Круг чтения и его отражение в ранней лирике М. Цветаевой: 1910-1913 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Стрельникова, Наталия Данииловна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Стрельникова, Наталия Данииловна
Введение.4
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования.9
1.1 .Обзор литературы о творчестве М. И. Цветаевой.9
1.2. Сборник «Вечерний альбом» в критике
10-х гг. XX века.:.19
1.3. Ранняя поэзия М. И. Цвзтаевой в научных исследованиях.27
1.4. Вопрос о круге чтения и его освещение в критике.36
Глава 2. Сборник "Вечерний альбом" и его литературные источники.;.44
2.1. Марина Цветаева и герои драм Эдмона Ростана .44
2.2. Роман В. Гауффа и стихотворение М. Цветаевой
Как мы читали «ГлсМег^ет».57
2.3. Институтские повести Л. А. Чарской и раннее творчество М. Цветаевой.:.62
2.4. Повесть Евг. Тур «Дети короля Людовика XVI» и стихотворение М. Цветаевой .78
2.5 Героиня романа А. Дюма-сына "Дама с камелиями" и раннее стихотворение М. Цветаевой.88
2.6. В. О. Нилендер, переводчик "Фрагментов" Гераклита Эфесского и первая книга стихов М. Цветаевой "Вечерний альбом".98
2.7.Стихотворение М. Цветаевой «Сказки Соловьева» и его литературный источник.119
2.8. «Дневник» М. К. Башкирцевой и «Вечерний альбом»
М. Цветаевой.129
2.9. В. Я. Брюсов и символисты.144
Глава 3. Сборник М. Цветаевой «Волшебный фонарь» и книги детства .148
3.1.Книги детства.148
3.2. Марселина Деборд-Вальмор и стихотворение
М. Цветаевой «В зеркале книги М. Д. - В.».157
3.3. Тайна красной комнаты: М. Цветаева и Ш. Бронте.165
3.4. А. С. Пушкин и М. И. Цветаева.174
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Итальянский субстрат в творчестве Марины Цветаевой2006 год, кандидат филологических наук Быстрова, Татьяна Александровна
Феномен дома в ранней лирике Марины Цветаевой2012 год, кандидат филологических наук Кирьянова, Екатерина Николаевна
Мифология Имени М. Цветаевой2006 год, кандидат филологических наук Гончарова, Наталья Андреевна
Творческая эволюция М.И. Цветаевой: онтология, концепция личности2006 год, доктор филологических наук Макашева, Салтанат Жолдасбековна
Поэтика трагического в творческой эволюции М. Цветаевой1998 год, кандидат филологических наук Переславцева, Руслана Станиславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Круг чтения и его отражение в ранней лирике М. Цветаевой: 1910-1913 гг.»
Многогранная личность, высокая и трагическая судьба, уникальный поэтический дар поэта XX века М. И. Цветаевой на протяжении последних пятидесяти лет1 неизменно находятся в центре внимания исследователей. Столь пристальный интерес вызван, с одной стороны, почти полувековым замалчиванием ее имени в советской России, с другой — масштаб таланта, новаторство, энергетика ее поэзии и прозы привлекают все большее число лингвистов, литературоведов, культурологов и даже философов.
Цветаеведение - отрасль литературоведения о жизни и творчестве Цветаевой - сравнительно молодая наука, однако она развивается буквально «семимильными шагами». Начиная с юбилейного 1992 года, когда отмечалось столетие со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, происходят кардинальные изменения в области изучения жизни и творчества поэта.
Во-первых, открыт дом-музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке в Москве. На базе музея создана библиотека и проводятся ежегодные международные научно-тематические конференции, сопровождающиеся публикацией тезисов и докладов. Открыты музеи М. И. Цветаевой в Болшеве, Елабуге, Александрове. о
Выпущен Словарь поэтического языка Марины Цветаевой , представляющий собой лексикон ее произведений и служащий необходимым справочником при изучении творчества поэта, как литературоведами, так и лингвистами.
Прошли этапные международные конференции и симпозиумы, объединившие отечественных и зарубежных исследователей наследия
1 Считая с 1965 года — времени знакомства широкого читателя с творчеством поэта, когда выходит том Цветаевой в Большой серии «Библиотеки поэта», снабженный комменарием и вст. статьей, а также публикации первой монографии С.Карлинского о Цветаевой в США в 1966 г.
2 Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т. — Т. 1 - 4 /Сост. Белякова И. Ю., Оловянникова И.
П., Ревзина О. Г. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1996-2004. 4
М. И. Цветаевой и продемонстрировавшие «широкий диапазон подходов к изучению жизни и творчества поэта»3, «на уровне жанров, интертекстуальности, отдельных наблюдений над элементами индивидуального стиля, языка»4. Среди них: «Марина Цветаева. Песнь жизни». Международный парижский симпозиум5; > «Марина Цветаева. Симпозиум, посвященный 100-летию со дня рождения»6; «Marina Tsvetaeva:
7 Q
One Handred Years» ; «Marina Cvetaeva. Studien und Materialen» .
Открыт долгожданный доступ к документам М. Цветаевой в РГАЛИ. Это огромный архивный массив, содержащий материалы фонда, хранящиеся по 3 описям и насчитывающие 1122 единицы хранения. РГАЛИ при участии Дома-музея Марины Цветаевой задумано насущное издание серии «М. Цветаева. Неизданное» в 8 книгах, «каждая из которых лишь приблизительно на две трети» состоит «из абсолютно неизвестных текстов»9. В настоящее время выпущены лишь две книги серии - это «Сводные тетради»10 и «Семья. История в письмах»11.
Автор-составитель Е. Б. Коркина, полагает;, что «качество и концентрация интеллектуального и психологического опыта, запечатленного Цветаевой, таковы, что сами по себе являются источником новых творческих возможностей и духовных стимулов»12.
В 2004 году опубликованы «Дневники» Георгия Эфрона13 -«уникальный документ последнего периода жизни Цветаевой» и «глубокое
3 Полехина М. М. Прерванный полет в «огнь-синь». Марина Цветаева: Художественная космогония. Монография. M.: Прометей, 2000. - С. 9.
4 Осипова Н. О. Творчество M. И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - С. 13.
5 Марина Цветаева: Песнь жизни: Междунар. Парижский симпозиум // Un chant de vie Marina Tsvctaeva: Actes du colloque international de lUnivcrsitc Paris IV. 19 -25 octobre 1992. Paris,. 1996.
6 Norwich symposia on Russian literature and culture. Vol. 2. Marina Tsvetaeva. 1892-1992. Марина Цветаева. Симпозиум, поев. 100-летию со дня рождения / Под ред С. Ельницкой и Е. Эткинда. - Нортфилд; Вермонт, Русская школа Норвического университета, 1992.
7 Marina Tsvetaeva: One Hundred Years. Papes from the Tsvetaeva Centenary Symposium. — Amherst, 1992.
8 Marina Cvetaeva. Studien und Materialen // Wien. Slaw. Aim. 1981. - Sb. 63. ,
9 Неизданное. Семья: История в письмах/ Сост., подгот. текста, коммент. Е. Б. Коркиной. - М.: Эллис Лак, 1999. - С. 5.
10 Неизданное. Сводные тетради / Подг. текста, предисл., примеч. Е. Б. Коркиной и И. Д. Шевеленко. - М.: Эллис Лак, 1997.
11 Неизданное. Семья: История в письмах.-М., 1999.
12 Там же. - С. 5-6.
13 Эфрон Г. Дневники: в 2 т. / Подг. изд. Е. Б. Коркиной и В. К. Лосской. - М: Вагриус, 2004. повествование о своем времени и малоизвестных фактах жизни своей семьи»14.
Появились итоговые монографии й обобщающие статьи, содержащие обзоры литературы о Цветаевой15. >
Однако остаются проблемы, мало или недостаточно изученные, хотя их актуальность невозможно отрицать. К таким лакунам относится вопрос о круге чтения Марины Цветаевой. I
Цель работы - показать принцип обращения Цветаевой с «чужим», но «созвучным», близким литературным материалом на примере конкретных стихотворений, имеющих литературное происхождение.
