Конституирование истины в процессе современной медиакоммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Петросов Тигран Артемович

  • Петросов Тигран Артемович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 159
Петросов Тигран Артемович. Конституирование истины в процессе современной медиакоммуникации: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет». 2021. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Петросов Тигран Артемович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ФОРМ МЕДИА В ИХ КОРРЕЛЯЦИИ С

СОЗНАНИЕМ СУБЪЕКТА

1.1. Сознание в процессе устной коммуникации

1.2. Письменная коммуникация и ее влияние на сознание

1.3. Сознание в сфере современной медиакоммуникации

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ ИСТИНЫ И ЕЕ ФОРМЫ, ФУНДИРОВАННЫЕ

ОПРЕДЕЛЕННОЙ МЕДИАСФЕРОЙ

2.1. Концепции истины и истина, формируемая в процессе устной коммуникации

2.2. Истина, фундированная письменной коммуникацией

2.3. Истина, конституируемая в процессе современной

медиакоммуникации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституирование истины в процессе современной медиакоммуникации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия мы наблюдаем революционные изменения медиатехнологий и их стремительную экспансию на все сферы деятельности субъекта. Эти изменения сопровождаются трансформацией нематериальной культуры и социальных отношений, в связи с чем фокус внимания постнеклассической гносеологии смещается с содержания информации на транслирующие ее медиаструктуры. Процессы, детерминирующие современную информационно-коммуникационную среду, оказывают значительное влияние на ментальность субъекта. В связи с этим вопросы конституирования, устойчивости, структуры и статуса таких базовых онтогносеологических категорий, как категория истины, требуют новых исследовательских подходов, рассматривающих свой предмет в перспективе корреляции субъекта и окружающей его медиасферы. Данным положением обуславливается актуальность теоретического порядка.

В современной эпистемологии рассмотрение субъекта предполагает не абстрагированное от среды, исключительно рационалистическое понимание его когнитивной и поведенческой деятельности, но рассмотрение субъекта во все более сложных структурных связях с окружающей естественной и технологической действительностью. В связи с этим фокусирование внимания на специфике конституирования истины для субъекта в процессе существования в определенной информационно-коммуникационной среде, среде медиа, выступает актуальным направлением исследования для теории познания.

Несмотря на обширный корпус исследований, посвященных проблеме истины для сознания, на наличие широкого концептуального разнообразия определения категории истины и ее онтогносеологического статуса с позиций различных философских школ и традиций, сложившихся в истории философии, а также продолжающих исследовательскую работу сегодня, именно в указанной взаимосвязи с медиа категория истины является малоисследованным феноменом.

Определение сущностных свойств истины, условий их формирования, а также вытекающих из них поведенческих реакций и выстраиваемых отношений может способствовать более глубокому пониманию структуры и процессов человеческого существования в современной технологичной среде. В то же время разработка представленной темы способствует углублению понимания организации и функционирования самих медиа. Следовательно, взаимодействие субъекта с медиатехнологиями и получаемой информацией, с одной стороны, а также социальное и индивидуальное информационно -коммуникационное пространство, с другой, могут регулироваться более осмысленно и целенаправленно. В названных аспектах заложена актуальность практического порядка.

Степень разработанности проблемы. Исследование влияния медиа на сознание субъекта имеет несколько различных направлений.

Уже античные философы в некоторой степени затрагивали вопросы корреляции средств образования и воспитания с воспитываемыми в человеке качествами. В частности, в Платоновом диалоге «Федр» мы находим знаменитую критику письменности как ослабляющего память и интеллектуальный контакт средства мнимой мудрости.

В трудах Э. Хэвлока, посвященных исследованию греческой литературы от Гомера до Платона, прослеживаются черты изменения мышления, используемой лексики и речевых конструкций, авторских приемов и содержания произведений в связи с переходом от устной культуры к письменной. Автор, таким образом, аргументированно предполагает наличие прямой связи между средой (устная или письменная) и спецификой ментальности. Идеи Хэвлока также оказали значительное влияние на труды Г. Инниса и М. Маклюэна. Несмотря на масштабность трудов Хэвлока и его идейного предшественника А. Лорда, в отечественной философской литературе, посвященной теме медиа, они мало используются.

Другая линия исследований, посвященных теме влияния медиа, в частности, средств массовой информации и коммуникации и их продуктов, берет свое начало

от Франкфуртской школы неомарксизма. В своих работах М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм обращались к феномену культуриндустрии, ее тотальному влиянию (принудительный мимезис) на индивида и социум. Особенно важными для данного исследования являются работы В. Беньямина, в которых рассматривается вопрос о специфике репродуцируемой посредством фотографических медиа реальности. Приблизительно в схожей парадигме двигались французские философы Г. Дебор и Ж. Бодрийяр, разрабатывавшие описание современного капиталистического общества, ценности которого перестали иметь под собой субстанциональность. С позиций семиологии производство мифов современной массовой культурой рассматривалось Р. Бартом, У. Эко.

Третьим направлением исследований в области корреляции медиасферы и сознания субъекта следует полагать работы М. Маклюэна, который, основываясь на идеях Г. Инниса и Л. Мэмфорда, к 1964 разработал всеохватывающую теорию влияния медиа на различные стороны человеческого существования и заложил основы комплексного подхода медиаэкологии. Данная традиция была продолжена такими исследователями, как У. Онг, Н. Постман, Э. Эйзенштейн, Э. Карпентер.

