Концепции жизнестроительства как основа производственного искусства в России 1920 - 1930-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Черняева, Евгения Николаевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат наук Черняева, Евгения Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬСТВА В ИСКУССТВЕ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв
1.1. Концепции жизнестроительства в неклассической философии конца XIX - начала XX вв
1.2. Искусство как жизнестроительство в русской культурфилософии конца XIX - начала XX вв.
1.3. Трансформация концепций жизнестроительства в художественной культуре России 1920 - 1930-х гг
ГЛАВА И. ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ 1920-1930-х гг.
2.1. Жизнестроительные принципы производственного искусства в реализации разработок отечественного костюма 1920-х гг.
62
62
2.2. Проект прозодежды как способ формирования идеального образа советского человека в 1920-е гг.
2.3. Реализация образа советского человека в модной индустрии 1930-х гг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Образ мира в советской живописи конца 1920-х - 1930-х годов2010 год, кандидат искусствоведения Ершова, Светлана Сергеевна
Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 1920-1930-х гг.2009 год, кандидат искусствоведения Таньшина, Зоя Александровна
Авангардные опыты в текстиле 1920-х годов. Россия и Запад2005 год, кандидат искусствоведения Константинова, Юлия Александровна
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект2014 год, кандидат наук Чубаров, Игорь Михайлович
Эксперименты художников Парижской школы в области проектирования текстиля и костюма2009 год, кандидат искусствоведения Хорошилова, Ольга Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепции жизнестроительства как основа производственного искусства в России 1920 - 1930-х гг.»
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время пристальный взгляд российской научной общественности все чаще обращается к проблемам изучения и сохранения культурного наследия России первой половины XX века. Актуальность исследования обусловлена тем, что последние десятилетия характеризуются повышенным интересом исследователей различных сфер гуманитарного знания к изменениям, происходящим в России в 1920 -1930-е годы. Этот интерес объясняется тем, что именно в это время происходили ключевые события XX века, положившие начало необратимым процессам в культуре и искусстве, последствия которых мы ощущаем до сих пор.
В данном исследовании рассмотрены и проанализированы эскизы костюмов 1920 - 1930-х гг. как объект творчества профессиональных художников, ориентированного на развитие производственного искусства. Такое ограничение предметной области исследования выбрано сознательно, поскольку практическое воплощение разработок производственного искусства крайне ограничено. В условиях формирования советского общества концепции жизнестроительства явились основой становления нового искусства, связанного с зарождением образа советского человека. Подробный анализ формирования концепций жизнестроительства от искусства романтизма до появления производственного искусства начала XX века позволил выявить общую идейно-эстетическую позицию художников различных направлений, ориентированную на изменение общественного сознания с помощью художественных замыслов грандиозного масштаба, затрагивающих интересы всего человечества. Анализ исторической судьбы новаций авангарда позволил выявить характер их использования в экспериментах,
отразившихся в последующих художественных направлениях. Эти изменения затронули все виды искусства, но в первую очередь получили отражение в декоративно-прикладном искусстве, к которому относится искусство костюма. Именно костюм особенно чутко реагировал на изменения социальных и культурных интересов России как один из функциональных видов искусства, связанный с актуальными повседневными практиками.
Способом адаптации новых идей в костюме явилось построение образа на основе конструкции, отражающей его характерные черты, формирующие его декоративную сторону. В России 1920 - 1930-х гг. актуализируется идеальный образ советского человека, который транслировался художественными средствами изобразительного искусства и кино, и его внешний вид должен был поддерживаться конструкцией костюма. Такое понимание декоративности в новом искусстве задавалось требованиями не только индивидуальных творческих поисков художников в существующей социокультурной обстановке, но и общей тенденцией развития искусства и культуры в период смены эпох конца XIX -начала XX вв.
Степень изученности проблемы. Несмотря на обилие работ, посвященных производственному искусству, проблематика разработки костюма в рамках данного художественного направления изучена недостаточно. Невозможность четкого обозначения границ предметного поля связана с объективной двойственностью самого костюма: он принадлежит как миру повседневных практик, как предмет одежды, как защитная оболочка тела, так и эйдических образов как вид искусства. Однако чаще всего в научных работах актуализируется его технологическая сторона, связанная с решением функциональных задач.
История советского костюма явилась темой исследования российских ученых относительно недавно. Среди крупных исследователей данного
периода можно назвать лишь несколько имен: Ф.С. Рогинская [82 - 83], Т.К. Стриженова [100 - 102], A.A. Васильев [21 - 24], Ю.Б. Демиденко [36]. Отдельных аспектов изучения костюма первой четверти XX века касались Н.М. Калашникова [45 -47], Ф.М. Пармон [78, 79], Р.В. Захаржевская [42], Е.Б. Мурина [71]. Однако в последнее время интерес к этому периоду отечественной истории заметно возрастает, ученых все больше интересует костюм как способ реализации социокультурных идей в сфере художественной культуры, повседневности и быта. Социокультурному анализу костюма и индустрии моды посвящены работы Д.М. Раевой [81], О.В. Востриковой [29], Е.А. Аброзе [1], В.М. Липской [62]. Трансформация художественно-эстетических особенностей костюма исследуемого периода рассматривается в контексте социокультурных перемен такими исследователями как Т.О. Волобуева [28], J1.B. Елинер [38], Е.В. Савельева [86].
Целью данного исследования является выявление особенностей производственного искусства 1920 - 30-х гг. сквозь призму жизнестроительных концепций, являющихся своеобразным основанием художественной культуры России начала XX века.
Задачи исследования:
1. определить специфику концепций жизнестроительства и особенности их трансформации в отечественной культуре и искусстве начала XX века;
2. рассмотреть влияние жизнестроительных концепций на художественные практики 1920 - 30-х гг.;
3. эксплицировать основные принципы жизнестроительства в реализации разработок отечественного костюма 1920-х гг.,
4. проанализировать способы формирования идеального образа советского человека через проект производственной одежды;
5. описать образ советского человека, реализованного советской модной индустрией 1930-х гг.
Объект исследования - реализация концепций жизнестроительства в производственном искусстве 1920 - 30-х гг.
Предмет исследования - эскизы отечественного костюма как отражение идеального образа советского человека.
Научная новизна полученных результатов:
1. Выявлены культурфилософские и эстетические основания динамики концепций жизнестроительства в западноевропейской и отечественной художественной традиции конца XIX - начала XX вв.
2. Обоснованы характеристики идеального образа советского человека в авангардном искусстве в контексте реализации концепций жизнестроительства в России 1920 - 1930-х гг.
3. Определены способы реализации идеального образа советского человека в производственном искусстве на материалах авторских эскизов прозодежды художников-конструкторов и эскизов повседневной одежды, представленных в отечественных журналах мод 1920-х гг.
4. Выявлены особенности становления отечественной модной индустрии 1930-х гг. обеспечивающей интеграцию теоретических разработок и их практических способов реализации в стандартизации продукции в развитии массового производства одежды, ориентированной на воплощение образа советского человека.
