Художественный мир природоведческой прозы В.П. Сысоева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Васильева Татьяна Владимировна

  • Васильева Татьяна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 166
Васильева Татьяна Владимировна. Художественный мир природоведческой прозы В.П. Сысоева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». 2022. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Васильева Татьяна Владимировна

Введение

Глава 1. Всеволод Сысоев как писатель-натуралист: творчество в контексте отечественной литературной традиции

1.1. Творчество писателей-натуралистов в русской литературе Х1Х-ХХ веков: жанровая типология и поэтика

1.2. Художественные константы геопоэтического образа Дальнего Востока

1.3. В.П. Сысоев - писатель-натуралист: биографический аспект

Выводы по главе

Глава 2. Человек и природа как главная тема в творчестве писателя

2.1. Образы Крыма и Смоленщины как истоки чувства природы В.П. Сысоева (по материалам автобиографической повести «Мятежная душа. История жизни одного охотоведа»)

2.2. Факт и образ: прототип в системе персонажей природоведческой прозы В.П. Сысоева

2.3. Человек-охотник в художественном мире В.П. Сысоева

Выводы по главе

Глава 3. Литературная анималистика В.П. Сысоева

3.1. Художественная специфика анималистической прозы В.П. Сысоева

3.2. Сенсорная поэтика анималистической прозы В.П. Сысоева

3.3. Анималистические образы прозы В.П. Сысоева в мифопоэтическом аспекте

Выводы по главе

Глава 4. Образ природы Приамурья в прозе В.П. Сысоева (аспект поэтики)

4.1. Геопоэтический образ тайги

4.2. Поэтика пейзажа

4.3. Геопоэтические образы водных пространств

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир природоведческой прозы В.П. Сысоева»

Введение

Данное диссертационное исследование посвящено целостному изучению художественного мира природоведческой прозы дальневосточного писателя Всеволода Петрович Сысоева (1911-2011).

Творчество писателя-натуралиста В.П. Сысоева охватывает период с 1950-х годов до начала 2000-х годов. Это период бурного технического прогресса, интенсификации процессов вторжения цивилизации в первозданный мир природы. Эти процессы стали предметом художественного отображения в различных литературных течениях1. Для писателей-натуралистов, к плеяде которых относился В.П. Сысоев, это вопрос стал первостепенным: «Мы являемся свидетелями научно-технической революции. Но заметьте, как медленно развивается сам человек, его духовные качества, нравственность, ответственность перед грядущими поколениями <...>. У человека нет выхода: или мудрое содружество с природой, союз с ней, или глобальный конфликт, катастрофа»2.

В.П. Сысоев - уникальная фигура в культурной жизни Дальнего Востока во второй половине ХХ века. Ученый, охотовед-биолог, географ, краевед, путешественник, писатель-натуралист, популяризатор знаний о природе, музейный работник, педагог, общественный деятель - это далеко не полный перечень сфер его деятельности. В.П. Сысоев занимался писательским трудом более шестидесяти лет: он писал работы по вопросам природоведения, педагогики и занимался литературным творчеством. Его литературное наследие включает семь охотоведческих работ, более двухсот пятидесяти статей, очерков, рассказов, художественные произведения, многие из которых переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Он автор около двадцати книг, посвященных дальневосточной природе и месту человека в ней: «Охота в Хабаровском крае», «Охота в дальневосточной тайге», «Рассказы дальневосточного следопыта», «Удивительные звери», «Тигроловы», «Амба», «По медвежьим следам»,

1 Об этом подробнее см.: Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины XX века. М., 2012. 287 с.

2Сысоев В.П. Избранное: в 3 т. Т. 1. Хабаровск, 2013. С. 16.

«На тигров», «Амурские звероловы», «В северных джунглях» и другие. В соавторстве с В.И. Клипелем написаны книги «В горах Баджала», «За чёрным соболем», «Светлые струи Амгуни».

Смысловым центром художественного мира прозы В.П. Сысоева является образ природы Приамурья как особого геопоэтического пространства, представляемого автором как реальное природно-географическое пространство Дальнего Востока, онтологическое (природа как универсум), особое социокультурное пространство (образы людей «пространства тайги»). Проблематика произведений В.П. Сысоева затрагивает проблемы взаимоотношения человека и природы, столкновения природы и цивилизации, нравственно-этический аспект отношения человека к природе и другим людям. Жизненный опыт В.П. Сысоева как ученого-натуралиста, профессионального охотника, охотоведа, педагога и общественного деятеля обусловил роль автобиографического начала в его художественной прозе, что нашло отражение в мотивно-сюжетной организации произведений, в системе персонажей, элементах поэтики. Исключительно важным видится вклад творчества писателя в формирование целостного художественного (геопоэтического) образа дальневосточного региона в литературе.

Творчество В.П. Сысоева было признано и далеко за пределами Хабаровского Края. Его книга «Золотая Ригма», проиллюстрированная народным художником России Г.Д. Павлишиным, была издана в Германии, Японии, Латвии, Украине. Главные произведения В.П. Сысоева включены в трехтомное собрание сочинений, выпущенное издательским домом «Приамурские ведомости»3.

Несмотря на значительное творческое наследие, литературная деятельность В.П. Сысоева практически не осмыслена: отсутствуют диссертации, монографии, не было попыток научного осмысления идейно-художественного своеобразия произведений В.П. Сысоева в научных статьях. Оценка творчества писателя носит преимущественно характер критических отзывов, обзоров, рецензий, представленных в периодике Хабаровска и Хабаровского края (в газетах

3 Сысоев В.П. Избранное: 3 т. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2013.

«Суворовский натиск», «Тихоокеанская звезда», «Хабаровские вести», «Приамурские ведомости» и других4). Ряд обзоров творчества В.П. Сысоева в разные годы был представлен в журнале «Охота и охотничье хозяйство»5. Многие материалы носят характер публицистических и литературно-биографических эссе, очерков и освещают общественную и педагогическую деятельность В.П. Сысоева, указывают на значимые в творчестве писателя произведения без литературоведческой аналитики. Анализ литературно-критических материалов, посвященных В.П. Сысоеву, выявил несоответствие между высоким признанием творчества писателя в литературном сообществе и низкой степенью научного (литературоведческого) освещения его прозы. Литературное наследие писателя требует отдельного осмысления в историко-литературном процессе национальной литературы.

Научная концепция диссертации была определена следующими принципиальными для осмысления литературного творчества В.П. Сысоева установками:

- взглядом на прозу В.П. Сысоева как на целостный художественный мир, основанный на единстве идей, отражающих мировоззрение автора, и художественных форм (сквозных тем, мотивов, системы художественных образов и деталей);

- видением прозы писателя как художественно нового явления в традиции природоведческой литературы, в котором позитивизм писателя-натуралиста направлен не только на объективное изображение свойств природного мира, но и на осмысление проблемы человека и природы в контексте философии диалога человека с миром природы;

- убеждением в том, что проза В.П. Сысоева оказала существенное влияние на формирование образа Приамурья в дальневосточном геопоэтическом тексте.

