Концепт "NORTH" в "Северных рассказах" Джека Лондона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Лютянский, Виктор Михайлович

  • Лютянский, Виктор Михайлович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Северодвинск
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 206
Лютянский, Виктор Михайлович. Концепт "NORTH" в "Северных рассказах" Джека Лондона: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Северодвинск. 2011. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лютянский, Виктор Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ 1. Понятие художественной картины мира в современной лингвистике

§ 2. Художественный концепт как единица художественной картины мира.

§ 3. Художественное пространство. Ориентация по сторонам света.

§ 4. Север как культурологический феномен. «Северные рассказы» Джека

Лондона.

Выводы.

ГЛАВА II. ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «NORTH» В

СЕВЕРНЫХ РАССКАЗАХ» ДЖЕКА ЛОНДОНА.

§ 1. Методика формирования исследовательского корпуса.

§ 2. Признаки этимологического слоя.

§ 3. Признаки понятийного слоя.

§ 4. Признаки образного слоя.

§ 5. Признаки оценочного слоя.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт "NORTH" в "Северных рассказах" Джека Лондона»

Настоящее исследование посвящено выявлению структуры концепта «NORTH» и систематизации языковых средств его реализации в художественной картине мира Джека Лондона.

Актуальность диссертационной работы обусловлена следующими факторами: во-первых, не ослабевающим интересом лингвистов к проблемам языковой концептуализации различных фрагментов объективной действительности; во-вторых, отсутствием общепринятой методологии описания концептов, неоднозначностью трактовки понятий «концепт», «художественный концепт», «художественная картина мира»; в-третьих, обращением к категории пространства как всеобщей форме бытия материального мира, определяющей мировидение человека.

Объектом исследования является концепт «NORTH» в «северных рассказах» Джека Лондона.

Предмет исследования - языковые средства выражения концепта «NORTH» в художественной картине мира Джека Лондона.

Материал исследования включает 8606 художественных контекстов (1-2 предложения, объективирующие изучаемый концепт), извлеченных методом сплошной выборки из 30 «северных рассказов» Джека Лондона: «In a Far Country», «The Men of Forty Mile», «An Odyssey of the North», «The Priestly Prerogative», «The Son of the Wolf», «To the Man on the Trail», «The White Silence», «The Wife of a King», «The Wisdom of the Trail», «In the Forests of the North», «The Law of Life», «Nam-Bok the Unveracious», «The Master of Mystery», «The Sunlanders», «The Sickness of Lone Chief», «Keesh, Son of Keesh», «The Death of Ligoun», «Li-Wan, the Fair», «The League of Old Men», «The God of His Fathers», «The Great Interrogation», «Which Make Men Remember», «Siwash», «The Man with the Gash», «Jan the Unrepentant», «Grit of Women», «Where the Trail Forks», «А Daughter of the Aurora», «At the Rainbow's End», «The Scorn of Women». Общий объем рассказов - 570 страниц.

Художественное наследие Джека Лондона - крупного художника слова, осваивавшего во многом уникальный жизненный материал, им лично пережитый - обширно, хотя и неравноценно. «Северные рассказы» рисуют исключительно яркий, своеобразный мир Севера, полный, действия, энергии, человеческой активности. Многие и сейчас знают об этом далеком крае лишь то, что когда-то было рассказано писателем.

В наши; дни интерес к творчеству, Джека' Лондона, казалось-, утихший, возрождается [Быков, 1983; Стоун; 1987; Фонср,- 1966; Шефер, 1983, Reesman, 2009 и др.]. Причина этого кроется в том, что ХХГ век со всей очевидностью поставил человечество перед ,необходимостью признать остроту и актуальность проблемы кризиса современной цивилизации, обнаружил уязвимость мировоззрения людей, делающих ставку только • на: технократический путь развития; который ведет к утрате связи человека с природой, частью которой он является. Джек Лондон еще в начале XX века, задолго до того; как это стало предметом дискуссий в широких общественных и- научных кругах, осознал важность данной проблемы. V

Исследования; посвященные: творчеству Джека Лондона, носят литературоведческий характер- [Лунина; 2010; Цекова, 2002;: Чебан,, 2008 и* др.]. Лингвистических работ, выполненных; на материале произведений! этого мастера художественного слова, в частности, на материале «северных рассказов»^ насколько нам; известно, нет. '

К, анализу привлекались данные толковых, этимологических,: фразеологических и других словарей. Общее количество лексикографических источников составляет 26 наименований,,включая электронные словари Интернет-ресурса. ■ Bi работе также1 использовались данные различных философских, культурологических и литературоведческих исследований.

Теоретической базой исследования являются;труды отечественных и зарубежных лингвистов по проблемам:

- концептологии (С.А. Аскольдов-Алексеев; Н.Д. Арутюнова,H.H. Болдырев, А. Вежбицкая, O.A. Корнилов, Е.С. Кубрякова, М.В. Никитин, З.Д.

Попова, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, G. Lakoff, R.W. Lan-gaker и др.);

- языка художественного текста (Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, В.Г. Зусман, Ю.М. Лотман, Б.С. Мейлах, Л.В. Миллер, М.Р. Проскуряков, J. Shipley, G. Wilpert и др.);

- языка художественного пространства (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.П. Руднев, В.М. Топоров, О. Spengler и др.);

- творчества Джека Лондона (И.М. Баданова, И.Е. Лунина, С.И. Ома-рова, О.И. Чебан, Е.Ф. Шефер, J. Auerbach, J. Hedrick, R. Kingman, J. Reesman, С. Stasz и др.).

Целью исследования является моделирование структуры концепта «NORTH», а также систематизация языковых средств реализации данного концепта в художественной картине мира Джека Лондона.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

1) обзор и анализ базовых когнитивных категорий: «языковая! картина мира», «художественная картина мира» в их связях и обусловленности с другими картинами мира; рассмотрение подходов >к толкованию понятий «концепт», «художественный концепт», «индивидуально-авторский концепт», «авторский концепт»; выявление их таксономий, особенностей структурной организации и языкового наполнения;

2) описание методики отбора исследовательского материала и формирование картотеки языковых единиц;

3) систематизация средств языковой актуализации концепта «NORTH»;

4) выявление концептуальных признаков, формирующих содержание концепта «NORTH».

Методы и приемы исследования, включающие метод сплошной выборки, концептуального, контекстуального, компонентного и интерпретатив-ного анализа; приемы этимологического и количественного анализа отвечают частным задачам и соответствуют общей цели исследования.

Теоретическая значимость диссертации заключается в развитии теоретических основ концептологии: в дальнейшем изучении американской языковой картины мира, в определении особенностей организации различных типов концептов, в систематизации средств их репрезентации в английском языке. Описание фрагмента концептосферы классика американской художественной литературы Джека Лондона объективирует взаимосвязь когнитивного опыта писателя как индивидуума и американского социума в целом, обусловленную медиативной функцией языка.

