Композиционно-архитектонические особенности жанра корреспонденции в газете (под рубрикой "Командировка по письму") тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Конторчук, Анна Кирилловна

  • Конторчук, Анна Кирилловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 221
Конторчук, Анна Кирилловна. Композиционно-архитектонические особенности жанра корреспонденции в газете (под рубрикой "Командировка по письму"): дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Киев. 1984. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Конторчук, Анна Кирилловна

РАЗДЕЛ I Организация плана содержания композиционные приемы/

Глава I. Характерные черты жанра корреспонденции; и их отражение в компонентах композиции

Глава 2, Функционально-смысловые типы речи,,,.«,

Глава 3. Рубрика» заголовок» подзаголовок, лид как организующие компоненты текста корреспонденции •••>•.,,.•.•.,.••. 66

РАЗДЕЛ П Организация плана выражения /архитектонические особенности/*

Глава I, Абзац как архитектоническая единица текста корреспонденции .••••• 92

Глава 2, Чужая речь, как компонент архитектоники текста корреспонденции!.118

Глава 3. Вопросительные конструкции в архитекто« нике корреспонденции. 154

РАЗДЕЛ III Личность автора и образ автора в корреспонденции.168

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиционно-архитектонические особенности жанра корреспонденции в газете (под рубрикой "Командировка по письму")»

Внимательное отношение к письмам трудящихся обязанность советской журналистики, Известно, как дорожил письмами рабочих и крестьян З.И.Ленин,» Он постоянно следил за тем, чтобы печать шла в ногу с событиями, требовал, чтобы рабочих приобщали к сотрудничеству с газетами, подчеркивал, что переписка с читателями нужна не для того, чтобы все печатать, а для того, чтобы на газетных полосах поддерживалось и утверждалось новое, созвуч-* ное надеждам и чаяниям миллионов: "Давайте пошире возможность рабочим писать как можно больше о будничной своей жизни, интересах и работе." /23,107/.'

Последовательно проводя ленинскую политику в руководстве прессой на всех этапах ее развития, ЦК КПСС обращает внимание ре

1. 'Здесь и далее первая цифра в скобках указывает порядко- • вый номер, под которым в списке литературы помещена использован-* ная работа, а вторая страницу этой работы» Если ссылки делаются на несколько работ одновременно, то их номера и страницы разделяются точкой с запятой. дакций на систематическую, глубокую и всестороннюю работу с письмами трудящихся, В постановлениях ЦК партии, "О недостатках в работе редакции газеты "Советская Сибирь" с письмами трудя~ щихся" /1949р./, "О недостатках в работе с письмами трудящихся в редакции газеты "Известия" /1951г./, "Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов совет«* ской печати" /1958г./, "Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся" /август 1967г./ и др. подробно анализировались недостатки в работе редакций с письма-* ми, предлагались мероприятия по дальнейшему усовершенствованию этой работы, в частности рекомендовалось наладить систематическую публикацию писем, печатать их обзоры на актуальные темы, информировать читателей о принятых мерах и т.п. /см.:39/.

Новые, еще более ответственные задачи по дальнейшему улуч-* шению работы с письмами трудящихся находят отражение в материалах ХлУ и лХУ1 съездов КПСС и вышедших вскоре после них постановлениях ЦК КПСС "О дальнейшем совершенствовании работы с пись-* мами трудящихся в свете решений ХХУ съезда КПСС" /апрель 1976г./ «/см.:41/ и "О мерах по дальнейшему улучшению работы с письмами и предложениями трудящихся в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" /март 1931г./- /см.;43/, в которых подчеркивалась важная роль писем трудящихся в жизни партии как одной из форм связи партии и ее Центрального Комитета с массами, отмечались изменения в со«* держании и характере писем /выросло число писем, имеющих обще партийное и общегосударственное значение, содержащих деловые предложения, советы и пожелания, нацеленные на повышение эффективности общественного производства, улучшение качества работы, на скорейшее устранение недостатков/. Вместе с тем в этих важных документах партии отмечалось» что в работе с письмами бывают еще случаи невнимательного, равнодушного отношения к заявлениям трудящихся, и указывалось на. необходимость решительно покончить с подобными явлениями,

О регулярной публикации мнений трудящихся по внутренним и международным вопросам, обзоров писем, комментариев почты говорится и в постановлениях ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении . идеологической, политико**воспитательной работы" /апрель 1979г,Л> /см.: 42/ и "О работе газеты "Труд" /сентябрь 1982г./« /см. 44/. Основные положения партийных документов о работе прессы, органик заций и учреждений с письмами трудящихся закреплены в Указе Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложен ний, заявлений и жало<5 граждан" от 12 апреля 1968 г# /см»:53/, а. также в 49 статье Конституции /Основного Закона/ СССР, где говорится: "Каждый гражданин, имеет право вносить в. государственные органа и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сро;ки-рассматрио вать предложения и заявления граждан, .давать на них ответы и при« нимать необходимые меры" /52,17/, .

Повседневное пристальное внимание, уделяемое партией -и правительством рассмотрению писем и заявлений трудящихся,бла<* готворно сказывается на деятельности.средств массовой информа ции.и пропаганды. 3 последнее время родились новые интересные формы работы с письмом в редакцию. Об опыте, накопленном в местных газетах, в комитетах по телевидению и радиовещанию, рассказ зывается, например, в .статье Б.Яковлева в "Правде" /см.: 324/, . а также в подборках материалов " В редакцию пришло письмо" в

Журналисте" /см.:109/ и п, Как мы работаем с вашими письмами" в "Литературной газете" /см*:156/. Опыт публикации, таких материалов отражен и в специальной литературе: в научных монографии ях, в тематических сборниках* в учебниках по теории, журналисти.^ ки. Наиболее интересные наблюдения находим.в работах Д.Бекасо« ва, А.Верховской, Г.Вычуба, Г.Вартанова, Н«Ищенко, М.Крюкова, М.Логинова* П.Рогозинского,С» Шошина /см»: 73; 95; 99; ПО; III; 153; 179; 137; 248; 314/ и др. исследователей,подвергнув ших тщательному анализу различные аспекты работы редакций с письмами трудящихся. Изучение этих научных исследований позво« лило диссертанту основательно выяснить роль, писем в организации современной газетной практики, в частности выявить, специфику . работы журналистов, получивших творческую командировку по пись-* му читателя* определить задачи и назначение материалов под руб« риками "По следам письма", "Письмо позвало в дорогу", "Команда«» т ровка по тревожному письму" и др., их место на газетной полосе, значение в системе работы редакции и т.д. .

Интересный, актуальный материал под рубрикой "Командиров «• ка по письму", его своеобразная форма /прежде всего наличие в тексте элементов настоящего, реального письма/ сразу привлекает внимание читателей, имеет большое влияние на формирование их ми« ровоззрения, их чувств. Это подтверждается многочисленными отзы-* вами, которые получают редакции на публикации рубрики. Причина появления рубрики "Командировка по письму" на шпальтах газет /равно как.и.на страницах журналов, на радио и телевидении/ сос« ~а *~1 '

I. Название рубрик разное, но сущность одинакова,поэтому в тексте диссертации мы называем их обобщенно - "Командировка по письму". тоит в том, что факты, изложенные читателем и свидетельствующие о серьезной, важной проблеме, требуют проверки. Это зада «* ние поручается журналисту» общественному корреспонденту или другим компетентным людом, которые обстоятельно, внимательно изучают интересующие вопросы. Не всегда также дополнительная информация, присланная автором по просьбе редакции, позволяет полностью решить вопрос о публикации материала. Когда же разговор о проблемах, затронутых в письме, продолжит квалифицированный работник печати, публикация приобретает более широкий об -щественный резонанс»

Анализ мотивов специальной командировки журналиста "по следам письма?'показывает» что редакция откликается на сигналы читателей в тех сл7чаях, когда речь идет о фактах нарушения законов, норм коммунистической морали и т.п., т.е. это преимуществ венно критические выступления /реже встречаются материалы положительного характера/. Публикация под рубрикой "Командировка по письму", таким образом, отвечает требованиям партии к средствам массовой информации; и пропаганды;"способствовать развитию.принципиальной, открытой и конструктивной критики." /42,10/, .