4Об этом подробнее см.: Писатели Дальнего Востока: Биобиблиогр. справ. Хабаровск, 1973. [Вып. 1]. С. 235-238.

5 Лазарев М. С ружьем и фотоаппаратом // Охота и охотничье хозяйство. М., 1956. С. 54.; Рец.: Васильева К. Новый сборник Всеволода Сысоева // Охота и охот. хоз-во. 1974. № 7. С. 46; Савельева К. В. Сысоев - писатель, охотовед, охотник: [К 75-летию со дня рождения] // Охота и охот. хоз-во. 1986. № 12. С. 22.

Исходя из этого видения, была сформулирована цель и поставлены задачи исследования.

Цель диссертации - выявить идейно-художественные особенности прозы В.П. Сысоева в аспекте авторской концепции взаимоотношений человека и природы, а также в контексте предшествующей литературной традиции, представляющей образ дальневосточной природы.

Задачи исследования:

1) рассмотреть направления природоведческой прозы в историко-литературном контексте;

2) выделить художественные константы в представлении геопоэтического образа Дальнего Востока;

3) определить значение автобиографического контекста в прозе В.П. Сысоева как доминантного способа репрезентации эстетических и ценностно-смысловых взглядов писателя;

4) выделить основные идейные и сюжетно-образные мотивы, проследить их взаимосвязь в художественном мире писателя;

5) исследовать характерологию и типологию героев в произведениях В.П. Сысоева;

6) выявить художественные особенности анималистики В.П. Сысоева;

7) рассмотреть поэтику образа природы в творчестве В.П. Сысоева.

Материалом исследования стали наиболее репрезентативные для оценки

прозы В.П. Сысоева произведения: «Хозяин Малого Хингана», «За черным соболем» (в авторской редакции), «Светлые струи Амгуни» (в авторской редакции), «Мятежная душа. История жизни одного охотоведа», «Амурские звероловы: Год из жизни Богатыревых», «Золотая Ригма», рассказы из циклов «Удивительные звери», «В северных джунглях», «Рассказы дальневосточного следопыта»; для понимания идейно-мировоззренческих основ прозы В.П. Сысоева привлекалась его публицистика; также для формирования общей картины развития дальневосточной природоведческой прозы в круг обзорного освещения вошли произведения, написанные о Дальнем Востоке писателями Х1Х-ХХ веков.

Объектом данного исследования является проза В.П. Сысоева как целостное, многоуровневое художественно-философское единство.

Предметом исследования стал комплекс художественных средств, обеспечивающих реализацию авторского замысла на всех уровнях художественного мира прозы В.П. Сысоева (контекстном, проблемно-тематическом, ценностном, жанрово-стилевом, мотивно-образном).

Актуальность исследования определяется несколькими моментами. Во-первых, необходимостью формирования более полной картины развития истории отечественной литературы ХХ века с учетом регионального компонента: региональная литература является генератором геопоэтических образов, концептуализирующих образ региона в национальной картине мира. Во-вторых, исключительной важностью проблемы «человек и природа», находящейся в центре внимания природоведческой прозы. Просветительская направленность литературного творчества В.П. Сысоева актуализирует значимые общефилософские проблемы, связанные с осмыслением диалектики взаимодействия человека и природы, законов существования и развития биосферы, коэволюции, а также проблемы экологического научного сознания и экологической этики. Осмысление этих вопросов в художественном мире писателей-натуралистов, к плеяде которых относится В.П. Сысоев, представляется актуальным в настоящее время, поскольку важным становится формирование в общественном сознании новых нравственно-философских приоритетов во взаимоотношениях человека и природы на основе диалога, равновесного сосуществования человека и природы. В-третьих, актуальность обусловлена необходимостью накопления, анализа и систематизации материала для разработки вопроса о дальневосточном тексте русской литературы. Изучение творчества В.П. Сысоева ликвидирует «белую» страницу в литературном процессе второй половины XX века, позволяет дополнить картину развития отечественной природоведческой литературы.

Научная новизна работы состоит в том, что предпринятое исследование является первым опытом системного изучения художественного феномена

природоведческой прозы В.П. Сысоева. В исследовании высказывается гипотеза о превалировании автобиографизма в качестве организующего начала художественного мира писателей-натуралистов, выявляются доминантные геопоэтические образы, представляющие природно-географическое и социокультурное пространство Приамурья, характерные для дальневосточной природоведческой прозы в целом и получившие новое художественное осмысление в пейзажной и анималистической поэтике В.П. Сысоева.

Новизна работы также состоит в постановке вопроса о содержании и поэтике дальневосточного регионального текста.

Научная и методологическая база исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют работы по общим вопросам теории и истории литературы. При осмыслении проблем теории художественного мира произведения были учтены работы Д.С. Лихачева, Н.Д. Тамарченко, Л.В. Чернец6, М.М. Бахтина7, Ю.М. Лотмана8, Б.А. Успенского9, В.Н. Топорова10, и других.

Для исследования биографического контекста основополагающими стали работы Л.Я. Гинзбург11, М.М. Бахтина12, М.Ю. Лотмана13, Н.А. Николиной14, А.А. Холикова15 .

Важными в рассмотрении природоведческого направления в русской литературе представляются исследования, связанные с философией природы (А. Гумбольд16, А. Бизе17, В. Вернадский18, Вл. Соловьев19 и другие), с понятием

6Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы.1968. № 8 С. 74-87. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/141211/ (дата обращения: 15.06.2021); Чернец Л.В. Мир произведения / Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999 С. 191-202; Тамарченко Н.Д. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения / Теория литературы. В 2 т. Т. 1. Теоретическая поэтика. М., 2004. 512 с.

7Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М, 1975. 502 с.

8Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. М., 1988. С. 251-293.

9Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970. 223 с.

10Топоров В.Н. Пространство и текст. М., 1983. С. 227-284.

"Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. 224 с.; О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977. 269 с.

12Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. 336 с.

13Лотман Ю.М. Биография - живое лицо/ Ю. М. Лотман // Новый мир. 1985. № 2. С. 228-236.

14 Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Наука, 2002. 424 с.

15 Холиков А.А. Биография глазами биографа // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 31-40.

16Гумбольдт А. Картины природы. М. 1959. 308 с.

17Бизе А. Историческое развитие чувства природы. СПб.: Русское богатство, 1890. 391 с.

18Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978; он же: Научная мысль как планетное явление. М. 1991. 271 с.

19Соловьев Вл. Красота в природе // Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма. СПб., 1994. С. 204-245.

«чувство природы» как художественно-эстетической категорией (Т.Я. Гринфельд20,

A.И. Белецкий21, Л.В. Гурленова22), с поэтикой художественной прозы о природе (В. Кирпотин23, В.Ф. Саводник24, М. Эпштейн25и другие). Проблемам мифопоэтики природы посвящены работы А.Н. Афанасьева26, А.А. Потебни27, А.Н. Веселовского28,

B.Я Проппа29, А.И. Смирновой30 и других).