Практическая значимость работы. Методика исследования концепта «NORTH» может быть использована при изучении других концептов на материале разножанровых и разноязычных художественных произведений. Результаты исследования могут быть полезными в практике преподавания английского языка: в лекционных курсах по лексикологии, стилистике, интерпретации текста, теории перевода; при разработке спецкурсов, посвященных проблемам когнитивной лингвистики. Материалы диссертации могут лечь в основу создания Словаря языка Джека Лондона. Выводы диссертации могут найти применение при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые проводится комплексное исследование содержания и структуры концепта «NORTH» в творчестве Джека Лондона, а также моделирование структуры, концепта «NORTH» в виде группы взаимообусловленных микроконцептов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепт «NORTH» является^ одним из ключевых фрагментов индивиду ально-авторскойкартан^ верных рассказах» писателя.

2. Именем рассматриваемого концепта является лексема north как наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к имени концепта.

3. Изучаемый концепт имеет слоистую структуру, включающую этимологический, понятийный, образный и оценочный слои.

4. Концепт «NORTH» динамичен и в каждом своем слое репрезентирован разным количеством микроконцептов. Этимологический слой актуализируется четырьмя следующими микроконцептами: «DIRECTION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «POSITION», «TIME». Понятийный слой представлен семью микроконцептами: «DIRECTION», «NORTHERN PART OF A TERRITORY», «MOVEMENT», «POSITION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «PERSON», «SIDE OF HORIZON». Образный слой репрезентирован пятью микроконцептами: «SPACE», «NORTHERN PEOPLES», «GOLD RUSH», «LIFE CONDITIONS», «NORTHERN NATURE». Оценочный слой, выстраивается четырьмя- микроконцептами: «NORTHERN PEOPLES», «NORTHERN FAUNA», «NORTHERN NATURE», «LIFE CONDITIONS».

5. Микроконцепты в структуре концепта «NORTH» неравноценны. К наиболее значимым относятся микроконцепты, эксплицитно выраженные наибольшим количеством языковых средств: «DIRECTION», «NORTHERN PART OF A TERRITORY», «POSITION», «SIDE OF HORIZON», «SPACE», «NORTHERN PEOPLES».

6. Признаки концепта «NORTH» объективируются эксплицитно и> имплицитно четырьмя группами языковых средств: текстовыми, лексическими, грамматическими, графическими. Среди языковых средств актуализации концептуальных признаков всех четырех слоев преобладают лексико-грамматические средства.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры германской филологии Гуманитарного института филиала ФГАОУ ВПО «С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске Архангельской области, на совместных заседаниях кафедр германской филологии и иностранных языков Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (май 2009" г., май 2010 г.). По материалам исследования были сделаны доклады и сообщения на международной научной конференции (Кемерово, июль 2009 г.);' на внутривузовских конференциях Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Северодвинск, ноябрь 2008 - 2010 гг. и апрель 2008 -2011 гг.). По теме исследования имеется 8 публикаций общим объемом 2,3 п.л., три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа общим объемом в 206 страниц (из них - 180 страниц основного текста) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка лексикографических источников и списка принятых сокращений. Список литературы насчитывает 229 наименований, из них 28 - на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Лютянский, Виктор Михайлович

176 Выводы

1. Изучаемый в диссертации концепт получает имя «NORTH». К анализу концепта «NORTH» в «северных рассказах» Джека Лондона были привлечены 8606 художественных контекстов, отобранных на основе 12 формальных (278 художественных контекстов) и 32 семантических маркеров (8328 художественных контекстов).

2. Концепт «NORTH» в рассматриваемых произведениях представляет собой конструкт, состоящий из четырех слоев: этимологического, понятийного, образного и оценочного. В каждом слое выявляются микроконцепты, в состав« которых входят определенные наборы концептуальных признаков. Концептуальные признаки этимологического и понятийного слоев выделяются на основе словарей и справочной литературы. Концептуальные признаки образного и оценочного слоев устанавливаются на основе художественных контекстов.

3. В результате проведенного анализа в этимологическом слое было выделено четыре микроконцепта: «DIRECTION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «POSITION», «TIME», в понятийном слое - семь микроконцептов: «DIRECTION», «NORTHERN PART OF A TERRITORY», «MOVEMENT», «POSITION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «PERSON», «SIDE OF HORIZON». Образный слой репрезентирован пятью микроконцептами: «SPACE», «NORTHERN PEOPLES», «GOLD RUSH», «LIFE CONDITIONS», «NORTHERN NATURE». Оценочный слой выстраивается четырьмя микроконцептами: «NORTHERN PEOPLES», «NORTHERN FAUNA», «NORTHERN NATURE» и «LIFE CONDITIONS».

4. Некоторые микроконцепты являются общими для нескольких слоев изучаемого концепта. Для этимологического и понятийного слоев общими микроконцептами являются микроконцепты «DIRECTION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «POSITION»; для образного и оценочного слоев — микроконцепты «NORTHERN PEOPLES», «NORTHERN NATURE», «LIFE CONDITIONS».

5. Сквозными для всех четырех слоев концепта «NORTH» являются следующие микроконцепты: «PHENOMENA OF THE NORTH», «NORTHERN NATURE», «NORTHERN PEOPLES».

6. В образном и оценочном слоях наличествуют микроконцепты, являющиеся латентными, скрытыми для этимологического и понятийного слоев. Латентные концепты актуализируют информацию об объекте, которая не фиксируется словарями, они характеризуют объект в отдельные моменты его существования. К латентным микроконцептам относятся «GOLD RUSH», «LIFE CONDITIONS».

7. Сопоставление концептуальных признаков этимологического и понятийного слоев, с одной стороны и образного и оценочного слоев - с другой, показывает, что вектор художественного освоения объекта 'север' направлен в сторону большего антропоцентризма за счет признаков 'anthro-ponym', 'ethnos', 'language', 'activities', 'gold-mining', 'fear', 'anger' и др. Появление и высокая когнитивная значимость микроконцепта «NORTHERN PEOPLES» в образном и оценочном слоях еще раз подтверждают антропо-центричность художественной картины мира Джека Лондона.

8. Индивидуально-авторская концептуализация Севера носит неравномерный характер. Наиболее разработанными являются области, связанные с пространством, человеком, природой, к наименее разработанным относятся сфера золотодобычи, условия жизни на Севере.

