Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат наук Новиков, Марк Владимирович

  • Новиков, Марк Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 203
Новиков, Марк Владимирович. Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах: дис. кандидат наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Москва. 2013. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Новиков, Марк Владимирович

Оглавление

Введение

Глава 1. Общее понятие клерикального государства

§ 1.1. Теократическое, клерикальное и светское государство: сущность и

критерии разграничения

§ 1.2. Типология и современные тенденции развития клерикального государства

Глава 2. Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Израиле

§2.1. История развития взаимоотношений религиозных организаций и

государства в Израиле

§ 2.2. Государство и религиозные организации в Израиле в современный период: конституционно-правовая регламентация и практика

Глава 3. Особенности конституционно-правового регулирования взаимоотношений религии и государства в Сирии, Ливане, Иордании и Египте

§ 3.1. Модель соотношения религии и государства в Сирийской Арабской

Республике

§ 3.2. Поликонфессиональный клерикализм Ливанской Республики

§ 3.3. Взаимоотношения религиозных организаций и государства в

Иорданском Хашимитском Королевстве

§ 3.4. Модель соотношения религии и государства в Египте

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Декларация независимости Израиля

(авторский перевод)

Приложение 2. Закон о возвращении (Израиль)

(авторский перевод)

Приложение 3. Соглашение о «статус-кво» (Израиль)

(авторский перевод)

Приложение 4. Закон об основах права 1980 г (Израиль)

(авторский перевод)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах»

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования.

Для современного мира характерны переосмысление сложившихся и интенсивные поиски новых духовных ценностей, отвечающих реалиям постиндустриального общества, поскольку без культурно-нравственной опоры невозможно дальнейшее развитие ни в экономической, ни в политической сферах. Ярким доказательством данного тезиса выступает очевидная диалектическая взаимосвязь между политическим и религиозным сознанием. Она проявляется в существовании в мире различных моделей социально-политического взаимодействия государства и церкви, верующих и атеистов. Данная проблема, с одной стороны, неизбежно затрагивает сугубо внутренние для каждого человека вопросы, вытекающие из его личных убеждений, взглядов, совести. С другой стороны, она включает в себя качественные характеристики общества, государства, его организации и политического курса, в частности, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое политическое и правовое насилие над их убеждениями, либо использование религиозных убеждений и верований в ущерб их носителям и социальному прогрессу.

В настоящее время правящие силы стран Востока и Запада широко используют различные конфессии в своих политических целях, это приводит к тому, что церковь, священнослужители и верующие оказываются втянутыми в политическое противоборство. Поэтому без учёта особенностей взаимосвязи политики и религии трудно понять подоплёку ряда социально-политических конфликтов, наблюдаемых сегодня и в прошлом, как за рубежом, так и в нашей стране. Можно утверждать, что объективные потребности общественного прогресса требуют внимательного рассмотрения упомянутых вопросов потому, что каждое общество, государство, его правящие круги по-своему понимают и по-разному толкуют, а главное, реализуют политику в этой области1.

1 Некрут В. С. Политический клерикализм в системе идеологической борьбы : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 1991. С. 3.

Сегодня воздействие религиозного фактора на политику значительно расширилось. В мировой практике на передний план выдвинулся ряд вопросов, созвучных религиозно-нравственной проблематике, что явилось одной из причин активизации церковных организаций и клерикальных структур, их заинтересованного обращения к широким социальным слоям, в целях включения их в зону своего идейно-политического влияния.

Часто это случается при обращении церкви и религиозных политических деятелей к проблемам сохранения мира, выживания человеческой цивилизации, к злободневным социальным вопросам. В связи с этим за последнее время различ-

г

ные конфессии проделали большую эволюцию, чем за многие предыдущие столетия.

Большую роль играет религия и в общественной жизни современной России. Существуют тенденции клерикализации общества. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведённого в январе 2010 г., доля граждан нашей страны, считающих себя православными, составила 75% , это на 12% больше, чем в 2006 и на 41% больше, чем в 1990 году3. Есть все основания считать это тенденцией. Между тем, сама церковь стремясь закрепить свои позиции, порой наталкивается на противоборство. В последние годы ведётся широкая общественная дискуссия по поводу введения в школьную программу богословских предметов, также широко обсуждаемой является тема реституции церковного имущества. Наряду с этим в российских традиционно мусульманских республиках, в особенности республиках Северного Кавказа, наблюдается увеличение числа верующих мусульман, в том числе салафитов крайних взглядов.

В контексте этих процессов изучение динамики развития религиозных, эт-но-религиозных и национальных тенденций на Ближнем Востоке видится нам ещё

2 ВЦИОМ: Православными себя считают 75% россиян // РосБизнесКонсалтинг : [сайт]. 1995 - 2013. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20100330161117.shtml (дата обращения: 09.06.2013).

3ВЦИОМ:Верующих действительно становится больше // Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения: [сайт] URL: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=3769 (дата обращения: 20.08.2013).

более актуальным. Исследование зарубежного опыта взаимодействия проживающих совместно групп населения, исповедующих разную религию, важно и с точки зрения перспективы репатриации на Северный Кавказ эмигрировавших в XIX -XX вв. этнических групп.4

Таким образом, актуальность анализа современного состояния и природы клерикального государства и клерикализма связана с участием религиозных институтов в политической жизни общества, попытками вывести церковь за рамки духовной миссии и использовать её возможности и религиозную идеологию в политических целях, в интересах правящей элиты5. Актуальность темы исследования для науки конституционного права продиктована тем, что подобная динамика находит непосредственное отражение в законодательстве многих стран мира, в том числе - Ближневосточного региона.

Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу исследованиясоставили работы отечественных и зарубежных учёных в области конституционного права России и иностранных государств. При проведении исследования изучалась также зарубежная научная литература по проблеме взаимоотношений государства и религиозных организаций и по конституционному праву зарубежных государств. Кроме этого, в работе использовался нормативный материал стран исследования и судебная практика соответствующих государств.

Проблема взаимодействия религиозных организаций и государства нашла отражение в работах следующих зарубежных исследователей: JI. Александр6, Т. Андерсон7, Т. Асада8, Р. Ауди9, Р. А. Бахи10, Д. Ц. Бейли11, А. Бильграмми12, В. И.

4 Цой Ю., Новиков М. Минрегион не пускает сирийских черкесов в Россию // Деловая газета «Известия» : [сайт]. URL: http://izvestia.ru/news/551173 (дата обращения: 10.06.2013).

5 Тощенко Ж. Т. Теократия: фантом или реальность? М. : Academiaz, 2007. С. 85.

