Феномен памяти в художественном творчестве А.П. Чехова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Журавлева, Анастасия Анатольевна

  • Журавлева, Анастасия Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 153
Журавлева, Анастасия Анатольевна. Феномен памяти в художественном творчестве А.П. Чехова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2004. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Журавлева, Анастасия Анатольевна

Введение.

Глава 1. Пути исследования феноменов памяти в 11 художественном творчестве А. П. Чехова.

1.1. Структурно-функциональный путь исследования.

1.2. Контекстуальный путь исследования.

Глава II. Предпосылки обращения А. П. Чехова к 39 художественному освоению феномена памяти.

2.1. Феномен памяти в контексте литературной традиции 39 (традиции Толстого).

2.2. Феномен памяти в контексте научных интересов А. П. 46 Чехова.

Глава III. Феномен памяти как предмет изображения в 58 произведениях А. П. Чехова.

3.1. Феномен воспоминания в произведениях А. П. Чехова.

3.2. Феномен забывания в художественных произведениях А. П. 72 Чехова.

3.3. Феномен памяти и его производные.

Глава IV. Феномены памяти в творческой лаборатории А. П. 81 Чехова.

4.1. Феномены памяти и изображение внутреннего мира gj персонажа.

4.2. Сюжетно-композиционные функции феноменов памяти. ^

4.3. Введение феноменов памяти как способ организации ^^ хронотопа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен памяти в художественном творчестве А.П. Чехова»

Вопросом «почему так любит вспоминать чеховский герой?» задается уже не одно поколение читателей и исследователей творчества А. П. Чехова. Действительно, разнообразные феномены памяти присутствуют в подавляющем большинстве произведений писателя. Герои ранних и зрелых, прозаических и драматических произведений Чехова независимо от их возраста, социального положения, уровня образованности, воспитания и много другого наделены способностью помнить и не помнить, вспоминать и забывать, грезить, мечтать, фантазировать, бредить, видеть сны и видения. Обилие и разнообразие феноменов памяти, являющееся неотъемлемой частью художественного мира чеховских произведений, заставляет обратить особое внимание на это явление в творчестве писателя.

Исследование феномена памяти в художественном творчестве А.П.Чехова неизбежно включается в более общие парадигмы изучения данного явления.

Феномен памяти является междисциплинарным предметом исследования, различные аспекты которого изучаются на всем протяжении истории культуры такими науками и отраслями гуманитарного знания, как философия, культурология, социология, психология, история, литературоведение. История изучения памяти связана прежде всего с философскими концепциями Платона, Аристотеля, Плотина, Августина, А.Бергсона, Вл.Соловьева, Ж. Делеза и др.; социологических концепцией Э. Дюркгейма и М. Хальбвакса; психологическими концепциями У.Джемса, И.М.Сеченова, Г. Эббингауза, 3. Фрейда, К.Юнга, П.П. Блонского, П.Жане, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н.Леонтьева и др.; культурологическими концепциями М.М. Бахтина, М.Ю. Лотмана, Б.М. Гаспарова.

Резкое возрастание интереса к феноменам культуры, истории, коллективной и индивидуальной памяти, к темам памяти и воспоминания в последние десятилетия XX века актуализировало изучение феномена памяти, о чем свидетельствует появление внушительного количества новых исследований в культурологии, историографии, литературоведении1.

В литературоведении данная тенденция проявляется весьма ярко. В последние годы особый интерес исследователей привлекает изучение роли и места памяти в творчестве русских писателей. Появились работы, посвященные изучению данного явления в творчестве Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Вяч. Иванова, А. Белого, В.Набокова и других писателей и поэтов. В книге Д.Э. Томпсон «Братья Карамазовы и поэтика памяти», представляющей собой опыт интерпретации романа Ф.М.Достоевского в соотнесении с поэтикой памяти, память рассматривается не только как тема и предмет, но и как принцип художественного построения произведения. О.В. Евдокимова в работе «Мнемонические элементы поэтики Лескова», интерпретируя понимание Н.С. Лесковым своего творческого предназначения как «искание самосознания», рассматривает память как одно из оснований поэтики писателя, для которого мнемопоэтика оказывалась «необходимым условием в осуществлении усилий писателя по высвобождению своего творческого «я». И.Ю.Матвеева в диссертации «Воспоминание в художественной системе романа Л.Н. Толстого «Воскресение», исследуя феномен памяти, рассматривает последний роман писателя одновременно и как «роман о воспоминании», и как «роман-воспоминание». С одной стороны, воспоминание для Толстого является предметом исследования, с другой

