Китайская народная картина няньхуа XX века: типология жанров и эволюция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Гультяева, Галина Сергеевна

  • Гультяева, Галина Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 231
Гультяева, Галина Сергеевна. Китайская народная картина няньхуа XX века: типология жанров и эволюция: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2007. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гультяева, Галина Сергеевна

Введение.

Глава I. Няньхуа как феномен художественной культуры Китая XX века.

§ 1. Няньхуа как жанр изобразительного искусства.

§ 2. Типология няньхуа.

1.2. Картины, созданные по сюжетам классических литературных произведений, легенд, мифов.

2.2. Картины с религиозными и символико-благопожелательными сюжетами.

3.2. Картины бытового содержания.

4.2. Видовые и декоративные картины.

5.2. Картины на общественно-политические темы.

6.2. Календарные и рекламные картины.

Выводы.

Глава II. Эволюция няньхуа XX в.

§ 1. Няньхуа первой половины XX века.

§ 2. Эволюция и художественные особенности няньхуа второй половины XX века.

2.1. Искусство няньхуа 1949-56-х гг.

2.2. Картины сер. 1950 - нач. 60-х гг.

2.3.1980-90-е гг. Новый подъем в искусстве няньхуа. Возрождение традиций.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китайская народная картина няньхуа XX века: типология жанров и эволюция»

Начиная с XII в. в Китае существовал обычай в канун Нового года украшать жилые помещения красочными печатными картинками, которые в XIX в. получили название няньхуа (доел, означает «новогодняя картина»). Новогодние картины были связаны с культовой и обрядовой сторонами праздника, на них изображали святых буддийского, даосского и народного пантеона. Значительную часть новогодних картин составляли благожелательные сюжеты, содержащие символические знаки пожелания семейного счастья, богатства, удачной торговли, хорошего урожая и различные познавательно-развлекательные сюжеты, знакомящие с литературой и театральными представлениями. Для изготовления новогодних картин в мастерских использовали технику ксилографии. Расположенные по всей территории Китая мастерские няньхуа в течение всего года массовым тиражом поставляли на рынок печатную продукцию. Во второй половине XIX века художественное творчество няньхуа получило массовое распространение и сформировалось в самостоятельный вид изобразительного искусства, которое было рассчитано на удовлетвлетворение эстетических вкусов широких слоев населения.

В XX в. китайская народная картина становится одним из самых популярных видов изобразительного искусства Китая. Однако в течение прошлого столетия традиционная жанровая и художественная система няньхуа претерпевает кардинальные изменения. Новая социально-политическая обстановка в обществе середины прошлого столетия, прагматический взгляд китайского руководства на природу и задачи искусства, с одной стороны, способствуют широкому распространению народной картины, с другой - обеспечивают ее функционирование в рамках «догматической культуры». Утилитарный подход к искусству обусловил жанровую ограниченность няньхуа. Из всего многообразия традиционных жанров, на первое место выдвигаются реалистические жанры, призванные отражать действительность в «ее революционном развитии». Ведущую роль в искусстве няньхуа играют общественно-политический, бытовой, портретный жанр, которые чрезвычайно ярко и полно иллюстрируют социально-политические процессы в обществе. В связи с этим, важно представить основные этапы формирования этого уникального явления художественной культуры Китая XX века.

Современная картина няньхуа представляет собой многоаспектную художественную систему, синтезировавшую декоративный жанр, графику, приемы европейской и национальной станковой живописи. Современная картина няньхуа, несмотря на ее формальные обновления, сохраняет в себе традиционные основы: декоративный характер, условный символико-метафорический язык.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная картина няньхуа не получила должного освещения в отечественной гуманитарной науке. До настоящего времени серьезного внимания удостаивались лишь картины няньхуа XIX- нач. XX веков. Выявление идеологических и эстетических аспектов искусства няньхуа второй половины XX в. позволяет обозначить основные тенденции развития художественной культуры Китая этого периода, и опредилить взаимосвязь искусства няньхуа и особенностей общественного сознания и состояния нравственно-эстетических ценностей современного китайского общества.

Начало научного исследования искусства няньхуа в России было заложено в начале XX века. Академик В. М. Алексеев первым в отечественной науке предпринимает попытку научного осмысления этой своеобразной области народного искусства, обладающей многовековыми традициями. Фундаментальный труд В.М. Алексеева «Китайская народная картина» является комплексным исследование китайского фольклора с исторической, лингвистической, культурологической точки зрения.1

Дальнейшая работа на материалах коллекции В.М.Алексеева была продолжена М.ЛРудовой. Ей принадлежит ряд публикаций о религии и символике в китайском искусстве на примере няньхуа, научная работа по систематизации собраний няньхуа Ленинградских музеев,2 диссертация на тему «Китайская народная картина няньхуа как исторический источник», в которой автор исследует проблемы взаимосвязи благопожелательных и религиозных няньхуа с народной религией синкретического характера3.

Изучением китайской народной картины занималась И.Ф. Муриан. В 1960 г. И.Ф. Муриан была опубликована работа о китайском лубке (коллекция няньхуа в собрании музея народов Востока в Москве), где рассмотрены и проанализированы основные этапы истории развития и формирования няньхуа как самостоятельного вида изобразительного искусства, прослеживалась историческая связь няньхуа с национальной станковой живописью и светской гравюрой4. И.Ф.Муриан впервые проводит искусствоведческий анализ жанровой системы, композиционных приемов, изобразительных мотивов картин няньхуа конца XIX - первой половины XX века.

Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966.260 с.

2 Рудова M.J1. Китайская народная картинка. СПб.: Аврора, 2003. 65 е.; Рудова M.JI. Китайская театральная лубочная картина // Труды Гос. Эрмитажа. Т. II, Л., 1958. С. 238-251; Рудова МЛ. Коллекция академика В.М. Алексеева // Сообщения Гос. Эрмитажа. Т. XIX. Л., 1960. С.38-41; Рудова МЛ. Систематизация китайских народных картин няньхуа Ленинградских собраний // Труды Гос. Эрмитажа. Т. V. Л., 1961. С.286-298; Рудова МЛ. Цай Шэнь - Гуань Юй // Страны и народы Востока. Вып. XI. М., 1971. С.105-118; Рудова МЛ. Китайские народные картины из собрания Гос. Эрмитажа // (http://www.hermitage.intemet.emax.m/hermitag/html-Ru/ll/2003/hmll-4-135.htm);

3Рудова МЛ. Народная картина няньхуа как источник для изучения духовной культуры Китая: Автореф. дисс. канд. ист. наук /АН СССР, Ин-т Народов Азии. Гос. Эрмитаж. М -Л., 1968.17 с.

4Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М.: Искусство, 1960. 122с.; Муриан И.Ф. Современный китайский лубок. М.: Изогиз, 1958.42с.

В разработку данной темы также внесла вклад Н. А. Червова. В ее исследовании - «Современная китайская гравюра. 1931-1958 гг.»1 анализируется новый вид новогодней картины - синънянъхуа, зародившийся в 30-е годы XX в., в период революционного и патриотического движения, и превратившийся в искусство политической агитации.

О театральном жанре няньхуа существует несколько публикаций, принадлежащих перу Т.И.Виноградовой2. В 2000 г. на материалах фондов Государственного Эрмитажа Т.И. Виноградовой была защищена диссертация «Китайский народный театр на китайской народной картине. Театральные няньхуа как источник для изучения традиционной культуры Китая»3. В работе подробно исследуется история жанра театральной няньхуа, дается анализ художественных особенностей театральных картин конца XIX- начала XX, проводится жанровая классификация сюжетов театральных няньхуа. В работе Т.И. Виноградовой подчеркивается, что театральная народная картина няньхуа в большей степени, чем другие жанры няньхуа относится к «большой» культуре, т.к. театральные няньхуа представляют собой редкий тип синтетического искусства, образовавшийся в результате пересечения графики, театрального искусства и драматургической литературы.

