Культурологические исследования цивилизации: Перспективы и границы применения синергетического подхода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Кокин, Александр Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кокин, Александр Владимирович
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности становления цивилизационной проблематики
в науке
1.1. Концептуализация социокультурных процессов: уровни образования смысловых структур
1.2. Генезис понятия "цивилизация" в европейской культуре и его заимствование отечественной культурфилософской мыслью
Глава 2. Цивилизация как объект философско-культурологического
анализа
2.1. Теории природных факторов возникновёйия'^разттия и исчезновения цивилизации
2.2. Учения о цивилизации как форме бытия культуры
2.3. Философско-культурологические концепции цивилизации как саморазвивающейся системы
Глава 3. Место и роль синергетического подхода в культурологических исследованиях цивилизации
3.1. Структура синергетической парадигмы и ее социокультурный статус
3.2. Возможности и пределы синергетического понимания динамики цивилизационных процессов
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Эвристические возможности синергетики в исследовании современных социокультурных процессов2002 год, доктор философских наук Астафьева, Ольга Николаевна
Субъектная динамика культуры жизни2007 год, доктор философских наук Лысенко, Елена Михайловна
Смысловое освоение пространства и времени в цивилизационной динамике российской культуры2003 год, доктор философских наук Горин, Дмитрий Геннадьевич
Социокультурные основания формирования цивилизационного сознания народов Северного Кавказа2009 год, кандидат философских наук Семенова, Ольга Валерьевна
Традиция как методологическая проблема в отечественной культурологии XX века2011 год, доктор философских наук Аверьянов, Виталий Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологические исследования цивилизации: Перспективы и границы применения синергетического подхода»
Введение
Актуальность темы исследования. Долгое время в науке цивилизация фиксировалась в качестве объекта исследования и разрабатывалась понятийно, главным образом, в различных культурологических теориях. Однако по сравнению с культурой цивилизация в этих теориях всегда занимала второстепенное место: сначала в концептуальном плане от природы отслаивалась культура, а затем в культуре локализовалась некая область явлений, именуемая цивилизацией. В науке второй половины XX столетия выявилась недостаточность подобного понимания цивилизации, что повлекло за собой пересмотр традиционных культурологических методологий ее исследования. В частности, на протяжении двух последних десятилетий всерьез обсуждается вопрос о дополнении философии истории синергетикой, которая будто бы создает возможности для объективного постижения социокультурных и ци-вилизационных процессов. Выяснение целесообразности и степени обоснованности данного расширения методологических оснований социогуманитар-ного знания, очевидно, требует определения места и роли синергетического подхода в культурологических исследованиях цивилизации, установления его соотношения с философией истории и философией культуры. Но для этого, прежде всего, следует заново взглянуть на историческое движение и современное состояние цивилизационной проблематики.
Степень научной разработанности проблемы. В культурологических исследованиях цивилизации проводить различение методологических и содержательных, компенсаторных и концептуальных моментов можно лишь с большой долей условности: практически в каждом трактате присутствует опирающаяся на уникальную аксиологию и антропологию собственная методология, формирующая, соответственно, весьма противоречивые даже в содержательном отношении концепции цивилизации. Тем не менее едва ли стоит абсолютизировать методологический плюрализм культурологии при изучении цивилизации, поскольку любая концептуализация социокультур-
ных процессов опирается на ряд общих методологических принципов, которые в ходе работы и предполагается раскрыть. Определенных результатов в этом направлении культурология уже достигла. Так, архетипический уровень концептуализации социокультурных процессов исследовали в своих трудах З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Леви-Стросс, М.Элиаде, Ю.М.Бородай, В.Н.Топоров, М.Евзлин и др. Некоторые лингвистические закономерности культурологических теорий цивилизации, а также эволюцию понятия цивилизации как явления языка рассматривали Л.Февр, А.Кребер, К.Клакхон, Э.Бенвенист, Р.А.Будагов и др. Дискурсивный план концептуализации социокультурных процессов и особенно становление понятия цивилизации как ключевой категории философии истории, философии культуры, истории и культурологии анализируются в статьях Ю.Н.Афанасьева, С.А.Завадского, И.Н.Ионова, Л.И.Новиковой, Е.Г.Ренева, Ю.Н.Солонина, В.М.Хачатуряна и др. Однако целостной картины взаимодействия различных уровней концептуализации социокультурных процессов в культурологии до сих пор не сложилось.
В содержательном плане подход к исследованию цивилизации со стороны культурологии предполагает рассмотрение процессов генезиса, функционирования и распада цивилизационных структур. Цивилизационные критерии, природные и культурные факторы развития цивилизации, схемы цивилизационной динамики различной степени локальности, вплоть до глобальной - циклические, прогрессивистские, ризомообразные - нашли в рамках философии истории и культурологии детальную разработку как в компенсаторном (В.Мирабо, А.Фергюсон, Ф.Гизо, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Фурье и др.), так и в концептуальном (Ибн-Хальдун, Дж.Вико, Г.Бокль, З.Фрейд, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, П.Н.Милюков, А.Тойнби, П.А.Сорокин, А.Кребер, Г.Маркузе, Ф.Бродель, М.Фуко, Л.Н.Гумилев и др.) отношениях. В отечественной науке сегодня в этом направлении плодотворно работают Л.С.Васильев, Г.П.Выжлецов, И.Н.Ионов, М.С.Каган, М.А.Киссель, Н.В.Клягин, Э.С.Маркарян, Б.В.Марков, В.Н.Самородов и др. Применитель-
но к русской цивилизации компенсаторные учения были созданы П.Я.Чаадаевым, Н.Я.Данилевским и К.Н.Леонтьевым. В настоящее время эти идеи развиваются О.А.Платоновым, В.М.Межуевым, В.Л.Цымбурским. Концептуальные модели русской цивилизации в свое время были предложены П.Н.Милюковым, Л.Н.Гумилевым, а также А.С.Ахиезером, М.А.Баргом, И.Г.Яковенко и др. Исследованием процессов самоорганизации и саморазвития цивилизации занимались А.Фергюсон, К.Маркс, П.Л.Лавров, Н.Д.Кондратьев, Л.Мамфорд, К.Поппер, Д.Белл, Х.Мак-Люэн, Л.С.Васильев и др. Проблема самоорганизации различных цивилизационных структур была одной из доминант социокультурной проблематики, приведшей к созданию культурологии и, судя по тому, какие надежды питает культурология в отношении синергетики, осталась таковой до сего дня.
