Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, доктор наук Касиманова Людмила Альбертовна

  • Касиманова Людмила Альбертовна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 620
Касиманова Людмила Альбертовна. Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов: дис. доктор наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2021. 620 с.

Оглавление диссертации доктор наук Касиманова Людмила Альбертовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

1.1. Анализ современного состояния профессиональной подготовки педагогов-хореографов в России и за рубежом

1.2. Социокультурная обусловленность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов

1.3. Методология изучения проблем культуросообразного содержания

современной профессиональной подготовки

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

2.1. Педагогика искусства как основа культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов

2.2. Концептуальная модель культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов

2.3. Структурная модель культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов

2.4. Процессуальная модель культуросообразного содержания современной

профессиональной подготовки педагогов-хореографов

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента по определению наличного состояния содержания профессиональной подготовки

педагогов-хореографов

3.1.1. Логика и методология организации педагогического эксперимента

3.1.2. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента

3.2. Творческая мастерская «Искусство постановки танца»

3.3. Результаты формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента по определению эффективности реализации элементов культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов

3.3.1. Итоги формирующего этапа педагогического эксперимента

3.3.2. Итоги контрольного этапа педагогического эксперимента

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов»

Актуальность исследования.

Социальный заказ общества сегодня существенно определяет развитие высшего образования, которое, безусловно, ориентировано на подготовку человека к успешной профессиональной деятельности, но с другой стороны, готовит к успешному существованию в социуме и культуре. В философии и педагогике известен тезис о том, что основой культурного преобразования личности является образование.

Обращая внимание на роль и место культуры в образовании необходимо отметить, что содержание любого образования формируется из наследия культуры. Культура, включающая в себя всю совокупность человеческой деятельности, и образование, призванное ориентироваться на отобранные ценности и образцы культуры, тесно взаимосвязаны. Выступая предпосылкой образования, культура в то же время является его результатом. При этом образование как социальный институт, воплощая и передавая базовые культурные ценности, определяет личность как объект и субъект современной культуры, рассматривается как катализатор преобразований и культурных перемен не только в обществе, но и в отдельно взятом человеке.

Рассматривая в исследовании проблемы подготовки в педагогическом вузе педагогов художественно-творческого направления, а именно педагогов-хореографов, к решению профессиональных задач, мы исходим из того, что их профессиональная подготовка должна быть направлена на овладение профессиональными компетенциями педагога, а также глубокими знаниями и умениями в области хореографического искусства. Обоснованием этому является востребованность педагогов-хореографов на современном рынке труда в сфере образования - в различных его сегментах (дошкольного, школьного, профессионального, общего и дополнительного, а также в сфере образовательного досуга). При этом, необходимо учитывать, что социокультурная обусловленность предъявляет новые требования к видам профессиональной деятельности

педагогов-хореографов, это и исполнительская, постановочная, репетиционная, искусствоведческая, продюсерская и др., что подразумевает готовность при необходимости быстрого «переключения» с одного вида деятельности на другую, а также работать в смежных областях деятельности.

Исторически вопросами профессиональной подготовки хореографов занимались вузы культуры и искусства, профессиональная подготовка в которых рассматривалась в контексте социокультурной деятельности. Данное исследование посвящено профессиональной подготовке педагогов-хореографов в педагогическом вузе, где акцент делается на педагогической деятельности и, соответственно, подготовке к ней. Профессиональная подготовка осуществляется по направлению «Педагогическое образование» с соответствующим профилем, однако, в этом случае существенно ограничивается собственно хореографическая подготовка обучающихся. Проведённый в исследовании анализ подтверждает, что содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов, во многом остается на уровне образовательных стандартов прошлого поколения.

Современная профессиональная подготовка педагогов-хореографов — это ещё и система сохранения культурных традиций, которой студенты овладевают в процессе обучения, привнося свое собственное осмысление и понимание, создавая свою, новую хореографическую культуру. Считаем важным отметить, что танцевальное искусство, являющееся предметом профессиональной подготовки педагогов-хореографов, следует рассматривать как артефакт современной культуры, несущий в себе все присущие ей особенности, является основным инструментом их профессиональной подготовки.

Возникает потребность в разработке научного обоснования культуросообразности содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов, которое способно определить многообразие культуры, обогатить методологией и методикой постижения её ценностей, предоставить возможность раскрыть специфику духовного мира каждого обучающегося.

Степень научной разработанности проблемы.

