Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Критарова, Жанна Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Критарова, Жанна Николаевна
Вступление.•
Глава 1. Теоретические основы изучения мифологии и её литературных ■. интерпретаций в национальной (рсетинской) школе
§ 1. Мифология как часть культуры.
§ 2. Культуроведческие основы изучения мифологии.
§ 3 Литературоведческие основы изучения мифологии и её литературных интерпретаций
§ 4. Взаимосвязь русской и осетинской мифологии.
§ 5. Специфика восприятия русской мифологии й литературы в национальной (осетинской) школе
Глава II. Методика изучения мифологии и её литературных интерпретаций в 5 — 7 классах национальной (осетинской) школы
§ 1. Состояние преподавания и уровень знаний мифологии в осетинской школе.
§ 2. Изучение эпических жанров осетинской и русской мифологии .:,.
§3. Изучение литературных интерпретаций на мифологические
§ 4. Организация и проведение опытно-экспериментального обучения. Обобщение результатов эксперимента.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение классической драматургии в старших классах школ Северной Осетии, Алании2001 год, кандидат педагогических наук Власова, Галина Николаевна
Культуроведческий подход к изучению древнего и средневекового осетинского фольклора, памятников письменности и литературы в национальной (осетинской) школе2000 год, кандидат педагогических наук Айларова, Зара Арсамаговна
Обучение культуре речи на уроках русского языка в 5-7 классах осетинской школы: На лекс. уровне1998 год, кандидат педагогических наук Цараева, Лилия Алексеевна
Изучение исторического романа в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с родной литературой1998 год, кандидат педагогических наук Басиева, Элеонора Васильевна
Развитие осетинской речи у учащихся 1-4 классов полиэтнического общеобразовательного учреждения при изучении имени существительного2002 год, кандидат педагогических наук Пагиева, Зарема Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе»
Необходимость создания методики взаимосвязанного преподавания древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии, ее литературных интерпретаций обусловила АКТУАЛЬНОСТЬ и ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования. • .
ОБЪЕКТОМ исследования является литературное образование в современной осетинской школе.
ПРЕДМЕТОМ исследования' является сопоставительное изучение древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций. •
ЦЕЛЬ данной работы — обоснование и разработка эффективной методической системы взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской, славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций в 5 — 7 классах национальной (осетинской) школы, способствующей повышению общей культуры учащихся.
В соответствии с актуальностью и целью исследования выдвинута рабочая ГИПОТЕЗА: . при-условии изучения древнегреческой, родной и славянорусской мифологии в сопоставлении и взаимосвязи овладение знаниям!! учащимися в этой области будет более глубоким; изучение мифологии и ее литературных интерпретаций на уроках литературы способствует осмыслению школьниками художественной литературы в целом, пониманию способов воплощения нравственно-эстетического идеала в различных национальных литературах.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования потребовалось решить следующие ЗАДАЧИ:
1. Определить уровень современного изучения мифологии в осетинской национальной школе.
2. Обосновать необходимость взаимосвязанного изучения родной и славяно-русской мифологии в осетинской школе.
3: Рассмотреть на материале, сопоставления конкретных мифов и художественных произведений русской и осетинской литератур черты, делающие возможным это сопоставление.
4. Разработать систему взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской, славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций в 5 —7 классах национальной (осетинской) школы.
Для решения .поставленных задач использовались следующие МЕТОДЫ исследования: — теоретический (анализ литературы по проблеме исследования: философской, литературоведческой, психологической, методической); социолого-педагогический (анкетирование, интервьюирование учителей-предметников; индивидуальные и групповые беседы со школьниками; анализ программ, учебников и учебных пособий с точки зрения наличия: в них мифологического материала); метод-экспериментальных исследований. В процессе проведения естественного педагогического эксперимента в школах городов Алагира п Беслана РСО-Алания, обобщения девятнадцатилетнего опыта собственной работы в средней школе определялось, насколько предлагаемая снстема занятий способствует интенсификации процесса преподавания древнегреческой, осетинской, славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций на уроках литературы в осетинской национальной школе; - • статистический (количественный и качественный анализ результатов контрольных и творческих работ учащихся, сообщений, анкет учителей) .
Исследование проводилось по этапам:
1. Изучение литературы по проблеме диссертаций.
2. Наблюдения за преподаванием литературы в. аспекте изучения мифологии.
