Иконография китайских новогодних картин "Няньхуа" XVII - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ван Сяо

  • Ван Сяо
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 325
Ван Сяо. Иконография китайских новогодних картин "Няньхуа" XVII - XX вв.: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2015. 325 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ван Сяо

Введение...................................................................................................................3

ГЛАВА 1. История развития искусства народной картины няньхуа..............14

1.1. Появление и развитие народной картины няньхуа в Китае......................22

1.2. Историография изучения народной картины няньхуа в Китае и

за его пределами....................................................................................................40

Выводы по главе 1.................................................................................................65

ГЛАВА 2. Иконография народной картины няньхуа в период

династии Цин.........................................................................................................67

2.1. Иконография цинских няньхуа. Герои и сюжеты......................................71

2.2. Региональные особенности композиции и техники исполнения народной картины няньхуа в разных регионах Китая......................................92

2.3. Влияние офортов цинского императорского двора на развитие народной картины няньхуа................................................................................ 112

Выводы по главе 2...............................................................................................124

ГЛАВА 3. Народная картина няньхуа в современном Китае.

Типология сюжетов и образов...........................................................................126

3.1. «Календари» времен Китайской Республики............................................128

3.2. Художественные и сюжетные особенности няньхуа в период

Второй мировой войны.......................................................................................142

3.3. Характерные особенности няньхуа нового Китая....................................151

Выводы по главе 3...............................................................................................170

Заключение..........................................................................................................172

Библиография......................................................................................................175

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иконография китайских новогодних картин "Няньхуа" XVII - XX вв.»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено изучению истории развития особого вида китайского фольклора - китайских народных картин няньхуа. Иконография китайских народных картин няньхуа представлена как система, сформировавшаяся на основе устойчивых общих традиций и под влиянием региональных культурных особенностей. Работа направлена на выявление художественно-образных средств, сюжетно-композиционных приемов и технико-технологических методов создания китайских народных картин няньхуа в УП-ХХ веках.

Актуальность исследования определяется все возрастающим интересом к этому виду китайского фольклора не только в самом Китае, но и за его пределами. Ни в китайском, ни в российском искусствоведении на данный момент нет трудов, посвященных сопоставительному анализу разных типов няньхуа в контексте развития различных региональных направлений, изучению сюжетов и композиции данного вида народного искусства в зависимости от региона производства, а также в зависимости от внешних экономических и политических факторов. Можно предположить, что отсутствие исследования этих аспектов развития няньхуа в их взаимодействии обусловлено общим мнением о том, что эти разрозненные формы массового, иногда недостаточно профессионального искусства, не имеют устойчивых традиций и общей основы, — мнение, подвергающееся некоторому переосмыслению в диссертации.

Еще меньше внимания в искусствоведении уделяется изучению няньхуа XX столетия. Новая социально-политическая обстановка в обществе середины прошлого столетия, прагматический взгляд китайского руководства на природу и задачи искусства, с одной стороны, способствовали широкому распространению народной картины, с другой - обеспечивали ее функционирование в рамках «догматической культуры». Утилитарный подход к искусству обусловил видовую ограниченность няньхуа. Ведущую роль в искусстве няньхуа играют общественно-политический, бытовой, портретный жанры, которые чрезвычайно ярко и полно иллюстрируют исторические и социально-политические процессы в обществе. В связи с этим особое место в исследовании отведено определению основных этапов формирования этого уникального явления художественной культуры Китая, в контексте влияния на этот вид китайского фольклора разного рода внешних факторов, что позволяет не только сформировать органичную картину развития няньхуа как самостоятельного вида искусства, но и проследить его существование в контексте различных исторических условий.

Современная картина няньхуа представляет собой многоаспектную

самостоятельную художественную систему, сформировавшуюся на основе

интеграции художественных принципов различных видов искусства:

декоративной, реалистической и национальной китайской живописи и

графики. Несмотря на формальное обновление этого вида искусства в

настоящее время, он сохраняет в себе традиционное начало, и потому

основная масса художественных произведений обладает совокупностью

4

традиционных устойчивых признаков, таких как: декоративный характер, условный символико-метафорический язык, идеализирующий способ отражения действительности, доходчивое изложение сюжета. Эта многосоставность художественных произведений была исследована в зависимости от исходной точки анализа: техники изготовления, материалов, сюжетов и т.д., что позволило дать максимально подробное и в то же время полное понимание каждой отдельно рассмотренной картины, столь необходимое как исследователям Китая вне зависимости от сферы их научных интересов и специализации, так и всем, кто стремится к глубокому и вдумчивому изучению китайской культуры.

Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что возникновение интереса исследователей, в частности китайских, к няньхуа можно отнести к концу XIX - началу XX века, а первые серьезные научные труды и вовсе к середине прошлого века, на настоящий момент мы располагаем значительным массивом исследований как самого вида в его историческом развитии, так и самых различных его аспектов. Среди работ китайских исследователей особое место занимают труды Цянь Синтуна, Ван Шуцуня, Го Вэйцюя, Ван Боминя и Бо Сунняня, посвященные истории няньхуа, в том числе некоторым отдельным направлениям в этом виде китайского фольклора, сюжетам, тематике и технике исполнения. Этим же исследователям принадлежит заслуга коллекционирования значительного числа дошедших до нас уникальных няньхуа.

Немалый объем исследований, посвященных няньхуа, принадлежит зарубежным ученым, и в первую очередь русским синологам: В.М. Алексееву, В.П. Васильеву, Б.Л. Рифтину, М.Л. Рудовой, Т.И. Виноградову. Появление первых изданий собраний китайских народных картин в европейских странах относится еще к XVIII веку, а история изучения няньхуа сохранила имена таких исследователей, как Эдуард Шаванн, Френсис Ватт, Дж. Ласт и нек. др. Большая заслуга в изучении этой проблемы принадлежит японским синологам - Курода Гендзи, Дзиро Окада, А. Иосида, К. Андо, Фудзикаке Шицзуя, Оно Тадасиге, Токурики Томикихиро, Такиморо Хироюки.

Необходимо отметить существование наряду с монографиями и

статьями, многие из которых знаменовали серьезные исследовательские

достижения в изучении няньхуа, многочисленных коллекционных собраний -

в музеях, зарубежных центрах китаеведения, частных коллекциях, а также

сборников материалов, опубликованных по итогам искусствоведческих

конференций. Среди наиболее объемных коллекций няньхуа следует назвать

коллекцию в Эрмитаже, большую часть которой вместе с описаниями

составляет переданная сюда коллекция китаиста В. М. Алексеева, а также

коллекцию русского авангардиста М. Ф. Ларионова, основная же масса

няньхуа представлена китайскими коллекциями. Наряду с коллекциями

крайне важными для изучения няньхуа являются сборники научных докладов,

сделанных на искусствоведческих и синологических конференциях, в

частности, на ежегодной научной конференции «Общество и государство в

Китае», научной конференции по источниковедению и историографии стран

6

Азии и Африки «Азия и Африка в меняющемся мире».

Вместе с тем исследования народных картин до недавнего времени носили лишь описательный характер и ограничивались наблюдением за развитием способов изготовления, композиционными и стилистическими изменениями, обходя вниманием взаимосвязь вида и локальных субкультур, а также влияние на няньхуа китайской культуры в целом. Наличие значительного числа монографий, посвященных стилю, композиции и тематике народных картин при почти полном отсутствии значительных работ о влиянии культурной и социальной сферы на формирование и развитие этого вида искусства, определило проблему диссертационного исследования. Как особенности местной культуры могли повлиять на формирование отдельных направлений, стилей и жанров в рамках одного вида искусства?

