Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Леонов, Владимир Николаевич

  • Леонов, Владимир Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 142
Леонов, Владимир Николаевич. Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Барнаул. 2003. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Леонов, Владимир Николаевич

Введение.

Глава 1. Источники и основания культурфилософии

Г.Д. Гребенщикова.

§ 1. Истоки и этапы формирования культурологической концепции. Эволюция и культура.

§2. Констатация кризиса культуры. Культура как связь миров.

Глава 2. Концепция духовно-практического преображения мира: вселенская роль России.

§ 1. Русская идея Г.Д. Гребенщикова: Россия в космо-эволюционном контексте.

§2. Принципы создания новой культуры духа.

§3. Община как принцип будущей культуры.

Глава 3. Кулыуротворческая деятельность Г. Д. Гребенщикова.

§1. Стратегия практического преображения жизни и сознания современников.

§2. Деятельность Г.Д. Гребенщикова по реализации культурнопреобразовательных планов Рерихов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова»

Актуальность исследования. В настоящее время особенно актуальным становится обращение к философскому наследию тех мыслителей, которые предметом своего осмысления и творчества в целом избрали Россию и ее судьбу, проблемы теории и практики культурного строительства. Возродить их наследие, изучить их анализ особенностей русской национальной культуры, перспектив ее развития и стратегий практического преобразования, продолжить путь творческого поиска - долг современной интеллигенции.

В плеяде лучших представителей наций есть личности, максимально отражающие и выражающие дух эпохи, персонифицирующие современную им духовную ситуацию, чутко улавливающие пульс времени и динамику мирового культурного развития, актуализирующие и синтезирующие наиболее востребованные духовные течения и веяния. Это те личности, которые от имени своей культуры формулируют «Ответ» на «Вызов» сложившихся экономических, социальных, политических, духовных обстоятельств.

Личностью такого масштаба^ является Георгий Дмитриевич Гребенщиков - видный представитель русской интеллигенции рубежа веков и первой половины XX века, выдающийся деятель русской эмиграции первой волны, яркий представитель философско-культурологической мысли, уловивший основные духовные веяния эпохи и создавший оригинальную концепцию культуры.

В дореволюционный период Г.Д. Гребенщиков внес значительный вклад в развитие культуры Алтая, Сибири и России как писатель и как общественный деятель. Он является автором знаменитого романа - эпопеи «Чураевы» и многих других литературных произведений, получивших высокую оценку во всем мире. В Америке он сотрудничал с Н.К. Рерихом, возглавлял издательство «Алатас», преподавал русскую словесность и теорию литературного творчества в колледже г. Лейкланда (штат Флорида).

Центральная тема его философского и литературного творчества -Россия, ее история и судьба, поиск путей ее духовного возрождения. В нем Г.Д.Гребенщиков предстает как оригинальный мыслитель, как один из продолжателей Русской идеи в XX веке. Он стал вдохновителем целого движения в русской эмиграции за сохранение и развитие русских культурных традиций, за создание новой культуры духа.

Реконструкция его культурологических взглядов позволит раскрыть новую, малоизвестную страницу в русской философской и культурологической мысли, откроет новые горизонты в осознании нынешних задач возрождения и обновления российской культуры.

Степень разработанности темы. Все написанное о Г.Д. Гребенщикове можно разделить, во-первых, хронологически — дореволюционные статьи, статьи о нем эмигрантского периода (1921- 1964) и современные публикации. Во-вторых, по жанровому признаку: биографические, описательно-информационные публикации о жизни и творчестве писателя и мыслителя, рецензии на его литературные произведения.

Основательным исследованием литературного творчества Г.Д.Гребенщикова являются статьи Т.Г. Черняевой [208, 209]. В них подробно проанализирована историческая канва дореволюционного периода творчества писателя, сформулирован ряд существенных положений об истоках его творчества и мировоззрении, которые, по нашему мнению, свидетельствуют об изначально проявившейся в нем культурологической направленности мышления и деятельности. Так, в своих исследованиях Т.Г. Черняева пишет: «На конкретном материале собственных наблюдений Гребенщиков приходит к выводам общественно-исторического масштаба. Алтай как средоточие различных этнических, культурных, экономических укладов (инородцы-аборигены, старожилы-раскольники, переселенцы из Центральной России) дает основание для глубоких размышлений о соотношении различных типов культуры, о природе прогресса и цивилизации и т. д.» [209, С.З] справедливо отмечает о «складывающейся уже в этот период в сознании Гребенщикова национальной концепции, о его негативном отношении к городской культуре, как продукте уродливой цивилизации.

Некоторые авторы статей о Г.Д Гребенщикове точно выявляют некоторые единичные особенности его прозы, имеющие ценность для нашего культурологического исследования наследия писателя. Так, С.П. Рожнова отмечает, что в раннем творчестве Г.Д. Гребенщикова проявляется стремление подходить к оценке действительности «не столько с социальной, сколько с нравственно-этической точки зрения., что приводило к оценке ее противоречий с точки зрения «"вечных" начал нравственности.» [159, С.2] и, что в раннем периоде творчества «.увлечения этнографическими подробностями, описательности.» подчас мешали молодому писателю «в бытовом увидеть общечеловеческое, общезначимое » [Там же]. Эта способность проявится у Г.Д. Гребенщикова лишь во втором периоде творчества.

В.К. Корниенко точно определяет главное изменение в мироощущении мыслителя, произошедшее после иммиграции - «.он стал в большей степени «гражданином мира» - по широте кругозора, по острому чувству ответственности за судьбы мировой цивилизации и культуры» [См.124].

Высокую оценку литературного творчества Г.Д. Гребенщикова давали А. М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин, И. И. Сикорский, В.Я. Шишков, И.А. Бунин, Н.К. Рерих, а также многие зарубежные деятели культуры: Лаура Абелл (США), Лоренцо Жигли (Италия), Антуан Бурдель (Франция), Поль Буайе - профессор Сорбонны; Эдмон Жалю (Франция), Спенсард Холланд — сенатор (США), Армандо Романо (США); Карл Лесс (США) и др. [См. «Кто и что писал о работах Г.Д.Гребенщикова». Архив А.Б. Фирсова].

Первым кто ясно осознал культурологическую направленность мышления и деятельности Г.Д.Гребенщикова стал А.А.Макаров. [См. 135,

136]. Именно этим автор объясняет постоянное стремление Гребенщикова «что-нибудь строить». A.A. Макаров обращает внимание на философско-культурологический характер книги писателя - «Гонец», на неразрывную связь философско-культурологического мышления Гребенщикова с традициями русской культуры.

В последние годы появились публикации, основанные на изучении новых архивных материалов, раскрывающие геополитический и планетарный характер деятельности Н.К. Рериха. Эти исследования косвенно раскрывают и деятельность Г.Д.Гребенщикова, как ближайшего сотрудника Рериха: дневник З.Г.Фосдик [204], статьи В.А. Росова [169, 170], и книга M.JI. Дубаева [102].