Выделение геопоэтических доминант и исследование геопоэтической образности осуществлялось на основе работ В.В. Абашева31, Д.Н. Замятина32, Ю.М. Лотмана33, В.Н. Топорова34, А.П. Люсого35, Т.А. Богумил36, Е.Ш. Галимовой37, А.В. Давыдовой38.

Вопросы натурфилософии в литературе изучались с опорой на труды А.И. Смирновой39, Е.Н. Бондаренко40, О.А. Овчаренко41.

Различные аспекты жанрово-стилевой природы природоведческой литературы, а также вопросы идейно-художественной проблематики прозы о природе

20 Гринфельд Т.Я. «Чувство природы» и пейзаж // «Чувство природы» в русской литературе: моногр. Сыктывкар, 1995. С. 3-21.

21Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М.,1989. С. 106.

22Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов. Сыктывкар, 1998. 179 с.

23Кирпотин В. Тема природы в "Тихом Доне" Шолохова // Октябрь. 1946. №12. С. 174.

24Саводник, В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1911. 211 с.

25Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник Вселенной...»: система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

303 с.

26 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М., 1994. Т. 3. 840 с.

27Потебня А.А. Эстетика и поэтика М., 1976. 614 с.

28Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. 648 с.

29Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 364 с.

30Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 1995. 41 с.

31Щукин В.Г. Мифическая география России: основные параметры // Восток - Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга. Волгоград, 2019. С. 14-20.

32Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 487 с.

33Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 208-220.

34Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб., 2003. 612 с.

35Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе. СПб., 2003. 314 с.

36Богумил Т.А. «Алтайский текст» и литература Алтая: к определению понятий // Филология и человек. 2017. № 4. С. 155-164; Богумил Т.А. Концепт СИБИРЬ в творчестве Дмитрия Александровича Пригова // Критика и семиотика. 2021. № 2. С. 402-417.

37Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика: сборник научных статей. Материалы V и VI Поморских чтений по семиотике культуры / Под ред. Н.М. Теребихина. Архангельск: САФУ, 2011. С. 405-412.

38 Давыдова А.В. Образ Севера в Отечественной прозе для детей XX - XXI веков: Архангельск, 2020. 282 с.

39Смирнова А.И. «Не то, что мните вы, природа». Русская натурфилософская проза 1960-1980-х. годов. Волгоград, 1995. С 6.

40Бондаренко Е.Н. Натурфилософская проза второй половины XX века: концепция личности: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Орел, 2010. 23 с.

41Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М., 1973. 502 с.

рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых Л.В. Гурленовой42, М.М. Одесской43, О.В. Мельниковой44, Н.А. Хохловой45, С.П. Белогуровой46, О.В. Гаврилиной47, Н.А. Куделько48, M. Branch49 , J.S. Bryson50 , L. Mighetto51 .

При изучении региоведческих аспектов в представлении образа региона учитывались исследования Е.В. Головневой, Н.И. Мартишиной52, О.Н. Александровой - Осокиной53, Ю.А. Яроцкой54, Ю.Г. Хазанкович55, Е.А. Неживой56, Р.В. Епанчинцева57.

Степень разработанности проблемы. Проблематика настоящего исследования имеет разную степень научной проработки.

42Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов. Сыктывкар, 1998. 179 с.

43Одесская М.М. Русский охотничий рассказ второй половины XIX века (типология, традиции): автореф. ... дисс.

канд. филол. наук. М., 1993. 24 с.

^Мельникова А.В. Охотничьи нарративы в русской литературе второй половины XIX - первой трети XX в. // Диалоги классиков - диалоги с классикой: сб. науч. ст. Екатеринбург, 2014. Вып. 4. С. 61-81

45Хохлова Н.А. Концепт охоты в русской литературе второй половины XIX века: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 22 с.

46Белогурова С.П. Анималистическая проза как феномен общественного сознания на рубеже XIX-XX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4. С. 115-122.

47 Гаврилина О.В. Природа как эстетический феномен в русской литературе и его изучение // Природные стихии в русской словесности. М., 2015. С. 205-216; Гаврилина О.В Пейзаж - чувство природы - натурфилософия в художественной литературе: основные аспекты изучения // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. №3. С. 30-38.

48Куделько Н.А. Традиции поэтики И. С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю. П. Казаков): дисс. ... д-ра. филол. наук. М.,2005. С. 212-219.

49Branch M. Reading the Roots: American Nature Writing Before Walden. Athens, London : University of Georgia Press, 2004. 430 p.

50Bryson J.S. Seeing the West Side of Any Mountain. Thoreau and Contemporary Ecological Poetry // Thoreau's Sense of Place. Essays in American Environmental Writing. Iowa City : University of Iowa Press, 2000. P. 133-145.

51 Mighetto L., Science, Sentiment and Anxiety: American Nature Writing at the Turn of the Century//Pacific Historical Review 54 (February 1985).

52Головнева Е.В., Мартишина Н.И. Владеть Востоком: Конструирование образа региона в творчестве В. К. Арсеньева // Сибирские исторические исследования, 2018. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vladet-vostokom-konstruirovanie-obraza-regiona-v-tvorchestve-v-k-arsenieva (дата обращения: 11.01.2021).

53Александрова-Осокина О.Н. Поэтика дальневосточного пейзажа в книге Н.М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: «Русская филология». 2019. № 3. С. 71-82; Александрова-Осокина О.Н. Вопросы геопоэтики в современном литературоведении // Научный диалог. 2020. № 5. С. 216-241; Хайруллина (Александрова-Осокина) О.Н. Очерк второй половины 19 века: жанрово-стилевая характеристика: на материале очерков о российском Дальнем Востоке: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2000. 21 с.

54Яроцкая Ю.А. Творчество В.К. Арсеньева. Специфика научно-художественной системы: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2005. 29 с.

55Хазанкович Ю.Г. Повести эвенка Александра Латкина (герои, проблематика, поэтика) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2351-2356.

56Неживая Е.А. Художественный мир Н.А. Байкова: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2000. 18 с.

57Епачинцев Р.В. Художественный мир рассказов и повестей О. Куваева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук М., 2009. 20 с.

Отдельные фрагментарные исследования проблемно-тематического пласта прозы В.П. Сысоева представлены в работах И.Н. Лермана 58, И. Добровольской59. В частности, И.Н. Лерман оценивает творчество В.П. Сысоева как «последователя арсеньевских традиций»60. К. Васильева в рецензии на книгу «Удивительные звери» отмечает «напряженный сюжет», «живость повествования» и «большую достоверность», называя книгу «научно-художественной энциклопедией по отдельным представителям дальневосточной фауны»61. И. Добровольская в эссеическом обзоре охарактеризовала анималистическую образность в рассказах и повестях В.П. Сысоева с позиций значимости идеи сохранения животного мира Приамурья.

Вопросы идейно-художественного содержания природоведческой литературы Х1Х-ХХ веков достаточно проработаны в аспекте монографического изучения творчества отдельных авторов, а также имеются значительные наработки (хотя, часто дискуссионные) в аспекте жанрового своеобразия произведений природоведческого характера.

