Становление системы классического танца: Парадигмальный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения О Сын А

  • О Сын А
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 161
О Сын А. Становление системы классического танца: Парадигмальный подход: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения О Сын А

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

1.1.Жеое олнителво

1.2.Муое олнителво

ГЛАВА II. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ Е. П. ВАЛУКИНА

2.1. Муое олнителво

2.2. Унивелии встеме

ГЛАВА III. АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ

Е. П. ВАЛУКИНА И ЕЁ ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛУ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление системы классического танца: Парадигмальный подход»

Одно из главных выразительных средств современного балетного театра - классический танец, как и любой другой вид искусства, в течение столетий видоизменялся, усложнялся, приобретал качественно новые черты. Как образно-хореографическая система движений человека он прошел большой и сложный путь формирования и развития. Изучение истории модификации классического танца в России, совершенствование технического арсенала имеет большое значение не только для творческого осмысления опыта прошлого и обогащения традиций, но и для применения этого богатого опыта в иной социокультурной среде, в частности в Республике Корея, где классический танец не имеет столь богатой традиции.

С другой стороны, развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей творческой активизации личности. Е.П.Валукин справедливо отмечает, что хореографическое образование, одно из древнейших в мире, касается глубинных оснований искусства, всего настоящего и будущего культуры [Валукин, 2003, с. 10]. В XXI веке при подготовке будущих педагогов хореографии особое значение приобретают такие понятия, как самостоятельность, самоопределение, самостановление учащихся, активизация рефлективной культуры их творческого мышления и др.

Анализ научной литературы показывает, что большинство исследований в области хореографии носили в основном искусствоведческий характер (В.М.Красовская, ЛД.Блок, В.И.Уральская, В.М.Богданов-Березовский, Е.Я.Сурицэ В.В.Ванслов и др). Общетеоретические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа изложены в трудах А.Я.Вагановой, К.Я.Голейзовского, Р.В.Захарова, Ф.В.Лопухова, А.М.Мессерера, Н.М.Стуколкиной, Н.И.Тарасова и др.

Лишь в последние десятилетия появились диссертационные работы и монографии, связанные с самыми разными и детальными проблемами хореографического образования Е.П.Валукина, С.В.Филатова, Г.Г.Альберта, В.Г.Иванова, М.Е.Валукина, Мун Хо, В.В.Королева и др.

Процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, форм и методов организации учебного процесса с целью профессионально-творческого развития личности на основе ее внутренних мотивов, системы ценностей и профессиональных целей.

Как отмечает Е.П.Валукин [Валукин, 1999, с. 10], сегодня можно с уверенностью утверждать, что школа мужского исполнительства классического танца родилась в России. Она возникла как результат деятельности и творческих исканий таких мастеров, как Э.Чекетти, М.И.Петипа, П.А.Гердт, Н.Г. Легат, В.И.Пономарев, А.Я.Ваганова, А.И.Пушкин, А.М.Мессерер, Н.И.Тарасов и др. Этому способствовали национальные традиции русской танцевальной культуры, а также взаимодействие русской балетной школы с ведущими школами Европы.

С такой же уверенностью можно говорить и о высочайших достижениях в женском исполнительстве. Волею истории русский балет сохранил для человечества всемирные завоевания хореографического искусства на протяжении нескольких веков и стал пропагандистом театрального танца во всем мире.

Методика преподавания хореографических дисциплин, в том числе классического танца, на кафедре хореографии РАТИУГИТИС/ на балетмейстерском факультете благодаря Н.И.Тарасову, Е.П.Валукину и другим известным педагогам всегда строится с учетом национальных особенностей учащихся. Вот почему так стремятся попасть на учебу в РАТИ/ГИТИС/ иностранные студенты, стажеры и аспиранты. Здесь они постигают основы не только классического наследия, но и историко-бытового и народно-сценического танца.

Основываясь на вышеизложенных аргументах, в диссертационном исследовании автор впервые предпринимает попытку проследить педагогическую преемственность традиций одной из лучших в мире школ классического танца-русской, и внедрение ее лучших достижений в практику хореографического образования Республики Корея с учетом национальных особенностей учащихся. Многочисленные проблемы и методические лакуны в корейском хореографическом образовании, стремление исправить их и модернизировать методику, используя богатейший опыт русской школы классического танца, обусловили актуальность предпринятого исследования, обращенного к методическому потенциалу системы Е.П.Валукина.

