Поэтический мир Петра Комарова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Хуан Цзянь

  • Хуан Цзянь
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 147
Хуан Цзянь. Поэтический мир Петра Комарова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». 2022. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хуан Цзянь

Введение

Глава 1. Творчество Петра Комарова как отражение советской эпохи: периодизация, тематика, поэтические константы

1.1. Поэзия Комарова в оценке литературной критики

1.2. Периодизация творчества Петра Комарова и поэтика заглавий - как отражение тематического и ценностного диапазона его лирики

1.3. «Творчество», «дом», «Родина» - как константы лирики П.С. Комарова36

Выводы по 1 главе

Глава 2. Родина, человек, история в поэзии Петра Комарова

2.1. Типология героя и жанровая традиция в повествовательной лирике 19201930 годов. Сборник «У берегов Амура» (1940)

2.2. Великая Отечественная война в поэзии Комарова

2.2.1. Сатирическая антифашистская поэзия Комарова

2.2.2. Поэзия военного подвига (отражение в лирике войны на Западном фронте)

2.2.3. Образ дальневосточной земли в поэзии военных лет

2.2.4. Советско-японская война в поэзии Комарова: тема солдатского подвига и образ Китая. Сборник «На сопках Маньчжурии» (1946)

2.3. Человек и его время в поэзии послевоенных лет

Выводы по 2 главе

Глава 3. Мир дальневосточной природы в поэзии П.С. Комарова

3.1. Природоведческая поэзия Петра Комарова

3.1.1. Поэтическая география

3.1.2. Поэтическая анималистика

3.2. Пейзажная лирика Комарова: лирико-философское познание мира

Выводы по 3 главе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтический мир Петра Комарова»

Введение

Настоящая работа обращена к осмыслению идейно-художественного своеобразия поэзии Петра Степановича Комарова (12 (25).07.1911-30.09.1949), советского писателя, лауреата Сталинской премии третьей степени (1950), творческий путь которого был связан с Дальним Востоком.

Литературная деятельность Комарова получала отклик современников: в частности, Павел Петрович Бажов, отмечал яркую поэтическую индивидуальность его лирики - «каждый сборник имеет свое лицо»; а известный советский писатель Георгий Марков писал поэту: «Вы не только талант поэтический, но и человеческий, что крайне дорого, необыкновенно дорого. Прошу вас верить, что вы приобрели в моем лице друга искреннего и бескорыстного»1. Высоко оценивала творчество Комарова литературная критика: в прижизненных статьях и в работах второй половины ХХ века2.

Сегодня на Дальнем Востоке, прежде всего, в Хабаровске и Благовещенске -в городах, связанных с жизнью и творчеством писателя, чтут его память: в Хабаровске его именем названы улица и городская библиотека; на доме, где он жил (Хабаровск, ул. К. Маркса, 41), установлена мемориальная доска; некоторые его стихи входят в школьные хрестоматии по дальневосточной литературе. Однако, в современном научном и культурном пространстве имя Петра Комарова востребовано в большей степени в просветительских и педагогических проектах; немногочисленные исследования и юбилейные статьи начала XXI века не охватывают всей масштабности его творчества, которое включает стихи, природоведческие очерки, поэтические переводы, литературную критику, журналистские работы. Необходимо целостное и системное изучение литературного наследия писателя. Настоящая работа является посильным вкладом в решение этой масштабной задачи.

'Письма П. П. Бажова и Г. М. Маркова цит. по: Светачева А. «.. .Не только талант поэтический»: [из арх. Комарова П.] // Тихоокеан. звезда. 1979. 27 ноября.

2 Обзор литературно-критических работ, посвященных П. С. Комарову, см.: гл.1.2. настоящей работы.

Цель исследования - осмыслить поэзию П. С. Комарова как целостную идейно-художественную систему, имеющую предметным и ценностным центром образ советского Дальнего Востока и поэтически воссоздавшую образ советской эпохи 30-40-х годов.

Анализ тематики, идейно-художественного и ценностного содержания поэтических сборников, взятых как целостное художественное единство, позволит проследить логику и эволюцию художественной мысли поэта.

Петр Комаров - поэт советской эпохи, и сейчас интересно проследить, что нового в понимание его творчества привносит взгляд из XXI века. Важно перечитать поэзию Комарова из сегодняшнего времени, потому что временная дистанция позволяет по-новому взглянуть на многие тенденции его творчества и отделить главное от «преходящего». Уместно вспомнить, что М. М. Бахтин писал о том, что подлинная жизнь литературного произведения возможна только в «большом историческом времени», ученый подчеркивал, что временная дистанция привносит новые смыслы в понимание и оценку творчества: «В изменившемся диалоге языков эпохи язык образа начинает звучать по-иному, ибо он по-иному освещается, ибо он воспринимается на ином диалогизующем его фоне <...> каждая эпоха по-своему переакцентуирует произведения ближайшего прошлого. Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс их социально-идеологической переакцентуации <...> они в каждую эпоху на новом диалогизующем их фоне способны раскрывать все новые и новые смысловые моменты»1.

Понятие «поэтический мир», вынесенное в название темы диссертации, характеризует объект и цель исследования. В исследовательской практике определение используется наряду с синонимичными - «художественный мир», «внутренний

1 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 231-232 (глава «Слово в романе»).

мир художественного произведения», «авторский мир», «художественная вселен-ная»1 - и обозначает идейно-художественную системность отдельного произведения (или творчества в целом).

Поэтический мир произведения (или творчества в целом) обусловлен комплексом этических, эстетических, духовных представлений автора. По определению исследователя Т. В. Федосеевой, литература - это «выражение индивидуального сознания в его мировоззренческой и ценностной завершенности»2.

Идейно-художественная целостность произведения (или творчества) формируется созидательной преображающей волей автора. Д. С. Лихачев писал об этом: «преобразование этого мира <...> связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преобразования действительности» 3. Ученый подчеркивал, что «нравственный элемент» является скрепляющим началом идейно-художественной целостности произведения: художник отражает мир действительности в соответствии с его представлениями об идеале, о «том, каким этот мир был, есть или должен быть»4.

В унисон с этой мыслью Т. В. Федосеева подчеркивает, что «созданный в произведении образ мира (картина мира) окрашивается эмоционально-ценностным отношением к нему автора <...> в объективном мире реальной действительности, развивающейся и незавершенной, оценочное значение не явлено, чтобы выразить его, нужно посмотреть на мир со стороны»5. Этот взгляд «со стороны» создается автором и воспринимается читателем.

1 См.: Кондаков Б. В., Попова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья первая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 4 (16). С. 130.

2 Федосеева Т. В. К вопросу о содержании литературоведческого понятия «художественный мир писателя» // Слово. Словесность. Словесник: материалы межрегион. с международным участием научно-практической конференции преподавателей и студентов. 20 апреля 2020 г. Рязань, 2020. С. 110.

3 Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. № 8. 1968. С. 76.

4Лихачев Д. С Указанная статья С. 78.

5 Федосеева Т. В. О ценностях и ценностном изучении литературы в школе // Слово. Словесность. Словесник: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции преподавателей и студентов. Рязань, 2016. С. 298-299.

А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглова подчеркивали, что поэтический мир автора - это «постоянные темы, установки, мысли, которыми пронизаны все его произведения - на разных уровнях и в самых разных аспектах, компонентах»1.

Исследовать поэтический мир автора, значит, осмыслить его произведения как идейно-художественную систему в единстве проблемно-тематических и эстетических решений; проследить обусловленность его творчества событиями внетекстовой реальности, мировоззренческими и ценностными установками, связью с традицией.

