Философия культуры Н.С. Арсеньева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Довыденко, Лидия Владимировна

  • Довыденко, Лидия Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 149
Довыденко, Лидия Владимировна. Философия культуры Н.С. Арсеньева: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2008. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Довыденко, Лидия Владимировна

Введение.

Глава 1. Ключевые проблемы религиозно-философской концепции культуры Н.С. Арсеньева.

1.1. Место Н.С. Арсеньева в философии культуры русского зарубежья.

1.2. Концептуальные основы христианской культуры: Традиция, Любовь, Преображение.

1.3. Соборность, эсхатологизм, софийность как определяющие черты национальной культуры.

Глава 2. Философские и эстетические основы национальной художественной культуры.

2. 1. Философичность русской литературы и «художественный синтез».

2. 2. Оценка «творческого синтеза» западной и русской культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия культуры Н.С. Арсеньева»

Актуальность темы исследования.

Осмысление культурного своеобразия России и ее цивилизационное самоопределение невозможно без обращения к идейному и философскому наследию русских мыслителей прошедших эпох. Особое место в истории русской культуры и философии занимает рубеж XIX-XX веков - период, получивший наименование русского религиозно-философского ренессанса. В эту эпоху наиболее полно реализовались основные черты русской философии, проявилась ее специфика. Идеи отечественных мыслителей, русская философская традиция в ее основных направлениях заняли достойное место в мировом философском процессе. В качестве особой заслуги русских мыслителей можно отметить неоднократно диагностированное ими состояние культурного кризиса. Вместе с этим отечественные

1 * мыслители указывали возможные пути преодоления кризиса современной культуры. Выход виделся им в сохранении национальных основ культурного творчества, в возвращении к традиционным ценностям, уходящим корнями в- народную религиозность. Ценностно-духовный и философский потенциал русского религиозно-философского ренессанса до конца еще не исчерпан. Более того, он может быть вновь востребован в условиях обострения культурных и цивилизационных противоречий современной эпохи. Созвучие проявлений культурного кризиса нашего времени и рубежа XIX -XX веков делает актуальным возвращение к творческому наследию русских философов.

Размышления отечественных философов о судьбах России и мировой культуры были продолжены в эмиграции. Представители русской эмиграции не только сохраняли, но и развивали многие идеи, высказанные в России в начале XX века. Среди продолжателей философского дела, оказавшихся на чужбине, был и Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977).

Актуальность идей Н.С. Арсеньева состоит в том, что он не только увидел наиболее существенные признаки проявления духовного кризиса XX века: безверие, культурный разрыв с прошлым, девальвация традиционных духовно-нравственных ценностей, стирание критериев добра и зла, но и доказал, что пути выхода из кризиса находятся в культурологической плоскости - в обращении к ценностным основаниям жизни человека в обществе.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной и зарубежной научной литературе до сих пор нет комплексного исследования философского наследия Арсеньева. Посвященные ему работы носят характер вступительных или словарных статей, послесловий, комментариев, публикаций, воспроизводящих интеллектуальную биографию или касающихся отдельных сторон творчества Арсеньева.

В период пребывания Арсеньева за рубежом по мере выхода его книг появлялись небольшие отзывы и статьи в эмигрантских газетах и журналах (Н.А. Бердяев, Н.С. Полторацкий, П.Б. Струве, C.JI. Франк). После ухода Арсеньева из жизни ему был посвящен отдельный выпуск журнала «Записки русской академической группы в США» (1979, № 12), включающий статьи С. Оболенского,

B.В Зеньковского, Р.Н. Плетнева, Г.А. Штаммлера. Здесь же приведена наиболее полная библиография работ Николая Сергеевича. Что касается изучения творчества Арсеньева в нашей стране, то оно началось совсем недавно. В конце ХХ-начале XXI вв. появились короткие публикации, посвященные биографии и мировоззрению Н.С. Арсеньева (А.А. Абрамов, В.М Боровой, о. А. Мень, Л.Г. Филонова, В.Е. Хализев,

C.С. Хоружий). Восточно-патристическая тема в работах Н.С. Арсеньева была освещена в диссертации И.А. Дорошина1. Конференция «Н.С. Арсеньев и русская культура» прошла в Российском государственном университете имени И. Канта в Калининграде в 2004 г. В сборник ее материалов вошли работы А.П. Лыскова, Н.В. Меднис, В.И. Савинцева, И.А. Спесивцева, Л.В. Довыденко.1 Арсеньеву был посвящен также ряд докладов на международной конференции «Русское зарубежье. Балтийские перспективы» (Калининград, 2005).

Целью исследования является системный анализ религиозно-философской концепции русской культуры Н.С. Арсеньева.