Целью исследования является анализ методической линии русской школы классического танца как в области женского, так и мужского исполнительства со времени зарождения балетного искусства в России; акцентирование внимания на методической линии "Н.Г.Легат-Н.И.Тарасов-Е.П.Валукин"; раскрытие новаторских сторон монографии Е.П.Валукина "Система мужского классического танца" и адаптивный перенос методики Е.ПВалукина в условия корейской хореографической педагогики. Обращение к различным методическим подходам великих педагогов на протяжении длительного времени и составляет сущность парадигмального подхода в нашем исследовании.

Для решения поставленных при работе над диссертацией задач были применены следующие методы исследования ; диахронический анализ методов, школ и подходов в обучении классическому танцу в России на протяжении более чем 300 лет; синхронический анализ новаторских достижений и уровня системности методики мужского классического танца Е.ГЬВалукина; адаптивный подход к системе Е.П.Валукина с позиций иной социокультурной общности, недостаточности развития школы классического танца в Республике Корея ; организация и проведение опытного обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что предпринята попытка выявления основных тенденций в русской хореографической педагогике в их диалектическом единстве на протяжении всего существования балетного театра в России ; на основании собственного опыта автора на занятиях Е.П.Валукина и в процессе перевода его монографии "Система мужского классического танца" на корейский язык выявлены базовые компоненты этой системы, которая структурирует до минимума и переводит в непосредственно методологический план архитектонику классических движений; предложена национально ориентированный вариант системы Е.П.Валукина. При этом автор исследования исходит из того факта, что "традиция" как искусствоведческая категория для Е.П.Валукина наряду с понятием "преемственность", "школа" выявляет константность в развитии хореографического искусства. В корейской хореографической педагогике подобные понятия отсутствуют, что обуславливает практически все проблемные моменты в учебном процессе.

Отсюда происходит практическая значимость исследования, выводы которого в совокупности с предпринятым переводом на корейский язык монографии Е.П.Валукина могут быть непосредственно перенесены на занятия как в мужской, так и в женский класс. Проведенное опытное обучение показано плодотворность адаптивного подхода и внедрение системы Е.П.Валукина даже на относительно небольшом отрезке учебного процесса. В основе обучения лежало стремление автора к единому стилю, единому почерку, гармонической пластике и выразительности всего тела, что отличает систему Е.П.Валукина. Многолетний зарубежный опыт Е.П.Валукина, его пристальное внимание к проблемам или недостаткам артистов той или другой национальности, анализ итогов такой работы существенно облегчили внедрение системы в инонациональную хореографическую среду.

Объект диссертационного исследования - процесс обучения классическому танцу как будущих артистов балета, так и будущих педагогов.

Апробация диссертационного исследования. Результаты исследования были проверены в ходе опытного обучения в 2003/2004 учебном году на факультете хореографии Сеульского университета Кен Хи в 4-х группах 1-го, П-го, III -го и

1У-го курсов, в группах магистрантов и аспирантов, а также в труппе студенческого театра "Бале Нова".

Объем и структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», О Сын А

Выводы диахронического анализа достижений русской школы классического танца и синхронического анализа системы обучения Е.П.Валукина легли в основу опытного обучения, проведенного в университете и балетной труппе Республики Корея, как в мужском, так и в женском классах. Проведенное опытное обучение показало плодотворность адаптивного подхода и внедрение системы Е.П.Валукина даже не относительно небольшом отрезке учебного процесса. В соответствии с положениями системы Е.П.Валукина от урока к уроку автор исследования развивала у учащихся чувство пространства, танцевальность, тонко подводила их к эмоциональной окраске движений, к выявлению художественной и артистической индивидуальности.

Будущее корейской школы классического танца, при условии внедрения в систему обучения системы Е.П.Валукина, — заключается в освоении сущности метода русской школы - стремления к единому стилю, гармонической пластике и выразительности всего тела, то есть того, что в полном объеме предоставляет система Е.П.Валукина, воплощенная в книге "Система мужского классического танца".

