Концепция творческой памяти в художественной культуре, Марсель Пруст, Владимир Набоков, Иван Бунин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Сидорова, Светлана Юрьевна

  • Сидорова, Светлана Юрьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 215
Сидорова, Светлана Юрьевна. Концепция творческой памяти в художественной культуре, Марсель Пруст, Владимир Набоков, Иван Бунин: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2003. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Сидорова, Светлана Юрьевна

Введение.

Глава 1. ПАМЯТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

1.01. Тайна как мифологическая категория памяти и основа религиозного чувства вечной памяти.

1.02. Животворящая и преображающая сила памяти; дихотомия «память/забвение» в поэтике фольклора.

1.03. Интерпретационная вариативность исторической памяти в моделировании исторического прошлого.

1.04. Исторический экскурс в философию памяти: Вечная память как освобождение.

1.05. Звуковая память как ядро слова.

1.06. Музыкальная шкатулка, хранящая время и вечные образы мира

1.07. Образы памяти в изобразительном искусстве и искусстве q кинематографа - эстетика откровения.

1.08. Творческая память в театральном искусстве.

1.09. «Реставрация» памяти.

1.10. Культурологическое значение памяти.

Глава 2. «ДОМ» КАК ХРОНОТОП ТВОРЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПРУСТА, НАБОКОВА, БУНИНА.

2.01. Память о себе как о «другом» - условие творческого процесса в автобиографическом жанре литературы.

2.02. Память «двойника».

2.03. Морфология памяти — «Дом-Память».

2.04. Странствующий «Дом-Память».

О- 2.05. Дом как метафора памяти

2.06. Окно памяти.

2.07. Лестница воспоминаний.

2.08. Память зеркал.

2.09. Духовное содержание «Дома-Памяти».

2.10. Беспамятство «Антидома».

2.11. «Дом-Память» как условие творчества-припоминания.

2.12. Дом индивидуальной и коллективной памяти.

2.13. Родословная «Дома-Памяти».

2.14. Топонимика Памяти.

2.15. Стихии Памяти.

2.16. Сказка-Память.

2.17. Свет Памяти.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция творческой памяти в художественной культуре, Марсель Пруст, Владимир Набоков, Иван Бунин»

Елиазар Мелетинский утверждал, что гуманитарная наука имеет значение не только сама по себе, но и передает людям знания о прошлой мировой культуре, поддерживая в них известный культурный уровень1. Другими словами, все гуманитарные науки, без исключения, содержат в себе память культуры человечества и транслируют ее потомкам.

Ю. М. Лотман различает два вида культурной памяти: «память информативную» и «память креативную (творческую)»2. Первая «имеет плоскостной, расположенный в одном временном измерении, характер и подчинена закону хронологии»3. Творческая память, по словам Лотмана, не только «панхронна», но она, в противоположность первому виду памяти, взрывает время, «противостоит времени» и «сохраняет прошедшее как пребывающее»4.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что созидательная роль памяти остается ведущей и основополагающей на протяжении многовековой истории культуры человечества (в особенности, в переходные эпохи, когда связи времен прерываются). Память является не только фундаментом сознания отдельной человеческой личности, но и основой всей культуры (особенно в сфере художественного творчества). Память является главным проявлением духа человека, поэтому становление целостной личности, развитие ее творческого начала невозможно без участия памяти, как невозможно и самопознание культуры, актуализирующееся через творческую память.

Целью исследования является изучение феномена творческой памяти на широком культурологическом материале с акцентом на образном освоении природы и функций памяти в творчестве трех великих писателей XX века —

1 Мелетинский Е. Чувство меры. // Наше Наследие. 1990, № 2. С. 2.

2 Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПБ., 2000. С. 674.

3 Там же.

4 Там же.

Марселя Пруста, Владимира Набокова, Ивана Бунина, создавших яркие образцы особенного жанра в литературе — романа-воспоминания.

Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач:

• анализ природы и функций памяти в различных сферах культуры: мифологии, фольклоре, философии, истории, языкознании, психологии, музыкальном, изобразительном, театральном искусстве, кинематографе, реставрационном деле;

• выявление характерных особенностей, свойств творческого типа памяти, которые позволяют говорить об определенной инвариантности творческой памяти;

• рассмотреть связь творческой памяти с такими явлениями, как: предмет, слово, сон, мысль, звук, сказка, коллективное бессознательное, вода, камень, дерево, зеркало, лестница, окно и т. д.;

• выявить основные функции творческой памяти в культуре.

• проанализировать образный строй произведений Марселя Пруста, Владимира Набокова, Ивана Бунина как формосодержание глубинных слоев творческой памяти и сделать основной акцент на многоаспектном анализе центрального хронотопа «Дома-Памяти»;

• провести компаративный анализ исторических, национальных и духовных аспектов хронотопа памяти в творчестве трех писателей.

В задачи исследования не входит всестороннее обстоятельное изучение функционирования памяти в каждом отдельной сфере культуры.

Культурологический обзор, представленный в работе, скорее призван обозначить богатую перспективу данного исследования.

Методологической основой данной работы стали труды по истории и теории культуры и литературы Ю. М. Лотмана, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, М. Мамардашвили; на формирование ведущего смыслового акцента в исследовании повлиял также художественный концепт дома в кинематографическом творчестве Андрея Тарковского.