Основной жанровой формой материалов,-помещенных под руб-. ршсой "Командировка по письму"* является корреспонденция, которая по своей общественно-политической значимости и. месту-на .га«* зетной полосе.представляет.один из ведущих жанров газетной пуб<* лицистики /см.: 74,256/. Этот жанр является формой подачи на . страницах прессы актуальной информации, с помощью которой газета дает читателю живое,-наглядное представление о событиях, лю« дях-» участниках событий, охватывая широкий отрезок времени. В корреспонденции содержатся оперативные сведения не только о том, как происходили события, но и что им предшествовало, какой резонанс они вызвали и т.д. Таким образом, задание корреспонденции показать, по словам М,И.Калинина, "частичку жизни", но пока * зать» не вырвав из окружающей действительности, как это часто, делают буржуазные журналисты в погоне за сенсацией, а во всех взаимосвязях с окружением, проанализировав факты и явления из экономической и духовной жизни общества.

В корреспонденции, как в заметке и в репортаже, факты за« нимают центральное место.На основе анализа фактов в публикации поднимаются определенные проблемы, требующие немедленного решения. Подбирая факты, анализируя явления жизни, журналист должен помнить слова В.И.Ленина о том, что в области общественных яв *» лений "нет приема более распространенного и несостоятельного, как выхватывание отдельных фактиков, игра в примеры. /./ Фак« ты, если взять их в целом , в их связи , не только "упрямая", но и безусловно доказательная вещь, Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывисты и произвольны,.явля« ются именно только игрушкой или кое-чем похуже" /31,350/.

В корреспонденции очень важной стороной является и то, что журналист, придя к определенным выводам, .намечает пути реше^ ния поставленных вопросов, ликвидации имеющихся недостатков. Это требует от автора глубокого и всестороннего исследования сущности того или иного явления, закономерностей и тенденций . его развития, чтобы подвести читателей к правильным обобщениям и выводам, причем говорить об этом аргументированно и просто« Именно эти качества делают жанр корреспонденции боевым оружием нашей прессы** жанром, который высоко ценил 3#И.Ленин .Ценил за факты, взятые в.целом, в связи, за аналитичность, за внешнюю простоту, доходчивость, четкость.Ценил и требовал от журналистов: "Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым прос« тым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства«." /11,13/.

Специфика корреспонденции под рубрикой "Командировка по письму" состоит в том, что тема ее /частично или полностью/ подсказана письмом в редакцию. О принадлежности публикаций рубрики к жанру корреспонденции свидетельствует и схема процесса сбора и обработки материала, и его стиль, в частности композиция и архитектоника текста /речь идет о явлении в принципе, исклю « чая случаи, когда по письму читателя может быть написан и материал других жанров, в частности статья, очерк и др./.

Актуальность избранной диссертационной темы определяется не только тем, что в работе впервые анализируются тексты корреспонденции, ограниченных рубрикой "Командировка по письму", т«е. изучаются материалы, свидетельствующие о действенности нашей прессы, о совершенствовании ее связей с массами в ответ на решения партии и правительства. Специфика и назначение публикаций "Командировка по письму", а также учет особенностей читательской аудитории вынуждают журналиста большое внимание уделять мастерству воплощения темы, реализации творческого замысла в наиболее простой, но яркой, убедительной форме.

Появление этой рубрики на шпальтах газет - это и результат поиска журналистами новых форм публикаций в ответ на требова -ние ЦК КПСС" разнообразить жанры, особое внимание уделять стилю, языку, преодолевать многословие и казенщину, заботиться об one -ративности, убедительности и доходчивости выступлений" /42,10/, 3 связи с важностью и актуальностью вопросов, относящихся к функционированию и развитию средств массовой информации и пропаганды, все большее значение приобретает изучение языка и стиля публицистических текстов. В диссертационной работе впервые делается попытка анализа, установления и описания осо** бенностей жанровой формы на уровне ее построения, что позволяет выявить общие композиционно-стилистические черты корреспонден ции, под рубрикой "Командировка по письму". Все вышеуказанное позволяет сделать вывод с несомненной политической, научной и практической актуальности темы.

Состояние научной разработки темы. Историография исследо«* вания стилистики газетных жанров обширна. Изучение стилистичес^ ких особенностей публицистических текстов началось в 20«е годы и особенно интенсивно и целенаправленно развивается в 60*430 годах /см. историю вопроса: 252, ©-.75/. Но несмотря на то, что появился ряд работ, посвященных анализу как общих проблем изучения языка и стиля газеты, так и выявлению специ -фических признаков отдельных газетных жанров /см.; например; 113; 141; 176;178 ; 323; 320; ¿17; 270; 272; 273; 276 И др./, проблема исследования языка и стиля публицистики и сегодня остается актуальной еще и потому, что не существует научно обооно -ванной методики стилистического анализа жанровой формы уста

1. Под словом "текст" мы понимаем "произведение речетвор -ческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия /заголовка/ и ряда особых единиц /сверхфразовых единств/, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку" /114,18/. новление общих композиционно-стилистических черт ее /незави~ симо от тематики, содержания, индивидуальной манеры автора/, наблюдение над функциональным использованием языковых единиц, выделение типических особенностей в этом использовании, исследование речевой структуры и т.д. Эта методика может появиться лишь как результат обобщения многих конкретных разработок /см.:272, 7/,

Проанализировав состояние изучения языка ух стиля средств массовой информации и пропаганды, А.Э, Розенталь и Г«Я» Солганик /см.: 252, &/ особо подчеркнули актуальность функционально-стилистического подхода к разработке научных проблем. Наряду с системным изучением языка газеты, по их мнению, важное значение приобретает исследование газетно-публицистической речи, ее типов, структуры, особенностей. Это направление представляется весьма перспективнымл, потому что, как известно, функциональные стили реально существуют как совокупности определенных жанров и общие языковые и речевые черты функционального стиля проявляются во всех его жанрах, модифицируясь в зависимости от индивидуальных особенностей того или иного жанра, В связи с этим, отмечают исследователи, остается актуальным выяснение лингвистической природы жанровой формы, разработка'методики лингвистического анализа газетно-публицистических жанров, что имеет не только теорети -ческое, но и практическое значение - в плане изучения выразительных ресурсов жанров, повышения журналистского мастерства и т.д. /см.: 252,72/.

Поскольку любой текст можно рассматривать как с точки зрения организации его содержательной стороны, так и с точки зрения организации плана выражения / хотя эти обе стороны- со-* держание и форма « реально неразрывны/, изучение публицистичес-» кого произведения с учетом его жанровой формы следует начинать с исследования его композиционных особенностей, являющихся ос-* новными носителями признаков жанра, /см.:94Д9/. Глубина»активность восприятия публицистических произведений в значительной мере зависит от того, как построен текст» как раскрыта в.нем тема, идейное содержание, а также от того, сумел ли автор средствами сообщения воздействовать на общественное сознание носителя информации. Для журналиста важно знать каждую деталь текста, ее функции в построении материала с тем, чтобы во всей полноте раскрыть тематическую, идейную направленность конкретного произведения, убедительно выявить его жанровые черты, достичь выразительности, оригинальности языковой формы.

Композицию текста мы рассматриваем как организацию, упорядочение плана его содержания. Композиция произведения является определяющей стороной плана содержания, основой творческого процесса /см: 76,3/.