1 Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. - М., 1996; Йетс Фр. Искусство памяти. - СПб, 1997; Лотман Ю.М. Память культуры. История и семиотика// Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб, 2001; Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Сборник науч. тр. Отв. ред. Л.П.Репина. -М.: Круг, 2003; Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М.Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004; Рикер П. Память, история, забвение / пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004; Аверин Б.В. Набоков и набоковиана//Вл. Набоков:рго et contra. - СПб, 1997; Аверин Б.В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания//И.А.Бунин:рго et contra. - СПб, 2001; Минц 3,Г. Поэтика Александра Блока. - СПб, 1999; Ри Чжон Хи. Проблема памяти в творчестве И. А. Бунина: Дисс. .к. филол. н., - М., 1999; Томпсон Д.Э. Братья Карамазовы и поэтика памяти. - СПб., 1999; Евдокимова О.В. Мнемонические элементы поэтики Лескова. - СПб., 2001; Ильинская Т.Б. Проблемы ретроспективности в творчестве И.А.Гончарова. - СПб., 2001; Матвеева И.Ю. Воспоминание в художественной системе романа Л.Н. Толстого «Воскресение»: Дисс. .к. филол. н., - СПб., 2002; Коковина H.3. Категория памяти в русской литературе 19 века: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Великий Новгород, 2004. оказывается способом художественного мышления писателя, проявившемся в приеме автоцитирования. Ри Чжон Хи выделяет проблему памяти как одну из существенных проблем в творческом сознании И. Бунина, которая имеет важное значение для понимания творчества писателя, его взглядов на искусство и природу творчества, что в свою очередь, по мнению Б.В. Аверина, определяет, например, жанровое своеобразие бунинского романа «Жизнь Арсеньева». Тему памяти и воспоминания Б.В. Аверин определяет как главную тему творчества В.Набокова. З.Г. Минц в работе «Поэтика Александра Блока» исследует функции реминисценций в поэтике А.Блока и рассматривает поэтику символистов в соотнесении с феноменом «культурной памяти». Наконец, Н.З. Коковина в исследовании «Категория памяти в русской литературе 19 века» предпринимает попытку исследования значения, способов и средств выражения, поэтических функций памяти в художественном сознании 19 века. В целом, исследование феномена памяти в творчестве писателей дает представление о том, что устойчивый интерес к данному явлению на всем протяжении культурной истории проявлялся не только в науке, но и в литературе, что, в свою очередь, позволяет включить в мировую историю изучения феномена памяти имена Достоевского, Лескова, Толстого, Бунина, Вяч. Иванова, А. Белого, Набокова и др.

Феномен памяти оказывается особым углом зрения, который позволяет в тесной взаимосвязи исследовать различные аспекты мировоззрения, творческого процесса и художественного мира того или иного писателя, что становится возможным благодаря многогранности самого этого феномена. В творчестве писателей феномен памяти предстает и как предмет художественного изображения, и как категория поэтики, и как смыслообразующая категория отдельного произведения или художественного мира писателя в целом, и как способ художественного мышления, и как одна из основных составляющих мировоззрения писателя.

В чеховедении также предпринимались попытки исследования творчества А.П.Чехова под углом зрения феномена памяти. Однако несмотря на то, что в поле зрения исследователей чеховского творчества феномен памяти попадает достаточно часто, а в чеховедении существует большое количество работ, в той или иной степени касающихся изучения данного феномена, до сих пор не существует комплексного исследования, посвященного изучению данного явления в художественном творчестве А. П. Чехова.

Необходимо отметить, что попыток освещения и систематизации истории данного вопроса в чеховедении также не существует, в связи с чем накопленные исследователями наблюдения в этой области остаются пока без должного осмысления. Поэтому нам представляется целесообразным посвятить часть работы освещению истории вопроса и обобщению результатов имеющихся исследований. Однако уже и сейчас можно сказать, что наиболее часто феномен памяти становился объектом рассмотрения при изучении пространственно-временной, повествовательной и идейно-тематической структуры чеховских произведений, а также при изучении творческого процесса писателя. Существующие попытки интерпретаций чеховских произведений в аспекте различных концепций памяти также, несомненно, заслуживают внимания, несмотря на то, что их результаты далеко не бесспорны. Наименее разработанными остаются вопросы о качественном разнообразии феноменов памяти в чеховских произведениях, о своеобразии использования данного явления в художественном творчестве писателя и причинах такого своеобразия. В целом рассмотрение феномена памяти в чеховском творчестве остается весьма фрагментарным, что не позволяет составить целостного представления об этом явлении в художественном творчестве писателя. В связи с этим цель нашей работы -целостное исследование феномена памяти в художественном творчестве А. П. Чехова.