6 Либерализм, религии и единство теории познания, 1993. (Alexander «Liberalism, Religion, and the Unity of Epistemology», 1993)

n

Переосмысление Религия: приземление духовной политики и практика в современной Америке, 2008.(Т. М. Anderson «Reimagining Religion: The Grounding of Spiritual Politics and Practice in Modern America", 2008)

о

, Генеалогия Религии: порядок и основаниявластности в христианстве и исламе, 1993.(Т. Asad "Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam", 1993)

9Религия и этика Участие в политической жизни, 1990. (Audi "Religion and the Ethics of Political Participation", 1990)

Коннолли13, Э. Дон-Йехия14, С. М. Фельдман15, Б. J1. Фишер16, Дж. Грин17, Д. Холлингер18, Н.Дж. Клемп19, К. С. Либман20, Дж. Рэппел, Д. Б. Роджерс21, С.

22 23 24 25

Сильвестри , К. М. Салливан , А. Коэн , Дэвид Витал, , Муса С. Тарих аль-урдун фи ль-карн аль-ишрин26 и др.

Проблема соотношения религии и государства исследовалась и такими отечественными учёными, как к.ю.н Арбузкин, д. ю. н. Н. В. Володина, д. ю. н. П. Н. Дозорцев, д. ю. н. Е. В. Калинина, д. ю. н. Б. С. Крылов, д.ю.н. A.M. Осаве-люк, д. ю. н. И. В. Понкин, д. ю. н. А. В. Пчелинцев, д. ю. н. А. А. Сафонов, А.Б.

10Социальная сеть для власти и перемен: женская-мусульманская активность, изменения в мусульманской общественной жизни, 2008. (A. Bahi «Networking for Power and Change: Muslim Women Activism and the Transformation of Muslim Public Sphere», 2008).

"Политические лозунги: изучения религиозных риторические формотносительно поста Президента США в современности, 2008(D.C. Bailey. "Political Shibboleths: A Study of Religious Rhetorical Forms in the Contemporary American Presidency", 2008).

I л

Что такое Мусульманин? Фундаментальное обязательство и культурная идентичность, 1992. (A. Bilgrami «What Is a Muslim? Fundamental Commitment and Cultural Identity», 1992).

13Капитализм и христианство, американский стиль», 2008. (W. Е. Connolly («Capitalism and Christianity, American Style», 2008).

14РелигияиполитикавИзраиле, 1984 (E. Don-Yehiya «Religion and Politics in Israel», 1984).

15Законирелигия: критическаяантология, 2000 (S. M. Feldman «Law and Religion: A Critical Anthology», 2000).

16, Мотивирующий опиум» Библии: религия и политика. АмбициианглийскогоимпериализмавКитае», 2008 (В. L. Fischer «Opium Pushing and Bible Smuggling: Religion and the Cultural Politics of British Imperialist Ambition in China», 2008).

I 7

РелигиозныйландшафтАмерикииполитическиеотношения, 2004 (J. C. Green «The American Religious Landscape and Political Attitudes: A Baseline for 2004», 2004).

13Пост-этническаяАмерика- послемультикультуразизма», 2000 (D. Hollinger «Post-Ethnic America: Beyond Multiculturalism», 2000).

19МоральВращение: риторикаправыххристиан», 2008 (N. J. Klemp «The Morality of Spin: Rhetoric and the Christian Right», 2008).

20РелигияиполитикавИзраиле, 1984 (С. S. Liebman «Religion and Politics in Israel», 1984).

21 Сближениеполитикиимолитвы: еврейскиемолитвыоправительствеигосударствеИзраиль, 2008 (J. Rappel , D. B. Rogers «The Convergence of Politics and Prayer: Jewish Prayers for the Government and the State of Israel», 2008).

Утверждение ислама в EC: действующие лица, стратегии и приоритеты, 2007.(S. Silve-stry «Asserting Islam in the EU: actors, strategies and priorities», 2007).

Обмен; Участиерелигиивгосударственныхпрограммах: религияиЛиберальнаядемокра-тия, 1992 (К. М. Sullivan «Exchange;ReligiousParticipationinPublicPrograms: ReligionandLibe-ralDemocracy», 1992).

24Политические партии на Западном берегу под управлением Иордании», 1949-1967. (Cohen A. Political Parties in The West Bank under The Jordanian Regime, 1949-1967).

25Сионизм: годыстановления, 1982. (David Vital, Zionism: The Formative Years. Oxford, England: Clarendon Press, 1982).

26ИсторияИорданиивХХвеке, 1980, араб. яз.

Борисов, В.В. Наумкин, Р.Г. Ланда, С.М.Гасратян и др.

Цели и задачи исследования. Целями диссертационного исследования являются комплексный анализ взаимоотношений государства и религиозных организаций, особенностей конституционно-правового регулирования этих отношений, а также выявление общих закономерностей и специфических черт правового регулирования отношений государства и религиозных организаций в Израиле и сопредельных государствах.

Для достижения указанных целей в диссертации предпринята попытка решить следующие задачи:

- определение сущности и критериев разграничения теократического, клерикального и светского государства;

- анализ и разработка предложений по совершенствованию существующих классификаций клерикальных государств;

- определение современных тенденций развития существующих клерикальных государств;

- исследование модели взаимоотношений государства и религиозных организаций в Израиле;

- исследование моделей взаимоотношений государства и религиозных организаций в Сирийской Арабской Республике, Ливанской Республике, Иорданском Хашимитском Королевстве, Египте.

Выбор стран исследования продиктован, прежде всего, желанием изучить вопрос соотношения государства и религиозных организаций в динамике, ведь именно в этом регионе данная проблема, пожалуй, исторически всегда имела наиболее острую социальную актуальность, позволяющую проследить генезис самого явления в его сути. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как локальные тенденции проецируются на другие регионы, это вызывает особый научный интерес. Кроме прочего, нам видится, что правовой опыт исследуемых стран в области регулирования отношений между государством и религиозными орга-

низациями должен быть весьма полезным для отечественной науки, правотворцев и правоприменителей.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования выступаютобщественные отношения между государством и религиозными организациями в Израиле и в сопредельных государствах.Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие данные отношения, за-кономерностиих развития и подходы к юридической регламентации исследуемой сферы социальной действительности в указанных государствах.

Методология исследования. Проведённое исследование осуществлено на основе диалектического метода познания, включающего категории и законы диалектической логики и формально-логические методы познания: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезу, аналогию, обобщение, сравнение и т. д.