Это понимание проблемы обусловило формулировку задач исследования.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать тематические и идейно-художественные параметры поэзии П. С. Комарова, связанные с поэтическим воплощением природного и социокультурного облика Дальнего Востока, реалий советской эпохи и российской истории, и выявить художественные константы его поэтического мира;

2) сформировать представление об особенностях периодизации творчества поэта и определить идейно-художественные тенденции, характерные для выделенных периодов;

3) рассмотреть основные поэтические сборники и циклы П. С. Комарова как этапы в развитии его творчества, обусловленные социокультурной ситуацией и характером поэтического мировосприятия поэта;

4) охарактеризовать историко-культурное и ценностное содержание повествовательной поэзии П. С. Комарова и описать формы повествовательного поэтического высказывания (сказ, сказка, легенда, «поэтический очерк», сюжетная и ролевая лирика);

5) охарактеризовать идейно-художественную специфику природоведческой, пейзажной и пейзажно-философской поэзии Комарова: проследить своеобразие

1 Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты -Тема - Приемы -Текст. М., 1996. С. 213.

хронотопа, формы воплощения мировосприятия, художественные средства (предметность, визуализация, наглядность, детальность, цветопись, звукопись, поэтическая ономастика и топонимия, символизация);

6) составить представление о характере оценок и суждений о поэзии П. С. Комарова в оценках литературной критики середины XX - начала XXI века.

В работе мы исходили из понимания того, что изучение творчества писателя дает возможность не только составить представление об идейно-художественной специфике его произведений, но и лучше понять литературу его времени, а также культуру и ментальность народа, от лица которого выступает автор. Как писал советский литературовед С. Г. Бочаров, «авторский мир писателя является самой реальной основой живой истории литературы. <...> Литература, ее история - это зовы и отклики от произведения к произведению, от художника к художнику, это творческие задачи, переходящие от одного из них к другому»1.

Объект исследования - поэзия П. С. Комарова в ее идейно-тематическом, ценностном и художественном богатстве.

Предмет исследования - проблемно-тематическое и идейно-художественное содержание поэзии П. С. Комарова, комплекс идейно-художественных средств, способствующих формированию поэтического образа советского Дальнего Востока.

Материалом исследования в диссертации стала поэзия Петра Комарова. К анализу и типологическому сопоставлению было привлечено около двухсот стихотворений, а также поэма «Вискала». Наиболее ярко идейно-художественные поиски поэта и основные вехи его творческого пути были отражены в следующих сборниках: «У берегов Амура» (1940), «Время бесстрашных» (1941), «С Востока на Запад» (1943), «На сопках Маньчжурии» (1946); «Золотая просека» (1945); сборник лирики для детей «Таежные жители» (1947); «Зеленый пояс» (1949).

гЦит. по: Ковский В.Е. Живая литература и теоретические догмы. К спорам о социалистическом реализме // Общественные науки и современность. 1991. № 4. С. 151.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена соотнесенностью его научной проблематики с важными тенденциями современного российского литературоведения: вниманием к истории литературы советского периода (в данном случае 1930-1940 годов) и разработкой вопросов литературной регионалистики.

Актуальность исследования видится и в аспекте формирования российско-китайского научного и межкультурного взаимодействия. Сегодня китайская русистика активно развивается, однако проблемы региональной дальневосточной литературы в ней пока не рассматривались. А между тем, обращение к этому материалу видится важным, прежде всего в силу пограничной сопредельности Российского Дальнего Востока с Китаем. Изучение русской литературы Дальнего Востока видится перспективным направлением в современном китайском литературоведении.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в данной работе представлено целостное осмысление лирики П.С. Комарова как художественного единства, воссоздающего поэтический образ Дальнего Востока России; прослежены системные связи повествовательной и описательной (пейзажной и пейзажно-фило-софской) поэзии; к анализу впервые привлечены многие стихотворения; выявлена и осмыслена связь ряда стихотворений с внелитературными источниками.

Теоретическая значимость исследования состоит в формировании авторской концепции в изучении творчества дальневосточного поэта П.С. Комарова (в систематизации, периодизации и типологизации его лирики); в обогащении представлений об историко-литературном процессе 1930-1940 годов ХХ века - за счет введения фактов литературной регионалистики; а также в разработке проблем поэтики лирического текста (геопоэтики, природоведческой поэзии, поэтической анималистики, поэтической топонимики) - на материале лирики Комарова.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных диссертационного исследования при составлении словарей и справочников по истории русской литературы Дальнего Востока; в возможности привлечения данного исследовательского материала в школьные и вузовские курсы по истории литературного краеведения (по дальневосточной литературе), а также в учебники и учебные пособия по истории русской советской литературы 1930-1940

годов. Практическая значимость диссертационного исследования видится и в аспекте российско-китайского научного и межкультурного взаимодействия: материалы работы могут быть использованы для дальнейшей разработки в учебной и научной литературе Китая.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили исследования по проблемам поэтики лирического текста, художественного образа, истории и теории поэзии, взаимосвязи литературы и изобразительного искусства, ценностного содержания литературы (М. М. Бахтин, Д. Д. Благой, Л. Я. Гинзбург, В. М. Жирмунский, А. К. Жолковский, В. В. Кожинов, Б. О. Корман, Н. Л. Лейдерман, Д. С. Лихачёв, М. Ю. Лотман, К. В. Пигарев, Н. Н. Скатов, Т. В. Федосеева, Ю. К. Щеглов, М. М. Эпштейн,); по вопросам истории советской литературы и соцреализма как художественного метода (Ф. Ф. Кузнецов, А. А. Михайлов, М. М. Голубков, В. Ковский, Н. В. Дубровина, А. А. Ревякина, И. В. Кукулин, Т. Л. Рыбальченко, Л. В. Гурленова). В работе был учтен опыт китайских ученых в области изучения русской советской литературы (Лю Вэньфей, Ли Иннань, Чэн Цзяньхуа, Юй Цзя, Ян Янь и другие).

Кроме того, в диссертации был учтен практический опыт научных исследований (диссертаций) в области целостного системного анализа творчества малоизученных авторов1.

Степень разработанности проблемы.

Степень научной разработанности проблемы следует охарактеризовать как в отношении изучения творчества П. С. Комарова, так и в отношении общих вопросов истории советской литературы первой половины ХХ века и литературной регионалистики.

Творчество П. С. Комарова осмысливалось в литературной критике как на Дальнем Востоке, так и в печати других регионов. Однако, не все критические

1 Титова Н. С. Наследие В. А. Сумбатова в контексте русской классической литературы: автореф. дис. ... канд. филол.наук. М., 2014. 34 с.; Матаненкова Т. А. Поэтический мир Татьяны Бек: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2012. 21 с.; Иванова Е. Ю. Поэтический мир А. А. Воробьева: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2007. 23 с.; Сарчин Р. Ш. Поэтический мир Н. Н. Благова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ульяновск, 2006. 24 с.

отзывы сегодня сохранили свою ценность: многие работы советского периода содержат политизированные и идеологически заостренные суждения, обусловленные эстетикой соцреализма, и сегодня являются устаревшими. Наиболее содержательные литературно-биографические очерки о Комарове (А. Гая, Б. К. Рясенцева, Ю. А. Шестаковой, В. Н. Катеринич) соединяли литературно-критическое начало с публицистикой и эссеистикой, представляли очерк творчества писателя в контексте его журналистской деятельности. Работы названных критиков позволяли оценить даровитость поэта, давали представление о литературной жизни Хабаровска, но все-таки историко-культурный материал и оценочность преобладали в них над анализом творчества1.