Огромный вклад в изучение художественного наследия няньхуа внес Б.Л. Рифтин, который систематизировал отечественные собрания няньхуа,

Червова Н. А. Современная китайская гравюра. 1931-1958. М.: Восточная литература, 1960.171 е.; Червова Н.А. Гу Юань. М.: Искусство, 1960.42 с.

2 Виноградова Т.И. Китайская народная картина - няньхуа: проблемы систематизации и периодизации // XXVII Научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. М., 1986. Ч. 2. С. 50-55; Виноградова Т.И. Театральная няньхуа и пекинская музыкальная драма //Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XX годичная науч. сессия JIO ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985. М„ 1986.4.1. С.109-113;

Виноградова Т.И. Китайский народный театр на китайской народной картине. Театральная няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая: Атореф. дисс. канд. ист. наук / СПбф ИВ РАН. СПб., 2000. С. 3-16. исследовал происхождение отдельных коллекций и истории их создания.1 Исследователь заложил основы комплексного анализа няньхуа}

В Китае научная разработка искусства няньхуа началась после Образования КНР в 1949 году. Этой теме посвящен целый ряд научных работ А Ин3, Лю Юйшань4, Бо Суннянь5, Да Чуньчжи6, Чжан Инсюэ7. В частности, в работе А Ина дается общий очерк эволюции жанра, указывается взаимосвязь народной картины с развитием ксилографии и искусством печатных икон, изготовлявшихся в буддийских храмах, начиная с V века.

В процессе работы над диссертацией автор опирается на А фундаментальное исследование профессора Ван Шуцуня , посвященное истории, природе и сущности явления народной культуры - няньхуа. Ван Шуцунь расширяет представление об эволюции новогодней картины, подробно описывает развитие производства няньхуа в самом крупном центре на севере - Янлюцин. Чрезвычайно значимым является объяснение

Рифтин Б.Л. О китайском лубке и его русских собирателях // Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 1-20.

2 Рифтин Б.Л. Праздничные картинки няньхуа. Редкие китайские лубки из фондов РГБ // Восточная коллекция. Весна 2002. РГБ. М., С. 105-119.

3 A Ying. Zhongguo nianhua shi xuyao (Краткая история китайских новогодних картин). Beijing,1954.

4Лю Юйшань. Коротко об эстетике китайских народных новогодних картин // Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 38-44.

5Во Songnian. Zhongguo nianhua shi (История китайской новогодней картины). Shenyang: Liaoning meishu chubanshe, 1986.

6Dang Chunzhi. Minjian nianhua (Народная картина няньхуа) // Zhongyuan minjian gongyi meishu. Zhengzhou: Henan renmin chubanshe, 2006. C. 223-237.

7 Zhang Yingxue. Cong Yangliuqing muke nianhua tanqi (Беседа о няньхуа из Янлюцина) //Yangliuqing muke nianhua xuanji. Beijing: Zhongguo gudian meishu chubanshe, 1957. 50 c.

8 Ван Шуцунь. К истории китайской народной картины // Редкие китайские народные картины из советских собраний. Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 21-37; Wang Shucun. Zhongguo mingjian hua (Китайская народная картина). Shanghai, 1982; Wang Shucun. Zhongguo mingjian nianhua shi tulu (Собрание иллюстраций к истории китайской народной картины). Shanghai, 1991. Т. 1-2; Wang Shucun. Yangliuqing nianhua ziliao ji (Сборник материалов по няньхуа из г. Янлюцин). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1959.93 с. методов и принципов изображения на народной картине, а также интерпретация основных символико-благопожелательных сюжетов и образов. Во вступительной статье к альбому «Современное изобразительное искусство Китая. Няньхуа»1, Ван Шуцунь рассматривает основные исторические этапы развития няньхуа XX века: от масштабного производства и массового распространения в начале XX века к упадку традиционных промыслов, обусловленному военной ситуацией, и зарождению новых картин няньхуа в 1930-40-х гг.; массовому распространению новых новогодних картин, изготовляемых уже типографским способом в 1950-х гг.; трагический период «культурной революции»1966-76 гг., когда искусство няньхуа перестало существовать; расцвет культурной жизни в 1980-90-е гг., способствовавший возрождению фольклорных традиций новогодней картины няньхуа.

Несомненный интерес представляет статья чешского исследователя Hrdlicka, в которой дается анализ картин, созданных в период 1930-50-х гг. - во время антияпонской войны и первых лет строительства нового Китая.2

Таким образом, как показал исследовательский анализ научной литературы, связанной с темой диссертационной работы, существует значительное число научных трудов, посвященных искусству няньхуа конца XIX - начала XX вв., однако современное искусство второй половины XX в. не было удостоено внимания отечественных специалистов. В частности, представляется очень важным проблемы функционирования искусства няньхуа в 1980-90-х гг. в условиях рыночной экономики, эта тема также не получила адекватного освещения в отечественной гуманитарной науке.

1 Wang Shucun. Zhongguo xiandai nianhua shi xuyao (Краткая история китайской новогодней картины) // Zhongguo xiandai meishu quanji. Nianhua Liaoning meishu chubanshe, Shenzhen, 1998. T.l. C. 3-32;

2 Hrdlidka Zdengk. Nove Cmske Malirstvi. Praha: Orbis. 1951.154 c.

Целью диссертационной работы является осмысление китайской народной картины няньхуа XX в. как явления художественной культуры современного Китая.

Исходя из основной цели работы в рамках диссертации решаются следующие задачи:

- определить основные этапы развития современной картины няньхуа XX в.;

- рассмотреть формирование системы жанров няньхуа и их эволюцию;

- исследовать динамику художественно-выразительных средств и образной системы няньхуа в контексте историко-культурной ситуации;

- определить роль няньхуа в развитии национальной культуры Китая XX в., в том числе ее социально-политические компоненты;

- определить происхождение отдельных сюжетов и образов;

- показать специфику взаимосвязи художественных образов няньхуа и системы мировоззрения, нравственных ценностей современного китайского общества.

Источниковой базой исследования являются:

1. Гравюры няньхуа первой половины XX в. (образцы произведений представлены в музейных собраниях Санкт-Петербурга); уникальная коллекция академика В.М. Алексеева, хранящаяся в Государственном Эрмитаже (более 2000 экз.); часть коллекции В.М. Алексеева (около 1000 листов) находится в Государственном музее истории религии (Санкт- Петербург).

2. Небольшая коллекция няньхуа (30 листов), датируемых 20-30 годами XX в. (Российская национальная библиотека), в которой есть редкие и неизвестные в Китае экземпляры.

3. Каталоги музейных экспозиций1 и выставок произведений современного изобразительного искусства Китая2. Отдельно следует выделить двухтомное издание коллекций современной народной картины, хранящихся в государственных музеях Китая и частных собраниях, под редакцией профессора Ван Шуцуня .

4. Материалы справочно-энциклопедического характера на китайском и русском языках, помогающие атрибутировать сюжеты картин, выяснить семантику художественных образов и орнаментальных мотивов4. К источникам исследования относятся произведения китайской

1 Китайская народная картина няньхуа: Из собрания Гос. Эрмитажа. [Кат. выст. 23 дек. 2003 г. - 28 февр. 2004 г.] Спб.: Славия, 2003.287 е.; Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом / [Сост. и авт. предисл. Б.Л. Рифтин, Ван Шуцунь; Пер. с кит. Б.Л. Рифтин]. JI.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991.233 е.; Китайская народная картина - няньхуа. Кат. выст. в Гос. музее искусства народов Востока / [Автор вступ. ст. и сост. Кузьменко Л.И.]. М.: Б.И. 1987. 80 е.; Chinese popular prints: [In memory of Acad. Vasily Alexeyev: Album / Sel. and text by M.Rudova], L.: Aurora, 1988.191c.; Mingjian yishu (Народное искусство)// (http://www.baike.baidu.com); Yangliuqing nianhua (Няньхуа из Янлюцина) //(http://www.yangliuqingnianhua.com).

