Концепты "культура" и "религия" в религиозной философии культуры XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Гуренко, Владислав Леонидович

  • Гуренко, Владислав Леонидович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 165
Гуренко, Владислав Леонидович. Концепты "культура" и "религия" в религиозной философии культуры XX века: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Волгоград. 2017. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуренко, Владислав Леонидович

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И

ПОНЯТИЙНЫЙ ПОДХОДЫ

1.1. Идея концепта и философской концептуализации

1.2 Формирование идейного содержания понятий «культура» и «религия»

1.3. Религиозная философия между теологией и философией религии

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

2.1. Дуализм и взаимодополнительность культуры и религии в

неотомизме

2.2. Концепты «культура» и «религия» в персонализме русской религиозной философии культуры

2.3. Христианство и культура в протестантской теологии

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепты "культура" и "религия" в религиозной философии культуры XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Концепты «культура» и «религия» всегда находились в фокусе внимания философского мышления. Современная философия характеризуется особым вниманием к проблемам взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни, к исследованию механизмов влияния культуры на социальные процессы, на сознание и поведение человека. Одновременно с актуализацией социокультурной проблематики общество ХХ века переживает своеобразный «религиозный ренессанс». В свете этого взаимодействие культуры и религии нуждается в углубленном и комплексном анализе, способном выявить новые точки их соприкосновения, возможности и границы их конструктивного влияния на традиции, новации, мировоззрение и образ жизни человека и общества.

Социальный опыт ХХ века, равно как и опыт культурного творчества стали основой серьёзного обогащения содержания концептов культуры и религии, используемых в философском, богословском, научном и художественном дискурсах, а также в практиках обыденного сознания. Идеи культуроцентризма и религиозного универсализма как модели объяснения реальности, идеи о роли религии в противодействии деградации культуры и пересмотра статуса религии в обществе в свете либерализации ценностей культуры в силу значимости их влияния требуют специального философского осмысления.

Исследование содержания указанных концептов религиозной философии ХХ века обладает особой важностью, поскольку, с одной стороны, эта философия испытала на себе влияние религиозного и культурного модернизма, сохранив, с другой стороны, аксиологический консерватизм и верность каноническим традициям мышления. Тем не менее, испытывая это внутреннее напряжение, религиозная философия ХХ века стремится модифицировать

религиозное мировоззрение, адаптировать его к реалиям современной культуры, к возрастающим потребностям и запросам человека. Эти поиски созвучны усилиям светской философии, направленным на создание нового мировоззрения, способного указать гуманистический, сохраняющий культурные традиции выход из кризиса современной цивилизации.

Философский анализ содержания концептов религии и культуры способен содействовать формированию здорового консерватизма массового сознания: неприятию нигилизма в культуре, укреплению иммунитета к деструктивным тенденциям постмодерна, к его ревизии идеалов гуманизма.

Степень научной разработанности проблемы .

Идея различения религиозной и культурной сфер находит своё место ещё в античной и средневековой философии. Но наиболее фундаментальные исследования религии и культуры преимущественно как концептов были представлены в ХХ и XXI столетиях.

В ХХ веке особое место в рамках рассмотрения идей «культура» и «религия» занимает психоаналитическая интерпретация, которая представлена известными психологами (З. Фрейд1, К. Г. Юнг2 и Э. Фромм3). В Х1Х-ХХ вв. новое религиозно-философское осмысление оппозиционности «культуры» и «религии», а также «веры» и «разума» имело место у таких западноевропейских теологов как А. Швейцер4, К. Барт5, Ф. Шлейермахер6. В середине ХХ столетия появляется такой феномен как современная религиозная философия, целью которой было, с одной стороны, реабилитировать теологию перед лицом атеистических и сциентистских настроений, с другой, по-новому осмыслить современные концепции, феномены и события. Осмысляли специфику теологии, философии религии и религиозной философии такие мыслители как Э.

1 Фрейд З. Вопросы общества и происхождение религии. Собрание сочинений в 10 т. Т. 9. М., 2008.

2 Юнг К. Г. Символическая жизнь. М., 2010.

3 Фромм. Э. Психоанализ и религия. М., 2010.

4 Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

5 Барт К. Толкование Посланий к Римлянам и Филиппийцам. М., 2010.

6 Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. СПб., 1994.

Жильсон7, Б. Лонерган8, П. Тиллих9, Г. Геффдинг10, Громадка Й. Л.11 Особое место в настоящей работе уделяется таким современным западноевропейским религиозным мыслителям, которые посвятили свои работы анализу концептов «культура» и «религия», а именно неотомисту Ж. Маритену12 и протестантским теологам и братьям Р. и Р. Нибурам13, а также вышеупомянутому П. Тиллиху14. Тематика соотношения веры и знания, а также идея преодоления истории культуры в пользу религиозного созерцания была раскрыта в философии религиозного экзистенциализма, а именно у К. Ясперса15, П. Тейяр де Шардена16 и Мигеля де Унамуно17. Проблематика исследования сущности религии и культуры находит своё отражение не только у таких атеистических мыслителей как Б. Рассел18, Ж. П. Сартр19 и Г. В. Плеханов20, но и у представителей такого парадоксального направления в протестантизме как «атеистическая теология» или «безрелигиозное христианство»: Д. Бонхеффер21 и Т. Альтицер22.

Сравнение и сопоставление идей «культура» и «религия» имело широкий резонанс и в русской религиозно-философской традиции, а именно в работах В. С. Соловьёва23, П. А. Флоренского24, С. Н. Булгакова25, В. В. Розанова26, С. Л. Франка27, И. В. Киреевского28, Н. А. Бердяева29 (которому в настоящей работе

7 Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.

8 Лонерган Б. Метод в теологии. М., 2010.

9 Тиллих П. Систематическая теология в 2 т. Т.1. М., 2000.

10 Геффдинг Г. Философия религии. СПб., 1912.

11 Громадка Й. Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993.

12 Маритен Ж. Знание и мудрость. Религия и культура. М., 1999.

13 Нибур Р. и Р. Христос и культура. Избранные труды Ричарда и Райнхольды Нибура. М., 1996.

14 Тиллих П. Избранное.Теология культуры. М.; Спб,. 2015.

