Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Осминкин Роман Сергеевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 316
Оглавление диссертации кандидат наук Осминкин Роман Сергеевич
1.3. Театральные истоки перформанса
1.4. Перформативный жест М. Дюшана
ГЛАВА II. Перформативный поворот в гуманитарных и социальных науках.
112
2.1. Смена парадигмы: перформативный подход как новый научный метод
2.2. Перформативный поворот в теории языка
2.3. Искусство сквозь призму перформативного поворота в социальных науках
2.4. Повседневность как пространство перформанса
2.5. Культурный перформанс и перформанс общества
ГЛАВА III. Коллективные перформансы: между искусством и жизнью
3.1. Генезис коллективного перформанса
3.2. Когда театр становится коллективным перформансом: итальянская забастовка в театре Сувориной и оккупация театра Валле
3.3. Партиципаторное искусство
3.4. Коллективные перформансы - агенты производства социальной жизни
3.5. Конструктивный интервенционизм как новый тип коллективного перформанса
3.6. Перформанс и акция — две стороны одной политики
3.7. Коллективные феминистские перформансы
3.8. Коллективный театральный перформанс
3.9. Коллективно-сетевые перформансы
3.10. Коллективные перформансы подручных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Художественная коммуникация в российском танцевальном перформансе рубежа XX–XXI веков2022 год, кандидат наук Гордеева Татьяна Валентиновна
Театр "визуального образа": поэтика и эволюция: Русский Инженерный театр "АХЕ" и Лаборатория Дмитрия Крымова2013 год, кандидат наук Сенькина, Вера Сергеевна
Перформанс в творчестве Мередит Монк2022 год, кандидат наук Кисеев Василий Юрьевич
Феномен театра в современной философии: аспект перформативности2013 год, доктор философских наук Чухрукидзе, Кетеван Карловна
Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана2007 год, кандидат искусствоведения Файзрахманова, Гузель Ринатовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обуславливается проникновением художественной формы перформанса во множество внехудожественных областей человеческой жизнедеятельности: политику, повседневность, науку и образование.
В ХХ-м веке перед западной цивилизацией особенно остро встала проблема повсеместного омассовления культуры и общества1. В 1936-м году В. Беньямин пишет о массовой репродукции, созвучной репродукции масс и сходстве кинозвезды и диктатора (эстетики и политики) перед воспроизводящей аппаратурой , а уже в 60-е годы радикальный французский философ Ги Дебор констатирует, что в «обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей. Всё что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в
3
представление» .
Однако, сама эта деборовская дихотомия непосредственного и спектакулярного, проживаемого и представляемого («навязываемого массам как реальность») была основана на четкой границе между материальным и нематериальным трудом, которая при переходе западной цивилизации в постиндустриальную фазу развития экономики все более размывалась. Если Беньямин и Ги Дебор предостерегали от эстетизации политики фашизмом и
1 Подробный обзор теорий массовой культуры и общества см. в работах: Найдорф М.И. Очерки современной массовой культуры. — Одесса: ВМВ, 2013. — 267 с.; Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Ист. филос. очерк. — М., 2001. — 223 с.
2 «Демократия экспонирует носителя власти непосредственно народным представителям. Парламент — его публика! С развитием передающей и воспроизводящей аппаратуры, благодаря которой неограниченное число людей может слушать оратора во время его выступления и видеть это выступление вскоре после этого, акцент смещается на контакт политика с этой аппаратурой. Парламенты пустеют одновременно с театрами. Радио и кино изменяют не только деятельность профессионального актера, но точно так же и того, кто, как носители власти, представляет в передачах и фильмах самого себя. Направление этих изменений, несмотря на различие их конкретных задач, одинаково для актера и для политика. Их цель — порождение контролируемых действий, более того, действий, которым можно было бы подражать в определенных социальных условиях. Возникает новый отбор, отбор перед аппаратурой, и победителями из него выходят кинозвезда и диктатор». Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. — С. 41-42.
3 Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. — М.: Логос, 1999. — С. 13. (вариант перевода «Общество зрелища»).
4 Здесь мы употребляем термин нематериальный труд в терминологии пост-операистов (А. Горц, П. Вирно, М. Лаззарато). Но далее мы постараемся показать, что применительно к современному искусству и перформансу категория нематериальности недостаточна и не позволяет описать всю сложность трансформации арт-объекта.
спектакуляризации общества капитализмом, то «современная культурная ситуация заставляет с подозрением относиться к самой идее общества»5. Вместо «интуиции вечного, тотального и всепроникающего Общества»
социогуманитарные науки перешли «к интуиции подвижной и свободно
6 -координируемой повседневной интеракции» , переопределив свой традиционный
объект исследования - общество - как самореферентную аутопойетическую
7
систему коммуникации , множественность реальностей или «текучую современность» (liquid modernity)9. На первый план выходят микросоциологические концепты — «практика», «повседневное взаимодействие»10, «порядок интеракции», «социальная ситуация»п, «фрейм»12,
13
«действие подручными средствами» . Социальное пересобирается уже не как общество, а как коллективы14, множества15 или «подвижные формы ассоциаций», которые оказываются «для людей более полезными, чем долгосрочные связи»16. В отечественной культурологии поворот к практике и культурному диалогу был предвосхищен в деятельностной модели культуры советского и российского
17
культуролога и философа М. С. Кагана , согласно которой действительность представляет собой «человеческую чувственную деятельность», «общественная жизнь является по существу практической», а развитие общества происходит
5 Вахштайн B. Социология повседневности и теория фреймов / Виктор Вахштайн. — СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — С. 8.
6 Там же. — С. 8.
7 Луман Н. Общество как социальная система, пер. с нем. А. Антоновский, М.: Логос. 2004. — 232 с.
8 Шюц А. «О множественности реальностей», Социологическое обозрение, 2003. Т. 3, № 2. — С. 3-34.
9 Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004. — 188 с.; Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
10 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер с англ. — М.: Канон-пресс-Ц: Кучково-поле, 2000. — 302 с.
11 Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007. — 335 с.
12 Вахштайн B. Социология повседневности и теория фреймов / Виктор Вахштайн. — СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — 334 с.
13 Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — С. 44.
14 Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию [Текст] / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 384 с.
15 Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. — М.: Культурная революция, 2006. — 559 с.
16 Сеннетт Р. Коррозия характера. Перевод В.И. Супруна. — Н.: ФСПИ. «Тренды», 2004. — 296 с.
17 Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
путем саморазвития материальной культуры18. Прикладывая марксистскую теорию в поле эстетики и художественной культуры, М. С. Каган разработал в противовес постмодернистскому «мышлению по краям» системно-синергетическую методологию изучения развития художественной культуры в целостном социокультурном контексте.
Искусство второй половины XX века отвечало на коммодификацию и глобализацию культуры рядом значимых трансформаций своего объекта - от минималистского, постминималистского19 и концептуального20 (процесс-арт,
перформанс, хеппенинг, энвайромент, видео-арт) к контекстуальному21 и
22
реляционному . Эти трансформации позволяли искусству все время
23
переизобретать не только свои медиумы и формы репрезентации, но и сами условия своего существования. Если художники модерна создавали воображаемые и утопические миры — автономные объекты, которые культурная индустрия затем апроприировала и коммодифицировала в товарную форму, отчуждая художника от общества, а произведение искусства от зрителя, сведенного к функции потребителя, то в эпоху постмодернизма уже сама культура стала логикой и основным способом производства внутри глобального
24
капитализма .
По мнению исследователя постмодернизма Натальи Маньковской постмодернистская эстетика на практике сняла главную дихотомию авангарда и китча, высокого и массового, научного и обыденного, сделав ставку на «коммуникацию, включенность во многие художественные и внехудожественные
18 Каган M.C. Эстетика как философская наука. — Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1997. — 544 с.
19 «Выставка "Когда отношения становятся формой" демонстрирует итоги постминимализма, а "Антииллюзия": процедуры/материалы" фокусируется на процесс-арте, три главных аспекта которого разрабатывают Ричард Серра, Роберт Моррис и Ева Хессе». Подробнее см. глава "Постминимализм и процесс-арт", Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Фостер, Х., Краусс, Р., Буа И.-А., Бухло Б., Джослит Д. пер. с англ. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — С. 579-581.