Материалом исследования послужили: цикл романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»: «По направлению к Свану», «У Германтов», «Под сенью девушек в цвету», «Содом и Гоморра», «Пленница», «Беглянка», «Обретенное время»; автобиографический роман Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева», рассказы «Зеркало», «Сосны», «Суходол», «Красавица», стихи: «Этой краткой жизни вечным измененьем.», «Слово»; русскоязычные романы Владимира Набокова «Другие берега», «Дар», «Машенька», стихи: «Для странствия ночного мне не надо», «Комната», «Лестница», «Око», «Трамвай»; а также: художественные произведения А. С. Пушкина, А. А. Фета, К. Батюшкова, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Аре. Тарковского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, П. П. Бажова, И. С. Шмелева, К. Паустовского, У. Шекспира, Б. Шоу, Ч. Диккенса, Ги де Мопассана, М. Метерлинка, Э. Т. А. Гофмана, Г.-Х. Андерсена, Р. Бредбери, М. Павича; философские произведения Платона, Аристотеля, Вольтера, Гегеля, А. Бергсона, П.А. Флоренского, Н. А. Бердяева, С. Булгакова; памятники фольклора различных народов мира: русские народные сказки, сказки и мифы папуасов Киваи, народов Австралии и Океании, собрание арабских сказок «Тысяча и одна ночь», живописные работы Сандро Боттичелли, Дуччо, .Яна ван Эйка, Рембрандта, Диего Веласкеса, В. Д. Поленова, Дж. О. Миллеса, У. Дайса, Тома де Томона, Сальвадора Дали, Рене Магритта; музыкальные произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. Метнера, М. Таривердиева, Стинга; кинематографические работы А. Тарковского, И. Бергмана, М. Калатозова, Ф. Феллини; архитектурные ансамбли Тадж-Махала, подмосковной усадьбы Суханово, Собора Василия Блаженного и др.

В исследовании использован комплекс культурологических методов, к которым относятся: метод феноменологической рефлексЕа и редукции, позволяющий изучить феномен памяти изнутри в стремлении понять его структуру, основные элементы, отказавшись при этом от рассмотрения памяти как механической работы человеческого сознания и сосредоточившись преимущественно на анализе творческой памяти; данный метод позволил также нивелировать некоторые принципиальные отличия различных парадигм творческой памяти и сконцентрировать внимание на «точках пересечения» концепций памяти, представленных различными авторами в различных сферах культуры; истеряко-культурологическвЕЙ подход, обусловивший попытку проследить генезис креативной памяти в различных областях культуры; герменевтический метод, позволяющий анализировать культурные тексты в рамках интерпретационной парадигмы, основанной на фоновом знании исторической эпохи, личной биографии, особенностей той или иной культуры, расшифровывая семиотические коды художественной памяти; литературоведческий метод, позволяющий осуществить текстовой анализ конкретного литературного материала, определив роль творческого припоминания в создании художественных миров; искусствоведческий метод, позволяющий обнаружить использование свойств творческой памяти в конкретных художественных приемах, присущих тому или иному виду искусства; компаративный метод, позволяющий провести сравнительный анализ художественных произведений, созданных в различных областях культуры в разные эпохи различными авторами, обнаруживая в них как общую памятно-креативную основу, так и национально-исторические культурные особенности; аксиологический метод, позволяющий исследовать ценностные характеристики созидательной памяти и их роль в художественном творчестве.

Данная работа представляет собой междисциплинарное исследование различных областей художественного творчества сквозь призму проблемы воплощения творческой памяти в формосодержании культурных текстов.

Научная новизна. Автором диссертации впервые рассмотрен и обоснован термин «творческой памяти» применительно к различным культурным сферам; рассмотрена проблема творческой памяти при сравнительном анализе художественных миров, созданных в различных национальных культурах (при этом научная новизна исследования обусловлена также выбором материала для компаративного анализа); осмыслен хронотоп «Дома-Памяти» как метахронотоп, включающий в себя множественные слои и элементы творческого припоминания.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы при изучении типологии памяти в различных областях художественной культуры при разработке проблематики соотношения памяти и творчества. Материалы диссертации могут быть использованы в общих и специальных курсах по культурологии, истории художественной культуры, истории и теории литературы, компаративному анализу национальных культур и литератур, а

5 также в спецсеминарах по проблемам памяти в художественной литературе и культуре.

Апробация. Ряд положений диссертации был представлен в докладах, сделанных на конференциях: «Рождественские чтения». Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет иностранных языков, 2000; ЛОМОНОСОВ-2002, ЛОМОНОСОВ-2003; на круглом столе «Память в культуре» при кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова. По материалам диссертации опубликовано также шесть статей. Кроме того, отдельные положения работы прошли апробацию в ряде курсов по «Культурологии», «Риторике», «Этике и культуре управления», читаемых автором в Подольском Институте

6 Московского Государственного Открытого Университета и в Подольском Институте Экономики (филиале Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова).

Обсуждение диссертации состоялось на заседании кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова.

Структура диссертации.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сидорова, Светлана Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

• Память играет космообразующую роль в мифическом сознании античности, которая, по мнению Фрейда, Юнга, Ортеги-и-Гассета, тесно связана с природой сновидения. Сновидение, как отголосок мифа, является собранием личных и коллективных воспоминаний о целостной природе человека в прошлом, о его единстве с природой. Изначальные воспоминания реконструируют в человеке забытый образ мира и восстанавливают прерванные связи. В этом состоит объединяющая и реконструирующая функция общих мифологических воспоминаний.

• В фольклоре (и в частности, в волшебной сказке) память оказывается неотъемлемым элементом доброго начала и условием победы добра над злом, красоты над безобразием. А потому является необходимым условием для преображения характера героя или обстановки вокруг него. Нравственные основы фольклорной памяти позволяют говорить о ее животворящей, пробуждающей и преображающей силе, дарящей второе рождение не только героям в контексте сказки, но и читателям через многие годы после ее создания.

• В историческом исследовании важно изучение творческих характеристик ретроспективной памяти, среди которых выразительны избирательный и интерпретационные аспекты. Последний роднит историческую память с художественной. Интерпретационный характер исторической памяти предоставляет человечеству возможность возвращаться к незавершенным смыслам в контексте большого исторического времени. И в этом проявляется главное - творческое - начало памяти.

