"Красный Шаман" и "Кудангса Великий" П.А. Ойунского в свете шекспировских сюжетов и образов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Бурцева, Марина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Бурцева, Марина Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ П. ОЙУНСКОГО В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Творчество П. Ойунского в аспекте типологических связей с произведениями мировой литературы
1.2. Влияние творчества Шекспира на развитие литературы
последующих веков как историко-литературная проблема
ГЛАВА II. «КРАСНЫЙ ШАМАН» П. ОЙУНСКОГО И «ГАМЛЕТ» ШЕКСПИРА: СЮЖЕТНО-ОБРАЗНАЯ СТРУКТУРА
В СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ
2.1. Особенности структуры драматического действия в
произведениях П. Ойунского и Шекспира
2.2. Герой П. Ойунского и шекспировский Гамлет в динамике схождений и различий
2.3. Функции женских образов в сюжетной структуре произведений
ГЛАВА III. ПОВЕСТЬ-ПРЕДАНИЕ П. ОЙУНСКОГО «КУДАНГСА ВЕЛИКИЙ» И ТРАГЕДИЯ ШЕКСПИРА «МАКБЕТ»: СЮЖЕТНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕКЛИЧКИ
3.1. Сюжетно-композиционная структура и ее роль в развитии
трагического конфликта
3.2. Авторская концепция в системе образов П. Ойунского и Шекспира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Уильям Шекспир в художественном мире И.С. Тургенева («Гамлет» и «Король Лир»)2019 год, кандидат наук Волков Иван Олегович
Шекспир в немецком литературном сознании XX века: интерпретации гамлетовской темы2010 год, кандидат филологических наук Колпакова, Светлана Георгиевна
"Гамлет" в контексте творчества И. С. Тургенева2002 год, кандидат филологических наук Швецова, Татьяна Васильевна
Гамлетовский код в интертекстуальном пространстве романов У. Фолкнера "Шум и ярость" и "Авессалом, Авессалом!": к проблеме "поэтического романа"2007 год, кандидат филологических наук Ветошкина, Галина Александровна
Архитекстуальность творчества А.П. Чехова: 1880-1890 гг.2016 год, кандидат наук Артемьева, Людмила Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Красный Шаман" и "Кудангса Великий" П.А. Ойунского в свете шекспировских сюжетов и образов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования и степень изученности. Широкий научный интерес к проблеме художественного воплощения национального сознания и самосознания представляется закономерным в эпоху развивающейся глобализации. Рассмотрение каждой национальной литературы в пространстве мировой культуры, выделение и осмысление индивидуального художественного опыта в свете классического наследия -решение этой проблемы составляют актуальное направление современного литературоведения. Исследования в данной области обусловили необходимость дальнейшего формирования историко-функционального подхода, задача которого заключается прежде всего в определении места и роли творческого наследия иноязычной мировой культуры в развитии той или иной национальной литературы.
Творчество выдающегося якутского писателя XX в. Платона Алексеевича Ойунского (1893-1939) представляет собой незаурядное, крупное явление, сыгравшее огромную роль в становлении и развитии якутской литературы. В культурных и исторических обстоятельствах первых десятилетий XX в. он наметил плодотворный путь ориентации на фольклорные и мифологические сюжеты, на классические образцы мировой и русской литературы, доказывал, что якутская художественная литература не должна быть замкнутым феноменом, что на основе собственных традиций она может творчески воспринимать опыт других развитых литератур. Поэтому сегодня наследие П. Ойунского правомерно рассматривать не только как явление национальной литературы, но и как часть единого мирового культурного процесса.
Как классик якутской национальной литературы, П. Ойунский в 1920-е гг. ввел в якутское стихосложение форму силлабического стиха, органически сохраняя и развивая на новом уровне художественные возможности аллитерационной поэзии. Его драматические произведения и проза отмечены
творческим освоением мировой литературной традиции, в частности, шекспировских тем, сюжетов и образов, что свидетельствовало о способности писателя создать высокую трагедию поистине шекспировского масштаба.
Многогранное творческое наследие может быть оценено по достоинству с позиций новых подходов, которые бы позволили получить представление о развитии якутского национального самосознания на разных этапах исторической жизни Республики Саха. В последние годы определяется истинное значение его вклада в якутскую художественную культуру, расширяется область восприятия его творческого наследия, в прошлом ограниченного рамками метода «социалистического реализма», традиционных представлений о его личности как о поэте-революционере, «зачинателе якутской советской литературы» [193, с.7].
Новый взгляд на творческое наследие П.Ойунского необходим и потому, что именно ему принадлежат основополагающие, концептуальные суждения о путях развития якутской литературы. Одна из его главных идей, в наиболее целостной форме высказанная в докладе «Значение 100-летнего юбилея со дня смерти А.С.Пушкина и наши задачи», заключалась в необходимости овладения «всем культурным наследством прошлых эпох, великими творениями гениев человечества» [129, с.79]. П. Ойунский не ограничивался узко профессиональным пониманием значения классического наследия только как школы мастерства для молодых якутских писателей. Он подчеркивал, что опыт и воздействие великих предшественников нужны для воспитания собственных мастеров слова, развития их художественного мышления и творческих сил [41, с. 140]. «Мы способны будем дать гигантов в будущем, - писал П. Ойунский, - если овладеем литературным наследством таких мировых имен, как Гомер, Фирдоуси, Руставели, создавших великие эпические поэмы, близкие к нашему народному богатырскому эпосу, если мы овладеем наследством гигантов, как-то: Шекспира и Пушкина, Гете и Байрона, Горького и Толстого, Роллана и Барбюса» [129, с.80]. Тот факт, что
наряду с выдающимися русскими писателями П.Ойунский называл имена крупных классиков мировой литературы, имеет принципиальное значение для нашего исследования, и весьма примечательно, что среди них прозвучало имя величайшего европейского драматурга эпохи Возрождения В. Шекспира.
Наследие П. Ойунского имеет длительную традицию изучения, и оно не всегда было однозначным. В ранних работах 1920-1930-х гг., посвященных его произведениям, звучали негативные оценки и обвинения в излишней приверженности к народному творчеству, тяготению к иносказательности и условно-символической образности, как не соответствующим задачам литературы социалистического реализма. Подобное осуждение писателей, обращавшихся к фольклорным сюжетам и образам, продолжалось вплоть до 1950-х гг. В частности, в газете «Правда» от 10 декабря 1951 г. в числе «крупных ошибок и недостатков якутской литературы» были названы «увлечение темами и сюжетами далекого прошлого в ущерб правдивому отображению социалистической жизни, некритическое использование архаических образов из старинного фольклора для показа сегодняшней советской действительности» [38, с.З]. В газете «Социалистическая Якутия» от 19 февраля 1952 г. творчество писателей, обращавшихся к традиции устного народного творчества, было заклеймено как «проникнутое упадничеством, мистицизмом и национализмом» и потому не могущее быть «источником для развития советской якутской литературы» [127, с.23]. Причем главными недостатками назывались именно «отход в сторону прошлого Якутии, идеализация старины, некритическое использование фольклорных образов, мистические нотки, облечение некоторых художественных типов в религиозную форму и т.п.» [37, с.З 8]. В свете этих обвинений в качестве рекомендации для всех писателей была указана «недопустимость каких-либо попыток использования в советской литературе обветшалых пережитков прошлого под видом национальных традиций, ибо новое социалистическое содержание нельзя облечь в архаическую форму старого фольклора» [84, с.5].