1 Дорошин И.А. Восточно-патристические традиции в религиозной философии Н.С. Арсеньева. Автореферат диссертации. - Саратов, 2004

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить своеобразие культурологической концепции Арсеньева с учетом влияния индивидуальных факторов жизни и исторических реалий того времени;

- дать сопоставительный анализ современного понимания роли и значения творческой традиции в культурной жизни общества и взглядов Арсеньева;

- уточнить нравственную концепцию Арсеньева в определении им категорий соборности, эсхатологизма, софийности;

- проанализировать религиозно-философские основания литературной критики Н.С. Арсеньева;

- уяснить оценку Арсеньевым творческого синтеза западной и восточной культуры.

Объектом исследования является идейное наследие Н.С. Арсеньева, его философия культуры.

Предметом исследования выступают работы Арсеньева, посвященные изучению особенностей и характерных черт русской философии, предложенная им религиозно-философская концепция русской культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В основе диссертационного исследования лежат методы герменевтического прочтения текстов Арсеньева; сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить взгляды Арсеньева с идеями его предшественников и современников; метод историко-философской реконструкции, дающий возможность воссоздать философию культуры Арсеньева в качестве законченной и оригинальной концепции; биографический метод; метод воспроизведения историко-культурного контекста, позволяющий объективно оценить и более рельефно представить теорию Арсеньева. В диссертации всесторонне учитывается философско-культурологические концепции М.С. Кагана, A.J1. Казина, Э.С. Маркаряна, Л.П. Воронкова, Ю.М. Резника, И.Г. Яковенко и др., а также исследователей русской эмиграции (М. Раев, А.И. Доронченков, А.Ф. Жуков, Н.П. Полторацкий, В.В. Зеньковский, С.С. Хоружий и др.).

1 Н.С. Арсеньев и русская культура: Сб. науч. тр. / науч. ред. С.В. Корнилов. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - 129 с.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:

- впервые проведено комплексное исследование религиозно-философской концепции культуры Арсеньева;

- введены в научный оборот как русскоязычные работы Арсеньева, отсутствующие в российских библиотеках («О Жизни Преизбыточествующей», «Единый поток жизни», «Жажда подлинного бытия»); так и его сочинения, изданные на немецком языке («Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwert in ihren geistigen Zusammenhangen», «Das heilige Moskau»), переводы которых также сделаны впервые;

- в диссертации проведен анализ идейных и социокультурных истоков (западно-европейская философия, славянофильство, Ф.М. Достоевский, С.Н. Булгаков) и этапов формирования мировоззрения Арсеньева;

- выявлены центральные понятия культурологической концепции Арсеньева: вера, христоцентричность, Любовь, Преображение;

- в философском наследии Арсеньева вычленяются три раздела: 1) общественно-политические и религиозно-мистические проблемы; 2) учение о динамике культуры, живой «ткани» культуры, соборности, эсхатологизме и софийности, как определяющих чертах русского самосознания; 3) философское литературоведение.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- Концепция русской культуры Арсеньева представляет собой целостное, системное исследование основополагающих проблем православной культуры России, способствующее определению путей выхода из духовного кризиса. Она строится на анализе своеобразия религиозного опыта как православия, так и других конфессий, нравственно-этических основ общества и человека, проблем художественной культуры.

- Ключевыми в религиозно-нравственной концепции Арсеньева являются понятия: «вера», «христианская культура», «духовность», «полнота жизни», «Жизнь Преизбыточествующая», «творческая динамическая традиция», «ткань жизни», — составляющие ее основу и дополняющие друг друга, характеризующие нравственную направленность учения.

- Арсеньев дает религиозно-нравственное истолкование культуры, отождествляющейся с православной христианской традицией, которая формирует социальное и духовное своеобразие России.

- Социокультурные и этические идеи Арсеньева опираются как на философское наследие Запада, так и на достижения русской философии и культуры;

- Эстетическая концепция Арсеньева носит духовно-религиозный характер и подчинена задаче исследования национального культурно-исторического опыта.

- Арсеньев диагностировал кризис современной культуры, проявляющийся в утрате духовного начала в жизни людей, в войнах и революциях, прерывающих культурную традицию, в отчуждении людей, особенно молодежи, от ценностей высокой культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержащийся в диссертации анализ религиозно-философской концепции русской культуры Арсеньева позволяет целостно представить проблемы современной культуры России, ее динамику и кризисные явления. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах, разработке учебных пособий по философии, истории и теории культуры, могут служить основой для концептуально целостных курсов истории философии, культурологии, философии культуры, эстетики в вузах и других учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты диссертации нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях: Конференция молодых ученых. (Калининградский государственный университет. 7-9 апреля 2004 г.), Международная научная конференция «Война и мир в русской словесности, истории и культуре: региональный и общероссийский аспекты» (12-14 мая 2005 г., Калининград); Научная конференция «Русское зарубежье: Балтийский регион» (9-10 декабря 2005, Калининград — Светлогорск), Международная научная конференция «П.А. Флоренский и русская культура. К 125-летию со дня рождения мыслителя» (8-12 октября. 2007, Калининград).

Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Довыденко JI.B. «Мистический реализм» в наследии Н.С. Арсеньева // Вопросы культурологи. 2007. № 3. С. 20-24 — 0, 5 п. л.

Статьи:

2. Довыденко Л.В. «Понять себя». Ф.М. Достоевский в оценке Н. Арсеньева. // Н.С. Арсеньев и русская культура: Сб. науч. тр. / Науч. ред. С.В. Корнилов. -Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. С. 65-72. — 0,3 п. л. — ISBN 5-88874649-5;

3. Довыденко Л.В. Категория мира в философии культуры Н.С. Арсеньева // Война и мир в русской словесности, истории и культуре: Материалы Междунар. науч. конф. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. С. 237-244. — 0,3 п. л. - ISBN 5-88874-691-6;

4. Довыденко Л.В. Василий Розанов в оценке Н.С. Арсеньева // Материалы научной студенческой конференции. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. С. 22-29. — 0,3 п. л.

5. Довыденко Л.В. Варшавский период в жизни Н.С. Арсеньева // Polska Akademia nauk. Komitet slowianoznawstwa, Slavia orientalis, Rocznik LVI, Nr 2, Krakow, 2007. C. 193-202. — 0, 5 п. л. Nr indeksu 376094. ISSN 0037-6744.

6. Довыденко Л.В. «Любовь Христова объемлет нас».// Московский журнал, 2007. №8. с. 5-10. 0,3 п. л.

7. Довыденко Л.В. Русский дом в Кенигсберге // Балтика. 2007. № 1. С. 24-28. - 0,5 п. л.

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Довыденко, Лидия Владимировна

Заключение

Философия культуры Н.С. Арсеньева представляет собой системное изложение основных направлений и составляющих элементов русской религиозной философии и культуры. Философская рефлексия культуры Н.С. Арсеньева направлена на осознание культуры как целостности, специфической сферы человеческой деятельности. На этом основании рассматриваются ее отдельные проявления. Особенность философского подхода Н.С. Арсеньева к исследованию проблем культуры заключается в обосновании ее главной основополагающей идеи. Она рассматривается философом посредством исследования внутренней сущности культуры на основе сравнительного анализа свойств и особенностей других культур, строится на обосновании духовности человека, смысла его бытия, напрямую связана с ценностным восприятием и пониманием абсолютной Истины.

Н.С. Арсеньев обосновывает понятие культура как явление духовно-нравственное, строящееся на единстве традиции и новаций, что является концептуальной основой универсального характера культуры. Он определяет русскую культуру как религиозную по истоку и национальную по смыслу, выявляя сущность философии культуры в тесной связи с духовной культурой народа. Христианская любовь, преображение, соборность, эсхатологизм, софийность выступают теоретическими основаниями философии культуры Арсеньева. Будучи наследником славянофилов и Ф.М. Достоевского, тонким знатоком западноевропейской культуры, он разработал теорию культурной «динамической традиции» и творческого синтеза православной и западно-европейской культуры. Культурология и эстетика Н.С. Арсеньева нашли выражение в работах о русском народе и интеллигенции, об отечественной философии и литературе.

Рассматривая внутренний мир личности и способ ее жизнедеятельности, Н.С. Арсеньев подчеркивает, что существуют вечные основы духовного бытия, которые должны быть постигнуты людьми и осуществимы в реальной жизни, называет и конкретизирует их. Вера, любовь, свобода, родина, нация в понимании Арсеньева служат источниками духовной жизни, на основе которых постигаются нравственные ценности христианского миросозерцания «внутри Церкви», где «есть жизнь», а жизнь - это «во-площение и пре-ображение».

Необходимо отметить, что концепция русской культуры Н.С. Арсеньева является идеальной моделью, в которой Россия выступает в роли надысторического, вневременного образа, воплотившего положительные ценности Православия. В контексте этой модели философ, опираясь на традиции русской религиозной мысли, обосновывает свое понимание сущности человеческого бытия, смысла человеческой жизни, где высшими доминантами выступают духовные ценности.