Практическая и теоретическая значимость исследования обусловлена возможностью дальнейшего использования выводов в теоретических и прикладных исследованиях по истории производственного искусства и истории костюма. В научный оборот вводится теоретический, исторический и критический материал. Исследование может составить основу при подготовке статей, монографий, специализированных учебных пособий.
Основные источники исследования условно можно разделить на два больших блока, каждый из которых, в свою очередь, - на несколько групп. К первому блоку относятся материалы, касающиеся проблемы формирования и развития концепций жизнестроительства, ко второму следует отнести материалы, связанные с историей отечественного костюма.
К первой группе изученных источников относятся труды, раскрывающие сущность жизнестроительных идей, а также позволяющие проследить основные этапы их формирования и причины трансформации. Прежде всего это философские изыскания рубежа XIX - XX веков: Й.В.Ф. Шеллинга [111], А. Шопенгауэра [112], Ф. Ницше [73 - 76]. Общие принципы развития концепции понимания искусства как некоей силы, способной преобразовывать реальность, изложены в работах О.А. Кривцуна [57, 58], огромное количество исследований посвящено анализу и интерпретации философии Ф. Ницше, а также проблемам влияния его воззрений на русскую философскую мысль конца XIX - XX вв. Монография Э. Клюс «Ницше в России. Революция морального сознания» является одним из первых переведенных на русский язык исследований, посвященных истории восприятия философии Ф. Ницше в русской культуре рубежа XIX -XX веков [50]. Среди отечественных исследований стоит отметить работы И.В. Кондакова, Ю.В. Корж [55], А.Г. Кутлунина, М.А. Малышева [60], Ю.В. Синеокой [94] рассматривающие с различных точек зрения роль Ф. Ницше в русской художественной культуре и искусстве.
В русской философии рубежа XIX - XX вв. идеи жизнестроительства представлены в работах B.C. Соловьева. Свои эстетические принципы он излагает в исследовании «Первый шаг к положительной эстетике» [95], дальнейшее развитие его идеи получают в работах «Красота в природе», «Общий смысл искусства» [97], критических статьях и рецензиях посвященных русскому искусству. Концепция жизнетворческой функции искусства, выдвинутая B.C. Соловьевым, получила более полную разработку
в философии H.A. Бердяева. Среди значительного наследия автора особый интерес представляют работы «Смысл творчества» [10], в которой он выдвигает концепцию антроподицеи - оправдания человека творчеством, и «Самопознание» [9] - своеобразный итоговый труд Н. Бердяева, развивающий, в том числе, мысли высказанные в «Смысле творчества».
Философия Николая Бердяева и Владимира Соловьева значительно повлияла на мировоззрение русского Серебряного века. Идеи преображающей, жизнетворческой функции искусства, способной сотворить новый мир по законам творчества исповедовали поэты-символисты, художники авангардного направления, представители русской религиозной философии. Через посредничество футуристического блока авангарда концепции жизнестроительства слились с идеалами революции и социалистического строительства и получили свое завершение в манифестах Н. Чужака [109], Б. Арватова, О. Брика [15 - 17], А. Веснина, А. Гана, Н. Тарабукина.
Вторая группа литературных источников представлена работами, посвященными искусству рубежа XIX - XX вв. Общие проблемы искусства исследуемого периода представлены в ряде оригинальных авторских концепций, таких как «Модернизм» М.Ю. Германа [31], «О Модернизме» С. Можнягун [69], «Философия и искусство модернизма» И.С. Куликовой [59]. Отдельно следует выделить целый ряд работ академика Д.В. Сарабьянова «История русского искусства конца XIX - начала XX вв.» [88], «Русская живопись: пробуждение памяти» [90], «Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII - начала XX вв.» [89]. В целом ряде статей и монографий Д.В. Сарабьянов рассматривает особенности русского искусства рубежа веков с различных точек зрения в сравнении с западноевропейской культурой, в едином контексте их развития.
Среди работ, посвященных эстетическим проблемам искусства рубежа веков, особенно следует выделить работы Виктора Васильевича
Бычкова [18 - 20], который рассматривает эстетику начала XX века в неразрывной связи с современными процессами художественной культуры.
Специфике развития идей жизнестроительства в искусстве отечественного авангарда посвящены работы Е. Деготь [35], Н.Н. Александрова [2], С.О. Хан-Магомедова [108], сборник «Русский авангард 1910 - 1920-х годов в европейском контексте» [85], ряд статей Б.В. Гройса [32, 33]. Особенно следует выделить работу Е. Штейнера «Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х гг.» [113], в которой автор рассматривает специфические методы искусства, направленные на переустройство жизни и человека.
Второй блок источников также следует разделить на следующие группы. Во-первых, это работы теоретиков производственного искусства и конструкторов одежды, а также искусствоведов 1920 - 30-х гг. Особое место среди них занимает своеобразный манифест В.Ф. Степановой «Костюм сегодняшнего дня - Прозодежда» [99] написанный под псевдонимом Варст, где автор излагает основные принципы нового костюма, которые должны стать основой советской моды. Проблемам массовой одежды и формирования облика советского человека посвящены работы Е. Эйхенгольц [114], А. Экстер [115, 116], В. Фон-Мекк [107]. Кроме специалистов в области конструирования и дизайна одежды проблемами массового костюма занимались активисты производственного искусства - О. Брик [15 - 17], В.Ф. Плетнев, А.М. Родченко, а так же искусствоведы - Н. Тарабукин [ЮЗ], Ф.С. Рогинская [82, 83].
Во-вторых, работы по истории советского костюма. История советского костюма и моды стала темой исследования в отечественных ученых относительно недавно. Причиной такого положения дел является осторожность советских ученых в исследовании искусства отечественного авангарда. Первые исследования появляются в поздний советский период, именно они явились своеобразной основой данного научного направления. Особенно интересной представляется монография Т.К. Стриженовой
«Из истории советского костюма» [100] и ряд статей для журнала «Декоративное искусство» [101, 102], в которых на основе архивных материалов изучены творческие биографии крупнейших художников-модельеров первых десятилетий советского искусства. В дальнейшем интерес к советской моде и особенностям советской модной индустрии появляется в начале XXI века. Сегодня самым популярным отечественным историком моды, признанным специалистом в сфере моды начала XX века, является Александр Васильев [21 - 24], его работы богаты фактографическим материалом, воспоминаниями, фотоматериалами, однако для них свойственен ярко выраженный аспектный характер. В основе исследований отечественных ученых последних лет часто лежит узкоспециальный подход, так исследование Е.В. Савельевой [86], основано на антропологическом подходе к рассмотрению феномена моды. Рассмотрению художественно-эстетических особенностей элементов костюма и его восприятия посвящены работы JI.B. Балахиной [4], Г.С. Корнеевой [56], H.A. Архиповой [3]. Истории взаимоотношения власти и моды посвящены работы С. Журавлева и Ю. Гронова [40, 120], М. Заламбани [41] и Шт. Плаггенборга [80]. Авторы анализируют различные аспекты развития модной индустрии в СССР, а так же рассматривают формы отношения власти, общества и моды.