Объект исследования - вид китайского фольклора - китайские народные картины няньхуа.

Предмет исследования - процесс формирования иконографии китайских народных картин няньхуа в ХУН-ХХ веках под влиянием культурных особенностей различных регионов Китая.

Цель исследования установление особенностей иконографии китайских народных картин няньхуа в основных региональных центрах Китая.

Реализация цели достигается в результате диахронического

регионального анализа эволюции типологии сюжетов и образов народной

картины няньхуа в ретроспективе геополитического развития Китая.

В каждой из трех глав диссертационного исследования ставятся отдельные цели и задачи, поэтапно раскрывающие изучаемую проблему, подробно описываемые в краткой преамбуле к каждой из глав. Поставленной целью обусловлена выработка следующих задач'.

• охарактеризовать историю и основные этапы развития китайских народных картин няньхуа;

• освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу исследования китайских народных картин няньхуа;

• определить особенности иконографии, сюжетов и художественно-выразительных средств разных регионов производства;

• оценить степень влияния историко-культурных факторов на развитие няньхуа в период династии Цин;

• ввести в научный оборот российского искусствоведения классификацию няньхуа по регионам производства;

• выявить трансформацию внутривидовых характерных черт живописи няньхуа на рубеже Х1Х-ХХ веков, влияние цинских офортов на новогодние картины;

• выделить основные этапы развития няньхуа в XX веке;

• проследить динамику изменения художественных особенностей няньхуа в контексте историко-культурной ситуации в Китае в XX веке;

• выделить характерные черты няньхуа современного Китая и определить степень преемственности художественных приемов, содержания и иконографии в сравнении с традиционными няньхуа.

Методология данного исследования строится на рассмотрении няньхуа в контексте историко-культурной среды, в которой развивался данный вид искусства. Основными методами исследования являются:

• метод исторического и морфологического анализа, позволяющий проследить тенденции развития вида;

• метод стилистического анализа, позволяющий выявить художественное своеобразие картин, что особенно важно при выявлении применения европейских методов художественного выражения;

• метод исторического сопоставления, необходимый для сравнения и изучения литературных и научных источников;

• метод композиционно-художественного анализа, дающий возможность проведения сравнительного анализа художественных особенностей, композиции и выразительных средств няньхуа различных регионов.

Источники исследования можно разделить на следующие виды:

• ксилографические няньхуа, хранящиеся в музейных собраниях Санкт-Петербурга (в том числе коллекция В.М. Алексеева, находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, часть коллекции В.М. Алексеева, находящаяся в Музее истории религии);

• научные каталоги музейных собраний, каталоги выставок;

• справочно-энциклопедические материалы;

• к источникам также можно отнести произведения классической литературы и устного народного творчества, необходимые для понимания и объяснения сюжетов картин.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

• выявлены основные особенности няньхуа различных регионов Китая династии Цин;

• исследованы тенденции развития няньхуа, в которых использовались западноевропейская техника и методы изготовления народных картин;

• определены основные направления влияния историко-культурных факторов на развитие вида в эпоху Цин, Китайской республики и Китайской Народной Республики;

• выявлены тенденции развития няньхуа второй половины XX века;

• выявлены основные направления и жанры современной картины няньхуа;

• систематизированы символико-образные средства няньхуа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление различных направлений в иконографии няньхуа, композиционные особенности и техническое исполнение в значительной

степени связано с географическим расположением и геополитическим фоном различных центров производства;

2. Народное искусство начала - середины XX столетия, несмотря на обильное заимствование художественных приемов и методов из европейской художественной традиции, значительно не изменилось;

3. Начиная с конца XIX века вид няньхуа развивался не постепенно, а скачкообразно, причем каждый из «скачков» был вызван внешней политической или экономической обстановкой в стране;

4. Иконография и сюжетное наполнение народных картин няньхуа напрямую и очень тесно связаны с историческими, географическими, политическими и экономическими факторами в тот или иной период истории.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в углублении научного представления об эволюции формирования художественно-эстетического канона и системы художественно-выразительных средств и приемов в рамках вида изобразительного искусства - китайской народной картины няньхуа. В исследовании выявлены основные характерные особенности диахронического и регионального заложения основ художественно-эстетической базы китайской народной картины няньхуа, знание которых необходимо для понимания как общих направлений развития культуры Китая, так и условий, повлиявших на формирование данного вида и определивших его место в китайской художественной культуре. Основные

положения и выводы данной диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований по теории и истории развития народной картины няньхуа.

Практическая значимость данной диссертации заключается, в первую очередь, в возможности использования в последующих исследованиях по истории, материальной и духовной культуре Китая фактического материала, иллюстраций и фотографий няньхуа, некоторые из которых находятся в закрытом доступе в архивах, а также технологии производства и использованных материалов. Кроме того, диссертация содержит практически ценные сведения о бытовом использовании картин и их символике, без которых невозможно правильное понимание и использование их представителями других культурных традиций.

Достоверность результатов исследования обеспечивается полнотой и фундаментальностью практического и теоретического материала, привлеченного к исследованию; отнесенностью этого материала к различным областям научного знания; использованием современных научных подходов, применением комплексных методов проверенных методологий, соответствующих целям и задачам исследования; логикой представленного материала, непротиворечивостью выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования:

• изложены в докладах на международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (РГПУ им. А. И. Герцена, май 2013 г., март 2014 г.);

• отражены в 9 публикациях диссертанта 2012-2014 годов в научных сборниках, в том числе 6 статей в научных сборниках, рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций диссертанта по теме диссертации составляет 4,1 п.л.);

• обсуждены на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 170 наименований, и приложений. Диссертация насчитывает 200 страниц основного текста. Иллюстрированный материал приложения включает изображение 173 картин, с которыми автор работал в процессе подготовки диссертации, а также фотографии, иллюстрирующие различные этапы создания няньхуа. Кроме того, в приложения включено изображение карты Китая с указанием расположения каждого из четырех основных районов производства, а также приводятся схемы и таблицы, которые позволят более структурированно воспринять материал диссертации.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ КАРТИНЫ НЯНЬХУА

Народные картины занимают особое место в китайском народном искусстве. Они берут начало от древних изображений богов-хранителей входа, которые исконно имели охранительное и сакральное значение, воплощая в себе народные верования в небожителей, и постепенно становятся неотъемлемой частью праздничных поздравлений, молитв о благополучии и счастье, о защите от бедствий [142, с. 26-27]. Народные картинки, как правило, расклеивают на двери в канун празднования китайского Нового года синьнянь) с пожеланиями счастья (см. прил. 3

илл. 1-10), откуда и взялось их название — няньхуа, «новогодняя картинка»

Названия разновидностей картин зависят от размера, способа или времени их изготовления. Так, няньхуа, представляющие собой цельное изображение, называются гунцзянь (а а картины, состоящие из трех частей — саньцай ( Н 'А ), те няньхуа, изображения которых отличаются большей тщательностью в прорисовке деталей, называются хуагунцзянь или

хуасаньцай (Щ^^*), а няньхуа с золотым напылением относятся к категории цзиньгунцзянь (зксэ;*;). Картины, изготовленные до июня, объединяют в категорию весенних, после июля и августа — осенних [118, с. 30-32].

