Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Юдин, Александр Наумович

  • Юдин, Александр Наумович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 169
Юдин, Александр Наумович. Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2010. 169 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.»

Актуальность исследования

Историческое музыкознание, исследуя различные области художественной жизни,совершенно выпустило из поля своего зрения одну важную тему-концертмейстерское дело. Кроме фиксации общеизвестных фактов эта сфера музыкального творчества до сих пор остается неисследованной. Данное обстоятельство не только сужает исторический кругозор науки, но и негативно влияет на научный уровень понимания процессов, происходивших в истории музыки, поскольку мастерство аккомпанемента является одним из показателей развития музыкальной культуры общества. В этой сфере музицирования не могли не отразиться тенденции, характерные для других процессов, происходивших в эволюции музыкального искусства. Кроме того, здесь проявлялись особые черты, свойственные исключительно этому виду исполнительской деятельности. Их знание, анализ, а не просто фиксация общеизвестных фактов, безусловно, расширят музыкально-исторический кругозор и помогут глубже понять тенденции, имевшие место в прошлом. Стремясь хотя бы частично аннулировать это «белое пятно», настоящая диссертация ставит своей задачей исследовать концертмейстерскую практику выдающихся русских композиторов XIX — начала XX вв. Актуальность темы диссертации обусловлена: а) почти полной неизученностью концертмейстерского дела в истории русской музыки; б) необходимостью сформировать более полные представления о ряде выдающихся отечественных композиторов, поскольку без учета их аккомпаниаторского искусства бытующие ныне знания недостаточны; в) стремлением осмыслить глубокую взаимосвязь между исполнитель-ско-концертмейстерской и композиторской работой и в результате - глубже понять последнюю, учитывая их взаимовлияние.

Состояние и степень изученности проблемы

В музыкознании ещё не сформировалась специальная область, которая занималась бы историей аккомпанемента как отдельной формой концертного музицирования. Это в полной мере относится и к истории отечественной музыки. Известны лишь факты о том, что М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А.Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов и Н. К. Метнер аккомпанировали вокалистам, но они до сих пор не получили подлинно научного анализа.

Объект исследования — концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - эволюция концертмейстерского дела в России на основе изучения и анализа работы композиторов в этой области.

Цель исследования — выявить особенности концертмейстерской практики выдающихся русских композиторов и ее влияние на особенности музыкально-исторических процессов.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Определить характерные тенденции в аккомпаниаторской работе русских композиторов изучаемого периода.

2. Обозначить основные тенденции развития концертмейстерского дела в России.

3.0 характеризовать профессиональный уровень композиторов-концертмейстеров.

4. Понять степень взаимодействия концертмейстерской и композиторской работы.

К вопросу о терминологии

Слово концертмейстер стало соотноситься с пианистом сравнительно недавно. Первоначально оно имело ввиду исключительно музыканта, возглавлявшего группу инструментов, или «первую скрипку» оркестра. В функции концертмейстера входила настройка инструментов и другие аспекты подготовки музыкантов к репетиционной работе или концертному исполнению. Изредка концертмейстер руководил выступлением оркестра. В таком смысле этот термин использовали в России в XIX веке. Он никогда не применялся к сопровождавшему выступление солиста пианисту, который именовался аккомпаниатором. Существовало две разновидности аккомпаниаторов: а) аккомпанировавшие лишь во время выступления; б) практиковавшие более широкую деятельность, предполагавшую подготовку репертуара солиста, работу над его вокальной техникой и т. д.

С течением времени последний тип аккомпаниатора стал именоваться концертмейстером. В результате, в настоящее время понятие пианист-концертмейстер включает в себя весь комплекс музыкально-педагогической работы с солистом (вокалистом или инструменталистом) и последующее совместное выступление.

Несмотря на то что в XIX в. понятия концертмейстер применительно к пианисту не существовало, тем не менее весь комплекс материалов показывает, что выдающиеся русские композиторы занимались всеми видами как концертмейстерской, так и аккомпаниаторской деятельности. Поэтому в настоящем исследовании термины концертмейстер и аккомпаниатор используются как синонимы.