Дальневосточными учеными были предприняты шаги и в отношении литературоведческого исследования творчества П. С. Комарова. В 1955 году была выполнена кандидатская диссертация В. В. Соколовой2. Исследовательница предприняла обзор творчества поэта, отметила особенности поэтического языка Комарова: работу с лексикой, лаконизм стихотворений, мастерство детали, поэтичность пейзажных описаний; привлекла к анализу не только поэзию, но и прозу; подчеркнула значимость дальневосточной тематики в его творчестве: «Он влюблён в Дальний Восток, и эту любовь к Дальнему Востоку поэт стремится возбудить стихами и в чи-тателе»3. Однако, следует отметить, что ряд положений диссертации В. В. Соколовой сегодня утратили свою актуальность: автор говорит о поэзии, используя риторику советской публицистики, многие суждения строятся в парадигме классового и социально-политического подхода. Отмечая это, тем не менее необходимо подчеркнуть исключительно важное значение диссертации В. В. Соколовой в исследовании творчества дальневосточного поэта: она была первым литературоведом, отметившим ценность поэзии Комарова в истории советской литературы 1930-1940 годов и обратившим внимание науки на это имя.

1 Обзор литературно-критических работ о П. С. Комарове: глава 1.2. настоящей работы.

2 Соколова В. В. Творчество П. С. Комарова, поэта-дальневосточника: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 1955. 22 с.

3 Цит. по: Щербакова О. И. Произведения на амурскую тему в творчестве Петра Комарова // Лосевские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции. Благовещенск, 2010. С. 77.

В начале ХХ! века творчество Комарова вновь привлекло внимание ученых. Интересные наблюдения были сделаны исследователем Н. В. Киреевой в отношении цикла «Маньчжурская тетрадь»: ученый подчеркнула патриотическое содержание цикла; обратила внимание на своеобразие его композиционной организации, позволяющее назвать цикл «лирическим дневником» 1 . В совместной работе Н. В. Киреевой с исследователем Цюй Фань была выявлена специфика поэтического воссоздания образа Харбина в цикле П. С. Комарова «Маньчжурская тетрадь» и сделано наблюдение, что стихотворения о Харбине образуют свой мини-цикл, раскрывая образ Харбина на трех содержательных уровнях: «русский Харбин», «китайский Харбин», «город русско-китайской дружбы»2.

Отдельные аспекты творчества П. С. Комарова были затронуты в работах О. Н. Александровой-Осокиной3, В. В. Городецкой4, Л. Л. Крючковой5, О. И. Щер-баковой6, Г. И. Масленко7.

Необходимо обратить внимание на опыт научно-методической и просветительской деятельности в рамках межкультурного сотрудничества, предпринятый педагогами Благовещенского государственного педагогического университета. Под их руководством создано научное сообщество иностранных студентов по изучению языка П. С. Комарова (в рамках обучения русскому языку), задуман проект

1 Киреева Н. В. Цикл стихов П. Комарова «Маньчжурская тетрадь»: между социальным и онтологическим // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. 2017. № 17. С. 255-260; Киреева Н. В. Тема освобождения Китая от японских захватчиков в литературе Приамурья. // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2020. № 23. С. 77-81.

2 Киреева Н. В., Цюй Фань Образ Харбина в творчестве поэтов Приамурья // Ученые записки Комсомоль-ского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. Т. 2. № 1 (41). С. 19-20.

3 Александрова-Осокина О. Н. Поэтическая топография Приамурья в поэзии Петра Комарова // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. 2019. № 4. С. 82-90; Александрова-Осокина О. Н. Тема «человек и природа» в поэзии Петра Комарова // Научный диалог. 2021. № 1. С. 96-109.

4 Городецкая В. В. Изучение фольклорных мотивов и образов в стихотворениях Петра Комарова // Актуальные вопросы преподавания общественных дисциплин в школе и в вузе: Материалы 4 Всерос. науч. -практич. конференции. Благовещенск 2019. С. 13-14.

5 Крючкова Л. Л. Из ономастической лексики в лирике П. С. Комарова (историко-поэтические разыскания) // Краеведение Приамурья: сб. науч. трудов. Благовещенск, 2016. Вып. 33. С. 32-41.

6 Щербакова О. И. Произведения на амурскую тему в творчестве Петра Комарова // Лосевские чтения: Материалы региональной науч.-практич. конференции. Благовещенск, 2010. С. 76-81.

7 Масленко Г. М. «Изумленность миром» (О творчестве Петра Комарова) // Лосевские чтения - 2009: Материалы регион. науч.-практич. конференции. Вып. 2. Благовещенск, 2009. С. 93-102.

составления силами студентов-иностранцев словаря поэта1; под руководством педагогов китайские студенты перевели цикл «Маньчжурская тетрадь»2. Основы для дальнейшего межкультурного научного сотрудничества были заложены научно -исследовательской работой китайских студентов, проведенной совместно с препо-давателями3.

Обзор имеющихся работ свидетельствует, с одной стороны, о непреходящем интересе к творчеству писателя, о потребности в осмыслении его поэзии, но, с другой стороны, выявляет эпизодичность научного поиска, свидетельствует, что многие проблемно-тематические и художественные аспекты творчества поэта были не осмыслены, или оставались вне внимания исследователей.

Расширение круга изучаемых произведений, выявление внутренних связей между периодами творчества, прослеживание обусловленности отдельных произведений биографическими и социально-историческими обстоятельствами, культурно-историческими традициями - все это обогатит представление о творчестве Комарова и даст возможность целостного осмысления идейно-художественного богатства его лирики.

Необходимым условием проведения исследования по заявленной тематике было знакомство с научной литературой по вопросам эстетики соцреализма: П. С. Комаров - поэт советской эпохи, его творчество отражало дух своего времени. С последней четверти ХХ века этот период в истории российского искусства является предметом научных дискуссий.

1 Крючкова Л. Л., Сергеева А. Г. Исследовательская работа китайских студентов по изучению творчества П. С. Комарова // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы IV международной науч.-практич. конференции. Благовещенск, С. 303-307; Крючкова Л. Л., Сергеева А. Г. Научное общество иностранных студентов по изучению языка П. С. Комарова как способ формирования интереса к русскому языку // Русский язык за рубежом. 2017. № 3 (262). С. 113-118.

2Комаров П. С. Маньчжурская тетрадь: в переводе иностранных студентов на китайский язык. Благовещенск, 2015. 40 с.

3 Суй Чао, Городецкая В. В. Образы войны в стихах П. С. Комарова // Краеведение Приамурья. 2015. № 4 (32). С. 28-31; У Цюн, Крючкова Л. Л Стилистические функции метафор в лирике П. С. Комарова // Краеведение Приамурья. 2015. № 4 (32). С. 32-34; Сергеева А. Г., Чжан Цзиньли Окказионализмы в лирике П. С. Комарова // Краеведение Приамурья. 2015. № 4 (32). С. 34-37.

Не ставя перед собой задачу детального освещения всей проблематики, обозначим основные подходы. Литература соцреализм и вообще эстетика этого художественного метода становились предметом осмысления уже с 1960-х годов1, а с конца ХХ в. (в послеперестроечный период) в российском литературоведении сформировалось два противоположных подхода в оценках этого историко-литературного феномена. Для первого характерен взгляд на литературу (и шире, вообще на искусство) советского периода как на выражение идей тоталитарного сталинского государства (В. Ерофеев, Е. Добренко, Е. Клак, И. Кукулин)2. В парадигме этого подхода проводится мысль, что режим тоталитарного общества деформирует функции искусства, что литература советского периода выступала рупором политических идей своего времени, «доводя до сознания то, что на языке постановлений доводилось до сведения»3.