Источниковой базой исследования явились эскизы и фотографии из журналов мод рассматриваемого периода, а также эскизы и фотографии разработок художников-модельеров. В рамках исследования были проанализированы журналы для женщин, такие как «Журнал для хозяек» [124, 125], «Искусство одеваться» [128 - 130], «Новости моды» [199, 200], «Четыре сезона» [205, 206]. В число источников также вошли альбомы эскизов производственных предприятий, такие как «Журнал мод» Дома моделей треста «Ленинградодежда»» [126], «Модели белья и платья для индивидуального пошива» Дома моделей треста «Мосбелье»» [131] и др., а также архивные материалы, связанные с работой V Всероссийского съезда
работников швейной промышленности, общества «Искусство и революция», разработками Н.П. Ламановой, A.M. Родченко, В.Ф. Степановой.
В настоящее время обозначились различные подходы к изучению костюма: исторический, культурологический, социологический, искусствоведческий. Комплексные междисциплинарные исследования феномена костюма в настоящее время только в перспективе.
В основе методологии данного исследования лежат основополагающие принципы комплексного подхода, который предполагает совокупное изучение теоретических концепций и их практическое воплощение в искусстве; а также основные принципы иконографического метода анализа художественных произведений, позволяющие на основе формального анализа типизировать объекты исследования; принципы структурного анализа художественного произведения (выявление его основания и деление на элементы, рассмотрение отдельных элементов в системе их взаимосвязей, целостности).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Трансформация концепций жизнестроительства в западноевропейской и отечественной художественной традиции конца XIX - начала XX вв. обуславливается внешними факторами, связанными с дискретностью политико-экономической ситуации, социальных процессов, технической модернизации, и внутренними факторами, связанными с изменением мировоззренческих установок, эволюцией ценностных ориентаций, актуализацией чувственных истин, которые повлияли на изменения художественного менталитета и природы художественного образа.
2. Идеальный образ советского человека является ключевым ориентиром авангардного искусства, направленного на универсальное преображение действительности посредством обращения к повседневным
практикам, способствующим включенному формированию образа Нового человека.
3. Способом формирования идеального образа советского человека явился производственный костюм, выступающий в качестве одной из главных форм производственного искусства, характеризующегося установкой на реализацию концепций жизнестроительства.
4. Воплощением идеального образа советского человека в отечественных художественных практиках 1920-х гг. становится производственная одежда, являющаяся способом унификации повседневной жизни, в которой актуализируются жизнестроительные принципы советской идеологии.
1. Становление отечественной модной индустрии в 1930-е гг. определяется гиперболизацией идеи стандартизации как базового условия формирования массового производства одежды, связанного с утверждением художественного образа советского человека в контексте жизнестроительных концепций.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «Концепции жизнестроительства в искусстве России конца XIX - начала XX вв.», посвященной особенностям идей жизнестроительства в отечественной художественной культуре освещаются проблемы формирования и трансформации романтической идеи жизнетворческой функции искусства в практико-ориентированную теорию жизнестроительства. Первый параграф «Концепции жизнестроительства в неклассической философии конца XIX - начала XX вв.» посвящен описанию истоков формирования концепции искусства как жизнетворчества в европейской неклассической философии XIX - начала XX вв. Второй параграф «Искусство как жизнестроительство в русской культурфилософии конца XIX - начала XX вв.» посвящен вопросу
зарождения жизнестроитсльных идей в русской культурфилософии рубежа XIX - XX вв. Заключительный параграф первой главы «Трансформация концепций жизнестроительства в художественной культуре России 1920 -1930-х гг.» представляет собой анализ процесса трансформации концепции жизнестроительства в условиях отечественного авангарда, а также процесса сближения официальной идеологии советского государства с идеями художественного преобразования действительности.
Во второй главе «Образ советского человека как предмет производственного искусства в России 1920 - 1930-х гг.» выявлена роль жизнестроительных концепций в формировании образа советского человека в рамках производственного искусства 1920 - 1930-х гг. Первый параграф главы «Жизнестроительные принципы производственного искусства в реализации разработок отечественного костюма 1920-х гг.» представляет собой описание реализации жизнестроительных принципов производственного искусства на основе анализа эскизов костюмов, опубликованных в отечественных и зарубежных журналах мод 1920-х гг. Кроме того, в данном параграфе отражены основные направления работы в области развития отечественной модной индустрии. Второй параграф второй главы «Проект прозодежды как способ формирования идеального образа советского человека в 1920-е гг.» представляет собой анализ проекта прозодежды как одного из способов формирования идеального образа советского человека. Третий параграф второй главы «Реализация образа советского человека в модной индустрии 1930-х гг.» посвящен описанию реализации образа советского человека в модной индустрии 1930-х гг.
В заключении подведены итоги исследования, изложены его основные положения, сделаны выводы.
Также в структуру работы входит список литературы, список источников, список иллюстраций, иллюстрации.
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬСТВА В ИСКУССТВЕ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.
1.1. Концепции жизнестроительства в неклассической философии конца XIX - начала XX вв.
Концептуальная для символизма, а затем и для авангарда идея искусства как жизнестроительства восходит к европейской романтической традиции. Развитие идей, связанных с проблемой понимания искусства как жизнетворчества, можно найти в трудах, Новалиса, Ф.В.Й. Шеллинга, Ф. Ницше и пр.
В основе романтизма лежит принципиально новое мироощущение человека, чуждое прежней страсти к систематизированию как некоему универсальному опосредованию связи между «Я» и миром. Романтизм - это, прежде всего, другой способ переживания жизни, попытка найти и дать адекватное осмысление новому характеру отношений между человеком и миром. Специфика романтизма определяется переходным характером эпохи, что роднит его с другими переходными эпохами, когда человек становится творцом, художником в широком смысле слова, пытаясь внести гармонию в хаос, создать новый мир, причем, прежде всего внутри собственного «Я», а затем экстраполируя его вовне. Для романтиков характерен «эстетизм», тяготение к языку искусства как наиболее адекватной и плодотворной возможности создания новой реальности в руинах старой культуры.
Олег Кривцун отмечает, что возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, с реакцией на углубление острых противоречий цивилизации. «Романтики резко
дистанцировались от современного им экономического и социального порядка, считая его недостойным человеческой личности. Протест вызывали, с одной стороны, способы производства, формировавшие «частичного» человека, лишавшие его целостности и универсальности; с другой -усреднено-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий к искажению природы человека» [58; с. 48].
Особенность романтического мироощущения такова, что наиболее полно она проявилась именно в искусстве в силу того, что оно интуитивно полнее, целостнее и раньше других форм познания схватывает и осмысливает сущностные стороны эпохи. Рефлексируя целостность конкретного бытия культуры, искусство дает возможность понять своеобразие того типа культуры, к которому оно принадлежит.