Цена на китайскую гравюру обычно невелика, цветные отпечатки с

деревянного клише отвечают рыночной потребности в массовом

14

производстве. Такая гравюра называется «няньхуа», но ошибочно полагать, что к ней относятся только ксилографические гравюры, использующиеся для того, чтобы проводить старый год и встретить новый («няньхуа», как уже было сказано, дословно переводится «новогодние картинки»). Практически только часть ксилографических гравюр развешивалась с этой целью в канун Нового года.

Изображения «мэньшэней» — богов-хранителей входа (см. прил. 3 илл. 35), располагающиеся на главных воротах и подверженные воздействию солнца, ветра и других факторов, легко повреждались, поэтому раз в году требовали замены; а изображения бога очага (см. прил. 3 илл. 15, 16) ежегодно сжигались во время жертвоприношения, поэтому также была необходимость заменять их на новые. Кроме того, ежегодно отмечались дни различных божеств-хранителей (см. прил. 3 илл. 17, 18, 19, 22, 24, 26), во время которых следовало приносить в жертву гравюру.

Существовали и няньхуа с аллегорическими изображениями божеств (см. прил. 3 илл. 20, 21, 23), которые в свадебную пору способствовали зачатию ребенка, а в дальнейшем — благоприятному протеканию беременности. Прочие няньхуа, не требующие ежегодного обновления, включают сюжеты из повседневной жизни, иллюстрации к романам, повестям и легендам, к ним относятся и гравюры на тему традиционных театральных постановок [120, с. 33-36]. И, наконец, существовали ксилографы, использовавшиеся для оформления светильников, изготовления вееров, бумажных змеев и райков (ящики с передвижными картинками).

Произведения няньхуа занимают значительное место в китайском фольклоре, уходя своими истоками глубоко в народную культуру, они отражают психологию, вкусы простых людей, показывают особую прелесть народной жизни, заслуживая тем самым глубокую любовь китайцев. За длительное время своего развития няньхуа стали ценнейшим фольклорным наследием, придав простой и гармоничной форме выражения насыщенный крестьянский колорит. Со стремительным развитием науки в настоящее время становится возможным через изучение народной картины не только исследовать китайский народ, особенности его мышления, культуру, нравы и быт на различных исторических этапах, но также понять всю ценность няньхуа как источника, незаменимого при исследованиях в области истории, теологии и фольклора [158, с. 4]. Народная картина по праву считается ценнейшим культурным наследием, хранящим в себе опыт и наставления последующим поколениям; зародившаяся и вышедшая из народа, она может раскрыть и пояснить многие особенности китайской культуры и психологии.

Няньхуа, будучи тесно связанными с древними первобытными

верованиями, появились в период наивысшего развития китайской культуры

при династии Тан (618-907 гг.), формировались в условиях многогранной и

насыщенной городской жизни в правление Сунской династии (960-1279 гг.) и

достигли своего расцвета в мирное и спокойное начало правления цинского

императора Гуансюя (1871-1908 гг.), став с течением времени одним из

любимых видов народной живописи Китая [122, с. 58]. По мере повышения

уровня жизни и увеличения населения росли потребительские нужды, а

16

также требовательность к внешнему облику продуктов, в том числе и произведений искусства. Это неизбежно вело к расширению и все большему многообразию художественных форм в искусстве. В народной картине этот процесс нашел отражение, в частности, в переходе к ксилографическому способу печати и увеличению, таким образом, числа копий, позволив няньхуа стать особым видом китайского изобразительного искусства, в котором сочетаются характерные черты рисунка и гравюры. Все мастера няньхуа были в первую очередь высококлассными портретистами. На начальных этапах, для того чтобы сохранить в тайне технологию изготовления картины, копии с исходной гравюры снимались с помощью бумаги, а затем поступали в продажу [127, с. 13].

Однако количество полученных таким способом копий в определенный

момент перестало удовлетворять все возрастающий спрос, и мастера

постепенно перешли к печати более тонкими деревянными ксилографами,

узор которых переносил на бумагу лишь черные контуры, основное

пространство закрашивалось затем вручную, что напоминало современное

поточное производство, поскольку одна ксилографическая доска позволяла

сделать от нескольких сотен порой до тысячи копий, сохранявших

практически полную идентичность оригиналу. Так было, например, с

картинами «Император делает первую борозду», «Встреча весны» и «Трудясь

на земле, добудешь свой хлеб» (см. прил. 3 илл. 11-13). Позже и этот способ

ушел в прошлое, уступив место полному копированию оригинала;

произведения этого периода чаще всего относят к разновидности гравюр,

17

хотя авторские работы по-прежнему отличает филигранное исполнение и строгое соблюдение традиционной техники [159, с. 212]. Так, красота традиционных, от руки расписанных няньхуа стала платой за их многочисленность.

За свою многовековую историю развития народная картина создала богатейший непрерывно развивающийся и изменяющийся художественный мир в ограниченном рамками вида и формы пространстве, став своего рода миниатюрой китайского общества, воплотив в своих образах особенности его политической, военной, религиозно-этической, бытовой и социальной жизни (см. прил. 3 илл. 33, 34). С этой точки зрения няньхуа обладают чрезвычайной исторической ценностью и представляют собой наглядный материал для исследований самых разнообразных сфер китайского общества, сохраняя при этом положение самостоятельного вида китайского изобразительного искусства [121, с. 39-43].

Основная художественная установка и центральная идея произведений этого вида, сформулированная в древнем каноне «определить, кто есть кто, пресечь хаос», гармонично сочетается в няньхуа с унаследованными шестью методами китайской классической живописи, и в особенности контурной портретной живописи [112, с. 7]. Таким образом, в процессе развития народная картина расширяла свое тематическое содержание, развивала художественную композицию, видоизменялась вслед за сменой способов изготовления, копирования, производства цветов, используемых в окраске,

став постепенно неотъемлемой частью предпраздничной новогодней суеты.

18

Наделенная народом чудодейственной силой, она обладает как художественной, так и сакрально-практической ценностью.

В китайской народной традиции искусство рисования народных картинок можно назвать одним из самых примечательных. Китайская народная картина представляет собой один из традиционных видов искусства и имеет свои неповторимые особенности, сочетая в себе китайские культурные течения, аспекты нравственного воспитания, эстетические идеи, идеалы прошлого.

В китайском народном искусстве няньхуа занимают особую позицию, они очень популярны среди простого народа, отражают его идеи, мысли и эстетические пристрастия, а также украшают жизнь и быт простых людей. Причем всегда наибольшей популярностью пользуются картины благопожелательного содержания (см. прил. 3 илл. 14, 30-32). Они распространены в народе, глубоко проникли в нижние слои общества, и в процессе своего формирования приобрели изысканный и прекрасный облик в сочетании с особыми чертами китайской деревни [127, с. 51]. Они являются своего рода драгоценностью китайского народного искусства. Изучение китайской народной картины показывает, что в разные периоды времени китайские няньхуа служат не только средством выражения социального мировоззрения, идеологии, культуры, обычаев и традиций, но и играют важную роль в изучении истории, народных традиций, религиозных верований Китая, а также имеют большое значение для последующих поколений, являясь наследием китайской национальной культуры и изобразительного искусства.

Китайская народная картина берет начало в глубокой древности и начинает развиваться в период правления династий Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) и Тан (618-907 гг.). В период династии Сун (960-1279 гг.) она является одним из предметов роскоши для городских жителей, а в эпоху Цин (1644— 1911 гг.), начиная с правления императора Цяньлуна (1736-1795 гг.) и заканчивая правлением императора Гуансюя (1875-1908 гг.), достигает наивысшего развития. В работе освещается период наибольшего расцвета китайской народной картины — период правления династии Цин, рассматриваются ее истоки, процесс развития, дается анализ изображений и символов (см. прил. 2 схемы 1, 3).