15 Ясперс К. Философская вера. М., 1992.

16 Тейяр де Шарден П. Феномен человека: сборник очерков и эссе. М., 2002.

17 Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. К., 1996.

18 Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. М., 1987.

19 Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

20 Плеханов Г. В. О религии и церкви: Избранные произведения и отрывки. М., 1957.

21 Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994.

22 Альтицер Т. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. М., 2010.

23 Соловьёв В.С. Оправдание добра. М., 2012.

24 Флоренский, П. А. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2004.

25 Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

26 Розанов В. В. Религия и культура. М., 2001.

27 Франк С. Л. С нами Бог. М., 2004.

28 Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М., 2002.

29 Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 2012.

посвящён отдельный пункт), а также в работах о. А. Меня30. Русская религиозная философия, пытается рассматривать соотношение «религии» и «культуры» на основе идеи всеединства и идеи Софии - женского, мудрого начала в Боге.

Также нужно отметить вклад современных западных и отечественных философов и культурологов, которые внесли существенный вклад не только в рассмотрение понятийного наполнения концептов «культура» и «религия», но и по религиозно-философской тематике в целом. Среди западноевропейских культурологов ХХ-ХХ1 вв. важно отметить Э. Б. Тайлора31, Дж. Дж. Фрэзера32, М. Элиаде33, Э. Тэнасе34, Дж. Фейблмана35, Л. А. Уайта36, К. Г. Доусона37, Й Хейзинга38, У. Джеймса39, Н. Лобковица и историка А. Х. Армстронга40. Не менее важен вклад и отечественных культурологов и философов, посвятивших свои труды анализу сущности культуры и религии, а именно П. А. Сорокина41, А. Ф. Лосева42, Ю. М. Лотмана43, Г. С. Батищева44, В. С. Библера45, З. А. Орловой46, В. М. Межуева47 и А. И. Пигалева48. Также важно отметить таких современных исследователей философии религии и религиозной философии, как В.В. Кортунов49, Е.Л. Яковлева50, Ю. А. Кимелев51, Л. Н. Митрохин52, А. Н.

30 Мень А. Мировая духовная культура: лекции и беседы. М., 1997.

31 Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск. 2000.

32 Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980.

33 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

34 Тэнасе Э. Культура и религия. М., 1975.

35 Фейблман Дж. Типы культуры. СПб., 1997.

36 Уайт Л. А. Государство - Церковь: его формы и функции. СПб., 1997.

37 Доусон К. Г. Религия и культура. СПб., 2001.

38 Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

39 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

40 Армстронг А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб., 2006.

41 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

42 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

43 Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000.

44 Батищев Г.С. Культура вне жизни и жизнь вне культуры. М., 1997.

45 Библер B.C. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы. Кемерово, 1993.

46 Орлова З. А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека. М., 1994.

47 Межуев В. М. Идея культуры. М., 2006.

48 Пигалев А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). ВолГУ. 2001.

49 Кортунов В.В. Рассудок. Разум. Дух. М., 2017.

50 Яковлева Е.Л. Мифологический символ как специфическая категория культуры, 2012

51 Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998.

52 Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1993.

Типсина53, Д. М. Угринович54, П. П. Гайденко55, В. А. Кувакин56, С. А. Нижников57, Е. Ю. Положенкова58, М. И. Шахнович59, В. К. Шохин60, А. Н. Красников61, Е. С. Элбакян62 и др. Неоценимый вклад в исследование структуры концепта «культура» внесли отечественные философы А.Ф. Лосев и С.А. Аскольдов, которые сформулировали идею о таинственном «принципиальном значении» слова, которая послужила основой современной концептологии. Концепт «культура» исследовался и современными исследователями, культурологами и лингвистами, а именно Ю.С. Степановым, В.И. Карасиком, А. Вежбицкой и В.М. Межуевым. Так, современный отечественный религиовед Л. Н. Митрохин в своих трудах показывал соотношение концепта «религия» с концептами «наука» и «мораль», а также исследовал специфику понимания религии в западной теологии. Не менее ценный вклад в осмысление философии религии внесла А.Н. Типсина - специалист в области философии религии. В своих работах она исследовала влияние немецкого идеализма на западную христианскую теологию. Исследованиям в области средневековой теологии и русской религиозной философии посвятили свои работы также П.П. Гайденко и В.А. Кувакин. Важной задачей в исследованиях Пиамы Павловны было исследовать специфику научного познания в рамках христианской теологии. В.К. Шохин - крупнейший эксперт в области философии религии в своих трудах поставил важную задачу, а именно: сравнить и отличить такие понятия, как философия религии, религиозная философия и философская теология. Конкретно концепт «религия» исследовался в работах российского религиоведа

53 Типсина А. Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 152.

54 Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии (О специфике религии и её месте в общественном сознании). М., 1965. .

55 Гайденко, П. П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М., 2001.

56 Кувакин, В. А. Религиозная философия в России: начало ХХ в.

57 Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии. М., 2012.

58 Положенкова Е. Ю. Соотношение религиозной философии и богословия в контексте западного и восточного христианства. СКНЦВШ. 2003.

59 Шахнович М. И. Тайна бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. Киев. 1990.

60 Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы (античность - конец XVIII в.). М., 2010.

61 Красников А.Н. Методология современного неотомизма. М., 1993.

62 Элбакян Е. С. Философия религии от Ф. Ницше до А. Бергсона. !вано-Франшвськ, 2011.

и философа Аринина Е.И., который проанализировал методологическое осмысление религии, как в России, так и за рубежом. Разумеется, это не полный список современных исследователей философии религии и религиозной философии, поскольку на сегодняшний день существует изрядное количество религиоведческих направлений и тематик, которые успешно количественно и качественно увеличиваются. Однако преимущество настоящего исследования заключается в том, что сравнение и осмысление концептов «культура» и «религия» в рамках религиозной философии культуры ХХ века в данной композиции, и в её идейной составляющей, наблюдается впервые.

Объектом исследования являются религиозно-философские концепты культуры и религии в трудах религиозных мыслителей ХХ века.

Предметом исследования выступают логика и особенности процесса концептуализации идей культуры и религии в философии культуры ХХ века.