Задачи данного исследования - узнать, какие тексты (книги, авторы, герои) стоят за строками «Вечернего альбома» и «Волшебного фонаря», понять, почему выбраны именно они; сформулировать критерии отбора, определить, какие трансформации претерпевают тексты-источники в сборнике Цветаевой и на каком уровне это происходит (сюжет, характеры, темы). Необходимо осознать, как «чужое» становится «своим» и какова связь между источником стихотворений и тематической направленностью сборника в целом. ,
Материалом данного диссертационного исследования, в соответствии с поставленной целью и задачами, является ранняя лирика М. И. Цветаевой, то есть первые два сборника «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912), по сути представляющих собой единое произведение, а также сборник «Из двух книг», составленный Цветаевой на материале избранного из указанных первых сборников. В процессе анализа по
14 Там же. С. 4. и Зубарева Е. Ю. Творчество Марины Цветаевой в англо-американском литературоведении последнего десятилетия // Вестник МГУ: Серия 9: Филология. - Т. 9 (6).;- 1989.; Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. — Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1989. Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой: (Фонетика, словообразование, фразеология). - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999; Мейкин М. Марина Цветаева: Поэтика усвоения. -М: «Дом-музей Марины Цветаевой», 1997; Полехина М. М. Прерванный полет в «огнь-синь». Марина Цветаева: Художественная космогония. Монография. — М.: Прометей, 2000; Шевеленко И. В зеркале последнего десятилентия. Библиографические заметки к столетию М.И.Цветаевой // Звезда. — 1992. - № 10. — С. 202 — 207. Ахмадеева С. А. Жизнь и творчество М. И. Цветаевой в диссертационных исследованиях 1989 - 2005 гг. // Лики Марины Цветаевой: XIII Международная научно-тематическая конференция (9 - 12 октября 2005 года). Сб. докл. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006. - С. 479 - 522. необходимости будут также привлекаться другие лирические, прозаические и эпистолярные тексты Цветаевой, связанные с темой и задачами исследования. Выбор материала осуществлен по хронологическому принципу и определен недостаточной исследовательностью ранних произведений поэта. Непосредственным объектом исследования стали как конкретные стихи, опирающиеся на определенные литературные тексты, имеющие явный (эксплицитный) или скрытый (имплицитный) литературный подтекст, связанный с широко известными или, напротив, полузабытыми или даже совсем забытыми авторами и произведениями, а также тексты, литературный источник которых устанавливается предположительно, но с большой долей вероятности. Заданные нами временные границы связаны с важностью обозначения определенного этапа творчества Цветаевой, который заканчивается в 1913 году.
Важно подчеркнуть, что основное место в исследовании принадлежит «Вечернему альбому» - первому сборнику. Однако этот выбор определяется не только тем фактом, что он первый хронологически, а, прежде всего тем, что именно в нем принципиальные для Цветаевой жанровость, композиция, мотивы выдержаны более последовательно, чем во втором сборнике стихов, явившемся продолжением и воспринимающимся как добавление к первому, как «стихотворения, не вошедшие в сборник». Кроме того, круг чтения юного автора обозначен в «Вечернем альбоме» гораздо четче и представлен большим количеством персоналий.
Привлечение материалов из «Волшебного фонаря» предопределяется тем, что эти сборники «по духу - одна книга»16 (слова автора о первых двух сборниках стихов в 1922 году). По прошествии времени «Волшебный фонарь» представляется явно периферийным и вторичным по отношению к «Вечернему альбому».
16 Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. / Сост., подг. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. -М.: Эллис Лак, 1995. Т. 5. - С. 5. Далее ссылки на это издание в тексте с указанием номера тома и страницы в скобках.
Структурно «Вечерний альбом» состоит из трех разделов: «Детство», «Любовь», «Только тени». Каждому разделу предпослан эпиграф или эпиграфы (литературные, исторические, библейский), что изначально подразумевает некий ' общекультурный контекст. Поставленные задачи определили методику работы, которая представляет собой комплексное исследование, базирующееся на историко-литературном, сопоставительном, структурно-семантическом, мотивно-тематическом методах исследования, включающее4 анализ художественного (лирического) текста и его интерпретацию.
В обращении к стихотворному тексту преобладают элементы структурно-семантического, лингвопоэтического анализа.
В исследовании учтены методологические подходы и научные результаты, представленные в трудах Д. Е. Максимова, М. М. Бахтина, Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Лотмана, 3. Г. Минц, И. П. Смирнова, М. Л. Гаспарова, А. Ханзен-Леве. Кроме того, привлекаются работы отечественных и зарубежных исследователей творчества М. И. Цветаевой: Е. Б. Коркиной, Е. Фарыно, А. А. Саакянц, Т. Венцловы, С. Ельницкой, О. Г. Ревзиной, А. Смит, И. Д. Шевеленко, Н. О. Осиповой, Л. В. Зубовой, И. В. Кудровой, М. М. Полехиной и других.
Научная новизна исследования связана с задачей определения и изучения круга чтения М. И. Цветаевой как важной составляющей ее мировоззрения (миросозерцания) и ее художественного мира; в выявлении общих закономерностей обращения Цветаевой с литературными источниками разных жанров, во включении в круг рассматриваемого материала некоторых текстов, не анализировавшихся прежде.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из Введения, трех глав, состоящих из разделов, заключения. Список использованной литературы содержит 370 наименований. Общий объем диссертации составляет 217 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество М. Цветаевой 1910 - 1920-х годов и традиции русского символизма2000 год, кандидат филологических наук Спесивцева, Любовь Валентиновна
"Адресованная" лирика Марины Цветаевой: коммуникативно-жанровый аспект2008 год, кандидат филологических наук Круглова, Татьяна Сергеевна
Книжный код в творчестве М. Цветаевой2007 год, кандидат филологических наук Данилова, Татьяна Андреевна
Лирическая книга М. Цветаевой "После России", 1922-1925 гг.: Проблема художественной целостности1999 год, кандидат филологических наук Уфимцева, Наталья Павловна
Книжный код в творчестве Марины Цветаевой2007 год, кандидат филологических наук Данилова, Татьяна Андреевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Стрельникова, Наталия Данииловна
Заключение
Данная диссертационная работа была посвящена кругу чтения М. И. Цветаевой, проблеме, до сих пор недостаточно изученной, и отражению любимых книг в раннем творчестве поэта.
Проведенное нами исследование позволило не только очертить круг детского и юношеского чтения М. И. Цветаевой, но и определить степень влияния прочитанных и «прожитых»506 ею книг на концепцию создания первого сборника стихов и на формирование человеческой и творческой жизненной позиции.
В ходе исследования мы показали не только связь определенного литературного источника и конкретного стихотворения сборника, но и образовавшиеся семантические связи между стихотворениями первой книги стихов, что, в свою очередь, позволило выявить некую парадигму внутри сборника - ряд исключительных героев, преимущественно романтиков.
Впервые раскрыт смысл эпиграфов к разделам сборника, установлена их роль и связь со стихотворениями и общей тематической направленностью сборника.
Демонстрируя принцип обращения Цветаевой с чужими, но созвучными текстами, мы пытались показать, как чужое трансформировалось в свое.
Впервые заявлено, какие конкретно тексты и почему стоят за многими стихотворениями сборника, например, «Как мы читали "ЫсЫш^ет"», «Сказки Соловьева», проанализированы сами тексты.
Значительное место в исследовании посвящено популярным в начале XX века детским книгам, показано, какое отражение нашло чтение некоторых из них на страницах «Вечернего альбома» и «Волшебного
506 В письме историку О.Обри она пишет о трех книгах, которые она взяла с собой, «чтобы прожить их за лето - как бы ни повернулась жизнь - прожить именно их» // Звезда. - 1992. - № 10.- С. 142.
178 фонаря». Установлены семантические связи, переклички между героями «Очерков детства» С. Юшкевича, героем Ф. Бернет, героиней Д. Эллиот, героиней Ш. Бронте и персонажами «Вечернего альбома».
Выделены основные мотивы и темы ранней лирики М. Цветаевой в сборниках «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Это тема детства, мотив сна, тема первой любви, тема несоответствий, мотив одиночества, тема смерти, особенно ранней детской смерти, романтический конфликт между мечтой и действительностью, тема несовершенства и «перевернутости» мира и стремление к чуду, тема несправедливости судьбы к избранным и желание пересотворения судьбы, тема второй реальности - мира любимых книг и «теней», мотив разочарования и страха перед будущим, страх потери идеала, тема поэта.
Почти во всех разделах исследования мы не замыкались в рамках ранней поэзии; а показывали, что данный сюжет, тема, аллюзия, мотив не исчезал в творчестве Цветаевой, а перетекал в творчество более позднее, причем, пытались проиллюстрировать на многочисленных примерах удивительное постоянство М. И. Цветаевой в верности книжным привязанностям, мотивам, темам, идеям, несмотря на разностороннее и разноплановое воплощение их в дальнейшем творчестве.