В рамках данного исследования большой интерес представляют работы, посвящённые социокультурной обусловленности профессионального образования (А.П. Булкин, Д.У. Дугарова, А.А. Макареня, Е.В. Пискунова). Характеризуя стратегию разработки новых теоретических оснований проектирования содержания и организации образования, ученые (М.А. Ариарский, Н.В. Буров, А.Я. Данилюк, А.С. Запесоцкий, О.А. Пышминцева, А.М. Цирульников, Г.М. Цыпин и др.) рассматривают сущность изменений современного общества в контексте культуры, которая выступает способом воспроизводства культурного потенциала образования.

Проблемам модернизации высшего профессионального образования посвящены работы Э.В. Балакиревой, Г.А. Бордовского, Б.С. Гершунского, Ю.Б. Дроботенко, В.В. Лаптева, Н.Ф. Радионовой, В.А. Садовничего, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, Н.В. Чекалевой, В.Д. Шадрикова, однако данные исследования не касаются вопросов интеграции общенаучных и специальных (в области художественного творчества) дисциплин, логике формирования профессиональных (творческих) компетенций. Исследования О.В. Акуловой, И.С. Батраковой, В.И. Байденко, В.Н. Дружинина, И.А. Зимней, О.Е. Лебедева, И.П. Мединцева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной, М.А. Чошанова -раскрывают сущность формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, однако, логика формирования компетенций специалистов художественно-творческого профиля остается нераскрытой.

Существует достаточное количество трудов в области педагогики искусства таких реформаторов как К.С. Станиславский (теория сценического искусства), М.И. Кнебель (теория проявления внутреннего мира через выразительность тела), М.А. Чехов (теория духовности художественных образов), М.О. Мейерхольд (теория биомеханики движения), Г.Г. Нейгауз (теория первичности воспитания в ученике Человека), которые составляют ее основу и предопределяют дальнейшее развитие. Однако, теоретически не обоснована и практически не апробирована культуросообразность содержания профессиональной подготовки педагогических кадров художественно-творческого профиля.

В контексте исследования проведен анализ концепций современной культуры конца XX - начала XXI века, представленных в работах философов и культурологов М.М. Бахтина, В.С. Библера, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, П.А. Флоренского. Проанализированы классические труды, раскрывающие основы хореографической подготовки обучающихся: Л.И. Абызова, Ю.А. Бахрушин, Н.П. Базарова, А.Я. Ваганова, М.Е. Валукин, К.Я. Голейзовский, Р.В. Захаров, В.М. Исаков, В.Ф. Матвеев, В.В. Мэй, А.М. Мессерер, Т.В. Осипова, Е.В. Перлина, Н.И. Тарасов, Л.В. Якобсон.

Рассмотрены классические труды, раскрывающие основы и методику хореографической подготовки обучающихся: Л.И. Абызова, Ю.А. Бахрушин,

A.Я. Ваганова, М.Е. Валукин, К.Я. Голейзовский, Р.В. Захаров, В.М. Исаков,

B.Ф. Матвеев, Ю.В. Никитин, Т.В. Осипова, Е.В. Перлина, Л.В. Якобсон.

Изучение и анализ монографических и диссертационных исследований (М.К. Буланкина, Л.Л. Васькова, В.В. Королёв, Ю.В. Никитин, Н.Н. Попова, Т.А. Филановская, М.Н. Юрьева) по проблемам педагогического образования в области хореографического искусства позволил выявить характерные особенности построения содержания профессиональной подготовки. Несмотря на имеющиеся исследования, касающиеся содержания способов организации, особенностей процесса профессиональной подготовки педагогов-хореографов, отсутствуют работы, в которых содержание современной профессиональной подготовки рассматривается в контексте культуросообразности.

Анализ программ профессиональной подготовки 25 вузов страны, имеющих хореографические направления, 18 зарубежных вузов, занимающихся обучением хореографии, а также собственный опыт работы в качестве заведующей кафедрой хореографического искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена позволил выявить противоречия, требующие разрешения:

• между значительными изменениями мировоззренческих оснований современной культуры и необходимостью нового осмысления принципа культуросообразности содержания современной профессиональной подготовки;

• между социокультурной обусловленностью разнообразия профессиональной деятельности будущих педагогов-хореографов и недостаточностью научных знаний об особенностях содержания и оценке результатов современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов;

• между современными требованиями к профессиональной деятельности педагогов-хореографов в современной социокультурной ситуации и традиционной системой их профессиональной подготовки.