Фундаментальной основой исследования стал историко-теоретический анализ многочисленных мемуаров современников, а также писем и рецензий на концерты. Подобный методический подход сформировался в отечественном музыкознании в XX в. и в своих лучших проявлениях запечатлен в работах Б.В.Асафьева, Н. Ф. Финдейзена, Т. И. Ливановой, Е. М. Орловой, Л.А.Баренбойма, М. С. Пекелиса. Исследование свода источников показало, что не все свидетельства современников можно принимать безоговорочно, поскольку часть из них принадлежит непрофессиональным музыкантам, далеко не всегда способным в полной мере передать уровень и степень мастерства исполнителей. В то же время их нельзя не рассматривать, так как отзывы отражают впечатления современников, обладавших различным уровнем музыкальной культуры. В целом же они способны показать особенности происходивших в концертной жизни изменений.

Научная новизна Несмотря на наличие многочисленных работ, освещающих концертную жизнь России XIX - начала XX вв., особенности концертмейстерской работы до сих пор не привлекали внимания исследователей. Поэтому выводы настоящей диссертации могут способствовать, как нам представляется, началу научного освоения этой неизведанной области.

Достоверность результатов настоящей работы обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету и задачам. В процессе историко-теоретического рассмотрения проблемы исследования был использован широкий круг источников. Анализ осуществлялся на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение концертмейстерской практики русских композиторов в музыкально-историческом и социокультурном контексте.

Положения, выдвигаемые на защиту 1. Концертмейстерская практика ряда выдающихся русских композиторов XIX — начала XX вв. стала неотъемлемой частью их творчества и исполнительской деятельности, а также опосредованно оказывала влияние на формирование некоторых средств художественной выразительности музыки.

2. Существовала неразрывная связь между композиторской и аккомпаниаторской работой,проявлявшаяся в их взаимовлиянии; зачастую при импровизационном сочинении фортепианного сопровождения появлялись средства выразительности, становившиеся впоследствии типичными для творчества композитора в целом.

3. Процесс эволюции и развития концертмейстерского дела в России во многом был связан с активной деятельностью композиторов в этой области, поскольку именно они определяли основные тенденции музыкальной жизни.

Методы исследования

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы: анализ и систематизация источников, непосредственно связанных с темой исследования; определение особенностей концертмейстерской работы композиторов; изучение влияния концертмейстерской практики композиторов на развитие музыкальной жизни российского общества изучаемого периода; рассмотрение всех изученных материалов в свете профессионального концертмейстерского опыта автора диссертации.

Этапы исследовательской работы

Основной интерес автора исследования связан с XIX столетием. Вместе с тем два параграфа посвящены композиторам, чей жизненный путь продолжался до середины XX века, - Н. К. Метнер, С. В. Рахманинов. Это объясняется тем, что оба выдающихся музыканта по базовым особенностям музыкального мышления принадлежали к XIX столетию, продолжали его художественные традиции. Поэтому вполне естественно рассматривать их концертмейстерскую работу в одном ракурсе с их предшественниками. Более того, существует еще один знаменательный фактор: Н. К. Метнер и С. В. Рахманинов были не единственными композиторами русской школы, которые не приняли музыкально-художественных новшеств XX века, а продолжали оперировать музыкально-художественными категориями прошлого столетия. К ним можно отнести А. К. Глазунова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко и другие, однако, как известно, эти музыканты не занимались концертмейстерской практикой, поэтому не вошли в поле нашего рассмотрения, напротив, Н. К. Метнер и С.В.Рахманинов не только пользовались традиционными средствами художественной выразительности XIX в. , но, подобно своим знаменитым предшественникам, активно занимались аккомпаниаторской работой .По той же причине отсутствуют разделы, связанные с аккомпаниаторской практикой великих русских композиторов XX века — С. С. Прокофьева и.

Д.Д.Шостаковича, что безусловно должно стать объектом тщательного анализа в будущих исследованиях, тематика которых будет освещать аккомпаниаторскую практику русских композиторов XX столетия более позднего периода.

На первом (подготовительном) этапе перед автором стояла задача составить как можно более полную картину концертной жизни России обозначенного периода и получить представление о том, какое внимание отводилось музыкальной критикой и публикой аккомпанементу и аккомпаниаторам. Для этой цели был проведен анализ периодической печати.