Цель исследования - выявить идейную структуру концептов «религия» и «культура» и особенности их формирования в религиозных направлениях философии культуры ХХ в.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть содержание идеи концепта и философской концептуализации;

2) выявить логику процесса формирования идейного содержания понятий культура и религия;

3) показать различие в содержании понятий культура и религия в теологии и в философии религии;

4) объяснить дуализм и взаимодополнительность понимания культуры и религии в неотомизме;

5) выявить особенности содержания концептов «религия» и «культура» в русской религиозной философии;

6) показать особенности концептуализации идей культуры и религии в протестантской теологии культуры ХХ в. ;

В качестве теоретико-методологической основы исследования

послужили принцип историзма, который проиллюстрировал эволюцию понимания концептов «религия» и «культура» в историко-философском ракурсе, и принцип системности, в рамках которого выявлено содержание идеи концепта, её структура и бинарность принципа концептуализации. В работе были использованы компаративистский и герменевтический методы. Применение компаративистского анализа позволило выявить как общие, так и специфические признаки понимания концептов в различных современных религиозно-философских традициях. Герменевтический метод сделал возможным использование проблематизации, построение гипотез, а также истолкование содержания концептов «культура» и «религия» в различных религиозно-философских традициях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Идея концепта включает в себя образный, понятийный и аксиологический компоненты. Философская концептуализация - это процесс формирования в общественном сознании общетеоретических, целостных языковых единиц, функция которых кодировать смысловую структуру того или иного явления. Эти коды предназначены для разных традиций, поэтому следует различать «естественные» т.е. сформировавшиеся внутри религиозной или философской традиции и заимствованные концепты по месту их создания в той или иной языковой и философской традиции.

2. В европейской мысли ХХ в. философская концептуализация идей культуры и религии пошла по двум стратегическим направлениям: 1) редукционистские теории, в которых накопленный религиозной практикой и осмысленный теологией опыт сакрального описывается сугубо секулярным языком философии культуры и культурологии; 2) метафизические теории, где синтезируется пантеистическое и теистическо-диалогическое понимание природы сакрального как иррационального содержания конкретно -исторических культурных форм религиозного опыта.

3. Концептуализация идей культуры и религии в религиозной христианской философии фундирована принципом клинамена: закономерное отклонение философской мысли от магистрального течения догматического богословия, которое происходит по причине принципиальности свободы для христианского учения. Опираясь на идею тайны, религиозная философия, в отличие от философии религии и религиоведения, не может ограничиться общепринятыми критериями научности и понятийно-терминологическим аппаратом науки, поэтому её стратегическая задача сводится к превращению понятий в концепты.

4. Дуалистический характер содержания концептов «культура» и «религия» в неотомизме проявляется в идее радикального разграничения религии и культуры. Религия, в отличие от культуры, имеет трансцендентные основания, а культура базируется на греховной природе человека. Эта взаимодополнительность идей культуры и религии выражена в том, что религия ставит перед собой задачу преобразовать культуру, решить проблему человеческого одиночества и направить процесс культурогенеза на путь религиозной модернизации.

5. В русском религиозно-философском персонализме культура имеет трансцендентные основания. Здесь она понимается как двухаспектный творческий процесс: с одной стороны, культура призвана напоминать человеку о грехопадении, о несовершенном состоянии человеческой природы, которое он должен преодолеть, а с другой стороны, культура это форма человеческой деятельности, способная соединить человека с божественным бытием. Концепт «религия» в русской религиозной философии включает в себя такие смысловые аспекты, как практика, гнозис, откровение, позитивность, свобода. В персонализме религия понимается как адогматическая мистическая практика.

6. Протестантская неортодоксальная теология остаётся верна оппозиционному духу учения М. Лютера. Теологи этого направления в содержание концепта «религия» внесли следующие базовые смыслы:

«предельный интерес человека» (П. Тиллих), «религиозные чувства» (П. Тиллих), «ценностный центр человеческого бытия» (Р. и Р. Нибуры). Культура, как внутреннее экзистенциальное состояние, делает религию чувственно фиксируемой для субъекта. Культура есть форма религии.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- уточнено понимание специфики философской концептуализации, выделены базовые компоненты концепта, введена типология концептов по критерию естественности/заимствования;

- эксплицированы два стратегических направления философской концептуализации идей культуры и религии в европейской мысли ХХ в. ;

- показаны основания процесса концептуализации идей культуры и религии в религиозной философии культуры ХХ в. ;

- раскрыты идеи дуализма и взаимодополнительности в понимании культуры и религии в неотомизме;

- показана специфика концептуализации культуры и религии в русской религиозной философии;

- выявлена специфика содержательного наполнения концептов «культура» и «религия» в протестантских (неортодоксальных) философских концепциях культуры;

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что намечены структурные связи между концептами и понятийно-терминологическим аппаратом научных дисциплин в аспекте изучения ими проблемы соотношения идей культуры и религии. Полученные результаты обладают ценностью для дальнейших разработок в области религиозной философии, философии культуры, а также для создания учебных курсов по религиозной культуре и философии в высших учебных заведениях. Содержание и выводы работы могут быть использованы при разработке и чтении общих и специальных курсов по философии и культурологии, а также при экспертизе социально-гуманитарных программ и проектов.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены на международной конференции «Дни философии в Санкт-Петербурге: «Логос. Эстезис. Этос» (Санкт-Петербург, 2013 г.), на IV международной научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований» (Москва, 2014 г.), на VII Российском философском конгрессе «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (Уфа, 2015 г.), на ежегодных апрельских конференциях ВолГУ (2014, 2015, 2016 гг., Волгоград), а также на Международной практической конференции «Искусство и общество: наследие и современность» (Волгоград, 2014 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (первая и вторая главы включает по три параграфа), заключения и списка литературы (182 наименования, в том числе 9 источников на иностранных языках). Общий объём диссертационного исследования - 150 страниц.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И

ПОНЯТИЙНЫЙ ПОДХОДЫ

1.1. Идея концепта и философской концептуализации

На данный момент существует немало исследований, посвящённых концептам не только в философии и лингвистике, но и в относительно новой научной дисциплине концептологии, которая изучает структуру концепта и особенности его интеграции в языковую культуру человека. В современном искусстве, то здесь присутствует понятие «концепт-арт», под которым подразумевается визуальный набросок, передающий главную идею какого-либо предмета или явления, и применяющееся в автомобильном маркетинге понятие «концепт-кар», под которым понимается прототип будущего автомобиля, предназначенного для демонстрации. Можно сделать вывод, что концепт в этом дискурсе понимается как предшествующая детальному оформлению идея. Так, нередко слово concept с английского языка на русский переводится как «идея» или «образ». Такую экстраполяцию понятия «концепт» в различные сферы культуры отмечали авторы книги «Что такое философия?» Ж. Делез и Ф. Гваттари.