В частности, в контексте настоящего исследования важно акцентировать вопрос о понятии «природоведческая проза». С.В. Гречишкина отмечает, что в исследованиях отечественных и зарубежных литературоведов выявляются синонимичные определения этого понятия: «литература о природе», «письменные произведения о природе», «художественная литература о природе», «литература места», «документальная литература о природе», «литература об окружающей среде», «эколитература», «натурфилософская литература», «экософская литература»62.

Природоведческая проза рассматривается в контексте детской литературы в качестве познавательной литературы о природе, в контексте географической прозы в качестве литературы, раскрывающей специфику природного пространства конкретного региона, в охотничьей и натурфилософской прозе в качестве

58Лерман И.Н. По сердцу близкие друзья: из лит. краеведения. Хабаровск, 1989. 108 с.

59 Добровольская И. Писатель и охотовед Дальнего Востока. К 100-летию В.П. Сысоева // Дальний Восток. 2012. №1. С.173-178.

60 Лерман И.Н. По сердцу близкие друзья: из лит. краеведения. Хабаровск, 1989. С.57.

61 Рец.: Васильева К. Новый сборник Всеволода Сысоева // Охота и охот. хоз-во. 1974. № 7. С. 46.

62Гречишкина С.В. К вопросу исследования современной литературы о природе: аспекты изучения эколитературы // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 8.

литературы, ориентированной на осмысление проблем взаимодействия человека и природы.

Принимая во внимание многоаспектность понятия «природоведческая проза», в данной работе под природоведческой прозой мы понимаем художественные прозаические произведения о природе, в центре которых проблема ценности всего в природном мире и идея взаимосвязи человека и природы.

В многочисленных работах (указанных на с. 8-9 настоящей диссертации) разработаны различные подходы к изучению образа природы в литературном произведении (мифологический, космологический, натурфилософский, экокритический, междисциплинарный и т. д.)63. В вопросе статуса природоведческой прозы во второй половине XX века основопологающей стала концепция А.И. Смирновой, которая предложила рассматривать природоведческую прозу в русле натурфилософской прозы в единстве трех аспектов: философия природы -мифология природы - эстетика природы64.

Опыт ученого также представляется важным в методике исследования мифопоэтической природы натурфилософского образа: на основе анализа русской «деревенской прозы» второй половины ХХ века (В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ч.Т. Айтматова и ряда других писателей 60-80-х годов) А.И. Смирнова показала, что обращение к мифу как символическому языку «свидетельствует о своеобразии народной этики, о характере национального мирочувствования65, насыщает художественный образ символикой, «обуславливает богатый подтекст», а также «выполняет и структурообразующую функцию»66.

Значительный исследовательский материал (см. имена исследователей и названия работ с. 9-10 настоящей работы) по вопросам поэтики природоведческого

63См. обзор проблематики по вопросу: Богач Д.А. Проблемы понимания образа природы в литературоведческой науке. Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 6 (402).

64Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 1995. 41 с.

65Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 1995. С. 39

66 Смирнова А.И. Указ. раб.

текста был привлечен в качестве методики, инструментария анализа. В работах С.П. Белогуровой, О.В. Гаврилиной, Л.В. Гурленовой, М.М. Одесской, Н.А. Куделько, Н.А. Хохловой было показано, что природоведческий нарратив является неотъемлемой жанровой чертой охотничьей литературы, поскольку тема охоты связывается не столько с отстраненным созерцанием природы, сколько с активным участием в её жизни, что делает человека частью природного целого. А.В. Мельникова выделяет охотничий природоведческий текст как особый тип литературного текста67.

Значительный интерес для настоящей диссертации имеют научные исследования в области геопоэтики. Геопоэтика является полисемантичным понятием, имеющим отношения к различным областям гуманитарного знания: философии, культурологии, культурной географии и другим, а также к прикладным наукам (урбанистика, ландшафтный дизайн, методика преподавания языков и т. д.). Несмотря на специфику данного понятия в каждой отдельной области, общим для геопоэтики, по словам Д.Н. Замятина, является «видение себя внутри пространства»68. В этом понимании, человек, взаимодействующий с пространством (путешественник, наблюдатель, исследователь, автор, читатель и т. д.) «переживает» со-бытие с пространством, находится внутри него, семиотически воплощая этот опыт в тексте. При этом человек, прежде всего, предстает заинтересованным путешественником, интериоризирующим «чужое» пространство как «свое».

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васильева Татьяна Владимировна, 2022 год

Список литературы 1. Источники 1.1. Список произведений В.П. Сысоева

1. Сысоев В.П. Амурские звероловы: повести и рассказы. Хабаровск: Кн. изд-во, 1977. 144 с.

2. Сысоев В.П. Богатыри Амура: [о калуге] // Хабаровские вести. 2005. 9 авг.

С. 4.

3. Сысоев В.П. В северных джунглях. М.: Армада-Пресс, 2001. 156 с.

4. Сысоев В.П. Записки хабаровского краеведа. Хабаровск: Кн. изд-во, 2006. 256 с.

5. Сысоев В.П. Зверь царственного рода: [о тиграх и тигроловах Дальнего Востока] // Приамурские ведомости, 1998. 27 янв. С. 3.

6. Сысоев В.П. Золотая Ригма: повести и рассказы. М.: Совет. Россия, 1983. 280 с.

7. Сысоев В.П. Избранное: в 3 т. Т. 1. Хабаровск: Издат. дом «Приамурские ведомости», 2013. 304 с.

8. Сысоев В.П. Избранное: в 3 т. Т. 2. Хабаровск: Издат. дом «Приамурские ведомости», 2013. 368 с.

9. Сысоев В.П. Избранное: в 3 т. Т. 3. Хабаровск: Издат. дом «Приамурские ведомости», 2013. 384 с.

10. Сысоев В.П. Мятежная душа. История жизни одного охотоведа: повесть // Суворовский натиск. Хабаровск, 2005. № 83. С. 11-14.

11. Сысоев В.П. Охота в дальневосточной тайге. Хабаровск: Кн. изд-во, 1960.

200 с.

12. Сысоев В.П. Последний барс: повести и рассказы. Москва: Карвет, 1992. 183 с.

13. Сысоев В.П. Последняя охота Кимонко: [худож. очерк] // Северные просторы. 1993. № 5/6. С. 53-54.

14. Сысоев В.П. Рассказы дальневосточного следопыта. Хабаровск: Кн. изд-во, 1968. 215 с.

15. Сысоев В.П. Тигроловы: записки охотоведа. Хабаровск: Кн. изд-во, 1955.

136 с.

16. Сысоев В.П. Удивительные звери: [сборник]. Хабаровск: Кн. изд-во, 1973.

320 с.

17. Сысоев В.П. Хозяин Малого Хингана. Хабаровск: Кн. изд-во, 1991. 64 с.

18. Сысоев В.П. Ход до смерти: рассказ // Литературный путеводитель. Хабаровские писатели: судьба и творчество. Хабаровск, 2004. С. 169-172.

1.2. Литературная критика, художественная литература,

публицистика

19. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала: романы. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1994. 560 с.