Появившись, няньхуа неоднократно сталкивались с сопротивлением и неприятием произведений этого вида основными школами китайской живописи, вследствие чего имена выдающихся мастеров были не известны широкой публике, а сами картины не были включены в категорию произведений изящных искусств, что значительно осложняет их исследование, составление полных собраний и создание более точной классификации [121, с. 5]. В данной главе рассматриваются вопросы происхождения народной китайской картины, особенности ее художественного мира, смысловой и структурной композиции, стилистических особенностей, приведены несколько видов классификации няньхуа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Сяо, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература на русском языке.

1. Алексеев В.М. Ежегодник Музея истории религии и атеизма. — Л., 1961. С. 315-327.

2. Алексеев В.М. Ботаник В.Л. Комаров и русская китаистика // Известия Государственного Географического общества. Т. XXI. Вып. 10. — Л., 1939. С. 22-25.

3. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневник путешествия 1907 года. — М., 1958.

4. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. — М., 1966.

5. Алексеев В.М. Китайский бог богатства. — Сингапур: Грахам Враш, 1989.

6. Алексеев В.М. Письма к Эдуарду Шаванну и Полю Пеллио / Сост. И.Э.Циперович. — СПб., 1998.

7. Алексеева М.А. Русская народная картинка. Некоторые особенности художественного явления // Народная картинка XVII-XIX веков: Материалы и исследования. — СПб., 1996.

8. Арлингтон К., Актон Г. Известные китайские постановки. — Нью-Йорк: Руссель и Руссель, 1963.

9. Баньковская М.В. Редкие китайские народные картины из советских собраний // Известия Академии наук. Серия литературы и языка (отдельный оттиск). — М., 1993. С. 82-85.

10. Баранов И.Г. Китайский новый год. —Харбин, 1927.

11. Бартоломью Тереза Т. Скрытые знаки в китайском искусстве. — Сан-Франциско: Музей искусств Азии, 2006.

12. Бартоломью Тереза Т. Сотня детей: от играющих детей до изображения счастья. — Гонолулу: Гавайский университет, 2002.

13. Белозерова В.Г. Традиционная китайская мебель. — М., 1980.

14. Бяньвэнь о воздаянии за милости (рукопись из дуньхуанского фонда Института востоковедения) / Факсимиле рукописи, исследование, перевод с китайского, комментарий и таблицы Л.Н.Меньшикова. —М., 1972.

15. Бяньвэнь по лотосовой сутре / Факсимиле рукописи, издание текста, перевод с китайского, введение, комментарий, приложения и словарь Л.Н.Меньшикова. — М., 1984.

16. Валлей-Кохен Джоанна. Милитаризация культуры Китая в XVIII веке // «Военное дело императорского Китая», Никола ди Космо. — Кэмбридж: Гарвардский университет, 2009.

17. Васильев Б.А. Искусство грушевого сада // Звезда. 1936. № 6. С.248-

272.

18. Васильев Б.А. Китайский классический театр. На гастролях Мэй Лань-фана // Рабочий театр. 1935. № 8. С. 5-7.

19. Васильев Б.А. Китайский театр // Восточный театр: Сб. статей. Вып. 1. — Л., 1929. С. 196-267.

20. Васильев Б.А. Театр современного Китая // Вестник иностранной литературы. 1930. № 1. С. 155-164.

21. Вилльям Р.Б. Акер. Текст и картины танской и дотанской эпохи. — Лэйден: Е.Дж. Брилл, 1954.

22. Виноградова Т.И. Династия Чжоу в интерпретации пекинской музыкальной драмы и театральной народной картины // XXIII научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы и доклады. — М., 1998. Ч. 1. С. 403-410.

23. Виноградова Т.И. Изображение батальных сцен на китайской театральной народной картине-няньхуа. Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока // XXIII научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988. — М., 1990. Ч. 1. С. 148-154.

24. Виноградова Т.И. Изображение животных на китайской театральной народной картине // XIX научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы докладов. —М., 1988. 4.2. С. 64-70.

25. Виноградова Т.И. Изображение традиционной городской архитектуры на китайской театральной народной картине // Городская художественная культура Востока: Сборник статей. — М., 1990. С. 28-37.

26. Виноградова Т.И. Иллюстрации в жанре театрально-литературных народных картин нянъхуа к роману-эпопее «Возведение в ранг божеств» //

XXVI научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы и доклады. — М., 1995. С. 308-314.

27. Виноградова Т.И. Китайская театральная народная картина в системе жанров народной картины няньхуа // XX научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы докладов. — М., 1989. Ч. 2. С. 255-259.

28. Виноградова Т.И. Культ Чжун Куя повелителя бесов: народная картина, литература, театр, ритуал // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 4. — СПб., 1994. С. 53-72.

29. Виноградова Т.И. Надписи на китайской театральной народной картине // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: XXVI годичная научная сессия JIO ИВ АН СССР (доклады и сообщения). — М., 1991. 4.1. С. 126-133.

30. Виноградова Т.И. Некоторые аспекты иконографии Гуань Юя // XXV научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы и доклады. — М., 1994. С. 265-272.

31. Виноградова Т.И. Пейзаж на китайской театральной народной картине // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: XXI годичная научная сессия ДО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). — М., 1987. Ч. 1. С. 74-77.

32. Виноградова Т.И. Сюжеты о судье Бао в разных видах народного искусства Китая // XXVII научная конференция «Общество и государство в Китае». — М., 1996. С. 137-140.

33. Виноградова Т.И. Театр и дети (по материалам китайской театральной народной картины няньхуа) // XXI научная конференция «Общество и государство в Китае». —М., 1990. Ч. 1. С. 207-212.

34. Виноградова Т.И. Театральная народная картина и запреты на драму в империи Цин // XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки: Тезисы докладов. — СПб., 1997. С. 25-26.

35. Виноградова Т.И. Театральная народная картина: зарождение традиции иллюстрирования литературных произведений // XXII научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы докладов. — М., 1991. Ч. 1.С. 105-108.

36. Виноградова Т.И. Театральная няньхуа и пекинская музыкальная драма // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: XX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения), 1985. — М., 1986. Ч. 1. С. 109-113.

37. Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. — М., 1971.

38. Гаранин И.П. Китайский антихристианский лубок XIX в. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. — Л., 1960.

39. Гаррет Валери. М. Китайская одежда: иллюстрированный каталог. — Оксворд: Изд-во Оксвордского университета, 1994.

40. Генри Э. Чжу Гэлян глазами современников // Гарвардский журнал по азиатским исследованиям. 1992. № 2 (декабрь). С. 589-612.

41. Грубе В. Духовная культура Китая. Литература, религия, культ / Пер. с нем. П.О.Эфрусси. — СПб., 1912.

42. Дулиттл Д. Социальная жизнь в Китае: регионы, правительство, образование, ведение дел. — Нью-Йорк: Харпер и Бразерс, 1985.

43. Есида, Сусугу. 300 лет японской и китайской гравюры. — Токио: Изд-во Японского музея народного искусства, 1997.

44. Желоховцев А.Н. Хуабэнь — городская повесть средневекового Китая. — М., 1969.

45. Заново составленные пинхуа по истории Пяти династий / Пер. с кит., исследование и комментарий Л.К.Павловской. —М., 1984.

