Конфликт и характер в драматургии Н. Везирова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Сафаров, Эхтирам Али оглы
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сафаров, Эхтирам Али оглы
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА. I. Семейно-бытовая тема и конфликты .8
ГЛАВА П. Общественная среда, комические и трагические характеры.•.44
IUIABA Ш. Конфликты и характеры, отражающие буржуазное общество. .97
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Проблема характера в азербайджанской советской драматургии (1970-1980)1984 год, кандидат филологических наук Вердиев, Вагиф Солтан оглы
Творчество Василия Шкваркина2019 год, кандидат наук Новиков Алексей Дмитриевич
Ранняя драматургия А.Н. Островского и традиции комедийного жанра2013 год, кандидат филологических наук Музалевский, Никита Евгеньевич
А.П Чехов и русская драматургия 1920-х годов2013 год, кандидат филологических наук Бурмистрова, Алина Валентиновна
Жанровая специфика драматургии А.В. Вампилова2008 год, кандидат филологических наук Тимощук, Елена Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфликт и характер в драматургии Н. Везирова»
Актуальность темы. Мировая литература представлена именами и таких великих азербайджанских поэтов, писателей, как Низами, Насими, Физули, Вагиф, М.Ф.Ахундов, М.А.Сабир и другие. . Литературное наследие их и сегодня играет активную роль в нашей духовной жизни. Классики марксизма-ленинизма.выработали стройное учение об отношении к классическому наследию. Исходя из этого, -ЦК КП Азербайджана принял постановление "О мероприятиях по улучшению изучения и популяризации литературного наследия великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами", которое является наглядным воплощением заботы и любви партии и правительства к классическому наследию. Вместе с тем на XXYI с"езде было отмечено, что проявления безыдейности, мировоззренческая неразборчивость, отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур способны нанести ущерб творчеству даже даровитых людей*. Это четкий, обоснованный ответ тем литературоведам, которые в свое время с отрицательных позиций подходили к произведениям мастеров классики, а их прогрессивность и историческую ограниченность не смогли проанализировать как единое целое.
Н.Везиров,один из видных представителей азербайджанской литературы XIX - начала XX века, достойно продолжавший традиции драматургии М.Ф.Ахундова, был сыном своего времени, отдал много сил делу пропаганды важных для своей эпохи просветительских идей. За всю свою жизнь он был убежден в том, что единственный путь освобождения народа от невежества - в просветительстве. Актуаль
I Материалы XXYI с"езда КПСС.-М.; Политиздат, 198I, 0.62. ность морально-этических проблем, нашедших художественное отражение в творчестве Н.Везирова, и в нашу эпоху сохраняет свое идейно-эстетическое значение. Публицистика писателя, его драматургические произведения являются значительным этапом в дальнейшем развитии реализма в азербайджанской литературе.
В азербайджанском литературоведении написан ряд ценных исследований, посвященных проблемам драматургии. Работы М.Арифа, Ф.Гасымзаде, А.Султанлы, Дж.Джафарова, К.Мамедова, Н.Мамедова, Я.Караева, Т.Ахмедова, Х.Алимирзоева, Г.Исрафилова, С.Мусаева, А.Сафиева и других ученых были крупными достижениями нашего литературоведения. Эти авторы или исследовали драматические произведения отдельных писателей, или на высоком научном уровне обобщили исследования о драматических произведениях определенного исторического времени. В научных монографиях и диссертациях, посвященных жизни и деятельности Н.Везирова, особенно его драматургии, хотя и подробно исследованы определенные достоинства творчества писателя*, проблема конфликта и характера в его драматургии отдельно не рассматривалась. Учитывая это, мы обратились к исследованию данной,на наш взгляд, важной,проблемы.