Особый взгляд на деятельность Н.К. Рериха и, соответственно, Г.Д. Гребенщикова, дают результаты исследований В.А. Росова. Он впервые ввел в научный оборот редкие архивные материалы и, в результате, им воссоздана историческая картина и философско-культурологическая логика событий, связанных с деятельностью семьи Рерихов. Ученый раскрыл широту личности Г.Д. Гребенщикова, его значительную роль в событиях космопланетарного масштаба и культурологический характер его деятельности.

Однако, целостного осмысления культурологических взглядов Г.Д. Гребенщикова в современной и отечественной литературе еще не существует. Данное исследование представляет собой первую попытку такого осмысления.

Объектом исследования является философское, литературно-публицистическое наследие Г.Д.Гребенщикова. Предмет исследования - его культурологическая концепция.

Цель диссертации — реконструировать и дать целостное осмысление концепции культуры Г.Д.Гребенщикова, содержащейся в его трудах и лежащей в основе его практической культуротворческой деятельности.

Исходя из этого, задачи исследования состоят:

• в установлении истоков, этапов формирования и оснований культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова;

• в выявлении сущности и содержания гребенщиковского понимания культуры, ее элементов, смысловых граней и аспектов рассмотрения;

• в определении смысловых блоков культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова;

• в раскрытии космо-эволюционного контекста культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова;

• в реконструкции христианско-культурологического аспекта концепции возрождения истинной культуры, «Русской Идеи» Г.Д. Гребенщикова;

• в выявлении социально-праксиологического аспекта культурологии Г.Д.Гребенщикова;

• в раскрытии гребенщиковского проекта создания новой культуры духа;

Источниками исследования являются философские, публицистические и литературные произведения Г.Д.Гребенщикова, в которых он изложил основные положения своей мировоззренческой концепции. Кроме того, источниковая база включает в себя произведения, прямо повлиявшие на становление гребенщиковской философии культуры. В первую очередь, следует упомянуть теософские издания и книги Учения "Живой Этики" ("Агни-Иоги"), книги Н.К.Рериха, которые составили для мыслителя одно из главных теоретических оснований.

К источниковой базе должны быть отнесены работы представителей русской религиозной философии и русской литературы: Н.В. Гоголя, славянофилов, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого, B.C. Соловьева, Вяч. Иванова, Н.О. Лосского, H.A. Бердяева, так как философские воззрения Г.Д. Гребенщикова формировались под их непосредственным воздействием.

Г.Д.Гребенщиков, в своих размышлениях и деятельности, неоднократно опирался на христианскую традицию, поэтому обращение к ней, также способствовало изучению философской концепции культуры мыслителя. 1

Методологической основой исследования являются концепция культурно-исторической школы в философии культуры, общенаучные методы: сочетание исторического и текстологического анализа, сравнительный метод анализа, элементы герменевтики, а также принципы системного анализа и метод теоретической реконструкции.

Научная новизна исследования:

1. Тема философии культуры Г.Д. Гребенщикова до сих пор не являлась предметом специального исследования, постановка этой проблемы диссертантом является новационной для философско-культурологического знания.

2. Методами герменевтики, сравнительного, исторического и текстологического анализов из художественных, публицистических текстов, писем, документов архива эксплицированы культурологические идеи Г.Д. Гребенщикова.

3. Выявлены основные комплексы проблем, составляющие идейно-теоретические блоки культурологической концепции мыслителя.

0 4. Впервые дан развернутый анализ взглядов мыслителя по таким вопросам, как роль России в возрождении мировой культуры, концепция кризиса культуры и концепция построения новой культуры духа, духовно-практического преображения жизни.

5. Реконструирована в системном виде многоаспектная концепция культуры мыслителя.

6. Выявлены связи и пересечения философии культуры Г.Д. Гребенщикова с философско-мировоззренческими системами, показан синтез православной традиции, идей русского космизма, евразийства, теософских положений в самобытной культурологической концепции мыслителя.

7. Введены в научный оборот малоизвестные работы Г.Д. Гребенщикова и архивные материалы. Ф

Положения выносимые на защиту:

1. Г.Д. Гребенщиков является видным представителем русской интеллигенции первой половины XX века, выдающимся деятелем русской эмиграции первой волны, ярким представителем философско-культурологической мысли, уловившим основные духовные веяния эпохи и создавшим оригинальную концепцию культуры.

2. В становлении гребенщиковской философии культуры четко выделяются два этапа: первый связан с формированием историко-культурологической концепции, второй с развитием универсалистской духовно-эзотерической культурфилософии под воздействием Живой Этики.

3. Особенностью концепции культуры Г.Д.Гребенщикова является органичное соединение оснований универсалистской духовно-эзотерической культурфилософской концепции с основаниями русской религиозной философии, русским космизмом, ноосферной теорией, евразийством и русским символизмом.

4. В концепции культуры Г.Д. Гребенщикова дан анализ кризисного состояния современной ему культуры, разработан проект и определена стратегия духовного возрождения, содержится оригинальное развитие Русской идеи, философско-культурологическое обоснование вселенского значения русской культуры и миссианской роли России в духовном возрождении мировой культуры.

5. В реконструированном виде взгляд мыслителя на культуру в духовно-эволюционном контексте сводим к пониманию культуры как творческой направленной деятельности людей по совершенствованию человеческого духа с целью осуществления эволюционного развития человечества на земном плане для достижения каждым индивидуумом богочеловеческой стадии.

6. Важнейшая особенность культурологии Г.Д. Гребенщикова -синкретизм теоретической и практической составляющих.

Г.Д. Гребенщиков является не только теоретиком, но и практиком строительства новой культуры, духовно — практического преображения жизни.

Научно-практическая значимость работы. Данная работа раскрывает для отечественной и мировой культурологии новую концепцию культуры, сочетающую идеи духовного преображения человечества, представляющую собой органический синтез основных направлений русской социогуманитарной мысли конца XIX - первой половины XX века.

Содержание диссертации может способствовать дальнейшим теоретическим исследованиям в этой области как в виде развития отдельных тематических направлений, так и в виде дополнения и развития теоретических концепций и выводов, полученных в ходе исследования, а также раскрытию и детализации отдельных элементов гребенщиковской и рериховской философии культуры.

Практическое значение работы состоит в том, что принципиальные ее положения, раскрывающие пути выхода из социокультурного кризиса, могут быть учтены при разработке концептуальных программ общественного развития с целью их ориентации на утверждение основополагающих ценностей - ценностей духовности и культуры.

Материалы диссертационного исследования дополняют и расширяют курс истории русской философии и истории культурологических учений. Результаты исследования могут быть, также, использованы в составлении учебных программ и курсов философии, истории и теории культуры, спецкурсов в вузе.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры общей социологии Алтайского государственного университета. Отдельные положения диссертации оражены в ряде статей, опубликованных в научных журналах и сборниках, а также использованы при подготовке сообщений к международному конгрессу «Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений (Барнаул, 2000 г.), межкафедральному теоретическому семинару «Жизненные силы русской культуры» (Барнаул, АГУ, 2002 г.), межрегиональному научно-практическому семинару «Координация усилий научных исследовательских коллективов Сибири в изучении и развитии русской культуры» (Барнаул, АГУ, 2003 г.).