9. Все признаки концепта «NORTH» вербализуются лексическими средствами, большая часть признаков актуализируется грамматическими и текстовыми средствами, лишь некоторые признаки фиксируются графически. Среди лексических средств преобладает именная и глагольная лексика. Грамматические средства репрезентированы синтаксическими структурами с однородными членами и разнообразными по структуре сложными предложениями. Текстовые средства представляют собой заголовки рассказов, в состав которых входит именная лексика. Графические средства подразумевают написание отдельных лексем с заглавной буквы.

10. Использование тропов для выражения большого количества когнитивных признаков образного и оценочного слоев показывает, что языковой картине мира выдающегося писателя свойственна метафоричность. Вместе с тем образное переосмысление объекта 'север' не ведет к утрате научного знания об объекте. Писатель часто использует медицинские термины, топонимы, гидронимы, антропонимы и другую специальную лексику.

11. В «северных рассказах» частотны колоративы, то есть север в художественном восприятии Джека Лондона не ахроматичен.

12. Использование синтаксических структур с однородными членами, вводных конструкций, сложных предложений разной структуры свидетельствует о дробности концептуализации, о внимании писателя к деталям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антропоцентрический подход к изучению языка делает необходимым теоретическое осмысление связей естественного языка с другими психическими и социальными проявлениями бытия человека, поэтому изучение языковой семантики с целью установления закономерностей организации концептуальной системы, свойственной художественному освоению мира, является актуальным направлением развития современной лингвистики. ,

Художественный метод познания мира необходимо' связан с понятием художественной картины мира; которая! представляет собой результат отражения мира языковым сознанием' писателя. Художественная,* картина ;мира; фиксирует в значениях языковых знаков1 индивидуальную картину мира автора; которая й возникает в (сознании^ читателей при восприятии художественного произведения.

Неотъемлемой характеристикой любого художественного произведения является художественное . пространство, которое представляет собой одну из форм; эстетической действительности, в которой размещаются персонажи и совершается действие., . .■•'••

• Одной, из разновидностей пространственных, представлений считают, систему координат по сторонам света, которая играет важнейшую роль во взаимодействии человека с окружающей средой; являясь- необходимым-условием ориентировки в ней.

Для американского общества чрезвычайно: высока культурологическая4 значимость объекта 'север'. В художественной литературе это находит свое выражение в творчестве всемирно известного; писателя Джека Лондона: в цикле «северных рассказов», этого мастера объект 'север' получает статус художественного концепта.

В настоящей диссертации художественный концепт трактуется как единица сознания писателя или поэта, которая* получает свою репрезентацию в художественном произведении и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений. Изучаемый концепт представляет собой слоистое образование, объединяющее ряд взаимосвязанных микроконцептов.

Исследовательская картотека формировалась поэтапно. На первом этапе было выбрано имя концепта - «NORTH». На втором этапе путем сплошной выборки с учетом формальных и семантических маркеров в корпус исследуемых единиц было отобрано 8606 художественных контекстов.

Концепт «NORTH» репрезентирован четырьмя слоями: этимологическим, понятийным, образным и оценочным. Когнитивный потенциал этимологического и понятийного слоев устанавливается на основе изучения, лексикографических источников и справочно-информационной литературы. Концептуальные признаки образного и оценочной^ слоев выявляются путем анализа художественных контекстов, в которых фиксируется образная и оценочная (эмоциональная, эстетическая или утилитарная) составляющие объекта 'north'.

Концепт «NORTH» динамичен. Он1 интегрирует в себе четыре микроконцепта этимологического слоя:- «DIRECTION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «POSITION», «TIME». Часть признаков этимологического1 слоя впоследствии деактуализировалась, другая часть получила свое развитие в понятийном слое рассматриваемого концепта.

Названный концепт включает семь микроконцептов понятийного слоя: «DIRECTION», «NORTHERN PART OF A. TERRITORY», «MOVEMENT», «POSITION», «PHENOMENA OF THE NORTH», «PERSON», «SIDE OF HORIZON». Таким образом, в обыденном сознании сообщества англоговорящих индивидов объект 'north' предстает как абстрактная сущность, часто трактуемая с научных позиций:

Концепт «NORTH» репрезентирован пятью микроконцептами образного слоя: «SPACE», «NORTHERN PEOPLES», «GOLD RUSH», «LIFE CONDITIONS», «NORTHERN NATURE». Концепт «NORTH» структурируется четырьмя микроконцептами оценочного слоя: «NORTHERN PEOPLES», «NORTHERN FAUNA», «NORTHERN NATURE» и «LIFE CONDITIONS».

Перечень микроконцептов хорошо согласуется с известным высказыванием Н.Д. Арутюновой о том, что в художественном сознании представителей всех лингвокультур доминирует пласт действительности, который; не просто ограничен освоенной и осваиваемой частью Вселенной [Арутюнова 1999:181], а находится в непосредственной биологической близости к человеку. Таким образом, организующим центром художественного пространства-«северных рассказов» является? человек в широком комплексе биологических, психологических и социальных факторов. . -.

В когнитивном объеме художественного концепта «NORTH» преобла- < дает образная.составляющая, что свидетельствует- о глубине творческого переосмысления Севера Джеком Лондоном, о метафоричности его картины миРа- ' ■•. ' .;'■ v .

Микроконцепты в пространстве концепта «NORTH» неравноценны.

Наиболее значимым является микроконцепт «NORTHERN- PEOPLES» -сквозной для всего концепта, он воплощается самым широким кругом языковых средств. Это свидетельствует о выраженной антропоцентричности художественной картины.мира писателя.

Среди микроконцептов, организующих концепт «NORTH», имеются латентные микроконцепты: «GOLD RUSH», .«LIFE CONDITIONS». Их появление мы связываем с попытками автора дать новую, неожиданную художественную' интерпретацию прежде известным, предметам, явлениям или процессам, связанным с Севером: '

Концептуальные признаки; в пространстве концепта «NORTH» имеют неодинаковую языковую фиксацию. В этимолого-понятийно-образном преломлении Север предстает преимущественно как предметно-динамическая сущность, воссоздаваемая за счет большого количества номинативной и глагольной лексики. Предметность восприятия Севера писателем говорит о плоскостном характере его картины мира. Аксиологически Север актуализируется главным образом через признаковость, свойственную прилагательным и причастиям. Грамматически^ концепт «NORTH» устойчиво вербализуется синтаксическими средствами: структурами с однородными членами, вводными конструкциями и сложными предложениями разной структуры, что придает значение исчерпанности, полноты охвата образов, связанных с Севером. Это позволяет также говорить о дробном характере концептуализации Севера в рассказах Джека Лондона. Концептуальные признаки всех четырех слоев реализуются текстовыми средствами: в состав заголовков «северных рассказов» входит именная лексика. Графические средства актуализации концепта ««NORTH» малопродуктивны.

