Роль искусства в духовно-практическом освоении социальной реальности: на примере отечественного документального театра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Иванова, Аннета Викторовна

  • Иванова, Аннета Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 155
Иванова, Аннета Викторовна. Роль искусства в духовно-практическом освоении социальной реальности: на примере отечественного документального театра: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2013. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванова, Аннета Викторовна

Содержание

Введение

Глава 1. Философско-методологические аспекты анализа современных

эстетических тенденций

§1. Проблематика «искусства исполнения» в современном

философском аспекте

§2. Понятие перформативности (исполнения) в эстетическом

дискурсе

1.2.1. Выход литературы за пределы формального языка

1.2.2. Переход от перформативного высказывания

к перформативности как социокультурному действию

1.2.3. Категория «перформативности» и категория «жестокости» в

эстетическом дискурсе

§3. Перформативный проект театра как средство разрешения противоречий социальной жизни

Глава 2. Отечественный документальный театр в ракурсе современных

эстетических тенденций

§1. Документальный театр в России: культурно-эстетические

особенности

§2. Эстетические тенденции документального театра в период

«новой драмы»

§3. Эстетические тенденции документального театра в

постноводрамовский период

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль искусства в духовно-практическом освоении социальной реальности: на примере отечественного документального театра»

Введение

Актуальность исследования феномена отечественной документальной драмы конца XX - начала XXI века обусловлена необходимостью введения в ее анализ особого терминологического аппарата, поиска адекватного феномену метода анализа, формулирования театральной теории, способной объяснить специфику именно указанного феномена.

В современном познании документальной драмы, анализируемой, прежде всего, как род литературы, наблюдается два подхода: литературоведческий и театроведческий.

Литературоведческий подход направлен на исследование креативных и рецептивных особенностей функционирования документальной драмы в социокультурной среде, на выявление оригинальной типологии «позиционности» эстетических установок. Способом освоения поэтики драматургии становится сравнительный анализ произведений и, как результат, — их интерпретация, учитывающая особенности устройства художественной структуры рассматриваемых текстов и культурно-эстетическую специфику их восприятия.

Но вопрос методологии анализа современных театральных постановок, а, следовательно, эстетико-философская составляющая анализа данного феномена, оказываются мало затронутыми. Хотя при анализе документальной драмы отмечаются черты модернистского театра, черты «театра жестокости» Антонена Арто и т.п., но литературоведческие попытки выстраивания типологии конфликтов, объяснения активной роли драматурга, свойственной классическому театру, при выявлении специфики документальной драмы как социокультурного феномена приводят к противоречивой картине его описания. И в то же время, во всех случаях прослеживается внимание исследователей к такой особенности документального театра, как выведение на сцену «жизни такой, какая она есть».

Совмещая в себе все эти системные противоречия, свойственные современному обществу в целом, документальный театр как проект, а не как вид изящного искусства, дает повод для интегральных размышлений культурологов, философов, литературоведов, театроведов и эстетиков.

Если учесть, что основным принципом современной методологии является компаративистика, то ее применение при анализе документальной драмы, возможно, позволит выйти на проблему роли искусства в освоении социальной действительности, что, в свою очередь, выведет нас на проблему реальности.

Говорить об интересующем нас феномене с точки зрения методологии его анализа представляется возможным, так сказать, не с «чистого листа». После того, так отечественное театральное явление «новая драма», зародившееся в конце XX века, прекратило свое существование в 2009 году, стали появляться монографии, позволяющие использовать их метод в качестве основного. Для данного исследования такой монографией стала совместная работа Марка Липовецкого и Биргита Боймерса «Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты "новой драмы"» (2012), где документальному направлению отведена целая глава.

Со становлением постсоветского пространства появилась необходимость в его освоении, в том числе и в рамках театральных течений, посредством современных эстетических принципов. Таким образом, «новая драма» предстала не просто новым театральным жанром, а сложным социокультурным феноменом, анализ которого требует и соответствующей методологии.

Социокультурный феномен понимается как часть культуры и

социальной реальности. Последняя вне первой не существует. Если театр, в

классической методологии понимаемый как область искусства, был

предназначен для производства духовных ценностей, которые в качестве

«готовых» решений по поводу человеческого миропорядка воспринимались

4

зрителем. То театр, понимаемый в качестве эстетического социокультурного феномена, способен стать особой формы институциональной практикой, осваивая которую зритель включается в общий социокультурный процесс в качестве активного его участника.

С усложнением социальной структуры усложнилась и структура самого театрального пространства, что и приводит к затруднениям у критиков и исследователей. В области современных исследований феномена документального театра эта область познания остается практически не освещенной.

Возможно, исследователям мешает содержательная составляющая данных пьес, в которых много фактического материала из реальной действительности, нуждающегося с их точки зрения, в классификации. Поэтому их внимание направлено на художественно-социологическую репрезентацию действительности. Такие критические тексты как бы говорят о наличии двух реальностей: театральной реальности и реальности действительной жизни. Но если отталкиваться от гипотезы, свойственной современной науке, что единственной возможностью осваивать реальность является ментальное выстраивание определенной картины мира, то и противопоставления реального и нереального быть не может. Кроме того, при таком подходе практически не уделяется внимания эстетической мере вымысла/реальности текстов документальных пьес.

