Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Юн Ен Сон

  • Юн Ен Сон
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 136
Юн Ен Сон. Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв.: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2001. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Юн Ен Сон

Введение3 ГлЛ. «Классический танец в системе художественной культуры»

1.1. Феномен классического танца

1.2. Основные характерологические черты и стилистика русской школы классического танца

Гл.Н. «Культурные и творческие традиции классического танца в Петербурге ХУШ - нач.ХХ века"

2.1. Становление и развитие классического танца в "петербургский" период русской культуры как форма культурного диалогаевропейскимиранами 59

2.2. Роль петербургского балетного образования в развитии традиций классического танца в ХУШ-нач.ХХ вв. 84

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв.»

В обстановке глобальных и интенсивных мировых культурных контактов народы мира испытывают потребность дополнить собственные культурные традиции ценностями других народов. Являясь искусством подлинно интернациональным в силу своего художественного языка, современный классический танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь. Обращаясь к вершинам прошлого и настоящего, он вбирает в себя все непреходящее, способное к национальному переосмыслению, что составляет саму суть его художественных возможностей и культурных традиций. В сокровищницу общечеловеческих «наследственных богатств» культуры (по выражению H.H. Страхова) Россией был внесен существенный вклад. Среди даров русской культуры человечеству не последняя роль принадлежит наследию русской школы академического танца. Рассмотрение исторического материала по русскому классическому танцу в том или ином виде, в котором он может быть представлен наиболее ярко и выразительно, составляет важнейший аспект актуальности данного исследования.

В современной Корее существует потребность в освоении опыта западноевропейской и русской духовной культуры, в частности классического танца. Это стало возможно благодаря глубоким структурным преобразованиям, охватившим в XX веке все стороны жизни общества, сделавшим корейскую культуру более восприимчивой и открытой. В Корее, обладающей собственными традициями танцевального искусства, в настоящее время велик интерес к европейской хореографии; классический танец -искусство относительно молодое для Кореи - пользуется большой популярностью. Изучение классического танца как явления русской и, в частности, петербургской культуры имеет для Кореи большое значение в силу ставшим особенно интенсивными в последние годы культурным контактам с Россией, в том числе и в области хореографического искусства.

Классический танец зародился как явление европейской художественной культуры Нового времени в сфере аристократии того времени и развивался в дальнейшем в связи с общей эволюцией европейской, а в XX веке и неевропейской (в том числе американской и др.) культур. Он представляет собою целостную систему, появление которой во многом стало плодом культурного взаимодействия России и ряда стран Западной Европы (в первую очередь Франции и Италии) в ХУШ - начала XX века. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особенный художественно - выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Сам термин «классический танец» возник в России в конце XIX века в результате выделения некоторых видов сценического танца. Введение термина было призвано выявить приоритетное значение данного вида танца в балете. Классический танец, возникший в определенном историческом и социально - культурном контексте, как явление элитарно - аристократической культуры вышел впоследствии из этих узких социальных рамок, оставив за собою, прежде всего, функцию структурной основы синтеза искусств в балете.

Нельзя переоценить также его значение и для развития богатства всех направлений современной танцевальной культуры. Классический танец в своей системе формирует столь совершенные моторные навыки, что при овладении ими открывается свободный выбор поведенческих движений и их сочетаний. Движение предстает в нем в своем высшем, идеальном воплощении, оно лишено случайных элементов и бытовых проявлений. Рассмотрение классического танца как целостного культурного феномена открывает возможности более полного постижения его художественно-творческих возможностей.

Классический танец в основных моментах его развития, в его стилевых особенностях - яркий культурный феномен, востребованный в современном мире. Вместе с тем, ныне он является одним из самых дискуссионных явлений. Развитие современного танцевального искусства идет непростыми путями, отражая общую картину эволюции художественной культуры ушедшего столетия. Уже на рубеже XIX и XX веков с появлением хореографического авангарда в театрально-танцевальной культуре разных стран наметилась тенденция к переоценке ценностей, к отказу от классических традиций. С этих позиций академический танец стал рассматриваться только как «наследие», а классический балет как своеобразный «музей» танца. Вследствие этого в XX веке остро встал вопрос о выразительных возможностях присущего ему художественного языка, о его роли в системе художественной культуры в целом. Однако, несмотря на общий кризис классического искусства, система классического танца, возникшая в определенных исторических и социально - культурных условиях, продолжила свое существование, оставив за собой функцию воплощения категорий возвышенного, поэтического и прекрасного в хореографическом искусстве. Балетный классицизм, в основе которого лежит эта система, продолжает сохранять свое значение как одно из воплощений ценностей гуманистической культуры, ориентированной на освоение античного и общеевропейского наследия и формирование на этой основе духовно богатой личности. Поэтому данный ракурс изучения классического танца также представляется чрезвычайно актуальным.

Россия ныне является одной из немногих стран, где бережно сохранены и развиваются традиции танцевальной классики, явившиеся в свою очередь плодом более, чем двухсотлетней истории освоения и эволюции европейского опыта на ниве русской культуры. Результатом культурного взаимодействия России и ряда стран Западной Европы (в первую очередь Франции и Италии) в «петербургский» период истории русской культуры стало появление академической школы, получившей признание во всем мире. Феномен художественной культуры, привитый благодаря процессу европеизации всех граней русской жизни, и сумевший обрести в силу уникальных социально - культурных условий новые возможности для дальнейшего развития, классический танец занял видное место в иерархии культурных ценностей Петербурга. Классический танец в России стал ярким символом культурного диалога с Европой, открывшегося с началом петровских преобразований. Опираясь на талантливость русских исполнителей, западно-европейские хореографы на протяжении более полутора веков шлифовали и разрабатывали его в России. Процесс развития изобразительно - выразительных средств классического танца в России проходил через различные этапы, сопровождавшиеся становлением собственной его школы, которая заняла к концу XIX века передовое место в мире. В русле формирования национальной традиции классического танца Петербургу принадлежит особая роль. В XX веке балет воспринимался как искусство с русскими, а точнее петербургскими корнями.

Особая культурная атмосфера Петербурга во многом обусловила самобытный стиль сформировавшейся здесь в ХУШ - начале XX века школы классического танца. Балет в свою очередь стал важнейшей частью культурной ауры Петербурга.

На протяжении почти двух столетий в Петербурге складывалось балетное образование, формировались его традиции, во многом сохраняющие свое исключительное значение в развитии мировой культуры танца и сейчас. Старейшая в России петербургская балетная школа является национальной культурной ценностью, зримым символом высших достижений хореографического искусства. В свете вышесказанного осмысление культурных и творческих традиций классического танца в пространстве петербургской культуры представляется особо актуальным.

Объектом диссертационного исследования является классический танец как феномен культуры.

Предмет исследования - классический танец в контексте культуры Петербурга ХУШ - начала XX веков.