Художественным сознанием Джека Лондона Север концептуализируется неравномерно. Наиболее-разработанными являются области, связанные с пространственными отношениями, служащими фундаментом концептуальной системы человека. К наименее разработанным относится оценочная сфера, вероятно, потому, что оценка является мыслительным действием, основанным на интуиции, с целью лишь ориентировочно, неточно и недостоверно установить наличие признаков у объектов, явлений и процессов.

В художественную картину мира Джека Лондона входит научная составляющая, что подтверждается значительным количеством специальной лексики (медицинская терминология, гидронимы, этнонимы, зоонимьъ и др.).

Художественно- воссоздаваемым образам Севера свойственна хрома-тичность, о чем свидетельствует большое количество используемых колора-тивов.

Перспективы исследования мы связываем с изучением концепта «NORTH» на материале разножанровых произведений разноязыких авторов, что в будущем позволит уточнить место данного концепта в национальных художественных картинах мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лютянский, Виктор Михайлович, 2011 год

1. Айхенвальд, Ю.И. Поэзия и проза // Словарь литературных терминов. Т. 2. С. 618.

2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. Метафизика. . Издательство: Мысль, 1976 . 552 с.

3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. Издательство: М.: Мысль, 1981. 613 с.

4. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

5. Аскольдов-Алексеев, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская речь / Под ред. проф. Л.В. Щербы. Ленинград: Academia, Новая серия И, 1928. - С. 28-35.

6. Ахметзадина, З.Р. Лингвокультурологический аспект реализации концепта «Романтика» в английских и русских художественных текстах (на материале литературы XIX XXI веков): дисс. . канд. филол. наук / З.Р. Ахметзадина. - Казань, 2009. - 214 с.

7. Бабарыкина, Т.С. Вербализация концепта "CHILD" на материале произведений Дж.К. Роулинг: диссертация . кандидата филологических наук / Т.С. Бабарыкина. — Северодвинск, 2010 193 с.

8. Бабенко, JI.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Е.И. Аюпова: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

9. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2004. - 496с.

10. Баданова, И.М. Джек Лондон и его герой. — Уч. зап. Ташкентского пед. ин-та иностр. яз., вып. 7, ч. 1. — Ташкент, 1963.

11. Балашова, Л.В. Концепт «детство» в метафорической системе языка (диахронический аспект) / Л.В. Балашова. URL: http://iling.spb.ru/grammatikon™ /child/bal'.html (дата обращения: 24.03.2009)

12. Балим, Г.М., Рыжов, В.П., Рыжов, Ю.В. Религия, наука и искусство в системе культуры / Г.М. Балим // Проблемы системного анализа культуры. Таганрог: ТРТУ, 2003. - С. 43-126.

13. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1990.

14. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерк по исторической поэтике // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. с. 234-407.

15. Беспалова, O.E. О соотношении художественного и культурного концептов (на материале поэзии Н. Гумилева) / O.E. Беспалова // Слово. Семантика. Текст: сб. науч. трудов. СПб.: РГПУ, 2002. - С. 90-96.

16. Богатова, С.М. Концепт ДОМ как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вулф. АКД, Омск, 2006.

17. Богданова, H.B. Лексическая экспликация концепта «Природа» в раннем творчестве H.A. Бунина: дис. . канд. филол. наук / Н.В. Богданова. -СПб.-2007.-219 с.

18. Болотнова, Н.С. Ассоциативное поле художественного текста как отражение поэтической картины мира автора / Н.С. Болотнова // Вестник ТГПУ. — 2004. Вып.1 (38). - Серия: гуманитарные науки (филология). — С. 20-25.

19. Болотнова, Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте / Н.С. Болотнова. Томск: Томский гос. пед. ун-т, .1994.-212 с.

20. Болотнова, Н.С. Художественный концепт как объект филологического исследования Н.С. Болотнова // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПТУ, 2005. -Вып.9. - С. 18-19.

21. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова. -Томск: Томский гос. ун-т, 1992. 312 с.

22. Большой толковый словарь русского языка. Автор и руководитель проекта, гл. ред. С. А. Кузнецов СПб., 2000.

23. Бондарко, ТФГ, 1: Бондарко A.B. Введение // Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис / Отв. ред. Бондарко А. В. Л.: Наука, 1988.

24. Брунова, Е.Г. Термины пространственной ориентации в древнеанглийском языке (этимологический анализ на индоевропейском фоне): диссертация . канд. филол. наук / Е.Г. Брунова. Москва, 1998. - 179 с.

25. Быдина, И.В. Концепт «творчество» в идиостиле Виктора Сосноры / И.В. Быдина // Культурные концепты в языке и тексте: сб. науч. тр. Белгород: БелГУ, 2005. - С. 86-93.

26. Бутакова, JI.O. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование / JT.O. Бутакова. Барнаул: Алтайский ун-т, 2001. - 283 с.

27. Быков, В.М. По следам Джека Лондона. М., 1983.

28. Валгина, Н.С. Теория текста /Н.С. Валгина: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.-250 с.

29. Вернадский, В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981', С. 50.

30. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики. III. Язык поэзии и язык прозы 1898. // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 297.

31. Виноградова, М.С. Реконструкция языковой картины мира позднего Чехова (на материале художественной прозы 1898-1903 гг.): дис. . канд. филол. наук / М.С. Виноградова. Тверь, 2008. - 191 с.

32. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки. М: Наука, 1985.1. С.6.

33. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев. М.: Гнозис, 2004. - 237 с.

34. Воротников, Ю.Л. «Языковая картина мира»: трактовка понятия Эл. ресурс http://www.zpu-journal.m/gum/new/cirticles/2007/Vorotnikov/

35. Всеволодова, М.В., Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М., 1982.

36. Габдуллина, С.Р. Концепт ДОМ/РОДИНА и его словесное воплощение в индивидуальном стиле М. Цветаевой и поэзии русского зарубежья первой волны (Сопоставительный аспект): дис. . канд. филол. наук / С.Р-Габдуллина. Москва, 2004. - 243 с.

37. Гаспаров, М.Л. Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и функциональный / М.Л. Гаспаров // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: НЛО, 1995. 480 с.

38. Годес, О.В. Образная репрезентация концептосферы волшебство в английском, русском и украинском языках: на материале произведений Дж.К. Роулинг: автореф. дис. . канд. филол. наук / О.В. Годес. Белгород, 2009.-21 с.

39. Голицын, Г.А., Петров В.М. Информация поведение - творчество. М., 1991.

40. Горский, Д.П. Понятие // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - С. 494.

41. Голованова, И.С. Художественный концепт «вино» в русской по- эзии ХУШ.века: дис. . канд.-филол. наук / И.С. Голованова.-- Самара, 2007.- 149 с.