Реабилитация П. Ойунского произошла в 1955 г. С этого времени начинается возвращение читателям его творческого наследия и новая история исследования его произведений. Примечательно, что уже в этих работах, несмотря на жесткое ограничение авторского метода П. Ойунского рамками «социалистического реализма», были высоко оценены широта эстетических взглядов писателя и художественные достоинства его произведений, подвергнутые критике и осуждению в 1920-1930-е гг. Так, в статье З.В. Гоголева «Жизнь и деятельность П.А.Ойунского» (1959) прозвучали слова о «многогранном творчестве» писателя и поставлена задача «продолжать и углублять изучение и исследование его богатого литературного наследства, которое является ценнейшим вкладом в нашу национальную культуру» [61, с. 15]. Г.М. Васильев в статье «О поэтическом творчестве П.А. Ойунского» предлагал говорить о нем прежде всего «как о крупном поэтическом таланте, о большом мастере, поэте-новаторе, который внес много нового в якутскую литературу». Автор статьи особенно подчеркивал тот факт, что больше говорится «об идейном содержании его поэзии и очень мало о художественной стороне его поэтического творчества» [48, с. 19], тем самым утверждая необходимость новых путей к исследованию наследия писателя. Н.М. Заболоцкий в статье «О прозе П.А. Ойунского» писал: «Творчество большого писателя, созданные им отдельные образы бывают иногда настолько сложными и многогранными, что нащупать правильное решение вопроса бывает иногда затруднительным». Исследователь приходит к выводу, что «это обстоятельство требует от нас вдумчивого отношения к творчеству П. Ойунского» [81, с.27]. В.А. Семенов в статье «О драматургии П. Ойунского» утверждал несправедливость обвинений в адрес писателя в пессимизме, мистицизме и символизме и, в частности, писал, что «якутские критики двадцатых годов спутали символизм, как идейно-художественное течение, с поэтическим символом, как с изобразительным приемом, как с средством образного раскрытия идейного замысла» [156, с.48]. Автор статьи отмечал склонность Ойунского к
«широким историческим и философским обобщениям, облеченным в условные, отвлеченные формы», благодаря которым «образы и события приобретают космические масштабы» [156, с.50]. Ю.Н. Прокопьев в статье «О жизни, общественной и творческой деятельности П. Ойунского» писал о том, что поэт обращался к традиции национального фольклора не только в рамках функционального подхода, но и в широком смысле, «выделяя в народном творчестве гуманистические и демократические тенденции» [147, с.9]. В заключении статьи критик констатировал: «...у нас почти нет ничего специально изданного о его поэтике, о его художественном мастерстве» [147, с.18].
Глубокие рассуждения об авторском методе писателя содержались в статье «За высокую идейность и мастерство» В.Н. Протодьяконова: «Ойунский, советуя писателям выработать свою индивидуальность на почве законченного миропонимания, призывал утвердить в литературе философское начало, он видел в писателе мыслителя» [148, с. 103]. Г.Г. Окороков считал метод П. Ойунского отвечающим тенденциям литературы XX в., в том числе тенденции к «усилению роли философского, интеллектуального начала» в образном мышлении писателей. «Более того, -писал критик, - в наше время философская концепция становится структурой вещи» [134, с. 116]. О значении личности П. Ойунского в становлении якутской литературы писал Г.К. Боескоров в статье «Красный Шаман», подчеркивая многогранность и разносторонность таланта одного из ее основоположников [35, с. 140].
И хотя в основном определение метода П. Ойунского ограничивалось рамками «социалистического реализма», в исследованиях литературоведов и критиков допускалась возможность и указывались пути подхода к произведениям писателя, отступающего от традиционного идеологизированного восприятия.
В исследованиях последних десятилетий творчество П. Ойунского все чаще освещается с позиций общечеловеческого содержания и философской
проблематики, содержащейся в его произведениях. Так, И.Г. Спиридонов в статье «П.Ойунский - писатель-мыслитель» (1994) отмечает «удивительно разносторонний талант П. Ойунского». По мнению критика, при всем разнообразии оценок достижений П. Ойунского как поэта, прозаика, драматурга, фольклориста и лингвиста, «все же явно недостаточно написано о нем как о писателе-мыслителе, оставившем после себя глубокие мысли об историческом пути своего народа, о ходе человеческой истории вообще, о наступившей новой эпохе, о роли и вкладах в истории известных личностей и т.д.» [163, с. 121]. В статье И.Г. Спиридонова также прозвучали суждения о широте и глубине решения П. Ойунским проблем мирового масштаба: «Подчеркивая разнообразие материалов и тем его поэзии, прозы, включающие и совсем отдаленные от якутской действительности, мы замечаем, что это все не поверхностный, необязательный переход от темы к теме, а освоение все новых граней действительности, включение их в собственную творческую биографию. Широкая перспектива - и географическая, и историческая, и философская - открывается нам в глубоких раздумьях, в стремительных переходах от якутской тайги до просторов Ближнего Востока, от образа бедного хамначчита до поступков завоевателя мира» [163, с. 133].
О важности нового восприятия классического наследия П. Ойунского пишет А.Н. Мыреева в статье «Гуманистическая концепция произведений П.А.Ойунского» (1998): «Как свидетельствует опыт мировой литературы, философское, гуманистическое содержание творчества большого писателя всегда глубже и шире эпохи, к которой он принадлежит» [116, с.82]. Постановка П. Ойунским проблем, «значимых не только для якутского народа, но и для всего людского племени», прослеживается в статье A.A. Билюкиной «Общечеловеческое и национальное в пьесах П.А. Ойунского» (1998). К их числу автор относит размышления писателя о путях развития цивилизации, о революции и роли масс и человека в истории, о связи природы и человека [33, с.85]. С этой точки зрения предлагает воспринимать
творческое наследие П. Ойунского и Е.С. Сидоров. В статье «Трагедия Красного Шамана» (2004) автор характеризует общие изменения, происходящие в истории восприятия классического наследия якутских писателей: «Мы отказываемся, к счастью, от классового подхода, обращаемся лицом к человечности, начинаем признавать приоритет общечеловеческих многовековых ценностей» [160, с.52].
Значительным достижением якутского литературоведения последних лет стал фундаментальный историко-литературный очерк «Литература Якутии XX века» (2005). В нем, благодаря комплексному использованию основных методов литературоведческого исследования, в том числе историко-функционального, наследие якутских писателей-классиков, в частности, П. Ойунского, рассматривается по-новому. Л.Н. Романова утверждает, что в драматических произведениях «реконструкция П. Ойунским мифологического сюжета положила начало новому типу художественного мифологизма в якутской литературе, что впоследствии получило развитие в его прозе». Критик доказывает, что основную ценность его произведений составляет «глубина философской мысли поэта о человеческих возможностях, степени влияния отдельной личности на действительность» [98, с.116].
В соответствии с современной концепцией целостности мировой культуры предлагает рассматривать творчество крупнейших якутских писателей A.A. Бурцев в работе «Якутская классическая литература и современность» (2007), в которой творчеству П. Ойунского посвящена отдельная глава. Автор утверждает, что ценность его художественного наследия обусловлена не только наличием в нем «гуманистического пафоса и высоких эстетических достоинств», но и «глубокого нравственно-философского содержания, рассчитанного на историческое функционирование в "большом" времени» [41, с. 154]. Всестороннее исследование наследия П. Ойунского проведено В.Б. Окороковой в монографии «Куедьуйбут тыл, дьуЬуннэммит санаа...» (2003), включающей
описание жизненного и творческого пути писателя, историю восприятия его произведений. В заключении автор выделяет основные философские категории, представленные в произведениях классика якутской литературы: «Природа и Общество, Жизнь и Борьба, Человек и История, Разум и Сила, Правда и Свобода, Время и Счастье, которые волнуют читателей по сей день» [137, с. 129]. Ценные замечания о мастерстве романтического метода П. Ойунского содержатся и в статье В.Б. Окороковой «Айааччы аПыйах» (2007) [136, с.28].
В наиболее значительных произведениях П. Ойунского -драматической поэме «Красный Шаман» (1925) и повести-преданиии «Кудангса Великий» (1929) идейные, философские и эстетические искания автора представлены во всей своей глубине и выразительности. Как все достижения художественной мысли они со временем не теряют своего значения и ценности, их идейно-художественное содержание открывает со временем новые горизонты для критических интерпретаций. «В литературной классике обнаруживаются такие качества, как трактовка вечных вопросов, бесконечная глубина нравственно-философского содержания, высота эстетических достоинств, оригинальность и сложность поэтики на всех ее уровнях» [41, с. 10].