20 Lippard L. Six Years: The dematerialization of the art object from 1966 to 1972, University of California Press, — p.74.
21 Вайбель П. В раме и вне ее: Петер Вайбель об искусстве контекста. [Электронный ресурс] // V-A-C Foundation. — 1994. URL: http://special.theoryandpractice.ru/peter-weibel
22 Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Музей «Гараж» и Ад Маргинем Пресс, 2016. — 216 с.
23 О прекращении медиум-специфичного существования отдельных искусств и перехода в постмедиальное состояние см. Краусс Р. «Путешествие по Северному морю»: искусство в эпоху постмедиальности. М.: Ad Marginem, 2017 г. — 104 с.
24 Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч ред. А.Олейникова. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2019 — 808 с.
игры, эстетический полилог» . На место готовых артефактов пришли процесс и контекст (коммуникативный модус) их производства, распространения и рецепции, фактически совпадающие с конечным продуктом26. В современной художественной культуре этот парадигматический сдвиг с готового произведения на жест и поведение художника27 в полной мере обрел себя в синтетической форме перформанса. Культуролог А. С Кармин среди важнейших идей постмодернизма выделял «расширение рамок искусства» и «размывание грани между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью», а основными видами постмодернистского искусства считал «хеппенинг
(«событие», «случайное происшествие»), инвайронмент («организация среды»)
28
<...> перформанс, лэнд-арт, видео-арт и т. п.» . В начале XXI в. теоретики искусства и культуры активно заговорили о наступлении нового, «гиперсовременного» - взамен «конца истории» и «постсовременности» -времени. Немецкий теоретик Рауль Эшельман пишет о конце постмодерна и приходе перформатизма29, в котором на первый план выходят антиирония и истинные переживания участников конкретных жизненных сцен. Культурологи Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер предлагают концепцию
30
метамодернизма - новой культурной эпохи, призванной охватить «процесс возрождения искренности, надежды, романтизма, влечения и возврата к общим концепциям и универсальным истинам до тех пор, пока мы не лишимся всего
25 Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. — С. 142.
26 Британский философ и теоретик искусства Питер Осборн называет попытки отождествить концептуальное искусство с дематериализацией произведения ошибочными, т.к. «они исходят из неверного понимания нематериальности. Названные процессы можно представить дематериализацией или нематериальностью лишь с точки зрения физикалистской концепции материальности XIX века. Я же предпочитаю мыслить эти процессы как новые формы материализации. По сути своей данные процессы коммуникативны и обусловлены определенными материальностями, определенными технологиями и определенными общественными отношениями». Осборн П. Интеллектуальный поворот. [Электронный ресурс] // Художественный журнал № 69. 2008. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/23/article/370.
27 Иоскевич Я. Б. Доклад и статья «От артефакта к "жесту художника" в аудиовизуальной культуре рубежа нового тысячелетия //Филология-искусствознание-культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия: Материалы международной научной конференции. Издательство Российский институт культурологии, Москва, 2010. — С. 103-109, 222-224.
28 Кармин А. С. Культурология. Издательство «Лань», 2003. — 928 с.
29 Eshelman R. Performatism, or the End of Postmodernism // Anthropoetics Vol 6, No 2, 2001.
30 Vermeulen T, Van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture, Vol. 2. — 2010. — Vol. 2. — P. 1—14. Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism/Van den Akker R., Gibbons A., Vermeulen T. (eds.). London—New York: Rowman and Littlefield International, 2017.
того, что было усвоено нами в рамках культуры постмодернизма»31. Альтернативные постмодерну культурные модели - автомодерн (auto-
32 )33 34
modernity) , диджимодерн (digimodernism , пост-пост-модернизм , альтер-
35
модерн и культурное кочевничество (Н. Буррио) - все чаще возникают в самых разных исследованиях культуры.
Теория искусства широко восприняла этот поворот к практике36 (art-as-
37
practice), и соучастию (participation) и обратилась к перформансу как наиболее доступному и эффективному способу коммуникации и взаимодействия между искусством и обществом. Известная теоретик и практик перформанса Роузли Голдберг утверждает, что у перформанса нет собственного медиума, так как он «дитя» многих дисциплин и медиа - живописи, поэзии, театра, танца, музыки, кино, цирка и т.д38. Это постмедиальное положение перформанса, его установка на живое присутствие (live art) и взаимодействие художника со зрителем (интерактивность, партиципаторность), позволили ему снять оппозицию художественных средств и внехудожественных целей в пользу производства (и вовлечения в него зрителя) уникальных событий и серий ситуаций, обогащающих не только эстетический, но и жизненный опыт. Постоянно переопределяя границы между искусством и жизнью, перформанс сегодня занимает парадоксальное
31 МЕТАМОДЕРНИЗМ: КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ. Оригинал: Metamodernism: A Brief Introduction. Автор: Люк Тёрнер. Перевод: Анастасия Устинова. [Электронный ресурс] // URL: http://metamodernizm.ru/briefintroduction/
32 Samuels R. Auto-Modernity after Postmodernism: Autonomy and Automation in Culture, Technology, and Education//Digital Youth, Innovation, and the Unexpected/McPherson T. (ed.). Cambridge (MA): The MIT Press, 2007. — P. 219-240.
33 Kirby A. Digimodernism. How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. New York — London: Continuum, 2009. (Вариант перевода: цифровой модернизм).
34 NealonJ.T. Post-postmodernism, or The Logic of Just-in-time Capitalism. Stanford: Stanford University Press, 2012. — 241 pp.
35 Bourriaud N. Altermodern //Supplanting the Postmodern. An Anthology of Writings on the Arts and Culture of the Early 21st Century/Rudrum D., Stavris N. (eds.). New York —London —New Delhi—Sydney: Bloomsbury Academic. — P. 219-230.
36 Practice (Whitechapel: Documents of Contemporary Art) by Marcus Boon and Gabriel Levine. Cambridge, MA: The MIT Press, 2018. — 240 pp.
37 Participation, Claire Bishop (ed.), London: Whitechapel/Cambridge: MIT Press, 2006. — 209 pp.
38 «Поскольку для перформанса фундаментальным признаком является синтез искусств, художники привлекают множество дисциплин и медиа, включая в свои материалы литературу, поэзию, театр, музыку, танец, архитектуру и живопись, а также видео, фото, слайды или нарратив. Перформанс не поддается точному или простому определению. В широком значении, это любая форма «live art» перед публикой, тесно связанная с визуально-пластическим искусством своего времени. Он используется художниками как средство конфронтации с модным художественным истеблишментом либо как путь оживления формальных и концептуальных идей, на которых основано производство искусства». Голдберг Р. Искусство перформанса от футуризма до наших дней. — М: Ad Marginem Press и др., 2014. — 320 с.
положение события, с одной стороны неразличимого от ситуаций мира повседневности39, а с другой - способного воспроизводить повседневную реальность в остраненной форме и перформативно40 разрешать экзистенциальные
41
противоречия .
В 90-е годы ХХ века французский теоретик искусства Николя Буррио, переворачивая тезис Ги Дебора о повсеместной спектакулярности общества, писал, что в зрелищах как таковых нет ничего плохого, так как они «имеют дело в первую очередь с формами человеческих отношений (it is «a social relationship between people, with imagery as the go-between»). Это означает, что их можно анализировать и бороться с ними только за счет производства новых типов
42
отношений между людьми» . Американский теоретик искусства Клер Бишоп, критически развивая «эстетику отношений» Н. Буррио, концептуализирует возросшее число коллективных процессуальных практик в искусстве в понятии «партиципаторного искусства»43. Вслед за французским философом Ж. Рансьером К. Бишоп констатирует «социальный поворот в искусстве»44, произошедший в 90-е годы XX века по всему миру. Эстетика взаимоотношений и партиципаторное искусство становятся своеобразным ответом искусства как на трансформацию своего объекта, так и на размывание прежних связей между художником и зрителем, художником и обществом. Сегодня, принципы партиципации или соучастия являются структурными элементами многих современных художественных проектов, имеющих групповой характер творчества и заменяющих индивидуальное авторство коллективным, а деятельность
39 Рыбаков В.В. Перформанс как способ проблематизации присутствия. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11-1(53). — С. 159-163.