Глобальная эстетизация бытия, стремление видеть в искусстве некую метафизическую основу мира, характерное для романтизма, уходит корнями в философию И. Канта. Но романтики не просто доводят до логического конца понимание искусства как посредника между миром свободы и миром необходимости, но придают ему статус некой высшей реальности и универсального языка символов. Символ раскрывает незримое в зримом, являет бесконечное в конечном. Романтики абсолютизируют художественное творчество как единственный путь полной реализации свободы, понятой как выражение многомерности и бездонности человеческого «Я».
Творчество понимается романтиками безгранично шире, нежели просто художественное творчество, как творение новой реальности, как сотворение самой жизни. Художественное творчество наделяется такими характеристиками как открытость, бесконечность, незавершенность, текучесть. В соединении с идеями полноты, целостности, всеохватности искусства такая трактовка творчества приводила к новым продуктивным результатам: стремлению расширить зону действия искусства, направить его потенциал вовне. «Эта невиданная ранее „самонадеянность" искусства, мыслящего себя средоточием важнейших истин и смыслов бытия,
обнаруживается и в новом взгляде на художника как исполнителя столь величественного замысла. Теперь он уже не мастер создания художественных иллюзий действительного мира, а Творец, Демиург, от которого ожидают много большего» [58; с. 49].
В творчестве романтиков постепенно вышла на первый план идея самоценности искусства. Таким образом, через воплощение принципов самодостаточности художественного творчества, искусство смогло реализовать себя как уникальная сфера деятельности человека, значимая и за своими пределами. В романтической традиции сложилось новое понимание искусства как синтетической самоценной реальности, как способа созидания, завершения строительства культуры. Следом за новым пониманием искусства вообще выкристаллизовывается новое понимание художественного произведения, процесса творчества и художника. Творчество мыслится романтиками более широко, как акт творения. Фигура художника поднимается на ступень выше, он становится творцом, демиургом. Как следствие - провозглашение самоценности художественного произведения — продукта творческого акта демиурга.
М.Ф. Овсянников в предисловии к «Философии искусства» Шеллинга говорит о том, что представления о переустройстве жизни посредством искусства носили у романтиков утопический характер, «красочное покрывало поэтической субъективности лишь маскирует все уродливое, дурное и низкое. Романтическая сверхактивность на поверку оказывается выражением глубочайшей созерцательности. Капитуляция перед действительностью у романтиков принимала форму сознательного противопоставления искусства жизни» [77; с. 24]. Однако идеи романтизма оказали действенный характер на развитие искусства в целом.
Романтики, в той или иной степени, оказали влияние на творчество таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, выявив целый ряд тем в особое проблемное поле, недоступное
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
«Изобразительное искусство Средней Азии в 1920-е – 1930-е годы: проблема репрезентации советского Востока»2023 год, кандидат наук Аббасова Галина Эльбрусовна
Советский костюм 1917-1921 гг. как отражение общественных перемен2006 год, кандидат исторических наук Савельева, Евгения Вадимовна
Особенности живописно-пластического языка в произведениях советских мастеров 1920–30-х годов на тему спорта2018 год, кандидат наук Малевинская Наталья Викторовна
Русский балетный костюм начала XX века: генезис и эволюция2021 год, кандидат наук Войтова Инна Анатольевна
Искусство графики Татарстана 1920-30-х годов2005 год, кандидат искусствоведения Улемнова, Ольга Львовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черняева, Евгения Николаевна, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аброзе Е.А. Индустрия моды в условиях глобализации культуры: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств: СПб., 2006 - 18 с.
2. Александров H.H. Работы по истории и теории дизайна и раннего модернизма. - М.: Издательство академии Тринитаризма, 2012. -140 с.
3. Архипова H.A. Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.06 / Моск. гос. текст, ун-т им. А.Н. Косыгина: М., 2011 -20 с.
4. Балахина Л.В. Трансформация S-образного силуэта европейского женского костюма конца XIX - начала XX вв.: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Алт. гос. ун-т: Барнаул, 2012 — 27 с.
5. Балдано И.Ц. Мода XX век: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 400 с.
6. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994.-528 с.
7. Бердяев H.A. Дух и реальность. - М.: ACT - Фолио, 2003 -
608 с.
8. Бердяев H.A. Кризис искусства. (Репринтное издание). - М.; СПб.: Интерпринт, 1990. - 48 с.
9. Бердяев H.A. Самопознание. - М.:ДЭМ - Международные отношения, 1990 - 336 с.
10. Бердяев H.A. Смысл творчества. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 414 с.
11. Бобринская Е.А. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания. 1995. - № 1. С. 476 - 492.
12. Бобринская Е.А. Мотивы «преодоления человека» в эстетике русских футуристов // Вопросы искусствознания. 1994. -№ 1. С. 199 - 211.
13. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. - М.: Галарт, Олма-Пресс, 2000. - 175 с.
14. Бородина А., Бородин Д. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 20-х - 30-х годах // Женские и тендерные исследования в Тверском государственном университете. - Тверь: 2000. - С. 45 - 51. [Электронный ресурс]: http://www.a-z.ru/women_cdl/html/borodini.htm#note4 (Дата обращения 06.07.2013)
15. Брик О.М. Дренаж искусству // Искусство коммуны, 1918. - № 1.-С. 1 -2.
16. Брик О.М. От картины к ситцу // ЛЕФ, 1924. - № 2. - С. 27 -34. // Советская литература [Электронный ресурс]: URL: http://www.ruthenia.ru/sovlit/jour.html (дата обращения 14.05.2013)
17. Брик О.М. Художник и коммуна // Изобразительное искусство. 1919. -№ 1. - С. 25 - 26.
18. Бычков В.В. Теургическая эстетика Николая Бердяева. // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. - М.: ИФ РАН, 2005. - Вып. 1. - С. 39 - 66.
19. Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма. // История философии. - М.: ИФ РАН, 1999. - № 4. - С. 3 - 43.
20. Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. 1999. - № 1. - С. 83 - 104.
21. Васильев A.A. Красота в изгнании. - Изд. 8-е в 2т. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2008. - Т. 1.: Королевы подиума. - 352 с.
22. Васильев A.A. Красота в изгнании. - Изд. 8-е в 2т. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2008. - Т.2.: Русские дома моды: Париж, Лондон, Нью-Йорк. - 352 с.
23. Васильев A.A. Русская мода. 150 лет в фотографиях. - М.: Слово / SLOVO, 2004. - 448 с.
24. Васильев A.A. Этюды о моде и стиле. - М.: Альпина нон -фикшн, Глагол, 2008. - 560 с.
25. Васильченко A.B. Мода и фашизм. - М.: Вече, 2009. - 288 с.
26. Винниченко И.В. Советская повседневность 50-х - середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике. -Омск: Омский государственный институт сервиса, 2010. -234 с.
