Концерты Эдисона Денисова: Проблемы жанра и оркестрового стиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Бараш, Елена Владимировна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 268
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бараш, Елена Владимировна
От автора
Введение
Жанр концерта в творчестве Денисова. Истоки и особенности оркестрового стиля
К определению понятия жанра концерта. Современное состояние и тенденции развития концерта в XX веке.
1. Проблемы жанра
Новаторство в жанре концерта и его эволюция в творчестве Э.Денисова
1.1. Ранние концерты 70-х - начала 80-х годов.
1.1.1. Концерт для виолончели с оркестром (1972).
1.1.2. Концерт для фортепиано с оркестром (1974)
1.1.3. Концерт для флейты с оркестром (1975).
1.1.4. Концерт для скрипки с оркестром (1977).
1.1.5. Двойной концерт для флейты и гобоя с оркестром (1978) и Двойной концерт для фагота и виолончели с оркестром (1982)
1.2. Центральная группа концертов 80-х годов.
1.2.1. Концерт для альта с оркестром (1986).
1.2.2. Концерт для гобоя с оркестром (1986).
1.2.3. Концерт для кларнета с оркестром (1989).
1.2.4. Концерт для гитары с оркестром (1991).
1.3. Поздние двойные концерты 90-х годов.
1.3.1. Двойной концерт для флейты и арфы (1995) и Двойной концерт для флейты и гитары (1996)
2. Проблемы формы
2.1. Эстетика формы Денисова.
2.2. Общие основы формы концертов Денисова.
2.3. Идея формы "большого Adagio".
3. Проблемы оркестрового стиля 134 3.1. Аспекты трактовки понятия музыкального пространства в музыкальной теории.
3.1.1. Стереофоническая трактовка категории пространства в музыке
3.1.2. Историко-стилистический аспект трактовки категории музыкального пространства.
3.1.3. Структурный аспект трактовки пространства музыкальной ткани
3.2. Специфика музыкального пространства в оркестровой вертикали Э.Денисова
3.2.1. Метод дифференциации в пространственно объемной оркестровой оркестровой вертикали.
3.2.2. Метод функционально-тематической контрастности при построении многоуровневой оркестровой вертикали.
3.3. Новая трактовка функционирования тембра в оркестровой горизонтали
3.3.1. Понятие тембровой модуляции.
3.3.2. Тембровая модуляция на уровне малых масштабов.
3.3.3. Формы тембровой модуляции на уровне всей композиции музыкального произведения.
3.3.3.1.Тембровый предыкт.
3.3.3.2.Тембровое задержание.
3.3.3.3.Тембровый предъем.
3.3.3.4. Модификации форм тембровой модуляции.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Тембро-сонорный параметр в музыке Эдисона Денисова: На примере оркестровых произведений композитора2005 год, кандидат искусствоведения Новичкова, Ирина Викторовна
Темброколористические свойства оркестровой ткани в музыке второй половины XX века: на примере творчества Э. Денисова2011 год, кандидат искусствоведения Манафова, Марина Маликовна
Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века2001 год, кандидат искусствоведения Денисова, Елена Николаевна
Композиции с интертекстуальной моделью в свете художественной системы Э.В. Денисова2004 год, кандидат искусствоведения Веришко, Ольга Викторовна
Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века: на примере жанров концерта и сонаты2007 год, кандидат искусствоведения Давыдова, Виктория Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концерты Эдисона Денисова: Проблемы жанра и оркестрового стиля»
Актуальность работы состоит не только в малой изученности материала, но и в том, что его исследование в данном аспекте выходит за пределы индивидуального стиля Денисова и имеет большое значение для всей музыки второй половины XX века.
В русском и зарубежном музыковедении достаточно полно освещена картина развития жанра концерта первой половины XX века в обзорах фундаментальных словарей и специализированных монографиях (см., например, [238], [231], [154], [109]). Вторая половина века оказалась затронутой неглубоко и в основном на примере анализа отдельных произведений. Поэтому специальной задачей диссертации явилось рассмотрение концертов Денисова, с одной стороны, в контексте его творчества, с другой — на фоне современного состояния жанра. Это определило основную проблематику введения. Особо выделена проблема концертности — ее новая, оригинальная трактовка и связь с процессами внутри оркестра.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена проблемам жанра и построена как галерея очерков, „портретов" концертов Денисова, избранных для подробного анализа. Жанр концерта дает весьма полное представление о масштабе таланта композитора в разных его проявлениях, охватывая всю эволюцию творчества Денисова, начиная с 70-х годов. Три этапа развития жанра концерта обнаруживают некое подобие трехчастной репризной формы: от утонченной сонорики и камерности ранних концертов 70-х годов — к масштабной конфликтности циклов конца 80-х годов — и вновь возвращение к хрупкой лирической красочности в поздних двойных концертах 90-х годов, но уже в трагическом аспекте.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии2011 год, кандидат искусствоведения Анисимова, Елена Валерьевна
Оркестровая техника в симфонических произведениях татарских композиторов2004 год, кандидат искусствоведения Загидуллина, Дильбар Ренатовна
Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве: процессы стилевой эволюции и принципы организации фактуры2013 год, доктор искусствоведения Лебедев, Александр Евгеньевич
Башкирская академическая музыка: Пути становления2004 год, доктор искусствоведения Скурко, Евгения Романовна
Инструментальные концерты Прокофьева1999 год, кандидат искусствоведения Кравец, Нелли Яковлевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Бараш, Елена Владимировна
Заключение
Уходит в историю гениальный человек, значение которого теперь медленно, но неуклонно будет осознаваться тем больше, чем дальше он будет от нас удаляться ", — так написал об Эдисоне Денисове после его кончины композитор Александр Бустин [26, с.36].
