Критические ситуации как основа самопознания личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Карнаух, Марина Петровна

  • Карнаух, Марина Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 130
Карнаух, Марина Петровна. Критические ситуации как основа самопознания личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2006. 130 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карнаух, Марина Петровна

Введение.

1. Онтологические основания и гносеологический статус категории самопознания в становлении личности.

1.1 Анализ становления категории самопознания в истории философии.

1.2 Сущность, структура и основания самопознания.

2.1 Структура и типология критических ситуаций.

2.2 Этапы критической ситуации как механизм самопознания личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Критические ситуации как основа самопознания личности»

Актуальность темы исследования. Обращение философов к проблеме самопознания традиционно для любой эпохи, переходного периода, когда человека страшит неопределенность будущего, когда «почва уходит из-под ног». Так было во времена Сократа и Платона, так было в эпоху раннего христианства, проповедовавшего бесконечную ценность души и Царствие Божие, «которое внутри нас», так было и при закате римской цивилизации, когда стоики объявили самопознание задачей мудрости. Подобное характерно и для нашей эпохи. Это связано с ускоренной социальной динамикой современной жизни, процессами глобализации и информатизации, которые определяют способ существования человека в современном мире, основными характеристиками которого являются: чувство одиночества, исключенности человека из социальных связей; ощущение утраты своего подлинного Я; ощущение бессмысленности своего существования; понимание собственного бессилия и абсурдности окружающего мира. Таким образом, самопознание является одним из основных способов «выживания» Человека. Недаром предписание «познай себя», по меткому замечанию Цицерона, назначалось не только для укрощения гордыни человеческой, оно также указывало, что нам следовало бы ценить свое личное достоинство. Человек, утративший представление о самом себе, не в состоянии обрести возможность прокладывать собственную линию жизни. Самопознание создает основу для самоуважения, является важнейшим условием творческого самоосуществления.

Самопознание наиболее важное проявление человеческой сущности. И при этом, самопознание - трудно постижимый феномен. Главная проблема заключается в том, что осознание собственного «Я», самости происходит в необъективируемой форме самопознания субъекта.

Сущность человека постижима не путем объективации, а каким-то иным, возможно - более глубоким образом. «Я» - ни факт, ни акт, ни идея, оно одновременно и идеально, и реально, стоит вне времени и проявляется в душевной жизни субъекта. В этом плане «самость» наиболее значимый для него фактор.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью целостного философского осмысления феномена самопознания, его структуры, генезиса, онтологических оснований.

Степень разработанности темы исследования. Проблематика самопознания как средства постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной разрабатывалась в философско-религиозных учениях Древнего Востока. В эпоху Античности Сократ, Платон, Аристотель и другие мыслители понимали самопознание как момент познания абсолютной истины. В теоцентрическом миропонимании Средневековья рефлексия есть способ существования Божественного разума, форма его реализации: дух познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Гуманистическая мысль Ренессанса признает за человеком неограниченную свободу воли, которая позволяет не только постичь глубинную сущность, но и «творить» самого себя. В философии Нового времени обращение к самопознанию прослеживается в работах Р. Декарта, Т. Гоббса, Дж. Локка, позднее в философии И. Канта и Г. Гегеля.

Русские философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, и др. так же прямо или косвенно обращались к комплексу проблем, связанных с национальным и индивидуальным самосознанием. Провозгласив приоритет личности, высоко подняли самоценность индивидуальности каждого человека, его самопознание, самовоспитание и саморазвитие, рост духовного потенциала и нравственную культуру каждой личности как непременное условие социального и нравственного оздоровления личности.

В XIX - XX веках самопознание становится центральным понятием европейской философии и рассматривается в качестве условия подлинно человеческого существования.

Уже в конце XIX и начале XX века новая философско-антропологическая проблематика выступает под разнообразными обозначениями: феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), экзистенциализм (С. Кьеркегор, А. Камю, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.), психология личности, персонализм, психоанализ и другие. Проблему самопознания представители данных направлений сводят к нескольким тезисам: самопознание не приближает человека к познанию природы, поскольку жизнь человека, бытие-для-себя, коренным образом отличается от устройства остального мира (бытия-в-себе); самопознание - это попытка освоить нечто безпредпосылочное, не имеющее аналогов в нечеловеческом мире; самопознание есть прямое и не всегда последовательное выражение человеческой свободы, которую необходимо осуществлять, не взирая на все опасности «приближения» к самости.

