в современном русском языке Текст. : дис. . канд. филол. наук: 10.02.01 / Мун Чун Ок. СПб., 2005. -220 с.
120. Мэй, Р. Смысл тревоги Электронный ресурс. / Р. Мэй / Пер. с англ. М.И. Завалова и А.Ю. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - Режим доступа: http : // psylib.org.ua / books / meyro02 / index.htm
121. Найда, Е.А. Анализ значения и составления словарей Текст. / Е.А. Найда // Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962. - С. 45-71.
122. Некрасова, Е.А. Лингвопоэтический анализ стихотворения А.А. Блока «Дали слепы, дни безгневны.» Текст. / Е.А. Некрасова // Филологические науки. 1984. - № 1. - С. 70-73.
123. Новикова, Н.С., Черемисина, Н.В. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира Текст. / Н.С. Новикова, Н.В. Черемисина // Филологические науки. 2000. - № 1. - С. 40-49.
124. Новиков, А.И., Ярославцева, Е.И. Семантические расстояния в языке и тексте Текст. / А.И. Новиков, Е.И. Ярославцева / отв. ред. В.Н. Телия. М. : Наука, 1990.- 135 с.
125. Новиков, Л. А., Современный русский язык. Теоретический курс. Лексикология Текст. / Л. А. Новиков, В. В. Иванов и др. М. : Русский язык, 1987.-360 с.
126. Новиков, JI.A. Семантическое поле как текстовая структура Текст. / Л,А. Новиков // Теория поля в современном языкознании: материалы научно-теоретического семинара. Ч. IV. Уфа : Башгосуниверситет, 1997. - С. 26-29.
127. Орлов, В.Н. Александр Блок. Вступительный очерк Текст. / В.Н. Орлов // Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. I. Стихотворения 1897-1904 гг. - М.-Л.: Изд-во художественной литературы, 1960. - С. 7-53.
128. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста Текст. / АН СССР; Институт русского языка / отв. ред. В.П. Григорьев. М. : Наука, 1990. — 300 с.
129. Павлова, А.А. Жанр, гипертекст, интертекст, концептосфера: на материале внутрисемейных родословных Текст.: монография / А.А. Павлова. Белгород : Издательство БелГУ, 2004. - 162 с.
130. Палеха, Е.С. Концепт добро в языке поэзии Серебряного века Текст. : автореф. дис. .канд. филол. наук : 10.02.01 / Е.С. Палеха. Казань, 2007. -24 с.
131. Пименова, М.В. Методология концептуальных исследований Текст. / М.В. Пименова // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика и И.А, Стернина. М.: Гнозис, 2007.-С. 14-16.
132. Плахина, Е.В. Лексико-семантическое поле «космос» в лирике В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 / Плахина Е.В. Тюмень, 2005.-213 с.
133. Плющикова, Н.В. Раздел «Страшный мир» (1909-1916) в поэтической системе А.Блока Текст. / Н.В. Плющикова // Филологические науки. 1988. -№ 1. - С. 14-19.
134. Покровский, М.М. Избранные работы по языкознанию Текст. / М.М. Покровский. М. : Издательство АН СССР, 1959. - 382 с.
135. Полевые структуры в системе языка Текст. / науч.ред. З.Д. Попова. -Воронеж : Издательство ВГУ, 1989. 196 с.
136. Попова, З.Д. Методические указания к курсу «Модели системы языка в современной лингвистике» Текст. / З.Д. Попова. Воронеж, 1996. - 38 с.
137. Попова, З.Д., 'Стернин, И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 1999. — 284 с.
138. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж : Издательство ВГУ, 2001. - 191 с.
139. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин. М. : ACT: Восток-Запад, 2007. - 314 с.
140. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. /
141. B.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. М.: Наука, 1988.1. C. 8-60.
142. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика Текст. / А.А. Потебня. М. : Выс-дая школа, 1990.-424 с.
143. Прохоров, Ю.Е. В поисках концепта Текст. / Ю.Е. Прохоров. Л. : Флинта; Наука, 2004. - 176 с.
144. Радбиль, Т.Б. О термине и понятии «идиологема» Текст. / Т.Б. Радбиль // Человек и его язык: антропологический аспект исследований: межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород : НГПУ, 1996. - С. 11-28.
145. Реформатский, А.А. Мысли о терминологии Текст. / А.А. Реформатский // Современные проблемы русской терминологии. М. : Наука, 1986. - С. 163-198.
146. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира Тексг. / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. / отв. ред. Б.А. Серебренников; АН СССР, Институт языкознания. М. : Наука, 1988. - 215 с.
147. Романовская, С.В. Ключевые семантические поля в художественном тексте Текст. / С.В. Романовская // Семантика языковых единиц: доклады VI Международной конференции : в 2-х т. М., 1998. - Т.2. - С. 347-349.
148. Ружицкий, И.В. Мнемы в картине мира писателя Текст. / И.В. Ружицкий // Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова: сборник статей. М. : Издательство РУДН, 2006. -С. 118-123.