42. Гумбольдт В. Лаций и Эллада // фон Гумбольдт Вильгельм. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред. и с предисл. доктора филологических наук, проф. Г. В. Рамишвили. М., 1984. С. 303—306.

43. Гуревич, А .Я. Категории средневековой культуры. М, 1984.

44. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. № 4. С.17-33.

45. Дербенёва, С.И. Способы языковой реализации концепта "смерть" в лирике Г. Бенна : автореферат дис. . кандидата филологических наук : 10.02.04 / Дербенёва Светлана Игоревна; Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад..- Самара, 2010^- 27 с.

46. Долбина, И.А. Художественный концепт «брат» и его языковая ре- • презентация в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: дисс. . канд. филол. наук / И.А. Долбина. Томск, 2004. - 194 с.

47. Дюбо, Ж.Б. Критические размышления о поэзии и живописи. 1976, с. 35-37.

48. Жевна, Е.Ю. Вестник тюменского университета: «Содержание концептов «Запад» и «Восток» в сознании носителей русского языка (по данным свободного ассоциативного эксперимента)» 2006, С. 94-108.

49. Закс JL, Князевская, Т.Б., Соболев, П.В. Художественная картина мира: ценностная значимость // Художественное творчество. JL: Наука, 1986.

50. Залевская, А.А. Концепт как достояние индивида // Слово. Текст. Избранные труды. М., 2005, С. 234-244.-56. Замятин, Д.Н. Феноменология- географических образов. Новое литературное обозрение № 46 (2000). - С. 255 - 274.

51. Замятин, Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. Дис. . д-ра культурологических наук: 24.00.01 Москва, 2005 435 с.

52. Зверев, A.M. Джек Лондон: величие таланта и парадоксы судьбы (Пред.). — В кн.: Лондон, Джек. Рассказы. М., 1984.

53. Згазинская, О.Г. Концепты <Париж> и <Киммерия> в творчестве М.А. Волошина: дис. . канд. филол. наук / О.Г. Згазинская. Северодвинск, 2008. - 255 с.

54. Золотова, Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., Наука, 1988.

55. Зорин, В.И. Евразийская мудрость от А до Я Текст. : философский толковый словарь. Алматы: Создж-Словарь, 2002. 408 с.

56. Зусман, В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка / В.Г. Зусман. Нижний Новгород: Деком, 2001. - 168 с.

57. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. С.35.

58. Кагановська, Е.М. Текстовые концепты художественной прозы: когнитивная и коммуникативная динамика (на материале французской романистики середины XX века). Киев, 2003.

59. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.

60. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. -М.: Наука, 1976.-355 с.

61. Караулов, Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Русский ассоциативный словарь. Книга первая. — М., 1994.

62. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 5-е, стереотипное. М.: КомКнига^ 2006. - 264 с.

63. Карпенко, Л.В., Арутюнова, Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения. Аспекты семантических исследований, Москва, 1980.

64. Кварацхелия, Ш.М. Концептуальное моделирование языкового образа ребенка в английской реалистической прозе XIX века: дис. . канд. фи-лол. наук / Ш.М. Кварацхелия. Москва, 2007. - 234 с.

65. Кирьякова, О.И. Лексико-семантическая репрезентация концепта «радость» в английском и русском языках (на материале переводов художественных текстов XIX века). М., 2009.

66. Клебанова, Н.Г. Формирование и способы репрезентации индивидуально-авторских концептов в англоязычных прозаических тестах: дис. . канд. филол. наук / Н.Г. Клебанова. Тамбов, 2005. - 167 с.

67. Кожинов, В.В. Литература // ЛЭС. С. 186-188.

68. Колесникова, В.В. Художественный концепт «душа» и его языковая репрезентация: на материале произведений Б. Пастернака: дис. . канд. фи-лол. наук / В.В. Колесникова. Краснодар, 2008. - 150 с.

69. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. М.: Наука, 1990. - 103 с.

70. Кудряшова, О.М. Художественное воплощение концепта «гордость» в романах Джейн Остен: дис. . канд. филол. наук / О.М. Кудряшова. Н. Новгород. 2007. - 199 с.

71. Кузьмина, H.A. Интертекст и его роль в процессах поэтического языка / H.A. Кузьмина. Екатеринбург; Омск: Уральский ун-т, Омский ун-т, 1999.-272 с.

72. Куприн, А.И. Заметка о Джеке Лондоне // Куприн А. Собр. соч.: В 9 т. — М.: Правда, 1964. — Т. 9. — С. 493-495.

73. Кустова, Н.О. Кооперативные и конкурентные эффекты в развитии культуры и ее информационного базиса"// Синергетика и психология: Мат. кругл, стола 10 марта 1997 г.Санкт-Петербург. Отв. ред. М.А.Басин, С.В.Харитонов. СПб., 1997.

74. Лавренова, O.A. Географическое пространство в произведениях американских писателей // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 1993. № 3.

75. Лавренова, O.A. Художественное пространство русской поэзии XVIII века// Известия РАН. Серия географическая. 1998. № 2, С. 133.

76. Леонтьев, Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве искусство творчества. / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартин-дейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М., 1994. - С. 75.

77. Лернер, К., Куперман, В. Категория сравнения и оценки с точки зрения гипотезы о типах языкового движения / К. Лернер // Вопросы языкознания. 1988.-№ 1.-С. 89-96.

78. Липина, Е.А. Реализация лингвокультурного концепта «Время военное / Kriegszeit» в идиолектах K.M. Симонова и Э.М. Ремарка: на материале текстов военной прозы: дис. . канд. филол. наук / Е.А. Липина. Тюмень, 2008.- 164 с.

79. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968. № 8. С. 76.

80. Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.-С. 203.

81. Лондон, Д. «Фома Гордеев» (статья, перевод М. Урнова), С. 348-352 (Джек Лондон. Собрание сочинений в тринадцати томах. Том 5 М.: Правда, 1976 г. Серия: Библиотека зарубежной классики, Джек Лондон. Собрание сочинений в 13 томах. 495 с.

82. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. Санкт-Петербург: "Искусство-СПБ", 1996.

83. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М.

84. Лотман // В школе поэтического слова.Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.:

85. Просвещение, 1988. С. 251-293.

86. Лотман, Ю.М. Современность между Востоком и Западом., «Знамя»: М., 1997, №9.

87. Луначарский, А.В. Искусство как вид человеческого общения. Л.-М., 1930.

88. Лунина, И.Е. Художественный мир Джека Лондона: человек природа—цивилизация: авгореф. дис. . д-ра филол. наук / Лунина И.Е.; Моею 1'ос. обл. ун-т. - М., 2010. - 42 с

89. Лурия, А.Р. Язык и сознание. -М.:МГУ, 1998. 336с.94: Луценко, Р;С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста. Иваново, 2007.