Введение категории насилия в анализ феномена «новой драмы» конца XX - начала XXI века упоминаемыми исследователями Марком Липовецким и Биргитом Боймерсом позволяет им выйти на теории психоанализа, политической семиологии. Если продолжить развивать их мысль, то можно выйти на методологию анализа через язык как культурную составляющую. Например, постмодернистская концепция, постулирующая о том, что вся культура есть текст, позволяет говорить о языке, проявляющем себя в речи

коллективных тел, как о единственно возможной реальности.

5

Другими словами, рассматриваемый нами театральный проект представляет собой не просто новый драматургический и сценический язык, который и пытаются анализировать литературоведы и театроведы, а качественно иной язык культуры, язык социума, который невозможно исследовать классическими литературоведческими и театроведческими методами. Но лингвисты-структуралисты и структуралисты-антропологи давно изучают язык в ракурсе современных герменевтических, психоаналитических и других практик.

Именно с этих позиций мы и постараемся подойти к интересующему нас феномену - отечественному документальному театру и его роли духовно-практическом освоении социальной реальности.

Степень научной разработанности проблемы

Отталкиваясь в нашем исследовании от концепции реальности, представленной языком, начатой структуралистами и продолженной постструктуралистами, мы выходим на феномен театра как институциональной практики. Здесь нам важны концепция «well-made play», начало которой положили разработки французского театрального критика XIX века Франциском Capee и завершенный вариант был определен Г. Фрейтагом, натуралистические концепции, представленные, прежде всего в творчестве Эмиля Золя.

Нас также интересует предложенные в конце XIX — начале XX века теории построения драмы. Сюда можно отнести работы Гюстава Фрейтага «Техника драмы» (1863), Уильяма Арчера «Play-Making - A Manual of Craftsmanship» (1912), Джона Говарда Лоуренса «Теория и техника драматургии и сценарного мастерства» (1936), в которых авторы пытались представить аналитический вариант анализа современной им театральной практики.

Анализируя театральную практику XX века с позиций ее выхода в

пространство непосредственного человеческого опыта, нас интересует

анализ коллективных практик, о символической составляющей которых писали К. Леви-Стросс, Э. Дюркгейм, и М. Мосс, ученик последнего французский антрополог Андре Леруа-Гуран, который через язык форм, взятых в качестве абстрактного выражения языка выходит на генезис коллективного поведения. Кроме того, о роли символического в организации социального организма много пишет словенский философ Славой Жижек.

Проблемам соотношения культуры и языка посвящены работы Михаила Рыклина, Ролана Барта.

Выходя на анализ театра как социокультурного явления, конституирующей основой которого становится язык, в нашем исследовании мы рассматриваем эстетические теории, разрабатываемые в рамках отечественной формальной школы. В ряду таких работ представлены труды А. Н. Пыпина, Ф.И. Буслаева, О.Ф. Миллера, А.Н. Веселовского, A.A. Потебни, Н.С. Тихонравова и др.

Данные теории восходят к идеям В.Гумбольдта. В связи с этим в рамках данного исследования нам интересны структуралистские теории, использующие научные теории феноменологии и лингвистики P.O. Якобсона и Я. Мукаржовского.

С поворотом от языка к сознанию в областях лингвистики, философии, социологии стали появляться работы, которые пытались сформулировать обычно неартикулируемые предпосылки речи и интенциональной коммуникации. Примерами здесь могут быть теория «языковых игр» Людвига Витгенштейна, теория речевых актов Джона Остина, философская концепция сознания Джона Серля, «знание-как» в противоположность «знанию-о» Гилберта Райла.

Теории о неартикулированном вновь заставляют современных философов обратиться к идее Платона о проблеме соотношения между философией и театром, которая говорит о том, что театр, будучи миметическим искусством, может только отражать тени, представляя

реальность идей. Но современное театральное искусство все больше утверждается в своих правах на политическое и социальное влияние и претендует на право быть законным выражением определенного режима визуальности. Анализ театра, представляющего собой лабораторию для эстетических, концептуальных и политических экспериментов, поднимает вопрос о способе мышления, характерного для текстовых и перформативных условий такого театра. В этом направлении в разное время писали Г.В.Ф. Гегель, И.Х.Ф: Гельдерлин, Ф. Ницше, Р. Вагнер, С. Кьеркегор, 3. Фрейд, Ж. Лакан, А. Адорно, Ф. Лаку-Лабарт, А. Бадью, Ж. Рансьер, С. Жижек и другие.

Выход на перформативный аспект роли современного театра в общественной жизни приводит к появлению в философском дискурсе исследований таких авторов, как Жака Деррида, а также М. Липовецкого, Б. Боймерса, где проект театра рассматривается через категорию насилия.

Осмысление границ театрального пространства как возможных пределов человеческого опыта с философских позиций осуществляется в работах А. Арто, К. Бене, Б.Брехта, П. Брука, Ж. Жене, И. Ионеско, В.Э. Мейерхольда, Ж.-П. Сартра и др.

В рамках перформативного подхода к анализу эстетики современного театра нас интересует работа ученого Эрики Фишер-Лихте «The Transformative Power of Performance: A New Aesthetics» (2008).