О непреходящей ценности и глубоком философском содержании этих произведений П. Ойунского говорят литературно-критические исследования разных лет. Г.М. Васильев писал: «В широком философском аспекте, снимая всякие грани во времени и пространстве, в мощных фантастических образах, на основе народных легенд, поэт романтически изобразил титаническую борьбу нового мира со старым миром в своей драме в стихах "Красный Шаман"» [48, с. 19]. Трагическим героем, взявшим на себя «непосильные в условиях его времени задачи» называл Кудангсу Великого Н.М .Заболоцкий [81, с.32]. Мастерство П. Ойунского в драматической поэме «Красный Шаман» отмечал В.А. Семенов: «Философичен идейный драматический смысл пьесы, он содержит в себе глубокое обобщение жизненных
закономерностей, утверждает закономерность гибели темных сил гнета и мрака, неминуемую победу положительных начал жизни, торжество высоких идеалов свободы и счастья народа. Здесь тьма и свет, как поэтические символы гнета и свободы, проходят сквозным лейтмотивом через всю пьесу, наполняют ее высокой и яркой эмоциональностью. Этим образно выражен глубокий свободолюбивый, оптимистический и гуманистический пафос "Красного Шамана"» [156, с.48].
Современные критические исследования в первую очередь находят в крупных произведениях П. Ойунского не только философский контекст, но и особую самобытность поэтики и жанровых форм, свойственную якутской поэзии 1920-1930-х гг., образную систему, отражающую динамическое развитие трагического конфликта в рамках циклического, «вечного» времени. «В "Красном Шамане" Ойунского царит напряженная интеллектуальная атмосфера, - пишет П.В. Максимова в монографии «Жанровая типология якутской поэзии», - атмосфера противостояния идей, в которой поэт показывает не столько конкретное историческое время, сколько цельность жизни, где все имеет свое начало и свое завершение» [103, с.75]. В повести-предании «Кудангса Великий» П.Ойунский обратился к фольклорным образам, «вобравшим в себя вековую мудрость народа». Эти образы отличает не столько национальный колорит, сколько глубокое содержание, «их универсальный нравоучительный или обобщенно символический смысл» [103, с.78]. О победе художника над идеологом в драме «Красный Шаман» пишет Е.С.Сидоров: «Объективный смысл произведения выходит за рамки политических и идеологических взглядов и интересов автора, не соответствует им, переходит в категорию общечеловеческих понятий» [160, с. 50]. A.A. Бурцев объясняет современность содержания произведений П. Ойунского присущим им качеством широких философских обобщений и способностью художественного предвидения. «Олонхо-тойук "Красный Шаман" и повесть-предание "Кудангса Великий" П. Ойунского способствуют глубокому
осмыслению исторических закономерностей, выявлению сложной диалектики развития современного общества, раскрытию связей судеб отдельных личностей с судьбой народа» [41, с. 154].
Таким образом, при всем разнообразии исследовательских позиций, в целом критики единодушны в оценке произведений П.Ойунского «Красный Шаман» и «Кудангса Великий», значение которых обусловлено прежде всего их глубоким общечеловеческим, нравственным, философским содержанием и все грани которых еще предстоит раскрыть.
Передать многообразие и сложность литературного произведения, показать его достоинства в многосторонних связях с окружающим миром и предшествующей литературной традицией, в широком историко-литературном контексте - эти задачи невозможны без сравнительно-типологического анализа. «Без сравнения трудно понять - даже в пределах одной национальной литературы - динамику процесса, проникнуть в механизм наследования и смены традиций, накопления художественных ценностей» [36, с.5]. Необходимость этого метода в анализе произведений П.Ойунского продиктована прежде всего их специфическими особенностями. «Идейно-эстетическое своеобразие искусства П.Ойунского заключается не только в глубинной связи с фольклором, в использовании многогранных образов-символов и условных форм, но и специфическом синтезирующем характере его творческого метода, типологически близкого к методу ряда русских и зарубежных поэтов XX века» [40, с.5]. Все это настоятельно требует рассмотрения творчества писателя в широком историко-культурном контексте не только как явления национальной литературы, но и как части единого мирового культурного процесса, включающего, в частности, шекспировскую традицию.
П. Ойунский - классик национальной литературы. Истоками его поэтического творчества являются фольклор и национальная историческая действительность. Но якутская литература никогда не была замкнутым феноменом, за более чем столетнюю историю своего существования она
достигла творческой зрелости благодаря развитию собственных традиций и взаимодействию с другими литературами.
Вопрос о влиянии мировой литературы на творчество П. Ойунского уже ставился в якутском литературоведении в связи с поиском новых путей и методов исследования. За последние десятилетия появился ряд работ, в которых предпринята попытка исследования творческого наследия П. Ойунского в историко-культурном контексте XX - начала XXI в. Укажем лишь работы A.A. Билюкиной (1997); И.Г. Спиридонова (1998); А.Н. Мыреевой (1998); С.П. Ойунской (2003); A.A. Бурцева (2007) и др. В этих исследованиях были отмечены частные факты влияния мировой литературной традиции на творчество П. Ойунского и были осуществлены попытки осветить проблему в целом. Однако на сегодняшний день практически не существует исследования, проведенного на основании сравнительно-сопоставительного анализа его произведений в аспекте влияния определенной литературной традиции на идейно-художественное содержание и поэтику произведений П. Ойунского.
Таким образом, необходимость нового подхода к изучению классического наследия якутских писателей, в частности, исследование влияния опыта мировой литературы на творчество национальных авторов не вызывает сомнения, что обусловило актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования - творчество П.Ойунского, типологически близкое трагедиям Шекспира по характеру представлений о человеке и литературном герое, по масштабности и драматизму сюжетов и образов.
Предмет исследования - драматическая поэма «Красный Шаман» и повесть-предание «Кудангса Великий» П.Ойунского, обнаружившие значительное количество перекличек и параллелей с трагедиями Шекспира.
Цель исследования: осмысление шекспировских сюжетов и образов в произведениях П.Ойунского как форм и способов творческой рецепции Шекспира в якутской литературе.
Гипотеза исследования: творческое освоение шекспировских сюжетов и образов якутским писателем может быть объективно доказано на основании сравнительно-сопоставительного анализа его произведений и трагедий В.Шекспира.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
- проследить историю восприятия мировой литературной традиции в якутской литературе на материале творчества П.Ойунского;
определить методологические принципы исследования шекспировского «присутствия» в произведениях П.А.Ойунского, показать пути формирования художественного мира писателя в аспекте восприятия шекспировских сюжетов и образов;
- провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений П.Ойунского - драматической поэмы «Красный Шаман», повести-предания «Кудангса Великий» и трагедий Шекспира «Гамлет», «Макбет» с целью выявления типологических схождений на уровне сюжетно-композиционной структуры и системы образов;
- на основании проведенного сравнительно-типологического анализа выявить новаторские черты творчества П.Ойунского, свидетельствующие о национальной специфике его художественного мира, особенностях индивидуального художественного сознания, выраженного в особом отношении к трагедиям Шекспира.