В отечественной традиции исследование индивидуального самосознания и самопознания в качестве самостоятельного предмета изучения начинается уже в конце 60-х. годов XX века. Проблема самопознания как обнаружения собственной самости, «Я» разрабатывалась в трудах Д. И. Дубровского, Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, В. А. Лекторского, JI. В. Скворцова,

A. Г. Спиркина, В. П. Тугаринова. Историко-философские аспекты феномена самопознания представлены в работах Т. С. Кузьминой, Ю. М. Лотмана,

B. М. Розина, Б. А. Успенского, и др.

В отечественной психологии категория самопознания исследовалась в работах Б. Г. Ананьева, В. В. Знакова, Е. А. Павлюченко, В. В. Столина, И. Ю. Черепанова, И. И. Чесноковой и др.

Критические ситуации и связанные с ними личностные изменения рассматривались в структуре жизненного пути личности К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Анцыферовой, В. Ф. Василюком, Т. Б. Карцевой, С. JT. Рубинштейном. В настоящее время среди отечественных авторов проблему кризисных ситуаций наиболее детально разрабатывает Ф. Е. Василюк, рассматривая кризис в структуре критической ситуации.

В работах западноевропейских мыслителей Новейшего времени таких как Р. Ассаджиоли, С. Гроф, К. Гроф, Т. Йоманс, Э. Йоманс, К. Г. Юнг, К. Ясперс поднимается проблема кризисов и критических ситуаций. Вышеназванные авторы рассматривают критические ситуации как моменты трансформации и изменений собственной жизненной позиции.

Высоко оценивая вклад вышеназванных ученых и философов в исследование процесса самопознания и связанных с ним явлений, отметим, что остались практически не исследованными критические ситуации как основания самопознания. Чему, собственно, и посвящена данная работа.

Объектом диссертационного исследования выступает процесс самопознания личности.

Предметом исследования являются онто-гносеологические аспекты критических ситуации как основы самопознания.

Цель данного диссертационного исследования заключается в онто-гносеологическом анализе критических ситуаций как основы познания человеком самого себя.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

1. Определить категорию «самопознания» в контексте развития философии.

2. Проанализировать сущность, структуру и основы самопознания.

3. Исследовать структуру и типологию критических ситуаций.

4. Выявить и определить этапы критических ситуаций как механизма самопознания личности.

Решение указанных задач позволит обосновать положение, выносимое на защиту:

Критическая ситуация как ситуация столкновения и осознания трагичности собственного бытия, предполагает невозможность субъекта реализовать основные потребности своей жизни, и ставит его перед необходимостью изменения существующего способа бытия.

Методологическими основами исследования, являются феноменологический метод, структурный и функциональный анализ, герменевтический подход и интроспективный анализ.

Подобный методологический инструментарий позволяет выявить глубинные основания процесса самопознания и обнаружить преемственность в исследовании в конкретных культурно-исторических периодах.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Предложена оригинальная концепция становления самопознания в онтогенетическом развитии человека.

2. Уточнены понятие, структура, формы и содержание критических ситуаций в контексте онто-гносеологического анализа.

3. Определены условия (самосознание и рефлексия) и основания (временность и трагичность бытия, как ключевых характеристик критических ситуаций) самопознания.

4. Выявлен и обоснован статус критической ситуации в структуре самопознания личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения работы, полученные в результате предпринятой автором попытки целостного философского анализа проблемы самопознания, могут способствовать более углубленному пониманию самой сути проблемы, а также могут быть использованы как теоретические и методологические ориентиры для преодоления кризисного состояния общества на современном этапе его развития. Отдельные положения работы могут быть использованы при разработке спецкурсов по онтологии и теории познания, философской антропологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Карнаух, Марина Петровна

Эти выводы позволяют обосновать основное положение, выносимое на защиту: критическая ситуация как ситуация столкновения и осознания трагичности собственного бытия, предполагает невозможность субъекта реализовать основные потребности своей жизни, и ставит его перед необходимостью изменения существующего способа бытия.