Представители второго подхода (В. Ковский, Н.В. Дубровина, Т. Л. Рыбаль-ченко, Н. М. Куренная, С. М. Грачева и др.)4, не отворачиваясь от фактов идеологической заостренности советской литературы, все же видят ее как неоднозначный и сложный процесс, связанный с традициями классической литературы, показывают ее высокую ценностную и воспитательную роль, художественное богатство5.

1 Литературные дискуссии получили отражение в изданиях: «Литературная газета» (1988 г.), «Вопросы литературы» (1987, № 9; 1996, № 3; 1997, № 2; 1998, № 1,2); на конференции «Актуальные проблемы социалистического реализма» (1966 г., ИМЛИ); в работах: Актуальные проблемы социалистического реализма: Сб. статей. М., 1969; Ревякина А. А. О социалистическом реализме [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1629 (дата обращения: 10.10.2021); Добренко Е. А. «И, падая стремглав, я пробуждался.» (Об истории советской литературы) // Вопросы литера-туры.1988 № 8. С. 48-92.

2 См., в частности: Избавление от миражей: Соцреализм сегодня: [Сб. ст. / Сост. Е. А. Добренко]. М., 1990. 413 с.; Ерофеев В. «Поминки по советской литературе» // Литературная газета. 1990. 4 июля; Кларк Катерина. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002. 262 с.; Кукулин И. В. Лирика советской субъективности: 1930-1941 // Филологический класс. 2014. №1 (35). С. 7-19.

3 Добренко Е. А. Не по словам, но по делам его // Избавление от миражей: соцреализм сегодня. М., 1990. С. 309.

4Ковский В. Е. Живая литература и теоретические догмы. К спорам о социалистическом реализме // Общественные науки и современность. 1991. № 4. С. 146-156; Дубровина Н. В. Социалистический реализм: метод или стиль // Вестник ТГУ, вып. 7 (99). 2011. С. 181-185; Рыбальченко Т. Л. История литературы ХХ века как история литературных течений // Вестник Томского гос. ун-та. 1999. № 268. С. 68-73; Куренная Н. М. Социалистический реализм. Историко-культурный аспект (Из опыта восточноевропейских литератур 1930-1970-е годы). М., 2004.; Грачева С. М. Отечественная художественная критика XX века: вопросы теории, истории, образования: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб, 2010.

5 Ревякина А. А. О социалистическом реализме [Эл. ресурс] Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1629 (дата обращения: 10.10.2021).

Актуальной для настоящей диссертации видится позиция литературоведа Т. Л. Рыбальченко, которая считает односторонним и неправомерным разделение советских писателей в свете критерия «отношение художника и власти» на «лояльных» и «оппозиционных» социалистической идеологии. Ученый настаивает, что сближение многих авторов с государственной идеологией в литературе соцреализма может быть объяснено не политическим заказом, но близостью социалистических идей глубинному духовному наследию русской культуры, связанному с христианскими ценностями (жертвенность, вера в правду мира, утопизм, идея мессианства человека-героя и т.д.), что традиционная картина мира «не исчезала из культурной памяти, а вступала в диалог с господствовавшей культурой»1.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хуан Цзянь, 2022 год

1.4. Публицистика. Литературная критика. Художественная литература.

74. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с

75. Горький М. Доклад на съезде советских писателей 17 августа 1934 года // Горький М. О литературе. Статьи и речи 1928-1935 гг. М.: ГИХЛ, 1935. С. 365393.

76. Ерофеев В. «Поминки по советской литературе» // Литературная газета. 1990. 4 июля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fedy-diary.ru/erofeev-pominki-po-sovetskoj-literature/ (дата обращения: 19.10.2019).

77. Железная дорога от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани (1945) (без автора). [Электронный ресурс] // Библиотеки Комсомольска. МУК «Городская централизованная библиотека». Режим доступа: https://www.kmslib.ru/zheleznaya-doroga-ot-komsomolska-na-amure-do-sovetskoy-gavani-1945 (дата обращения: 20.02.2022).

78. Князев С., Лобанов М. «Восстановление исторической справедливости»: как Советско-японская война изменила Тихоокеанский регион. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/science/article/771320-75-let-sovetsko-yaponskaya-voina (дата обращения 25.01.2021).

79. Краснер В. Хабаровской писательской организации - 85 лет [Электронный ресурс]. // Н^тй: интернет-журнал Хабаровска. Режим доступа: https://habinfo.ru/habarovskie-pisateli (дата обращения: 10.10.2020).

80. Литературная карта Хабаровского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fessl.ru/docs-downloads/2020/11_20/kraevedenie-na-urokakh/04.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

81. Нарыжная С. М., Филаткина И. В. «Горение» (личный архив дальневосточного писателя и редактора Николая Митрофановича Рогаля) // Культура и наука Дальнего Востока. 2016, № 2 (20). С. 123-136.

82. Первый Всесоюзный съезд советских писателей (Москва, 1934): стенографический отчет. М.: Художественная литература, 1934. 718 с. То же: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01006511623?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 10.10.2021).

83. Пришвин М. М. Женьшень. Хабаровск: Кн. изд-во, 1987. 102 с.

84. Ремизовский В. И. Галерея главных редакторов журнала «Дальний Восток» // Дальний Восток. 2013. № 5. С. 20-27.

85. Скопич Ю. «В десять тридцать меня враги погребли, а в одиннадцать я воскрес» [Электронный ресурс] // Lipetskmedia: Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области. Режим доступа: https://li-petskmedia.ru/news/view/2743 5-_V_dyesyat_tridtsat.html (дата обращения: 03.01.2020).

86. Скупов Б. А. Сталинский план преобразования природы. Что вы об этом знаете? [Электронный ресурс] // Строительный эксперт. Режим доступа: https://ardexpert.ru/article/14074 (дата обращения: 26.02.2022).

87. Сурков А. «Баллада о разведчике Пашкове» // В боях за Родину. Вып. 9.Свердловск: Свердлгиз, 1941. С. 65-67. [Электронный ресурс] // Электронные тексты и коллекции библиотеки им. В.Г. Белинского. Екатеринбург. Режим доступа: http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/1941_ar/317147/index.htm (дата обращения: 03.01.2020).

88. Хирен 3., Милецкий Я. Красноармеец Пашков // «Красная звезда» № 195, 1941, 20 августа. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://0gnev.livejour-nal.com/399869.html (дата обращения: 25.12.2019).

1. История и теория литературы, культуры 1.1. Монографии, научные статьи

89. Абашев В. В., Абашева М. П. Литература и география: Урал в геопоэтике России // Вестник Пермского университета. 2012. № 2 (12). С. 143-151.

90. Актуальные проблемы социалистического реализма: Сборник статей. М.: Сов. писатель, 1969. 550 с.

91. Александрова-Осокина О. Н. Вопросы геопоэтики в современном литературоведении // Научный диалог. 2020. № 5. С. 216-141.

92. Александрова-Осокина О. Н. Паломничество меняет человека // Образ и подобие. №8 (35) декабрь 2015 г. С. 18-19. То же: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravkhabarovsk.ru/tserkovnye-smi/gazeta-obraz-i-podobie/eparkhialnaja-gazeta-obraz-i-podobie-8-35-dekabr-2015^/. (дата обращения

03.02.2022).

93. Александрова-Осокина О. Н. Поэтика дальневосточного пейзажа в книге Н. М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. №3. С. 71-83.

94. Александрова-Осокина О. Н. Поэтическая топография Приамурья в поэзии Петра Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 4. С. 82-90.

95. Александрова-Осокина О. Н. Тема «человек и природа» в поэзии Петра Комарова // Научный диалог. 2021. № 1. С. 96-109.

96. Александрова-Осокина О. Н., Хуан Цзянь Лирика Петра Комарова: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. 109 с.