Цель работы: исследовать характерные особенности и историческую эволюцию системы классического танца в культурном пространстве Петербурга ХУШ - начала XX веков.

Данная цель определяет следующие задачи исследования:

- осуществить культурологический анализ феноменологии классического танца;

- выявить стилистические особенности художественно - творческого языка классического танца в русле традиций русской академической школы;

- показать генезис и историческую эволюцию классического танца в «петербургский» период истории русской культуры в контексте культурного диалога России и европейских стран (Франции, Италии); рассмотреть важнейшие исторические этапы становления и развития, провести культурно - исторический анализ петербургского балетного образования в период ХУШ - XX вв.

Степень разработанности проблемы: В России за последние 100 лет было опубликовано большое число многообразных материалов по балету: книги К.А. Скальковского, В.Я. Светлова, труды по истории балета С.Н. Худекова, А. Плещеева, публикации в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Солнце России» и других иллюстрированных изданиях. Одним из ведущих критиков дореволюционной России был А.Я. Левинсон. После революции в разных странах вышли книги С.М. Лифаря, М.М. Фокина, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского, Л.Ф.Мясина и других деятелей русского балета, оказавшихся в эмиграции. В Советском Союзе также было опубликовано немало работ по различным аспектам изучения балетной классики. Многократно издавалась книга А.Я. Вагановой, а также разнообразные учебные пособия и материалы по классической хореографии. Среди искусствоведческих и исторических следует назвать публикации A.A. Гвоздева, Б.В. Асафьева, И.И. Соллертинского, А.Г. Мовшенсона, Ф.В. Лопухова, Ю.И. Слонимского, П. Карпа, Н.И. Эльяша, Б.Львова - Анохина и других авторов. Фундаментальные исследования по истории балета принадлежат В.М. Красовской. В последние годы были опубликованы мемуары М.И. Петита, М.Ф. Кшесинской, С.Л. Григорьева, Б.Ф. Нижинской и прочих. В Корее в настоящее время почти нет литературы, посвященной классическому танцу. Редкое исключение составляют переводные издания, в основном англоязычных авторов по истории хореографии, в них, как правило, отмечается выдающаяся роль русской традищш в развитии мирового искусства танца. В последние годы в Англии, США, Франции вышел ряд искусствоведческих работ, в которые включены разделы по русскому балету. Охватывая весь этот массив литературы, следует констатировать, что в большинстве изданий проблема осмысления русского классического танца находится в русле искусствоведческих и исторических изысканий. Его сущность как особого культурного явления отражена неполно, либо затрагивается фрагментарно. Особняком среди работ прошлых лет стоят труды А.Л. Волынского . На рубеже веков XIX и XX веков он одним из первых приблизился к осмыслению классического танца как особого культурного феномена. Удачной попыткой историко-культурного анализа природы и сущности классического танца является написанная ранее и изданная в 1987г. книга Л.Д. Блок «Классический танец: история и современность». О возросшем в последние годы интересе к различным теоретическим проблемам балетного искусства свидетельствуют материалы, публикуемые в Вестнике Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, а также появление ряда диссертационных работ: Кульвера А. Пресли «Русский балет как феномен духовности», Т.И. Головиной «Мемуары как источник культурологического исследования (на примере балетных мемуаров)», Н.Р. Смирновой «Русская школа классического танца. Период становления» и др. Стремлением ввести балет в общий контекст истории русской культуры отмечены труды Ю.И. Слонимского «Балетные строки Пушкина», Н.И. Эльяша «Пушкин и балетный театр», статья O.A. Петрова «Балет в русском искусстве второй половины XIX века» (Вестник АРБ им.А.Я. Вагановой 1995. № 4).

В преддверии празднования трехсотлетнего юбилея возрастает количество книг и статей, освещающих различные грани истории культуры Петербурга. Среди них следует особо выделить целостное фундаментальное исследование М.С. Кагана «Град Петров в истории русской культуры».

Однако, несмотря на наличие этих многочисленных изданий, до сих пор нет еще работы, посвященной комплексному историко-культурному анализу классического танца в контексте петербургской культуры XYIII - нач. ХХвв. Это определило проблемное поле данного исследования.

Методологические основы и методы исследования. В качестве основной теоретической парадигмы исследования используется культурологический подход; он включает в себя историографический, историко-культурный, философско-теоретический методы; в работе использована также междисциплинарная методология с привлечением элементов искусствоведческого и семиотического анализа.

Методологическую базу исследования составили труды видных теоретиков - культурологов, историков культуры: С.Н. Артановского, С.Н.

Иконниковой, М.С. Кагана и других; теоретико -методологические исследования художественной культуры и ее аспектов С.Т. Махлиной, Л.М. Мосоловой; работы исследователей культуры Петербурга: Н.П. Анциферова, Ю.М.Лотмана, М.С. Кагана; труды по истории и теории классического танца А.Л. Волынского, Л.Д. Блок, В.М. Красовской; историко - культурные исследования частного и общего характера.

Источниковую и исследовательскую базу работы составили: произведения балетного искусства, отражающие принципы петербургской классической школы, иконографические материалы, архивные материалы по истории петербургского балета и балетного образования в Росси.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классический танец - исторически сложившаяся в европейском театре танцевальная система - являет собою многогранный культурный феномен, востребованный в современном мире. В художественной культуре классический танец предстает и как форма духовного наследия, и как технологическая база поэтики многообразных жанров танцевального искусства. Его художественно-творческий язык, основанный на «огранке» пластики и движений особыми культурными нормами, с наибольшей полнотой способствует воплощению символическим языком танца возвышенных устремлений человеческого духа, идеальных ценностей культуры.

2. Классический танец интернационален по сути, но способен к национальному осмыслению. Отличительной особенностью и важнейшим художественно-творческим принципом русской школы классического танца являются не только техническое совершенство, но особая одухотворенность, содержательность, выразительность.

3. Перенесенный в начале ХУШ в. на почву имперской столицы -Петербурга - как символ «европейскости» и аристократизма, классический танец развился в России на основе культурного диалога с зарубежными странами (прежде всего Францией и Италией) в национальную школу, получившую к концу XIX столетия международное признание.

4. Особая культурная атмосфера Петербурга, высокий статус классицистического искусства в его культурном континууме способствовали на протяжении двух веков формированию уникального стиля петербургской школы классического танца, имевшей приоритетное значение как для России, так и для развития всего мирового балета в XX столетии.

5. Культурные и творческие традиции петербургского хореографического образования, складывавшегося на протяжении ХУШ - нач. XX веков, представляют собою целостное уникальное явление, во многом определившее в XX веке развитие мировой культуры танца.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы при изучении истории и теории классического танца, учитывая особенно недостаточность такого рода работ в Корее; полученные результаты могут быть включены в содержание университетских курсов по истории балета, русской и мировой художественной культуры, культуры Петербурга, а также спецкурсов по проблемам классической хореографии, что должно сказаться самым благотворным образом на развитии образования и хореографической культуры в Корее. Самостоятельное научно - практическое значение имеет представленная в работе библиография.