В философских работах второй половины XX века, посвященных проблематике «медиа-субъект», а также в современных исследованиях рассматривается широкий круг тем и проблем. В частности, вопросы изменения ментальности субъекта в связи с внедрением управляемых и интерактивных медиа (Л. Манович), аттрактивности медиаобразов и изменения скорости, характера реакций в связи с ними (Н. Больц, П. Вирильо), императивного характера использования образов и инструментов медиа (В. Флюссер), влияния медиа на социально-экономические и культурные процессы (Д. Рашкофф), феноменологический аспект перцепции и аффектации сознания цифровыми визуальными образами, феноменология взаимодействия с виртуальной реальностью (М. Хансен), общая характеристика и различия современной техногенной и письменной коммуникационной среды и их влияния на субъекта (Л. Страт), специфика нематериальности медиаобразов (Д. Кампер, К. Вульф),

психодинамика чтения в контрасте с обращением к электронным медиа (Д. дэ Кирхофф, Д. Олсон) и некоторые другие.

Тему влияния процесса и средств коммуникации на общественный и индивидуальный этос рассматривали такие теоретики, как П. Лазарсфельд, Г. Д. Лассуэл, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Э. Гидденс, Г. Рэйнгольд, М. Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер, А. Молль, Г. Шиллер и др.

Среди современных российских исследователей, в трудах которых рассматривается феномен корреляции медиа и сознания, следует отметить таких авторов, как В. В. Савчук (сложившиеся концепции и достижения в исследованиях медиа, феномен фотографии, специфика рефлексии в медиасфере), Г. Р. Хайдарова (специфика телесных состояний и ощущений в связи с современными медиа -феномен боли), Н. Б. Кириллова (разработка комплексной дисциплины на стыке философии и ряда гуманитарных наук: «медиалогия»), Ю. Р. Селиванов (диалектико-феноменологическое исследование медиа и воспринимающего сознания), А. И. Черных (концептуальное сопоставление средств массовой коммуникации и информации с институтами отправления ритуалов, мифологическая составляющая медиа), также И. И. Засурский, Е. Л. Вартанова, К. А. Очеретяный, Д. В. Скрипченко, М. А. Куртов, Д. А. Колесникова и др.

Таким образом, мы видим, что в корпусе философской литературы, посвященной проблематике «медиа-субъект», истина в ее корреляции с медиакоммуникацией не рассматривалась в качестве самостоятельного предмета исследования.

Объект исследования - когнитивные аспекты медиакоммуникации.

Предметом исследования является конституирование истины в процессе современной медиакоммуникации.

Цель исследования: раскрыть специфику конституирования истины в процессе современной медиакоммуникации, а также динамику ее свойств.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть специфику сознания, формируемого в процессе устной коммуникации;

2) выявить специфику сознания, фундированного письменной коммуникацией;

3) проанализировать специфику сознания, возникающего в современной медиакоммуникации;

4) раскрыть основные характеристики истины, формируемые в процессе устной коммуникации;

5) выявить механизмы взаимосвязи особенностей письменной коммуникации с формой репрезентации истины;

6) определить условия конституирования истины в процессе современной медиакоммуникации, ее специфику, а также ее новые свойства.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в первичности эксплицитного раскрытия феномена истины для сознания в процессе современной медиакоммуникации. Материалы, тезисы и аргументы данной работы могут послужить развитию дальнейших исследований феномена корреляции «медиа-субъект» в новой перспективе и критической переоценке сложившихся идей об истине как таковой.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных материалов и полученных результатов для чтения общих и специальных курсов по онтологии и теории познания и медиафилософии. Материалы данной работы могут быть использованы для разработки и экспертизы медиапроектов.

Методы исследования. Для раскрытия особенностей логической и эстетической категоризации сознания в среде образов медиа необходимым методом выступил компаративный анализ различных посредствующих инстанций. В связи с этим использовался также метод историко-философского анализа, необходимый для рассмотрения различных медиасфер: устной коммуникации,

основных форм письменности, современной сферы новых медиа - в их специфике для субъекта.

Важнейшим же методом прояснения собственно того образа, которым сознанию являются феноменальные объекты, то есть образы перцепции и категоризации, выступил метод феноменологического рассмотрения активности субъекта, при котором важно описание специфики внутренних состояний и переживаний сознанием явленности феноменальных объектов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В процессе устной коммуникации посредством естественного языка возможность рефлексии и строго отвлеченного рационального познания минимальна, воспринимаемые объекты и события не отделяются субъектом от его образов и переживаний. В зависимости от степени интенсивности восприятия и переживаний объектов и событий, мир в сознании разделяется на сакральное и профанное, создавая гетерогенную структуру множества мифологизированных представлений.

2. С появлением звуко-буквенного письма и распространением письменности сознание обретает новое феноменальное измерение: устная живая речь превращается в фиксированные и неизменные концепты и их синтетическое единство - текст. Актуализация сознанием текста переживается как абстрагированная от непосредственного присутствия последовательность прояснения смыслов. Субъект обретает возможность концентрации на смысловых структурах, где искомым являются проясненность и целостность понимания этих структур, в процессе чего сознание усваивает привычку абстрактного мышления и смысловой упорядоченности при обращении к объектам опыта.

3. При обращении сознания к образам, производимым новыми медиа, оно притягивается к ним с большей интенсивностью, чем к являемому в жизненном мире, в силу их эмоциональной насыщенности и синтетического характера, повышающего аттрактивные качества. В образах медиа сознание утрачивает ощущение субстанциональности и телесности в связи с отсутствием их реальной пространственности и возможности телесного контакта.