40 О пересечениях эстетического перформанса с перформативным актом подробнее см. Главу 2 — «Перформативный поворот в гуманитарной и социальной теории» данной диссертации.
41 Докучаев И. И. Перформанс и культура: морфология и историческая типология способов разрешения экзистенциального противоречия // Международный журнал исследований культуры. — СПб., 2016. — № 2. — С. 6-14.
42 «Так, встречи, свидания, демонстрации, различные типы сотрудничества между людьми, игры, праздники, места совместного проживания — короче, совокупность способов встреч и конституирования отношений сегодня представляют собой эстетические объекты, поддающиеся самоценному освоению...». Буррио Н. Эстетика взаимодействия // Художественный журнал. 1999. № 8/29. — С. 39.
43 Искусство участия, соучастия. Тренд на вовлечение зрителей в производство искусства. Подробно см. Bishop C. Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship, London: Verso, 2012. — 382 p.
44 Рансьер Ж. Этический поворот в эстетике и политике. Жак Рансьер об эквивалентных моделях в актуальном искусстве и современной политике. Критическая Масса. М., 2005. № 2 // http://magazines.russ.ru/km/2005/2/ra8.html; Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58/59. — С.33-38.
художника-виртуоза, производящего объекты для экспонирования в музеях и галереях, совместным действием, стремящимся непосредственно повлиять на социальную действительность.
Принимая во внимание вышесказанное, мы можем утверждать, что в сегодняшних условиях сетевой и фрагментированной медиакультуры45 художественные перформансы все чаще выступают как синкретическая форма коллективной самопрезентации46 и социокультурной коммуникации, наиболее отвечающая краткосрочной, деятельностной и мультизадачной установке социально-активного субъекта на соучастие, вовлечение в диалог и расширение жизненного опыта, ставшего неотделимым от эстетической и художественной деятельности. Все возрастающее число социально-ориентированных художественных проектов и арт-активистских инициатив, а также многочисленные сетевые самопрезентации, ставшие возможными благодаря повсеместному распространению новых медиа, заставляют нас пересмотреть отношение между художественной и не-художественной культурой, искусством и жизнью в сторону более гибких, подвижных гибридных моделей. Так, сербская теоретик перформанса Бояна Цвеич в своем воображаемом эксперименте предлагает заменить в работе «Общество спектакля» Ги Дебора понятия «образа» и «репрезентации» понятием «перформанс». Общество перформанса, по мнению Б. Цветич, в отличие от общества спектакля, «предполагает намеренную
47
самодемонстрацию и перевоплощение» . В эпоху широкого доступа к средствам массовой коммуникации, такие самодемонстрации и перевоплощения, стали доступны (и чуть ли не вменяются) буквально каждому. Культурология связывает этот процесс размывания границ между искусством и не-искусством с техникой:
45 «Медиакультура — это совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. <...> медиакультура может выступать и системой уровней развития личности, способной "читать", анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.». Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2 e изд.; перераб. и доп. — М.: Академический Проект. 2006. — 448 с.
46 Мы предлагаем термин самопрезентация, под которым подразумевается в данном контексте антитеза понятию представления (репрезентации) или спектакля у Ги Дебора («Все, что проживалось непосредственно, стало репрезентацией»). Синонимами самопрезентации в дальнейшем с теми или иными вариациями будут служить самоартикуляция, самопредъявление, социальный перформанс, артеакт, коллективное действие, собрание и др.
47 Лекция Бояны Цвеич «Заметки об обществе перформанса» // URL: http://garagemca.org/ru/event/bojana-cveji-notes-for-a-society-of-performance
«современная аппаратура позволяет чуть ли не каждому стать художником-творцом. Аудио-технические средства способны кого угодно наделить голосом потрясающей силы и красоты. С помощью компьютерных программ любой желающий может без особого труда и специальных знаний сочинять музыку и создавать сложные, движущиеся графические образы. Взяв в руки современную телекамеру, можно делать на любительском уровне весьма впечатляющие фильмы. На эстраде часто самодеятельные артисты мало чем отличаются от профессионалов (или, быть может, лучше сказать наоборот: профессиональные артисты — от не обладающих ни художественным даром, ни актерской техникой исполнителей)»48. По мнению философа и теоретика искусства Б. Гройса, если авангард тематизировал институциональное и техническое обрамление искусства - «искусство исторического авангарда устремилось к раскрытию фактической,
49
невымышленной, материальной стороны искусства» , с разной долей успеха
50
пытаясь сделать его «видимым, ощутимым для зрителя, читателя, посетителя» , то переход интернета к стандарту WEB 2.0 лишает распространяемое в сети искусство своего «институционального обрамления». Искусство, помещенное в общее пространство наряду с остальными дискурсивными практиками (реклама, новости, курсы валют, заказ билетов, скайп-конференции, интернет-покупки) становится индифферентным по отношению к эстетическим категориям вкуса и суждения. Однако, по словам того же Б. Гройса, упразднение интернетом институциональной автономии искусства не означает, что художественные и эстетические категории более не применимы вообще. Художественное творчество в интернете из создания уникальных произведений превращается в дизайн данных, а художники-виртуозы - в универсальных многозадачных блогеров, использующих те или иные художественные методы, жесты, и типы поведения во внехудожественных целях.
48 Кармин А. С. Культурология. Издательство «Лань», 2003. — С. 466-467.
49 Гройс, Б. Дефикционализация фиктивного: искусство и литература в интернете / Борис Гройс // Логос. — 2015. —№ 4. — С. 1-15.
50 Там же. — С. 3.
Если провести напрашивающуюся параллель между традиционным фольклором и новыми коллективными перформансами, то главное отличие народного творчества было в том, что любительские постановки, песни и праздники оставались внутри круга своих производителей. Они были оторваны от большой культуры и представляли из себя «рудиментарное любительство»51. Современные коллективные перформансы имеют структурные и формальные
52
сходства скорее с раннесоветским всплеском самодеятельности . Многочисленные советские самодеятельные театры и художественные коллективы также противопоставляли коллективное сотворчество любителей профессиональным художникам, режиссерам и актерам. Главной формой самодеятельного социального театра, чьей основной функцией было эмансипировать от буржуазной культуры уже освобожденный политически класс трудящихся, объявлялось конструктивное, созидательное, создаваемое коллективно и вовлекающее в участие зрителей театральное событие -инсценировка, живая газета, литмонтаж. Сегодняшнее множество художественных социально-ориентированных инициатив, а также разнообразные квази-жанровые, китчевые и безвкусные с точки зрения художественной культуры феномены (уличные хеппенинги и флэш-мобы, youtube-пародии и он-лайн-перформансы) также обладают эмансипаторным потенциалом и вовлекающей силой. Для изучения подобных коллективных арт-практик, мы должны совершить эпистемологический поворот от культурной критики интегрированного «общества спектакля» в сторону разработки концепции коллективного перформанса, включающего в себя множество видов и форм художественных социально-ориентированных арт-практик и децентрализованных
53
«перформансов общества». Понятие «перформанс общества» (performing
51 Пиотровский А. И. К теории самодеятельного театра // Проблемы социологии искусства. Л.: Academia, 1926. — С. 120-129.
52 Пиотровский А. И. Самодеятельный театр и советская театральная культура // Авлов Г. Клубный самодеятельный театр. Л. — М.: Теакинопечать, 1930. — С.1-14.