Дальнейшая разработка проблемы самопознания представляется возможной в направлении углубления анализа оснований процесса познания самого себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общий итог исследования, мы считаем необходимым, констатировать следующее. В представленном исследовании проведен анализ основных историко-философских предпосылок определения феномена самопознания; проведен структурно-функциональный анализ критических ситуаций как основы самопознания личности. Исследование генезиса и основ самопознания стало актуальным в связи с такими фундаментальными проблемами современности как кризис человеческой идентичности.

Процесс самопознания личности рассматривался в диссертационном исследовании в познавательном аспекте.

В ходе диссертационного исследования осуществлено решение следующих задач:

• Определены методологические требования и условия исследования феномена самопознания.

• Раскрыты специфические характеристики феномена самопознания в истории философских учений.

• Выявлены условия и основания для возможности самопознания.

• Определены сущностные особенности и содержание критических ситуаций, как основы самопознания.

• Раскрыт процесс осмысления человеком собственной самости и ее трансформации в критических ситуациях.

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Анализ основных этапов формирования категории самопознания в европейской философии позволяет утверждать, что проблема самопознания появилась как результат открытия и выделения человека от остальной части природы (античность). Следующим шагом в становлении стало - овладение человеком метода анализа собственных эмоций, действий и т.д. (средние века). Новое время, выдвигая идею «самоценности каждой личности» свело процесс самопознания к рациональному объяснению физиологической, психической и социальной сторон человеческой жизни. И только к XX веку самопознание стало рассматриваться в качестве условия подлинного человеческого существования.

2. Самопознание как процесс открытия собственной самости представляет собой акт переживания и созерцание того, что открывается в этих переживаниях; как понимание и познание уникальности человека раскрывает все богатство своей природы только при соприкосновении с чрезвычайно болезненным, интимным миром реальных человеческих фобий, страхов и экзистенциалов.

3. Критические ситуации есть глубинный процесс самопознания себя, своей сущности на протяжении всего этапа жизнедеятельности, являясь основой формирования новой идентичности (образа «Я», знаний, представлений о себе), т.е. более глубокого познания человеком самого себя. Критические ситуации ставят человека не только в ситуации одиночества, безысходности, потерянности, но и в необходимость их преодоления перед человеком встает основная проблема жизни - познание самого себя. И как следствие преодоление и выход из кризиса. При этом следует отметить, закономерность кризисов обусловлена самой амбивалентностью личности, наличием в ней двух противоположных начал: тенденции к устойчивости, сохранению и воспроизведению и тенденции к изменению, качественному преобразованию, формированию новых ценностей, целей, планов, задач; иначе, говоря, языком современной науки, стремления к гомеостазу и стремления к гетеростазу.

4. В периоды критических ситуаций, когда рушится рациональный образ мира, а привычные представления о себе, «образ Я» приводят к неразрешимым конфликтам, человек становится сам для себя проблемой, нуждающимся в понимании собственной уникальности, в осознании собственной полноты и потенциальной целостности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карнаух, Марина Петровна, 2006 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

3. Августин, Аврелий. О свободном выборе. / А. Аврелий // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.-С. 510-532.

4. Августин, Аврелий. Исповедь / А. Аврелий. М. : Reneissance, 1991. -440 с.

5. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. Киев : Наука жить, 1997. - 357 с.

6. Адо, Пьер. Плотин или простота взгляда / А. Пьер. М., 1991. - 114 с.

7. Аири, М. Значение бессознательного для познания человека / М. Аири // Бессознательное. Новочеркасск : Сагуна, 1994. - Т. 1. - С. 11-26.

8. Акулинин, В. Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому / В. Н. Акулин. Новосибирск : Наука, 1990. - С.134-147.

9. Ананьев, Б. Г. Проблемы современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб., 2000. - 432 с.

10. Антипов, Г. А. Философская рефлексия и проблема идеального / А. Г. Антипов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск.: Наука, 1987. 109 с.

11. Антология мировой философии. В 4т. М. : Мысль, 1970 1971. - Т. 1 : Античность. - 960 с.

12. Ариес, Ф. Возрасты жизни / Ф. Ариес // Философия и методология истории. М., 1977. - С. 200-211.

13. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. / Аристотель. М. : Мысль, 1975. -550 с.

14. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / Аристотель. М. : Мысль, 1978. -687 с.

15. Армстронг, А. X. Плотин. Жизнь и труды. Единое. Божественный ум / А. X. Армстронг; пер. с англ. В. Е. Смоленкова. СПб., 2000. - 256 с.

16. Ассаджиоли, Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассадлжиоли. М. : REFL-book, 1994.-416 с.

17. Балин, В.Д. О структуре индивидуального сознания / В. Д. Балин // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова и др.. СПб.: Издательство С., 1997. - С. 120-127.

18. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай; пер. с фр. С. JI. Фокина. СПб. : Аксиома, 1997. - 336 с.

19. Бердяев, Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н. А. Бердяев // О назначении человека. М., 1993. - С. 5987.

20. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. Харьков : Фолио, 2001. -624 с.

21. Берн, Э. Познай себя / Э. Берн. Екатеринбург : Литур, 1999. - 368 с.

22. Бибихин, В. В. Узнай себя / В. В. Бибихин. СПб. : Наука, 1999. - 578 с.

23. Богомолов, А. С., Степуро, С. В. Феноменология, экзистенциализм и экзистенциальная феноменология / А. С. Богомолов, С. В. Степуро // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1977. - № 4. - С. 3-19.

24. Богт, М. Как справиться с болью возрастного кризиса / М. Богт. М., 1999.-256 с.

25. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М., 1988. - 288 с.

26. Брюдаль, Л. Ф. Психические кризисы в новой перспективе / Л. Ф. Брюдаль. М., 1997.- 145 с.

27. Бубер М. Проблема человека. Перспективы / М. Бубер // Лабиринты одиночества. М., 1989. - С. 58-96.

28. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. - 158 с.

29. Буякас, Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. 1999. -№5.-С. 50-57.

30. Буякас, Т. М. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания / Т. М. Буякас, О.Г. Зевина. // Вопросы психологии. 2000. - № 1. - С. 96-102.

31. Быстрицкий, Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е. К. Быстрицкий. Киев : Наукова Думка, 1991. - 200 с.

32. Вайзер, Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. 1998. -№ 5. - С. 3-15.

33. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М., 1984. -87 с.

34. Вильданов, У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости) / У. С. Вильданов. Министерство образования РФ, Башкирский гос. ун-т. - Уфа : РИО БашГУ, 2004.-249 с.

35. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. научн. ред. А.А. Грицанов. -М.: Act, Минск : Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.

36. Вундт, В. Очерки психологии / В. Вундт. М., 1912. - С. 3-6.

37. Вундт, В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. СПб. : Питер, 2001.-189 с.

38. Выготский, Jl. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. - 357 с.

39. Вышеславцев, Б. П. Кризис индивидуальной культуры. Избранные сочинения / Б. П. Вышеславцев. М.: Астрель, 2006. - 1037 с.

40. Вяткин, Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. Пермь, 2000. - 179 с.

41. Гайденко, П. П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции / П. П. Гайденко // Современный экзистенциализм. -М., 1966.-С. 77-108.

42. Гайденко, П. П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса / П. П. Гайденко // Человек и его бытие как проблема современной философии. -М., 1973.-С. 114-132.

43. Гарнцев, М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) / М. А. Гарнцев. М. : Издательство МГУ, 1987.-216 с.

44. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Собр. Соч.: в 3 т. М. : Мысль, 1972. - Т. 3. - С. 288-295.

45. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. СПб. : Наука, 1994.-371с.

46. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: издательство МГУ, 1988. - 301с.

47. Гоббс, Т. Избранные сочинения :2т./Г. Гоббс.-М., 1991.-Т. 2.-333 с.

48. Гроф, С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф; пер. с англ. Н. И. Папуша. 2-е изд. - М.: изд-во Института Психотерапии, 2001. - 336 с.

49. Гроф, С., Гроф, К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса / С. Гроф, К. Гроф // Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995.-256 с.

50. Губин, В., Некрасова, Е. Философская антропология: учеб. пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. СПб.: Университетская книга, 2000. - 240 с.

51. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М., 1999. - Кн. 1. - 118 с.

52. Гуссерль, Э. Логические исследования / Э. Гуссерль. Минск, 2000. -584 с.

53. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцедентальная феномонология / Гуссерль Э. // Логические исследования и др. работы. М.: Act,2000.-С. 543-743.

54. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М.: Политиздат, 1950. -698 с.

55. Джемс, У. Психология /У. Джемс; под. ред. Л.А. Петровской. М. : Педагогика, 1991.-241 с.

56. Джованни Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека / Дж. П. Мирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и тт., Т. 1.-М., 1962.-С. 506-514.

57. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Лаэртский Диоген. 2е изд. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.

58. Диянова, 3. В., Щеголева, Т. М. Самосознание личности / 3. В, Диянова, Т. М. Щеголева. Иркутск, 1998. - 258 с.

59. Донченко, Е. А., Титаренко, Т. М. Личность: конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т. М. Титаренко Киев, 1987. - 237 с.

60. Духовный кризис / сост.: М.: ИТИ, 1998. 296 с.

61. Екклезиаст II Дьяконов M. М., Дьяконов И. М. Избранные переводы. -М.: Наука, 1985.-С. 25-37.

62. Ермолаева, Е. П. Психологическая идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева //Психологический журнал. 2001. -№4-С. 51-59.

63. Загадка человеческого понимания. Сб. ст. / Сост. В П Филатов. М. : Политиздат, 1991.-351 с.

64. Зинченко, В.П. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994.-304 с.

65. Ильенков, Э. Что же такое личность? / Э. Ильенкова // С чего начинается личность; под ред. Р. И. Косолапова. М. : Политиздат 1979. - С. 207.

66. Ильина, В. Н. Психологическая коррекция и психотерапия в «критические» возрастные периоды / В. Н. Ильина //Психология и практика. Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. - Т. 4. - Выпуск 4. - С. 58-71.

67. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997 - 480 с.

68. История философии : учебное пособие для студентов вузов / сост. Г. В. Беляев. Р-н-Д.: Феникс, 2000. - 462 с.

69. Йоманс, Т. Введение в психологию духовного измерения / Т. Йоманс // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии; под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с.

70. Иоманс, Э. Самопомощь в мрачные периоды / Э. Иоманс // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии; под ред. А. А Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 238 с.

71. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1997. - 257 с.

72. Камю, А. Избранное / А. Камю. М.: Правда, 1990. - 476 с.

73. Кампанелла, Т. О превосходстве человека над животными и о божественности его души / Т. Кампанелла // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и тт., Т. 1. -М., 1962. С. 569-612.

74. Кант, И. Пролегомены / И. Кант. М., 1937. - 323 с.

75. Кант, И. Критика практического разума / И.Кант. Мн. : Литература, 1998-436 с.

76. Карпов, В. Н. О самопознании / В. Н. Карпов // Странник. -1860. № 1. -С. 1-37.

77. Карцева, Т. Б. Личностные изменения в ситуациях личностных перемен /Т. Б. Карцева// Психологический журнал. 1988. -№ 5. - С. 120-127.

78. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии. М. : Прогресс, 1980.-С. 3-32.

79. Качанова, Н. А. Преодоление кризиса исследование тренинговых программ на основе ИИПТ / Н. А. Качанова // Вестник интегративной психологии; под ред. В. В. Козлова. - Ярославль, 2003. - Выпуск 1. - С. 2734.

80. Кириленко, Г. Г. Философия / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов Е.В. М.: ЭКСМО, 2003. - 672 с.

81. Князева, Е. Н. Саморефлективная синергетика / Е. Н. Князева // Вопросы философии. 2001. - № 10. - С. 53-61.

82. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Интуиция как самодостраивание / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1994. - №2. - С. 3-20.

83. Козлов, В. В. Социальная работа с кризисной личностью: Метод, пособие / В. В. Козлов. Ярославль, 1999. - 238 с.

84. Кон, И. С. Открытие Я / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

85. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психол. Журнал. -1981.-Т. 2.-№3.-С. 25-38.

86. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. М : Политиздат, 1984. - 335 с.

87. Кризис как иррациональное явление: Сб. материалов научной конференции; под. ред. Арзамасцева А. М. Магнитогорск : МГТУ, 2003. -176 с.

