Генезис и развитие эстонской художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Махтина, Вероника Михайловна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 247
Оглавление диссертации кандидат культурологии Махтина, Вероника Михайловна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Методологические аспекты изучения эстонской художественной культуры.
§1. Этнос, культурная традиция и культурогенез.
§2. Культурная традиция и национальная культура.
Глава П.Особенности генезиса художественной культуры на территории
Эстонии.
§1. Формирование историко-культурной зоны северо-востока
Прибалтики.
§2. Культура эстов в условиях иноземного культурного доминирования.
Глава Ш. Характер развития эстонской художественной культуры в XIX-XX вв.
§1. Становление национальной художественной культуры в Эстонии.
§2. Актуализация традиции в художественной культуре Эстонии советский и постсоветский периоды).
§3. Художественная культура эстонской эмиграции.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социально-педагогические и методические аспекты изучения эстонской литературы в школах Эстонии с русским языком обучения2001 год, кандидат педагогических наук Каллас, Роман Григорьевич
Социально-политическая, экономическая и культурная адаптация прибалтийских поселенцев в Сибири: 1920-1940 гг.2012 год, доктор исторических наук Лоткин, Илья Викторович
Общество эстонской литературы и его место в развитии эстонской книги и культуры1984 год, кандидат филологических наук Кальвик, Мари Альфредовна
Крестьянский вопрос в Прибалтийском крае на страницах российской прессы и публицистики в 40-е - 70-е годы XIX века2008 год, кандидат исторических наук Михайлова, Юлия Леонидовна
Русские в современной Эстонии: 1991-2000 гг.: проблемы адаптации2003 год, кандидат исторических наук Сухов, Иван Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и развитие эстонской художественной культуры»
Актуальность исследования обусловлена обострением проблем этнической и культурной идентификации на личностном и общегосударственном уровнях в современной ситуации, вызванной распадом советского социокультурного пространства. Одним из важнейших направлений новой культурной политики является урегулирование российско-прибалтийских отношений и выработка принципов толерантности. В связи с этим необходимым видится изучение хода и специфики культурно-исторического развития эстонского народа, ближайшего соседа россиян, общего поля их культурного взаимодействия.
В настоящее время очевидно стремление к научному осмыслению генезиса и развития художественной культуры того или иного народа, используя накопленный материал различных отраслей наук. В интегративных исследованиях намечается выработка методологических принципов, учитывающих сложность и многоплановость этно- и культурогенетических процессов. Значительное развитие получают дисциплины, занимающиеся региональными характеристиками культурно-исторического бытия. Культурологическое исследование позволяет выявить художественные формы этнического и национального сознания, их современное сосуществование и взаимовлияние, что является важным для дальнейшего культуротворчества.
Каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления имеющегося социокультурного опыта, при котором необходим кропотливый анализ и крупные обобщения, позволяющие выработать ценностные установки. Перед Эстонией, вновь обретшей государственную независимость в 1991 году, встала проблема обоснования принципов культурного строительства, исходя из пересмотра исторического прошлого и определения культурных ориентиров будущего.
Эстонская этнокультурная общность, сформировавшаяся в историко-культурной зоне Восточной Прибалтики, на протяжении исторического пути оказывалась под влиянием различных культур, сохраняя при этом своеобразные черты. При решении современных проблем ощущается потребность в выявлении хода сложения и степени поликультурности региона. Изучение особенностей межэтнического взаимодействия, процесса этно- и культурогенеза способствует выработке программ, учитывающих возможные этнические и культурные противоречия, тем самым избегая кризисных ситуаций как внутри региона, так и на межгосударственном уровне.
Объектом исследования является культура северо-восточного региона Прибалтики с древнейших времен до наших дней.
Предмет исследования - эстонская художественная культура.
Цель исследования - выявление характеристик эстонской художественной культуры на протяжении культурогенетического процесса от древности до современности.
Задачи исследования:
• уточнить понятия "культурная традиция", "этнос" и "нация" в аспекте их взаимодействия;
• рассмотреть ход заселения и особенности археологических культур в процессе длительного формирования историко-культурной зоны севера Восточной Прибалтики;
• выявить древние мифопоэтические элементы, причины и условия их дальнейшего бытования в мире художественной культуры;
• определить различия и сходства, пути пересечения и взаимовлияния духовной и материальной культуры эстонцев с синхронными культурными явлениями иноэтнического населения в данном регионе;
• осмыслить сущность "национального возрождения" в Эстонии, специфику формирования эстонской интеллигенции;
• осветить процесс развития духовно-содержательной, морфологической и институциональной структур эстонской художественной культуры;
• проследить проявление культурной традиции в художественной культуре Эстонии и эстонской эмиграции.
Степень разработанности проблемы. На фоне значительного числа трудов по истории, археологии, этнографии, искусствоведению, затрагивающих различные элементы культуры Эстонии и эстонского народа, ощущается недостаток комплексных исследований по эстонской художественной культуре. К настоящему моменту эстонскими и российскими археологами накоплен богатый материал, позволяющий выявить характер археологических культур на территории современной Эстонии, начиная с мезолита. Наиболее фундаментальным исследованием по археологии явился коллективный труд L.Jaanits, S.Laul, V.Lougas, E.Tdnisson "Eesti esiajahigu"(1982), его дополняет ряд работ М.Аун, Н.Гуриной, Х.Моора, В.Седова, Ю.Селиранда, К.Янитса и др., касающихся отдельных вопросов культуры доисторического этапа. Существует мощный пласт исследований по фольклористике и этнографии, рассматривающих народнопоэтическое творчество, словесно-музыкальную, обрядовую и материальную культуру эстонцев по записям и памятникам (Ю.Валк, Р.Вийдалепп, А.Вийрес,
A.Виссель, О.Лооритс, И.Рюйтель, Х.Тампере, И.Тынурист, М.Эйзен и др.). Материалы по истории Эстонии представлены в трудах С.Вахтре, М.Лаура. Авторы объемного сборника "Eesti rahvakultuur" (1998) на основе историко-этнографических и фольклорных данных раскрывают специфику элементов эстонской крестьянской культуры. Среди трудов искусствоведов особенно значительными представляются исследования Б.Бернштейна, Л.Вийроя, М.Лумисте, Я.Кангиласки, К.Кирме, В.Эрма, посвященные ряду аспектов эстонского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Архитектуроведческий аспект и история градостроительства раскрыты в работах В.Ваги, Р.Зобеля,
B.Раама. Краткая ретроспектива эстонского искусства вплоть до последнего десятилетия XX века представлена в работе S.Helme, J.Kangilaski "Ltihike eesti kunsti ajalugu" (1999). Художественной жизни эстонских городов посвящены работы Р.Лоодуса. История русско-эстонских культурных связей выявлена в трудах С.Исакова. Для настоящего исследования особый интерес представляют работы, стремящиеся воссоздать целостную историю культуры Эстонии -Л.Вахтре "История эстонской культуры" (1994), где предлагается сжатый обзор основных явлений, и "История культуры Эстонии" (1998) Н.Басселя, где автор основное внимание уделяет культуре XIX - XX вв., прежде всего, рассмотрению литературы данного периода. Историческим и этнографическим исследованием эстонцев, проживающих за пределами Эстонии, занимались Ю.Вийкберг, МЗасецкая, А.Корб, Х.Кулу, В.Маамяги, Р.Пуллат, Р.Рааг, А.Юргенсон и др.