90. Лютянский, В.М. Критерии отбора лексического материала, репрезентирующего концепт «СЕВЕР» / В.М. Лютянский // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, сер. «Филология». — Иркутск, 2010:-№4.-С. 181-185. ■ ' ' ■ ■

91. Мазирка, И.О. Психолингвистические основы вербальной характеристики личности и языковой картины мира героев художественной литературы. АДКД, Москва 2008. 38 с.

92. Маковский, М.М. Индоевропейская этимология. Предмет методы -практика Издатель: Либроком, 2009. - 352 с.

93. Маслов, С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика: Сборник научных статей. М., 1983. Вып. 20. С. 3-34.

94. Мейлах, Б.С. Философия искусства и художественная картина мира / Б.С. Мейлах // Вопросы философии. 1983. - №7. - С. 116-125.

95. Мельникова, Е.А. Образ мира древних скандинавов // Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. V VIX вв. М.: Янус-К, 1998. - 193 с.

96. Меняйло, В.В. Эволюция содержания и способов языковой' репрезентации концепта FREEDOM в произведениях Дж. Фаулза. дис. . канд. филол. наук / В.В. Меняйло. Санкт-Петербург, 2010. - 187 с.

97. Мещерякова, O.A. Семантика перцепции в аспекте художественной когниции И.А. Бунина: автореф. дис. . д-ра филол. наук / O.A. Мещерякова-Елец, 2011.

98. Миллер, Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Л.В. Миллер // Мир русского слова. 2000; - №4. - С. 3945.

99. Миронова, Ю.В. Отражение русской ментальности в концептах художественного текста (На материале.), Липецк, 2003.

100. Митрофанова. О.И. Базовые концепты русской ментальности в поэтическом языке П.А. Вяземского. АКД., Казань, 2006.

101. Михин, А. Н. Роман Д.С. Мережковского «Александр I»: художественная картина мира: дис. . канд. филол. наук / А.Н. Михин. Магнитогорск, 2004. - 225 с.

102. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 605 с.

103. Мурадова, А.Р. Эл. ресурс «Обозначение сторон света в современном бретонском языке: 2001//http://breizh.ru/research/orient.htm

104. Мусагитова, Г.Н. Способы эксплицирования картины мира автора в прозаическом тексте: деятельностный аспект: на материале творчества ю7к. Олеши: дис. .:.• канд: филол: наук~/ F:H."Мусагитова. — Омск, 2005. — 235 с.

105. Мышкина, H.JI. Динамико-системное исследование смысла текста. Красноярск, 1991. - 212 с.

106. Никитина, И1П. Художественное пространство как предмет фи-лософско-эстетического анализа: автореф. дис. . д-ра филол. наук / И.ГТ. Никитина. Москва, 2003.

107. Никишина, И.Ю. Выражение концепта «anger» («гнев») в современной английской и американской художественной литературе. М., 2009

108. Нифанова, Т.С. Сопоставительно-семасиологическое исследова,ние художественных образов / Т.С. Нифанова: монография. — Архангельск: Поморский университет, 2007. 120 с.

109. Нифанова, Т.С. К проблеме изучения канадского концепта "север / северность" / Т. С. Нифанова. С .208-213. Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты Текст. : сборник научных статей. Вып. 4 /

110. Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Северодвинский фил. ; сост. о отв. ред. Т. С. Нифанова . Архангельск : Поморский университет, 2010. -282 с.

111. Нифанова, Т.С. Сопоставительное исследование английской и французской национальной языковой картины мира : На материале денотативных классов из сферы "природа" : диссертация . доктора филологических наук : 10.02.20 Северодвинск, 2005. 385 с.

112. Новокрещенова, И.Л. Статья «Понятие «концепт» и- его востребованность в современном литературоведении». С. 77-83. Вестник ВГУ, Серия: Филология: Журналистика.~2007 год~№ 1.

113. Огнева, Е.А. Когнитивно-сопоставительное моделирование кон-цептосферы художественного' текста (на материале перевода русской прозы на французский и английский языки): диссертация . доктора филологических наук / Е.А. Огнева. Белгород, 2009.

114. Орешко, М.А. Лексическая репрезентация художественной кон-цептосферы Виктора Пелевина: концепты «человек», «пространство», «время»: дис. . канд. филол. наук / М.А. Орешко. Санкт-Петербург, 2006. -177 с.

115. Осколкова, Н.В. Особенности структуры эстетического поля денотативного класса «ветер» (на материале русской поэзии XVIII—XX вв.): дис. . канд. филол. наук / Н.В. Осколкова. Северодвинск, 2004. - 204 с.

116. Осколкова, Н.В. Эстетическое поле денотативного класса // Языковая картина мира в кумулятивном аспекте: монография / Т.В. Симашко, Т.С. Нифанова, А.Г. Бондарева и др.; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: Поморский ун-т, 2006, 185 с.

117. Падучева, E.B. Феномен Анны Вежбицкой // Вежбицкая А. Язык, культура, познание / Под ред. М.А. Кронгауза. М.: Русские словари, 1996. -С. 5-32.

118. Паиарин, A.C. Север Юг. Сценарии обозримого будущего. «Наш современник», №5, 2003.

119. Пестрякова, JI.C. Художественная картина мира. Логико-гносеологический аспект: дис. .канд. филос. наук / Л.С. Пестрякова; Пед. ин-т Саратов, гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2001. - 141 с.

120. Пестрякова,'Л.С. Художественная картина мира и девальвация ~ ~ духовных ценностей. Проблема девальвации духовных ценностей общества исистемы образования. Тез. докл. науч. конф. 17-19 окт. 1995 г. Волгоград: Перемена, 1995.- 168 с.

121. Пищальникова, В.А. Концептуальный анализ поэтического текста. Барнаул, 1991. 87 с.

122. Пищальникова, В.А. Проблема смысла художественного текста: Психолингвистический аспект. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.131 с.

123. Погосян, Р.Г. Концепт «судьба» и его языковое выражение в поэтическом тексте Ф.К. Сологуба: дис. . канд. филол. наук / Р.Г. Погосян. -Пятигорск, 2005. 195 с.

124. Попова, З.Д. Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова. Воронеж: Истоки, 2002. - 191 с.

125. Попова, З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2006.

126. Поспелов, Г.Н. Эстетическое и художественное. М.:Изд-во Моск. Унта, 1965.-360 с.

127. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика. "Мысль и язык" 2007. X. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. С. 155.

128. Потебня, A.A. «Из записок по теории словесности» 1905. «Поэзия и проза. Их дифференцирование». С. 373.

129. Пригожин, И.Р. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, № 6. С. 51.