4. Основной характеристикой истины, формируемой в процессе устной коммуникации, является отсутствие в ней рефлексивной идеи субъективности. Истинным здесь выступает самораскрытие бытия, его простая явленность в синтезе с переживаниями самого субъекта, что приближает истину мифологического сознания к идее истины, представленной в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В отличие от неё истина мифа не стремится преодолеть субъектно-объектный разрыв, а просто не имеет его в качестве предпосылки.

5. Чертами истины, фундированными письменной коммуникацией, являются семантическая когерентность и эмпирическая корреспондентность. Истина полагается как субъективная идея, она дискурсивна и может приобретать авторитарный догматический характер.

6. В процессе современной медиакоммуникации сознание стремится не к целостности смысла, а к получению эффектов от восприятия аттрактивных медиаобразов, вследствие чего истина в смысле корреспонденции и когеренции логоса для сознания теряется. Неадекватной является и истина мифологического сознания, так как за образами медиа для сознания не стоит никакой субстанциональности, а за эффектами образов - сакральности. Истина в этом случае обусловлена интенсивностью эффекта восприятия в связи с содержательными скачками при обращении к различным объектам опыта, а также мимезисом стиля образов медиа.

Научная новизна исследования:

- уточнены представления о роли и влиянии устной коммуникации субъекта на характер формируемых у него знаний и образов;

- раскрыты специфика и механизмы обращения субъекта к письменному тексту как к определенной феноменальной данности и их влияние на конституирование рефлексивности истин его сознания;

- проанализированы особенности явленности для сознания субъекта образов новых медиа в современной медиакоммуникации и результаты взаимодействия субъекта с ними. При этой интеракции теряются феноменальные качества субстанциональности и телесности;

- установлено отсутствие рефлексивности истин мифологического сознания, формируемых устной коммуникацией;

- описан механизм конституирования истины и специфика рефлексивности истины в процессе письменной коммуникации;

- раскрыты особенности и результаты конституирования истины в процессе современной медиакоммуникации.

Апробация результатов исследования.

Основные тезисы и полученные в результате исследования выводы обсуждались на заседаниях кафедры философии Кубанского государственного университета. Материалы исследования отражены в 8 научных публикациях, 4 из которых опубликованы в научных журналах, включенных в перечень ВАК, общим объемом 2,5 печатных листа. Тезисы по материалам исследования также были апробированы на следующих конференциях: Международная научно-практическая конференция «Философские контексты современности: принцип RATIO и его пределы», Ижевск, 2020; Третья российская научная конференция «Диалектика и диатрибика», Ростов-на-Дону, 2017; «Философия религии и теология в духовном пространстве современного университета», Краснодар, 2017.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы из 131 наименования, в том числе 42 наименований на иностранных языках. Общий объем диссертации - 159 страниц.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ФОРМ МЕДИА В ИХ КОРРЕЛЯЦИИ С

СОЗНАНИЕМ СУБЪЕКТА

1.1. Сознание в процессе устной коммуникации

В данном параграфе мы рассмотрим необходимые для всего предпринимаемого исследования понятия - медиа и коммуникация, проследим специфику мифологического сознания, которая исторически коррелирует с дописьменной, то есть с устной формой коммуникации, рассмотрим логику мышления и категоризации опытного материала в рамках мифологического сознания, а также непосредственно специфику устной коммуникации, то есть специфику слова в его корреляции с сознанием.

При исследовании инстанции медиа, независимо от конкретного направления и рассматриваемого предмета, встает необходимость обращения к этимологии понятия «медиа» и вытекающих из нее смыслов. Латинское слово media есть множественное число от medium, что дословно переводится как «середина», «центр».

Таким образом, этимология понятия говорит о медиа как о том, что находится между двумя частями, то есть о чем-то посредствующем - необходимом для перехода от стороны A к стороне С. Причем как необходимость полагается именно наличие медиума, то есть некоторого B1. Следовательно, это простое, но необходимое полагание B не предполагает активности его самого, а иначе это будет связь A^B или B^C, но не связь, искомая самым смыслом медиа - не связь A-^(B) ^C. Ведь действенность возможна только в делании чего-то, отличного от того, что было без этого делания. То есть, чтобы A могло соединяться с C, самостная деятельность B должна отсутствовать. Таков характер посредника при первом -непосредственном - приближении, но, что станет очевидно в дальнейшем ходе исследования, подобное полагание не адекватно сущности медиаинстанции.

1 Селиванов, Ю. Р. Пролегомены к феноменологии коммуникации (Феноменологическое исследование отчужденного духа. Часть 2-я) / Ю. Р. Селиванов. М.: "Эконом-Информ", 2002. С. 6.

Следует лишь добавить еще одно замечание: полагание B необходимо в первую очередь потому, что A не может не потерять себя, если иным образом будет переходить к C То есть оно не может как-то иначе связать себя с C, не потеряв себя как А. В самом деле, если бы не было некоторого перехода, не являющегося ни A, ни C, то A либо оставалось бы собой, никуда не переходя, либо превращалось бы во что-то иное, то есть в C К примеру, если не положить некоторую точку между двумя концами отрезка, то эти концы будут лишь концами некоторого A; если же это А присовокупить к другому отрезку без полагания срединной точки, то они сольются воедино.