Научная дисциплина, изучающая процессы самоорганизации хроно-топо-функциональных структур различной природы, получившая название синергетики, была создана усилиями Г.Хакена, И.Пригожина, Г.фон Фертера, М.Эйгена, Б.Мандельброта, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого и др. Мировоззренческую имплантацию идей синергетики в современную научную картину мира осуществляли И.Стенгерс, Э.Янч, Е.Н.Князева, О.Д.Куракина, В.Н.Михайловский, Г.И.Рузавин и др. История становления и критика синерге-тической парадигмы нашли отражение в работах И.В.Лупандина, С.Д.Хайтуна, Ю.В.Чайковского, К.Денбига, В.Крона, Г.Кюпперса, Р.Паслака и др. Методология синергетического подхода к исследованию социокультурных и цивилизационных процессов разрабатывается в трудах В.В .Васильковой, М.С.Кагана, Н.Н.Моисеева, А.П.Назаретяна, В.Вайдлиха, В.Эбелинга.
Несмотря на значительное число трудов по естественнонаучной синергетике, понимание ключевых положений новой общенаучной парадигмы представителями гуманитарного знания зачастую оказывается весьма разноплановым. При этом исключительно методологические пробелы социогуманитарной синергетики отписываются ею на счет "нередуцируемой специфики" социо-
культурных систем. Данное обстоятельство требует предельно четкого прояснения основополагающих начал синергетической парадигмы, их критической оценки, анализа целесообразности, корректности и причин переноса синергети-ческих понятий и методов в науки о культуре. С другой стороны, нуждаются в исследовании и те возможности, которые предоставляет синергетика философии культуры и культурологии в исследовании цивилизации, а также пределы, в которых новые возможности могут быть адекватно использованы.
Цель и основные задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в прояснении места и роли синергетического подхода в культурологических исследованиях цивилизации.
Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
- анализ общих методологических принципов различных культурологических теорий цивилизации;
- раскрытие содержания подхода к исследованию цивилизации со стороны культурологии;
- изучение генезиса и структуры синергетической парадигмы;
- обоснование целесообразности и возможности переноса синергети-ческих моделей в сферу социогуманитарного знания;
- определение перспектив и границ применимости синергетического подхода к исследованию цивилизационных процессов.
Методология исследования. При написании диссертации были использованы: метод компаративного анализа культур, ряд методологических принципов аксиологии и семиотики, аналитико-психологическая концепция архетипов коллективного бессознательного, системно-факторный, структурно-функциональный и синергетический подходы. Теоретической базой исследования служили основополагающие работы мыслителей прошлого, современных отечественных и зарубежных авторов в областях философии культуры, культурологии, философии истории и синергетики.
Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту:
1. В диссертации выявлен многоплановый характер культурологических исследований цивилизации, разворачивающихся на априорном, феноменальном, лингвистическом и дискурсивном уровнях, каждый из которых обладает автономными смыслопорождающими функциями и включен в общий цикл концептуализации социокультурных процессов.
2. Установлено, что в европейской и отечественной культурах периоду концептуального развития понятия цивилизации предшествовала фаза его аксиологического вызревания на перекрестках различных культурных традиций; аргументирована априорная, феноменальная и лингвистическая обусловленность аксиологическои неравноценности понятии культура и 'цивилизация' в национальных культурах (английской и французской, не-мецкои и русской).
3. Обоснована возможность такого подхода к исследованию цивилизации со стороны культурологии, который учитывает одновременно три ключевые концепции цивилизации, существующие в современной науке (функциональную, стадиальную и интеграционную) и раскрыто содержание этого подхода, выявляющего системные связи внутри цивилизации, а также между цивилизацией, природой и культурой.
4. Доказано, что распространение моделей и понятий синергетики в сфере социогуманитарного знания опосредовалось наличной социокультурной ситуацией, архетипами социокультурной интеграции, а также уже сложившейся в науках о культуре традицией описания процессов самоорганизации, в результате чего идеи синергетики, претерпев определенную культурологическую "модификацию", достаточно быстро проникли в гуманитарные науки.
5. Установлено структурное подобие синергетической схемы самоорганизации и архетипов социокультурной интеграции, лежащих в основании философско-культурологических концепций цивилизации, что позволяет по-
новому взглянуть на обоснование применимости моделей синергетики для изучения различных социокультурных систем и цивилизации, в частности.
6. Утверждается, что синергетический подход позволяет интегрировать различные культурологические теории цивилизации, в концептуальном плане может быть использован как одна из герменевтик процесса всемирно-исторического развития цивилизации, а в плане моделирования цивилизаци-онных процессов продолжительностью в несколько десятилетий существенно конкретизирует и изменяет саму структуру культурологических исследований.
7. Границы применимости синергетического подхода к исследованию цивилизации определяются тем, что синергетика использует в своих моделях уже выявленные философией культуры и культурологией сценарии развития цивилизации, индифферентна к аксиологическому и семиотическому измерениям цивилизационного процесса, а в культурологической парадигме локальных цивилизаций, в рамках которой были созданы собственные концепции социокультурной самоорганизации, попросту оказывается излишней.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы, сделанные в ходе исследования, расширяют и уточняют представления о специфике взаимодействия естественнонаучного и социо-гуманитарного знания. Результаты работы и материалы исследования могут быть использованы в подготовке лекционных и семинарских курсов по философии культуры, теории культуры, культурологии, философии истории.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на семь параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 149 страниц, из них 18 страниц занимает библиография, включающая 246 позиций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Синергетическая природа модернизационных процессов в России2006 год, кандидат философских наук Эльбукаев, Аслмбек Усманович
Общероссийская и региональная идентичность: Теоретико-культурный анализ2003 год, кандидат философских наук Куракова, Татьяна Валерьевна
Синергетика и теория социальной самоорганизации1999 год, доктор философских наук Василькова, Валерия Валентиновна
Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип1998 год, доктор философских наук Римский, Виктор Павлович
Социокультурная обусловленность формирования и развития экологического сознания2006 год, кандидат философских наук Рамазанова, Таскиря Мусаевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Кокин, Александр Владимирович
Выводы
Место и роль синергетического подхода в культурологических исследованиях цивилизации раскрываются в заключительной главе диссертации с помощью трех последовательных шагов: критического анализа основных концептов синергетики, исследования социокультурного контекста их воеприятия науками о культуре и, собственно, установления конкретных форм взаимодействия культурологии и синергетики при изучении цивилизации.