Среди композиторов поколения „шестидесятников" большая московская „тройка"— Альфред Шнитке, Софья Губайдулина и Эдисон Денисов — стала символом новой музыки России в послесталинскую эпоху.
Денисов является выдающимся представителем русского авангарда. Он — один из немногих, кому удалось в музыке второй половины XX века, после таких предшественников-гигантов, как Шостакович, Прокофьев, создать свой „большой стиль"16.
Роль Денисова в русской культуре можно сравнить с Глинкой. Он стал той уникальной личностью, которая после эпохи железного занавеса наиболее активно способствовала интеграции всей музыки России во всеобщий процесс развития мирового искусства. По словам А.Вустина, „Этот человек — живое свидетельство русского гения, открытого миру и соединяющего мир" [26, с.36].
В этом смысле изучение композиторского стиля Денисова открывает большие перспективы перед исследователями. Оно дает возможность не только увидеть в его музыке отражение сложных и противоречивых процессов конца нашего столетия, но и понять, какое мощное влияние Денисов оказал на несколько поколений российских композиторов.
Он, действительно, создал целую композиторскую школу, что отмечают не только его исследователи, но и сами композиторы. Причем, эта школа получила европейское признание: учеников Денисова называют на западе „новой русской школой". Как считают его последователи, главная заслуга Денисова — в преодолении консервативной замкнутости обуче
16О концепции „большого стиля" у Эдисона Денисова см. в статье А.Соколова „Эдисон Денисов в художественной атмосфере fin de siecle" [14£ с.11-12]. ния и открытии для России мастеров западной музыки XX века17. С другой стороны, став лидером российской современной музыки, Денисов, как никто другой, много сделал для пропаганды и признания новой отечественной музыке во всем мире. Он обладал феноменальными организаторскими способностями. Масштаб его деятельности в этой области был колоссален: он основывал ассоциации, вел гигантскую работу по организации концертов, фестивалей, конкурсов, помогал многим в получении заказов, студийных записей и т.д.
Влияние Денисова на молодежь было огромным. Но каждый из его учеников, пройдя период стилистического подражания, становился личностью творчески очень индивидуальной. Денисов всегда был воплощением свободы, и общение с ним, даже при несогласии по каким-то проблемам, стимулировало максимум творческой активности.
Я считаю, что понятие школа имеет два смысла — узкий и широкий, — пишет В.Тарнопольский, — . в каждом новом поколении можно найти композиторов, которые подражали Денисову. В широком же смысле школа — это не подражание конкретным интонациям, но какой-то особый тип ремесла и, если хотите, сама парадигма мышления. . Школа это как раз то, что передается как бы незримо, что нельзя описать. И это может быть даже не только духовное, потому что личность не репродуцируема. Это нечто другое, какая-то генетическая ниточка, связывающая совершенно разные духовные миры прихотливой игрой родственных „генов творчества" " [15-5^ с.217-218].
Главное, что сближает всех композиторов „денисовской волны"18 — особое отношение к звуку как к темброинтонации. Новое ощущение тембра, оркестра и непосредственная связь их с тематизмом и формой — все это совершенно незаметно и естественно прививалось на занятиях Денисова. „Я понял, что учусь не только инструментовке, но и сочинению", вспоминает об его уроках Дмитрий Смирнов [142, с.207]19.
Все, что касалось тембрового и оркестрового мышления, стало одним
17Денисов открыл для России не только западных, но и незаслуженно забытых отечественных композиторов 20-х годов нашего столетия. Именно благодаря Денисову во всем мире стали исполняться сочинения Рославца, Мосолова, Лурье, Попова, Дешевого и др.
18Термин Ю.Холопова [16У, с. 19].
19А.Вустин рассказывал, что в 1995 году он долго бился, но у него все никак не получался заказ французского саксофониста Клода Делянгля. „Саша, да Вы представьте себе сочетание таких тембров, как саксофон, вибрафон ну и, например, виолончель. У Вас сразу все пойдет на лад", — сказал ему Денисов в телефонном разговоре из Парижа. И после этого очень быстро родилась получившая большую известность вустинская „Музыка для ангела". (Факт, рассказанный в личном разговоре Вустина с автором диссертации.) из наиболее важных моментов для учеников Денисова. Каждый брал из его оркестровой палитры то, что ему было ближе. Одни (Д.Смирнов, Е.Фирсова, А.Вустин, Д.Капырин) восприняли его камерное письмо, утонченную выразительность и концентрированность тембровых интонаций. Других (В.Тарнопольского, Ф.Караева, А.Сафронова, О.Раеву, А.Фило-ненко) больше привлекает абстрагированая разработка сонорного и пространственного аспекта его оркестровой партитуры.
На занятиях по оркестровке, — пишет О.Раева, — Денисов указывал обычно на какую-то деталь, штрих, но, задумавшись, можно было понять, что за этим стоит нечто большее: целая цепь выводов, логических доказательств, причем не только относительно данного конкретного сочинения, но и автора, его стиля в целом, и вообще относительно многих процессов и явлений в музыке" [12в, с.240].