Таким образом, медиальная инстанция сама по себе является не просто необходимостью при некотором контакте, но необходимостью, лежащей в основании самой возможности контакта. И, следовательно, медиальность, имея в самом своем понятии две контактирующие стороны, является коммуникацией. И наоборот, коммуникация лишь постольку коммуникация, поскольку она есть в основе своей медиальность. Анализируя подход Н. Лумана и соотношение феноменов медиа и коммуникации, исследователь теории коммуникации А. В. Назарчук подчеркивает: «Средства коммуникации не коммуницируют сами, они представляют только медиум для коммуникации как формы».2 Данный тезис согласуется с вышеизложенными тезисами и аргументами о недействующей положенности медиа и о непосредственной необходимой связи понятий «медиа» и «коммуникация».

Для разъяснения обратимся к рассмотрению этимологии понятия «коммуникация». Латинское слово communicare дословно означает «делать общим». Но общим нечто может быть, только если: 1) то, относительно чего нечто становится общим, сохраняется, то есть множество не становится единичностью, ведь общность быть только относительно некоторого множества, но не единичного; 2) общее для обеих сторон одинаково как с точки зрения условий его присутствия, так и с точки зрения его полагаемого смысла.

2 Назарчук, А.В. Теория коммуникации в современной философии / А. В. Назарчук. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 139.

Таким образом, то, что выступает общим относительно некоторого множества, делает это множество одинаковым относительно себя. Одинаковость же есть то же самое, что и равность: сохранение своей обособленности при абсолютной идентичности. Таким образом, мы приходим к идее равности, выступающей как некоторое посредствование. Делание общим - это посредствование, то есть соединение некоторых сторон в единство при их противополагании друг другу при сохранении самих себя и при равности относительно того, что выступает делающим их общими.

Отсюда видно, что понятия коммуникации и медиа говорят об одном и том же. Разница заключается лишь в направлении рефлексии. И отсюда становится понятной привычная семантика слова communicatio, которое принято переводить как «сообщение», причем в значении существительного абстрактного.

Обратим внимание, что, помимо посредствующего действия, понятие коммуникации эксплицирует также свойство одинаковости сторон в отношении к тому, что представляет собой медиальность.

Однако одинаковость медиачлена B между членами A^C также предполагает одинаковость не с точки зрения их интенсиональных качеств, которые не имеют отношения к этому общему, а с точки зрения их отношения к B, одинаковость их взаимного движения через положенное, но не самостно действующее B. Ведь иначе следует допустить, что B некоторым образом изменяет содержание контакта, раз в зависимости от направления движения контакта от A к C и наоборот имеют различия. Но так как мы не можем принять B как действующее per se и таким образом устраняющее связь A^(B) ^C, то мы должны положить медийность, развернувшуюся в трехчлен, как одинаковость, равность крайних членов этой связи относительно медиачлена B. Таким образом, неразделимость, фактически идентичность понятий «медиа» и «коммуникация» может быть постулируема.

Если же мы пришли к выводу, что медиа есть коммуникация, а коммуникация - медиа, то вопрос об историческом движении инстанции медиа должен быть одновременно вопросом о развитии способов и средств коммуникации.

Однако, поднимая вопрос об историческом движении формы коммуникации, мы должны прежде недвусмысленно определить, что понимается под формой коммуникации.

Под формами коммуникации мы понимаем формы исключительно человеческой коммуникации, руководствуясь следующими аргументами. Исследование, посвященное вопросу истинности, то есть категории, согласно которой что-либо принимается в качестве истинного - когда помимо представляемого или мыслимого есть еще некое значение истинности, с ним связанное, выраженное в ощущении или мысли, согласно которому мыслимое или представляемое помимо самого акта представления или осмысливания имеет еще определенный предикат - возможно только при рассмотрении форм человеческой коммуникации. Ибо мы не можем говорить о каких-либо других, кроме человеческих, формах коммуникации в данном контексте, ведь мыслимое как нечто противопоставленное своему значению, которое должно быть положено в связи с ним, но не в нем самом, в других формах коммуникации (животной или растительной) либо невозможно, либо нам неизвестно. Нас также не интересует формально-семантическая «истинность» как опция в вычислительной технике, ведь и там отсутствует мышление и ощущение в собственном смысле, если только предполагается квалиа человеческого сознания как нередуцируемый факт (данный вопрос выходит за рамки темы, в силу чего мы его не можем здесь развивать).

Таким образом, рассмотрим процесс развития форм человеческой коммуникации.

Первейшая из известных форм собственно человеческой коммуникации есть форма устной речи. Устная речь, по распространенному среди исторических антропологов мнению, в своей специфической форме собственно речи (а не жестикулирования или звукоподражания), появилась только у Homo sapiens, то есть приблизительно 100 000 лет назад3.

3 Liu, H. A Geographically Explicit Genetic Model of Worldwide Human-Settlement History / H. Liu, F. Prugnolle, A. Manica, F. Balloux // The American Journal of Human Genetics. 2006. 79 (2), pp. 234-235.

Говоря о речи, или языке, как об исключительно человеческой форме коммуникации, мы понимаем:

1. Семантику (смыслы языковых единиц);

2. Синтаксис (закономерности в последовательности и взаимоотношении языковых единиц);

3. Фонетику (способность к фиксированному членению и воспроизведению звуков);

4. Морфологию (фиксированные функционально-смысловые блоки звуков).

Если, к примеру, некоторое подобие семантики - звуки с закрепленными значениями - можно встретить у высших приматов4, а ономотопоэтические способности - у попугаев и некоторых других птиц5, то синтаксис в животном царстве, вероятно, обнаружить не удается6, также как не удается обнаружить эти аспекты в совокупности.

Итак, устная речь как генуинно человеческая форма коммуникации выступает объектом рассмотрения в данной части нашего исследования.