Формулирование противоречий позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении изменений содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов с позиций культуросообразности, в соответствии с изменившимся пониманием культуры и преобразующей деятельности современного человека, направленной на освоение и создание новых культурных форм.

Ведущая идея диссертационного исследования: опора на концепции культуры, которые существуют на современном этапе и фиксирует современная наука, позволяет построить вариативное, гибкое, индивидуализированное культуросообразное содержание современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов, направленное на раскрытие творческого потенциала студентов в соответствии с творческим кредо мастера через формулу: обучение-вдохновение-результат.

Обозначенные, таким образом, противоречия и ведущая идея позволили сформулировать тему диссертационного исследования «Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов».

Объект исследования: содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

Предмет исследования: культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

Цель исследования: разработка и обоснование культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования: культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов предполагает, что обучающиеся обретают в процессе профессиональной подготовки собственные культурные смыслы и ценности, позволяющие личности стать творцом культуры, что обеспечивается следующими условиями:

• ориентацией профессиональной подготовки на индивидуализацию образовательного процесса подготовки педагогов-хореографов на основе согласования личных художественных предпочтений студентов, обусловленных многофакторностью социального и культурного влияния;

• отбором изучаемых дисциплин, содействующих формированию ценностно-смыслового культурного контекста внутреннего мира обучающихся;

• диверсификацией направлений специализации современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов с учетом социокультурной обусловленности разнообразия профессиональной деятельности педагогов-хореографов;

• художественно-образным воздействием Мастера, которое позволяет обеспечить творческое самовыражение, направленное на самостоятельное создание художественного продукта, реализуемое в учебно-профессиональной деятельности студентов;

• созданием культуросообразной среды, наполненной ценностями общечеловеческой, национальной культуры, направленной на сохранение существующих и создание новых культурных ценностей.

Исходя из объекта, предмета, цели и положений гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущностные характеристики современных концепций культуры, выявить этапы и историческую динамику развития хореографического искусства.

2. Охарактеризовать современное состояние профессионального образования в области хореографического искусства, выявив недостатки и преимущества существующей системы профессиональной подготовки, в контексте социокультурной обусловленности профессиональной деятельности педагогов-хореографов.

3. Выявить факторы социокультурного влияния на процесс профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

4. Определить концептуальные положения педагогики искусства, необходимые для разработки культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

5. Разработать культуросообразное содержание современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов на основе анализа современных концепций культуры и социокультурных факторов, определяющих требования к профессиональной деятельности педагогов-хореографов.

6. Обосновать и апробировать особую форму реализации профессиональной подготовки «Творческая мастерская» в культуросообразном содержании современной профессиональной подготовке педагогов-хореографов.

7. Охарактеризовать возможные педагогические риски реализации культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов и способы их предупреждения.

Методологической основой диссертационного исследования на общенаучном уровне приняты системный подход (Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, А.И. Жилина, В.В. Краевский, Н.Н. Моисеев, В.Н. Садовский, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), позволяющий проанализировать целостность содержания современной профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов; культурологический подход (А.С. Запесоцкий, Н.Б. Крылова, А.А. Макареня, С.Н. Токарев, В.Е. Триодин, А.Я. Флиер и др.), дающий возможность рассмотреть проблему культуросообразности содержания современной профессиональной подготовки в логике современных концепций культуры.

Теоретическими основаниями и источниками исследования стали

• концепции культуры (М.А. Ариарский, О.В. Архипова, Н.А. Бердяев, М. и А. Вебер, А.Г. Егоров, И.А. Ильин, Ю.М. Лотман, Б.К. Малиновский, Е.А. Мамчур, М.А. Можейко, А. Моль, П.А. Сорокин, В.С. Степин, А.Я. Флиер, Ю.И. Шепотенко, Н.З. Чавчавадзе, К. Ясперс и др.).