Особое место в культурологической концепции Н.С. Арсеньева занимает проблема культурной, динамической, творчески развивающейся традиции. Творчество - это осмысление, достраивание и упрочивание прошлого опыта. В творческой и динамически развивающейся традиции идет обогащение и преображение живой «ткани» жизни. В основе духовной культуры лежит личная религиозность человека, творящего культуру. Творческая деятельность - это преображение уже наличествующего. Творчество берет свои истоки во встрече с теми «глубинами», которые человек чувствует, знает, что «есть подлинное существование», есть то, «что не проходит». Идея православного христианства состоит в том, чтобы признать мир, в центре которого Христос. Культура теряет смысл без тех оснований, которые дает христианство. Культура - это «динамически наступательный, творческий процесс», связанный с основами духовной жизни как одного человека, так и народа, и человечества. И определяющий смысл культурного творчества, по Арсеньеву, в любви. Искусство и культура, православные в своей основе, занимают в философском видении Арсеньева центральное положение: христоцептричность призвана преобразить жизнь, продолжая художественное дело, начатое Богом. Спасение мира возлагается на красоту потому, что она есть сила, пробуждающая душу, чувственно воспринимаемая форма добра и истины. Человеческую сущность Арсеньев рассматривает как соборную, развернутую в истории. Личность получает удовлетворение в исканиях и жажде красоты, в стремлении к Истине, в отдании себя во имя любви к Высшему. Основные черты преемственности исторической культурной жизни - это устремленность вперед в создании новых ценностей, в солидарности с предыдущими поколениями. Создание культурных ценностей — это служение Божественной реальности. Культура предстает как «некое целое», а связующая нить между прошлым и будущим культуры - любовь, без нее нет культуры. «Неисследованные глубины», что по «ту сторону нашего я», -источник питания человеческой души. Причастность личности к бытовому укладу и традициям своего народа - это высочайшая ценность человеческого бытия. В системе ценностей мировой культуры конкретно-индивидуальное связано с всечеловеческим. То, что глубоко национально, то является всечеловеческим. Конкретно-индивидуальное и всечеловеческое неразрывны, потому что духовное содержание ищет совершенную форму, а душа устремлена к Божественному совершенству.

Философия Н.С. Арсеньева - исследование «творческого синтеза» русской и западной культуры, эстетической составляющей духовной жизни - ставит перед человечеством грандиозную задачу: Преображение мира и жизни, удовлетворения жажды подлинного бытия, воплощения Логоса Божьего через творчество и приобщение к культуре, подчеркивая, что понимание культуры - такое же творческое усилие, как и создание произведения искусства.

Своеобразие русской культуры, по Арсеньеву, в ее православной' основе. Духовная традиция пропитывает и вдохновляет саму ткань жизни, дает ей энергию. Арсеньев обращается к русской литературе, как части православной русской культуры, и берется за мировоззренческую оценку писателей, выделяя среди них Достоевского и славянофилов. Своими учителями Н.С. Арсеньев считал Хомякова и Достоевского, от них берет начало его мысль о единстве веры и чувственного постижения мира. Как и Хомяков, Н. С. Арсеньев стремился к духовному просвещению. Духовное просвещение для него и есть живое знание, живое общение с Истиной. Верующее мышление предполагает такой путь богопознания и динамику духовного роста, за которой возможна встреча человека во- всей его цельности и целостности с Богом.

Отличительная особенность и ценность литературной критики Н.С. Арсеньева связана с разработкой им тех моментов, которые не были достаточно изучены, а также с подходом к русской литературе как части духовной культуры.

Специфика эстетической критики Арсеньева в философском осмыслении христианской культуры и христианского мира. Он был убежден, что и индивид, и общество, и народ, и человечество живут, могут жить только из глубин духовной жизни - «из питающей силы Божией, из освящения жизни и общества, и отдельного лица этой силой Божией». Мыслитель убежден, что «ясность мысли, убедительность вдохновения, трезвенно-мужественная закваска миросозерцания - ценнейший из плодов, которые русская эмиграция принесла в дар русскому народу».1

Арсеньевская философия культуры оказывается чрезвычайно плодотворной для осмысления развития мирового искусства в XX веке и его дальнейших перспектив, и в эпоху всеобщего упадка духовности, указывает направления и пути реального выхода из кризиса. Вопросы, затронутые им в критической прозе, требуют серьезного и вдумчивого разбора.

1 «Памяти Франка», под ред. В. Зеньковского при участии Н.С. Арсеньева. - Мюнхен, 1954, с. 396

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Довыденко, Лидия Владимировна, 2008 год

1. Абрамов А. Н.С. Арсеньев //Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Энциклопедический Большой словарь, М., 1997, с. 45

2. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. Москва: Академический проект, (издание 3), 1999

3. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. Философское расследование. М.:Алгоритм, 2000. - 320 с.

4. Арсеньев Н.С. О жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966. - 285с.

5. Арсеньев Н.С. В исканиях абсолютного Бога (Из истории религиозной мысли античного мира). Москва: Русская печатня, 1910.

6. Арсеньев Н. Встречи христианского Востока и христианского Запада в русской духовной жизни последних двух веков // Возрождение, октябрь, 1969, с. 89103.

7. Арсеньев Н.С. Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт на Майне, 1974.

8. Арсеньев Н.С. Духовная традиция русской семейной культуры // Московский журнал, 1993, №12.

9. Арсеньев Н.С. Единый поток жизни. К проблеме единства христиан. -Брюссель, 1973.

10. Арсеньев Н.С. Жажда подлинного бытия. Берлин: Издательство С. Ефрон, 1922

11. Арсеньев Н.С. Из жизни духа. Варшава, 1935,

12. Арсеньев Н. С. Из русской культурной и творческой традиции. -Франкфурт-на-Майне, издательство: Посев, 1959.