- 151

-146-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая наука продолжает привлекать внимание исследователей истории русского балета. Это объясняется тем, что школа -источник достижений балетного театра. Принципы, лежащие в ее основе, формируют исполнительский стиль артистов, многое определяют в балетмейстерском творчестве. В свою очередь и театр наполняет жизнью театральную педагогику, требует ее совершенствования. Школа - это не только методика преподавания, академические особенности танца, но и художественное кредо искусства, его философская основа, традиции, социальные и ментальные аспекты.

Проведенное исследование дает возможность осознать, что формирование национальной школы классического танца — процесс сложный, многофакторный, многолетний. Он включает освоение мирового интернационального опыта балетного искусства с акцентированием на достижениях одной из уже давно сложившихся мировых школ ( в нашем случае - русской ), а также учет многовековых традиций национальной музыкально-хореографической культуры своего народа. Классический танец, являясь средством общения людей разных национальностей, несет отпечатки мировосприятия народа, его традиций и особенностей культуры.

История балета и его школы, в том числе, есть в своем роде история личностей, так или иначе обогащавших классический танец. Этот тезис нашел отражение в логике предпринятого исследования. Диахронические изменения, происходившие в классическом танце, привели к осознанию существования классики Марии Тальони и классики Мариуса Петипа, классики фокинского времени и классики вагановских учениц, методики Николая Легата и методики Александра Пушкина, методики Николая Тарасова и обобщающей все предыдущие и новаторской по сути, системе Евгения Валукина.

В исследовании классический танец рассматривался как система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входит не в эмпирическом, а в абстрагированном виде. Так, например, на протяжении многих десятков лет классический танец схематизировал прыжок до геометрически отчетливой схемы, так же, как шаг и бег, повороты корпуса и переборы ног, свойственные первобытному танцу. Возникновение и утверждение в практике школы и театра новых, в том числе самых виртуозных движений, подчинено исторической закономерности, требованиям времени, эстетическим представлениям людей.

В первой главе исследования прослеживалось становление русской школы классического танца — женское и мужское исполнительство; были проанализированы принципы и методы работы ее лучших представителей. Среди них : И.И.Вальберх, Е.И.Колосова, А.И.Истомина, К.Блазис, Е.О.Вазем, Н.Г.Легат, М.ИПетипа, Х.П.Иогансон, М.Ф.Кшесинская, А.ППавлова, А.Я.Ваганова, О.И.Преображенская, В.А.Трефилова, Т.П.Карсавина, М.М.Мордкин, АМ.Мессерер, А.Н.Ермолаев, В.М.Ермолаев, В.И.Пономарев, П.А.Гердт, Е.П.Гердт, В.М.Чабукиани, М.Т.Семенова, Г.С.Уланова, Р.С.Стручкова, Н.М.Дудинская, А.И.Пушкин, Н.И.Тарасов, Е.П.Валукин и другие педагоги и артисты. Анализ их педагогического и артистического мастерства продемонстрировал глубину взаимопроникновения традиций и новаторства в школе классического танца, взаимовлияние балетмейстерской и педагогической мысли.

Среди итогов диахронического анализа констатация того факта, что отличия русской школы, которые привлекают многих иностранных балетных деятелей, заключаются в совершенной технике, строго академическом стиле, простой манере движения, сдержанной и мягкой, свободной от внешних эффектов.

На протяжении многих лет развития русской школы классического танца менялось значение и соотношение мужского и женского танца в балетном спектакле. Если в XVIII веке наблюдалось равенство прав танцовщика и балерины, то в эпоху романтизма мужской танец утратил свое значение.

В дальнейшем именно в России сохранились традиции мужского исполнительского искусства и развивалась техника мужского классического танца. В 30-ые годы XX века в результате активизации танцевальных образов в драматургии спектаклей произошли коренные изменения в лексике мужского классического танца. Стиль В.М.Чабукиани, В.М.Ермолаева и К.М.Сергеева повлиял на дальнейшие судьбы мужского исполнительства, что проявлялось в полной завершенности, выверенности движений, их отточенной координированности, фиксации во времени и пространстве и достижении строгой гармонии выразительных средств танца.

Балетная школа России - это целый комплекс явлений, связанных с исполнительской культурой, определяющих ее своеобразие, тенденции развития, характерные черты стиля. Учебная дисциплина "Классический танец" имеет в системе хореографического образования единую систему, которая была обоснована многими мастерами-педагогами, начиная с А.Я.Вагановой.