Архитектоника текста-» это организация .плана.выражения /упорядочение речевого воплощения//.см: 163,6/. Э.Ризель отмечает, что архитектоника оперирует более или менее завершенными в смысловом и формальном отношениях единицами, .из которых строится текст произведения » и считает архитектоническими единицами абзац, главу, диалог, -описание природы и др. /см.:243,156/. - . Выявление основных композиционных приемов, а также архитектони*» ческих единиц текста, характерных.для публикаций данного жанра, позволит определить основные жанровые приметы материала, изу чить его выразительные ресурсы, проникнуть в сущность стилистического своеобразия жанровой формы текста.

Среди работ, посвященных стилистике газетных жанров, не-* мало исследований, в которых сделана попытка анализа компози -ции публицистического жанра /см. историю вопроса:171; 297/. и все же композиция произведения /художественного, публицистичес-* кого/ остается малоисследованной и актуальной проблемой в линг-* вистике, хотя характеристика любого стиля не только со стороны языка, но и со стороны речи начинает все шире использоваться для анализа элементов композиционно-речевой структуры произве -дения /см.:¿16/. да это направление исследования именно публицистических текстов представляется весьма перспективным , ибо, как отмечает Т.Беневоленская, "вопрос о единстве содержания и формы важен для журналиста не только потому, что забвение этого принципа., приводит к неминуемым просчетам на практике , но и потому, что это постоянный участок острой борьбы марксистско-ленинской эстетики с буржуазными теориями" /76,18/.

В специальной литературе, посвященной разработке проблем теории газетных жанров,, достаточно основательно.описан и жанр . . корреспонденции, исследуемый в нашей работе /см.: 72; 74 ;127 и дрУ» Весьма полезным и интересным является.анализ языка и стиля классической корреспонденции, сделанный. М»Милых /см.;27б, 71-107/. В большинстве случаев авторы упомянутых работ не шли далее изучения лингвостилистических особенностей жанра, лишь частично касаясь анализа построения публикаций. Не всегда учитывалось и то, что традиционные жанры приобретают новые качества, подвергаясь влиянию как лингвистических, так и экстралингвистических факто « ров, как, например, взаимодействие жанров,,/см: 296 , 229/измене -ние их специфики и назначения вследствие определения новых за дач, которые появляются в связи с рубрикацией материала, и т.д.

Научная значимость, политическая актуальность жанра корреспонденции под рубрикой "Командировка по письму", а также недостаточная разработанность проблемы стиля /архитектоническое композиционных особенностей/ этих текстов и обусловили выбор темы данной диссертации.

4ель своей работы диссертант видит в том,чтобы теорети -чески обосновать и практически описать особенности композиции и архитектоники корреспонденции в газете- жанра, усложненного рубрикой " Командировка по письму", которая во многом определяет назначение и специфику публикаций, сказываясь прежде всего на содержании и соответственно отражаясь на форме материалов.

Исходя из поставленной цели, в работе решались следующие задачи: I. Определение основных черт композиции и архитектоники текста корреспонденции как стилеобразующих и жанрообразующих . его компонентов. 2. Анализ стилистических-функций рубрики, заголовка, подзаголовка, головных строк как организующих элементов . текста. 3. Описание функционально-смысловых видов текста.4.Определение особенностей таких единиц текста исследуемых,публикаций, как абзац, чужая речь, вопросительные конструкции. 5. Установ -ление специфических черт образа автора как основного стилеобра-зующего фактора жанра корреспонденции на основании полученных данных анализа композиции и архитектоники текста, б. выработка практических рекомендаций, направленных на усовершенствование . . работы журналистов над упорядочением, организацией текстов материалов, -идущих^под-рубрикой "Командировка по письму".

Методологической основой диссертации являются марксистско-ленинская философия, произведения классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы КПСС, доклады и статьи видных деятелей

Коммунистической партии и Советского государства по вопросам печати и роли языка в жизни общества. Особенно широко автор опирался на теоретическое наследие В.И.Ленина, содержащее бога--* тый научно-теоретический материал о партийном руководстве пе -чатью, о роли прессы в организационной работе партии, о роли пи« сем трудящихся как неиссякаемого источника связи партии с массами, о совершенствовании языка и стиля публицистических выступлений. Важное теоретическое и практическое значение для изучения избранной темы имели материалы.съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, в частности ноябрьского /1932г./ и июньского /1933г./Пленумов . ЦК КПСС, съездов Компартии Украины, постановлений ее Центрального Комитета и другие партийные документы, направленные на совершенствование форм и методов работы, действенности советской пе -чати. Исходными в методологии исследования являются принципы ленинской теории отражения, обосновывающей научное понимание диалектического взаимоперехода содержания и формы, активности, действенности процесса познания. "Форма существенна,,- подчеркивал В.И.Ленин.- Сущность формирована. Так или иначе в.зависимости и от сущности" /15,129/.Важнейшее значение имеет признание на основе теории отражения не только.ведущей роли.содержания,но . и относительной самостоятельности.формы. При разработке темы автор также опирался,на труды советских ученых по.теории и практике журналистики, по стилистике литературных и публицистических . . произведений: в.основном это работы Нерепахова М.С., Бекасова Д.Г, Пельта.В.Д.Ддоровеги В.И.,Прилюка.Д.М.,Ищенко Н.Г.,Зиноградо -ва В.В.,Розенталя Д.З.,Солганика Г.Я., Коваль А.П., Баранника: Д.Х., Пронина Е.И. и др.А/см: 296; 72; 73; 219; 145; 146; 223; 230; 153 ;100-103 ; 249,252; 270-273; 163-165; 63-6?; 233/.

Материалом исследования послужили тексты корреспонденции в основном из газет "Комсомольская правда", "Правда", Молодь Ук-ра1ни", "Радянська Укра1на", "Рабочая газета", "Правда Украины" и некоторых других за период с 1973 по 1983 год. В работе анализируется свыше 150 публикаций рубрики "Командировка по письму" преимущественно из молодежных газет, потому что, как свидетельствует анализ, они имеют более яркую форму. Это связано главным образом с влиянием такого экстралингвистического фактора, как ориентация на читателя: учет специфики молодежной аудитории журналистами отражается прежде всего на организации плана содержания и плана выражения текста публикаций. Поэтому поиски новых возможностей традиционных жанровых форм с целью увеличения воздействия публицистических выступлений именно в молодежных изданиях закономерны.

Новизна диссертационной работы определяется практической неизученностью проблемы композиции и архитектоники жанра корреспонденции под рубрикой "Командировка по письму".

В диссертации рассмотрен широкий круг теоретических и практических вопросов, связанных с анализом композиционнв-архитектонических особенностей газетного жанра, обусловленного рубрикой.

Новым является и сам подход автора к исследуемым проблемам. В работе предпринимается попытка комплексного, системно-целостного изучения плана содержания и плана выражения публицистического произведения в связи с его жанровой формой и ее спецификой, которая, в свою очередь, определяется творческими задачами, поставленными перед автором редакцией /а в конечном счете - социальной необходимостью/. Анализ особенностей организации текста корреспонденции проводился во взаимодействии всех сторон и элементов на базе методологии и методики исследования литературных и публицистических произведений,выработанной в последние года советскими учеными.

Основные методы исследования определялись спецификой предмета диссертации, конкретными задачами и целями автора. В частности, использованы такие методы теоретического анализа, как описание, сопоставление, стилистический эксперимент. Большое место в работе занимает функциональный анализ стилистических единиц текста. Исходными концепциями методики исследования явились положения марксистско-ленинской философии, позволяющие рассматривать речевые средства в диалектическом единстве плана содержания и плана выражения. При этом, исходя из специфики анализируемого материала, учитывалась важная роль экстралингвистических факторов, определяющих организацию содержательной стороны текста корреспонденции. Анализ стилевой палитры жанра проводился с учетом социологического аспекта, поскольку при упорядочении текста корреспонденции журналисты.принимают во внимание и характер читательской аудитории / в работе отражена специфика публикаций под рубрикой "Командировка по письму" в молодежных изданиях/. .

