Культуроведческий подход к изучению древнего и средневекового осетинского фольклора, памятников письменности и литературы в национальной (осетинской) школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Айларова, Зара Арсамаговна

  • Айларова, Зара Арсамаговна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 165
Айларова, Зара Арсамаговна. Культуроведческий подход к изучению древнего и средневекового осетинского фольклора, памятников письменности и литературы в национальной (осетинской) школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Айларова, Зара Арсамаговна

4

ГЛАВА I. Истоки культуры осетинского народа.

§ 1. Исторические предпосылки и лингвистические теории происхождения алано-осетин и осетинского языка.

§ 2. Отражение истории народа и происхождения языка в древних и средневековых памятниках осетинской письменности и литературы.

§ 3. Мифотворчество и фольклор как факты осетинской культуры.

ГЛАВА II. Методика изучения древнего и средневекового осетинского фольклора, памятников письменности и литературы в IX (X) классе национальной осетинской) школы.

§ 1. Состояние преподавания древнего и средневекового осетинского фольклора, памятников письменности и литературы в осетинской школе.

§ 2. Анализ учебников и программ по осетинскому языку и литературе в аспекте исследуемой проблемы. Корректировка содержания и структуры существующей ныне программы по родной литературе.

§ 3. Методика введения культуроведческого материала на уроках родной литературы в IX классе.

§4. Содержание и методика факультативного курса «Древний и средневековый осетинский фольклор, памятники письменности и литературы».

§4.1. Комплексное комментирование.

§ 4.2. Историко -сопоставительные параллели осетинского и русского устного народного творчества.

§4.3. Сопоставительный анализ осетинских оригинальных текстов и их переводов на русский язык.

§ 4.4. Заключительные занятия.

§ 5. Постановка и проведение экспериментального обучения. Обобщение экспериментальных данных.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культуроведческий подход к изучению древнего и средневекового осетинского фольклора, памятников письменности и литературы в национальной (осетинской) школе»

На современном этапе развития нашего общества происходят глубокие изменения в материальной и духовной сферах, в стране протекают процессы возрождения национального самосознания, возрастает интерес к истории, культуре и духовной жизни народов. Все эти процессы указывают на необходимость поиска новых путей изучения родной литературы в национальной школе. Литература как часть культуры приобщает к национальным традициям и обычаям, к истории народа и страны в целом, к общечеловеческим ценностям. Современная школа развивает национальное самосознание учащихся при изучении истории, литературы, фольклора.

Таким образом, возникает закономерная необходимость изучения литературы в культуроведческом аспекте.

Несмотря на значительный интерес общества к своим историческим истокам, в том числе к истории зарождения родного языка и литературы, культуроведческий аспект изучения осетинского фольклора, памятников # письменности и литературы в условиях осетинской школы еще не был предметом специального научного анализа. Практическая важность рассматриваемой проблемы и ее неразработанность позволяют считать диссертационное исследование актуальной. При культуроведческом подходе к изучению исследуемой проблемы учащиеся IX (X) классов знакомятся с фактами не только литературоведческого, но и социально-исторического, этнографического, географического характера, что способствует развитию их творческих способностей, лучшему усвоению материала, патриотическому воспитанию, формированию общероссийского гражданского сознания.

В новых социальных условиях появилась возможность контакта двух эстетических систем - русской и осетинской (Б.И. Бекоев, З.Б. Цаллагова, л

С.К.Семенина, Ж.Н. Критарова), возможность диалога двух культур, двух исторически сложившихся мировоззрений, имеющих одну языковую общность - индоевропейскую. Поэтому взаимосвязанное изучение родной (осетинской) и русской литератур является одним из условий реализации культуроведческого подхода. На необходимость взаимосвязанного изучения родной и русской литератур указывали ученые методисты (С.К. Бирюкова, И.Х. Майорова, М.В. Черкезова, Л.А. Шейман и др.). Взаимосвязанное изучение литератур приводит учащихся к пониманию общности многих нравственных установок, свойственных разным народам.