• идеи о социокультурной обусловленности образования (А.П. Булкин, И.М. Быховская, Б.С. Гершунский, Ф.А. Дистервег, И.А. Левицкая, Ю.М. Резников, А.М. Цирюльников и др.) и аксиологичности образования (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, С.И. Маслов, И.В. Старчакова и др.);

• труды, посвящённые методологии педагогических исследований (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, Б.И. Коротаев, И.Я. Лернер, С.А. Писарева, П.Г. Щедровицкий и др.);

• педагогические теории, учения, взгляды на содержание профессионального образования следующих ученых (О.В. Акулова, Э.В. Балакирева, Е.В. Бондаревская, Г.А. Бордовский, Н.О. Верещагина, И.А. Колесникова, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, С.А. Расчетина, А.С. Роботова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин,

A.П. Тряпицына, Г.М. Цыпин и др.);

• работы, раскрывающие реализацию кластерного подхода в профессиональном образовании (С.Я. Боброва, В.Г. Буданов, А.В. Кирпичникова, С.В. Кривых, О.А. Попов, В.В. Тарасенко, М.А. Тарасова и др.);

• теории общения, взаимодействия, взаимоотношений в педагогическом процессе (А.В. Мудрик, Н.Ф. Радионова, С.А. Расчетина, Н.Н. Суртаева и др.)

• труды, раскрывающие педагогику искусства как основу профессиональной подготовки специалистов творческой сферы (А.Я. Ваганова, С.А. Герасимов, Б.Е. Захава, И.В. Ионин, М.О. Кнебель, А.А. Орлов,

B.А. Разумный, К.С. Станиславский, Б.М. Теплов, Т.А. Филановская, А.М. Цирульников, М.А. Чехов и др.);

• философско-психологические исследования специфики художественного творчества (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Б.М. Теплов и др.);

• работы, раскрывающие основы и методику хореографической подготовки обучающихся (Л.Н. Абызова, А.Я. Ваганова, М.Е. Валукин, Н.А. Жуйкова и Т.Е. Джагаева, В.М. Исаков, Е.О. Кабуршева, В.Ф. Матвеев, В.Ю. Никитин, Т.В. Осипова, Е.В. Перлина, Т.А. Филановская, Ю.И. Шепотенко, М.Н. Юрьева и др.), свидетельствующие о том, что существует ряд современных представлений о своеобразии подходов к построению процесса профессиональной подготовки специалистов в области хореографического искусства.

Для проведения диссертационного исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы по философии, педагогике, искусствознанию, сравнительно-сопоставительный анализ нормативных документов (ФГОС, профессиональные стандарты), и учебно-методических материалов (образовательные программы, учебные планы); обобщение; теоретическое моделирование; опросные методы, педагогический эксперимент, анализ творческой деятельности обучающихся, апробация.

Экспериментальной базой на констатирующем этапе исследования явились 25 российских вузов, имеющих в своём составе факультеты или кафедры хореографии, а также 18 зарубежных учебных заведений, реализующих образовательные программы в области хореографии. Формирующий этап педагогического эксперимента осуществлялся на кафедре хореографического искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, в эксперименте участвовало 299 студентов бакалавриата, 75 преподавателей специальных профильных дисциплин, 48 работодателей.

Этапы исследования:

I этап - теоретического анализа (2009 - 2013 гг.), на котором был проведен анализ социокультурной ситуации, научной, нормативной и учебно-методической литературы в области хореографического образования, формулировалась проблема и основная идея исследования;

II этап - теоретического моделирования (2013 - 2015 гг.), разрабатывались концептуальные положения и теоретические модели культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов, разрабатывался теоретический аппарат диссертации;

III этап - экспериментальный (2015 - 2018 гг.), проводились констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, анализировались их результаты, делались предварительные выводы экспериментальной части и соотносились с теоретической составляющей;

IV этап - обобщающе-аналитический (2018 - 2020 гг.), завершение экспериментального исследования, формулирование теоретических выводов исследования в целом, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие результаты диссертационного исследования, совокупность которых составляет концепцию культуросообразности содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов:

1. Новое понимание принципа культуросообразности содержания профессиональной подготовки в профессиональной педагогике, отражающее переосмысление ценностей в сфере культуры, требующее изменения содержания современной профессиональной подготовки в опоре на концепции культуры, раскрывающее сущность человека как творца и творения культуры.

2. Принципы отбора культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов:

• принцип интеграции познавательной, эмоциональной и творческой деятельности, реализуемый в творческой мастерской при подготовке художественно-творческого проекта;

• принцип практической целесообразности педагогического и хореографического компонентов в профессиональной подготовке педагогов-хореографов как специалистов, обладающих компетенциями, как в области хореографического искусства, так и педагогическими компетенциями;

• принцип свободы самовыражения в творчестве, определяющийся базовыми культурными ценностями как системой сформированных нравственных запретов личности, собственными потребностями и интересами: обучение -вдохновение - результат;

• принцип самореализации в творческой деятельности, направленной на самостоятельную подготовку художественного продукта;

• принцип воплощения творческого кредо Мастера и многообразие интересов и предпочтений обучающихся в выборе содержания профессиональной подготовки в соответствии с собственными культурными и личностными потребностями.

