Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Комаровская Полина Антоновна

  • Комаровская Полина Антоновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 342
Комаровская Полина Антоновна. Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2018. 342 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Комаровская Полина Антоновна

Введение

Глава 1. Понятие, общая характеристика и условия зарождения

жанра китайской крестьянской картины

Глава 2. Важнейшие центры производства нунминьхуа

Глава 3. Нунминьхуа из городского района Хуи (ранее - уезд Хусянь)

Глава 4. Наиболее показательные художники хусяньской

школы нунминьхуа

Глава 5. Жанры и художественные манеры,

предшествовавшие нунминьхуа

Заключение

Список литературы..........,

Приложение I. Иероглифический указатель

Приложение II. Терминологический словарь

TOM II

Приложение III. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре»

Введение

Нунминьхуа (^КШ, крестьянская картина) - молодой самобытный жанр китайского народного ремесленного искусства, возникший в 1956 - 58 гг. В период проведения в КНР кампании «большого скачка» (1958 - 60 гг.) властные структуры впервые стали поощрять творчество сельских жителей, рисовавших пропагандистские лозунги и картины на стенах, а позднее на бумаге. Эта художественная деятельность приобрела качественно новые масштабы в годы «культурной революции» (1966 - 76 гг.), достигнув пика популярности в финальный период этой кампании, когда было выдвинуто решение поставить крестьянскую любительскую живопись в авангарде «нового искусства». Практика нунминьхуа продолжила свое существование и после завершения «культурной революции», однако содержание и стилистика картин кардинально изменились в период «реформ и открытости» 1980-х гг.: живопись избавилась от прямой пропагандистской направленности и преобладания изобразительных средств, присущих социалистическому реализму. В настоящее время ее отличают приемы и техники, свойственные традиционным местным художественным промыслам. В КНР насчитывается несколько десятков центров производства картин нунминьхуа, которые продолжают пользоваться поддержкой властей (организация специальных художественных конкурсов, учреждение специальных званий и т. д.). Современные крестьянские картины пишутся яркими насыщенными локальными цветами и, чаще всего, в идеализированной форме отражают жизнь сельского населения. Красочность

нунминьхуа способствует росту их популярности на местном художественном рынке и в качестве сувенирной продукции. Сегодня такие картины можно купить также через Интернет.

Итак, традиция нунминьхуа не только занимает существенное место в художественной культуре КНР, но и представляет собой культурный феномен, в котором нашли отражение различные процессы и явления историко-политической и духовной жизни общества Китая второй пол. ХХ - начала XXI в. Этим объясняется актуальность темы данного исследования. Его научная новизна обусловлена тем обстоятельством, что традиция нунминьхуа остается практически неизвестной в отечественной гуманитарной науке, включая китаеведение, искусствоведение и культурологию. Предлагаемая диссертация является первым на русском языке опытом комплексного анализа нунминхуа как особого культурно-художественного феномена современного Китая.

Степень научной разработанности проблемы и эмпирическая база исследования

Живопись нунминьхуа наиболее полно изучена китайскими исследователями: сегодня существуют монографические издания, в которых предпринимается попытка осмысления данной традиции. Таковым является, в

первую, очередь, фундаментальный труд Дуань Цзинли (Й й )1 , который послужил одним из базовых научных источников для настоящего диссертационного исследования. Большую научную ценность также имеет «Сборник исследований о китайской крестьянской живописи», главными редакторами которого выступили Ся Ху и У Чанцзян2. В него вошли статьи,

1 Дуань Цзинли. Хусянь нунминьхуаяньцзю. (Йй^оЯй^йИ^^о Исследование о нунминьхуа из Хусяня). Сианьское издательство, Сиань, 2002. - 526 с. Переиздание: Дуань Цзинли. Хусянь нунминьхуа яньцзю. (Йй^оЯй^йИ^^о Исследование о нунминьхуа из Хусяня). Сианьское издательство, Сиань, 2010. - 576 с.

2 Чжунго нунминь хуэйхуа дяоянь хуэйбянь. // Ся Чао, У Чанцзян (гл. ред.) // М^ , ^^^ (о Сборник исследований о китайской крестьянской живописи. ) Пекин: Народное

посвященные истории более пятидесяти различных центров производства нунминьхуа и других жанров крестьянской ремесленной живописи. Кроме того, в КНР издаются работы о жизни и творчестве отдельных художников, таких

как, например, Лю Чжидэ 1940 г. р.)3 и Пань Сяолин (1956 г.

р. )4 .

В настоящее время на Западе также имеется серия работ, посвященных нунминьхуа. Первая монография о крестьянской картине была выпущена относительно давно - в 1976 г. и переиздана годом позднее. Ее автором является британский искусствовед Г. Бретт (Brett, G.)5. В 1984 г. в изучение нунминьхуа свой вклад внесла известный синолог Э. Дж. Лэинг (Laing, E. J.)6 В 2010 г. в США в сборнике «Искусство в смятении» вышла статья Р. Кройзе «Крестьянская картина Хусяня: от революционной иконы до товара на рынке»7. В ней в сжатой форме описана история образования этого крупнейшего и старейшего центра, а также обстоятельства зарождения жанра крестьянской картины.

Важные сведения для написания настоящей диссертации получены автором в 2010 г. во время поездки в центры производства нунминьхуа в уездах Хусянь8 (пров. Шэньси) и Бэйчэнь (г. Тяньцзинь), когда был налажен контакт с практикующими художниками и осмотрены местные музеи.

издательство изящных искусств, 2010. - 574 с.

Цзи Хусянь нунминь хуацзя Лю Чжидэ // Дань Хайлань, Чжуан Хуэйсю, Лю Либинь (гл. ред.).

ЭДШ® Жизнеописание хусяньского крестьянского художника Лю

Чжидэ). Главная издательская фирма Сианьского Педагогического Университета, Сиань, 2011. 247 с. Пань Сяолин цзопин цзи // Дай Ганъи (сю) (Избранные работы Пань Сяолин. Дай Ганъи (автор предисловия). Ш^^^йЖо ШйШ ( № ) о Сиань: Изд-во Искусств Провинции Шэньси, 1995. - 34 с. Brett, G. Peasant Paintings from Hu County, Shensi Province, China = Chung-Kuo Hu-hsien nung-min hua. London: Arts Council of Great Britain, 1976. - 68 p.

Laing, E.J. Chinese Peasant Painting, 1958 - 76: Amateur and Professional. // Art International, vol. 27. Lugano, Switzerland, 1984. P. 1-12.

Croizier, R. Huxian Peasant Painting: From Revolutionary Icon to Market Commodity. // Art in Turmoil. The Chinese Cultural Revolution 1966 - 76. Ed. by R.King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010. РР. 136-167. С ноября 2016 г. - городской район Хуи ( г. Сиань, пров. Шэньси).

4

6

7

Отдельную область источников составили альбомы нунминьхуа таких центров, как Пэйсянь (пров. Цзянсу)9, Цзиньшань (г. Шанхай)10 и Чабчал-сибинский автономный уезд (Синьцзян-Уйгурский автономный район)11. Автором диссертации была также проанализирована информация из сети Интернет.

Нунминьхуа представляет собой современную форму традиционной живописи, появившуюся при основополагающем воздействии чуждых дальневосточной культуре традиций западного реализма12. Крестьянские художники работают в технике, которая ближе к европейской, чем к традиционной китайской. По этой причине в настоящей работе представлены общие сведения о развитии примитивного, наивного и политизированного искусства на Западе, которые черпались из работ отечественных искусствоведов и культурологов - К. Г. Богемской13, И. Н. Голомштока14, В. Б. Мириманова15, А. Н. Рылевой и О. Д. Балдиной16.

В российской синологии практически отсутствуют источники, посвященные общей ситуации в культуре Китая начиная с 1949 г. Автор работы смог привлечь лишь материалы из работы Т. А. Постреловой17, где биография

9 Чжунго мэйшуцзя сехуэй Наньцзин фэньхуэй чоувэй хуэйбянь. Мэйшу чжаньсяньдэ икэ вэйсин. (ФН^ЖЖ

Подготовлено специальным комитетом нанкинского отделения ассоциации художников КНР. Спутник на линии борьбы за искусство.) Шанхайское народное издательство изящных искусств, Шанхай, 1958. - 150 с.

10 У Тунчжан, Чжан Синъин. Цзиньшань нунминьхуа кайточжэ: У Тунчжан, Чжан Синъин ишу канли. (М® Ш, Ж^^о Ж^^^ЖЛШо Первооткрыватели крестьянской картины Цзиньшаня: чета художников У Тунчжан и Чжан Синъин). Шанхай: Шанхайское издательство иллюстрированных журналов, 1998. - 93 с.

11 Чабучаэр нунминьхуа сюань. // Гуань Дэгуан (гл. ред). ( Ш^Й^&КИЖо //£Ш%(±М)0

Избранные крестьянские картины из Чабчала.) Умрумчи: Народное издательство Синьяцзяна, 2014. - 161 с.

12 НакагаваМ. Наивное искусство в Японии. // Философия наивности. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 161-167.

13 Богемская К. Г. Понять примитив: самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб: «Алетейя», 2001. - 185 с.

14 Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: «Галарт», 1994. - 296 с.

15 Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М.: «Форум», 2014. - 272 с.

16 Рылева А. Н., Балдина О. Д. Два взгляда на наивное искусство. СПб: «Дмитрий Буланин», 2011. - 383 с.

17 Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. М.: «Наука», 1987. -264 с.