Денисов научил своих учеников понимать, что такое логика и культура оркестрового мышления, точность и экономия тембровых средств. Позже их обучение продолжалось самостоятельно при знакомстве с денисовскими сочинениями. Так, В.Тарнопольский вспоминает о подготовке к концерту из произведений Н.Корндорфа, Ф.Караева, Э.Денисова и его самого: „. на репетиции зазвучала Камерная симфония Денисова. Разумеется, я знал ее и прежде, но совершенно неожиданно для себя был поражен ее удивительной чистотой и получил колоссальное удовольствие от того, как вот в этом простом материале все мастерски сделано. Это был в хорошем смысле академизм, мастерство. Это была уже классика. А мы все были как непричесанные дети" [155", с.216].
От Денисова его студентам передалось и отношение к форме. Конструктивность мышления, ощущение внутренней жизни и красоты структуры, создание в ней сложного многопараметрового единства — это ве-берновская традиция, воспринятая новым поколением не без влияния Денисова.
Важность конструктивной идеи при сочинении музыки осознает любой из композиторов денисовской школы. Сами идеи уже весьма далеки от того, что делал Денисов. Но — будь то числовые пропорции точек на окружности в „Музыке сфер" Д.Смирнова или принцип двенадца-тикратности в развитии серийности А.Вустиным, проецирование всей формы из каданса (как символа окончания жизни) в „Лебединной песне" В.Екимовского или контрапунктирование ритмических и ладовых рядов в многоплановых ostinato сочинений Б.Спасова — в творчестве его учеников всегда есть стремление к структурному совершенству и высшей гармонии.
После Денисова в русской музыке существенно изменились представления о жанровых критериях. „На смену поэтике „повествовательности", ораторскому пафосу, инерции традиционных „больших" форм и жанров, технике „крупного помола"— пишет А.Сафронов — пришла иная „камерная" музыкальная эстетика [. ] Лиризм и интимность этой музыки выражается не только в преобладании сочинений для составов типа „ансамбль солистов", в предпочтении жанров типа „камерная симфония" или „музыка для .", но и в проекции „камерного" мышления на сочинения оркестровые, хоровые и сценические, что стало абсолютно новым по отношению к привычной эстетике советской музыки" [13^, с. 121]. Это высказывание отражает преобладающую тенденцию у композиторов „денисовской волны". И в этом вновь можно усмотреть веберновскую традицию, преломленную через влияние Денисова.
Он не любил стереотипы и всегда говорил, что композитор не должен ничего „моделировать"— ни жанры, ни форму, ни техники. Не признавая a priori никаких ограничений, он сам, сознательно выбирал для себя те профессиональные границы и ту строгую организованность, в рамках которых, путем преодоления препятствий, он стремился к обретению настоящей свободы и независимости. Музыка Денисова — это сочетание красоты и ясности стиля с внутренней глубиной и многозначностью. И нам предстоит еще долгое время проникать в ее тайны.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бараш, Елена Владимировна, 2000 год
1. Аберт Г. В.А.Моцарт / Пер. с нем., вступ. статья, коммент. К.К.Саквы. Часть I (книги 1-2), часть II (книги 1-2) — М.: Музыка, 1978 — 534 е., 1980 — 638 е., 1983 — 568 е., 1985 — 518 с.
2. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. Вып.6. — М., 1987, с.5-44.
3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — JL, 1963 — 379 с.
4. Асафьев Б. Книга о Стравинском. — JL, 1977 ■— 277 с.
5. Баранова Т.Б. Музыка в системе искусства как актуальная проблема музыкознания // Музыка. Информ. центр по проблемам культуры и искусства. / Науч.реф.сб.: Вып.2 . — М., 1983 — 28 с.
6. Бараш Е. Эдисон Денисов // Композиторы Российской Федерации. Вып. 5. — М.: Композитор, 1994, с.376-412.
7. Бараш Е. Концерты Эдисона Денисова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.343-368.
8. Бараш Е. Тема катастрофы в поздних концертах Денисова // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.88-95.
9. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера // М.: Сов. композитор. 1975. — 495 с.
10. Барсова И.А. Камерный оркестр Пауля Хиндемита (Kammer-musiken №1-7) // Музыка и современность, вып. 9. — М., 1975, с.226-261.
11. Батюк И. Хоры об исчезающей красоте // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Ре^акто™—1составитель В.ТТ^ттгтя. — М.: Московская гос. консеп1. X" 1 хватория, 1999, с.311-321.
12. Батюк И. Хоровое творчество Денисова // Батюк И. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. М.: Московская консерватория, 1999, с.111-135.
13. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986, с.121-290.
14. Бачелис Т. Эволюция сценического пространства (от Антуана до Крэга) // Западное искусство XX века. — М.,1978 — 153 с.
15. Бергер Н. Гармония как пространственная категория // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандата искусствоведения. — Л., 1980. — 25 с.
16. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке (с дополнениями Р.Штрауса). — М., 1972. — 529 с.
17. Биргер Б. Об Эдисоне Денисове // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.145-151.
18. Большая советская энциклопедия. Т. 13. — М., 1973. — 608 с.
19. Булез П. Hommage a Denisov // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.174-175.