97. Антипова С. С. Особенности поэтических форм китайской классической поэзии. Подтекст как главная особенность поэзии Китая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. II. С. 18-20.

98. Бак Д. П. Литература в тылу и на фронте // Дружба Народов. № 5. С. 269-271. То же: [Электронный ресурс]. Сайт ЖЗ (Журнальный зал). Режим доступа: https://magazines.gorky.media/druzhba/2020/5/literatura-v-tylu-i-na-fronte.html (дата обращения: 02.02.2022).

99. Балашова М. Л. Региональная коллекция книг периода Великой Отечественной войны (из фондов дальневосточной государственной научной библиотеки) // Вестник ДВГНБ. 2020.№ 2(87). С. 106-125.

100. Барковская Н. В., Верина У. Ю., Гутрина Л. Д. Книга стихов как теоретическая проблема // Филологический класс. 2014. №1 (35). С. 20-30.

101. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

102. Бахтин М. М. Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред.-сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. Стб. 935-955.

103. Белозубова Н. И., Е. Янян Образ природы в китайской классической поэзии // Слово: Фольклорно-диалектологический альманах. Материалы национальной научной конференция с международным участием. Вып. 16. Проблемы лингвистики и медиакоммуникаций / Под ред. Н.Г. Архиповой, Н.В. Лагута, Г.М. Старыгиной. Благовещенск: АмГУ, 2019.С. 86-91.

104. Белоусова О. О., Дашевская О. А. Поэтика цикла и книги в современном литературоведении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 6-14.

105. Березин Ф. М. Советское языкознание ХХ века: задачи, проблемы, решения // Отечественные лингвисты ХХ века: Сборник статей. Том 1. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН , 2002. С. 4-49.

106. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М.: Советский писатель, 1955. 266 с.

107. Богач Д. А. Проблемы понимания образа природы в литературоведческой науке // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 6 (402). Филологические науки. Вып. 106. С. 22-29.

108. Бойко М. Н. Лирика Некрасова. М.: Худож. литература, 1977. 118 с.

109. Ван Лэй, Чжао Дан История русской литературы XX века (20-90-е годы): Основные имена / Отв. Ред. С. И. Кормилов. Нанкин: Изд-во Нанкинского университета, 2017. 591 с. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2017. С. 218-223.

110. Ганская Е. Н. Советская массовая песня как форма идеологии // Litera. 2019. № 2. С. 251-261.

111. Геопоэтика и географика: диспут / Г. Гринева [и др.]; ведущий А. Бал-дин // Октябрь. 2002. № 4. То же: [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //magazines. gorky.media/october/2002/4/geopoetika-i-geografika.html (дата обращения: 10.01.2020).

112. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. 408 с.

113. Голубков М. М. О литературе социалистического реализма // Наука о литературе в ХХ веке: история, методология, литературный процесс. 2001. № 1. С. 245-262.

114. Городецкая В. В. Изучение фольклорных мотивов и образов в стихотворениях Петра Комарова // Актуальные вопросы преподавания общественных дисциплин в школе и в вузе: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Благовещенск 2019. С. 13-14.

115. Громатикополо Д. С. Риторика советской поэзии на примере стихотворения «Соловьи» М. А. Дудина // Национальная ассоциация ученых. 2015.№ IV (9). Филологические науки. С. 98-101.

116. Громатикополо Д. С. Риторическая система соцреализма и советская поэзия // Вестник Костромского государственного университета. 2017.№ 3. С. 139144.

117. Гурленова Л. В. Изучение темы природы в русской литературе (понятийно-терминологический аспект) // Природа и человек в художественной литературе. Волгоград, 2001. С. 16-22.

118. Гурленова Л. В. Песенная лирика М. Исаковского как предмет междисциплинарного исследования ХХ-ХХ! вв. // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3(29). С. 59-69.

119. Гурленова Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х гг. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1998. 179 с.

120. Даренская В. Н. Историософский символ России в советской поэзии 1940-х годов. //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» 2018.Том 28. № 3. С. 366-372.

121. Дальний Восток России в эпоху советской модернизации: 1922 - начало 1941 года / под общ. ред. чл.- корр. РАН В. Л. Ларина. (История Дальнего Востока России. Т. 3. Кн. 2. Владивосток: Дальнаука, 2018. С. 441-448.

122. Дальний Восток СССР: 1941-1945 гг. / под общ. ред. чл.-корр. РАН Н. Н. Крадина, отв. ред. Г. А. Ткачева. Владивосток: Дальнаука, 2020. 944 с. (История Дальнего Востока России. Т. 3. Кн. 3). С. 391-397.

123. Дашевская О. А. Поэзия Великой Отечественной войны: эстетика, проблематика, жанрово-стилевые тенденции : учебно-методическое пособие для студентов-филологов [Электронный ресурс]. Томск. 2016. 136 с. Режим доступа:

https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000532888 (дата обращения: 10.12.2021).

124. Добренко Е. А. «И, падая стремглав, я пробуждался.» (Об истории советской литературы) // Вопросы литературы. 1988. №8. С. 48-92.

125. Добренко Е. А., Кларк Катерина. Советский роман: история как ритуал / пер. с англ. под ред. М.А Литовской. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2002. 262 с. (ШЛАВИСТИКА) // Новое литературное обозрение. 2003. № 3 (61). С. 48.

126. Добренко Е. А. Не по словам, но по делам его //Избавление от миражей: соцреализм сегодня. М., 1990. С. 309-335.

127. Дубровина Н. В. Роль топики в соцреалистической литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6 (2). С. 217223.

128. Дубровина Н. В. Социалистический реализм: метод или стиль // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Вып. 7 (99). С. 181185.

129. Еланцева О. П., Мефодьева С. А. Военно-политический характер строительства № 500 НКВД СССР: 1943-1945 гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 2 (12). С. 25-31.

130. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / [Вступ. статья Д. С. Лихачева]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. 407 с.

131. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты -Тема - Приемы - Текст / Предисл. М. Л. Гаспарова. М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с

132. Зырянов О. В. Своеобразие лирического нарратива в поэзии Я. П. Полонского // Я.П. Полонский: творчество, судьба, эпоха (посвящается 195-летию со дня рождения поэта): сб. науч. ст. по материалам междунар. научн.-практ. конф., 27-29 мая 2015 года / сост. и науч. ред. Т. В. Федосеева; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2015. С. 148-159.

133. Иванова Т. Г. О фольклорной и псевдофольклорной природе советского эпоса // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Изд. подгот. А. Л. Топорков, Т. Г. Иванова и др. М.: Ладомир, 2002. С. 403-431.

134. Избавление от миражей: Соцреализм сегодня: Сб. ст. / Сост. Е.А. Доб-ренко. М.: Сов. писатель, 1990. 413 с.

135. Инюшкин Н. М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. Пенза: [б. и.], 2004. 440 с.

136. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / Под редакцией Е. Добренко, Г. Тиханова. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 792 с.

137. Кинаш А. А., Романова Г. И. Пейзажная лексика в поэзии Б. А. Ахмаду-линой как носитель индивидуально-авторских коннотаций // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 4 (40). С. 30-37.

138. Киреева Н. В. Издания по литературному краеведению Приамурья. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2017. № 111-2 (31). С. 26-28.

139. Киреева Н.В. Тема освобождения Китая от японских захватчиков в литературе Приамурья. // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2020. № 23. С. 77-81.

140. Киреева Н. В. Цикл стихов П. Комарова «Маньчжурская тетрадь»: между социальным и онтологическим // Чтения памяти Евгения Петровича Сычев-ского. 2017. № 17. С. 255-260.