2Dieijie quanguo meishu zhanlanhui. Banhua xuanji (Вторая Всекитайская выставка произведений изобразительного искусства. Гравюра). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1957; Zhongguo hua xuanbian. 1949-59 (Избранные картины 1949-59 гг.). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1961; Zhongguo jin bai nian huihua zhanlan xuanji (Избранные произведения живописи за последние сто лет). Beijing: Renmin meishu chubanshe,1959; Dierjie quanguo meishu zhanlanhui. Nianhua, xuanchuanhua xuanji (Вторая Всекитайская выставка изобразительного искусства. Лубок. Плакат). Beijing:Renmin meishu chubanshe, 1956; Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки. Китайская народная картина. Каталог выставки. М.1958; Выставка эстампа московских и пекинских художников. Гравюра. Офорт. Литография. Москва-Пекин. М.1958; Выставка китайского плаката и репродукции: Каталог. Курск, 1959.23 е.; Современная китайская графика. 1957. Л., 1957; Gechang zongluxian (Курсом партии с песней). Shanghai: Xinhuashudian, 1958; Shuicaihua xuanji (Избранные произведения. Акварель). Shanghai: Meishu chubanshe, 1957; Gongnongbin huaji (Собрания иллюстраций рабочих, крестьян, солдат). Beijing, 1958; Shoudu Zhongguo hua xuan (Произведения Пекинских художников). Beijing: Beijing chubanshe, 1959; Zhongguo meishu zuopin ji (Собрание произведений китайского искусства). Beijing: Renmin chubanshe, 1957.

3Zhongguo xiandai meishu quanji. Nianhua (Полное собрание современного изобразительного искусства Китая. Няньхуа). Liaoning meishu chubanshe, Shenzhen, 1998. Т. 1.286 е.; Т.2.471 е.;

4Ма Shutian. Quanxiang Guanyin (Иконография Гуаньинь). Nanchang: Jiangxi meishu chubanshe, 2006. 309 е.; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 е.; Традиционное искусство Востока: Терминол. сл. М.: Эллис-Лак,1997. 359 классической литературы и устного народного творчества, служащие основанием для объяснения сюжетов картин. Это - мифы, легенды, классическая литература, либретто пьес Пекинской музыкальной драмы.

Методологическим основанием настоящего исследования являются разработки В.М. Алексеева. Наиболее важной является идея В.М. Алексеева, заключающаяся в том, что народная картина представляет собой «малую» культуру, в которой в специфическом преломлении отражается «большая» культура. Таким образом, универсальный метод В.М.Алексеева требует исследование феномена народной картины в контексте всей китайской культуры. Продолжает это положение его мысль о том, что для рассмотрения народной картины необходим всесторонний подход, означающий «привлечение всего комплекса китайской культуры». Для успешного анализа народной картины необходимо использовать источниковедческие, этнографические и искусствоведческие методы исследования.

Анализ показал универсальность методологических положений В.М. Алексеева, которые предполагают и включают методологические основания, применяемые в искусствоведческом анализе отечественными I исследователями (Н.А. Виноградова , О.Н. Глухарева). е.; Виногродский Б. Б. Китайские благопожелательные орнаменты: избр. лекции и пер. М.: Гермитаж-Пресс, 2003. 64 е.; Эберхард В. Китайские праздники [Пер. с англ. и предисл. Н.Ц. Мункуева]. М.: Наука,1977.128 е.; Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1-2. М.: Сов. Энциклопедия,1980; Китайские боги и мифы. М.: Арт-Родник, 2003. 65 е.; Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / [Пер. с кит. Е.И. Лубо-Лесниченко; отв. ред. и авт. послесл. Б.Л. Рифтин]. М.: Наука, 1965. 526 е.; Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев, М.: Муравей-Гайд,1999. 303 е.; Жизнь и нравы старого Китая. Смоленск: Русич, 2003. 496 е.; Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2003. 464 е.;

1 Виноградова Н.А. Сто лет искусства Японии и Китая. М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства,1999. 252 е.; Виноградова Н.А. Искусство Китая: Альбом. М.: Изобразит. Искусство, 1988. 54 с.

2 Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. М.: Искусство, 1958. 227 е.; Изобразительное искусство Китая. [Альбом. Сост. и авт. вст. статьи О.Н. Глухарева]. М.: ИЗОГИЗ. 1956.148 с.

Кроме того, методологической основой данной работы являются идеи, обусловившие принципы исследования традиционной китайской культуры в отечественной синологии.

Разработкой подхода к анализу традиционной идеологической системы китайцев посвящены труды JI.C. Васильева1, в которых он выявляет особенности мышления, поведения и психологии в традиционном Китае и влияние этой системы на функционирование китайской цивилизации в целом, и в частности, на культуру современного Китая. В трудах К.М. Тертицкого обосновывается методологический опыт исследования традиционной культуры китайцев в условиях современных процессов модернизации общества, основанный на социологических опросах.

Важнейшие проблемы в области современной (после 1949 г.) культуры КНР рассматриваются в работах ученых В.Ф. Сорокина, В.Г. Гельбрас4, Л.П.Делюсина5, JI.C. Кюзаджян1, А.Н. Желоховцева2,

1 Васильев JI.C. Роль традиций в истории и культуре Китая. [Сб. статей под ред. JI.C. Васильева]. М.: Наука, 1972. 376 е.; Васильев JI.C. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность / АН СССР, Ин-т Востоковедения [Под ред. Л.П. Делюсина]. М.:Наука, 1976. л

Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М.: Восточная литература, 2000. 414 е.; Тертицкий К.М. Китайские традиционные ценности в современном мире. Т. 1-2. М., 1994.

3 Сорокин В.Ф. Литература и искусство КНР начала 90-х годов // Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: ВДВ РАН, 1995. 221 е.; Сорокин В.Ф. Социальная действительность КНР в отображении литературы и искусства 80-х гт. //Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: ИДВ РАН, 1990. 142 е.; Сорокин В.Ф. Судьбы культуры КНР. 1949-1974. М.: Наука, 1978. 382 е.; Сорокин В.Ф. Культура КНР на современном этапе //Сб. статей /Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1985. 221 е.; Сорокин В.Ф. Литература и искусство КНР 1976-1985. //Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: наука, 1989. 235 е.; Сорокин В.Ф. Китайская культура 20-40-х годов и современность. //Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1993.260 е.;

4 Гельбрас В.Г. Анализ взглядов Мао Цзэдуна на будущее китайское общество. М.: Наука, 1969. 86 е.; Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР 1950-60-е гт. М.: Наука, 1980.264 с.

5Делюсин Л.П. «Культурная революция» в Китае. М.: Знание, 1967. 48 е.; Делюсин Л.П. Борьба с правыми элементами буржуазии в Китае (1957 г.). М.: Восточная литература, 1961. 79 е.; Делюсин Л.П. Китай: традиции и современность // Сб. статей

С.Д.Марковой3, B.JI. Сычева.4 Авторами разрабатывается новейший подход к исследованию культуры КНР после 1949 г., рассматриваются теоретические и практические аспекты политики китайского руководства в области культуры. Комплексному исследованию китайского традиционного театра посвящены работы С. А. Серовой5, И.В. Гайда6, в которых излагаются основные принципы и особенности китайского сценического искусства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые:

- проведена атрибуция и были изучены неизвестные ранее образцы няньхуа XX в.;

- выявлены и исследованы тенденции развития художественного творчества няньхуа второй половины XX в.;

- осуществлена типологизация исторического развития няньхуа;

- выявлены основные виды и жанры современной картины няньхуа, определена специфика этого явления искусства;

- систематизирована совокупность символико-образных средств няньхуа;

- выявлены специфические особенности функционирования няньхуа в художественной культуре Китая;

АН СССР. Институт Востоковедения. М.:Наука, 1976. 335 е.; Делюсин Л.П. Конфуцианство в Китае: Проблема теории и практики // Сб. статей / АН СССР, Ин-т Дальнего Востока (Отв. ред. Л.П. Делюсин). М.: Наука, 1982.264 с; 'Кюзаджян Л.С. Маоизм и «Культурная революция». М.: ИНИОН ,1972. 338 е.; Юозаджян Л.С. Маоизм: политика в области идеологии, культуры и образования. М., 1973. 134 е.; Кюзаджян Л.С. Современные проблемы КНР. Идейно-политические процессы: по материалам китайской печати. М., 1980.