В основе философской мысли лежат два противоположных понимания памяти: материалистическое и идеалистическое. Очевидна разница между опытной природой памяти как механизма человеческой психики и априорное начало памяти как идеалистической предвечной категории человеческого сознания. Причем, необходимо отметить освсбохздаюсзую силу последней, способной также выступать в качестве источника творчества.

Язык вербализирует внутреннюю память и выводит ее в сферу культуры. Слово-имя (onoma), вмещая в себя несколько видов коллективной памяти (историческую, родовую, христианскую, символ ико-этимологическую память), представляет собой форму культуры, способную оживать, наполняясь старым/новым смыслом, или регрессировать, лишаясь памятной сердцевины. В данном случае память, как культурологическая константа актуализируется преимущественно в качестве звучащей субстанции.

Музыка в наибольшей степени подчеркивает возрождающую функцию памяти. Понятие «музыкальной памяти» связано с категорией внутреннего слуха как необходимого музыкального дара. Музыкальную память можно выделить также как первичный толчок функционирования творческой памяти (первые опыты детского воображения непосредственно связаны с первыми музыкальными воспоминаниями - колыбельной, первым звучанием живого инструмента и т. д.). С музыкой (преимущественно духовной) сопряжена концепция Вечной

Памяти, победы над смертью (церковные песнопения, классические духовные произведения).

Если язык вербализирует внутреннюю память, то живопись ее визуализирует. Целый ряд приемов, выработанных живописью, можно рассматривать как формы выражения памяти о прошлом. В частности, прием перспективы можно рассматривать как хронотоп памяти. В духовной живописи прошлое и настоящее становится параллельно божественному и человеческому. Подобная структура может быть названа двоемирием памяти. В многовековой истории изобразительного искусства известны также опыты создания моделей самой Памяти на живописных полотнах.

Анализ роли памяти в кинематографе позволяет объединить опыт функционирования креативной памяти в различных видах искусства, поскольку кинематограф синтезирует в себе память слова, линии, формы, звука, жеста и т. д. При этом важна связь категорий памяти с художественным и духовным уровнем картины. В популярном кинематографе роль памяти либо ослаблена, либо мифологизирована. Глубокое же проникновение в прошлое возможно при погружении в духовные пласты памяти в интеллектуальном кино.

Вообще в искусстве память выступает не только как эстетическая категория. Память - это еще и всегда нравственная оценка прошлого. Именно оценочное состояние памяти помогает осуществиться истинному преображению самого человека. Каждый художественный мир открывает в общем пространстве культуры не только философский, художественный, но и нравственный аспект творящей памяти. У творящей памяти различные пути актуализации. В различных областях культуры память выполняет свою функцию и занимает свою нишу. Память является не только основой, на которой возводится новый художественный мир, она также помогает человеку отыскать новый мир в самом себе, в глубинах собственного духа. Память способна возвращать человечеству утраченный смысл жизни и соединять между собой разноположенные культурные континуумы. Ее интеграционное, целостнообразующее значение в пространстве-времени культуры очевидно: в частности, память противостоит процессам дискретности, дробности, распадения жизни и формирует из разрозненных образов и частей единую культурологическую картину мира.

• Функционирование творческой памяти в жанре автобиографического романа возможно при формировании образа собственного Я (Я-рассказчика), ибо, как говорит Марсель Пруст, «книга — порождение иного «я», нежели то, которое проявляется в наших повседневных привычках, общении, пороках»565. Самопознание через воспоминание предполагает «выход из себя» или преодоление индивидуума в его возрастании до полноты личности. Роль памяти в формировании особенного художественного образа автора ярко проявляется в системе персонажей-двойников. Память двойника позволяет рассказчику представить законченную картину собственного прошлого и актуализировать образы чужой памяти.

• «Дом-Память» как центральный хронотоп концепций творческой памяти трех авторов символизирует собой образ души человека, веру, корни, любовь. Дом есть средоточие

565 Пруст М. Против Сент-Ббва. С. 36. родовой, (Бунин), личной (Пруст), собирательной (Набоков) памяти.

Дом выступает также в роли соучастника творческих поисков и одновременно средства передвижения в творческом припоминании-пути (корабль, воздушный шар, поезд, карета). Внутренняя структура хронотопа «Дома-памяти» позволяет закрепить за каждым элементом Дома (окном, лестницей, дверью, зеркалом и т. д.) ту или иную составляющую памяти, ее творческо-преобразовательного отношения к прошлому.

Вид из окна дома (в особенности, дома детства), а также характерный для него абрис является формообразующим и смыслообразующим элементом творческой памяти художника. Окно формирует точку зрения памяти героя; через окно ему открываются приметы Вечной памяти. При этом миру распахнутого настежь окна, насыщающего память героя, противостоит в произведениях трех авторов мир окна зарешеченного или окна, выходящего в тупик, и, следовательно, блокирующего действие творческой памяти.

Соединяя «этажи» воспоминаний, лестница дома структурирует соотношение верховьев и низовьев творческой памяти героев. Как правило, верхние этажи соотносятся с давними, самыми глубинными пластами воспоминаний. Лестница, как и окно, является, преимущественно, проводником духовных воспоминаний (в противоположность двери) - с ней сопряжен образ Божественного и материнского начал в человеке. Причем, женское начало в доме одухотворяет пространство.

Ряд физических свойств, которыми обладает зеркало, позволяют интерпретировать всматривание в него как своего рода встречу с прошлым. Зеркало побуждает к творчеству-припоминанию. У

Набокова, Бунина и отчасти Пруста зеркальное отражение есть непременное условие рождения художественного слова, высвобождения произведения из творческой «утробы» писателя. Зеркальные отражения замещают пробелы в памяти героя.