Ядро синергетической парадигмы составляют идеи открытости, диахронической и синхронической взаимосвязи упорядоченных и хаотических состояний, необратимости, нестабильности, концепции параметров порядка, самоорганизации, фракталов, индетерминизма, близости темпорального прогностического горизонта, альтернативности путей эволюции системы.
В обращении культурологии при исследовании цивилизации к синер-гетическим понятиям и моделям проступают контуры цикла концептуализации социокультурных процессов, рассмотренного в первой главе диссертации. Многоаспектный кризис техногенной цивилизации активизировал архетипы социокультурной интеграции. Одной из наиболее адекватных форм выражения этих архетипов в науке стала синергетика. В ходе исследования социокультурного контекста распространения новой научной парадигмы было выявлено структурное и функциональное подобие синергетической схемы самоорганизации и архетипов социокультурной интеграции, что позволяет сделать вывод о синергетичности генезиса последних - с одной стороны, с другой же - о том, что сама возможность синергетического понимания феномена самоорганизации предопределяется данными архетипами. Человеческое сознание вычитывает в реальности закономерности, сформированные опытом внутренней социокультурной самоорганизации. Первоначально идеи синергетики были восприняты науками о культуре в аксиологически позитивном ключе, однако в дальнейшем их технологическое и ценностное понимание разводятся, и открывается перспектива аутентичного применения синергетического подхода в культурологических исследованиях цивилизации.
Несмотря на то, что синергетический подход наиболее адекватно встраивается в русло философско-культурологических концепций саморазвития цивилизации, ему в определенной степени удается интегрировать и многие положения натуралистических и аксиологических теорий. Однако в любом случае синергетика работает лишь с теми социокультурными аттракторами и параметрами порядка, которые уже были созданы философией культуры и культурологией. Синергетика ничего не говорит о смысле существования цивилизации, главной целью ее развития считает социокультурную адаптацию социума к внешней среде и собственным изменяющимся возможностям и сосредотачивается, главным образом, на описании процесса достижения именно этой цели.
При рассмотрении цивилизации во всемирно-историческом контексте синергетика предлагает культурологии не менее трех методологических стратегий ее исследования, представленных концепциями глобального эволюционизма, саморазвития способа материального производства и моральной самоорганизации. При смене темпорального масштаба исследования цивилизации на мезохронологический оказывается, что многие идеи, близкие к си-нергетическим, были созданы культурологией независимым от синергетики образом, задолго до ее появления. Латентный синергетизм культурно-морфологических теорий локальных цивилизаций объясняется тем, что в основании и этих теорий, и синергетической концепции самоорганизации лежат архетипы социокультурной интеграции.
В микрохронологическом масштабе синергетика открывает перед культурологией возможность создания конкретных моделей цивилизащюн-ной динамики, обладающих по сравнению с традиционными философско-культурологическими моделями более высоким прогностическим потенциалом. При этом традиционные мезохронологические культурологические прогнозы разворачиваются в микрохронологический актуальный спектр-горизонт аттракторов развития цивилизации, а синергетическое понимание динамики цивилизационных процессов выступает в качестве научного критерия реализуемости футуристических проектов.
Заключение
Подход к исследованию цивилизации со стороны культурологии включает в себя методологическую и содержательную составляющие. В плане методологии настоящим исследованием установлено, что концептуализация социокультурных процессов носит многоплановый характер и разворачивается на феноменальном, априорном, лингвистическом и дискурсивном уровнях. Единство различных форм осмысления социокультурных процессов задается архетипическими структурами априорного уровня и общим циклом генезиса смысловых структур. Данный цикл ведет к архетипическому формированию знакового и семантического планов того или иного социокультурного феноменального "сгустка" и, по мере расширения концептуального поля знака, - к превращению этого знака в символ. Культурологический метод в аспекте внутри- и межкультурной компаративистики оказывается наиболее эффективным средством для выявления аксиологически значимых социокультурных феноменальных "сгустков", служащих центрами кристаллизации будущих универсалий культуры и понятий социогуманитарных наук. Действие вышеупомянутого цикла раскрывается в работе на примере становления понятия цивилизация в европейской и русской культурах, а также проникновения идей синергетики в культурологические исследования цивилизации.
Цели и смысл человеческой цивилизации, рационализация которых является прерогативой философии культуры, заключаются в воплощении аксиологического мира человека и принадлежат "царству свободы". Конкретная же историческая поступь цивилизации, ее социокультурная динамика, рассматриваемые культурологией, большей частью размещаются в "царстве необходимости". Концептуализация динамики цивилизационных процессов и представляет собой основную часть содержательного аспекта культурологических исследований цивилизации. С целью прояснения современного уровня разработанности цивилизационной проблематики и установления целесообразности заимствования культурологией синергетической концепции самоорганизации в этой сфере, в диссертации была создана модель цивилизации, согласно которой внешние границы цивилизации задаются природой и культурой, а ее внутреннюю структуру составляют экономическая, социальная и информационная подсистемы. В результате анализа различных философско-культурологических концепций, рассматривающих цивилизационную динамику как следствие управляющих воздействий со стороны природы или культуры, либо как процесс самоорганизации, опирающийся исключительно на внутренние источники развития, автор приходит к выводу, что практически всем философско-культурологическим учениям о цивилизации присущи внутреннее единство и некоторый "протосинергетический" концептуальный багаж. Как то, так и другое связываются с архетипами социокультурной интеграции, играющими заглавные роли в осмыслении социокультурных процессов.