46. Ивановский А.О. Изящная словесность у китайцев, их повесть, роман и драма (Лекция в Музее Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества) // Восточное обозрение. — СПб., 1890. № 6. С. 45.

47. Исследования янлюцинских няньхуа / Ред. Го Люйцинь. — Пекин, 1959.

48. Китайские рукописи из Дуньхуана. Памятники буддийской литературы сувэнъсюэ / Издание текста и предисловие Л.Н.Меньшикова. — М., 1963.

49. Ло Гуаньчжун. Троецарствие. Т. 1 / Пер. и коммент. В.А. Панасюка. — М., 1954.

50. Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме

иконической риторики) // Театральное пространство: Материалы научной

180

конференции (1978); Гос. музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. — М., 1979. С. 238-250.

51. Лубочная книга / Подготовка текста, сост., вступ. ст., комментарии А. Рейтблата. — М., 1990.

52. Малиновская Т.А. Благопожелательные драмы // Языки и литература Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Материалы конференции (18-20 января 1994 г., С.-Петербург). — СПб., 1994. С. 118-123.

53. Малиновская Т.А. Очерки истории китайской классической драмы в жанре грацзюй (XIV-XVII вв.). — СПб., 1996.

54. Меньшиков Л.Н. В.М.Алексеев как коллекционер // Литература и культура Китая. — М., 1972. С. 120-128.

55. Меньшиков Л.Н. К вопросу о династийной периодизации истории китайской классической литературы // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока: Тезисы докладов третьей научной конференции.

— Л.;М., 1968.

56. Меньшиков Л.Н. Китайские коллекции В.М.Алексеева (лубок, эстампаж, почтовая бумага и художественный конверт) // Страны и народы Востока. Вып. 1. — М., 1959. С. 302-313.

57. Меньшиков Л.Н. О жанре чжугундяо и «Лю Чжи-юань чжугундяо» // Вопросы филологии и истории стран Советского и Зарубежного Востока.

— М„ 1961. С. 78-82.

58. Меньшиков Л.Н. Об обычае «свадьбы с цветной вышкой» (Цай лоу пэй) // Страны и народы Востока. Вып. 23. Дальний Восток (история, этнография, культура). — М., 1985. С. 159-184.

59. Меньшиков Л.Н. Описание китайской части коллекции из Хара-Хото (фонд П.К. Козлова). — М., 1984.

60. Меньшиков Л.Н. Реформа китайской классической драмы. — М., 1959.

61. Меньшиков Л.Н. Рукописное дело в Китае I тысячелетия // Рукописная книга в культуре народов Востока. (Очерки). — М., 1988. С. 103222,480-502.

62. Месть молодого Ме или Чудо вторичного цветения слив: Роман из китайской жизни / Пер. с нем. В.О.Цедербаума. — М., 1929.

63. Миязаки И. Исследования китайских экзаменов: Экзаменационная система императорского Китая / Пер. Конрад Широкауэр. — Нью-Йорк: Джон Уэтерхилл, 1976. С. 43-57.

64. Муриан И.Ф. Символика и изобразительные мотивы в древнем искусстве Китая // Научные сообщения Государственного музея искусства народов Востока. Вып. 9. —М., 1970.

65. Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. — М., 1960.

66. Народная картинка ХУИ-Х1Х веков: Материалы и исследования. — СПб., 1996.

67. О'Хара Альберт. Положение женщины в старом Китае по летописям «Биографии китайских женщин». — 2-е изд. — Вашингтон: Изд-во Католического университета, 1945.

68. Ортега-и-Гассет X. Миэюана // Эстетика, философия культуры. — М., 1991.

69. Пагани К., Бесио К., Тинг К. Сюжеты из «Троецарствия» в китайском народном лубке. — Албани: Изд-во Нью-Йоркского университета, 2007.

70. Пчелина (Рудова) М.Л. Народная картина нянъхуа как источник для изучения духовной культуры Китая: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М.; Л., 1968.

71. Разумовский К.И. Китайские трактаты о портрете. — Л., 1971.

72. Рафаэле Лиза. Разделяя свет: Женщины и долг в старом Китае. — Албани: Государственный университет Нью-Йорка, 1998.

73. Рифтин Б.Л. Гуань Гун в Троецарствии. — Тайбэй: Юньлун, 1999.

74. Рифтин Б.Л. Дополнения к каталогам китайских литературных жанров (по данным крупнейших библиотек СССР) // Народы Азии и Африки, 1966. № 1.С. 204-222.

75. Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае. (Устные и книжные версии «Троецарствия»). — М., 1970.

76. Рифтин Б.Л. Картины по сюжетам «Троецарствия» // Лиши вэньу. 1999. № 11. С. 30-50.

77. Рифтин Б.Л. Китайская народная мифология в трудах В.М. Алексеева // Традиционная культура Китая: Сб. статей к 100-летию со дня рождения акад. В.М. Алексеева. — М., 1983.

78. Рифтин Б.Л. Коллекции няньхуа раннего периода и разъяснения няньхуа // В.М. Алексеев. Коллекционирование и исследования няньхуа / Под ред. Японской художественной ассоциации — Очерки III Международной конференции по китайской народной гравюре. — Токио: Японский музей народного искусства, 1999.

79. Рифтин Б.Л. Няньхуа по роману «Троецарствие» и преданиям о Гуань Юе. Японо-китайская художественная ассоциация. — Токио: Японский музей народного искусства, 1999.

80. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Т. 1. — СПб., 1881.

81. Рудова МЛ. Две гравюры из Хара-Хото // Сообщения Гос. Эрмитажа. 1967. XXVIII. С. 45-48.

82. Рудова М.Л. Китайская театральная лубочная картина // Труды Гос. Эрмитажа. 1958. Т. 2. С. 239-251.

83. Рудова М.Л. Коллекция В.М.Алексеева (Памятники культуры и искусства Китая) // Сообщения Гос. Эрмитажа. 1960. № 19. С. 38-41.

84. Рудова М.Л. Систематизация китайских новогодних картин (няньхуа) ленинградских собраний // Труды Гос. Эрмитажа. 1961. Т. 5. С. 286—298.

85. Рудова М.Л. «Чиновник со слугой», рисунок из Хара-Хото // Сообщения Гос. Эрмитажа. 1976. XIII. С. 44-46.

86. Рухльманн Р. Традиционные герои китайской художественной литературы // «Конфуцианство и китайская цивилизация», Артур Ф. Райт. — Нью-Йорк: Атениум, 1964.

87. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр XVIII-XIX вв. // Театральное пространство: Материалы научной конференции (1978), Гос. музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. — М., 1979. С. 351-376.

88. Сердюк Е.А. Японская классическая гравюра и театр кабуки (16141868): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1977.

89. Серова С.А. Зеркало Просветленного духа. Хуан Фаньчо и эстетика китайского классического театра. — М., 1979.

90. Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество XVI-XVII вв. —М., 1990.

91. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма. — М., 1970.

92. Собрание сычуаньского театра. —Чэнду: Сычуань цышу, 1999.

93. Солонин К.Ю. Брэйтшнайдерские альбомы: картины жизни Китая XIX века. — Читающая Британия: Гарнет Паблишинг, 1995.

94. Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XIII-XIV веков. — М., 1979.

95. Спешнев H.A. Современная китайская драма. — М., 1990.

96. Стеблин-Каменский И.М., Пардэ Кербела. Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии: Сб. статей. — М., 1992. С. 170-181.

97. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. — М., 1975.