Применялись следующие общенаучные методы: классификация, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-аналитический, абстрагирование, описание и др.

Применялись также и частнонаучные методы, используемые только в правоведении: формально-юридический метод, метод толкования права, сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования.

Эмпирическую и нормативную базу исследования составили конституционное законодательство и практика взаимоотношений религиозных организаций следующих зарубежных государств: Израиля, Сирийской Арабской Республики, Ливанской Республики, Иорданского Хашимитского Королевства и Египта.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно представляет собой первую в отечественной конституционно-правовой литературе попытку анализа общих черт и различий Израиля и сопредельных стран как клерикальных государств. Кроме того, элементы новизны заключаются в том, что в диссертации на основе изучения моделей взаимоотношений государства и религиозных организаций введены комплексные критерии разграничения клерикального, теократического и светского государства, предложена типология клерикальных государств по различным критериям, определено место среди них клерикальных государств

Ближнего Востока, выявлены тенденции развития клерикальных государств, определены закономерности взаимоотношений религиозных организаций, присущие Израилю и сопредельным государствам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под клерикализмом следует понимать такую модель отношений между обществом и религиозным институтом (или институтами - несколькими церквями, например), при которой религия (религии) и данный религиозный институт (институты) являются весьма важными факторами, влияющими на поведение значительной части общества и функционирование социальных институтов, в том числе государства. Вместе с тем в рамках клерикализма влияние религии на жизнь населения не имеет абсолютного или очень близкого к абсолютному характера, то есть не охватывает все сферы жизни и всех людей. Это предполагает отсутствие обязательности исповедания той или иной веры и жёстких негативных санкций за невыполнение данного долженствования, а значит и отделение религиозных институтов от иных социальных институтов, в том числе - от государства. Точно так же в значительной степени автономно действуют и религиозные нормы, будучи разграниченными с иными социальными нормами, включая правовые.

2. Клерикализму противостоят, с одной стороны, теократизм (теократия), а с другой - секуляризм. Если конкретная религия имеет определяющее и всеохватывающее влияние на жизнь общества, а её противники преследуются или явно дискриминируются, имеет место не клерикализм, а теократизм. Наоборот, если такое влияние вообще или почти отсутствует, для общества характерен секуляризм, то есть светский характер. Если же любая религия как таковая прямо запрещена и преследуется законом или религиозные институты и верующие дискриминируются косвенно, в частности, осуждаются доминирующим общественным мнением, то налицо крайняя степень секуляризма, то есть атеистический характер общества. В клерикальном же обществе всегда существует соперничество: между сторонниками светской или теократической моделей общества, а также между при-

верженцами различных конфессий. Такое соперничество противоположных начал порождает подчас противоречивое соотношение религиозных и политических институтов. Например, с одной стороны, при клерикализме религиозные объединения - церкви, общины и т. п. - наделяются некоторыми публичными (государственными) функциями (прежде всего - по записи актов гражданского состояния), а в рамках правового регулирования и (или) в практике замещения мандатов в государственном механизме отдается предпочтение представителям одной религии. С другой стороны, в конституционно-правовых актах клерикальных обществ и государств могут содержаться элементы секуляризации (провозглашение свободы совести, запрет образования и деятельности политических партий на религиозной основе и т.п.). Это иллюстрирует тезис о противоборстве в клерикальных обществах светского и собственно клерикального (а возможно и теократического) начал. Когда равновесие нарушается, утверждается либо теократия, либо светское или даже атеистическое общество и государство.

3. Магистральной тенденцией развития общества в индустриальный и постиндустриальный периоды выступает секуляризация. Однако время от времени действует контртенденция клерикализации. Примером секуляризации можно считать советский период в истории России. Возрождение клерикализма в России наблюдается и после распада СССР. Исчезновение советской идеологической системы и свойственных ей ценностей стало причиной возникновения потребности в новой идеологической системе и новых ценностях. На заполнение ценностного вакуума стали претендовать традиционные религии России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Тенденция клерикализации обнаруживает себя сейчас и в странах Северной Африки и Ближнего Востока, что в последнее время проявилось наиболее наглядно в событиях т. н. «Арабской весны».

4. В зависимости от влияния одной или нескольких религиозных конфессий следует различать соответственно клерикализм моноконфессиональный и клерикализм поликонфессиональный (соответственно и клерикальное государство может быть моноконфессиональным и поликонфессиональным). При моноконфессиональном клерикализме влияние на жизнь общества оказывает какая-либо одна

религия. Например, в Италии такое влияние оказывает католицизм (и, соответственно, католическая церковь), а в Турции - мусульманство, где большинство населения исповедует суннитский ислам. О моноконфессиональном клерикализме можно говорить и в том случае, если на общество оказывают влияние несколько религиозных групп в рамках одной конфессии. Например, большинство британцев являются прихожанами Англиканской церкви, но при этом государственной церковью Шотландии является пресвитерианская церковь. Поликонфессиональный клерикализм существует, когда в силу исторических особенностей, миграционных процессов и т. п. на жизнь общества влияют несколько конфессиональных групп и, соответственно, представляющих их институтов. Классическим примером общества, для которого характерен поликонфессиональный клерикализм, является Ливан, где общество фактически разделено по признаку принадлежности к различным христианским и исламским конфессиям.

5. Теократическими государствами являются такие государства, в которых высшая политическая власть принадлежит религиозному лидеру (лидерам) и в которых основой государственной власти и законодательства провозглашаются религиозные источники. В отличие от клерикальных государств, где религиозные лидеры могут влиять на принятие решений, а религиозные источники также могут признаваться источником законодательства, однако при этом конституционное законодательство содержит и многочисленные светские по своей природе нормы и институты, в теократических государствах такие светские институты тоже существуют, однако их удельный вес и значение в правовом регулировании являются незначительными, ав основе их функционирования лежат религиозные, а не светские нормы. Таким образом, законодательство теократических государств вторично по отношению к религиозным предписаниям. В настоящее время примерами теократических государств являются Ватикан и Иран.

6. Светскому государству свойственно отделение церкви от государства. Такое отделение, а соответственно и светское государство характеризуется следующими особенностями:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учёта граждан по этому признаку;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность;

3) церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций; при этом, государство может создавать органы, связанные с косвенным регулированием деятельности религиозных организаций;

4) церковь не выполняет никаких государственных функций.