53 «Следует отметить затруднение в переводе термина performing society. Здесь имеется в виду активно-деятельностный характер перформанса, посредством которого общество не только дает о себе знать, но и продолжает свое существование». Фархатдинов Н., «Сноу П. «Перформанс общества» // Социологическое обозрение. Т. 10. № 1. 2011. — С. 75-78.; Snow P. Performing society // Thesis Eleven. 2010. V. 103. № 1. — P. 78-87.
society), было предложено теоретиком performance studies и практиком перформанса Питером Сноу в качестве уточняющего слишком общий концепт социального перформанса54 (social performance) в культурсоциологии. Под «перформансом общества» П. Сноу понимает такое символическое действие, где на первый план выходят функции коллективной агентности, воображения и креативности, посредством которых социальные акторы не только поддерживают социокультурную коммуникацию, но и на уровне самопрезентации локализуют себя внутри глобального сетевого пространства и утверждают собственные ценности. Многочисленные «перформансы общества» открывают для своих создателей зону чистого удовольствия, территорию непрофессионального внерыночного художественного производства и потребления, в котором художник и зритель сходятся в фигуре вовлеченного дилентанта, просьюмера55 или spectacteur56.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Антропология театра в субкультурном измерении2020 год, кандидат наук Бараниченко Наталья Васильевна
Российская инсталляция как эстетический феномен2020 год, кандидат наук Орлова Александра Михайловна
Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ2012 год, кандидат наук Булычёва, Дарья Федоровна
Роль искусства в духовно-практическом освоении социальной реальности: на примере отечественного документального театра2013 год, кандидат наук Иванова, Аннета Викторовна
Театральные искания Михаила Шемякина2019 год, кандидат наук Шабанова Светлана Валентиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Осминкин Роман Сергеевич, 2020 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агамбен Дж. Грядущее сообщество // Художественный журнал. — № 12. Агамбен Дж. Искусство, без-деятельность, политика // Социологическое обозрение. — 2007, том 6. — № 1. — С. 41-46.
2. Агамбен Дж. Профанации / Пер. с итал. К. Токмачёва под ред. Б. Скуратова. М.: Гилея, 2014. — 112 с.
3. Агамбен Дж. Станцы. Слово и фантазм в культуре Запада / Пер. с итал. Б. В. Дубина // Искусство кино. — 1998. — № 11. — С. 141-155.
4. Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. — М.: Республика, 2001.
5. Аксенова Ю. Живые объекты. [Электронный ресурс] // Художественный журнал № 75-76. — 2010. URL: http://xz.gif.ru/numbers/75-76/living-objects
6. Александер Дж. Аналитические дебаты: понимание относительной автономии культуры / пер. М. Шуровой под науч. ред. Д. Куракина // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 1. — С. 17-37.
7. Александер Дж. Об интеллектуальных истоках «сильной программы»: предваряя спецвыпуск журнала Центра фундаментальной социологии «Социологическое обозрение», посвященный культурсоциологии / пер. с англ. Д. Куракина // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. — С. 3-8.
8. Александер Дж. Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. — 640 с.
9. Алхасов А. От критической теории к теории коммуникативного действия: эволюция взглядов Юргена Хабермаса. Ульяновск, 2001. — 150 с.
10. Андреева Е. Ю. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества // Новый мир искусства. — 2001. — № 3. — С. 5-7.
11. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX - начала XXI века. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. — 484 с.
12. Арто А. Театр и его Двойник / Арто Антонен; СПб : Изд-во «Симпозиум», 2000. — 440с. 2006 г.;
13. Арватов. Б. Отражать, подражать и строить. Горн, № 6. — 1922. — С. 107110.
14. Арватов Б. Театр и производство. О театре. Тверь, 1922. — 151 с.
15. Аронсон О. Богема: Опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. Издательство: М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». — 2002, — 96 с.
16. Арсеньев П. Смешно подумать, или как рабочему-мигранту преодолеть отчуждение труда с помощью мобильного телефона. [Электронный ресурс] / «Насреддин в России». Ред.-сост. О. Житлина. - 2015. // URL: http://www.olgajitlina.info/nasreddin-in-russia-newspaper/
17. Балл Х. Лекция о Кандинском //Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне. М., 2002. — 560 с.
18. Батлер Дж. Гендерное беспокойство (гл. 1 Субъекты пола/гендера/желания) / / Антология гендерной теории/ Составление и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. М.: Пропилеи, 2000. — С. 297-346.
19. Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания / Пер. с англ. А. Кралечкина. М.: Ad Marginem Press, 2018. — 248 с.
20. Батлер Дж. От пародии к политике / / Введение в гендерные исследования. Часть вторая. Хрестоматия/Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. — С. 164-173.
21. Батлер Д. Союз тел и Политика Улицы. Лекция состоялась в Венеции, 7 сентября 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://s357a.blogspot.de/2011/12/blog-post.html
22. Беньямин В. Автор как производитель / Пер. с нем. Б. Скуратова, И. Чубарова // Логос. Философско-литературный журнал. 2010. №4. — С. 122142.
23. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового — М.: Медиум, 1996. — 240 с.
24. Беньямин В. Теория искусства ранних романтиков и Гёте / Перевод и послесловие Сигурдура Инголфссона, при участии О. В. Никифорова // Логос. — 1993. — № 4. — С. 151-175.
25. Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58/59. — С. 33-38.
26. Бобриков А. А. Другая история русского искусства. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 744 с.
27. Бобринская Е. А. Дисциплинарные пространства. Морозовские чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ais-aica.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=2579
28. Бобринская Е. А. Концептуализм. — М.: Галарт, 1994. — 216 с.
29. Бобринская Е. А. Русский авангард. Границы искусства. Государственный институт искусствознания. — Москва: Новое литературное обозрение, 2006. — 304 с.
30. Болотян И. «Новая драма»: социокультурный аспект // Современная драматургия. — 2010. — №1. — С. 207-221.
31. Брендан Т. Art Today. Актуальное искусство 1970-2005 Издательство: М.: Слово. — 256 с.
32. Брук П. Пустое пространство. — М.: Прогресс, 1976. — 239 с.
33. Булычёва Д. Ф. Перфоманс и хэппенинг как постмодернисткие феномены постсоветской российской культуры: философский анализ: автореферат дис. кандидата философских наук: 24.00.01 / Булычёва Д. Ф.: «Астраханский государственный университет» —Астрахань, 2012. — 24 с.
34. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». — С. 62-63.
35. Бурдьё П. Практический смысл. — СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001 г. — 562 с.
36. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция / Пер. с англ. А. Шестакова. М.: Ад Маргинем Пресс; Гараж, 2016. — 216 с.
37.Буррио Н. Что такое «оперативный реализм?» // Художественный журнал. 1993. № 1. — С. 19-21.
38. Буррио Н. Эстетика взаимодействия // Художественный журнал. 1999. № 8/29. — С. 33-39.
39. Бюргер П. Теория авангарда / Пер. с нем. С. Ташкенова. М.: V-A-C press, 2014. — 198 с.
40. Вайбель П. В раме и вне ее: Петер Вайбель об искусстве контекста. [Электронный ресурс] // V-A-C Foundation. — 1994. URL: http://special.theoryandpractice.ru/peter-weibel
41. Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, азбука-Аттикус, 2012. — 224 с.
42. Вахштайн В.С. Игрушки как «объекты в кавычках»: транспонирование vs. транспозиция // Новое литературное обозрение. 2013. — № 3 (121). — С. 2845.
43. Вахштайн В. С. Интеракционистские и структуралистские интерпретации наследия Ирвинга Гофмана: Erving Goffman: Vol. 1-4 / Ed. by G.A. Fine, G. Smith. London: Sage publications, 2000. // «Социологический журнал». — 2003. — № 3. — С. 152-162
44. Вахштайн B. Социология повседневности и теория фреймов / Виктор Вахштайн. — СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — 334 с.
45. Верлен Б. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география / Пер. с англ. С.П. Баньковской // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. №2. — С. 26-47.
46. Вербилович О. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал // Публичная сфера: теория, методология, кейс-стади. М., 2013. — С. 35-52.
47. Вирно П. Антропология и теория политических установлений. [Электронный ресурс] // Пер. с англ. Александра Скидана. // URL: http://profilib.com/chtenie/149480/paolo-virno-antropologiya-i-teoriya-politicheskikh-ustanovleniy.php
48. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни: — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 176 с.
49. Витгенштейн Л. Философские исследования / Пер. с нем. М.С. Козловой,
A.Ю. Асеева // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М.: Гнозис, 1994. С. 75-319.
50. Волков В., Хархордин О. Теория практик. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 298 с.
51. Воропай Л. Бета-версия автопоэзиса // Художественный журнал, — март 2009, № 71/72.
52. Воррингер В. Абстракция и вчувствование. Современная книга по эстетике. Антология / В. Воррингер. — М. ; Л. : Искусство, 1957. — 604 с.
53. Вульф К. Антропология. История, культура, философия, СПб.: СПбГУ, 2008. — 280 с.