Для того чтобы понять специфику философского исследования концептов, важно решить следующие задачи: во-первых, необходимо обосновать утверждение, что «религия» и « культура» у европейских религиозных философов ХХ века являются прежде всего концептами, а не понятиями; во -вторых, важно выделить подходы, касающиеся специфики изучения концептов в рамках исследования и проследить эволюцию понимания понятия «концепт», в-третьих, дать ему в конечном итоге операциональное определение, то есть провести демаркационную линию между понятием «концепт» и понятием «понятие»; в-четвёртых, нужно выявить методологический потенциал концептуального анализа.

Как известно, концепт указывает не только на понятийное восприятие жизненного мира, но и на чувственно-образный и ценностный аспект, как индивида, так и коллектива. Концепт отображает не только рациональные способы разработки той или иной темы, но и её иррациональную сторону. Иррациональное содержание концепта тесно коррелирует с природой бессознательного, чувственного - того, что невозможно определить только в рациональных понятийных рамках. Исследование концептуального наполнения позволяет выявить ценностные и мировоззренческие установки субъекта, а также его национальные или социальные детерминанты. В этом плане концепт аккумулирует в себе образную значимость языка, которая порой логически не рефлексируется носителем языка. Это и даёт основание полагать, что концепт содержит интуитивистские предпосылки и представления субъекта.

В текстах рассматриваемых нами религиозных философов, таких как Жак Маритен, Н.А. Бердяев и Пауль Тиллих и братьев Нибуров, «культура» и «религия» являются не столько понятиями, сколько концептами. Какие есть основания считать их таковыми? Дело в том, что русская философская мысль конца XIX и начала ХХ века испытала мощное влияние неклассической философии и, в частности, так называемой «философии жизни». Волюнтаристское учение Артура Шопенгауэра, в котором жизнь представлена в качестве иррационального начала всего мира, послужило базовым подспорьем для «философии жизни». Иррациональное понимание жизни вынуждает представителей этого направления воспринимать реальность не столько сугубо рациональным путём, сколько метафорическим, образным или чувственным. Этот метафорический путь и обуславливает предпочтение этими философами именно концептуального восприятия идей. Так, в рамках «философии жизни» осмысляются такие феномены как жизнь, интуиция и вчувствование. В этом плане особенно сильно повлияли идеи Ф. Ницше, который осмысливался русскими философами отнюдь не как нигилист, аморалист или антихристианин, а как мыслитель, чей пророческий почерк позволит вывести русскую интеллигенцию к

новым метафизическим горизонтам. На русскую религиозную философию повлияли такие его идеи как «любовь к дальнему», «сверхчеловек» и «смерть Бога». Для Н.А. Бердяева Ницше послужил примером свободного творческого мыслителя. В результате чего «свобода» и «творчество» стали ключевыми ценностями в философских рассуждениях Н.А. Бердяева. Как пишет современный философ Б. Л. Губман: ««Смерть Бога», возвещённая устами Ницше, была воспринята религиозными мыслителями его поры как итог эволюции культуры Нового времени, вдохновляемой светским гуманизмом»63.

А. Шопенгауэр, А. Бергсон и Ф. Ницше не случайно оказали такое сильное влияние: русская мысль, можно сказать, ждала этой философии как альтернативы так называемой «школьной философии» западноевропейского рационализма, берущего свои истоки в средневековой католической схоластике. Дело в том, что русская философия «серебряного века» - это религиозно и национально ориентированная мысль, а это значит, что в лице философов православие искало ответы на новые вопросы времени. Схоластика, рационализм, опора на строгость понятийного языка давали такие ответы лишь отчасти. Уже Владимир Соловьёв в своей диссертации бросил вызов отвлечённому западному мышлению, схоластике. Хотя, конечно, справедливости ради нужно отметить, что Соловьёв в использовании понятий вполне академичен. Но вот уже Н.А. Бердяев, и особенно Л.И. Шестов, принципиально не приемлют соловьёвскую систематичность как принцип мышления и речи. Гораздо шире академической философии смотрят эти мыслители и на возможности языка философии, отличая его от языка науки: использование ими тропов, метафор, парадоксов имеет принципиальное значение, о чём комментаторы Бердяева, Шестова, Розанова неоднократно писали, обосновывая это традицией, заложенной, прежде всего, С. Кьергегором. Поэтому с полным основанием можно сказать, что концепты, наряду с понятиями служат им опорой в их попытке «ухватить многослойность феноменов». Например, когда пишется, что «неклассический иррациональный дух «философии жизни» оказал

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуренко, Владислав Леонидович, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абеляр, П. Теологические трактаты [Текст] / П. Абеляр. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 640 с.

2. Августин Блаженный. О граде Божием [Текст] / А. Блаженный // Блаженный А. Творения в 4 томах. -Т. 2.- СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. - 751 с.

3. Аверинцев, С. С. Теология [Текст] / С. С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

4. Адо, И. Свободные искусства и философия в античной мысли [Текст] / И. Адо. - М.: ГЛК, 2002. - 479 с.

5. Альтицер, Т. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма [Текст] / Т. Альтицер // пр. с англ. Ю.Р. Селиванова; под ред. В.Ю. Кузнецова. - М.: «Канон+», 2010. - 224 с.

6. Ансельм Кентерберийский. Сочинения [Текст] / А. Кентерберийский. - М.: Канон, 1995. - 400 с.

7. Аполлонов, А. В. Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале [Текст] / А. В. Аполлонов // Иоанн Дунс Скот и его теология. М.: Издательство Францисканцев, 2001. С. 5-36.

8. Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель // Сочинения в 4 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1975. — 550 с.