Методологические принципы исследования обусловлены комплексным методом, предполагающим историко-литературное, сравнительно-типологическое и историко-функциональное изучение художественных произведений разных эпох. Использовался также герменевтический подход в сравнительном анализе сюжетно-образной структуры литературных произведений.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют работы по теории сравнительного изучения литератур (А.Н.Веселовский,
В.М.Жирмунский, Н.И.Конрад, И.Г.Неупокоева, М.П.Алексеев, А.Дима, Д.Дюришин и др.). Важное значение для нашей работы имеют труды отечественных шекспироведов (М.М.Морозов, А.А.Аникст, М.В.Урнов, Ю.Ф.Шведов, И.А.Дубашинский и др.), а также исследования якутских литературоведов, посвященных творчеству П.Ойунского (Г.М.Васильев, Г.Г.Окороков, Н.М.Заболоцкий, В.А.Семенов, Г.К.Боескоров, И.Г.Спиридонов, А.А.Бурцев, А.А.Билюкина, В.Б.Окорокова, П.В.Максимова, А.М.Скрябина и др.), в которых творческое наследие якутского классика рассматривается с точки зрения отражения в нем общечеловеческих нравственных ценностей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые определены основания для сопоставления произведений П.Ойунского и трагедий Шекспира. Проанализированы сюжетно-композиционная структура и образы героев П.Ойунского, которые выявили типологические параллели и схождения с трагедиями Шекспира, подтвердили творческое соприкосновение якутского писателя с мировой литературной традицией. Доказано, что переосмысление П.Ойунским шекспировских сюжетов и образов обусловило национальное и авторски-индивидуальное своеобразие его метода, шире - идею единства и целостности мировой культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В условиях переломной общественно-исторической ситуации первых десятилетий XX века творчество П.Ойунского заложило основу для дальнейшего развития якутской литературы. Творчески переработанные и переосмысленные фольклорные и литературные традиции, обращение к «вечным» сюжетам и образам в произведениях П.Ойунского выступили показателем масштабности его художественного мышления, не ограниченного только рамками национальной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Рецепция трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» в пьесах европейских драматургов последней трети XX века2022 год, кандидат наук Щукина Марина Сергеевна
Традиция У. Шекспира в драматургии П.Б. Шелли2011 год, кандидат филологических наук Баринова, Елена Альвиановна
Драматическая поэма в якутской литературе: Композиция и система образов2004 год, кандидат филологических наук Григорьева, Людмила Павловна
Английская тема в прозе Б.Л. Пастернака2007 год, кандидат филологических наук Акимова, Анна Сергеевна
"Шекспировский текст" в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.2009 год, кандидат филологических наук Демичева, Елена Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бурцева, Марина Анатольевна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I
1. Ойунский, П.А. Кудангса Великий: повесть / пер. с якут. А.Борисовой [Текст] / П.А.Ойунский // Полярная звезда, 1991. - № 1. - С.3-27.
2. Ойунский, П.А. Нюргун Боотур Стремительный: якутский героический эпос олонхо / пер. с якут. В.Державина [Текст] / П.А. Ойунский. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1975.-431 с.
3. Ойунский, П.А. Собр. избр. соч.: В 2 т. Т. 1: Стихи, переводы, драматические поэмы / сост. М.Н.Дьячковская, С.П.Ойунская [Текст] / П.А.Ойунский. - Якутск: Бичик, 2005. - 320 с.
4. Ойунский, П.А. Собр. избр. соч.: В 2 т. Т. 2: Повести, рассказы, драматические произведения / сост. М.Н.Дьячковская, С.П.Ойунская [Текст] / П.А.Ойунский. - Якутск: Бичик, 2005. - 368 с.
5. Ойунский, П.А. Стихотворения и поэмы / пер. с якут.; сост. Н.Сивцевой [Текст] / П.А.Ойунский. - М.: Худож. лит., 1993.-271 с.
6. Шекспир, У. Гамлет: избранные переводы (на англ. и рус. яз.) / сост. А.Н.Горбунов [Текст] / У.Шекспир. - М.: Радуга, 1985. - 640 с.
7. Шекспир, У. Поли. собр. соч.: В 8 т. / пер. с англ; под общ. ред. А.Смирнова и А.Аникста. Т. 6.: Трагедии [Текст] / У.Шекспир. - М.: Искусство, 1960. - 687 с.
8. Шекспир, У. Поли. собр. соч.: В 8 т. Т. 7: Трагедии / пер. с англ.; под общ. ред. А.Смирнова и А.Аникста [Текст] / У.Шекспир. - М.: Искусство, 1960. - 823 с.
9. Шекспир, У. Трагедии / пер. с англ. Б.Пастернака, М.Кузмина, Ю.Корнеева, М.Донского; вступ. ст. В Татаринова [Текст] / У.Шекспир. - М.: Эксмо, 2010. - 960 с.
10. Shakespeare, W. Macbeth: tragedy / W. Shakespeare; edited by N.Brooke [Text]. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 249 p.
11. Аветисян, В.А. Гете и французская литературная критика начала XIX века: диалог культур [Текст] / В.А.Аветисян // Вопросы литературы. -1999.-№6.-С. 129-165.
12. Алексеев, Е.Е. Основные итоги и новые тенденции в изучении литературной и общественно-политической деятельности П.А.Ойунского [Текст] / Е.Е.Алексеев // П.А.Ойунский: взгляд через годы. Сборник науч. статей. - Новосибирск: Сибирское отд-ние РАН, Научно-издат. центр ОИГГМ, 1998. - С. 30-40.
13. Алексеев, М.П. В.М.Жирмунский - теоретик сравнительного литературоведения [Текст] / М.П.Алексеев // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. - JL: Наука, 1979. - С. 5-17.
14. Алексеев, М.П. Восприятие иностранных литератур и проблема иноязычия [Текст] / М.П.Алексеев // Труды юбилейной научной сессии Ленинградского университета. Секция филологических наук. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1946. - С. 179-223.
15. Алексеев, М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии: учеб. Пособие [Текст] / М.П.Алексеев. - М.: Высшая школа, 1984. - 351 с.
16. Алексеев, М.П. Русская литература и ее мировое значение: избранные труды [Текст] / М.П.Алексеев. - Л.: Наука, 1989. - 410 с.
17. Алексеев, М.П. Сравнительное литературоведение [Текст] / М.П.Алексеев. - Л.: Наука, 1983. - 447 с.
18. Аникин, Г.В. История английской литературы: учеб. пособие [Текст] / Г.В.Аникин, Н.П.Михальская. -М.: Высшая школа, 1975. - 528 с.
19. Аникст, A.A. Гамлет, принц Датский: послесловие [Текст] / А.А.Аникст // Шекспир У. Поли. СОБР. соч.: В 8 т. Т.6. - М.: Искусство, 1960. - С. 571-627.
20. Аникст, A.A. Макбет: послесловие [Текст] / А.А.Аникст // Шекспир У. Поли. собр. соч.: В 8 т. Т. 7. - М.: Искусство, 1960. - С. 763-773.
21. Аникст, A.A. Ремесло драматурга [Текст] / А.А.Аникст. - М.: Сов. писатель, 1974. - 607 с.
22. Аникст, A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга [Текст] / А.А.Аникст. - М.: Наука, 1967. - 456 с.
23. Аникст, A.A. Трагедия Шекспира «Гамлет» [Текст] / А.А.Аникст. - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
24. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет [Текст] / М.М.Бахтин. - М.: Худож.лит., 1975. - 504 с.
25. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.Бахтин. -М.: Искусство, 1986. - 445 с.
26. Башарина, З.К. П.А.Ойунский - мастер художественного перевода [Текст] / З.К. Башарина // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. - Новосибирск: СО РАН, Науч-изд. центр ОИГГМ, 1998. - С. 147-149.
27. Башарина, З.К. П.Ойунский и М.Горький (к вопросу о личных и творческих связях) [Текст] / З.К.Башарина // Проблемы развития национальной культуры и русско-якутских языковых связей: тезисы докл. республ. науч.-практич. конф., посвященной 100-летию П.А.Ойунского - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - С. 7-9.
28. Башарина, З.К. Содружество литератур [Текст] / З.К. Башарина. - М.: Academia, 2002. - 248 с.
29. Белинский, В.Г. Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета [Текст] / В.Г.Белинский. - М.: Гослитиздат, 1956. - 120 с.
30. Белинский, В.Г. Ответ «Московитянину» [Текст] / В.Г.Белинский. - М.: Буки, 2011.-61 с.
31. Белинский, В.Г. Собр. соч.: В 3 т. Т.2: Статьи и рецензии. 1841-1845 / под общ. ред. Ф.М.Головешченко [Текст] / В.Г.Белинский. - М.: ОГИЗ ГИХЛ, 1948.-594 с.