149. Рягузова, JI.H. Концепт «память» в идиостиле В. Набокова (к постановке проблемы) Текст. / Л.Н. Рягузова // Семантика языковых единиц: доклады VI Международной конференции: в 2 т. М., 1998. — Т.2 — С. 349-354.
150. Севрюгина, Е.В. Концепт «красота» в поэзии Ф.И. Тютчева Текст. / Е.В. Севрюгина // Филологические науки. — 2002. № 3. - С. 30-39
151. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язы^ и мышление Текст. / Б.А. Серебренников / отв.ред. В.М. Солнцев; АН СССР, Ин-т языкознания. М. : Наука, 1988. - 244 с.
152. Сивкова, А.В. Идиостиль Н.В. Гоголя в аспекте лингвокогнтивной поэтики (на материале произведений «Ночь перед Рождеством» и «Мертвые души») Текст. : атореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01 / А.В. Сивкова. -Калининград, 2007. 24 с.
153. Смирнова, Л.А. Русская литература конца XIX начала XX веков Текст. / Л.А. Смирнова : учебник для студентов пед. институтов и университетов. — М. : Лаком-книга, 2001. - 400 с.
154. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики Текст. / Ф. де Соссюр // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию : пер. с франц. А.А. Хлодовича. М. : Прогресс, 1977. - 695 с.
155. Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта Текст. / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научноеиздание / под ред. И.А. Стернина. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2001. — С. 58-65.
156. Тарасова, И.А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И.Анненского) Текст. : дисс. . канд. филол. наук : 10.02.01 / И.А. Тарасова. Саратов, 1994. - 196 с.
157. Тарасова, И.А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля Электронный ресурс. // Вестник СамГУ. Языкознание. 2004. - № 1 / И.А. Тарасова. - Режим доступа : http: // www.ssu.ru-vestnic / gum / 2004webl / yaz/200411601.html.
158. Теории поля в современном языкознании Текст. : межвузовский научный сборник / отв. ред. С.Г. Шафиков. Уфа, 2001. - 200с.
159. Тимофеев, Л.И., Черкасский, В.Б. Об особенностях творческого пути А.А. Блока (1908-1916) Текст. / Л.И. Тимофеев, В.Б. Черкасский // Филологические науки. 1983. - № 1. - С. 11-19.
160. Титкова, Н.Е. Концепт «красота» в поэзии А. Блока Текст. / Н.Е. Титкова // , Карповские чтения: сборник статей / под ред. Е.П. Титкова, Ю.А. Курдина, И.В. Кудряшова; АГПИ им. А.П. Гайдара. Арзамас : АГПИ, 2007. - С. 224-229.
161. Тихонов, А.Н. Границы и структура лексико-семантического поля Текст. / А.Н. Тихонов // Теория поля в современном языкознании: тезисы докладов научно-теоретического семинара, ноябрь 1993 г. Ч. III. Уфа, 1994. - С. 3-7.
162. Топоров, В.Н., Мейлах, М.Б. Круг Текст. / В.Н. Топоров, М.Б. Мейлах // Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1982. - С. 18-19.
163. Торсуева, И.Г. Интонация и картина мира художественного текста Текст. / И.Г. Торсуева // Текст как отображение картины мира. М. : Московский государственный институт иностранных языков, 1989. - С. 5-11.
164. Торсуева, И.Г. Текст как система Текст. / И.Г. Торсуева // Структурно-семантические единицы текста (на сопоставительной основе французского и ' русского языков). М. : МГПИИЯ им. М. Тореза, 1986. - С. 7-23.
165. Турков, A.M. Александр Блок Текст. / A.M. Турков. 2-е изд., испр. - М. : Молодая гвардия, 1981.-271 с.
166. Тынянов, Ю.Н.- Проблема стихотворного языка Текст. / Ю.Н. Тынянов. -М. : Советский писатель, 1965. 301 с.
167. Уфимцева, А.А. Семантика слова Текст. / А.А. Уфимцева // Аспекты семантических исследований. М. : МГУ, 1980. - 80 с.
168. Уфимцева, Н.В. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения Текст. / Н.В. Уфимцева // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин : КГУ, 1981. - С.132-144.
169. Уфимцева, Н.В. Русские: опыт ещё одного самопознания Текст. / Н.В. Уфимцева // Этнокультурная специфика языкового сознания: сборник статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 1996. - С.139-162.
170. Уфимцева, Н.В. Языковое сознание: этнопсихолингвистическая парадигма исследования Текст. / Н.В. Уфимцева // Методология современной психолингвистики. М.- Барнаул : Издательство Алтайского университета, 2003. -С. 162-174.
171. Фоменко, Е.Г. Лингвотипологическое в идиостиле Джеймса Джойса Текст. : автореф. дисс. . докт. филол. наук / Е.Г. Фоменко. Белгород, 2006. -41 с.
172. Франк, С. Русское мировоззрение Электронный ресурс. / С. Франк. -Режим доступа : www.patriotica.ru
173. Хазагеров, Г.Г. «Царь» и «суд» в концептосфере русского языка Электронный ресурс. / Г.Г. Хазагеров. Режим доступа : http: // www.inme.ru / previous / hazag.htm
174. Цветаева, М.И. Собрание сочинений Текст. / М.И. Цветаева : в 7 т. — Т. 5. -М. : Эллис Лак, 1994. Т. 5. - 356 с.