Научную новизну исследования обусловило применение комплексного междисциплинарного подхода в изучении классического танца рассмотрение в работе классического танца как особого культурного феномена, представляющего собою как форму духовного наследия, так и как целостную художественную систему, составляющую основу поэтики современного искусства танца; выявление характерологических особенностей системы классического танца сквозь призму комплексного историко - культурного и теоретике -эстетического анализа; показ становления и эволюции основных принципов и характерологических черт системы классического танца в «петербургский период» истории русской культуры в контексте диалогических процессов развития русской и европейской культур.

Основная гипотеза исследования. Международная привлекательность петербургской школы классического танца как основы технического мастерства и поэтики современного танцевального искусства, ее ценность как неотъемлемой части духовного наследия обусловлены богатством творческих традиций, сформировавшихся в контексте культуры Петербурга Х¥Ш - начала XX веков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Юн Ен Сон

Заключение

Классический танец в его основных исторических моментах развития, его стилевых особенностях - яркий культурный феномен, который в наши дни востребован в современном мире. Вместе с тем, классический танец - оно из самых дискуссионных явлений в художественной культуре. С появлением танца модерн в начале XX века и он стал утрачивать свое главенствующее значение на сценах мира. С позиций танцевального авангарда систему классического танца стали расценивать как устаревшую и косную, а классическую хореографию стали рассматривать как своеобразный «музей» танца.

Вопрос о природе условного языка классического танца, о его выразительных возможностях необходимо анализировать в контексте функций танца в культуре в целом. Условность языка танца формируется в определенном социально - культурном контексте. У многих народов мира появление отвлеченных, условных танцевальных движений является своеобразным «ответом» на анти-бытовую, исключительную по своему значению ситуацию, в которой рождается танец. Такой танец в большинстве случаев был связан с ритуалом, стремлением выразить посредством его возвышенное и героическое. Танец со сложными «наученными» движениями, требующими особых «неестественных» положений (выворотность, пуанты), являл собою воплощение культурных норм. Классический танец, в отличие от народного, не возвращал человека в «лоно природы», а наоборот, подчеркивал его стремление выйти за пределы земного, через культурно «ограненные» формы движений воплотить торжество высокого человеческого духа. В отличие от оргиастических танцев с их стихийной : природой чувств, классический танец - это танец, где чувство ограниченно ! культурными нормами. Начиная с античного мира, «высоким» танцам отводилась роль средства демонстрации нравственного идеала. Впоследствии подобное понимание функций танца было воспринято европейской классицистической культурой. На классическом танце в меньшей степени отразился общий кризис европейского классицизма. Он продолжил свое существование в качестве структурной основы синтеза искусств в хореографическом спектакле. За ним сохранилась функция воплощения возвышенного и прекрасного в балете.

Классический танец возник в определенном социо-культурном контексте. Он долгое время был воплощением "элитарных" форм в искусстве, предназначенных для узкого круга посвященных (первоначально - аристократов, стоявших на самой вершине социальной пирамиды). Его специфический язык должен был воплощать идею высокого вкуса, благородства в отличие от "низкого" жанра простонародного бытового танца. Долгое время балет был искусством сословным. Но в современных социо-культурных условиях классический танец сохраняет свое значение, поскольку его язык с наибольшей полнотой способен выразить вечные ценности: прекрасное, возвышенное, героическое и т.п. Духовный элемент имеет важнейшее значение в классическом танце. Однако, следует учитывать, что никакое его движение не может быть названо специфически духовным. Идея духовности, воплощающейся во вне через танец является ключевой для А.Волынского, который вводит понятие "аперцепция". Возвышенность, воплощение духовности в символических формах танца - это отличительная черта классического балета, выносящего за скобки все, что связывает его с миром обыденности. Его цель - выйти за пределы жизни здесь и сейчас, перенестись в сферу торжества идеала, горения духа, обретения высших ценностей и смыслов. Он есть носитель героической воли. В этом стремление к высшим ценностям состоит непреходящее значение классического танца. В русском балете во всей полноте воплотилось противостояние быту (как некой приземленности). В нем культивировалось стремление к высоте, художественный символизм, трансцендентальность.

Русская балетная школа является не только национальной, но и общемировой культурной ценностью. Показать историю русской классической школы в ее основных моментах ее исторического развития, в ее стилевых особенностях - значит приблизиться к пониманию тех сложных путей, которыми идет развитие искусства. Вопрос о характерологических и стилистических особенностях русской школы классического танца является дискуссионным. Классический танец в своем генезисе - явление интернациональное. Так же как и другие, например, английская, возникшая на принципах французской, итальянской и позже — русской школ. Классический танец - амальгама этих важнейших школ. Вместе с тем, каждая школа имеет свою особую стилистику, обусловленную историческими особенностями культуры, духовными и физическими особенностями исполнителей. Отличительной чертой русского классического танца являются содержательность, выразительность, одухотворенность, строгая, сдержанная и одновременно мягкая манера. Петербургская манера классического танца -особо строгая, академичная. Для овладения этой стилистикой необходимы определенные задатки и навыки, которые являются как воплощением особого дара артиста, так и результатом научения. Наряду с тем, что, русская школа классического танца всегда уделяла существенное значение техническому совершенству исполнения, она в своих лучших проявлениях стремилась привить артистам балета представление о важности содержательного движения. Одухотворенность, содержательность танца как основа создания художественного образа в балете - вот те ориентиры, которыми руководствовались ведущие мастера русской школы классической хореографии.

Санкт - Петербург стал «гением места» русского классического балета. Общий стиль петербургской культуры ХУШ - нач. XX вв. оказал несомненное влияние на стилистику петербургской школы классического танца, отмеченную особой четкостью, ясностью, академизмом. Класеический танец стал зримым воплощением высоких, элитарных форм петербургской культуры. Диалогическая природа культуры Петербурга оказала непосредственное влияние на становление классического танца в России. Русская (петербургская) школа классического танца стала плодом совместных творческих усилий иностранных балетмейстеров и талантливых русских исполнителей. Петербургская школа классического танца всегда была ориентирована на лучшие европейские достижения, что стало возможно вследствие столичного статуса петербургских театров. В Петербурге, начиная с момента зарождения балета в XYIII в. работали европейские знаменитости, выступали звезды европейской балетной сцены. В течение 170 лет иностранцы руководили балетом; они считались непревзойденными специалистами и творцами танцевального искусства. И если Ланде был основоположником хореографии в России, а Канциани и Лашук - выдающимися педагогами классического танца; если Дидло и Перро поражали своими талантами постановщиков, а Петипа - умелым управлением балетной труппой и множеством созданных им прекрасных хореографических картин, то Энрико Чеккетти - непревзойденный представитель итальянской школы танца, учитель и наставник многих выдающихся танцовщиков и танцовщиц, как бы завершил дело, начатое Ж.Б.Ланде. В результате сложного процесса взаимовлияний за полтора столетия создалась особая петербургская школа классического танца. Она прошла длительный путь эволюции. Школа классического танца, зародившаяся в Петербурге, как следствие культурного диалога с Европой, стала в конце XIX - начале XX века лучшей в Европе. Она не была застывшей, косной системой. На ее основе шло дальнейшее развитие хореографического искусства, что нашло свое блестящее воплощение в начале XX века в новаторском творчестве М.Фокина и А.Павловой, Т.Карсавиной . Балетное образование в Петербурге зародилось, исходя из потребностей придворной жизни, неотъемлемой частью которой были бальные танцы и балетные спектакли. В ХУШ веке балетное образование было в стадии зарождения. Его развитию способствовали ведущие европейские мастера: Ж.Б.Ланде, Гельфердинг и другие. В развитии школы были различные этапы, подъемы, как правило были связаны с деятельностью выдающихся преподавателей, как, например, Дидло.