Методологическая основа и методы исследования.
Методология данного исследования обусловлена необходимостью системного подхода к эмпирическому материалу археологии, этнологии, искусствоведения. В рамках системного подхода используется комплекс исследовательских методов - конкретно-исторический и сравнительно-исторический в их взаимодействии для выявления наиболее значимых процессов и явлений в синхроническом и диахроническом измерении.
Методологической базой по проблеме культурной традиции стали работы Э.С.Маркаряна, С.А.Арутюнова, Э.Г.Абрамяна, С.В.Лурье, Б.М.Бернштейна. Учитывая полемичность в науке понятий "этнос" и "нация", "этническое" и "национальное", за основу были взяты взгляды М.С.Кагана, В.М.Межуева, А.Г.Здравомыслова.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в диссертации впервые сделана попытка культурологического анализа эстонской художественной культуры с древности до современности с учетом демогенеза и этногенеза северо-прибалтийского региона, взаимодействия эстонской этнической и иноэт-нических культур на территории Эстонии. В работе впервые рассматриваются проблемы художественной культуры эстонской эмиграции. Специфика генезиса и развития эстонской художественной культуры раскрыта с точки зрения действия феномена культурной традиции.
Теоретическая и практическая значимость работы. Разработанные в исследовании теоретико-методологические подходы к целостному, системному рассмотрению генезиса и развития эстонской художественной культуры применимы для историко-культурологического изучения этнокультурных и региональных общностей. Результаты работы и фактический материал могут быть использованы для дальнейшего изучения культуры Прибалтики, при разработке учебных программ по истории мировой и отечественной культуры, а также спецкурсов, затрагивающих этническую и региональную проблематику художественной культуры.
Апробация исследования. Результаты исследования нашли отражение в докладах на всероссийской научно-методической конференции "Этнология в педагогическом образовании: проблемы и перспективы" (17-20 мая 1999 г.), международной конференции "Судьбы и карьеры художников XX века" (12 -15 июня 2000 г.), научно-практических конференциях "Культура Петербургского региона в науке и образовании" (28 - 29 сентября 2000 г.), "Пунинские чтения" (7-8 апреля 2001 г.), в публикации результатов исследования в материалах конференций и научных статьях.
Отдельные положения и выводы диссертации обсуждались на теоретических семинарах кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И. Герцена.
На защиту выносятся следующие положения:
Центральным понятием при изучении генезиса и развития эстонской художественной культуры может служить культурная традиция как основа культурогенетического процесса, выполняющая аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обусловливающая включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем. В вопросе заимствований и актуализации прошлого опыта ведущая роль отводится культурной традиции.
Историко-культурная зона северо-востока Прибалтики испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время территорией непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. Результатом этно-, со-цио- и культурогенетического развития стало формирование земледельческой культуры эстов, впитавшей на ранних этапах влияния прежде всего скандинавской и славянской культур.
Специфика формирования культурной традиции региона в период с XIII по XIX век обусловлена полем взаимодействия культуры эстов с немецкой, датской, шведской и русской (затем российской) культурами. Этнический оттенок несла культурная оппозиция город-деревня (хутор). Становление институциональной структуры художественной культуры на территории Эстонии связано с деятельностью иноэтнических слоев.
Культурная традиция, вбирающая в себя наиболее ценные явления различных этнических культур и их взаимодействий, закладывает основу национальной культуры. Национальная культура за счет активизации инновационной составляющей культурной традиции обладает значительно большей контактностью и диалогичностью. Культурный фактор играет решающую роль на стадии образования нации. Основой становления эстонской нации, начавшегося с процесса "национального возрождения", стала актуализация эстонского этнического наследия прибалтийско-немецкими деятелями и формирующейся эстонской интеллигенцией.
Самобытность эстонской художественной культуры XX века строится как своеобразное преломление культурной традиции в креативно-личностном варианте, где наблюдается активное принятие новаций и, в то же время, опора на древние мифопоэтические структуры.
Анализ интерпретаций мотивов о Калевипоэге как "индикатора" взаимодействия этнической и национальной культуры выявляет особые витки обращения к этнической составляющей, совпадающие с переходными историко-культурными периодами. 9 Эстонская культурная традиция ярко и специфически проявляется в художественной культуре эстонской эмиграции, взаимодействуя и обогащая культуру Эстонии, порой действуя как стимулирующий фактор.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения (иллюстративного материала и синхронистических таблиц).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Диаспоры в Западной Сибири: особенности этнокультурного развития сельских сообществ в конце XIX - начале XXI в.2009 год, доктор исторических наук Коровушкин, Дмитрий Георгиевич
Культурные связи Санкт-Петербурга со странами Балтии в 1991 - 2000 годы2001 год, кандидат исторических наук Рязанцева, Наталья Борисовна
Коммунистическая партия - организатор культурного преобразования эстонского села1982 год, доктор исторических наук Кинкар, Феликс Александрович
Фольклор финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в графике XX века2005 год, доктор искусствоведения Кудрявцев, Владимир Геннадьевич
Этнокультурные представления об основах латышской идентичности: исторический контекст, взаимосвязи, современные аспекты: середина ХIХ - начало ХХI вв.2011 год, доктор исторических наук Рыжакова, Светлана Игоревна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Махтина, Вероника Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена выявлению характеристик эстонской художественной культуры в ходе этно- и культурогенетических процессов от древности до современности.
В процессе выработки методологических оснований исследования определено понятие культурной традиции как основы культурогенетического процесса, выполняющей аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обусловливающей включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем. В вопросе заимствований и актуализации прошлого опыта ведущая роль отводится культурной традиции.
В системе этнической культуры механизмы культурной традиции направлены, прежде всего, на сохранение конкретного этноса. Национальная культура, за счет активизации инновационной составляющей культурной традиции, обладает значительно большей контактностью и диалогичностью. Этнические и национальные культуры находятся в постоянном и сложном взаимодействии, что находит отражение в развитии и содержании культурной традиции. Культурная традиция, вбирающая в себя наиболее ценные явления различных этнических культур и их взаимодействий, закладывает основу национальной культуры. Культурный фактор играет решающую роль на стадии образования нации для народов, развивающихся в неблагополучных историко-культурных и социально-политических условиях. Этническая составляющая культурной культурной традиции в масштабах нации не является решающей, но в определенные исторические пероиды наблюдается ее яркая актуализация.
Историко-культурная зона северо-востока Прибалтики испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время территорией непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в зависимости от этапа и локальных особенностей региона вплавляются в существующую культурную традицию. Результатом этно-, социо- и культуро-генетического развития стало формирование земледельческой культуры эстов, впитавшей на ранних этапах влияния прежде всего скандинавской и славянской культур.