88. Крылова, Н. Б. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Н. Б. Крылова. СПб.: Питер, 2002. - 237 с.

89. Кьеркегор, С. Страх и трепет/С. Кьеркегор.-М., 1998.-383 с.

90. Кэмпбелл, Дж. Герой с тысячью лиц / Дж. Кэмпбелл. Киев, 1997. -336 с.

91. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М. : Наука, 1983.-536 с.

92. Левинас, Э. От бытия к иному / Э. Левинас // Иностр. лит-ра. 1996. -№ 12.-С. 194-202.

93. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. -М., 1977.-352 с.

94. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Леонтьев Д. А. М. : Смысл, 1993.-64 с.

95. Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разумении / Г. В. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1983. - Т. 2. - 686 с.

96. Лившиц, Р. Л. Духовное самоопределение личности. / Р. Л. Лившиц // Основания индивидуального бытия. Екатеринбург: Банк культурной информации», 2002. - С. 60 - 68.

97. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост.: Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. СПб.: Тускарора, 1996. -159 с.

98. Ливехуд, Б. Кризисы жизни шансы жизни / Б. Ливехуд. - Калуга, 1994.-224 с.

99. Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь / Н. А. Логинова//Принцип развития в психологи. М., 1978.-С. 156-172.

100. Локк, Д. Опыт о человеческом разуме / Д. Локк // Избранные философские произведения. -М., 1960.-Т. 1.-310 с.

101. Лосев, А. Ф. Историческое время в культуре классической Греции / А. Ф. Лосев // История философии и вопрос культуры. М., 1975. - С.7-61.

102. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1990. - 193 с.

103. Лосев, А. Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассиера / А. Ф. Лосев // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М. : Гардарика, 1998. -С. 730-760.

104. Лукин-Григорьев, В. В., Козлов В. В. Духовные кризисы и пограничная психопатология / В. В. Лукин-Григорьев, В. В. Козлов // Психотехнологии в социальной работе: сб.ст. Ярославль : МАПН, 1999. - С. 94.

105. Лэнг, Р. Расколотое Я / Р. Лэнг. М., 1996. - 218 с.

106. Мамардашвили, М. К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили // Человек. 1994. -№ 4. - С. 7-19.

107. Мамардашвили, М. К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. М.: Аграф, 1997. - 380 с.

108. Марк Аврелий. Наедине с собой / М. Аврелий // Древняя римская философия от Эпиктета до Марка Аврелия. Сочинения. Харьков: Фолио, 1999.-830 с.

109. Материалисты древней Греции. М., 1955. - 350 с.

110. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. М. : «Рефл-бук» - К.: «Ваклер», 1997.-298 с.

111. Миненков, Г. Я. Понимание Другого как самопонимание в русской-религиозной философской традиции / Г. Я. Миненков // Понимание и существование. Минск : Изд-во Европейского гумм. Университета Пропилеи, 2000.- 112 с.

112. Михайлов, Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов. М.: Наука, 1990. - 214 с.

113. Муздыбаева, К. Переживание времени в период кризисов / К. Муздыбаева // Психологический журнал. 2000. - № 4. - С. 5-22.

114. Мухина, В. С. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. М .: МПСИ. - 1999. - 143 с.

115. Мясникова, JI. А Постижение подлинности бытия: я «сам по себе» и «в миру» / JI. А. Мясникова. Основания индивидуального. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. - С. 78-88.

116. Мясишев, В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека / В. Н. Мясищев // Проблемы сознания. М., 1966. -С. 122-132.

117. Наука и ценности. Под. ред. М.С. Кагана, Б.В. Маркова. Jl.,1990 184 с.

118. Началджян, А. А. Социально-психическая адаптация / А. А. Началджян.-Ереван, 1988. 125 с.

119. Ницше, Ф. Воля к власти. Посмертные афоризмы / Ф. Ницше. М., 1998.- 1040 с.

120. Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека / А. Б. Орлов//Вопросы психологии. 1995. -№2- С. 1-12.

121. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. -М.: Логос, 1995. 125 с.

122. Орлов 10. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. М., 1991.- 189 с.

123. Основания индивидуального бытия. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. - 144 с.

124. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль. М., 1995. - 459 с.

125. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудмэн. М. : Гиль-Эстель, 1993. - 239 с.