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Леонов, Владимир Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «культура» предполагает наличие некоего единства в огромном количестве фактов, явлений, действий, процессов, составляющих поле культуры. Такое единство нами обнаружено в культурологических взглядах Г.Д. Гребенщикова, которому удалось создать актуальную и весьма оригинальную культурфилософскую концепцию, синтезировавшую в себя многие направления отечественной философии, религии, науки.

Несмотря на то, что Г.Д. Гребенщиков был мыслителем глобального масштаба, он не оставил после себя достаточно систематизированного изложения своих взглядов. Анализ его работ позволяет реконструировать взгляды философа по основным направлениям, а также выделить ядро его культурфилософской концепции. Проведенное исследование дает возможность прийти к следующим выводам.

1.Становление философских воззрений Г.Д.Гребенщикова происходило под влиянием целого ряда факторов. Основным содержанием первого периода явилось воспитание умственного настроя и душевной натуры будущего мыслителя при преобладании общекультурного воздействия: семьи, специфических для Сибири социальных и природных факторов, а также под воздействием педагогических факторов и при влиянии сложнейших условий социокультурного развития России конца XIX - начала XX веков.

Все эти факторы, в сочетании их с его индивидуальными природными задатками и особенностями личности, закладывают основы мировоззрения Г.Д.Гребенщикова. Вынесенная мыслителем с детских лет глубочайшая неудовлетворенность пошлостью и лживостью общественной жизни и свойственная ему духовная жажда сформировали в нем напряженное устремление к отысканию основных Законов Бытия и пробудили в нем страстное стремление к активным действиям по преображению жизни и человека.

Присущая мыслителю способность мистического прозрения истины стала основой для развития метафизической составляющей его будущей культурологической концепции.

Влияние своеобразной социокультурной среды в Сибири с ее многонациональным составом, множеством вероисповеданий, своеобразными преданиями, легендами, с ее свободолюбивым народом, не испытавшим крепостного права, влияние народнической идеологии, влияние сибирского ученого Г.Н. Потанина с его областническими идеями, а также особый благодатный строй Алтайской природы - все эти факторы стали фундаментом в формировании первоначальной историкокультурологической концепции как синтетического сплава позитивных идей, казалось бы, разновекторных культурно-исторических традиций.

Г.Д.Гребенщиков исходил в своем творчестве из сознательной установки на преодоление пессимизма, свойственного, по его словам, русской литературе, и этим «накликавшая многие беды». Он искал оптимистические пути возрождения и обновления общества. Это во многом определило направление деятельности Г.Д. Гребенщикова на первом этапе - посредством искусства и культуры в целом просветить, облагородить и возвысить человека, пробудить в. нем духовные устремления, жажду осмысленной жизни. Задуманное было им осуществлено в целом ряде общественных, научных и художественных начинаний.

В начале-середине 20-х годов начинается второй этап становления культурологической концепции Г.Д.Гребенщикова. Мыслитель совершает вынужденную эмиграцию, это позволило ему воочию ознакомиться с кризисным состоянием западной культуры. Примерно на это же время приходится его знакомство с теософским учением, а затем и с Учением Живой Этики, что послужило импульсом для мистических прозрений мыслителя. Он безоговорочно принимает основы этих Учений, синтезируя их с первоначальной историко-культурологической концепцией. Культурологическая концепция Г.Д. Гребенщикова второго периода приобрела глобальный космический смысл и общечеловеческую направленность.

Таким образом, основаниями философии культуры Г.Д.Гребенщикова являются совокупность социальных, природных и культурных компонентов окружающей действительности, оказавших формирующее воздействие на становление личности и взглядов философа, а также и его собственные воззрения на бытие мира, общества и человека, гармонично вошедшие определенными гранями в саму культурфилософскую концепцию.

2. Выделены особенности понимания Г.Д. Гребенщиковым проблем культуры, которые выделяют его из среды русских философов:

Во-первых, Г.Д.Гребенщиков был христианским религиозным философом, однако, основным стремлением для него стало не разведение различных религий, но их сближение через последовательное провозглашение и проведение в жизнь своих универсалистских концепций. Во-вторых, если русская религиозная философия больше всего занята темой человека, его судьбы и путей, и уже после культурой, как проблемой производной, то Г.Д.Гребенщиков, наоборот, начинает и заканчивает свои философские рассуждения культурой, считая ее ключом и к пониманию самого человека.

Основные итоги проведенного исследования по реконструкции культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова сводим к следующему:

1. В реконструированном виде взгляд мыслителя на культуру формулируется в нескольких аспектах: деятелъностно-эволюционном, духовно-ценностном, энергетическом. В контексте деятелъностно-эволюционнного подхода пультура - это творческая направленная деятельность людей по совершенствованию человеческого духа, с целью осуществления эволюционного развития человечества на земном плане и достижения каждым индивидуумом богочеловеческой стадии.

Данное определение культуры в гребенщиковской концепции можно интерпретировать, также, в духе энергетического мировоззрения, изложенного Живой Этикой. Культура представляет собой духовно-энергетическую структуру, через которую осуществляется прием и трансмутация космических энергий и передача их далее по соответствующим космическим каналам.

В самом общем смысле структуру духовно-энергетического поля культуры составляют: аксиологическая сфера (система ценностей и смыслов), формы социума, а также направленная деятельность. Эта структура (как система) иерархична. На вершине пирамиды - аксиологическая сфера, в центре ее - высший доминирующий смысл культуры, определяющий иерархию смыслов и ценностей культурной системы.

Внизу пирамиды - формы социума, соответствующие осуществлению главного смысла культуры и поддерживающие необходимое материальное обустройство жизни.

Такое понимание культуры приводит к различению понятий «культура» и «цивилизация». Первое включает в себя аксиологическую сферу, как сферу бытования духа, второе представляет собой лишь внешнее, материальное обустройство жизни.

Г.Д. Гребенщиков, исходя из своей концепции культуры, выделяет понятие «антикультуры»: все, что соответствует - «осуществлению духовной эволюции человечества» как сущности культуры - смыслы, ценности, формы социума, деятельность и т.д., - относится к понятию «культура». Все, что не соответствует духовной эволюции, удаляет от нее, противостоит ей — является «антикультурой».

По гребенщиковской концепции культуры духовная эволюция человека (человечества) осуществляется через нравственное совершенствование. Интегральным показателем достигнутого эволюционного уровня каждого отдельного человека является уровень его сознания (эта эзотерическая концепция Живой Этики разделяема мыслителем). Поэтому можно определить, что духовная эволюция человека осуществляется через совершенствование его сознания (очищение, расширение, просветление). Другим показателем эволюционирующего человека (как и показателем наличия жизнеспособности культуры) является стяжаемая им благодать («психическая энергия», основная жизненная энергия, основа всякого творчества) по концепции мистического христианства.