Специфика формирования культурной традиции региона в период с XIII по XIX век обусловлена полем взаимодействия культуры эстов с немецкой, датской, шведской и русской (затем российской) культурами. С ситуацией по-лиэтнизма связана начальная стадия процесса градообразования. Впоследствии достаточно четкий этнический оттенок приобрела культурная оппозиция город-деревня (хутор), поскольку город стал средоточием немецкой бюргерской культуры, а хутор - эстонской крестьянской культуры. Языческое мироощущение эстов постепенно трансформируется под воздействием христианизации. Монастыри исполняли роль проводников западноевропейских веяний. Становление институциональной структуры художественной культуры на территории Эстонии связано с деятельностью иноэтнических слоев
Основой зарождения и развития эстонской национальной культуры является актуализация этнического наследия эстонского народа, на каждом историческом этапе соединенного с современными художественными достижениями мировой культуры, что обусловливает специфику его интерпретаций. Благодаря интересу, возникшему в конце XVIII века со стороны немецких деятелей в рамках просветительской философии, эстонский фольклор был включен в общеевропейский контекст. Изучение эстонской народной культуры на волне европейского романтизма прибалтийско-немецкими просветителями и представителями эстонской интеллигенции послужило базой для процесса "национального возрождения". Становление эстонской нации обеспечивала формирующаяся национальная культура, характерными чертами которой стало специфическое сочетание инновационно-консервативных тенденций и "спрессованный" во времени отзвук европейских художественных течений.
Объем трактовок этнического наследия, достижений национальной культуры (прежде всего, мотивов эпического произведения "Калевипоэг", представляющего собой соединение фольклорной основы и авторского труда) в художественной культуре Эстонии на всех этапах исторического развития воплощает её целостность и одновременно свидетельствует о трансформации культурной традиции, о её движении во времени. Кроме того, эпос, как эхо европейского романтического мироощущения, через идеи национального возрождения вёл за собой из XIX в XX век видоизменяющийся мощный национально-романтический компонент традиции. Использование интерпретаций мотивов о Калевипоэге как "индикатора" взаимодействия этнической и национальной культуры позволяет обозначить особые витки обращения к этнической составляющей в эстонской национальной культуре, совпадающие с переходными историко-культурными периодами. При этом этническая составляющая облекается в художественные формы национальной культуры.
Проследив жизнь и характер интерпретаций этнических и национальных мотивов в художественной культуре Эстонии с 1940 года, можно выявить некоторые этапы. Расцвет и поддержка национальной тематики с наступлением советского периода, несмотря на идеологический налёт, всё же объективно способствовали развитию национального искусства. Активно использовавшаяся тематика "Калевипоэга" обеспечивала связь с народной традицией. Отступив от политизированности, в 1970-е годы интерес к этническому наследию устремляется вглубь веков, к его первооснове, освобождаясь от рамок эпического произведения XIX века. Новое отношение к фольклору основывается на стремлении к проникновению вглубь архаического сознания. Обращение к этнической традиции в конце 1980-90-х годов с целью переоценки, новый всплеск национального самосознания происходили на фоне постмодернизма.
Варианты существования эстонской культуры, представленные за пределами Эстонии (в Сибири, в Петербургском регионе, в зарубежных странах - Канаде, США, Швеции, Австралии и др.), также свидетельствуют о единстве и трансформации культурной традиции. Эстонские поселения в Сибири, возникшие за счет ранних миграций, крестьянского состава и замкнутого проживания, несмотря на неизбежные процессы ассимиляции, сохранили элементы фольклорной традиции, языковую и этническую идентичность. Фольклорная традиция, с одной стороны, подверглась видризменению в ходе с взаимодействия с фольклором соседних народов, с другой — удержала " законсервированные" архаические фрагменты. Тем самым, этническая составляющая культурной традиции представлена достаточно ярко в своем изначальном виде. Деятельность эстонцев в Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв., активное использование эстонской интеллигенцией образовательного потенциала Петербурга-Ленинграда служила стимулирующим фактором становления и развития эстонской национальной культуры. Ассимиляционным процессам, сопровождающим урбанистическую культуру, противопоставлялось диаспор-ное поведение, актуализировавшее этническое начало. Богатая история эстонско-петербургских культурных связей и активное взаимодействие на современном этапе способствуют проявлению этнического самосознания петербургских эстонцев. Эстонская эмиграция зарубежья, содержащая значительную долю творческой интеллигенции, несла в себе большой личностно-креативный заряд. Культурной адаптации способствовали созданные эстонцами многочисленные организации, что свидетельствует о сильно развитом диаспорном менталитете. В творчестве и деятельности представителей эстонской эмиграции, органично влившихся в национальные культуры стран проживания, наблюдается актуализация этнической традиции.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Махтина, Вероника Михайловна, 2001 год
1. Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. АН СССР — АН Арм. ССР. — Ереван, 1978.
2. Адамсон А., Валдмаа С. История Эстонии. — Таллинн: Коолибри, 2000. — 263 с.
3. Аннист А. О связях между карельскими и эстонскими преданиями о Калеве // Всесоюзное совещание по вопросам финно-угорской филологии. 26-30 июня 1961 г. Тезисы докладов. — Петрозаводск, 1961. — С. 137-139.
4. Аннист А. Эстонская эпическая традиция и эпос "Калевипоэг". (О происхождении и развитии эстонско-финских преданий о Калеве и Калевипоэге) // Советская этнография. — 1965. — №1. — С. 51-59.
5. Арутюнов С.А. Диаспора это процесс // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2. — С. 74-78.
6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.— 243 с.
7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
8. Аун М. Археологические памятники второй половины 1-го тысячелетия н.э. в Юго-Восточной Эстонии. — Таллинн: Олион, 1992. — 260 с.
9. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. — М.: ИФРАН, 1993. — 183 с.
10. Ю.Бабаков В.Г., Семенов B.C. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). — М.: ИФРАН, 1996. — 70 с.
11. П.Бассель Н. История культуры Эстонии. — Таллинн: Эстонско-Американский бизнес-колледж, 1998. — 265 с.
12. Бассель Н. Национальная самобытность эстонской культуры и проблемы межкультурной интеграции // ЕАВС oppejoudude toimetised = Труды преподавателей ЕABC.—Tallinn: Eesti-Ameerika Arikolledz, 1999. — С. 4-28.
13. П.Бассель Н. Из истории философской мысли в Эстонии XVII-XX веков // ЕАВС oppejoudude toimetised = Труды преподавателей ЕАВС. — Tallinn: Eesti-Ameerika Arikolledz, 1998. — С. 23-42.
14. Бассель Н. Эволюция эстонской темы в творчестве русских писателей Эстонии // Русские в Эстонии на пороге XXI века: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей. — Таллинн: Русский исследовательский центр, 2000. — С. 42-50.
15. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. — 241 с.1 б.Белобровцева И., Лиас П. Эстонская литература XX века. — Таллинн: Коолибри, 1997. — 191 с.
16. Белявский В.А. Этнос в древнем мире // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. — Л., 1967, вып.З. — С. 18-38.
17. Бернштейн Б.М., Гене JL Изобразительное искусство Эстонской ССР. Альбом. — М.: Советский художник, 1957. — 73 с.
18. Бернштейн Б.М. Несколько соображений в связи с проблемой "искусство и этнос" // Советское искусствознание'78. Выпуск второй. — М.: Советский художник, 1979. — С. 274-294.
19. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса // Советское искусство-знание'80. Выпуск второй. — М.: Советский художник, 1981. — С. 112-153.
20. Бернштейн Б.М. Эстонская графика. — М.: Советский художник, 1970. — 271 с.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.
22. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.: Наука, 1987. — 333 с.
23. Вага В. Проблема пространственной формы в средневековой архитектуре Латвии и Эстонии // Tartu Riikliku Ulikooli Toimetised. Vihik 86. — Tartu, I960. — 118 c.
24. Валк Ю. Громовержец, преследующий дьявола эстонская мифология в индоевропейском контексте // Радуга. — 1996. — № 4. — С. 149-152.
25. Валк Ю. О связях эстонской народной религии с христианской демонологией//Радуга. — 1997. — № 2. — С. 156-158.
26. Валк Ю. Устойчивый образ, меняющийся смысл: черный человек в различных слоях эстонского фольклора//Радуга. — 1997. — № 1. — С.161-164.28."Ванемуйне" сегодня и завтра. Заметки и материалы. — Тарту, 1970. — 112с.
27. Вахтре Л. История эстонской культуры. — Таллинн: Институт Яана Тынис-сона, 1994. — 229 с.
28. Вахтре Л. О нациях и национальностях // Радуга. 1995, № 1. — С. 73-74.
29. Вахтре Л.С. Эстонское народное времяисчисление и его развитие: Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / АН ЭССР, Ин-т истории. — Таллин,1988. — 170 с.
30. Вийкберг Ю. Эстонские языковые островки в Сибири: возникновение, развитие, контакты. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук. — Таллин,1989.
31. Винкель А. "Калевала" и эстонская литературная мысль: Доклад. VI Ме-ждунар. конгр. финно-угроведов (Сыктывкар, 24-30 июля 1985). — Таллин: АН ЭССР, 1985 -12 с.
32. Витов М.В., Марк К.Ю., Чебоксаров Н.Н. Этническая антропология Восточной Прибалтики. — М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1959. — 238 с.
33. Вопросы этнической истории эстонского народа. Сборник статей / Под ред. Х.А.Моора. — Таллин: Эстгосизд, 1956. — 327 с.
34. Восточный путь = Austrvegr: Журнал любителей старины. — Таллинн: АО "Tael", 1995-1998.
35. Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991.
36. Героический эпос народов СССР. Сборник текстов / Сост. Л.А.Плотникова, вступ. статья Б.Н.Путилова. — Л.: Лениздат, 1979. — 750 с.
37. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
38. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. — М.: Эко-прос, 1993. —543 с.
39. Гурина Н.Н. Восточная Прибалтика // Неолит Северной Евразии. Археология. — М.: Наука, 1996.43Турина Н.Н. Из истории древних племен западных областей СССР (По материалам нарв. экспедиции). — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. — 207 с.
40. Гурина Н.Н. Новые неолитические памятники в Восточной Эстонии // Древние поселения и городища. Археол. сборник / Под ред. ХА.Моора и Л.КХЯнитса. — Таллин: Эстон. гос. изд., 1955.—С. 153-171.
41. Дмитриев В.А. Национальной самосознание и музейная этнология // Изучение национального самосознания в этнографическом музее. Материалы семинара. — СПб.: Европейский Дом, 1998. — С. 3-17.
42. Дмитриев В.А. Этническая идентичность и конфликтогенность эндофакто-ра национального сознания // Изучение национального самосознания в этнографическом музее. Материалы семинара. — СПб.: Европейский Дом,1998. —С. 69-114.
43. Дридзо А.Д. Из истории Петербургского эстонского просветительного общества // Этнография Петербурга Ленинграда. Вып. 1. — Л.: Наука, Лен. отд-е, 1987. —С. 13-20.
44. Дридзо А.Д. К историографии эстонского населения Петербурга (60-80-е годы XIX века) // Старый Петербург: историко-этнографические исследования. — Л.: Наука, 1982. — С. 53-70.
45. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспора. —1999. № 12.— С. 8-23.
46. Ида О. Эстония: эхо истории. — Нарва: SATA, 2000. — 238 с.
47. Интервью с В.Тормисом // Советская музыка на современном этапе: Статьи, интервью / Сост. Г.Л.Головинский, Н.Г.Шахназарова. — М.: Сов. композитор, 1981.—С. 375-380.
48. Исаков С.Г. Русские в Эстонии, 1918-1940. Историко-культурные очерки. — Тарту: Компу, 1996. — 399 с.
49. Искусство Прибалтики. Статьи и исследования / Сост. И.Соломыкова. — Таллин: Кунст, 1981. — 350 с.
50. Искусство стран и народов мира: В 5 т.т. Т.5.— М.: Советская энциклопедия, 1981.
51. Искусство Эстонской ССР. Альбом. / Автор вступ. ст. и сост. И.П.Соломыкова — Л.: Аврора, 1972.
52. Историко-этнографический атлас Прибалтики: Одежда. — Рига: Зинатне, 1986.
53. История всемирной литературы: В 8 т.т. Т. 4, 5, 6, 7.— М.: Наука, 1983-1994.
54. История Тартуского университета 1632-1982 / Под ред. К.Сийливаска. — Таллин: Периодика, 1982. — 279 с.
55. История Эстонии I / А.Мяэсалу, Т.Лукас, М.Лаур, Т.Таннберг. — Таллинн: Авита, 1997. — 167 с.
56. История Эстонии II / М.Лаур, А.Паюр., Т.Таннберг. — Таллинн: Авита, 1997. — 160 с.
57. История Эстонской ССР: В 3 т.т. — Таллин: Эстгосиздат, 1961 1974.
58. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
59. Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории // Вече. — 1997. — №10. — С.23-38.
60. Каменский А.А. О смысле художественной традиции // Советское искусст-вознание'82. Выпуск 1. — М.: Советский художник, 1983. — С. 202-243.
61. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. — СПб.: Лань, 1997. —512 с.
62. Каск К., Тормис Л., Паалма В. Эстонский театр. — М.: Искусство, 1978. — 280 с.
63. Клас А. Балет Э.Каппа "Калевипоэг" // Советская музыка. — 1946. — № 6. G. 44 46.
64. Клотынь А. Особенности современного этапа освоения фольклора в творчестве прибалтийских композиторов (1965-1975) // Советская музыка на современном этапе: Статьи, интервью. — М.: Сов. композитор, 1981. — С. 21-30.
65. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. — 1995.5.
66. Крайнов Д.А., Лозе И.А. Культуры шнуровой керамики и ладьевидных топоров в Восточной Прибалтике // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. — М.: Наука, 1993.
67. Краткий этнологический словарь / Викторин В.М. и др. — М.: Фонд "Социальный мониторинг", 1994. — 103 с.
68. Крейцвальд Ф.Р. Избранные письма. — Таллин: Эстон. гос. изд, 1953. — 228 с.
69. Кристиан Рауд и фольклор. Альбом репродукций. / Сост. Л.Вийроя, О.Киви, вступ. ст. М.Лотман. — Таллинн: Кунст, 1985.
70. Кто есть кто в культуре Эстонии. — Таллинн: Авенариус, 1996. —223 с.
71. Культура позднего бронзового века Прибалтики и лесной полосы Европейской части СССР. Восточная Прибалтика // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР / Отв. ред. О.Н.Бадер и др. — М.: Наука, 1987.
72. Культурология. XX век. Энциклопедия. I-II т. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 447 с.