32. Билюкина, A.A. Новаторская драматургия [Текст] / А.А.Билюкина // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня
рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 190197.
33. Бшюкина, A.A. Общечеловеческое и национальное в пьесах П.А.Ойунского [Текст] / А.А.Билюкина // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. - Новосибирск: СО РАН, Науч.-изд.. центр ОИГГМ, 1998.-С. 82-86.
34. Бшюкина, A.A. Якутское литературоведение [Текст] / А.А.Билюкина // Развитие гуманитарных исследований в Якутии. - Новосибирск: 1981. -С.139-144.
35. Боескоров, Г.К. «Красный Шаман» [Текст] / Т.К. Боескоров // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 140152.
36. Богданов, Ю.В. Опыт теоретической систематизации сравнительного изучения литературы [Текст] / Ю.В.Богданов // Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. - М.: Прогресс, 1979. - С. 5-19.
37. Борисов, С.З. О состоянии и мерах улучшения идеологической работы в республике [Текст] / С.З.Борисов // За правильное освещение истории якутской литературы. - Якутск: ЯКГИЗ, 1952. - С.28-57.
38. Борисов, С. За правильное освещение истории якутской литературы [Текст] / С.Борисов, А.Сурков, Л.Климович // За правильное освещение истории якутской литературы. - Якутск: ЯКГИЗ, 1952. - С.3-9.
39. Бурцев, A.A. Интернационалистский пафос творчества П.Ойунского [Текст] / А.А.Бурцев // Проблемы развития национальной культуры и русско-якутских языковых связей: тезисы докл. республ. науч.-практич. конф., посвященной 100-летию П.А.Ойунского. - Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1992.-С. 5-7.
40. Бурцев, A.A. П.Ойунский и мировая литература (к постановке проблемы) [Текст] / А.А.Бурцев // Проблемы развития национальной культуры и русско-якутских языковых связей: тезисы докл. республ. науч.-практич.
конф., посвященной 100-летию П.А.Ойунского. - Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1992.-С. 3-5.
41. Бурцев, A.A. Якутская классическая литература и современность [Текст] / А.А.Бурцев. - Якутск: Бичик, 2007. - 160 с.
42. Бурцев, A.A. «Алмазная застежка» (Творчество П.А.Ойунского в контексте мировой литературы) [Текст] / А.А.Бурцев, П.В.Максимова // На крылатом коне. Якутская поэзия от А.Кулаковского до С.Тарасова -Якутск, 1995. -С.36-51.
43. Бурцев, A.A. Диалоги в едином пространстве мировой литературы: международные связи якутской литературы [Текст] / А.А.Бурцев, А.М.Скрябина. - Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 2004. - 145 с.
44. Бурцев, Д. Т. Исследование П.А.Ойунским якутского эпоса олонхо [Текст] / Д.Т.Бурцев // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. - Новосибирск: СО РАН, Науч-изд. центр ОИГГМ, 1998. - С. 8688.
45. Бушмин, A.C. Литературная преемственность как проблема исследования [Текст] / А.С.Бушмин // Вопросы методологии литературоведения. - М.: 1973. - С. 218-255.
46. Бушмин, A.C. Преемственность в развитии литературы [Текст] / А.С.Бушмин. - Л.: Худож.лит., 1978. - 224 с.
47. Васильев, Г.М. Об одной тетради П.А.Ойунского [Текст] / Г.М.Васильев // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 168174.
48. Васильев, Г.М. О поэтическом творчестве П.А.Ойунского [Текст] / Г.М. Васильев // Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939): докл. к 65-летию со дня рождения. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. - С. 16-26.
49. Васильева, Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе [Текст] / Д.Е.Васильева. - Якутск: Полиграфист, 1995.- 180 с.
50. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н.Веселовский. - Л.: Худож. лит., 1940. - 648 с.
51. Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур: материалы дискуссии 11-15 января 1960 г. [Текст] - М.: Изд-во АН СССР, 1961. -439 с.
52. Виппер, Ю.Б. "Типологические схождения" в изучении мирового литературного процесса [Текст] / Ю.Б.Виппер // Классическое наследие и современность. - Л.: Наука, 1981. - С. 45-50.
53. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы [Текст] / И.Ф.Волков. - М.: Искусство, 1978. - 264 с.
54. Габышев, Н.А. Новая постановка «Красного Шамана» [Текст] / Н.А.Габышев // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974.-С. 174-179.
55. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века [Текст] / Б.М.Гаспаров. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
56. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос [Текст] / Г.Д.Гачев. -М.: Прогресс-Культура, 1995.-480 с.
57. Гачев, ГД. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр [Текст] / Г.Д.Гачев. - М.: Просвещение, 1968.-303 с.
58. Гете, И.-В. Ко дню Шекспира // Гете И.-В. Собр. соч.: В 10 т. Т.10: Об искусстве и литературе / пер. с нем. [Текст] / И.-В. Гете. - М.: Худож. лит., 1978.-С. 261-264.
59. Гете, И.-В. Шекспир, и несть ему конца! // Гете И.-В. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10: Об искусстве и литературе / пер. с нем. [Текст] / И.-В.Гете. - М.: Худож. лит., 1978. - С. 306-317.
60. Гинзбург, Ю.А. Советские шекспироведы о трагическом у Шекспира [Текст] / Ю.А. Гинзбург // Шекспировские чтения. 1977. - М.: Наука, 1980.-С. 165-187.
61. Гоголев, З.В. Жизнь и деятельность П.А.Ойунского [Текст] / З.В.Гоголев // Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939): докл. к 65-летию со дня рождения. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. - С. 5-15.
62. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке [Текст] / Н.В.Гончаренко. -М.: Искусство, 1991.-432 с.
63. Гордон, Я.И. Уильям Шекспир: лекции [Текст] / Я.И.Гордон. - Душанбе: Изд-во Таджик, гос. ун-та, 1967. - 83 с.
64. Гражданская, З.Т. От Шекспира до Шоу: английские писатели XVI-XX [Текст] / З.Т.Гражданская. -М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
65. Гуляев, В. ...Духовная мощь нашей будущности [Текст] / В.Гуляев // Советы Якутии. - 1993.-13 апр.
66. Гуревыч, А.Я. Средневековая литература и ее современное восприятие [Текст] / А.Я.Гуревич // Из истории культуры средних веков и Возрождения: сб. науч. статей. -М.: Наука, 1976. - С. 276-314.
67. Гуревыч, А.Я. «Эдда» и сага [Текст] / АЛ.Гуревич. - М.: Наука, 1979. -192 с.
68. Дима, А. Принципы сравнительного литературоведения / пер. с румын. М.В.Фридмана [Текст] / А. Дима. - М.: Прогресс, 1977. - 232 с.
69. Достоевский, Ф.М. Записные тетради [Текст] / Ф.М.Достоевский. - Л.: Academia, 1935. - 473 с.
70. Дубашинский, И.А. Вильям Шекспир. Очерк творчества: пособие для учителей [Текст] / И.А.Дубашинский. - М.: Просвещение, 1978.-144 с.
71. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы / пер. со словац. И.А.Богдановой [Текст] / Д.Дюришин. - М.: Прогресс, 1979. -320 с.
72. Елина, Н.Г. О фольклорной традиции в драматургии Шекспира [Текст] / Н.Г.Елина // Шекспировские чтения, 1977. - М.: Наука, 1980. - С. 5-49.
73. Емельянов, Л.И. Изучение отношений литературы к фольклору [Текст] / Л.И.Емельянов // Вопросы методологии литературоведения. - М.: 1973. -С. 256-283.
74. Емельянов, Н.В. П.А.Ойунский и якутское устное народное творчество [Текст] / Н.В.Емельянов // Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939): докл. к 65-летию со дня рождения. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. - С. 58-65.
75. Ермилова, Е.В. Диалог с традицией [Текст] / Е.В.Ермилова // Контекст, 1981. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1982. - С. 216-230.
76. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы [Текст] / В.М.Жирмунский. - Л.: Наука, 1978. - 424 с.
77. Жирмунский, В.М. Гете в русской литературе [Текст] / В.М.Жирмунский. - Л.: Наука, 1982. - 560 с.
78. Жирмунский, В.М. Историческая поэтика А.Н.Веселовского [Текст] / В.М. Жирмунский // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.: Худож. лит., 1940. - С. 3-37.
79. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: избр. труды [Текст] / В.М.Жирмунский. - Л., Наука, 1979. - 493 с.
80. Заболоцкий, Н.М. Ойунский - писатель [Текст] / Н.М.Заболоцкий // Статьи и воспоминания о П.А.Ойунском. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1969.-С. 60-97.
81. Заболоцкий, Н.М. О прозе П.А.Ойунского [Текст] / Н.М.Заболоцкий // Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939): докл. к 65-летию со дня рождения. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. - С. 27-38.
82. Захаров, Н.В. Шекспир. Шекспиризация [Текст] / Н.В.Захаров,
B.А.Луков. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. - 104 с.
83. Иванов, В.Н. Платон Алексеевич Ойунский: государственный деятель и мыслитель [Текст] / В.Н.Иванов // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. - Новосибирск: СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1998. -
C. 5-19.
84. Канаве, Я Против извращений в истории якутской литературы [Текст] / Н.Канаев, Г.Ефремов, Г.Тихонов. - Якутск: Якуткнигоиздат, 1953.- 105 с.
85. Кишкин, Л. С. Заметки об изучении русско-чешских и русско-словацких литературных связей [Текст] / Л.С.Кишкин // Литература славянских народов. Вып. 8. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 70-98.
86. Кишкин, Л. С. Об изучении национальной образности в литературе [Текст] / Л.С.Кишкин // Чешско-русские и словацко-русские литературные отношения: конец Х1Х-начало XX в. - М.: Наука, 1968. -С. 75-117.
87. Кишкин, Л. С. О восприятии смысла литературного явления за рубежами его страны [Текст] / Л.С.Кишкин // Рус. лит. - 1966. - № 1. - С. 201-203.
88. Кожинов, В.В. Типология и своеобразие [Текст] / В.В.Кожинов // Контекст. 1975. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1977.-С. 241-266.
89. Комарова, В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира [Текст] / В.П.Комарова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1989. - 200 с.
90. Конрад, Н.И. Запад и Восток: сб. статей [Текст] / Н.И.Конрад. - М.: Наука, 1972.-С. 315-328.
91. Константинов, И.В. Олонхо как историко-этнографический источник / И.В.Константинов // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974.-С. 215-220.
92. Копырин, ИЗ. Поэзия огня и бури [Текст] / Н.З.Копырин // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 120126.
93. Кормилов, С.И. Нерешенные проблемы современного литературоведения [Текст] / С.И.Кормилов // Вестн. МГУ. Сер. 9: Филология, 2001. - № 6. - С.33-35.
94. Кулаковский, А.Е. Материалы для изучения верований якутов [Текст] /
A.Е.Кулаковский. - Якутск: Тип. Н.К.П., 1923.- 108 с.
95. Кулешов, В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке [Текст] / В.И.Кулешов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 461 с.
96. Левин, Ю.Д. Восприятие творчества инонациональных писателей [Текст] / Ю.Д.Левин // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. - Л.: Наука, 1974. - С. 237-273.
97. Лермонтов, М.Ю. Письмо Шан-Гирей М.А. (1831 г.) // Лермонтов И.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. Т. 5 [Текст] / М.Ю. Лермонтов. - М.-Л.: Academia, 1937. - С. 364-365.
98. Литература Якутии XX века: Историко-литературные очерки / редкол.:
B.Н.Иванов (отв. ред.), П.В.Максимова (зам. отв. ред.), М.Н.Дьячковская, Л.Н.Романова [Текст]. - Якутск: Ин-т гуманит. исслед. АН РС(Я). 2005. - 728 с.
99. Лифшиц, М.А. Мифология древняя и современная [Текст] / М.А.Лифшиц. - М.: Искусство, 1979. - 582 с.
Ш.Лихачев, Д.С. Конкретное литературоведение и труды М.П.Алексеева [Текст] / Д.С.Лихачев, Ю.Д.Левин // Россия. Запад. Восток. - СПб., 1996. -С. 46-52.
101. Луначарский, A.B. Очередные задачи литературоведения // Луначарский A.B. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8 [Текст] / А.В.Луначарский. - М.: Худож. лит., 1967.-С. 314-321.
102.Луначарский, A.B. Шекспир. Фрэнсис Бэкон // Луначарский A.B. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6 [Текст] / А.В.Луначарский. - М.: Худож. лит., 1965. - С. 291-361.
103. Максимова, П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм [Текст] / П.В.Максимова. -Новосибирск: Наука, 2002. - 255 с.
104. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах [Текст] / Е.М.Мелетинский. - М.: Изд-во РГГУ, 1994. - 136 с.
105. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М.Мелетинский. - М.: Наука, 2000. - 407 с.
106. Мелетинский, Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса [Текст] / Е.М.Мелетинский. - М.: Наука, 1968. - 364 с.
107. Мельничук, О.А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста [Текст] / О.А.Мельничук. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 208 с.
108. Минков, М. Проблема трагического в творчестве Шекспира и его современников: исследования и материалы [Текст] / Минков М. // В.Шекспир. К 400-летию со дня рождения. 1564-1964. - М.: Наука, 1964. -С. 80-101.
109. Мифологический словарь: книга для учителя / сост. М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович, Б.П.Селецкий [Текст]. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
110. Михалков, C.B. Ойунский среди нас [Текст] / С.В.Михалков // Слово о Платоне Ойунском. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1985. - С. 21-23.
111. Морозов, М.М. Избранные статьи и переводы [Текст] / М.М.Морозов. -М.: Худож. лит., 1954. - 596 с.
112. Морозов, М.М. Шекспир, Берне, Шоу...[Текст] / М.М.Морозов. - М.: Искусство, 1967. - 326 с.
113. Мотылева, Т.Л. Русская литература и мировой литературный процесс [Текст] / T.J1.Мотылева. - М.: Знание, 1983. - 64 с.
114. Мукаржовский, Я. О диалектическом подходе к искусству и действительности [Текст] / Я.Мукаржовский // Исследования по эстетике и теории искусства / пер. с чеш. В.А.Каменской. - М.: Искусство, 1994. - С. 307-323.
115 .Мукаржовский, Я. О современных задачах исследования межлитературных отношений [Текст] / Я.Мукаржовский // Чешско-русские и словацко-русские литературные отношения: конец XIX-начало XX в. - М.: Наука, 1968. - С. 9-14.
116. Мыреева, А.Н. Гуманистическая концепция произведений П.А.Ойунского [Текст] / А.Н.Мыреева // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. - Новосибирск: СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1998. - С. 79-82.
Ml. Мыреева, А.Н. Общечеловеческое и национальное в повести-предании П.Ойунского «Кудангса Великий» [Текст] / А.Н.Мыреева // Проблемы развития национальной культуры и русско-якутских языковых связей: тезисы докл. республ. науч.-практич. конф., посвященной 100-летию П.А.Ойунского. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - С. 51-52.
118. Надъярных, Н.С. Аксиология перечтений [Текст] / Н.С.Надъярных. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 336 с.
119. Неклюдов, С.Ю. Мотив и текст [Текст] / С.Ю.Неклюдов // Язык культуры: семантика и грамматика: К 80-летию со дня рождения акад. Н.И. Толстого (1923-1996). - М.: Индрик, 2004. - С. 236-247.
120.Неклюдов, С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов [Текст] / С.Ю.Неклюдов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - JL: Наука, 1984.-С. 221-229.
121. Неупокоева, И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа [Текст] / И.Г.Неупокоева. - М.: Наука, 1976. -360 с.