великого художника Сюй Бэйхуна рассматривается в контексте метаморфоз, который переживала китайская культура в прошлом столетии. Редкое современное исключение представляет посвященная танцу монография А. Б. Вац18, где изложены основные характеристики театрально-танцевальной культуры Китая периода «большого скачка» и «культурной революции». Тем не менее, общие черты истории культуры этого периода сжато очерчены в статьях, приведенных в энциклопедии «Духовная культура Китая»19, а также на портале Синология.ру20. Немаловажную роль для данной диссертации сыграли фундаментальные англоязычные труды американской исследовательницы Дж. Ф. Эндрюс ( Andrews, J. F)21,22,23, где представлена подробная информация об искусстве Китая ХХ в. и где в сжатом, но достаточном для данной диссертации объеме содержатся сведения об организации художественной самодеятельности в КНР. Поскольку основные принципы последней заимствовались из СССР, был привлечен также материал, описывающий основные вехи ее отечественной истории24.

Непосредственным прародителем нунминьхуа является пропагандистский плакат, и поэтому автор данного исследования уделил большое внимание изучению источников, посвященных этому жанру. С того времени, когда Китай воспринял коммунистический путь развития страны, его культура, как и в

18 Вац А. Б. Танцевальное искусство Китая. История и современность. СПб, М., Краснодар: «Планета музыки», 2011. - 206 с.

19 Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Ин-т Дальнего Востока. М.: «Восточная литертура», 2006. Т. 6. Искусство/ ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, С. А. Торопцев,

С. М. Аникеева, М. А. Неглинская, А. Е. Лукьянов. 2010. - 1031 с.

20 http://www.synologia.ru/art-general-49.htm (дата обращения: 03.09.2016)

21 Andrews, J. F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1994. - 568 р.

22 Andrews, J. F., Kuiyi Shen. The Art of Modern China. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2012. - 364 р.

23 Andrews, J. F. The Art of Cultural Revolution. // Art in Turmoil. The Chinese Cultural Revolution 1966-76 / Ed. by R. King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010. P. 27-57.

24 Любительское художественное творчество в России ХХ в.: словарь. Под. ред. Т. Н. Сухановой // М: «Прогресс-Традиция», 2010. - 496 с.

прочих государствах с тоталитарными режимами правления, стала служить нуждам действующего политического строя. Именно в этом русле, в наиболее идеологически «острое» время - в периоды «большого скачка» и «культурной революции» - возникла и сформировалась крестьянская картина. Крупным исследователем китайского политического плаката является ученый и коллекционер C. Р. Лэндсбергер (Landsberger, S. R.), руководитель крупнейшего в сети Интернет ресурса по истории этого жанра25, на материалах которого был издан альбом26. Сайт представляет собой уникальный источник сведений, полезный не только для проявляющих интерес к китайскому политическому плакату, но и для изучающих историю КНР в целом. Помимо репродукций и биографий художников, на сайте можно получить информацию о большинстве проводившихся в Китае политических кампаний.

Формирование стиля китайского пропагандистского плаката, а следовательно и нунминьхуа, было бы невозможно без влияния народной картины нянъхуа, которая, по сути, является иной, более аутентичной формой крестьянской картины. В отличие от русского лубка, нянъхуа имела не только развлекательный, но и глубочайший религиозный характер. В советской и российской синологии жанр нянъхуа получил рассмотрение первую очередь в работах академика В. М. Алексеева27 28, М. Л. Рудовой, Н. Г. Пчелина29 и Б. Г. Рифтина30. Среди немногих отечественных работ, посвященных развитию нянъхуа в ХХ в., для нас наибольший интерес представляет искусствоведческий

25 http://chineseposters.net/ (дата последнего обращения: 09.02.2016)

26 Landsberger, S., Heijden, M. van der. Chinese Posters. The IISH-Landsberger Collections. Prestel, Munich, Berlin, London, New York, 2009. - 285 р.

27 Алексеев В. М. Китайская народная картина. М.: «Наука», 1966. - 260 с.

28 Алексеев В. М. В старом Китае.. М., «Восточная литература», 2012. - 509 с.

29 Китайская народная картина нянъхуа из собрания Государственного Эрмитажа. Под ред. М. Л. Рудовой, Н. Г. Пчелина // Каталог выставки. СПб: «Славия», 2003. - 287 с.

30 Редкие китайские народные картины из советских собраний. Сост. Б. Л. Рифтин. Ленинград: «Аврора»; Пекин: «Народное искусство», 1991. - 206 с.

труд И. Ф. Муриан «Современный китайский лубок»31. Необходимо отметить, что в настоящее время китайские ученые уделают большое внимание истории и содержанию няньхуа, и автором диссертации было привлечено несколько

источников из этой категории 32 33 34.

Автором данного исследования было выполнено краткое описание основных центров производства нунминьхуа и подробно изложена история самого известного центра, в настоящее время расположенного на территории городского района Хуи. Рассмотрены также биографии некоторых известных художников. Необходимо отметить, что даты создания некоторых картин установить не представляется возможным, однако в случае отсутствия точной информации автором диссертации очерчиваются примерные рамки периода исполнения произведения.

Цель настоящей работы состоит в осмыслении нунминьхуа как феномена современной китайской и, шире, мировой художественной культуры.

Для реализации заявленной цели были поставлены следующие задачи:

1). Проследить генезис и основные этапы развития нунминьхуа с учетом их историко-политического и культурного контекста.

2). Рассмотреть основные центры производства нунминьхуа.

3). Продемонстрировать типологические художественные и содержательные особенности нунминьхуа на материале творчества ведущих представителей.

4). Выявить национальные художественно-культурные истоки

31 Муриан И. Ф. Современный китайский лубок. М.: «Государственное издательство изобразительного искусства», 1958. - 63 с.

32 Няньхуа чжилю. //ЧэньХун (гл. ред.). (^И^Шо // о Путешествие за няньхуа.). Пекин: «Путешествие по Китаю», 2007. - 168 с.

33 Синьняньхуа тулу. //Лю Кэцинь ( гл. ред.). //ЙЙЙ ( ШШ ) о Сборник новых няньхуа. ). Шанхай: «Шанхайский дом книги», 2008. - 286 с.

34 Сяоши дэ миньи. Няньхуа. //Цзе Цзыпин (гл. ред.). (ГГ^Йй^о^Ио // (Щ) о Исчезающее народное искусство. Няньхуа.). Шаньси: Изд-во «Древняя книга», 2004. - 128 с.

нунминьхуа.

5). Проследить связи нунминьхуа с национальными художественными традициями первой пол. ХХ в.

6). Определить степень влияния на нунминьхуа художественной жизни и государственной культурной политики СССР.

7). Определить степень влияния на нунминьхуа европейской живописи.

8). Установить место нунминьхуа в мировом искусстве.

Конкретными пунктами новизны предлагаемого диссертационного

исследования являются:

1). Впервые предпринят детальный анализ истории развития нунминьхуа в контексте синхронных историко-политических и художественно-культурных процессов.

2). Впервые проведен анализ основных центров производства нунминьхуа и творчества их ведущих представителей с введением в научный оборот ранее неизвестных в отечественной гуманитарии живописных произведений.

3). Выявлены культурно-художественные истоки традиции нунминьхуа, включая локальную классическую живопись, традицию няньхуа и виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства, характерные для художественной культуры Китая первой половины ХХ в. (политический плакат, народные ремесла)

4). Разработаны и аргументировано сформулированы важнейшие типологические характеристики нунминьхуа как особого феномена художественно-культурной жизни современного Китая (КНР).

5). Определены степень и формы влияния на нунминьхуа западного (европейского, американского) и российского (советского) искусства, а также

государственной культурной политики СССР.

6). Предпринят анализ традиции нунминьхуа как феномена современной мировой художественной культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке методологических подходов к традициям и явлениям современной художественной культуры. Представленные в диссертации теоретические наблюдения и эмпирический материал могут быть плодотворно использованы:

1). в исследованиях современных культуры и искусства Китая и мировой художественной культуры;

2). при разработке лекционных курсов по истории искусства и культуры Китая, Дальнего Востока и современной мировой художественной культуры;

3). для расширения и укрепления культурных связей между РФ и КНР, в т. ч. при подготовке и осуществлении художественно-творческих контактов (обмен художниками, организация музейной и выставочной деятельности, закупка сувенирной продукции) и туристических связей (включение посещения центров нуньминхуа в туристические маршруты).

При решении указанных задач возникла необходимость в разработке и утончении методологии исследования.

1). Так как настоящее диссертационное исследование посвящено изучению единичного художественного жанра, базовым для нас стал структурно-функциональный метод культурологического исследования, направленный на рассмотрение составных элементов изучаемого объекта. Ими можно считать центры производства крестьянской картины.

2). Освещение периода зарождения и расцвета нунминьхуа в периоды крупнейших политических кампаний выполнено на основе метода моделирования.

3). При детализированном исследовании истории и обстоятельств возникновения нунминьхуа автором был применен диахронический метод.

4). Последний использовался совместно с синхроническим, подразумевающим осуществление совокупного анализа двух или более культур на конкретном этапе их развития с учетом существующих взаимосвязей и противоречий.

5). Биографический метод применялся в процессе изучения творческого и жизненного пути художников нунминьхуа.

Среди положений, выносимых на защиту, основными являются следующие:

1). Социокультурная, художественная и содержательная полифония нунминьхуа диктует необходимость качественно нового и развернутого терминологического определения данной традиции. По мнению автора диссертации, наиболее адекватно ее научное определение в качестве «современной крестьянской народной ремесленной картины». В аспекте мировых художественно-стилистических направлений нунминьхуа может быть отнесена к примитивному искусству.