Основная цель исследования. Основными целями диссертации являются: а/ создание научной картины проблемы конфликта и характера на основе драматургической деятельности одного писателя -Н.Везирова;■ б/ комментирование актуальности и современности
I См.: Ф.Касумзаде. Н.Б.Везиров.-Баку, 1959; К.Мамедов. Н.Вези-ров,~Баку,1963; М.Багиров. Жизнь и творчество Везирова, кандидатская диссертация, библиотека АГУ, Баку, 1954'! А.Султанлы. Развитая история об азербайджанской драматургии.-Баку,1964; Б.Мамедзаде. мастерство в комедиях Наджаф-бека Везирова, библиотека АГУ, Баку,1978; З.Аскеров. Трагедия Н.Везирова лГоре Фахреддина" и ее место в азербайджанской литературно-общественной мысли,кандидатская диссертация, фундаментальная библиотека Академии наук Азерб.ССР, Баку,1979. большинства морально-этических проблем в творчестве Н.Везирова; в/ уточнение формирования конфликтов исследуемых произведений писателя, пользовавшегося всеми основными жанрами драматургии; г/ определение социального пафоса характеров в пьесах Н.Везирова, их места и роли в историческом развитии азербайджанской драматургии; д/ рассмотрение предшествующих исследований о Везирове, в органической связи их с данной работой.
Диссертант в процессе анализа выражает свое отношение к исследовательским работам и научным выводам в существующих трудах; в случае необходимости вступает с их авторами в полемику. Как правило, в предшествующих исследованиях жанр произведения писателя "Герои наших дней" определяется не четко. А автор диссертации, впервые касаясь жанра произведения "Герои наших дней" доказал ее соответствие поэтике комедийного жанра, е/ В процессе исследования проблемы конфликта и характера в драматургии Н.Везирова, диссертант творчески использует научный опыт русских ученых и ученых из братских народов в общей постановке и решении этой проблемы.
Научная новизна исследования. В азербайджанском литературоведении проблема конфликта и характера в драматургии Н.Везирова разрабатывается впервые. Ученые, занимающиеся исследованием того или иного этапа нашей драматургии, и в частности исследователи творчества Н.Везирова, частично, затрагивали проблему конфликта и характера в его драматургии. Но в нашей работе конфликт и характер разработаны как специальная проблемы и у читателя создается полное представление о ней. В этой работе на основе художественных материалов пьес Н.Везирова, были исследованы специфические особенности конфликта, обобщены основные черты драматургических характеров, созданных писателем.
Предмет исследования. Н,Везиров - один из тех писателей, которые продолжили реалистические традиции М.Ф.Ахувдова -драматурга в последующей азербайджанской литературе. Его произведения вьделяются тематическим разнообразием, идейно-художественным содержанием, самобытностью. Диссертант привлек для исследования одиннадцать пьес ведающегося мастера, всесторонне осветил их художественные особенности. Несмотря на несовершенство его первых пьес в художественном плане, в этих пьесах писатель затронул ряд семейно-бытовых проблем, а из вопросов, поставленных в них, сделал об"ективные выводы. В процессе анализа пьес, диссертант постарался определить своеобразие характеров и конфликтов согласно их жанру. Автор диссертации сгруппировал все произведения мастера в хронологической последовательности. В процессе анализа идейных общественных мотивов творчества писателя автор работы пришел к важным выводам. Вопросы о конфликте и характере в этой работе быяи рассмотрены на основе художественных материалов драматических произведений Н.Везирова, и комментированы те или иные специфические признаки конфликта и характера, в соответствии с их жанром. В исследовании быяи рассмотрены все статьи и монографии;, посвященные творчеству Н.Везирова, произведены интересные параллели. Диссертант стремился должным образом оценить запоминающиеся характеры человека - просветителя в драматургии Н.Везирова, и вс^ыть отдельные отрицательные черты созданных им образов.
Теоретическую и методологическую основу диссертации, составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам литературы и искусства, последние достижения советской, в том числе, азербайджанской,литературоведческой науки.
Исследование основывается на марксистском научно-теоретическом учении и конкретном литературно-историческом анализе.