Г.Д.Гребенщиков осуществляет в своей концепции культуры синтез эзотерических положений Живой Этики и мистического христианства на основе единства мистических учений (истинных религий). Ктегория «сознание» предстает у него как результирующая процесса самосовершенствования человека, а потому, мистическая практика христианства - для него как частная составляющая этого процесса, как один из возможных путей совершенствования сознания.

Источником главных смыслов и ценностей для Гребенщикова является религия, что делает ее структурообразующим началом всякой культуры. В понимании религии мыслитель акцентирует ее трансцендентное начало — мистическую часть религии, осуществляющую реальное восстановление связи с Богом, а культура, в таком случае, является духовно-энергетической структурой для поддержания этой связи и обеспечения духовной эволюции человека.

2. Согласно своей философии культуры Г.Д. Гребенщиков выстраивает концепцию кризиса культуры. Кризис культуры, по Гребенщикову, происходит в случае, если утрачивается истинная вера (искажаются чистые основы религии), вследствие чего происходит утрата главного доминирующего духовного смысла как основного системообразующего начала духовно-энергетической структуры культуры. Далее, как показано мыслителем на примере западной и советской культуры, происходит неизбежный процесс подмены главного духовного смысла материальным (постоянно богатеть). Подмена высшего духовного смысла жизни (главного доминирующего смысла культуры) на смысл более низкого (заземленного порядка) приводит к разрыву энергетической связи с Источником Жизни. В результате утрачивается энергия, которая нисходит к человеку из высших уровней Космоса (от сверхсознательных уровней Ментальной матрицы культуры, по Л.Л. Штудену [См. 219]). Вследствие этого культура теряет жизненную силу и в ней складывается ложная иерархия смыслов и ценностей, искажающая основы существования социума, что приводит к проявлению многочисленных симптомов разрушения во всех сферах человеческого и природного бытия и, в конечном счете, к разрушению самого человека.

Подмена духовного доминирующего смысла культуры сугубо земным смыслом лишает культуру (и человека) притока духовной жизненной энергии, необходимой для духовной эволюции человека и совершенствования самой культуры. В результате утраченного духовного смысла жизни (Основного Закона Жизни, по Гребенщикову) происходит подмена целей жизни средствами жизни, и жизнь человека замыкается на плоско-материальном уровне. Происходит разрыв с трансцендентным, с Богом, с космической Иерархией.

3. Важное место в концепции Г. Д. Гребенщикова занимает Концепция Русской идеи. Как отмечалось, Гребенщиков использует в своей культурологии концепцию глобального эволюционизма, считая эволюцию человечества звеном в эволюции всего Космоса. Он принимает, также, концепцию Живой Этики о наступлении переломного этапа в эволюции Космоса и отпадения от нее человечества. Мессианскую роль возвращения человечества на сужденные пути эволюции Г.Д. Гребенщиков определяет России. Им разработан вариант Русской идеи, в котором он синтезирует интуиции русских мыслителей XIX - начала XX века - создателей Русской идеи (Славянофилов и их последователей), с положениями эзотерических Учений: теософским и Живой Этикой.

Россия получила космическую мессианскую роль, согласно его концепции, во-первых, по Закону Жертвы [См. Листы сада Мории, ч.1 «Книга о Жертве»], по закону Кармы. Во - вторых, русская культура давно стала достоянием всемирным, и, в - третьих, Россия, несмотря на все постигшие страну и народ потрясения, сохранила в своей культуре высокие идеалы (духовные ценности и смыслы, трансцендентные устремления, а, значит, сохранила еще высшую энергетику культуры), что делает ее способной для ассимиляции новых космических энергий, приближающихся к планете Земля. И, в четвертых, русский народ сохранил принципы общинного жития, являющиеся эволюционными принципами построения культуры, согласно Живой Этики.

Г.Д. Гребенщиков не идеализирует русский быт и русский народ в целом. Русский народ выработал высокие культурные ценности, считает мыслитель, но для выполнения космической миссии ему необходимо перевоспитать отрицательные черты национального характера, избавиться от темных сторон своего быта.

Согласно гребенщиковской концепции Русской идеи, русский народ должен был выполнить свою миссию по возврату человечества на эволюционный путь через создание новой культуры духа. Мыслитель разрабатывает программу ее создания и осуществляет направленную деятельность по ее воплощению.

Действия по созданию новой культуры духа, разрабатываемые Г.Д.

Гребенщиковым, в основе своей реально-жизненные. В них выделяются два аспекта, сливающиеся в единое русло. Первый аспект включает в себя принцип преемственности, опору на традиции отцов, возврат к подлинной вере, «оцерковление» жизни, нравственное совершенствование, устремление к Богу, личное нравственное очищение. Г.Д. Гребенщиков апеллирует к мистической сути христианства, благодаря которой возможно осуществление истинного преображения человека.

В качестве модели возрождения культуры по первому аспекту Г.Д.Гребенщиков берет опыт духовного строительства русского христианского подвижника С. Радонежского. Осуществляя реконструкцию культурологических взглядов Г.Д. Гребенщикова, можно сформулировать следующее объяснение действия этой модели. В ней заложен «энергетический механизм» возрождения культуры, основанный на реальном достижении благодати Божией как преобразующей человека энергии. Эта благодать, как подлинная жизненно-творческая энергия, приобретается подвижниками посредством христианской духовной практики. Затем сказывается ее действенное, преобразующее влияние на всех и вся. Духовное делание одних становится вдохновенным примером для тысяч других людей. Стяжаемая подвижниками Благодать Святого Духа позволяет им реально преобразить свою человеческую сущность и осознать существование иного Высшего Мира, реально осознать относительность материальных ценностей и жизненных невзгод, и познать истинный смысл жизни человека, согласно замысла Бога. Это осознание помогает им, как писал И.А. Ильин, приобрести смирение, помогает воспитывать в себе духовную стойкость характера, дает силу для совлечения с себя «ветхого человека» и «взращивания в своей душе чадо света.» [112 с. 19]. В подражание духовным подвижникам люди, соприкасающиеся с ними, вдохновленные их примером, осеянные благодатной жизненной энергией, исходящей от святых подвижников, начинают также взращивать в своей душе нравственную силу, приводящую их самих к стяжанию благодати, жизненной энергии, к благодатному изменению строя их собственной души и всей жизни.

Распространение этой веры и благодати в обществе делает возможным объединение и сплочение народа вокруг больших духовных идей (как это было во времена С. Радонежского), и развитие в его характере таких духовных свойств, как человеколюбие, самоотверженность, любовь к ближнему и т.д. Тогда происходит возрождение жизненной силы культуры. Жизнь по Евангелию приводит к реальному совершенствованию человека, содействующая превращению его в богочеловека и приближению Царства Божьего к земному плану.