9. Армстронг, А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию [Текст] / А. Х. Армстронг - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. -256 с.

10. Архимандрит Августин (Никитин) Аугсбургское исповедание -вероучительная книга лютеранства [Текст] / Архимандрит Августин (Никитин) // Христианское чтение. - 2011. - №2(37). - С. 54-139.

11. Аугсбургское исповедание [Текст] // Книга Согласия. Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Duncanville, USA, 1998. — 617 с.

12. Барбур, И. Религия и наука. История и современность [Текст] / Иен Барбур -М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2000. - 447 с.

13. Барт, К. Толкование Посланий к Римлянам и Филиппийцам [Текст] / К. Барт. - М.: ББИ, 2010. - 306 с.

14. Батищев, Г. С. Культура вне жизни и жизнь вне культуры [Текст] / Г.С. Батищев // Культура и судьбы мира. Универсализм регионального / Академия славянской культуры. - М., 1997. - С. 153-156.

15. Бергсон, А. Два источника морали и религии [Текст] / А. Бергсон. - М.: «Канон», 1994. - 384 с.

16. Бердяев, Н.А. Дух и реальность [Текст] / Н. А. Бердяев. М.: АСТ, 2007. - 76 с.

17. Бердяев, Н. А. Моё философское миросозерцание [Электронный ресурс] / Н. А. Бердяев. - URL:

http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/moe filosofskoe mirosozer (дата обращения: 28.04.2017).

18. Бердяев, Н. А. Новое средневековье: размышления о судьбе России и Европы [Текст] / H.A. Бердяев. - М.: Феникс: ХДС-Пресс, 1991. - 81 с.

19. Бердяев, Н. А. Новое религиозное сознание и общественность [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: «Канон +», 1999. - 464 с.

20. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики [Текст] / Н. А. Бердяев. -М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. - 656 с.

21. Бердяев, Н. А. Самопознание: Сочинения [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: ЗАО из-во ЭКСМО ПРЕСС, Харьков: изд-во «Фолио», 1998. - 624 с.

22. Бердяев, Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.

23. Бердяев, Н. А. Философия неравенства [Текст] / Н. А. Бердяев - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 624 с.

24. Бердяев, Н. А. Философия свободы [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.

25. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа [Текст] / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. - 480 с.

26. Библер, B.C. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы [Текст] / B.C. Библер. - Кемерово, 1993. - 415 с.

27. Боголюбов, Н. М. Философия религии [Текст] / Н. М. Боголюбов. Ч. 1. Историческая Т. 1. - Киев, 1915. - 643 с.

28. Болотов, В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли [Текст] / В. В. Болотов. - М.: Поколение, 2007. - 720 с.

29. Бонхеффер, Д. Сопротивление и покорность [Текст] / Д. Бонхеффер. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 343 с.

30. Бубер, М. Два образа веры [Текст] / М. Бубер // Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

31. Булгаков, С. Первообраз и образ: сочинения в двух томах [Текст] / С. Булгаков // Булгаков С. Свет Невечерний. Сочинения в 2 томах. - Т. 1. -- СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», М.: «Искусство», 1999. - 416 с.

32. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения [Текст] / С. Н. Булгаков — М.: Республика, 1994. — 415 с.

33. Бурьянов, С. Светское образование на алтаре сакрализации власти [Электронный ресурс] / С. Бурьянов. - URL: http ://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=66 (дата обращения: 28.04.2017).

34. Василенко, Л. И. Введение в философию религии: Курс лекций [Текст] / Л. И. Василенко. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 249 с.

35. Верховский, С. Памяти умерших. Отец Василий Зеньковский [Текст] / С. Верховский // Новый журнал. - 1962. - № 70. - С. 176 - 273.

36. Вольтер, Ф. Метафизический трактат. Философские сочинения [Текст] / Ф. Вольтер. - М.: Наука, 1988. - 751 с.

37. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Текст] / С. Г. Воркачев // Филологические науки. - 2001 - № 1. - С. 64-72.

38. Воронкова, Л. П. Культурология. XX век [Электронный ресурс] / Л. П. Воронкова. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc culture/554/%D0%9D%D0%98%D0%91%D0%A3 %D0%A0 (дата обращения: 28.04.2017).

39. Гайденко, П. П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века [Текст] / П. П. Гайденко - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.

40. Гегель, Г. Ф. В. Философия религии [Текст] / Г. Ф. В. Гегель. В 2 т. - Т. 1. -М.: Мысль, 1975. - 532 с.

41. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества. [Текст] / И. Г. Гердер. Ч. 1. Кн. 1. - М.: Наука, 1977. - 703 с.

42. Геринок, Ф.И. Удовольствие мыслить иначе [Текст] / Ф.И. Геринок. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010. - 235 с.

43. Геффдинг, Г. Философия религии [Текст] / Г. Геффдинг - СПб.: Изд. Т-ва «Общественная польза», 1912. - 403 с.

44. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Текст] / Т. Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 731 [1] с.

45. Гольбах, П.-А. Система природы, или о законах мира физического и духовного [Текст] / П.-А. Гольбах // Гольбах П.-А. Избранные произведения в 2 томах. - Т. 1. - М.: Мысль, 1963. - 715 с.

46. Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст] / Ж. ле Гофф. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

47. Громадка, Й. Л. Перелом в протестантской теологии [Текст] / Громадка Й. Л.

- М.: Прогресс, 1993. - 192 с.

48. Губман, Б.Л. Западная философия культуры ХХ века [Текст] / Б.Л. Губман. -Тверь: ЛЕАН, 1997. - 288 с.

49. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры [Текст] / В. Гумбольдт. - М.: Изд. Прогресс, 1985. - 448 [2] с.

50. Гуренко, В.Л. Концептуализация феномена «грех» в современной философии [Текст] / В.Л. Гуренко // Вестник Челябинского государственного университета.

- 2015. - № 9. - С. 40 - 44.

51. Делёз., Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения [Текст] / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.

52. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия. [Текст] / Ж. Делёз, Ф. Гваттари // пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина — М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 98 с.

53. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта [Текст] / У. Джеймс. - М.: Наука,1993. - 432 с.

54. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1976. - 624 с.