Цель исследования может быть достигнута при условии решения ряда задач:

1. проанализировать существующие исследования феномена памяти в чеховедении; обобщить и систематизировать полученные результаты; определить возможные пути исследования.

2. определить предпосылки обращения А. П. Чехова к художественному освоению феномена памяти.

3. выявить типологическое разнообразие феноменов памяти в художественных произведениях писателя.

4. исследовать поэтические функции феноменов памяти в художественном мире произведений А. П. Чехова.

5. выявить чеховское своеобразие в использовании феноменов памяти при создании художественных произведений.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что, во-первых, исследование феномена памяти как целостного явления, взятого в его генезисе, вносит вклад в методологию исследования подобных явлений в целом (как в творчестве А. П. Чехова, так и в творчестве других писателей). Во-вторых, расширяет наше представление о поэтике Чехова и его художественном мире. Наконец, данное исследование существенно расширяет поле оснований сравнительного изучения творчества писателей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. впервые предпринята попытка обобщения и систематизации результатов как отечественных, так и зарубежных исследований феномена памяти в художественном творчестве А. П. Чехова.

2. предпринята попытка типологизации качественного разнообразия феноменов памяти в произведениях А. П. Чехова.

3. определены устойчивые приемы чеховской поэтики, построенные на введении в художественную структуру произведений феноменов памяти.

4. расширено научное представление о поэтических функциях, выполняемых феноменами памяти в произведениях А. П. Чехова.

5. раскрыт один из конкретных механизмов воплощения научного метода в художественном творчестве А. П. Чехова.

Материалом исследования являются произведения А. П. Чехова преимущественно 1885 - 1888 гг. Для более полного представления о феномене памяти в художественном творчестве писателя отобраны по возможности различные в жанровом отношении произведения, созданные в разные периоды творчества А. П. Чехова. При этом в работе активно привлекаются письма, записные книжки писателя, а также воспоминания современников и критическая литература, посвященная чеховскому творчеству.

Предметом исследования в данной работе является процесс становления и утверждения феномена памяти в творчестве А. П. Чехова как значимого элемента художественного мира писателя и многофункционального приема чеховской поэтики.

Основой целостного исследования феномена памяти в художественном творчестве А. П. Чехова стало совмещение историко-функционального и генетического принципов традиционного литературоведения при изучении данного явления. В связи с этим методологической базой исследования являются теоретические положения Б. В. Томашевского, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Л. С. Выготского, А. П. Чудакова, В. Е. Хализева, а также работы исследователей творчества А. П. Чехова: Э.А. Полоцкой, В. Я. Лакшина, В. Б. Катаева, И. Н. Сухих, Л. С. Левитан, Л. М. Цилевича, А. Б. Есина и др.

Цели и задачи исследования определяют структуру работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В первой главе анализируются существующие исследования феномена памяти и обосновывается необходимость целостного изучения данного явления в творчестве А.П. Чехова. Во второй главе рассматриваются возможные причины обращения писателя к активному использованию феномена памяти в художественных произведениях. В третьей главе феномен памяти рассматривается как предмет художественного изображения и предпринимается попытка типологизации качественного разнообразия феноменов памяти, представленных в чеховских произведениях. В четвертой главе исследуется характер и своеобразие художественного использования феноменов памяти в произведениях А. П. Чехова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественное освоение феномена памяти в творчестве А.П. Чехова обусловлено в равной степени художественной необходимостью и литературной традицией, с одной стороны, и научными интересами и профессиональными знаниями писателя, с другой стороны.

2.Чехов расширяет репертуар поэтических функций феноменов памяти.

3. Введение феноменов памяти в художественную структуру чеховских произведений не только значительно расширяет предметный мир произведений, но является устойчивым многофункциональным приемом чеховской поэтики: способом создания сюжетной динамики; приемом интенсификации формы: создания изобразительного, психологического и сюжетно-композиционного лаконизма; способом создания особенных черт чеховского хронотопа.