За почти двухсотлетнюю дореволюционную историю балетной школы она прошло длительный путь развития. За это время произошли существенные изменения как в системе преподавания, так и в изменении статуса школы и самих учащихся. Если в ХУШ «лицедейство» считалось «Подлым» занятием, то в дальнейшем в связи с общей демократизацией русской жизни, начиная со второй половины XIX, и особенно к началу XX века звание артиста стало знаком принадлежности к творческой интеллигенции. Особое положение имели артисты императорских театров. Это накладывало отпечаток на личность выпускников балетной школы, готовившей артистов, прежде всего для императорской сцены. В жизни школы, тесно связанной с жизнью Императорского двора, сохранялись многие пережитки прошлого, она вплоть до конца XX века была подвержена многим привычкам прошлого. Однако, несмотря на многие издержки в повседневной жизни школы и в системе преподавания, она выполняла свою миссию - готовить кадры балетных артистов, во второй половине XIX века балетное образование в Петербурге стало лучшим в Европе. Постепенно, к концу XIX века театральная школа приблизилась к тому, чем она должна была собственно быть - к балетному училищу. Усилиями талантливых педагогов была создана система профессиональной подготовки артистов балета. Преподавание классического танца строилось, исходя из лучших отечественных традиций и с учетом международных достижений. Под влиянием передовых идей времени перестраивалась вся образовательная система, нацеленная на высокий уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки. Изменилась повседневная жизнь школы. К началу XX века она стала престижным учебным заведением, в которое стремились поступить дети из различных слоев общества.

В системе преподавания классического танца также проявились новаторские тенденции, связанные с педагогической деятельностью М.Фокина. Однако ценность системы преподавания была обусловлена, прежде всего преемственностью и устойчивостью традиции, опиравшейся на лучшие отечественные и зарубежные достижения в хореографической педагогике.

Таким образом, к началу XX века в Петербургском балетном училище был заложен прочный фундамент для лучшего в мире балетного образования, дальнейшее развитие которого продолжается и ныне.

Русский балет, сложившийся в Петербурге в ХУШ - начале XX веков, является значительной культурной ценностью в контексте хореографии других народов мира, в частности, в Корее.

В наше время не только Россия или страны европейской культуры ( в ширком смысле) находятся в сфере воздействия лучших образцов русской классической хореографии, но в нее постелено втягиваются и многие неевропйские страны, в частности Корея. В обстановке все более глобальных и интенсивных мирвых соношений народы мира испытывают потребность дополнить собтвенные культурные традиции духовными ценностями других народов. В диссертации петербургский классический танец, явление интренациональное по сути, но национально осмысленное, показан как дар русской культуры человечеству.

Заполение информационного вакума, который по данному вопросу налицо в современной Корее, подача исторического материал по русскому клссическому танцу в том виде, в котором он может быть представлены наиболее ярко и выразительно - вот то, что составляет основное звено данного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Юн Ен Сон, 2001 год

1.Авсеенко В.Н. История города Санкт - Петербурга в лицах и картинках. 1703 - 1903 / В.Н. Авсеенко. - СПб., 1993. - 239 с.

2. Анциферов Н.П. «Непостижимый город. »Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. /Н.П.Анциферов; сост. М.Б. Вербловская. СПб.: Лениздат, 1991 - 335 с.

3. А.К. и В.О. -Кшесинская М.Ф. Очерк. /А.К. иВ.О. Спб., 1900

4. А.М. О Нижинском. /А.М.//Еженедельник Петроградских Госактеат-• ров. 1922. -№ 9.

5. А.П. В память сто-летия Гольца./А.П. - СПб., 1872

6. А.Ч. Варвара Николаевна Асенкова. Очерк. /А.Ч.//Ежегодник императорских театров. Сезон 1895 - 1896.: Прилож. Кн.2, 3

7. Акт в театральном училище. /Театр и искусство. 1910, № 23

8. Алексеев. Воспоминания артиста. / Алексеев//Артист. М., 1894

9. Альберт Г.Г. Александр Пушкин. Школа классического танца./Г.Г. Альберт; М.: Артист. Режиссер. Театр., 1996. 253 с.

10. Альберт Г.Г. Ленинградская школа мужского классического танца. /Г.Г. Альберт; ЛГИТМИК. Автореф. дис.канд.искусствоведения. - Л., 1985. -18с.

11. Альберт Н. Балет Мариинскго театра: вчера, сегодня, XX век. / Н. Альберт СПб.: СПбГУП, 1997. -48 с.

12. Арапов П. Летопись русского театра. / П. Арапов; СПб., 1861

13. Аркина Н.Е. Язык танца. / Н.Е. Аркина; М.: Знание, 1975 2 5 с.

14. Архангельский А. С. Русский театр ХУП в. /А.С.Архангельский// Русское обозрение. 1895. - Вып. 5,6,7.

15. Асафьев Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. /БВ.Асафьев; сост., вст.ст и комм. А.Н. Дмитриева. Л.: Музыка., Лен.отд., 1974. - 296 с.

16. Асенкова А.Е. Картины прошедшего. Записки русской артистки. /А.Е. Асенкова //Музыкальный и театральный вестник. 1857., № 36 - 51

17. Баженов А. Статьи./ А. Баженов; М. 1896. - 206 с.

18. Балет: Энциклопедия / гл.ред. Ю.Н. Григорович. М.: Сов. Энциклопедия, 1981.-625 с.

19. Балет: Ежемесячный литературно художественный журнал для любителей изящного. - Спб.: Ю.И. Морозов, 1907.- т.1.- 55 с.

20. Балет и эстетика. Спб.: тип.В.Н.Курочкина, 1896.- 45 с.

21. Балет Петербурга Петрограда - Лениграда.: Из фондов Ленинградского гос.музея театрального и музыкального искусства/ кат. ред. и сост. Н.И. Метелица.- Л., 1989. - 64 с.

22. Балетный мирок. Живые картинки. Материал для характеристики наших нравов. СПб., 1870 - 237 с.