Филологический анализ феномена отечественной «новой драмы» конца XX - начала XXI века в рамках перформативного подхода предложен д.филол.н. Семьян Т.Ф. в статье «Перформативный характер текста современной отечественной драмы».

Диссертация по специальности «Литературоведение» И.М. Болотян на тему «Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века» (2008), непосредственного участника мероприятий, проводимых

движением «новой драмы», представляет подробный анализ «новой драмы» как культурно-исторического феномена.

Сами театральные деятели, работающие в направлении новейшей драмы, признают, что документальный и остросоциальный театр не востребован в России, чего попросту не может быть сегодня. В связи с этим в разных городах России и за рубежом проводятся семинары на тему осмысления этого движения на теоретическом уровне, организованные непосредственно участниками данного движения. Введение подобных форм работы в творческий театральный процесс говорит о поиске эстетических и философских критериев для осмысления этого театрального феномена и тесном сотрудничестве театралов с представителями научного сообщества (философами, культурологами, литературоведами и др.). Ключевыми задачами подобных семинаров является прояснение стратегии и инструментария изучения новейшей драмы как социокультурного и эстетического явления.

Имеются в виду: 1. Открытый семинар литературоведа и культуролога С.П. Лавлинского (кафедра теоретической и исторической поэтики РГТУ) назывался «Драмомания: новейшая русская драма и культурный контекст», который проводился на базе Кемеровского государственного университета с 26 по 28 августа 2009 года. Семинар был посвящен социокультурной и эстетической специфике современной русской драматургии, существующей как в рамках движения «Новая драма», так и за его пределами, прояснению связей новейшей драмы с некоторыми явлениями современной культуры. В качестве объективного теоретического результата данного семинара вышел сборник статей «Новейшая русская драма и культурный контекст» (Кемерово. 2010).

2. На научно-практическом семинаре «Новейшая драма рубежа XX-XXI вв.: проблема конфликта», проходившем в Тольятти 12-13 апреля 2008 г. в рамках фестиваля «Новая драма. Тольятти», приняли участие филологи,

философы и театральные критики из Самары, Тольятти, Казани, Перми, Москвы, Гиссена (ФРГ). По итогам семинара вышел сборник научных докладов и сообщений «Новейшая драма рубежа ХХ-ХХ1 вв.: проблема конфликта» (Самара, 2009). Основные темы, затронутые в рамках семинара, посвящены проблеме природы конфликта в новой драматургии (Иоганн Бидерманн «Конфликты - не наркотики, не криминальность, не потеря надежд и отношений... и не желание любить и не разочарование в любви», Елена Шевченко «Новая немецкая драма: между постмодернизмом и "новым реализмом"», Ольга Журчева «Природа конфликта в новейшей драме XXI в.», Татьяна Шахматова «Рождение конфликта из потока саморефлексии», Елена Богатырева «Наследие конфликта: соображения об эпистемологическом проекте "новой драмы"», Елена Сергеева, Наталья Масленкова «Диалог с классикой как средство выстраивания конфликта в современной драматургии» и многие другие. Но среди представленных, в основном, театроведческих работ, есть и тексты, затрагивающие философско-эстетическую проблематику. Эстетическим проблемам посвящена работа Екатерины Кожевниковой «Современный провинциальный театр: поиск эстетических ориентиров».

3. И если проблематика данных форм совместного осмысления интересующего нас феномена раскрывается и выстраивается вокруг понятия «новой драмы», то уже осенью 2011 года проходил семинар по документальному театру в Нанси (Франция) под названием «Документальный театр - возрождение или изобретение?». Главными участниками семинара были Михаил Угаров, Елена Гремина, Ильмира Болотян, Татьяна Могилевская, творческая группа «КнАм».

Мероприятие состояло из 3 блоков, первый был посвящен природе

документа, второй - проблеме объективности документального театра, а

третий - проблеме определения документального театра в современном

контексте. Как отмечает постоянная участница всех семинаров, посвященных

ю

новейшей драме, театральный критик ИБолотян, международный дискурс позволил выделить разные подходы к анализу современной драматургии у отечественных и у западных теоретиков. «Для себя отметила и особенности западного анализа и описания документального театра. Обязательно указывается социокультурный/психотерапевтический эффект того или иного спектакля. Текст практически никогда не рассматривается отдельно от постановки (что противоречит, например, традиционной российской филологической школе). Исследователь практически проводит работу социолога и психолога, наблюдая за зрителями и практиками. Не исключаю, что часто он основывает свои выводы на собственных впечатлениях от постановки»1. -Кроме того, в результате анализа международных материалов по документальному театру автор приведенного высказывания также отмечает выявление основной черты документальных практик: «в каком бы контексте он (документальный театр) ни существовал, его основная интенция - взаимодействие со зрителем посредством документа и активное изменение его «картины мира» (театр «КнАм», например, использует приемы НЛП на своих спектаклях), либо сознательное отстранение, погружение зрителя в противоположные позиции, побуждающие его сделать выбор ("позиция ноль" московского "TeaTpa.doc")»2.