141. Киреева Н. В., Цюй Фань Образ Харбина в творчестве поэтов Приамурья // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. Т. 2. № 1 (41). С. 18-22.

142. Книжная культура Дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации: материалы II Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Хабаровск, 26-28 ноября 2020 г. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. 2021. 136 с.

143. Ковалева З. А., Плохих С. В. История Дальнего Востока России. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. 244 с.

144. Козинец С. Б. Реализация топоса «Общественный долг превыше личных интересов» в литературе соцреализма // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. № 13. С. 325-329.

145. Коблякова Г. А. Анималистическая литература. // Альманах современной науки и образования. 2010. № 12 (43). С. 208-210.

146. Ковский В. Е. Живая литература и теоретические догмы. К спорам о социалистическом реализме // Общественные науки и современность. 1991. № 4. С. 146-156.

147. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М.: Современник, 1978. 303 с.

148. Кожинов В. В. Стихи и поэзия. М.: Сов. Россия. 1980. 304 с.

149. Кондаков Б. В., Попова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания статья первая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 4 (16). С. 130-143.

150. Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Пре-дисл. и составл. В. И. Чулкова. Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 1992. 236 с.

151. Костров А. В. Внутренняя и внешняя оппозиция в советском фильме «Аэроград» // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2014. Т. 9. С. 150-155.

152. Крючкова Л. Л. Из ономастической лексики в лирике П. С. Комарова (историко-поэтические разыскания) // Краеведение Приамурья: сборник научных трудов / под общ. ред. А. А. Барбарича. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2016. Выпуск 33. С. 32-41.

153. Крючкова Л. Л., Сергеева А. Г. Исследовательская работа китайских студентов по изучению творчества П.С. Комарова // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск-Хэйхэ-Харбин, 14-19 мая 2014 года). / под ред. Д. В. Буяров, Д. В. Кузнецов. Благовещенск: изд-во БГПУ, 2014. С. 303-307.

154. Крючкова Л. Л., Сергеева А. Г. Научное общество иностранных студентов по изучению языка П.С. Комарова как способ формирования интереса к русскому языку // Русский язык за рубежом. 2017. № 3 (262). С. 113-118.

155. Кукулин И. В. Лирика советской субъективности: 1930-1941 // Филологический класс. 2014. № 1 (35). С. 7-19.

156. Куренная Н. М. Социалистический реализм. Историко-культурный аспект (Из опыта восточноевропейских литератур 1930-1970-е годы). М.: Институт славяноведения РАН, 2004. 188 с.

157. Курс К. Ю. Роль топонима Смоленск в творчестве М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2018. № 6. С. 47-51.

158. Лазарев А. И. Сущностные особенности поэтики фольклора // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 144-149.

159. Лебедева Н. А. Влияние русской и советской литературы на литературу Северо-Восточного Китая первой половины XX века: причины, периодизация, принципы // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017.Т. 16. № 10: Востоковедение. С. 89-94.

160. Левченко Т. В. Литературные критики журналов «Литературный критик» и «Литературное обозрение». По материалам архива В. Левина // Известия Уральского Федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. Т. 19 № 2 (163). С. 38-55.

161. Лейдерман Н. Л. Проблема жанра в модернизме и авангарде (Испытание жанра или испытание жанром) // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения. Вып. 9. Екатеринбург, 2006. С. 3-33.

162. Ливская Е. В. Поэтика заглавий автора «Поэтики заглавий» С. Д. Кржижановского // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 3216-3220. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54907.htm (дата обращения 10.11.2020).

163. Листвина Е. В. Социокультурная ситуация и культурные ориентиры современности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. Вып.1. С. 30-34.

164. Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации [Электронный ресурс]: Статьи участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 4 февраля 2016 г. Владивосток: ДВФУ, 2016. Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/e-publications/2016/literat-i-kultura-dv-sibiri-i-vost-zarubezh.pdf. (дата обращения: 15.10.2021).

165. Литовская М. А. Новая социальная реальность в советской литературе для детей: альманах «Боевые ребята» (1942-1944) // Уральский исторический вестник. 2018. № 2(59). С. 94-101.

166. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. № 8. 1968. С. 74-87.

167. Лихачев Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. 256 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bookscafe.net/read/lihachev_dmitriy-zemlya_rodnaya-19813.html#p1 (дата обращения 13.10.2021).

168. Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.

169. Лосевские чтения - 2009: Материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 2 / Под ред. А. В. Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. 160 с.

170. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972.

271 с.

171. Ли Иннань Русская литература и ценностные ориентации китайской интеллигенции // Русская литература Х1Х-ХХ1 вв.: метаморфозы смысла: Юбилейный сборник научных трудов, посвященный Н. И. Якушину и В. В. Агеносову / под ред. Кихней Л. Г. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2017. С. 230-237. То же: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studylib.ru/doc/738840/russkaya-literatura-i-cennostnye-orientacii-kitajskoj (дата обращения 10.08.2021).

172. Лю Вэньфэй Перевод и изучение русской литературы в Китае // Новое литературное обозрение. 2004.№ 5. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nlo/2004/5/perevod-i-izuchenie-russkoj-literatury-v-kitae.html (дата обращения 10.10.2019).

173. Масленко Г. М. «Изумленность миром» (О творчестве Петра Комарова) // Лосевские чтения - 2009: Материалы региональной научно-практической конференции. Вып. 2 / Под ред. А.В. Урманова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. С. 93-102.

174. Маслов М. «Чайки» в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] Сайт: Уголок неба: авиационная энциклопедия. Режим доступа: http: //www. airwar.ru/history/av2ww/soviet/i 153/i153. html (дата обращения: 03.01.2020).

175. Менцель Б. Советская лирика сталинской эпохи // Соцреалистический канон: сборник статей / под общ. ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. С. 957-968.

176. Мир после войны: дальневосточное общество в 1945-1950-е гг. / Под. общ. ред. В. Л. Ларина. Владивосток: Дальнаука, 2009. 696 с. (История Дальнего Востока России. Т. 3. Кн. 4). С. 468-625.

177. Михайлов А. А. Поэтическая летопись советской эпохи // Советская поэзия. М.: Худож. лит., 1977. С. 5-34.

178. Мошина Е. А. Культ предков и образ земли-матери в русской лингво-культуре (на материале пословиц, поговорок, загадок) // Вестник СВФУ. 2020. № 3(77). С. 96-104.

179. Мэн Яодэн Советская литература в Китае после 1991 года // Вестник Удмуртского университета. 2019. Т. 29. Вып. 6. С. 1063-1070.

180. Мятлева Е. Ю., Дашибалов Б. Б. Китайские влияния в культуре бурят XVII-XIX вв. (на примере курительных трубок ганза) // Вестник Бурятского госуниверситета. 2011. № 8. С. 186-191.

181. Надеждин Н. И. Опыт исторической географии русского мира. // Библиотека для чтения 1933. Т. 22. Отд. III. С. 27-70.

182. Островерх В. А., Гонтмахер П. Я. Мифологические представления нивхского этноса и их корреляция с формами взаимодействия с реальностью // Вестник ТОГУ. 2010. № 1(16). С. 253-260.

183. Осьмухина О. Ю. Сказ // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2 4. С. 236237.

184. Панченко А. А. Культ Ленина и «советский фольклор» // Одиссей. Человек в истории: Время и пространство праздника. М., 2005. С.334-366. То же: [Электронный ресурс] Сайт: Фольклор и фольклористика в СПбГУ. Режим доступа: http://folk.spbu.ru/Reader/panch2.php?rubr=Reader-articles (дата обращения: 10.02.2022).

185. Перепёлкина А. Н., Елфимова А. П. Дальневосточная печать военного времени о трудовом подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 2 (71). С. 93-103.