55. Доусон, К. Г. Религия и культура [Текст] / К. Г. Доусон. - СПб.: Алетейя, 2001. - 281 с.

56. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни [Текст] / Э. Дюркгейм. - М.: «Восточная литература» РАН, 2001. - 345 с.

57. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках: русская философия в поисках Абсолюта. [Текст] / И. И. Евлампиев // В 2-х частях. -Часть I. - СПб.: Алетейя, 2000. 416 с.

58. Жильсон, Э. Дух средневековой философии [Текст] / Э. Жильсон. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. - 560 с.

59. Жильсон, Э. Философ и теология [Текст] / Э. Жильсон. - М.: Гнозис, 1995. -192 с.

60. Залевская, А. А. Некоторые вопросы отображения реальности у пользователя языком [Текст] / А. А. Залевская // Реальность, язык и сознание. - 1999. - Вып.1. - С. 4 - 14.

61. Зеньковский, В. В. История русской философии [Текст] / В. В. Зеньковский. -М.: «Академический Проект», 2011. - 880 с.

62. Зеньковский, В. В. Православие и культура. [Текст] / В. В. Зеньковский // Сборник религиозно-философских статей. - 1923. - 238 с.

63. Зубов, А. Б. История религии: курс лекций. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии [Текст] / А. Б. Зубов. - М.: «МГИМО-Университет», 2006. - 436 с.

64. Кальвин, Ж. Наставления в христианской вере [Текст] / Ж. Кальвин // пер. с франц. А. Д. Бакулов. В трёх томах и четырёх книгах. - Т 1. - кн. 1. - М.: Изд-во РГГУ. 1997. - 582 с.

65. Кальвин, Ж. Наставления в христианской вере [Текст] / Ж. Кальвин. // пер. с французского Бакулов., Вдовина Г. В. Кимелев Ю. А. - USA, 1997. - 539 с.

66. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант // Кант. И. Сочинения в 6 томах. - Т.3. - М.: Мысль, 1964. - 546 с.

67. Кант, И. Религия в пределах только разума [Текст] / И. Кант // Кант. И. Собрание сочинений в 8 томах. - Т. 6. - М.: Издательство «Чоро», 1994. - 613 с.

68. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

69. Кимелев, Ю. А. Философия религии: Систематический очерк [Текст] / Ю. А. Кимелев - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 424 с.

70. Киреевский, И. В. Разум на пути к истине [Текст] / И. В. Киреевский - М.: Правило веры, 2002. - 780 с.

71. Кирьянов, Д. В. Томистская философия XX века [Текст] / Д. В. Кирьянов. -СПб.: Алетейя, 2009. - 169 с.

72. Книгин, А. Н. Философские проблемы сознания [Текст] / А. Н. Книгин. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 388 с.

73. Конференция, посвящённая 200-летию со дня рождения И. В. Киреевского [Электронный ресурс] / - URL: http://www.pravoslavie .ru/news/17261.htm (дата обращения: 28.04.2017).

74. Красников, А. Н. Методология современного неотомизма [Текст] / А. Н. Красников - М.: Изд-во Московского университета, 1993. - 80 с.

75. Крысько, В. Г. Социальная психология (курс лекций) [Текст] / В. Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.

76. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России: начало ХХ в. [Текст] / В. А. Кувакин - М.: Мысль, 1980. — 309 с.

77. Ламетри, Ж. О. Трактат о душе. Сочинения [Текст] / Ж. О. Ламетри. - М.: Мысль, 1983. - 510 [1] с.

78. Ларше, Ж.-К. Что такое богословие [Текст] / Ж.-К. Ларше. // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. - Вып. 3 (41). - 2012. - С. 117-131.

79. Латур, Б. Нового времени никогда не было. Эссе по симметричной антропологии [Текст] / Б. Латур // пер. с фр. Д. Я. Калугина; СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. - 240 с.

80. Левит С.Я. Антология исследований культуры [Текст] / С.Я. Левит // Интерпретация культуры: в 2 т. - СПб.: Университетская кн., 1997. - Т.1. - 728 с.

81. Лейбниц, Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла [Текст] / Г. В. Лейбниц. Сочинения в 4 томах. - Т. 4. - М.: Мысль, 1989. - 560 с.

82. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж. Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

83. Лобковиц, Н. : Христианство и культура [Текст] / Н. Лобковиц // Вопр. философии. - 1993. - № 3. - С. 71-81.

84. Локк, Д. Опыт о человеческом разумении [Текст] / Д. Локк // Сочинения в 3 томах. - Т. 2 - Книга IV - М.: Мысль, 1985. - 560 с.

85. Лонерган Б. Метод в теологии [Текст] / Б. Лонерган. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 400 с.

86. Лосев, А. Ф. Дерзание духа [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1988. -366 с.

87. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А. Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

88. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа [Текст] / Н. О. Лосский. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

89. Лотман, Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв [Текст] / Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство, 2000, - 704 с.

90. Макаров, А.И. Феномен надындивидуальной памяти (образы - концепты -рефлексия): монография [Текст] / А. И. Макаров. - Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 2009. -216 с.

91. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию [Текст] / М. К. Мамардашвили. -М.: «Прогресс», 1992. - 410 с.

92. Маритен, Ж. Знание и мудрость. [Текст] / Ж. Маритен. Религия культура // пер. с франц. Л. М. Степачева. - М.: Научный мир, 1999. - 244 с.

93. Маритен, Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики [Текст] / Ж. Маритен. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. -216 с.

94. Маритен, Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии [Текст] / Ж. Маритен. - М.: РоссПЭН, 2004. - 400 с.

95. Маритен, Ж. Философ в мире [Текст] / Ж. Маритен. - М.: Высшая школа, 1994. - 192 с.

96. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры [Текст] / В. М. Межуев - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

97. Мень, А. Мировая духовная культура: лекции и беседы [Текст] / А. Мень. -М.: 1997. - 671 с.

98. Мечковская, Н. Б. Язык и религия [Текст] / Н. Б. Мечковская. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352 с.

99. Митрохин, Л. Н. Философия религии [Текст] / Л. Н. Митрохин. - М.: Республика, 1993. - 414 с.