27. Вислова A.B. На грани игры и жизни (игра и театральность в художественной жизни России Серебряного века) // Вопросы философии. 1997.-№ 12.-С. 28 -38.
28. Волобуева Т.О. Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX - начала XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Рос. гос. ун-т туризма и сервиса: М., 2008 - 26 с.
29. Вострикова О.В. Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти XX века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова: М. 2004. - 26 с.
30. Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника («Положительная эсетика Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество») // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М.: Искусство, 1991. - С. 8 - 29.
31. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 480 с.
32. Гройс Б.В. В поисках утраченной эстетической власти // Советское искусствознание. 1991. -№ 27. - С. 58-75.
33. Гройс Б.В. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» // Вопросы философии. - 1990. - № 11. - С. 67 - 73.
34. Дашкова Т. Трансформация женских образов на страницах советских журналов 1920-1930-х годов [рукопись] - Женский дискурс в литературном процессе России конца XX века [Электронный ресурс]: http://www.a-z.ru/women_cdl/html/dashkova.htm (Дата обращения: 07.07.2013)
35. Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000.
- 224 с.
36. Демиденко Ю. Подиум Серебряного века. От «Утреннего Бакста» до «нормалей одежды». // «Наше Наследие». - 2002. - № 63 - 64 // [Электронный ресурс]: URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6405.php (дата обращения: 11.05.13)
37. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. Пер. с польск. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 296 с.
38. Елинер Л.В. Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков: генезис и основные направления: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад.: СПб., 2008- 18 с.
39. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма, -М.: Наука, 1989.- 176 с.
40. Журавлев С., Тронов Ю. Власть моды и Советская власть: История противостояния // Полит.ру [Электронный ресурс]: URL: http://polit.ru/article/2006/12/21/fashion/ (дата обращения: 01.06.13)
41. Заламбани М. Искусство в производстве: Авангард и революция в Советской России 20-х годов. / Пер. с итал. Н.Б. Кардановой. -М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. - 240 с.
42. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. - 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2004. - 288 с.
43. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. - М.: РОССПЭН, 1999.-229 с.
44. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984, - 608 с,
45. Калашникова Н.М. Народные традиции в российской моде
XVIII - начала XX вв. // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии - СПб.: СПГУТД, 2004. - С. 43 - 57.
46. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учеб. пособие. - М.: Сварог и К, 2002. - 374 с.
47. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России
XIX - XX веков: учебное пособие. - СПб.: СПГУТД, 1996. - 134 с.
48. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Искусство, 1992.- 108 с.
49. Кириченко Е.И. Эстетические утопии «серебряного века» в России. // Художественные модели мироздания. Кн. 2.: XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. - М.: Наука, 1999. -С. 21-43.
50. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. -СПб., 1999 // Фридрих Ницше [Электронный ресурс]: URL: http://www.nietzsche.ru/around/russia/klust/ (дата обращения: 15.08.2012)
51. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 144 с.
52. Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 160 с.
53. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк): Учебник. - М.: Наука, 1994. - 378 с.
54. Кондаков И.В. Культура России. Краткий очерк истории и теории. - М.: Книжный дом «Университет», 2007. - 360 с.
55. Кондаков И.В., Корж Ю.В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. - 2000. - № 6. - С. 176- 186.
56. Корнеева Г.С. Художественно-эстетические особенности декоративных элементов в женском костюме XX века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Алт. гос. ун-т: Барнаул, 2012 - 28 с.
57. Кривцун O.A. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. - М.: Наука, 1992. - 301 с.
58. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. -
434 с.
59. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М.: Политиздат, 1980. - 272 с.
60. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше // Философские науки. - 1990. - № 9. -С. 67-76.
61. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Библиотека газеты революция [Электронный ресурс]: URL: http://www.revolucia.ru/org_lit.htm (Дата обращения 13.08.13)
62. Липская В.М. Костюм в системе культуры: философско-культурологический анализ: автореферат дис. ... доктора философских наук : 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2012 - 32 с.
63. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера. // Рихард Вагнер. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.
64. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат 1991. - 525 с.
65. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. -704 с.
66. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. - М.: Наука, 1992 - 326 с.
67. Малинина Т.Г. Стилевой проект века. Об истоках и природе Ар Деко // Художественные модели мироздания XX века. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. - М.: Наука, 1990. - С. 175 - 205.
68. Манин B.C. Искусство в резервации. Художественная жизнь России 1917-1941 гг. - М.: Едиториал УРСС, 1999. - 264 с.
69. Можнягун С. О модернизме. - М.: Искусство, 1970. - 280 с.
70. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 356 с.
71. Мурина Е. Ткани Любови Поповой. // Декоративное искусство. - 1967,-№ 8(117).-С. 24-28.
72. Науменко И.А. Философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель). // История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: в 6 т. - М.: Искусство, 1987. - Т.4. - 525 с.
73. Ницше Ф. Избранные произведения: в 3 т. - М.: REFL-book, 1994.-Т.2.-400 с.
74. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Культурная революция, 2005. - Т. 12. - 560 с.
75. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. -М: Мысль, 1990.-Т. 1.-829 с.
76. Ницше Ф. Странник и его тень. - М.: Refl-book, 1994. - 400 с.
77. Овсянников М.Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм. // Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. С. 19 - 43.
78. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. - М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с.
79. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легпромбытиздат, 1994. - 269 с.
80. Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между октябрьской революцией и эпохой сталинизма. / Пер. с нем. Ирины Карташевой. - СПб.: Журнал «Нева», 2000. - 416 с.
81. Раева Д.М. Социокультурный анализ советской моды 20 - 30-х гг. XX века: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т: Нижний Новгород, 2007. - 39 с.
82. Рогинская Ф.С. Проблема костюма // Советское искусство, 1926.-№7.-С. 63 -67.
83. Рогинская Ф.С. Текстиль и художественная культура // Советское искусство, 1924. - № 4. - С. 13-19.
84. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. - М.: Искуксство, 1995. - 452 с.
85. Русский авангард 1910 - 1920-х годов в европейском контексте. - М.: Наука, 2000. - 310 с.
86. Савельева Е.В. Советский костюм 1917 - 1921 гг. как отражение общественных перемен: автореф. Дис. Канд. Ист. Наук. - М.: 2006. - 22 с.
87. Сарабьянов Д.В. Авангард и традиция // Русская живопись. Пробуждение памяти. - М.: Искусствознание, 1998. - С. 173 - 178.
88. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX -начала XX вв. -М: Издательство МГУ, 1993. - 320 с.
89. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII - начала XX вв. - М.: Искусство XXI век, 2003. - 296 с.
90. Сарабьянов Д.В. Русская живопись: Пробуждение памяти. -М.: Искусствознание, 1998.-431 с.
91. Сарабьянов Д.В. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли. // Русская живопись. Пробуждение памяти. - М.: Искусствознание, 1998. - С. 165 - 173.