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении теории журналистики и редактирования, при разработке методических пособий по стилистическому анализу жанра на уровне-его композиции и архи.-. тектоники. На .материале диссертации, может быть .разработано учеб.-' ное пособие для студентов-журналистов, полезное своими практическими рекомендациями и журналистам- практикам, совершенствующим свое мастерство.

Апробация работы. Наблюдения и.выводы в той или иной мере нашли отражение в ряде публикаций автора, посвященных проблемам, стилистики жанра корреспонденции в газете под рубрикой "Командировка по письму" и его значимости как действенной формы отобра жения связи партийной и советской печати с массами трудящихся, в частности в пособии для студентов факультетов журналистики университетов, положения диссертации излагались в сообщениях автора на научно-практических и отчетно-научных конференциях в Житомирском педагогическом институте им,^,франко,

Структура и краткое содержание диссертации. Работа состоит из ^ведения, трех разделов, Заключения, СПИска основной использованной литературы и источников.

Зо "^ведении"обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, характеризуется состояние научной разработки темы, определяются цели и задачи работы, ее методологическая основа и предмет и т.п.

В первом разделе - "Организация плана.содержания /композиционные приемы/", - состоящем из трех глав, рассматриваются .такие вопросы, как отражение характерных черт жанра корреспонденции в компонентах композиции, текста, анализируются функционально-смысловые типы речи и определяется роль рубрики, заголовка,, подзаголовка и лида /головных строк/ в организации текста публикаций. Во. втором разделе - "Организация плана выражения /архитектонические особенности/", - состоящем из трех глав, исследуются вопросы упорядочения речевого воплощения в корреспонденции, в частности выясняется специфика таких архитектонических единиц текста, как абзац, чужая речь и вопросительные конструкции. В третьем разделе - "Личность автора и образ автора в корреспонденции" - анализируется проблема соотношения понятий "личность автора" и "образ автора", детально рассматриваются средства выражения авторской модальности, характерные для исследуемого жанра. В "Заключении" подводятся итоги исследования и формулируются некоторые практические рекомендации по усовершенствованию композиции и архитектоники корреспонденции под рубрикой "Командировка по письму", подчеркивается актуальность, действенность этой эффективной жанровой формы на страницах советской печати.

- 19

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Конторчук, Анна Кирилловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 187

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Конторчук, Анна Кирилловна, 1984 год

1. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта,- Маркс К,, Энгельс <£, Сочинения, 2-е изд., т.З, с,119-217.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е изд., т.1., с.442.

3. Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента, -^аркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-*е изд., т.1, с.206.

4. Маркс К. Экономическо-*философские рукописи. 1844 г. В кн.: -Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений .М.: Госполитиздат, 1956, с.517-642.

5. Маркс К.,Энгельс.Ф. Немецкая идеология. -Маркс К., Энгельс Ф. .Сочинения, 2-е изд., т.З, с.7-544.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство.- Сочинения, 2-е изд., т.2, с.89.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. «Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.20, с.5-333.

8. Энгельс Ф. Дебаты по польскому вопросу.- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.5, с.361. ,

9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах.и конец классической немецкой философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.21, с.269-317. . . .Ю.Ленин В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". Полн.собр. соч.,т.5, с.95-2©.

10. Ленин В.И. Великий почин. -Полн.собр.соч.,т.39,.с.1-29. .

11. Ленин В.И. В редакцию газеты "За правду".- Полн.собр,соч., т.43, с.230. .

12. Ленин В.И. Детская.болезнь "левизны" в коммунизме.- Полн. собр.соч. т.41, с.1-104.- 196

13. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах» о текущем моменте и об ошибсах т.т.Троцкого и Бухарина. •*Полн.собр.соч.,т.42, с.264-304. . .

14. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики" «Полн.собр. соч., т.29, с.129.

15. Ленин: В,И. Материализм ш эмпириокритицизм. -Полн.собр.соч., т.18, с.17-384 *

16. Ленин В.И. Об очистке русского языка.-Полн.собр. соч., т.40, с.49.

17. Ленин В.И. О журнале "Свобода". -Полн.собр.соч.,т.5,с.353*.359,

18. Ленин В .И'. О лозунгах, и о. постановке думской и внедумской с .-»д.работы.« Полн.собр.соч., т. 21, с. 11-21.

19. Ленин В.И, 0 праве наций на самоопределение. -Поли.собр. соч., т.25, с.255^320.

20. Ленин В.И. О революционной фразе. -Полн.собр.соч.,т,35, с.343-353. .

21. Ленин. В.И * 0 реорганизации партии. «Полн. собр. соч. ,т.12, с,83-93. , . . .

22. Ленин В.И. О характере наших газет.« Полн.собр.соч.,т,37, с.-6 9*91. .

23. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти,- Полн.собр. соч., т.Зб, с.165^203, . .

24. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч.,т.12, с.99-105. ' . . . .

25. Ленин В.И. Письмо В.А.Карпинскому от 26.01,1922г.- Полн. собр.соч*, т.54, с.143-144., . . .

26. Ленин В.И. Письмо Арманд от 30 ноября £916 р. Полн. собр.соч., т.49, с.323-334,- 197

27. Ленин В.И. Письмо к товарищам. Полн.собр.соч.,т.9, сЛ03-109.

28. Ленин В.И. Революционные дни. Полн.собр.соч.,т.9,с.205-229.

29. Ленин В.И. Социал-демократия и избирательные соглашения.-Полн.собр.соч.,т.14,с.73-96.

30. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн.собр.соч.,т.30, с.349-356.

31. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.,соч.,т.I,с.125-346.

32. В.И.Ленин о печати.Изд. 2-е. М. ¡Политиздат, 1974.-5Пс.

33. Маркс К. и Энгельс Ф, 0 печати. М.:Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС,1963. 388с.

34. Калинин М.И. О корреспондентах и корреспонденвдях. М.:Госуц. изд-во полит.лит.,1958. 264с.

35. Материалы ХХУ съезда КПСС.-М.Политиздат,1976.-256с.

36. Материалы XXЛ съезда КПСС. М. .-Политиздат, 1981. 223 с.

37. О мерах по дальнейшему улучшению работы с письмами и пред -ложениями трудящихся в свете решений Х.ХУ1 съезда КПСС' /март/ 1981 г./.-В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.14. М.: Изд-во полит.лит.,1982, с.364-,363,

38. О работе газеты "Труд".- Труд,18 сентября 1982 г.

39. О руководстве Томского обкома КПСС средствами массовой информации и пропаганды. Постановление ЦК КПСС от 18 января 1977г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, Т.12.М.: Мзд-во полит.лит.,1978, с.403-412.

40. Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации -,. приема трудящихся /август 1967г./. Постановление ЦК КПСС.- В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.9.М.: Изд-во полит.лит., 1972, с.369-373.

41. Андропов.Ю1.В. Речь на июньском /1933г./ Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1933 г.- В кн.: Материалы Пленума ЦК КПСС 14^15 июня 1933 г.М.: Изд-во полит, лит., с.5-26.

42. Яерненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на июньском /1933г./ Пленуме ЦК КПСС.- В кн.: Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1933г. М.: Изд-во полит.лит.,1933, с.27-65.

43. Абрамович A.B. Особенности структуры описания и его композиционная роль в жанрах публицистики.-Вопросы стилистики Изд.Московск.ун-та,1966, с.202^215.

44. Аграновский В,А. Ради единого слова. Журналист о журналистике, М.:Мысль,1973166с. ,

45. Алексеев;В.А.-Очерк.Л.:Изд-во Ленингр.ун-та,1973.^84с. .

46. Ампилов В.А. Современный газетный очерк.Минск: Наука и техника ,1972.-238о. . . . .