Апробация диссертации. Работа выполнена в Отделе истории азербайджанской литературы XIX века Института литературы имени Низами АН Азербайджанской ССР, отчет диссертанта был заслушан на Ученом совете Института.
Основное содержание диссертации, ее о главные положения были заслушаны на Ученом совете института, конференциях и научных сессиях и опубликованы в "Известиях" АН Азерб.ССР /серия Литературы, языка и искусства/, в материалах конференции аспирантов АН Азерб.ССР и в других республиканских органах печати.
Практическое значение диссертации: а/ научно-теоретические выводы исследования могут быть применены в изучении классической азербайджанской драматургии; б/ как вспомогательная литература может быть использована при изучении отдельных теоретических вопросов драматургии на филологических факультетах высших учебных заведений; в/ материалы диссертации могут быть использованы при написании истории азербайджанской драматургии.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав /I глава: "Семейно-бытовая тема и конфликт", П глава: "Общественная среда, комические и трагические характеры", Ш гла> ва: "Конфликты и характеры, отражающие буржуазное общество"/, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Театр У. Сомерсета Моэма в контексте развития западноевропейской драматургии конца XIX - первой трети XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Седова, Елена Сергеевна
Эволюция жанра комедии в якутской драматургии2008 год, кандидат филологических наук Кириллина, Мария Афанасьевна
Драматургия В.А. Дьяченко в историко-литературном контексте 1860-х - 1870-х годов2008 год, кандидат филологических наук Деготьков, Александр Анатольевич
Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера2000 год, доктор филологических наук Овчинина, Ирина Алексеевна
Рецепция эстетики и драматургии Б. Шоу в русской литературе XX в.: на материале комедии "Пигмалион"2011 год, кандидат филологических наук Васенева, Надежда Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Сафаров, Эхтирам Али оглы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н.Везиров завоевал известность как драматург, оказавший огромные заслуги в развитии азербайджанской литературы XIX века. Он неустанно работал как просветитель-реалист в деле пропаганды важных для своего времени просветительских идей. Именно наши ученые-исследователи посвятили немало работ творчеству Н.Везирова, в том числе, многогранным проблемам его драматургии. В своей диссертации мы постарались на основе марксистско-ленинской методологии проанализировать проблему "конфликта и характера" в драматургии Н.Везирова.
Н.Везиров на протяжении всего своего творчества пользовался всеми тремя жанрами драматургии. Поэтому, анализируя драму, комедию и трагедию, необходимо было анализировать каждую пьесу, согласно требованиям соответствующего жанра, и мы, определяя конфликт и характер в произведениях, основывались именно на этом критерии. Анализ и изучение драматургии Н.Везирова с новой научно-теоретической позиции показало, что в произведениях литератора имеются конфликты разного типа: традиционный конфликт, конфликт между отрицательным героем и идеалом жизни, или эстетическим идеалом писателя, конфликт между героем и существующей жизнью и другие. А специфические особенности этих конфликтов, в свою очередь, определили в произведении цельные и слабые характеры. Наряду с такими совершенными характерами, как Байрам-али бей, Дженнетали ага, Гаджи 1&мбер, Гаджи Фарадж, Рустем бей, Фахреддин бей, Аслан бей были рассмотрены и такие слабые и эпизодические образы, как Хырда ханум, Абдуррахман бей, Салман бей, Кербелайи Мамедвели, Гаджи 1^лам, Зийнет ханым.
В диссертации не ставилась задача анализировать всю драматургию Н.Везирова, так как перед нами стояла иная цель: рассмотреть проблему конфликта и характера в его творческом наследии. Исходя из этой задачи, мы анализировали одиннадцать пьес автора. При анализе пьес Н.Везирова в новом научно-теоретическом аспекте, мы стремились выразить свое отношение как к положительным, так и отрицательным соображениям, выводам и суждениям в книгах других исследователей творчества Н.Везирова.
Убедительными примерами обоснована созвучность, современность, одним словом, актуальность, поднятых в драматургии Н.Везирова морально-этических вопросов с нашей сегодняшней жизнью, бытом.