На втором этапе состоялся поиск мемуарных, эпистолярных и рецензионных материалов, касающихся непосредственно концертмейстерской деятельности русских композиторов. Затем были осуществлены их анализ и систематизация. В самом начале работы над темой была надежда, что кроме воспоминаний современников обнаружится неизвестный ранее материал в архивах. Но все предпринятые попытки остались безрезультатными. Стало ясно, что концертмейстерская деятельность русских композиторов не может быть отражена в архивных источниках. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в первой половине XIX в. салонное музицирование не предполагало афиш, а следовательно, «следы» этих концертов не могли сохраниться в архивных документах. Во-вторых, сами факты концертных выступлений в роли концертмейстеров Мусоргского, Рахманинова и Метнера не являются чем-то новым для истории музыки, они хорошо известны, что и отражено в соответствующей литературе. Поэтому не представлялось целесообразным еще раз проделывать ту же самую работу. Но названные выступления не подвергались до сих пор тщательному научному анализу, поэтому и стали объектом исследования в настоящей диссертации. Все это, вместе взятое, дало основание сосредоточить внимание на изучении не архивных источников, а свидетельств современников.

На третьем этапе все источники были обобщены, систематизированы, сделаны необходимые выводы, полностью оформилась структура работы.

Теоретическая значимость исследования: определены причины обращения ряда композиторов к концертмейстерской работе; систематизированы и классифицированы методы их концертмейстерской деятельности; выявлены важные черты взаимовлияния концертмейстерского и композиторского творчества; установлена степень влияния концертмейстерской работы русских композиторов на особенности музыкальной жизни России изучаемого периода.

Практическая значимость. Анализ и исследование приведённых в работе материалов позволят привнести в музыкальную науку сведения, необходимые для практикующих пианистов-аккомпаниаторов, что будет содействовать повышению их квалификации и общей эрудиции. Кроме того, предлагаемая работа, по нашему мнению, может впоследствии лечь в основу факультативного курса «История русского аккомпаниаторского (концертмейстерского) исскуства» или стать частью более общего курса «История мирового аккомпаниаторского (концертмейстерского) искусства».

Апробация работы была осуществлена на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в 2008 г. По теме диссертации опубликованы три статьи и монография.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав. Каждая из них включает в себя по три параграфа, задача которых состоит в выявлении и определении особенностей концертмейстерской практики композиторов. Завершают работу заключение и список литературы. Объем диссертации составляет 170 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Юдин, Александр Наумович

Заключение

Анализ всего свода источников показывает, что русские композиторы обращались к аккомпаниаторской деятельности по целому ряду причин:

1. Необходимость популяризации своих произведений и произведений других композиторов.

2. Стремление собрать вокруг себя музыкантов-исполнителей, которые бы в качестве единомышленников стали бы «проводниками» музыкальных идей композитора.

3. Возможность услышать свои произведения в процессе предварительной подготовки не только внутренним слухом, но и звучащими, что зачастую вело к исправлениям уже готового музыкального текста.

4. Материальная необходимость.

В процессе исследование основное внимание уделялось концертмейстерской работе с певцами. Безусловно, если бы мы рассматривали всю ансамблевую деятельность русских композиторов (включая и камерные ансамбли) удельный вес инструменталистов был бы выше. Но мы сознательно ограничили тему исследования аккомпанементом, как совершенно особым феноменом исполнительской работы. Это обусловлено тем, что в абсолютном большинстве случаев русские композиторы выступали как аккомпаниаторы вокалистов.

Подобная вокальная «гегемония» напрямую связана с тем вниманием, которое уделяли русские композиторы вокальным жанрам в своём творчестве (песни, романсы, вокальные ансамбли, оперы). Кроме того, их интерес к взаимодействию слова и музыки общеизвестен. И это обстоятельство также способствовало тому, что вокальная музыка занимала столь важное место в их творчестве, а следовательно — и в аккомпаниаторской работе.

Кардинальные выводы, появившиеся в процессе работы над материалом диссертации, показали следующее:

1) Особенности музыкальной жизни России изучаемого периода требовали активного участия создателей музыки в ее исполнении. Не всем авторам это было под силу, поскольку владение фортепиано у многих находилось не на должном уровне (блестящим подтверждением этого является великий П. И. Чайковский, который не мог аккомпанировать собственные произведения).

2) Анализ фактов и событий показал, что концертмейстерская деятельность композиторов была неразрывно связана с основной сферой их деятельности — с созданием музыки, поскольку в той или иной мере являлась полем для творческого поиска наилучших форм воплощения художественных задач; это выражалось в обстоятельном практическом знакомстве с вокальными возможностями того или иного голоса, в импровизационных находках спонтанно проявлявшихся во время аккомпанемента собственных произведений (особенно в области гармонии и фактуры).