7. Клерикальное государство представляет собой промежуточную модель между светской и теократической моделями и характеризуется тем, что религия прямо или косвенно признана им в качестве официальной (традиционной, господствующей) идеологии, а соответствующая ей религиозная организация (религиозные организации): церковь, духовное управление и т. п. - принимает участие в решении государственных вопросов, играет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной системы образования и воспитания, пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства, содержится за его счёт. Признаками клерикального государства могут быть следующие:

1) выполнение религиозными объединениями определённых публичных функций, например, в вопросах определения личного статуса - удостоверения факта заключения брака, рождения, смерти и т. п. То есть церковь или иное религиозное объединение может не наделяться с формально-юридической точки зрения государственным статусом, но обладать определёнными функциями, которые в светском по своей природе государстве выполняют государственные органы;

2) функционирование системы религиозных судов, которые, например, разрешают споры, связанные с личным статусом гражданина;

3) наличие квот представительства религиозных групп в парламенте и (или) иных государственных органах. Например, в британской Палате лордов заседают «лорды духовные» (ЬогйзЗртШаТ), среди которых - Архиепископ Кентер-

берийский, Архиепископ Йоркский, епископы Лондона, Дурхэма, Винчестера и др.В поликонфессиональных клерикальных государствах возможно также распределение высших государственных постов между представителями наиболее многочисленных религиозных групп (Ливан);

4) существование в конституционном законодательстве норм, касающихся главы государства, его связи с религиозными институтами:

глава государства является одновременно и главой государственных церквей или церкви (Великобритания);

глава государства при принятии важных государственных решений обязан консультироваться с религиозным лидером или советом, состоящим из религиозных иерархов (Египет);

5) религиозные нормы провозглашаются важнейшими источниками права, обладающими высшей юридической силой. Это может прямо закрепляться в конституционных актах клерикальных государств;

6) в конституционных актах закрепляется статус конкретной религииили церкви как государственной (официальной, традиционной, народной).

8. Признаки клерикализма могут существовать в рамках государственной системы в разных количествах и в разной комбинации. От этого зависит степень клерикализма и, соответственно, вид клерикального государства. В одних государствах клерикализм может быть едва заметен и граничить со светскостью, а в других, наоборот, настолько выражен, что напоминает теократизм. В связи с этим представляется обоснованным разделение клерикальных государств на государства с незначительной (Соединенное Королевство, Италия, ФРГ), средней (Израиль, Сирия) и высокой (Иордания, Ливан) степенью клерикализма.

9. Государства Ближнего Востока следует выделить в отдельную группу клерикальных государств. Примерами таких государств являются Израиль, Сирия, Ливан, Иордания, Египет. Выделение этой группы обусловлено следующими особенностями этих государств:

1) клерикализация государственного управления исторически была присуща данным государствам: в период господства Османской империи были заложены основы взаимосвязи религии и государства в этих государствах, а в колони-

27

альный период система этих взаимосвязей получила окончательное оформле-

28

ние и лишь с некоторыми изменениями использовалась во второй половине XX века, после обретения ими независимости;

2) ближневосточные государства исторически явились центром расселения религиозных групп, принадлежащих к различным конфессиям и различным направлениям в рамках данных конфессий. По этой причине данные государства сталкиваются с необходимостью регулирования взаимоотношений этих групп и согласования их интересов, что зачастую сделать лишь методами государственно-правового регулирования очень сложно или практически невозможно;

3) конституционно-правовыми инструментами регулирования взаимоот-

29

ношении разных религиозных групп являются :

• закрепление в конституционных актах норм представительства разных групп в парламенте;

• имплементация религиозных норм в позитивное право этих государств; при этом предусматривается, что при решении вопросов личного статуса лиц, принадлежащих к разным конфессиям и к разным религиозным группам в рамках одной конфессии, необходимо руководствоваться религиозными нормами соответствующих конфессий и религиозных групп;

• использование конституционных соглашений и обычаев для определения как принципов, так и конкретных норм, регулирующих согласование интересов различных религиозных групп;

27Имеется в виду первая половина ХХвека, когда Ближний Восток был разделён на сферы влияния Великобританией и Францией с последующей легализацией этого раздела через мандатную систему Лиги наций.

Нельзя сказать, что метрополии - Великобритания, Франция - активно поощряли секуляризацию, поскольку посягательство на религиозные устои ближневосточных государств могло сократить возможности влияния на них.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Новиков, Марк Владимирович, 2013 год

Список литературы

Конституции зарубежных государств и иные официальные документы:

1. Германия. Конституция [Электронный ресурс] // Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». - 1997 - 2013. - URL: http://www.krugosvet.ru/node/31379 (дата обращения: 08.06.2013).

2. Испания. Конституция [Электронный ресурс] // Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». - 1997 - 2013. - URL: http://www.krugosvet.ru/node/41826 (дата обращения: 08.06.2013).

3. Конституции государств Азии [Текст]. В 3 т. Т. 1: Западная Азия / под ред. Т. Я. Хабриевой. - М. : Ин-т зак-ва и сравнит, правоведения при Прав-ве Рос. Федерации: Норма, 2010.

4. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединённые Штаты Америки, Япония [Текст] / сост. В. В. Маклаков. - М. : Инфотропик Медиа, 2012.

5. Конституция Греции [Электронный ресурс] // Российский правовой портал ¡Библиотека Пашкова : [сайт]. - URL: http://constitutions.ru/archives/249 (дата обращения: 04.06.2013).

6. Конституция Египта декабрь 2012 [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира : [Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова]. -2012. - URL: http://worldconstitutions.ru/archives/730 (дата обращения: 17.05.2013).

7. Конституция Ирана [Электронный ресурс] // Всемирная исламская политико-правовая мысль (Исламское право) : [Исламская интернет-библиотека Романа Пашкова]. - URL: http://www.worldislamlaw.ru/archives/292/2 (дата обращения: 01.06.2013).

8. Конституция Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] // Российский правовой портал библиотека Пашкова : [сайт]. - URL: http://constitutions.ru/archives/50 (дата обращения: 02.06.2013).

9. Конституция Кубы [Электронный ресурс] // Справочник конституций мира : [сайт]. URL: http://www.uznal.org/constitution.php?text=Cuba&language=s (дата обращения: 03.06.2013).

10. Конституция Сирии 2012 [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира : [Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова]. -2012. - URL: http://worldconstitutions.ru/archives/459 (дата обращения: 05.04.2013).

11. Основной Закон Государства Града Ватикан (26 ноября 2000 года) [Электронный ресурс] // Государство Град Ватикан : [сайт]. - URL: http://vaticanstate.ru/osnovnoj-zakon-gosudarstva-grada-vatikan-26-noyabrya-2000-goda/ (дата обращения: 31.05.2013).