2). Несмотря на типологические переклички нунминьхуа с рядом жанров и направлений, существующих в мировой художественной культуре, уникальность данной традиции заключается, прежде всего, в масштабе ее популярности. Нунминьхуа приобрела масштаб общенационального художественного феномена, вобрав в себя многие достижения национального творческого опыта и став наиболее яркой выразительницей магистральных тенденций в современной творческой жизни КНР.

3). Особенности зарождения нунминьхуа и поддержка, оказываемая ею государством, позволяют рассматривать «крестьянскую» картину и в качестве

явления политической культуры КНР, отражающего системообразующие направления и тенденции местной официальной культурной политики.

4). Художественные истоки нунминьхуа, ее родство не только с няньхуа, но и многими другими видами местной низовой творческой и ремесленной деятельностью, позволяют рассматривать «народную картину» в качестве полноценной представительницы всей народной художественной культуры Китая.

5). Прослеживается определенное влияние на нунминьхуа западного и российского искусства, пусть даже такого рода заимствования преимущественно использовались и продолжают использоваться создателями «крестьянской картины» сугубо интуитивно и в качестве формальных приемов, т. е. вне осознанных попыток стилизации своих творений под чужеземные образцы и (или) синтеза разнородных художественных традиций.

Апробация работы была проведена на восьми международных и отечественных конференциях, наиболее значимыми из которых являются Двадцать первая двухгодичная конференция Европейской ассоциации китаеведов (21st Biennal Conference of the European Association for Chinese Studies) (С.-Петербург, 23-28 августа 2016 г.), «Современное искусство Востока» (Московский музей современного искусства, 6-9 октября 2015 г.) и Двадцатая двухгодичная конференция Европейской ассоциации китаеведов (20th Biennal Conference of the European Association for Chinese Studies) (Брага, Коимбра (Португалия), 22-26 июля 2014 г.).

Структура работы: диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, трех приложений (терминологический словарь, иероглифический индекс и иллюстрации), а также списка литературы.

Глава I. Понятие, общая характеристика и условия зарождения жанра китайской крестьянской картины

1.1. Общее описание нунминьхуа

Нунминьхуа (букв. «крестьянская картина») представляет собой молодой жанр китайской ремесленной живописи, история которого неразрывно связана с политической жизнью КНР. Появление крестьянской картины датируют 1956 или 1958 г. История взлетов и стилистических перемен в нунминьхуа четко подразделяется на три периода, совпадающие с важнейшими политическими кампаниями и течениями: «большим скачком» («даюэцзинь»35, 1958 - 1960 гг.), «великой пролетарской культурной революцией» («учань цзецзи вэньхуа да гэмин», 1966 - 1976 гг.) и время с начала «политики реформ и открытости» («гайгэ кайфан», 1980-е гг.). Поскольку история нунминьхуа неразрывно связана с политическим искусством КНР, главным жанром которого является пропагандистский плакат, развитие крестьянской картины на первых двух этапах оказалось неразрывно связано с последним.

Основами нунминьхуа являются тема крестьянского благоденствия, а также заимствования - преимущественно из китайского народного искусства. Поскольку этот жанр зародился в русле протекавшего на протяжении всего ХХ в. процесса обогащения искусства Китая посредством заимствований из мировой культуры, нунминьхуа оказалась ближе к западным формам живописи.

35 Иероглифическое написание имен, названий, терминов и топонимов приведено в «Иероглифическом указателе» (Приложение I).

Тем не менее, сегодня ее с уверенностью можно отнести к области китайского народного искусства, повышением интереса к которому ознаменовалась начало XXI в.36 Китай официально включил его в сферу своей культурно-дипломатической политики, подписав две конвенции ЮНЕСКО - «Об охране нематериального культурного наследия» (2003 г.) и «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005 г.). 37

На картинах изображается все то, что окружает крестьян в их повседневной жизни, что трогает и волнует их. Это могут быть пасущиеся стада, сбор урожая, ловля рыбы, обработка земли, походы на рынок, сельские праздники, визиты родственников и многое другое. В нунминьхуа встречаются пейзажи, традиционные для китайского классического искусства картины в жанре «цветы и птицы», изображения домашних животных и людей. Эпизоды из жизни простых сельских тружеников в подавляющем большинстве отображаются в идеализированном характере. Как правило, крестьяне выступают как «малая частица большого мира», но всегда предстают органичной составляющей универсума. Нунминьхуа практически не ограничена в выборе жанровых решений: здесь встречаются натюрморты, пейзажи, портреты и жанровые сцены, сочетающие как западные, так и китайские приемы. Типичным для крестьянской картины является живописный ритм, почерпнутый из декоративно-прикладного искусства, который выражается во множестве повторяющихся небольших элементов (фрукты, предметы, фигурки людей или животных и пр.). Часто встречается прием четкого деления композиции на своеобразные чередующиеся группы по принципу различных форм и тонов (удлиненное перемежается с коротким, круглое - с угловатым,

36 Lufkin, F. Folk Art and Modern Culture in Republican China. Lanham, Boulder, New York, London: Lexington Books, 2016. P. xi.

37 Список конвенций ЮНЕСКО, подписанных Китаем http://en.unesco.org/countries/china/conventions (Дата обращения: 22.11.2016).

светлое - с затемненным и пр.). Принадлежащие к различным региональным центрам произведения нередко похожи друг на друга, наиболее яркой индивидуальностью обладают картины из районов проживания национальных меньшинств. Нунминьхуа всегда содержит мотивы из народного искусства (бумажные узоры, производство и украшение текстиля, ковроткачество, разного рода росписи и пр.). Нарочитая простота, яркость и жизнерадостность крестьянской картины делают ее похожей на иллюстрации для детской литературы.

К современной китайской народной картине причисляют произведения в примитивном38 стиле. Центры ее производства, число которых достигает нескольких десятков, расположены как в сельской местности, так и в городах. Нунминьхуа продаются на туристических рынках, в местах производства и (реже) через Интернет. Поскольку создание крестьянских картин является основным занятием их авторов, мы относим китайскую крестьянскую картину не к промыслам, но к ремесленной живописи.

В классической китайской традиции иероглиф хуа (И, сложная форма в), третий в слове нунминьхуа, подразумевает широкое понятие, включающее не только такие значения, как «картина, рисунок, живопись, украшение, графика, чертеж, черта, линия, образ, символ, разграничение, планирование, остановка»), но и рисунок/рисование и чертеж/черчение без принципиального разделения живописи и графики, картины и гравюры, цветного изображения и контурного рисунка, поли- и монохромности, многосложного изображения и одной

38 Данный термин часто используются в качестве синонима для наивного искусства, однако мы разделяем их, под наивным искусством понимая индивидуализированное творчество одиночных любителей («искусство выходного дня»), а под примитивным - индивидуальную и групповую творческую деятельность полупрофессионалов и профессионалов, для которых упрощенность служит намеренным стилистическим приемом. Таким образом, наивное искусство может перерастать в примитивное. Более подробная информация об этих и последующих терминах приведена в Словаре (Приложение II).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Комаровская Полина Антоновна, 2018 год

Список литературы

i на русском языке

1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии Наук. Т. IV. СПб., 1833. - 128 с.

2. Алексеев В. М. В старом Китае. М.: «Восточная литература», 2012. -509 с.

3. Алексеев В. М. Китайская народная картина. М.: Наука, 1966. - 260

с.

4. Баньковская М. В. Алексеев и Китай. Книга об отце. М., «Восточная литература», 2010. - 487 с.

5. Баранов И. Г. Верования и обычаи китайцев. М.: «Муравей-Гайд», 1999. - 302 с.

6. Богемская К .Г. Наивные художники России. СПб: «Алетейя», 2009. - 180 с.

7. Богемская К. Г. Понять примитив: самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб: «Алетейя», 2001. - 185 с.

8. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: «Восточная литература», 2001. - 487 с.

9. Вац А. Б. Танцевальное искусство Китая. История и современность. СПб, М., Краснодар: «Планета музыки», 2011. - 206 с.

10. Виноградова Т. И. Театральная няньхуа и пекинская музыкальная драма //Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XX годичная науч. сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985. М., 1986. 4.1. С.109-113.

11. Виноградова Т. И. Китайская народная картина-няньхуа: проблемы

систематизации и периодизации. // XXVII «

». ... 1 986. . 2. . 5 0-55.

12. Гаранин И. П. Китайский антихристианский лубок XIX в. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.;Л., 1960. т. 4. С. 403-426.

13. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: «Галарт», 1994. -296 с.

14. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Институт Дальнего Востока. М.: «Восточная литертура», 2006. Т. 6. Искусство/ ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, С. А. Торопцев, С. М. Аникеева, М. А. Неглинская, А. Е. Лукьянов. 2010. - 1031 с.

15. Завадская Е. А. Мудрое вдохновение. М.: «Наука», 1983. - 198 с.

16. Кверфельдт Э. К. Предмет в китайском искусстве. Л.: Государственный Эрмитаж, 1937. - 35 с.

17. Китайская народная картина няньхуа из собрания Государственного Эрмитажа. // Под ред. М. Л. Рудовой, Н. Г. Пчелина. СПб: «Славия», 2003. - 286 с.

18. Китайские памятники мирового наследия. // Гл. ред. Го Чанцзянь. Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2003. - 242 с.

19. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. - 352 с.

20. Кравцова М. Е. История искусства Китая. Краснодар, М., СПб:

«Лань», 2004. - 962 с.

21. Любительское художественное творчество в России ХХ в. : Словарь.// Под ред. Т. Н. Сухановой. М.: «Прогресс-Традиция», 2010. - 496 с.

22. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: «Дизайн. Информация. Картография», «Астрель», «АСТ», 2001. - 632 с.