54. Вульф K. К генезису социального. Мимезис, перформативность, СПб. Интерсоцис, 2009. 164 с.
55. Вульф К. Производство социального: ритуал, эмоции, воспоминания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 8, № 3. — С. 2350.
56. Ган А. Борьба за массовое действие. О театре. Тверь, 1922. — 151 с.
57. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. [Электронный ресурс] // GiF.Ru Информагентство Культура; ред.
B. Леденёв / Ю. Гниренко. — Электрон. дан. — Екатеринбург, 2000-2009. — 135 с.
58. Голдберг, Роузли. Искусство перформанса от футуризма до наших дней. — М: Ad Marginem Press и др., 2014. — 320 с.
59. Головня В.В. История античного театра. — М.; Искусство, 1972. — 400 с.
60. Голынко Д. Берлинская биеннале — исторический бунт против художественной системы. [Электронный ресурс] // Художественный журнал — № 85, — 2012. иКЬ: http://moscowartmagazine.com/issue/12/article/169
61. Голынко Д. Современный русский поставангард: направления, модели, стратегии: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09. -Санкт-Петербург, 1999. — 26 с.
62. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М. М. Сокольской; Гос. ун-т — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 208 с.
63. Горяинов О. О пользе и вреде «юриспруденции» для дискурсов об искусстве: К проблеме теории в условиях «современности» (по работам Тьерри де Дюва). Транслит № 17. СПб., 2015.
64.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с.
65. Графтон Э. От полигистора к филологу: (как преобразилась немецкая наука об античности в 1780-1850-е годы) / пер. с англ. С. Силаковой // Новое литературное обозрение. — 2006. — N 6. — С. 59-92.
66. Гринберг К. Авангард и китч. [Электронный ресурс] // Художественный журнал. — № 60, — 2005. иКЬ: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch
67. Гройс Б. Дефикционализация фиктивного: искусство и литература в интернете / Борис Гройс // Логос. — 2015. — № 4. — С. 1-15.
68. Гройс Б. Топология современного искусства. [Электронный ресурс] // Художественный журнал №61/62, 2006. иКЬ: http://xz.gif.ru/numbers/61-62/topologiya/
69. Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин / Борис Гройс. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 168 с.
70. Гротовский Е. К Бедному театру: / Пер с англ. /. — М.: Артист. Режиссер. Театр. 2009. — 304 с.
71. ГЦСИ. XI всероссийский конкурс в области современного искусства Инновация. Монстрация-2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncca.ru/innovation/shortlistitem.jsp?slid=69&contest=6&nom=4
72. Даими Т. Гносеология против онтологии: тотальное изъятие ценностей // Художественный журнал, N64, 2007. — С. 57-63.
73. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. — М.: Логос, 1999. — 224 с.
74. Деготь Е. От товара к товарищу. К эстетике нерыночного предмета // Логос. 2000. № 5-6 (26).
75. Деготь, Е. Performance — искусство действия // Декоративное искусство. — 1991. — № 5.
76. Декларация Клуба дада. — Альманах Дада. М.: Гилея, 2000. — 208 с.
77. Декларация пролетарских писателей «Кузница», Газ. «Правда», 1923 г., № 186.
78. Делай сам. Платформа городских инициатив. [Электронный ресурс] // URL: http://delaisam. org/
79. Деррида Ж. Подпись - событие - контекст // Дискурс. 1996. No1. — С. 3955.
80. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч ред. А.Олейникова. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2019 — 808 с.
81. Джурова Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010. — 158 с.
82. ДК РОЗЫ (Дом Культуры Розы). [Электронный ресурс] // URL: https://chtodelat.org/category/ar_8/?lang=ru
83. Доманска Э. Перформативный поворот в современном гуманитарном знании // Способы постижения прошлого. Методология и теория исторической науки / Отв. ред. Кукарцева М.А. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. — С. 226-235.
84. Дюв Т. де. Артефакт / Пер. с франц. П. Арсеньева // Транслит. Литературно-критический альманах. № 17. Литературный позитивизм / Ред. П. Арсеньев. СПб., 2015. — С. 24-47.
85. Дюв Т. де. Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность / Пер. с фр. А.Шестакова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. — 368 с.
86. Дюв Т. де. Именем искусства. К археологии современности. / пер. с фр. Алексея Шестакова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 192 с.
87. Евреинов Н. Н. Об устройстве «Спектаклей для себя» (Проповедь индивидуального театра). Демон театральности. М.; СПб.: Летний сад, 2002.
88. Евреинов Н. Н. Театр и эшафот. К вопросу о происхождении театра как публичного института. // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века; ред. — сост. В. В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. — С. 14-44.
89. Евреинов Н. Н. Театротерапия // Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М., 2005. — С. 260.
90. Ермаков С. Техника вторжения: политакционизм ангажированное искусство. Литературный труд, конфликт, сообщество. Альманах Транслит, — №15, — 2013.
91. «"Живые не вполне живы". Партия мертвых на пути к некроинтернационалу». Радио Свобода. [Электронный ресурс] // иКЬ: https://www.svoboda.org/aZ29679508.html
92. Захарченко И.Н. Группа GRAV: к проблеме визуальных стратегий европейского искусства 1960-х гг. // Артикульт. 2011. 2(2). — С. 126-134.
93. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — Издательство Московского университета, 1986. — 288 с.
94. Золотухин В. Евреинов, Смышляев, Пиотровский: социальный театр после революции / Валерий Золотухин // Театр. — М.: СТД РФ, 2016, № 24/25(Июль). — С. 8-15.
95. Зонтаг С. Хеппенинги: Искусство безоглядных сопоставлений : Избранные эссе 1960-70-х годов // С. Зонтаг: Москва, 1997. — С. 37-45;
96. Инишев И. Иконический поворот в теориях культуры и общества. // Логос. 2012. № 1 (85). — С. 186-211.
97. Иоскевич Я. Б. Интернет как новая среда художественной культуры / Я.Б. Иоскевич. — СПб. : Российский институт истории искусств, 2006. — 168 с.
98. История советского театра: Очерки развития / Гл. ред. В. Е. Рафалович, ред. изд ва Е. М. Кузнецов. Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1933. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма: 1917 - 1921. — 403 с.
99. Каган М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган; Акад. гуманит. наук. — Санкт-Петербург : ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 415 с.
100. Каган M.C. Эстетика как философская наука. — Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1997. — 544 с.
101. Кармин А. С. Культурология. Издательство «Лань», 2003. — 928 с.
102. Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда / Пер. с фр.; общ. ред. пер. Н. А. Шматко. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. — 574 с.
103. Каткова М. Искусство действия: Перфоманс — художественное явление второй половины XX века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура [Текст] / Мария Викторовна Каткова. — Москва, 2000.
104. Кейдж Дж. Тишина. Лекции и статьи: авторский сборник / Д. Кейдж: Москва, Полиграф-Книга, 2012 г. — 384 с.
105. Керженцев П. Газ. «Горн», 1919, № 1.
106. Кестер Г. Коллаборация, искусство и субкультуры. [Электронный ресурс] // Художественный журнал. Moscow Art Magazin. Места искусства. Город. — 2013. — №1 (89). С. 38-53. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/8/article/81
107. Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. — 1999. — № N 8.
108. Кикодзе Е. Живой Автор (искусство перформанса). - В каталоге: Выставка современного русского искусства - История в лицах - 1956/96. М. 1997. — С. 80-87.
109. КИСИ — краснодарский институт современного искусства. [Электронный ресурс] // иКЬ: http://typography-online.ru/kisi/
110. Киттлер Ф., «Оптические медиа», М.: «Логос», 2009. — 272 с.; Вирильо П. Машина зрения. Издательство: Наука, 2004. — 140 с.
111. Кобылин И. Николаи Ф. Фотографии Абу-Грейб: политика репрезентации и биополитика образа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (3). — С. 154-160.
112. Ковалев А. «Российский акционизм 1990-2000». М. 2007. — 450 с.
113. Коркия Э. Институциализация перформансной коммуникации в современном социальном пространстве; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак. — Москва: Изд-во МБА, 2011. — 143 с.