3. Проверка методических рекомендаций автора в процессе обучающего эксперимента. ^
4. Проведение контрольного эксперимента.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют философские, литературоведческие, психолого-педагогические труды по вопросам национальной специфики., национального менталитета, сопоставления, разных национальных культур.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что впервые в условиях осетинской национальной школы дана научно обоснованная и экспериментально проверенная система взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии. Предложен новый вид комплексного комментария-^-. мифологический комментарий, призванный рассматривать художественное произведение сквозь призму мифологического восприятия, обеспечивающий глубокое изучение и осознание учащимися литературного произведения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ .исследования заключается в том, что предложена научно обоснованная и экспериментально проверенна я система взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии. Обоснована необходимость введения мифологического комментария (являющегося частью комплексного комментария) при анализе литературного произведения, позволяющего выявить его мифологические корни.
Основные теоретические положения диссертации и разработанная автором система работы могут быть использованы составителями программ, учебников, пособий по родной и русской литературе для учащихся осетинской и любой другой национальной школы. •
АПРОБАЦИЯ работы проводилась в средних школах N°N° 2, 3, 4 г. Алагира Алагирского района, № б г. Беслана Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания. Материалы исследований ' были использованы на районных методических объединениях учителей-словесников, на курсах повышения квалификации учителей в РИПКРО. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры русского языка и литературы Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования, ' на межрайонной научногпрактической конференции «Диалог культур» (февраль 1997 года), на Всероссийской научно-практической конференции «Поликультурное образование в современной России: проблемы .и перспективы» (сентябрь 1997 г.) в г. Пятигорске.
• На защиту выносятся.следующие ПОЛОЖЕНИЯ: „ целенаправленное осуществление системы работы по изучению древнегреческой, .родной, и славяно-русской мифологии благоприятствует осознанию единства мирового литературного процесса, способствует более глубокому эмоциональному восприятию как родной, так и русской литературы; ■ ; ; • " выявление мифологических основ литературно-художественного произведения позволяет учащимся осознать мифологию как один из источников литературного творчества; методика, разработанная сJучетом взаимосвязи древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии, способствует развитию и закреплению у школьников умений и навыков работы творческого и самостоятельного характера. и
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: История, современность, перспективы2002 год, доктор филологических наук Камболов, Тамерлан Таймуразович
Изучение порядка слов русского языка в осетинской школе2000 год, кандидат педагогических наук Олисаева, Оксана Викторовна
Изучение сравнительных конструкций как средство развития русской речи учащихся осетинской национальной школы2002 год, кандидат педагогических наук Лолаева, Ирина Георгиевна
Изучение тропов как средство развития русской речи учащихся осетинской национальной школы2007 год, кандидат педагогических наук Каргинова, Марина Владимировна
Лингвометодические основы процесса освоения заимствованных слов учащимися осетинской национальной школы2003 год, кандидат педагогических наук Белогурова, Елена Юльевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Критарова, Жанна Николаевна
Выводы:
1. Исследования показали, что в национальной (осетинской) школе славяно-русская мифология не изучается вообще, обращение к нартскому эпосу не даёт полного представления об основах осетинской мифологии. Соответственно, литературные произведения, в основе которых лежат мифологические сюжеты и образы, не рассматриваются с культурологических позиций. •
2. При отборе содержания материала по древнегреческой, родной и славяно-русской мифологии в 5-ом классе осетинской школы мы исходим из возможности взаимосвязанного изучения, так как (при наличии национальных особенностей) все мифы имеют одни мифологические корни, принадлежат единым общечеловеческим ценностям.
3. При изучении мифологии и её литературных интерпретаций мы вводим новый вид комплексного комментария — мифологический, который, наряду с другими его видами, помогает учащимся глубже понимать литературное произведение, его художественные особенности. 4. Обучающий эксперимент по взаимосвязанному изучению древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии и их литературных интерпретаций, проведённый нами в ряде школ Северной Осетии-Алании, свидетельствует об эффективности разработанной системы по изучению мифологии, о роли мифологического комментария при анализе художественного произведения в повышении познавательной деятельности учащихся.