Практическое решение исследуемой проблемы позволит учителю приобщить учащихся к культурным ценностям своего и других народов, повысить эффективность нравственно-эстетического воздействия литератур, способствует творческой активности учащихся. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения данной проблемы как на уроках родной литературы, так и в специальном факультативном курсе в IX (X) классе.

Все вышеизложенное объясняет обращение к данной проблеме в рамках диссертационного исследования.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс изучения осетинского фольклора, древних и средневековых памятников письменности и литературы в общеобразовательной осетинской школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: организационно-методическая система изучения осетинского фольклора, древних и средневековых памятников письменности и литературы в культуроведческом аспекте в IX (X) классе общеобразовательной осетинской школы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в разработке содержания, структуры и такой методики изучения осетинского фольклора, древних и средневековых памятников письменности и литературы, которая в наибольшей степени позволяет реализовать в учебном процессе факты и реалии культуры осетинского народа.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: при условии внедрения культуроведческого подхода в процесс изучения осетинского фольклора и литературы углубляется их усвоение осетинскими учащимися, активизируется творческая деятельность, активнее осуществляется нравственное воспитание, полнее формируется национальное самоосознание.

Общая цель работы и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Обобщить и систематизировать научные теории происхождения алано - осетин, осетинского языка, древних памятников осетинской мифологии, фольклора и письменности.

2. Проанализировать состояние преподавания основного курса осетинской литературы в школе; провести анализ действующих учебников и программ с V по XI классы с точки зрения решения в них поставленной задачи.

3. Определить содержание, структуру и методы изучения родной (осетинской) литературы с учетом культуроведческого подхода в IX (X) классе, на уроках и на факультативных занятиях.

4. Проверить эффективность предложенной системы в ходе экспериментального обучения и описать результаты эксперимента.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются современные научные подходы к истории происхождения индоевропейской семьи и ее иранской группы языков, к которой относится осетинский язык; достижения современной фольклористики и лингвистики, литературоведения и методики преподавания литературы.

МЕТОДЫ, использованные в данном исследовании при решении поставленных задач:

- теоретический (изучение и анализ лингвистической, литературоведческой, исторической, культурологической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация взглядов различных научных школ);

- социолого-педагогический (анализ программ, учебников, методических пособий для учителей, анкетирование и опросы учителей и учащихся, наблюдения за работой учащихся и учителей);

- экспериментальный (проведение педагогического эксперимента -констатирующего, обучающего, контрольного среза с целью проверки эффективности предложенной методической системы).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость исследования состоят в следующем:

- впервые применен культуроведческий подход к изучению осетинского фольклора, древних и средневековых памятников письменности и литературы в условиях осетинской школы; разработана методика изучения фольклорных и литературных произведений на уроках родной литературы и на факультативных занятиях; широко освещенны факты родной и русской культуры;

- разработаны рекомендации по совершенствованию программ, учебников и учебных комплектов в аспекте исследуемой проблемы;

- разработана программа факультативного курса по изучению осетинского фольклора, древних и средневековых памятников письменности и литературы в IX (или X) классе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в следующем:

- разработана методика культуроведческого изучения осетинского фольклора, памятников письменности и литературы, которая позволит учителю сконцентрировать внимание учащихся на духовных ценностях осетинского народа, поможет осознать место родной литературы в мировом литературном процессе и будет способствовать уважительному отношению к истории, традициям, культуре своего и других народов;

• - полученные в процессе исследования выводы и результаты могут быть использованы при составлении программ, учебников, методических пособий по родной (осетинской) литературе;

- материалы исследования могут быть использованы в работе учителей, слушателей курсов ПК, преподавателей вузов на лекциях, спецсеминарах, спецкурсах, радиопередачах, посвященных культуре родного народа.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ результатов исследования подтверждается данными лингвистической, литературоведческой и методической литературы, результатами констатирующих срезов и опытно-экспериментального обучения.

АПРОБАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась:

- в процессе экспериментального обучения в школах Алагирского, Ирафского, Правобережного районов и г. Владикавказа Северной Осетии-Алании;

- в публикациях и радиоуроках по теме исследования;

- в апробации выпущенного диссертантом методического пособия по теме исследования (5);

- на научно-практических конференциях в РИПКРО (январь 1996 г., июнь 1998 г., июнь 2000 г.; на заседаниях районных методобъединений и кафедры осетинского языка и литературы РИПКРО: декабрь 1997 г., май 1998 г., апрель 1999 г.); на 3-хдневном спецкурсе учителей школ республики на базе сш. № 38 г. Владикавказа по теме исследования (март 1996 г.); на краткосрочных курсах в ИПК по теме: «Методика изучения памятников древней и средневековой осетинской письменности и литературы в IX классе (72 часа, 1997 г.); на спецкурсах в ИПК, в лекциях на курсах в ИПК, на спецсеминарах.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Важным условием эффективности усвоения осетинского фольклора, древних и средневековых памятников письменности и литературы в старших классах (IX-X) является культуроведческий подход к организации процесса обучения.

2. Усвоение материала осетинского фольклора, памятников письменности и литературы является одним из основных условий становления нравственно-эстетических идеалов учащихся, познания культуры и истории своего народа, формирования национального самосознания.

3. Культуроведческий подход к изучению осетинского фольклора и литературы требует создания особой методики, широко раскрывающей культурные реалии родного фольклора и литературы.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Айларова, Зара Арсамаговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из теоретического анализа работ по педагогике, литературоведению, языкознанию, этнографии и методике изучения литературы в школе, а также результатов проведенного исследования и опытно-экспериментального обучения мы можем сделать следующие выводы:

1. Предложенная нами система изучения осетинского фольклора, памятников письменности и литературы стимулирует культуроведческие основы творчески - поисковой деятельности учащихся, углубляет интерес к словесному искусству, приобщает к культурным ценностям своего и других народов, формирует национальное самоосознание учащихся, расширяет духовный, нравственный и эстетический опыт учащихся, способствует развитию исследовательских навыков учащихся, самостоятельному поиску литературных взаимосвязей.

2. Практическая реализация основных положений разработанной нами методической системы предполагает изучение исторического и культурного опыта осетинского народа, использование новейших достижений этнографии, мифологии, литературоведения, этнопедагогики.

3. Методика изучения осетинского фольклора, памятников письменности и литературы может быть успешно применена в разных типах школ Северной Осетии, так как способствует повышению уровня школьного образования, вооружает учащихся самостоятельным овладением знаниями, прививает любовь к родному языку и литературе, к истории и культуре своего и других народов, дает учащимся материал для наблюдения не только литературоведческого, но и социально-исторического, этнографического, лингво-географического характера.

4. Анализ произведений осетинского фольклора, памятников письменности и литературы предполагает раскрытие межнациональных (осетинской и русской) литературных связей, углубленное осмысление литературной темы в целом, наблюдение над художественно выразительными средствами оригинала и его переводов, развитие логического мышления старшеклассников, воздействие на нравственно-эстетические воззрения и позиции. Успешное осуществление и эффективность данной системы зависит от ряда требований: высокой профессиональной подготовки учителя, учета общей подготовленности и литературных знаний учащихся, применения разнообразных эффективных форм и методов, умелой координации изучения исследованной проблемы на уроках и факультативных занятиях.

Результаты опытно-экспериментального обучения доказали эффективность культуроведческого подхода к изучению осетинского фольклора, древних и средневековых памятников письменности и литературы и подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Айларова, Зара Арсамаговна, 2000 год

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М., 1949.

2. Абаев В.И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. -Владикавказ: Ир, 1990. 640 с.

3. Абаев В.И. Избранные труды. Общее и сравнительное языкознание. -Владикавказ: Ир, 1995. 724 с.

4. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка в 4-х томах. Москва-Ленинград: Академии наук СССР, 1958.

5. Айларова З.А. Методика преподавания осетинской письменности, литературы и героических песен в старших классах. Владикавказ: Ир, 1994.-69 с.

6. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.И.Альбеткова. М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

7. Аланы. История и культура. Вып. III. Владикавказ, 1995.