3) В абсолютном большинстве случаев аккомпанирующие композиторы сопровождали исполнение не только своих, но и чужих произведений. В результате, зачастую происходил уникальный творческий акт, когда один великий композитор становился интерпретатором произведений другого мастера, своего предшественника или современника. Для познания истории музыки такие художественные события имеют громадное значение, так как отражают не просто исполнительскую эволюцию, а процесс творческого переосмысления музыкального материала композиторским мышлением.

4) Сам процесс ансамблевого музицирования дает возможность композитору-концертмейстеру не только самому непосредственно участвовать в трактовке конкретного произведения, но и позволяет приобщить к ней и других музыкантов - солистов. А это, в свою очередь, способствует распространению тех художественных принципов, которые исповедуются композитором. Поскольку же речь идет, как правило, о выдающихся композиторах, то наблюдения над такими феноменами могут дать уникальный материал для познания многих явлений художественного мышления и его развития.

Проведенный анализ источников позволил выделить ряд важных критериев, отражавших общий подход композиторов-концертмейстеров к исполнению вокальной (в большинстве случаев) музыки и к аккомпаниаторской работе:

1. Внимание к слову и стремление добиться того, чтобы каждая фраза текста получила своё достойное музыкальное воплощение.

2. Ансамблевость в самом высоком понимании этого термина, когда солист и аккомпаниатор однотипными средствами выражают одну и ту же музыкальную мысль.

3. Точное следование авторским указаниям - залог адекватного воплощения характера образа.

4. Необходимость постоянного повышения общей музыкальной культуры и кругозора вокалистов ради того, чтобы все намерения композитора выполнялись осознано, с полным пониманием музыкальной логики.

5. Во время занятий с певцами первейшая задача композиторов-концертмейстеров сводилась к тому, чтобы понять индивидуальные особенности каждого из них, дать только те рекомендации, которые подходили бы конкретному исполнителю.

Исследование проблемы композиторского исполнительства только начинается и одной из актуальнейших задач музыкознания является ее систематическое и планомерное изучение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Юдин, Александр Наумович, 2010 год

1. Аббревиатуры изданий АМВ — Н. К. Метнер. Воспоминания, статьи, материалы. Составитель-редактор Апетян 3. А. М,. «Советский композитор», 1981. —352 С.

2. ГВС — Глинка в воспоминаниях современников. Под редакцией А. А. Орловой. «Государственное музыкальное издательство». М., 1955. 432 С.

3. МВС Мусоргский в воспоминаниях современников Сост. Е. М. Гордеева. М., «Музыка», 1989. - 319 С.

4. РВ1, РВ2 Воспоминания о Рахманинове. Составитель 3. А. Апетян. М., «Музыка» Т. 1. 1988 (528 С.), Т. 2. 1988 (666С.).1. Литература

5. Александров А. Н. Мои встречи с Рахманиновым // РВ2. С. 162 166.

6. Аноним. Д. М. Леонова // Русская Музыкальная Газета, 1896 (март). С. 300-307.

7. Айлз Э. Н. К. Метнер друг и учитель // АМВ. С. 165 - 175.

8. Балакирев М. А. Летопись жизни и творчества. Составители : А. С. Ляпунова, Э. Э. Язовицкая М., «Музыка» 1967. 599 С.

9. Балакирев М. А. Воспоминания и письма. Составитель В. А. Киселёв Л., «Государственное музыкальное издательство», 1962. 479 С.

10. Балакирев М. А., Стасов В.В. Переписка. Составитель Л. С. Ляпунов. Т. 1. М., «Музыка» 1970. 487 С.

11. Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. М., «Государственое музыкальное издательство» Т. 1. 1957 (455 С.), Т. 2. 1962 (492 С.).

12. Баренбойм Л. А. Рубинштейн А. Г. // Музыкальная энциклопедия, под ред. Ю. В. Келдыша. Т. IV. М., 1978. кол. 731 738.

13. Бернандт Г. Б.,. Ямполъский И. М. Кто писал о музыке. М., «Советский композитор», Вып. 1. 1971 (356 С.), Вып. 2. 1974 (313 С.), Вып. 3. 1979 (206 С.), Вып. 4. 1989 (120 С.).