Таким образом, культура для Г.Д. Гребенщикова, исходя из рассмотренной модели, представляет, также, энергетическое поле, структуру, деятельность для принятия и распространения космической энергии (благодати), являющейся основой преображения человека (основой его духовной эволюции).

Второй аспект направленной деятельности по созданию новой культуры духа Г.Д. Гребенщиковым определяется в русле идей космизма и Живой Этики. Он ставит задачу совершенствования своего сознания, задачу создания общины из идейных людей (в первую очередь людей интеллектуального и творческого труда) и задачу возвращения человечества на путь космической эволюции.

Изначально присущее Гребенщикову метафизическое мировосприятие (как особенность русского менталитета вообще [Н.О. Лосский]), по нашему мнению, стало основанием для формирования его культурологии. Его концепция вобрала в себя многие положения космоэволюционой концепции культуры, разрабатываемой авторами Живой Этики.

В реконструированном диссертантом виде метафизический аспект культурологии Г.Д. Гребенщикова выстраивается следующим образом. Как мы отмечали, главный смысл культуры для него - совершение духовной эволюции человечества. Культура, ее духовно-энергетическая структура, формы социума создаются человечеством, но при участии космических сил (Космической Иерархии), действующих при этом без нарушения закона свободной воли человечества.

Для проведения глобальных преобразований (в масштабах страны, континента, всего человечества) должна быть выстроена цепочка: Иерархия — Посланники — Вождь - Народ. Посланниками Иерархии для Гребенщикова были Е.И. и Н.К. Рерихи. Кроме того, мы показали, что Гребенщиков признавал также за Н.К. Рерихом статус «Вождя», (В данном случае, речь идет об эзотерической концепции Вождя, раскрываемой авторами Живой Этики), это является свидетельством того, что мыслитель разделял идею о важнейшей роли личности в строительстве культуры.

Деятельность Г.Д. Гребенщикова не противоречит гипотезе существования «Мирового Плана», что дает нам основание рассматривать концепцию создания новой культуры духа, положенную в основу «Плана», как разделяемую им, а его считать одним из создателей данной концепции.

Философия культуры Г.Д. Гребенщикова раскрывает определенный пласт философского осмысления культуры, обогащает науку оригинальными и перспективными подходами в рассмотрении проблем человека, его внутреннего духовного мира и культурной реализации, новыми аспектами видения социокультурной жизни общества.

Метафизическая глобалистская концепция культуры мыслителя дает основание заключить, что в русской культуре XX века была осуществлена попытка всеохватного синтеза в построении новой культуры духа, воплощающей искания многих поколений русских подвижников духа, ученых, деятелей культуры.

Культурологическая концепция Гребенщикова расставляет новые акценты в понимании культуры и служит материалом для дальнейших поисков ценностного преобразования мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Леонов, Владимир Николаевич, 2003 год

1. Аблеев С.Р. Космическая эволюция человека в философии Живой

2. Этики (социально-философский аспект). Автореф. канд. филос. наук. — М., 1997 -20с.

3. Алтай-Космос-Микрокосм. Пути духовного и экологическогопреобразования планеты. Тезисы второй международной конференции. Алтай.- 1994.- 226с.

4. Алтай-Космос-Микрокосм. Сознание человека и биосфера напороге XXI века. Алтай.- 1998. 147с.

5. Антипина О. Глобальные социально-экономические проблемысовременности: взгляд Римского клуба // Альтернативы. 1995 №2.- С.79-99.

6. Асеев A.M. Сокровенное Сказание о Беловодье. Архив А.Б.1. Фирсова.

7. Афиша к лекции Г.Д. Гребенщикова. Архив А.Б. Фирсова.

8. Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. Пер. сангл. Е.Писаревой. М.: 1991.- 195с.

9. Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск,1994.-334 с.

10. Белоусов В.Г. Русский менталитет. Вопросы философии № 5, 1996,с. 189.

11. Ю.Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990 336 с. П.Бердяев H.A. О назначении человека.- М., 1993. — 376 с.

12. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды.-М. 1999.-312с.

13. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. - 175 с.

14. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря М.: Республика.1995.-376 с.

15. Бирюков Б.В. Эджубов Л.Г. Простое и сложное в социокультурных концепциях. Вопросы философии, № 12,1996, с 33.

16. Блаватская Е.П. Тайная доктрина: в 2-х томах. Минск, 1993. - Т.1, кн.1 -375 е.; кн.2-480 с.

17. Борисов В.М., Перченок Ф.Ф., Рогинский А.Б. О социально-психологических источниках учения Вернадского о ноосфере//Механизмы культуры. М. 1990.

18. Булин В. В Чураевке. Архив А.Б. Фирсова.

19. Валицкий A.A. По поводу Русской Идеи в русской филосфии. Вопросы философии № 1,1994. с. 68.

20. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. -271 с.

21. Войно-Ясенецкий В.Ф. Архиепископ Лука Симферопольский и Крымский. О духе, душе и теле. Товарищество. Ростов-на-Дону, 1991.- 116 с.

22. Волков М.П. Христианство и русский космизм в контексте эволюции культуры//Материалы российской научно-просветительской конференции. Белгород. 1995. - С 25-27.

23. Гаврюшкин.Н.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого. Вопросы философии, № 7,1995. с.98.

24. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX В.-М., 1997.-495с.

25. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М. — 2001.- 465с.

26. Гаязов Р.Х. Культура в философии творчества H.A. Бердяева. Дисс. Канд. Филос. Наук. М.,- 1995. - 151с.

27. Гребенщиков Г.Д. На склоне дней его. Архив А.Б. Фирсова.

28. Гребенщиков Г. Д. Как это ни странно. Машинопись. — ГМИЛИКА.- Барнаул.- Фонд Г.Д.Гребенщикова. ОФ 406/58,- 4с.

29. Гребенщиков Г.Д. Грань // Русские Ведомости.- 1916.-30 авг.

30. О.Гребенщиков Г.Д. «Звенигород Окликанный» // Рериховский вестник.- вып. 4.- (1991).-Извара, 1922. С.59.31 .Гребенщиков Г.Д. Алтай жемчужина Сибири.- ГМИЛИКА.- ОФ 16408/5.

31. Гребенщиков Г.Д. Американская Русь (письмо к членам и вождям Русского объединенного общества взаимопомощи и к друзьям русской культуры)// Алтайская правда.-1991. 21 сент.

32. Гребенщиков Г.Д. Бегство от самих себя.- ГМИЛИКА .-ОФ 15433/59.

33. Гребенщиков Г.Д. Былина о Микуле Буяновиче:- роман эпопея в трех частях. - Париж; Нью-Йорк,- Алатас. -1923 -1924.- 354с.

34. Гребенщиков Г.Д. В дни безумия.- ГМИЛИКА.- ОФ 15433/36 .

35. Гребенщиков Г.Д. В стране парадоксов. ГМИЛИКА. - ОФ 406/21.