186. Певнов А. М. Нивхские мифы и сказки из архива Г. А. Отаиной (предисловие). // Нивхские мифы и сказки из архива Г. А. Отаиной / Редактирование, предисловие и комментарии А. М. Певнова. М.: Энерджи Пресс, 2010. С. II-IX.

187. Петрова Н. Г. Заглавия поэтических текстов символистов: общие тенденции и идеостилевые особенности // Вестник Томского государственного педагогического университета.2011. Выпуск 3 (105). С. 41-46.

188. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. М.: Наука, 1972. 123 с.

189. Пиксанов Н. К Областные культурные гнезда. Историко-краеведный семинар. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 148 с.

190. Полевой Н. А. История русского народа. СПб., 1829. Т. 1. 368 с.

191. Ревякина А. А. «Социалистический реализм»: к истории термина и понятия. // Россия и современный мир. 2002. № 4 (37). С. 102-114.

192. Ревякина А. А. О социалистическом реализме [Эл. ресурс] Сайт День за днем: Наука. Образование. Культура. Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1629 (дата обращения: 10.10.2021).

193. Романова Г. И. Термин образ: к истокам литературоведческой традиции

(по «Письмам русского путешественника» Н. М. Карамзина // Русистика и компаративистика. Сборник научных трудов по филологии. М., 2019. С. 8-19.

194. Рыбальченко Т. Л. История литературы ХХ века как история литературных течений // Вестник Томского государственного университета. 1999. № 268. С. 68-73.

195. Рыбальченко Т. Л. Когда учебное пособие имеет научное значение (Русская литература ХХ века: 1930-е - середина 1950-х годов: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования: в 2 т. / под ред. Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовец-кого и М. А. Литовской). М.: Издательский центр «Академия», 2014. // Филологический класс. 2015. № 3 (41). С. 112-117.

196. Рыжкова А. Г. Некоторые наблюдения над языком поэзии М. В. Исаковского // Синергия наук. 2018. № 29. С. 1596-1601.

197. Савченко Э. Финальная точка экспедиции. Профессор Чжэн Тиу и русская провинция. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://denliteraturi.ru/article/4304 (дата обращения: 10.12.2021).

198. Самойленко Т. В. Жанр миниатюры в поэзии Ли Яньлина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 122-130.

199. Сафонова Л. А. Названия и эпиграфы как индикаторы смыслового поля произведения // Культурология. 2005. № 4 (35). С. 90-104.

200. Семенова С. Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика-Видение мира - Философия. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. 590 с.

201. Сергеева А. Г., Чжан Цзиньли Окказионализмы в лирике П.С. Комарова // Краеведение Приамурья. 2015. № 4 (32). С. 34-37.

202. Скатов Н.Н. Об эпических высотах Исаковского и Твардовского // Русская литература. 2010. № 3. С. 3-8.

203. Слонь О. В. Жанр сценки в ролевой лирике Н. А. Некрасова и его композиционные особенности // Вестник Оренбургского государственного педагогического института. 2006. № 11. С. 51-56.

204. Сорокина В. В. Жанровые формы литературной критики русского Берлина 1920-х годов // Вестник Московского университета. Серия 9 Филология. 2010. № 6. С. 107-115.

205. Спешилова Е. В. Деятельность сельских культурно-просветительских учреждений Приморья в 1923-1925 годах // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 1. С.73-77.

206. Страда В. Советская литература и русский литературный процесс ХХ века // Вестник МГУ. Серия 9. 1995. № 3. С. 45-64.

207. Суй Чао, В. В. Городецкая Образы войны в стихах П.С. Комарова // Краеведение Приамурья. 2015. № 4 (32). С. 28-31.

208. Тихонов Н. А., Тихонов С. А. «Оружие стихотворного слова» поэта Петра Комарова в годы Великой Отечественной войны // Молодой учёный. 1921. № 31.1 (373.1). С. 78-80.

209. Титова Н. С. Символы семени и зерна в поэзии В.А. Сумбатова: традиции святоотеческой и художественной русской литературы // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы XI Междунар. научн. конф. «Никитские чтения». Великий Новгород, 2011. С. 174-180.

210. Титова Н. С. Традиции батальной литературы в творчестве В. А. Сумба-това // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы X Междунар. научн. конф. «Никитские чтения» / Сост. А. В. Моторин. Великий Новгород: НовГУ, 2010. С. 165-172.

211. Топорков А. Л. Обаяние есть чудесная сила... // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Изд. подгот. А. Л. Топорков, Т. Г. Иванова и др. М.: Ладомир, 2002. С. 5-7.

212. Трубинина С. А. Диалог литературы с историей в оценке современного литературоведения // Преподаватель XXI век. 2018. № 4-2. С. 429-443.

213. Уртминцева М. Г. Литературное мышление нижегородской провинции: литературные универсалии и стереотипы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6 (2). С. 675-679.

214. У Цюн, Крючкова Л. Л. Стилистические функции метафор в лирике П.С. Комарова // Краеведение Приамурья. 2015. № 4 (32). С. 32-34.

215. Федосеева Т. В. К вопросу о содержании литературоведческого понятия «художественный мир писателя» // Слово. Словесность. Словесник: Материалы межрегиональной с международным участием научно-практической конференции преподавателей и студентов. 20 апреля 2020 г. / Отв. ред. Ю. А. Южакова. Рязань: ИП Коняхин А. В., 2020. С. 110-113.

216. Федосеева Т. В. О ценностях и ценностном изучении литературы в школе // Слово. Словесность. Словесник: Материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. / Отв. ред. А. А. Решетова, Т. В. Федосеева. Рязань: Издательство «Концепция», 2016. С. 296-300.

217. Фомин А. Ю. Русская советская поэзия 1930-х гг.: эволюция художественного мышления // Художественная словесность: теория, методология исследования, история. Коллективная монография, посвященная 70-летнему юбилею д-ра филол. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ю. И. Минералова. М., 2019. С. 137-144.

218. Хуан Цзянь Дальневосточная анималистика в стихах для детей П. С. Комарова // Литература и журналистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации ХХ-ХХ1 вв.: материалы IV Международной научно-практической конференции (к 130-летию со дня рождения Вс. Н. Иванова). (Хабаровск, 21-22 ноября 2018 г.) / [отв. ред. Л. В. Чередниченко]. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. С. 39-47.

219. Хуан Цзянь Поэтика соцреализма в лирике Петра Комарова // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2021. № 2. Том 2. С. 27-34.

220. Хуан Цзянь Тематика и поэтика цикла П. С. Комарова «Зеленый пояс» // Книжная культура дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации: сборник статей всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) «Книжная культура дальневосточного региона: проблемы истории, методики, межкультурной коммуникации» (Хаба-

ровск, 21-22 ноября 2019 г.) / под общей редакцией О. Н. Александровой-Осоки-ной. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. С. 93-97.

221. Хуан Цзянь, Александрова-Осокина О. Н. Великая Отечественная война в лирике П.С. Комарова // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 259-261.

222. Хуан Цзянь, Александрова-Осокина О. Н. Поэтика соцреализма в ранней лирике Петра Комарова (на материале сборника «У берегов Амура», 1940 г.) // Культура и наука Дальнего Востока. 2021. № 2(31). С. 31-36.

223. Хуан Цзянь, Александрова-Осокина О. Н. Тема Китая в цикле стихов П.С. Комарова «Маньчжурская тетрадь» // Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона: сб. науч. ст. по материал. II Международной студенческой научно-практической заочной конференции «Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (20 января 2018 г.) / отв. ред. доц. Л. В. Чередниченко. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. С. 269-272.