130. Прима, А.М. Концептуализация понятия «гендер» в романе В. Вульф «Миссис Дэллоуэй». 2009.

131. Проскуряков, М.Р. Концептуальная структура текста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

132. Пчеленко, З.В. Ключевые концепты в художественном мире Джейн Остен. Ставрополь, 2009.

133. Рахилина, Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики// Известия АН С ЛЯ. Т.59. №3. - 2000. - С.З - 16.

134. Родина, Т.М. Художественная картина мира как синтетическая многомерная структура // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1984.

135. Рожков, В.В. Метафорическая художественная картина мира А. и Б. Стругацких (на материале романа «Трудно быть богом»): дис. . канд. филол. наук /В.В. Рожков. Новосибирск, 2007. - 228 с.

136. Руднев, В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. М.: "Аграф", 2000. - 432 с.

137. Рыжов, В.П. Научная, художественная и религиозная картины мира современного человека // Тезисы докладов Международной научной конференции «Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование». Краснодар, 2000. С. 247-248.

138. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М'.: Наука, 1988. - 247 с.

139. Сергеева, Е.В. К вопросу о классификации концепта в художественном тексте // Вестник ТГПУ, Серия: Гуманитарные науки (Филология) 2006, вып. 5 (56), с. 98- 102.

140. Симашко, Т.В. Денотативный класс как основа описания фрагмента мира / Т.В. Симашко: монография. Архангельск: Помор, гос. ун-т, 1998.-337 с.

141. Скляревская, Г.Н. Категория оценки: основные понятия, термины, функции (на материале русского языка)// Studia Slavica Finlandensia/ науч. ред. Н. Башмакова, Е. Хеллберг-Хирн. Хельсинки: Helsinki, 1997. - с. 166-184.

142. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов: дис. . канд. филол. наук / Г.Г. Слышкин. Волгоград, 1999. - 179 с.

143. Соболев, П.В. Художественная картина мира: ценностная значимость // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1984, 1986.

144. Соколов, К.Б. Жидков, B.C. Искусство и картина мира / РАН. Гос. ин-т искусствознания. СПб. : Алетейя, 2003. - 464 с.

145. Сторожук, А.Г. Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан. СПб., 2006. 610 с.

146. Стоун, И. Моряк в седле. Биография Джека Лондона. // Предисловие, послесловие В. Быкова, пер. с англ. М.Кан. М., 1987.

147. Сороченко, E.H. Концепт «скука» и его лингвистическое представление в текстах романов И.А. Гончарова: автореф. дис. . канд. филол. наук. Ставрополь, 2003. 23 с.

148. Тарасова, И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / И.А. Тарасова. Саратов: Саратовский ун-т, 2003. - 280 с.

149. Тарасова, И.А". Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля / И.А. Тарасова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск. №1 (31). Самара: Издательство Самарского университета, 2004. - С. 163-169.

150. Тарасова, И.А. Культурные концепты в художественном мире поэта (на материале поэзии Г. Иванова) // Культурные концепты в языке и в тексте: сб. науч. тр. Белгород: БелГУ, 2005. - С. 111 - 116.

151. Тильман, Ю.Д. Культурные концепты в языковой картине мира (на материале лирики Ф.И. Тютчева): дис. . канд. филол. наук / Ю.Д. Тильман. -М., 1999.-232 с.

152. Тимощенко, С.А. Лексико-семантическая экспликация концепта ДОМ в русской фразеологии и художественных текстах: автореф. дис. . канд. филол. наук. Краснодар. 2007. 35 с.

153. Тихонова, В.Я. Концепт «борьба» в русской языковой картине мира: автореф. дис. . канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.

154. Толстой, Л.Н. Что такое искусство // Собр. Соч. в 22-х т. Т. 1.5. Статьи об искусстве и литературе. М.: Худож. лит., 1983. -С.41-221.

155. Топоров, В.М. Пространство и текст// Текст: семантика и структура. М., 1983. 234 с.

156. Торсуева, И.Г. Интонация и картина мира художественного текста / И.Г. Торсуева // Текст как отображение картины мира: Сб. науч. трудов

157. МГПИИЯ им. М. Тореза. М.: Моск. гос. ин-т иностр. яз., 1989. Вып. 341. -С. 5-11.

158. Тырышкина, Е.А. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова: дис. . канд. филол. наук / Е.А. Тырышкина. — Барнаул, 2002. 191 с.

159. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352с.

160. Фадеев, A.A. Сборник "Советские писатели" Автобиографии в 2-х томах. Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959.

161. Фещенко, O.A. Концепт ДОМ" в художественной картине мира М.И. Цветаевой (на материале поэтических произведений): автореф. дис. . канд. филол. наук. — Новосибирск, 2005. 22 с.

162. Фефилов, А. И. Морфотемный анализ единиц языка и речи.-Ульяновск: УлГУ, 1997. 246 с.

163. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

164. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. С.М.Ковалев, В.Г.Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 836 с.

165. Флоренский, П.А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях; Обратная перспектива // Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000.

166. Фокина, Ю.М. Особенности репрезентации индивидуальноавторской концептосферы в англоязычнойирусскоязычнойпрозе(на.материале рассказов А.П. Чехова и Д. Джойса). Саратов 2010.

167. Фолкнер, У. Нагорная победа. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М., 1987.

168. Фоминых, Н.В. Концепт, концептор и художественный текст / Н.В. Фоминых // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — С. 176—179.

169. Фонер, Ф. Джек Лондон американский бунтарь. // Пер. с англ. Р. Самарина. М., 1966.

170. Халикова, Н.В. Категория образности художественного прозаического текста: дис. . доктора филол. наук / Н.В. Халикова: М., 2004. 411 с.

171. Хидекель, С.С. Кошель Г.Г. Природа и характер языковых оценок// Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака/ Науч. ред. З.Д. Попова. Воронеж: Изд-во Воронежск. Университета, 1983.- 155 с.

172. Цекова, Л.М. Социально-философские аспекты языка художест-~-венной™ прозы-Дж.-Лондона : «Железная пята», «Мартин Иден», рассказы :дис. канд. филол. наук : 10.02.19 / Цекова Лариса Мухамедовна. Черкесск, 2002. - 149 с.

173. Чебан, О.И. Европейские художественные традиции и творчество Д. Лондона (1910-1916 гг.) : диссертация . кандидата филологических наук : 10.01.03 / Чебан Ольга Ивановна; Место защиты: Орлов, гос. ун-т. Москва, 2008.- 193 с.

174. Чекалова, Е.И. К проблеме стихотворной формы Лукреция «О природе вещей» // Philologia classica. Вып. 1. Язык и литература античного мира. Л., 1977. - С. 134-137.

175. Чернейко, Л.О. Оценка в знаке и знак в оценке// Филологические науки №6, 1996. С. 42-53.