36. Гребенщиков Г.Д. Великий сын Сибири: Наброски в альбом имени Г.Н. Потанина//Жизнь Алтая. 1915. - №207.

37. Гребенщиков Г.Д. Величие русской души: очерк. 1947 год. -ГМИЛИКА.- ОФ 406/62.

38. Гребенщиков Г.Д. Дорогая Россия выступление на р/с «Голос Америки», 19 авг. 1951 год. - ГМИЛИКА. - ОФ 709/2-4.

39. Гребенщиков Г.Д. Дорогая Россия! Говорит «Голос Америки».-ГМИЛИКА.- ОФ 709/2-4., ОФ 709/5-6.41 .Гребенщиков Г.Д. Дорогой, близкой и далекой Сибири. (открытое письмо).- 1930. ГМИЛИКА - ОФ 406/68.

40. Гребенщиков Г.Д. Духовный облик Игоря Ивановича Сикорского.-27 мая 1938 г. ГМИЛИКА .- ОФ 15543/6.43 .Гребенщиков Г.Д. Егоркина Жизнь. Автобиографическая повесть. -Славянская типография. Southbery, Connecticut.- 1959.

41. Гребенщиков Г.Д. Златоглав. Эпическая сказка XX века. Алатас. Southbery, Connecticut.- 1939.- 107с.

42. Гребенщиков Г.Д. Из земли не выпадешь.- ГМИЛИКА.- ОФ 15433/32.

43. Гребенщиков Г.Д. Как быть сильным.- ГМИЛИКА.- ОФ 16015/23.

44. Гребенщиков Г.Д. Купава. Роман. Алатас. БоиШЬегу, СоппесйсШ;.-- 1936.

45. Гребенщиков Г.Д. Лицом к лицу с новой Россией.- ГМИЛИКА.-ОФ 15542/14.

46. Гребенщиков Г.Д. Моя Сибирь. Барнаул. - 2002.- с.

47. Гребенщиков Г.Д. Наши задачи. -1930.- ГМИЛИКА ОФ 699/10.51 .Гребенщиков Г.Д. О новом ковчеге.- ГМИЛИКА.- ОФ 16015/15.

48. Гребенщиков Г.Д. О страхе и бесстрашии.- ГМИЛИКА.- ОФ 16015/22.

49. Гребенщиков Г.Д. О судьбе русской литературы.- ГМИЛИКА.- ОФ 699/7.

50. Гребенщиков Г.Д. О тоске и радости.- ГМИЛИКА.- ОФ 16015/21.

51. Гребенщиков Г.Д. Покаяние.- ГМИЛИКА.- ОФ 15433/54.

52. Гребенщиков Г.Д. Привет новоприбывшим. Архив А.Б. Борисова

53. Гребенщиков Г.Д. Пути нового русского искусства. Текст лекции.-Рукопись.-ГМИЛИКА.- ОФ 699/6.

54. Гребенщиков Г.Д. Путь человеческий. Берлин,- 1922.- 127с.

55. Гребенщиков Г.Д. Радонега: Сказание о неугасимом свете. Алатас. 8оиШЬегу, СоппесйсЩ. - 1938.- 158с.

56. Гребенщиков Г.Д. Родина.- ГМИЛИКА.- ОФ 15433/52.

57. Гребенщиков Г.Д. Русские на американской службе.- ГМИЛИКА.-ОФ 15533/46.

58. Гребенщиков Г.Д. С.Т.Коненков .- ГМИЛИКА.- ОФ 699/19.63 .Гребенщиков Г.Д. Хан Алтай.- ГМИЛИКА.- ОФ 16408/6.

59. Гребенщиков Г.Д. Что ожидает Сибирь ? ГМИЛИКА.- ОФ 15533/41.

60. Гребенщиков Г.Д. Что такое Чураевка ?- ГМИЛИКА.-ОФ 699/8-14.

61. Гребенщиков Г.Д. Чураевы. Роман-эпопея. Т1. Братья Чураевы. -Русская печать. Париж. - 1922.-23 8с.

62. Гребенщиков Г.Д. Чураевы. Роман-эпопея. Т2. Спуск в долину. -Нью-Йорк.-1925.- 196с.

63. Гребенщиков Г.Д. Чураевы. Роман-эпопея. ТЗ. Веления Земли. -Нью-Йорк.-1925.- 170с.

64. Гребенщиков Г.Д. Чураевы. Роман-эпопея. Т4. Трубный глас. -Нью-Йорк. 1927.-123с.

65. Гребенщиков Г.Д. Чураевы. Роман-эпопея. Т5. Сто племен в едином. Нью-Йорк. 1927-28. - 197с.

66. Гребенщиков Г.Д. Чураевы. Роман-эпопея. Т6. Океан багряный. ГМИЛИКА. ОФ496/6.

67. Гребенщиков Г.Д. Шаляпин писатель. - 1940. - ГМИЛИКА. ОФ 406/71.

68. Гребенщиков Г.Д. Школа жизни.- ГМИЛИКА.- ОФ 15533/30.

69. Гребенщиков Г.Д. Энтузиаст культуры // Новая Заря. 1945. - 17 нояб.

70. Гребенщиков Г.Д. Гонец. Письма с Помперага. МЦР. - М., 1996.-215с.

71. Гребенщиков Г.Д. О красоте. Текст лекции.- Машинопись.-ГМИЛИКА ОФ 699/2.

72. Гребенщиков Г.Д. Письма A.M. Горькому. Архив А.Б. Фирсова.

73. Гребенщиков Г.Д. Письма Г.Н.Потанину. Архив А.Б. Фирсова.

74. Гребенщиков Г.Д. Сибирь как страна великого будущего. ГМИЛИКА, ОФ 16408/7.

75. Гребенщиков Г.Д. Шамбала в загоне//Новое русское слово. 1955. -10 мая.

76. Гребенщиков Г.Д. Вместо предисловия ГМИЛИКА.- ОФ 406/5.

77. Гребенщиков Г.Д. Глаза Востока. Отрывок из романа эпопеи.

78. Машинопись. ГМИЛИКА. - ОФ 406/12. - 10 с.

79. Гребенщиков Г.Д. Два русских витязя//Жизнь Алтая. 1912 .-№ 191.

80. Гребенщиков Г.Д. Держава света. О новой книге академика Н.К.Рериха.- ГМИЛИКА.- ОФ 699/17.

81. Гребенщиков Г.Д. Из планов по Чураевке.- ГМИЛИКА.- ОФ 699/11.

82. Гребенщиков Г.Д. Письмо к А.М.Горькому. 1926.- ГМИЛИКА.- ОФ 7/3.

83. Гребенщиков Г.Д. Письмо королеве Великобритании.- ГМИЛИКА.-ОФ 710/10-16.

84. Гребенщиков Г.Д. Письмо неизвестному адресату. ГМИЛИКА.-ОФ 519/8.