8. Аммиан Марцеллин. История. В кн.: Латышев В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе: ВДИ, 1949.

9. Андреева И.В. Комментирование художественного произведения как один из приемов подготовки активного восприятия художественного текста. В сб.: Проблемы преподавания русской литературы. Л.: Просвещение, 1989. -с. 89.

10. Андреев Н.П. Фольклор и его история. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. -М.: Высшая школа, 1986. с.64.

11. П.Аникин В.П. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». В сб.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 250.

12. Армянские источники об аланах. Вып. П. Ереван, 1985.

13. Астахова A.M. Происхождение северной эпической традиции. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 317.

14. Афанасьев А.Н. Народные праздники. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 135.

15. Бахрах Бернард С. Аланы на Западе. М.: Ард, 1993.

16. Бачинин В.А. Искусство и мифология // Знание. Эстетика, 1987, № 4.

17. Бекоев В.И. Методика изучения фольклорных произведений на уроках русской литературы в осетинской школе. Орджоникидзе: Ир, 1989.

18. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (VI-X); Пособие для учителя. М. Просвещение, 1983. - 256 с.19/1Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

19. Бигулаев Б.Б. Краткая история осетинского письма. Дзауджикау, 1952. -75 с.

20. Бирюкова С.К. Изучение эпических произведений. В сб.: Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах: Пособие для учителей / С.К. Бирюкова, Д.Л. Брудный, Н.Н. Вербовая и др., Под ред. К.М. Нартова. Л.: Просвещение, 1989. - с. 76.

21. Бирюкова С.К. Специфика словарно-фразеологической работы на уроках литературы в IV-VII классах национальной школы. Владикавказ: Ир, 1991.

22. Библер B.C. Школа диалога культур // Советская педагогика, 1989, № 2.

23. Бязыров А.Х. Очерки истории нартского эпоса. Владикавказ: Ир, 1993.

24. Ванеев З.Н. Избранные работы по истории осетинского народа. Цхинвали: Ирыстон, 1990.-430 с.

25. Васильева Л.М. Проблемы истории Осетии в русской науке ХЗХ в. -Орджоникидзе: Ир, 1975.

26. Вахушти. География Грузии. Тифлис, 1904.

27. Введение христианства на Руси. М., 1987.

28. Вербовая Н.Н. Усвоение теоретико-литературных понятий. В сб.: Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах /Под ред. редакцией К.М. Нартова. JL: Просвещение, 1989.

29. Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 364.

30. Гаглойти Ю.С. Трехфункциональное деление скифов и его отражение в этнической культуре осетин. В сб.: Кавказ и цивилизация Древнего Востока.- Орджоникидзе, 1989. с. 67.

31. Григорьев В.В. О скифском народе Саках. Москва, 1871.

32. Гуриев Т.А Из жемчужин Востока: Авеста. Владикавказ: СОГУ, 1993.

33. Гуриев Т.А. Наследие скифов и алан. Владикавказ: Ир, 1991.

34. Гуриев Т.А. Памятник особого рода: язык. Владикавказ, 1995.

35. Гусев А.И. Спецкурс «Некоторые вопросы литературно-художественного перевода». В сб.: Факультативные курсы по русской литературе в национальной школе. / Под ред. Я.Г. Садовского. J1.: Просвещение, 1981. -с. 261.

36. Гутнов Ф.Х. Социальные аспекты эволюции религиозной системы алан. В сб.: Проблемы этнографии осетин. Выпуск 2. Владикавказ, 1992. - с. 160.

37. Гюльденштедт И.А. Путешествие по Грузии. Т. HI. Тбилиси, 1964.

38. Дьяконов М.М. Языковые контакты на Кавказе и Ближнем Востоке. В сб.: Кавказ и цивилизация Древнего Востока. Орджоникидзе: Ир, 1989.

39. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989.

40. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1977. - 268 с.

41. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. - 229 с.

42. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. -Владикавказ: СКГМИ, 1994. 284 с.

43. Дзаттиаты Р.Г. Аланы в дружине Вахтанга Горгасала. В сб.: Аланы. История и культура. Вып. III. Владикавказ, 1995. - с. 101.

44. Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 244.

45. Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора. В указ. сб. М.: высшая школа, 1986. - с. 130.

46. Журавлева А.Ф. Литературно-художественные вечера. В сб.: Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы / Под ред. К.В. Мальцевой и И.Е. Каплана. Л.: Просвещение, 1979. - с. 175.

47. Инфантьев Б.Ф., Лосев А.Г. Спецкурс «Взаимосвязи русской и других национальных литератур. В сб.: Факультативные курсы по русской литературе в национальной школе / Под ред. Я.Г. Садовского. Л.: Просвещение, 1991. С. 7.

48. Иосафат Б. Путешествие в Тану. СПб., 1836, т. 1, отд. 1.

49. Исаенко А.В., Кучиев В.Д. Некоторые проблемы древней истории осетин. В сб.: Аланы. История и культура. Вып. П. Владикавказ, 1995. - с. 10.

50. История Древнего Востока. М., 1979.

51. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. -Орджоникидзе: Ир, т. 1,1987.

52. Калоев Б.А. Всеволод Миллер кавказовед. - М., 1960.

53. Калоев Б.Г. Осетины. М.: Наука, 1971. - 356 с.

54. Калугин В.И. Струны рокотаху. Очерки о русском фольклоре. М.: Современник, 1989. - 623 с.

55. Карсанов А.Н. Кавказские аланы-ясы в письменных источниках позднего средневековья (XIV-XVIII). В сб.: Аланы. История и культура. -Владикавказ, 1995. С. 403.

56. Качурин М.Г., Могольская Д.К. Методика факультатива по литературе в восьмом классе. М.: Просвещение, 1980. - 128.

57. Книга тайн / Сост. Вл. Щербаков. М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991. - 304 с.

58. Ковалевская В.Б. Аланы, Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1998.

59. Козаев П.К. Эпос и проблемы древней истории народов Кавказа и Индии. В сб.: Кавказ и цивилизация Древнего Востока. Орджоникидзе: Ир, 1989. -73.

60. Козырева Т.З. Памятники родного языка. Орджоникидзе: Ир, 1972. - 63 с.

61. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - 336 с.

62. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972.

63. Кравцов Н.И. Фольклорные произведения как художественное целое. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 112.

64. Критарова Ж.Н. Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва,1998.

65. Кудряшов Н.Н. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981.

66. Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1980.

67. Кузнецов В.А. Алано-осетинские этюды. Владикавказ: Ир, 1993. - 183 с.

68. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе: Ир, 1984.

69. Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ: Ир, 1990.

70. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. М.: Просвещение, 1974.-304 с.

71. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с.

72. Кусков В.В. Прокофьева Н.И. История древнерусской литературы. Л.: Просвещение, 1987. - 287 с.

73. Левек П. Эллинистический мир. М.: Наука, 1989. - 252 с.

74. Лихачев Д.С. Эпическое время былин. В сб.: Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 344.

75. Лосев А.Г., Инфантьев Б.Ф. Литературное краеведение. В сб.: Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы/ Под ред. К.В. Мальцевой и И.Е. Каплана. Просвещение, 1979. - с. 182.

76. Лосев А.Г., Инфантьев Б.Ф. Факультативные занятия. В указ. сб. Л.: Просвещение, 1979. - с. 153.

77. Майорова И.Х. Взаимосвязи русской и родной литератур и их место на уроке // Русский язык в национальной школе. 1973, № 1. - с. 63.

78. Майорова И.Х. Изучение теоретико-литературных понятий. В сб.: Проблемы преподавания русской литературы / Под ред. М.В. Черкезовой и М.В. Андреевой. Л.: Просвещение, 1989. - 159 с.

79. Майорова И.Х. Принципы изучения русской литературы во взаимосвязи с родной литературой учащихся. В сб.: Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы / Под ред. К.В. Мальцевой и И.Е. Каплана. Л.: Просвещение, 1979. - 13.

80. Майорова И.Х. Роль межпредметных связей в совершенствовании содержания литературного образования. В сб.: Методика объяснительного и литературного чтения в национальной школе / Под ред. К.В. Мальцевой и З.С. Смелковой. Л.: Просвещение, 1978. - с. 54.