Материал, из которого сделан дом, обладает собственной памятью, свойства которой отражаются в творческой памяти героя. Пластичность, теплота, гибкость дерева, из которого сложен русский дом; основа иконы, крест на погосте противоположны холодности, неподвижности, тяжеловесности западноевропейского камня. В дереве есть жизненность мгновения, его готовность к изменению, к творчеству; в камне — застывшая форма. Дерево позволяет возвращаться к незавершенным смыслам, камень — воплощение завершенности. Однако художественные миры всех трех авторов насыщены садами и старыми деревьями, их роль в воскрешении и понимании прошлого велика. Более того, именно деревья (наряду с Мартенвильскими колокольнями, камнем на мостовой, вкусом пирожного) открывают Марселю смысл творчества.

Дом как культурный концепт становится средоточием личной и одновременно родовой, коллективной историко-литературной памяти в творчестве Бунина. В нем в наибольшей степени проявляется связь со всей многовековой, традиционно русской культурой. Набоковский дом — дом изгнанника под открытым небом, где соединяются все его адреса, все сады и парки, путешествующие вместе с ним по всей Земле: «Берлин, Прага, Франценсбад, Париж, Ривьера и так далее - теряют свое суверенство. Корни, корни чего-то зеленого в памяти, корни пахучих растений, корни воспоминаний, способны проходить большие расстояния, преодолевая некоторые препятствия, проникая сквозь другие, пользуясь каждой трещиной. Так эти сады и парки шли с нами через Европу.»566. Замки и соборы Пруста вмещают в себя богатство исторических воспоминаний, собственные же комнаты Марселя отделяют его от влияния внешнего мира, способствуя погружению в бездну или возвышению к вершинам внутреннего пространства памяти.

• «Дом-Память» предстает через антитезу беспамятства Антидома с зарешеченными окнами (в противовес распахнутым окнам «Дома-Памяти»), в котором художник не может помнить-творить.

• Топонимика пути-припоминания совершается по определенным законам, распространяясь вдаль и вширь, ввысь и в глубину. Но главное направление творческой памяти — это обращение извне вовнутрь, то есть возвращение к себе, в свой Дом (внутри себя).

• Поиски времени и места, самого себя осуществляется при определенном освещении памяти, во власти той или иной стихии. В частности, близость дома к водной стихии обостряет чувство памяти, пробуждая прапамять художника.

Однако «каждый художник — гражданин неведомой страны, позабытой даже им, отличающейся от той, откуда, снявшись с якоря явится другой художник»567, -говорил Марсель Пруст. Поэтому поиски утраченного времени и пространства для трех различных авторов, принадлежащих трем разным культурам (русской — Бунин, французской — Пруста и феномена смешанной — Набоков) сводятся к поиску особенной страны, особенного ДОМА, «Дома-Памяти», в котором живет художник. Причем, черты возведенных ими «зданий» сходны между собой.

Художник проделывает невероятно сложный путь, полный боли и счастья, отдавая свою жизнь для того, чтобы все нити соединились в одной-единственной

566 Набоков В. В. Другие берега. С. 299,300.

567 Пруст М. Пленница (перевод Любимова Н. М.). М., 1992. С. 250. точке, чтобы возвратиться к самому себе, чтобы, реставрируя развалины, возвести внутри себя Храм - Дом — Память - Произведение Искусства. И сегодня, сейчас и завтра двери этого дома будут распахнуты для каждого из нас. Нужно только переступить порог.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Сидорова, Светлана Юрьевна, 2003 год

1. Библия. - «Христианское издательство», 1991.

2. Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. // Бунин И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. / Сост., подготовка текста, коммент. А. К. Бабореко. Т. 5. М.: Московский Рабочий, 1996.

3. Бунин И. А. Зеркало. // Бунин И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. / Сост., подготовка текста, коммент. А. К. Бабореко. Т. 2. М.: Московский Рабочий, 1994.

4. Бунин И. А. Суходол. // Бунин И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. / Сост., подготовка текста, коммент. А. К. Бабореко. Т. 3. М.: Московский Рабочий, 1994.

5. Бунин И. «Этой краткой жизни вечным измененьем.». // Бунин И. А. Стихотворения. М.: «Молодая гвардия», 1990.

6. Набоков В. В. Дар. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 3. — М.: «Правда», 1990.

7. Набоков В. В. Другие берега. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 4.-М.: «Правда», 1990.

8. Набоков В. В. Машенька. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 1.-М.: «Правда», 1990.

9. Набоков В. В. «Для странствия ночного мне не надо.». // Набоков В. В. Как я люблю тебя: Стихотворения, поэма, эссе о России / Ред.-сост. И. А. Курамжина; Вступ. ст. 3. Шаховской. М.: Центр-100,1994.

10. Ю.Набоков В. Комната. // Набоков В. В. Стихотворения и поэмы. М., 2001.

11. Набоков В. Лестница. // Набоков в. В. Стихотворения и поэмы. М., 2001.

12. Набоков В. В. Музыка. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 2. -М.: «Правда», 1990.

13. Набоков В. В. Облако, озеро, башня. // Набоков В. В. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1990.

14. Набоков В. В. Трамвай. // Набоков В. В. Стихотворения. — М., 1991.

15. Пруст М. По направлению к Свану / Перевод с французского Любимова Н. М. -М: Республика, 1992.

16. Пруст М. Под сенью девушек в цвету / Перевод с французского Любимова Н. М. М.: Изд-во «Крус», 1992.

17. ПрустМ. У Германтов /Пер. с фр. ЛюбимоваН. М. М.: Республика, 1993.

18. Пруст М. Содом и Гоморра / Перевод с французского Любимова Н. М. -М.: Изд-во «Крус», 1992.

19. Пруст М. Пленница / Перевод с французского Любимова Н. М. М.: Худож. лит., 1992.

20. Пруст М. Беглянка / Перевод с французского Любимова Н. М. — М.: Изд-во «Крус», 1993.

21. Пруст М. Обретенное время / Перевод с французского Кондратьева А. И.; Под ред. Яриковой О. И. М.: Наталис, 1999.