85. Гребенщиков Г.Д. Программа лекции «Алтайская Русь».-ГМИЛИКА.- ОФ 15533/56.

86. Гребенщиков Г.Д. Проект Устава Алтайской сельскохозяйственной рабочей артели. Архив А.Б.Фирсова.

87. Гребенщиков Г.Д. Протестую. Их писем с Помперага//Новая Заря. -1935.-23 марта.

88. Гребенщиков Г.Д. Слово о русскости. Архив А.Б. Фирсова.

89. Гребенщиков Г.Д. Цели и планы Чураевки. Архив А.Б. Фирсова.

90. Гребенщиков Г.Д. Что такое Чураевка? //Утренняя Звезда. М.-1994.-№2-3.

91. Гребенщиков Г.Д.Подвержена ли науке проблема добра и зла? Архив А.Б.Фирсова.

92. Григорьев А. Религиозный смысл культуры//Материалы российской научно-просветительской конференции. — Белгород. 1995. С7-8.

93. Губман Б.Л. Ж Маритен и H Бердяев о взаимосвязи природы и культуры// Россия и Запад, диалог культур: Сборник научн. тр. -Тверь.-1994 -С 125-134.

94. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи, цивилизации. М., 1993. - 576 с.

95. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: 1999. - 288 с.

96. ЮО.Гуревич П.С. Философия культуры // Философские науки -1995-№5-6 -С 31-46.

97. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. -JL, 1965-1990.

98. Дубаев M.JI. Харбинская тайна Рериха. Н.К. Рерих и русская эмиграция на Востоке.- М.: Сфера, 2001.-576с.

99. Духовные задачи русской эмиграции. (От редакции). Путь. 1925. №1/ Путь. Орган религиозной русской мысли (I-IY). М. 1992.

100. Евсеева Т.А. Концепция смысла жизни и русская идея //Информатика. Социология. Экономика: Ежегодник/ Моск. гос. акад. приборостроения и информатики. М., 1995. вып.2. с. 21-24.

101. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М. 1997.- 368 с.

102. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Сборник.-Новосибирск.- 1991.- 206 с.

103. Знамя преподобного Сергия Радонежского./ Сб. ст. М.,1994-128с.

104. Иванов В. Родное и вселенское. М.,- 1994. - 428 е.

105. Иванов A.B. Мир сознания. Барнаул, 2000.- 240с.

106. Иванов В. Н. Рерих-художник-мыслитель. Рига, 1937-101с

107. Иванов В. И. О русской идее//Русская идея М , 1992 - С 226-240.

108. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Мюнхен.-1990. 50 с. ПЗ.Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социологического анализакультуры. В кн. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры./Сб. Научных трудов. М.,1988.

109. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб. 1997. - 204 с.

110. Каган. М.С. Философия культуры . СПб. 1996. - 414с.

111. Казначеев В. Проблемы Горного Алтая в свете русского космизма. Алтай-Космос-Микрокосм. Пути духовного и экологического преобразования планеты. Тезисы 2-ой международной конференции. Алтай. 1994.

112. Карасев JI.В. Русская идея (символика и смысл) Вопросы философии № 8 1992 . 92с.

113. Карлейль Т. Теперь и прежде М , 1994 - 415 с.

114. Кармин A.C. Развитие культурологической мысли в России накануне XX Века. НИИ Информкультура.

115. Киейзик Л. Культурологические идеи Владимира Соловьева. — Дис. д.ф.н.- Ростов- на Дону. -1998. - 221с.

116. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 816 с.

117. Ключников С.Ю. "Русская идея" и эсхатологические аспекты философского наследия Рерихов//Пути восхождения -М , 1995 С 255-260.

118. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Издательский отдел Московского Патриархата, М.: 1993. — 230 с.

119. Корниенко В.К, Г.Д.Гребенщиков беженец из советской России. Архив А.Б. Фирсова.

120. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.- М., 2001.- 496с.

121. Краткие биографические сведения о Г.Д.Гребенщикове. -ГМИЛИКА.- ОФ 699/22.

122. Ларичев В. Е. Маточкин Е. П. Рерих и Сибирь Новосибирск, 1993 - 192 с.

123. Леонтьев К. Н. О всемирной любви//Русская идея М , 1992 -С 147-170

124. Листы сада Мории, кн. II («Озарение»).- Третье изд. Латвийское общество Рериха, 1990.- 184с.

125. Лосский Н. О. Избранное М, 1991 - 622 с.

126. Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.- Республика.- 1994.- 432 с.

127. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.- 1998.-416 с.

128. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн.- М.: Ключ, 1990 /репринтное издание 1957/.

129. Люкс Л. Евразийство//Вопросы философии. 1993. № 6.

130. Макаров А. А. Место и роль Востока в художественно-философском творчестве Н. К. Рериха//Пути восхождения М , 1995 - С 290-295

131. Макаров A.A. Построение Храма. Предисловие в кн. кн. Гребенщиков Г.Д. Гонец. Письма с Помперага. МЦР. - М.1996. -215с.

132. Мейер A.A. Религиозный смысл мессианства. Вопросы философии. № 7. 1992.- с. 102.

133. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л., - 1991. - 265 с.

134. Напутствие Вождю. Ленинград - Извара, 1990. 70с.

135. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца: пер. с греч. ? 1991. -304 с.

136. Новый Завет М , 1994 - 548 с.

137. Новый человек и школа будущего. (Научно-педогогическая фантастика). М.,- 1989.- 228с.

138. Ноосферная идея и будущее России. Тезисы межгосударств, научно-практич. конференции, посвященной 135-летию со дня рождения акад. В.И. Вернадского. 28-29 мая 1998.- Иваново.-1998.-175С.

139. Ориген. О началах Самара. - 1993 -318 с.

140. Панарин А. Российская культура как фактор планетарной реформации// Культура и экология; Поиск путей становления новой этики.- М.: Интеллект, 1997. С 201-237.

141. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система// Человек. -1998. №1. - с.60-59.

142. ПИСЬМА С ГОР: переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. T.I (1932-1937). 2000. - 584 с.

143. Пономаренко С. А. Подвиг Николая Рериха // Н. К. Рерих в России -М, 1993-С. 3-11.

144. Попов А. Проблема духовности и космические контакты// Наука и религия. 1993. - №7. - с.54-56.

145. Почепцов Г.Г. Русская семиотика. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»- 2001.-768 с.

146. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов /Психологический институт Российской Академии образования/М.: (Ось-89), 2001 г. -336 с.

147. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. Минск, 1992. Т.2.-431 с.

148. Рерих Е.И. Письма. / Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1992.

149. Рерих Е.И. Письма. Том I. Новосибирск.-1992 . 512 с.

150. Рерих Е.И. У порога нового мира. М., 1994. - С.21-159.

151. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига, 1991. - 336 с.

152. Рерих Н.К. Берегите старину. М., 1993. - С.8-70.

153. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1991. - 227 с.

154. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. - 285 с.

155. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. - 208 с.