3. Модели культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов:

Концептуальная модель - культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов задает основные концептуальные линии культуроемкого содержания за счет расширения гуманитарной составляющей:

• социокультурная обусловленность содержания отражает ориентацию профессиональной подготовки на индивидуализацию образовательного процесса подготовки педагогов-хореографов на основе согласования различных художественных предпочтений студентов, обусловленных многофакторностью социального и культурного влияния на становление личности;

• отбор изучаемых дисциплин, содействующих формированию ценностно-смыслового культурного контекста внутреннего мира обучающихся (осмысление коллективной памяти, собирание и изучение фольклора, обучение различным формам танца, собственные хореографические постановки);

• использование соматических практик и методов формирования регулятивов нормативного здорового образа жизни студентов (норм социокультурной модификации тела) в процессе профессиональной подготовки педагогов-хореографов;

• проектирование содержания резонансных воздействий социокультурной среды университета на самоактуализацию имеющихся способностей будущих педагогов-хореографов.

Структурная модель культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов представлена несколькими уровнями: уровень основной профессиональной образовательной программы, уровень учебного плана, уровень учебных программ и производственных практик и представляет собой:

• кластер формируемых профессиональных компетенций, объединяющий следующие разнонаправленные компоненты - образовательный, методический, культурно-просветительский, балетмейстерский и творческо-исполнительский;

• образовательные модули, гетерохронно реализуемые в рамках творческой мастерской;

• организационно открытую структуру современной профессиональной подготовки, в которую включены обеспечивающие взаимодействие социокультурной среды (образовательные учреждения и творческие коллективы всех типов и уровней, учреждения культуры, искусства и молодежной политики) и сферы труда будущих педагогов-хореографов (организации и учреждения, являющиеся базами педагогических, производственных и творческих практик).

Процессуальная модель отражает процесс становления студента как педагога-хореографа через изменение его отношения к процессу профессиональной подготовки:

• стадия полного принятия, обучающиеся принимают все предложенные средства и способы, считая их необходимыми и единственно возможными;

• стадия самоопределения, обучающиеся имеют возможность определиться с выбором в соответствии с собственными культурными и личностными потребностями и интересами;

• стадия погружения в творчество, основана на реализации новых знаний и умений в том числе, полученных за пределами образовательного учреждения, (нередко вызывает неприятие знаний, получаемых в ходе реализации обязательной образовательной программы);

• стадия публичной демонстрации, основана на стимулировании художественно-творческой активности обучающихся, выражается в демонстрации самостоятельно подготовленного художественного продукта и имеет ярко выраженную степень отношения к получаемой профессии.

4. Особая форма реализации профессиональной подготовки -творческая мастерская «Искусство постановки танца», характеризующаяся:

• отсутствием жестких регламентаций (по времени, месту, формальным признакам) в отношении образовательного процесса;

• возможностью ускорить или замедлить процесс обучения, освоения и выполнения творческих заданий, регламентируемых Мастером курса индивидуально для каждого студента;

• выбором культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов, диверсифицированной по разнообразным направлениям обучения (исполнительское мастерство, композиция и постановка танца, режиссура, балетная критика, продюсирование и др.);

• чередованием форм и методов индивидуальной работы обучающихся, которые способствуют творческому самовыражению, приводя к самостоятельному созданию авторского произведения;

• аутентичным оцениванием (публичные зачеты и экзамены, открытые показы, курсовые творческие проекты, дипломный спектакль).

5. Критерии результативности реализации предложенной концепции:

• образовательный (мотивация к освоению образовательных программ по учебному предмету, к получению предметных знаний);

• методический (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью, оценочное отношение к средствам достижения результата; осознание

схемы: цель - средство - результат; коммуникативные и организаторские умения и др.);

• культурно-просветительский (желание ставить культурно-просветительные задачи в своей жизненной цели; формировать, разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы и проекты и др.);

• балетмейстерский (обладание достаточной креативностью, эмоциональной экспрессией и импровизацией для сочинения, выстраивания и создания хореографических произведений и др.);

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Касиманова Людмила Альбертовна, 2021 год