20. Асташев В. Великий мастер Всеволод Сысоев // Молодой Дальневосточник, 2016. № 1.

21. Василиненко В.Д. Любить полосатого зверя. Хабаровск: Хабар. краев. типография, 2015. 400 с.

22. Елисеев А.В. По белу свету: очерки и картины из путешествий по трем частям Старого света: в 4 т. СПб: Тип. П. П. Сойкина, 1893-1898 гг. 320 с.

23. Елисеев А.В. В тайге: (Из воспоминаний о далеком Востоке). СПб: Тип. П.П. Сойкина, 1910. 88 с.

24. Клипель В.И., Сысоев В.П. За черным соболем. Москва: Географгиз, 1960. 144 с.

25. Клипель В.И, Сысоев В.П. Светлые струи Амгуни: [повесть]. Хабаровск: Кн. изд-во, 1962. 200 с.

26. Куваев О.М. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Мол. Гвардия, 1988.

494 с.

27. Куваев О.М. Территория: роман. М.: Современник, 1984. 240 с.

28. Кучеренко С. П. Встречи с амурским тигром: рассказы. Хабаровск: Издат. дом «Приамурские ведомости», 2005. 256 с.

29. Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. 605 с.

30. Максимов С.В. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1987. 602 с.

31. Максимов С.В. На Востоке. Путь на Амур. СПб., 1871. 594 с.

32. Максимов С.В. По русской земле. М.: Сов. Россия, 1989. 528 с.

33. Паустовский, К.Г. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6 Маленькие повести. Рассказы. 1922-1940. Москва: Худож. лит., 1969. 559 с.

34. Ребята и зверята: [сборник рассказов (с сокращениями): для младшего школьного возраста]. Москва: Стрекоза-Пресс, 2007. 221 с.

35. Перовская О.В. Как и для чего я писала книгу «Ребята и зверята» // Детская литература. 1935. № 10. С. 33-36.

36. Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае, 1867-1868. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1990. 328 с.

37. Пришвин М.М. Дорога к другу. Дневники. Л: Дет. лит.: Ленингр. отд-ние, 1982. 175 с.

38. Пришвин М.М. Дневники. 1930-1931. Книга седьмая / Подгот. текста Л.А. Рязановой, Я.3. Гришиной; Коммент. Я.3. Гришиной; Указат. Имен Т.Н. Бедняковой. СПб.: ООО «Изд-во "Росток"», 2006. 704 с.

39. Пришвин М.М. Женьшень: [повесть]; Олень-цветок; Голубые песцы: [новеллы: для детей]. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1991. 126 с.

40. Пришвин М.М. Избранные произведения. М.: Правда, 1988. 462 с.

41. Проскурин П.Л. Корни обнажаются в бурю: роман. Москва: Профиздат, 1977. 368 с.

42. Стахеев Д.И. Духа не угашайте: избран. произведения. Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. 415 с.

43. Стахеев Д.И. За Байкалом и на Амуре. Путевые картины. СПб: Тип. Карла Вульфа, 1869. 347 с.

44. Тургенев И.С. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. Аксакова. Москва. 1852. Письмо к одному из издателей «Современника» // Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 12-ти т. Т. 4: Литературно-критические статьи и речи. Биографические очерки и заметки. М.: Государственное издательство «Художественная литература», 1956. С. 147-161.

45. Федосеев Г.А. Глухой неведомой тайгою: Записки путешественника. Краснодар: Кн. изд-во, 1960. 331с.

46. Федосеев Г.А. Злой дух Ямбуя: [повесть]. М.: Худож. лит, 1966. 112 с.

47. Федосеев Г.А. Смерть меня подождёт. Новосибирск: Кн. изд-во, 1962. 524 с.

48. Чехов А.П. Остров Сахалин: (Из путевых записок). Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во: Сахалин. отд-ние, 1980. 303 с.

49. Шестакова Ю.А. Живой тигр: рассказы. М.: Правда, 1955. 62 с.

50. Шестакова Ю.А. Новый перевал: очерки и рассказы. Иркутск: Област. гос. изд-во, 1951. 318 с.

51. Шестакова Ю.А. Поэзия и мудрость лесной тропы // Дальний Восток, 1974. № 9. С. 150-153.

1.3. Справочные издания, учебники, учебные пособия

52. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 5. 976 с.

53. Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. Москва: Сов. энцикл., 1980-1982.

54. Писатели Хабаровского края: биобиблиогр. справ. Хабаровск: Хабар. регион. отд-ние Союза писателей России, 2004. 141 с.

55. Публикации о жизни и деятельности В.П. Сысоева. библ. справочник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mails.fessl.ru/resources/elektronnye-ге8иг8у/8у8оеу-1-ЫЬНо1ека/489-ЫЫ^га11уа/#4 (дата обращения: 11.09.2020).

2. Исследования 2.1. Монографии, научные статьи

56. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. 404 с.

57. Абашев В.В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики. Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. иссл. ун-та, 2012. 140 с.

58. Абашев В.В. Урал в пространстве России. Геопоэтические доминанты // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Перм.

ун-та, 2005. Вып. 8. С. 238-247.

59. Авдеенко И.А. Ключевые образы поэзии Дальнего Востока // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета. 2018. Т.2. №4(36). С. 16-21.

60. Азадовский М.К. В.К. Арсеньев путешественник и писатель // Арсеньев,

B.К. Жизнь и приключение в тайге. М.: Географгиз, 1957. С. 3-7.

61. Александрова-Осокина О.Н. Вопросы геопоэтики в современном литературоведении // Научный диалог. Екатеринбург, 2020. № 5. С. 216-241.

62. Александрова-Осокина О.Н. Поэтика дальневосточного пейзажа в книге Н.М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае» // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Русская филология, 2019. № 3.

C. 7-182.

63. Александрова-Осокина О.Н. Проблема «человек и природа» в очерке А.В. Елисеева «В тайге» (1891) // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Русская филология, 2021. № 5. С. 68-77.

64. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб: Азбука, 2000. 336 с.

65. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.

66. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст: литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1974. С. 203-297.

67. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. литература, 1986. 543 с.

68. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: [сб. избр. тр.]. М.: Искусство, 1979. 423 с.

69. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 158.

70. Белецкий А.И. В мастерской художника слова: сборник. М.: Высш. школа, 1989. 158 с.

71. Белинский В.Г. О детских книгах. Режим доступа: https://thebooks.su/book/394910-o-detskih-knigah.html (дата обращения: 12.04.2020).

72. Белогурова С.П. Анималистическая проза как феномен общественного сознания на рубеже XIX-XX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4. С. 115-122.

73. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975. 184 с.

74. Бизе А. Историческое развитие чувства природы. СПб.: Русское богатство, 1890. 391 с.

75. Бобина Т.О. Мотив детства как «потерянного рая» в автобиографической прозе русского зарубежья // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 1 (25). С. 96-104.

76. Богач Д.А. Проблемы понимания образа природы в литературоведческой науке // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 6. Вып. 106. Филологические науки. С. 22-29.