81. Максимов С.В. Литературные путешествия. М.: Современник, 1986. -415 с.

82. Марков Е. Очерки Кавказа. М., 1825.

83. Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. - с. 236.

84. Методика объяснительного и литературного чтения в национальной школе / Под ред. К.В. Мальцевой и З.С. Смелковой. — JI.: Просвещение, 1978. -262 с.

85. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы / Под ред. К.В. Мальцевой и И.Е. Каплана. JI.: Просвещение, 1979. - 198 с.

86. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М.: Просвещение, 1985.-368 с.

87. Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах / С.К. Бирюкова, Д.Л. Брудный, Н.Н. Вербовая и др., Под ред. К.М. Нартова. Л.: Просвещение, 1989. - 383 с.

88. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. ч. 1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.

89. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В .Г. В 2 ч. ч. 1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.

90. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГИ, 1992.

91. Миллер В.Ф. Язык осетин. М., 1979.

92. Мирошниченко Л.Ф. Подготовка учителя к уроку. В сб.: Проблемы преподавания русской литературы / Под ред. М.В. Черкезовой и И.В. Андреевой. Л.: Просвещение, 1989. - с 179.

93. Мифы народов мира. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1992.

94. Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1992.

95. Нартские сказания (осет.). Дзгеуджыхъгеу: Аланыстон, 1995.

96. Нарты: Осетинский героический эпос в трех книгах. М.: Наука, 1989.

97. Немет Ю. Список слов на языке ясов, венгерских алан. Орджоникидзе, 1960.

98. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М.: 1960.

99. Осетинская филология. Орджоникидзе, 1984. - 141 с.

100. Осетины глазами русских и иностранных путешественников / Сост.

101. Б.А.Калоев. Орджоникидзе, 1967.

102. Памятники литературы Древней Руси. JI.: Художественная литературы, 1970.

103. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 2. Цхинвали: Ирыстон, 1981.-с. 156.

104. Петухов Ю. Родина Апполона. В сб.: Дорогами тысячелетий / Под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Молодая гвардия, 1989. - с. 3.

105. Пигулевская Н.В. К вопросу о письменных народах древности. М., 1962.

106. Повесть временных лет. В сб.: Русская литература XI-XVIII вв. / Под ред. Г. Беленького и др. М.: Художественная литература, 1988. - с. 19-49.

107. Повесть о разорении Рязани Батыем. В указ. сб. М.: Художественная литература, 1988. - с. 89.

108. Практикум по методике преподавания русской литературы в национальной школе / Под ред. З.С. Смелковой. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Просвещение, 1987. - 159 с.

109. Проблемы преподавания русской литературы / М.В. Черкезова, Л.А. Шейман, И.В. Андреева и др.; Под ред. М.В. Черкезовой и И.В. Андреевой. Л.: Просвещение, 1989. - 208 с.

110. Проблемы этнографии осетин / Под ред. В.Х. Тменова. Орджоникидзе, 1989.-207 с.

111. Проблемы этнографии осетин. Вып. 2. Владикавказ, 1992. - 237 с.

112. Пропп В.Я. Морфология сказки. В сб.: Русское народное поэтическое творчество. Москва: Высшая школа, 1986. - с. 228.

113. Путилов Б.Н. К типологии природы фольклора и его специфики. В указ. сб. Москва. Высшая школа, 1986. - с. 80.

114. Рейнегс Я. Общее историко-топографическое описание Кавказа. В сб.: Осетины глазами русских и иностранных путешественников / Сост. Б.А. Калоев. Орджоникидзе, 1967.

115. Рерих Н.К. // Осетия. Париж, 1933. - № 1. - с. 3.

116. Рерих Ю.Н. // Дарьял. Владикавказ, 1991. - № 4. - с. 244.

117. Рерих Н.К. // Осетия. Париж, 1933. - № 1. - с. 4.

118. Рубрук. Путешествие в Восточные страны. СПб, 1910, ч. ХШ, XX, XXI.