Кроме того, в Кемерово проходил фестиваль «Драмомания-Ш» (2011) -экспериментальное пространство научно-образовательного диалога, интерактивных практик обсуждения гуманитарных проблем, диалог о социокультурной и эстетической специфике современной польской и русской драматургии, — посвященный прояснению связей новейшей драмы с некоторыми явлениями современной культуры. Руководителем проекта стал к.н., доцент кафедры теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета РГГУ Сергей Петрович Лавлинский.

1 См. подробнее по электронному адресу: http://ilmira-b.liveiournal.eom/l35148.html.

2 Там же.

Для осмысления круга вопросов, связанных с эстетическим и художественным осмыслением возможностей постановок пьес современных драматургов йемаловажное значение имеет ряд статей, эссе, интервью, выступлений, который создан представителями современного театрального направления - режиссерами, драматургами, сценаристами, художниками. Этот ряд представлен именами Э. Боякова, И. Вырыпаева, М. Гацалова, Е. Греминой, М. Дурненкова, Е. Исаевой, Ю. Клавдиева, М. Курочкина, Р. Маликова, К. Перетрухиной, П. Пряжко, В. Сигарева, М. Угарова и др.

Размышлениям об эстетической специфике нового театрального феномена, о соотношении фактического и фиктивного в экспериментальных постановках, о проблемах зрительского восприятия спектаклей посвящен достаточно массивный объем печатного материала. В этом ряду можно назвать имена И. Болотян, В. Вульфа, М. Давыдовой, Д.Б. Дондурея, В. Забалуева, Г. Заславского, Т. Могилевской, К.Г. Мяло, П. Руднева, В. Славкина и др.

Анализ научной и критической литературы позволяет сделать вывод о целесообразности обращения к анализу феномена документального театра в отечественной театральной практике конца XX - начала XXI вв. и его влияния на социокультурные процессы, протекающие в современном обществе.

Объект ' исследования — феномен документального театра в отечественной театральной практике конца XX - начала XXI вв.

Предмет исследования - специфика выражения социокультурных аспектов общественной жизни отечественным документальным театром конца XX - начала XXI веков.

Цель настоящего исследования: осмысление роли современного искусства (на примере документального театра) в процессе его освоения социокультурных трансформаций в практической жизни общества конца XX - начала XXI вв.

Задачи исследования:

- рассмотреть проблематику концепта «искусства исполнения» в философском дискурсе;

- выявить специфику современной техники письма, которая оказала влияние на строй современных драматургических текстов;

- провести функциональный анализ понятия «перформативных высказываний», определяющий взаимосвязь современных лингвистических теорий и эстетических принципов, вырабатываемых сферой искусства;

- сопоставить понятие «перформативности» и понятие «жестокости» с целью объяснения изменений технологии работы со зрителем в современном театральном процессе;

- проанализировать историю театрального проекта XX века с точки зрения степени его перформативности с целью выхода на проблему взаимодействия театрального искусства и общественных практик;

- определить эстетические принципы феномена документального театра как находящегося вне метанарративов идеологического толка, внеполитического, сугубо коммуникативного феномена;

- отрефлексировать форму текстов документальных пьес периода функционирования театрального движения «новой драмы» (конец XX века - 2009 год);

- на материале анализа текстов и проектов документального театра определить концепцию документального направления в период после 2009 года.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Активная разработка концепта «театра исполнения», предлагаемого вместо концепта «театра представления» приводит к появлению нового типа театральной практики, выходящей за рамки литературы в пространство повседневного человеческого опыта. Теоретически

13

обозначаемые эстетические принципы современного театрального искусства в различных аналитических концепциях приводят к пониманию новой общественной функции театра, претендующего на право быть законным выражением определенного режима визуальности.

2. Анализ театра, представляющего собой лабораторию для эстетических, концептуальных и политических экспериментов, поднимает вопрос о способе мышления, характерного для текстовых и перформативных условий такого театра, который фиксируется в формировании письма, которое противостоит письму исторического (описательного) типа.

3. Компаративный анализ в области исследований языка приводит к пониманию последнего как феномена, принадлежащего непосредственно к сфере практической человеческой деятельности. Распространяемое на все остальные формы деятельности такое понятие языка приводит к формированию театральной практики как особой формы социальной активности.

4. Воспринимаемый в качестве особой формы социальной активности театр вводит в свой обиход новые категории «перформативности» и «жестокости», позволяющие говорить о том, что только в рамках исполнения театрального действия появляется возможность ощущения реальности.

5. Формирование новой логики в научном подходе к анализу феноменов, в основе которых, так или иначе, задействовано понятие текста, приводит к формированию нового научного направления -перформативной эстетике. Использование данного подхода при анализе театральных явлений XX и XXI веков определяет новую, неожиданную, на первый взгляд, терапевтическую функцию «театра исполнения» в обществе.

6. Основными характеристиками отечественного документального направления в театре, обусловленными социокультурной ситуацией постсоветского пространства, являются гипернатурализм и документальность, провокативность, схематизация и коммуникативная перформативность.

7. Особая роль метода вербатима проявляется в особом строе документальных пьес, фиксирующем специфику взаимодействия «коллективных тел» в общем коммуникативном пространстве.

8. Смещение акцента со специфики взаимодействия «коллективных тел» в сторону национальной самоидентификации в условиях развивающегося мегаполиса в «постноводрамовский период» приводит к ситуации в документальном театре, которую сами «доковцы» обозначают как «уход социальности из документального театра» (М. Угаров). Что приводит к скрещиванию ритуальной и терапевтической практик в рамках исполнения театрального действия и определяет общественную функцию документального театра.