23. Барышникова Т. Азбука хореографии. Т.Барышникова; М.: Айрес -Пресс.: Рольф, 1999. 262 с.

24. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Уч.пос. ЯО.А. Бахрушин. -М.: Просвещение, 1977. 287 с.

25. Бенуа А. Беседа о балете/ А.Бенуа : Театр. СПб.: Шиповник, 1908. - 45 с.

26. Бенуа А. Возникновение «Мира искусства» / А.Бенуа. Л.: Акад.истор.мат.культуры, 1928. - 275 с.

27. Бенуа А. Воспоминания о балете /А.Бенуа // Русские записки, 1939, XX -XXI.-с. 83-120

28. Бенуа А. Русские спектакли в Париже. «Жар Птица». / А.Бенуа // Речь, 1910, 18 июля.

29. Барышникова Т.К. Азбука хореографии: методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школы и студий. /Т.К.Барышкникова. СПб.: РЕСПЕКС: ЛЮКСИ., 1996.-252 с.:илл.

30. Беспалов В. Театры в дни революции 1917 г. / В. Беспалов- Л.: Академия, 1927. -128 с.

31. Биографическая справка о Ж.Ж. Перро. // Ежегодник императорских театров. 1892-1893.

32. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. /Л.Д. Блок; вст.ст. В.Н.М. Гаевского. -М.: Искусство, 1987. 556 е.: илл.

33. Блох Г.А. К.А. Кавос. / А.Г. Блох // Ежегодник императорских театров.-1896 1897. -прилож., кн.2.

34. Боборыкин П. Снеткова, Брошель, Струйская /П.Боборыкин // Артист. -1890,-№11.

35. Божерянов Н. Карпов Н. Иллюстрированная история русского театра XIX вв. / Н.Божерянов, Н. Карпов. СПб., 1903. - т. 1.- 306 с.

36. Булгарин Ф. Русская Талия на 1825 г.

37. Булгарин Ф. Русская Талия на 1842 г.

38. Булгарин Ф. Воспоминания / Ф. Булгарин. СПб.: М.Д. Ольхин, 1948. -Ч. П.-271 с.

39. Булгарин Ф. Театральные воспоминания моей юности // Пантеон. СПб., 1840. -КН.1.- 107 с.

40. Булгарин Ф. Панорамический взгляд на современное состояние теат-ра./Ф. Булгарин // Репертуар. СПб., 1840. -т.П.

41. Булгарин Ф. Театральные воспоминания. / Ф. Булгарин// Пантеон. СПб., 1860.-270 с.

42. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Уч. / А.Я. Ваганова ; 5-е изд. Л.: Искусство. Лен.отд., 1980. - 191 с.

43. Ваганова А.Я. Основы классического танца. /А.Я. Ваганова; вст. Ст.И.И. Соллертинского. Классич. танец и его теория. Гихл. : Лен.отд., 1934. -192 с.

44. Вазем Е.О. Записки балерины Санкт Петербургского большого театра. 1867 - 1884. / O.E. Вазем . Л.: Искусство, 1937. - 244 с.

45. Ванслов В.В. Статьи о балете: музыкально эстетические проблемы балета /В. Ванслов. - Л.: Музыка. Лен. отд., 1986.- 191 с.

46. Варнеке Б.В. Из истории русского театра в начале ХУШ вв. /Б.В. Вар-неке. Казань, 1905. - 360 с.

47. Варнеке Б.В. Русский актер ХУШ века о театре. /Б.В. Варнеке// Библиотека театра и искусства. 1901. - № 4-5.

48. Вестник Академии русского балета им.А.Я. Вагановой. СПб., 1995. -63 с.

49. Вестник Академии Русского Балета им.А.Я.Вагановой. СПб. Вып. IX. 2000. 85 с.

50. Вигель Ф.Ф. Записки / Ф.Ф. Вигель // Русский архив. 1891 - 1893. -ч.1 -7.

51. Витберг Ф. Материалы для истории театральных зрелищ и публичных увеселений в России /Ф. Витберг// Ежегодник императорских театров. -1895- 1896.-кн.З.

52. Волконский С. Фижмы/ С.Волконский// Мои воспоминания. Т.2. М.:Искусство, 1992, с. 159 175.

53. Волынский А. Книга ликований. Азбука классического танца /А. Волынский . М.: Артист. Режиссер. Театр., 1992. - 297 с.

54. Вольф А. Хроника петербургских театров/ А. Вольф. СПб., 1887. -156 с.

55. Воспоминания о выпуске танцовщиц из театрального училища // Репер-туар русского театра. 1840. - кн. 9.

56. Воспоминания артиста императорских театров Т.А. Стуколкина, записанные А.Вальбергом. // Артист. 1895. - № 45 - 46. - кн. 1 - 2.

57. Воспоминания об «Обществе танцоров поневоле, писанные одним из членов оного: Сб. старинных бумаг, хранящихся в музее П.И. Щукина. 10 часть.-М., 1912.-С. 153 и след.

58. Всеволодский В. (Генгросс) История театрального образования в России. /В. Всеволодский (Генгросс). СПб.: Дирекц.имп. театров., 1913,- 463 с.

59. Всеволодский В. (Генгросс) Указатель материалов по истории театра в России ХУП ХУШ вв.: Сб. историко - театральной секции. /В.Всеволодский (Генгросс). - Пг., 1918. - 156 с.

60. Всеволодский В. (Генгросс) Театр в России в эпоху Отечественной войны./ В. Всеволодский (Генгросс). СПб., 1912. - 306 с.

61. Всеволодский В. (Генгросс) История русского театра. JI.-M.: Tea- кино печати., 1929. - Т. 1 -2.

62. Габович М.М. Душой исполненный полет (об искусстве балета) /М.М. Габович. М.: Молодая гвардия., 1966.- 173 с.

63. Гаевский В.М. Дивертисмент: судьбы классического балета. /В.М.Гаевский. М.: Искусство, 1981.- 378 с.

64. Георги И.Г. Описания .столичного города Санкт Петербурга. Императорское театральное училище. / И.Г. Георги. - СПб., 1794. - Ч.П.

65. Глушковский А. О Дидло. / А.О. Глушковский // Пантеон за 1851 г.

66. Головина Т.И. Ольга Спесивцева: взгляд из настоящего. / Т.И.Головина. //Наука и культура русского зарубежья: Материалы международ.конф., СПбГАК, 1998. С. -248-253.

67. Головина Т.И. Мемуары как источник культурологического исследования ( на примере балетных мемуаров). / Т.И. Головина. Автореф.канд.дисс. .канд.культурологии. СПбГАК, Спб., 1998,- 22 с.

68. Гордин A.M., Гордин М.А. Пушкинский век: панорама столичной жизни./A.M. Гордин , М.А. Гордин. СПб.: Пушкинский фонд. - 1995. - 414 с. (Былой Петербург).