122. Неупокоева, И.Г. К вопросу о методах изучения всемирной литературы [Текст] / И.Г.Неупокоева // Контекст. 1975. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1977. - С. 157-182.
123. Неупокоева, И.Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур [Текст] / И.Г.Неупокоева // Изв. АН СССР, отд. лит. и яз. - 1960. - Т. 19. - Вып. 3. - С. 187-200.
124.Неупокоева, И.Г. О понятии общего типологического ряда [Текст] / И.Г.Неупокоева // Контекст. 1974. Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука, 1975. - С. 168-186.
125. Николаев, П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий [Текст] / П.А. Николаев // Филологические науки. - 1996. - № 3. -С. 3-13.
12в. Никифоров, С. С. Публикация литературного и научного наследства П.А.Ойунского [Текст] / С.С.Никифоров // Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939): докл. к 65-летию со дня рождения. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. - С. 75-77.
127. О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской советской литературы: Из постановления бюро якутского Обкома ВКП(б) от 6 февраля 1952 г. // За правильное освещение истории якутской литературы [Текст]. - Якутск: ЯКГИЗ, 1952. - С. 10-27.
128. Ойунская, С.П. Жизненный путь Платона Ойунского [Текст] / С.П.Ойунская // Проблемы развития национальной культуры и русско-якутских языковых связей, тезисы докл. республ. науч.-практич. конф., посвященной 100-летию П.А.Ойунского. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. -С. 44-46.
129. Ойунский, П.А. Значение 100-летнего юбилея со смерти А.С.Пушкина и наши задачи // Ойунский П.А. Соч.: В 7 т. Т. 7 [Текст] / П.А.Ойунский. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1962. - С. 71-81.
130. Ойунский, П.А. О переводе «Кысыл Ойуун» // Ойунский П.А. Соч.: В 7 т.
Т. 7 [Текст] / П.А.Ойунский. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1962. - С. 117120.
131. Ойунский, П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание Ойунский П.А. Соч.: В 7 т. Т. 7 [Текст] / П.А.Ойунский. - Якутск: Якут, кн. изд-во, 1962. - С. 128-194.
132. Окороков, Г.Г. Высота творчества [Текст] / Г.Г.Окороков // Традиции и поиск. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. - С. 33-40.
133. Окороков, Г.Г. Выход к миру [Текст] / Г.Г.Окороков // Традиции и поиск. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. - С. 40-49.
134. Окороков, Г.Г. Певец социалистической нови [Текст] / Г.Г.Окороков // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 107119.
135. Окороков, Г.Г. Ускоренное развитие якутской литературы (первая треть XX века) [Текст] / Г.Г.Окороков // Традиции и поиск. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979.-С. 5-25.
136. Окорокова, В.Б. «Айааччы аПыйах»: сб. статей [Текст]/В.Б.Окорокова// Уран тыл умсулПана. - Якутск: Бичик, 2009. - С. 19-28.
137. Окорокова, В.Б. «Куодьуйбут тыл, дьуЬуннэммит санаа...» (П.А.Ойуунускай айар улэтэ) [Текст] / В.Б. Окорокова. - Дьокуускай, 2003. - 134 с.
138. О состоянии и мерах улучшения идеологической работы в республике: Из доклада секретаря обкома ВКП(б) С.З. Борисова на V пленуме Якутского Обкома ВКП(б) 20 марта 1952 г. // За правильное освещение истории якутской литературы [Текст]. - Якутск: ЯКГИЗ, 1952. - С.28-57.
139. Петров, В. Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах [Текст] / В.Т.Петров. - Новосибирск: Наука, 1987. - 239 с.
Ш.Петров, В.Т. Звучащее слово народное [Текст] / В.Т.Петров // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 209214.
141 .Петрова, С.М. Поэма П.Ойунского «Красный Шаман» на уроках по зарубежной литературе в X классе якутской школы (к проблеме взаимосвязанного изучения литератур: «Фауст» Гете и «Красный Шаман» П.А.Ойунского) [Текст] / С.М.Петрова // Проблемы развития национальной культуры и русско-якутских языковых связей: тезисы докл. республ. науч.-практич. конф., посвященной 100-летию П.А.Ойунского. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - С. 15-16.
142. Пинский, JI.E. Шекспир. Основные начала драматургии [Текст] / Л.Е.Пинский. - М.: Худож.лит., 1971. - 606 с.
143. Покатилова, Н.В. Переводы П.А.Ойунского из Пушкина [Текст] / Н.В.Покатилова // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. -Новосибирск: СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1998. - С. 150-153.
144. Попов, КГ. О переводе лирики поэта [Текст] / И.Г.Попов // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 133-139.
145. Потебня, A.A. Слово и миф [Текст] / А.А.Потебня. - М.: Правда, 1989. -622 с.
146. Поэтика: словарь актуал. терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко [Текст]. - М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
147. Прокопъев, Ю.Н. О жизни, общественной и творческой деятельности П.А.Ойунского [Текст] / Ю.Н.Прокопьев // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 3-19.
148. Протодьяконов, В.Н. За высокую идейность и мастерство / В.Н.Протодьяконов // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С.96-106.
149. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В.Я.Пропп. - М.: Лабиринт, 2000. - 335 с.
150. Реизов, Б.Г. Из истории европейских литератур [Текст] / Б.Г.Реизов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 373 с.
151. Реизов, Б.Г. История и теория литературы [Текст]: сб. статей / Б.Г.Реизов. - Л.: Наука, 1986. - 319 с.
152. Реизов, Б.Г. Сравнительное изучение литературы [Текст] / Б.Г.Реизов // Вопросы методологии литературоведения.-М.: 1973.-С. 170-217.
153. Россия и Запад: Из истории литературных отношений: сб. статей / отв. ред. М.П. Алексеев [Текст]. - Л.: Наука, 1973.-340 с.
154.Рутенбург, В.И. Титаны Возрождения [Текст] / В.И.Рутенбург. - Л.: Наука, 1976. - 144 с.
155. Сафроное, Ф.Г. Ученый-историк [Текст] / Ф.Г.Сафронов // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 85-89.
156. Семенов, В.А. О драматургии П.А.Ойунского [Текст] / В.А.Семенов // Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939): докл. к 65-летию со дня рождения. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1959. - С. 39-57.
157. Семенов, В.А. Творчество П.А.Ойунского и становление социалистического реализма в якутской советской литературе [Текст] / В.А.Семенов. - Новосибирск: Наука, 1980. - 222 с.
158. Семенов, В.А. Фольклорные сюжеты и мотивы в творчестве П.А.Ойунского [Текст] / В.А.Семенов. - Якутск: Якут.кн.изд-во, 1966. -76 с.
159. Семенова З.Ф. Реконструкция П.А.Ойунским мифологической картины мира: сборник статей [Текст] / З.Ф.Семенова // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. - Новосибирск: СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1998.-С. 107-108.
160. Сидоров, Е.С. Трагедия Красного Шамана [Текст] / Е.С.Сидоров // Статьи о якутской литературе. О народной мудрости. - Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 2004. - С. 47-52.
161. Сомоготто. Два язычества народа саха [Текст] / Сомоготто. - Якутск: Якут, край, 2007. - 60 с.
162. Спиридонов, И.Г. Вперед к Ойунскому [Текст] / И.Г.Спиридонов // Якутская литература вчера и сегодня: Литературоведческие и критические статьи. - Якутск: Бичик, 1995. - С. 121-135.
163. Спиридонов, И.Г. П.А.Ойунский - писатель-мыслитель [Текст] / И.Г. Спиридонов // Якутская литература вчера и сегодня: Литературоведческие и критические статьи. - Якутск: Бичик, 1995. - С. 121-135.
164. Спиридонов, И.Г. ПА.Ойунский - уроки творчества и созидания [Текст] / И.Г.Спиридонов // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. -Новосибирск: СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1998. - С. 76-79.
165. Спиридонов, И.Г. Ойуунускай уонна били□ Пи кэм [Текст] / И.Г.Спиридонов // Якутская литература вчера и сегодня: Литературоведческие и критические статьи. - Якутск: Бичик, 1995. - С. 5-13.