Литература

История религий

Основы

менеджмента в

хореографии

Мастерство

хореографа

Технологи

концертных

программ

Исполнительское

мастерство в

хореографии

Образцы

танцевального

репертуара

этнокультурного образования

Этнокультурная

деятельность

СМИ

Музейно-выставочная работа

Журналистика в этнокультурной сфере

Менеджмент и маркетинг в сфере народной художественной культуры

Безопасность жизнедеятельное ти

Организация и руководство народным художественным творчеством

Основы организации и руководства народным художественным творчеством_

Организация и руководство любительским хореографически м коллективом

Педагогика народного художественного творчества Основы педагогики народного художественного творчества

Педагогика в любительских хореографически х коллективах. История самодеятельного хореографическо го творчества

Методика руководства хореографически м

самодеятельным коллективом.

Теория и история

хореографическо го искусства

Этнография и танцевальный фольклор народов России Региональные особенности русского народного танца Танец и методика его преподавания Народно-сценический танец и методика его преподавания Русский танец и методика его преподавания

8 Арктический государственный институт искусств и культуры 52.03.01 Хореографическое искусство Философия История Иностранный Физическая культура Безопасность жизнедеятельнос ти Информационн ые технологии Информационн ая культура Практическое освоение классического танца Методика преподавания народно- сценического танца Методика преподавания исторического танца Методика преподавания дуэтно- классического танца

Современное театральное искусство История драматического театра

История изобразительного искусства

Методика научного исследования в педагогике балета

Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии Наследие и репертуар

Охрана труда в хореографии

Модуль "Педагогика" Введение в педагогику художественного образования История и теория_

Культурология

Русский язык и

культура речи

Основы права

Арктическое

регионоведение

Культура и

искусство народов

Арктики

История

хореографического

искусства

Профилактика

профессиональных

заболеваний и травм

Наследие

балетного театра

Музыкальное

сопровождение урока

Методика

преподавания

актерского

мастерства в

балетном театре

История костюма

Методика

преподавания

северных

Основы

хореографической

композиции

хореографическо го образования Возрастная и педагогическая Возрастная анатомия и физиология Методика преподавания классического танца Балетная терминология Хореографический тренаж Элективные курсы по физической культуре

9 Белгородский государственный институт искусств и культур 52.03.01 Хореографическое искусство 51.03.02 Народная художественная культура Руководств о хореографич еским любительски м коллективом Русский народный танец и методика его преподавания. Фольклорный танец Танец Белгородской области Классический танец и методика его преподавания Бальный танец Историко-бытовой танец Современный танец Балетная гимнастика Актерское мастерство

Режиссура, композиция и постановка танца

10 Волгоградский 52.03.01 Народный Актерское Современны

государственный Хореографическое танец мастерство е направления

институт искусств искусство Танец и Анализ в хореографии

и культуры методика его музыкально- Современны

52.03.02 преподавания танцевальных форм е

Хореографическое Танцы народов Ансамблевое хореографичес

исполнительство мира искусство кие

Мастерство Балетмейстерский педагогически

хореографа практикум е технологии

Современные Исполнительское Сценическое

направления в мастерство воплощение

хореографии История и теория художественно

Образцы современного го образа

танцевального хореографического Хореографич

репертуара искусства и еская

Основы образования лексикология

хореографическо Мастерство Художествен

й драматургии хореографа ное

Наследие и Методика оформление

репертуар преподавания хореографичес

Хореографичес специальных кого

кая импровизация дисциплин произведения

и композиция Методическое и

Классический технологическое

танец обеспечение

История руководства

самодеятельного хореографическим

хореографическо коллективом

го творчества

Теория и история хореографическо го искусства Народный танец Методика руководства самодеятельным хореографически м коллективом Этнография и танцевальный фольклор народов России Костюм и сценическое оформление танца Джаз-танец Модерн-танец Композиция и постановка танца Теория и практика профессионально й деятельности танцовщика Образцы танцевального репертуара Основы менеджмента в хореографии Партерный экзерсис Репетиторство в хореографии

11 ВосточноСибирский государственный 52.03.01 Хореографическое искусство Педагогика народно-сценического танца История Философия Французский язык Методика учебно-исследовательской работы в Конфликтоло гия Театры Сибири

институт культуры и искусств

52.03.01

Хореографическ ое искусство

52.03.02

Хореографическое исполнительство

Педагогика современног о танца

Артист, репетитор танцевальног о ансамбля (по видам)