100. Мольтман, Ю. Человек [Текст] / Ю. Мольтман. - М.: Издательство ББИ, 2013. - 129 с.

101. Нибур, Р. Христос и культура [Текст] / Р. Нибур // Радикальный монотеизм и западная культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. - М.: Юристъ, 1996. - 575 с.

102. Нижников, С. А. Метафизика веры в русской философии [Текст] / С. А. Нижников - М.: ИНФРА-М, 2012. - 313 с.

103. Николай Кузанский. О видении бога [Текст] / Н. Кузанский. - Сочинения в 2 томах. - Т. 2 - М.: Мысль, 1980. - 471 с.

104. Ницше, Ф. Человеческое слишком человеческое [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. - Т.1.- М.: Издательство «Мысль», 1990. - 830 с.

105. Орлова, З. А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека [Текст] / З. А. Орлова // Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994. - С. 4-12.

106. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины [Текст] / А. И. Осипов. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 496 с.

107. Пигалев, А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты) [Текст] / А. И. Пигалев. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2001. - 464 с.

108. Пигалев, А. И. Культурология: учебник [Текст] / А. И. Пигалев. -Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та : ЛИБРИС. 1999. - 424 с.

109. Платинга, А. Аналитический теист: антология Алвина Платинги [Текст] / А. Платинга // пер. с англ. К. В. Карпова; науч. Ред. В. К. Шохин / Ин -т философии РАН. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 568 с.

110. Платон. Евтифрон [Текст] / Платон // Платон. Собрание сочинений в 4 т. -Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 860 с.

111. Плеханов, Г. В. О религии и церкви: Избранные произведения и отрывки [Текст] / Г. В. Плеханов. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. - 611 с.

112. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Текст] / Плутарх // Плутарх. Соч. в 2 т. Т. 2. - М.-Л. - М.: Издательство АН СССР, 1964. - 673 с.

113. Положенкова, Е. Ю. Соотношение религиозной философии и богословия в контексте западного и восточного христианства [Текст] / Е.Ю. Положенкова // Научная мысль Кавказа. - СКНЦВШ. - Приложение - №2- 2003. - С.47-52.

114. Попова, М.А. Фрейдизм и религия [Текст] / М.А. Попова. - М.: Наука, 1985. - 199 с.

115. Рассел, Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения [Текст] / Б. Рассел. - М.: Политиздат, 1987. - 340 с.

116. Рождественский, Н. П. Христианская апологетика [Текст] / Н. П. Рождественский // Рождественский Н.П. В 2 т. - Т.1. - СПб.: Типография дома призрения малолетних бедных, 1884. - 487 с.

117. Розанов, В. В. Религия и культура [Текст] / В. В. Розанов. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 640 с.

118. Розанов, В. В. Сумерки просвещенья [Текст] / В. В. Розанов. - М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

119. Розеншток-Хюсси, О. Речь и действительность [Текст] / О. Розеншток-Хюсси. - М.: Лабиринт, 2008. - 270 с.

120. Руссо, Ж.-Ж. Об искусстве [Текст] / Ж.-Ж. Руссо // Статьи, высказывания, отрывки из произведений. - М.-Л.: Искусство, 1959. - 295 с.

121. Руссо, Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании [Текст] / Ж. Ж. Руссо // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2 т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1981. - 660 с.

122. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.-П. Сартр - М.: Республика, 2000. - 639 с.

123. Секст Эмпирик. Против учёных [Текст] / Эмпирик Секст // Секст Эмпирик Сочинения в 2 т. -Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - 400 с.

124. Соловьев, В. С. Оправдание добра [Текст] / В. С. Соловьёв - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 656 с.

125. Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество [Текст] / П.А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

126. Спиноза, Б. Богословско-политический трактат [Текст] / Б. Спиноза // Спиноза Б. Избранные сочинения в 2 т. -Т.2. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 727 с.

127. Спиноза, Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей [Текст] / Б. Спиноза // Спиноза Б. Избранные сочинения в 2 т. - Т.1. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 631 с.

128. Суржанская, Ю. В. Развитие идеи «концепта» в науке и философии [Текст] / Ю. В. Суржанская // Система ценностей современного общества: Сборник матер. X Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Ч. 1. - СИБПРИНТ, 2010. С. 32-35.

129. Тайлор, Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре [Текст] / Э. Б. Тайлор -Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.

130. Тертуллиан. Избранные сочинения [Текст] / Тертуллиан. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1994. - 448 с.

131. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: сборник очерков и эссе [Текст] / П. Тейяр де Шарден - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 556 с.

132. Тиллих, П. Избранное.Теология культуры [Текст] / П. Тиллих. - М.; Спб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 352 с.

133. Тиллих, П. Систематическая теология [Текст] / П. Тиллих // Тиллих П. В 12 т. - Т.1. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 463 с.

134. Типсина, А. Н. Немецкий экзистенциализм и религия [Текст] / А. Н. Типсина. - Л.: ЛГУ. 1990. - 152 с.

135. Тит Лукреций Кар. О природе вещей [Текст] / Лукреций Кар Тит. - М.: Художественная литература, 1983. - 384 с.

136. Торчинов, Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника [Текст] / Е. А. Торчинов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. - 384 с.

137. Тэнасе, Э. Культура и религия [Текст] / Э. Тэнасе. - М.: Политическая литература, 1975. - 127 с.

138. Уайт, Л. А. Государство - Церковь: его формы и функции [Текст] / Лесли А. Уайт // Антология исследований культуры. - 1997. - С. 285-313.

139. Угринович, Д. М. Философские проблемы критики религии (О специфике религии и её месте в общественном сознании) [Текст] / Д. М. Угринович - М.: Издательство Московского университета, 1965. - 352 с.

140. Унамуно, М. Житие Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу Сааведре, объяснённое и комментированное Мигелем де Унамуно [Текст] / М. Унамуно. - СПб.: Наука, 2002. - 404 с.

141. Унамуно, М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства [Текст] / Мигель де Унамуно - К.: Символ, 1996. - 416 с.

142. Фейблман, Дж. Типы культуры [Текст] / Джеймс Фейблман // Антология исследований культуры. - 1997. - С. 203-224.