12. Основной низам (положение) Королевства Саудовская Аравия [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира : [Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова]. - 2012. - URL: http://worldconstitutions.ru/archives/86 (дата обращения: 02.06.3013).

13. Статут Лиги наций [Электронный ресурс] // Электронные редакции источников по истории международных отношений на русском языке : [сайт]. - URL: http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/Legnatust.htm (дата обращения: 09.04.2013).

14. Конституции государств Азии, том 1, Западная Азия, под ред. Т.Я. Хаб-риевой - М., Норма, 2010 (Израиль, Иордания, Иран, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия).

15. Конституции государств Европы, том 2, под ред. Л.А. Окунькова - М., Норма, 2001. (Австрия, Ватикан, Великобритания, Германия)

16. Конституции государств Европы, том 2, под ред. Л.А. Окунькова - М., Норма, 2001. (Испания, Италия, Люксембург, Норвегия)

17. Конституции государств Европы, том 3, под ред. Л.А. Окунькова - М., Норма, 2001. (Франция, Финляндия. Швейцария)

Словари и энциклопедии:

18. Атеистический словарь [Текст] / Абдусамедов А. И., АлейникР. М., Алиева Б. А и др. ; под общ. ред. М. П. Новикова. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1986.-512 с.

19. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]. 3-е изд. - Доступ из электр. словаря «ABBYYLingvox5». - М. : Большая Сов. эн-цикл., 1970 - 1977. - 1 цифр, видеодиск (DVD-ROM).

20. Додонов, В. Н. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] / В. Н. Додонов, В.Д.Ермаков, М.Крылова. - Инфра-М, 2001. - URL: http://courts.spb.ru/spravka/glossary/yuridicheskij-slovar/ (дата обращения: 13.03.2013).

21. Кон-Шеброк, Д. Иудаизм и христианство. Словарь [Текст] / Д. Кон-Шеброк, JL Кон-Шеброк ; пер. с англ. - М. : Гендальф, 1995.

22. Словарь, Евразийская мудрость от А до Я авт. Составитель Зорин В.И., Алматы, «Создж-Словарь», 2002 интернет издание: // http://www.pandia.ru/text/77/152/14319.php // (дата обращение: 23.08.2013).

23. Политика. Толковый словарь [Электронный ресурс] : [Словари и энциклопедии на «Академике» : сайт]. - 2000 - 2010. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/ (дата обращения: 12.04.2013).

24. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. - 1997 - 2013. - URL: http://krugosvet.ru/ (дата обращения: 10.04.2013).

25. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс] : [сайт]. 1976 - 2009. URL: http://www.eleven.co.il/ (дата обращения: 10.06.2013).

26. Энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Академический проект, 2006. - 1256 с.

27. Энциклопедия религий [Текст] / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова. - М. : Академический проект, 2008. - 1520 с.

28. Энциклопедия юриста [Электронный ресурс] : [Словари и энциклопедии на Академике]. - 2005. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_law/ (дата обращения: 30.03.2013).

29. Юридический словарь [Электронный ресурс] : [Словари и энциклопедии на Академике]. - 2000 - 2010. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/lower/ (дата обращения: 30.03.2013).

Монографии и учебники:

30. Авинери, Ш. Происхождение сионизма. Основные направления в еврейской политической мысли [Текст] / Ш. Авинери. - М. : Мосты культуры, 2004. -480 с.

31. Амплеева, А. А. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России [Текст] / А. А. Амплеева. - М., 2002. - 91 с.

32. Ахмедов, В. М. Сирия на рубеже столетий. Власть и политика [Текст] / В. М. Ахмедов. - М., 2003. - 172 с.

33. Бартольд, В. В. Культура мусульманства [Текст] / В. В. Бартольд. - М., 1998,- 112 с.

34. Борисов, А. Б. Рольисламавовнутреннейи внешнейполитикеЕгипта (XX век) [Текст] / А. Б. Борисов. - М.: Наука, 1991. - 213 с.

35. Бубер, М. Два образа веры [Текст] / М. Бубер ; пер. с нем. - М. : Республика, 1995.-464 с.

36. Воробьёв, В. П. Верховный суд в конституционно-правовой системе Государства Израиль [Текст] : монография / В. П. Воробьёв, Е. В. Воробьёва. -М. : МГИМО-Университет, 2008. - 248 с.

37. Воробьёв, В. П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности [Текст] / В. П. Воробьёв. - М. : Национальное обозрение, 2001.- 167 с.

38. Воробьёв, В. П. Конституционно-правовая система государства Израиль [Текст] / В. П. Воробьёв. - М. :Нац. обозр., 2002. - 167 с.

39. Воробьёв, В. П. Израильский парламентаризм: конституционно-правовой анализ [Текст] : монография / В. П. Воробьёв, И. А. Чайко. - М. : МГИ-МО (У) МИД России, 2006. - 152 с.

40. Гасратян, С. М. Религиозные партии государства Израиль [Текст] / С. М. Гасратян. - М., 1996. - 193 с.

41. Гейзель, 3. Политические структуры государства Израиль [Текст] / 3. Гейзель. - М., 2001. -391 с.

42. Горелик, М. Иудаизм [Текст]. Т. 6. Ч. 1 / М. Горелик.

43. Грант, М. История Древнего Израиля [Текст] / М. Грант. - М. : Терра-кн. Клуб, 1998.-336 с.

44. Дершовиц, А. Слово в защиту Израиля [Текст] / А. Дершовиц ; пер. с англ. J1. Черниной. - М. : Текст : Книжники, 2011. - 476 с.

45. Еврей - кто он? Национальное и религиозное определение еврейства в прецедентах постановлений Верховного Суда Израиля [Текст] / сост. 3. Фарбер ; пер. с иврита С. Гойзмана. - Мосты культуры / Гешарим, 2007. - 510 с.

46. Исаев JI. М. Сирия и Йемен: Неоконченные революции [Текст] / Л. М. Исаев, А. Р. Шишкина. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 264 с.

47. История и теория атеизма : [учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний унтов] / Г. Л. Баканурский, Ю. Ф. Борунков, И. И. Бражник и др. ; редкол.: М. П. Новиков (отв. ред.) и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Мысль, 1982. -430 с.

48. История еврейского народа [Текст] / под ред. Ш. Эттингера. - М. : Мосты культуры, 2001. - 688 с.

49. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник для вузов [Текст] / рук. авт. колл. и отв. ред. д. ю. н., проф. Б. А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. - М. : Норма, 2007.