98. У Чэнъэнь. Путешествие на Запад. Т. 1-4 / Т. 1-2 пер. А.П. Рогачева, Т. 3-4 пер. B.C. Колоколова. — М., 1959.

99. Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи: X— XIII вв.—М.; Л., 1959.

100. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме / Пер. с кит. В.А. Панасюка. — М., 1958. Т. 1,2.

101. Цянь Цай. Сказание о Юэ Фэе: Исторический роман / Пер. В.А. Панасюка. — М., 1963. Т. 1, 2.

102. Ши Найань. Речные заводи / Пер. с кит. А.П. Рогачева; Под ред. B.C. Колоколова. — М., 1955. Т. 1, 2.

103. Юаньская драма / Пер. с кит., под ред. Л.Меньшикова; Сост. и предисл. В. Петрова. — М.; Л., 1966.

Литература на китайском языке.

104. Бай Юнь. Реклама в Китае. — Тайбэй: Тайхай, 2002.

Й5. «Гт^ФШ» , Ы ШтЖШЬ 2002о

105. Бесио К. Чжугэ Лян и Чжан Фэй: развитие идеального героя в сюжете «Троецарствия» // «Три царства и культура Китая», Кимберли Бесио и Константин Тинг. — Албани: Изд-во Нью-Йоркского университета, 2007.

тмттл: 1=ттю) «ниш

хт^тхт 2007,

106. Ван Боминь. История китайской гравюры. — Шанхай, 1961 .

it«Фшет^» i96iо

186

107. Ван Говэй. История. — Шанхай, 1924.

шт. .±т&т±, 1924с

108. Ван Говэй. Собрание работ о театре. — Пекин, 1957.

ЗЕИШ. «Ш'ИЬап» 1957с

109. Ван Сяочуань. Материалы о гонениях на прозу и драму при Юань, Мин и Цин. — Пекин, 1958.

{^шштьттттт)) льжжшь,19580

110. Ван Цзылин. Культ богов-охранителей входа. — Шанхай: книжный магазин Саньлянь, 1996.

апштт .±Ш: нй^ад, 1996=

111. Ван Шуцунь. Гравюры на сюжет цзинцзюй. — Пекин, 1959.

ш. {#.тмшшш)) .^жжшь 1958с

112. Ван Шуцунь. Исторический каталог китайских няньхуа. — Шанхай: издательство «Жэньминь мэйшу», 1991.

.±í§tB®± 1АШЛ)) , 1991с

113. Ван Шуцунь. Няньхуа по театральным сюжетам. — Пекин: издательство «Пекин», 1959.

ÍW1 «ЬШ , 1959.

114. Ван Шуцунь. Поклонения божествам в народном творчестве. — Пекин: Нью Ворлд Пресс, 1992.

«тт^шш^Ж)) ш-. тшш&л992.

115. Ван Шуцунь. Правила изображения на китайской народной гравюре. — Шанхай, 1982.

ZEWÍ. .ИЙШ, 19820

116. Ван Шуцунь. Собрание благопожелательных картин. — Шицзичжуан: Хэбэйское народное издательство, 1992.

iwi {штшш)) .Ш)±: даьлкжшь 1992.

117. Ван Шуцунь. Собрание современного китайского искусства: няньхуа. — Шэньян: Ляонин мэйшу, 1998.

£Ш. «1Ш> , 1998с

118. Ван Шуцунь. Художественный обзор китайских няньхуа. — Ханчжоу: Чжэцзян вэньи, 1992.

ЗЕШ1 «ФИ№0ЪЯШШ .1)ШЖШ± (Ю2» , 1992с

119. Гао Вэнь, Хоу Шиу и Нин Чжици. Мячжуские няньхуа. — Пекин: Вэньу, 1990.

мх, «Ш№®» тт , i990o

120. Го Вэйцюй. История китайских няньхуа. — Пекин: Чаохуа, 1962.

шх^. тт , i9620

121. Классическая драма Востока. Индия, Китай, Япония // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. — М., 1976.

.ерш, ФШ,

122. Ли Чжицян и Ван Шуцунь. Ксилографические няньхуа из Янлюцина. —Тяньцзинь: Янлюцин хуашэ, 1992.

(шттш№И)) иттшт ,

1992 о

123. Лю Хунчуань. Сборник ксилографических копий няньхуа. — Ханчжоу: Издательское общество Силэн, 2007.

*|Ш1|. «тшедишш» .Ш'ИЖМгё, 2007о

124. Лян Джонсон Элен. Искусство и эстетика китайских картин: коллекция деревянных ксилографов. Центр китайских исследований. — Эн Арбор: Мичиганский университет, 2002.

ШШ: 2002о

125. Лян Джонсон Эллен. Продавая счастье: календари и визуальная культура Шанхая в начале XX века. — Гонолулу: Гавайский университет, 2004.

т^ькш. ((^тгшяйшттхю .м^мш^,

2004 с

126. Редкие китайские народные картины из советских собраний / Сост. и авт. предисловий Б.Л. Рифтин, Ван Шуцунь и Лю Юйшань. — Л.; Пекин, 1991.

ФШШтЩ, «Ж

Ш, 1991с

127. Се Чанъи. Народная картина Шаньдуна. — Издательство «Шаньдун мэйшу», 1993.

«илзшш«» . «ШЖИ» Ж/К, 1993.

128. Сунь Кайди. Указатель китайской простонародной прозы. — Пекин, 1958.

штш. «Фшйтшяшш 19580

129. Тао Цзюньци. Предварительные разыскания в области репертуара цзинцзюй. — Пекин, 1963.

тш. 1963с

130. Тао Цзюньци. Распределение амплуа и их особенности в цзинцзюй. — Пекин, 1960.

тш. тшмшт^лт .4кжжш±д9бо0

131. Уолтнер Эн. Китайские дети и истории о женщинах. Дети в китайском искусстве. Эн Баррот Уикс. — Гонолулу: Гавайский университет, 2002.

ШШ / «ФШ^Ф^Аж» .шш

Е'Ж: 2002с

132. Фаньдэ Чэнъюн. Связь вьетнамской народной гравюры с Китаем / Под ред. Японской художественной ассоциации — Очерки III Международной конференции по китайской народной гравюре. — Токио: Японский музей народного искусства, 1999.

±ЙФШ11«о Шг 1990о

133. Хуан Чживэй. Современная китайская реклама. — Шанхай: Сюэлинь, 2004.

мш. «фиш^Г^г» m« 2004о

134. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме. — М., 1995.

§шг. шшт жшц 1995.

190

135. Цзы Эттэни. Экзаменационная практика военных испытаний в Китае // Разнообразный Китай. № 9. — Шанхай: Каталог китайской миссии, 1896.

шшш. í^mwm^pmm 9 «фшизё

ifr» , 1896о

136. Цуй Юнлин. Искусство республиканского Китая. — Пекин: Цзетуань, 2004.

ШуШ. «ФШ^зШ?;» 2004о

137. Чан Шэлли Сюлунь. История и легенды: историческая новелла Мин. — Энн Арбор: изд-во Мичиганского университета, 1990.

шыш. ш^тш: тш^ш))

1990 о

138. Чжан Даои. Изящное в народном творчестве. — Пекинское издательство прикладных искусств, 1987.

ШЁ-. <<«||ШГн]2» 1987,

139. Чжан Инсюэ. Избранные янлюцинские нянъхуа. — Пекин, 1982.