119. Русская литература Х1-ХШ вв. / Редкол. Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др. М.: Художественная литература, 1988. - 493 с.

120. Русское народное поэтическое творчество / Сост. Ю.Г. Круглое. М.: Высшая школа, 1986. - 536 с.

121. Русские народные сказки / Сост. В.П. Аникин. М.: Детская литература, 1987.-719 с.

122. Русское устное народное творчество / Сост. А.В. Кулагина. М.: РОУ, 1996. - 800 с.

123. Садовский Я.Г. и др. Методика факультативных занятий по русской литературе в национальной школе / Я.Г. Садовский, Б.Ф. Инфантьев, А.Г. Лосев. Л.: Просвещение, 1982. - 111 с.

124. Салагаева З.М. От Нузальской надписи к роману. Орджоникидзе, 1984.

125. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения В.Г. Тизенгаузена. Т. II. М., 1941.

126. Семенина С.К. Координация и интеграция в преподавании русской и осетинской литературы на основе диалога культур в национальной (осетинской) школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 1998.

127. Сказания нартах. Осетинский эпос. / Перев. с осет. Ю. Либединского. -Москва: Советская Россия, 1978.

128. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972. -378 с.

129. Таутиева И Х. Взаимосвязанное обучение русскому и родному языкам в осетинской школе. / Под ред. Л. А. Про стендовой. Москва, 1997.

130. Тогошвили Г.Д. Сослан-Давид. Владикавказ: Ир, 1990. - 144 с.

131. Турчанинов Г.Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. Владикавказ: Ир, 1990.

132. Уарзиаты B.C. Культура осетин: связи с народами Кавказа. -Орджоникидзе, 1990. 190 с.

133. Уарзиаты B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ: Ир, 1995. - 233 с.

134. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва-Ленинград, 1949. - 589 с.

135. Факультативные курсы по русской литературе в национальной школе / Под ред. Я.Г. Садовского. Ленинград: Просвещение, 1981. - 288 с.

136. Фарваровский С. Народное образование у осетин / Терек, 1917, № 5702.

137. Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. Орджоникидзе, 1973.

138. Хубецова З.Р. Некоторые германо-аланские языковые параллели. -Орджоникидзе, 1984.

139. Цаллагова З.Б. Воспитание гражданского сознания и национального самосознания учащихся в процессе изучения родной литературы в 9-11 классах. Владикавказ: Ир, 19%. - 114 с.

140. Цаллагова З.Б. Нравственное воспитание учащихся на уроках родной литературы. Орджоникидзе: Ир, 1990. -64 с.

141. Черкезова М.В. Актуальные задачи методики преподавания русской литературы в национальной школе. В сб.: Проблемы преподавания русской литературы / Под ред. М.В. Черкезовой и И.В. Андреевой. Л.: Просвещение, 1989. - с. 7.

142. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной школе // Литература в школе. 1993. - № 5. - с. 36-41.

143. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. М.: Педагогика, 1981.

144. Черкезова М.В. Совершенствование содержания и методов преподавания. В сб.: Проблемы преподавания русской литературы / Под ред. М.В. Черкезовой и И.В. Андреевой. Л.: Просвещение, 1981.-е. 66.

145. Чичинадзе 3. История осетин по грузинским источникам. Тбилиси, 1915.

146. Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста. В сб.: Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985.

147. Шегрен А. Осетинская грамматика. СПб, 1844.

148. Шейман Л.А. Искусство сопряжения художественных культур // Литература в школе. — 1972. № 6. - с 22.

149. Шейман Л.А. Стимулирование чтения художественных произведений на русском языке. В сб.: Проблемы преподавания русской литературы / Под ред. М.В. Черкезовой и И.В. Андреевой. Л.: Просвещение, 1989. - с 25.

150. Щербаков В.И. Где искать Атлантиду // Знание. Знак вопроса. 1990. -№9.

151. Яценко С.А. О преемственности мифологических образов ранних и средневековых аланов. В сб.: Проблемы этнографии осетин. Вып. 2. -Владикавказ, 1992. с. 64.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.