Нам кажется, что одной из особенностей нашей работы является принципиальная установка на открытый финал каждого из разделов исследования, так как сама постановка проблемы круга чтения предполагает некую недоговоренность и незавершенность по определению.
Представляется, что такая установка была выбрана правильно, потому что в результате эклектичного по сути исследования, оказалось, что найденные параллели, реминисценции, аллюзии могут иметь не только «второе дно», как случилось со стихотворением «Даме с камелиями», или потенцию хронологически длиться, как в случае с герцогом Рейхштадтским и героем историка О. Обри, но неожиданно был обнаружен любопытный подтекст,— пушкинский. Случилось это на, стадии окончания работы над темой, но так как новое видение открывает перспективы и выводит нас на более высокий и глубокий уровень анализа и обобщений, мы сочли необходимым обозначить этот тезис в последнем разделе нашего исследования.
Парадигма исключительных героев, благородных, юных, рано умерших, талантливых, несправедливо обойденных судьбой, «Великих Одиноких» занимает центральное место в «Вечернем альбоме». Этот ряд любимых «теней» открывается трагической фигурой Марии Башкирцевой, «блестящей памяти» которой посвящен сборник, а заканчивается образом лирической героини, тождественной самой Марине Цветаевой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Стрельникова, Наталия Данииловна, 2009 год
1. Произведения М. И. Цветаевой
2. Цветаева М. И. Неизданное. Семья: История в письмах / Сост., подгот. текста, коммент. Е. Б. Коркиной. — М.: Эллис Лак, 1999.
3. Цветаева, М. Вечерний альбом / М. Цветаева; (Библиотека репринтныхIизданий «Книжные редкости»). М.: Книга, 1988.
4. Цветаева, М. Вечерний альбом / М. Цветаева; М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1910;
5. Цветаева, М. Волшебный фонарь / М. Цветаева; М.: книгоиздательство «Оле-Лукойе», 1912.
6. Цветаева, М. И. Неизданное. Сводные тетради / М. И. Цветаева; Подг. Текста, предисл. и примеч. Е. Б. Коркиной и И. Д. Шевеленко. . -М.: Эллис Лак, 1997.
7. Цветаева, М. Из двух книг / М. Цветаева М., 1913.
8. Цветаева, М. Избранные произведения Сост., подгот. текста и примеч. А. Эфрон, А. Саакянц. М.; Л., 1965.
9. Цветаева, М. Поэт и время. Выставка к 100-тетию со дня рождения (1892 — 1992) / Марина Цветаева; Под общ. ред. И. Е. Даниловой. -М.: Галарт, 1992. — 280 с.
10. Ю.Цветаева, М. Стихотворения и поэмы / М. Цветаева; Вступ. ст., сост., подгот. текста и прим. Е. Б. Коркиной. JL: Советский писатель, 1990 (Библиотека поэта. Большая сер.). - 800 с.
11. Цветаева, М. Стихотворения и поэмы: в 5 т. / jVI. Цветаева; Сост. и подгот. текста А. Сумеркина. New-York: Russica publishers, 1980 -1990.1.. Словари
12. Голицын, Н. Н. Библиографический словарь русских писательниц / Н. Н. Голицын. СПб., 1889.
13. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Под ред. А. А. Суркова. -М., 1962-1978. . •
14. Мнухин JI. А. Марина Цветаева: Библиографический указатель литературы о жизни и деятельности. 1910 1941 гг. и 1942 - 1962 гг. // Wiener Slawistisher Almanach (Wien), 1989. S/-Bd 29. - 149 s.
15. Русские писатели. 1800 1917: Библиографический словарь Под ред. П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия. 1989.
16. Русские писатели 20 века: Библиографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. Редкол.: А. Г. Бочаров, JI. И. Лазарев, А. Н. Михайлов и др. М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву-А. М., 2000. -808 с.
17. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т. — Т. 1 — 4. / Сост. Белякова И. Ю., Оловянникова И. П., Ревзина О. Г.,— М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1996-2004.
18. Философский энциклопедический словарь Редкол.: С. С. Аверинцев,I
19. Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия. 1989.1.I. Воспоминания, мемуары
20. Белкина, М. И. Скрещение судеб. Попытка Цветаевой, двух последних лет ее жизни. Попытка детей ее. Попытка времени./ М. И. Белкина; М.: Книга, 1988. - 527 с.
21. Белый, А. Между двух революций. Воспоминания. В 3 книгах. Книга 1 -3. / А. Белый; Редкол.: В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина и др. М.: Художественная литература, 1990.
22. Лосская, В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников. / В. Лосская; Нью-Йорк: Эрмитаж, 1989; М.: Культура и традиции, 1992. 348 с.
23. Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Рождение поэта. /Сост., подгот. текста, вст. ст., прим. Л. Мнухина, Л. Турчинского. -М.: АГРАФ, 2002. 352 с.
24. Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Мгновений след. / Изд. подгот. Л. А. Мнухиным; предисл. Е. Толкачевой. М.: Вагриус, 2006. - 496 с.
25. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. М.: Прогресс-Литера; СПб.: Алетейя. 1995.
26. Цветаева, А.И. Воспоминания. / А. И. Цветаева; М.: Советский писатель, 1984. - 768 с.
27. Эфрон Г. Дневники: В 2 т. Т. 1 2. / Подг. Изд. Е. Б. Коркиной, В. К. Лосской. - М.: Вагриус, 2004.1.. Литературные источники
28. Амичис, Э.де. Записки школьника. / Э. де Амичис; СПб. М.: Изд-во тов-ва М.О.Вольф. «Золотая библиотека», 1901. - 447 с.
29. Амичис Э. де. Сердце / Э. де Амичис;' Пер. с ит.Е. В. Давиденковой; послесл. и прим. И. Володиной. — Л.: Лениздат, 1958. — 284 с.
30. Андерсен, Г. X. Собрание сочинений: в 4 т. / Г. X. Андерсен; Пер. А. и П. Ганзен. СПб., 1994 -1995. '
31. Башкирцева М. Дневник Марии Башкирцевой. / М. Башкирцева; СПб.: Изд-во редакции «Северный вестник». 1894. 539 с.
32. Башкирцева М. Дневник Марии Башкирцевой. С приложением статей У. Э. Гладстона и Ф. Коппе. Издательство редакции «Северный вестник». СПб., 1893. 478 с.I
33. Башкирцева М. Неизданный дневник Марии Башкирцевой и переписка с Гюи де Мопассаном / Пер. с фр. Подфед. и с предисл. М. Гельропа.- Одесса: Джалита, 1904. 251 с.
34. Башкирцева М. Дневник. / М. Башкирцева; М.: Захаров, 1999. - 448 с.I
35. Бернетт Ф. Маленький лорд Фаунтлерой./ Ф. Бернетт; СПб. М.: Изд-во тов-ва М. О. Вольф. ( Серия «Золотая библиотека»), - СПб.-М., 1901.- 197 с.
36. Бодлер Ш. Цветы зла. / Пер. Эллиса. М.: Заратустра. 1908. 305 с.
37. Бронте Ш. Джейн Эйр. / Пер. В. Станевич. Л., 1955. - 381 с.
38. Бронте Ш. Джейн Эйр: Роман; Стихотворения. / Пер. с англ. В. Станевич Пропуски в тексте восстановлены И. Гуровой. Сост. стихотворного раздела и предисл. Е. Гениевой. М.: Художественная литература, 1990. - 447 с.
39. Брюсов В. Огненный ангел. Повесть в XVI главах. М.: Скорпион. 1909.- 374 с.1 I
40. Брюсов В. Пути и перепутья. Собрание стихов. Т. 1 3. М.: Скорпион. 1908 -1909.
41. Вилье де Лиль-Адан Ф.- О. Жестокие рассказы. М., 1909. 104 с.
42. Водовозова Е. Н. На заре жизни. : В 2 т. Т. 1 2. - М., 1987.
43. Гауфф В. Лихтенштейн / Пер. Л. Михайловой. М., 1907. 240 с.
44. Гераклит Эфесский. Фрагменты / Пер. Вл. Нилендера. М.: Мусагет. 1910.-88 с.
45. Герро. Мария Башкирцева. М., 1905.
46. Графиня де Сегюр. Примерные девочки / Пер. с фр. Е.Ландсбер -Одесса: Два Слона. 1994. 256 с.
47. Гримм Я. и В. Сказки / Пер. Г. Петникова.-Минск, 1957. 718 с.
48. Desbordes-Valmore M. Poesies. Gallimard, 1996. - 274 p.
49. Джэмисон С. В. Леди Джэн /СПб.: Изд-е А. Ф. Девриена. 1898.