Методология и методика диссертационной работы базируется на принципе компаративистского анализа. В работе используется методика междисциплинарного изучения, включающая в себя комплекс различных принципов и методов, и основанная на взаимодействии между теоретической моделью исследования и эмпирическим материалом.

При анализе специфики отражения социально-политических аспектов общественной жизни документальным театром были использованы эвристические возможности философии, искусствознания и герменевтики.

В диссертации применяется философско-эстетический, историко-теоретический, синергетический методы исследования. В исследовании применяются сопоставительный, структурный, функциональный и компаративный анализ, психоанализ, а также эмпирический анализ «знаковых» спектаклей документального театра.

15

Научная новизна исследования

Данное диссертационное исследование является попыткой в рамках философско-эстетического дискурса провести комплексный анализ феномена отечественного документального театра с позиции современной научной методологии, опирающейся на категорию «перформативности». Другими словами, осуществлена попытка анализа появления определенного типа пространства и времени, режима видимости и разборчивости (говоря языком Жака Рансьера), наблюдаемых в феномене отечественного документального театра, которые создают разрыв в ткани согласия той или иной формы коллективной жизни. При создавшихся исторических обстоятельствах, искусство может работать только с таким пространством и временем, в котором осуществляется трансформация опыта активности, соотношений материи и формы, внешней формы и реальности.

В работе осуществлена попытка выявить специфику двух периодов отечественного документального театра, обозначенных границей остановки функционирования театрально-драматургического движения «новой драмы» конца XX - начала XXI века.

Теоретическая значимость исследования

В диссертационном исследовании проанализирован феномен документального театра в отечественной театральной практике конца XX — начала XXI вв. На основе философско-эстетического анализа раскрыта специфика выражения социально-политических аспектов общественной жизни отечественным документальным театром конца XX - начала XXI веков.

Практическая значимость диссертации

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по философии, эстетике, культурологи, искусствознанию при разработке проблем теоретической направленности.

Материалы могут быть применены в рамках преподавания истории искусства и искусствоведения в вузах, театральных вузах, вузах культуры и искусства; в процессе профессиональной подготовки слушателей мастерских, открываемых при вузах, по программе «Режиссура документального театра»; при составлении учебно-методических пособий по курсам эстетики, театроведения, культурологии; при составлении программ методологических семинаров по вопросам философско-эстетического анализа театрального искусства; в рамках разработки рубрикации по теме «Театроведение».

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова, Аннета Викторовна, 2013 год

Библиография

1. Арто А. Театр жестокости // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. [Текст]: -М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. -288с.

2. Арто А. Театр восточный и театр западный // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. [Текст]: - М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.-288с.

3. Арто А. Письма о языке // Арто А. Театр и его Двойник / Пер. с франц.; Составл. и вступит, статья В. Максимова; Коммент. В. Максимова и А. Зубкова. [Текст]: - СПб.: Симпозиум, 2000. - 440 с.

4. Арто А. Театр и его Двойник / Пер. с франц.; Составл. и вступит, статья В. Максимова; Коммент. В. Максимова и А. Зубкова. [Текст]: - СПб.: Симпозиум, 2000. - 440 с.

5. Арто А. Театр Серафена // Арто А. Театр и его Двойник / Пер. с франц.; Составл. и вступит, статья В. Максимова; Коммент. В. Максимова и А. Зубкова. [Текст]: - СПб.: Симпозиум, 2000.-440 с.

6. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. [Текст]: - М.: Искусство, 1972.

7. Банасюкевич А. Tearp.doc проведет театральные уроки в школах Москвы // РИАНовости. 29 мая 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим nocTvna:http://www.ria.ru/culture/20120529/659934702.html.

8. Баталов Т. Узбеки - это опасная нация // Электронный портал «Большой город».- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bg.ru/societv/talgat batalov uzbeki eto opasnava naciva-11284/

9. Барт P. Нулевая степень письма / Пер. с фр. [Текст]: - М.: Академический проект, 2008. — 431 с.

Ю.Барт Р.. Дидро, Брехт, Эйзенштейн// Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда [Текст]/ Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. -М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. -288с.

П.Батай Ж. Суверенность. // Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология: Пер. с фр. / Сост. С.Н. Зенкин. [Текст]: — М.: Ладомир, 2006. - 742 с.

12.Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. [Текст]: - М.: Худож. лит., 1975. -504 с.

13.Белинский В.Г. Письмо В.П. Боткину от 8 сентября 1841 г. / Полн. СОБР. соч.: В 13 т. [Текст]: - М.: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959. Т. 12. С. 69.

14.Бентли Э. Жизнь драмы/ Пер. с англ. В. Воронина. [Текст]: - М.: Искусство, 1978.

15.Бергер П., Бергер Б. Социология: Биографический подход // Личностно ориентированная социология. [Текст]: -М., 2004.

16.Блауберг И. Вступительная статья к Кн.: Бергсон А. Творческая эволюция. [Текст] :-М.: ТЕРРА-Книжный клуб, КАНОН-пресс-Ц, 2001. -384с.