20. Буцко Ю. Витольд Лютославский. Заметки о технике инструментальной композиции. // Советская музыка. — 1972.— №8, с.111-119.
21. Василенко С.Н. Инструментовка для симфонического оркестра.m л л. т/~ч л TV*" 1 пгл люм z. иощая ред. Фортунатова rv^/./л. — ivi., — с.
22. Веберн А. Лекции о музыке. — М.: Музыка, 1975. — 143 с.
23. Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. — М., 1948. — 309 с.
24. Вустин А. Человек с феерической судьбой // Музыкальная академия. — 1997. — №2, с.36.
25. Вустин А. Несколько слов о Денисове // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.159-160.
26. Гершкович Ф. Тональные истоки шенберговой додекафонии // Филип Гершкович. О музыке. — М., 1991, с. 13-45.
27. Гершкович Ф. Веберн и его учение о форме // Филип Гершкович. О музыке. — М., 1991, с. 60-75.
28. Гершкович Ф. Предварительные заметки о творчестве Малера. // Филип Гершкович. О музыке. — М., 1991, с.178-179.
29. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. — М., 1989. — 208 с.
30. Григорьева Г. Мои воспоминания об Эдисоне // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы.— М.: Московская гос. консерватория, 1999, с. 128-137.
31. Григорьева Г. Австрийская музыка в контексте творчества Эдисона Денисова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы.— М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.337-343.
32. Григорьева Г. Чакона Баха-Денисова: варьирование вариаций // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с. 101-106.
33. Григорьева Г. Современная музыка в аспекте „нового эклектизма"// Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.25. — М. 1999, с.52-58.
34. ГУляницкая Н. О высотно-гармонической системе Э.Денисова (к проблеме типологии гармонических стилей в советской музыке). Деп. в НИО Имформкультура. 14.08.81. №203.
35. Дауноравичене Г.Л. Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-85 гг.) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Вильнюс. 1990. — 24 с.
36. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Издание 3-е. — М., 1986. — 843 с.
37. Деменева Л. После Парижа. — Пермь // Газета „Звезда", 27 октября 1989 года.
38. Денисов Э. „Настоящая музыка всегда духовна". Интервью композитора с М.Катунян // Музыкальная академия. — 1997. — №2, с.37-42.
39. Денисов Э. „Если ты настоящий артист, ты всегда независим . " : Беседь.1 Э.Денисова с Ж.-П. Арманго. Публикация и перевод Е.Бараш. // Музыкальная академия. 1994 №3, с.72-76.
40. Денисов Э. „Музыка осталась жива в России .": Беседы Э.Денисова с Ж.-П. Арманго. Публикация и перевод Е.Бараш // Музыка Эдисона Денисова: Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.11. — М., 1995, с. 112-120.
41. Денисов Э. Встречи с Шостаковичем 1952-1958. // Музыкальная академия. — 1994.— №3, с.90-92.
42. Денисов Э. Концерт для флейты и арфы с оркестром. Авторская аннотация. Рукопись. — 1с.
43. Денисов Э. Концерт для флейты и кларнета с оркестром. Авторская аннотация. Рукопись. — 1 с.
44. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986. — 206 с.
45. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. — М., 1982. — 256 с.
46. Денисов Э. „Ода" для кларнета, фортепиано и ударных. Авторский анализ // Музыка Эдисона Денисова: Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.11. — М., 1995, с.122-135.
47. Денисов Э. Джаз и новая музыка // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986, с.163-165.
48. Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986, с. 112-136; также:
49. Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. — М., 1971, с.95-133.
50. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986, с.90-111.
51. Денисов Э. Вариации ор.27 для фортепиано А.Веберна // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986, с.90-111.
52. Денисов Э. О композиционном процессе // Современная музыка и
53. Л fv WA1» ■*■ ТТГЛТТТТТ* ТГ/Л-» «■тт/-\г\ттгп/-\ T-V ЛТ/ЛТТ ГТ-1 ЛТГТТТТТ^ТТ л/г 1 под л 1п 1q
54. ПрииЛСМШ «7DU^lXUIJ,i!in J\UiVillUUJri 1 IVl.j it/UVj V.iU" J-U.
55. Денисов Э. Заметки об оркестровке Д.Шостаковича // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М.1986, с.46-90; также: Дмитрий Шостакович. — М.,1967, с.439-499.
56. Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники. // Музыка и современность. Вып.6. — М.,1969, с.478-525.
57. Денисов Э. Композиционный процесс и некоторые возможности его формализации при исследовании // Точные методы и музыкальное искусство. — Ростов, 1972; также: Beitrage zur Muzikwis-senschaft. — 1976. — Heft 4.
58. Денисов Э. За объективность и справедливость в оценке современной музыки. // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.22-33.
59. Денисов Э. Новая техника — это не мода // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.33-38.
60. Денисов Э. Музыка в век техники // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.44-45.
61. Денисов Э. Технический прогресс и музыка. // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.45-47.
62. Денисов Э. Оркестр сегодня. // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.47-48.
63. Денисов Э. Тайны закрытых дверей. // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.48-53.
64. Денисов Э. О „Пении птиц". Интервью. // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.59-67.
65. Денисов Э. Оперы „Узник" и „Улисс" Луиджи Даллапикколы // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.84-101.
66. Денисов Э. Опера Циммермана „Солдаты" // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с. 102-112.