Русский язык и хореографической Хореографич

культура речи деятельности еская

История Хореографическое драматургия

Сибири искусство балета

Правоведение Методика Психокоррек

Психология преподавания ция

Социология русского народного средствами

Педагогика танца танца

История Композиция Литературны

хореографическо народно- е источники

го искусства сценического танца произведений

История Культура балетной

драматического Восточной Сибири классики

театра Культурология Профилактик

История и а

теория музыки профессиональ

История ных

изобразительного заболеваний и

искусства травм

Анатомия, Лечебная

физиология и физкультура и

основы массаж

медицины в Танец

хореографии народов

Информатика Восточной

Психология Сибири

творчества и Методика

специальная преподавания

педагогика историко-

Основы бытового

режиссуры и танца

актерского мастерства

Анализ хореографически х произведений в видеозаписи Наследие и репертуар народной хореографии

Основы безопасности жизнедеятельное ти и охраны труда в хореографии История и теория

хореографическо го образования Возрастная и педагогическая психология Методика преподавания народно-сценического танца

Методика преподавания классического танца

Современны е направления в хореографии

Основы

менеджмента

исполнительских

искусств

Техника

народно-

сценического

танца

Физическая

культура

12 Кемеровский 52.03.01 Направлени История Мастерство актера Хореографич

государственный Хореографическое е Искусство Философия в танце еское наследие

институт культуры искусство. балетмейстер Иностранный Дуэтный танец и репертуар

Институт а- язык Теория, методика и классической

хореографии 52.03.02 постановщик Педагогика и практика хореографии.

Хореографическ а. психология классического танца Хореографич

ое Направлени Русский язык и Теория, методика и еское наследие

исполнительство е «Народная культура речи практика русского и репертуар

художествен Артистический народного танца современной

52.03.02 ная культура менеджмент Теория, методика и хореографии.

Хореографическое практика народно - Танец и

исполнительство Руководство сценического танца методика его

хореографич Техника народно - преподавания:

еским сценического танца классический

любительски Основы танец.

м репетиторского Танец и

коллективом мастерства методика его

Профиль: преподавания:

«Артист- историко-

танцовщик бытовой танец.

ансамбля Танец и

народного методика его

танца, преподавания:

педагог- бальный танец.

репетитор», Танец и

методика его

51.03.02 преподавания:

Народная дуэтный танец.

художественная Танец и

культура". методика его

Артист- преподавания:

танцовщик джазовый

ансамбля танец, танец

современног модерн.

о танца, Методика

педагог- преподавания

репетитор», современных

Руководств направлений в

о хореографии.

хореографич Современная

еским танцевальная

любительски культура.

м Физическая

коллективом культура

(Тренаж

классического

танца).

13 Орловский 52.03.01 Профиль Хореографичес Наследие и Методика

государственный Хореографическое подготовки: кое искусство репертуар преподавания

институт искусств искусство танцевально- Театральное Основы историко-

и культуры эстетическая искусство безопасности бытового

педагогика Музыкальное жизнедеятельности и танца

искусство охраны труда в Методика

хореографии преподавания

Изобразительно е искусство Анатомия, физиология биомеханика и основы медицины в хореографии

Основы режиссуры и актерского мастерства История костюма Костюм и сценическое оформление танца

Информационн ые технологии в образовании

Современные информационные технологии

Организация и руководство народным художественным творчеством Педагогика народного художественного творчества_

Введение в педагогику художественного образования

История и теория хореографического образования

Возрастная и педагогическая психология

Возрастная анатомия и физиология Методика профильного вида танца

Классический танец

Народно-сценический танец

Русский танец Современный танец Композиция и постановка танца

Педагогическая я работа с детским хореографическим коллективом Методика преподавания историко- бытового танца

бального танца.

Современные направления бытового танца.

Сценический бальный танец Хореокоррек ия

Балетная гимнастика

Основы менеджмента в хореографии Методика руководства хореографичес ким коллективом

История Самодеятельного хореографическо го о творчества

Методика руководства хореографически м

самодеятельным коллективом

Теория и история

хореографическо го о искусства

Этнография и танцевальный фольклор народов России Региональные особенности русского народного танца

Танец и методика его преподавания (классический, народно-сценический, историко-бытовой, русский,

дуэтный,_

Методика

преподавания

бального танца

Современные

направления

бытового танца

Сценический

бальный танец

Хореокоррекция

Балетная

гимнастика

Основы

менеджмента в

хореографии

Методика

руководства

хореографическим

самодеятельным

коллективом

бальный танец, джазовый танец, танец модерн, клубный танец Основы актерского мастерства в режиссуре танца Мастерство хореографа Костюм и сценическое оформление танца Теория и история музыки Методика преподавания современных: направлений в хореографии