17.Бодрийяр Ж. Эстетика утраты иллюзий. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mv.arcto.ru/public/9bodrial.htm.

18.Болотян И.М., Лавлинский С.П. «Новая драма»: опыт типологии [Текст] // Вестник РГГУ. - 2010. - № 2 (45).

19.Болотян' И.М. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века». [Текст]: - М., 2008.

20.Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью /Перев. С англ. М.Ф. Стронина, предисл. JI.A. Додина. [Текст]: - СПб.; М.: Малый драматический театр; Артист. Режиссер. Театр, 1996. - 270 с.

21.Бузятов Е. Социальная реальность: творцы и наблюдатели//Сайт:Полит.Ру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2006/03/06/nikit

22.Бурдье П. Социология социального пространства [Текст] /Пер. с фр.; ответ, ред. перевода H.A. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.

23.Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: В 2т. [Текст]: - СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1861. Т. 1.

24.Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. статья и примеч. В.М. Жирмунского. [Текст]: - JL: Художественная литература, 1940.

25.Витгенштейн JI. Философские работы. Часть I. Пер. с нем. / Составл., вступ. статья, примеч. М.С. Козловой. Перевод М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Издательство «Гнозис», 1994. [Текст]: - 612 с.

26.В чем трудно признаться вслух. Интервью с Т.Могилевской //Новая газета. — 2005. - №64. - [Электронный ресурс]. - Режим дocтvпa:http://old■novavagazeta.rü/data/2005/64/21.html.

27.Гадамер Г.-Г. Истина и метод. [Текст]: - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

28.Гадамер. Актуальность прекрасного. [Текст]: — М.: Искусство, 1991.

29.Гайденко П. Философия искусства Мартина Хайдеггера [Текст]// Вопросы литературы. 1969. №7.

30.Горский Д.П.// Павилёнис Р.И. Проблема смысла. [Текст]: -М., 1983.

31.Гремина Е. Работаем с информационными донорами. [Текст] :/Культура. - 2002. - 20-26 июня.

32.Гуссерль Э. Логические исследования. Т. II. Ч. I: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. [Текст]: — М.: Академический проект, 2011. — 565 с. - (Философские технологии).

33.Деррида Ж. О грамматологии / Пер.с фр. и вступ. статья Н. Автономовой. [Текст]: -М.: Ас1 Маг§тет, 2000.

34.Деррида Ж. Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. Сост. и общая ред. В. Лапицкого. [Текст]: -М.: Академический проект, 2000. - 432 с.

35.Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. [Текст]: - СПб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1999.

36.Дзикевич С.А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. [Текст]: ~М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2011.-254 с.

37.Древнекитайская философия: В 2-х тт. [Текст]:-М., 1972-1973. Т. 1.

38.Давыдова М. Конец театральной эпохи. [Текст]: - М.: ОГИ, 2005. -384с.

39.Дондурей Д./ Нужны новые формы. Новые формы нужны?// Искусство кино. - № 2. - 2004. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoart.ru/2004/n2-article3.html.

40.Документальный театр: а если без высказывания?// - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pti.spb.ru/blog/dokumentalnvi-teatr-а е51 ¡- Ье г-уу5 ка гууа п гуа /

41.Жижек С. Матрица, или две стороны извращения//«Матрица» как философия: Эссе // Пер, с англ. О. Турухиной.— Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 384 с. (Серия «Масскульт»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marsexx.ru/utopia/matrix как А1о5оАа.1^т1#410.

42.Жижек С. Устройство разрыва: Параллаксное видение. [Текст]: - М.: Европа, 2008.-516 с.

43.3ахава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. [Текст]: - М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. - 432 с.

44.3ись А .Я. На подступах к общей теории искусства. [Текст]: — М.: Изд-во «ГИТИС», 1995. - 296с.

45.3оля Э. Натурализм в театре. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http.V/www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka Zola Naturalisme.htm

46.3аславский Г. В Центре драматургии и режиссуры группа актеров «поднялась» на назначенного год назад худрука. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Электронный ресурс. http://www.ng.ru/week/2012-04-16/8 culture.html.

47.Калинина JI.B. О соотносительности языковых и социальных процессов // Семантика. Функционирование. Текст [Текст]: межвузовский сборник научных трудов/ науч. ред. C.B. Чернова. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - 155с.

48.Калужанов С. Вилы// Документальный театр. Пьесы. / Под ред. Е. Греминой. [Текст]: -М.: Три квадрата, 2004.

49.Кандинский В. О духовном в искусстве. [Текст]: -М.: Архимед, 1992.

50.Кирюще"нко В., Колопотин М. Джон Остин, аналитическая философия и язык как социальное явление [Текст]:// Остин Д. Три способа пролить чернила: Философские работы /Пер. с англ. В. Кирющенко; Вступ. ст. М. Колопотина. - СПб: Алетейя: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 335 с.

51.Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. [Текст]: - М.: Художественный журнал, 2003.

52.Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман//Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму [Текст]:/ Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: ИГ Прогресс, 2000. - с. 427-457.

53.Лавлинский С.П. Перформативные аспекты драматургии Александра Строгонова. - 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narratorium.rggu. ru/article. html?id=2626148

54.Лавлинский С.П. «Театр жестокости» по-русски (Позиция героя и адресата в монодраме Ю.Клавдиева «Я, пулеметчик») [Текст]: // Вестник РГТУ. - 2010. - № 11 (54).