114. Коркия Э. Перформанс как социокультурное явление эпохи постмодерна; МГУ им. М.В. Ломоносова, Социол. фак., Каф. социол. культуры, образования и воспитания. — Москва: МАКС Пресс, 2008. — 21 с.
115. Кошут Дж. Искусство после философии // Вопросы искусствознания. 2001. № 1. — С. 543-564.
116. Краванья К. Работа в сообществе. [Электронный ресурс] // URL: http://art1.ru/tag/kristian-kravanya/
117. Краус Р. Переизобретение средства / Пер. с англ. А. Гараджи // Синий диван. — 2003. — № 3.
118. Кривцова Ю. Перформанс в современной культуре [Кандидатская диссертация]. Ярославль, 2006. — 189 с.
119. Кристева Ю. Чёрное солнце: Депрессия и меланхолия / Пер. с фр. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 276 с.
120. Кулишова О. Древнегреческий театр в современной историографии // МНЕМОН. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 8. СПб. — 2009. — С. 429-440.
121. Куракин Д. Ю. «Сильная программа» в культурсоциологии: историко-социологические, теоретические и методологические комментарии. Послесловие редактора спецвыпуска. // Социологическое обозрение. Т. 9. № 2. 2010. — С. 155-173.
122. Куртов М. «Рассеянность, растерянность, пористость: три режима эстетического». Разногласия. Журнал общественной и художественной критики. №6: Бог умер. Да здравствует Бог! Июль, — 2016.
123. Кушнер Б. Исполнение просьбы. [Статья] // Новый Леф. 1928. N 12.
— С. 40-42
124. Лаззарато М. Искусство, работа и политика в дисциплинарном обществе и обществе контроля. [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2009. № 73/74. URL: http://xz.gif.ru/numbers/73-74/art-work-polit/
125. Лаззарато М. Нематериальный труд // Художественный журнал. 2008, № 69.
126. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 414 с.
127. Латур, Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д. Я. Калугина; Научн. ред. О.В. Хархордин. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. — 296 с.
128. Латур Б. Об интеробъективности. // Социологическое обозрение Том 6. № 2. 2007. — С. 81-96.
129. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
— 384 с.
130. Лебина Н. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. — СПб.: Журнал «Нева» - ИД «Летний Сад», 1999. — 320 с.
131. Леви-Строс К. Неприрученная мысль / Первобытное мышление, М., «Республика», 1994.
132. Леманн Х-Т. Постдраматический театр / Ханс-Тис Леманн ; пер. с нем. Юлии Лидерман // Новое литературное обозрение. — 2011. — N 5. — С. 204-212.
133. Лефевр А. Производство пространства / пер. с франц. Стаф Ирина // Издательство: Strelka Press, 2015
134. Лидов А. «Иеротопия». Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Феория, 2009.
135. Липовецкий М. Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 371 с.
136. Лифшиц М. Искусство и современный мир. «Изобразительное искусство», М., 1978.
137. Локшин, Б. Living Theatre: репетиция рая // Театр: Литературно-художественный журнал. — 2013. — № 11/12, июнь. — С. 40-49.
138. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1975. — 672 с.
139. Магун А. Опыт и понятие революции. [Электронный ресурс] // Журнальный зал Русского Журнала: НЛО, 2003 N64. // URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/magun4.html
140. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. — М.: Кучково поле, 2007. — 464 с.
141. Мамедов Г. Жизнь как форма: между Фейсбуком и Тахриром. [Электронный ресурс] // URL: http://www.art-initiatives.org/?p=8174
142. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
143. Марголин С. «Между митингом, мистерией и карнавалом «Жизнь искусства», 1920, 31 декабря - 1921, 2 января, № 648.
144. МедиаУдар. [Электронный ресурс]. // URL: http://mediaudar.net/
145. МедиаУдар: активистское искусство сегодня. II // Редакторская группа: Татьяна Волкова, Евгения Зубченко, Павел Митенко. Москва. Медиаудар/mediaudar.net. — 2016. — 628 с.
146. Мизиано В., Чухров К. От формы произведения к формам жизни. [Электронный ресурс] // Логос. 2010. — N 4. — С. 3-24. URL: http://logosjournal.ru/uploads/dsn/46/fa/001/logos-29.pdf
147. Миронова В. Трам: Агитационный молодежный театр 1920 - 1930 х годов. Л.: Искусство, 1977. — 127 с.
148. Мокульский С. Петроградские театры от февраля к октябрю. История советского театра: Очерки развития / Гл. ред. В. Е. Рафалович, ред. изд ва Е. М. Кузнецов. Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1933. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма: 1917 - 1921. — 403 с.
149. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983. — С. 3789.
150. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / Пер. с франц. Ж. Горбылевой и Е.Троицкого. — М.: Водолей, 2009. — 208 с.
151. Невидимый комитет. Грядущее восстание. М.: Ультракультура 2.0, — 2011. — 186 с.
152. Никитина Н.Н. Мимесис в эстетике Аристотеля. — Москва: Знание, 1990 - 61 с.
153. Новикова Н. Театр санитарного просвещения. [Электронный ресурс] // URL: http ://rgantd.ru/publikatsii-arkhivnykh-dokumentov/teatr-sanitarnogo-prosveshcheniya.shtml
154. Новоженова А. От социологического детерминизма к классовому идеалу. Советская социология искусства 1920-х годов. / Социология власти № 4. — 2014.
155. Оборин Л. Дарья Серенко: «Мне важно, чтобы плакат нигде не находился без человека». Что такое тихий пикет — и что за человек стоит за
плакатом? [Электронный ресурс] // URL:
http://www.colta.ru/articles/specials/11000
156. Осборн П. Интеллектуальный поворот. [Электронный ресурс] // Художественный журнал № 69. 2008. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/23/article/370
157. Осминкин Р.С. Действие искусства. [Электронный ресурс] // Colta, 6.03.2013. URL: http://archives.colta.ru/docs/15541
158. Осминкин Р.С. Коллаж «Петр Принев». Инструкция по сборке пролетарского субъекта в эпоху позднего капитализма. [Электронный ресурс] // anticapitalist, 22.07.2015. URL: http://anticapitalist.ru/archive/kultura/1888.html
159. Осминкин Р.С. Перформанс и акция: две стороны одной политики. [Электронный ресурс] // aroundart, 05.05.2015. URL: http://aroundart.ru/2015/05/05/performans-aktsiyakjartansson-pavlensky/
160. Осминкин Р.С. #ЯнеБоюсьСказать: вариант Сони Акимовой. [Электронный вариант] // aroundart, 26.10.2016. URL: http://aroundart.org/2016/10/26/yaneboyus-skazat-akimova/
161. Осминкин Р.С. Шить за еду или погибнуть в бесплодной борьбе. [Электронный ресурс]. // Colta, 23.05.2019. URL: https://www.colta.ru/articles/art/21292-shit-za-edu-ili-pogibnut-v-besplodnoy-borbe
162. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
163. Вымысел современного: из книги Питера Осборна «Либо везде, либо никак. Философия современного искусства». [Электронный ресурс] // Сайт syg.ma 07.04.2019. URL: https://syg.ma/@furqat/vymysiel-sovriemiennogho-iz-knighi-pitiera-osborna-libo-viezdie-libo-nikak-filosofiia-sovriemiennogho-iskusstva.
164. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. — 880 с.
165. Песочинский Н. Доклад о системе и приемах актерской игры, прочитанный в Институте истории искусств в Ленинграде 23 сентября 1925 года. РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр.507. // Петербургский театральный журнал. [Электронный ресурс] // URL: http://ptzh.theatre.ru/1995/8/94/
166. Петров В. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17-19 апреля 2008. В 2 кн. Кн. 1: Музыковедение. — Волгоград: ООО «Экспо», 2010.
167. Петровская Е. Безымянные сообщества / Елена Петровская. — М.: ООО «Фаланстер», 2012.
168. Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — Минск : Интерпрессервис: Кн. дом, 2001. — 1038 с.
169. Постсоветская публичность: Беларусь, Украина. Сборник научных трудов под редакцией М. Соколовой, В. Фурса. — Вильнюс: ЕГУ, 2008. —224 с.