92. Семашко Н.А. Искусство одеваться. - М.; JL: Государственное издательство, 1927. - 24 с.
93. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М. РОССПЭН, 1999. - 383 с.
94. Синеокая Ю.В. Российская ницшеана // Ницше: Pro et contra / Сост., вступ. ст., премеч. и библиогр. Ю.В. Синеокой. - СПб.: РХГИ, 2001. -С. 7-34.
95. Соловьев B.C. Литературная критика. - М.: Современник, 1990.-422 с.
96. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль (Букинистика), 1990-Т.1.-894 с.
97. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - 701 с.
98. Степанов Н. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1975. - 280 с.
99. Степанова В.Ф. Костюм сегодняшнего дня - Прозодежда // ЛЕФ - 1923. - № 2. - С. 65 // Говорит Москва [Электронный ресурс]: URL: http://www.ruthenia.ru/moskva/origins/design/varst.htm (дата обращения: 11.05.13)
100. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. - М.: Советский художник, 1972. - 112 с.
101. Стриженова Т.К. Советская мода на международной выставке. // Декоративное искусство. - 1967. - № 8(117). - С. 10-15.
102. Стриженова Т.К. У истоков советского массового костюма // Декоративное искусство. - 1972. - № 6(175). - С. 41 - 43.
103. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: ГИТИС, 1994.- 155 с.
104. Третьяков С. Откуда и куда? Перспективы футуризма. // ЛЕФ, 1923.-№ 1.-С. 192-203.
105. Уварова И. «Вещи тянут к себе в нору...» // Декоративное искусство. - 1968. -№ 9(130). - С. 29 - 33.
106. Федоров Н. Философия общего дела: в 2т. - М.: ACT, 2003. -Т.1.-699 с.
107. Фон-Мекк В. Костюм и революция // Ателье, 1923. - № 1. -С. 31-32.
108. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995.-423 с.
109. Чужак Н. Под знаком жизнестроения // ЛЕФ, 1923. - № 1. С. 12-39.
110. Чуковский К. Люди и книги. - М.: Художественная литература, 1957. - 672 с.
111. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. -
496 с.
112. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т. - М: Республика, 1991.-Т.1.-395 с.
113. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х гг. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 256 с.
114. Эйхенгольц Е. Проблемы массовой одежды. М. - Л.: Изфронт, 1931.- 128 с.
115. Экстер А. В конструктивной одежде // Ателье, 1923. - № 1. -С. 4 - 5.
116. Экстер А. Простота и практичность в одежде // Красная Нива. - 1923.-№21.-С. 31.
117. Якимович А.К. Магическая вселенная. - М.: Галарт, 1995. -
168 с.
118. Business: Haute Couture // Time Magazine [Электронный ресурс]: URL: http://www.time.c0m/time/magazine/article/0,9171,747679-6,00.html (дата обращения 01.06.13)
119. Costantino M. Fashions of decade. The 1930 s. - NY.: Infobase Publishing, 2007. - 64 p.
120. Gronow Jukka. Caviar with Champagne: Common Luxury and the Ideals of the Good Life in Stalin's Russia. - Berg: Oxford and New York, 2003. -198 p.
121. Herald, Jacqueline. Fashions of decade. The 1920 s. - NY.: Infobase Publishing, 2007. - 64 p.
122. Mc Evoy, Anne. The 1920s and 1930s. Costume and fashion source books. - NY.: Bailey Publishing Associates Ltd, 2009. - 64 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
123. Ателье.-М.: 1923.-№ 1.-42 с.
124. Журнал для хозяек, 1922. - № 5. - 28 с.
125. Журнал для хозяек, 1923. - № 2. - 28 с.
126. Журнал мод Дома моделей треста «Ленинградодежда». - Л.: Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1937. - 46 с.
127. Искусство в быту. - 1925. - 36 с.
128. Искусство одеваться - Л.: Красная газета, 1928. -№ 1. - 34 с.
129. Искусство одеваться - Л.: Красная газета, 1929. - № 1. - 34 с.
130. Искусство одеваться - Л.: Красная газета, 1929. - № 5. - 34 с.
131. Модели белья и платья для индивидуального пошива. Дома моделей треста «Мосбелье». - М.: Гизлегпром, 1934. - 42 с.
132. Модели дамской верхней одежды и платья. - М.: Гизлегпром, 1934.-№ 1.-36 с.
133. Модели дамской верхней одежды и платья. - М.: Гизлегпром, 1934.-№ 2.-36 с.
134. Модели сезона. - М.: Гизлегпром, 1939. - № 4. - 46 с.
135. Модели сезона. - М.: Гизлегпром, 1940. - № 3. - 46 с.
136. Модный мир. - Одесса: Одеспол1граф, 1928.-№ 1.-32 с.
137. Моды лета. Производственный альбом для швейных предприятий. - М.; Л.: КОИЗ, 1935. - 49 с.
138. Моды лета. Производственный альбом для швейных предприятий. - М.; Л.: КОИЗ, 1936. - 42 с.
139. Моды сезона, Лето 1935. - М.; Л.: Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1935. - 30 с.
140. Моды сезона. - М.: Акционерное издательское общество «Огонек», 1930.-№ 1.-42 с.
141. Моды сезона. - M.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1928. -№ 1-2.-34 с.
142. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1928. - № 3-4. - 34 с.
143. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1928. - № 5-6. - 34 с.
144. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1928. - № 7-8. - 34 с.
145. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1928.-№9-10.-34 с.
146. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1929. - № 1-2. - 34 с.
147. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1929. - № 3-4. - 34 с.
148. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1929. - № 5-6. - 34 с.
149. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1929. - № 7-8. - 34 с.
150. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1929.-№ 11-12.-34 с.
151. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1930. -№ 1.-38 с.
152. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1930. - № 2. - 38 с.
153. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1931. - № 1. - 42 с.
154. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1931. - № 2. - 42 с.
155. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1931. - № 3. - 42 с.
156. Моды сезона. - М.: Акционерное Издательское Общество «Огонек», 1931. - № 4. - 42 с.
157. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1934. - № 4. - 34 с.
158. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1933. - № 1. - 46 с.
159. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1933. - № 2. - 46 с.
160. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1933. - № 3. - 46 с.
161. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1933. - № 4. - 46 с.
162. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1934. - № 3. - 46 с.
163. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1934. - № 4. - 46 с.
164. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1935. -№ 1. -46 с.
165. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1935. - № 2. - 46 с.
166. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1935. - № 3. - 46 с.
167. Моды сезона. - М.: Журнально-газетное объединение Мособлполиграфа, 1935. - № 4. - 46 с.
168. Моды сезона. Лето 1935. - М.; Л.-.Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1935. - 46 с.
169. Моды.-М.: Гизлегпром, 1938.-№ 1.-36 с.
170. Моды. -М.: Гизлегпром, 1938. -№ 2.-36 с.
171. Моды.-М.: Гизлегпром, 1939. - № 2. - 38 с.