189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение мифологии в школе в настоящее время приобретает особую значимость. Связано это с тем, что интерес к мифологии, а шире — к духовной культуре прошедших эпох, в наши дни заметно усилился. Каков был внутренний мир человека того времени, его мировоззрение? Здесь ещё много неясного и неизученного. Человеческое мышление всегда обращается к мифам, когда противостоит новым ситуациям, не находящим иного объяснения. Мифы образуют системы. Ядром большинства систем являются мифы о происхождении и устройстве вселенной. В них нашёл отражение духовный мир древнего человека, его попытки обобщить доступные ему знания' об окружающей действительности.
Знакомство с мировоззрением ранних исторических эпох позволяет в полной мере оценить тот долгий и сложный путь, который проделал человек в поисках ответов, на извечные вопросы. Вопреки видимому многообразию, мифологические картины мира разных народов часто удивительно сходны. Лишь в немногих случаях совпадения объясняются контактами между культурами. Выходит, что с самого начала человеческое познание двигалось по общему пути. Мифология лежит в основе нравственности народа. Становлению мифологии способствовало мифологическое сознание древнего человека, которое определялось единством духовного и nppi-родного, синкретизмом. Вследствие нерасчленённости внутреннего и внешнего; важную, почти священную роль играло слово. Поэтому поэты и писатели во все времена обращались к мифам. Многозначность и неисчерпаемость мифа определили существование бесконечного множества литературных интерпретаций. Литературно-художественная интерпретация мифа обусловлена историческими и социокультурными условиями, в которых творил автор. От Эсхила до наших дней мифология — живительный источник творческого вдохновения.
Мифология разных народов нашла отражение в . многочисленных учебных пособиях и программах, так как изучение её на уроках, литературы способствует духовному развитию личности, повышает культурный уровень учащихся. Особую роль играет изучение мифологии в национальной школе, ибо через мифы своего народа ребята лучше осознают свою связь с основами родной культуры. •
На основе изучения вопроса о состоянии преподавания и уровне знаний в области мифологии учащимися школ Северной Осетии разработана система уроков по взаимосвязанному изучению древнегреческой, родной и русской мифологии в 5 — 7 классах осетинской национальной школы. Изучение мифологии (на основе усвоенного теоретического материала) целесообразней начинать с 5-го класса с хорошо знакомых учащимся греческих мифов> затем обратиться к материалу по осетинской мифологии, далее — русской.
При анализе литературных интерпретаций мифов предложен новый вид литературного комментария, — мифологический, способствующий выявлению мифологической основы художественного произведения. Мифологический комментарий помогает учащимся протянуть нити от Конкретного литературного произведения, к мифологическим корням, в которых заложены основы ментальности того или иного народа, способствует формированию читательской культуры. В условиях национальной школы это очень важно, потому что сопоставление близких явлений двух, литератур, комментирование непонятного с помощью близкого, эстетиче-' ски полноценное их восприятие, должно опираться на читательскую культуру, которая, в свою очередь, формирует общую культуру человека. Нынешние школьники — завтрашний день нации, её единственная надежда. .
В общем образовании изучение мифологии в национальной школе вносит лепту в создание интеллектуального мира учащихся, в воспитание гармоничной высоконравственной личности, в формирование духовно-нравственного облика подрастающего поколения, носителя национальной культуры.
Апробация разработанной системы взаимосвязанного изучения греческой, осетинской, русской мифологии и ее литературных интерпретаций автором исследования и учителями-экспериментаторами в школах Северной Осетии-Алании привела нас к выводу об эффективности ее использования в условиях национальной школы.
192
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Критарова, Жанна Николаевна, 1998 год
1. Абаев В. И. Избранные труды. — Владикавказ: Ир. — 1990, —649 с.
2. Абаев В. И. Проблемы нартского эпоса. Сб. «Нартский эпос». — Орджоникидзе, (1956.— 232 с.
3. Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы на стыке Востока и Запада. М.: Наука, 1965. — 168 с.
4. Азадовский М. К. А. Н. Веселовский как исследователь фольклора. М., 1938.
5. Азбелев С. Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения жанров). Сб. «Славянский фольклор». — М.: Наука, 1965. 327с.
6. Академические школы в русском литературоведении. — М.: Наука, 1975. 515с.
7. Аникин В. П. К мудрости ступенька. — М.: Детская литература, 1988. 174 с. ■
8. Аникин В. П. Русский богатырский эпос. (Пособие для учителя). — М.: Просвещение, 1964. — 191 с.
9. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб.: тип. М. М. . Стасюлевича, 1914. — 386 с.