Устная речь как генуинная форма человеческой коммуникации просуществовала в исключительно оральной, нематериализованной форме десятки тысячелетий, вплоть до появления пиктографии и письменности. Если обратиться к вопросу о корреляции устной речи как единственной формы медиа с групповой и общественной организацией, а также спецификой индивидуального менталитета, то мы можем проследить несколько особенных, фундаментальных черт этой корреляции.

Конечно, чрезвычайно мало эмпирических данных мы можем задействовать касательно культуры коммуникации древнейших человеческих групп, в силу их фактического отсутствия, однако мы имеем массу материала о бесписьменных

4 Морозов, В. П. Занимательная биоакустика / Изд. 2-е, доп., перераб. М. : Знание, 1987. C. 50-51.

5 Kaplan, G. Song structure and function of mimicry in the Australian magpie (Gymnorhina tibicen): Compared to the lyrebird (menura ssp.) / G. Kaplan // International journal of comparative psychology. 1999. 12 (4). P. 219.

6 Tecumseh Fitch, W. The evolution of language. / W. Tecumseh Fitch. New York : Cambridge university press, 2010. P. 429.

обществах, которые были современны или являются современниками зрелой западноевропейской цивилизации, в связи с чем мы можем отталкиваться от опытных исторических и антропологических данных, а также фундаментальных результатов их обобщения и анализа.

Устная коммуникация фундирует организацию замкнутую, жестко ограниченную пространственно. Ведь устная речь не сопровождается возможностью фиксации и транспортировки самой речи, что становится доступным с приходом письменности. Физическая невозможность удаления речи от голоса как ее источника замыкает общность языка на ограниченном пространстве и в количественно небольших группах, которые в речи возобновляют очертания, образы и установки своего мира только при возможности непосредственного присутствия. Здесь уместно вспомнить о биноме Р. Дебрэ, введенном для разграничения технически осуществляемой передачи и интерсубъективной прямой коммуникации: «Коммуникация имеет определенный социологический горизонт, а в качестве «стартового трамплина» — межиндивидуальную психологию (между отправителем и получателем, в том первоначальном опыте, который образуется через акт беседы). Передача же имеет горизонт исторический, а в качестве стартовой позиции — некое техническое осуществление [performance] (с использованием материального носителя)»7. Таким образом, средство коммуникации, в данном случае устная речь, в силу своей специфики выступает в качестве фундамента общественной организации и, о чем будет сказано дальше, специфической формы индивидуальной ментальности. Можно выразить это тезисом Маршалла Маклюэна: «Средство коммуникации есть сообщение»8.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петросов Тигран Артемович, 2021 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования / Сост. и подготовка текста С. И. Еремеев. - СПб.: Алетейя, 2002; Киев: Эльга, 2002. - 832 с.

2. Барт, Р. Мифологии. / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2014. - 351 с.

3. Батай, Ж. Теория религии / Сост. С.Н. Зенкин // «Проклятая часть»: Сакральная социология. - М.: Ладомир, 2006. - 742 с.

4. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Предисловие, составление, перевод и примечания С. А. Ромашко // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996. - 240 с.

5. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Перевод О. А. Печенкина. - Тула, 2013. - 204 с.

6. Больц, Н. Азбука медиа / Пер. с нем. Л. Ионина и А. Черных. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 136 с.

7. Брауэр, Л.Э.Я. Недостоверность принципов логики / Л.Э.Я. Брауэр // Логические исследования. - 2016. - Т. 22, №1. - С. 171-176.

8. Вирильо, П. Машина зрения / Пер. с фр. А.В. Шестакова; под ред. В.Ю. Быстрова. - СПб.: Наука, 2004. - 144 с.

9. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн; Пер. с нем. Л. Добросельского. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 347 с.

10. Витгенштейн, Л. Философские работы. Часть I / Составл., вступ. статья, примеч. М. С. Козловой; Перевод М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 612 с.

11. Вригт, Г. Х. фон. Логико-философские исследования: Избр. тр.: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. И. Рузавина и В. А. Смирнова; Сост. и авт. предисл. В. А. Смирнов. - М.: Прогресс, 1986. - 600 с.

12. Вульф, К. Антропология: История, культура, философия. / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 280 с.

13. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем.; Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

14. Галустян, А., Кульчицкая, Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики / Под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной // Как новые медиа изменили журналистику. 2012 - 2016. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.

15. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т.1 / Ответ. ред. М. М. Розенталь.

- М.: Мысль, 1972. - 501 с.

16. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т.3 / Ответ. ред. М. М. Розенталь.

- М.: Мысль, 1972. - 371 с.

17. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. Шпета Г. Г., Комментарий Селиванова Ю. Р. - М.: Академический Проект, 2008. - 767 с.

18. Голосовкер, Я. Э. Избранное. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 496 с.

19. Гумбрехт, Х.У. Производство присутствия: Чего не может передать значение / Пер. с англ. С. Зенкина. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 184 с.

20. Гура, А. И. Проблематизация истины в познавательном процессе: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Гура Алена Юрьевна. - Краснодар, 2016. - 148 с.

21 . Гуссерль, Э. Парижские доклады / Сост. В.А. Куренной // Парижские доклады. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 464 с.

22. Дебре, Р. Введение в медиологию / Пер. с франц. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2010. - 368 с.

23. Декарт, Р. Правила для руководства ума / Пер. с лат. и фр. - 2-е изд. // «Рассуждение о методе.» и другие произведения, написанные в период с 1627 г. По 1649 г. - М.: Академический проект, 2014. - 322 с.

24. Джеймс, У. Прагматизм / У. Джеймс. - СПб.: Издательство Шиповникъ, 1910. - 244 с.