50. Джэмисон С. В. Леди Джэн или Голубая цапля/ Пер. с англ. Е. А. Сысоевой. СПб.: Ариадна. 1992.- 252 с.
51. Дюма А. (сын). Дама с камелиями. Тбилиси: Цодна. 1959.
52. Жуковский В. А. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1982.
53. Жуковский В. А. Баллады. Наль и Дамаянти. Рустем и Зораб. Дневники. Письма. Воспоминания современников / Сост. И. М. Семенко. М.: Правда, 1987.
54. Кузмин М. Избранные произведения / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А. Лаврова, Р. Тименчика Л.: Художественная литература. 1990.-576 с.
55. Лагерлеф С. Легенды о Христе. М.: Издательство В. М. Саблина. 1907.215 с.
56. Лагерлеф С. Сага о Йесте Берлинге. М.: Художественная литература. 1959. 420 с.
57. Lanfrey P. Histoire de Napolton 1. Paris, 1875.
58. Ланфре П. История Наполеона I. 4 тома. / Перевод А. С. Афанасьева. -СПб., 1869-1873.
59. Ницше Фр. Сочинения: в 2 т. Т. 1-2. / Сост. К. А. Свасьян. М.: Мысль. 1990.
60. Ницше Фр. Так говорил Заратустра. Книга для вс(ех и ни для кого / Пер. Ю. М. Антоновского. СПб., 1903.
61. Ницше Фр. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. / Пер. В. В. Рынкевича. М.: Интербук. 1990.
62. Письма Наполеона и Жозефины. Париж, 1895.
63. Цветаева А. Королевские размышления. М., 191,4.
64. Чарская Л. Вечера княжны Джавахи. Сказания старой Барбалэ. СПб.
65. М.: Издательство М. О. Вольф. 1911.-191 с. 80.Чарская Л. . Виновна, но . Роман мятежной души. СПб.: Венок, 1915. - 224 с.
66. Чарская Л. Вторая Нина. СПб. - М.: Издательство М. О. Вольф, 1909. -312 с.
67. Чарская Л. Джаваховское гнездо. СПб. - М.: Издательство М. О.
68. Вольф, 1912.-303 с. 83.Чарская Л. За что? Моя повесть о самой себе. СПб. - М.: Издательство М. О. Вольф, 1910.
69. Чарская Л. Записки институтки. СПб. М.: Издательство М. О. Вольф,!1905.
70. Чарская Л. Княжна Джаваха. Повесть для юношества. СПб. - М.:
71. Издательство М. О. Вольф, 1912. 86.Чарская Л. Люда Влассовская. Повесть для юношества. СПб. — М.:
72. Издательство М. О. Вольф. 1913. 87.Чарская Л. Проблемы любви. Рассказы о женском сердце. СПб.:
73. Издательство П. П. Сойкина, 1904. 88.Чарская Л. Сказки Голубой Феи. СПб. М.: Издательство М. О. Вольф,1912. ( :
74. Эллиот Дж. Золотые кудри. Повесть. М., 1906. 90.Эллис. Арго. - М.: Мусагет, 1914.I
75. Эллис. Иммортели. Вып. I (Ш.Бодлер). М., 1904. 92.Эфрон С. Детство. - М.: Оле - Лукойе, МСМХП (1912). - 140 с. 93.Юшкевич С. Очерки детства. - СПб. : Знание, 1907. - 222 с. 94.0лькот Л. Маленькие женщины. СПб.: А.О.»Майя», 1992. - 192 с
76. V. Сборники статей, докладов
77. Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. Вып. 1. - Иваново, 1993. - 208 с.
78. Константин Бальмонт. Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. Вып. 2. - Иваново, 1996. - 164 с.1 I
79. Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. — Иваново: ИГУ, 1998. —228 с.
80. Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. — Иваново: ИГУ, 1999. —427 с.
81. Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. - Иваново, 2002. , :
82. Norwich symposia on Russian literature and culture. Vol. 2. Marina Tsvetaeva. 1892-1992. Марина Цветаева. Симпозиум, поев. 100-летию со дня рождения. Норфилд; Вермонт, 1992. - 27&с.
83. Марина Цветаева: Песнь жизни: Междунар. Парижский симпозиум //Un chant de vie Marina Tsvetaeva: Actes du colloque international de l'Université Paris IV. 19-25 octobre 1992. Париж, 1996. -435c.I
84. Марина Цветаева: Статьи и тексты // Wiener Slawistisher Almanach. (Wien) S.-Bd. 32.1992. 252c.
85. Marina Tsvetaeva; One Hundred Years: Papes from the Tsvetaeva
86. Centenary Symposium Amherst College. Amherst, Massachusetts, 1992.t
87. Столетие Цветаевой: Матер, симпоз. // Modern Russian literature and culture. Studies and texts. Vol. 32. Berkeley, 1992.
88. Творческий путь Марины Цветаевой: 1-& междунар. научно-тематич. конф. (7-10 сентября 1993 г., Дом-музей Марины Цветаевой): Сб. докл. М., 1993. - 72 с.
89. Борисоглебье Марины Цветаевой: Шестая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1998), Москва.: Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. -296 с.
90. А. С. Пушкин М. И. Цветаева: Седьмая цветаевская международная научно-тематич. Конф. / (9 - 11 октября 1999), Москва.: Сб. докл. - м.: Дом - музей Марины Цветаевой, 2000. — 384 с.
91. Лики Марины Цветаевой: XIII Международная научно-тематическая конференция (9-12 октября 2005 года): Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006: -'640 с.
92. Добро и зло в мире Марины Цветаевой: XIV Международная научно-тематическая конференция (9-12 октября 2006 года): Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. - 560 с.
93. Семья Цветаевых в истории и культуре России: XV Международная научно-тематическая конференция (8-11 октября 2007 года): Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. — 472 с.
94. Исследовательская литература
95. Адмони В. Марина Цветаева и поэзия XX века // Звезда — № 101992). — С. 163-169. . ■
96. Азадовский К. Эвридика и Сивилла: орфические странствия Марины
97. Цветаевой // НЛО № 26 — 1997. С. 317-321. Рецензия на книгу: PetersI
98. Hasty. O. Tsvetaeva,s orphie journeys in the worlds of the world. — Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1996. — 267 p.
99. Айзенштейн E.O. Сны Марины Цветаевой. СПб.: Академический проект, 2003. - 464 с. '
100. Айзенштейн Е. К постановке проблемы «Сон в жизни и творчестве М. Цветаевой» // Wiener Slâwistisçher Almanach (WSA). Sonderband (Sdb.) 32 / Hrg. von A. A. Hansen-Loeve, Red. von L. Mnuchin. — Wien, 1992. — S. 121-134
101. Айзенштейн E.O. Символика «стекла» в творчестве Марины Цветаевой // Научные доклады высшей школы: Филологические науки. — № 6 (1990). — С. 10-17
102. Александров А. Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой / А. Александров; (Серия «Биографии и мемуары») — М.: Захаров, 2003. — 320 с.
103. Бавин С. П., Семибратова И. В. Судьбы поэтов «серебряного века»: Библиогр. очерки. М.: Кн. Палата, 1993. - 480 с.
104. Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный ПетербургI
105. Ленинград. Л.: Лениздат, 1986.
106. Баршт К. А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб.: Издательство филологического факультета СПбГу, 2000.
107. Басилая Н. А. Семасиологический анализ бинарных метафорических словосочетаний. Тбилиси, 1971.
108. Вельская Л. Л. «Русские Гамлеты» в поэзии XX века // Русская речь —№4(1996). —С. 10-17.
109. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 томах.-M., 1994.
110. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973. - 568 с.
111. Блок А. и основные тенденции развития литературы начала XX века. Блоковский сборник VII. Тарту, 1986.
112. Бобров С. Отзывы о книгах. М. Цветаева // Печать и революция. 1924. №1.
113. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
114. Бродский И. Поэт и проза // Цветаева М. Избранная проза: В 2 т.- Т. 1. Нью-Йорк. 1979. - С. 7 - 17.
115. Бродский И. Об одном стихотворении: (Вместо предисловия) // Цветаева М. Стихотворения и поэмы: в 5 т. New-York: Russica publishers. 1980. Т. 1.
116. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе / Вступ. ст. И. Кудровой.
117. М.: «Независимая газета», 1997. — 208 с.
118. Брюсов В. Дневники. 1891 -1910. М., 1927.
119. Брюсов В. Новые сборники стихов // Брюсов В. Далекие и близкие. М., 1912. '
120. Брюсов В. Огненный ангел. Повесть в XVI главах. М.: Скорпион. 1909. , ,
121. Брюсов В. Пути и перепутья. Собрание стихов. Т. 1 - 3. - М.: Скорпион, 1908 -1909.