10. Ю. Афанасьев А. Н. Древо жизни. — М, Современник, 1983. —464 с.
11. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения, славян на природу. — М., 1995. том I 411с. ,
12. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М., 1995, том II 396 с.
13. Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. — Л.: Художественная литература, 1984. — 344 с.• . ^
14. Балагушин Е. Г. Морфологические характеристики сопряжениярелигии и культуры. Сб. «Культура и. религия: линии сопряжения». — М., 1994. 133 с.
15. Баландин А. И. Мифологическая теория и проблемы поэтики. Сб. «Проблемы фольклора». — М.: Наука, 1975. — 229 с.
16. Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике. — М.: Наука, 1988. — 222 с.
17. Бахрах Бернард С. Аланы на западе. — М.: Ард: Мартис, 1993. 190 с.
18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, (986. — 444 с.
19. Бацын В. В., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. Сб. «Школа и мир культуры этносов». (Учёные записки института национальных проблем образования). Выпуск 2. М., 1995, 5-30 С.
20. Бежаева Ф. Г. Эстетическое развитие учащихся при изучении нартского эпоса в осетинской школе: Дисс. кандидата пед. наук. — М., 1996. 171 с.
21. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина (И статей),, М.: Художественная литература, 1985. — 560 с.
22. Бекоев В. И. Изучение ^Вбльклорных произведений на уроках у русской литературы в осетинской школе: Дисс. кандидата пед. наук. — М., 1975. 169 с.
23. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 173 с. I
24. Бердяев Н. А. Душа России. — Л.: Предприятие «Сказ», 1990. 29 с. f
25. Бердяев Н. А. Русская идея. — Париж, 1946. — 255 с. 2
26. Булгаков С. Н. Христианство и мифология. //Русская мысль, 1911, М°8.
27. Булкаты М. Седьмой поход Сослана Нарты. — М. Советский писатель, 1989. — 276 с.
28. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Том 1, СПб., 1861. — 643 с.
29. Буслаев Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки. — СПб., 1887. 501 с.
30. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. — М.: Просвещение, 1992. — 511 с.
31. Веселовский А. Н. Из лекций по истории эпоса. Типология народного эпоса. — СПб., 1882. — 334 с.
32. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — Л.: Гослитиздат, 1940. 648 с. "
33. Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. Вы- ■ пуск 5. СПб., 1889. 106 с.
34. Восточнославянское и общее языкознание. — М.: Наука, 1978, 287 с. .
35. Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского. Сб. «Русские эмигранты о Достоевском». — СПб., 1994. — 427 с.
36. Габараев С. Ш. К вопросу о народном мировоззрении. Сб. «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». — М., 1969. с. 58 — 97
37. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков, 1913. Том II — 308 с.
38. Гершунский Б. С. Менталитет и образование. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 142 с. х
39. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
40. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. — М., 1987. — 217 с.
41. Гуревич Ф. Д. Збручский идол, // Материалы и исследования по археологии. СССР, 1941, №6.
42. Гутнов Ф. X. Аристократия алан. — Владикавказ: Ир, 1995: — 141 с.
43. Далгат У. Б. Ведение. Сб. «Роль фольклора в развитии народов СССР». М.: Наука, 1975. с. 3-1?.
44. Далгат У. Б. Типовые черты нартского эпоса. Сб. «Типология народного эпоса». — М.: Наука, 1975. — 327 е.
45. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Том 4 — М., 1955. — 684 с.
46. Дашкевич Н- П. К вопросу о происхождении русских былин. Былины об Алеше Поповиче и о том, как не осталось на Руси богатырей.- Киев, 1883. .
47. Дегоев В.: М. Горизонты национальной школы. // Дарьял, 1997, №3. с. 180-192.
48. Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра».- М., 1996. 719 с.
49. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1938.
50. Дюмезиль Ж. Локи.— Париж, 1947.
51. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. — М.: Наука, 1976. 276 с.
52. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. — Новосибирск: Наука, 1988. 175 с. f
53. Емелях Л. И. Исторические предпосылки преодоления религии в современной деревне. // Актуальные проблемы истории религии и атеизма, 1975, вып. 1. — С. 22.
54. Еремина В. И. Миф и народная песня. Сб. «Миф. Фольклор. Литература». Л.: Наука, 1978. — С. 3 — 15.