14. Булгаков К. А. Воспоминания о М. И. Глинке // Русская музыкальная газета. 1899. № 48. С. 1223 1228.

15. Винтер-Рожанская Е. Р. Из воспоминаний // РВ2. С. 18 24.

16. В. У. Карикатура М. П. Мусоргского // МВС. С. 153.

17. Гейденрейх Л. А. М. И. Глинка // ГВС. С. 176 179.

18. Глебов И. А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. М., «Музыкальный сектор государственного издательства», 1929. 181 С.

19. Глинка М. И. Записки «Музгиз». М., 1953 284 С.

20. Глинка М. И. Письма // Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. «Музыка». Т. 2а . М., 1975 415 С.

21. Глумов М. Музыка в русском драматическом театре. «Музгиз». М., 1955.-481 С.

22. Даргомыжский А. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Под редакцией Н. Финдейзена. Петербург, «Государственная академическая филармония» 1922 — 184 С.

23. Демидова А. А. Из воспоминаний. //МВС. С. 189 193.

24. Держановский В. В. Копосова-Держановская Е. В. Собинов на концертной эстраде // Л. В. Собинов. Жизнь и творчество. « Музгиз» М., 1937. С. 189-204.

25. Еременко Е. Музыкальная культура Томска второй половины XIX в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2006 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 228 С.

26. Золотарёв В. Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах. М., «Государственное музыкальное издательство», 1957. —235 С.

27. Канн-Новикова Е. М. И. Глинка. Новые материалы и документы» Вып. 3 . М., «Музыка», 1955.-218 С.

28. Каратыгин В. Г. Избранные статьи М.- Л., «Музыка», 1965. 352 С.

29. Кармалина Л. И. Глинка и Даргомыжский // ГВС. С. 287 290.

30. Коган Г. М. Из статьи «Рахманинов и Скрябин» // РВ1. С. 433 -439

31. Коллингвуд JI. Мои мысли о музыке Метнера. // АМВ. С. 190 192.

32. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. JL, «Государственное музыкальное издательство», 1961. 72 С.

33. Кюи Ц. А. Из критического этюда «М. П. Мусоргский» // МВС. С. 92 -93.

34. Кюи Ц. Предисловие // Фрид С. Б. А. С. Даргомыжский. Краткий биографический очерк. СПб. 1913. С. 3 -9.

35. Левагиова О. Е. М. И. Глинка. «Музыка», 1987. 378 С.

36. Леонова Д. М. Из воспоминаний // ГВС. С. 268 274.

37. Леонтьев А. Воспоминания//МВС. С. 185, 186.

38. Листова Н. А. Варламов М., «Музыка» 1968. 267 С.

39. Ляпунов С. М. Ляпунова А. С. Молодые годы Балакирева // М. А. Балакирев. Воспоминания и письма. Составитель Киселёв В. A. JL, «Государственное музыкальное издательство». 1962. С. 7-71.

40. Макушина Т. А. Воспоминания о совместных с Метнером концертах // АМВ. С. 160-164.

41. Машевский Г. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А. С. Даргомыжского JL, «Музыка», 1976. 64 С.

42. Медведева И. А. А. С. Даргомыжский. М., «Музыка», 1989. 188 С.

43. Метнер Н. К. Письма. Составитель и редактор 3. А. Апетян М., «Советский композитор» 1973. — 615 С.

44. Молас А. 77. Из моих воспоминаний о «Могучей кучке» // МВС. С. 158 —162.

45. Мур Д. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. М. «Радуга» 1987.-429 С.

46. Нежданова А. В. О Рахманинове // РВ2. С. 27 — 32.

47. Нежданова А. В. Вступительное слово на открытии научно-творческой сессии, посвящённой С. В. Рахманинову // С. В. Рахманинов и русская опера. Сборник статей под редакцией И. Ф. Бэлза. М., «Всероссийское театральное общество», 1947. С. 7,8.

48. Николаев П. С. Знакомство с М. И. Глинкой // ГВС. С. 237 246.

49. Орлова А. А. М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества М., 1952. 541 С.

50. Орлова А.А. Мусоргский в Петербурге. JL, «Лениздат», 1974. — 239 С. АЛ .Орлова А.А. Труды и дни М. П. Мусоргского. Государственное музыкальное издательство. М. 1963. 702 С.