126. Петров, М. К. Самосознание и научное творчество / М. К. Петорв. -Ростов-на-Дону, 1992. 272 с.

127. Платон. Соч.: в 4х т. Т.1 / Платон. М.: Мысль, 1990 - 862 с. Платон. Соч.: в 4х т. Т.З. Ч. 1 / Платон. - М.: Мысль, 1971 - 687 с.

128. Платон. Соч.: в 4х т. Т.З. Ч 2. / Платон. М.: Мысль, 1972 - 678 с.

129. Плотин. Эннеады / Плотин. М., 1997. - 459 с.

130. Плотников, В.И. Дух и его культурно-исторические модификации / В.И. Плотников // Духовность и культура. Духовность мироотношения: материалы Всеросс. конф. Екатеринбург, 1994. - С. 4-29.

131. Плотников, В.И. Ценностный мир человека и его судьба / В.И. Плотников // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юридич. академии, 1996. - С. 193-224.

132. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987.-234 с.

133. Прямицин, В.Н. Феноменолого-экзистенциально-онтологическая герменевтика биоэтики // Гуманитарное образование и медицина: сб. научных трудов. Т. 62, выпуск 3. - Волгоград : Издательство ВолГМУ, 2005.-С. 201-203.

134. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / сост. : К. В. Сельченок. М., 2000. 560 с.

135. Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. -105 с.

136. Принцип развития в психологии. М., 1978.-368 с.

137. Пузырей, A. A. Cogito ergo sum: что сказал Декарт? / А. А. Пузырей // Вопр. методол. 1997. -№ 1-2. С. 128-135.

138. Рене Декарт. Сочинения / Р. Декарт. М.: Наука, 2006. - 656 с.

139. Розин, В. М. Рефлексия в структуре сознания личности / В. М. Розин // Проблемы рефлексии. Новосибирск : Наука, 1987. С. 176-228.

140. Розин, В. М. Образ человека в контексте современности (от психологической личности к эзотерической?) / В. М. Розин // Философские науки. 2000. - № 1. - С. 96-107.

141. Романова, И. А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии / И. А. Романова // Психологический журнал. 2001. -№ 1.-С. 102-112.

142. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобще взаимосвязи явлений материального мира / С. J1. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957.-327 с.

143. Рубинштейн, С. J1. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999.-720 с.

144. Сартр, Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм / Ж.-П. Сартр // Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988.-С. 207-228.

145. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В. Ф. Сержантов. Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. - 360 с.

146. Сковорода, Г. Сочинения : в 2 т. / Г. Сковорода. М. : Мысль, 1973. -704 с.

147. Слободчиков, В. И. Антропологический принцип в психологии развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1998. - № 6. - С. 316.

148. Слободчиков, В. И. «Психология человека» только начинает складываться / В. И. Слободчиков // Человек. 1998. - № 2. - С. 15-25.

149. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века // Отв. ред. А.Ф. Замалеев. - СПб.: Наука, 1995. - 379 с.

150. Словарь философских терминов / Научн. редакция проф. В.Г.Кузнецова. М.: Инфра-М, 2004. - 731 с.

151. Современный философский словарь // Под общ ред. В. Е. Кемерова-Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. Панпринт, 1998- 1064 с.

152. Соловьёв, В. С. Идея сверхчеловека / B.C. Соловьев // Сочинения : в 2 т.-М., 1988. Т. 1.-411 с.

153. Соловьев, Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры / Э.Ю. Соловьев. М., 1991. - 432 с.

154. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация Общество / П.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

155. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М. : Политиздат, 1972.-303 с.

156. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столиц. М., 1983. - 284 с.

157. Судаков, В. Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности / В. Н. Судаков. Свердловск, 1991. - 127 с.

158. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М. : Наука, 1987.-231 с.

159. Тищенко, П. Д. Что значит знать? / П. Д. Тищенко // Онтология познавательного акта. М.: Изд. Российского открытого университета, 1991. -231 с.

160. Толстой, JT.H. Избранное / Сост. Е. Н. Николин. JI.: Лениздат, 1979. -752 с.

161. Тугаринов, В. П. Философия сознания / В. П. Тугаринов. М., 1971. -167 с.