23. Малявин В. В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. М., «Наталис», 1997. - 367 с.

24. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М.: «Форум», 2014. - 272 с.

25. Муриан И.Ф. Современный китайский лубок. М., Государственное издательство изобразительного искусства, 1958. - 63 с.

26. Муриан И. Ф. Китайский народный лубок. М., «Искусство», 1960. - 122 с.

27. Некрылова А. Ф. Истинно патриотический подвиг. Д.А. Ровинский и его труд «Русские народные картинки». // Русские народные картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. В 2-х томах. «Тропа Троянова». СПб. 2002. Т. 1, С. 3-16.

28. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X - XIII вв. М.: «Наука», 1976. - 264 с.

29. Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. М.: «Наука», 1987. - 264 с.

30. Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах).// Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М.: «Наука», 1983. С. 6-28.

31. Пчелин Н. Г. Женские образы в китайской народной картине конца XIX в. // Кюнеровские чтения. 1995 - 1997 гг. Тезисы докладов. С. 176-180.

32. Редкие китайские народные картины из советских собраний. Сост. Б. Л. Рифтин. Ленинград: «Аврора»; Пекин: «Народное искусство», 1991. - 206 с.

33. Роули, Дж. Принципы китайской живописи. М.: «Наука», 1989. - 159

с.

34. Рудова М. Л. Китайская народная картинка. СПб.: «Автора», «Янтарный сказ», 2003. - 64 с.

35. Русский лубок XVII - XIX вв. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М., Л.: Изогиз, 1962. Номера страниц не обозначены.

36. Рылева А. Н. О наивном. М.: «Академический Проект», РИК, 2005. - 271 с.

37. Соколов-Ремизов С. Н. Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетний в аспекте футурологических предположений. М.: URSS, 2011. - 253 c.

38. Сорокин В. Ф. Китайская классическая драма XIII-XIV вв: генезис, структура, образы, сюжеты. М.: «Наука», 1979. - 334 с.

39. Сычев В. Л. Новая гравюра Китая в собрании Государственного музея Востока. М.: Государственный музей Востока, 2016. - 384 с.

40. Федоренко Н. Т. Великий китайский писатель Лу Синь. М.: «Знание», 1953. - 31 с.

41. Чжан Аньчжи. История китайской живописи. Ростов-на-Дону: «Феникс», Краснодар: «Неоглори», 2008. - 350 с.

42. Чжан Цян. Возрождение гравюры. Перевод с китайского Б. Валентинова.// Китайская культура 20-40 гг. и современность. М., 1993. СС. 173-200.

ii на английском языке

1. Andrews, J. F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-

1979. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1994. - 568 p.

2. Andrews, J. F. The Art of Cultural Revolution. // Art in Turmoil. The Chinese Cultural Revolution 1966-76 / Ed. by R. King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010. P. 27-57.

3. Andrews, J. F., Kuiyi Shen. The Art of Modern China. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2012. - 364 p.

4. Asian Embroidery. // Ed. by Dhamija, J. New Delhi: Adhinav Publ., 2004. - 343 p.

5. Auspicious Blessings: Chinese New Year Paintings from Yanliuqing. // Ed. by Lei, G., Sit, R. Macao: Tipografia Seng Si Ltd., 2007. - 153 p.

6. Brett, G. Peasant Paintings from Hu County, Shensi Province, China = Chung-Kuo Hu-hsien nung-min hua. London: Arts Council of Great Britain, 1976. -68 p.

7. Bush, S. The Chinese Literati on Painting: Su Shih (1037-1101) to Tung Ch'i-ch'ang (1555-1636). Hong Kong: Hong Kong University Press. 2012. - 244 p.

8. Butler, L. E. The Role of the Visual Arts in the Confucian Society. // An Introduction to Chinese Culture through the Family Life. Ed. by H. Giskin and B.S. Walsh. Albany: State University of New York Press, 2001. P. 59-89.

9. Chang-tai Hung. Mao's New World: Political Culture in the Early People's Republic. Ithaca & London: Cornell University Press, 2011. - 353 p.

10. Chow Tse-tsung. The May Fourth Movement, Intellectual Revolution in Modern China. California, Stanford: Stanford University Press, 1967. - 486 p.

11. Clark, P. Model Theatrical Works and the Remodelling of the Cultural Revolution. // Art in Turmoil. The Chinese Cultural Revolution 1966-76. Ed. by R. King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010. P. 167-187.

12. Confronting the Challenges of Urbanization in China: Insights from

Social Science Perspectives. // Ed. by Zai Liang, S.F. Messner, Youqin Huang, Cheng Chen. New York, London: Routledge, 2016. - 227 p.

13. Croizier, R. Art and Revolution in Modern China: The Lingnan (Cantonese) School of Painting, 1906-1951. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1988. - 224 p.

14. Croizier, R. Huxian Peasant Painting: From Revolutionary Icon to Market Commodity // Art in Turmoil. The Chinese Cultural Revolution 1966-76. Ed. by R. King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010. P. 136-167.

15. Cushing, L., Tompkins, A. Chinese Posters. Art from the Great Proletarian Cultural Revolution. San Francisco: Chronicle Books, 2007. - 144 p.

16. Davis, W. B. Art. Aesthetics, and Religion in Modern China.// Modern Chinese Religion. Ed by V. Goossaert etc. Vol II. Leiden, Boston: Brill, 2015. - 1102 p.

17. Eberhard, W. Dictionary of Chinese Symbols: Hidden Symbols in Chinese Life and Thought. London: Routhledge & Kegan Paul, 2006. - 412 p.

18. Errington, S. The Death of Authentic Primitive Art and Other Tales of Progress. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1998. - 317 p.

19. Fenggang Yang, Tamney, J. Confucianism and Spiritual Traditions in Modern China and Beyond. Leiden: Brill, 2011. - 363 p.

20. Gerwing, J. Between Tradition and Modernity - The Influence of Western European and Russian Art on Revolutionary China. Germany: BoD, 2014. -156 p.

21. Harris, F. Ukiyo-e: The Art of the Japanese Print. Hong Kong: Tuttle Publ., 2010. - 192 p.

22. Johnston, R. F. Confucianism and Modern China. Cambridge:

Cambridge University Press, 2014. - 273 p.

23. Laing, E. J. Chinese Peasant Painting, 1958-76: Amateur and Professional. // Art International, vol. 27. Lugano, Switzerland, 1984. P. 1-12.

24. Laing, E. J. Selling Happiness: Calendar Posters and Visual Culture in Early-Twentieth-Century Shanghai. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2004. -305 p.

25. Landsberger, S. R., Heiden, M. van Der. Chinese Posters. The IISH-Landsberger Collections. Munich, Berlin, London, New York: Prestel Verlag, 2009. -285 p.

26. Lent, J. A. Themes and Issues in Asian Cartooning: Cute, Cheap, Mad, and Sexy. Bowling Green: Bowling Green State University Press, 1999. - 221 p.

27. Li Li. China's Cultural Relics. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 161 p.

28. Lim SK. Origins of Chinese Auspicious Symbols. Singapore: Asiapac Books, 2012. - 152 p.

29. Lindqvist, C. China: Empire of Living Symbols. Cambridge: Da Capo Press, 2008. - 424 p.

30. Lufkin, F. Folk Art and Modern Culture in Republican China. Lanham, Boulder, New York, London: Lexington Books, 2016. - 217 p.

31. McCloskey, B. Artists of World War II. Westport: Greenwood Publishing Group, 2005. - 214 p.

32. Murck, A. Poetry and Painting in Song China: The Subtle Art of Dissent. Cambridge (Massachusetts), London: Harvard University Press, 2000. - 415 p.

33. Murray, L. J., Tina Piper, S., Robertson, K. Putting Intellectual Property in Its Place: Rights Discourses, Creative Labor, and the Everyday. Oxford, New York: Oxford University Press, 2014. - 215 p.

34. Paper Cutting Book: Contemporary Artists, Timeless Craft. Ed. by L. Heyenga. San Francisco: Cronicle Books, 2011. - 175 p.

35. Perkins, D. Encyclopedia of China: History and Culture. London, New York: Routledge, 1999. - 662 p.

36. Shaorong Yang. Traditional Chinese Clothing: Costumes, Adornments & Culture. San Francisco: Long River Press, 2004. - 85 p.

37. Smith, R. J. The Qing Dynasty and Traditional Chinese Culture. Lanham, Boulder, New York, London: Rowman & Littlefield, 2015. - 560 p.

38. Song Yuwu. Biographical Dictionary of the People's Republic of China. Jefferson, North Carolina, and London: Mc.Farland & Company, 2013. - 443 p.

39. Sullivan, M. Art and Artists of Twentieth-century China. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1996. - 354 p.

40. Sullivan, M. Modern Chinese Artists: A Biographical Dictionary. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2006. - 249 p.

41. Taiwan Country Study Guide: Strategic Information and Developmenets. Washington: International Business Publications, USA, 2013. - 272 p.

42. Tan Song. Craftworks of China. Beijing: China International Press, 2008. - 143 p.

43. The Culture of China. Ed. by K. Kuiper. New York: Britannica Educational Publ., 2011. - 300 p.

44. Welch, P. Chinese Art: A Guide to Motifs and Visual Imagery. Hong Kong: Tuttle, 2012. - 799 p.

45. Wilkinson, J., Pearce, N. Harmony & Contrast: A Journey Through East Asian Art. Edinburgh: Psychology Press, 1996. - 128 p.

46. Ye Yingshui, Ye Shuqin, Ye Duyi. Auspicious Designs of China. China

Travel & Tourism Press, 2002. - 239 р.