4. Исследование феномена памяти как значимого элемента художественного мира чеховских произведений и многофункционального приема чеховской поэтики в его генезисе позволяет раскрыть конкретный механизм воплощения научного метода в художественном творчестве писателя.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки лекций по русской литературе конца 19-нач. 20 века; при обучении методам поэтического анализа художественных произведений; а также включены в спецкурсы по изучению творчества А. П. Чехова.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в докладах и обсуждены на ежегодных научно-практических конференциях: «Студент и научно-технический прогресс» (Иркутск, 1999, 2000, 2001); Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1999); Международной научной конференции «Молодые исследователи Чехова» (Москва, 2001); Международной научной конференции «Сибирь и вся Россия.»Сибирские страницы в жизни и творчестве А. П. Чехова» (Иркутск, 2002); Международной научной конференции «Время в социальном, культурном и языковом измерении» (Иркутск, 2003); Международной научной конференции «Чеховские чтения в Ялте» (Ялта, 2004); Международной научной конференции «Век после Чехова» (Москва, 2004).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Журавлева, Анастасия Анатольевна

Заключение.

В данной работе была предпринята попытка целостного исследования феномена памяти в художественном творчестве А. П. Чехова. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Анализ существующих исследований позволил выявить основные аспекты и пути изучения данного феномена в чеховедении. С одной стороны, феномен памяти рассматривается как элемент структуры повествования, как элемент пространственно-временной организации, как компонент структуры персонажа, с другой, - как одна из идейно-тематических доминант чеховского творчества в целом. Обобщение результатов данных исследований позволило составить представление о феномене памяти, в частности воспоминании, во-первых, как о значимом и многофункциональном элементе художественной структуры чеховских произведений, во-вторых, как о важной составляющей мировосприятия и творческого процесса писателя. Целостное изучение феномена памяти было предпринято через исследование генезиса данного явления.

2. Было показано, что обращение Чехова к использованию феномена памяти обусловлено и художественной необходимостью и научными, профессиональными знаниями писателя. Необходимость выработки собственного психологического стиля, жанровое своеобразие произведений требовали поиска особых форм психологизма и приемов сюжетно-композиционного построения. В процессе творческого поиска Чехов активно обращался к современным научным данным и собственному профессиональному опыту.

3. Было выявлено типологическое разнообразие феноменов памяти в произведениях писателя. На протяжении всего творчества предметом изображения становились: 1) ассоциативные механизмы памяти (зрительные, акустические, кинестетические, смешанные ряды ассоциаций); 2) механизмы произвольного и непроизвольного возникновения воспоминаний; 3) эмоциональная окрашенность воспоминаний; 4) механизмы сохранения памятью различной информации (кратковременная и долговременная память); 5) механизмы забывания; 6) механизмы воображения, сна, возникновения патологических состояний (сна, бреда, видений и галлюцинаций). Характер этой обширной феноменологии, используемой при изображении внутреннего мира героев, свидетельствует о сочетании творческой интуиции Чехова-художника с непосредственным знанием Чехова-естественника. Научное знание давало писателю представление о возможном многообразии проявлений психической жизни человека, в основе которых лежат процессы памяти. Интуиция художника позволяла увидеть и раскрыть поэтический потенциал феноменов памяти и превратить законы и механизмы психического процесса в устойчивые поэтические приемы.

4. История становления и утверждения феномена памяти в художественном творчестве А. П. Чехова рассматривалась как история становления и утверждения устойчивого многофункционального приема чеховской поэтики. Было показано, что введение различных феноменов памяти в художественную структуру чеховских произведений являлось особым приемом интенсификации формы, приемом создания изобразительного, психологического и сюжетно-композиционного лаконизма. Использование механизмов психических процессов воспоминания, в частности, непроизвольного характера его возникновения, воображения, сна, а также механизмов возникновения патологических состояний позволяло писателю выработать устойчивые «поэтические формулы» психологического и сюжетно-композиционного лаконизма в произведениях, где сюжетная динамика задается изменением во внутреннем мире или сознании персонажа. Введение спонтанного воспоминания является способом создания сюжетной динамики через выделение внутреннего плана сюжета, в движении которого и раскрывается логика сюжетообразующего события произведения. Наконец, использование такого механизма памяти, как избирательность запоминания, становится одним из способов, создания особенных черт «чеховского» хронотопа. Использование этого механизма является способом создания психологической неоднородности и разомкнутости мира, в котором существуют чеховские герои.

5. Предпринятое исследование феномена памяти в чеховском творчестве позволило не только значительно расширить репертуар поэтических функций, которые этот феномен выполняет, но, прежде всего, раскрыть саму «поэтическую механику» использования Чеховым этого феномена, т. е. проникнуть в творческую лабораторию писателя, в становление его художественного метода. Исследование феномена памяти не только как предмета изображения, но и как устойчивого многофункционального приема чеховской поэтики позволяет говорить о том, что в становлении и утверждении этого приема раскрывается конкретный механизм воплощения научного метода в художественном творчестве А. П. Чехова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Журавлева, Анастасия Анатольевна, 2004 год

1. Аверин Б.В. Воспоминание у Набокова и Флоренского//Вл. Набоков:Pro et contra. СПб, 2001.