73. Лаар М., Вахтре Л., Валк X. Очерки истории эстонского народа. — Таллинн: Купар, 1992. — 234 с.
74. Лаугасте Э. Национальное и интернациональное в культурно-исторической деятельности Крейцвальда // Тезисы докладов XXII конференции "Дни Крейцвальда". — Тарту, 1978. — С. 72-74.
75. Лаугасте Э. О роли "Калевалы" и "Калевипоэга" в эстонской культуре // Тезисы докладов XXVIII конференции "Дни Крейцвальда". — Тарту, 1984.1. С. 31-34.
76. Лебедева Н.М. Ведение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Кл,юч С, 1999. — 224 с.
77. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ).
78. М.: Институт востоковедения РАН; Издательство "Крафт+", 2001. — 176 с.
79. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. — Минск: ТерраСистемс, 1998.544 с.
80. Лепп X. Шведские памятники в Эстонии. Краткий путеводитель. — Таллинн: HUMA, 1997. — 88 с.
81. Лотман М. Вступительная статья // Кальо Пыллу. Альбом репродукций из серии "Племя Калева". — Таллин, 1988. — С. 9-11.
82. Лумисте М.-Л.А. Живопись и скульптура Эстонии 16 и первой половины 17 века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусс-я / Тартус. гос. ун-т.1. Тарту, 1975. — 29 с.
83. Лурье С.В. Историческая этнология. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с.
84. Маамяги В.А. Эстонцы в СССР, 1917-1940 гг. — М.: Наука, 1990. — 198 с.
85. Мальцев Ю. Вехи путей православия в Эстонии // Русские в Эстонии на пороге XXI века: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей. — Таллинн: Русский исследовательский центр, 2000. — С. 112-117.
86. Марк К.Ю. Антропология прибалтийско-финских народов. — Таллин: Валгус, 1975. — 134 с.
87. ЮО.Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. — Ереван, 1977.
88. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. АН СССР — АН Арм. ССР. — Ереван, 1978.
89. Маркарян Э.С. Этнокультурная традиция, механизмы её образования и методы исследования // Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. АН СССР — АН Арм. ССР. — Ереван, 1978.
90. Маттисен Э. Эстония Россия: история границы и ее проблемы. — Таллинн: Ило, 1995. — 211 с.
91. Межу ев В.М. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. — М.: Традиция, 2000. — С. 95-110.
92. Моора Х.А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Сборник статей / Под ред. Х.А.Моора. — Таллин: Эстгосизд, 1956.
93. Музыкальная культура Эстонской ССР. Сборник статей / Науч.ред. Р.Г. Лаул. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1984. — 167 с.
94. Нирк Э. Наследие Ф.Р.Крейцвальда сегодня // Тезисы докладов XXII конференции "Дни Крейцвальда". — Тарту, 1978. — С. 83-84.
95. ПО.Нирк Э. Роль "Калевипоэга" в формировании национального самосознания эстонцев // Коммунист Эстонии. — 1957. — № 12. — С. 8-17.111 .Нормет Л. Народная песня в эстонской музыке // Музыкальная культура Эстонской ССР. — Л.: Музыка, 1984. — С. 35-47.
96. Обсуждение доклада В.А.Тишкова "О феномене этничности" // Этнографическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 31-49.
97. Патрушев B.C. Финно-угры России (II тыс. до н.э. начало II тыс. н.э.). —с/
98. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. — 212 с.
99. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. — М.: Мысль, 1982. — 220 с.
100. Пономарева Г. Русские староверы в Эстонии. —Б. и., б. г. — 46 с.
101. Поплинский Ю.К. К истории возникновения термина "этнос"// Советская этнография. — М., 1973. — № 1.—С. 128-134.
102. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихоло-гии. — М.: Мысль, 1974. — 487 с.
103. Пропп В. Поэтика фольклора: (Собр. тр.). — М.: Лабиринт, 1998. — 351 с.
104. Пылдмя Э.Р. Ф.Р. Крейцвальд и культурная ситуация в 1860-х годах // Тезисы докладов XXVII конференции "Дни Крейцвальда". — Тарту, 1983.
105. Пыллу К. 25 репродукций из серии " Племя Калева". Альбом. — Таллинн: Кунст, 1988.
106. Раам В. Архитекрурные памятники Эстонии. — Л.: Искусство, 1974. — 280 с.
107. Райе М. Эстетика "новой эстонской школы" // Музыкальная академия. — 1993. — № 3. — С. 40 43.
108. Раудар М. Балет "Ванемуйне": вчера, сегодня, завтра // Советский балет.1989. — №3. — С. 40-43.
109. Реалистическое искусство Эстонии. С XIX в. до настоящего времени. Каталог / Предисл. Э.Мяги. — Таллин, 1956. — 143 с.
110. Рихтер Е. Кто и как жил на земле Эстонии. Этнографические очерки. — Таллинн: Aleksandra, 1996. — 96 с.
111. Розенберг Н.А. Сперва захватить свою душу. // Kudo+Kodu. — 2001, № 13. — С. 8-9.
112. Рудзитис Я. "Лачплесис" и "Калевипоэг" // Тезисы докладов XXII конференции "Дни Крейцвальда". — Тарту, 1978. — С. 76-80.
113. Русские Прибалтики: Механизмы культурной интеграции (до 1940 г.) / Сост. Т.Ясинская. — Вильнюс: Русский культурный центр, 1997.— 278 с.
114. Рыболовство и морской промысел в эпоху мезолита раннего металла в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Сб. ст. / Под ред. Н.Н.Гуриной. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991.
115. Рюйтел И. Исторические пласты эстонской народной песни в контексте этнических отношений. — Таллинн: Институт эстонского языка, Академия наук Эстонии, 1994. — 99 с.
116. Савватеев Ю.А. Рыболовство и морской промысел в Карелии // Рыболовство и морской промысел в эпоху мезолита раннего металла в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Сборник статей / Под ред. Н.Н.Гуриной.
117. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. — С. 182-202.
118. Иб.Садохин А.П. Этнология. — М.: Гардарики, 2000. — 256 с.
119. Самойлов В.А. Эстонский театр и некоторые особенности культурной жизни эстонцев в Петербурге (1873 1917) // Старый Петербург: историко-этнографические исследования. Л.: Наука, 1982. — С. 80-97.
120. Сарапуу Я. Хрестоматия по истории Эстонии. Ч. I. — Вильянди: J.Sarapuu, 1998. —124 с.
121. Седов В.В. Племена восточных славян, балты и эсты // Славяне и скандинавы. Сб. статей. / Ред. Е.А.Мельникова. — М.: Прогресс, 1986. — С.175-188.
122. НО.Седов В.В. Прибалтийские финны // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР / Отв. ред. В.В.Седов. — М.: Наука, 1987.
123. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2. — С. 64-74.
124. Старовойтова Г.В. Эстонские молодежные общества в Петербурге в начале XX века // Этнография Петербурга Ленинграда. Вып. 1. — Л.: Наука, Лен. отд-е, 1987. — С. 21-25.
125. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Социологические очерки. — JL: Наука, Лен. отд-е, 1987. — 147 с.
126. Сыгель Э. Развитие литературы: борьба идей. — Таллин: Ээсти раамат, 1985. —487 с.