47. Yiyan Wang. Modernism and its Discontent in Shanghai: the dubious agency of the semi-colonized in 1929. // Twentieth-century Colonialism and China: Localities, the Everyday and the World. Ed. by Goodman, B., Goodman, D.S.G. Oxon, New York: Routledge, 2012. PP. 167-180.

48. Yi Ying. Political Pop and Crisis of Originality.// Subversive Strategies in Contemporary Chinese Art. Ed by M. Bittner Wiseman & Liu Yuedi. Leiden: Brill, 2011. P. 21-34.

iii на китайском языке

1. Дуан ь Цзинли. Хусян ь нунмин ьхуа яньцзю. (

Исследование о нунминьхуа из Хусяня). Сиань: Сианьское издательство, 2002. -

526 c. Переиздание: Дуань Цзинли. Хусянь нунминьхуа яньцзю. ( ^ Ж

^ й Ш fiff ^ о Исследование о нунминьхуа из Хусяня). Сиань: «Сианьское издательство», 2010. I том: - 180 c., II том: - 394 с.

2. Ниту дэ фэньфан. Чжунго Цзиншань нунминьхуа саньши чжоунянь

хуэйгу.//Лю Чжэнсянь (гл. ред.). /

/ ЭД Ш ^ ( i Ш ) о Аромат земли. 30-ти летний юбилей цзиншаньской

крестьянской картины). Шанхай: «Шанхайское издательство картин и каллиграфии», 2006. - 200 с.

3. Лу Сюнь цзуйхоу шиэр нянь юй мэйшу.// Ян Юндэ (гл. ред.).

+ — #о ШЖШ Ш) о Последние двенадцать лет Лу Синя и

искусство.) Пекин: «Культура и искусство», 2007. - 306 с.

4. Мэйшу чжань сяньшандэ икэ вэйсин — Цзянсу шэн Пэйсянь

нунминьхуа вэньцзи (гуаньцан). Чжунго мэйшухуа сюэхуэй Наньцзин фэньхуэй

чоувэйхуэй. ( - Е

^^^Ж^КШ^Ш ( М ) о Подготовительный комитет нанкинского отделения Ассоциации деятелей искусства Китая. Светило передового фронта искусства: антология крестьянской картины из Пэйсяня, Цзянсу (сборник). Шанхай: «Шанхайское народное издательство искусств», 1958. - 150 с.

5. Няньхуа чжилю. // Чэнь Хун (гл. ред.). (. ^Ш^Шо // Ж%к о

Путешествие за няньхуа.) Пекин: «Путешествие по Китаю», 2007. - 168 с.

6. Пань Сяолин цзопин цзи // Дай Ганъи (автор предисловия). (

йШо Ш Ш\ Ш ( Ш ) о Избранные работы Пань Сяолин.) Сиань: «Изд-во Искусств Провинции Шэньси», 1995. - 34 с.

7. Синьняньхуа тулу. //Лю Кэцинь (гл. ред.). (^^Шй^о

Щ ) о Сборник новых няньхуа.) Шанхай: «Шанхайский дом книги», 2008. -286 с.

8. Сяоши дэ миньи. Няньхуа. //Цзе Цзыпин (гл. ред.). (/М^^К^о ^Шо // ( Щ ) о Исчезающее народное искусство. Няньхуа.). Шаньси:

«Древняя книга», 2004. - 128 с.

9. Тун Янькуй цзопин цзи // Дин Цзитан (гл. ред.). Избранные работы Тун

Янькуя. // Гл. ред. Дин Цзитан. (НЕШ^пПШо // о Сиань:

«Изд-во Искусств Провинции Шэнсьи», 1996. - 47 с.

10. У Тунчжан, Чжан Синъин. Цзиньшань нунминьхуа кайточжэ: У

Тунчжан, Чжан Синъин ишу канли.

^ , ^^^ ^Ж^^о Первооткрыватели крестьянской картины Цзиньшаня: чета художников У Тунчжан и Чжан Синъин). Шанхай: «Шанхайское

издательство иллюстрированных журналов», 1998. - 93 с.

11. Хуадун миньцзянь няньхуа. // Чэнь Иньцяо, Чэнь Цюцао, Чжу Ши

(составители). ДОШ , ШШШ , ^ ( ШШ ) о о Народная

новогодняя картина Восточного Китая). Шанхай: «Народное искусство», 1955. -58 с.

12. Хусянь нунминь хуацзя чжи цзя цзопинцзи. //Лю Фэнтао (гл. ред.). (^

// ( ЁШ ) о Избранные произведения семейства

художников из Хусяня). Сиань: Изд. фирма «Жуньгао», 2000. - 44 с.

13. Цзи Хусянь нунминь хуацзя Лю Чжидэ //Дань Хайлань, Чжуан Хуэйсю,

Лю Либинь (гл. ред.). = , , ШШ ЁШо гйЯЖ&КШШ^Ш!

Жизнеописание хусяньского крестьянского художника Лю Чжидэ). Сиань: «Главная издательская фирма Сианьского Педагогического Университета», 2011. - 247 с.

14. Чабучаэр нунминьхуа сюань. //Гуань Дэгуан (гл. ред.) (^^Й^^КШ

^о // Избранные крестьянские картины из Чабчала.) Уру

мчи: «Народное издательство Синьяцзяна», 2014. - 161 с.

15. Чжан Сюаньчжэн хуацзи. // Дин Цзитан , Лю Цюньхань (гл. ред.) ( ^

1ШЦо // , ^^^ (±Ш)о Избранные произведения Чжан

Сюаньчжэна. Сиань: «Изд-во искусств провинции Шэньси», 2003. - 44 с.

16. Чжунго мэйшуцзя сехуэй Наньцзин фэньхуэй чоувэй хуэйбянь.. Мэйшу

чжаньсяньдэ икэ вэйсин. (ФНйЖШШ^Ш^^^^Ш^Шо МЖЙ^^ЭД —

И ^ Ш. о Подготовлено специальным комитетом нанкинского отделения ассоциации художников КНР. Спутник на линии борьбы за искусство.) Шанхай: «Шанхайское народное издательство изящных искусств», 1958. - 150 с.

17. Чжунго нунминь ишу. // Чжан Лицзюнь, Тан Чжицян (гл. ред.) (ФН^

К^Жо // , ( ) о Китайское крестьянское искусство.)

Пекин: «Крестьянское издательство», 2008. - 192 с.

18. Чжунго нунминь хуэйхуа дяоянь хуэйбянь. // Ся Чао, У Чанцзян

(гл. ред.) (// Ж1 , ( ) о Сборник

исследований о китайской крестьянской живописи. ) Пекин: «Народное издательство изящных искусств», 2010. - 574 с.

19. Чжунго эртун хуасюань. (ФНЛмВ^о Сборник китайской детской картины.) Пекин: «Изд-во народного искусства», 1957. - 53 с.

20. Чжэн Чжэньдо. Чжунго гудай мукэхуа шилюэ. (^РШ^

^ о История древней китайской ксилографии.) Шанхай: «Шанхайский дом книги», 2006. - 248 с.

iv. электронные ресурсы - на русском языке:

1. Неделя культуры провинции Цзянсу http://geometria.ru/places/modul-pro/announcements/344269 (дата обращения: 19.10.2016)

2. Синология.ру: история и культура Китая http://www.synologia.ru/art-general-49.htm (дата обращения: 03.09. 2016)

3. Российская Академия Художеств, официальный сайт. Терминологический словарь. http://www.rah.ru/science/glossary/index.php (дата обращения: 16.12.2016)

- на английском языке:

4. Chinese Posters: Propoganda, Politics, History, Art www.chineseposters.net (дата обращения: 22.06.2016)

5. Chun Wen. Paintings by Workers, Peasants and Soldiers. // Peking Review. Vol. 18, #1, Jan. 3, 1975. PP. 21-23. https: //www.marxists.org/ subj ect/china/peking-review/1975/PR1975-01a.htm ( дата обращения: 19.10.2016)

6. C. S. Hagen Official Website. Peasant Art. http://www.cshagen.com/tag/peasant-art/ (дата обращения: 25.10.2016)

7. Dai Bin (about him). http://www.mazarineartservices.com/mazarinefineart/daibin.htm (дата обращения: 14.03.2015).

8. Liu Dan (about him). https://www.artsy.net/artist/liu-dan (дата обращения:

14.03.2015).

9. UNESCO Official Website. Список конвенций ЮНЕСКО, подписанных Китаем http: / / en.unesco.org/countries/china/ conventions (дата обращения:

22.11.2016).

- на китайском языке:

10. Административное деление КНР, пров. Шэньси http://www.xzqh.org/html/list/10029.html (дата обращения: 12.01.2012)

11. Администрация уезда Хусянь http://www.huxian.gov.cn/ (дата обращения: 07.06.2016).

12. Блог о культуре и искусстве Тяньцзиня (Тяньцзинь Вэньхуа Ишу

Чжи, ^ Ш ^ ^Ь ^ Ж Ш ) http://www.tjwh.gov.cn/whysz/0906meishu/meishu-0205.html (дата обращения: 22.10.2016).

13. Личная страница Чжан Шужун в китайской социальной сети Artron http://blog.artron.net/space-873193.html (дата обращения: 25.10.2016).

14. Мао Цзэдун. Цзай Яньань вэньи цзотаньхуэй шандэ цзянхуа. (^/Жо

Речи на Конфереции деятелей культуры в Яньане). https://www.marxists.org/chinese/maozedong/marxist.org-chinese-mao-

194205.htm (дата обращения: 20.06. 2016).

15. Объявление о продаже картин нунминьхуа http://tieba.baidu.eom/p/3979680502 (дата обращения: 15.06.2016).