25. Дирингер, Д. Алфавит / Пер. с англ. И. М. Дунаевской, Г. А. Зографа, И.

A. Перельмутера; общ. ред., предисловия и примечания И. М. Дьяконова. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963. - 658 с.

26. Добльхофер, Э. Знаки и чудеса / Пер. с нем. Г. М. Бауэра; ответ. редактор

B. В. Струве. - М.: Издательство восточной литературы, 1963. - 388 с.

27. Дьяконов, И. М. О письменности / И. М. Дьяконов // Дирингер, Д. Алфавит. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963. - 658 с.

28. Дэвидсон, Д. Исследования истины и интерпретации / Пер. с англ. А.А. Веретенникова, Т.А. Дмитриева, М.А. Дмитровской и др. - М.: Праксис, 2003. -448 с.

29. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие Л. Б. Гофмана. - М.: «Наука», 1990. - 575 с.

30. Жан, Ж. История письменности и книгопечатания / Ж. Жан. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 224 с.

31. Жирар, Р. Насилие и священное / Перевод с французского Г. Дашевского.

- Изд. 2-е, испр. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 448 с.

32. Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма / А. В. Истрин. - М.: Наука, 1965. - 602 с.

33. Кампер, Д. Тело, знание, голос и след / Пер. с нем., составление, общая редакция и вступительная статья В. Савчука // Тело. Насилие. Боль: Сборник статей. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 174 с.

34. Кант, И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского, сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; Прим. Ц.Г. Арзаканяна. - М.: Эксмо, 2012. - 736 с.

35. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. II: Мифологическое мышление / Пер. с нем. С.А. Ромашко. - М.: Академический Проект, 2011. - 279 с.

36. Киттлер, Ф. Оптические медиа / Пер. с нем. Б. Скуратова и О. Никифорова

- М.: Логос, 2009. - 272 с.

37. Куайн, У. B. О. С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков / Пер. с англ. В.А. Ладова и В.А. Суровцева; Под общ. ред. В.А. Суровцева. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - 166 с.

38. Кун, Т. Структура научных революций / С вводной статьей и дополнениями 1969 г. - М.: Прогресс, 1977. - 300 с.

39. Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Пер. с англ. И. Б. Шатуновского. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 792 с.

40. Лебедев, А. В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I / Отв. ред. И. Д. Рожанский. - М.: Наука, 1989. - 576 с.

41. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

42. Леви-Строс, К. Мифологики: Человек голый / К. Леви-Строс. - М.: ИД «Флюид», 2007. - 784 с.

43. Леви-Строс, К. Тотемизм Сегодня. Неприрученная мысль / Пер. с фр. А.Б. Островского. - М.: Академический проект, 2008. - 520 с.

44. Лейбниц, Г. В. Монадология / Ред. и сост., авт. вступит. статьи и примеч. В. В. Соколов; перевод Я. М. Боровского и др. // Сочинения в 4-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1982. - 636 с.

45. Лекторский, В.А. О классической и неклассической эпистемологии / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский // На пути к неклассической эпистемологии. - М.: ИФРАН, 2009. - 237 с.

46. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. H.A. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

47. Лорд, А. Б. Сказитель / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона. Послесл. Б.Н. Путилова. Статьи А.И. Зайцева, Ю.А. Клейнера. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. - 368 с.

48. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / Алексей Лосев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 320 с.

49. Луман, Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.

50. Луриа, А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Луриа. - М. : Издательство «НАУКА», 1974. - 173 с.

51. Маклюэн, Г. М. Война и мир в глобальной деревне / М. Г. Маклюэн, К. Фиоре; Пер. с англ. И. Литберга. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 219, [5] с.

52. Маклюэн, Г. М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / Пер. с англ. И. О. Тюриной. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2015. - 443 с.

53. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; закл. Ст. М. Вавилова. - 4-е изд. - М.: Кучково поле, 2014. -464 с.

54. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / Пер. с фр.; Под редакцией И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - СПб.: «Ювента»; «Наука», 1999. - 608 с.

55. Моль, А. Социодинамика культуры / Пер. с фр.; предисл. Б. В. Бирюкова. - Изд. 3-е. - М. : Издательство ЛКИ, 2008. - 416 с.

56. Морозов, В. П. Занимательная биоакустика / Изд. 2-е, доп., перераб. - М.: Знание, 1987. - 208 с.

57. Мосс, М. Социальные функции священного. Избранные произведения / Перевод с французского под общей редакцией Утехина И. В. Научная редактура Утехин И. В. и Геренко Н. М. Составление Трофимов В. Ю. - СПб.: "Евразия", 2000. - 448 с.

58. Назарчук, А.В. Теория коммуникации в современной философии / А. В. Назарчук. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.

59. Нейрат, О. Протокольные предложения / Пер. с нем. А.Л. Никифорова; Под ред. O.A. Назаровой // Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное. - М.: Издательский дом «Территория будущего», Идея-Пресс, 2006. - 472 с.

60. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. T. 1 / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс.

А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - М.: Мысль, 2010. - 744 с.

61. Очеретяный, К. А. Тело как медиа: опыт реконструкции: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Очеретяный Константин Алексеевич. - СПб., 2015. - 198 с.

62. Павлов, П. В. Онтологическая идея истины: опыт реконструкции методологических подходов: дисс. ... док. филос. наук: 09.00.01 / Павлов Павел Викторович. - Новочеркасск, 2016. - 266 с.

63. Петровский, Н. С. Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка / Под ред. академика В. В. Струве. - Л.: Издательство ЛГУ, 1958. - 329 с.