В XX веке обозначились подходы к научно обоснованной методике классического танца, которая окончательно оформилась в фундаментальном труде Е.П.Валукина "Система мужского классического танца". Эта монография имеет чрезвычайно важное значение для молодых школ классического танца и, в частности, корейской, так как может помочь перенести структуру системности на инонациональную почву.

Не случайно, что именно в конце XX века, как бы подводя итог предыдущему опыту и предлагая принцип иерархической системности, новые законы в описании движений, вышла в свет монография Е.П.Валукина, в которой автор решает насущные проблемы мужского исполнительства, выводит законы, которые актуальны для формирования артистов балета, хореографов, педагогов. На рубеже веков мужской танец стал мощнее, убыстрился его темп, динамика движений. Все это потребовало обновления, развития, расширения рамок той методики, которая еще недавно казалась приемлемой и достаточной. Е.П.Валукин создал свою систему преподавания мужского танца, основанную на лучших традициях мировой балетной практики и включающую в себя огромное количество новых подходов и приемов обучения и воспитания.

Среди выводов по итогам исследования одним из центральных является тот, что главный принцип образовательного процесса этого выдающегося мастера не формализация канонов танца для учащихся, а привитие им ощущения педагогической профессиональности, когда каждый методический прием необходимо прочувствовать своим телом, осознать и перепроверить. Е.П.Валукин направляет студентов на научный подход, на глубокий теоретический и практический анализ.

Впервые в книге Е.П.Валукина рассматриваются особенности построения поз классического танца, исходя из положений фигуры танцовщика в пространстве. Впервые автор дает полный анализ движений рук в направлении наружу и внутрь и структурно-координационный анализ движения головы. В разработке своей системы Е.П.Валукин опирался на основы школы Н.И.Тарасова, приемы педагогической практики К.Блазиса, А.Бурнонвиля, В.Д.Тихомирова, А.М.Мессерера и на свой собственный богатый опыт.

Для предпринятого исследования существенно важно то, что на основе структурно-координационного анализ движений классического танца Е.П.Валукин выявляет закономерности их композиционной организации, логические принципы пространственно-временных пластических построений, обновляет методики их исполнения. Система Е.П.Валукина представляет огромный интерес для зарубежных деятелей балета, так как, исходя из своего богатого опыта сотрудничества с разными труппами мире, автор предлагает систему упражнений для преодоления тех или иных недостатков или пробелов национальных школ классического танца.

Системный анализ всех разделов мужского классического танца, проведенный в монографии Е.П.Валукина — от простейших движений до сложных видов вращения и прыжков, с новым для хореографической педагогики подходом - активацией эвристического мышления педагога хореографии и балетмейстера — значительно обогащает современное хореографическое образование и будет способствовать развитию молодой школы классического танца в Республике Корея.

Плодотворность концепции Е.П.Валукина воплощена в работах его многочисленных учеников в России и во многих странах мира. Эта система представляет несомненный интерес и для хореографических учебных заведений Республики Корея. В последние десять лет русская школа классического танца оказывает все большее влияние на корейский балет. Опыт, полученный в процессе изучения русской школы, помогает преодолевать проблемные моменты корейской хореографической педагогики: отсутствие целенаправленного профессионального обучения с детства, эклектичность обучающих программ или их отсутствие, несоблюдение единства линии учебного процесса, технологические ошибки на уроках классического танца и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения О Сын А, 2005 год

1. Алексей Ермолаев. Сборник статей. - М.: Искусство, 1982. - 306 с.

2. Альберт Г. Г. Ленинградская школа мужского классического танца: Дис. . канд. искусствоведения. Л., 1985. 147 с.

3. Альберт Г. Г. Александр Пушкин. Школа классического танца. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1996. - 255 с.

4. Ан Сон Хи, Ткаченко Т., Львов Н. Корейский танец. М.: Искусство, 1956. -72 с.

5. Армашевская К., Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен. М.: Искусство, 1971. -124 с.

6. Базарова Н.П. Классический танец. Методика 4-го и 5-го года обучения. Л.: Искусство, 1984. - 199 с.

7. Балет. Энциклопедия. Гл. редактор Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.

8. Балетмейстер А. А. Горский: Сборник статей. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 370 с.

9. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977. -286 с.

10. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные балеты. — М.: Академия, 1864. 225 с.

11. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. — М.: Искусство, 1987.-556 с.