16. Персональный сайт Лю Чжидэ http://liuzhide.findart.com.cn/zixun/335483.html (дата обращения: 29.03.2015)

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Иероглифический указатель

ь именной указатель

А Ин (Цянь Синцунь) Р!^ Бай Тяньсюэ Й^^ В ан Гуанъи Ш^^ Ван Лаошан Ш-^Й Ван Маньтянь Шё' Ван Сюйюнь Ш^^ Ван Сяоцзюнь Ш'Н^ Ван Хай ШШ Ван Хунси Ш^ХШ Ван Цинмин ШШВД Ван Шуцунь ШМЭД' Ван Юйу Ш^^ Ван Ючжэн Вэнь Ван ^Ш Вэнь Муцзян Гао Миньшэн га

Гао Цзяньфу Гао Цифэн ra mm Го Цюаньчжун ^^^ Гу Кайчжи Гу Юань ^^ Гуансюй Гуань Юнмэй Гэ Чжэнминь ЖШй Дай Бинь ШМ Дай Ганъи ШИШ Дай Куй ШШ Дин Биньцзэн TM's' Дин Цзитан Т/^Ж Дин Чжаньфа Тй5£ Дун Лицюнь Й^У^ Дун Чжэнъи ЙШш Дуань Цзинли I^^L Е Цяньюй Кан Лун Кань Фэнган Ли Кэ ^^ Ли Найти

Ли Сицинь Ли Фэнлань Ли Хуаи Ли Чжэньхуа Ли Шуньсяо Линь Фэнмянь ^Ä® Ло Гунлю ^ХШ Ло Сюэфан Ло Чжицянь Лу Синь wffl Лэй Фэн IHf Лю Вэньси Лю Дань Mñ Лю Дуньнин МШШ Лю Либинь МШМ Лю Мэнтянь М®^ Лю Сюйсюй ШШШШ Лю Техуа M W Лю Фэнтао М// Лю Цюньхань МШХ Лю Чжигуй МШЙ Лю Чжидэ ЭДШШ Лю Хайсу МШШ

Лю Хуэйлань = Лю Хуэйшэн Ма Лин Ма Хучжи

Ма Чжэньлун ЦЩЖ Ма Юань Ма Яли ЦШШ Ма Яцзян Ми Фу ЖМ Мяо Чжунъань щЖ^ Пань Сяолин ^^^ Пань Чанван ^^Bï Се Хэ ШШ Се Чжиань Сун Нань ^ffi Сун Хоучэн ^^^ Сю Цзюнь ЩЩ Сюй Бэйхун ^^^ Ся Гуй

Сяо Чжуншань М^Й

Тан Мули

Тунчжи

Тун Юйчжэнь fèi^ У Тунчжан

У Цзожэнь У Чаншо ^ЩЩ У Шэнцин Фан Лицзюнь Фань Гоцин ^ НШ Фань Цзэнсян Фань Чжихуа Фэн Айдун Фэн Чжэнь )ЦЖ Ху Ичуань ^ — J11 Ху Майлань Хуа Гофэн Хуа Цзюньу ^ЩШ Хуан Вэйпин Цао Инли W^M Цао Цзиньин W^^ Цао Цюаньтан W^^ Цзао Ван Цзин Хао Mm Цзэн Фаньчжи ШЙШ Цзян Чжаохэ ШУШ

Цзяо Цайюнь ШШ^ Ци Байши ^ Й^ Цинь Вэньмэй Ш^М Цюань Бинхэ ^ЩЭД Цянь Дасинь Чжан Кайян Чжан Линь ^^ Чжан Синъин ^^^ Чжан Сюаньчжэн Чжан Фанся ^^ И Чжан Цинчунь Чжан Южун ЖЖШ Чжао Ванъюнь ММ^ Чжао Кунь М^ Чжао Куньхань М^/Х Чжоу Вэньдэ Чжоу Маньфэй ^ /Й^ Чжоу Чангу ^ Чжун Куй ЗДШ Чжун Цюйюань Чжэн Гуанцзу ^ß^ffi Чжэн Чжэньдо

Чэн Чжэн ШШ Чэнь Гуанцзянь Чэнь Шихэн Чэнь Шужэнь Шань Цзинмин Шань Чуньжун Шао Юй ЗР^ Ши Лю Юй Фэн ШРК Юэ Миньцзюнь ^ШШ Ян Сяньжан Ян Чжисянь Ш^М Ян Шэнмао Ян Юнцай Янь Цинфэнь Шщ^ Янь Юйчжэнь ШЖ^ Яо Юсин

ii. терминологический указатель

бумажная картинка чжихуа Ш «ветер и поток» фэн лю КШ вышивка волосами фасю дух дверей мэньшэнь П^

«гнездо оперы» сивоцзы «горы и воды» шаньшуй «красные солдаты-художники» хунхуабин «красный охранник» хунвэйбин «крестьянская живопись» нунминь хуэйхуа крестьянская картина нунминьхуа ^КШ новогодняя картина няньхуа ^Ш

«политика реформ и открытости» гайгэ кайфан Б&^^Й политический плакат сюаньчуаньхуа ж^Ш «провинциальное искусство» пуло ишу репродукция хуапянь ША счастье фу ^ сян (стиль вышивки) «точки и цветы» дяньхуахуа «три истории» саньши фигуративная живопись жэньухуа А^Ш «цветочная живопись» хуахуа Ш^ «цветы и птицы» хуаняо ^^ «чанъанская школа» чанъань хуапай ^^ШМ чуань (стиль вышивки) ^ шу (стиль вышивки) Щ

юйминьхуа (букв. «рыбацкая картина») ЙКШ

юэ (стиль вышивки) Щ

Ш. топонимический указатель

Аньсай З^Ж Бянью ^^ Бэйчэнь

Вэйсянь (см. Вэйфан) ШЖ Вэйфан

Вэньцюань шД

Ганьгу

Дафан

Дафэнь

Доуцин Ш.Щ

Дунхань

Иу

Ицзюнь ШШ Линьань ^^ Линьтун Лунмэнь ЖП Лунхуэй РЁ0 Лэпин Люда Ш А

Магуань ^^ Мацзян ^^ Маян ШВ Наньцзяо ШШ Нюдун Пинло Т^ Пэйсянь Пэйчжоу »H Синьцзи ^ Ш Сунси ШШ Сюэхуаюань Ш^п Сясычжэн Т^Ш Тайпин ÀT Таньтоу Увэй ^^ Уян ЩЩ Фаншань Ш |1| Фошань Ш | Фуян ^Щ Фэнсянь Фэнхэ /^уЩ Хуанпин ИТ

Хуи 1в Хусянь

Цзиньшань ^^

Цзяндуннань-Мяо-Дунский автономный округ ^ЖШ

Цзяньхэ ФШ

Цзиндэчжэнь ЖШШ

Цинъян ^РВ

Циньчжэнь ШШ

Цицзян

Чанли ШШ

Чжоукоудянь ^ П^

Чжоушань ^

Шуйчэн

Шуйю 7Ш

Шулу

Шэнсы ЩШ Янлюцин Ш ШР щ Янцзябу ШШ^ Янцюань РВ^. Яньань

Янлюцин Ш Ш Щ

гу. указатель названий

Академия исследования народного искусства КНР Чжунго миньсу ишу яньцзююань ФИК^^Ж^^Рл

Ассоциация деятелей искусства Хусяня Хусянь мэйшу гунцзочжэ сехуэй ^ЖМ

Ассоциация крестьянской картины пров. Шэньси Шэньси шэн нунминьхуа сехуэй

Ассоциация крестьянской картины Хусяня Хусянь нунминьхуа сехуэй ^Ж^К

«банда четырех» сыжэнь бан ИАШ «большой скачок» даюэцзинь Лййй

«волость китайской народной картины» Чжунго нунминьхуа сян ФШ^Шщ^ «волость китайской народной культуры и искусства» Чжунго минцзянь вэньхуа

ишу чжисян

«волость современной китайской народной живописи» Чжунго сяньдай миньцзянь хуэйхуа чжи сян ФИЭД^КГ^^Ш^^

Второй праздник китайского искусства нунминьхуа Ди арцзе чжунго нунминьхуа ишу цзе Ш—Ш ФИ^КШ^Ж^

«Выставка выдающихся произведений китайской крестьянской картины Чжунго нунминьхуа юсю цзопин чжань ФИ^КШ^^^йМ «Движение 4 мая» Усы юньдун ЖИЙ^ «Движение за новую гравюру» Синьсин мукэ баньхуа юньдун «Национальная выставка ляньхуаньхуа и гохуа» Цюаньго ляньхуаньхуа,

чжунгохуа чжаньлань

«Народная ежедневная газета» Жэньминь Жибао Ай

«Новые люди, новые дела» Синъжэнъ синьши цзопинь чжанъланъхуэй ^ А^^

Институт гохуа пров. Шэньси Шэнъсишэн гохуа юань ЙШ^НШРл Институт по изучению народного искусства КНР Чжунго минъцзянъ мэйшу сюэюанъ ФНШХШЖ^

Исследовательский центр китайской народной картины Чжунго нунминъхуа янъцзю чжунсин

«История развития искусства нунминъхуа из Хусяня» Хусянъ нунминъхуа фачжанъши мэйшу чжанъланъ ^Ж^йШЖМ^МЖМ^ «История развития крестьянской картины» Хусянъ нунминъхуа фачжанъши чжанъланъ ЯЖ&йШЖМ^М^

Канлин (Мин Канлин) Канлин (Мин Канлин) )