64. Пирс, Ч.С. Как сделать наши идеи ясными / Пер. с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева // Избранные философские произведения. - М.: Логос, 2000. - 448 с.

65. Платон. Полное собрание сочинения в одном томе / Пер. с древнегреческого. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2015. - 1311 с.

66. Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / Составл., общ. ред. и вступительная статья В. Н. Садовского // Логика и рост научного знания. -М.: «ПРОГРЕСС», 1983. - 606 с.

67. Пуанкаре, А. Наука и гипотеза / Пер. с фр.; под ред. Л.С. Понтрягина; 2-е изд., стер. // О науке. - М.: Наука, 1990. - 736 с.

68. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Пер. с англ. Н. Воробьева; Статьи / Пер. с англ. В. Горбатова; Общ. ред., сост., вступ. ст. А. Грязнова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2000. - 464 с.

69. Савчук, В. В. Антология медиафилософии / Редактор-составитель В. В. Савчук. - СПб.: Издательство РХГА, 2013. - 339 с.

70. Савчук, В. В. Медиафилософия. Приступ реальности / В. В. Савчук — СПб.: Издательство РХГА, 2013. - 350 с.

71. Селиванов, Ю. Р. Пролегомены к феноменологии коммуникации (Феноменологическое исследование отчужденного духа. Часть 2-я) / Ю. Р. Селиванов. - М.: Эконом-Информ, 2002. - 134 с.

72. Скрипченко, Д. В. Статус события в пространстве масс-медиа: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Скрипченко Дмитрий Валерьевич. - СПб., 2016. - 157 с.

73. Спиноза, Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. - М.: Академический Проект, 2008. -431 с.

74. Тэрнер, В. Символ и ритуал / Сост. и автор предисл. В. А. Бейлис. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 277 с.

75. Тэйлор, Э. Первобытная культура / Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. -М.: Издательство политической литературы, 1989. - 573 с.

76. Ухов, Е. В. Проблематизация истины в классической и неклассической эпистемологии: системность и вопрос соотношения знания и действительности: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Ухов Артем Евгеньевич. - Иваново, 2014. -167 с.

77. Фихте, И.Г. Основа общего наукоучения / Под. ред. кн. Е. Трубецкого // Избранные сочинения. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2013. - 503 с.

78. Флюссер, В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 146 с.

79. Фреге, Г. Мысль. Логическое исследование / Под. Ред. З.А. Кузичевой, Вступ. ст., введ. и послесл. Б.В. Бирюкова; изд. 2-е, испр. // Логика и логическая семантика. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 512 с.

80. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь. Новые плоды (исследование магии и религии) / Пер. с англ. А.П. Хомика. - М.: Академический проект, 2014. - 407 с.

81. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина, Н. С. Автономовой; Вступительная статья Н. С. Автономовой. - СПб.: А-еаё, 1994. - 408 с.

82. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Академический Проект, 2013. - 460 с.

83. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: Сборник / Под ред. А. Л. Доброхотова. - М.: Высш. шк., 1991. - 192 с.

84. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика просвещения / Пер. с немецкого М. Кузнецова. - М.; СПб.: «Медиум»; «Ювента», 1997. - 312 с.

85. Хюбнер, К. Истина мифа / Пер. с нем. И. Касавина. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

86. Черных, А.И. Ритуалы и мифы медиа / А.И. Черных. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Гнозис, 2015. - 160 с.

87. Шеллинг, В. Ф. Й. Философия мифология. В 2-х т. Т. 2. Монотеизм. Мифология / Пер. с нем. В. М. Линейкина; под. ред. Т. Г. Сидаша, С. Д. Сапожниковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 544 с.

88. Шифман, И. Ш. Финикийский язык / 3-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 64 с.

89. Элиаде, М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. П. Большакова. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2010. - 251 с.

90. Beck, F. A. G. Greek Education. 450-350 B.C. / F. A. G. Beck. - London: Methuen & Co ltd., 1964. - 384 p.

91. Biber, D. Are There Linguistic Consequences of Literacy? Comparing the Potentials of Language Use in Speech and Writing / Edited by D.R. Olson, N. Torrance // The Cambridge Handbook of Literacy. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 602 p.

92. Bolter, J. D. Remediation: understanding new media / J.D. Bolter, R. Grusin. -Cambridge: MIT Press, 2000. - 282 p.

93. Cassirer, E. Language and myth / Translated by S. K. Langer. - New York: Dover publication, 1946. - 104 p.

94. Codrington, R. H. The melanesians: studies in their anthropology and folk-lore / R. H. Codrington. - Oxford: Clarendon press, 1891. - 412 p.

95. De Kerckhove, D. The skin of culture. Investigating the new electronic reality / Edited by Christopher Dewdney, 1998. - 226 p.

96. Ellul, J. The technological society / With an introduction by R. K. Merton. -New York: Vintage Books, 1964. - 502 p.

97. El-Bizri, N. A philosophical perspective of Alhazen's optics / N. El-Bizri // Arabic sciences and philosophy. - 2005. - Vol. 15 (2). - Cambridge university press. -pp. 189-218.

98. Evans-Pritchard. Witchcraft, Oracles, and Magic among the Azande / Abridged with and introduction by Eva Gillies. - Oxford: Oxford University Press, 1976. - 298 p.

99. Gardiner, A. Egyptian grammar / Third edition, revised. - Cambridge: University press, 1957. - 646 p.

100. Goody, J. The consequences of Literacy / Goody, J. Watt, I. // Comparative studies in Society and History. - 1963. - Vol.5, N.3. - Cambridge university press. - pp. 304-345.