22. Пруст М. Утехи и дни / Пер. с фр. Е. Тарховской и Г. Орловской. — СПб. — М.: Летний сад, 1999.

23. Андерсен Г. — X. Снежная королева. // Андерсен Г. X. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1.-М.: ТЕРРА, 1997.

24. Ахматова А. А. В Царском селе. // Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. -М., 1996.

25. Ахматова А. А. Северные элегии. // Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. М., 1996.

26. Ахматова А. А. Клеопатра. // Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. — М., 1996.

27. Бажов П. П. Горный мастер. // Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. — М., 1987.

28. Батюшков К. Мой гений. // Русская лирика XIX века. М., 1981.

29. Блок А. «Девушка пела в церковном хоре.». // Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. В 2-х томах. Т. 1. Л., 1972.

30. Гомер. Одиссея./ Пер. с древнегреческого В. Жуковского. М.: Худож. лит. 1981.

31. Гоголь Н. В. Молитвы, духовное завещание, предсмертные записи. // Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992.

32. Гоголь Н. В. Мертвые души. // Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5.-М., 1959.

33. Гофман Э. Т. А. Серапионовы братья / Пер. с нем. Жирмунской Н. // Гофман О. Т. А. Новеллы. JL, 1990.

34. Гофман Э. Т. А. Пустой дом. // Гофман Э. Т. А. Новеллы. Л., 1990.

35. Диккенс Ч. Колокола. // Диккенс Чарльз. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 12.-М., 1959.

36. Метерлинк М. Синяя птица (Пер. Любимова Н.). // Верхарн Э. Стихотворения. Метерлинк. Пьесы. М., 1972.

37. Пастернак Б. Л. «Опять Шопен не ищет выгод.». // Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. Переводы. М., 1990.

38. Пастернак Б. Л. «Годами когда-нибудь в зале концертной.». // Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. Переводы. М., 1990.

39. Павич М. Варшавский угол. // Павич Милорад. Русская борзая / Пер. с серб. Д. Стукалина. СПб.: «Азбука», 2001.

40. Пушкин А. С. «Что в имени тебе моем.». // Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 1.-М., 1985.

41. Пушкин А. С. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.». // Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. М., 1985.

42. Рассказ про Али-баба и сорок разбойников. // Тысяча и одна ночь. Избранные сказки в трех томах. Т. 1. М.: «Художественная литература», 1987.

43. Тарковский А. Жизнь, жизнь. // Тарковский А. Белый день. — М., 1998.

44. Толстой Л. Н. Детство. М., 1983.

45. Толстой Л. Н. Война и мир. // Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22-х томах. Т. 4 -7.М. 1981.

46. Фет А. А. Шопену. // Фет А. А. Стихотворения. Л., 1953.

47. Цветаева М. Поэма конца. // Цветаева М. И. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений: в 3-х томах. Т. 2. Стихотворения и поэмы 1921 1929. М.: Прометей, 1990.

48. Шекспир У. Антоний и Клеопатра. // Шекспир Уильям. Полное собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 7. М., 1960.

49. Шмелев И. С. Лето Господне. М., 1990.

50. Шоу Б. Цезарь и Клеопатра. // Шоу Бернард. Пьесы. М., 1969.1. Справочная литература:

51. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. М., 1980.

52. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, «Интрада», 2001.

53. История русского искусства: в 3-х т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века: Отв. ред.: М. М. Ракова, И. В. Рязанцев. — М.: Изобраз. Искусство, 1991.

54. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.

55. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. — М., 1994.

56. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка Т. II. М., 1967.

57. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка Т. III. М., 1971.

58. Философская энциклопедия в 5-ти томах. Главный редактор Ф. В. Константинов. М.: «Советская энциклопедия», 1960- 1970.

59. Теория и история литературы и культуры:

60. Августин Аврелий. Исповедь. // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.

61. Аверин Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.

62. Аверинцев С. В защиту тепла человеческого дыхания. // Общая газета, № 49,6-12 декабря 2001.

63. Алдошина О. В. Сны в фильмах Андрея Тарковского. // Сон -семиотическое окно: XXYI-e Випперовские чтения. М., 1993.

64. Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. / Пер. с английского Анастасьева Н. А. СПб., Алетейя. 1999.

65. Алыпванг А. П. И. Чайковский. М., 1967. .

66. Анастасьев Н. Владимир Набоков. Одинокий Король. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.

67. Аннинский JI. А. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М.: Советский писатель, 1989.

68. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог. Л., 1988.

69. Апдайк Дж. Набоковская ностальгия — потеря для американской культуры. // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2000.

70. Аристотель. Топика. // Аристотель. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 2. -М., 1978.

71. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., «Искусство», 1990.

72. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. — Л., 1972.

73. Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., Сов. Россия, 1986.

74. Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 1983.

75. Бабореко А. К. И. А. Бунин: Материалы для биографии. М.: «Художественная литература», 1967.

76. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых. 2003.

77. Бартлетт Ф. Человек запоминает. // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.

78. Баткин Л. М. Итальянской Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989.

79. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.

80. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.

81. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

82. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

83. Бегбедер Фредерик. Последняя инвентаризация перед продажей: Главы из книги. // Иностранная литература, 2002, № 4.

84. Бергер JL Г. Эпистемология искусства. — М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997.

85. Бергман Ингмар. Laterna Magika. // Иностранная литература. № № 9 11, 1989.

86. Бергман Ингмар. Картины /Пер. со шведского. — М.: «Музей кино» — Таллин, 1997.

87. Бергсон А. Материя и память. // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. -М.: «Московский клуб», 1992.

88. Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре. // Слово. № 1,1990.

89. Бердяев Н. А. Смысл творчества. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.Т. 1.- М., Искусство, 1994.

90. Бердяев Н. А. Самопознание. М., «Книга», 1991.

91. Бибикова И. М. К наследию русских древоделов. М., 1994.