тт^шщ%)) i9820

140. Чжан Юйжун. Живопись и китайская культура. — Хайнаньское народное издательство, 1998.

i^mm^mxvc)) 1998,

141. Чжао Шэнь. Искусство и культура китайской рекламы. —- Чанчунь, 2001.

ШЯ. Г^ХЮ) .-£#Ж»Ь 20010

191

142. Чжоу Ибай. Собрание статей о китайском театре. — Пекин, 1960. Ш&й. С^МФЭШй^:!» .ШШ&, 1960о

143. Чжоу Мяочжун. История театра при Цин. — Чжэнчжоу, 1987. ШШ. ШЗШйШ .»НЖШ±, 1987о

144. Чэнь Жуйлинь. Фольклор и народное изобразительное искусство. — Хунаньское издательство изобразительных искусств, 1990.

шшш. 1990

145. Ши Найань. Речные заводи. — М.,1959. 2-е. изд.

зшш. отш 1959.

146. Ши Юйкунь. Трое храбрых, пятеро справедливых. Роман / Пер. с кит. В. Панасюка; Вступ. ст. и коммент. Б. Рифтина. — М., 1974.

ТЙ.1947 о

147. Эдема У., Хафт Л. Путеводитель в мире китайской литературы // Центр китайских исследований. — Эн Арбор: Мичиганский университет, 1997.

1997 с

148. Янг Уинстон. Литературное преображение персонажей «Троецарствия» // «Критические исследования китайской прозы». Уинстон Л.Й. Янг и Кертис П. Адкинс. — Гонконг: изд-во Университета китайского языка, 1980.

m ишт. / i^m^immmm

%} шжттшнтш.ш: moo

Литература на европейских языках.

149. An introduction to Chinese civilization / Edited by John Meskill. — New York : Columbia University Press, 1973.

150. Arlington L.C. The Chinese drama from the earliest time until today. — Shanghai, 1930.

151. Buss K. Studies in the Chinese drama. — Boston, 1922.

152. Carl G.Mannerheim. Chinese pantheon. Materials for an iconography of Chinese folk religion. — Helsinki, 1993.

153. Carter T.F. The invention of printing in China and its spread westward. — New-York, 1925.

154. Cheng J. Gesichter der Peking Oper: zerbrochener Ziegel und Dattelkern. — Hamburg, 1990.

155. Chinesische Neujahrsbilder. / Text und Auswahl Maria Rudova. — Leningrad, 1988.

156. Dolby W. A history of Chinese drama. — London, 1976.

157. Dong Chensheng. Painting of Beijing opera characters / Album. — Beijing, 1981.

158. Exposition d'iconographie populaire. Images rituelles du Nouvel An. — Pékin, 1942.

159. Flath James A. The Cult of Happiness: Nianhua, Art, and History in Rural North China. — Vancouver: UBC Press, 2004.

160. Fujieda Akira. An illustrated Manuscript in booklet form of the Kuan-yin ching // Bokubi. 1968. № 177. March.

161. Hayes D. Specialist and Written Materials in the Village World // Popular Culture in Late Imperial China. — Berkeley; Los Angeles; London, 1985.

162. Idema W., West S.H. Chinese theatre: A source book. — Wiesbaden, 1982.

163. Liu Chun Jiang. «Mulianxi» in Qingyang tune and the religious rituals in Jiangxi province / Tr. by Issei Tanaka // Oriental culture. — Tokyo, 1990. № 71. P. 38-55.

164. Loon Piet van der. Les origines rituelles du théâtre chinois. // Journal asiatique. — Paris, 1977. P. 141-168.

165. Lust J. Chinese popular prints. — Leiden, 1996.

166. Mackerras C. Chinese drama. A historical survey. — Beijing, 1990.

167. Mair V.H. Painting and performance. Chinese picture recitation and its Indian genesis. — Honolulu, 1988.

168. Pan Xiafen. The stagecraft of Peking opera: from its origines to the present day. — Beijing, 1995.

169. Peking opera painted faces with notes on 200 operas / Text by Zhao Menglin and Yan Jiqing; draw by Zhao Menglin. — Beijing, 1994.

170. Pimpaneau J. Chanteurs, conteurs, bateleurs: Littérature orale et

spectacles populaire en Chine. — Paris, 1977.

194

171. Prunner G. Papiergötter aus China. Populäre Druckgraphik religiösen Ihnhalts aus den Beständen des Hamburgischen Museum für Völkerkunde. — Hannover, 1987.

172. Prusek J. The origins and the authors of the hua-pen. — Prague, 1967.

173. Soulie de Morant G. et Gaillhard A. Théâtre et musique moderne en Chine. — Paris, 1926.

174. Sui-shih-chi by Tun Lichu en. / Translated and annotated by Derk Bodde. — Hong Kong, 1965.

175. Wang Shu-ts'un. Ancient Chinese woodblock New Year Prints. — Peking, 1985.

176. West S.H. Vaudeville and narrative: Aspects of China Theater. — Wiesbaden, 1977.

177. Zucker A.E. The Chinese theater. — London, 1925.

31.03.2015 415033160001

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

ВАН СЯО

ИКОНОГРАФИЯ КИТАЙСКИХ НОВОГОДНИХ КАРТИН «НЯНЬХУА» XVII - XX ВВ.

ТОМ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИССЕРТАЦИИ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи

Сергей Васильевич Анчуков

/с ¿¿Зк?

Санкт-Петербург 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ...........................................................6

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.....................................................................................................................12

Карта Китая.............................................................................................................................12

Схема 1. Основные периоды зарождения и развития жанра няньхуа................................13

Схема 2. Трансформация понятия «няньхуа».......................................................................14

Схема 3. Причины расцвета жанра в династию Цин...........................................................15

Схема 4. Сюжетная классификация.......................................................................................15

Схема 5. Классификация по способу производства.............................................................16

Табл. 1. Сводная таблица классификации няньхуа по регионам изготовления..................17

Табл.2. Региональные иконографические особенности няньхуа........................................20

Табл.3. Региональные различия композиционного построения картин.............................21

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. КАРТИНЫ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭРМИТАЖА................................................................................................................................22

Илл.1. «Чудесный снег-богатый урожай»............................................................................22

Илл.2. «Пожелания счастья в Новом году»...........................................................................22

Илл.З. «Желаем в Новый год спокойствия, счастья и благополучия»................................23

Илл.4. «Поднимешься на небо - даруй счастье»..................................................................23

Илл.5. «Радость встречи Нового года»..................................................................................24

Илл.6. «Новая весна, большая радость»................................................................................24

Илл.7. «Празднование Нового года»......................................................................................25

Илл.8. «Празднование Нового года»......................................................................................26

Илл.9. «Празднование Нового года»......................................................................................27

Илл.10. «Празднование Нового года»....................................................................................28

Илл.11. «Император делает первую борозду»......................................................................29

Илл.12. «Встреча весны»........................................................................................................29

Илл.13. «Трудясь на земле, добудешь свой хлеб»................................................................30

Илл.14. «Большой удачи в начатой торговле»......................................................................30

Илл.15. «Цзаован — бог домашнего очага»..........................................................................31

Илл.16. «Цзаован с супругой»................................................................................................32

Илл.17. «Девять будд и божества Неба и Земли».................................................................33

Илл.18. «Шесть домашних божеств Божница»....................................................................34

Илл.19. «Бог земли»................................................................................................................35

Илл.20. «Небесная матушка»..................................................................................................36

Илл.21. «Посылающая детей Гуаньинь в белом».................................................................37

Илл.22. «Дицзан».....................................................................................................................38

Илл.23. «Бог супружеского ложа с супругой»......................................................................39