101. Goody, J. The Domestication of the Savage Mind / J. Goody // The British Journal of Sociology. - 1973. - Vol. 24, No. 1, pp. 1-12.

102. Frank, M. C. Number as a cognitive technology: Evidence from Piraha language and cognition / Michael C. Frank, Daniel L. Everett, Evelina Fedorenko, Edward Gibson // Cognition. - 2008. - 108. - 819-824 pp.

103. Hansen, M. B. N. From fixed to fluid / B. M. N. Hansen // Releasing the image. From literature to New Media. - Stanford: Stanford University Press, 2011. - 286 p.

104. Hansen, M. B. N. New Philosophy for New Media / M. B. N. Hansen. -Cambridge: The MIT Press, 2004. - 334 p.

105. Havelock, E. A. Preface to Plato / E. A. Havelock. - Cambridge: Harvard University Pres, 1963. - 328 p.

106. Havelock, A. E. The Greek Concept of Justice From Its Shadow in Homer to its Substance in Plato / A. E. Havelock. - Cambridge: Harvard University Press, 1978. -382 p.

107. Havelock, E. A. The muse learns to write / E. A. Havelock. - New Haven; London: Yale University Press, 1986. - 154 p.

108. Hendricks, J. The twenty-first century media industry / J. Hendricks. -Lanham : Lexington Books, 2010. - 296 p.

109. Holmes, L. Cults, Cargo and Christianity: Samoan Responses to Western Religion / L. Holmes // Missiology: An International Review. - 1980. - vol. 8(1). - pp. 471-487.

110. Kaplan, G. Song structure and function of mimicry in the Australian magpie (Gymnorhina tibicen): Compared to the lyrebird (menura ssp.) / G. Kaplan // International journal of comparative psychology. - 1999. - 12 (4). - pp. 219-241.

111. Kittler, F. Gramophone, Film, Typewriter. / Translated, with an introduction, by G. Winthrop-Young and M. Wutz. - Stanford: Stanford University press, 1999. - 316 p.

112. Lafont, R. Relationships Between Speech and Writing Systems in Ancient Alphabets and Syllabaries / D. de Kerckhove, C. J. Lumsden (Eds.) // The alphabet and the Brain. - Berlin: Springer-Verlag. - pp. 92-105.

113. Liu, H. A Geographically Explicit Genetic Model of Worldwide Human-Settlement History / H. Liu, F. Prugnolle, A. Manica, F. Balloux // The American Journal of Human Genetics. - 2006. - 79 (2), pp. 230-237.

114. Malinowski, B. The problem of meaning in primitive language / B. Malinowski // Ogden, C., Richards, I. The Meaning of Meaning. - New York: Harcourt, Brace & World, inc., 1923. - 364 p.

115. Manovich, L. Software takes command: extending the language of new media / L. Manovich. - New York: Bloomsbury Publishing, 2013. - 376 p.

116. Manovich, L. The language of new media / L. Manovic. - Cambridge; London: The MIT press, 2001. - 354 p.

117. Nixon, G. Myth and Mind / G. Nixon // Journal of Consciousness Exploration & Research. - 2010. - Vol.1 (3). - pp. 289-337.

118. Ong, W. J. Orality and Literacy. / W.J. Ong. - New York: Routladge, 2002. -

204 p.

119. Parson, P. R. Blue Skies. A history of cable television / P. R. Parsons. -Philadelphia: Temple University Press, 2008. - 806 p.

120. Petersson, K. M. Language and Literacy from a Cognitive Neuroscience Perspective / K. M. Petersson, M. Ingvar, A. Reis; Edited by D.R. Olson, N. Torrance //

The Cambridge Handbook of Literacy. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 602 p.

121. Poe, M. T. A History of communications / M. T. Poe. - Cambridge: Cambridge university press, 2011. - 338 p.

122. Postman, N. Amusing Ourselves to Death / New introduction by Andrew Postman. - London: Penguin books, 2005. - 184 p.

123. Postman, N. The Humanism of Media Ecology / N. Postman // Proceedings of the Media Ecology Association. - 2000. - Volume 1. - New York: Fordham University. - pp. 10-16.

124. Sampson, G. Writing Systems: a linguistic introduction. / G. Sampson -Stanford: Stanford university press, 1985. - 234 p.

125. Tarski, A. The Semantic Conception of Truth: and the Foundations of Semantics / A. Tarski // Philosophy and Phenomenological Research. - 1944. - vol. 4, №3. - pp. 341-376.

126. Tecumseh Fitch, W. The evolution of language / W. Tecumseh Fitch. - New York: Cambridge university press, 2010. - 612 p.

127. Thomas de Aquino. Quaestiones disputate de veritate. Quaestio 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.corpusthomisticum.org/qdv01.html (дата обращения: 28.07.17, 21:05).

128. Thomas, R. The Origins of Western Literacy. Literacy in Ancient Greece and Rome / Edited by D.R. Olson, N. Torrance // The Cambridge Handbook of Literacy. -Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 602 p.

129. Vance, D. R. Literary sources for the History of Palestine and Syria: The Phoenician Inscriptions / D. R. Vance // The Biblical Archeologist. - 1994. - vol. 57, №1. - pp. 114-183.

130. Varhelyi, Z. The Written Word in Archaic Attica / Z Varhelyi // Klio, vol. 78, 1996. - pp. 28-52.

131. Winston, B. Media Technology and Society / B. Winston. - New York: Routladge, 1998. - 374 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.