Мы не прошли мимо слабых, незначительных пьес автора, высказали свои соображения о них. В этом смысле"мы критически подошли к пьесам "Гачахи в прошлом" и "Зарождение новой эры". Мы отметили также, что в определении конфликта комедии "Гаджи Фарадж" привлекает внимание новые находки. Здесь типичные образы, стоящие на противоположных позициях конфликта - Гаджи Фарадж и Зийнет ханум, никогда не встречаются. А в действительности же, сталкиваются именно они и в этом конфликте Гаджи Фарадж всегда становится об"ектом смеха.
Глубокое изучение драматургии Н.Везирова связано с заботой партии и правительства о классическом наследии. Новое издание произведений Н.Везирова, торжественное празднование юбилеев /сотой и сто двадцать пятой годовщины со дня рождения/писателя, й частые постановки на сценах театров республики "Из дождя да в ливень", "Горе Фахреддина" и других пьес, еще раз подтверждают современность творчества Н.Везирова,
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сафаров, Эхтирам Али оглы, 1982 год
1. Произведения основоположников мар кои зма-л е нини з мана русском языке
2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве.- В 2-х томах, т.1, М.: Искусство, 1976,- 574с.'
3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве.- В 2-х томах, т.2, М,: Искусство, 1976.- 718с.
4. Ленин В.И. О культуре и искусстве.-!.: Искусство, 1956.-571с.на азербайджанском языке
5. Ленин В.И. Эсерлери,- 29-чу чилд, Бакы: Азэрнешр, 1952,-622с.
6. Ленин В.И. Сечилмиш эсэрлэри.- I-чи чилд, Бакы, 1962.-920с.
7. Ленин В.И. Зсэрлоринин там кулли^аты.- П чилд, Бакы, 1974.-722с.
8. Официально-документальные материалына русском языке
9. Брежнев Л.И. Идейно-воспитательная работа партии.- В кн.:
10. Ленинским курсом.- В 8-ми томах, т.5, М.: Политиздат, 1976.с. 530-541.
11. Материалы XXYI с"езда КПСС.-М.: Политиздат, 1976.- 158с.
12. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" 21 января 1972 г. В кн.: Справочник партийного работника. - М.: Политиздат, 1972, с. I9I-I94.3. Книгина русском языке
13. Абрамович Г.Л, Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.- 352 с.
14. Аникист А.А. Бернард Шоу о драйв и театре.- М.: Ин. лит-р, 1963.- 639 с.
15. Аникист А.А. Теории драмы от Аристотеля до Лессинга.-М.: Наука, 1967.- 454 с.
16. Анушкин В.П. Драматическое волшебство.- М.: 1966.- 315 с.
17. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т., М., 1953.- 684 с.
18. Белинский В.Г. Избранные произведения.-Минск, изд. БССР, 1947.- 311 с.
19. Берков П.Н. История русской комедии ХУШ века.- Л.: Наука, 1977.- 500 с.
20. Борев 30.Б. 0 комическом.- М.: Искусство, 1957.- 232 с.
21. Борев Ю.Б. 0 трагическом.- М.: Искусство, 1961.- 392 с.
22. З.Ю.Буряк Б.С. Художественный идеал и характер.- М.: Советский писатель, 1972,- 294 с.
23. З.Н.Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии,-М.: Наука, 1976,256 с.
24. Владимиров С. В. Драматурги современность.-М.-Л., Советский писатель, 1962,- 191 с.
25. Владимиров С.В. Действие в драме.- Л.: Искусство, 1972.1560 с.
26. Вопросы советской драматургии.- М.: Советский писатель, 1954.- 463 с.
27. Вопросы художественного метода, жанра и характера в русской литературе XYIU-XIX веков. М.: "МГПИ", 1975.- 300 с.
28. Волькенштейн В.В. Драматургия.- М.: Советский писатель, 1969.- 336 с.
29. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера.-М.: Наука, 1978.- 264 с.