176. Чумак-Жунь И.И. Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII-начала XXI вв.: диссертация . доктора филологических наук / И.И. Чумак-Жунь. Белгород, 2009.

177. Чурилина, JT.H. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования / Л.Н. Чурилина: Монография. Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2002. - 283 с.

178. Шефер, Е.Ф. Фантастические рассказы и повести Джека Лондона // Проблема жанра литератур стран Западной Европы и США. Л., 1983.

179. Шишкина, О.Ю. Художественный концепт «Поэт» в идиостиле М.И. Цветаевой и его лингвистическая репрезентация: на материале поэзии: дис. . канд. филол. наук / О.Ю. Шишкина. Череповец, 2003.-178 с.

180. Шмугурова, К.В. Концепты «ТОСКА» и «РАДОСТЬ» в художе-ственной-картине мира-(на-материале-лирики) И. А. Бунина, Фг Сологуба, И: Ф. Анненского). Новосибирск, 2011

181. Шупер, В.А. Мир виртуальных объектов в географии // Географическое пространство: соотношение знания и незнания / Первые сократические чтения по географии. М.: Изд-во РОУ, 1993. С. 55 58.

182. Щерба, Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Mi, 1974.

183. Щирова, И.А., Гончарова, Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация / И.А. Щирова: Учебное пособие. — СПб.: ООО Книжный дом, 2007. 472 с.

184. Щукин, В.Г. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Краков, 1997.

185. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 302 с.

186. Эстетика: Словарь./Под общ. Ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

187. Языковая номинация: Общие вопросы / Под. ред. Б.А. Серебренникова, A.A. Уфимцевой. М.: Наука, 1977. - 360 с.

188. American Realists and Naturalists. In: Dictionary of Literary Biography. Voi.20. Detroit, 1982.

189. Auerbach, J. Male Call: Becoming Jack London. Middletown, 1996

190. Beöthy, E. Die Bezeichnungen für Himmelsrichtungen in den finnish-chugrischen Sprachen. Indiana University publication, Uralic and Altaic series, 84. Bloomington, Indiana. 238 p.

191. Cuillandre, J. La Droite et la Gauche dans 1'orientation bretonne Text./J. Cuillandre//Annales de Bretagne, 1927. T. 37. - P. 263-277.

192. Derrida, J. Positions. Chicago: The Chicago University Press. 1981

193. Fenady, A. The Summer of Jack London. N.Y., 1977

194. Graham, A. "Indexing de Canadian Norf: Broadening de Definition", The Nordern Review #6 (Winter 1990): P. 21-37.209.- Hamelin-, Louis-Edmond. Canadian-Nordicity: It's Your North, Too, 1979.

195. Hamilton, D. The Tools of My Trade: Annotated Books in Jack London's Library. -University of Washington, 1981.

196. Hedrick J. Solitary Comrade. Jack London and His Work. Chapel Hill,1982.

197. Hegel Ge.Wilh.Fr. Erster Theil, die Phänomenologie des Geistes. Bamberg und Wurzburg, bey Joseph Anton Goebhardt, 1807.

198. Jung, C.J. Seelenprobleme der Gegenwart. 2001 P.18

199. Kershaw, A. Jack London. A Life. N.Y., 1997.

200. Kingman, R. Jack London. A Definitive Chronology. Middletown,1992

201. Labor, E. Leitz, R. Shepard. M. The Letters of Jack London. In 3 vols. Ed. By- Stanford, 1988

202. Leech, G.N. Towards a semantic description of English. London; Har-low, 1969.

203. London, J. Letters from Jack London. N.Y., 1965.

204. Rees, A. Rees, B. Celtic Heritage: Ancient Tradition in Ireland and Wales, 1989.

205. Reesman, J. Jack London: A Study of the Short Fiction. N.Y., 1999.

206. Reesman, J. Jack London's racial lives: a critical biography. 2009.

207. Ripley, William Z. The Races of Europe: A Sociological Study. 1899.

208. Shipley, J.T. Encyclopedia of literature. V. 1 2. N-Y., 1946.

209. Spengler, O. Der Untergang des Abendlandes: Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte. 1993.

210. Stasz, C. Jack London's Women. Amherst (MA), 2001.

211. Walker, F. Jack London and the Klondike. The Genesis of American Writer. London, 1966.

212. Wierzbicka, A. Semantic Primitives. 1972.

213. Wilpert, G. von. S ach Wörterbuch der Literatur. S. 687, 716.

214. Woodbridge, H. Jack London's Bibliography. N. Y., 1966.

215. СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

216. Новый большой англо-русский словарь под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна и проф. Э.М. Медниковой, 1994.

217. ABBYY Lingvo 2006. URL: http://lingvo.abbyyonline.com/ru/

218. American Dictionary of the English Language (1828 Facsimile Edition),1968.

219. Brewer's Dictionary of Phrase and Fable. URL: http://www.bartleby.com/81/

220. Cambridge Advance Learner's Dictionary. URL: http://dictionaiy.cambridge.org/

221. Cambridge Dictionary of American English. URL: http://dictionaries.cambridge.org/

222. Cambridge Dictionaiy Online. URL: http://dictionary.cambridge.org/

223. Collins Discovery Encyclopedia, 1st edition © HarperCollins Publishers,2005.

224. Collins Dictionary Online. URL: http://www.collinslanguage.com/

225. Compact Oxford English Dictionary. URL: http://oxforddictionaries.com/ 11 .Encarta World English Dictionary. URL: http://encarta.msn.com/ 12.Infoplease Dictionary URL: http://infoplease.com/

226. Merriam Webster Dictionary Online. URL: http://www.merriam-webster.com/

227. Macmillan Dictionaiy. URL: http://www.macmillandictionary.com/ 15.One Look Dictionaiy Search. URL: http://www.onelook.com/

228. Online Etymological Dictionary. URL: http://www.etymonline.com/ 17. OxfordAdvancedLearnersDictionary.URL;http://www.oxfordadvancedlearnersdictionary.com/

229. Oxford English Dictionary. URL: http://www.oed.com/

230. Random House Webster's College Dictionary, 2005. 1600 p.

231. Richard Cleasby, "An Icelandic-English Dictionary" Oxford University Press, USA, 1957. 888 p.

232. The American Heritage Dictionary of the English Language: Fourth Edi tion, 2000. Houghton Mifflin Company.

233. The Free Dictionary URL: http://www.thefreedictionary.com/

234. Thesaurus. URL: http://thesaurus.com/

235. Webster New World Dictionary. URL http://www.webstersnewworld.com/

236. Webster New World Dictionary of the American Language, 1964.

237. Wiktionary, the free dictionary. URL: http://en.wiktionary.org/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.