2. Аверин Б.В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания // И.А.Бунин:Pro et contra. СПб, 2001.

3. Антоневич А. Воспоминание как один из способов выражения ирреального сознания главного персонажа в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется» // Молодые исследователи Чехова. Выпуск 3. М., 1998. С. 53-59.

4. Антоневич А. Ю. Деформации художественного пространства в рассказе А. П. Чехова «Гусев» (к вопросу о психологизме чеховской* прозы)// Филол. штудии. Сб.науч.тр. Иваново, 1999. - Вып.З. С. 3139.

5. Ариповский В.И. Развитие традиций сюжетно-композиционного лаконизма русской классической прозы в рассказах А. Чехова / Ужгор. гос. ун-т. Ужгород, 1989. Рукопись деп. В ИНИОН АНСССР № 37155 от 15.03.89.

6. Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова: проблемы анализа. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1991.

7. Бахтин М.М. Эпос и роман; Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

8. Бельчиков Ю.А. Авторское повествование в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется» // Русская словесность, 2001. №4. С.64-67.

9. Бергсон А. Собрание сочинений: В 4-х тт. М.: «Московский клуб», 1992. -Т.1.

10. Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1984.

11. Блонский П.П. Память и мышление. M-JI., 1935.

12. Бондаренко И. И. Следы его жизни: книга о Чехове. Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1992.

13. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. Киев, 1905.

14. Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 9-ти тт./ Под ред. А. С. Мясникова. М.: «художественная литература»., 1967. Т. 9.

15. Бялый Г. А. Русский реализм к. XIX века. JL: Изд-во ленинградского ун-та, 1973.

16. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л., 1981.

17. В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974.

18. Вопросы сюжета и композиции. Межвуз. сборник / Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Горький, 1978 - 1988.

19. Вопросы сюжетосложения. Сюжет и жанр. Сборник статей. Рига, «Звайгзне», 1974.

20. Вопросы сюжетосложения. Сюжет и композиция. Сборник статей. -Рига, «Звайгзне», 1976. (1969, 1978).

21. Выготский Л. С. Анализ эстетической реакции. (Собрание трудов.) Научная редакция Вяч. Вс. Иванова и И. В. Пешкова. М.: «Лабиринт», 2001.

22. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. М., 1996.

23. Гейзер И. М. Чехов и медицина. М.: Медгиз., 1954.

24. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: «Intrada», 1999.

25. Гиршман М. М. Гармония и дисгармония в повествовании и стиле // Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX в. -М., 1977.

26. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М., 1955.

27. Горячева М. О. Мотив «психологического» времени в драматургии А. П. Чехова.// О поэтике А. П. Чехова; Сб. науч. тр./Под ред. А. С. Собенникова. Иркутск. Изд-во Иркут. Ун-та, 1993. С. 192-206.

28. Грачева И.В. А. П. Чехов естественник и художник // О поэтике А. П. Чехова; Сб. науч. тр./Под ред. А. С. Собенникова. - Иркутск. Изд-во Иркут. Ун-та, 1993. С. 4-22.

29. Грачева И.В. Язык ассоциаций в товрчестве А. П. Чехова // Рус.речь. -М., 2001.-№1.-С. 3-10.

30. Гречнев В.Я. Сборник «Хмурые люди» // Сборники А. П. Чехова: Межвуз сб. науч тр. Л., 1990. С. 83-96.

31. Гришечкина Н.П. Человек в мире Чехова// Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре. Волгоград, 2001. С. 100103.

32. Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989.

33. Громов М.П. Чехов. М.: Мол. Гвардия, 1983. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 724).

34. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». -Л., 1971.

35. Гурвич И. А. Проблематичность в художественном мышлении (конец XVIII XX вв.). - Томск: Издательство «Водолей», 2000.

36. Дерман А. О мастерстве Чехова. М.: Советский писатель, 1959.

37. Джексон Р. Л. Время и путешествие: метафора для всех времен // Чеховиана: Чехов в культуре XX века. Статьи, публикации, эссе / Науч. Совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1993. С. 8-17.

38. Джексон Р. Л. Чехов и Пруст: постановка проблемы // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука, 1992. С. 129-140.

39. Днепров В. Атеизм Чехова // Звезда, 1988. № 8. С. 192 203.

40. Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. 2-е изд. - М.: «Скорпион», 2003.