166. Спиридонов, И.Г. Условность в социалистическом реализме и поэма «Красный Шаман» [Текст] / И.Г.Спиридонов // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут.кн.изд-во, 1974. - С. 153-167.
167. Спиридонов И.Г. Художественное своеобразие поэмы «Красный шаман» [Текст] / И.Г.Спиридонов // П.А.Ойунский: взгляд через годы: сб. науч. статей. - Новосибирск: СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1998. - С. 89-94.
168. Стеблин-Каменский, М.И Миф [Текст] / М.И.Стеблин-Каменский. - Л.: Наука, 1976.-104 с.
169. Сумароков, А.П. Примечания [Текст] / А.П.Сумароков // Русская поэзия. XVIII век. - М.: Худож. лит., 1972. - С. 662-663.
170. Сумароков, А.П. Эпистола о стихотворстве [Текст] / А.П.Сумароков // Русская поэзия. XVIII век. - М.: Худож. лит., 1972. - С. 164-177.
171. Сыромятников, Г. С. Идейно-эстетические истоки якутской литературы [Текст] / Г.С.Сыромятников. - Якутск: Кн. изд-во, 1973. - 88 с.
172. Сыромятников, Г. С. Литературно-художественная критика в Якутии (1939-1975 гг.): ист.- лит. очерк [Текст]/ Г.С.Сыромятников. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1990. - 358 с.
173. Тарский, Г. С. Наставник литературной молодежи [Текст] / Г.С. Тарский // Статьи и вспоминания о П.А.Ойунском. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1969.-С. 207-215.
174. Теория литературы: учеб. пособие: В 2 т. / под ред. Н.Д.Тамарченко. Т.1: Тамарченко Н.Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика [Текст] / Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 512 е.; Т.2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика [Текст] / С.Н. Бройтман. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-512 с.
175. Толстой, Л.Н. О Шекспире и драме / Л.Н.Толстой. Собр. соч.: В 22 т. -М., 1983.-Т 15.-С. 258-314.
176. Топер, П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения [Текст] / П.М.Топер. - М.: Наследие, 2001. - 254 с.
177. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического [Текст] / В.Н.Топоров. - М.: Прогресс-Культура, 1995.-624 с.
178. Тресиддер, Д. Словарь символов / пер. с англ. [Текст] / Д.Трессидер, С.Палько. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 448 с.
179. Уолтон, Дж.К. Макбет. [Текст] / Дж. К. Уолтон // Шекспир в меняющемся мире: сб. статей / пер. с англ. / ред. Ю.Ф.Шведов. - М.: Прогресс, 1966.-С. 178-208.
180. Урнов, М.В. Вехи традиции в английской литературе [Текст] / М.В.Урнов. - М.: Худож. лит., 1986. - 382 с.
181. Урнов, М.В. Шекспир. Его герой и его время [Текст] / М.В.Урнов, Д.М.Урнов. - М.: Наука, 1964. - 208 с.
182. Федоров, Е.В. Окрыленная проза [Текст] / Е.В.Федоров // Основоположник якутской советской литературы (к 80-летию со дня рождения П.А.Ойунского). - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1974. - С. 180-189.
183. Филиппов Г.Г. Параллели основных идейных мотивов и образов «Интернационала» и «Красного Шамана» П.Ойунского [Текст] / Г.Г.Филиппов // Проблемы развития национальной культуры и русско-якутских языковых связей: тезисы докл. республ. науч.-практич. конф.,
посвященной 100-летию П.А.Ойунского. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. -С. 49-51.
184. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / 5-е изд., испр. и доп. [Текст] / В.Е.Хализев. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 432 с.
185. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа [Текст] / М.Б.Храпченко. - М.: Худож. лит., 1982. - 334 с.
186. Храпченко, М.Б. Наше духовное богатство [Текст] / М.Б.Храпченко // Контекст. 1982. Литературно-теоретические исследования. - М., Наука, 1983.-С. 20-26.
187.Храпченко, М. Б. Типологическое изучение литературы и его принципы [Текст] / М.Б.Храпченко // Проблемы типологии русского реализма. -М.: Наука, 1969. - С.8-38.
188. Храпченко, М.Б. Размышления о системном анализе литературы [Текст] / М.Б.Храпченко // Контекст. 1975. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1977. - С. 37-58.
189 .Храпченко, М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек [Текст] / М.Б.Храпченко. -М.: Сов. писатель, 1978. - 366 с.
190. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч.: в 15 т. Т. 4: Статьи и рецензии. 1856-1857 [Текст] / Н.Г.Чернышевский. -М.: Гослитиздат, 1948.-981 с.
191 .Шестинский, О.Н. Слово об Ойунском [Текст] / О.Н.Шестинский // Слово о Платоне Ойунском. - Якут: кн. изд-во, 1985. - С. 3-5.
192. Шведов, Ю.Ф. Вильям Шекспир. Исследования [Текст] / Ю.Ф.Шведов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 391 с.
193. Якимова Л.П., От редакции [Текст] / Л.П.Якимова, Г.М.Васильев // Семенов В.А.. Творчество П.А.Ойунского. - Новосибирск: Наука, 1980. -С. 5-8.
194. Bradley, A.C. Shakespearean Tragedy: Lectures on Hamlet, Othello, King Lear, Macbeth [Text] / A.C.Bradley. - London: Macmillan and Co. Ltd., 1957.-496 p.
195. Chambers, E.K. William Shakespeare. A study of facts and problems. Volume II [Text] / E.K.Chambers. - Oxford: Oxford University Press, 1989. - 466 P-
196. Clemen, W. The Development of Shakespeare's Imagery [Text] / W.Clemen. - London: Routledge, 2005. - 237 p.
197. Eliot, T.S. Hamlet and His Problems [Text] / T.S.Eliot // The Sacred Wood. Essays on Poetry and Criticism. - London: Faber and Faber, 1997. - P. 98103.
198. Foakes, R.A. Suggestions for a New Approach to Shakespeare's Imagery [Text] / R.A.Foakes // Shakespeare Survey, Volume 5, Textual Criticism. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - P. 81-92.
199. Freytag, G., MacEvan, E.J. Freytag's Technique of the Drama: an exposition of dramatic composition and art [Text] / G.Freytag, E.J.MacEvan. -Charleston, SC: Bibliobazaar, 2009. - 412 p.
200. Goethe, I.W. Essays on Art and Literature [Text] / I.W.Goethe // Goethe's Collected Works, Vol. 3. Trans, from German. - New York: Suhrkamp, 1986.-P. 224-229.
201. Granville-Barker, H. Prefaces to Shakespeare [Text] / H. Granville-Barker. - London: Nick Hern Books, 1993. - 352 p.
202. Holmes, M. The Guns of Elsinore [Text] / M.Holmes. - London: Chatto and Windus, 1964. - 188 p.
203. Hunter, G.K. Introduction to W.Shakespeare's Macbeth [Text] / G.K.Hunter // W.Shakespeare. Macbeth. - Suffolk: Penguin Books, 1967. - P. 747.
204. Jones, E. Scenic Form in Shakespeare [Text] / EJones. - Oxford: Oxford University Press, 1971. - 269 p.
205. Raven, A.A. "Hamlet" Bibliography and Reference Guide (18771935) [Text] / A.A.Raven. - New York: Russell & Russell, 1966. - 292 p.
206. Sanders, A. The Short Oxford History of English Literature [Text] / A.Sanders. - Oxford: Clarendon Press, 1996. - 718 p.
207. Spurgeon, C. Shakespeare's Imagery and What It Tells Us [Text] / C.Spurgeon. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 423 p.
208. Stoll, E.E. Shakespeare Studies: Historical and Comparative in Method [Text] / E.E.Stoll. - New York: Telegraph Books, 1980. - 502 p.
209. Wilson, J.D. What Happens in "Hamlet" [Text] / J.D.Wilson. -Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 380 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.