2Желоховцев А.Н. Культурная революция с близкого расстояния. М.: Политиздат, 1973 262 с.

3 Маркова С. Д. Китайская интеллигенция на изломах XX века. М.: Гуманитарий, 2004. 572 с.

4 Сычев В.Л. Искусство Китая. М., 1990.

5 Серова С.А. Пекинская музыкальная драма (сер. XIX- 40-е годы XX вв.). М.: Наука, 1970. 195 с.

6 Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. М.: Наука, 1971.126 с.

- определены основные формы взаимодействия художественно-образного содержания няньхуа и современных социально-политических процессов.

Материалы диссертации могут быть использованы при создании учебных пособий для ВУЗов, готовящих специалистов в области культуры Китая, при подготовке курсов лекций по истории искусства Китая, а также могут рассматриваться как научно-методическая основа для разработки учебных программ по искусствоведческим и культурологическим дисциплинам и материалом для дальнейших исследований художественной культуры Китая.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Гультяева, Галина Сергеевна

Выводы

В истории няньхуа выделяются основные этапы развития: первая четверть XX в.; 1930-40-е гг.; 1949-56-е гг.; середина 1950-х - начало 1960-х гг.; 1980-90-е годы.

Рассмотрение эволюции няньхуа позволило сделать следующие выводы: в результате историко-политической ситуации, сложившейся после Образования КНР (1949 г.), в частности, вследствие реформирования художественной культуры в соответствии с концепцией «единства политики и искусства», а также благодаря своим специфическим качествам (массовость, доступность, пропагандистко-воспитательный характер), народная картина второй половины XX в. развивается в рамках «тоталитарного» искусства. С момента формирования фундамента новой культуры искусство няньхуа получает статус официального направления в изобразительном искусстве, и становится орудием идеологии и средством борьбы за власть. Государство монополизирует все формы и средства художественного творчества няньхуа. Деятельность художников курируется правительством, вводившим ограничения на тематику произведений в рамках текущих политических задач: экономического строительства, реформирования сельского хозяйства, социальных преобразований, борьбы с неграмотностью. Особая роль искусству няньхуа отводилась в деле прославления вождей, деятелей партии, портреты которых печатались огромными тиражами. Ведущим творческим методом в китайском искусстве становится реализм. Для его овладения многие художники изучают приемы европейской масляной живописи. В связи с этим, художественная система няньхуа трансформируется в синтетический вид искусства, объединивший несколько национальных и вненациональных приемов и форм (народные традиции няньхуа, приемы европейской масляной живописи, национальной станковой живописи).

После 1949 г. художественный процесс в области няньхуа в целом характеризуется общими специфическими чертами: тематические, сюжетные, жанровые ограничения, акцентирование значения пропагандистской функции няньхуа, вследствие требования «искусство должно быть понятно рабочим, крестьянам и солдатам» упрощенность художественного языка и стилевое однообразие.

В середине 1950 - 60-х гг. негативное действие на развитие искусства няньхуа оказал политический курс «большого скачка» (1958 г.), способствовавший усилению политической запрограммированности новогодней картины. Произведения этого периода непосредственно отражали текущие политические лозунги и освещали постановления правительства: сюжеты о кооперации в деревне; произведения, призывающие к увеличению производства и повышению урожая; лозунг о взаимопомощи города и села. Основная масса художественных произведений няньхуа представляла собой смешанный стиль из элементов плаката и традиций няньхуа.

Благодаря стабилизации социально-политической обстановки в Китае после «культурной революции», ослабления идеологического давления на искусство, наступает новый этап в творчестве няньхуа (198090-х гг.), знаменующий возрождение национальных традиций народной картины, и выразившийся в реабилитации традиционных жанров и сюжетов (литературных, театральных, религиозных, пейзажных). Положительные стороны искусства няньхуа 1980-90-х гг. проявились также и в том, что в произведениях открыто не заявляется о политических курсах партии, не дается суждений о социально-политических проблемах, хотя государственные проблемы в завуалированной форме на уровне подтекста присутствуют.

В целом, можно сказать, что картины 1980-90-х гг. - это своеобразное взаимодействие традиций и новаторства. Впервые в истории няньхуа многие художники в своих произведениях стали обращаться к характеристике эмоционального состояния героев и делать попытки анализа их внутреннего мира, изображения их чувст и настроений.

Тенденции к возрождению национальных традиций в искусстве няньхуа 1980-90-х гг. выразились также в усилении «конфуцианской окраски» произведений и появлению сюжетов с открытым нравоучительным акцентом («Счастливые свекровь и невестка», «Ученики», «Трудолюбие», «Родная страна» и др.). Можно утверждать, что дидактические функции современных картин няньхуа 1980-90-х гг. направлены на восстановление авторитета конфуцианских нравственных ценностей в современном обществе. На примере сюжетов няньхуа, мы видим как соотносятся феноменальные экономические реформы с конфуцианской этикой и традиционным конфуцианским мировоззрением. По-прежнему, как и много веков назад, каждый должен беспрестанно самосовершенствоваться и стремиться к конфуцианскому идеалу образованной личности. Конфуцианская мораль требует отдавать все силы служению семье и государству, почитать родителей. Важная роль в популяризации традиционных ценностных ориентаций и национальной культуры принадлежит народной картине няньхуа.

Заключение

Жанровая типология китайской народной картины няньхуа обладает исключительным тематическим разнообразием и вариативностью сюжетов. Однако богатство тем, сюжетов, стилей и образов новогодней картины на протяжении XX в. не всегда одинаково могло найти полноценное развитие. В первой половине XX в. в искусстве няньхуа наблюдается расцвет и популяризация всех традиционных жанров (картины на сюжеты классических литературных произведений, театральных пьес, легенд, мифов, преданий; картины с религиозными и символико-благопожелательными сюжетами; картины бытового содержания; видовые картины; картины общественно-политической тематики; календарные и рекламные картины). Начиная с конца 1940-х гг., вследствие формирования нового облика художественной культуры китайского общества, отвечающего концепции «единства политики и искусства», традиционная жанровая типология няньхуа переживает новое осмысление, повлекшее за собой редуцирование ее жанровой системы. В художественном творчестве няньхуа отрицаются те жанры, которые не могут непосредственно отображать реальную жизнь, реальных людей и не могут выполнять задачи политической пропаганды. Такими жанрами, которые не получили развития в 1950-80-х гг. вследствие особенностей историко-политической ситуации в Китае, были: пейзаж, натюрморт, картины-репродукции гохуа, литературные и театральные няньхуа. Это в свою очередь, приводит к утрате традиционного «прикладного» характера няньхуа - служить декоративным новогодним украшением.

Многие традиционные жанры няньхуа оказались стилистически гибкими, и были преобразованы в новый вид исходя из насущных общественно-политических задач. Наиболее легкими для переработки стали благопожелательные, календарные и декоративные парные наддверные картины мэньхуа с образами рабочих, крестьян, солдат. Новые картины сохраняли старую декоративную форму и стиль, и наполнялись новым актуальным содержанием. Типичный пример таких «осовремененных» картин - календари с сюжетами о кооперации в деревне; традиционная форма благопожелательных няньхуа с видами плотин и линиями электропередач; изображениями строек; парные картины, призывающие встать на защиту государственных рубежей; любить родину и собирать богатый урожай и т.д.

Ведущую роль в искусстве няньхуа второй половины XX в. играют жанры общественно-политической и бытовой тематики, портрет. В свете новой концепции культурного развития Китая перед художниками няньхуа встала задача - на основе нового реалистического метода отражать общественные события, создавать образы новых людей, героев, рабочих, портретные образы партийных руководителей, показывать их труд и борьбу. Художники новых няньхуа обращаются к сюжетам массовых трудовых сцен, таких как сбор урожая, строительство плотин, изображению народных плясок и праздничных шествий.