50. Котлов, Л. Н. Иордания в новейшее время [Текст] / Л. Н. Котлов. - М.,

1962.

51. Кравцов, Н. А. Звуки царств. Государственная власть, право и искусство в странах Древнего Востока [Текст] / Н. А. Кравцов. - М. : Вузовская книга, 2011.- 155 с.

52. Крылов, Б. С. Проблемы влияний идеологии на общество и государство [Текст] / Б. С. Крылов. - М., 2013. - 136 с.

53. Лазарев, В. В. Теория государства и права [Текст] / В.В.Лазарев, С. В. Липень. - М.: Спарк, 2005. - 528 с.

54. Лакер, У. История сионизма [Текст] / У. Лакер. - М. : Крон-Пресс, 2000. - 846 с.

55. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений [Текст] В 55 т. Т. 17. / В. И. Ленин. - Изд. 5. - М. : Изд-во политической литературы, 1968. - 655 с.

56. Мельников, Е. Н. Политический и государственный строй Ливана [Текст] / Е. Н. Мельников. - М. : Наука, 1974.

57. Морозова, Л. А. Теория государства и права [Текст] / Л. А. Морозова. -М. : Юрист, 2002.-414 с.

58. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. М. Родригеса. В 2 ч. Ч. 1: 1900 - 1945. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

59. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. М. Родригеса. В 2 ч. Ч. 2: 1945 - 2001. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

60. Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке [Текст]. - М. : МОФ ЭТЦ, 2011. - 288 с.

61.Понкин, И. В. Правовые основы светскости государства и образования [Текст] / И. В. Понкин. - М. : Про-Пресс, 2003. - 416 с.

62. Орлов, Е. Государственный строй Иордании [Текст] / Е. Орлов, Н. Сашко. - М. : Гос. изд-во юрид. дит-ры, 1961. - 64 с.

63. Олбрайт, М. Религия и мировая политика [Текст] / М. Олбрайт ; пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 352 с.

64. Равицкий, А. Запланированный апокалипсис и еврейское государство [Текст] / А. Равицкий. ТА, 1993.

65. Религиоведение [Текст] : учебное пособие / под ред. П. К. Лобазовой. -М., 2005.

66. Саидов, А. X. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) [Текст] : учебник / А. X. Саидов ; под ред. В. А. Туманова. -М.: Юристъ, 2003. - 448 с.

67. Сюкияйнен, Л. Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли [Текст] / Л. Р. Сюкияйнен. - М. : Ин-т востоковедения РАН, 2012. -88 с.

68. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики [Текст] : монография / Л. Р. Сюкияйнен. - М. : Наука, 1986. - 254 с.

69. Тантлевский, И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма [Текст] / И. Р. Тантлевский. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 402 с.

70. Тощенко, Ж. Т. Теократия: фантом или реальность? [Текст] / Ж. Т. Тощенко. - М.: Асаёепигй, 2007. - 664 с.

71. Хачим, Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак) [Текст] / Ф. И. Хачим. - М. : Изд-во РУДН, 2001. -138 с.

72. Шумов, С. А. История Ближнего Востока. Документальное историческое исследование [Текст] / С. А. Шумов, А. Р. Андреев. - М. : Евролинц, 2002. -511 с.

73. Экономика религиозных исламских организации!!!: Учебное пособие. / ХаиПруллов Д.С., Якупов В.М., Гафуров Ш.И. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 224 с.

Сборники статей, статьи и тезисы докладов:

74. Агавельян, Ю. В. Государственность и парламентаризм в Ливане [Текст] / Ю. В. Агавельян // Востоковедный сборник. - Вып. 2. - М., 2001. -С. 3-12.

75. Агавельян, Ю. В. Некоторые особенности этноконфессиональной и социальной структуры ливанского общества в 70 - 90-е годы [Текст] / Ю. В. Агавельян // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (Новейшая история, экономика, политика). - Вып. 3. - М., 1998. - С. 6 - 12.

76. Баазова, Jl. X. Новый король Иордании Абдалла и израильско-иорданские отношения [Текст] / Л. X. Баазова // Ближний Восток и современность. - Вып. 8. - М., 1999. - С. 33 - 45.

77. Дан, Й. Государство Израиль как теологическая проблема [Текст] / Й. Дан // Еврейское государство в начале XXI века.: антология современной израильской общественно-политической мысли (избранные публикации иерусалимского журнала «Azure») : сб. статей под ред. А. Д. Эпштейна. - Иерусалим - Москва : Гешарим : Мосты культуры, 2008.

78. Манукян, С. Исламский фундаментализм в Сирии (30 - 60-е годы XX в.) [Текст] / С. Манукян // Востоковедный сборник. - Вып. 4. - М., 2002. - С. 150 -180.

79. Рассадин, П. А. Маронитский фактор в современном Ливане [Текст] / П. А. Рассадин // Востоковедный сборник. - Вып. 7. - М., 2006. - С. 45 - 60.

80. Религия и общество-7 [Текст] : сб. науч. статей / под общ. ред.

B. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. - Могилёв: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2012.-232 с.

81. Хамзин, К. 3. Иорданские «Братья-мусульмане»: опыт взаимодействия исламистов и власти [Текст] / К. 3. Хамзин // Ближний Восток и современность. -Вып. 13.-М., 2002.-С. 148- 177.

82. Шевченко, Н. С. Ливанская «Хизбаллах» и её роль на Ближнем Востоке [Текст] / Н. С. Шевченко // Востоковедный сборник. - Вып. 4. - М., 2002. -

C. 337-353.

Диссертации и авторефераты диссертаций:

83. Абу, С. А. Значение института монархии для общественного развития Иорданского Хашимитского Королевства [Текст] : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Абу Сахйун Ахмад. - М., 2001.- 174 с.

84. Аль Халаса А. Понятие преступления по уголовному праву Иордании [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Аль Халаса Ашраф. - М., 2003. -158 с.

85. Аль-Шабатат, М. А. Становление и развитие независимого государства Иордании в XX в. [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Аль-Шабатат Мухаммед Али. - М., 2004. - 154 с.

86. Астапова, О. Р. Священное царство и царственное священство в релиоз-

/

но-политической традиции Древнего Ближнего Востока: Египет, Месопотамия, Израиль [Текст] : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Астапова Ольга Рудольфовна. - М., 2009. - 364 с.

87. Багдади, А. М. Проблемы исламского фундаментализма в Египте [Текст] : дис. ... канд. полит, наук : 09.00.02 / Багдади Ахмад Махмуд. - М., 1998.- 146 с.