Илл.24. «Небесный покровитель»..........................................................................................40

Илл.25. «Гуань Юй»................................................................................................................41

Илл.26. «Хо Цайшэнь»............................................................................................................42

Илл.27. «Чжао-Главнокомандующий»...................................................................................43

Илл.28. «Божество Вэньчан»..................................................................................................44

Илл.29. «Лу Гуньюнь».............................................................................................................45

Илл.ЗО. «Поздравляем (с праздником) расписных фонарей»..............................................46

Илл.31. «Счастливый день Юаньсяо»...................................................................................47

Илл.32. «Поздравляю с праздником Юаньсяо»....................................................................48

Илл.ЗЗ. «В первую луну пятнадцатого дня проводят Праздник фонарей»........................48

Илл.34. «Большое гулянье с цветными фонарями».............................................................49

Илл.35. «Мэньшэни»...............................................................................................................49

Илл.36. «Чжун Куй»................................................................................................................50

Илл.37. Изображение чиновника с мальчиком. (Парное изображение).............................51

Илл.38. «Богатство, знатность, долголетие» (Парное изображение).................................53

Илл.39. «Жена, богатство, сыновья, чины»...........................................................................55

Илл.40. «Пускай сбывается, что пожелаете»........................................................................55

Илл.41. «Заслуги, богатство и знатность».............................................................................56

Илл.42. «Сломать коричную ветвь и оседлать дракона.»....................................................56

Илл.43. «Получение степени чжуаньюаня»..........................................................................57

Илл.44. «Небом даются сто чинов».......................................................................................57

Илл.45. «Семь сыновей борются за первое место среди сдавших экзамены»..................58

Илл.46. «Девять сыновей борются за цветок сливы»..........................................................59

Илл.47. «Захватить боевой шлем, захаватить цветок сливы».............................................60

Илл.48. «В чине первого ранга привести своего сына ко двору».......................................60

Илл.49. «Желаем (Вашей семье) богатства и знатности»....................................................61

Илл.50. «Цайшэнь стучится в дом».......................................................................................61

Илл.51. «Бог богатства, Лю Хар и близнецы Хэ Хэ и Лю Эр»...........................................62

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. НЯНЬХУА, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ИСПОЛНЕНИЯ...........................................................63

4.1 Северный район города Тяньцзиня (пос. Янлюцин ).....................................................63

Илл.52. «Лю Хар с золотой жабой».......................................................................................63

Илл.53. «Близнецы преподносят драгоценности»................................................................63

Илл.54. «Начальное обучение — дорога к славе»................................................................64

Илл.55. «Мать Мэнцзы переезжает»......................................................................................64

Илл.56. «В лунном дворце сломать коричную ветвь».........................................................65

Илл.57. «Заслуги и слава, богатство и знатность»...............................................................65

Илл.58. «Возлежащая женщина»...........................................................................................66

Илл.59. «Экзамен талантливых женщин по игре на цине и в шахматы,по

каллиграфии и живописи»......................................................................................................66

Илл.60. «Хуа Мулань прогуливается со своим мечом во дворце»......................................67

Илл.61. «Ван Чжаоцзюнь отдана замуж к варварам»..........................................................67

Илл.62. «Красавицы воспевают снежинки»..........................................................................68

Илл.63. «Гранат раскроется - много зерен»..........................................................................68

Илл.64. «Завися от Неба, ешь свою кашу»............................................................................69

Илл.65. «Танец с драконом»...................................................................................................69

Илл.66. «Пройдет 81 день зимы и холода исчезнут»...........................................................70

Илл.67. «Сыновей и внуков— 10000 поколений»...............................................................70

Илл.68. «Сыновей и внуков — 10000 поколений»...............................................................71

Илл.69. «Три осенних урожая»..............................................................................................71

Илл.70. «Когда рыба превращается в дракона, она высоко поднимается вверх

(по реке)»..................................................................................................................................72

Илл.71. «Счастья и благополучия в новом году».................................................................73

Илл.72. «Играющие дети»......................................................................................................73

Илл.73. «Играющие дети»......................................................................................................74

Илл.74. «Бог-хранитель входа»..............................................................................................74

Илл.75. «Крадущий ценности». Изображение постановки.................................................75

Илл.76. «Тысячерукая Гуаньинь». Изображение постановки.............................................75

Илл.77. «Схватка с тигром». Изображение постановки......................................................76

Илл.78. «Беседа господина Сина». Изображение постановки............................................76

Илл.79. «Лев играет с шаром»................................................................................................77

Илл.80. «Бог-хранитель входа»..............................................................................................78

Илл.81. «Знатность и успех»..................................................................................................79

Илл.82. «Чжан Куй»................................................................................................................79

Илл.83. «Цзаован с супругой»................................................................................................80

Илл.84. «Пять сыновей выдержали экзамены на ученую степень». (Парное

изображение)............................................................................................................................81

Илл.85. «Второй раз попасть в тюрьму». Изображение постановки.................................81

Илл.86. «Боги-хранители входа»............................................................................................82

Илл.87. «Семейство Цао».......................................................................................................83

Илл.88. «Саньнян учит сына»................................................................................................83

Илл.89. «Три мудреца»............................................................................................................84

Илл.90. «Гуань Юй»................................................................................................................85

Илл.91. «Троецарствие»..........................................................................................................86

Илл.92. «Боги-хранители входа» (Парное изображение)....................................................86

Илл.93. «Боги-хранители входа»............................................................................................87

Илл.94. «Чжан Куй»................................................................................................................87

4.2.Юго-западный район. Провинция Сычуань (город Мяньчжу)......................................88

Илл.95. «Мышиная свадьба»..................................................................................................88

Илл.96. «Боги-хранители входа» (Парное изображение)....................................................89

Илл.97. «Ребенок с игрушкой»...............................................................................................89

Илл.98. «Красавицы»..............................................................................................................90

Илл.99. «Боги-хранители входа» (Парное изображение)....................................................90

Илл.100. «Цзаован».................................................................................................................91

Илл.101. «Боги-хранители входа» (Парное изображение)..................................................91

Илл.102. «Цайшэнь»................................................................................................................92

Илл. 103. «Цайшэнь - бог богатства».....................................................................................93

4.3.Южный район провинция Цзянсу города Сучжоу (пос.Таохуау).................................94

Илл. 104. «Шанхайский вокзал».............................................................................................94

Илл.105. «Убийство во дворце». Иллюстрация постановки...............................................94

Илл.106. «День рождения Цзэн Гофаня»...............................................................................95

Илл.107. «Встреча иностранных послов».............................................................................95

Илл.108. Иллюстрация к роману «Путешествие на Запад»................................................96

Илл.109. Иллюстрация к роману «Путешествие на Запад»................................................96

Илл.110. «Десять женщин, играющих в футбол».................................................................97

Илл. 111. «Женщина с детьми»...............................................................................................97

Илл.112. «Герои — символы честности и преданности». Роман «Речные заводи»..............98

Илл. 113. «Путешествие императора на юг».........................................................................98

Илл. 114. «Прогулка на лодке»................................................................................................99

Илл. 115. «Кошки»....................................................................................................................99

Илл. 116. «Восстание тайпинов 1861г.»...............................................................................100

Илл. 117. «Рождественский сочельник в год восстания Тайпинов»..................................100

Илл. 118. «Победа иностранцев над тайпинами»................................................................101

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. КАРТИНЫ НЯНЬХУА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ (С

1911 Г)........................................................................................................................................102

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.