92. Бикбаев Р. Женские тени на фоне пирамид. // «Эхо Планеты», № 32, август 2001.

93. Блонский П. П. Память и мышление. СПб., 2001.

94. Блонский П. П. Основные предположения генетической теории памяти. // Психология памяти. М., 1988.

95. Блюм А. В. Из бунинских разысканий. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.

96. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: биография / Пер. с англ. М.: Издательство Независимая Газета; СПб.: Издательство «Симпозиум», 2001.

97. Букс Нора. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998.

98. Булгаков С. Икона, ее содержание и границы. // Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв. — М., 1993.

99. Булгаков С. Н. Православие. — М.: «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2001.

100. Буслаев Ф. Общие понятие о русской иконописи. // Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв. М., 1993.

101. Б эддели Алан. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / пер. с английского С. JI. Могилевского. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

102. Вайль П. «Гений места». // Иностранная литература, 1985: №№ 2, 4, 12; 1986: №№ 8,11; 1998: Ма 6, 10, 12.

103. Верижникова Т. Ф. Владимир Набоков и искусство книги Англии рубежа веков. // Набоковский вестник. Вып. 1. Петербургские чтения. -СПб., 1998.

104. Волкова Е. И. Сюжет о спасении в русской, английской и американской литературе.-М., 2001.

105. Волконский С. М. Статьи о кино. Немая опасность. // Литературное Обозрение. № 5 6, 1992.

106. Вольтер. Метафизический трактат. // Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.

107. Воспоминания о Чайковском. М., 1973.

108. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.

109. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.

110. В сторону Пруста. (Моне, Дебюсси и другие). М.: ИПЦ «Художник и книга», 2001.

111. Гаспаров М. Л. Избранные статьи. — М., 1995.

112. Гачев Г. Национальные образ мира. М., 1998.

113. Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Т. 2. М., 1971.

114. Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 1. — М., 1973.

115. Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 2А. М., 1975.

116. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997.

117. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. // Наше Наследие. №5, 1990.

118. Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. М.: Нива России, 1993.

119. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.

120. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: «ДИ-ДИК», 1994.

121. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

122. Данилова Л. Окно с затейливой резьбой: М.: Просвещение, 1986.

123. Делез Жиль. Марсель Пруст и знаки. Статьи / Пер. с французского. — СПб. Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, 1999, СПб.: Алетейя, 1999.

124. Джеймс У. Память. // Психология памяти. М., 1998.

125. Долинская Е. Николай Метнер. Монографический очерк. — М., 1966.

126. Домогацкий В. Н. Теоретические работы. Исследования, статьи, письма. — М.: Советский художник, 1984.

127. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени. // Психология памяти. — М., 1998.

128. Жилище славных муз: Париж в литературных произведениях XIV — XX веков: Сборник /Сост.: Смолицкая О. В., Бунтман. М.: Моск. Рабочий,1989.

129. Зайцев К. И. «Бунинский» мир и «сиринский» мир. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.

130. Иванов Вяч. Письма М. О. Гершензону. // Наше Наследие 1989. — М.,1990.

131. Иконников А. О ценностях подлинных и мнимых. // Наше Наследие. № 3, 1990.

132. Ильин Иван. О семье (Из книги «Путь духовного обновления»). // В Доме Отца моего. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001.

133. Искржицкий Г. И. Рассказ о градостроительстве. М.: Стройиздат, 1985.

134. История западноевропейского театра (Под общ. ред. А. Г. Образцовой, Б. А. Смирнова). Т. 7. -М.: Искусство, 1985.

135. Кантор М. Бремя памяти. // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2000.

136. Клименко Л. Ф. Библиотека дома Набоковых. // Набоковский вестник. Вып. 1. Петербургские чтения. СПб., 1998.

137. Козинцев Г. Поднять потолок. // Искусство кино. № 1,1999.

138. Коонен А. Страницы жизни. -М., 1975.

139. Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1.-М., «Мысль», 1993.

140. Крутикова Л. В. «.В этом злом и прекрасном мире.». // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.

141. Левашева О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография. В 2-х книгах. -М., 1987, 1988.

142. Ленц Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М.: evidentis, 1999.

143. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения. Л., 1989.

144. Лихачев Д. С. Небесная линия города на Неве. // Наше Наследие 1989. -М., 1990.

145. Лихачев Д. С. Сады и парки. // Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983.

146. Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб.: Издательство "Logos". 1999.

147. Лихачев Д. С. Литература реальность - литература: Статьи. — Л.: Сов. Писатель, 1984.

148. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — Харьков: Фолио; М.: «Издательство ACT», 2000.

149. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: «Издательство ACT», 2000.

150. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

151. Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.

152. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. // Лотман Ю. М. Семиосфера. -СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.

153. Лотман Ю. М. Символические пространства. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.

154. Лотман Ю. М. Карамзин. СПб.: «Искусство-СПБ», 1997.

155. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.

156. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПБ», 1998.

157. Мазель Л. А. О мелодии. — М., 1952.

158. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.

159. Мальцев Ю. Иван Бунин. М.: Посев, 1994.

160. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст. «В поисках утраченного времени». — Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. СПб., 1997.

161. Мандельштам Л. И. Семинар по некоторым вопросам оптики и теории колебаний. // Мандельштам Л. И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. — М.: «Наука», 1972.

162. Мандельштам О. Э. Скрябин и христианство. // Мандельштам О. г). «И ты, Москва, сестра моя, легка.»: Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии. М.: Моск. рабочий, 1990.

163. Мандельштам О. О. О современной поэзии. Слово и культура. Разговор о Данте. // Мандельштам О. Э. Слово и культура: Статьи. — М.: Сов. Писатель, 1987.

164. Марсель Пруст в русской литературе. / Составители О. А. Васильева, М. В. Линдстрем. М.: ВГИБЛ, Изд-во «Рудомино», 2000.

165. Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме. ТОДРЛ. Т. XXIX. - Л., 1974.