127. Сювалеп А. Нарва датского времени. —Narva: Narva muuseum, 1995.— 47 с.
128. Тавадов Г.Т. Этнология: Слов. справ. — М: Социал. - полит, журн., 1998. — 687 с.
129. Тамм Я.Р. Материальная культура монастырей Эстонии XV-XVI вв.: Ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / АН ЭССР, Ин-т истории. — Таллин, 1988.— 17 с.
130. Тамярв М. Эстонский народный KocTioM=Eesti rahvaroivad.— Таллинн: КПД, 2001. — 128 с.
131. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2. — С. 43-63.
132. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. — 1997. — №3. — С. 3-21.
133. Тормис Л. В вечном поиске героя // Советская Эстония. — 1986. — 9 февр.
134. Тормис Л. Эстонский балет вчера и сегодня // Музыка и хореография современного балета. Сборник статей. Вып. 2. — Л., 1977. — С.153-163.
135. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. — 1996. — № 12. — С. 3342.
136. Традиция в истории культуры / Отв.ред. В.А.Карпушин. — М.: Наука, 1978,— 260 с.
137. Тыниссон Э. Некоторые вопросы хронологии эстонских городищ // Новое в археологии Прибалтики и соседних территорий. Сборник статей / Под ред. Ю.Селиранда. —Таллин: АН ЭССР, Ин-т истории, 1985. — С. 148-158.
138. Тыниссон Э.Ю. Городища Эстонии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра ист. наук / АН СССР, Ин-т археологии. — Москва, 1988. — 25 с.
139. Ф.Р.Крейцвальд в портретах и иллюстрациях. Альбом. / Отв. ред. Э.Я.Сыгель. —Таллин: Эстгосизд., 1953. — 247 с.
140. Федосова Э.П. Россия и Прибалтика: культурный диалог. Вторая половина XIX-начало XX века. — М.: РАН, Ин-т российской истории. — 211с.
141. Федотов Г.П. Новое отечество // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры. Т. 2. — СПб.: София, 1991.
142. Филиппова Е.И. Население Петербурга сер. XIX в.: этнический аспект (по данным художественной литературы) // Этнография Петербурга Ленинграда. Вып. 2 / Сост. и отв. ред. Н.В.Юхнева. — Л.: Наука, 1988. — С. 22-28.
143. Философско-методологические вопросы этнографии и антропологии: Основная сов. лит. (1955-1980 гг.) / Сост. В.Н.Боряз, Л.В.Гапеева. М.: Б. и., 1981. —72 с.
144. Флиер А .Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический Проект, 2000. — 495 с.
145. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: Ав-тореф. дис. д-ра филос. наук / М-во культуры Рос. Федерации, РАН. Рос. инт культурологии. — М., 1995. — 34 с.
146. Фрейдзон В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII в. начала XX в. — Дубна: Феникс, 1999. — 96 с.
147. Художественная жизнь Нарвы XVIII-XX вв. — Narva: Narva Muuseum, Kunstigaleri, 1999. — 72 с.
148. Художественная жизнь современного общества. Т.1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б.Соколов. — СПб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 1996. — 237 с.
149. Художественная культура в докапиталистических формациях: Структур.-типол. исслед. / В.Г.Иванов, М.С.Каган, В.В.Прозерский и др.; Науч. ред. М.С.Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 303 с.
150. Художественная культура в капиталистическом обществе: Структур.-типол. исслед. / Б.М.Бернштейн, А.П.Валицкая, Н.В.Григорьев и др. ; Науч. ред. М.С.Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. —286 с.
151. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. — М.: Наука, 1985. — 271 с.
152. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. — М.: Гардарика, 1998.400 с.
153. Шадсон М. Культура и интеграция национальных обществ // Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А.А.Празаускас. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — С. 94-97.
154. Шацкий Е. Утопия и традиция. — М.: Прогресс, 1990. — 455 с.
155. Шор Т. Национальная и культурная идентификация деятелей русской культуры в Эстонии // Русские Прибалтики: Механизм культурной интеграции (до 1940 г.) / Сост. Т.Ясинская. — Вильнюс: Русский культурный центр, 1997. — С. 242-251.
156. Шумилова Э.И. Национальное своеобразие балета. — М.: Знание, 1976. — 47 с.
157. Энст Б.В. Йохан Кёлер, 1826 1899. — Таллин: Кунст, 1980.
158. Эстония. Краткий справочник / Сост. И.Коробов, Л.Раудтитс. — Таллинн: КРК, 1999. — 168 с.
159. Эстонская живопись^Еезй maal / Сост. Э.Пихлак. — Таллин: Кунст, 1982.263 с.
160. Эстонская скульптура. Альбом. / Сост. Л.Соонпяэ. — Таллин: Кунст, 1967.
161. Эстонский фольклор / Отв. ред. Р.Вийдалепп. — Таллин: Ээсти раамат, 1980. —360 с.181 .Этнические и этно-социальные категории / Отв. ред. В.И.Козлов. — М.:
162. Юхнева Н.В. Латыши в Петербурге (вт.п. XIX н. XX в.). Статистический очерк // Этнография Петербурга - Ленинграда. Вып. 3. — СПб.: МАЭ, 1994. — С. 33 - 49.
163. Юхнева Н.В. Петербург многонациональная столица // Старый Петербург: историко-этнографические исследования. Л.: Наука, 1982. — С. 7-51.
164. Юхнева Н.В. Роль Петербурга в национально-культурных движениях народов России // Этнография Петербурга Ленинграда. Вып. 1. — Л.: Наука, Лен. отд-е, 1987. — С. 3-11.
165. Юхнева Н.В. Роль Петербурга в национальном развитии латышей и эстонцев // Проблемы этнической истории балтов. — Рига: Зинанте, 1985. — С. 159-163.
166. Юхнева Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга: вторая половина XIX начало XX века. — Л.: Наука, 1984.
167. Янитс К.Л. Кремневый инвентарь стоянок кундаской культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / АН СССР. — М., 1990. — 32 с.
168. Янитс К.Л. О происхождении и развитии мезолитической культуры Кунда // Материалы VI Международного конгресса финно-угроведов. Т.1. — М.: Наука, 1989.
169. Янитс Л. Некоторые вопросы изучения каменного века в Прибалтике // Новое в археологии Прибалтики. Сборник статей / Под ред. Ю.Селиранда.
170. Таллин: АН ЭССР, Ин-т истории, 1985.
171. Янитс Л., Янитс К. Поселения каменного века Эстонии // Тезисы докладов конференции "Поселения Прибалтики с древнейших времен до XIV века".
172. Vilnius: Savastis, 1992. — С.24-27.
173. Янитс Л.Ю. Могильник культуры ладьевидных топоров в Кунила // Изыскания по мезолиту и неолиту СССР. — Л.: Наука, Лен. отд., 1983.
174. Янсен Э. Эстонская культура XIX века // Вопросы истории. — 1984.— № 2.— С. 89-101.