143. Фейербах, Л. А. Сущность христианства [Текст] / Л. А. Фейербах // Фейербах Л. А. Сочинения в 2 т. - Т. 2. - М.: Наука, 1995. - 424 с.

144. Флоренский, П. А. Культ, религия и культура [Текст] / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения в 4 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 2004. - 685 с.

145. Флоренский, П. А. Священник [Текст] / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения в 4 т. - Т.1. - М.: Мысль. 1994. - 797 с.

146. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины [Текст] / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения в 2 т. - Т.1. - (1) ч. 2. - М.: Издательство «Правда». - 840 с.

147. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли [Текст] / П. А. Флоренский // Христианство и культура. - М.: Харьков, 2001. - С. 114-115.

148. Флоренский, П. А. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) [Текст] / П. А. Флоренский. - М.: Мысль. 2004. - 685 с.

149. Фома Аквинский. Сумма теологии [Текст] / Фома Аквинский // Т. V: Вторая часть Второй части. Вопросы 1-46. - М.: КРАСАНД, 2015. - 560 с.

150. Франк, С. Л. С нами Бог [Текст] / С. Л. Франк. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 750 с.

151. Франк, С. Л. Сочинения [Текст] / С. Л. Франк. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 608 с.

152. Фрейд, З. Вопросы общества и происхождение религии [Текст] / З. Фрейд // Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. - Т. 9. - М.: ООО «Фирма СТД», 2008. -607 с.

153. Фрейд, З. Тотем и табу [Текст] / З. Фрейд. - М.: Академический проект , 2007. - 159 с.

154. Фромм, Э. Психоанализ и религия [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2010. -190 с.

155. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии [Текст] / Дж. Дж. Фрэзер - М.: Политиздат, 1980. - 836 с.

156. Хайстин, В. Один в мире? Уникальность человека в науке и богословии [Текст] / В. Хайстин. - М.: Издательство ББИ, 2014. - 373 с.

157. Хейзинга, Й. Осень Средневековья [Текст] / Й. Хейзинга. - М.: Наука, 1988. - 540 с.

158. Хоружий, С. С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки [Текст] / С. С. Хоружий \\ После перерыва. Пути Руссой философии. -Алетейя. 1994. - С. 100-130.

159. Шахнович, М. И. Тайна бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога [Текст] / М. И. Шахнович — Киев, 1990. - 239 с.

160. Швейцер, А. Культура и этика [Текст] / А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1973. -337 с.

161. Шестов, Л. На весах Иова [Текст] / Л. Шестов. - М.: АСТ: Фолио, 2001. -464 с.

162. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи [Текст] / Ф. Шлейермахер - СПб.: АО «АЛЕТЕЙЯ».1994. - 432 с.

163. Шохин, В. К. Философия религии: альманах 2006-2007 [Текст] / В. К. Шохин. - М.: Наука, 2008. - 498 с.

164. Шохин, В. К. Философия религии и ее исторические формы (античность -конец XVIII в.) [Текст] / В. К. Шохин - М.: Альфа-М, ИФ РАН, 2010. - 786 с.

165. Шошин, П. Б. Пути концептуализации бессознательного [Текст] / П. Б. Шошин // Бессознательное: многообразие видения. Т. 1. - Сагуна, 1994. С. 2739.

166. Элбакян, Е. С. Философия религии от Ф. Ницше до А. Бергсона [Текст] / Е.С. Элбакян // Вюник Прикарпатського ушверситету. - 2011. — Вип. 15. — С. 139-151.

167. Элиаде, М. Священное и мирское [Текст] / М. Элиаде - М.: Издательство МГУ, 1994. — 144 с.

168. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства [Текст] / М. Элиаде. - М.: Академический проект, 2012.

- 676 с.

169. Юм, Д. О бессмертии души [Текст] / Д. Юм // Юм Д. Сочинения в 2 т. - Т. 2.

- М.: Мысль, 1965. - 927 с.

170. Юнг, К. Г. Символическая жизнь [Текст] / К. Г. Юнг. - М.: «Когито-Центр», 2010. - 326 с.

171. Яблоков, И. Н. Основы религиоведения: Учеб. [Текст] / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. - 2-е издание. - М.: Высш. шк., 2001. - 482. с.

172. Ясперс, К. Философская вера [Текст] / К. Ясперс. М.: ИНИОН, 1992. - 150 с.

173. Ясперс, К. Философское ориентирование в мире [Текст] / К. Ясперс // пер. А. К. Судакова. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 384 с.

174. Alston, W. P. Religion, History of Philosophy [Текст] / W.P. Alston // Routledge Encyclopedia of Philosophy / Sen. Ed. Edward Craig. - Vol. 8. - L., N.Y.: MacMillan, 1998. - P. 238-248.

175. Blanshard, B. Reason and Belief / [Текст] B. Blanshard. - London: Allen & Unwin, 1974. - 620 p.

176. Braithwaite, R. An Empiricist's View of the Nature of Religious Belief [Текст] / R. Braithwaite. - Cambridge: Cambridge University Press, 1955. - 201 p.

177. Bultmann, R. Neues Testament und Mythologie. Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentlichen Verkündigung 2 Aufl. Hg. Von E. Jungel [Текст] / R. Bultmann. - Munchen, 1985. - 324 p.

178. Chisholm, R. Theory of Knowledge [Текст] / Roderik Chisholm. - New York: Prentice-Hall, 1977. - 209 с.

179. James, E. Will. A Contemporary Theology for Ecumenical Peace [Текст] / E. Will James — Palgrave Macmillan, 2014. — P. 432.

180. John Duns Scotus. Ordinatio [Электронный ресурс] / John Duns Scotus. I dist., p.1. R. J. Kilcullen. 1996. - URL:

http://antology.rchgi.spb.ru/Joh_Duns_Scotus/Ordinatio.eng.html (дата обращения: 28.04.2017).

181. Pünjer, Geschichte der christilichen Religionsphilosophie seit der Reformation [Текст] / G. Ch. B. Pünjer // Bd. I. Bis auf Kant. Braunschweig. 1880. - 112 S.

182. Tillich , P. Religionsphilosophie [Текст] / P. Tillich // Berliner Vorlesungen I (1919-1920). B.; N. Y. - 2001. S. 333-584.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.