170. Пригов Д. Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!: работы на бумаге, инсталляция, книга, перформанс, опера и декламация каталог выставки, 13 мая - 15 июня 2008 года / — Москва: Новое литературное обозрение, 2008. — 271 с.
171. Пыркина Д. Историография: у истоков исторического изучения современного искусства. Неопубликованный курс лекций «Искусство Запада ХХ века». На правах рукописи, — 2013. — 19 с.
172. «Работай Больше! Отдыхай Больше!». [Электронный ресурс] // URL: http://www.workhardplay.pw
173. Рансьер Ж. Разделяя чувственное / пер. с фр. В. Лапицкого, А. Шестакова. — СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. — 264 с.
174. Рансьер, Ж. Эстетическое бессознательное = L'inconscient esthetique / Пер. и сост. В. Лапицкого. — СПб.: Machina, 2004. — 128 с.
175. Рансьер Ж. Этический поворот в эстетике и политике. Жак Рансьер об эквивалентных моделях в актуальном искусстве и современной политике. [Электронный ресурс] // Критическая Масса. М., 2005. № 2. // URL: http://magazines.russ.ru/km/2005/2/ra8.html
176. Рауниг Г. Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке. — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2011. — 268 с.
177. Ребра Евы. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rebraevy.ru/
178. Рыжакова С.И., Сироткина И.Е. Performance studies: концепция и исследовательские подходы // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 726—735.
179. Савчук, В. Идеология постинформационной искренности // Художественный журнал. — № 30-31.
180. Савчук В. Конверсия искусства. — СПб.: Петрополис, 2001. — 288 с.
181. Савчук В. Медиафилософия. Присутствие реальности. СПб: Издательство РХГА, 2013. — 350 с.
182. Савчук В. Режим актуальности. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2004. — 280 с.
183. Савчук В. Что исполняет перформанс? // Феномен артистизма в современном искусстве. / Отв. ред. О. А. Кривцун. М.: «Индрик», 2008. С. 497517.
184. СЕВЕР-7. [Электронный ресурс] // URL: http://north-7.tilda.ws/
185. Сеннетт Р. Коррозия характера. Перевод В.И. Супруна. — Н.: ФСПИ. «Тренды», 2004. — 296 с.
186. Серль Дж. Что такое «речевой акт». / Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17. — С. 151-169
187. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. Ф. Серс. — Москва: Прогресс-Традиция, 2001. — 410 с.
188. Серто. М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.
189. Сёмкин А. Д. Театральная теория Н. Н. Евреинова: Дис. канд. искусствоведения СПб. — 2000.
190. Симакова М.А. Альянсы хрупких тел, или политика уязвимых жизней. Рецензия на книгу: Батлер Дж. (2017) Заметки к перформативной теории собрания. Перевод Д. Кралечкина под ред. А. Кондакова. М.: Ад Маргинем Пресс. Социология власти, 30 (1): 215-226.
191. Смолянская Н. Возвышенное в интерпретациях искусства постмодерна: концепция Ж.-Ф.Лиотара для выставки «Нематериальное». Философский журнал » №1, 2009. С. 127 - 140.
192. Соляной бунт: 10 граффити с социальным подтекстом. [Электронный ресурс] // URL: http://syg.ma/@anna-askaryan/solianoi-bunt-10-ghraffiti-s-sotsialnym-podtiekstom
193. Сорокина Е. От модернизма к интервенционизму: «темная материя» для светлого будущего // Художественный журнал. 2006. No 61/62. С. 93 - 97.
194. Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 392 с.
195. Спиридонов Н. u/n multitude: о времени и о себе. [Электронный ресурс] // Художественный журнал № 98, 2016. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/31/article/550
196. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 328 с.
197. Театроведение Германии: Система координат / Сост. Э. Фишер-Лихте, А. А. Чепуров. СПб.: Балтийские сезоны, 2004. — 319 с.
198. Творческое объединение кураторов. [Электронный ресурс] // URL: http://tok-spb.org/new/ru/projects/kriticheskaya-massa
199. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. — 277 с.
200. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.3: Индийские и иранские языки. Кн. 1. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 376 с.
201. Третьяков С. Бьем тревогу. [Статья] // Новый Леф. 1927. N 2.
202. Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 519 с.
203. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской, под общ. ред. Д.В. Трубочкина. — Москва: Международное театральное агентство «Р1ау&Р1ау» —Издательство «Канон+». — 2015. — 376 с.
204. Фрейд З. Скорбь и меланхолия (1917). Источник: Фрейд 3. Художник и фантазирование (сборник работ), — М.: Республика, 1995.
205. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. — С. 191-204.
206. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., Изд-во Ad Marginem, — 1999. — 479 с.
207. Фуко, М. Этика заботы о себе как практика свободы // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. Ч. 3. М.: Праксис, 2006.
208. Хабермас Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия // Социологическое обозрение. 2008. Том 7. № 1. — С. 3-24.
209. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 1993. № 4. — С. 43-63.
210. Харви Д. Право на город. Логос, №3, 2008. — С. 80-94
211. Хомский Н. Язык и мышление. - М.: Изд-во Московского университета, 1972. — 126 с.
212. Чеснокова В.Ф. Язык социологии. Курс лекций. М.: ОГИ, 2010. - 544 с.
213. Чубаров, И. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда / И. М. Чубаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 344 с.
214. Чухров, К. Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства. / Кети Чухров. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 278 с.
215. Чухров К. Передвижной театр Коммуниста: Манифест. [Электронный ресурс] // Транслит, № 5. СПб., 2009. // URL: http://trans-lit.info/5/keti.html
216. Чухров К. Страдательный залог перформации: ангелы повторения. Лекция, прочитанная 27 мая 2016 г. в Европейском Унив-те СПб.
217. Шестаков В. П. Катарсис: метаморфозы трагического сознания. Сост. и общ. ред. В. П. Шестаков. — СПб.: Алетейя, 2007. — 384 с.
218. Штайерль Х. Является ли музей фабрикой? [Электронный ресурс] // Художественный журнал. № 79-80. 2011. // URL: http://xz.gif.ru/numbers/79-80/musuem-factory/
219. Шувакович М. Лекция «Искусство перформанса и новые теории искусства». [Электронный ресурс] // URL: http://eurocafe.by/lecture/2012/06/15/lektsiya_mishko_shuvakovicha
220. Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства. Научная монография / Р. Шустерман: пер. с англ. М. кукарцевой, II. Соколовой, В. Волкова; науч. ред. М. Кукарцевой, А Мееилла; нступ. статья В. Савчук. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитации», 2012. — 408 с.
221. Юхананов, Б. Перформанс и театр // «Декоративное искусство». — М., 1991. — № 5. — С. 30-32.
222. Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. / Издание второе. СПб.: Сеанс; Порядок слов, 2012.
223. Ямпольский М. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: НЛО, 2007.
224. Alexander, J.C. The Promise of a Cultural Sociology: Technological Discourse and the Sacred and Profane Information Machine', in Smelser, N, Munch, R. (eds.), Theory of Culture, Berkeley, University of California Press, 1992. — P. 293-323.
225. Alexander J. C., Giesen B., Mast J. L. Social performance: symbolic action, cultural pragmatics, and ritual. Cambridge, 2006. — 374 pp.
226. Art since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. Editors Hal Foster, Rosalind Krauss, Yve-Alain Bois, Benjamin H.D. Buchloh, David Joselit. Second Edition. — London: Thames & Hudson, 2011. — 816 pp.
227. Art Prospect. [Электронный ресурс] // URL: https://www.artprospect.org/festival
228. Barber B., Bugden E., Dayton-Johnson J. et al. Littoral Art and Communicative Action / by ed. M.J. Léger. Windsor : Common Ground Publishing, 2013. — 140 pp.
229. Benjamin W. The Arcades Project. Cambridge: Harvard University Press, 1999.
230. Bishop C. Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship. London : Verso, 2012. — 382 pp.
231. Bishop C. Antagonism and Relational Aesthetics // October. 2004. № 110, — Р. 51-79.
232. Bishop C. Participation and Spectacle: Where Are We Now? // Living as Form: Socially Engaged Art from 1991-2001, ed. Nato Thompson. New York and Cambridge: Creative Time and MIT Press, 2012, — P. 34-46.