67. Денисов Э. Два фрагмента из „II canto sospeso" Л.Ноно // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.117-127.
68. Денисова Е. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М.,1997, — 19 с.
69. Денисова Е. Опера Э.Денисова „Пена дней": поэтика сюжета, жанра, стиля // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.129. — М., 1994, с.183-197.
70. Дмитриев Г. О драматургической выразительности оркестрового письма. — М.,1981. — 175 с.
71. Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М.,1973. — 136 с.
72. Должанский А. Краткий музыкальный словарь. Издание 3-е. — Л.: Музыка, 1959. — 517 с.
73. Дубинец Е. Американская музыка второй половины XX века: нотация и методы композиции / / Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.— М.,1996, т.1 — 172 е., т.II — 101 с.
74. Дубов М. Гармония художественного мира // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.398-422.
75. Дубов М. Логические основы музыкальной формы Э.Денисова // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.51-58.
76. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. — М.1994 — 142 с.
77. Дьячкова Л. Додекафония и вопросы гармонического анализа // Современная музыка в теоретических курсах вуза. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып.51. — М., 1980, с.68-89.
78. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения (cantus prius factus и работа с ним). — М., 1982. — 252 с.
79. Житомирский Д. Фортепианное творчество Рахманинова // Советская музыка. — 1945. — Вып.1У, с. 80-103.
80. Задерацкий В. Сонористическое претворение принципа остинат-ности в творчестве Оливье Мессиана // Проблемы музыкальнойп TV Т 1 ЛПГ ППО Olf?науки. -Dbili.U. !V±.,±yOU, C.^OO-O-L I .
81. Зейфас H. Concerto-grosso в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. Вып.З.— М.,1975, с. 379-406.
82. Зобов Р., Мостепаненко А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — JL: Наука, 1974, с. 12-25.
83. Итальянско-русский словарь. Сост. Н.Скворцова, Б.Майзель.— М., 1963. — 954 с.
84. Караев Ф. Письмо к дочери // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.161-167.
85. Каре А. История оркестровки. — М.1990. — 303 с.
86. Каспаров Ю. Денисов и мы в пространстве Новой музыки // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.225-237.
87. Каспаров Ю. Денисов — лидер // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.14-20.
88. Катунян М. „Пение птиц" Э.Денисова: композиция — графикаисполнение // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.383-432.
89. Кваша И. Мой друг // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.167-170.
90. Кейдж Дж. о Чарльзе Айвзе. Текст для посвященной Айвзу документальной программы Канадской радиовещательной корпорации (сентябрь 1965 г.) // Советская музыка, — 1991. — №7, с.18-22.
91. Кириллина Л. Формы некоторых произведений Бетховена в связи с музыкально-теоретическим учением XVIII века // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.132. — М., 1994, с.126-143.
92. Ксенофонтова Н. Камерный оркестр в музыке первой половины XX века (К проблеме исторической типологии оркестрового письма) // Диссертация на соиск. учён. степ. канд. искусствоведения. — М., 1984. — 218 с.
93. Ксенофонтова Н. Оркестр как тип тембровой организации музыкальной ткани // Музыка. Информ. центр по проблемам культуры и искусства. Науч. реф. сб.: Вып. 2. — М., 1982. — 25 с.
94. Кузнецов И. Сонорные аспекты полифонии Эдисона Денисова // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.59-71.
95. Купровская Е. „Родриго и Химена" (О восстановлении не сгоревшей рукописи Клода Дебюсси) // Музыкальная академия. —-1994.— №3, с.86-90.
96. Курбатская С. Сонорные краски и формы в „Трех картинах Пауля Клее" Эдисона Денисова //С. Курбатская. Ю.Холопов. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. — М.,1998, с.180-237.
97. Курбатская С. Meisterwerke вариационной формы //С. Курбатская. Ю.Холопов. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. — М.,1998, с.238-363.
98. Курбатская С. О мелодике Денисова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.295-310.
99. Леденев Р. Известный и неизвестный мне Денисов // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.137-142.
100. Лигети Д. Превращения музыкальной формы // Дьердь Лигети. Личность и творчество. Сост. и перевод Ю.Крейниной. — М.: Российский институт искуствознания. — 1993, с. 167-189.
101. Лобанова М. Концертные принципы Д.Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки. Вып.6. — М., 1985, с.110-129.
102. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М., 1990. — 222 с.
103. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. — М., 1976. — 752 с.
104. Маклыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения — М. 1985. — 28 с.
105. Маклыгин А. Фактурные формы сонорной музыки. Laudamus. — М.: Композитор.— 1992, с. 129-137.
106. Митчелл Д. Мир был его симфонией// Музыкальная академия.1994. — №1, с.182-187.
107. Михайлов А.В. Вольфганг Амадей Моцарт и Карл Филипп Мо-риц, или о видении слухом // Проблемы творчества Моцарта. Научные труды Моск. гос. консерватории. Сб.5 — М.1993, с.60-72.
108. Музыка Эдисона Денисова: Материалы научной конференции, посвященной 65-летию композитора. Ред.-составитель В.Ценова // Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.11. — М., 1995.142 с.
109. Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах. — М., 1973-1982.
110. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. — М., 1982.319 с.
111. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. — 383 с.