69. Гроссман JI. Пушкин в театральных креслах /Л. Гроссман. М.-Л.: Брокгауз - Ефрон.- 1926.- 253 с.

70. Деген А. Б., Ступников И.В. Мастера танца: Материалы к истории ленинградского балета. 1917 1973 / А.Б. Деген., И.В.Ступников; Словарь -справочник. - Л.: Музыка. Лен. Отд., 1974. - 248 с.

71. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра./ Н.В. Дризен. М.,1913.-342 с.

72. Жихарев С.П. Записки современника. Дневник студента. Дневник чиновника. / С.П. Жихарев; под ред. С .Я. Страйха.- М.-Л.: Академия, 1934.-Т.1-2.

73. Захаров Р. Искусство балетмейстера/ Р.Захаров. М.: Искусство, 1984.- 348 с.

74. Зосимовский В.А. Библиографический справочник по хореографии / В.А. Зосимовский. -М.:Прогресс, 1959. -96 с.

75. Зотов В.Р. Петербург в 40- х годах. /В.Р. Зотов// Исторический вестник.- 1890.

76. Зотов Р. Воспоминания о русском театре /Р. Зотов // Репертуар. 1840-Т.1.

77. Зотов Р. Театральные воспоминания: Автобиографические записки /Р.Зотов. -СПб., 1859,- 158 с.

78. Иванов И.Н. М. Фокин./ Н.И.Иванов. Пг., 1923.- 95 с.

79. Иванов И. Н. М.И. Петипа ( 1822 1922)./ Н.И. Иванов. - Пг., 1922,- 105 с.

80. Ивлева Л.Д. Библиографический аннотированный указатель статей из журналов «Советский балет» и «Балет» за 1981- 1995./ Л.Д. Ивлева. Челябинск.: Челяб.гос.инст. иск. и культ., 1998. - 161 с.

81. Игривые мотивы. /Художественный альбом. Прилож. к журналу «Стрекоза» СПб.: типо-литогр.Д.Ф.Долин, 1905.-45 с.

82. История русского театра. / под ред. В.В.Каллаша и Н.Е. Эфроса.- М.,1914.-452 с.

83. Казарова Т. Специфика образности в хореографическом искусстве/ Т. Казарова. Автореф дис. .канд.филос. наук. МГУ-М. - 1969,- 23 с.

84. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. / М.С.Каган. -СПб.: Славия, 1996.-476 с.

85. Карминская Скудина Г.С. Балет / Г.С. Карминская - Скудина. - М.: Музгиз, I960.- 62 с.

86. Карп П. О балете./ П.Карп. М.: Искусство, 1967. - 227 с.

87. Карп П. М. Балет и драма./ П.М.Карп. Автореф.дис.докт.иск. ЛГИТ-МИК. - Л., 1981.-35 с.

88. Карп Поэль. Младшая муза: Книга о балете./ Поэль Карп. М.: Детская литература, 1986. - 186 с.

89. Карсавина Т.П. Театральная улица: Воспоминания./ Т.П. Карсавина; пер.с анг. Л.: Искусство, 1971,- 247 с.

90. Кириллов А.П. Языковый аспект художественно образной природы танцевального движения/ А.П. Кириллов. Автореф дисс. канд.иск. ГИ-ТИС-М., 1988,- 18 с.

91. Классики хореографии.: Сб./ отв. ред. Е. И. Чесноков. Л.-М.: Искусство, 1968 .

92. Классический танец: практические уроки для студентов отделения хореографии: методич.пособие./ СПбГАК., 1995 35 с.

93. Князев Г.М. Основы эстетики в приложении к балетному искусству. / Г.М. Князев. СПб., 1912. - 23 с.

94. Колюпанов Н.П. Очерк истории русского театра до 1812 год./ Н.П. Ко-люпанов // Русская мысль. 1889.- № 5, 6, 7.

95. Кони Ф. Русский театр, его судьбы и история / Ф. Кони // Русская сцена. 1864.-№2, 3, 6, 8.

96. Королева Э.А. Танец и художественная культура. От возникновения человечества до первых великих цивилизаций./ Э.А. Королева Э.А. Минск, 1997,- 188 с.

97. Костровицкая B.C., Писарев A.A. Школа классического танца: Уч.пос. / В.С.Костровицкая. Л.: Акад.хореогр. им.А.Я.Вагановой, 1986.- 260 с.

98. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в./В.М.Красовская,- JI.-M.: Искусство. 1958.-309 с.

99. Красовская В.М. История русского балета: Уч.пос./ В.Н.Красовская. -Л.:Искусство. Ленинградск.отд., 1978.- 231 с.

100. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX вв./ В.М.Красовская. Л.: Искусство. Ленинградск.отд., 1972,- 456 с.

101. Красовская В.М. Статьи о балете. / В.Н. Красовская. Л.: Искусство. » Лен.отд., 1967,- 340 с.

102. Красовская В.М. Страницы жизни русской танцовщицы./ В.М.Красовская. Л.- Искусство, 1965. - 219 с.

103. Кремлевская Г.Д. А.Я.Ваганова./ Г.Д. Кремшевская. Л. : Искусство, 1981.-137 с.

104. Кузнецова Т.Н. Индивидуальный стиль деятельности педагога хореографа и его формирование./ Т.Н. Кузнецова. - Автореф. дисс. канд.пед.наук.- Нижн.Новгород., 1992.- 22 с.

105. Кульевер В. Пресли. Русский балет как феномен духовности. / В. Ку-ливер. Автореф. дис. канд. иск.- СПб.Гос.консерватор. - Спб., 1995. -23 с.

106. Кусков И. Танцовальный учитель. -/И.Кусков. СПб., 1794.

107. Кшесинская М.Ф. Воспоминания./ М.Ф. Кшесинская. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 413 с.

108. Левинсон А. О старом и новом балете/ А. Левинсон // Ежегодник императорских театров.-1913,- Вып.1.

109. Левинсон А. Балеты Нижинского (Священная весна. Игры)/ А. Левинсон // Маски. 1913 - 1914 . - № 4.

110. Левинсон А.Я. .Мастера балета: Очерки истории и теории танца./ А.Я.Левинсон. СПб.: И.В.Соловьев, 1914 (на обл.1915).- 132 с.

111. Легат (братья Н. И С.) Русский балет в карикатурах. 1902,- Вып. 1.

112. Ливанова Т. Русская музыкальная культура ХУШ века в ее связях с литературой театром и бытом., Т.Ливанова. М.: Госмузидат, 1953. - Т.1 -359; Т.2- 385 с.

113. Лифарь С. Танец. Основные течения академического танца./ С. Ли-фарь. -Париж, 1937. -207 с.

114. Ломачевский А. Воспоминания о Красносельском театре. / А.Ломачевский // Столица и усадьба. -1914., №12-13.

115. Лонгинов М.Н. Обер. Из петербургских воспоминаний 1840-х годов. М.Н. Лонгинов // Русская старина. 1877. - Т.Х1.