Специфика синергетического подхода к исследованию цивилизации заключается в таком моделировании динамики цивилизационных процессов, которое учитывает: взаимосвязь упорядоченных и хаотических состояний системы (в диахроническом и синхроническом планах), вариативность путей ее развития и принципиальную неустранимость прогностического горизонта, располагающегося, как правило, очень близко к актуальному состоянию системы. Ценностно-смысловое содержание проникает в синергетический подход главным образом под видом улучшения адаптационных способностей социума к своим возрастающим возможностям. Выявленный в ходе исследования структурный изоморфизм синергетической схемы самоорганизации и архетипов социокультурной интеграции, лежащих в основании философско-культурологических концепций цивилизации, заставляет по-новому взглянуть на обоснование применимости моделей синергетики для изучения различных социокультурных систем и цивилизации в частности. Синергетический подход позволяет интегрировать различные культурологические теории цивилизации, в концептуальном плане может быть использован как одна из герме-невтик процесса всемирно-исторического развития цивилизации, а в плане моделирования цивилизационных процессов продолжительностью в несколько десятилетий существенно дополняет уже известные культурологические концепции, изменяя саму структуру исследования. В то же самое время, си-нергетический подход к исследованию цивилизации имеет вполне конкретные границы применимости, которые определяются тем, что синергетика использует в своих моделях уже выявленные философией культуры и культурологией сценарии развития цивилизации, индифферентна к аксиологическому и семиотическому измерениям цивилизационного процесса, а в культурологической парадигме локальных цивилизаций, в рамках которой были созданы собственные концепции социокультурной самоорганизации, попросту оказывается излишней.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кокин, Александр Владимирович, 1999 год
Библиографический список использованной литературы
Х.Аникеева E.H., Семушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток-Запад //Вопросы философии. - 1998. - №2. - С. 173-177
2. Арнолъди С.С. Цивилизация и дикие племена. - СПб.: б.и., 1903. - 264с.
3. Афанасьев Ю.Н. Понятие "цивилизация" во французской историографии/Цивилизация и исторический процесс/Отв. ред. Л.И.Новикова. - М.: ИФ АН, 1983. - С.85-93
4. Ахиезер A.C. Диахронностъ и синхронность цивилизаций: теория и методология исследований (на примере России)//Цивилизации. - М.: Наука, 1993. -Вып.2. - С.156-161
5. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. - М.: ФО СССР, 1991. - Т.1. - 318с. - Т.2. - 378с. - Т.З. - XXXIX, 470с.
6. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М.: Мысль, 1988. -391с.
7. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки?//Цивилизации. -М.: Наука, 1993. - Вып.2. - С.8-17
8. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна "Мукаддима". - М.: Наука, 1965. - 223с.
9. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэкономи-ческие последствия: Реферат. - М.: ИНИОН, 1990 - 8с.
10. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 447с.
11. Бергсон А. Два источника морали и религии. - М.: Канон, 1994. - 384с.
12. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор/Исследования по общей теории систем/Общ. ред. В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина. - М.: Прогресс, 1969. - С.23-82
13. Боклъ Г. Т. История цивилизации в Англии. - СПб.: Издание Ф.Павленкова, 1895.-425с.
14. Бородой Ю.М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. -М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. - 416с.
15. Борхес Х.Л. Письмена Бога. - М.: Республика, 1992. - 510с.
16. Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-ХУШ вв. - М.: Прогресс, 1986. - Т.1. - 622с.
17. Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV*-XVIII вв. - М.: Прогресс, 1988. - Т.2. - 632с.
18. Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. - М.: Прогресс, 1992. - Т.З. - 679с.
19. Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных -струк-тур//Цивилизации. - М.: Наука, 1993. - Вып.2. - С.229-235
20. Бромлей Ю.В. К вопросу о соотношении понятий "формация", "цивилизация", "культура",Цивилизация и исторический процесс/Отв. ред. Л.И.Новикова. -М.: ИФ АН, 1983. -С.1-8
21. Брудный А.А. Природа и культура: великое противостоя-ние//Общественные науки и современность. - 1996. -№4. - С.113-121
22. Брутенц К.Н. Колонии и колониальная политикаУ/БСЭ. - 3-е изд. - М., 1973. - Т.12. - С.447-451
23. Будагов Р.А. История слов в истории общества. - М.: Просвещение, 1971. -270с.
24. Буровский А.М. Степная скотоводческая цивилизация: критерии описания, анализа и сопоставления/Щивилизации. - М.: Наука, 1995. - Вып.З. - С.151-164
25. Василенко Л.И. Кооперативность, развитие, личность (социально-философские и антропологические аспекты проблемы)/Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе/Отв. ред. Г.И.Рузавин. - М.: ИФ, 1990,-4.2.-С.25-46
26. Васильев Л.С. Исторические типы цивилизации (традиции-цивилизации)/Цивилизация и исторический процесс/Отв. ред. Л.И.Новикова. -М.: ИФ АН, 1983. - С.27-35
27. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. - М.: Высшая школа, 1993. - Т.1. -494с.
28. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. - М.: Наука, 1976.-326с.
29. Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспекти-вы//Цивилизации. - М.: Наука, 1995. - Вып.З. - С.141-151
30. Василькова В.В. и др. Волновые процессы в общественном развитии. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1992. - 221с.
31. ВеберМ. Протестантская этика. Ч. П, Ш. -М.: б.и., 1973. - 324с.
32. Визгин В.П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания//Вопросы философии. - 1995. - №4. -С. 116-126
33. ВикоДж. Основания Новой Науки об общей природе Наций. - Л.: Гослитиздат, 1940. - 620с.
34. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. - 152с.
35. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. -703с.
36. Гизо Ф.-П.-Г. История цивилизации в Европе (от падения Римской империи до Французской революции). - СПб.: Издание Н.Тиблена, 1864. - 272с.
37. Гизо Ф.-П.-Г. История цивилизации во Франции. - М.: Издание К.Т.Солдатенкова, 1877. - Т.1. - 298с.