112. Неизвестный Денисов. Из записных книжек (1980/81-86,1995). Публикация, составление, вступит, статья и комментарии В.Ценовой. — М.: Композитор, 1997. — 160 с.
113. Нестьева М. Взгляд из предыдущего десятилетия. Беседа с А.Шнитке и С.Слонимским // Музыкальная академия. — 1992.— №1, с. 20-26.
114. Николаева Н. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия. Т.5 — М., 1981, с.11-15.
115. Орлов Г.А. Советский инструментальный концерт. — JL, 1954. — 210 с.
116. Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999. — 128 с.
117. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка. — М., 1962. — 295 с.
118. Протопопов В.В. Вариации // Музыкальная энциклопедия. Т.1. — М., 1973, с. 667-674.
119. Раабен JI. Советский инструментальный концерт. — JI. 1967. — 306 с.
120. Раабен JI. Советский инструментальный концерт 1968-1975. — Л., 1976. — 80 с.
121. Раабен Л. Концерт // Музыкальная энциклопедия. Т.2. — М., 1974, с. 922-925.
122. Раева О. Пестрые листки // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.237-248.
123. Раку М. С того берега . Об опере „Пена дней". // Муз. академия. — 1994. — №3, с.77-82.
124. Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки // Полное собр. соч. Лит. произведения и переписка. Т.З. — М. 1959. — 805 с.
125. Савенко С. Интерпретация идей авангарда в послевоенной советской музыке // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.25. — М. 1999, с.33-38.
126. Савенко С. Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.25. — М. 1999, с.45-52.
127. Сапонов М. Искусство импровизации. — М., 1982. — 77 с.
128. Саррот Н. Эра прозрения // Писатели Франции о литературе.— М., 1978. — 45 с.
129. Сафронов A. „Posthumus" (Воспоминания и рефлексии о Денисове) // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор—составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.248-261.
130. Сафронов А. Черты композиторской школы Э.Денисова // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (19291996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.113-118.
131. Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999. — 488 с.
132. Слонимский С. „Песнь о Земле" Малера и вопросы оркестровой полифонии // Вопросы современной музыки. — JL, 1963, с. 179-201.
133. Смирнов Д.,Фирсова Е. Денисов — композитор света // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.10-14.
134. Смирнов Д. Символика Флейтового концерта Эдисона Денисова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.359-382.
135. Смирнов Д. Денисов-учитель // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.206-208.
136. Сниткова И. Специфика полифонической структуры сверхмногоголосия // Современное искусство музыкальной композиции. Сб.трудов РАМ им.Гнесиных. Вып.79. — М., 1985, с.49-67.
137. Соколов А. О „лирической геометрии" в музыке Эдисона Денисова // Музыка Эдисона Денисова: Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.11. — М., 1995, с. 65-75.
138. Соколов А. Эдисон Денисов в художественной атмосфере fin de siecle // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.7-13.
139. Соколов И. Набросок о Денисове // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.221-224.
140. Соколова М. Аллюзии в романе Б.Виана и опере Э.Денисова „Пена дней"// Из прошлого и настоящего современой отечественной музыки: Научн. труды Московской гос. консерватории. — М.1991, с.125-148.
141. Соколова М. Преображающая сила красоты. О русских традициях в опере Э.Денисова „Пена дней" // Музыка Эдисона Денисова: Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.11. — М., 1995, с.5-23.
142. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. — М., 1971, с.292-309.
143. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. — М., 1968. — 103 с.
144. Спасов Б. О влиянии творчества Денисова. Некоторые наблюдения // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.113-118.
145. Супонева Г. Проблемы нотации в музыке XX века // Супонева Г. Проблемы нотации в музыке XX века. Дроздецкая Н. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. — М., 1993, с.1-75.
146. Тараканов М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке — М., 1988. — 271 с.
147. Тараканов М.Е. Инструментальный концерт. — М., 1986. — 56 с.
148. Тарнопольский В. Школа без дидактики // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор—составитель В.Ценова. М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.214-218.
149. Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства.— Л., 1971. — 669 с.
150. Флоренский П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Декоративное искусство СССР, 1982, т, с.26-29.
151. Фортунатов Ю.А. История оркестровых стилей // Программа для музыковедческих и композиторских факультетов музыкальных вузов. — М., 1973. — 19 с.
152. Холопов Ю.Н. Пространственная музыка // Музыкальная энциклопедия. Том. 4. — М., 1978, с.466-467.
153. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. — М., 1988. — 511 с.
154. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. — М., 1974. — 287 с.
155. Холопов Ю.Н. Задания по гармонии. — М., 1983. — 287 с.
156. Холопов Ю. Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Российская академия музыки им. Гнесиных. Вып. 132. — М., 1994, с.113-125.
157. Холопов Ю. Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова // Музыка Эдисона Денисова: Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.11. — М., 1995, с.76-94.
158. Холопов Ю. „Знаки свыше"// С. Курбатская. Ю.Холопов. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. — М.,1998, с. 137179.
159. Холопов Ю. Эдисон Денисов о проблеме „классическое — неклассическое"// С. Курбатская. Ю.Холопов. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. — М.,1998, с.171-172.
160. Холопов 10. Эдисон Денисов и музыка конца века // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.4-10.
161. Холопов Ю. Денисовская волна // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с. 19-21.
162. Холопов Ю. Денисов и музыкальные формы // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.35-50.