47. Анциферов Ю.Зачем едешь в командировку7- Журналист,1932, Ш, с.5-10. . .

48. Астафьева И.Р. Стилистическое использование синтаксических повторов.-Уч.зап.МГШШ, .1963,т.28,ч.2, .с.19^9. . .

49. Бабаханова. Л,Т, Полифункциональность-стилистических -прие -мов.-Сб.научн «трудов Ташкент .ун**та 1р512. Вопросы романо-германс-кой филологии.Ташкент,I976,c.IT3-II8^

50. Бакун . B.M. Несколько замечаний по поводу лингвистического описания взаимодействий диалогических реплик.- Известия Во-* ронеж.пед.ин-та, 1976,т.172, с.115-125.

51. Баранник Д.Х. К вопросу об "информационном" стиле языка«-Мовознавство,19 67, $6,с.З-Ю / на укр.яз./,

52. Баранник Д.Х. Речевая структура публицистического стиля*-У кра1нська мова I л1тература в школ1,1978, №6,с.24-34,/на укр.яз./.

53. Баранник Д.Х.,Гай Г.М. Драматический диалог.Вопросы языковой композиции.К.:Изд*»во Киевск.ун-та, 1961,« 1бЗ./на укр^ яз./,

54. Барманкулов М. Сравнительный анализ жанров. Алма-Ата, 1975.- 115о. . .

55. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.М.:Художественная литература, 1975,-502 с. . . .

56. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчестваД.: Искусство, 1979.-424с.

57. Бекасов Д. Г. Корреспонденция, стать я жанры публицистики. М.: Изд» Московок, ун-та, 1972,- 76с. .73i Бекасов Д. Работа редакции с письмами трудящихся.М., 1948,- 24о.- 201

58. Бекасов Д.Г. и др. Теория и практика советской периодической печати. Под ред.В.Д. Ее ль та .М.: Высшая школаЛ930.-376с.

59. Бельчиков О.А. Анализ языка и стиля публицистических произведений.М.:Изд«во Мооковск. ун-та,1962. -21с.

60. Беневоленская Т.А, Композиция газетного очерка.М.:Изд-во Маековск.ун-та,1975.- 88с.

61. Беневоленская Т.А. О языке и стиле газетного очерка. М.:Изд-во Московок; ун-та,1973.« 80с.

62. Беневоленская Т.А. Еортрет современника: очерк'з газете. М.:Мысль, 1983.« 134с. .

63. Бердник Л.Ф.Вопрос как отрицание.-»Русская речь ,1974,№1, с.52-55. ,80* Бессмертная Н.В. Речевая форма "динамическое описание" и ее лингвистическая характеристика. Автореф. канд.дисс.,К., 1972.«24с. . .

64. Билодид И.К, Сверхфразовые единства как элементы текста в функциональных стилях языка. -Мовознавство,1979,$12,с.14*» 18 /на укр.яз./. .

65. Билодид И.К. Стилистика больших синтаксических единств.-Укра1нська мова I л1тература в школ1,1970, №12,с.12«*26 /на укр. яз/.

66. Бландова.Н. Автор в диалоге своих героев.-Русская речь, 1975, М, сЛ6«2б. .

67. Блисковский З.Д. Муки заголовка.М.:Книга,198I.-IIIc,

68. Богданов Н.Г.,Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Ленинград:Лениздат,1971. «686 с. .

69. Боженко М.К. Об изучении жанровой специфики произведем ния.- УкраТнська мова I лТтература в школ!,1970, №7,с.8-*12 /наукр.яз./•

70. Бойко Н.В. Категория "образа автора" в современной лите-» ратурной критике.Лингвистический аспект. Автореф.канд.дисс., Харьков,1982.- 25с.

71. Борисюк С.В. Вопросьиуточнения в украинской диалогичес«» кой речи.<* №овознавство,1973, №3,с,4б49 /на укр.яз./.

72. Брандео М.Н. К вопросу об одной художественно^стилисти-ческой категории.Уч.зап. I МГШШ, т.31,1901,.о.99-105. .

73. Брандео. М.Н. Стилистический анализ .М.: Мыс ль ,1971 .«190с.91.- Булах М.И.Цитата как лингвистическое явление . немецкой научной. прозы .Автореф. .канд. дисс.Калинин ,1978. «*14с.

74. Бучацкая Л.Н. О природе риторического вопроса.«»Уч.зап. 1-го МГПИИЯ., т.31,1964, с.105-119.

75. Бучацкая Л.Н. Риторические вопросы и их стилистическое использование в,стиле художественной речи и в публицистическом стиле. Автореф.канд.дисс.,М.,1965,«*19с. .

76. Вакуров В.Н. ,Кохтев Н.Н.,Солганик Г .Я. .Стилистика газет** ных жанров.М.:Изд«во Московок. ун-та,1978«-. 183с.

77. Вартанов Г.И. Газета.в.творческом поиске:;совершенство-» вание связей печати с массами.М.: Мысль ,1971 .«»184с.

78. Вартанов Г.И. Газета и актив.О массовой работе редакциигазет. К.:Политиздат Украины,1977 .*<88с./на укр.яз./. . . .

79. Васева-Кадынкова Ив.Диалог без авторского текста •••Русская речь, 1972,№5, с.33-44. . . . . .

80. Васильковский А.Т. 0.содержательности жанровых форм .как . критерии классификации жанров.-Вопросы ру,£ск.лит., 1970,вып.3,с.14**26. • . ' ------ *

81. Верховская А.Письмо в газету и читатель Д.:Изд-*во Московск,ун-*та,1972в- 185 е.100;, Виноградов В.В.Наука о языке художественной литературы и- 203 ее задачи.М.: Изд-во АН СССР,1938. -51с.

82. Виноградов В.В.О задачах истории русского литературного языка.-Изв.АН СССР,отд.лит. и яз.,т.У, вып.3,м.,1946,с.223229.Ю2.Виноградов В.В.О теории художественной речи.К.: Выс — шая школа,1971. «240с.

83. Виноградов В.В. О языке художественной литературы.М.: Изд-во АН СССР'1, 1959.- 654с.

84. Виноградов В.В. Стилистика.Теория поэтической речи. Поэтика Д.: Изд-во АН СССР ,19 63.® 255с.

85. Вопросы стилистики.Сб.статейИзд-во Мюсковск.у н«га, 1983.-е 211 с.

86. В редакцию пришло письмо.« Журналист,1983,№10,с.6-^22. . ПО^Вычуб Г.С. Письма трудящихся в.системе массовой работыгазетыД.: Изд-во Московок .ун-та, 1980.«.39с. .

87. I.Газета,автор и читатель .Сб.статей.М.:Политиздат,1975.-175с.П2.Газета»читатель, жизнь.Воронеж: Центр.Черноземн.кн.изд-во,1971.«271с. .ПЗ.Газетные жанры /Ред.коллегия:В.И.Власов и др./.М.:Политиздат, 1976.« 17бс.

88. Гальперин И.Р.,Текст как об"ект лингвистического после«*дованияД.:Наука, 1981.- 139с.П5.Гиро П. Разделы и направления стилистики и проблематика. -Перевод с франц.^В кн.:Новое в зарубежной лингвистике.М.:Про гресс, 1980, с.35«68.

89. Глушко М;.М.К вопросу об "интимизации" научного- изложе«ния.«Вестник Московск.ун-та,Филология, 1978, №1, с.33*»41.

90. Горбунов А.П. Образные средства языка газеты. И*: Изд-* во Мооковск.ун-та,19 09.-64с.

91. Горбунов А,й» Язык и стиль газеты /Из творческой лабо-» раггории публициста/. М.: Изд-«во Московск*ун**та,1974. 125 с.

92. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчеств ва. Пресса и публицистика .М.: Мысль, 1975.«» 187с. , .