38. Глазычев В.Л. Генезис цивилизации: деятельность и ее социальная организованность/Цивилизация и исторический процесс/Отв. ред. Л.И.Новикова. -М.:ИФ АН, 1983. - С.35-39
39. Горелов A.A. Становление индивидуальности в свете концепции самоорга-низации/Самоогранизация: кооперативные процессы в природе и общест-ве/Отв. ред. Г.И.Рузавин. -М.: ИФ, 1990. - 4.2. - С.54-74
40. Громов М.Н. Культура Древней Руси в системе мировой цивилиза-ции//Цивилизации. - М.: Наука, 1993. -Вып.2. - С.162-166
41. Груздева В.В. Динамика человечества в контексте взаимодействия цивилизации и культуры: Автореф. дис. д. Филос. наук. - Ниж. Новгород, 1997. - 40с.
42. Гулыга А. Гердер и его "Идеи к философии истории человечества'ТГердер ИГ. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - С.612-648
43. Гумилев JI.H. О термине "этнос"//Доклады отделений и комиссий ВГО (этнография). - Л., 1967. - Вып.З. - С.3-17
44. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -528с.
45. Гумилев JI.H. Этнос и ландшафт//Известия ВГО. - 1968. - Т.100. - №3. -С.193-202
46. Гумилев JI.H., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий//Вестник высшей школы. -
1992.-№7-9.-С.6-14
47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - Т.4. - 688с.
48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991. - 574с.
49. ДелезЖ. Логика смысла. -М.: Академия, 1995. -298с.
50. Денбиг К. К вопросу об энтропии, беспорядке и дезорганизации//Знание -сила. - 1995. - №9. - С.44-51
51. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций?// Цивилизации. - М.: Наука, 1993. - Вып.2. - С.44-62
52. Дмитриев М.В. Некоторые аспекты изучения истории цивилизаций в современной французской историографии//Цивилизации. - М.: Наука, 1992. -Вып.1. - С. 187-206
53. Дугин А. Грани великой мечты//Русская цивилизация и соборность. - М.: б.и., 1994.-С.45-53
54. Дюпен К. О производительных и торговых силах Франции. - М.: б.и.,1831* -189с.
55. Евзлин М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993. - 337с.
56. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы "круглого сто-ла")//Вопросы философии. - 1995. - №6. - С.3-48
57. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. Искусство на пути к коммунистической цивилизации. - М.: Искусство, 1986. - 272с.
58. Иванов К.П. Механизм этногенеза - инструмент исследователя этнокуль-туры//Проблемы изучения и охраны памятников культуры КазахстанаУОтв. ред. Р.Сулейманов. - М., 1983. - С.79-80
59. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. -М.: Мысль, 1980. - 160с.
60. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы//Вопросы философии. - 1995. - №3. _ С.74-82
61. Ионов И.Н. На пути к теории цивилизаций (Познавательные предпосылки и трудности исторического синтеза)//Цивилизации. - М.: Наука, 1995. -Вып.З. - С. 15-37
62. Ионов И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного зна-ния//Общественные науки и современность. - 1997. -№6. - С.118-135
63. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. -416с.
64. Калина Н.Ф., Тимощук ИТ. Основы юнгианского анализа сновидений. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. - 304с.
65. Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социаль-ный//Новая технократическая волна на Западе/Сост. П.С.Гуревич. - М.: Прогресс, 1986.-С. 169-205
66. Карадже Т.В. Тенденции мирового цивилизационного процесса: Автореф. дис. д. филос. наук. - М.: МПГУ, 1998. - 40с.
67. Кара-Мурза A.A. Социальная деградация как феномен исторического процесса (проблема "нового варварства" в философско-историческом контексте): Автореф. дис. д. филос. наук. - М.: РАН ИФ, 1994. - 48с.
68. Каринский Д. Цивилизация//Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. - T.XXXVIII. - С. 144-150
69. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы//Культурология. XX век/Огв. ред. С.Я.Левит, Л.Т.Мильская. - М.: Юрист, 1995.-С.163-212
70. Кефели И. Ф. Судьба идеи (к вопросу о теории цивилизации Н.Я. Данилев-ского)//Деятели русской науки ХЗХ-ХХ веков. - СПб., 1993. - Вып.2. - С. 1623
71. Кириченко H.A. Синергетика//Физическая энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.
- Т.4. - С.523-524
72. Кисселъ М.А. "Просвещение" как стадиальная категория теории цивилиза-ции//Цивилизации. -М.: Наука, 1993. - С.121-131
73. Клягин Н.В. К происхождению цивилизованного производства челове-ка//Цивилизация и общественное развитие человека/Отв. ред. Н.В.Клягин. -М.: ИФ АН, 1989. - С.22-31
74. Клягин Н.В. О становлении цивилизации/Цивилизация и исторический процесс/Отв. ред. Л.И.Новикова. -М.: ИФ АН, 1983. - С.43-51
75. Кчягин Н.В. Становление цивилизации (социально-философский аспект): Автореф. дис. д. филос. наук. -М.: ИФ РАН, 1994. - 50с.
76. Книга глаголемая летописец повесть и взыскание о граде сокровенном Ки-теже//Комарович В.Л. Китежская легенда. - Л.: Издательство АН СССР, 1936.
- С.167-173
77. Князева E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обще-стве//Вопросы философии. - 1998. - №4. - С. 138-143
78. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. -М.: Наука, 1994. - 236с.
79. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. - 1992. - №12. - С.3-20
80. Кокин A.B. Синергетика: в поисках утраченной морали/Человек - Философия - Гуманизм: Тез. докл. Первый Российский филос. конгресс. В 7 т. -СПб.: Издательство СПбГУ, 1997. - Т.6. - С.286-288
81. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры/УКондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 1993. -С.24-68
82. Крон В., Кюпперс Г., Паслак Р. Самоорганизация: генезис научной рево-люции//Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе/Отв. ред. А.А.Печенкин. - М.: Наука, 1994. - С.86-103
83. Культурология: основы теории и истории культуры/Под ред. И.Ф.Кефели. - СПб.: Специальная литература, 1996. - 592с.
84. Кураев A.B. Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: ИФ РАН, 1994.-22с.