116. Лонгинов М.Н. Русский театр в Петрограде и Москве./ Н.М. Лонгинов : Сборн.отд. русск. Словесн. Имп. Акад. Наук. Т. XI, № 1.- 1873.

117. Лопухов Ф.В. Пути балетмейстера./ Ф.В. Лопухов; рис.П.Гончарова (Берлин) «Петрополис», 1925. 173 с.

118. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности./ Ф.В. Лопухов. М.: Искусство, 1972.- 215 с.

119. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблема семиотики города / Ю.М. Лотман // Радуга Таллин. 1991. - № 5 - с.29 - 44.

120. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин : Александра, 1992 --Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры., Ю.М. Лотман. - 1992. -479 с.

121. Материалы по истории русского балета. 200 лет. Лен.гос. хореография.училище. 1738 1938. - Лен.гос.хореогр. уч. - в 2- х кн.; илл.

122. Мессерер A.M. Уроки классического танца./ A.M. Мессерер. М.: Искусство, 1967. - 552 с.

123. Мундт Н,- К. Дидло. // Репертуар 1840.- Кн.З.

124. Музыка. Пение. - Хореография. : Теоретизир. курс автор из ир. из лож. / Моск. Экст.гуманитарн. ун -т. (Смирнова М.Л., Ходжа - Багирова Э.А.).-М.: Акад. Изд. МЭГУ, 1994. - 164 с.

125. Насилов Н. П.А. Гердт (1844 1917)./ Н. Насилов // Еженедельник Го-сактеатров. — 1922. - № 8 - 9.

126. Нелидова JI.P. Письма о балете. Письмо 1./ Л.Р.Нелидова. М.: типо-литограф. И.Н.Кушнерева, 1984.

127. Нижинская Бронислава. Ранние воспоминания. /Б.Нижинская. М.: Артист, Режиссер, Театр, 1999, - ч.1 - 348 е.; ч. 2 - 318 с.

128. Обзор сезона 1912-1913//Ежегодник императорских театров. 1913. - №36.

129. Павлова Анна. Воспоминания. /А. Павлова // Солнце России. 1912.23.

130. Панаева Авдотья (Головачева). Воспоминания. 1824 1870./ А. Панаева; под ред.К.И. Чуковского. - М.: Гос.изд.худ.лит., 1956. - 447 с.

131. Петипа М.И. Мемуары Мариуса Петипа, солиста Его императорского Величества и балетмейстера Императорских театров./ М.И.Петипа Спб., 1996.-159 с.

132. Петров O.A. Русская балетная критика к. ХУШ перв. Пол. XIX веков: (анализ основных этапов и тенденций). Автреф. дис. канд. иск.- М., 1981.-22 с.

133. Петров О. А. Из истории русской балетной критики. Зарождение балетной критики в России. ( к.ХУШ нач. XIX вв.)./ А.О. Петров. - Свердловск, 1977. -18 с.

134. Петров O.A. Балет в русском искусстве второй половины XIX века. / O.A. Петров. // Вестник Академии русского балета им.А.Я.Вагановой. -СПб., 1999.-c.8-17.

135. Петровская И. Театр и зритель российских столиц. 1895 1917./ И.Ф. Петровская. - Л., 1990.- 236 с.

136. Петровская И.Ф., Соломина В.В. Театральный Петербург. Начало ХУШ в. октябрь 1917 г.: Обозрение - путеводитель. / И.Ф. Петровская,

137. В.В.Соломина ; под общей ред.И.В.Петровской; Мин.культ.РФ, РАН. -СПб., 1994.-448 с.

138. Плещеев А. Наш балет (1673 1899). Балет в России до нач.Х1Х столетия и балет в Санкт - Петербурге до 1899 г. Александра Плещеева. 2-е доп.изд. с пред. К.А.Скальковского. - СПб.: Ф.А. Переярославцев и A.A. Плещеев, 1899. -467 с.

139. Плещеев А. А. Наш балет ( 1673 1896). Балет в России до нач. XIX столетия и балет в Петербурге до 1896. Александра Плещеева. - СПб., 1896.-391 с.

140. Плещеев A.A. М.И. Петипа. К 60 летию службы на сцене Императорских театров./A.A. Плещеев. - 1907.- 25 с.

141. Портнова Т. Артисты балета и хореографы как художники. ( Роль и значение изобразительного искусства в балетном театре k.XIX XX вв.)/Т. Портнова. - М., 1996,- 158 с.

142. Портнова Т.В. Балет в ряду пластических искусств (проблема синтеза и формальных взаимосвязей): Лекции./ Т.В. Портнова. М.: Росс.гос.академ.хореографии, 1996. - 165 с.

143. Портнова Т.В. Образы балета в русском изобразительном искусстве к. 19 н.20 в. (пробл. интерпретации и взаимосвязи искусств). Автореф. дис.канд. иск. ГИТИС. - М., 1993,- 18 с.

144. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: Сб. ст. М.: Изд.ГИТИС, 1992. - 167 с.

145. Преображенская О. Пережитое. Воспоминания./ О. Преображенская // Солнце России. 1914,-№22.

146. Пыляев М.Н. Старый Петербург.- /М.Н.Пыляев. СПб., 1884 /репринта, воспроизвел, изд.1884 : Ленинград: Титул, 1990. - 497 е./ «Репертуар и Пантеон». - 1846. - Т. 14. - Балет.

147. Рапацкая Л.А. Русское искусство ХУШ века («Рассвет на Неве»). / Л.А. Рапацкая,- М.: Просвещение. «Владос», 1995. 190 с.

148. Ромм В.М. Тысячелетия классического танца/ В.М. Ромм. Новосибирск, 1998. - 157 с.

149. Русский балет. Альбом «Солнца России» . Пг.1913.- 85 с.

150. Светлов В. Преображенская О.О. СПб., 1092.

151. Светлов В. Терпсихора/ В. Светлов. Спб. 1906.- 125 с.

152. Секрет танца/ (сост. Т.К.Васильева). СПб: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1997. - 478 с. ( книга в подарок).

153. Скальковский К.А. (Балетоман). Балет, его история и место в ряду искусств / К. А. Скальковский - СПб., 1882. - 286 с.

154. Скальковский К.А. Танцы. /К. А. Скальковский СПб., 1886. 258 с. Скальковский К. А. В театральном мире / К.А. Скальковский - СПб., 1899. -128 с.

155. Сконечная А.Д. Торжество муз: Театральная и музыкальная жизнь Москвы и Петербурга в первой половине XIX века/ А.Д. Сконечная. М.: Сов.Россия. 1989. - 192 с.

156. Слонимский Ю.И. Мастера балета. К.Дидло, Ж.Перро, А. Сен Леон, Л. Иванов, М.Петипа./Ю.И. Слонимский. -Искусство, 1937. - 285 с.