93. Горохов В.Проблемы журналистского мастерства .М.: Из д-*во Московск.ун*га,1972.* 54с.

94. Горохов В.М. Слагаемые мастерства:особенности журна •• листского творчества^.: Мысль,1982. <»160 е.

95. Горький №.По поводу одной полемики.-» Собрание сочинений в 30-ти томах Д.: Госуд.изд-во худ.лит., 1953, с.291«298.

96. Гребнев A.B. Газета.Редакция, авторы, читатели .М.: Го с« Политиздат,1961.- 120с.

97. Григораш Д.С. Журналистика в,терминах.и выражениях. Львов: Изд«во Львов .ун-*та ,1974295с./ на укр.яз./,. .

98. Демянчук И.Л. Корреспонденция в газете.К.:Политиздат Украины,1972.- 77а./на укр.яз./. . .

99. Денисова Т.Композиция как средство-художественного обобщения. Автореф.канд.дисс.,К.,19б5^-21с. .

100. Дибелиус В. Лейтмотивы у Диккенса.-Проблемы литературной формы.Л.: Аса е la,1928, о.135-148.- 205

101. Долгих А.И. О композиционно оформленном диалоге в прозе и диалогической авторской речи.- Изв.Воронеж.пед.ин-та, 1971»т.117, с.29*39.

102. Дробчин И.А. Мастер пейзажа .-Русская речь ,1978 ,№3,с, 3033.

103. Дроздовский В.П. Зачин: и концовка текста /лексика, син -таксис, эмоционально-экспрессивные факторы.- Журнал1стика: Респ. научн.сб., вып.4,К.,1976,с.126-135 /на укр.яз./.

104. Дроздовский В.П.Лингвостилистические средства активизащи читательского внимания.-Русское языкознаниеД982,вып.4,с.64-71.

105. Дудик П«С. Вопросительные предложения и вопросительные слова предложения.-Укра1нська мова I л1тература в школ1,1975, №1, с.26»36 /на( укр.яз./.

106. Дыбина Т.В. Синтаксичевкие средства выражения полемики в выступлениях В.И.Ленина.- В кн.:Вопросы стилистики и литератур роведения.Ростов-на-Дону:Изд-во Ростовск.ун-та,1964,о.19-32.

107. Жанр и; композиция литературного, произведения. Сб.статей. Петрозаводск,1978, -171а. .

108. Жанры журналистики /Сб .статей.Научн.ред.доц.Л.Г .Юдке -вичА Казань: Изд.Казанск.ун-та,1972, 150с.

109. Жанры советской газетыЛ•: Высшая школа, 1972*-424с.

110. Жидков В.П.З ответе за каждое слово. М.:Мысль,1979.-165с,

111. Жинкин Н.И. Вопрос и вопросительные предложения.-Вопросы языкознания, 1955, №3,с.22-35. .

112. Зарубина Н.Д. Сверхфразовое единство как лингвистическая единица /некоторые особенности структурной организации и употребления в языке газеты/.Автореф.канд.дисс.М.,1973.«21с.

113. Здоровега В.И. В мастерской публициста.Проблемы теории, психологии»публицистического.мастерства.Львов: Изд-во Львов, унта,1969.« 179с. /на укр.яз./.

114. Здоровега В. Искусство, публициста.Литературно-критичес« кий очерк.К.:Радянський письменник,19бб.175с. /на укр.яз./.

115. Здоровега В. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теории; публицистики Д.: Мысль ,1972 .«*150с.

116. Зыбин А, Сюжет и композиция в журналистике.^ Корреспон-» дент,1981, Ш, с.36-38.

117. Единство информации, и анализа в публицистике. Казань: Изд^во Казанск.ун^та, 1974.« 110с.

118. Еремина Л.И. Художественный текст.как образно-речевое . целое Hayчн .доклады высшей школы.Филолог.науки,1978 ,№3,с .ÖI-70.

119. Ершова Л.В. Пейзаж в повестях Окуровского цикла М.Гарь« кого.^ Вестник Московок. ун-*та,1979, №2,с.60«63.

120. Есперсен 0. Философия грамматики JÍ.: Из д-»во иностр.лит., 1958.-» 404 с.

121. Кайда Л.Г.Выражение авторской.оценки в современном фельетоне .Автореф. .канд .дисс. ,М. ,1978 .*»15с.

122. Как мы работаем с вашими письмами.-*Лижер.газ.,5 окт»1933г.

123. Калачева С,В. Методика анализа сюжета и композиции.литературного про изведения.М.:Изд«во Московок »ун-та ,1973. «95с.

124. Карасев П.С; Проблемы теории! пу блицистики,Л,;Изд-»во Ле«нинград.ун«та,1973. «40с.

125. Каурус A.A. Стилистика белорусского языка.*М1нск:Народ«ная асвета,1980.« 192с./на белорусок.яз./.

126. Квиквидзе Л.Н.Стилистическая структура повторов в выступ-*лениях В.И.Ленина.«Русский язык в школе,1970, №5,с.84*86.

127. Киселева Ii .И.Лингвистический анализ художественного текс« та.« Уч. зап.Московок.пед.ин*та,1971, т.450, каф.общ.языкозн.»с.327^335.

128. Климов М.А. Газетные жанры.К.¡Политиздат Укр.,1966 .«131с. /на укр.яз./.

129. Коваль А.П. Композиция и архитектоника публицистического текста.« 3 кн.: Особенности языка и: стиля средств массовой информации.К.: Вища школа, 1983, с.5«18 /на укр.яз./.

130. Коваль А.П. Культура языка и речи.«Мовознавство,1963, №1, с.43«50./на укр.яз./.

131. Коваль А.П. Научный стиль современного украинского•лите« ратурного языка.К.:Изд-во Киевск.ун-^а ,1970 .«306 с./на.укр.яз./. .

132. Коваль А.П. Практическая отилистика современного украинс« кого языка.К.:Вища школа,1978.« 375с. /на укр.яз./.

133. Кожевникова H.A. Несобственно«прямой диалогв художест « венной прозе.Изв.АЕ СССР!, серия лит .и яз.,1974,№1»с.283«301. „

134. Козлова К.П. Концовка как структурный компонент: фельетонов П.Козланюка.*» Укра1нське мовознавство,1975,вып.25, с.43-52.

135. Козлова К.П. Современные представления о композиции, публицистического произведения.«Вопросы литературы»Львов:Изд-во Львовск .ун-та, вып ¿3/18/ ,1971 ,с .70-78.

136. Колосов Н.В. Проблема сюжета и композиции в очерке.-Филологический сборник /Министерство высш. и ср.спец.образ.Каза« хек.ССР/,19вып.3,с,47^54.

137. Колшанский Г.В. Контекстная семантика .№.: Наука ,1980.-149с. .

138. Колшанский Г.В;Соо.тношение субъективных и объективных факторов в языке Л.: На.ука ,1975.-231с.

139. Комиссаров Л.А. Ленинское заглавие:простота»точность и выразительность.-Русская речь, 1972,№2, с.3-8,

140. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некото«* рые особвнности языка современной публицистики.М.:Изд-во Московск. ун-та,1971.- 265с.

142. Крюков М.С; Но заданию редакции.'.Нальчик: Эльбрус, 197б.-*192с.

143. Кулагин; А.§. Конструкции с прямой речью и сложное предложение .«Русский язык в школе,1969, №1, с.82-*90.182* Кущенко ^.А. Идейно —художественная роль композиции в. рас«» сказе Л.Н.Толстго "Ильяс".^Уч.зап.Кировск.пед.ин-та,1971,вып.52, т.I,с.27-32.

144. Лазарев Л.Газетный поиск /По письму в редакцию/Д.,1962.«209 «24с.

145. Лазебник iCB.A. Проблемы литературного мастерства в жур* налистике.К.:Политиздат Украины,1963246с. /на укр.яз./.