30. Булис А.З. В лаборатории смеха.- М.: Худож. лит., 1966.144 с.
31. Вулис А.З. Метаморфозы комического.- М.: Искусство, 1976.126 с.
32. Гей Н.К. и Пискунов В.М.Эстетический идеал советской литературы.-М.: АН. СССР, 1962.- 207 с.
33. Горбунова Е.Н. Идеи, конфликты, характеры.-М. : Советский писатель, I960.:* 419 с.
34. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы.- М.: Советский писатель, 1963.- 508 с.
35. Зубков Ю.А. Герой и конфликт в драме.- М.: Советский писатель, 1975.- 280 с.
36. Караганов А.В. Характеры и обстоятельства.- М.: Советский писатель, 1959.- 398 с.
37. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема.- М.: Наука, 1971,- 224 с.326.' Киселев И.М. Конфликт и характеры. М.: Советский писатель, 1957.- 342 с.
38. Лотман JI.M. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века.-Л.: Наука, 1974.- 350 с.
39. Луначарский Л.В. Избранные статьи по эстетике.- М.: Искусство, 1975.- 391 с.
40. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 127 с.
41. Метод и мастерство. /Сборник статей/.- Вологда, Вологдан-ский Государств. Пед. Ин., 1971.- 288 с.
42. Московский А.П. 0 природе комического.- Иркутск, Иркутский Гос. Пед. Ин., 1968,- 96 с.
43. Нефедь В.И. Размышления о драматическом конфликте.-Минск: Наука и техника, 1970.- 120 с.
44. Николаев Д.П. Смех оружие сатиры.- М.: Искусство, 1962.222 с.
45. Проблемы теории и литературы.- М.: АН СССР, 1958.- 354 с.
46. Проблемы типологии русского реализма.- М,: Наука, 1969.474 с.
47. Проблема характера в современной советской литературе.-М.-Л.: АН СССР, 1962.- 318 с.
48. Проблемы жанра в зарубежной литературе.- Свердловск, СГПИ, 1966.- 64 с.
49. Проблемы жанрового своеобразия литературного п роизведения.-Ашхабад: Худ.лит., 1976.- 104 с.
50. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского.- М. : Просвещение, 1974.- 334 е. .
51. Сахновский-Панкеев В.А. О комедии.-М.-Л.: Искусство, 1964.- 223 с.
52. Сахнове ни й-Панкеев В.А. Драма, Конфликт, Композиция.-I.: Искусство, 1969.- 232 с.
53. Современные проблемы социалистического реализма.- М.: Мысль, 1976.- 319 с.
54. Степанов Н.Л. Искусство Гоголя драматурга.- И.: Искусство, 1964.- 248 с.
55. Теории литературы.- И.: АН СССР, 1962.- 452 с.
56. Федь Н.М. Искусство комедии.- М.: Наука, 1978.- 216 с.
57. Фролов В.В. О советской комедии.- М.: Искусство, 1954.340 с.
58. Фролов В.В. Нанры советской драматургии.- М.: Советский писатель, 1957.- 335 с.
59. Фролов В.В. Искусство открывает мир.-М.: Советский писатель, 1965.- 287 с.
60. Хализев В.Е. Драма как я же ни е искусства. - М.: Наука, 1978.- 240 с.
61. Холодов Е.Г. Композиция драмы.-М.: Искусство, 1957.224 с.
62. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.- М.': Советский писатель, 1976.- 366 с.
63. Храпченко М.Б. Творчество, индивидуальность писателя и развития литературы.- М.: Советский писатель, 1975.408 с.
64. Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч. : в 15 т., М. : 1949, т.2.-930 с.
65. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения.-М.: Искусство, 1974.- 550 с.
66. Шохин К.В. О трагическом герое и комическом персонаже.-М.: Искусство, 196I.- 56 с.
67. Штейн А.Л. Критический реализм и русская драма XIX века.-М.: Гослитиздат, 1962.- 398 с.