«Китайская лянъхуанъхуа» Чжунго лянъхуанъхуа ФН^^Ш^

«крестьянские художники-любители» нунцунъ еюй мэйшу цзочжэ ##

«Критика Линь Бяо и Конфуция» пи Линъ пи Кунъ юнъдун

«Лучшие художники современной китайской народной живописи» Цюанъго

сянъдай минъцзянъ хуэйхуа юсю хуацзя ^НЭД^КГ^^Ш^^ШШ

«Лучший преподаватель страны» Цюанъго юсюй фудаоюанъ

«молодежная школа» (Хусянь) синъшэн пай

Музей искусств района Сяньян Сянъян дицю ишугуанъ МЩЙК

Музей массового искусства пров. Шэньси Шэнъси шэн Цюанъчжун Ишугуанъ

«Мэйшу» Мэйшу МЖ

Народный музей КНР Чжунго миньцзянь боугуань Национальный музей искусств КНР Чжунго мэйшугуань ФИМЖ^Ш

«Записки о великолепии снов в Восточной столице» Дунцзин мэнхуа лу ^

«Образовательная газета» ЦзяоюЖибао ШШ0Ш

Первая китайская общенациональная выставка крестьянской картины Шоуцзе цюаньго нунминьхуа чжань МШ^И^КШМ

Первая китайская общенациональная выставка крестьянской живописи Шоуцзе цюаньго нунминь хуэйхуа чжань МШ^И^К^ШМ

Первый государственный праздник детского искусства Шоуцзе гоцзи эртун ишу цзе

«Поэзия Чанъани» Ши хуахуа Чанъань

Представительская группа Хусяня Хусянь хуэйюань сяоцзу ^Ж^яФШ. «пропагандистские картины на черных школьных досках» хэйбаньбао сюаньчуань Ш^Шм^

Северо-Западный Педагогический институт Сибэй Шифань Сюэюань Седьмой праздник китайского искусства нунминьхуа Ди цицзе чжунго ишу цзе

Ш^ШФ^Ж^

Сианьская Академия Искусств Сиань Мэйшуюань Щ^МРл «Сианьский ежедневник» Сиань Жибао Щ^ 0Ш

Сианьский институт искусств Сианъ ишу сюэюанъ Щ^МЖ^К

Собрание исследователей крестьянской живописи Китая Чжунго нунминъхуа

янцзюхуэй ФН&К^Ш^^^

«Стихи и картины заполняют стены» Шихуаманъцян

Третий праздник китайского искусства нунминьхуа Ди санъцзе чжунго нунминъхуа ишу цзе ШН^ ФН^КШ^Ж^

«Три великих волости народной живописи Китая» Чжунго санъда минцзянъхуа сян ФННЛШШ^

Тяньцзиньский Институт искусств Тянъцзинъ мэйшу сюэюанъ «Реалистичность старых авторов» (Хусянь) сешилэй лаоцзочжэ Управление по культуре Хусяня Хусянъ вэнъхуа гуанъ ^Ж^^Ь^Ш «Учиться сельскому хозяйству у Дачжая» Нунъе сюэ Дачжай «ханьцуньская школа» Ханъцунъ пай ^ ^ М

«Хусяньская руководящая группа по вопросам литературы и искусства» Хусянъ вэнъсюэ ишу цзе линдао сяоцзу

«Целый народ принимает участие во всепартийной мобилизации, за месяц ожесточенной борьбы сделаем из Хусяня культурный уезд!» Цюанъдан

дунъюанъ, цюанъминъ дуншоу, кучжанъ игэ юэ, шисянъ вэнъхуа сянъ! ^^^^ ,

Центральная Академия Искусств Чжунъян мэйшу сюэюанъ Ф^МЖ^К Шанхайское народное издательство искусств Шанхай жэнъминъ чубанъшэ

«школа старушек» (Хусянь) лаотайпо пай ^ЖШЖ

- ^

V. указатель названий прозведений

«Баллада о Яошань» Яошань яо Ш Ш «Благодатные поля Золотой долины» Цзиньгу маньцан

«Боги богатства сходятся в дом по всем дорогам, принося богатство, драгоценности и мир» Лулу цайшэнь цзинь цзямэнь, чжао цай чжао бао чжао

пинань

«Большой марш к технологической и культурной революции» Цзишу вэньхуа гайминь дацзиньцзюнь ЙЖ^^Ь^^АЙ^

«Большой скачок к социализму» Сян шэхуэй чжуи юэцзинь Й^^^^ЙЙЙ «Боремся за больший урожай, дарим его социализму» Чжэнцю гэндадэ фэншоу сяньгэй шэхуэй чжуи ^^^^^^

«Бригадный курятник» Дадуй янцзичан А А^^^ «Великая критика» Да пипань А#Ь¥У «Весенняя прополка» Чуньчу «Весна» Чуньгэн «Воробьиное собрание» Цяохуэй «Все возможно» Цяньфан байцзи ^^

«Всей семьей изучаем сборник цитат Мао» Цюаньцзя сюэ Маосюань

Ж

«Гордецы» Аогу

«Горы в золоте и серебре» Цзиньшань иньшань ^^^^ «Густые леса, благодатный урожай» Линьмао лянфэн

«Девушка-ковбой» Нюгунян ФЙШ «Девушка народности дун» Дуннюй ^ &

«Домашних духов обманув, душа Цяньнюй расстаётся с телом» Мицинсо

Цянънюй лихунъ

«Дорогой друг» Чжиинъ ^^

«Доставка товаров в деревню» Сунхо сясян ЖлТ^ «Жалоба старого гнедого быка» Лаохуанню гаочжуан «Жирные куры, крупные яйца» Цзифэй данъда ^ШЕЩА «За раскатыванием теста» Ганъмянъ МШ

«Завод по производству лапши нашей коммуны» Гуншэ фэнъсычан «Золотая осень» Цзинцзю лицзе ^^^^ «Игра в баскетбол» Да ланъцзю

«Картины земледелия и ткачества Южной Сун» Нанъсун гэнчжи ту «Коммуна весной» Гуншэ чунъчанцзай «Красное солнце» Хунжи 0

«Крестьянская семья из горной местности» Шанъцю нунцзя IX

«Крестьянский дворик» Нунминъ сяоюанъ ^КФК

«Кучка уродцев» Цюнъчоуту ®

«Малыш-тигренок» Хува МШ

«Мать и дитя» Му юй цзы ЩЩ ^

«Меридианы» Цзинсянъ ^^

«На вас надежда» Сиван цзито цзай нимэн шэншан «На защите красного режима» Баовэй хунсэ чжэнцюанъ

«На уроке по партийному образованию» Шандан кэ «На фронт» Дяо цяньсянь цю ШШШ^ «Надежда» Пань ^

«Необъятный початок кукурузы» Ибан юйми да у бянь — «Неспящий культурный центр» Буедэ вэньхуачжань «Новый вид Хусяня» Хусянь чжумао ^ЖЖШ

«Новое назначение старого начальника бригады» Лао дуйчан дэ синь кэти ^ А

«Ночная мелодия» Ецю ^Й

«Овощной рынок» Цайши

«Один ребенок это хорошо!» Шэн игэ хао

«Осенняя песня» Цюгэ ^^

«Отправка зерна» Сунлян лушан ЖШШ^

«Очарование Куйфэна» Куйфэн циньюнь Щ^'ШШ

«Паньгу рисует исполинскую саламандру» Паньху хуа ваваюй

«Пастух гусей» Муэ

«По дороге» Та лу син ШШ^Т

«Председатель Хуа приехал на наше поле» Хуа чжуси лай дао цзань тяньцзянь

«Прививка молодого растения» Цзяцзе синьмяо ШШШШ «Процветающий поселок» Ванчжэнь ЕЯ

«Рабочие обгоняют лошадь, скачущую со скоростью в тысячу ли» Гунжэнь куаюэ цяньлима X АЦ

«Радостная уборка хлопка» Сичжай синъмянъ

«Развитая промышленность требует большего труда» Едагэн цинъцзянъ ^ А Ж

«Разгром на кухне» Нао чуфан Й®^

«Рыбацкая деревня» Юйцунъ ЙЙЭД'

«Рыбный край» Юйсян Й ^

«Рыбный пруд» Юйтан ЙШ

«Рыбный пруд коммуны» Гуншэ юйтан

«Рытье колодца на плато» Гаоюанъ дацзин га^^Т^

«Сбор бамбуковых ростков» Шоу чжусунъ

«Сбор урожая хлопка» Сичжай синмянъ

«Сельский культурный центр» «Нунминъ вэнъхуачжанъ» ^К^^ЬЙ

«Сибинская вышивальщица» Сибо сюнян Ш1ЙШШ

«Сибинские народные вышитые туфли» Сибоцзу сюхуасе Ш^&ШШ^Ш

«Солнце в кормушке» Сыян шили дэ тайян АРВ

«Старина партийный секретарь» Лао шуцзи —^гй

«Старый художник» Лао ижэнъ — ^ А

«Сушка чеснока на солнце» Шай суанъ ЩШ

«Счастливая вселенная» Фуманъ цянкунъ

«Танец» Гэу ШШ

«Тишь да гладь» Пинпин анъанъ ТТ^^ «Труд» Лаоцзо ^^

«Уборка бобов» Чжай доуцзяо Ш^^

«Универсальный шлифовальный станок бригады» Дадуй ваньнэнмо АА~ЛШШ

«Уничтожим американского волка ударным производством зерна и стали»

Дочань лян хэ ган тунцзиМэйго лан ^ШФ МИ ЗЙ

«Урожайный год» Фэннянь ^^

«Утки нашей бригады» Дадуй яцюнь АА??^

«Уход за шелковичными червями» Ян цань ^^

«Цветок Дачжая у подножия Чжуннаньшань» (жуннаньшань ся Дачжай хуа

Ш^ТАШ^

«Цветочные фонари западной Хунани» Сянси хуадэн

«Церемония открытия водохранилища» Шуйку лочэн цзиндянь

«Цяньнюй выходит замуж» Цяньнюй чугэ

«Чайная на окраине Пекина» Бэйцзин цзяоцзю чагуань

«Человеческий мост» Жэньцяо А^

«Язык гор дарует вдохновение» Шанью цзиян ^ЩШШ

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Терминологический словарь

Ряд описанных ниже художественных манер имеет размытые границы и пересечения. Опираясь на научные исследования, автор диссертации приводит здесь свое видение многих из них.