162. Фихте, И. Г. Назначение человека / И. Г. Фихте. СПб. : Изд-во журнала «Жизнь для всех», 1913. - 437 с.

163. Фихте, И. Г. Факты сознания / И. Г. Фихте. СПб : Харвест., 2000. -784 с.

164. Флоренский, П. А. / П. А. Флоренский // Прометей. 1972. - № 8. - С. 147.

165. Франк, С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / С. Л. Франк // Предмет знания. Душа человека. СПб. : Наука, 1995.-С. 419-632.

166. Франк, С. J1. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания / С. JI. Франк // Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. -С. 37-416.

167. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. - 367 с.

168. Франкл, В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. -СПб.: Речь, 2000.-269 с.

169. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1992.-367 с.

170. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М. : Республика, 1993. -446 с.

171. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. М., 1993.-464 с.

172. Харониан, Ф. Подавление Высшего / Ф. Харониан // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии; под ред. А. А Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с.

173. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 113-123.

174. Хомяков, А. С. / А. С. Хомяков // Полное собрание сочинений. М., 1997.-Т. 2.-362 с.

175. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни // Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.-480 с.

176. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, М. Б. Мастер. М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.

177. Человек и духовность / отв. ред. В.Г. Федотова. Рига, 1990. - 120 с.

178. Черносвитов, Е.В. О двух функциях сознания: К анализу субъективной реальности философский и психопатологический аспекты / Е. В. Черносвистов // Вопросы философии. - 1985. - № 10. - С. 49-58.

179. Черносвитов, Е. В., Курашов, А. С. Сознание в структуре самосознания (К философскому анализу эффективности как предметного переживания) / Е.

180. В. Черносвистов, А. С. Курашов // Вопросы философии. 1987. - № 10. - С. 87-97.

181. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М., 1977. - 144 с.

182. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи; пер. англ. СПб.: Ювента, 1999. - 436 с.

183. Шеллинг, Ф. В. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Шеллинг.-Л. 1936.-236 с.

184. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М. : Просвещение, 1992. - 477 с.

185. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. М. : Харвест, 2005.-991 с.

186. Шпет, Г. Г. Философские этюды / Г. Г. Шпет. М. : Прогресс, 1994. -370 с.

187. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде; пер. с фр. Е. Морозовой. СПб.: Алетейя, 1998. - 249 с.

188. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М. : Прогресс, 1996.-340 с.

189. Эриугена, С. О разделении природы / С. Эриугена //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.-С. 257-310.

190. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. М., 1998. -336 с.

191. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М. : Ренессанс, 1991.-304 с.

192. Юнг, К. Г. Феномен духа в искусстве и науке / К. Г. Юнг. М., 1992. -320 с.

193. Ясперс, К. Философия и не философия / К. Ясперс // Феномен человека. М., 1993. - 455 с.

194. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс; пер. с нем. JT. О. Акопяна-М.: Практика, 1997. 156 с.

195. Ясперс, К. Введение в философию / К. Ясперс; пер. с нем. Т. Щитцова. -М., 2000.- 128 с.

196. Boss, Medard. Psychoanalyse und Daseinsanalytik. Huber: Bern, 1952.

197. Boss, Medard. Grundriss der Medizin und Psychogie. Bern; Stuttgart; wien,1975.

198. Boss, M. (1979) Existential foundations of medicine and psychology. (Trans S. Conway & A. Cleaves). New York: Jason Aronson.

199. Boss, M. (1982) Psychoanalysis and Daseinsanalysis. (Trans L.B. Lefebre). New York: Dacapo Press.

200. Boss, M. (1988) Recent considerations in Daseinsanalysis. Humanistic Psychologist, 16, 58-74.

201. Bugental, J.F.T. The search for existential identity: Patient-therapist dialogues in humanistic psychotherapy.San Francisco, 1976.

202. Medard, Boss Existential Foundations of Medicine and Psychology. 1994.

203. Frankl, V.E. The unconscious God. Psychotherapy and Theology. New York: Simon & Shuster. 1975.

204. Frankl, V.E. The Will to meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. New York: Meridian. 1988.

205. Fromm, E. Man for Himself. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1947.

206. Jung, C.G. Letters (G. Adler, Ed.) Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973. p.283.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.