12. Богданов-Березовский В.М. А. Я. Ваганова. — М. Л.: Искусство, 1950. — 167 с.

13. Богданов-Березовский В.М. Галина Уланова. М.-Л.: Искусство, 1961. — 154 с.

14. Бочарникова Е. В., Мартынова О. М. Московское хореографическое училище. М.: Искусство, 1954. - 148 с.-15215. Будущее корейского балета // Танец. 1988, №8. - С. 25 - 29.

15. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 6-е изд. СПб: Просвещение, 2000. -147 с.

16. Валукин Е.П. К изучению роли советской хореографической школы в становлении балетных трупп мира // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М.: ГИТИС, 1980. - С. 41 - 47.

17. Валукин Е.П. Мужской классический танец. М.: ГИТИС, 1987. - С. 101.

18. Валукин Е.П. Н.И. Тарасов мастер мужского танца // Проблемы наследия в хореографическом искусстве. - М.: ГИТИС, 1992. -С. 68-100.

19. Валукин Е.П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов-хореографов и балетмейстеров: психолого-педагогические аспекты обучения мужскому классическому танцу // Психологические аспекты обучения студентов театральных вузов. 1996. - Вып. 3. - С. 2 - 4.

20. Валукин Е.П. Русский балет и мировая хореография // Кафедра хореографии ГИТИСа: вчера, сегодня, завтра. к 50-летию. 1996. С. 153 - 174.

21. Валукин Е.П. Система мужского классического танца. М.: ГИТИС, 1999.-456 с.

22. Валукин Е.П. Теория и методика классического танца. Программа по специальности «Педагогика хореографии». М.: ГИТИС, 1998. - 53 с.

23. Валукин Е.П. Единое хореографическое пространство: усиление возможностей каждого // Методика преподавания хореографических дисциплин. 2002. - Вып. 1. - С. 10 - 15.

24. Валукин М.Е. Роль личности педагога хореографии в обучении мужскому классическому танцу: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1998. — 20 с.

25. Вальц К.Ф. 65 лет в театре. М.: Академия, 1928. - 240 с.- 15328. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. -2-е изд. М.: Искусствоведение, 1971. - 302 с.

26. В.Д. Тихомиров: Артист, балетмейстер, педагог. М.: Искусство, 1971. -391 с.

27. Волынский А.Л. Балет в Большом театре // Большой театр 1825-1925 гг. -М.: Театр, 1925. С. 42 - 76.

28. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. — Л.: Изд. хореогр. техникума, 1925. 381 с.

29. Восточный театр. Л.: Театр, 1929. - 145 с.

30. Время Дягилева. Вып. I. Пермь: ПХУ, 1993.- 189 с.

31. Всеволодовский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. Россия. - СПб: Изд. имп. театров, 1913. - 376 с.

32. Встречи с японским балетом // Музыкальная жизнь. 1977. № 1. - С. 25 - 29.

33. Габович М.М. Душой исполненный полет. М.: Мол. гвар., 1966. - 173 с.

34. Габович М.М. Статьи. Воспоминания о М. Габовиче. М.: Искусство, 1977. -238 с.

35. Гаевский В.М. Дивертисмент: судьбы классического балета. М.: Искусство, 1981. - 333 с.

36. Гегель Г. -В.Ф. Эстетика. Соч. в 4 х тт. - Т. 3. - М.: Искусство, 1971. - 306с.

37. Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. Л.-М.: Искусство, 1940. -248 с.

38. Голанцева И.А. Московское хореографическое училище: Автореф дис. .канд. искусствоведения. М., 1990.-22 с.

39. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. М.: Искусство, 1989. - 149 с.

40. Гришелева Л.Д. Русские корни японской балетной школы // 100 лет русской культуры в Японии. М.: Наука, 1989. - С. 328 - 348.

41. Гришина Е.М. Николай Фадеечев. М.: Искусство, 1990. - 246 с.

42. Гройсман А.Л., Поздняков В.А. Психические состояния у артистов балета: феноменология и комплексная регуляция. М.: ИПС МАИ, 2000. - 65 с.- 15446. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. JL: Искусство, 1975. - 128 с.

43. Добровольская Г.Н. Федор Лопухов. -JI.: Искусство, 1976. 319 с.

44. Дол1ушин H.A. Предисловие // Валукин Е.П. Система мужского классического танца. М.: ГИТИС, 1999. - 5-7 с.

45. Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1984. 18 с.

46. Жданов Л.В. Школа Большого театра. М.: Планета, 1984. - 190 с.

47. Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Искусство, 1963. - 198 с.

48. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. - 351 с.

49. Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1983. - 235 с.

50. Иванов В.Г. Эволюция техники мужского классического танца в творчестве советских танцовщиков 1920-1970-х гг.: Дисс. . канд.искусствоведения. М., 1985.-С. 156.

51. Иванов В.Г. Русские танцовщики XX в. Пермь ПХУ, 1994. - 54 с.

52. Ивинг В. О русской школе классического танца // Театр. Альманах. Кн. 6. -М.: Искусство, 1947. -С. 61- 89.

53. Ильичева М.А. Эволюция балета в диалоге со временем / «Тщетная предосторожность» в Петербурге Петрограде - Ленинграде /: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб, 2001. - 22 с.

54. Камель Абдель Монейм Вахаб. Профессиональный балет Египта, характерные особенности и первые национальные постановки: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1979. 18 с.

55. Карп П.М. О балете. М.: Искусство, 1967. - 227 с.

56. Карсавина Т. Техника классического танца // Московское Академическое хореографическое училище. Ежегодник, 1961, № 4. С. 45 - 59.

57. Кафедре хореографии РАТИ 55 лет. Сб. статей. - М.: ГИТИС, 2001. - 176с.

58. Константинова М. Екатерина Максимова. М.: Искусство, 1982. - 214 с.

59. Корейская балетная студия. Гастроли в СССР. М.: Искусство, 1956. - 67 с.

60. Костровицкая B.C. Классический танец. Слитные движения. М.: Искусство, 1969. - 145 с.

61. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. JL: Искусство, 1972. -262 с.

62. Костровицкая B.C., Писарев A.A. Школа классического танца. — JL: Искусство, 1986. 260 с.

63. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л.-М.: Искусство, 1958. - 309 с.

64. Красовская В.М. Искусство русских танцовщиц 1850-60-х гг. // Театр и драматургия. Сб. статей. М.:Искусство, 1967. - С. 56 - 79.

65. Красовская В.М. Вахтанг Чабукиани. JI.-M.: Искусство, 1960. — 347 с.

66. Красовская В.М. Русский балетный театр второй пол. XIX в. JI.-M.: Искусство, 1963. - 551 с.

67. Красовская В.М. Статьи о балете. JL: Искусство, 1967. - 146 с.

68. Красовская В.М. Русский балетный театр нач. XX в. JI.: Искусство, - Т. 1, «Хореографы», 1971. - 526 с.

69. Красовская В.М. Русский балетный театр нач. XX в. JL: Искусство, - Т. 2, «Танцовщики», 1972. - 454 с.

70. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: от истоков до сер. XVIII в. Л.: Искусство, 1979. - 295 с.

71. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. Л.: Искусство, 1989.221 с.

72. Л.М. Лавровский. Документы, статьи, воспоминания. М.: Искусство, 1983. -167 с.

73. Лам То Лок. Традиция и современность во вьетнамской хореографии: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1988. 20 с.

74. Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. М.: Искусство, 1982. - 176 с.

75. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности.- М.: Искусство, 1972. 215 с.

76. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. М.: Просвещение, 1939. - 187 с.

77. Львов-Анохин Б.А. Владимир Васильев. М.: Искусство, 1998. - 321 с.

78. Марков А. Корейское очарование: Гастроли // Экран и сцена. 1991, № 28. -С. 8.

79. МАХУ 200 лег. М.: Искусство, 1973. - 176 с.

80. Мессерер А.М. Уроки классического танца. М.: Искусство, 1967. - 552 с.

81. Михайлов М.М. Жизнь в балете. Л.-М.: Искусство, 1966. - 415 с.

82. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа.- М.-Л.: Искусство, 1940. 187 с.

83. Мун Хо. Акцентуация характера как проблема педагогики хореографии: Автореф. Дис. канд.пед.наук. М.,1999. -С. 22.

84. Носова В. Балерины : А. Павлова, Е. Гельцер. М.: Искусство, 1983. 146с.

85. Пестов П.А. Уроки классического танца. I курс.-М.: Искусство, 1999,- 214 с.

86. Прохорова В. Константин Сергеев. Л.: Искусство, 1974. - 212 с.