77. Богумил Т.А. «Алтайский текст» и литература Алтая: к определению понятий // Филология и человек. 2017. № 4. С. 155-164.

78. Богумил Т.А. Куляпин А.И., Худенко Е.А. Геопоэтика В. М. Шукшина. Барнаул: АлтГПУ, 2017. 176 с.

79. Болдырева Е.М. Memini ergo sum: автобиографический метатекст И.А. Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. 484 с.

80. Бондаренко Е.Н. Мужчина-охотник в натурфилософской прозе второй половины XX века: развитие образа покорителя природы в его созидательной основе (на примере произведений Ч.Т. Айтматова, В.П. Астафьева, А.А. Кима) // Молодой ученый. 2009. № 5 (5). С. 97-101.

81. Васильева К. Новый сборник Всеволода Сысоева // Охота и охотничье хозяйство. 1974. № 7. С. 46.

82. Васильева Т.В. Автобиографический метатекст природоведческой прозы В.П. Сысоева // Гуманитарные исследования. Астрахань, 2020. № 3. С. 112-118.

83. Васильева Т.В. Архетипические образы в прозе В. Сысоева // Книжная культура Дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации: сб. ст. Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар.

участием). Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2020. С. 7-86.

84. Васильева Т.В. Образ человека в мире природы в дальневосточной прозе второй половины 20 века / Т.В. Васильева // Эпоха науки. Ачинск, 2021. № 25. С. 187-192.

85. Васильева Т.В. Поэтика дальневосточного пейзажа в прозе В.П. Сысоева // Modern Humanities Success (Успехи гуманитарных наук). Махачкала, 2021. Вып. 5. С. 248-253.

86. Васильева Т.В. Сенсорная поэтика анималистической прозы В.П. Сысоева // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 21-22 нояб. 2019 г., г. Евпатория. Симферополь, 2019. С. 58-61.

87. Васильева Т.В. Художественное своеобразие природоведческой прозы В.П. Сысоева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. Т. 13. Вып. 5. C. 20-24.

88. Васильева Т.В. Художественные константы в изображении персонажей-представителей малых народностей в прозе В. П. Сысоева // Книжная культура Дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации: материалы II Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), посвящ. 90-летию со дня рождения проф. Сергея Иннокентьевича Красноштанова (1930-2018): (Хабаровск, 26-28 нояб. 2020 г.). Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2021. С. 13-17.

89. Васильева Т.В. Художественные особенности анималистической прозы В.П. Сысоева // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во Пензен. гос. технолог. ун-та, 2020. С. 8-15.

90. Васильева Т.В. Геопоэтика водных пространств в прозе В. П. Сысоева // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2021. № 6 (86). С. 40-50.

91. Васильева Т.В., Пучкова Е.В. Концептуализация геопоэтического образа региона в эргонимическом пространстве (на материале эргонимов

Дальневосточного региона) // Гуманитарные исследования. Астрахань: изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2021. № 2. С. 15-20.

92. Васильева Т.В., Пучкова Е.В. Лингводидактический потенциал геопоэтических текстов в обучении русскому языку как иностранному (уровень В2-С1) // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-во «Грамота», 2021. Том 6. Выпуск 1. С. 48-54.

93. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358 с.

94. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. 648 с.

95. Волошина С.В. Автобиографический дискурс как объект лингвистического анализа // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2014. № 2. С. 267-273.

96. Гаврилина О.В. Образ матери в женской прозе конца ХХ века // Русское слово: восприятие и интерпретации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (1921 марта 2009 г., г. Пермь): в 2 т. Т. 2. Пермь, ПГИИК, 2009. С. 335-342.

97. Гаврилина О.В. Пейзаж - чувство природы - натурфилософия в художественной литературе: основные аспекты изучения // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. №3. С. 30-38.

98. Галимова Е.Ш. Поэзия пространства: образы моря, реки, леса, болота, тундры и мотив пути в Северном тексте русской литературы. Архангельск: КИРА, 2013. 128 с.

99. Галимова Е.Ш. Специфика северного сверхтекста как локального сверхтекста // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 121-129.

100. Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика: сборник научных статей. Материалы V и VI Поморских чтений по семиотике культуры / Под ред. Н.М. Теребихина. Архангельск: САФУ, 2011. С. 405-412.

101. Галичев И.А. Дальневосточная художественная литература как источник изучения этнических культур И. А. Галичев // Молодой ученый. 2018.

№ 46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/232/53984/ (дата обращения: 05. 06. 2021).

102. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: очерки по русской литературе XX века. М.: Наука, 1994. 305 с.

103. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое лит. обозрение, 1996. 351 с.

104. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. 224 с.

105. Головнева Е.В., Мартишина Н.И. «Владеть Востоком»: Конструирование образа региона в творчестве В.К. Арсеньева // Сибирские исторические исследования, 2018. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vladet-vostokom-konstruirovanie-obraza-regiona-v-tvorchestve-v-k-arsenieva (дата обращения: 11.01.2021).

106. Горбунова А.Н. Автобиографизм и автобиографические жанры в творчестве А.И. Герцена [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1625/1/konf000180.pdf. (дата обращения: 14.01.2020).

107. Гречишкина С.В. К вопросу исследования современной литературы о природе: аспекты изучения эколитературы // Вестник Томского государственного университета, 2014. № 387. С. 8-13.

108. Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире Пришвина. Саратов, 1989. 329 с.

109. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Academia, 2008. 320 c.

110. Гумбольдт А. Картины природы. М.: Географгиз, 1959. 269 с.

111. Гуминский В.М. Открытие мира или путешественники и странники. Статьи о русских писателях XIX в. М., 1987. 284 с.

112. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов. Сыктывкар, 1998. 106 с.

113. Давыдова А.В. Образ Севера в Отечественной прозе для детей XX - XXI веков: Архангельск, 2020. 282 с.

114. Добровольская И. Писатель и охотовед Дальнего Востока. К 100-летию

B. П. Сысоева // Дальний Восток. №1. 2012. С.173-178.

115. Дуктова Л. Г. Художественная анималистика: к вопросу определения термина (на материале белорусской литературы ХХ века) // Питання лггературознавства: навуковий збiрник. Чершвщ: Чершвецкий нац. ун-т, 2010. Вып. 79. С. 275-282.

116. Евсюкова Т.В., Агабабян С. Р. Эволюция концепта «община/мир» в русской лингвокультуре // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2017. № 4. С. 79-84.

117. Епанчинцев Р.В. Оппозиция Север - Цивилизация как характеристика художественного пространства в повестях О. Куваева // Вестник Северного международного университета. Магадан, 2006. Вып. 7. Ч. 2. С. 34-37.

118. Жабина Н. Найти свой женьшень // Словесница искусств. №2 (38). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.slovoart.ru/node/2245 (дата обращения: 18.09.2021).

119. Замотин И. Чувство природы и жизни и его понимание в русской художественной литературе XIX столетия. Варшава, 1910. 214 с.

120. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. Российский науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия им. Д.

C. Лихачева, Российский гос. гуманитарный ун-т. М.: Знак, 2006. 487 с.

121. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. 512 с.