156. Рерих Н.К. Знамя мира. М., 1995.-384 е.

157. Рерих Н.К. культура и цивилизация. Международный центр Рерихов. М: 1997,-200 с.

158. Рерих Н.К. Цветы Мории. М., 1984. - 150 с.

159. Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. -Рига, 1992. -216с.

160. Рерих Н.К. Шамбала.- МЦР, БИСАН-ОАЗИС.- М., 1994.- 207 с.

161. Рожнова С.П. Крестьянский рассказ в дореволюционной прозе Г.Д.Гребенщикова. Архив А.Б. Фирсова.

162. Розин В. Путешествие в страну эзотерической реальности: Избранные изотерические учения. М.: УРСС.- 1998 - 375с.

163. Розин В.М. Культура и проблема ее изучения. В кн. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры/ сб. научных трудов. М.1988.

164. Росов В.А. Манчжурская экспедиция Н.К. Рериха: в поисках "Новой страны"//Ариаварта. 1999. №3.

165. Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Кн. Первая. Великий План. Санкт-Петербург, 2002. — 265с.

166. Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига, 1994. - 320с.

167. Рудзитис Р. Николай Рерих водитель культуры.- Рига, 1936.- 40с.

168. Русская философия: Словарь//Под общ. ред. М.А. Маслина.- М. Республика, 1995.- 655с.

169. Савицкая Т.Е. Настоящее, прошлое и будущее России в зеркале антропософии: новая концепция культурно-исторического своеобразия России// Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения/ Рос. гос. б-ка. НИО Информ-Культура. -1996. №3, с 3-16.

170. Самосознание европейской культуры XX века. М. -359 с.

171. Сердобинцев К.С. Русская идея и евразийство // Проблемы русской философии и культуры. Калининград, 1997.- С 81-90.

172. Сильвестров В.В. Анализ теоретических концепций в советской культурологии. В кн. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры/ сб. научных трудов.- М.,-1988.

173. Смирнов К.Н. Красота спасет мир, если мир спасет красоту // Рерих Н.К. Знамя мира. М., 1995. - С.5-12.

174. Смысл жизни: Антология./ Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К.Гаврюшина.- М.: Прогресс-Культура.- 1994.- 592 с.

175. Соловьев В. С. Оправдание добра. С-Пб , 1996. - 478 с.

176. Соловьев В. С. Русская идея //Русская идея. М , 1992. С. 185204.

177. Соловьев B.C. Красота в природе // Русский космизм Атология философской мысли М , 1993 - С 91-97.

178. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1988. -Т.1.-892 с.

179. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М.-1991.- 701с.

180. Соловьев B.C. Христос вокрес! // Русский космизм: Атология философской мысли,- М., 1993.-С.103-102.

181. Соловьев B.C. Чтение о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе.-СПб.: Худож лит., 1994. 528с.

182. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры. Вопросы философии, № 1, 1997. с 154.

183. Стефанов Ю.Н. Не заблудиться по пути в Шамбалу//Вопросы философии.- 1993. -№3. С.92-96.

184. Томко Т.В. Междисциплинарные исследования культуры: Проблема специфики. В кн. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры/ сб. Научных трудов. М.1988.

185. Трофимова Е. А. Идея творческого синтеза в мировосприятии Н. К. Рериха // Проблемы социально-гуманитарного знания. История и современность / Отв. Ред. Петров Ю.В. — Л., 1989 — С. 95 -102.

186. Трубецкой Е Н Смысл жизни М, 1994. с. 432.

187. Трубецкой Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея М., 1992 -С. 241-257.

188. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе.-Париж.-YMCA-PRESS.- 1965.- 161 с.

189. Туровский М.Б. Культура как объект исследования. В кн. Методологические проблемы теоретико-прикладныхисследований культуры/ сб. Научных трудов. МЛ 988.

190. Умное делание. О молитве 1исусовой. Сборник поучений Святыхъ Отцовъ и опытныхъ ея деятелей,- Свято-Троицкая Сергиева Лавра.-1992.-302 с.

191. Умов H.A. Роль человека в познаваемом им мире//Русский космизм. Антология философской мысли М , 1993 -С 109-127.

192. Управителев А.Ф. К будущему цельному мировоззрению. Религиозное миросозерцание П.А. Флоренского. Барнаул. - 1997. -164 с.

193. Урманцев Ю.А. Тектология и общая теория систем. — Вопросы философии, №8, 1995, с.14.

194. Федоров Н.Ф. Из «Философии общего дела»-Новосибирск. -1993.-216с.

195. Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Русская идея М., 1992-С 379-419.

196. Философы послеоктябрьского зарубежья. М. 1990. — 528с.

197. Фиолетов H.H. Очерки христианской апологетики.- М.,1992,-с.192.

198. Флоренский П.А. Иконостас // Богословские трды. 1965. Сб.9.

199. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами (По страницам дневника 1933-1934). М.: 1998.

200. Химкин Г.Н. Рождение этосферы. Вопросы философии № 3 1992, с. 95.

201. Хоруженко K.M. Культурология. Энциклопедический словарь.-Ростов -на-Дону. -1997.- 640с.

202. Хоружий С.С. Философский вопрос в России как встреча философии и Православия. Вопросы Философии № 5,1991. с 26.

203. Черняева Т.Г. Г.Д.Гребенщиков. Архив А.Б. Фирсова.

204. Черняева Т.Г. Г.Д. Гребенщиков о старообрядцах. Архив А.Б.Фирсова.

205. Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли М, 1993 - С 317-326.

206. Чирятьев М. Н. Синтез знаний путь от механической цивилизации к Живой Культуре // Рериховские чтения 1979 год (материалы конференции) / под ред. В. Е. Ларичева - Новосибирск, 1979-С 320-328.

207. Шапошникова Л. В. Магический мост синтеза // Рерих Н К Восток-Запад. М.: 1994.- С. 5 -14.

208. Шапошникова Л. В. Неугасимый свет тернового венца // Рерих Н. К. Душа народов-М.: 1995.-С 3-28.

209. Шапошникова Л. В. Послание грядущей эволюции//Рерих Н К Шамбала. -М.: 1994. С. 5 -24.

210. Шапошникова Л.В. Эпоха энергетического мировоззрения // Рерих Н.К. Обитель Света.-М.: 1992.-C.3-13.

211. Шапошникова Л.В. Учителя // Утренняя звезда: Науч.-худож. илл. альманах Международного центра Рерихов. 1993. - №1. - С.6-35.

212. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции. В кн.: Рерих Н.К. культура и цивилизация. МНР. М: 1997. 200 с.

213. Шпенглер О. Закат Европы.-Новосибирск, Наука.- 1993.-592 с.

214. Штуден Л.Л. Морфология культуры. НГАЭиУ. - Новосибирск.-1997.-200 с.

215. Яблонский Э.Г. Философско-мировоззренческие основания русского космизма. Автореф. канд. филос. наук. СПб., - 21с.131

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.