Для создания новых картин няньхуа правительство привлекает известных мастеров няньхуа, графиков, художников гохуа, которые привносят в искусство няньхуа стилевое разнообразие. Произведения няньхуа экспонируются на национальных и международных выставках, отмечаются наградами и премиями. Искусство няньхуа получает широкую признательность и поддержку официальных властей и играет важную роль в формировании новой художественной культуры КНР.

Традиционный художественно-эстетический канон няньхуа в ходе эволюции трансформируется в новую художественную систему. Изначально в основе традиционных картин няньхуа была система выразительных средств и приемов, разработанная в течение многих веков. Ее элементами были: чистый локальный цвет, заполняющий четкий контур; плоскостная трактовка фигур и предметов без создания светотеневой моделировки; ритмическое сочетание цветовых пятен; яркое колористическое решение, основанное на контрасте теплых и холодных тонов; четко выстроенная композиция, в которой главному действию подчиняется второстепенное; расположение персонажей отдельными группами с приближением к первому плану главных действующих лиц; гиперболизация и идеализация в создании образов героев и их окружающей среды; условный символико-метафорический язык.

В результате эволюции современная картина няньхуа синтезировала различные аспекты китайского изобразительного искусства, поднявшись на соврешенно новый уровень художественно-выразительных средств и сформировавшись в комплекс, объединяющий: декоративную форму няньхуа, элементы национальной живописи гохуа и реалистические приемы европейской живописи. Типичные примеры современных композиций: акварельные портреты партийных лидеров, исполненные в реалистической манере на фоне традиционных пейзажей «горы-воды» с устремленными ввысь горными вершинами и грядами облаков, или цветущей сливы-мэй, где аллегорические образы гор, многовековых сосен, сливы-мэй несут определенные символические значения. Удачное соединение национальных и вненациональных форм и приемов получило развитие в бытовом жанре, разнообразных акварельных картинах на тему сельской и городской жизни, где сам сюжет трактуется в реалистической манере, а композиция картины насыщена различными орнаментальными цветочными мотивами, благопожелательными символами, создающими декоративный эффект. t

Однако, несмотря на изменения в наборе изобразительных приемов и средств и концентрацию элементов смежных жанров, искусство няньхуа сохранило в себе традиционные основы - декоративный характер, благопожелательную символику, условный метафорический язык.

Исследование эволюции новогодней картины XX в. выявило ее важную роль в формировании национальной культуры Китая XX века. Няньхуа стала авангардом всего художественного процесса второй половины XX века. В отличие от живописи гохуа народная картина продемонстрировала свою необыкновенную гибкость, она живо и адекватно восприняла революционные преобразования и развивалась по пути политизированного искусства в строгом соответствии с руководящим творческим методом «сочетания революционного реализма и революционного романтизма», выдвинутым Мао Цзэдуном. Китайская народная картина исторически заключала в себе дидактические функции, направленные на внушение определенных религиозных, моральных и политических взглядов, в основе которых - конфуцианская идеология. В 1950-90-х гг. в искусстве няньхуа дидактические функции реализуются в рамках насущных политических задач. Таким образом, новогодняя картина стала искусством «нового типа», которое полно и ярко отражает действительность, выполняя задачи идейной пропаганды и воспитания населения.

Искусство китайской народной картины няньхуа чрезвычайно сложно и многообразно. Каждая жанровая форма представляет интерес для самостоятельного исследования. Однако, для такого дифференцированного изучения каждого жанра, необходимо осмысление явления няньхуа как художественной целостности, четко структурированной и развивающейся по своим специфическим законам, что и было осуществлено в диссертационном исследовании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гультяева, Галина Сергеевна, 2007 год

1. Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966. 260 с.

2. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. М.: Восточная литература, 1958. 312 с.

3. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев, М.: Муравей-Гайд, 1999.303 с.

4. Бергер Я. М. Дэн Сяопин и экономические реформы в Китае: Сб. ст./ Проблемы Дальнего Востока/ РАН Ин-т Дальнего Востока. № 5. 2004. М.: ИДВ РАН, 2004. С. 30-53.

5. Бог-человек-общество в традиционной культуре Востока: Сб. ст./ РАН Ин-т философии. М.: Наука, 1993. 224 с.

6. Большой китйско-русский словарь. В 4 т. М.: Наука, 1984.

7. Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэдун, Цзян Цин и Советник Дэн. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 384 с.

8. Ван Шифу. Западный флигель. Роман / Пер. JI.H. Меньшикова. М.-JL: Гослитиздат, 1960. 283 с.

9. Ван Шуцунь. К истории китайской народной картины // Редкие китайские народные картины из советских собраний. Альбом. JL: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 21-37.

10. Ю.Васильев JI.C. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность / АН СССР, Ин-т Востоковедения /Под общ. ред. Л.П. Делюсина. М.: Наука, 1976. С. 52-82.

11. П.Васильев Л.С. История Востока: Учебное пособие. В 2 т. М.: Высшая школа, 2003.

12. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.

13. Васильев JI.C., Алексеев В.М. О религиозном синкретизме в Китае // Литература и культура Китая: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения акад. В.М. Алексеева /АН СССР Ин-т востоковедения / Ред. кол. Н.Т. Федоренко. М.: Наука, 1972. С. 94-102.

14. Васильев JI.C. Роль традиций в истории и культуре Китая: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения / Под ред. JI.C. Васильева. М.: Наука, 1972.376 с.

15. Васильев JI.C. Этика и ритуал в традиционном Китае: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения / Ред. кол. JI.C. Васильев и др. М.: Наука, 1988. 329 с.

16. Виноградова Е.В. Живопись гохуа в новом Китае (О традиции и новаторстве): Автореф. дисс. канд. искусствоведения /АН СССР Инт народов Азии. М., 1961.20 с.

17. П.Виноградова Н.А. Искусство Китая: Альбом. М.: Изобразит. Искусство, 1988. 54 с.

18. Виноградова Н.А. Сто лет искусства Японии и Китая. М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1999. 252 с.

19. Виноградова Т.И. Китайская народная картина няньхуа: проблемы систематизации и периодизации. Тезисы докладов: XXVII Научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1986, ч. 2, с. 50-55.

20. Виноградова Т.И. Китайский народный театр на китайской народной картине. Театральная няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая: Атореф. дисс. канд. ист. наук / СПбф ИВ РАН. СПб., 2000. С. 3-16.

21. Виногродский Б. Б. Китайские благопожелательные орнаменты: Избранные лекции и переводы. М.: Гермитаж-Пресс, 2003. 64 с.

22. Возвращенная драгоценность. Китайские повести XVII века / Пер. с кит., предисл. и коммент. Д.Н. Воскресенского. М.: Наука, 1982, 302 с.

23. Выставка китайских лубочных картин. Москва. 1952 / Каталог / Предел. Гэ Баоцюань. М.: Сов. художник, 1952.27 с.

24. Выставка китайского плаката и репродукции. Курск. 1959 / Каталог. Курск, 1959.23 с.

25. Выставка эстампа московских и пекинских художников. Москва-Пекин. 1958. Гравюра. Офорт. Литография / Каталог. М.1958.110 с.

26. Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. М.: Наука, 1971. 126 с.

27. Гайда И.В. Национальный театр сицюй и его судьба сегодня // Китайская культура 20-40-х годов и соврменность. М.: Наука, 1993. С.104-125.

28. Галенович Ю.М. Китайское изобразительное искусство и «Культурная революция» // Культура Китая в период «культурной революции (1967-1968): Сб. ст. / АН СССР Ин-т Дальнего Востока. М.: Наука, 1970. С. 167-195.

29. Гельбрас В.Г. Анализ взглядов Мао Цзэдуна на будущее китайское общество. М.: Наука, 1969. 86 с.

30. Гизатов К.Т. Социалистический реализм как художественный метод. М., 1986.

31. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. М.: Искусство, 1958.227 е.;

32. Глухарева О.Н., Денике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.; Л.: Искусство, 1948.211 с.

33. Голомшток. И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994.

34. Голыгина К.И. Культурные и литературные процессы в странах Востока: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1987. 155 с.

35. Голыгина К.И. Литература и культура народов Востока: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1990. 225 с.

36. Голыпша К.И. Новелла средневекового Китая: истоки сюжетов и их эволюция VIII XIV вв. М.: Наука, 1980. 326 с.

37. Городецкая О.М. «Лицо», «личность» и «портрет» на Западе и Востоке: Сб. ст. / Проблемы Дальнего Востока / РАН Ин-т Дальнего Востока. № 3.2003. М.: ИДВ РАН, 2003. С. 135-147.

38. Дао и даосизм в Китае: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения / Отв. ред. Л.С. Васильев. М.: Наука, 1982. 287с.

39. Девятов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. М.: Вече, 2002.400 с.

40. Делюсин Л.П. Борьба с правыми элементами буржуазии в Китае (1957 г.). М.: Восточная литература, 1961. 79 с.

41. Делюсин Л.П. Китай: традиции и современность / Сб. ст. /АН СССР. Институт Востоковедения / Под общ. ред. Л.П. Делюсина. М.:Наука, 1976.335 с.

42. Делюсин Л.П. Конфуцианство в Китае: Проблема теории и практики / Сб. статей / АН СССР, Ин-т Дальнего Востока / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, 1982.264 с.

43. Делюсин Л.П. «Культурная революция» в Китае. М.: Знание, 1967. 48 с.

44. Желоховцев А.Н. «Культурная революция» и ее последствия (19651974) // Судьбы культуры КНР. 1949-1974. М.: Наука, 1978. С. 134180.

45. Желоховцев А.Н. «Культурная революция» с близкого расстояния. М.: Политиздат, 1973. 262 с.

46. Жизнь и нравы старого Китая. Смоленск: Русич, 2003.496 с. 47.3авадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.:

47. Искусство, 1975.439 с. 48. Заклятие даоса: Китайские повести XVII в. / Сост., пер., предисл.

48. Д.Н. Воскресенского. М.: Наука, 1987. 314 с. 49.3ахарова М. Чуньцзе праздник Нового года // Сб. статей /Проблемы Дальнего Востока / РАН Ин-т Дальнево Востока. №6, 2000. М.: ИДВ РАН, 2000. С. 164-170.

49. Изобразительное искусство Китая. Альбом / Сост. и авт. вст. статьи О.Н. Глухарева. М.: ИЗОГИЗ. 1956.148 с.

50. Искусство Китая: Науч.- поп. очерк -путеводитель по постоянной экспозиции музея / Гос. музей искусства народов Востока /Сост. Сычев B.JL, Кузьменко Л.И. М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990. 46 с.

51. История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. М.: МГУ, 2004,751 с.

52. История китайской философии / Общ. ред. М.Л. Титаренко. М.: Прогрес, 1989.551 с.

53. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М.: Наука, 1989.359 с.

54. Китай: история в лицах и событиях / Общ. ред. С.Л. Тихвинского. М.: Политиздат, 1991. 252 с.

55. Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость: Сб. ст. / Под общ. ред. В.М. Алексеева. М.-Л.: АН СССР, 1940. 536 с.

56. Китай, меняющийся на глазах: Десять лет по пути реформ. М., 1989.

57. Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М.: Восточная литература РАН, 1999. 735 с.

58. Китай после «Культурной революции». М.: Наука, 1979.185 с.

59. Китай: традиции и современность. Сб. ст. / АН СССР Ин-т Востоковедения / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, 1979. 335 с.

60. Китайская культура 20-40-х годов и современность: Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1993. 260 с.

61. Китайская литература. Хрестоматия. В 2 т. М.: Учпедгиз, 1959.

62. Китайская народная картина няньхуа: Из собрания Гос. Эрмитажа. /Кат. выст. 23 дек. 2003 г. 28 февр. 2004 г. Вступ. статья М.Л. Рудовой, Н.Г. Пчелина. СПб.: Славия, 2003. 287 с.

63. Китайская народная картина няньхуа / Кат. выст. в Гос. музее искусства народов Востока / Автор вступ. ст. и сост. Кузьменко Л.И. М.:Б.и. 1987. 80 с.

64. Китайская Народная республика в 1985 г.: Политика, экономика, идеология / АН СССР Ин-т Дальнего Востока. М.: Наука, 1988.351с.

65. Китайская традиционная культура и проблемы модернизации: Тез. докл. V междунар. науч. конф. «Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы»/ РАН Ин-т Дальнего Востока. Ч 1. М.: ВДВ. 1994.189 с.

66. Китайские боги и мифы. М.: Арт-Родник, 2003. 65 с.

67. Китайские рукописи и ксилографы Публичной библиотеки: Каталог/ РНБ / Сост. К.С. Яхонтов. СПб: РНБ, 1993. 311 с.

68. Китайский лубок: Красочные образы легендарных событий прошлого. Тайпэй: Гуанхуа: М.: Тепломех, 1996. 10 с.

69. Классическая драма Востока. Индия. Китай. Япония. М.: Художественная литература, 1976. 879 с.

70. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература РАН. 2002. 606 с.

71. Кожин П.М. Значение традиционной культуры в современной жизни КНР// Культура КНР на современном этапе: Сб. статей /Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1985. С. 118-121.

72. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972.

73. Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр. М.: Наука, 1978. 462 с.

74. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т востоковедения / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, 1982.264 с.

75. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд. СПб.: Лань. 2003. 416 с.

76. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Лань, Триада, 2004, 960 е.;

77. Кривцов В.А. Китайская художественная культура как система: традиция и современность// Культура КНР на современном этапе: Сб. статей / АН СССР Ин-т Дальнего Востока / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1985. С. 6-102.

78. Кривцов. В.А. Эстетика даосизма / РАН Ин-т Дальнего Востока. М.: ПОО «Фабула», 1993. 165 с.

79. Кузнецов B.C. Политика в отношении религии в КНР: Сб. ст. / Проблемы Дальнего Востока / РАН Ин-т Дальнего Востока. № 1. 2001. М.: ИДВ, 2001. С. 165-175.

80. Культура Китая в период «Культурной революции» (1967-68 гг.): Сб. ст. / АН СССР Ин-т Дальнего Востока. ИБ № 28. М.: Наука, 1970. 236 с.

81. Культура КНР на современном этапе: Сб. материалов науч. конф. / АН СССР Ин-т Дальнего Востока / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1985.221 с.

82. Культура народов Востока. Из истории традиционной китайской идеологии: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения / Сост. О.Л. Фишман. М.: Наука, 1984.296 с.

83. Кюзаджян JI.С. Маоизм и «Культурная революция». М.: ИНИОН. 1972.338 с.

84. Кюзаджян Л.С. Маоизм: политика в области идеологии, культуры и образования // Современные проблемы КНР / АН СССР, Ин-т науч. информации по общ. наукам / Реф. сб. Вып № 19. М., 1973.134 с.

85. Литература и искусство КНР 1976-1985.: Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1989.235 е.;

86. Литература и искусство КНР начала 90-х годов: Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: ИДВ, 1995.221 е.;

87. Ло Гуаньчжун. Развеянные чары: Роман / Пер. с кит. В.А. Панасюка. М.: Художественная литература, 1983.440 с.

88. Ло Гуаньчжун. Троецарствие. Роман в 2 т./ Пер. с кит. В.А. Панасюка. М.: Гослитиздат, 1954.

89. Лю Юйшань. Коротко об эстетике китайских народных новогодних картин // Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 38-44.

90. Малевич И.А. Внимание, Китай. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001, 320 е.;

91. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма) // Этика и ритуал в традиционном Китае: Сб.ст./АН СССР, Ин-т востоковедения / Отв. ред. Л.С. Васильев. М.: Наука, 1988. С. 256-273.