85. Куракина О.Д. Идеи синергетики, синергии и ноосферной синархии в современном научном мировоззрении//Формирование научного мировоззрения студентов в ВУЗе. - М.: б.и., 1989. - С.33-42
86. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Потапов A.B. Синергетика - новые направления. - М.: Знание, 1989. - 48с.
87. Лавров П. Л. Исторические письма//Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 8 т. - М.: Издательство Всесоюзного Общества Политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. - Т.1. - С. 163-396
88. Лавров П.Л. Формула прогресса г. Михайловского//Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 8 т. - М.: Издательство Всесоюзного Общества Политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. - Т.1. -С. 397-422
89. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. - М.: Мысль, 1982. - Т.1. - 636с.
90. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. - М.: Мысль, 1983. - Т.2: - 686с.
91. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. - М.: Русская книга, 1992. - 538с.
92. Лесков Л. В. Футуросинергетика западной цивилизации (Задачи синергети-ческого моделирования)//Общественные науки и современность. - 1998. - №3. - С.149-160
93. Лоренц К. Агрессия. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 272с.
94. Лосев А.Ф. Хаос//Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т./Гл. ред. С.А.Токарев.- М.: Сов. энциклопедия, 1992. - Т.2. - С.579-581
95. Лотман ЮМ. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ - начало XIX века). - СПб.: "Искусство-СПб", 1994. - 398с.
96. Луговой А.А. Философский анализ современных социобиологических концепций: Автореф. дис. канд. филос. наук. - СПб., 1991. - 18с.
97. Лупандин И. В. История воззрений на самоорганизацию от античности до конца XVI в.//Концепция самоорганизации в исторической ретроспекти-ве/Отв. ред. А.А.Печенкин. -М.: Наука, 1994. - С.7-35
98. Маевский В.И. Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая генетика. -М.: б.и., 1994. - 39с.
99. Мак-Нил В. Цивилизация, цивилизации и мировая система//Цивилизации. -М.: Наука, 1993. -Вып.2. - С. 18-26
100. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и "историческая механика" //Общественные науки и современность. - 1997. - №2. - С.99-111
101. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика - ключ к теоретической исто-рии?//Общественные науки и современность. - 1996. - №4. - С.98-112
102. Малинецкий Г.Г. Проект "Информхаос". - М.: РОУ, 1992. - 35с.
103. Малинецкий Г., Потапов А. Сослагательное наклонение//Знание - сила. -1995. - №9. - С.59-66
104. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты)//Вопросы философии. - 1983. - №2. - С.116-124
105. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация//Природа. - 1988. - №11. -С.57-65
106. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. - 384с.
107. Маркс К. К критике политической экономии//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 13.
108. Маркс К. Капитал. ТЛИ Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.23.
109. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: REFL-book, 1994. - 368с.
110. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - Киев: ИСА, 1995. - 352с.
111. Межуев В.М. О национальной идее//Вопросы философии. - 1997. -№12. - С.3-14
112. Мелкумян М.И. К вопросу о природе социальных утопий и механизме их образования/ЯДивилизация и культура в историческом процессе/Отв. ред. Л.И.Новикова. - М.: ИФ АН, 1983. - С.59-61
113. Меллос К. Перспективы экологической теории: критический ана-лиз//Современные зарубежные теории социального изменения и разви-тия/Отв. ред. Э.В.Гирусов. - М.: ИНИОН, 1992. - Вып.1. - С.79-89
114. Меньшиков С.М., Клименко Л. А. Длинные волны в экономике. - М.: Международные отношения, 1989. - 272с.
115. Метлинский А. О сущности цивилизации и значении ее элементов. -Харьков: б.и., 1839.- 115с.
116. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. - Киев, Харьков: ЮжноРусское Книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1899. - 288с.
117. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. - М.: Прогресс. Культура: Газета "Труд", 1993. - Т. 1. - 527с. - 1994. - Т.2. - 4.1. -491с,- 1994.-Т.2.-4.2.-491с.- 1995.-Т.З.-477с.
118. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. - М.: Наука, 1987. - 304с.
119. Моисеев H.H. Идеи естествознания и общественные науки. - М.: Вычислительный центр АН СССР, 1991. - 57с.
120. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разло-мы//Вопросы философии. - 1995. - №1. - С.3-30
121. Моисеев H.H. Тектология Богданова - современные перспекти-вы//Вопросы философии. - 1995. - №8. - С.8-13
122. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм (позиция и следст-вия)//Вопросы философии. - 1991. - №3. - С.3-28
123. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле//Вопросы философии. -1990. - №6. - С.32-45
124. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 406с.
125. Монтенъ М. Опыты. Избранные произведения. В 3 т. - М.: Голос, 1992. -Т.1. - 384с.
126. Монтескье Ш.Л. О духе законов. - СПб.: Издание Л.Ф.Пантелеева, 1900. - 694с.
127. Морган Л.Г. Первобытное общество. Исследование прогресса человечества из дикого состояния к варварству и из варварства к цивилизации. - СПб.: Издание Л.Ф.Пантелеева, 1990. - 549с.
128. Мэмфорд Л. Миф машины/УУтопия и утопическое мышление/Ре д. сост. В.А.Чаликова. - М.: Прогресс, 1991. - С.79-97
129. Мэмфорд Л. Техника и природа человека//Новая технократическая волна на Западе/Сост. П.С.Гуревич. -М.: Прогресс, 1986. - С.225-239
130. На пороге "осевого времени"? (материалы "круглого стола")//Знание -сила. - 1995. -№6. -С.6-16
131. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги/Юбщественные науки и современность. - 1997. - №2. - С.91-98
132. Николис Г., Пригожий И. Познание сложного. - М.: Мир, 1990. - 344с.
133. Николис Дж. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление. - М.: Мир, 1989. - 488с.
134. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения//Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - С.720-768
135. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое//Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - С.231-490
136. Одоевский В.Ф. Сочинения. В 2 т. - М.: Художественная литература, 1981.-Т.1.-365с.
137. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С.309-350
138. Печенкин A.A. От автоколебаний к самоорганизации: формирование си-нергетических идей в теории нелинейных колебаний//Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе/Отв. ред. А.А.Печенкин. - М.: Наука, 1994.-С.104-124
139. ПеччеиА. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1985. - 312с.
140. Письма П.Н. Савицкого JI.H. Гумилеву//Гумилев JI.H. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М.: Экопрос, 1993. - С.201-234
141. Платонов O.A. Русская цивилизация. -М.: Роман-газета, 1995. - 222с.
142. Платонов O.A. Русская цивилизация: понятие, возраст, духовные пара-метры//Русская цивилизация и соборность. - М.: б.и., 1994. - С.54-61
143. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. - М.: Культурная инициатива, 1992.-Т.1.-448с.
144. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. - М.: Культурная инициатива, 1992.-Т.2.-528с.
145. Пригожин Илья//Лауреаты нобелевской премии. Энциклопедия. - М.: Прогресс, 1992. - М-Я. - С.250-252
146. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. - М.: Наука, 1985. - 328с.
147. Пригожин И. Переоткрытие времени/ЛЗопросы философии. - 1989. - №8. - С.3-19
148. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.: Прогресс, 1994. -272с.
149. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. -431с.
150. Пустилъник С.Н. Идеи развития в тектологии А. Богданова//Концепция
самоорганизации в исторической ретроспективе/Отв. ред. А.А.Печенкин. - М.: Наука, 1994.-С.189-198
151. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.: ВосточноЕвропейский Институт психоанализа, 1995. - 288с.
152. Ренев Е.Г. Историософская и социально-политическая мысль Адама Фер-гюсона. Шотландское просвещение (40-60-е гг. XVIII в.): Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1990. - 24с.
153. Ренев Е.Г. Концепция цивилизации в философии истории шотландского Просвещения//Цивилизации. -М.: Наука, 1993. -Вып.2. - С.223-229
154. Розанов В.В. Уединенное. - М.: Правда, 1990. - Т.2. - 712с.
155. Розин В.М. Введение в культурологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 104с.
156. Розов U.C. Национальная идея как императив разума//Вопросы философии. - 1997. - №10. - С.13-28
157. Россия в условиях стратегической нестабильности (материалы "круглого стола")//Вопросы философии. - 1995. - №9. - С.3-42
158. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн/Ред. сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. - М.: Наука, 1993. - 368с.
159. Рузавин Г. И. Организация, самоорганизация и кооперация в развитии систем//Самоогранизация: кооперативные процессы в природе и общест-ве/Отв. ред. Г.И.Рузавин. -М.: ИФ, 1990. -4.1. - С.7-21
160. Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общест-ваУ/Вопросы философии. - 1995. - №8. - С.63-72
161. РуссоЖ.-Ж. Трактаты. -М.: Наука, 1969. - 703с.
162. Самойлов Л. Путешествие в перевернутый мир//Нева. - 1989. - №4. -С.150-164
163. Самоорганизация в природе и обществе/Отв. ред. В.Н.Михайловский. -СПб.: Наука, 1994. - 127с.
164. Самородов В.Н. Проблемы генезиса первичных цивилизаций (социально-философский анализ): Автореф. дис. Канд. филос. наук. - СПб.: СПбГУ, 1995. -14с.
165. Свасъян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания//Ницше Ф. Сочинения. В2т.-М.: Мысль, 1990. - Т.1. - С.5-46
166. Сепир Э. Об одном исследовании в области фонетического символиз-маУ/Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс, 1993. - С.323-335
167. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи//Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс, 1993. - С.26-203
168. Соловьев B.C. Немецкий подлинник и русский список//Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. - М.: Правда, 1989. - Т.1. - С.561-591
169. Солонин ЮН. "Болезнь" как культур-философская метафора//Смыслы культуры: Тез. докл. Междунар. науч. Конф. 11-13 июня 1996г. - СПб., 1996. -С.89-90
170. Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М.: ИНИОН,
1992. - 194с.
171. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 542с.
172. Социальная теория и современность/Под ред. Г.Д.Чеснокова. - М.: Луч,
1993.-Вып.8,-141с.
173. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 736с.
174. Топоров В.Н. Древо мировое//Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т./Гл. ред. С.А.Токарев. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - Т.1. - С.398-406
175. Топоров В.Н. Космогонические мифы//Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т./Гл. ред. С.А.Токарев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1992. - Т.2. - С.6-9
176. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаических текстах//Структура тек-ста/Отв. ред. Т.В.Цивьян. -М.: Наука, 1980. - С.3-52
177. Топоров В.H. Числа//Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т./Гл. ред. С.А.Токарев. - 1992. - Т.2. - С.629-631
178. Тоффлер О. Наука и изменение/УПригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986. - С.5-38
179. Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации//Русская цивилизация и соборность. -М.: б.и., 1994.-С.4-32
180. Уколова В.И. Тойнби и постижение истории/ТЦивилизации. - М.: Наука, 1993. -Вып.2. - С.215-223
181. Февр Л. От Шпенглера к Тойнби//Февр JI. Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - С.72-96
182. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей//Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - С.239-281
183. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. - СПб.: София, 1991. - Т. 1. -352с.
184. Флиер А. Современная культурология: объект, предмет, структу-ра//Общественные науки и современность. - 1997. -№2. - С.124-145
185. Флоровский Г.В. Герцен в сороковые годы//Вопросы философии. - 1995. -№4. - С.80-97
186. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Киев: Путь к истине, 1991. - 600с.
187. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов/Сост. и общ ред. А.А.Яковлева. -М.: Политиздат, 1990. - С.94-142
188. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. - М.: Московский рабочий, 1990. - 176с.
189. Фрейд 3. Тотем и табу//Фрейд 3. Я и Оно. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.-С.363-528
190. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 414с.
191. Фукияма Ф. Конец истории?//Вопросы философии. - 1990. - №3. - С. 134148
192. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: А-сас1,
1994. _ 406с.
193. Фурье Ш. Избранные сочинения. - М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.-Т.4.-588с.
194. Хазин А. Предание об Адаме и Еве: истоки и следствия//3нание - сила. -
1995. - №4. - С.36-43
195. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. - М.: Республика, 1993.-447с.