41. Долинин А.С. Тургенев и Чехов // Творческий путь Тургенева. М., 1923.

42. Драгомирецкая Н. В. Объективизация слова героя // Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX в. М., 1977.

43. Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н. С. Лескова. -Спб.: Алетейя, 2001.

44. Ерофеев В. В. Толстой в оценке и восприятии Пруста. известия АНСССР. Серия литературы и языка, 1978, т.37. С.298 - 307.

45. Есин А. Б. Художественный психологизм как свойство литературного стиля: Дис. к. филол. н., М., 1980.

46. Зернюкова А. А. Прошлое в структуре художественного времени «Месяца в деревне» И. С. Тургенева и «Дяди Вани» А. П. Чехова // Модификации художественных систем в историко-литературном процессе. Сборник научных трудов. Свердловск, 1990. С. 47-55.

47. Зернюкова А.А. Прошлая жизнь героев в пьесах А. П. Чехова 18951904 гг. // Творчество А. П. Чехова: Межвуз. сб. науч. тр./ Рост.н/Д гос.пед.ун-т. Ростов н/Д., 1988. С.59-67.

48. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

49. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1980.

50. Ильинская Т.Б. Проблемы ретроспективности в творчестве И.А.Гончарова. СПб., 2001.

51. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979.

52. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.

53. Катаев В.Б. Проза Чехова, Проблема интерпретации. М., 1979.

54. Кейра Ф. Воображение и память. (Пер. с фр. Е. Максимовой)// Образование. СПб, 1896.

55. Князев Ю.П. Видо-временная структура нарратива как способ выражения этической оценки // Логический анализ языка. М., 2000. С. 254-262.

56. Ковалев В. А. Чехов о сюжете // Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, 1978. С. 122 - 128.

57. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX -XX вв. М.: Институт русского языка РАН, М., 1994.

58. Кожевникова Н. А. Воспоминания в произведениях А. П. Чехова // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. ст., посвященный юбилею Г.А. Золотовой. М.,2002. С. 403 - 417.

59. Кожевникова Н. А. Язык и композиция произведений А. П. Чехова: Научное издание. Нижний Новгород, 1999.

60. Коковина Н.З. Категория памяти в русской литературе 19 века: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Великий Новгород, 2004.

61. Короленко В. Г. «Антон Павлович Чехов» // Собр. Соч. в 10-ти т., т.8.

62. Корсаков С. С. Курс психиатрии. 2-е изд. М., 1901.

63. Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980.

64. Крошкин А.Ф. Своеобразие чеховского сборника «В сумерках» // Творческий метод А.П. Чехова. Ростов н/Д.,1983. - С.56-67.

65. Кубасов А.В. Диалогизирующий фон в «Рассказе госпожи NN» А.П. Чехова // Дергачевские чтения.2000: Рус.лит.: нац. Развитие и регион. Особенности. Екатеринбург, 2001. - 4.1. С.114-120.

66. Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX начала XX в. - М.: «Наследие», 1993. С. 28-75.

67. Кузичева А.П. «Когда я пишу.» (к психологии творчества Чехова) // Чеховиана: Ст., публикации; эссе / Отв. Ред. Лакшин В.Я. М.: Наука,tуц 1990. С.91-109.

68. Кузнецов С.Н. Сборник «Рассказы» // Сборники А. П. Чехова: Межвуз сб./Отв. Ред. Муратов А.Б.; ЛГУ Л.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. С. 62-76.

69. Куприн А. И. Памяти Чехова. //А. П. Чехов в воспоминаниях современников. 1960.

70. Кураев М. Чехов посередине России // Звезда, 1997, №3. С. 116-137.

71. Курдюмов М.(Каллаш М.)Сердце смятенное: о творчестве А. П. Чехова. 1904-1934.Р.: YMCA PRESS, 1934.

72. Курляндская Г.В. Художественный метод Тургенева-романиста. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1972.

73. Лакшин В. Я. Толстой и Чехов. -2-е изд., испр. М.: «Советский писатель», 1975.

74. Левитан Л. С. Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: Зинатне, 1990.

75. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. М., 1982.

76. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. Доп. - М.: Наука, 1979.

77. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2001.

78. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

79. Лурия А. Р. Психология памяти. Курс общей психологии.- М, 1970.

80. Матвеева И.Ю. Воспоминание в художественной системе романа Л.Н. Толстого «Воскресение»: Дисс. . .к. филол. н., СПб., 2002.

81. Меве Е.Б. Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова. Киев.: / Гослитиздат УССР, 1961.