51. Оссовский А. В. С. В. Рахманинов //РВ1 С. 343 -385.

52. Паприц А. К. Воспоминания о М. И. Глинке // ГВС. С. 248, 249.

53. Пекелис М. А. С. Даргомыжский и его окружение. М., «Музыка», Т.1. 1966 (495 С.), Т. 2. 1973 (416 С.).

54. Петрова Ф. С. Из моих воспоминаний о С. В. Рахманинове. // РВ2. С. 411 417.

55. Петрова-Воробьева А. Я. К 500-тому представлению «Жизни за царя» //ГВС. С. 169- 173.

56. Рахманинов С. В. Литературное наследие. М., «Советский композитор» Т.1. 1978 (648 С.), Т. 2. 1980 (583 С.).

57. РиманГ. Музыкальный словарь. Пер. с немецкого. М., 1901. — 1533 С.

58. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни М., «Музыка», 1980.-453 С.

59. Рубинштейн А. Г. «Автобиографические рассказы» // Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. Т. 1 М., «Музыка», 1983. С. 65 104.

60. Сатина С. А. Записка о С. В. Рахманинове // РВ1 С. 12 — 115.

61. Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. М., «Музыка», 1984. 56 С.

62. Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке // ГВС. С. 66 — 100.

63. Серов А. Н. Статьи о музыке. Т. 3. М., «Музыка», 1988. 411 С.

64. Сизов Н. И. Воспоминания о Н. К. Метнере. // АМВ. С. 118 124.

65. Слободская О. А. Я исполняла песни Метнера с его участием // АМВ. С. 196, 197.

66. Соколов. В. Т. Воспоминания // «Исторический вестник» 1889. № 9. С. 38.

67. Сомова Е. К. Воспоминания // РВ2. С. 231 237.

68. Стасов В. В. Модест Петрович Мусоргский. Биографический очерк // Стасов В. В. Избранные статьи о М. П.Мусоргском. Под ред. А. С. Оголевца, М., «Музыка», 1952. С. 28 142.

69. Стасов В. В. Модест Петрович Мусоргский. Биографический очерк // МВС. С. 20-60.

70. Степанов 77. А. Глинка и Даргомыжский. // ГВС. С. 311-313.

71. Тарасова В. К. Страницы из жизни Н. К. Метнера // АМВ. С. 46 — 57.

72. Телешов Н. Д. Из «Записок писателя» // РВ2. С. 37, 38.

73. Тимофеев Г. А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества. М., «Из-во Юргенсона», 1912. 92 С.

74. ТитовН. А. Из воспоминаний //ГВС. С. 179, 180.

75. Трояновская А. И. Жизнь Н. К. Метнера в Буграх // АМВ. С. 134 141.

76. Трубникова А. А. Сергей Рахманинов // РВ1 С. 116 145.

77. Тышко С. В. Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Киев, <Издание авторов>. Т. 1. 2000 (221 С.), Т. 2. 2002 (508 С.).

78. Фортунатто С. В. Из Воспоминаний о встречах с Н. А. Римским-Корсаковым // МВС С. 176, 177.

79. Харитонов А. А. Из воспоминаний // ГВС. С. 228 — 230.

80. Хопрова Т. А. А. Г. Рубинштейн. Л., «Музыка» 1987. 94 С.

81. Челищева M.JI. С. В. Рахманинов в Мариинском училище // РВ1. С. 386 389.

82. Шагинян. М. Воспоминания о С. В. Рахманинове // РВ2 С. 90 158.

83. Элланская М. М. С. В. Рахманинов в училище ордена св. Екатерины // РВ1. С. 390-396.

84. Энгелъ Ю. Концерт С. Рахманинова и Н. Кошиц //С. В. Рахманинов. Сборник статей и материалов под редакцией Т. Э. Цытович. М Л. «Музгиз», 1947. С. 71,72.

85. Яковлев В. Мусоргский в воспоминаниях и наблюдениях современников // Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и Вас. Яковлева. М., «Государственное музыкальное издательство» 1932. С. 106 166.

86. Яковлев В. Рахманинов — дирижёр.// С. В. Рахманинов. Сборник статей и материалов под редакцией Т. Э. Цытович. М. Л., «Музгиз» 1947. С. 176 - 193.