122. Зиммель Г. Из «Экскурса о социологии чувств» // Новое литературное обозрение, 2000. № 3. С. 5-14.

123. Иванов В.В. Птицы // Мифы народов мира: энциклопедия: в. 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 389-406.

124. Кирпотин В. Тема природы в «Тихом Доне» Шолохова // Октябрь, 1946. № 12. С. 174.

125. Коблякова Г.А. Анималистическая литература // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 12. С. 208-210.

126. Козлова А.Г. Русская литературная анималистика: история и современность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worldlit.hnpu.edu.ua/8/2.php (дата обращения: 10.11.2020).

127. Копытов О. Хозяин тайги, или маленькая повесть о большом человеке // Сихоте-Алинь. Дальневосточный журнал, 2012. № 2. С. 119-120.

128. Кораблев А.А. К вопросу о движении и продвижении понятия «геопоэтика» // Филологические исследования: сб. науч. работ. Киев: Издат. дом Дмитрия Бураго, 2015. Вып.14. С. 297-304.

129. Кораблев А.А. Онтология и аспектология локальных текстов // Восток-Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга. Волгоград: Перемена, 2019. С. 20-28.

130. Лавренова О.А. Образ места и его значение в культуре провинции // Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты. Москва: Языки славянской культуры, 2004. С. 413-426.

131. Лерман И.Н. По сердцу близкие друзья: из лит. краеведения. Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. 108 с.

132. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968 №2 8. С. 74-87. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/141211/ (дата обращения: 15.06.2021).

133. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: тр. по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

134. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 524 с.

135. Лотман Ю. М. Биография - живое лицо // Новый мир. 1985. №2 2. С. 228236.

136. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.

137. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 497 с.

138. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города //

Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18. С. 30-45.

139. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Искусство, 1970. 384 с.

140. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. М.: Просвещение, 1988. С. 251-293.

141. Ляпина Л.Е. К исторической поэтике сенсорных характеристик // Вестник Череповецкого государственного университета, 2016. № 3. С. 52-53.

142. Макаров В. Русскому всё непонятно на Д. В. //Новая газета. № 430. 01 марта. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novayagazeta-vlad.ru/430/istoriya/russkomu-vsyo-neponyatno-na-d-v- .html (дата обращения: 25.05.2021).

143. Манаков B.C. «Чувство природы» в литературах Запада // «Чувство природы» в русской литературе / Т.Я. Гринфельд, А.Н. Власов, Т.Ф. Волкова и др. Сыктывкар: СГУ, 1995. С. 370-431.

144. Мартынова Н.В., Слипецкая Д.Р. Феномен мифических образов драконов реки амур в декоративно-прикладном искусстве и традиционной культуре нанайцев актуальные исследования». №9 (12). 2020. С. 99-104.

145. Топоров В.Н. Тигр // Мифы народов мира: энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mifinarodov.eom/t/tigr.html (дата обращения: 11.09.2021).

146. Маслов О.К. Дальневосточный богатырь // Словесница искусств. №2 (28) .2011. С. 144-147.

147. Маслов О.К. И чаша, и лира: рассказы, очерки, пьеса. Ашкелон-Тель-Авив, 2009. 336 с.

148. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. 169 с.

149. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1994. 133 с.

150. Мельникова А.В. Охотничьи нарративы в русской литературе второй половины XIX - первой трети XX в. // Диалоги классиков - диалоги с классикой: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 6-181.

151. Несмелова О.О., Зуева Е.В. Записки натуралиста как жанр художественно-документальной литературы // Филология и культура. Philology and culture. 2016. №4 (46). С. 243-249.

152. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Наука, 2002. 424 с.

153. Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: исследование по юридической антропологии. М.: Наука, 2014. 406 с.

154. Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М.: Издательство «Современник», 1973. 502 с.

155. Одесская М.М. Ружьё и лира: Охотничий рассказ в русской литературе XIX в. // Вопросы литературы. 1998. № 3. С. 239-252.

156. Павлова С.Ю. О соотношении понятий «жанр автобиографии», «автобиографический дискурс», «автобиографизм»: литературоведческий аспект // Жанры речи. 2020. № 1. С. 22-28.

157. Первова Г.М. Детская литература как предмет исследования в исторической ретроспективе // Вестник ТГУ. Вып.3. Томск, 1998. С. 61-69.

158. Петраченко О.Н., Кириллова Е.О. Восточные образы животных в творчестве писателя Н.А. Байкова // Учёные заметки ТОГУ. Хабаровск, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //pnu.edu.ru/ei ournal/pub/articles/1292/ (дата обращения: 17.11.2020).

159. Потебня А.А. Эстетика и поэтика: [сборник]. М.: Искусство, 1976. 614 с.

160. Прокофьева В.Ю. Категория «пространство» в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 11. С. 87-94.

161. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 364 с.

162. Саводник В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1911. 211 с.

163. Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: монография / сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова, А.Г. Лошакова. Архангельск: Имидж-пресс, 2017.

Т. 1. 410 с.

164. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: коллектив. монография / отв. ред. К.В. Анисимов. Красноярск: СФУ, 2010. 234 с.

165. Сид И. История понятия «геопоэтика» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 11. С. 153-170.

166. Сид И. Уголки шара: задача для Homo vagabundus // Введение в геопоэтику. Антология / сост. И. Сид. М.: Арт Хаус медиа; Крымский клуб, 2013. С. 55-60.

167. Скокова Д. С. К определению понятия «геопоэтика». Геопоэтика Сибири и Алтая в отечественной литературе XIX-XX веков. Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2017. С. 5-11.

168. Смирнова А. И. Русская натурфилософская проза второй половины XX века. М.: Флинта, 2012. 287 с.

169. Смирнова А.И. «Не то, что мните вы, природа» Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов. Волгоград, 1995. 191 с.

170. Смирнов Н.П. «Охотничья проза и поэзия за 50 лет (Опыт систематического обзора) // Охотничьи просторы. 1967. № 25. С. 7-56.

171. Соина Г.Г. Вопрос о чувстве природы в современной литературной науке // Природа и человек в русской литературе: материалы Всерос. науч. конф. Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2000. С. 181.

172. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Крат. повесть об Антихристе. СПб.: Худож. лит.: Санкт-Петербург. отд-ние, 1994. 526 с.

173. Сомкина Н.А. Традиции зооморфной символики в обрядовой стороне повседневных верований (старый Китай и современность) // Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2010. Вып. 1. С. 30-46.

174. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 246 с.

175. Сухомиров Г.И. Таежное природопользование на Дальнем Востоке России. Хабаровск: РИОТИП, 2007. 384 с.

176. Сысоева О.В. Мой отец Всеволод Сысоев. К 95-летию со дня рождения // Охота и охотничье хозяйство. №11.2006. С.36-38.

177. Сысоева О.В. Беседы с отцом // Словесница искусств. 2011.№ 2. С. 138-144.

178. Сысоева О.В. Книжная полка писателя Всеволода Петровича Сысоева: к 100-летию со дня рождения // Сысоев В. Избранное: 3 т. Т. 3. Хабаровск: Приамур. ведомости, 2013. С. 339-348.