196. Хаитун С Д. Развитие естественнонаучных взглядов о соотношении закона возрастания энтропии и эволюции/Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе/Отв. ред. А.А.Печенкин. -М.: Наука, 1994. - С. 158-189
197. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404с.
198. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985. - 419с.
199. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. - 1994. — №1. -С.33-48
200. Хачатурян В.М. Проблема цивилизации в "Исследовании истории" А.Тойнби в оценке западной историографии//Цивилизации. - М.: Наука, 1992. - Вып. 1. - С.207-225
201. Херлихи Д. Биология и история: к постановке проблемы//Цивилизации. -М.: Наука, 1993. -Вып.2. - С.34-44
202. Хоружий С. С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции//Вопросы философии. - 1998. - №3. - С.35-118
203. Цыганков А.П., Цыганков П.А. Плюрализм или обособление цивилизаций? Тезис Хантингтона о будущем мировой политики в восприятии российского внешнеполитического сообщества//Вопросы философии. - 1998. -№2. -С.18-34
204. Цымбурский В.Л. "От великого острова Русии ..." (К прасимволу российской цивилизации)//Полис. - 1997. - №6. - С.34-56
205. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2 т. -М.: Наука, 1991. - Т.1. - 798с.
206. Чайковский Ю.В. Междисциплинарность современного эволюциониз-ма//Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе/Отв. ред. А.А.Печенкин. -М.: Наука, 1994. - С.198-237
207. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. - М.: Русский язык, 1993. - Т.2. - С.369
208. Четкое М.А. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мираУ/Вопросы философии. - 1995. - №4. - С.24-34
209. Чучин-Русов А.Е. Политика как макрофеномен культуры//Полис. - 1997. -№4.-С.97-116
210. Шаповалов В.Ф. Как понять Россию? (Этюды о "российской экзотично-сти")//Общественные науки и современность. - 1998. - №1. - С.89-102
211. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. - М.: Прометей, 1993.-512с.
212. Шичалин Ю.А. "Осевые века" европейской истории//Вопросы философии. - 1995. - №6. - С.75-86
213. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993.-Т.1.-663с.
214. Шпенглер О. Человек и техника//Культурология. XX век/Отв. ред. С.Я.Левит, Л.Т.Мильская. - М.: Юрист, 1995. - С.454-494
215. Шубарт В. Европа и душа Востока. - б.м.и.: Издательство "Посев", б.г. -132с.
216. Шулъга E.H. Концепция самоорганизации: естественнонаучный и культурно-исторический контекст//Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе/Отв. ред. Г.И.Рузавин. -М.: ИФ, 1990. -4.2. - С.6-25
217. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. -455с.
218. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. - М.: Наука, 1979. - 93с.
219. Эйзенштадт С.Н. Прорывы Осевого времени/Щивилизации. - М.: Наука, 1995. - Вып.З. - С.51-61
220. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 144с.
221. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - Т.XVII. -1896
222. Юнг КГ. Человек и его символы. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 454с.
223. Яковенко И.Г. Цивилизация и варварство в истории Рос-сии//Общественные науки и современность. - 1995. -№4. - С.66-78
224. Яковенко И.Г. Цивилизация и варварство в истории Рос-сии//Общественные науки и современность. - 1995. -№6. - С.78-85
225. Яковенко И.Г. Цивилизация и варварство в истории Рос-сии//Общественные науки и современность. - 1996. - №3. - С. 104-111. - №4. - С.87-97
226. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.: ВлаДар, 1995. - 461с.
227. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527с.
228. Adams R.McC. The evolution of urban society. Early Mesopotamia and prehispanic Mexico. - Chicago: Aldine, 1967. -ХП, 191 p.
229. Civilization//Cyclopaedia: or, an universal Dictionary of Arts and Sciences. The 7th ed. by Chambers, Ephraim. - London, 1751.
230. Civilization//The Penny Cyclopaedia of the society for the diffusion of useful knowlege: In 27 vol. - London, 1833-1843. - Vol. 7. - P.225
231. Civilization//The Oxford English Dictionary. - Oxford, 1933. - Vol. 2. - P.448
232. Civilization and Culture//The Encyclopaedia Britannica: In 23 vol. - London, 1964,-Vol. 5. - P.824-833
233. Civilization, Civilization and cultural evolution//The New Encyclopaedia Britannica:In 30 Vol. - 15th ed. - 1975. - Vol. 2. - P.956-957
234. Jantsch E. The self-organizing universe: scientific and human implications of the emerging paradigm of evolution. - Oxford: Pergamon Press, 1980. - 297 p.
235. Kogane Y. Long waves of economic growth//Futures. - 1988. - October. -P.532-548
236. Kroeber A.L. Configurations of Culture Growth. - Berkley and Los Angelos: University of California press, 1944. - 882 p.
237. Kroeber A.L. Is Western Civilization Disintegrating or Reconstituthig?/The Nature of Culture. - Chicago: The University of Chicago press, 1952. - P.402-408
238. Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Definitions. - Cambridge: Mass. V.S.A., The Museum, 1952. - Vm, 224 p.
239. Lumsden Ch., Wilson E.O. Genes, mind and culture. The revolutionary process. - Cambridg; London: Harvard Univ. press, 1981. - XIII, 428 p.
240. Mandelbrot B.B. Fractals: form, chance and dimension. - San Francisco: Freeman Comp., 1977. - 365 p.
241. McLuhan H.M. The Gutenberg Galaxy: The making of typographic man. -Toronto: University of Toronto press, 1962. - 271 p.
242. Prigogin I. The Philosophy of instability//Futures. - 1989. - August. - P.396-400
243. The Problems of Civilization: Report of the First Synopsis Conference of the S.I.E.C.C., Salzburg, 8-15 October, 1961./Ed. Othmar E. Anderle. - London: Mouton & Co, 1964. - 461 p.
244. Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. - N.Y.: The Bedminster press, 1962. -Vol.1. -XXII, 745 p.
245. Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. - N.Y.: The Bedminster press, 1962.-Vol.4.-XVI, 804 p.
246. Verspagen B. Ups and downs - the long wave debate//Futures. - 1989. - June. -P.295-297
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.