68. Штейн А.Л. Мастер русской драмы.- М.: Советский писатель, 1973,- 432 с.
69. Эльсберг Я.Е. Вопросы теории сатиры,- М.: Советский писатель, 1957,- 425 с.
70. Ярхо В.Н. У истоков Европейской комедии,- М.: Наука, 1979,- 176 с.на азербайджанском языке
71. Ахундов М.Ф. Комедизалар.- Бакы: Маариф, 1975.- 207 с.
72. Азэрбаз'чан тарихи 2-чи чилд.- Бакы: Азэрнешр, 1964.1001 с.
73. Азербадчан эдэбиззаты тарихи 2-чи чилд.- Бакы: Азэрнэшр, I960.- 905 с.
74. Азэрба^чан едэбизз'аты мэсалалэри.- Бакы, Азэрб.ССР ЕА нэшри, 1964.- 347 с.364.' Азэрбазчан ССР ЕА аспирантларынын елми конфрасынын матери-аллары.- Бакы, 1980,- 294 с.
75. Белински В.Г. Сечилмиш магалэлер.- Бакы: Ушагкэнчнэшр, 1948.- 141 с.
76. Борев З.Б. Естетика.- Бакы: Кенчлик, 1980.- 221 с.
77. Вэзиров Н.Б. Эсэрлэри.- Бакы: Елм, 1977.- 444 с.
78. Везиров Н.Б. Сечилмиш эсэрлэри.- Бакы, Маариф, 1976.-174 с.
79. Вэзиров Н.Б. Метале ве фелз'етонлар. Бакы: Кэнчлик, 1960.103 с,
80. Вэлиз'ев Н.Э. Одэбизз'атда зени инсан,- Бакы: Азэрнэшр, 1964.- 221 с.
81. Гасымзадэ Ф.М. XIX эср Азэрбазчан эдэбиззаты тарихи.-Бакы: Маариф, 1974.- 487 с.
82. Гасымзадэ Ф.М. Вэзиров Н.Б.- Бакы: Азэриешр, 1954.157 с.
83. Гогол Н.В. Осэрлэри 6 чилддэ, 4-чу чилд.-Бакы: Азэрнэшр,1954.- 372 с.
84. Гогол Н.В. Эсэрлэри 6 чилддэ, 5-чи чилд.-Бакы: Азэрнэшр,1955.- 505 с.
85. Горки М.П. Эсэрлэри 15 чилддэ, Ш чилд.- Бакы: Азэрнэшр, 1955,- 809 с.
86. Гулизев Н.Н. Азэрбазчан совет комедизасынын инкишаф 30л. лары.- Бакы: Азэрнэшр, 1970.- 140 с.377. 1Улизев 0.,Мэммэдов Е. Азэрбазчан тарихи. 9-чу синиф . учун.-Бакы: Маариф, 1978.- 169 с.
87. Гараз'ев D.B. Фа.чмэ ве гэЬрэман.- Бакы: Елм, 1965.- 141 с.
88. PapajeB Л.В. СэЬнэмиз ве муасирлэримиз.- Бакы, Азэрнэшр, 1972.- 251 с.
89. Дадашзаде М.А. Сечилшш эсэрлэри 2 чилддэ, I-чи чилд.-Бакы: Азэрнэшр, 1967.- 619 с.
90. ИбраЬимов М.0. Хэлгилик вэ реализм чэбЬесиндэн.- Бакы: Азэрнэшр, 1961.- 523 с.
91. Мэммэдгулузадэ 4.9. Ьэзат вэ зарадычылыгы.- Бакы: Елм, 1974.- 315 с.
92. Мэммэдов К.Д. Нэчэфбэз Вэзиров.- Бакы, Азэрб.ССР Ш нэшри,1978.- 240 с.
93. Мэммэдов М.9. Азэри драматуркизасынын естетик проблемлэ-ри.- Бакы: Азэрнэшр, 1968.- 382 с.