146. Лебедева; Л.П. Из наблюдений над, стилистическими функции ями вставных конструкций в публицистической прозе В.ВЛаяковоко« го.«*Тр.каф» русск.яз. вузов ВС, и ДВ. Иркутск.1962, т.2»с.225^239.

147. Ленинские традиции печати /Проблемы газетных жанров/. Свердловск,1974.«128 с,

148. Лесик В.В. Композиция художественного произведения.К.: Дн1про,1972.« 96с./ на укр*яз./.

149. Лцсакова И.П. Стиль., рубрики, заголовка,-жанра как фак тор. типовой модели газеты.-* Вестник Ленингр.ун-та,1982,№14.Исто-* рия.яз,лит.,вып.З, с.77«83. '.192ё Мамалыга АД. Структура газетного текста. К.; Вща школа, 1933 .«,134с. . .

150. Маров В.Н. Теория абзаца в современной лингвистике Русский язык в школе, 1973, №1,с.106*110.

151. Марущак '¡О.Д. Аналитические жанры ооветской газеты. Раз-» витие и дифференциация в современный период /19^0-»1978г.г./. Автор».канд.дисс.М., 1978.-. 21 с;

152. Маслова НД* Путевой очерк: проблемы жанра Д.: Знание, 1980, «.64 с.

153. Мастерство журналиста.Под ред.ВД.Горохова и В.Д.Пель таД.:И3д-во МГУ, 1977.-е 263с.

154. Методы журналистского творчества /В.М.Горохов и др./, Под ред.1 В Д.Горохова Д.: Изд-^ва Московок .ун-*та,1932.-#151 о.

155. Мещерский И Д. К типологии;, использования литературных образов и цитат в произведениях В.И.Ленина.® Русский язык в шко« ле,1970, №2, с.17-23*

156. Милых М.К.Конструкции с.прямой речью в современном русском языке.Автореф.докт. дисс.,^., 1962.« 28с. .

157. Михайлова B.C. Конструкции с прямой речью как сложное синтаксическое целое.-« В кн.: Филологический сборник, вып.1, Алма-Ата, 1963, с.115*120. .

158. Михайловская Н.Г. Заголовок-^фразеологизм.«* Русская речь, 1970, №2, 0.55-09.

159. Москальская 0Композиционная-структура микротекста Нау.чн.труды МГПИИЯ ,.1977, вып.99, с.I87-202*.

160. Мотовилов И.А. Газета и читатель. Курган .1971.*. 21 с. -.

161. Муравьева Н.В. Лингвистическое выражение. связности, газет-« ной речи: сравнительно с научной и художественной. Автореф. канд. дисс.Д.,1930.^,15 с. . . . .

162. Назарова Л.Н. О пейзаже в '.'Записках охотника" И.С.Турге-* нева и в крестьянских рассназах В.А .Бунина конца 1890«,х и начала- 211

163. I0-»x годов.«* В сб.: Поэтика и стилистика рурской литературы. JI.:Наука, 1911, с.253-262»

164. Наумов К.В. Литературное наследие Ленина-публициста. Львов: Изд-во Львовсх. ун-*Фа,1970.-* 176с.

165. Научно-технический прогресс и язык.К.: Наукова думка, 1978, C.9I-I09 /на укр.яз./.

166. Недбаева Г.И. К вопросу о средствах выражения связи между абзацами.- В сб.: Структура предложения и абзац. Ростов-на-Дову, 1974, с.122«128.

167. Нефедова Т.И .Функции газетных заголовков с краткими прилагательными .г- Вопросы стилистики, вып.13, Саратов: Изд-во Сара товск.ун^га, 1977, с.78«89.

168. Нечаева O.A. Функционально-*смысловые типы речи. Автореф. . докт.дисс.М.,1975. -46ci

169. Николаева В.П. Абзац, его строение, содержание и компози« ционно-стилистическая роль, в рассказах А.П.Чехова. Автореф. канд.дисс. М.,1965, «21с.

170. Одинцов В.В. Композиционные типы речи.- В кн,:$ункцио -нальные типы русской речи.-М.: Высшая школа,1932, с.130-217.

171. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. М.:Наука, 1973,- 104о.

172. Одинцов 3.3, Стилистика текста.M.: Наука, 1980.«»263с.

173. Особенности языка и стиля.средств массовой информации. К.:Вища школа,1983.-» 150с. /на укр.яз./. . .

174. Падучева C.B. О, структуре абзаца .-»Уч.зап.Тартурк.ун^га, вып.181, 1965, с*284-290.

175. Петрова Л.Д. Q некоторых закономерностях текстового строения передовой газетной.статьи.-» Сб. научн.тр.Московск.пед. ин-та иностр.яз., 1930, вып.155, с.114*121.

176. Пилинский H.H. Экспрессивность стиля массовой политической информации;.- Мовознавство,1977, №6, с.35-46 /на укр.яз./.

177. Плеханов,Б, Проверкой письма установлено.-Журналист, 1978, №4. с.36-42.

178. Плющ П.П. Образ рассказчика-^ автора в произведениях О.Вышни и роль языковых средств в создании этого образа.-» Укра1н«» ське мовознавство,1973,.М, с.80^84 /на укр.яз./.

179. Пбкусаенко З.К. К вопросу о функциях абзаца.- В сб.: Структура предложения и абзац.Ростов-на-Дону,1974,с.II2-122.

180. Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и особенное-' т№ его структуры.- Доклады и сообщения института русского языка, вып.2.М.*Л.:Изд-во АН СССР,.1948, с.42-^3. . .

181. Привалова М.И. Стилистические функции пейзажей.в,произ-* ведениях М.Шолохова.« В кн.: Шолохов в современном мире.Л.:Изд-* во Ленинград.ун-та,1977, с.164-178. .

182. Прилюк Д.М .Журналистское произведение: функция, назначен ние.- 1урнал1стика: Респ.научн.сб.,1976, вып.1, с.13-29 / на укр. яз./.

183. Прилюк Д.М. Наблюдение и исследование фактов журналистом. К.Политиздат Украины, 1974,- 104 е./ на укр.яз./. .

184. Прилюк.Д.М. Проблемы теории и публицистики /архитектоника произведения/^ ■ К.: Изд-во Киевск.ун-та, 1970*-*67с ,/на:укр .яз./.,

185. Прилюк Д«М* Теория и практика журналистского творчества.- 213 К.: Вищашкола, 1983.« 279с. /на укр.яз,/.232* Проблема автора в художественной литературе. 1-1У. Воронеж, 1967-1974.

186. Проблематика газетных выступлений. М.: Изд-во Московок, ун-та, 1975. -240с.

187. Проблемы газетных жанров. Сб.статей.Л.: Изд-во Ленин -град.ун-та, 1962,- 188с. . .

188. Проблемы жанров в журналистике.Л.; Изд-во Ленинградок, ун-та, 1968.- 110с.

189. Проблемы истории, теории,и практики журналистики. Воронеж: Изд-во Воронежск.ун-та, 1977.-. 176с.

190. Проблемы теории печати. Под ред. В.Д Лель та .М.: Изд-во Московок, ун-та,1973.« 231с.

191. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М'.: Изд-во Московок, ун-та, 1981.« 200с.

192. Пронин Е.И:. Текстовые факторы эффективности журналистское го воздействия.М.: Изд-во Московск. ун-та, 1981.- 158с*

193. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1972.- 317 с. . .

194. Прохоров Е.И. Публицистика в жизни общества. М.: Изд-во Московск .ун-та, 1963 ,-г* 102 с. .

195. Прошунин Н.Ф. Сила.ленинского слова. Заметки о полеми ческом искусстве В»ИЛенина. М,: Политиздат , 1969.- 208 с.