122. Брюсов В. Я. Новые сборники стихов // Русская мысль, 1911, № 6. С. 281 -290.
123. Брюсов В. Я. Новые сборники стихов // Русская мысль, 1912, № 4. С. 276-284.
124. Бургин Д. JI. Марина Цветаева и трансгрессивный эрос/ Пер. с англ. С. Сивак / статьи, исследования. — СПб.: ООО ИНАПРЕСС, 2000. —240 с. . :
125. Валгина Н. С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь — № 6 (1978^). — С. 58-66.
126. Васильева М. Ю. Гумилев о ранней Цветаевой (отзывы на «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь») // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. — Иваново, 1998. — С. 223.
127. Венцлова Т. Собеседники на пиру. Вильнюс, 1997.
128. Викулина JI. А. Мещерякова И. А. Творчество Марины Цветаевой: (Проблемы поэтики). —М.: «Эребус», 1998. — 96 с.
129. Виноградов В. В. Язык Пушкина. — M.-JL, 1935.
130. Войтехович Р. С. Марина Цветаева и античность М. -Тарту: Дом-музей Марины Цветаевой; Тартуский университет, 2008. 464 с.
131. Волков Соломон. О Марине Цветаевой: Диалог с Иосифом Бродским // Звезда — № 1 (1997). — С. 72-79. .
132. Волкова П. С. Мой Дон-Жуан: опыт интертекстуального анализа / Волкова П. С., Костерина А. В. // Константин Бальмонт, МаринаI
133. Цветаева и художественные искания XX века. Иваново, 2000. - Вып. 5. - С. 209-219.
134. Волошин М. Женская поэзия // Утро России. 1910. № 323 ( 11 дек.). С. 6.
135. Волошин М. Лики творчества. Л., Наука, 1988. - 848 с.
136. Гамзаева Г. Ш. М. Цветаева и М. Башкирцева: К вопросу об авторе и герое в ранней лирике М. Цветаевой // Внутренняя организация художественного произведения: Межвуз. научно-тематич. сб. — Махачкала, 1987. — С. 107-120.
137. Гаспаров М. Л. «Поэма воздуха» Марины Цветаевой: Опыт интерпретации // Труды по знаковым системам. — Вып. 15/ Отв. ред. М. Ю. Лотман. Тарту, 1982. 1 1
138. Гаспаров Б. M., Гаспарова Э. М., Минц 3. Г. Стилистический подход к исследованию плана содержания художественного текста // Семиотика. Труды по знаковым системам. — Т. 5. — Тарту, 1971. — С. 288 332.
139. Гаспаров М. От поэтики быта к поэтике слова // Wiener Slawistischer Almanach (WSA). Sonderband (Sdb.) 32 / Hrg. von A. A. Hansen-Loeve, Red. von L. Mnuchin. —" Wien, 1992. — S. 5-16.
140. Гаспаров M. JI. (совм. С H. Г. Дацкевич) Тема дома в поэзии Марины Цветаевой // Здесь и теперь: Философия, литература, культура. — Вып. 2. -1992.
141. Герасимова H. М. Энергетика цвета в цветаевском «Молодце» // Межвуз. сб-к «Имя — сюжет — миф» / Под. ред. H. М. Герасимовой.
142. СПб.: Изд-во СпбУ, 1996. — С. 159-178.
143. Голицина В. Н. Цыганская тема в творчестве М. Цветаевой и некоторые вопросы пушкинской традиции // Проблемы современного пушкиноведения: Межвуз. сборник научных трудов. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. — С. 86-102.
144. Горбаневский М. В. «Мне имя,— Марина.»: Заметки об именах собственных в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь № 4 — 1985.1. С. 56-64.1 I
145. Горчаков Г. К источникам трагического у Марины Цветаевой // Wiener Slawistischer Almanach (WSA). Sonderband (Sdb.) 32 / Hrg. von A. A. Hansen-Loeve, Red. von L. Mnuchin. — Wien, 1992. — S. 147-160
146. Гумилев H. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1911. № 5. С. 76 - 78.
147. Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1912. № 5. -С. 50.
148. Данько Е. О читателях Чарской // Звезда. 1934. № 3.
149. Дзуцева Н. В. Русская поэзия 1910 1930-х годов в аспекте постсимволизма (Проблемы эстетики и поэтики): Автореф. дис. Д-ра филол. наук.-Иваново, 1999. 1 • "
150. Ельницкая С. Поэтический мир Цветаевой: Конфликт лирического героя и действительности. Wien, 1990 (Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 30). 400 с.
151. Ельницкая С. Статьи о Марине Цветаевой. М.: Дом-музей1.I
152. Марины Цветаевой, 2004. 304 с.
153. Зубарева Е.Ю. Творчество Марины Цветаевой в англоамериканском литературоведении последнего десятилетия // Вестник МГУ: Серия 9: Филология. — Т. 9, № 6, 1989.
154. Зубова JI. В. Язык поэзии Марины Цветаевой: (Фонетика, словообразование, фразеология). СПб.: Йзд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 232 с.
155. Зубова Л. Художественный билингвизм в поэзии М. Цветаевой // Вестник ЛГУ. — Серия истории, языка и литературы. — Т. 4 (октябрь, 1988). —С. 40-45.
156. Зубова Л. В. «По следу слуха народного и природного»: (Язык поэзии М. Цветаевой и история языка) // Динамика русского слова: Межвуз. сб. статей к 60-летию проф. В. В. Колесова. — СПб., 1994. — С. 117-125.
157. Зубова Л. В. Античность в поэзии М. Цветаевой // Тезисы докладов Крымской научной конференции «Проблемы античной культуры». 4.2 / Отв. ред. Л.В. Павленко. — Симферополь: Изд. Симфероп. ун-та, 1988. — С. 125-127.
158. Зубова Л. В. Потенциальные свойства языка в поэзии М. Цветаевой: (Семантический аспект). — Л.: Изд. ЛГУ, 1987. — 87 с.
159. Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л.: Издательство Ленингр. ун-та. 1989. — 264 с.
160. Зубова Л.В. Традиции стиля «плетения словес» у Марины Цветаевой: («Стихи к Блоку», 1916-1921 гг., «Ахматовой», 1916 г.) // Вестник ЛГУ. — Серия истории, языка и литературы. — Т. 9 (2) (апрель, 1985). — С. 47-52.
161. Иванов В. В. Метр и ритм в «Поэме Конца» Марины Цветаевой //
162. Теория стиха / Отв. ред. В. Е. Холшевников. Ред. В. М. Жирмунский, Д. С.
163. Лихачев. — Л., 1968. — С. 168-201.
164. Иванов В. В. О цветаевских переводах песни из «Пира во время чумы» и «Бесов» Пушкина // Мастерство перевода/ Отв. ред. К. И. Чуковский. — М., 1968. — С. 389-412,
165. Massachusetts, 1992. — Столетие Цветаевой: Материалы симпозиума/1 I
166. Ред.-сост. В. Швейцер, Д. Таубман, П. Скотто, Т. Бабенышева. — Berkeley Slavic Specialties, 1994. — С. 45-60.
167. Каган Ю. М. Цветаева в Москве. Путь к гибели. М., 1992.
168. Карабутенко И. Цветаева и «Цветы зла» (Ш. Бодлер) // Москва.1 (1986). — С. 192-199.
169. Кедров К. А. Поэтический космос. М.: Советский писатель, 1989. - 480 с.
170. Киперман Е. «Пророк» Пушкина и «Сивилла» Цветаевой: (Элементы «поэтической теологии, и мифологии») // Вопросы литературы. — № 3. 1992. — С. 94-114.
171. Клинг О. А. Поэтический стиль, М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание // Вопросы литературы. — Вып. 3 (1992). — С. 74-93.
172. Клинг О. А. Художественные открытия В. Брюсова в творческом осмыслении А. Ахматовой и М. Цветаевой // Брюсовские чтения. Ереван, 1983 г. — Ереван, 1985. — С. 235-247.
173. Клюкин Ю. Об одном стихотворении М. Цветаевой // Wiener Slawistischer Almanach (WSA). Sonderband (Sdb.) 32 / Hrg. von A. A. Hansen-Loeve, Red. von L. Mnuchin. — Wien, 1992. — S. 223-228.