179. Сысоева О.В. У папы горят глаза, а это значит - он молод! // Тихоокеанская звезда. 24.11.06. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://toz.su/special issues/arkhiv/2006 11 24 u papy goryat glaza a eto znachit o n_molod/ (дата обращения: 15.12.2021).

180. Тамарченко Н.Д. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения / Теория литературы. в 2 т. Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004. 512 с.

181. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифоэпического: избранное. М.: Прогресс: Культура, 1995. 621 с.

182. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: [сб. ст.]. М.: Наука, 1983. С. 227-284.

183. Топоров В.Н. Тигр // Мифы народов мира: энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mifinarodov.eom/t/tigr.html (дата обращения: 27.09.2020).

184. Трубицина Н.А. Геопоэтика Крыма в творчестве Михаила Пришвина // Культура и текст. 2019. № 3. С. 87-97.

185. Трыкова О.Ю. Детская литература и фольклор: аспекты взаимодействия: [сб. ст.]. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2003. 107 с.

186. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. 217 с.

187. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 223 с.

188. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и

время. Рига: Зинатне, 1988. 456 с.

189. Федорова Т. На одном дыхании // Природа и человек. 1984. № 10. С. 34.

190. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия: человек и природа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 207 с.

191. Хазанкович Ю.Г. Повести эвенка Александра Латкина (герои, проблематика, поэтика) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2351-2356.

192. Холиков А.А. Биография глазами биографа (По материалам круглого стола) / Вступительная статья, подготовка публикации и послесловие А. Холикова // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 31-40.

193. Чернец Л.В. Мир произведения / Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М.: Высшая школа, 1999 С. 191-202.

194. Чернышев В. «Визитная карточка Дальнего Востока»: [о писателе-охотоведе В.П. Сысоеве] // Охота и охотничье хозяйство. 2000. № 8. С. 34-36.

195. «Чувство природы» в русской литературе / [Т.Я. Гринфельд, А.Н. Власов, Т.Ф. Волкова и др.; Редкол.: Т.Я. Гринфельд (отв. ред.) и др.]; Сыктывк. гос. ун-т. Сыктывкар: СГУ, 1995. 432 с.

196. Чудаков А.П. Слово - вещь - мир: От Пушкина до Толстого: очерки поэтики русских классиков. М.: Современ. писатель, 1992. 317 с.

197. Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 539 с.

198. Шаламов В. Наука и художественная литература // Фронт науки и техники. 1934. № 12. С. 84-91.

199. Ширина В.И. Геопоэтика и ее понимание в филологии // Лингвистика. Семиотика. Метапоэтика: науч. сб. Ставрополь: СКФУ; Дизайн-студия Б., 2014. Вып. 1. С. 374-380.

200. Щукин В.Г. Мифическая география России: основные параметры // Восток-Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга. Волгоград: Перемена,

2019. С. 14-20.

201. Эпштейн М.Н. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии XIX-ХХ вв.) // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние. С. 126-146.

202. Эпштейн. М.Н. Природа мир, тайник вселенной... Мир животных и самосознание человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21raznoe/157736-1-m-epshteyn-priroda-tayni-vselennoy-epshteyn-priroda-kvselennoy-sistema-peyzazh-obrazov-russkoy-poezii.php (дата обращения: 10.12.2021).

203. Яроцкая Ю.А. Мотив помощи и образы помощников в текстах В.К. Арсеньева // Ойкумена. Находка, 2017. № 3. С. 65-73.

204. Яроцкая Ю.А. Н.М. Пржевальский и В.К. Арсеньев об опыте охоты в Приморском крае (1867-1869 гг. - начало ХХ в.) // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства: I Междунар. науч.-практ. конф., 4-7 апр. 2014 г. Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2014. С. 8-10.

205. Яроцкая Ю.А. Формирование представлений читателей о Дальнем Востоке России в книге В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции, Москва, 21 апреля 2017 г. М.: Московский художественно-промышленный институт, 2017. С. 139-142.

206. Branch M. Reading the Roots: American Nature Writing Before Walden. Athens, London : University of Georgia Press, 2004. 430 p.

207. Bryson J.S. Seeing the West Side of Any Mountain. Thoreau and Contemporary Ecological Poetry // Thoreau's Sense of Place. Essays in American Environmental Writing. Iowa City : University of Iowa Press, 2000. P. 133-145.

208. Mighetto L., Science, Sentiment and Anxiety: American Nature Writing at the Turn of the Century // Pacific Historical Review 54 (February 1985).

209. Virgo S. Introduction / Roberts C. Kindred of the wild. Exile Editions Ltd., Toronto, 2001. [Электронный ресурс].URL:/Looks.google.ru/books?id=TxYKpWFdiSIC &printsec=frontcover&dq=Kindred+of+the+wild&cd=l#v=onepage&q&f=false. (дата обращения: 16.05.2020)

210. Phillips, D. The Truth of Ecology: Nature, Culture, and Literature in America / D. Phillips. - New York: Oxford University Press, 2003. 300 p.

2.2. Авторефераты диссертаций

211. Батталова А.Н. Образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: проблема реально-исторических прототипов: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. 27 с.

212. Белогурова С.П. Анимализм как культурологический и художественный феномен в общественной мысли рубежа XIX-XX веков: автореф. дисс. ... канд. культурологии. М., 2011. 24 с.

213. Бобкова Ю.З. Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы): автореф. диса ... канд. филол. наук. СПб., 2009. 27 с.

214. Бондаренко Е.Н. Натурфилософская проза второй половины XX века: концепция личности: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Орел, 2010. 23 с.

215. Епачинцев Р.В. Художественный мир рассказов и повестей О. Куваева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2009. 20 с.

216. Куделько Н.А. Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 381 с.

217. Люсый А.П. Крымский текст русской культуры и проблема мифологического контекста: автореф. дисс. ... канд. культурологи. М., 2003. 20 с.

218. Люсый А.П. Русская литература как система локальных текстов: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Вологда, 2017. 27 с.

219. Неживая Е.А. Художественный мир Н.А. Байкова: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2000. 18 с.

220. Одесская М.М. Русский охотничий рассказ второй половины XIX века (типология, традиции): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1993. 24 с.

221. Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920-50-х годов: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. М., 2017. 37 с.

222. Подлесных А.С. Геопоэтика Алексея Иванова в контексте прозы об Урале: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.

223. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 1995. 41 с.

224. Фокин А.А. И.Д. Сургучёв: творческая биография писателя в свете художественной антропологии: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Ставрополь, 2008. 36 с.

225. Хайруллина (Александрова-Осокина) О.Н. Очерк второй половины 19 века: жанрово-стилевая характеристика: на материале очерков о российском Дальнем Востоке: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2000. 21 с.

226. Хохлова Н.А. Концепт охоты в русской литературе второй половины XIX века: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 22 с.

227. Яроцкая Ю.А. Творчество В.К. Арсеньева. Специфика научно-художественной системы: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2005. 29 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.