92. Мао Цзэдун. Избранные произведения. В 4 т. / Пер. с кит. М.: Иностранная лит-ра, 1953.

93. Маркова С.Д. Китайская интеллигенция на изломах XX века: (очерки выживания) / Под общ. ред. B.C. Мясникова. М.: Гуманитарий, 2004, 574 е.;

94. Маркова С.Д. От «ста цветов» к «культурной революции» (1956-65) // Судьбы культуры КНР. 1949-1974. М.: Наука, 1978.382 С. 73-133.

95. Мартынов А.С. Конфуцианская личность и природа // Проблема человека в традиционных китайских учениях: Сб. ст./ АН СССР, Инт востоковедения. М.: Наука, 1983. С. 180-191.

96. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1-2. М.: Сов. энциклопедия, 1980;

97. Муриан И.Ф. Декоративные основы дальневосточной живописи тушью // Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки: Сб. ст. / Отв. ред. Э.В. Кильчевская. М.: Наука, 1969. С. 30-79.

98. Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М.: Искусство, 1960.122с.

99. Муриан И.Ф. К проблеме восприятия дальневосточной живописи // Проблемы взаимодействия художественной культуры Востока и Запада в новое и новейшее время: Сб. тезисов / Ин-т истории искусства / М-во культуры СССР. М., 1972. С. 38-40.

100. Муриан И.Ф. Современный китайский лубок. М.: Изогиз, 1958. 42с.

101. Передвижная выставка китайского изобразительного искусства. Москва. 1954. Каталог. М.: Изогиз, 1955. 30 с.

102. Переломов JI.C. «Конфуцианский пласт» в мировоззрении китайских реформаторов // Проблемы Дальнего Востока: Сб. ст. / РАН Ин-т дальнего Востока. № 1, 2000. М.: ИДВ РАН, 2000. С. 112116.

103. Переломов JI.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993. 439 с.

104. Переломов JI.C. XXI век век Китая, век конфуцианства: Сб. ст. /Проблемы дальнего Востока / РАН Ин-т Дальнего Востока. № 3. 1998. М.: ИДВ, 1998. С. 123-129.

105. Петров С.М. Социалистический реализм, М., 1987.

106. Ю7.Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. М.: Наука, 1987.262 с.

107. Проблемы взаимодействия художественной культуры Востока и Запада в новое и новейшее время: Сб. тезисов / Ин-т истории искусства / М-во культуры СССР. М., 1972. 80 с.

108. Проблема человека в традиционных китайских учениях: Сб. ст./ АН СССР, Ин-т востоковедения, М-во культуры СССР. М.: Наука, 1983.262 с.

109. Простонародные рассказы, изданные в столице (Цзин бэнь тунсу сяошо) / Пер., пред. и ком. И.Т. Зограф. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1995. 290 с.

110. Пу Сунлин. Монахи-волшебники. Рассказы о людях необычайных / Пер. с кит. В.М. Алексеева. М.: Правда, 1988. 560 с.

111. Пятнадцать тысяч монет. Средневековые китайские рассказы /Пер., пред. и ком. И.Т. Зограф. М.: Восточная литература, 1962. 152 с.

112. Религии Китая: Хрестоматия / Ред. и сост. Е.А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001.508 с.

113. Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом / Сост. и авт. предисл. Б.Л. Рифтин, Ван Шуцунь; Пер. с кит. Б.Л. Рифтин. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. 233 е.;

114. Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае (Устные книжные версии «Троецарствия»). М.: Наука, 1970. 482 с.

115. Рифтин Б.Л. О китайском лубке и его русских собирателях // Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 1-20.

116. Рифтин Б.JI. Праздничные картинки няньхуа. Редкие китайские лубки из фондов РГБ // Восточная коллекция. Весна 2002. М.: Б. и., С.105-119.

117. Рифтин Б.Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре. М.: Восточная литература, 1961. 246 с.

118. Роль традиций в истории и культуре Китая: Сб. ст. / Отв. ред. Л.С. Валильев. М.: Наука, 1972. 376 с.

119. Роуленд Б. Искусство Запада и Востока / Пер. с анг. A.M. Членова.М.: Иностранная литература, 1958.143 с.

120. Роули Дж. Принципы китайской живописи / Пер. с анг. и послесл. В.В. Малявина. М.: Наука, 1989.158 с.

121. Рудова М.Л. Китайская народная картинка. СПб.: Аврора, 2003. 65 с.

122. Рудова М.Л. Китайская театральная лубочная картина // Труды Гос. Эрмитажа. Т. II, Л., 1958. С. 238-251.

123. Рудова М.Л. Китайские народные картины из собрания Гос. Эpмитaжa//(http://www.heгmitage.intemet.emax.ш/heпшtag/htшl-Ru/1 l/2003/hml l-4-135.htm)

124. Рудова М.Л. Коллекция академика В.М. Алексеева // Сообщения Государственного Эрмитажа, т. XIX, Л., 1960, с.З8-41;

125. Рудова М.Л. Систематизация китайских народных картин няньхуа Ленинградских собраний. // Труды Государственного Эрмитажа, т. V, Л., 1961, с.286-298;

126. Рудова М.Л. Цай Шэнь Гуань Юй. //Страны и народы Востока, вып.Х1.М., 1971, с.105-118;

127. Рудова М.Л. Народная картина няньхуа как источник для изучения духовной культуры Китая: Автореф. дисс. канд. ист. наук /АН СССР, Ин-т Народов Азии. Гос. Эрмитаж. М Л., 1968. 17 с.

128. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма (середины XIX- 40-е годы XX вв.). М.: Наука, 1970.195 с.

129. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич,2003. 464 с.

130. Смирнов Д.А. Дэн Сяопин и модернизация Китая: Сб. ст./ Проблемы Дальнего Востока / РАН Ин-т Дальнего Востока. № 5.2004. М.: ИДВ, 2004. С. 21-30.

131. Современная китайская графика. Выставка. Ленинград. Каталог выставки. 1957. Л., 1957. 12 с.

132. Современная китайская живопись «гохуа». Выставка. Москва. 1957. Каталог / Предисл. Ван Маныпоу. М., 1957. 20 с.

133. Современная китайская живопись: Из коллекции Национальной галереи Китая. Каталог выставки. М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1987. 45 с.

134. Соколов С.Н. К вопросу о структуре и функции канона в классической живописи Дальнего Востока (основные положения) // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, С. 36-48.

135. Соколов С.Н. К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: Ин-т истории искусств, 1985. 24 с.

136. Соколов-Ремизов С.Н. Литература Каллиграфия - Живопись. М.: Наука, 1985. 243 с.

137. Сорокин В.Ф. За социалистический путь развития культуры (19491956) // Судьбы культуры КНР. 1949-1974. М.: Наука, 1978. С.19-72.

138. Сорокин В.Ф. Идеология, рынок, культура //Литература и искусство КНР начала 90-х годов: Сб. ст. / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: ИДВ РАН, 1995. 221 с.

139. Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XIII-XIV вв. Генезис. Структура, образы, сюжеты. М.; Наука, 1979. 334 с.

140. Сорокин В.Ф. Политика в области культуры КНР на современном этапе: некоторые направления и проблемы// Культура КНР на современном этапе: Сб. ст. /Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1985. С. 17-27.

141. Социальная действительность КНР в отображении литературы и искусства 80-х гг.: Сб. ст. / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: ИДВ РАН, 1990.142 с.

142. Судьбы культуры КНР. 1949-1974. М.: Наука, 1978. 382 е.;

143. Сычев В Л. Изобразительное искусство в поисках путей обновления //Литература и искусство КНР 1976-1985. Сб. ст. / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: наука, 1989. С. 163-195.

144. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм: Символика. История, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975.134 с.

145. Сычев В.Л. Проблемы китайского изобразительного искусства в освещении китайской печати/ Культура КНР на современном этапе: Сб. ст. /Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1985. С. 111-117.

146. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004,240 е.;

147. Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М.: Восточная литература, 2000. 414 е.;

148. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. Т. 1-2. М.: Изд. МГУ, 1994. 347 с.

149. Тертицкий К.М. Социокультурные характеристики индивида в системе китайской цивилизации. М.: ЮНИОН, 1992.46 с.

150. Титаренко М.Л. Дело и эра Дэн Сяопина: Сб. ст. / Проблемы Дальнего Востока / РАН Ин-т Дальнего Востока. № 2. 1997. М.: ИДВ, 1997. С. 8-13.

151. Торопцев СЛ. Китайская культура у врат глобализации // Проблемы дальнего Востока: Сб. ст. / РАН Ин-т Дальнего Востока. № 2,2004. М.: ИДВ, 2004. С. 166-171.

152. Торчинов. Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания: Учебное пособие. СПб.: Лань, 1998.445 с.

153. Торчинов Е.А. Этика и ритуал в религиозном даосизме / Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 202-235.

154. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. М.: Эллис-Лак, 1997. 359 с.

155. Усов В.Н. История КНР: Учебник. Т. 1-2. М.: ACT: Восток-Запад, 2006. 812 с.

156. У Чэн-энь. Путешествие на Запад. Роман: в 4 т. /Пред. и пер. с кит. А.П. Рогачев. Рига: Полярис, 1994.

157. Федоренко Н.Т. Китайская литература. Очерки по истории китайской литерауры. М.: Госполитиздат, 1956. 731 с.

158. Фицджеральд С.И. Китай. Краткая история культуры / Пер. с англ. СПб, 1998.

159. Фишман О.Л. Из истории традиционной китайской идеологии: Сб. ст. / АН СССР. Отд-ние истории. Ин-т востоковедения / Сост. О.Л. Фишман. М.: Наука, 1984.296 с.

160. Фишман О.Л. Китайский сатирический роман. (Эпоха просвещения). М.: Наука, 1966.196 с.

161. Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. Сб. ст./ Отв. ред. Э.В. Кильчевская. М.: Наука, 1969.191 с.

162. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме. Роман в 3 т./Пер. с кит. В.А. Панасюка. М.: Художественная литература, 1995.

163. Цао Чжи. Фея реки Ло. СПб.: Кристалл, 2000,256 е.;

164. Цянь Цай. Сказание о Юэ Фэе славном воине Поднебесной /Пер. с кит. В.А. Панасюка. СПб.: Триада, 2003,572 е.;

165. Червова Н. А. Современная китайская гравюра. 1931-1958. М.: Восточная литература, 1960.171 с.

166. Червова Н.А. Гу Юань. М.: Искусство, 1960.42 с.

167. Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн. Китайская живопись: Отражение истории. Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2000.172 с.

168. Чэнь Линьжуй. Пекинская музыкальная драма. Пекин: Изд-во «Литература на иностранном языке», 1959.24 с.

169. Чэнь Яньцяо. Лу Синь и гравюра на дереве / Пер. с кит. А. Новикова. М.: Искусство, 1956. 65 с.

170. Ши Найань. Речные заводи. Роман в 2 т. /Пер. с кит. А.П. Рогачева. М.: Госполитиздат. 1959.

171. Ши Юйкунь. Трое храбрых, пятеро справедливых / Пер. В. Панасюка. М.: Художственная лит-ра, 1974. 348 с.

172. Эберхард В. Китайские праздники /Пер. с англ. и предисл. Н.Ц. Мункуева. М.: Наука, 1977.128 с.

173. Этика и ритуал в традиционном Китае: Сб.ст./АН СССР, Ин-т востоковедения / Отв. ред. Л.С. Васильев. М.: Наука, 1988. 329 с.

174. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / Пер. с кит. Е.И. Лубо-Лесниченко /Отв. ред. и авт. послесл. Б.Л. Рифтин. М.: Наука, 1965. 526 с.1. На китайском языке

175. A Ying. Zhongguo nianhua shi xuyao (Краткая история китайских новогодних картин). Beijing, 1954.

176. Во Songnian. Zhongguo nianhua shi (История китайской новогодней KapTHHbi).Shenyang: Liaoning meishu chubanshe, 1988.

177. Dang Chunzhi. Minjian nianhua (Народная картина няньхуа)// Zhongyuan minjian gongyi meishu. Zhengzhou: Henan renmin chubanshe, 2006. C. 223-237.

178. Dierjie quanguo meishu zhanlanhui. Banhua xuanji (Вторая Всекитайская выставка произведений изобразительного искусства. Гравюра). Beijing, 1957.

179. Dierjie quanguo meishu zhanlanhui. Nianhua, xuanchuanhua xuanji (Вторая Всекитайская выставка изобразительного искусства. Лубок. rbiaKaT).Beijing:Renmin meishu chubanshe, 1956.

180. Gechang zongluxian (Курсом партии с песней). Shanghai: Xinhuashudian, 1958.

181. Gongnongbin huaji (Собрания иллюстраций рабочих, крестьян, солдат). Beijing, 1958.

182. Ма Shutian. Quanxiang Guanyin (Иконография Гуаньинь). Nanchang: Jiangxi meishu chubanshe, 2006.309 с.

183. Mingjian yishu (Народное искусство)// (http ://www.baike.baidu.com).

184. Shuicaihua xuanji (Избранные произведения. Акварель). Shanghai: Meishu chubanshe, 1957.

185. Shoudu Zhongguo hua xuan (Произведения Пекинских художников). Beijing: Beijing chubanshe, 1959.

186. Wang Shucun. Zhongguo xiandai nianhua shi xuyao (Краткая история китайской новогодней картины) // Zhongguo xiandai meishu quanji. Nianhua. Liaoning meishu chubanshe, Shenzhen, 1998. T.l. C. 332.

187. Wang Shucun. Zhongguo mingjian hua (Китайская народная картина). Shanghai, 1982.

188. Wang Shucun. Zhongguo mingjian nianhua shi tulu (Собрание иллюстраций к истории китайской народной картины). Shanghai, 1991, Т.1-2.

189. Wang Shucun. Yangliuqing nianhua ziliao ji (Сборник материалов по няньхуа из г. Янлюцин). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1959. 93 с.

190. Xinhua zidian (Толковый словарь). Beijing: Xinhua shudian, 1983. 635 c.

191. Xin bian Han-E fenlei cihui shouce (Новый китайско-русский тематический справочник). Beijing: Xinhua shudian, 1988. 885 с.

192. Zhang Yingxue. Cong Yangliuqing muke nianhua tanqi ( Беседа о няньхуа из Янлюцина) //Yangliuqing muke nianhua xuanji. Beijing: Zhongguo gudian meishu chubanshe,1957. 50 c.

193. Zhongguo yishu (Искусство Китая). Beijing: Renminchubanshe. 2002. T. 1-2.

194. Zhongguo hua xuanbian. 1949-59 (Избранные картины 1949-59 гг.). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1961.

195. Zhongguo jin bai nian huihua zhanlan xuanji (Избранные произведения живописи за последние сто лет). Beijing, 1959.

196. Zhongguo meishu zuopin ji (Собрание произведений китайского искусства). Beijing: Renmin chubanshe, 1957.

197. Zhongguo xiandai meishu quanji. Nianhua (Полное собрание современного изобразительного искусства Китая. Няньхуа). Liaoning meishu chubanshe, Shenzhen, 1998. T.l-2.

198. Zhongguo jin bai nian huihua zhanlan xuanji (Избранные произведения живописи за последние сто лет). Beijing: Renmin meishu chubanshe,1959.1. На европейских языках

199. Chinese popular prints:In memory of Acad. Vasily Alexeyev: Album / Sel. and text by M.Rudova. L.: Aurora, 1988.191c.

200. Hrdli6ka Zdengk. Nove Cmske Malirstvi. Praha: Orbis. 1951.154 c.

201. Last J. Chinese popular prints. Leiden- N.J.- Koln. 1996.

202. Mary Tregear. Chinese art. New York and Toronto: Oxford University Press. 1980, 201c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.