175. Aluve К. Eesti keskaegsed linnused. — Tallinn: Valgus, 1993. — 119 lk.
176. Amandus Adamson 1855 1929: juubelinaituse kataloog. — Tallinn: Riiklik Kunstimuuseum, 1955. — 69 lk.
177. Andersen L. Eesti rahvakooli vanem ajalugu. — Tallinn: Valgus, 1991. — 111 lk.
178. Antik R. Eesti kunstnikest ja kunstist Kanadas // Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 28-33.
179. Aspects of Estonian culture. — London: Boreas, 1961. — 332 p.
180. August Weizenberg 1837-1921: 150 aastat siinnist / Koost. H.Paas. — Tallinn: Eesti Kultuuriministeerium, 1987. — 76 lk.
181. Baltisaksa kultuuri osatahtsus Eesti ajaloos. Artiklite kogumik. — Tallinn: Avita, 1996. —48 lk.
182. Baltisakslased ja sakslased Eesti kultuuriloos: valiknimestik / Koost. V.Kiittis.
183. Tallinn: Tallinna Keskraamatukogu, 1996. — 42 lk.
184. Barth F. Introduction // Barth F. (eds.) Ethnic Grours and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference. — Boston: Little, Brown and Company, 1969. — P. 9 -38.
185. Diisseldorfi koolkond eesti kunstis: naitusekataloog. — Tallinn: Punane Taht, 1980. —661k.
186. Eesti ajalugu. Kronoloogia / Koost. S.Vahtre. — Tallinn: Olion, 1994. — 256 lk.
187. Eesti kirjanduse ajalugu viies koites. — Tallinn, 1965-1984.
188. Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. —641k.
189. Eesti kunsti ajalugu kahes koites. — Tallinn, Kunst, 1970-1977.
190. Eesti kunsti elu kroonika (XIX saj. II poolest kuni 1940. a. keskpaigani) / Koost. R.Loodus. — Tallinn: Kunst, 1976. — 51 lk.
191. Eesti kunstikontaktid labi sajandite. I. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1991. — 154 lk.
192. Eesti kunstikontaktid labi sajandite.II. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1991. — 120 lk.
193. Eesti maalikunstniku Johann Koleri loomingu probleeme: artiklite kogumik.,
194. Tallinn: Eesti NSV Kultuuriministeerium, 1983. — 160 lk.
195. Eesti muusika kahes koites.- Tallinn, 1968,1975.
196. Eesti rahvakultuur / Koost. ja toim. A.Viires, E.Vunder. — Tallinn: Eesti Entsuklopeediakiijastus, 1998. — 676 lk.
197. Ei oska raakimise moodi konelda: Zolotaja Niva, Semjonovka, Juijevka, Koidula / Koost. A.Korb. — Tartu: Eesti Kirjandusmuuseum, 1996. — 250 lk.
198. EKKT Eesti Kunsti Klubi Torontos. kunstialbum: 1955 1966. — Toronto: EKKT, s.a. — 60 lk.
199. EKKT 1956 1990. Art album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto: ОМА Press Ltd., 1990. — 180 p.
200. EKKT 40th anniversary album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto: ОМА Press Ltd., 1995. — 40 p.
201. EKKT 1956 2000. Art album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto, 2000. — 197 p.
202. End E. Eesti kunstnikest Rootsis ja Euroopas // Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 18 24.
203. Erm V. Lahtemeistrid. Artikleid ja uurimusi 19. sajandi eesti kunstist. — Tallinn: Kunst, 1984. — 142 lk.
204. Heinapuu A. Etnofuturismi kurv kisub vagisi lopmatusse // Eesti Ekspress. — 20.mai, 1994. —Lk. B1,B4.
205. Helme S., Kangilaski J. Liihike eesti kunsti ajalugu. — Tallinn: Kunst, 1999. — 302 lk.
206. Hinnov Y. Paul Raud 1865-1930: elu ja tegevus. — Tallinn: Kunst, 1966. — 128 lk.
207. How to make ethnologists. Pro ethnologia 4. Publication of Estonian National Muuseum. — Tartu: Eesti Rahva muuseum, 1996. — 99 p.
208. Hroch M. Die Vorkampfer der nationalen Bewegung bei den kleinen Volkern Europas. — Praha: Universita Kralova, 1968.
209. Jaanits L., Laul S., Lougas V., Tonisson E. Eesti esiajalugu. — Tallinn: Eesti Raamat, 1982. —464 lk.
210. Jarv A. Valiseestlaste teater ja draama. — Tartu: Tartu Ulikool, 1991. — 199 lk.
211. Jarve M. Looking Back 45 years of the Society of Estonian Artists in Toronto (EKKT) // EKKT 1956 - 2000. Art album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto, 2000. — P. 26 - 29.
212. Jiirgenson A. Emakeele osast Siberi eestlaste etnilises identiteedis // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused. — Tartu: OU "Greif", 1998, —Lk. 126-140.
213. Jiirgenson A. Kirik ja kool siberi eesti asundustes // Acta Historica Tallinnensia.2000. — Nr. 4. — Lk. 31 -48.
214. Joonuks H. Kalevipoja paigad. — Tallinn: Eesti Raamat, 1982. — 112 lk.
215. Juske A. Rahvuslik motiv eesti kunstis // Kunst.— 1989. — 74/2.— Lk. 2-5.
216. Kalevipoeg kunstis = Калевипоэг в искусстве / Сост. И.Соломыкова и Х.Юпрус. — Tallinn: Eesti NSV Kunst, 1962. — 80 lk.
217. Kalevipoja kusimusi / Toim. E.Laugaste. — Tartu: Tartu Riiklik Ulikool, 1957.242 lk.
218. Kangur P., Muru K., Tonts U. Valiseesti kiijandus. — Tallinn, 1991.
219. Kaplinski K. Tallinn meistrite linn. — Tallinn: Koolibri, 1995. — 254 lk.
220. Karja S. "Exitus" Kalevipojaga // Eesti Paevaleht. — 14.02.1998.
221. Keevalik J. Kunstikogumine Eestis 19.sajandil; Kunstiteadus Eestis 19.sajandil: uurimusi Eesti kunstist ja kunstielust. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1993. — 231 lk.
222. Kirme K. Eesti soled. — Tallinn: Kunst, 1986. — 182 lk.
223. Kodres K. Rahvuslik identiteet ja selle vorm. Saada aasta otsinguid // Akadeemia. — 1995, № 6. — Lk. 1136 116.
224. Kulu H. Eestlased maailmas: tilevaade arvukusest ja paiknemisest. — Tartu: Tartu Ulikool, 1992. — 154 lk.
225. Lagman E. Eesti-Rootsi asulatevorgu tekkimisest kohanimede taustal // Verbum habet Sakala: Korp! Sakala koguteosest. — New York, Stockholm, Toronto, 1974. — Lk.190-200.
226. Lee A. Miks teie ei maali rahvuslikkudel ainetel? // EKKT Eesti Kunsti Klubi Torontos. kunstialbum: 1955 1966. — Toronto: EKKT, s.a. — Lk.10.
227. Loodus R. Eesti raamatugraafika (1860 -1917). — Tallinn: Eesti Raamat, 1966.
228. Loodus R. Eesti raamatukunsti teke ja areng: kuni 1940. aastani. — Tallinn: Eesti Raamat, 1982. — 146 lk.251 .Loodus R. Kunstielu eesti linnades 19. sajandil. — Tallinn: OU "Greif', 1993. — 200 lk.