94. Мирзезева Ш.Ш. 9дэбиззат вэ инчэсенэтин Ленин партизалы-лыглы принсипи.- Бакы, Азэрнэшр, 1965.- 337 с.
95. MycajeB С. Классик Азэрбазчан драматуркизасында мусбэт гэЬраман проблеми,- Бакы: Елм, 1978.- 164 с.
96. Островски А.Н. Пз'еслэр. Бакы: Азэрнэшр, 1973,- 521 с.
97. Рустэмзадэ Р. Короглу нэвэлэри.- Бакы: Кэнчлик, 1967.88 с.
98. Совет эдэбиззатшунаслыгынын актуал проблемлэри.- Бакы: Елм, 1974.- 315 с.
99. Султанлы 9.А. Азэрбазчан драматуркизасынын инкишафы тари-хиндэн.- Бакы, Азернэшр, 1964.- 302 с.
100. Султанлы 9.А. Мэгалалэр,-Бакы, Азэрнэшр, 1971.- 327 с.
101. Сефизев A.M. Сабит РеЬманын комедизалары.- Бакы: Елм, 1978.- 124 с.
102. Тагыз'ев 9. Азэрбазчан педагожи фикрин инкишаф тарихиндэн.-Бакы: Азэрнэшр, 1961.- 168 с.
103. Талыбзадэ К.А. Эдэби ирс вэ варислэр.- Бакы: Азэрнэшр, 1974.- 317 с.
104. Чэфэров М.З. Рус классики ери. Бакы: Азэрнэшр, 1964.197 с.
105. Чэфэров Ч.Ь. Азэрбазчан драм театры.- Бакы: Азэрнэшр, 1959.416 с.
106. Чэфэров 4,h. Эсэрлэри 2 чилддэ, I-чи чилд,- Бакы, 1968.363 с.3100.Чернышевеки Н. Г, Сонэтин варлыга естетик мунасиб ел ери.
107. Бакы: Азэрнешр, 1956,- 171 с.5101. hycejH М.8. Эдэбиз^ат вз сэнэт мэсэлалэри.- Бакы: Азэрнэшр, 1958,- 610 с.3102. KejYiiioB З.Б. Азэрбазчан маарифчилэринин эсерлэриндэ ехлаг месэлэлэри.- Бакы: Азарнэшр, 1964.- 190 с.4. Статьина русском языке
108. Александрова Е.А. Форма конфликта и характер театральности трагедии классизма,- В кн.: Проблемы.изучения русской литературы ХУШ века. М.: 1976, с. 17-27.
109. Анастасьев В.В. Еизнь в пьесе.- М.: Театр, 1974, В 4, с. 10-16.
110. Галимов Ш. Конфликты и характеры. "Москва", 1973, JS II, с. 198-205.4.4/ Горбунова .Е.Н. Единство внутренней и внешней в конфликте,-Вопросы литературы, 1959, Ja II, с. 22-44.
111. Зигерман Б. К проблеме характера пьесы Ануя,- Театр, 1977, Л I, с. 132-147.
112. Зубков Ю.А. Драмы и комедии А.Сафронова.- Лит. России, 1969, I б, 7 февраля.
113. Колесников Т. Природа современного конфликта.- Лит, России, 1976, JS 34, 20 августа.
114. Козлова С.М. Некоторые проблемы трагикомедии в теории драматургии.- Сбор. труд. Мол. уч., Томск, 1973, вып. 2,с. 148-161.
115. Манн 0. 0 движущейся типологии конфликтов,- Вопросы литературы, 1941, £ Ю, с. 91-109.
116. Поспелов Г.Н. Просветительство в истории русской литературы.- Вопросы литературы, 1975, Л 7, с. II4-I52.
117. Пропи В.Л. Русская литература XIX-XX веков.- Ученые записки Лениградского ун-та, вып. 7, 1971, с. 160-178.
118. Смея ко в Ю. Кто герой? Тде конфликт? Лит. обозрение, 1976, & 10, с. 79-82.