174. Клюкин Ю. Пушкин по-французски в переводе Цветаевой: (К1.чистории создания) // Wiener Slawistischer Almanach (WSA). Sonderband (Sdb.) 32 / Hrg. von A. A. Hansen-Loeve, Red. von L. Mnuchin. — Wien, 1992. — S. 63-84. • I
175. Клюкин Ю. П. Иноязычные произведения М. Цветаевой // Научные доклады высшей школы: Филологич. науки. — № 4 (1986).1. С. 66-73.
176. Козлова Л. По вольному следу воды родниковой (К истокам личности М. Цветаевой) // Звезда. 1987. № 8.
177. Козлова Л., Кролли А. Росток серебряный // Север. 1988. № 4.
178. Козлова JI. Н. Безумье всех тысячелетий: к истокам М. Цветаевой. М., 1994.
179. Козлова Л. Н. Вода родниковая. К истокам личности Марины Цветаевой. Ульяновск, 1992.
180. Колмогоров А. Н. Пример изучения мет^а и его ритмических вариантов // Теория стиха / Отв. ред. В. Е. Холшевников. Л., 1968.
181. Комарницкий В. Л. А.Чарская, как детская писательница. Доклад, читанный на Варшавской выставке образовательных пособий и книг для детей дошкольного и школьного возраста в апреле 1913 г. -Варшава, 1914.
182. Кононко Е. Г. Р. Державин в творчестве Марины Цветаевой // Вопросы русской литературы. — Львов, 1985. Вып. 2. — С. 44-49.
183. Коркина Е. Б. Поэтический мир Марины Цветаевой // Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель. 1990. — С. 5 — 33.
184. Коркина Е. Поэма о Царской Семье // Wiener Slawistischer Almanach (WSA). Sonderband (Sdb.) 32 / Hrg. von А. A. Hansen-Loeve, Red. von L. Mnuchin. — Wien, 1992. — S. 171-200
185. Коркина E. Б. Заметки о цветописи M. Цветаевой // Творческий путь Марины Цветаевой: Первая международная научно-тематическая конференция (Москва, 7-10 сентября 1993 г.): Тезисы докладов/ Под ред. О.Г. Ревзиной. — М.: ДМЦ, 1993. — 72 с. — С. 53-57.
186. Коркина Е. Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой// Русская литература, 1987. № 4. - С. 161 -168.
187. Коркина Е. Б. Архивный монастырь: Археография, история, текстология. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. — 350 с.
188. Корниенко С. «Круг чтения» М. Цветаевой в формировании авантекста лирической драмы «Приключение»//Текстологический временник. Русская литература XX века: Вопросы текстологии их источниковедения. М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 769 с. - С. 447 - 456.
189. Косарева Л. А. Смысл творчества в поэзии М. Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. — Иваново: ИГУ, 1996. —С. 91-99.
190. Коснье К. Мария Башкирцева: Портрет без ретуши/Пер. с фр. Т.I
191. Чугуновой; Предисл. И. Владимирова; Послесл. Т. Швец. — М.: ТЕРРА, 2008. 288 с.
192. Кудрова И. «Если душа родилась крылатой .» (О поэзии Марины Цветаевой) // Север. 1977. - №6.
193. Кудрова И. В. Лев Шестов и Марина Цветаева: (Творческие переклички ) // Звезда. — 1996. № 4. — С. 191-202.
194. Кудрова И. В. Лирическая проза Марины Цветаевой // Звезда. — № 10(1982). —С. 172-183. , ' ,
195. Кудрова И. В. Версты, дали . Марина Цветаева: 1922 1939. -М.: Советский писатель, 1991. - 368 с.
196. Кудрова И. Жизнь Марины Цветаевой. Документальное повествование. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2002. - 312 с. (Серия: Русские поэты. Жизнь и судьба.)
197. Кудрова И. Путь комет: В 3 томах. Спбю:Крига; Издательство Сергея Ходова, 2007. Т. 1 Молодая Цветаева. - 448 е.; Т. 2. После России. - 560 с. Т. 3. Разоблаченная морока. - 384 с.
198. Кудрова И.В. «Это ошеломляет.»: (Иосиф Бродский о Марине Цветаевой) // Звезда. — № 1 (1997). — С. 210-216.
199. Кудрявцева Е.Л. Сон в жизни и творчестве Марины Цветаевой. // Mill У — 125 лет: Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. — М.: Прометей, 1997. — С. 48 50.
200. Кудрявцева Е.Л. Тарусские страницы f в творчестве М.И. Цветаевой: («Кирилловны». Попытка мифотворчества.) // Научные труды МПГУ: Серия: Гуманитарные науки. — М.: Прометей, 1998. — С. 219 224.
201. Кудряшова Е. И. Константин Бальмонт и Марина Цветаева на страницах исторического альманаха "Минувшее": (Аннотированный библиогр. обзор) // К. Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Иваново, 1999. - Вып. 4. - С. 403-413.
202. Кузнецова Т. В. Цветаева и Штейнер. Поэт в свете антропософии. М.: Присцельс, 1996. - 160 с.
203. Лаврова Е. Л. Поэтическое миросозерцание М. И. Цветаевой. -Горловка, 1994.
204. Лаврова Е. Л. Античные и средневековые мифы в поэтике М. Цветаевой // Рукопись деп. В ИНИОН АН СССР от 07.08.90 № 42629.
205. Лаврова Е. Л. Проблема смерти в творчестве М. Цветаевой // Теоретические и практические аспекты научно-исследовательской деятельности в педвузе: Тезисы докл. и сообщ. конференции по итогам научной работы кафедр за 1992 г. — Горловка, 1993.
206. Лаврова Е. Л. Четыре стихии М. Цветаевой // Основные направления научных исследований в педвузе: обществоведение, педагогика, филология: Сборник научных трудов. —Горловка, 1992.
207. Лакербай Д. Л. «Удостоверясь в тождестве наших сиротств.»: (Бродский и Цветаеза) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. — Иваново, 1993. — С. 166-178.
208. Лакербай Д. Л. Цветаева и Бродский: на перекрестках мифологии и культуры // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Иваново, 1998. - Вып. 3. - С. 169176.
209. Ланда Е. В. «Ундина» в переводе В. А. Жуковского и русская культура // Фуке де ла Мотт. Ундина. — М., 1990. — С. 472-536.
210. Ланфре П. История Наполеона I. 4 тома./ Перевод А. С. Афанасьева. СПб., 1869 - 1873.
211. Лебедева М. С. Поэт и метафизик: (Марина Цветаева и Лев Карсавин: возможные параллели) // Константин Бальмонт, Марина
212. Цветаева и художественные искания XX века. Иваново, 1998. - Вып. 3. - С. 147-149.
213. Левик В. Переводы М. Цветаевой // Иностранная литература. — 1968. № 5.
214. Ломинадзе А. Б. Лирический герой и поэтика перевода: Автореф.1 Iканд. дис. М., 1981.
215. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. -384 с.
216. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. - 271 с.
217. Лотман Ю. М. О соотношении звуковых и смысловых жестов в поэтическом тексте // Труды по знаковым системам / Отв. ред. И. Чернов. Тарту, 1979. - Вып. 11.
218. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.I
219. Львова Н. А. Холод утра // Жатва. М., 1914. - Кн. 5. - С. 249 -254.
220. Львова С. И. Своеобразие повтора в поэзии М. Цветаевой // Русская речь. — № 4 (1987). — С. 74-79.
221. Любимова Л. Д. Пушкин Цветаевой и пушкинистика Ходасевича: (К вопросу о традиции в «Серебряном веке») // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. — Иваново, 1998. — С. 224-234.
222. Макашева С. Ж. Лирика и драматургия Марины Цветаевой (1907 — 1920 гг.): Становление и эволюция поэтической онтологии. — Ишим, 2002. 134 с.
223. Малкова Ю. В. Мифологическое слово в поэзии Марины Цветаевой: (Нарратив и архетип) // Творчество писателя и литературный процесс: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В. П. Раков. — Иваново, 1994. — С. 83-91.
224. Малкова Ю. В. Мифологизм М. Цветаевой: мысль и стиль // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1995. - С. 82-90.
225. Малкова Ю. В. Своеобразие мифологизма в творчестве М. И. Цветаевой 20-х годов («После России» «Молодец» - «Федра»): Автореф. канд. дис. - СПб., 2000.
226. Маршак С. Я. О большой литературе для маленьких // Маршак С. Я. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. -' Л., 1971.1
227. Матушкина В. И. Г. Р. Державин и М. И. Цветаева: К проблеме творческого родства // Творчество Г. Р. Державина: Специфика. Традиции: Сборник научных трудов. — Тамбов, 1993. — С. 225-231.
228. Мейкин М. Марина Цветаева: Поэтика усвоения. М.: «Дом-музей Марины Цветаевой», 1997. - 312 с.