163. Холопов Ю. О системе гармонии Стравинского // И.Ф.Стравинский: Научные труды Московской гос.консерватории. Сб.18. — М., 1997, с.28-46.
164. Холопов Ю. Наши в Англии: Дмитрий Смирнов. Елена Фирсова // Музыка из бывшего СССР. Вып.2 — М., 1996. — с.255-303.
165. Холопов Ю. Музыка России: между AVANT и RETRO // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.25. — М. 1999, с.12-32.
166. Холопов Ю.Н., Ценова B.C. Эдисон Денисов: Монография. — М.: Композитор, 1993. — 312 с.
167. Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. Антон Веберн. — М., 1984. — 319 с.
168. Холопова В.Н. Фактура. — М., 1979. — 86 с.
169. Холопова В.Н. К проблеме музыкальных форм 60-70-х годов XX века. // Современное искусство музыкальной композиции. ГМПИ им. Гнесиных. Вып.79. — М., 1985, с.17-31.
170. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. — СПб. .;: Издательство „Лань", 1999. — 496 с.
171. Холопова В.Н. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50-80-е годы).// Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 132. — М., 1994, с.46-69.
172. Холопова В.Н. Ритмика Денисова // Музыка Эдисона Денисова: Научн. труды Московской гос.консерватории. Сб.11. — М., 1995, с.24-38.
173. Холопова В.Н. Свет Веберна в современной русской музыке // „И свет во тьме светит". О музыке Антона Веберна. 1945-1999 : Научн. труды Московской гос.консерватории. Сб.21. — М., 1998, с.74-96.
174. Хохлов Ю. Советский скрипичный концерт. — М., 1956. — 231 с.
175. Царева Е.М. Жанр музыкальный. // Музыкальная энциклопедия. Т.2 . — М., 1974, — 958 с.
176. Ценова В. Тихий свет в сумерках конца века: о сочинениях 90-х годов // Муз. академия. — 1994. — №3, с.83-86.
177. Ценова В. Свете тихий. Поздний Денисов // Музыка Эдисона Денисова: Научн. труды Московской гос.консерватории. Сб.11. — М., 1995, с.95-111.
178. Ценова В. Завершение пути: „Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его" // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.15-19.
179. Ценова В. Денисов и Рославец: параллели // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.322-337.
180. Ценова В. Зеркало внутренней жизни: Записные книжки Эдисона Денисова // Неизвестный Денисов. — М.: Композитор, 1997, с.З-32.
181. Ценова В. Музыкальный венок Денисову // Муз. академия. ■—1998.— №3-4, с. 34-39.
182. Ценова В. Новая религиозность русской музыки и духовные сочинения Эдисона Денисова // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.25. — М. 1999, с.128-141.
183. Ценова В. Александр Вустин: поле битвы — душа // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М.: Композитор, 1994, с.223-240.
184. Ценова В. Денисов о других и о себе // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.21-26.
185. Ценова В. Музыка из бывшего СССР // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научн. труды Московской гос. консерватории. Сб.25. — М.1999, с.38-45.
186. ЦуккерманВ. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М., 1964.— 159 с.
187. Чередниченко Т. Проблема музыкального пространства и времени в музыкознании и музыкальной эстетике 60 70-х годов. //
188. Время, пространство и ритм в музыке. Общие вопросы искусства. / Информ. центр по проблемам культуры и искусства. Науч. реф. сб. Вып. 3. — М., 1981. — 21 с.
189. Чигарева Е. Денисов и Моцарт // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научные труды Московской гос. консерватории. Сб.23. — М., 1999, с.27-34.
190. Шеронова Ю. „Свете тихий" в творчестве Э.В.Денисова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / Статьи, воспоминания, материалы. Редактор-составитель В.Ценова. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.289-294.
191. Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского. // И.Ф.Стравинский. — М., 1973, с.383-434.
192. Шнитке А. Родство тембров и его функциональное использование. Рукопись. — М., 1970 (?) — 19 с.
193. Шостакович Д. Письма Э.Денисову // Холопов Ю., Ценова В., Эдисон Денисов. — М.: Композитор, 1993. Приложение 1, с. 172183.
194. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. — М.: Деловая лига, 1993. — 110 с.
195. Шульгин Д. Признание Эдисона Денисова: По материалам бесед. — М.: Композитор, 1998. — 438 с.
196. Энциклопедический музыкальный словарь. М., „Советская энциклопедия", 1990. — 671 с.
197. Якушкина В. Сценическое пространство в европейском театре 70-х годов // Информкультура. Общие вопросы искусства / Научн. реф. сб. Вып.2. — М., 1981. — 12 с.
198. Apel W. Harvard Dictionary of Music. — Cambridge, Harvard University Press, 1960. — 833 p.
199. Bartolozzi В. New Sounds for Woodwind.— London. Oxford University Press, 1967. — 69 p.
200. Battisti C., Alessio G. Dizionario etimologico italiano. V.II. — Firenze, G.Barbera editore, 1951, c. 821-1604.r\r\r\ T"> Ф1,„ OJ-—,, T 1007 О 7 "7 ^zluc. jjcjvivcl -l . -l lie kj ljv7j. у u1 iiiuoivj. . , Л-UIU i . AJ I i yj.
201. М.: Московская гос. консерватория, 1999, с.181-183.