55.Лакан Ж. Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). Пер. с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова (Приложения). [Текст]: -М.: ИТДГК «Гнозис», Логос. — 1998. - 432 с.

56.Лаку-Лабарт Ф. Поэтика и политика // - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vmg.pp. иа/ЬоокБ/Гуманитарное/Социология/Лаку-Лабарт.

57.Леванов В. Сто пудов любви //Документальный театр. Пьесы. / Под ред. Е. Греминой. [Текст]: — М.: Три квадрата, 2004.

58.Левин Ю.И. Об обсценных выражениях русского языка// Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. [Текст]: - М., 1998. - С. 809819.

59.Леви-Стросс К. Печальные тропики. [Текст]: -М.: Мысль, 1984.

60.Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Пер. с нем. /Общ. ред. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. [Текст]: - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

61.Лиотар Ж.-ф. Хайдеггер и «евреи»/Жан-Франсуа Лиотар; Пер. с фр., послесл. и коммент. В.Е. Лапицкого. [Текст]: - СПб.: Axioma, 2001.

62.Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» /Марк Липовецкий и Биргит Боймерс. [Текст]: - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 376с.

63.Липовецкий М. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения [Текст]:// НЛО. - 2008. - № 89.

64.Лосев А.Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. [Текст]:- М.: Мысль, 2001. - 558 с. - (Филос. наследие).

65.МатериаСлы Круглого стола «Теория и практика новой драмы», проходившего в рамках программы «Новая пьеса» фестиваля «Золотая

маска» (18.03.2011). — [Электронный ресурс]. - Режим nocTvna:-http://old.goldenmask.ru/rspect.php?id=757

66.Мигунов A.C. Футуризм. Испытание временем // Экспериментальное искусство: Влияние теории на художественное творчество / Сб. ст. под ред. О.Личчиарделло, С.Ломбардо, В.Петрова. - М.: ГИИ, 2011. - 412 с.

67.Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб пособие/ Л.А. Микешина. [Текст]:- М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464с.

68.Михаил Угаров: Театр для всех. Интервью М. Шимадиной// Искусство кино. - 2007. - №3, Март. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://kinoart.ru/2007/n3-article21.html.

69.Михайлова О. Новый век - новая драма. //- [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://smelodrama.ucoz.ru/publ/raznoe/novvi vek novaia drama oiga m ikhailova

70.Mopya А. От Монтеня до Арагона. Литературные портреты / Пер. с фр., сост. и предисл. Ф.С. Наркиръера, комментарий С.Н. Зенкина, редактор З.В. Федотова. [Текст]: -М.: Радуга, 1983.

71.Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства /Сост. и вступ. ст. Ю.М.Лотмана. [Текст]: -М.: Искусство, 1994.

72.Мяло К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970-х годов. [Текст]: - М.: Молодая гвардия, 1985.-287с.

73.Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное / Пер. с фр. В.В. Фуре под ред. Т.В. Щитцовой. [Текст]:-Минск: И.Логинов, 2004.-272 с.

74.0стин Дж. Избранное. Как производить действия при помощи слов/ Пер. В.П. Руднева. Смысл и сенсибилии/ Пер. Л.В. Макеевой. [Текст]: - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 332с.

75,Остин Д. Другие сознания // Остин Д. Три способа пролить чернила: Философские работы /Пер. с англ. В. Кирющенко; Вступ. ст. М.

Колопотина. [Текст]:- СПб: Алетейя: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -335 с.

76,Отказаться от банана ради интересной игры. «Новая драма»: анкета ИК// Искусство кино. - 2004. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoart.ru/2004/n2-article2.html.

77.Потебня A.A. Полное собрание трудов: Мысль и язык /Подготовка текста Ю.С. Рассказова и O.A. Сычева. Коммент. Ю.С. Рассказова. [Текст]: -М.: Лабиринт. 1999. - 300 с.

78.Райл Г. Понятие сознания /Пер. с англ. [Текст]:- М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 408 с.

79.Рансьер Ж.. Разделяя чувственное/ пер.с фр. В.Лапицкого, А.Шестакова. [Текст]: - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 264с.

80.Родионов А. Война молдаван за картонную коробку // Документальный театр. Пьесы. / Под ред. Е. Греминой. [Текст]: -М.: Три квадрата, 2004.

81.Родионов А. Вербатим - реальный диалог на подмостках// Отечественные записки. - 2002. - №4/5. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2002/4/2002 04 38.html

82.Рождение и развитие TeaTpa.doc. // Русский репортер. — 2010. — № 38 (166). [Электронный ресурс]. Доступ: http://expert.ru/russian reporter/2010/38/rozhdenie teatr doc/

83.Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В.Ф. Учебное пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. [Текст]: -М.: Архитектура-С, 2006.-368 с.

84.Рыклин М. Власть и политика литературы // Террорологики. [Текст]: -Тарту: Эйдос, 1992.

85.Рыклин М. Де(кон)струкция (в) живописи // Рыклин М. Террорологики. [Текст]: - Тарту: Эйдос, 1992.

86.Рыклин М. Сознание в речевой культуре // Рыклин М. Террорологики. [Текст]: - Тарту: Эйдос, 1992.