119. IS. Читова В.А. Конкретно-исторический характер эстетического идеала.- Эстетику в жизнь, Свердловск, 1973, с. 51-57.на азербайджанском языке4Л4. Багыров М.А. Керкемли драматург,- Азербазчан кэнчлэри, 25 декабр, 1955.
120. Велизев М.9. Реалист сэнэтин кучу.- Эдэбиззат вэ инчэ-сэнэт, 21 март, 1959.
121. Илюш Г.М. Ьачы Гэмбэрин кирвэси.- бдэбизз'ат в9 инчэсэнет,1978, 10 иjyH, £ 24.
122. IIэш9дов К,Д. Бэз'ук реалист сэнэткар,- Коммунист, 19 Maj,1979.
123. Мэммэдов Х.Г. Керкэмли драматург.- Н.Везиров, сечилмиш эсэрлэри, мугэддимэ, Бакы: Маариф, 1976.- с. 3-15.
124. Меммэдзадэ Б.М. Н.Вэзировун ил к комедизаларында конфликт.-АДУ-нун елми эсэрлэри, дил вэ эдэбиззат сериjасы, Бакы, 1977, £ I, с. 57-62.
125. Мэммедзадэ Б.М. Н.Вэзировун илк комедизаларында мусбэт сурэтлэр,- АДУ-нун елми эсэрлэри, дил в9 эдэбиззат сери-jacbi, Бакы, 1977, 8 3, с. 37-41.
126. Меммэдзадэ Б.М. Н.Вэзировун совет девру драматуркизасы, АДУ-нун елми эсэрлэри, дил вэ эдэбиззат сериjасы, Бакы,1977, Ш 5, с, 40-43.
127. Меммэдзадэ Б.М. "Лагышдан чыхдыг, загмура душдук" комеди-jacbi Ьаггында гездлэр,- АДУ-нун елми эсэрлэри, дил вэ эдэбиззат серизасы, Бакы, 1978, & I, с. 69-73.
128. Меммэдзадэ Б.М; Н.Вэзировун комедизасында монолог.-АДУ-нун елми эсэрлэри, дил вэ эдэбиззат сериjасы, Бакы,1978, Л 4, с. 43-47.
129. Рефили М. Н.Вэзировун реализми вэ "Мусибэти Фэхрэддин".-Одэбиззат вэ инчэсенэт, 2б феврал, 1955.
130. Рустэмзаде Р. "Кечмищдэ гачаглар" njecn вэ Гачаг Кэрэм".-Азэрб.ССР ЕА-нын хэбэрлери /бдэбиззат, дил вэ инчэсенэтс ери j асы/, 1968, II, с. 3-10.
131. C9фиjeв A.M. Азэрбазчан совет комедизасында мусбэт идеал мэсэласи,- Азэрбазчан эдэбиззаты мэсэлалэри, Бакы: Елм, 1964.- с. 45-57.
132. Чэфэров 4,h. Драматургаja вэ театрымызын зени зуксэлиши угрунда.- Ингилаб вэ Мэдэниззэт, 1950, И 5.
133. Шаиг А.Т. Нечиб инсан, кезэл зазычы.- бдэбиззат вэ инчэсенэт, 26 феврал, 1955.5. Диссертациина азербайджанском языке
134. Султанлы 9.А. Азэрбазчан драматуркиз'асынын инкишаф тарихи.-докторлуг диссертасизасы, АДУ-нун китабханасы, Бакы, 1945.-I чилд, 336 е., П чилд, 383 с.б; Авторефераты
135. Биберс Г. Характеры и конфликты в латышкой советской драматургии Д944-1965/.- Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Рига, 1967.- 24 с.
136. Мамедзаде Б.М. Мастерство в комедиях Иаджаф-бека Везирова.-Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Баку, 1978.- 33 с.
137. Муромский В.П. Проблема конфликта в советской драме /19561965/.- Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Ленинград, 1969.- 19 с.
138. Суркин М.С. Конфликт в драматургии.- Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Москва, 1965.- 16 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.