202. Blacwood A. New Encyclopedia of Music. — L., 1983. — 136 p.
203. Boatwright H. Ives'Quarter-tone Impressions // Perspective of New Music. Spring-Summer 1965. Vol.3, №2, p.22-31.
204. Bottrigari H. II desiderio ovvero de'concerti di varrii strumenti musi-cali. — Venetia, 1594. (Facsimile-Nachdruck — Berlin, 1924. — S.1,3)
205. Boulez P. Boulez on music today (Translated: Boulez P. Penser la Musique Aujourd'hui. — Paris, 1963). — L., 1980. 216 p.
206. Cande R. Dictionnaire de musique. — Microcosme. Edition du Seuil, 1961. — 284 p.
207. Castil-Blaze M. Dictionnaire de musique Modern. — Bruxelles a l'Academie de Musique, 1928. — 281 p.
208. Cholopowa V. Nowe kompozyeje E.Denisowa (1968-69) // Res facta 6. Teksty о muzyce wspolczesnej. —Krakow, 1972, s.126-132.
209. Cobbett's Cyclopedic Survey of Chamber Music. V.2. — N.Y., 1963.641 p.
210. Collaer P. A history of modern music. — N.-Y., 1961. — 414 p.
211. The Concise Oxford Dictionary of Music. Third edition by Michael Kennedy. — N.-Y.,: Oxford University Press, 1980. — 724 p.
212. Dahlhaus C. Formes improvisierter Mehrstimmigkeit im 16. Jahrhun-dert // Musica, Jg.13, 1959, H.3, S. 163-167.
213. Denisov Е., Armengaud J.-P. Entretien avec Denisov. Un compositeur sous le regime sovietique. — Paris: Editions Plume. 1993. — 312 p.
214. Denissov E. Lazarus — Fragment und Erganzung // Internationale Bachakademie Stuttgart, 1996.
215. Denissov E. Nostalgie de la beaute qui disparait (M. Katounian) // Intenporel. Bulletin de la Sosiete Nationale de Musique (Paris). — 1997. —№23 (Juillet Septembre), p. 21-24.
216. Denisova E. Edison Denisov et la peinture a la recherche de paralleles // Intenporel. Bulletin de la Sosiete Nationale de Musique (Paris). — 1997. — №23 (Juillet Septembre), p.9-13.
217. Eggebrecht H. Musik im Abendland. Prozesse und Stationen vom Mit-telalter bis zur Gegenwart. — Piper Miinchen Zurich, 1996. — 838 S.
218. Emmerik P. Themes and Variations: Sistematic, Tendencies in John Cage's Compositional Techniques. —Amsterdam, 1995. Manuscript. — 8 p.
219. Ferand E. Improvised vocal counterpoint in the late Renaissance and early Baroque // Annales Musicologique, V.IV. — Neuilly-sur-Seine, 1956, p.148-152.
220. Frey Ch. Souvenir d'un ami // Intenporel. Bulletin de la Sosiete National de Musique (Paris). — 1997. — №23 (Juillet Septembre), p.18.
221. Engel H. Das Instrumentalkonzert. Eine musikgeschichtliche Darstel-lung. Bd.II. — Breitkopf. Hartel. Wiesbaden, 1974. — 481 S.
222. Griffiths P. A consice History of modern music from Debussi to Boulez. — L., 1980. 216 p.
223. Heiss J.C. Some Multiple Sonorities for Flute, Oboe, Clarinet, and Basson // Perspectives of New Music, Vol.7, №1, 1968.
224. Howell T. The Avant-Garde Flute. — Berkeley. University of California Press, 1974.
225. Kurth E. Musikpsychologie. — В., 1931. — 323 S.
226. Mitchell D. The language of modern music. — L., 1976. — 185 p.
227. Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyclopadie der Musik. — Kassel Basel - London - New York, 1958. Bd.7. — 1946 S.
228. New Grove Dictionary of Music and Musicians (edited by Stanley Sadie). — L., 1980. У.4. — 880 p.
229. Notation Neuer Music // Darmstadter Beitraege zur Neuen Music. — Mainz, 1965. Bd.IX. — 116 S.
230. Pretorius M. Syntagma musicum. Bd.3, W61fenbiittel,1619. Facsimile-Nachdruck. — Kassel und Basel, 1959. — 262 S.
231. Read G. Compendium of Modern Instrumental Techniques. — West-port, 1993. — 276 p.
232. Redlich H. Alban Berg. The man and his music. — N.-Y., 1957. — 316 p.
233. Rigaudiere P. L'architecture sonore chez Edison Denisov a partir des annees 1970: a propos du Concerto pour violoncelle // Intenporel. Bulletin de la Sosiete Nationale de Musique (Paris). — 1997. — №23 (Juillet Septembre), p. 14-17.
234. Schoenberg A. Fundamentals of musical composition. Edited by G.Strang. — N.-Y., 1967. — 223 p.
235. Schoenberg A. Die formbildenden Tendenzen der Harmonie / Aus dem englischen iibertragen von Erwin Stein. — Mainz: B. Schott's Sohne, 1957. — 191 S.
236. Stockhausen K. Musik im Raum.// Texte zur electronischen und in-strumentalen Musik . Band 1. — Koln., 1963. — 260 S.
237. Stone K. Music Notation in the 20 Century. — New-York, 1980. — 357 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.