55. Жила-была курочка Ряба. Разговор с Мариной Князевой ведёт Т. Лейе. //Литература в школе, 1997, № 3. С. 56 — 67/
56. Закон «Об образовании». — М,, 1992.
57. Закон «О языках народов РСФСР». // Российская газета, 1991, 11 декабря.
58. Закон «О языках народов СО АССР». // Северная Осетия, 19913, 15 декабря. " •
59. Зеленин Д. К. Культ огонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. — М. — Л., 1936. (Тр. Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР. Т. 14. Эт. Сер., Вып. 3).
60. Иванов В. Рецензия на сборник стих. С. Городецкого «Ярь» (СПб., 1907.). // Критическое обозрение, 1907, выпуск 2.
61. Известия Осетинского института краеведения. — Владикавказ,1925.
62. Изучение родных литератур. Пособие для учителя. (Под ред. В. В. Горбунова). — Л.: Просвещение, 1982. — 264 с.
63. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. 464 с.
64. Ильин И. А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России — Новосибирск: Русский архив, 1991.— 132 с.
65. Каптерев П. Ф. О природе детей. — СПб.: тип. М. М. Стасю-левича, 1899. 59 с.
66. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. — М., 1972. — 312 с.
67. Ким А. А. Отец-лес. — М.: Советский писатель, 1989. — 399 с.
68. Коринфский А. А. Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М.В. Клюкина, 1901. — 720 с.
69. Королева Э. А. Ранние формы танца. — Кишинёв: Штинца, 1977. 215 с.
70. Краснов А. Н. Об образовании осетин. // Кавказ, 1905, 18 марта.
71. Кураченко В. А. Мифология и культура. — Обнинск, 1996. —77 с.
72. Лесной С. Откуда ты, Русь? — Ростов-на-Дону: Квадрат, 1995. 352 с.
73. Лобода A.M. Русский богатырский эпос. Опыт критико-библиографического обзора по, русскому героическому эпосу. — Киев: Типография императорского Университета Св. Владимира, 1896. — 237 с.
74. Ломидзе Г. И. В спорах и размышлениях. Сб. «Способность к диалогу». Часть 1. М., 1993. - 221 с.
75. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Миф. Число. Сущность. — М., 1994. 589 с.
76. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. — М., 1990.
77. Лосский Н. О. Характер русского народа. — М., 1990. —152 с.
78. Лотман Ю. М., Минц 3. Г. Литература и мифология. Труды по знаковым системам. 13. — Тарту, 1981. — 161 с.
79. Лотман Ю. М. Профессор Лотман задаёт вопросы. // Журналист, 1993, № 1. 1
80. Магометов А. Главное для нас — знания. // Северная Осетия, 1998, 11 марта.
81. Майков Л. Н. О былинах Владимирова цикла. — СПб., 1863.- 142 с.
82. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Том 12. — М.: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1958. — 879 с.
83. Мелетинский Е. М. Первобытные истоки словесного искусства. Ранние формы искусства. — М.: Искусство, 1972. — 479 с.
84. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976. —407 с.
85. Мень А. Культура и духовное восхождение. — М.: Искусство, 1992. 495 с.
86. Методика преподавания литературы. Пособие для студентов пединститутов. (Под ред. 3- Я. Рез). — М.: Просвещение, 1985. — 368 с.
87. Мзоков А. Б. Как появился фандыр. Сб. «Источник духовности». (Под ред. С. К. Семениной). — Алагир, 1996. — С. 14 — 23.
88. Миллер В. Ф. Кавказско-русские параллели. // Этнографическое обозрение, книгаХ, 1891, №3. — 51 с.
89. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. — Владикавказ, 1992. —713 с.
90. Неклюдов С. Ю. Исторические взаимосвязи тюрко-монгольских традиций- и проблема восточных влияний в европейском эпосе. Сб. «Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада».- М.: Наука, 1974. С. 192-275. V
91. Неуступов А. Д. Верования крестьян Шапшенской волости Кадниковского уезда. // Этнографическое обозрение, 1903, N° 3"| — 53 с.
92. Нуриев А- 3. Размышления по поводу. // Ног Цард, 1907, 12 апреля.
93. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1917-1941 гг. М.: Педагогика, 1980. 456.
94. Переволочанская С. Н. Мифологические имена как лингво-эстетическая категория в языке Пушкина: Дисс. кандидата фил. наук. — Н. Новгород, 1997 г. 284 с. \
95. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Выпуск 11. —'Цхинвал: Ирыстон, 1982. — 371 с.
96. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991. — 109 с.
97. Платонов 0. А. Русская цивилизация. — М.: Роман-газета, 1995. 224 с.
98. Померанцева Э. В. Русская устная проза. — М.: Просвещение, 1985. 271 с.
99. Потебня. А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М.: Университетская типография, 1865. — 310 с.
100. Потебня А. А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - 622 с.
101. Пропп В. ,Я. Русский героический эпос. — М.: Гослитиздат, 1958. 603 с.
102. Путилов В. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII— XIV в. — М. — Л., 1960. — 300 с.
103. Пушик С. Г. «Слово о полку Игореве» и славянская мифология: Дисс. кандидата фил. наук. — Киев, 1991. — 154 е.,
104. Пушкин А. С. Поли. собр. соч. В 10 томах. Том 10. — М., 1966. 893 с.
105. Пыпин А. Н. История русской литературы. Том 1. — СПб., 1889. 484 с. |
106. Пыпии А. Н. Характеристики литературных мнений от Двадцатых до пятидесятых годов. Исторические очерки. — СПб.: «Колосъ», 1906. 520 с.
107. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. — М.: Наука, 1985. -256 с.
108. Рейнак С. Орфей. Всеобщая история религий. — М.: «Факел», 1919. 175 с.
109. Рерих Ю. Н. Аланские дружины в монгольскую эпоху. //1. Осетия, 1933, № 4—6." ■ ' -
110. Реформатский А. О сопоставительном методе. //Русский язык в национальной школе, 1962, № 5.
111. Рожкова Т. И. От мифа к сказке. — Магнитогорск, 1996. — 114 с.
112. Розанов В. В. Среди художников. — М.: Республика, 1994. —493 с.
113. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. -.782 с.
114. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. 606 с.
115. Самойлова Е. А. Изучение в школе эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа: Дисс. кандидата пед. наук. — М., 1996. — 158 с.,
116. Сборник сведений о Кавказе. -^- Тифлис: тип. Глав. упр. на-"местника кавказского. Т. 1, 1871. — 342 с.
117. Семенина С. К. Чтобы диалог состоялся. //Дарьял, 1997, №. 3. С. 230-247.
118. Семенова М. Мы — славяне!: Популярная энциклопедия. — СПб.: Азбука, 1998. 560 с. f
119. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — 416 с.
120. Советский энциклопедический словарь. — М., 1984.
121. Соловьев В. С. Собрание соч.'.— СПб. Общественная польза, 1901. Т. 1.
122. Султанов Н. К. Национальное самосознание и литература. Сб. «Способность к диалогу». Часть 1. — М., 1993. — 221 с.
123. Тайлор Э. Б. «Первобытная культура». — М.: Политиздат, 1989. 572 е.,
124. Телегин С. М: Восстание мифа. М.: Век, 1997. — 300 с.
125. Токарев С. А. Что такое мифология. //Вопросы .религии и атеизма, 1962, №10. —С. 343-368.
126. Топорков А. А. Теория мифа в русской филологической науке XIX в. М.: Индриг, 1997. 656 с. : '
127. Троицкий Е. С. Русская национальная психология и концепция возрождения отечества. Русская нация и обновление общества. — М., 1990.
128. Троицкий Е. С. Соборная сила многонациональной России. — М.: Б. и, 1995. 36 с.
129. Троицкий Е. С. Что такое русская соборность? — М., 1993. 104 с.
130. Уарзиати В. С. Праздничный мир осетин. — М., 1995. —448 с.
131. Уляшев О. И., Уляшев И. И. Онтология сказки. — Сывкыв-кар, 1997. — 64 с.
132. Уруймагова X^ Похоронный обряд и воззрение осетин на загробную жизнь. Сб. «Памятники народного творчества». — Владикавказ, 1992. с, 348.
133. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.: Издательство Московского университета, 1982. 245 с:
134. Фаминцын А. С. Божества древних славян. — СПб.: Алетейя, 1995.- 363 с.
135. Философская энциклопедия. Т. 3. — М., 1964,
136. Флоряну М. А. Взаимосвязанное изучение родного и русского фольклора как первоначальный этап литературного образования учащихся: Дисс. кандидата не д. наук. — М., 1979. — 174 с.
137. Францов Г. П. У истоков религии и свободомыслия/ — М. — Л., 1959. 574 с.
138. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М., 1978. 420 с.
139. Халанский М. Г. Великорусские былины киевского цикла. — Варшава, 1885. — 236 с. •
140. Харузин Н. Н. Этнография. — СПб.: Гос. тип., вып. 4, 1905. 295 с.
141. Художественный фольклор. Выпуск 4 — 5. — М., 1928.
142. Хюбнер К. Истина мифа. — М.: Республика, 1996. — 447 с.
143. Цагараев В. Золотая яблоня нартов. //Дарьял, 1997, № 13.
144. Царикаев А. Осетинский путь. //Дарьял, 1996, № 1, 2.
145. ЦГА Северо-Осетинской АССР. Фонд 124. Дело 833, N° 31.
146. Черкезова М. В. Актуальные вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. (Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции, Март 1982). — М., 1982, — 58 с.
147. Чибиров JI. А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. — Дхинвал: Ирыстон, 1984. — 217 с. л
148. Шуклин В. В. Мифы русского народа. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 336 с.
149. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: «Инвест-ППП», СТ «ППП», 1996. 240 с.
150. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. — Владикавказ, 1994. — 284 с. •
151. Юдин Ю. И. Роль и место мифологических представлений в русской бытовой сказке о хозяине и работнике. Сб. «Миф. Фольклор. Литература.» Л.: Наука, 1978. — С. 16 — 37.1. Программы и учебники
152. Альтернативная программа по литературе в 5—7 классах. Снежжвская М.А., Хренова О. М. Часть I. М., 1993. - 51 с. ^
153. Программа для средних школ под ред. Т. Ф. Курдюмовой. //Литература в школе, 1991, Я° 4.
154. Программа по литературе для: 6-го класса Л.П. "Василенко. ././Литература в школе, 1991, № 3.
155. Программа литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина, А. Б. Есийа. //Литература в школе, 1991, № 6, 1992, №1.
156. Программа литературного образования под рук. А. И. Кня-жицкого. // Учительская газета, 1992, 11, №№18 — 20.
157. Программа «Народная словесность», «Древнерусская письменная словесность X —XIII в.в.» (Н. Н. Костаняй. //Литература в школе, 1989, №№5, 6; 1990, №№ 1-3; 1991, № 3.
158. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5 —11 классы) под ред. Беленького Г. И. — М.: Мнемозина, 1997.
159. Программа произведений писателей на русском языке. Дополнение к основной программе С.-К. Семениной. — Владикавказ, 1992J — 17 с. ' ; • ■. ";-/ •
160. Программа факультативных занятий по истории культуры древних народов. (Древняя Греция, Карачаево-Черкесия, Древняя Русь), Черкесск, 1997. - 128 с.
161. В мире литературы. Учебная хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. (Под ред. А. Г. Кутузова). — М.: Дрофа, 1995.
162. Книга для чтения. (Под ред. М. Б. Ладыгина). 6 класс. — М., 1995.р?
163. Костанян Н. Н. Русская народная словесность. Книга для чтения в 5—9 классах гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. — М., 1994.
164. Ладыгин М. Б., Тренина Т. Г. Литература в 6-ом класса. Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. — М., 1995.
165. Маранцман В. Г. Литература. Учебное пособие для 9-го класса средней школы. — М.: Просвещение, 1997.
166. Родничок. Книга для внеклассного чтения в 6-ом классе. — Тула: Арктоус, 1994.
167. Русская литература». Учебная хрестоматия для 5 класса национальных школ. (Под ред. К. М. Нартова). — С.-П.: Просвещение, 1993.
168. Русская литература. Учебная хрестоматия для б класса национальных школ Российской Федерации. — С.-П.: Просвещение, 1995.
169. Учебная хрестоматия для 5 класса сш. В двух частях. Составитель Т. Кур дюмова. — М.: Просвещение, 1992.
170. Учебная хрестоматия для 5 класса сш. В двух частях. Составитель Т.Ф. Кур дюмова. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1996.
171. Учебная хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. (Под ред. А. Г. Кутузова). — М.: Дрофа, 1997.
172. У 175. Хрестоматия по литературе для 5 —7 классов сш. Составители: О.А. Лукьянченко, В. Я. Рыбникова. — Ростов-на-Дону, 1994.
173. Юдин А, В. Русская традиционная народная духовность, пособие для учащихся X —XI классов. — М.: Интерпракс, 1994.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.