166. Мелетинский Е. Чувство меры. // Наше Наследие. 1990, № 2.

167. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.

168. Меркин Дафна. Учась у Набокова. // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

169. Мески Жан. Замки. / Пер. с фр. В. Г. Овчинниковой. М.: «Издательство Астрель»: «Изд-во ACT», 2003.

170. Метнер Н. Муза и мода: защита основ музыкального искусства. Paris, 1935. YMKA-PRESS, 1978.

171. Метнер Н. К. Воспоминания. Статьи. Материалы /Сост.-ред. 3. А. Апетян.-М., 1981.

172. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М.: «Практика», 2002.

173. Мориак Клод. Пруст. / Пер. с французского. М.: Изд-во Независима Газета, 1999.

174. Моруа А. Литературные портреты. М.: «Прогресс», 1970.

175. Моруа А. В поисках Марселя Пруста. СПб.: «Лимбус-Пресс», 2000.

176. Мочульский К. Роман В. Сирина. // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

177. Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака. Л., 1991.

178. Мулярчик А. С. Русская проза Владимира Набокова. М.: Изд-во МГУ, 1997.

179. Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988.

180. Мышковский Я. И. Жилища разных эпох. М., Стройиздат, 1975.

181. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. / Пер. с англ. М.: Изд-во Независимая Газета, 1996.

182. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. / Пер. с англ. — М.: Изд-во Независимая Газета, 1998.

183. Набоков В. Искусство литературы и здравый смысл. // Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. / Сост., предисл., коммент., подбор иллюстраций Н. Г. Мельникова. — М.: Издательство Независимая Газета, 2002.

184. Набоков В. Интервью разных лет. // Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. / Сост., предисл., коммент., подбор иллюстраций Н. Г. Мельникова. М.: Издательство Независимая Газета, 2002.

185. Набокова Вера. Предисловие к сборнику: В. Набоков. Стихи (1979). // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. -СПб.: РХГИ, 1997.

186. Нейгауз Г. Раздумья о Шопене. // Шопен, каким мы его слышим. — М., 1970.

187. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова: первая русская биография писателя. М.: изд-во «ПЕНАТЫ», 1995.

188. Носик Б. Прогулки по Парижу. Левый берег и острова. — М.: «Радуга», 2001.

189. Носик Б. Прогулки по Парижу. Правый берег. М.: «Радуга», 2001.

190. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества. М., 1981.

191. Павич Милорад. Хазарский словарь. СПб.: Изд-во «Азбука», 1999.

192. Пастернак Б. Л. Люди и положения. // Пастернак Б. Л. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 4.-М., 1991.

193. Паустовский К. Искусство видеть мир. // Паустовский К. Северная повесть. М.: Правда, 1989.

194. Платон. Государство. Филеб. И Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М.: Изд-во «Мысль», 1999.

195. Платон. Пир. Федр. // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Изд-во «Мысль», 1999.

196. Пирожников JI. Б. Что такое голография? М.: Моск. Рабочий, 1983.

197. Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля. М., 1987.

198. Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М., 1865.

199. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: «Лабиринт», 2001.

200. Пропп В. Я. Русская сказка. — М.: «Лабиринт», 2000.

201. Пропп В. Я. Сказка. Эпос. Песня. М.: «Лабиринт», 2001.

202. Пруст Марсель. Памяти убитых церквей / Пер. с фр. И. И. Кузнецовой. -М.: Согласие, 1999.

203. Пруст М. Заметки о Поставе Моро. // Пруст Марсель. Против Сент-Бёва: Статьи и эссе / Пер. с франц. Т. В. Чугуновой. М.: ЧеРо, 1999.

204. Пруст М. Против Сент-Бёва. // Пруст Марсель. Против Сент-Бёва: Статьи и эссе / Пер. с франц. Т. В. Чугуновой. М.: ЧеРо, 1999.

205. Пруст М. Портреты художников и музыкантов. Стихотворения: В переводах В. Ладогина; Подстрочн. пер., предисл. и коммент. С. Нефедова. СПб.; М.: Летний сад, 2001.

206. Разумовский Ф. Большое пространство малого города. // Наше Наследие: Our Heritage 1989. -М., 1990.

207. Распутин В. Иркутск с нами. // Распутин В. Век живи — век люби. — М.: «Молодая гвардия», 1982.

208. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. — СПб.: Азбука-классика, 2002.

209. Ремизов А. Сны и предсонье. СПб.: «Азбука», 2000.

210. Рибо Т. Общие амнезии. // Психология памяти М., 1998.

211. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. // Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.

212. Рильке Р. — М. Письма к молодому поэту / Пер. с нем. Марины Цветаевой. // Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер-Мария Рильке. Сост. К. Азадовского. СПб., 1992.

213. Розенблюм JI. М. Творческие дневники Достоевского. М.: «Наука», 1981.

214. Симонов К. О памяти и памятниках. // Симонов К. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 11 (дополнительный). Очерки и публицистика. — М., 1985.

215. Сказки и мифы Океании. — М., 1970.

216. Сказки и мифы папуасов Киваи. М., 1977.

217. Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII XV веков. - М., 1987.

218. Степун Ф. А. <Рец. на кн.:> Ив. Бунин. Избранные стихи. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. — СПб.: РХГИ, 2001.

219. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1-я и 2-я. // Станиславский К. С. Собр. сочинений в 9-ти томах. Т. 2, 3. М., 1989, 1990.

220. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.

221. Струве Г. Письма о русской поэзии. // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

222. Струве Г. Творчество Сирина. // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2000.

223. Тахо-Годи А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. // Гомер. Одиссея. — М., 1981.

224. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. // Теплов Б. М. Избранные труды в 2-х томах. Т. 1. М., 1985.

225. Томпсон Д. Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. / Пер. с англ. Жутовской Н. М. И Видре Е. М. СПб.: «Академический проект», 2000.