13. Арсеньев Н.С. Мудрование в богословии? По поводу «софианской» полемики //Вестник, 1936, кн. 1

14. Н.С. Арсеньев. О духовной традиции и «разрывах» в истории культуры. // Грани, 1953, №20, с 145.

15. Арсеньев Н.С. О некоторых основных темах русской религиозной жизни 19 века. // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975.

16. Арсеньев Н.С. О духе времени и понимании его // Путь, № 6, январь,1927, с. 81

17. Арсеньев Н.С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993. С. 46.

18. Арсеньев Н.С. О преображении мира и жизни. Нью-Йорк: Изд. Рус. Прав. Богослов. Фонда, 1959, с. 255

19. Арсеньев Н.С. Пессимизм и мистика в Древней Греции // Путь, 1926, №5.-с. 74

20. Арсеньев Н.С. Пессимизм Джакомо Леопарди (1798-1837). С-П.: Сенатская типография, 1914.

21. Арсеньев Н.С. Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения // Журнале Министерства народного просвещения, 1912, №1-2.

22. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологи середины XIX начала XX веков). - М.: ОГИ, 2000. - 334 с.

23. Балуев И. Профессор Н.С. Арсеньев. // Записки русской академической группы, т. 12, с. 271

24. Балуев И.И. Профессор Н.С.Арсеньев. // Новый журнал, 1978, кн. 131,с. 267-271

25. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии-1991, №8, с. 102-116

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. -М.: Искусство, 1979. 424 с.

27. Велик Н.А. Антропологические теории культур. М.: Рос. Гос. Гум. Ун-т, 1998.-241 с.

28. Бердяев Н.А. От редакции // София: проблемы духовной культуры и религиозной философии/ под ред. Бердяева при ближайшем участии Л.П. Карсавина и С.Л. Франка.-Вып. 1 Берлин: Обелиск, 1923.

29. Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - № 2. - С. 87154, с. 121

30. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. Москва: КАНОН, ОИ „Реабилитация", 1998.

31. Бердяев Н.А. А.С. Хомяков. М., 1912

32. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

33. Березовая Л.Г., Бермякова II. П. История русской культуры. М: Гумм. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002, часть 2, с. 122

34. Библер B.C. Культура. Диалог культуры: опыт определения //Вопросы философии, 1989, № 6, с. 31

35. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М:: Полтиздат, 1991.-413 е., с.261;

36. Биншток А. Н.С. Арсеньев // Вестник, 1978, №126

37. Биншток А. О жизни Преизбыточествующей // Вестник СХД, № 126, III, 1978, С. 305-306

38. Биншток А. Н.С. Арсеньев: Некролог // Вестник русского христианского движения (М). №126 - 1978 - вып. III. - с. 305-306.

39. Боровой В. Об актуальности богословия о. Николая Афанасьева // Богословие и философия, 1993, № 16-18.

40. Булгаков С. От марксизма к идеализму: сборник статей( 1896-1903). -С.Петербург, 1903.

41. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Отв. Ред. Е.К. Быстрицкий. АН Украины. Ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1991. - 176 е., с.4-7;

42. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998. - 565 с.

43. Воронкова Л.П. Культура как предмет философского системного анализа // Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информ. Сб. - М.: Изд. РГБ. - вып. 1. - 2000. - с. 3-7;

44. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Б.П.Вышеславцев, "Этика преображенного Эроса", М., "Республика", 1994 г., С. 154

45. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер// Вопросы философии. 1994.-№6.-С. 111-122, с. 120-121.

46. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1999, №4. - с. 63-78

47. Вышеславцев Б.П. Памяти философа-друга // Сборник памяти Семена Людвиговича Франка. Мюнхен, 1954, С. 40

48. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века — М.: Прогресс-Традиция. 2001. 472 с.

49. Гаврилина Л.М. Русская культура. Проблемы, феномены. Историческая типология. Калининград, 1999. — 108 с.

50. Гачев Г. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. -1994. -№ 12.-С.59-78, с. 115-116

51. Р. Генон. Кризис современного мира. М., 1994.

52. Гиппиус З.Н. Живые лица. М., 1991

53. Голенков С.И. Схематизм мышления как проблема философии культуры // Философия культуры, межвузовский сборник статей Самарский университет, 1995.

54. Голлербах Евгений. «К незримому граду». Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности. серия исследований по истории русской мысли. - С-П: Изд. «Алатейя», 2000. 524 с.

55. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI-XIX вв./ Сост. А.Ф. Солаценко, Ю.С. Прокошина. М.: Московский рабочий, 1991. -351 с.

56. Горбов (Яков Николаевич). Н. Арсеньев. «Безбрежное сияние»// Возрождение, 1962, № 121

57. Граббе Ю.П. Корни церковной смуты: Парижское братство Св. Софии и розенкрейцеры,- Белград, 1927.

58. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1977.-287 с.

59. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999. - 289 с.

60. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1979. - 264 с.

61. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1998. - 573 с.