229. Меркулова Т. Некоторые идейно-художественные особенности поэзии М. Цветаевой и Р.- М. Рильке // Начало: Сборник работ молодых ученых ИМЛИ. Вып. 2. — М.: Наследие, 1993. — С. 136- 147. • '
230. Михайловский Н. К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX -XX века / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Б. Аверина. Л.: Художественная литература, 1989. - 608 с.
231. Михнева Т. Л. Об одном приеме выразительности стиха в ранней лирике М. Цветаевой // Из истории русской литературы конца XIX — начала XX века/ Под ред. А. Г. Соколова, М. В. Михайловой. — М., 1988. —С. 138-148.
232. Мнухин Л. А. Первая книга М. Цветаевой // Индивидуальность писателя и литературно-обществееный процесс. Воронеж. 1979.
233. Молдавский Дм. Михаил Зощенко: очерки творчества. Л.: Советский писатель, 1977.
234. Морыганов А. Ю. К истории взаимоотношений М. Цветаевой и Б. Пастернака: (На материале переписки 1926 года) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. -Иваново, 1998. Вып. 3.- С. 160-168.
235. Марина Цветаева 1892-1992 / Под ред. Светланы Ельницкой и Ефима Эткинда. — Русская школа Норвичского университета. Нортфилд, Вермонт. 1992. — СПб.: Изд-во «Максима», 1992. — С. 267-278.
236. Мусатов В. В. Об одном пушкинском сюжете в "диалоге" М. Цветаевой и О. Мандельштама 10-х годов // Проблемы современного пушкиноведения. Л., 1986. - С. 103-111.256. , Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений1., • . "
237. Онегин». СПб.: Искусство СПб. 1998.
238. Нарбут В.И. Марина Цветаева. Из двух книг. М., 1913. Мариэтта Шагинян. ОпегйаНа/ 1913 // Вестник Европы. 1913. № 8. С. 355 356.
239. Некрасова Е. А. Метафора и ее окружение в контексте художественной речи // Слово в русской советской поэзии / Отв. ред. В. П. Григорьев. М., 1975.
240. Нива Ж. Миф об Орленке: (По материалам женевских архивов, связанных с Мариной Цветаевой) // Звезда. — № 10 (1992). — С. 139143.
241. Николаев А. И. Время в раннем творчестве Марины Цветаевой: (Постановка вопроса) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и1.♦ "художественные искания XX века. Иваново, 1996. - Вып. 2. - С. 99106.
242. Николенко О. Н., Конева Т. М. Традиции («Серебряного века» в лирике М. Цветаевой. — Полтава: Полтавск. гос. пед. ин-т им. В. Короленко, 1992.
243. Орлов В. Марина Цветаева // Цветаева М. Избранное. М., 1961.
244. Орлов В. Марина Цветаева: Судьба, характер, поэзия // Цветаева М. Избранные произведения. М.; Л., 1965.
245. Осипова Н. С. Творчество М. И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. — Киров. : Изд-во ВГПУ, 2000. 272 с.
246. Осипова Н. О. «Золотой» век русской литературы в зеркале «Серебряного»: модели и архетипы // Культура. Искусство. Образование. Актуальные проблемы: Материалы научно-практич. конференции. — М., 1996. — С. 10-14.
247. Осипова Н. О. Некоторые аспекты функционирования средневековой модели мира в художественном сознании XX века // Преемственность поколений: диалог культур: Материалы международной конференции. — СПб., 1996. — С. 72-74.
248. Осипова Н. О. Семантика вокзала в русской поэзии первой трети XX века // Русская классика XX века: пределы интерпретации. — СПб.; Ставрополь, 1995. — С. 89-93.
249. Осипова Н. О. Символика раковины в поэтическом сознании серебряного века и мировой культурный контекст // Культура и творчество: Материалы конференции кафедры теории и истории культуры МГОПУ. — М., 1996. — С. 78-87.
250. Павловский А. И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. Л.: Советский писатель, 1989. - 352 с.
251. Панова В. Заметки литератора. Л., 1972.
252. Пантелеев Л. Как я стал детским писателем // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. - Л., 1985.
253. Переславцева Р. С. Трагическое противостояние «я» и «все» в творчестве М. Цветаевой // Традиции и поиски: Русская литература
254. XX века: Сборник научных статей, посвященный 80-летию А. М.
255. Абрамова. — Воронеж, 1997. — С. 102-109.
256. Петкова Г. Между текстом жизни и текстом литературы // Шестая цветаевская международная научно-тематическая конференция (Москва, 9-11 октября 1998 г.): Сборник докладов/ Отв. ред. В. И. Масловский. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. — С. 96-102.
257. Петросов К. Г. Стихи М. Цветаевой о Пушкине // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. — Иваново, 1999.1. С. 170-172.
258. Петросов К. Г. «Как я люблю имена и знамена»: (Имена поэтов в художественном мире М. Цветаевой) // Русская речь. — 1992. № 5.1. С. 14-19.
259. Подольская И. «Окно в ночи.»: (Фофановский образ у Марины Цветаевой) // Литературная учеба. —1981. № 5. — С. 211-213.
260. Полехина М. М. Прерванный полет в «огнь — синь». Марина Цветаева: Художественная космогония. Монография. М.: Прометей. 2000.
261. Поликовская Л. «Мудрец-филолог» — Кто он?: (К биографии одного лирического героя М. Цветаевой) // Звезда. — 1992. № 10. — С. 173-179.
262. Полякова С. Не.закатные оны дни: Цветаева и Парнок. <Апп Arbor>: Ardis, <1983 >.
263. Пурин А. Такая Цветаева: (О влиянии поэзии И. Анненского) // Звезда. —1992. № 10. — С. 169-173. i
264. Путилова Е. О. О забытых именах, или о «феномене Чарской» // Детская литература. 1989. - № 9.
265. Пухначев Ю. В. Пространство Цветаевой // Число и мысль. Вып. 4: (Четыре измерения искусства). — М.: Изд-во «Знание»; Народный ун-т: Естественнонаучный фак-т, 1981. — 176 с. — С. 55-81.
266. Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность / Пер. с нем. Е. Разумовской-Сайн-Виттенштейн; Письма М. Цветаевой / Сост. писем Л. Мнухина. — М.: А/О Издательство «Радуга», 1994. — 576 с. 1 ■ •
267. Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. -Лондон, 1983. , ' (
268. Раков В. П. Логос и стиль Марины Цветаевой: опыт теоретического описания // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. — Иваново, 1996. — С. 71-80.
269. Ревзина О. Г. Знаки препинания в поэтическом языке: (Двоеточие в поэзии М. Цветаевой) // Marina Cvetaeva. Studien und Materialen / Hrg. Von Hansen-Loeve. — Wien, WSA. — Sdb. 3, 1981. — S. 67-87.
270. Ревзина О. Г. Из наблюдений над семантической структурой «Поэмы Конца» М. Цветаевой // Учен, зап-ки Тартус. ун-та. Вып. 422 (9): Труды по знаковым системам. — 1977. — С. 62-84.
271. Ревзина О. Г. Собственные имена в поэтическом идиолекте М. Цветаевой // Поэтика и стилистика 1988-1990. Вып. 1. — М., 1991. — С. 172-192. 1
272. Ревзина О. Г. Структура поэтического текста как доминирующий фактор в раскрытии его семантики // Marina Cvetaeva. Studien und Materialen / Hrg. Von Hansen-Loeve. — Wien, WSA. — Sdb. 3, 1981. — S. 49-67.
273. Ревзина О. Г. Тема деревьев в поэзии М. Цветаевой // Труды по знаковым системам. Вып. ХУ: Типология культуры. Взаимное воздействие культур. — Тарту, 1982. — С. 141-148.
274. Ревзина О. Г. Безмерная Цветаева: Опыт системного описания поэтического идиолекта. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2009. — 600 с.I
275. Саакянц А. «Плащ Казановы^ плащ Лозэна.» // Театр. —1987. -№3. — С. 174-177.
276. Саакянц А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910 1922). - М.: Сов. писатель, 1986. - 352 с.1
277. Саакянц А. А. Спасибо Вам! Воспоминания. Письма. Эссе. М.: Эллис Лак, 1998.-608 с.
278. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. —М.: Эллис Лак, 1999. 816 с.
279. Саакянц А. А. Твой миг, твой день, твой век: Жизнь Марины Цветаевой. М.: Аграф, 2002. - 416 с.