ь западная и отечественная терминология

- любительское искусство: Термин для обозначения произведений, которые создается непрофессиональными художниками и часто имеют характер имитаций. Любительское искусство лежит близко к существующим манерам, по определению не столь оригинально, но «искренне». По выражению К. Г. Богемской, художнику-любителю «всегда тесно в рамках обыденного существования».279

- наивное искусство: Создается (преимущественно) непрофессионалами, которые интуитивно формируют картину мира «по-детски». Изображаемые объекты, как правило, берутся из окружающего мира или воспоминаний детства. Недостаток художественных знаний в картинах таких художников позволяет создавать атмосферу простоты и невинности. Характерными чертами наивной живописи являются:

279 Богемская К.Г. Понять примитив: самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. С.29.

1. подчеркнутые ракурсы, четкая граница объектов — наивные художники, как и дети, сперва создают контур, который затем наполняется цветом;

2. яркие локальные цвета — краска чаще всего наносится на холст краску непосредственно из тюбика, минуя этап смешивания на палитре; с помощью кричащих цветов обыгрывается присущая наивному искусству жизнерадостность;

3. наивные художники не рисуют с натуры;

4. геометричность, механистичность движений, уплощение форм;

5. нарративность (рисование сопровождается игрой-рассказом), предметы или люди на картине не заслоняют друг друга;

6. картина «сама себя рисует» — фраза, сказанная Е. Волковой, одной из российских наивных художниц, описывавшей свободный поток своего творческого процесса.280 Все перечисленные особенности типичны для манеры современной крестьянской картины.

- народное искусство: В первую очередь может рассматриваться как «искусство орнамента». Декоративно и функционально по определению, имеет традиционные формы. Это развитая система консервативных приемов, главная задача которой - украсить окружающие человека предметы. В США в это понятие вкладывается более широкий смысл: оно охватывает все «искусство народа», т.е. непрофессиональные попытки творчества, включая и наивное искусство.

- примитивное искусство: Антонимия такому понятию, как реалистическое искусство. Во всех культурологических исследованиях, посвященных исследованию примитивного в культуре, данное явление рассматривается не как единство, но как система, выражающая различные аспекты современного

280 Рылева А. Н. О наивном. М.: Академический Проект, РИК, 2005. 271 с. С. 133.

общества. В настоящее время западные исследователи отказались от этого термина применительно к наивному искусству. Термином "primitive art" в английском и других европейских языках называется искусство, которое создается в культурах, полностью не затронутых либо незначительно затронутых западной цивилизацией. Примечательно, что английские и американские ученые продолжают обозначать наивное искусство термином "primitive art". В России словом «примитив» часто пользовались художники-авангардисты. Возможно, именно поэтому оно сохраняется в отечественной искусствоведческой традиции, а также используется применительно к наивному искусству.

- лубок: Популярный термин для обозначения народной массовой печатной картины. Автор настоящей работы придерживается мнения, что допустимо использовать его только применительно к русскому жанру. Впервые термин стал широко употребляться в 1820 - 30-е гг. - вероятно с подачи И. М. Снегирева, первого исследователя лубка. В России народ использовал и другие названия - панки, богатыри, потешные листы, простовики и др. Существует несколько гипотез о возникновении термина «лубок». В соответствии с первой, он произошел от слова «луб» - волокнистой, исподней части коры липы. Клише для картинок делались из этого вида мягкой древесины, и впоследствии они также стали называть лубами, а гравюры - лубками. По второй версии, которой придерживался видный исследователь массовой гравюры Д. А. Ровинский, это название пошло от сплетенных из луба коробов, в которых бродячие торговцы-офени разносили по деревням свой товар, в числе которого были и печатные листы. Третья версия соотоносит происхождение термина «лубок» с названием Лубянки - московской улицы, бывшей центром торговли лубяными изделиями и народными картинами. Некоторым исследователям она

представляется маловероятной, так как с большей вероятностью товар дал название улице, чем наоборот. 281

- массовая печатная картина: Термин, который автор настоящей работы использует для обозначения любых видов кустарной, издававшейся большими тиражами печатной живописной продукции, таких как русский лубок и няньхуа.

- народная картина: Несмотря на то, что в российской исследовательской науке за народной гравюрой на дереве (вне зависимости от страны происхождения) достаточно прочно закрепилось название «народная картинка», китаеведы для обозначения няньхуа используют словосочетание «народная картина». В синологической литературе это название впервые употребил в нач. ХХ в. первый в мире исследователь няньхуа, знаменитый российский и советский синолог - академик В. М. Алексеев (1881 - 1951)282 . Помимо этого, термин «картинка», пусть и сразу позволяющий отделить оттиск с народной гравированной формы от классической живописи, несет пренебрежительный оттенок, который не соответствует глубочайшему религиозному и художественному содержанию няньхуа, а также высочайшему качеству исполнения лучших ее образцов.

- народная картинка (англ. Cheap populär prints, фр. les livres populaires, нем. Volksbücher): Синоним термина «лубок», использовавшийся еще Д. А. Ровинским. 283

- самодеятельное искусство: Политически окрашенное слово, применяемое для обозначения непрофессионального творчества в странах

281 Некрылова А. Ф. Истинно патриотический подвиг. Д. А. Ровинский и его труд «Русские народные картинки». // Русские народные картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. В 2-х томах. «Тропа Троянова». СПб. 2002. Т. 1. С. 9-10.

282 См. «Китайская народная картина», М., «Наука», 1966. - 260 с.

283 Некрылова А. Ф. Истинно патриотический подвиг. Д.А. Ровинский и его труд «Русские народные картинки». Т. 1. С. 10.

соцлагеря. Как правило, самодеятельность представляла собой подчинение творческого процесса политическим целям. В более широком смысле, это слово подразумевает некую свободную деятельность, не обязательно художественную. Советские самодеятельные авторы в 1940 - 1950 гг. были настроены против примитива как против враждебного явления капиталистических стран. Они называли сами себя самодеятельными, в то время как художники, чье творчество относят к примитиву, редко определяют свои произведения этим словом. Тем не менее, произведения примитивного искусства нередко находятся среди самодеятельных. В настоящей диссертации под самодеятельностью автор диссертации подразумевает организованное творчество непрофессиональных художников, актеров и пр.

- традиционное искусство: Этническое искусство, которое существовало на ранних этапах развития у всех народов и передавалось от учителя к ученику. В настоящее время в первозданном виде сохраняется у аборигенных народов.

ii. китайская и японская терминология

- вэньжэньхуа ^ Л Ш : «Живопись интеллектуалов», наиболее широкое определение этого термина включает в себя несколько отдельных аспектов. Во-первых, к этому направлению принадлежали художники из чиновничьей среды, которые статусно отличались от ремесленников, во-вторых, с помощью этой живописи ученые имели возможность свободно выражать свои мысли, и, в-третьих, эта манера была характерна и для ученых-художников и отличается от

" 284

академической284.

- гайгэ няньхуа ^ Щ Ш : букв. «няньхуа периода реформ», см. синънянъхуа

284 Bush, S. The Chinese Literati on Painting: Su Shih (1037 - 1101) to Tung Ch'i-ch'ang (1555 - 1636) Hong Kong: Hong Kong University Press. 2012. P. 1.

- гохуа Н Ш : букв. «живопись (нашей) страны», «государственная живопись», термин, введенный в конце XIX - нач. ХХ в. с целью

противопоставления китайской живописи западной (сиянхуа, Щ ^ Ш) и, уже,

исполненной масляными красками (юхуа, /Й Ш) . Используется для описания произведений, созданных при помощи традиционных китайских туши и водяных красок по шелку или бумаге. В западной науке термин «гохуа» как правило применяется лишь в отношении китайской живописи ХХ в. Иногда под

словом гохуа подразумевается сокращение от чжунгохуа ( ФИШ , букв. «живопись Китая»). В КНР под терминами гохуа и чжунгохуа подразумевают обычно картины, созданные при помощи традиционных китайских материалов на бумаге или шелке: таким образом, эти термины скорее охватывают материалы, чем художественную манеру. На практике, конечно, существует целый спектр различных значений для этого термина, что вызывает некоторую путаницу. Некоторые художники используют традиционные материалы для создания картин с нетрадиционными сюжетами, к примеру, используя западные краски на китайских бумаге или шелке, или делая резьбу, как на печатях, на камнях мощеных улиц или крышках люков, что было какое-то время популярно. Соцреалистическая гохуа представляет собой яркий пример живописи, нетрадиционной по манере, но традиционной в плане выбора материалов. 285

- жэньухуа А Ш Ш : букв. «фигуративная живопись», традиционный жанр китайской живописи, посвященный различным сторонам духовной и социальной жизни человека. Охватывает широкий круг произведений портретного, иллюстративно-назидательного, повествовательного и религиозного характера, выполненных в манере гунби или сеи. Наиболее

285 Andrews, J.F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. Р. 50.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.