88. Байрамова, Э. К. Функционирование СМИ арабских стран в условиях различных политических систем (на примере Иордании, Ливана и Сирии) [Текст] : дис. ... канд. полит, наук : 10.01.10 / Байрамова Энеш Курбансейидовна. - СПб., 2010. - 205 с.

89. Бажан, Н. С. Движущие силы колониальной политики Великобритании в Египте (политологический анализ) [Текст] : дис. ... канд. полит, наук : 23.00.04 / Бажан Наталия Станиславовна. - М., 2010. - 159 с.

90. Басова, И. О. Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Басова Ирина Олеговна. - Ставрополь, 2000. - 182 с.

91. Баширов, Д. Д. Усиление исламского фактора в Египет и его влияние на общественно-политическую жизнь страны (70 - 80-е годы) [Текст] : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 09.00.06 / Баширов Джамиль Джамильевич. - М., 1992,- 16 с.

92. Васильев, И. Ю. Роль религии в политической жизни Израиля [Текст] : дисс. ... канд. полит, наук : 23.00.02 / Васильев Илья Юрьевич. - СПб., 2005. -187 с.

93. Гази, М. Развитие политического и конституционного строя в Сирийской Арабской Республике [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит, наук : 23.00.04 / Гази Мансур. - М., 1995. - 19 с.

94. Жантиев, Д. Р. Роль и место арабской периферии в процессе модернизации Османской империи в конце XVIII - начале 60-х гг. XIX в. (сирийские провинции) [Текст] : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Жантиев Дмитрий Рустемович. - М., 1996. - 29 с.

95. Зеленев, Е. И. Государственное управление Египтом и Сирией в османский период в XVI - начале XX в. (принципы и основные тенденции) [Текст] : дис. ... докт. истор. наук : 07.00.03 / Зеленев Евгений Ильич. - СПб., 2000. - 475 с.

96. Зуректа, О. Н. Конституционное развитие и государственные институты Ливана [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Зуректа Омайя Науаф. - М., 2008.- 192 с.

97. Камраков, А. А. Этноконфессиональные меньшинства в политическом процессе на Ближнем и Среднем Востоке: особенности институционального развития и диаспоральной деятельности [Текст] : дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02 / Камраков Алексей Андреевич. - Н. Новгород, 2009. - 163 с.

98. Мадо, И. Религиозно-этнические общности маронитов и друзов в политической истории Сирии и Ливана (до 1861 г.) [Текст] : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Мадо Исса. - М., 1990. - 15 с.

99. Мунир, С. Ф. Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане (сравнительный анализ) [Текст] : дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02 / Мунир Сайд Файяд. - М., 1997. - 169 с.

100. Мустафа, А. Государственный строй Арабской Республики Египет [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Мустафа Анвар. - М., 1992.-28 с.

101. Некрут, В. С. Политический клерикализм в системе идеологической борьбы [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Некрут Валерий Семёнович. - Новосибирск, 1991. - 25 с.

102. Проскурникова, Т. Ю. Модель консоциативной демократии в условиях этноконфессиональной фрагментации: сравнительный анализ опыта Ливана и Ирака [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02 / Проскурникова Татьяна Юрьевна. - М., 2009. - 23 с.

103. Рассадин, П. А. Конфессиональные меньшинства в общественно-политической жизни Сирии и Ливана: 1943 - 2010 гг. [Текст] : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Рассадин Павел Анатольевич. - М., 2011. - 262 с.

104. Савичева, Е. М. Формирование и развитие идей национального освобождения в Египте в конце XIX - начале XX века [Текст] : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Савичева Елена Михайловна. - М., 1984. - 193 с.

105. Саутов, В.Н. Алавиты в общественно-политической жизни Сирии, 40-е - 90-е гг. XX в. [Текст]: дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Саутов Владимир Нилович. - М., 2001. - 212 с.

106. Сейранян, Г. А. Развитие партийно-политической системы Египта во второй половине XX века [Текст] : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Сейранян Гаянэ Александровна. - М., 2002. - 285 с.

107. Солдатов, В. Б. Национализм и исламская общественно-политическая мысль в Египте (последняя четверть XIX в. - первая половина XX в.) [Текст] : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Солдатов Василий Борисович. - Краснодар, 2005. - 227 с.

108. Супонина, Е. В. Религиозно-философская доктрина друзов [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / Супонина Елена Владимировна. -М., 1995. -159 с.

109. Фурсова, Е. Н. Коптская церковь в системе государственно-религиозных отношений в Египте. Конец XVIII - начало XX вв. [Текст] : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Фурсова Евгения Николаевна. - СПб., 2004. - 192 с.

110. Хиям, К. М. Религиозные конфликты в Ливане в 1840 - 1860-е гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / Хиям Камель Мохайдли. -М., 1997.- 18 с.

Источники на иностранных языках:

111. Abramov Z. Perpetual Dilemma. Jewish Religion in the Jewish State. Fair-leighDickinsonUn-tyPress, 1976.

112. Al-Sayyid Marsot, A. L. A History of Egypt. From the Arab Conquest to the Present / A. L. Al-Sayyid Marsot. 2nd ed. - Cambridge University Press, 2007. -184 p.

113. Avinery S. The Making of Modern Zionism. The Intellectual Origins of the Jewish State. - Basic Books Inc., Publishers New York, 1981.

114. Baaklini A.Political Ethnity in Lebanon: a Historical Perspective. The Mobilisation of Collective Identity. - Boston, 1980.

115. Dennis P., TelushkinJ. The Nine Asks about Judaism. A Touchstone Book. - New York, London, 1986.

116. Evans C. Freedom of religion under the European convention of Human Rights (Oxfrod: OUP, 2001) p. 107.

117. Frankel W. Israel Observed. An Anatomy of the State. - New York : Thames and Hudson, 1981.

118. Kaegi, W. E. Egypt on the Eve of the Muslim Conquest / W. E. Kaegi // The Cambridge History of Egypt / general editor M. W. Daly. Vol. 1. Islamic Egypt / ed. by C. F. Petry. - Cambridge University Press, 2008. - P. 34 - 62.

119. N. Doe. Law and Religion in Europe. A Comparative Introduction. Oxford University Press, 2011. p. 165.

120. Polonsky, P. Two Thousand Years Together - Jews and Christianity - Distinctively separate, although potentially complementary. 2nd ed., corr. - 2012.

121. Religious Zionism: An Antology / ed. by Zvi Jirosh. - WZO, 1975.

122. Rivers J. The Law of Organized Religions. (Oxford: OUP, 2010) ch. 5.

123. Studies Towards the Comparison of Religions / ed. by Jacobs Neusner ; The University of Chicago Press. - Chicago, London, 1983.