280. Саакянц А. А. Только ли о Марине Цветаевой?: Воспоминания. — М.: Аграф, 2002.-384 с.t
281. Сандлер С. Тело и слово: Тендер в цветаевском прочтении Пушкина // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. — СПб.: Петро-РИФ, 1993. — 576 с. — С. 234-258.
282. Седых Г. И. Звук и смысл: О функциях фонем в поэтическом тексте: («Психея» М. Цветаевой) // Филологические науки. — 1973. -№ 1. —С. 41-50.
283. Семенов В. Иосиф Бродский в северной ссылке: поэтика автобиографизма. Тарту, 2004.
284. Сержан JI. С. Элегия М. Деборд-Вальмор один из источниковписьма Татьяны к Онегину// Известия АН СССР. Серия литературы икязыка. Т. 33. - 1974. - № 6.
285. Сивоволов Б. М. В. Брюсов и М. Цветаева: К истории личных и литературных отношений // Филологические науки. —1989. № 4. — С.10-15.
286. Сиповский В. В. Татьяна, Онегин, Ленский // Русская старина, 1899, май. '
287. Ситдикова Г. Ф. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова и М. И. Цветаевой. Автореф. канд. дис. Самара, 2008.
288. Смирнов В. А. Семантика образа Богородицы в ранней лирике М. И. Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. — Иваново, 1993. :С. 140-148.
289. Смит A. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой /Пер. с англ. С. Зенкевича. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1998. — 256 с.
290. Смит А. Роль пушкинских подтекстов в поэтике Цветаевой //1.ч
291. Studia Russica Budapestensia: ' Материалы Ш. и 1У. Пушкинологического коллоквиума в Будапеште. — Будапешт, 1995. — П-Ш. — С. 237-244 , ,
292. Соболевская Е. К. Валерий Брюсов как один из героев творческой жизни Марины Цветаевой // Лики Марины Цветаевой. С. 194 -202.
293. Сомова Е. В. «Пределы ремесла» в концепции художественного творчества М. Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. — Иваново, 1999. — С. 151-159^
294. Сомова Е.В. Творчество М.И. Цветаевой в литературоведении 1990-х годов: итоги и перспективы // Филология-Philologika: Сб. науч. ст. — № 9 — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1996. — С. 63-69.
295. Сорель А. Европа и французская революция. 4 т./ Перевод Н.И.Кареева. СПб. 1892.
296. Страшнов С. Л. Марина Цветаева в современной периодике: информация и деформация // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. — Иваново, 1999. — С. 182-188.
297. Сухова А. В. Роковой гнет старого Пимена // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного . века: Материалы 4-х международных цветаевских чтений. Елабуга: ЕГПУ, 2008.- С. 242247.
298. Таганов А. Н. «Твой конь как прежде вихрем скачет.» (Марина Цветаева и Эдмон Ростан) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. — Иваново, 1996. — С. 106-114.
299. Таубман Д. Пауза в женской речи: Тире у Э. Дикинсон и М. Цветаевой // Литературное обозрение. — 1992. № 11-12. — С. 37-41.;
300. Норвичского университета. Нортфилд, Вермонт. 1992. — СПб.: Изд-во «Максима», 1992. — С. 206-218.
301. Таубман Д. «Живя стихами.»: Лирический дневник Марины Цветаевой / Пер. с англ. Т. Бабёнышевой. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. 344 с.
302. Телетова Н. Поэма М. Цветаевой «Молодец» // Звезда. — 1988. -№6. —С. 106-110.
303. Телетова Н. К. Трагедия «Фауст» Гете ( и поэма «Молодец» Цветаевой // Русская литература, 2000. № 1. - С. 78 - 102.
304. Торопова Л. Л. Субъект в художественном мире Ф. Достоевского и М. Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. — Иваново, 1999. — С. 173-181.
305. Труды Всероссийского общеземского съезда по народному образованию. Вып.2. -1911.
306. Тьер А. История Французской революции (1788 1799). 5 томов./ Перевод А.Разина. СПб. - М. 1873 — 1877.
307. Тяпков И. С. М. Цветаева в американских и западноевропейских изданиях // Константин Бальмонт, Марина Цветаева иIхудожественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. — Иваново, 1998. — С. 225-226.
308. Фарыно Е. Мифологизм и теологизм Цветаевой: («Магдалина» — «Царь-Девица» — «Переулочки») // WSA. Sdb. 18. — Wien, 1985. — S.
309. Фейлер Л. Марина Цветаева: («Двойной удар небес и ада»)/ Пер. с англ. Цымбал И. А. — Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1998. — 416 с.
310. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. — СПб., 1999.
311. Цветаева А. Королевские размышления. М., 1914.
312. Чуковский К. И. Лидия Чарская // Чуковский К. И. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1969.
313. Шаяхметова Н. К. О творческом контексте М. Цветаевой // Вопросы русской филологии/ Ред. X. Махмудов. — Алма-Ата, 1978. — С. 189-198.
314. Шаяхметова Н. К. Семантические неологизмы в контексте М. И. Цветаевой: Автореф. дисс. . к.ф.н.—-Алма-Ата, 1979.
315. Швейцер В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой. — М.: СП Интерпринт, 1992. ,1 I
316. Шевеленко И. В зеркале последнего десятилетия. Библиографические заметки к столетью М. И. Цветаевой //Звезда. -1992.-№ 10.-С. 202-207.
317. Шевеленко И. По ту сторону поэтики: (К характеристике литературных взглядов М. Цветаевой) // Звезда. — 1992. № 10. — С. 151-161.
318. Шевеленко И. Д. М. Цветаева в 1911-1913 годы: (Формированиеt »авторского самосознания) // Ученые записки Тартуского ун-та. Вып. 917: Блоковский сб. — II. — Тарту, 1990. — С. 50-66.
319. Шевеленко И. Д. Революция в творчестве Цветаевой // Шестая цветаевская международная научно-тематическая конференция (Москва, 9-11 октября 1998 г.): Сборник докладов / Отв. ред. В. И. Масловский. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. — С. 84-95.
320. Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология — поэтика идентичность автора в контексте эпохи. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 464 с.
321. Шкловский В.Старое и новое. М., 1966.
322. Щукина М. Марина Цветаева и Беттина фон Арним // Вопросы литературы. — Июль-авг. 1996. — С. 307-312.
323. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.
324. Эккерман И.- П. Разговоры с, Гете / Ijlep. Н. Манн. М.: Художественная литература, 1981.
325. Эллис. Стихотворения. Томск: Издательство «Водолей», 2000.
326. Эренбург И. Поэзия Марины Цветаевой // Литературная Москва / Ред. кол. М.И. Алигер и др. М., 1956.
327. Эткинд Е. Г. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998.
328. Эткинд Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века. — СПб.: «Максима», 1995. — 568 с. — С. 371-446.
329. Яковченко С. Б. Поэтический театр Марины Цветаевой: (Ранняя лирика в школьном изучении) // Анализ художественного текста на школьном уроке: теория и практика: Сборник научно-методических трудов. Вып. 1. — Ставрополь: СГПУ, 1995. — С. 31-45.!
330. Briefe Napoleon I Письма Наполеона I его супруге Жозефине и письма Жозефины Наполеону и ее дочери, королеве Хортенс. Leipzig, 1901.
331. Journal de Marie Bashkirtseff. Paris, 1887
332. Karlinsky S. Marina Cvetaeva: Her Life and Art. University of California Press, 1966.
333. Karlinsky S. Marina Tsvetaeva: The Woman, Her World, and Her Poetry. Cambridge University Press, 1985.
334. Klimowicz T. Nawiedzone (Baszkircewa Piotrowska - Lwowa) // Studia Rossica Posnaniensia, vol. XXIV. - P. 83 - 9,7.
335. Kondratieva E. Jeanne d'Arc vue par Marina Tsvetaieva // Le Porche, № 23, mai 2007, pp. 38 43.
336. Lanfrey P. Histoire de Napolton 1. Paris, 1875.
337. Makin M. Poetics of Appropriation. -Oxford, 1993.
338. Rostand L' Aiglon. Paris: Pierre Lafitte ET Gie. 1900.
339. Sorel A. L' Europe et la Revolution française. Paris, 1885 1892.
340. Sub rosa: Аделаида Герцык, София Парнок, Поликсена Соловьева, Черубина де Габриак / Вступ. Статья Е.А.Калло. Сост., коммент. Т.Н.Жуковской, Е.А.Калло. М., 1999.
341. Thiers A. Histoire de la Revolution Française. Paris. 1823 1827.
342. Feiler Lily Marina Tsvetaeva: The double beat of heaven and hell. -Duke university press. Durham and London, 1994. 300 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.