175. Черемисина, Н.В. Семантика возможных миров и лексико-семантические законы Текст. / Н.В. Черемисина // Филологические науки. 1992. - № 2. -С. 111-117.
176. Черемисина, Н.В. Языковые картины мира: типология, формирование, взаимодействие Текст. / Н.В. Черемисина // Лексика, грамматика, текст: тезисы докладов научной конференции. Екатеринбург, 1995.- С. 15-27.
177. Чумак-Жунь, И.И. Лексико-семантическое поле цвета в языке поэзии И.А. Бунина: состав и структура, функционирование Текст. : дисс. канд. филол. наук : 10.02.02 / И.И. Чумак-Жунь. Киев, 1996. - 187 с.
178. Шафиков, С.Г. Теория семантического поля и компонентной семантики его единиц Текст. / С.Г. Шафиков; науч. ред. Л.М. Васильев. — Уфа : Башк. ун-т, 1999.-88 с.
179. Шафиков, С.Г. Проблемы лексической семантики в свете языковых универсалий (на материале русского, английского, французского и татарского языков) Текст. : автореф. дис. .докт. филол. наук: 10.02.01 / С.Г. Шафиков. -Уфа, 1998.-36 с.
180. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности Текст. / Г.Х. Шингаров. М. : Наука, 1971.-223 с.
181. Шмелев, Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка Текст. / Д.Н. Шмелев. М. : Просвещение, 1973. - 244 с.
182. Шмелев, А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» Текст. / А.Д. Шмелев // Ключевые идеи русской языковой картины мира: сборник статей. М. : Языки славянской культуры, 2005. - С. 25-36.
183. Шмелев, А.Д. В поисках мира и лада Текст. / А.Д. Шмелев // Ключевые идеи русской языковой картины мира: сборник статей. М. : Языки славянской культуры, 2005. - С. 110-129.
184. Щерба, JI.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании Текст. / Л.В. Щерба // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л. : Наука, 1974. - С. 24-39.
185. Щур, Г.С. Теории поля в лингвистике Текст. / Г.С. Щур. М.-Л. : Наука, 1974.-255 с.
186. Эренбург, И.Г. Собрание сочинений Текст. / И.Г. Эренбург : в 9 т. М. : Художественная литература, 1963-1967. - Т. 8. - С. 313.
187. Юношеский дневник А.Блока Текст. // Литературное наследство. Вып. 2728. Русские символисты. Брюсов, Блок, Белый. М. : Журнально-газетное объединение, 1937. - 693 с.
188. Язикова, Ю.С. Слово в языке A.M. Горького: Смысловая структура слова в семантико-стилистической системе писателя Текст. / Ю.С. Язикова. Горький : Волго-Вятское издательство, 1985. - 176 с.
189. Язикова, Ю.С.' Константы художественной речевой системы писателя Текст. / Ю.С. Язикова // Человек и его язык: антропологический аспект исследований: межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород : НГЛУ, 1996.-С. 5-11.
190. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии Текст. / М.Г. Ярошевский // Хрестоматия по психологии художественного творчества/ред.-сост. А.Л. Гройсман. -М. : Наука, 1998. — С. 46-62.1. СЛОВАРИ
191. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. М. : «Советская энциклопедия», 1968. - 600 с.
192. Алексеева, Л.М., Аннушкин, В.И., Баженова, Е.А. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Л.М. Алексеева, В.И. Аннушкин и др. М. : Флинта; Наука, 2003. - 696 с.
193. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. 4-е изд., стереотип. - М. : КомКнига, 2007. - 576 с.
194. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль : в 4-х т. М. : Русский язык, 1989.- Т. I. - 699 с.
195. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: МГУ, 1996.-С. 90-93.
196. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. -М. : Сов. энциклопедия, 1990. 685 с. (Сокращенно: ЛЭС).
197. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты Текст. / В.П. Руднев. М. : Издательство «Аграф», 1997. - 384 с.
198. Русский ассоциативный словарь Текст. : в 2 кн. Кн. 1, ч. 1. / Ю.Н. Караулов [и др.]. М. : Помовский и партнеры, 1994. - 224 с.
199. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов,- 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. - 703 с.
200. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия Электронный ресурс. / авт.-сост. Э. Багдасарян и др. 2-е изд. - М. : ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. - Режим доступа : http: // slovari / yandex-.ru.
201. Словарь ассоциативных норм русского языка Текст. / под ред. А.А Леонтьева. М. : МГУ, 1977. - С. 5-6.
202. Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. 4-е изд., стереотип. - М. : Русский язык-Медиа, 2007. — 817 с.
203. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. — М.-Л. : Издательство Академии наук СССР, 1950-1963. (БАС)
204. Словарь русского языка : в 4-х томах / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. М. : Русский язык, 1985-1988. (MAC).
205. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. -2-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект, 2001. - 989 с.
206. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов: в 2-х тт. М. : «Русский язык», 1985. - Т. II. - С. 256.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.