124. Vital D. Zionism: The Formative Years. - Oxford, England: Clarendon Press, 1982.

125. Муса, С. Тарих аль-урдун фи ль-карн аль-ишрин (История Иордании в XX веке) (на араб, языке). 1957-1995 [Текст] / С. Муса. - Амман, 1995.

Материалы сети Интернет:

126. В Египте принят проект новой Конституции [Электронный ресурс] // «РИА Новости» : [сайт]. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20121130/912862217.html (дата обращения: 27.04.2013).

127. В Ливии резко увеличилось число случаев насилия и дискриминации по отношению к христианам [Электронный ресурс] // Православие^и : [сайт]. -1999 - 2013. - URL: http://www.pravoslavie.ru/news/60660.htm (дата обращения: 08.04.2013).

128. ВЦИОМ: Православными себя считают 75% россиян [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг : [сайт]. - 1995 - 2013. - URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20100330161117.shtml (дата обращения: 09.06.2013).

129. Иорданское Хашимитское королевство (справочная информация) [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации : [официальный сайт]. - 2011. - URL: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/93f93e43562b4e95c3256e62003a839d ?OpenDocument (дата обращения: 16.04.2013).

130. История Закона Таля [Электронный ресурс] // Мигдаль : [сайт]. -2012. - URL: http://www.migdal.ru/israel/23952/ (дата обращения: 24.03.2013).

131. Как работает закон Таля: тревожная статистика [Электронный ресурс] // Новости в Израиле : [сайт]. - 2003 - 2013. - URL: http://news.israelinfo.ru/technology/40058 (дата обращения: 25.03.2013).

132. Кедровая Швейцария Ближнего Востока [Электронный ресурс] // Лен-та.Ру : [сайт]. - URL: http://lenta.ru/articles/2006/08/08/lebanon/ (дата обращения: 10.04.2013).

133. Кнессет как учредительно-законодательный орган. Конституция [Электронный ресурс] // Кнессет в системе власти : [сайт]. - URL: http://www.knesset.gov.il/description/ru/mimshal_hoka_ru.htm (дата обращения: 15.03.2013).

134. Цой, Ю. Минрегион не пускает сирийских черкесов в Россию [Электронный ресурс] / Ю. Цой, М. Новиков // Деловая газета «Известия» : [сайт]. URL: http://izvestia.ru/news/551173 (дата обращения: 10.06.2013).

135. Мурси объяснил расширение своих полномочий нуждами демократии [Электронный ресурс] // Лента.Ру : [сайт]. - URL: http://lenta.rU/news/2012/l l/26/promise/ (дата обращения: 27.04.2013).

136. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь : [Официальный сайт Московского Патриархата]. - 2000 г. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 21.03.2013).

137. Решение ВС РФ о признании террористическими ряда иностранных организаций [Электронный ресурс] // РЕЛИГИЯ и СМИ : [интернет-портал]. -2003. - URL: http://www.religare.ru/2_5347.html (дата обращения: 08.04.2013).

138. Сирия [Электронный ресурс] : [сайт]. - 2005 - 2009. - URL: http: // www. pravo. vuzl ib ,org/book_z1290_page_ 137 .html (дата обращения: 06.04.2013).

139. Сирия: Голову шейха, поддерживавшего Асада, поместили на минарет [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Л1ГАБ1знес1нформ» : [сайт]. - 2007 - 2013. - URL: http://news.liga.net/news/world/834040-siriya_golovu_sheykha_podderzhivavshego_asada_pomestili_na_minaret.htm (дата обращения: 09.04.2013).

140. Уайт, X. Депопуляция и дехристианизация Европы провоцируют величайший в истории джихад / X. Уайт ; пер. с англ. М. Хорьковой // Татьянин день : [интернет-издание]. - 2007 - 2013. - URL: http://www.taday.ru/text/684579.html (дата обращения: 04.06.2013).

141. Философский энциклопедический словарь.- : Советская энциклопедия, 1989 г. //http://www.terme.ru/dictionarv/180/word/klerikalizm // (дата обращения: 25.08.2013).

142. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губского [и др.]. — М.: ИНФРА-М, интернет издание: // http://www.terme.ru/dictionary/l80/word/klerikalizm // (дата обращения: 25.08.2013).

143. Христианские общины Израиля [Электронный ресурс] // Православный Иерусалим : [сайт]. - URL:

http://imsalimland.myblog.by/2009/05/23/xristianskie-obshhiny-izrailya/ (дата обращения: 25.03.2013).

144. Шахов, М. О. Клерикализация России не грозит [Электронный ресурс] / М. О. Шахов // Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба : [сайт]. - 2003. - URL: http://mskline.ru/monitoring_smi/2003/02/19/klerikalizaciya_rossii_ne_grozit (дата обращения: 29.03.2013).

145. Building and Development Party proposes constitutional fix [Электрон-ныйресурс] // Daily News Egypt : [сайт]. - URL: http://www.dailynewsegypt.com/2012/12/04/building-and-development-party-proposes-constitutional-fix/ (датаобращения: 17.05.2013).

146. Egypt draft charter vote 'right move for stability': Salafist leaders [Элек-тронныйресурс] // Ahram Online : [сайт]. - URL: http://english.ahram.org.eg/NewsContent/l/64/59646/Egypt/Politics-/Egypt-draft-charter-vote-right-move-for-stability-.aspx (датаобращения: 17.05.2013).

147. Egyptian constitution 'approved' in referendum [Электронныйресурс] // BBC News : [сайт]. - URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-20829911 (датаобращения: 17.05.2013).

148. FJP launches referendum campaign [Электронныйресурс] // Daily News Egypt : [сайт]. - URL: http://www.dailynewsegypt.com/2012/12/09/fjp-launches-referendum-campaign/ (датаобращения: 17.05.2013).

149. Jihad organization accuses judges of implementing 'Zionist' scheme [Электронныйресурс] // Egypt Independent : [сайт]. - URL: http://www.egyptindependent.com/news/jihad-organization-accuses-judges-implementing-zionist-scheme (датаобращения: 17.05.2013).

150. Zwei Drittel der Deutschen gehören einer christlichen Kirche an [Электронныйресурс] // Evangelische Kirche in Deutschland : [сайт]. - 1996 - 2013. - URL: http://www.ekd.de/aktuell_presse/news_201 l_07_05_2_ekd_statistik.html (датаобращения: 22.05.2013).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.