82. Медриш Д. Н. Язык и стиль. Типология и поэтика жанров. Сборник статей. Волгоград, 1976.

83. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, 1980. С.5-24.

84. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб, 1999.

85. Мирский М. Б. Доктор Чехов. М.: Наука, 2003.

86. Муратов А. Б. Повести и рассказы И. С. Тургенева 1867 1871г. -Л.,1980.

87. Нечаенко Д.А. Художественная природа литературных сновидений. (Русская проза 19 в.): Дисс. канд. Филол. наук. -М., 1991.

88. Николаева С. Ю. Проблема историзма в творчестве А. П. Чехова. Дисс. канд. филол. наук. М., 1988.

89. Оганезова Л.В. Своеобразие чеховского психологизма в рассказе «Хористка» // А. П. Чехов и нац. культура. Традиции и новаторство: сб.науч.тр. СПб, 2000. С.61-66.

90. Паперный З.С. "Вопреки всем правилам.": Пьесы и водевили Чехова. -М., 1982.

91. Паперный З.С. А.П.Чехов: Очерк творчества. М., 1960.

92. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М., 1976.

93. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1996. Т.1.

94. Покровский В. И. А. П. Чехов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. М., 1907.

95. Полоцкая Э. А. «Три года». От романа к повести // В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. С. 13 - 34.

96. Полоцкая Э.А. А.П.Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.

97. Попова Е.А. «Говорить и думать в тоне героев.» // Рус. Речь. М., 2002. -№1. С. 11-16.

98. Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. -Томск: Том. гос. Ун-т, 2001.

99. Разумова Н.Е. Усадебный сюжет чеховской драматургии// Гуманит. Науки в Сибири. Сер.: Филология. Новосибирск, 2001. - №4. С.25-31.

100. Ри Чжон Хи. Проблема памяти в творчестве И. А. Бунина. Дис. к. филол. н., М., 1999.

101. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

102. Рикер П. Память, история, забвение / Пер. с франц. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.

103. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука. 1974.

104. Роговин М. С. Философские проблемы теории памяти. М.: Высшая школа, 1966.

105. Розовский М. К Чехову. М.: РГГУ, 2003.

106. Романенко В.Т. Чехов и наука. Харьков, 1962.

107. Савельева В.В. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф.Достоевского // Русская словесность, 2002. №7. С.24-32.

108. Сарбаш JI.H. Типология повествования в прозе И.С. Тургенева. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993.

109. Секачева Е.В. Рассказ А. П. Чехова «Счастье». Ассоциативный фон // Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. Таганрог, 1999. С. 64-72.

110. Семанова M.J1. Чехов художник. - М., 1976.

111. Сендерович С. Чехов с глазу на глаз. История одной одержимости А.П.Чехова. - СПб., 1994.

112. Сеченов И.М. Избранные произведения. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1958.

113. Сильман Т. Подтекст это глубина текста // Вопросы литературы. -1969. -№ 1. С.89-102.

114. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблемы человеческого общения. Л.: Издательство ленинградского университета, 1988. С.59-92.

115. Собенников А.С. «Между «есть Бог» и «нет Бога».»: (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997.

116. Соболев Ю. Антон Чехов. Неизданные страницы. М., 1916.

117. Степанов С.П. О субъективации чеховского повествования // Рус. лит. СПб, 2001. - №4. С. 16-31.

118. Страхов И. В. Внутренняя речь в изображении А. П. Чехова. -Научн. бюллетень Ленингр. Ун-та, 1946, № 10.

119. Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976.

120. Страхов И.В. Психология литературного творчества: (Л.Н. Толстой как психолог) М.; Воронеж, 1998.

121. Сухих И. Н. Повторяющиеся мотивы в творчестве Чехова // Чеховиана: Чехов в культуре XX века. Статьи, публикации, эссе / Науч. Совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1993. С. 2632.

122. Сухих И.Н. Поэтика чеховских заглавий // Стиль прозы Чехова. -Даугавпилс, 1993. С.61-66.

123. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. Л., 1987.

124. Тамарли Г.И. От склада души к типу творчества (к психологии творческой личности Чехова) // Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. Таганрог, 1999. С.83-91.

125. Теуш В. Л. Этюды о мастерстве Чехова. Как убили Варькину душу. («Спать хочется») // Чеховиана. Чехов в культуре XX века. М., 1993. С. 181 - 190.

126. Тихомиров С. В. Формы сознания героев в произведениях А. П. Чехова: Дисс. Канд. Филол. Наук. М., 1987.

127. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений в 90 томах (юбилейное издание), М. Л., ГИХЛ, 1928 - 1958.

128. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

129. Томпсон Д. Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. СПб, 2000.

130. Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.

131. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28-ми томах. -М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963.

132. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа, М., 1989.

133. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

134. Ухова Е. Призма памяти в романах Владимира Набокова //Вопросы лит., 2003. №4. С.159-166.

135. Фортунатов Н. М. Идея целостности в структуре чеховской новеллы («Гусев») // Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. -Горький, 1978. С. 129- 133.

136. Фортунатов Н. М. Композиция чеховского рассказа и некоторые проблемы искусствоведения // Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, 1980. С. 55 - 69.

137. Хализев В. Е. Теория литературы. 2-е изд. - М.: «Высшая школа», 2000.

138. Хижняков В. В. Антон Павлович Чехов как врач. М.: Медгиз., 1947.

139. Целебное творчество А. П. Чехова: (Размышляют медики и филологи): Сб. ст. / Моск. Психотерапевт. Акад. М.: Рос. О-во медиков-литераторов, 1996.

140. Цилевич Л.М, Стиль чеховского рассказа, Даугавпилс, 1994.

141. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.

142. Чехов и Лев Толстой. М.: Наука, 1980.

143. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти тт. М.: Наука, 1974-1983.

144. Чехов А.П. Степь. История одной поездки. М".: Наука, 1995 (сер. "Литературные памятники").

145. Чехов и Германия. Молодые исследователи Чехова. Вып.2. М., 1996.

146. Чехов и его время / Ред. Л.Д.Опульская, З.С.Паперный, С.Е.Шаталов. -М., 1977.

147. Чеховиана. Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995.

148. Чеховиана. Статьи, публикации, эссе. М.: Наука, 1990.

149. Чеховиана. Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе / Науч. Совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1993.

150. Чеховиана. Чехов и "серебряный век". М.: Наука, 1996.

151. Чеховиана. Чехов и Франция. М.: Наука, 1992.

152. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.

153. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

154. Чудаков А.П. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого. - М., 1992.

155. Чудинова В.И. Поэтика исповеди в рассказах и повестях А.П. Чехова 80-х- начала 90-х гг. Дис. к. филол. н., М., 2001.

156. Чуковский К.И. О Чехове, М., 1967.

157. Чуковский К.И. О Чехове; Человек и мастер. М., 1971.

158. Шакулина П. Мотив воспоминаний в поздней прозе Чехова// Молодые исследователи Чехова. Вып. 3. М., 1998. С. 155 - 160.

159. Шалюгин Г.А. Потребность души // Чеховские чтения в Ялте: Чехов: взгляд из 1980-х.-М., 1990. С.6-12.

160. Шапир Н. Чехов как реалист-новатор // Вопросы философии и психологии. 1905. - №4. С.335-553.

161. Шаталов С.Е. Отступления в прошлое и их функции в сюжетно-композиционной структуре романа «Дворянское гнездо» // Ученые записки Арзамасского пед. инст-та, T.V., Вып.4 1962.

162. Шаталов С. Е. Черты поэтики (Чехов и Тургенев). // В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. С. 296 309.

163. Шмидт В. О проблематичном событии в прозе Чехова// В. Шмидт. Проза как поэзия.- СПб, 1994.

164. Шубин Б.М. Дополнение к портретам: Скорбный лист, или История болезни А. Пушкина. Доктор А.П. Чехов Обновл.изд. - М.: Знание, 1998.

165. Щенников Г.К. Функции снов романах Достоевского // Ученые записки Уральского ун-та им. A.M. Горького, № 99, серия филологическая, Вып. 16. «Русская литература 1870 1890 годов». Сб. 3. Свердловск, 1970.

166. Эйхенбаум Б. М. О Чехове // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987 С.313-319.

167. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

168. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. М., 1994.

169. Daria A. Kirjanov. Chekhov and the Poetics of Memory. Studies on Themes and Motifs in Literature. New York: Peter lang, 2000.

170. M. Senderovich. Chekhov's «Kashtanka»: Metamorphoses of Memory in the Labyrinth of Time // Russian Language Journal. 1985. T.39.N 132134.

171. M. Senderovich. Chekhov's «Vanka»: Metamorphoses of Reality in the Labyrinth of Time. // East Lensing, Michigan: Russian Language Journal, 1988.

172. Peace R (Recensio) // Slavic rev. Stanford, 2001. - Vol.60, № 4.

173. Zubarev V/ (Recensio) // Slavic aI East Europ. j.- Tusson, 2001. Vol.45, №4. P. 773-775.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.