157. Слонимский Ю.И.Драматургия балетного театра XIX в. Очерки, либретто, сценарии./ ,И. Слонимский. М.: Искусство, 1977. - 343 с.

158. Слонимский Ю.И. П.И. Чайковский и балетный театр его времени./ Ю.И. Слонимский. М., 1956. - 335 с.

159. Слонимский Ю. Балетные строки Пушкина / Ю.Слонимский. Л.: Искусство, 1974. -184 с.

160. Смирнова Н.Р. Русская школа классического танца. Период становления. / Н.Р. Смирнова. Автореф. дисс. канд. иск. ГИТИС. - М., 1992,- 20 с.

161. Соллертинский И.И. Статьи о балете./ И.И. Соллертинский. JL: Музыка. Лен.отд., 1974.-208 с.

162. Соколов А. Воспоминания./ А. Соколов// «Театральный мирок» за 1892. -№ 18-22, 31, 34, 36.

163. Старинный театр в России: Сборник статей. Академия, 1923.- 265 с.

164. Столпянский П.Н. Петербург: Как возник, основался и рос Санкт -Питербурх./ П.Н. Столпянский Пг., 1918.- 240 с.

165. Столпянский П.Н. Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге./ П. Н. Столпянский; 2-е изд. Л.: Музыка. Ленингр. Отд., 1989.-223 с.

166. Танец и мы. : Альманах / Лен.гос. консерв. Им. H.A. Римского Корсакова. Балетовед.отд. - Л., 1991. - 183 с.

167. Теляковский В.А. Императорские театры и 1905 год./В.А. Теляков-ский; под ред. Е.М. Кузнецова с пред. A.A. Гвоздева. Л.: Академия, 1926,- 85 с.

168. Терпсихора. Статьи. Очерки. Заметки. Валериан Светлов. СПб., 1906.

169. Терпсихора. Альманах музыки и танцев. М., 1827.

170. Тимофеева Н.В. Мир балета: история, творчество, воспоминания./ Н.В. Тимофеева. М.: Терра, 1993. - 365 с.

171. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы./ В.Н. Топоров// Семиотика города и городской культуры: Петербург Тарту, 1984.

172. Устав Санкт Петербургского танцевального собрания. - Спб: тип.Трейлемана, 1870. - 52 с.

173. Франгуполо М.Х. Выразительные средства балетного искусства /М.Х. Франгуполо Л., 1964. - 47 с.

174. Фокин М.М. Против течения / М.М. Фокин; 2-е изд.; доп. и испр. Ред. Г.Н.Добровольская. Л.: Искусство, 1981. - 510 с.

175. Хореография: история, документы, исследования. Пермь.: «Арабеск», 1995.-243 с.

176. Худеков С. История танцев / С. Худеков. СПб., 1911. - Т.4.

177. Чайковский П.И. Об опере и балете. Избранные отрывки из писем и статей / П.И. Чайковский М.: Музгиз, 1960. - 292 с.

178. Чернышев И.Е. Уголки театрального мира. / И.Е. Чернышев. СПб., 1973,- 308 с.

179. Чернышев И.Е. Петербургские актрисы / И.Е. Чернышев. СПб., 1876.-285 с.

180. Чефалов Н.В. О внутренней технике артистов балета / Н.В. Чефалов. -М.: Искусство, 1967. 144 с.

181. Чистякова В.В. В мире танца. Беседы о балете./ В.В. Чистякова. Л.-М.: Искусство, 1964. - 131 с.

182. Школа русской драмы и Балетная школа Государственного Академического Театрального Училища // Еженедельник Петроградского Госакте-атров. 1922. - № 8.

183. Штеллин Якоб. Музыка и балет в России ХУШ века. Л.: Тритон, 1935,- 356 с.

184. Штеллин Якоб. Письма о музыке и балете. Л., 1936.- 247 с.

185. Эльяш М.И. Пушкин и балетный театр./ М.И. Эльяш. Авто-реф.дис.канд. иск. ГИТИС. -М., 1967. -24 с.

186. Эльяш М.И. Русская Терпсихора./ М.И. Эльяш. М.: Советская Россия, 1979. -144 с.188. . Ярцев A.A. Александр Александрович Шаховской: Очерк. A.A. Ярцев // Ежегодник императорских театров. 1894 1895. - Кн. 2.

187. Яцевич А. Крепостные в Петербурге./ А. Ярцевич. JL, 1933- 235 с.

188. Яцевич А. Пушкинский Петербург./ А. Ярцевич. Л.: Изд. Пушкинского общества, 1935. - 285 с.

189. Dance as a theatre art. Sourse reading in dance history from 1581 to the present/ with comment by Selma Seanne Cohen. London: Dance books, 1977. -224c.

190. International encyclapedia of dance. New-York; Oxford: Oxford univ.press, 1998.

191. Gregory, John. Ukladnikov Aleksandr. Leningrad's ballet: Maryinsky to Kirov. London, Robson books, 1981,- 170c.

192. Torbes, Fred R. Dance : An annot. Bibliogr. 1965-1982. New-York. London: Carland, 1986. 261c.

193. Karsavina, Tamara. Platonova. Classical ballet: the flow of movement, by Tamara Karsavina/with the introd. By A.M. Franks. London. Bleek, 1962. 95c.

194. Lawson, Joan. Classical ballet.It's style and technique. By Joan Lawson. 111. By Peter Revitt/ with a foreword be dame Ninette de Valois. New-York., Macmillan, I960,- 167c.

195. Lawson, Joan and Revitt.P. Dressing for the balette. New-York. Pitman publ.corp., 1958.-96c.

196. Stuart, Muriel. The classic ballet. Basic technique and technology. Historical development by Lincoln Kirstein, descriptions and text by Muriel Stuart/ with apet. By George Balanchine. New- York. A.A.Knopf. 1952,- 244c.

197. Studies in dance history/ soc. Of dance history schoolars. S.L: Soc. Of dance history schoolars., 1995. 155 n. 1043-7592.

198. Haskell, Arnold. Lionek. The wonderful world of dance. Carden City. (N-Y.) 1969.

199. Beaumont, Cyril. Complete book of ballets. A guide to the principal ballets of ninetieth and twentieh centuries. London, 1937. 400c.

200. Sclooll, Fim. From Petipa to Balanchine: Classical revival and the modarni-zation of ballet. London. New-York, 1994.- 167c.

201. International dictionary of balette. Detroit, etc.: St.James press. 1993. Clarke, Mary, Crisp, Clement. Ballerina: The art of women in classical ballete.: Prinston book co., 1988. 192c.

202. A century of Russian balllet: Doc. A. account, 1810-1910/ J.W. Oxford.: Clarendon press. 1990.- 444c.

203. Caralola, Lynn. Diaghilevs Ballets russes. N.V., press., 1989.- 524c. Hansen, RC. Scenic and costume design for the ballet Russel. Umi reseach pr. 1985. -231c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.