233. Bourriaud N. Relational Aesthetics. Dijon : Les presses du réel, 2002. — 113 pp.
234. Bourdieu P. The Field of Cultural Production. New York: Columbia University Press. 1993.
235. Breton A. Artificial Hells. Inauguration of the «1921 Dada Season» // October. 2003. № 105. P. 137-144.
236. Bürger P.Theory of the Avant-Garde. Univ. of Minnesota Press, 1984. — 135 pp.
237. Burke K. Language as Symbolic Action: Essays on Life, Literature, and Method, Berkeley: University of California Press, 1966.
238. Butler D. Performativity and performance / edited with an Introduction by Andrew Parker and Eve Kosofsky Sedgwlck, 1995. - 239 pp.
239. Dixon S. Digital Performance: A History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. — Cambridge, MA and London: The MIT Press, 2007. — 809 pp.
240. Freire. P. Pedagogy of the Oppressed: 30th Anniversary Edition. New York: The Continuum International Publishing Group Inc., 2005. — 183 pp.
241. Global Activism: Art and Conflict in the 21st Century. Cambridge. Editors: Peter Weibel. MA: The MIT Press. — 2015. — 600 pp.
242. Greenberg C. Art and Culture. London: Thames and Hudson, 1973. — 278 pp.
243. Higgins D. Intermedia. Something Else Newsletter. Vol. 1, No. 1, February, 1966.
244. Jameson F. Postmodernism or Cultural logic of Late Capitalism // New Left Review. 2007. № 3.
245. Jappe E. Performace — Ritual — Prozes: Handbuch der Aktionskunst in Europa. Mtnchen — New York: Prestel, 1993.
246. Johnston J., Baumann S. 2007. Democracy versus Distinction: A Study of Omnivorousness in Gourmet Food Writing. American Journal of Sociology. 113 (1): — P. 165-204.
247. Lefebvre H. Everyday Life in the Modern World, New Brunswick: Tran-saction Publishers, 1990. — P. 324.
248. Kaprow A., Excerpts from "Assemblages, Environments & Happenings (1966); Mariellen R. Sandford. Happenings and Other Acts. London: Routledge, 1994, — P. 235-245.
249. Kester H.G. Conversation Pieces: Community and Communication in Modern Art. Berkeley: University of California Press, 2004. — 239 p.
250. Kirby A. Digimodernism. How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. New York — London: Continuum, 2009.
251. Knaup B. and Stammer B. E.(eds.): re.act.feminism #2 — a performing archive. Published by Verlag für moderne Kunst Nürnberg and Live Art ... Kunst Nürnberg and Live Art Development Agency London, 2014, — 320 pp.
252. Lefebvre H. Critique of Everyday Life. L; NY: Verso, 1992. Vol. 1. — 283 pp.
253. Lefebvre H., The production of space. Blackwell, Oxford, — 1991.
254. Lippard, Lucy, ed. Six Years: The Dematerialization of the Art Object from 1966 to 1972. Berkeley and Los Angeles, CA: University of California Press, 2001[1973].
255. Luhmann N., Ökologische Kommunikation. Opladen, 1986. — 275 s.
256. Lütticken Sven. General Performance // e-flux journal #31, january 2012. URL: http://www.e-flux.com/journal/general-performance/ (дата обращения: 10.06.2016).
257. Malzacher F. No Organum to follow. In «Not Just a Mirror: Looking for the Political Theater of Today. Berlin: Alexander Verlag, — 2015.
258. Manovich L. New Media from Borges to HTML // The New Media Reader / Ed. by N.Wardrip-Fruin, N. Montfort. Cambridge (Mass); London, 2003. — P. 13-25.
259. Nicev A. L'enigme de la catharsis tragique dans Aristote, Sofia, 1970, — 256 pp.
260. Owen Kelly. Community, Art and the State storming the citadels. First print edition: Comedia, 1984. First digital edition: Dib Dib Dob, 2016.
261. PARAZIT - Art Gallery. [Электронный ресурс] // URL: http://parazzzit.spb.ru/
262. Parker A. Introduction: Performativity and Performance. Performativity and performance / edited with an Introduction by Andrew Parker and Eve Kosofsky Sedgwick, N.Y., 1995.
263. Partizaning. Participatory urban replanning. [Электронный ресурс]. URL: http://eng.partizaning. org/
264. Pickering A. After Representation: Science Studies in the Performative Idiom. PSA: Proceedings of the Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association. Vol. 2 (Symposia and Invited Papers), 1994.
265. Ranciere J. Le ressentiment anti-esthetique / Magazine litteraire, № 414, novembre 2002, — P. 18-21.
266. Ranciere J. Malaise dans res^^ue. Galitee, 2004, P. 143-173.
267. Ranciere J. The Emancipated Spectator. Translated by Gregory Elliott, Verso, London and New York, — 2009. — 134 pp.
268. Samuels R. Auto-Modernity after Postmodernism: Autonomy and Automation in Culture, Technology, and Education//Digital Youth, Innovation, and the Unexpected/McPherson T. (ed.). Cambridge (MA): The MIT Press, 2007, — P. 219-240.
269. Sholette G. Interventionism and the historical uncanny... Or: can there be revolutionary art without the revolution?, in: N. Thompson and G. Sholette (editors). The Interventionists: Users' Manual for the Creative Disruption of Everyday Life / by ed. Cambridge, MA : MIT Press, 2004. — 134 pp.
270. Schechner R. Performance Studies: An Introduction. - London and New York: Routledge: 2 edition, 2002c. — 376 pp.
271. Schechner R. Performance Theory. — London and New York: Routledge, 2003; — 432 pp.
272. Searle J. How Performatives Work. Linguistics and Philosophy 12. — 1989; — P. 535-558.
273. Shilling C. Mellor P. Durkheim, Morality and Modernity: Collective Effervescence, Homo Duplex and the Sources of Moral Action // The British Journal of Sociology. — 1998. — № 49-2.
274. Snow P. Performing society // Thesis Eleven. 2010. V. 103. № 1. — P. 7887.
275. Stimson B. and Sholette G., editors. Collectivism after modernism: the art of social imagination after 1945 / Published by the University of Minnesota Press 2007. — 312 pp.
276. The City is Ours: Squatting and Autonomous Movements in Europe from the 1970s to the Present, edited by Bart van der Steen, Ask Katzeff, and Leendert van Hoogenhuijze. September 2014: PM Press; Paperback; — 336 pp.
277. The Individual and the Organisation: Artist Placement Group 1966-79, [Электронный ресурс] // http://we-make-money-not-art.com/the_individual_and_the_organis/
278. Turner V. 1982. From Ritual to Theatre: The Human Seriousness of Play. N.Y.: Performing Arts Journal Publications. — 127 pp.
279. Thompson N. ed. Living as Form: Socially Engaged Art from 1991-2001, New York and Cambridge: Creative Time and MIT Press, 2012. — 264 pp.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к пост-партиципаторному искусству // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. №2. С. 132—139.
2. Осминкин Р.С. Политики раннесоветского авангарда: от «беспредметности» к «жизнестроению» // Вестник культуры и искусств. - 2016. - № 4 (48). - С. 111-117.
3. Осминкин Р.С. Коллективные перформансы: от партиципации к производству социальной жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 3. С. 121-126.
4. Осминкин Р.С. «Мнимый Осминкин»: перформативные установки современной социально-сетевой поэзии // Новое Литературное Обозрение №145/3. 2017. С. 263-277.
5. Осминкин Р.С. Международная конференция «Лаборатория в перформативных искусствах: между метафорой и практикой» // Новое Литературное Обозрение №°157/3. 2019. С. 289-298.
6. Осминкин Р.С. От артефакта к арте-акту: реди-мейд как агент социального действия. [Электронный ресурс] // Артикульт. 2015. 20(4). С. 6-11. URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/020/ARTICULT-20_(4-2015).pdf
7. Осминкин Р.С. Тело политическое: феминистский акционизм в условиях медиареальности // Гендерные исследования, № 22(1/2017).-Харьковский центр Гендерных Исследований. — С. 77-91.
8. Осминкин Р.С. Дом культуры как лаборатория. Опыт самоорганизованных кружков ДК Розы // Шаги/Steps. Т. 5. № 4. 2019. С. 186-201.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.