229. Loodus R. Kunstielu eesti linnades 1900-1918: uurimusi Eesti kunstist ja kunstielust.— Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1994. — 125 lk.
230. Loodus R. Kunstielust Eestis aastail 1918-1944. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia kirjastus, 1999. — 173 lk.
231. Loorits O. Eesti rahvausundi maailmavaade // Elav Teadus. — Tartu, 1932. — Nr. 12.—Lk. 66.
232. L5ugas V. Kala kunstis ja sutigilaual (Kala kuiutamine Ida-Euroopa metsavootme kiviaja kunstis) // Eesti Arheoloogiaseltsi Teataja. — Tallinn, 1990. —Nr.4. —Lk.9-10.
233. Lumiste M. Tallinna "Surmatants". — Tallinn: Kunst, 1976. — 82 lk.
234. Magi A. Valismaine Eesti Kirjanike Liit 50 aastat // Looming, 1995, nr. 11. — Lk. 1576-1577.
235. National movements in the Baltic countries during the 19th century. Studia Bal-tica Stockholmiensia 2. — Uppsala, 1985. — 572 p.
236. Neli baltisaksa kunstnikku. Artiklite kogumik. — Tallinn: Tallinna Raamatutriikikoda, 1994. — 62 lk.
237. Nemme G. Kalevipoeg taidelises nagemuses = Kalevipoeg in the artistic vision. Concil of Estonian Societies in Australia. — Printed in Australia by Brown Prior Anderson Pty Ltd., 1984. — 138 lk.
238. Nurk T. Amandus Adamson 1855-1929: elu ja looming. Monograafia. — Tallinn: Eesti NSV Kunst, 1959.— 156 lk.
239. Pezold L. Kolme Eestimaa kunstniku rannuaastad. — Tallinn: Kunst, 1994. — 144 lk.
240. Pullat R. Peterburi eestlased. — Tallinn: Eesti Raamat, 1981. — 63 lk.
241. Parimuslik ajalugu / Koos. Tiiu Jaago. — Tartu: Tartu Ulikooli Kiijastus, 2001.280 lk.
242. Putsep E. Kunstielu Eestimaal. I-II. — Stockholm, 1991-1996. I.Kuni 1920. aastani. — 1991. — 510 lk; II. 1920. aastast 1940. aasta suveni. — 1996. — 453 lk.
243. Raag R. Eeslane valjaspool Eestit. Ajalooline tilevaade. — Tartu: Tartu Ulikooli Kiijastus, 1999. — 136 lk.
244. Raag R. Pilguheit Venemaa eesti asunduste kujunemisele // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused / Toim. A.Tuisk. — Tartu: OU "Greif", 1998. —Lk. 15-33.
245. Raam V. On the architectural development of the medieval churches in Estonia // Architectural monuments in Estonia and Scandinavia: restoration in the theory and practice / Edited by Anne Lass, Juhan Maiste. — Tallinn, 1993. — P. 35-57.
246. Raud Kristjan Kataloog. / Koost. L.Viiroja. — Tallinn: Tallinna Riiklik Kunstimuuseum, 1965. — 185 lk.
247. Reets P.H. Eesti kunst USA-s // Eesti kunst eksiilis 1980 Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 34 - 40.
248. Rootalu L. Peterburi eestlaste rahvuslikust identiteedist ja Eesti Seltsist // Parimuslik ajalugu / Koos. Tiiu Jaago. — Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2001.1.. 41-52.
249. Rootslased Eestis aastani 1944. Naitus Eesti Teaduste Akadeemia Raamatukogus 2.12.-31.12.1991. — Uppsala?., 1991. — 64 lk.
250. Salve K. Laanemeresoomlaste traditsiooniline vaimne kultuur: parimuslikide vahelised seosed ja ethnilised suhted. Doktorivaitekiri. — Tartu: Tartu Ulikool, 1999. —287 lk.
251. Seitse kiila Siberis / Eesti Kiijandusmuuseum, koost. A.Korb. — Tartu, 1998.334 lk.
252. Self-portrait = Autoportree / Estonian Artists Association, Institute for
253. Koost. A.Korb, K.Peebo. — Tartu: OU "Greif', 1995. — 207 lk. 281.Smerda M. К typologii narodia habsburske monarchie v l.pol. 19.st //
254. Hospodarske dejiny, 7. — Praha, 1981. — S. 31-43. 282.Sten Karling and Baltic Art History / Edited by K.Kodres, J.Maiste, V.Vabar.
255. Tallinn: Teaduste Akadeemia Kiijastus, 1999. —- 255 p.
256. Taaru-tagused ja stepiasukad. Eesti Asundused IV / Koost. A.Korb. — Tartu, 1999, —379 lk.
257. Tatrik E. Meie oma Kalevipoeg.Eksitust ei ole // Kultuur. — 22.02.98.
258. Tamm J. Uhest kunstiparase keraamika liigist Tallinna arheologilise leiuauneses // Kunst Eestis labi aegade.— Tallinn: Kunst, 1990.
259. Teaduslik konverents rahvakultuuri terminologiast. — Viljandi: Viljandi Kultuurikolledz, 2000. — 35 lk.
260. Teisiti. Funktsionalism ja neofunktsionalism Eesti arhitektuuris. Artiklite kogumik. — 1993. — 65 lk.
261. Topolski J. Rozwoj gospodarczy a formowanie narodu // Kwartalnyk historyczny. —Warszawa, 1975. — № 3. — S. 531-539.
262. Tormis L. Eesti balletist. — Tallinn: Eesti Raamat, 1967. — 227 lk.
263. Tuisk A. Siberi eestlaste kohaparimus tanapaeval. Kohastumise peegeldusi // Parimuslik ajalugu / Koos. Tiiu Jaago. — Tartu: Tartu Ulikooli Kiijastus, 2001.1.. 74 90.
264. T6nurist I. Eesti rahvapillimehed Peipsitagusest Siberini // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused. — Tartu: OU "Greif", 1998. — Lk. 166179.
265. Vaga V. Kunst Tartus XIX saijandili. — Tallinn, 1971.
266. Vahtramae E. Taevakirjad Siberi eesti asundustes // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused. — Tartu: OU "Greif', 1998. — Lk. 180194.
267. Viikberg J. Vanematest Eesti asundustest Siberis // Keel ja Kiijandus. — 1988.nr. 5.
268. Viiroja L. Eesti kunstist jakunstikasitusest 19. sajandi lopust kuni aastani 1916.
269. Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1993. — 136 lk.
270. Viiroja L. Kristjan Raud 1865-1943. Looming ja motteavaldused. Monograafia. — Tallinn: Kunst, 1981.
271. Vilder V. Eesti kunst Austraalias // Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 46 52.
272. Viro: Historia, kansa, kulttuuri / Seppo Zetterberg. — Helsinki, Suomal. kirjall. seura, 1995. —402 lk.
273. Voti T. Samaara kubermangu eestlaste pulmatraditsioonidest // Eesti Rahva Muuseumi aastaraamat XXXVIII. — Tallinn, 1990. — Lk. 140-154.
274. Valiseesti kiijandus. Raamatunaituse kataloog / Koos. E.Tarik. — Tartu, 1998.40 lk.
275. Zobel R. Tallinna keskaegsed kindlustused. — Tallinn: Valgus, 1980. — 331 lk.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.