224. Хуан Цзянь, Александрова-Осокина О. Н. Творческий портрет Петра Комарова в литературной критике (по материалам «юбилейных» статей) // Записки Гродековского музея. Вып. 38. Хабаровск: КГБНУК «ХКМ им. Н. И. Гродекова», 2020. С. 75-82.

225. Хуан Цзянь, Александрова-Осокина О. Н. Творчество Петра Комарова в оценке литературной критики журнала «Дальний Восток» (40-50-е гг. ХХ в.) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Том 13. Вып.1. С. 14-18.

226. Хуан Цзянь, Александрова-Осокина О. Н. Человек и его время в лирическом цикле Петра Комарова «Золотая просека» // Гуманитарные исследования. 2020 № 2. С. 132-138.

227. Хуторянская А. Д. Картина мира в современной гуманитарной науке // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 1. С. 204-208.

228. Цугаева Э. Р., Хунарикова П. Х. Феномен соцреализма в русской литературе первой половины ХХ века (М. Горький) // Наука и молодежь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и

аспирантов. 2017. С. 400-402.

229. Чевтаев А. А. Повествовательность в лирике и концепция Б. О. Кормана // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 7. № 21-1. С. 103-114.

230. Чехунова О.А. Циклизация как способ отражения мировосприятия поэта: эмигрантские поэтические циклы Георгия Иванова //Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. №3. С. 207-212.

231. Черников В. Литература в провинции, а не провинциальная литература: Интервью с профессором Шанхайского университета Чжэн Тиу. [Электронный ресурс] . URL: https://podiemvrn.ru/literatura-v-provincii-a-ne-provincialnaya-ШегаШга(дата обращения: 10.12.2021).

232. Чжэн Тиу. Как мы в Китае переводим стихи: стихотворный аспект // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016. Вып. 4. С. 142-161.

233. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.

234. Шешунова С. В. Национальный образ мира как категория этнопоэтики русской словесности // Проблемы исторической поэтики. 2008. Вып. 8 (Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр). С. 5-17.

235. Щербакова О. И. Произведения на амурскую тему в творчестве Петра Комарова // Лосевские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции. Под ред. А. В. Урманова. Благовещенск, 2010. С. 76-81.

236. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. 303 с.

237. Ян Янь. Распространение и влияние русской литературы в Китае (19001960) // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2016.№ 30-5. С. 49-53.

238. Ян Янь. Русская литература в Китае середины ХХ столетия в оценке китайских исследователей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63): в 3-х ч. Ч. 2. C. 52-55.

239. 20-90 ШЖ: ШЖ^^ЖШ^» 2017 3; 2; 5; 590 Ж (Кормилов: «История русской литературы в двадцатом веке: крупнейшие писатели с 1920-х по 1990-е годы», Нанкин: Издательство Нанкинского университета, 2017, 3;2; 5; 590 страницы.

240. ШШЬ. + Ш*^2004

125 ж (Чэнь Наньсянь. Русско-советская литература и китайская литература в период «Семнадцать лет»: дисс. ... д. филол. н. Сучжоу, 2004. 125 с.)

241. шшф. ш: 2004. 356 ж

(Чэн Цзяньхуа. Отношение китайской и русской литературы в XX столетии. Пекин: Изд-во высшей школы, 2004. 356 с.).

242. тш^-и&^т^т: ±ш

^л^2010 46 ж (ЧэньЮй. Советская «красная классика» в Ки-

тае - на примере «Как закалялась сталь»: дисс. ... магистра филол. н. Шанхай, 2010. 46 с.).

243. ыт. Ш2007

60 ж(ШэньСиян. Рецепция русско-советской «красной классики» в современном Китае: дисс. ... магистра филол. н. Шанхай, 2007. 60 с.).

244. тш. фтшта^фмящ^й". 2005щ^шш±тт±т&

171 ж (Юй Цзя. Русско -советская «красная классика» в оценке китайских критиков: дисс. ... д. филол. н. Шанхай, 2005. 171 с.).

245. тт.

2005. № 2. 123-127 ж (Ян Лицзин. Влияние идейного течения советской художественной культуры на китайскую литературу в 1950 гг. // Вестник

Шэньянского педагогического ун-та. Сер. Социальные науки. 2005. № 2. С. 123127.).

1.2. Авторефераты

246. Александрова-Осокина О. Н. Художественная картина мира в паломнической прозе 1800-1860-х гг.: священное пространство, история, человек: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2014. С. 47 с.

247. Белогурова С. П. Анимализм как культурологический и художественный феномен в общественной мысли рубежа Х1Х-ХХ вв.: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2011. 25 с.

248. Вартанова О. А. Англоязычные топонимы и их стилистический потенциал в поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1994. 16 с.

249. Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 1998. 24 с.

250. Грачева С. М. Отечественная художественная критика XX века: вопросы теории, истории, образования: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб, 2010. 43 с.

251. Гречаник И. В. Художественная концепция бытия в русской лирике первой трети ХХ века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004. 36 с.

252. Грибанова О. Д. Региональное своеобразие зауральских топонимических преданий: автореф. дис. . канд. филол. Челябинск, 2006. 18 с.

253. Иванова Е. Ю. Поэтический мир А. А. Воробьева: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2007. 23 с.

254. Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология, на материале русской прозы Х1Х-ХХ вв.: автореф. дис .... канд. филол. наук. М. 1986. 22 с.

255. Конев В. П. Советская художественная культура периода 30-80-х годов ХХ века: теоретико-исторический анализ: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Кемерово, 2004. 44 с.

256. Левченко М. А. Поэзия пролеткульта. Идеология и риторика революционной эпохи: автореф. дис. .канд. филол. наук. СПб., 2001. 18 с.

257. Ли Лицюнь Структура, семантика и прагматика заглавий художественных произведений: автореф. дис.....канд. филол. наук. М., 2004. 20 с.

258. Матаненкова Т. А. Поэтический мир Татьяны Бек: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2012. 21 с.

259. Некрасова Е. С. Социалистический реализм как культурный феномен: автореф. дис. ... канд. философ. наук. СПб., 2006. 26 с.

260. Орехова Ю. С. Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Калининград, 2008. 22 с.

261. Разумовская А. Г. Сад в русской поэзии XX века: феномен культурной памяти: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2010. 35 с.

262. Раскина Е. Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Архангельск, 2009. 46 с.

263. Романова Г. И. Мир эпического произведения (на материале русской литературы XIX-XX вв.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2008. 46 с.

264. Сарчин Р. Ш. Поэтический мир Н. Н. Благова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ульяновск, 2006. 24 с.

265. Соколова В. В. Творчество П. С. Комарова, поэта-дальневосточника: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 1955. 22 с.

266. Стрельцова Г. Д. История детской книги на Дальнем Востоке России, 1922-1941 гг.: автореф. дис. ... канд. историч. наук. Хабаровск, 2003. 20 с.

267. Титова Н. С. Наследие В. А. Сумбатова в контексте русской классической литературы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2014. 34 с.

268. Чжао Сюе. Рецепция современной русской литературы в китайском литературоведении: автореф. дис. .канд. филол. наук. Томск, 2018. 15 с.

269. Шалагинов Н. В. Русская литература социалистического реализма и проблема ее генезиса: автореф. дис. .канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2006. 24 с.

270. Щербаков С. А. Растительный мир как природный, историко-культурный и духовный феномен в русской поэзии XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2013.38 с.

271. Эртнер Е. Н. Феноменология провинции в русской прозе конца Х1Х-начала XX века: автореф. дис. .д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2005.42 с.

272. Яроцкая Ю. А. Творчество В. К. Арсеньева. Специфика научно-художественной системы: автореф. дис. .канд. филол. наук. Владивосток, 2005. 29 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.