14 Пермский 51.03.02 Руководств Педагогика Танец и методика Танцы

государственный Народная о народного его преподавания: народов Урала

институт культуры художественная хореографич художественного классический танец Методика

культура еским творчества народно- постановки и

любительски Методика сценический танец репетиционной

52.03.01 м руководств Историко-бытовой работы

Хореографическ коллективом самодеятельным танец Методика

ое искусство хореографически Русский танец сценической

52.03.02 м коллективом Дуэтный танец обработки

Теория и Джазовый танец фольклора

история Танец модерн

Хореографическ хореографическо Клубный и бальный Основы

ое го искусства танец хореографичес

исполнительство Этнография и Мастерство кой

танцевальный хореографа драматургии

фольклор России Теория и история История

Региональный музыки самодеятельно

особенности Методики го

русского преподавания хореографичес

народного танца современных кого

направлений в творчества

хореографии Костюм и

сценическое

оформление

сцены

Актёрское

мастерство и

режиссура в

хореографии

15 Санкт- 52.03.01 Искусство Теория и Классический Актёрское

Петербургский Хореографическ балетмейстер история искусств, танец мастерство и

государственный ое искусство а Основы Народно- режиссура в

институт культуры сценографии сценический танец хореографии

51.03.02 Мировая Современный танец

Народная Руководств художественная

художественная о культура История

культура хореографич Литература

еским Классический

любительски танец и методика

м его преподавания

коллективом Народно-

сценический

танец и методика его преподавания Русский танец, его областные особенности и методика преподавания;

Этнохореограф ия

Историко-бытовой танец и методика его преподавания,

Модерн танец и методика его преподавания,

Джаз танец и методика его преподавания,

Дуэтно-сценический танец и методика его преподавания

Наследие и репертуар, Теория и история хореографическо го искусства

Основы хореографическо й режиссуры и актерского_

мастерства в

балете

Искусство

балетмейстера

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ

16 Башкирский 44.03.01 профиль Основы Искусство

государственный Педагогическое "Художестве медицинских балетмейстера

педагогический образование, нное знаний и Базовые методики

университет им. М. образование здорового образа изучения

Акмуллы хореография жизни хореографии

Психологическа Костюм и

я безопасность сценическое

образовательной оформление танца

среды Организация

Психолого- современного

педагогическая эстрадного танца

диагностика и Башкирские и

коррекция детей народный

Психолого- сценические танцы

педагогическое Башкирская муз.

сопровождение Литература для

инклюзивного танцев

образования Анализ и

Социально- интерпретация

психологическеск хореографического

ий произведения

(адаптационный Современная

) тренинг. художественная

Дуэтный танец жизнь

История Теория и история

искусств хореографического

искусства

История худ. и муз. Культур История балета Актерское мастерство

Общий курс фортепьяно(инди видуально)

Введение в основы

исследовательско й деятельности педагога-хореографа Теория и методика обучения в области

хореографическо го искусства Методики обучения хореографии

Хореографическое

наследие и репертуар

Народное

хореографическое

творчество

Постановка и

режиссура

классического и

народного танца

Анализ муз.

Произведений

Менеджмент в

области хор.

Искусства

Преподавание в

хор. школе

Классический

танец

Классика

танцевального жанра

Народный танец

Хореография

народного танца

Историко-бытовой

танец

1 Основы историко-

бытового танца

Современный танец

Ритмика

современного танца

Грим

Грим современного спектакля

17 Самарский 52.03.01 Педагогика Методика Русский язык и Этнография

государственный Хореографическое хореографии преподавания культура речи Эстетика

педагогический искусство классического Общая педагогика Этнология

институт танца Основа письменной Этика

Методика коммуникации в Основы

преподавания профессиональной межкультурно

народно- деятельности в й

сценического иноязычной среде коммуникации

танца Психология в проф.

Методика искусства Деятельности

преподавания Образовательное Язык

современного право делового

танца Основы режиссуры общения

Этнография и Теория и практика Психология

танцевальный актерского худ.

фольклор мастерства деятельности

народов России Анализ Социальная

Танцы танцевальной музыки педагогика и

старинных эпох разных народов психология

История и Современная История худ.

теория стилистика народно- стилей

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.