172. Моды.-М.: Моды, 1924.-№ 1.-24 с.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.
180.
181.
182.
183.
184.
185.
186,
187,
188,
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
Моды. -М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. -М.: Моды Моды. -М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. -М.: Моды Моды. -М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. -М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. -М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. - М.: Моды Моды. -М.: Моды
924.-№2.-24 с.
924.-№4.-24 с.
925.-№ 1.-28 с. 925.-№2.-28 с. 925.-№3.-26 с.
925.-№4.-28 с.
926.-№ 1.-26 с. 926.-№2.-26 с. 926.-№ 3.-26 с. 926.-№4.-26 с. 926.-№ 5.-26 с. 926.-№ 6.-26 с.
926. - № 7. - 26 с.
927.-№2.-28 с. 927.-№3.-28 с. 927.-№4-30 с. 927.-№5.-28 с. 927.-№6.-28 с.
927.-№7.-28 с.
928. -№ 1.-28 с. 928.-№2.-28 с. 928. -№ 3.-28 с. 928.-№4.-30 с. 928.-№5.-28 с. 928.-№6.-28 с.
928.-№ 7.-28 с. Новости моды. - 1923. - № 1. - 36 с. Новости моды. - 1923. - № 4. - 36 с. РГАЛИ. Ф. № 792, оп. № 3, ед.хр. 20. Л. 1. РГАЛИ. Ф. № 941,оп. № 10, ед. хр. 341
203. РГАЛИ. Ф. № 965, оп. 1 ед.хр. 76. Л.1.
204. Тезисы докладов к V Всероссийскому съезду работников Швейной промышленности // ГАРФ Фонд 5458. Оп.6 ед.хр. 5. Л. 3 - 4.
205. Четыре сезона. Листок женщины. - 1927. - № 1. - 38 с.
206. Четыре сезона. Листок женщины. - 1927. - № 4. - 38 с.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
1. Титульный лист журнала «Моды», 1924 г. - №1 [172].
2. Эскизы платьев из журнала «National Style ВооК», New York, 1924.
3. Эскиз модели костюма элементами декора, характерными для традиционного русского костюма. Журнал «Моды», 1924 г., № 2 [173; с.5].
4. Кафтан из двух владимирских полотенец. Эскиз В.И. Мухиной по модели Н.П. Ламановой. Альбом «Искусство в быту», таблица № 19 [127; с. 19].
5. Эскизы моделей женских блуз из журнала «Моды», 1925 г., № 4 [178; с. 20].
6. Эскизы моделей женских блуз из журнала «Моды», 1926 г., № 1 [179; с. 24].
7. Эскизы моделей женских платьев из журнала «Моды», 1927 г., № 4 [188; с. 7].
8. Эскизы моделей женских платьев из журнала «Моды», 1927 г., № 4 [188; с. 6].
9. Эскизы моделей женских платьев из журнала «Моды», 1928 г., № 7 [198; с. 2].
10.Эскизы моделей женских платьев из журнала «Четыре сезона. Листок женщины». Лето 1927 г., № 1 [205; с. 15].
11.Эскизы моделей женских платьев из журнала «Четыре сезона. Листок женщины». Лето 1927 г., № 1 [205; с. 14].
12.Эскизы моделей женских костюмов из журнала «Искусство одеваться», 1929 г., № 1 [129; с. 28].
13.Эскизы моделей женских платьев из журнала «Искусство одеваться», 1929 г., №5 [130; с. 11].
14.Фотография, 1921 г. «Модные парижане на прогулке в Булонском лесу» из книги «Fashions of decade. The 1920 s» [121; с. 34].
15.«Как одевается советская женщина». Фотоколлаж из журнала «Четыре сезона. Листок женщины». Лето 1928 г., № 4 [204; с. 19 - 20].
16.Родченко A.M. Комбинезон. Фото автора в комбинезоне. Эскиз-схема. Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма» [100; с. 85].
17.Эскизы костюмов В. Степановой к постановке «Смерть Тарелкина». Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма» [100; С. 86-87].
18.Эскизы костюмов В. Степановой к постановке «Смерть Тарелкина». Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма» [100; С. 86-87].
19. Эскизы массового костюма и прозодежды А. Экстер. Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма» [100; с. 75].
20.Эскизы спортивных костюмов А. Экстер. Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма» [100; с. 96].
21.Степанова В.Ф. Эскиз женского производственного костюма.
22.Степанова В.Ф. Эскиз женского производственного костюма.
23.Степанова В. Ф. Эскиз спортивного костюма.
24.Степанова В.Ф. Эскиз спортивного костюма.
25.Эскиз текстильного рисунка «Аэропланы», 1930-е гг.
26.Белоземцева О. Эскиз текстильного рисунка «Октябрь», 1930 г.
27.Маслов В. Эскиз текстильного рисунка «Сельское потребительское общество», 1930-е гг.
28.Лехтман Д. Эскиз текстильного рисунка «Ткачихи у станков», 1930-е гг.
29.Преображенская Д. Эскиз текстильного рисунка «Паровоз», 1927 г.
30.Щуко К. Эскиз текстильного рисунка «Деревенский комсомол», 1930-е гг.
31.Грюн О. Эскиз текстильного рисунка. Декоративный ситец, 1924 -25 гг.
32.Бурылин С. Эскиз текстильного рисунка «Трактор», конец 1920-х гг.
33.Бурылин С. Эскиз текстильного рисунка «Фабрика», конец 1920-х гг.
34.Эскиз текстильного рисунка Трехгороной мануфактуры, 1930-е гг.
35.Эскизы женских вечерних платьев из журнала «Моды сезона», 1930 г., №2 [152; с. 25].
36.Эскизы женских вечерних платьев из журнала «Моды сезона», 1930 г., №2 [152; с. 26].
37.Эскизы женских пальто и костюмов из журнала «Моды сезона», 1931 г., № 1 [153; с. 18].
38.Эскизы женских костюмов из журнала «Моды сезона», 1931 г., № 2 [154; С. 12-13].
39.Эскизы модных женских костюмов 1931 - 32 гг. По мотивам журнала «Vogue». Из книги «Fashions of decade. The 1930 s» [119; с. 29].
40.Эскиз модных женских костюмов 1930 г. Из книги «Fashions of decade. The 1930 s» [119; с. 16].
41.Страница из каталога одежды, 1931 г. Из книги «The 1920s and 1930s. Costume and fashion source books» [122; c. 28].
42.Эскизы спортивных костюмов со страниц иностранных каталогов. Из книги «The 1920s and 1930s. Costume and fashion source books» [122; c.46].
43.Эскизы женских и детских спортивных костюмов из журнала «Моды сезона», 1934 г. № 4 [163; с. 18].
44.Эскизы производственной одежды из журнала «Моды сезона», 1934 г. №4 [163; с. 19].
45. Рисунки ткани выполненные по эскизам Л. Поповой
46. Эскиз рисунка для ткани JI. Поповой 1923 - 1924 гг.