196. Ризель Э,Г. О так называемой архитектонической,функции языково-стилистических средств.- Уч.зап. МГПИИЛ, т.Ю.М.,1956, с.151-164. . .; . ;

197. Ринберг В.Л. Несобственно-прямая и .свободная непрямая речь. -Укра1нська мова в школ!, 1962, МС-15-22 /на укр.яз./.

198. Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистичес * кой речи.Л.: Изд. Ленинградок.ун-та, 1975.« 71с.V

199. Рогова К,А. Синтаксические средства в стилистике.^ Вестник Ленинградского ун-та, №2, ист.языка и л-ры,вып.1, 1978, с,70-80.

200. Рогова К.А. Стиль ленинской "Искры" и газеты "Новая жизнь" /лингвистический анализ жанра статьи/. Л.:Изд-во Ленин -град.ун-та, 1979.^» 152с.

201. Рогозинский П. Журналист.в командировке. Заметки корреспондента. М.: Политиздат, 1961.- 120с.

202. Розенталь Д.Э. Актуальные вопросы изучения языка газе-* ты.^» Вестник Московок.ун-та, 1975, №1, с.44-48.

203. Розенталь Д.Э. В.И.Ленин о качествах публицистической речи.- Русский язык в школе, 1970, №2, с.6^12.

204. Розенталь, Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.- 543сw

205. Русский язык. Энциклопедия. М.«: Энциклопедия,1979.-431с.

206. Салагаева Л.Л. Некоторые особенности диалога в расска-. зах Шукшина. -Русское языкознание, Алма-Ата,1976, вып.4,с.65-71.

207. Сафонов A.A. Актуализация газетного текста /К проблеме газетных заголовков/. Автореф». канд.дисс.Д.,1974.- 19с.

208. Свотина №. Абзац.в публицистическом стиле. Автореф. канд. дисс.,Саратов,.1973.- 18с.

209. Свотина И.Г. Связи между абзацами в языковой.практике Н.А.Добролюбова.- В кн.: Вопросы русского языкознания. Саратов, 1961, с,369-384. . . .

210. Сиротина S.A.Об одном полемическом приеме в произведениях В.И.Лени на.-г В об)«: Язык и стиль произведений. В.И.Ленина. Под ред. проф. В.Ф. .Воробьева и.доц. В.А.Сиротиной. К.: Изд-во Киевск.,ун-та, 1973, с.IX2- 137.- .

211. Сиротинина О «Б.» Некоторые .жанрово-стилистические изменения! советской публицистики.- Вкн.: Развитие функциональных сти -лей современного русского, языка«M«:Наука, 1968, с.101-125. .

212. Соколова Л.А, Несобственно-прямая /несобственно-автор-» екая/,речь как способ повествования. Автореф.канд.дисс.,Томск, 1962,- 14С.

213. Солганик Г.Я. О языке газетыД.:Изд-во Московок.ун-та, 1974,- 48с. . .

214. Солганик.Г.Я. Синтаксическая стилистика ,М.:Изд-во Московок, ун-та,1973.-214с,

215. Солганик Г.Я. Стиль репортажа.М.:Изд-во Московск.ун-та, 1970.-1 75с.

216. Солганик Г.Я. Язык и стиль передовой статьи Д.: йзд-во Московск.ун-та.- 1973.-75с.

218. Сердобинцев Н.Я. Синтаксис языка и композиция.произведения.- В кн.: Исследования и статьи по русскому языку. Волго -град, 1967, с.106-121. . .

219. Стилистика газетных.жанровПод ред. Л.Э. РозенталяД.: Издво Московск, ун-та, 1981,- 229 с. .

220. Суханова В.Ф. Стилистические функции синтаксических единиц в новеллах,В.Стефаника /Архитектонические единицы текста/. Автореф.канд.дисс.,Ивано-Франковск, 1971.*» 26с. . .

221. Тикоцкий М.Е,.Проблемы языка й стиля публицистического произведения. Автореф. докт.дисс,, Минск, 1972,- 54с. .

222. Тимощук Л.Н. Повтор как лингвистический и•структурно-* -композиционный элемент прозы В. Борхерта. Автореф. канд.дисс«, Львов, 1975.- 19с.- 217 280, Тищенко В.А. Интервью в газете: теория и практика развития жанра. Автореф.канд.дисс.,М.,1930,-» 23о.

223. Успенский Б.А. Структура художественного текста и текстология /Некоторые вопросы передачи прямой речи в "Войне и . мире"Толстого/Поэтика и стилистика русской литературы»Л.: Наука,ЛО, 1971, с.219-230,

224. Успенский Б.А. Структура художественного текста и типология композиционной формы Д. ¡Искусство, 1970,«=. 225с.

225. Хавин ПД. Кольцов о композиции, и стилистических особенностях документального фельетона.-j3 кн.: Вопросы.журналистики, вып.2, кн.1.Л.:Изд-во Ленинград.ун-та, 1960,с.105-132.

226. Хованская 3.И. Принципы.анализа художественной .речи и литературного произведения. Саратов: Изд-во Саратовск.ун-та, 1975,- 429 с. . . . . . .

227. Цветкова Т. Опыт семантико«синтаксического анализа текс«*- 218 та типа "рассуждение" -» В кн.: Сб,научно-метод.материалов к лекциш для слушат.ФПК.М.,1982, ч.2.,с.234-256.292„ Цейтлин А.Г. Стиль Ленина-публициста.М.:Наука, 1969,-279с.

228. Целма Е,,Целмс Г. Пришел* увидел.написал,- Литературная газета, 7 октября 1981 г,

229. Чеботин В, Письмо,- подлинный человеческий документ,-Корреспондент, 1981, №8, с.14-15. , ,

230. Чекмакова Н,А. Вопросно-ответное единство.- Вопросы языка и литературы /Московок.ин-т между.а.отн./, 1976, вып.16, с,146-157. . . .

232. ЧеховскийД.А.Лингвостилистические; особенности памфле-та.Автореф. канд,дисс;1970, -20с. .

233. Чумаков Г.М. Синтаксис конструкций с чужой речью. К,: Вища школа , 1975,- 220с.

234. Шамелашвили М.А. Стилистические функции; заголовков в английском газетном стиле и образные средства их реализации.-* Сб.научных тр.Мооковск.пед.ин-та иностр.яз.,1981, вып.174,с.200-210.

235. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим "микроскопом".- Русский язык в школе, I97I($2,c.107-110.

236. Швец A.B. О структуре заглавий работ В.И.Ленина.- В кн.: Язык и стиль произведений В.И.Ленина. Под ред.проф. В.Ф.Воробьева и доц. S.A. Сиротиной.К.: Изд-во Киевск.ун-та,1973,с.18^29.

237. Швец.A.B. Разговорные конструкции в языке газет.К.: Изд-во Киевск.ун-та, 1971.- 95с.

238. Шмелев Д,Н. Русский.язык в его функциональных разновид*' ностяхД.: Наука,, 1977.-168с. .

239. Шостак М.И.-Образные средства /в языке газеты/.- Русская речь, 1977, №4, с.72-76. . . . .

240. Юстратова Н.Д.Функции вставных конструкций в языке публицистики. «Уч¿зап.Кишиневск.ун-та,1964,т.71, с.230-135.

241. Йшина H.A.- Абзац, его структурно-асемантические типы и функционирование^Автореф. канд.дисс.Д.Д972.«22с,

242. Язык и врем^.Развитие функциональных стилей современногоукраинского литературного языка.К.:Hayкова думка,1977,-237с./на укр.яз./.

243. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды /Под ред.Д.Э.Розенталя/Д.:Изд-во Московск.ун-та,1980,«. 256c¿ .32£.Язык как средство идеологического воздействия. Сборник обзоров.44.:АН СССР»1983.-218с.

244. Язык современной массово-политической информации,К.:Нау-кова думкаг1979.<=»251с./на укр.яз./.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.