62. Делакоров К.Х. Синергетика, философия, культура. М., 2001

63. Дорошин И.А. Восточно-патристические традиции в религиозной философии Н.С. Арсеньева. Автореферат диссертации. Саратов, 2004

64. Дунаев М.М. Правослвие и русская литература в 5 частях. М., 1995

65. Евлампиев И.И. Метафизические и религиозно-эстетические искания И.А. Ильина // История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. - с. 467-496.

66. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. 288 с. *

67. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). -Изд. 3-е, дополненное и переработанное. СПб,: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001.-398 с.

68. Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности / Смысл жизни в русской философии. Конец XIX- начало XX века. СПб., 1995. с. 5-16

69. Зеньковский А.С. Памяти Николая Сергеевича Арсеньева // Записки русской академической группы, т. 12, с. 7-16.

70. Зеньковский В.В. Предисловие // Православие и культура: сб. рел.-фил.статей/ под ред. В.В. Зеньковского.- Берлин:Рус. Книга, 1923,

71. Зеньковский В. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. - С. 115-148.

72. Зноско-Боровский Митрофан, протоирей, ныне епископ. Памяти Н. Арсеньева//Новое русское слово, 1 января 1978

73. И.Б. «Дары и встречи жизненного пути» Н.С. Арсеньева // Грани, 1975, № 96

74. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

75. Каган М.С. , Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988, № 4. - с. 25-34, с. 4-17.;

76. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998.-с. 10

77. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции / Под ред. В.П. Сальникова. С.Пб.: Алатейя, Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.- 432 с.

78. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.-704 с.

79. Карсавин Лев. НИКОЛАЙ АРСЕНЬЕВ. Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика // Новая русская книга. Ежемесячный критико-библиографический журнал под ред. проф. А. С. Ященко. 1922. № И / 12, ноябрь -декабрь. С. 18.

80. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. М., 1992. -с. 313-323.

81. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. - 351с.

82. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. - 286 с.

83. Киреевский И.В. Ответ А.С. Хомякову. // Русская идея. М., 1992. - с.64.72.

84. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспектпресс, 1996. - 347 с.

85. В. Кнох. Бог в поисках человека М: Христианская Россия. 2006. с. 253-271

86. Коялович М.О. История русского самосознания. Минск, 1998.

87. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.486 с.

88. Кондаков И.В. Культура России. Ч. 1. Русская культура: краткий очерк истории и теории. М., 2000. - 356 с.

89. Колеров М.А. Лига русской культуры в Москве //De visu.(M). 1993, №9(10).

90. Колеров М.А. Новые материалы к истории братства Святой Софии. // Вопросы философии, 1996. №4, с. 127-133.

91. Комарович В.Л. Китежская легенда. Ленинград-Москва, 1936

92. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки, 1991, № 6

93. Конева А.В. Антропологическая парадигма1 в русской религиозной философии // сб. «Философия культуры». Самарский государственный университет, 1995.

94. Корнилов С. В. Философия самосознания и творчества. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. - 220 с.

95. Крюков В.М. Вокруг России: синтаксис Василия Розанова // Вопросы философии. 1994. -№11,- С.63-80

96. Культура: теории и проблемы. (Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов). М.: Наука, 1995. - 279 с.

97. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье) / Под общ. Ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-608 с.

98. Лилиенфельд фон Ф. Восстановление? Нет, возвращение // Литературная газета. 1988, 13 апреля, с.13

99. Лосев А.Ф. Русская философия. М., 1991, с. 225.

100. Лосев А.Ф. Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева// Владимир Соловьев: pro et contra. Спб.: РХГИ. 2002. С. 825.

101. Ю2.Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политическая литература, 1991. - С. 238-353

102. ЮЗ.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XV11I начала XIX веков). - 2-ое изд., доп. - СПб: Искусство - СПб, 1999.-415 с.

103. Лукацкий М.А. Философия культуры Л.Н. Толстого. Учебное пособие,- Тверь, 1996, с. 15.

104. Лютер А. Достоевский в Германии. Литер, альманах «Грани», т. 2. Берлин, 1923, с. 127-160

105. Лютер Артур. История русской литературы, Лейпциг, Библиографический институт, 1924;

106. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983, с. 417;

107. Маслин М.А. «Велико незнанье России.» // Русская идея. М., 1992.с. 3-17

108. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - с. 324-332.

109. Мережковский Д. Толстой и Достоевский. Т. 1-2, СПБ: М.В. Пирожков, 1903

110. Мейендорф Н. Н.С. Арсеньев. Преображение мира и жизни // Вестник РХД, 1959, №53, с. 50-51

111. Мирской Д.С. Современная русская литература, 1881-1925. Лондон,1926.

112. Митрохин Л.М. Религия и культура (философские очерки). М., 2000.-373 с.

113. Морфология культуры. Структура и динамика. Учебное пособие для вузов. / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабков, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. - 415 с.

114. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX вв.): Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1994. -143 с.

115. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. М., 1994.- 360 с.

116. Непомнящий B.C. Пушкин: Избр. работы 1960-х 1990-х гг. Кн. 2. Пушкин. Русская картина мира / В. С. Непомнящий. - 2001. - 492 с.

117. Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: Миф, время, загадка. М., 1994.

118. Никоненко B.C. Художественная литература в философском творчестве B.C. Соловьёва. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия

119. Symposium", выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 358-365

120. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Избранные произведения. Книга 1. -М.: Итало-советское издательство «Сирин», 1990. 447 с.

121. Оболенский A. In Memoriam. // Записки русской академической группы, т. 12, с. 27

122. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер с исп. / Сост., предисл., общ. Ред. A.M. Руткевича. 2-е изд. -М.: Издательство «Весь мир», 2000.-704 с.

123. Осипов (Н). Из русской культурной и творческой традиции. Н.С. Арсеньев // Грани, 1949, №5124. «Памяти Франка», сб. под ред. В. Зеньковского при участии Н.С. Арсеньева. Мюнхен, 1954.

124. Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб: Азбука, 2000.464 с.

125. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? // Вопросы философии. 1996, № 6 - с. 76-84.

126. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. - 376 с.

127. Первушина В.Н. Русская культура и русская философия / Тексты лекций по русской философии: учебное пособие/ В.Н. Первушина. Воронеж, 1996. -68 с.

128. Письма В. Розанова к Э. Голленбаху. Берлин: издательство Е.А. Гутнова, 1922.

129. Платонов О. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1991. - 232 е., с.24.26

130. Плахов В. Д. Культура и антропологический тип.// http://ideashistory.org.ru/pdfs/34pla.pdf:

131. Плетнев Р. Н.С. Арсеньев // Записки русской академической группы, т.12

132. Плетнев (Ростислав Владимирович). Н.Арсеньев. Дары и встречи жизненного пути. // Новый журнал, 1974, № 117

133. Плетнев Р.В. Н.Арееньев. Преображение мира и жизни// Новый журнал, 1959, №57

134. Полторацкий Н.П. Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975

135. Полторацкий Николай. Русская религиозная философия. http://www.rustrana.ru./ print.php?nid=2768

136. Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939:пер. с англ. / Предисловие О.Казниной. М.: Прогресс-академия, 1994.296 с.

137. Режабек Е.Я. Кризис образования как катализатор кризиса культуры // Исторические основания взаимодействия культур / Отв. Редактор Е.Я. Режабек. -Ростов-на-Дону, 1999. Выпуск 3: Проблемы противостояния культуры общественным деформациям. - с. 20-47

138. Резник М.Ю. Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество.-2001, т. III.-вып. 7, с. 176-195, вып 2 (8). с. 198-217.

139. Розанов В.В. О себе и жизни своей. Москва: Московский рабочий,1990

140. Розанов В.В. Избранное. Мюнхен: издательство А. Нейманиса, 1970.

141. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы'типологии. -М.: Наука, 1991.-е. 192.

142. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.- С. 476-477

143. Русские философы: проблема христианства и культуры и истории духовной критики XX века / Российская государственная библиотека; Сост. Л.Г. Филонова. М: Пашков дом, 2002. -218 е., 4 л. ил., с. 43

144. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический словарь. / Ответственный редактор Н.И. Канищева. М.: РОССПЭН, 1997.-748 с.

145. Рыбачук В. Б. Философия культуры Г.П. Федотова. Тверь, 1996.

146. Савкин И.А. , Козловский В.В. Евразийское будущее России. Ступени (СПб). 1991 - №2 (5). - с. 80-116;

147. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб: Петрополис, 1994. 218 е., с. 104

148. Свящ. Олег Климков. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб.: Алатейя, 2001. - 285 с.

149. Сковорода Г.С. Сочинения. / Пер. с укр. Л.Н. Гордиенко. Мн.: Современный литератор, 1999. 704 с.

150. С.О. Н.С. Арсеньев. Духовные судьбы русского народа // Возрождение, 1966, №173

151. Соболев Альберт В. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство // Литературная учеба (М).- 1991. ноябрь-декабрь. - кн. 6. - с. 124

152. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994.-272 с.

153. Соловьев B.C. Три силы// Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М, 1989. с. 552.

154. Соловьёв B.C. Соч.: В 2 т., Т. 2. М., 1988.

155. Соловьев B.C. Современная жрица Изиды. М., 1994 у,

156. Соловьев С.М. Русская культура. М., 2004

157. Соловьёв B.C. Философия искусства и литературная критика. М.,1991.

158. Сопронов П.А. Русская культура IX -XX вв., С.-П., 2005.

159. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. Ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

160. Станюкович Николай Владимирович. Николай Арсеньев. О жизни преизбыточествующей//Возрождение, 1967, 191

161. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Издание 2-ое испр. И доп. М.: Академический проект, 2001. - 990 е., с. 43-85

162. Степин B.C. Универсалии культуры и типы цивилизационного строительства //Гуманитарный ежегодник. / Отв. Ред. Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону: издательство РГУ, 2002. - с. 204-212

163. Струве Г. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1956, YMCA-Press. Русский путь, Парнж-Москва, 1996, изд. 3

164. Струве П.Б. Политика, культура, религия, социализм. Москва: Издательство „Республика", 1997

165. Струве Н. Православие и культура. М., 1982

166. Тексты лекций по русской философии (JI. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Федоров): Учебное пособие/ В.Н. Первушина; Воронеж, гос. Арх.-строит. Акад. -Воронеж, 1996. 66 с.

167. Трубецкой Н.С. Письмо к П.Н. Савицкому от 4 августа 1930 г. ГАРФ (гос. архив РФ) - Ф. 5783 (П.Н. Савицкий) - Оп.1.- ед. хр. 390.- л. 34 об.

168. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - С. 222-248,

169. Ульянкина Т.И. Роль Толстовского фонда (США) в спасении русских ученых эмигрантов от репатриации в послевоенной Европе (1944-1952 гг.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2002 г. М.: Диполь-Т. 2002.

170. Урханова Р.А. К критике западной культуры в творчестве евразийцев // Философия в России XIX -начала XX в: Преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991. - с. 133-135 f.-:

171. Фабрициус (Лев Евгеньевич). Н.С. Арсеньев //Современник, 1978,37/38

172. Фатющенко В. И., Цимбаев Н. И. Владимир Соловьев"- критик и публицист. // В.Соловьев. Литературная критика. М.: Современник, 1990.

173. Федотов Г.П. Трагедия древнерусской святости // Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры). В 2-х т. Т. 1. СПб.: София, 1994. - С. 302-319

174. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994.-152 с.

175. Федотов Г.П. Святые Древней Руси// Наше наследие. 1988. - № 4. -С.45.49,

176. Ферзен (Н) Н.С. Арсеньев. Дары и встречи жизненного пути // Современник, 1977, 33/34

177. Филонова Л.Г. Николай Сергеевич Арсеньев // Русские философы (конец XIX XX века): Антология. Вып. 1/Сост.: А.Л. Доброхотов,С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. -М.: Изд-во „Кн. Палата", 1993. - 368 с.

178. Философия и культура в русской мысли XIX-начала XX вв.: интегральный анализ: научное издание. М.: Московский философский фонд, 2003 -260 с.

179. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: «Фолио», 2001. - 672 с.

180. ФранкС. Л. Свет во тьме. М., 1998, С. 64

181. Франк С. Непрочитанное, М., 2001, с. 489

182. Хализев В.Е. Н.С. Арсеньев как культуролог и литературовед /У Общественные науки за рубежом, 1992, № 5-6

183. Хомяков Алексей. Избранные сочинения. 1955 г., Издательство имени Чехова, Нью-Йорк, 415 стр., мягк. обл. Chekhov Publishing House, New York, NY.

184. Хомяков A.C. Церковь одна. M.: Изд-е Братства св. равноап. кн. Владимира, 1991. - с. 25.

185. Хомяков А.С. О старом и новом. СПб.: Алатейя, 2000.- 476 с.

186. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 2 Прага, 1867, с. 101

187. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня// Вопросы философии, 1999, № 9.

188. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция. М.: ОГИ, 2005. - 272 е.;

189. Шубарт В. Европа и душа Востока// Общественные науки и современность. — 1992. № 6. — С. 83-93.

190. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 640 с.

191. Эйкалович Е.А. Дело прот. Сергия Булгакова: Историческая канва спора о Софии.- Сан-Франциско: Глобус, 1980

192. Эрн В.Ф. Г.С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912

193. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интерпрас. 1994. - 400 с.

194. Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.-448 с.

195. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. - 380 е., с. 69

196. Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век. С-П., 2000

197. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527с.

198. Arsenjev N. Les voies vers l'Eglise unifiee : Appel d'um orthodoxe russe // Irenikon, t. XII, No. 6, 1935.- p.577-580.

199. N. Arsenjev. «Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwert in ihren geistigen Zusammenhangen». Mainz, 1929.

200. Arseniev N. Das heilige Moskau. Paderborn, 1939, 258 pp.

201. Arseniev N. «La piete russe», Neuchatel, 1963.

202. Arseniev N. Die geistige Schiecksale des russischen Volkes. Graz, 1966

203. Bird Thomas E. Selected Bibliography of the Writings of Nicholas S. Arseniev (1888-1977) // Записки русской академической группы, № 12 , 1979, p. 47

204. Heinrich A. Stammler. Nicholas Arseniev. // Записки русской академической группы, № 12 , 1979

205. С.Л.В. Nikolaus von Arseniev. Die geistige Schicksale des russischeen Volkes // Современник, 1967, №14-15

206. Newman John H. A Grammar of Assent. Notre Dame, 1992

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.