87. Прошлое Ленинградского государственного хореографического училища. Материалы по истории русского балета. Л.: Искусство, 1938. 216 с.

88. Рафаилова ЛИ. Мой опыт преподавания классического танца в младших классах // Московское Академическое хореографическое училище. Ежегодник. 1961. №4.-С. 65-78.

89. Рославлева Н. Майя Плисецкая. М.: Искусство, 1968. - 169 с.

90. Русский балет. Энциклопедия. М.: Тера, 1997. - 426 с.

91. Симбирцева Т.М. Корея на перекрестке эпох. М.: Муравей-Гайд, 2000. -251 с.

92. Скворцова Е., Чанг Му. Создание танца // Советский балет. 1991. № 3. -С. 43.

93. Слонимский Ю.И. В честь танца. М.: Искусство, 1968. 470 с.

94. Советский балетный театр (1917-1967). М.: Искусство, 1976. 287 с.-157101. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. -М.: Искусство, 1984. 288 с.

95. Солодовников А. Ольга Лепешинская. М.: Искусство, 1983. - 177 с.

96. Стручкова P.C. Наш наставник // Театральная жизнь. 1977, № 23. -С.21-29.

97. Суриц Е.Я. Корейский балет и его проблемы // Театр, 1957, № 4. С. 14-18.

98. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство 20-х гг. М.: Искусство, 1979. -С. 358.

99. Тарасов Н.И. Классический танец. М.: Искусство, 1981. - 479 с.

100. Тейдер В.А. Становление советского балетного театра и проблемы хореографии 20-х гг.: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1979. — 20с.

101. Уральская В.И. Природа танца. М.: Искусство, 1981.-241 с.

102. Устинова Т. А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976. - 156 с.

103. Ю.Филатов C.B. От образного слова к выразительному движению (вербальные средства в педагогике классического танца): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995. - 22 с.

104. Филатов C.B. Кафедра хореографии сегодня // Кафедре хореографии 55 лет. М.: ГИТИС, 2001. С. 62 - 73.

105. Холфина С.С. Воспоминания мастеров московского балета. М.: Искусство, 1990. 375 с.

106. Чекетги Э. Основные теоретические принципы классического театрального танца // ГАБТ СССР. Бюллетень. 1958. № 1. - С. 40 - 43.

107. Чернова Н.Ю. Основные тенденции исполнительского искусства советского балета /1917-1941 гг./ ГАБТ СССР, ГАТОБ им. С. Кирова/: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1970. 19 с.

108. Эльяш Н.И. Русская Терпсихора. -М.: Искусство, 1965. 144 с.

109. Юк Ван Сун, Эйфман Б. В сотрудничестве // Советский балет, 1991. № 3. - с. 42-43.

110. Ярмолович Л.И. Классический танец. Л.: Музыка, 1986. - 86 с.

111. Ярцев Д.И. Московская театральная школа прежнего времени // ГАБТ

112. СССР. Бюллетень методического кабинета. 1960. № 3. - С. 120 - 138.1.. На корейском языке:

113. Им повезло учиться балету в России (о корейских студентах в Вагановском училище) // Танец. 1986. № 11. - С. 12 - 14.

114. Интервью с Но Дом Ын и Со Чен Жда о состоянии классического балета в Корее // Искусство танца. 1996. №1. - С. 24 - 27.

115. Ким Ен Джи Изучение возможностей «кореизации» классического балета. Пусан, 1992. 42 с.

116. Ким На Ен Исследование состояния танцевальных спектаклей Кореи. Сеул, 1998.-26 с.

117. Кировский балет в Корее. Интервью с О. Виноградовым // Танец. — 1998. №6. -С. 18-21.

118. Конкурс артистов балета в Москве: Восхищение нашей молодёжью И Танец. -1997. №8.-С. 14-16.

119. Ми Ран Юн Повышение эффективности преподавания балетной техники. -Сеул, 1996. 28 с.

120. Мун Бен Нам Исследование истории корейского балета. Сеул, 1987. - 49 с.

121. Фестиваль классического балета в Кванджу. Интервью Пак Кым Жда И Искусство танца. 1994. - №7. С. 21 — 25.

122. Проблемы хореографического образования в Корее. Интервью с Чай Тай Джи // Балет. С. 44 - 48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.