87.Сартр Ж.-П. Миф и реальность театра// Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. [Текст]: - М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. - 288с.

88.Семьян. Т.Ф. Перформативный характер текста современной отечественной драмы// Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». -Вып. 1. / Гл. ред. Н.В. Барковская [Текст]: - Екатеринбург, 2012. - 230 с.

89.Сиквел спектакля про Сергея Магнитского. /Интервью Е. Краевской с автором Е. Греминой//- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bg.ru/societv/sikvel spektaklva pro sergeya magnitskogo-11427/

90.Славкин В. Прямое высказывание - Старое и новое в сегодняшнем театре// Искусство кино. - 2004. — №2. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kinoart.ru/2004/n2-articlel6.html.

91.Современная драма: люди, факты, мнения//Культурный слой. [Текст] :— М.: Фестиваль «Любимовка», 2005.

92.Современная драматургия. - 2005. - №2.

93.Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики [Текст]: /Редакция Ш. Балли и А. Сеше; пер.с фр. А. Сухотина. Де Мауро Т. Биографические и критические заметки о Ф. де Соссюре; примечания / Пер. с фр. C.B. Чистяковой. Под общ. ред. М.Э. Рут. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Унта, 1999.-432 с.

94.Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы /под общ. ред. П.К. Гречко, М.Е. Курмелевой. [Текст]:- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 440с.

95.Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. [Текст]: - М., 1955. Т.З.

96.Тезисы Пражского лингвистического кружка//Пражский лингвистический кружок. Сборник статей [Текст]:/ Сост., ред. и предисл. H.A. Кондрашова. -М.: Прогресс, 1967.

97.Угаров М. Красота погубит мир! - Манифест «новой драмы» [Текст]:// Искусство кино. - 2004. - №2. - С. 91-95.

98.Угаров М. Неприлично указывать зрителю...[Текст]:// Современная драматургия. - 2010. - № 1. - С. 195-198.

99.Фестиваль «Прямая речь». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://www. net, kirov. ru/a rticles/tuz festiva I. htm I

100. Флиер А.Я. Культурогенез. [Текст]: -М.: РИК, 1995.

101. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр./ общ. ред. Бр. Левченко. [Текст]: - Киев: Ника-Центр, 1996.-208 с.

102. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности [Текст]:// Вопросы философии. - 1989. - № 2.

103. Чехов М. А. О технике актера. / Работа актера над собой/ К.С. Станиславский. О технике актера/ М.А. Чехов; Предисл. O.A. Радищевой. [Текст]:-М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008.-490 с.

104. Шахматова (Трики-Ямани) Е.В. Искания европейской режиссуры. [Текст] :-М.: Эдиториал УРСС, 1997.

105. Шкловский В.Б.Искусство как прием// Шкловский В. Гамбургский счет. [Текст]: -М.: Советский писатель, 1990.

106. Эйхенгольц М. Литературное наследие Эмиля Золя. [Текст]: // Литературное наследство / РАПП и Ин-т ЛИЯ Комакадемии; Обл. работы И.Ф. Рерберга. - М.: Жур.-газ. Объединение, 1932. - 266 с. -Т.2.-С. 209-234.

107. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. [Текст]: - М.; СПб.: Университетская книга, 2001.-332 с.

108. Якобсон Р. Избранные работы /Сост. и общ. ред. В.А. Звягинцева, предисл. Вяч. Вс. Иванова. [Текст]: -М.: Прогресс, 1985.

109. Archer W. Playmaking, a Manual of Craftsmanship. - DODO Press, 2009. Book 3. - Chapter III «The obligatory scene». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infomotions.eom/etexts/gutenberg/dirs/l/0/8/6/10865/10865.htm

110. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. — Cambridge: University Press, 1977. [Текст].

111. Dürkheim É. Les Formes élémentaires de la vie religieuse. Paris: Presses Universitaires de France, 1990. [Текст].

112. Fischer-Lichte E. The Transformative Power of Performance: A New Aesthetics. 2008. - 240 с. [Текст].

113. Freytag G. Technique of the drama. - Chicago: S.C. Grigss & Company, 1896. [Текст].

114. Fried M. Art and Objecthood: Essays and Reviews. - University of Chicago Press, 1998. - 333 p. [Текст].

115. Lawson J. H. Theory and Technique of Playwriting and Screenwriting. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thestickingplace.com/wp-content/uploads/2012/10/LAWSQN-Theorv-and-Technique-of-Playwriting-and-Screenwriting.pdf.

116. Lehmann Hans-Ties. Post-dramatiches Theater. - Frankfurt am Main: Verl. Der Autoren, 1999. [Текст].

117. Leroi-Gourhan A. Le Geste et la Parole. Tome II: La Mémoire et les rythmes. Paris: Albin Michel, 1965. [Текст].

118. Searle, John R. The Construction of Social Reality. - London, The Penguin Books, 1996.-Chapter 6. P. 127-148. [Текст].

119. Turner V. The Anthropology of Performance. - New York: PAJ Publications, 1987. - [Электронный ресурс]. - Режим дocтvпa:http://erikapaterson08.pbworks.com/f/Antrophologv%20of%20pe rformance(2).pdf

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.