226. Трубецкой Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. // Трубецкой Е. Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

227. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. // Трубецкой Е. Н. Избранные произведения. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

228. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни / Пер. с испанского, вступит, ст. и коммент. Е. В. Гараджа. К: Символ, 1996.

229. Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.

230. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. Т. 5.-М., 1990.

231. Флоренский П. А. Иконостас. М., «Искусство», 1994.

232. Флоренский Павел, священник. Имена. // Священник Павел Флоренский. Малое собр. сочинений. Вып. 1. — Издательство «КУПИНА», 1993.

233. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. — М.: Моск. Рабочий, 1992.

234. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

235. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., автор вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.

236. Фрейд 3. Толкование сновидений: Сб. произведений / Пер. с нем. — М.: Изд-во ОКСМО-Пресс, 2000.

237. Фролов В. С. Волшебное зеркало. М., «Знание», 1979.

238. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980.

239. Фрззер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1990.

240. Хайдеггер М. Преодоление метафизики. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М.: Республика, 1993.

241. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.

242. Хамано А. В. Альбомы "Souvenir d'ltali" Тома де Томона. // Панорама искусств. № 7. М., 1984.

243. Хафнер Герман. Выдающиеся портреты античности. М., 1984.

244. Хосе Ортега-и-Гассет. Размышления о «Дон-Кихоте». // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

245. Хосе Ортега-и-Гассет. Musikalia. // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

246. Хосе Ортега-и-Гассет. Размышление о рамке. // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

247. Цветаева М. Мать и музыка. Мой Пушкин. // Цветаева М. Избранная проза в 2-х томах. Т. 2. New York, 1979.

248. Чайковская О. Кто он, «Медный всадник»? // Литературная газета. № № 47,49. 21-27 октября, 5-11 декабря 2001.

249. Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. — Л., 1976.

250. Чапек К. Путешествия. М.: «Художественная литература», 1988.

251. Шестов Лев. Власть ключей. // Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. -М.: «Наука», 1993.

252. Шульман М. Набоков, писатель: Манифест. — М.: Изд-во А и Б, 1998.

253. Эйнштейн А. Автобиографические заметки. // Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. IV. М.: «Наука», 1967.

254. Эйнштейн А. Пространство-время. // Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. 11. — М.: «Наука», 1967.

255. Эйнштейн А. Относительность: сущность теории относительности. // Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. 11. М.: «Наука», 1967.

256. Элиаде Мирча. Оккультизм, колдовство и моды в культуре /Пер. с ант. -К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002.

257. Эрпель Фриц. Рембрандт. Берлин, 1989.

258. Юдина М. В. Шесть интермеццо Иоганнеса Брамса. // Юдина М. В. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. — М., СПб., 1999.

259. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», Львов: «Инициатива», 1998.

260. Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л, Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. редакцией С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998.

261. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного (пер. Д. В. Дмитриева). // Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. М.: «Олимп»; ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1997.

262. Юнг К. Г. О феноменологии духа в сказках (пер. Т. А. Ребеко). // Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. — М.: «Олимп»; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997.

263. Юнг К. Г. Настоящее и будущее (пер. Д. В. Дмитриева). // Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. — М.: «Олимп»; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997

264. Литература на французском языке:

265. Proust М. A la recherche du temps perdu: Du cot6 de chez Swann. Moscou: 6ditions du Progr6ss, 1970.

266. Proust M. A la recherche du temps perdu: A l'ombre des jeunes filles en fleurs. Gallimard, 2000.

267. Proust M. A la recherche du temps perdu: Le cot6 de Germantes. Gallimard, 2000.

268. Proust M. A la recherche du temps perdu: Sodome et Gomorrhe. Gallimard, 2000.

269. Proust M. A la recherche du temps perdu: La Prisonni6re. Gallimard, 2001.

270. Proust M. A la recherche du temps perdu: Albertine disparue (La Fugitive). -Gallimard, 2001.

271. Proust M. A la recherche du temps perdu: Le temps retrouv6. Gallimard, 2001.

272. Proust M. Les Plaisirs et les Jours. Gallimard, 2001.

273. Abatangel L. Marsel Proust et la musique. Imprimerie des Apprentis orphelins d'Auteuil, 1937.

274. Baijon L. Le monde du souvenir: Proust. // Baijon L. De Baudelaire & Mauriac. Paris: Casterman, 1962.

275. Bibesco M. Marsel Proust et la m6moire. // Hommes et mondes, 11 (d6 1955 -1956).

276. Botton A. Comment Proust peut changer votre vie. Denoel, 1997.

277. Cattaui G. Marsel Proust (Proust et son temps, Proust et le temps). Julliard, 1952.

278. Cattaui G. Proust perdu et retrouv6. Paris: Plon, 1963.

279. DiesbachG. Proust.-Perrin, 1991.

280. Doubrovsky S. La place de la madeleine.

281. Dreyfus R. Souvenirs sur Marsel Proust. Paris: Editions Grasset, 2001.

282. Fretet J. L'Alienation po6tique Rimbaud Mallarm6 - Proust. - J.-B.- Janin, 1946.

283. Guichard L. Introduction к la lecture de Proust. Paris: Librairie Nizet, 1956.

284. Jackson E. R. LEvolution de la m6moire involontaire dans l'oeuvre de Marsel Proust.

285. Kristeva J. Le temps sensible (Proust et l'experience litt6raire). Paris: editions Gallimard, 1994.

286. Pirou6 G. Proust et la musique du devenir. Paris: Denoel, 1960.

287. Poulet G. L'espace proustien. Paris: 6ditions Gallimard, 1963.

288. Prieur J. Proust fant6m. 6ditions Gallimard, 2001.288. Revel J.-F. Sur Proust.

289. Ripert P. Dictionnaire des citations de langue fran9aise. Paris, 1993.

290. TadiS J.-I. Marsel Proust. Gallimard, 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.