47.Эскиз рисунка для ткани JL Поповой 1923 - 1924 гг.
48.Эскиз рисунка для ткани JT. Поповой 1923 - 1924 гг.
Моды /Ш г..
Unusual Values СЪ
Stylish Jbresses
at
Moderate Prices
Imported KiMne I
m
wmu Rfntri
fltH
Q98
See 0»p«*lM Pat« tor D«»e»lptlor»* ami Otlnr Colon of Th»** Chi»mlnj DO NOT DELAY YtHJR ORDEA BY FORGETTING TO GIVE SIZE AND COLOR DESIRED
Page 31
2. Эскизы платьев из журнала «National Style ВооК», New York, 1924.
3. Эскиз модели костюма с элементами декора, характерными для традиционного русского костюма. Журнал «Моды», 1924 г., № 2.
кнфтпн
Кафтан сделан из двух холшевых кустарных полотенец: юбка сделана или из такого же холста, или из какой-либо другой материи сини о или черною цвета Кафтан определяется шириной полотенец- Боковые полотнища сдерну ш на резинку на высоте бедер или немного ниже (в зависимости от фиг\ры), но только отнюдь не
1ев*й* НИ» ____
ПОЛОТЕНЕЦ
над талией, чтобы не нарушалась форма прямоугольника Естественная ширина полотенца спадает с плеча наподобие короткого рукам. ?Уту же форму можно делать и из другой ткани бумажной или шерстяной: в *том случае вышивка заменяется полосатой матерней Рис 1 развернутый план кафтана. Рис. 2—спина
4. Кафтан из двух владимирских полотенец. Эскиз В.И. Мухиной
по модели Н.П. Ламановой. Альбом «Искусство в быту», таблица № 19.
лгоя/ь/
Иие«тся «ыкройка » иа туральиую »«личину, (см цемы пр(Пс*ур»и1в1.
Име«кя «икройкл в иа туральму» «ели шну, 1Сы пени прШскУртт«!
.Х&ггъсэ-
10. Эскизы моделей женских платьев из журнала
«Четыре сезона. Листок женщины». Лето 1927 г., № 1.
•19 2-7 г,.
| » - г*
^¿.ч-с
11. Эскизы моделей женских платьев из журнала
«Четыре сезона. Листок женщины». Лето 1927 г., № 1.
• * *•«• »*» г те**» и »«♦ I ••<•< и«4 • • • <И • »« •
».*■«■•»• И»|И*4 кИЧ •• ММ |||МММ •••*> г» 1»г
• ««»,•• »«„ • • • I »< •
» '»»II» »- т- »»».«• I, • • I *»< * •
• • »• и» а *ции
12. Эскизы моделей женских костюмов из журнала «Искусство одеваться», 1929 г., № 1.
13. Эскизы моделей женских платьев из журнала «Искусство одеваться», 1929 г., № 5.
<•13
I i
14. Фотография, 1921 г. «Модные парижане на прогулке в Булонском лесу» из книги «Fashions of decade. The 1920 s».
15. «Как одевается советская женщина». Фотоколлаж из журнала «Четыре сезона. Листок женщины». Лето 1928 г., № 4.
16. Родченко A.M. Комбинезон. Фото автора в комбинезоне. Эскиз-схема. Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма».
Брднддхлыстсзеп
17. Эскизы костюмов В. Степановой к постановке «Смерть тарелкина». Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма».
18. Эскизы костюмов В. Степановой к постановке «Смерть тарелкина». Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма».
19. Эскизы массового костюма и прозодежды А. Экстер.
Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма».
20. Эскизы спортивных костюмов А. Экстер.
Из книги Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма».
21. Степанова В.Ф. Эскиз женского производственного костюма.
23. Степанова В.Ф. Эскиз спортивного костюма.
26. Белоземцева О. Эскиз текстильного рисунка «Октябрь», 1930 г.
27. Маслов В. Эскиз текстильного рисунка «Сельское потребительское общество», 1930-е гг.
28. Лехтман Д. Эскиз текстильного рисунка «Ткачихи у станков», 1930-е гг.
30. Щуко К. Эскиз текстильного рисунка «Деревенский комсомол», 1930-е гг.
31. Грюн О. Эскиз текстильного рисунка. Декоративный ситец, 1924 - 25 гг.
32. Бурылин С. Эскиз текстильного рисунка «Трактор», конец 1920-х гг.
34. Эскиз текстильного рисунка Трехгороной мануфактуры, 1930-е гг.
35. Эскизы женских вечерних платьев из журнала «Моды сезона», 1930 г., № 2.
СГЛСгЛ
36. Эскизы женских вечерних платьев из журнала «Моды сезона», 1930 г., № 2.
моды
СЕЗОНЯ
37. Эскизы женских пальто и костюмов из журнала «Моды сезона», 1931 г., № 1.
38. Эскизы женских костюмов из журнала «Моды сезона», 1931 г., № 2.
39. Эскизы модных женских костюмов 1931 - 32 гг. По мотивам журнала «Vogue». Из книги «Fashions of decade. The 1930 s».
40. Эскиз модных женских костюмов 1930 г. Из книги «Fashions of decade. The 1930 s».
41. Страница из каталога одежды, 1931 г.
Из книги «The 1920s and 1930s. Costume and fashion source books».
42. Эскизы спортивных костюмов со страниц иностранных каталогов. Из книги «The 1920s and 1930s. Costume and fashion source books».
84 Спортивные куртки из Лайки или сукна дли зимнего спорта.
8S. Вя <аные носки, перчатки. шарфик и шапочка для зимнего спорта. $Ь. Детский лыжный костим и.< дайки или шерсти. 87, 88. Женские лыжные костюмы из плотной шерсти или байки
80. Спортивный костюм с четырьмя накладными карманами. Юбка с широко отстроченными швами. Рукава с кокеткой кроятся вместе.
• • •о&З*'» • 1 1
1 • « н 1 \ \ д
1«.
43. Эскизы женских и детских спортивных костюмов из журнала «Моды сезона», 1934 г. № 4.
л и
ил
\
ГА
90. Фарт/к длч домашних га'"",т-41. РлГ|.1»*ий чала! из сатина, «членкора и 1и ..ар'* и
Чаи- дм медицинских работ ни-ч"*.ц . •> 1.1 егинающимис ч рука нами «К Спгцонка И1 х члч.13, саржи или прочен1 а.
4. М'чипин кий халат Пчтоиицы на р-.канах ^ тужат лли пристегивании х ¡четий -и при ЗЯ1 >''ииании рчкаиов.
—' N
и ¥ 4 М '
1 4 1 1 1
44. Эскизы производственной одежды из журнала «Моды сезона», 1934 г. № 4.
47. Эскиз рисунка для ткани Л. Поповой 1923 - 1924 гг.
48. Эскиз рисунка для ткани Л. Поповой 1923 - 1924 гг.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.